Логопедическая неделя в начальной школе

Сроки и продолжительность логопедических занятий. Как сэкономить.

В интернете много информации о том, сколько времени должны длиться логопедические занятия. Частные логопеды так же указывают различную длительность своих занятий. Чтобы стало понятно, почему у одних логопедов занятие длится час, а у других 15 минут – давайте разберемся.

Сколько должно длиться логопедическое занятие?

1. В бюджете (детских садах, поликлиниках) существуют нормативы по 15-30 минут на занятие с ребенком (в зависимости от возраста ребенка и типа занятия – индивидуальные или групповые). Ссылаются на нормы СанПин. 20-30 лет назад нормы СанПин для логопедических занятий были в полтора-два раза больше. Связано это с «оптимизацией», т.е. экономией бюджетных средств, это коснулось логопедов раньше, чем врачей и учителей. Логопедов так же посокращали, увеличили количество детей в группе, и естественно, сократили время, отведенное на одного ребенка. (То что сейчас происходит с приёмом у врачей).

2. Возможно, вопрос времени логопедических занятий нужно рассмотреть с точки зрения терминологии. Существуют понятия «логопедическое упражнение», «логопедическое занятие», «консультация», «домашняя работа», «работа с родителями», «логопедическая (она же «коррекционная») работа», упражнения (например, развитие ВПФ) с невысокой речевой нагрузкой, способствующие лучшему усвоению логопедического материала; речевая работа родителей дома с детьми; установление контакта с ребенком… Поэтому логопедическое занятие может длиться и 5 минут, если в него входит лишь одно упражнение, а может и час, если состоит из нескольких вышеперечисленных элементов.

3. У сторонников коротких логопедических занятий есть еще один довод: они ссылаются на здоровье ребенка. Что ребенок не может высидеть на занятии так долго, и что тяжело артикуляционному аппарату находиться в постоянной речевой нагрузке, что у ребенка не хватает внимания…

Аргументы, опровергающие эти доводы:

а) сидеть неподвижно и детям и взрослым людям вредно. Поэтому совершенно нормально, когда ребенок на занятии непрерывно двигается, никто его не ограничивает. За одно занятие мы успеваем посидеть на стуле, на диване, на горшке, а потом «меня несут на руках» (точнее планшет) на кухню или под стол, или на пол катать машинки. Главное – чтобы был результат. Я не сторонница многократных и однообразных повторов. Даже взрослый человек более 5 минут повторять одно и то же не может. Поэтому опытные логопеды имеют массу пособий, методов и приемов разнообразить логопедическую работу, чтобы ребенок не уставал.

б) Что касается усталости артикуляционного аппарата. Органы периферического артикуляционного аппарата состоят из мышц, и эти мышцы маленькие. Разумеется, они достаточно быстро устают от многократных однообразных движений. Но почему-то тот же язык не устает «разговаривать» по несколько часов. Дело в том, что мышца устает выполнять одно движение. Поменяйте движение (произнесите другой звук или слово) – и не будет усталости. Однотипные движения на логопедических занятиях мы выполняем только во время артикуляционной гимнастики. Поэтому для каждого упражнения указано количество движений – где-то 5-7 раз, где-то 2-3. Но ни одно логопедическое занятие не состоит только из артикуляционной гимнастики.

в) Я бы сказала, что сильнее всего на занятиях устает мозг. О чем говорят психологи, на которых ссылаются СанПины: через 5 минут снижается концентрация внимания, устойчивость, переключаемость. Но давайте скажем честно – любой человек через 5 минут выполнения одного и того же теста утратит концентрацию внимания. При этом семилетние дети в первом классе проводят на каждом уроке по 40 минут. Просто ни один педагог (и логопед) не будет полчаса делать с ребенком одно упражнение. На занятиях у опытного частного логопеда изучается несколько тем по 1-2 упражнения в каждой теме, так нас учили в институтах 20-30 лет назад. При этом ребенок не теряет концентрацию внимания.

г) работа с родителями занимает от 10 до 30 минут на каждом занятии.. Для того чтобы ребенок мог с мамой каждый день закреплять пройденное – нужно чтобы мама все понимала, что и как делать. В бюджетных организациях не предусмотрена работа с родителями, поэтому в их логопедическое занятие это время не включается.

д) нужно еще учесть время на включение ребенка в процесс занятия. Иногда уходит по 15 минут в начале занятия, чтобы ребенок собрался и начал заниматься.

е) По моим наблюдениям – если мы пойдем по пути упрощения и сокращения времени занятия с учетом нынешних возможностей ребенка, то со временем мы получаем, что даже шестилетний ребенок «устает» заниматься уже через 5 минут. Напротив, постепенно увеличивая время работы с ребенком (вовлекая его в процесс, через игры и интересные задания) за пару месяцев доводили время занятия до 40 минут с 3х летним ребенком. Я настоятельно рекомендую всем родителям забрать у детей телефоны, планшеты, выключить мультики в телевизоре и в интернете, так как это у ребенка в целом снижает внимание и восприятие.

4. Кроме меня, с моим опытом работы и наблюдениями, есть и другие профессиональные логопеды. И если посмотреть в интернете тенденции – опытные логопеды чаще ставят занятия по 45-60 минут,

Раньше я проводила и 30 минутные и 60 минутные занятия. На основании имеющейся статистики – получается, что независимо от возраста и вида речевого нарушения сроки до полного излечения при получасовых занятиях увеличиваются в 5-10 раз. Т.е. даже исправление звукопроизношения при часовых занятиях происходит за 2-3 месяца, при получасовых – год. Предполагаю, что большинство опытных профессионалов провели такую же статистику.

Как часто нужно заниматься с логопедом?

За свою многолетнюю практику я как только не занималась с детьми – и каждый день, и раз в неделю… Я пришла к выводу, что наиболее эффективны занятия 2 раза в неделю с логопедом и ежедневная домашняя работа (выполнение домашних заданий) с родителями.

Если ребенок занимается с логопедом 1 раз в неделю – скорость коррекционной работы медленнее в 10-20 раз, чем при 2 разовых занятиях с логопедом и ежедневной домашней работой с родителями.

Если ребенок занимается 3 раза в неделю – скорость коррекционной работы возрастает всего на 10-20% , чем при 2 разовых занятиях.

Если с логопедом заниматься каждый день, но без родителей – то это будет в 2 раза медленнее, чем если заниматься 2 раза в неделю с логопедом с ежедневной домашней работой родителей.

Вывод: выбирая опытного логопеда, который занимается с ребенком по 50-60 минут 2 раза в неделю, с объяснениями и выдачей родителям домашних заданий, вы сокращаете сроки коррекционной работы в 5-50 раз. А это не только ваше время, но и деньги. И большинство опытных логопедов, даже зная всеобщее стремление к экономии, работает именно так. Чтобы не было негативных отзывов о ее работе, что годами занимались, а результатов не было.

Давайте посмотрим шире. Большинство спортивных секций и кружков работают 2 раза в неделю, т.к. этот режим занятий дает наилучший эффект для развития и мозга и мышц.

Как сэкономить?

1. Правильная организация логопедических занятий 2 раза в неделю по часу позволит вам сократить общее время коррекционной работы.

2. Следующий способ сокращения сроков коррекции – это домашняя речевая работа родителей с ребенком по заданию и под контролем логопеда. В этом случае не будет как в присказке – «тут лечим, а там калечим». Без участия родителей в логопедической работе у ребенка дома продолжается автоматизироваться неправильное речевое поведение. Напротив, при взаимодействии логопеда и родителей, ребенок сразу переносит новые речевые навыки в жизнь, избегая «кабинетной речи»,

Еще нужно учитывать тяжесть речевого нарушения. Так при простых речевых нарушения достаточно бывает 15 минут в день домашней работы, а при алалии необходимо 10-12 часов ежедневной речевой работы родителей или няни. (Потому и возникает вопрос: как логопеды за 15-30 минут «успевают» и занятие с ребенком провести и родителей научить правильно работать с ним дома?)

3. Еще одним способом сокращения сроков коррекционной работы является раннее обращение к логопеду. Потому что чем позже обращаются родители, тем больше времени занимает процесс коррекции. Нормы развития речи ребенка находятся тут.

В среднем опоздание на 1-2 года грозит увеличением времени логопедической работы в 2-3 раза.

Например, если вовремя пришли к логопеду по поводу постановки отсутствующего звука – все можно успеть сделать за 2 месяца (включая автоматизацию). А если дождались появления искаженного звука – возможно, придется исправлять его полгода.

В случае алалии – те, кто обращается за логопедической помощью в 4-5 лет, заниматься будут в среднем в 2 раза дольше, чем если бы пришли в 2 или 3 года.

Индивидуальный подход к логопедическим занятиям.

Есть два маркетинговых направления индивидуальной работы с клиентом. Первый – основывается на подходе «любой каприз за ваши деньги». Если вы не хотите заниматься с ребенком, логопед сам все сделает. Хотите платить меньше – всегда найдутся логопеды с 15 минутными занятиями. Еще дешевле – давайте соберем групповые занятия. Можно быть приятным логопедом и для ребенка – заниматься тем, что ребенок и так умеет, или вообще не логопедией. В чем выгода такому логопеду? В том, что рекламу можно дать один раз на 5 лет, потому что все будут заниматься очень долго. А через 5 лет, когда наберется большое количество недовольных безрезультатностью работы родителей – можно сменить фирму, место работы, сайт. – и начать сначала. Лучше всего результативность такого подхода иллюстрирует мультфильм «Жадный богач», где главный герой хотел получить семь шапок из одной шкуры.

Второй подход – логопед работает на достижение скорейшего результата. Для этого логопедической работы с ребенком проводится много, что во время занятий, что дома с родителями. Упражнения логопедом подбираются исходя из его нарушения, возраста, возможностей. Логопед хвалит ребенка за стремление к результату. Обсуждает с родителями интересы ребенка, чтобы включать их в занятия и т.д. За те же 5 лет логопед исправляет речь в несколько раз большему количеству детей. К нему начинают идти по рекомендации, что позволяет снизить затраты на рекламу. Это подходит логопедам, которые собираются работать в своей профессии всю жизнь. Выгода для родителей в том, что при более высокой цене за занятие они в общем платят меньше за счет сокращения сроков коррекционной работы. Ребенок имеет меньше психологических проблем (а иногда они просто не успевают сформироваться, т.к. все прошло быстро).

Хотите сэкономить – выбирайте логопеда, который проводит занятия 2 раза в неделю по 50-60 минут, имеет большой опыт, умеет объяснять все родителям. Тогда при любой цене за одно занятие у этого логопеда вы заплатите в несколько раз меньше за конечный результат.

Советы школьного логопеда

Школьный логопед – Фисенко Елена Федоровна

Стаж работы – 30 лет

Родителям о развитии речи ребёнка

Необходимо обратить особое внимание на:

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик) , словоизменение (стул – стулья) , согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод.

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко, бежать – стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы) .

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях .

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции ).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры , умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое ).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов) .

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

u Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье .

u Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка .

u Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности .

u Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня .

u Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха .

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните .

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие .

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить .

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери .

Для отработки дикции и четкого произношения звуков ,

Говори, не торопись и смотри не ошибись:

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

Ребёнок читает медленнее всех.

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости .

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше .

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.

– Регрессии . Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения .

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать — взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем .

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном .

Чтение нужно контролировать и слушать , чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов .

Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти . Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений .

Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады .

Расширяйте периферийное зрение ребёнка , которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).

Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается . Как можно меньше критикуйте.

Логопедическая неделя в начальной школе

Данная статья адресована прежде всего родителям, чьи дети посещают логопедические группы детских дошкольных образовательных учреждений. Зачастую родителей пугают речевой школой, считая видимо, что эта школа сильно отличается от обычной общеобразовательной, и значительно ограничивает возможности ребенка в получении базового образования. Это первый миф. Следующий миф состоит в том, что дети, обучающиеся в речевой школе, якобы, имеют выраженные отклонения в развитии. Третий заключается в том, что попав в коррекционную школу, ребенок уже никогда не сможет обучаться в общеобразовательной школе и не получит хорошего профессионального образования в будущем.

В реальности же все обстоит несколько иначе.

В специальную (коррекционную) школу V вида принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

В отличие от общеобразовательной школы, учащиеся речевой школы получают основное общее образование и аттестат государственного образца за 10 лет обучения. I ступень (1-4 классы) – 4 года, II ступень (5-10 классы) – 6 лет. Основу образовательного процесса в речевой школе составляет единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодолению речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Этим обусловлены особенности учебного плана речевой школы. Увеличено количество часов на изучение русского языка и развитие речи с 1 по 10 классы, в 1-2 классах введен предмет «Произношение». Программы других образовательных областей скорректированы с учетом увеличения срока обучения в основной школе. Важнейшей составляющей учебного плана является «Коррекционно-адаптационная область», которая включаетиндивидуальные и групповые логопедические занятия, логоритмику в начальных классах и факультативы коррекционной направленности в старших классах.

Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Первый год обучения для ребенка с речевой патологией становится диагностическим. В первые два месяца обучения первоклассники проходят углубленное обследование. При этом уточняется структура речевого дефекта, прослеживается динамика развития основных психических функций и компенсаторных механизмов. Исходя из этого, составляется программа коррекционной работы и дальнейшего обучения для каждого ученика.

Однако, усилий только учителя было бы недостаточно для достижения необходимого результата. Условия речевой школы позволяют создатьпредпосылки для оптимально эффективной коррекционной работы. В первую очередь, это наполняемость классов до 12 человек. Школа работает по типу школы полного дня, то есть каждый класс это класс-группа продленного дня ( с 1 по 6 класс), где дети могут находиться с воспитателем до 17-18 часов. Воспитатель координирует посещение детьми различных занятий коррекционной направленности, кружков, помогает с выполнением домашних заданий, совместно с классным руководителем планирует и ведет воспитательную работу.

Кроме того, штатное расписание речевой школы позволяет создать качественную систему сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Ученик с тяжелыми нарушениями речи не может не испытывать трудностей в период обучения. Помимо проблем,обусловленных речевым недоразвитием, эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психо-эмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией. На помощь педагогам приходят психологи, логопеды, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также врач-невролог, медсестра, инструктор ЛФК, валеолог. У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.

Успешность и результативность обучения данного контингента учащихся во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.

В этой связи, хочется отметить высокий профессионализм, творческий подход к делу всего педагогичес кого коллектива. Учителя корректируют учебные программы, адаптируя их к особенностям развития учащихся школы, ведут экспериментальную работу, разрабатывают авторские программы и методические пособия. Так, чтобы облегчить детям изучение химии по учебникам общеобразовательной школы, учителем химии Ергогло Г.Х. был написан учебник «Химия. 8 класс» и создана рабочая тетрадь для учащихся. В последние годы в учебный процесс активно внедряются современные педагогическ ие и информационные технологии. В коррекционной работе используются компьютерные программы БОС «Здоровье», «Дельфа», «Логодиакорр» (последняя разработана и апробирована при участии учителя-логопеда школы Павловой Л.Н.). В школе два компьютерных класса. На базе одного ведутся логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи, а также занятия психолога и дефектолога по коррекции нарушений психических функций. В другом классе проводятся уроки информатики, ОБЖ. Многие пред мет ные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, что позволяет учителю вести уроки на современном уровне.

Нам очень важно, чтобы наши ученики не чувствовали себя какими-то особенными, не такими как их сверстники в общеобразовательных школах. Хотя учеба дается им большим трудом, педагоги радуются любому их успеху, поддерживают, помогают. Главное, чтобы дети не потеряли уверенность в себе, преодолели страх собственной речи. И если ребенок не стал лучшим в учебе, он обязательно будет лучшим в спортивных соревнованиях, в творческом конкурсе, сможет проявить себя в любой другой деятельности.

Это подтверждают ежегодные успехи учащихся школы в различных городских и районных мероприятиях. Мы можем гордиться спортивными достижениями: 1 место в соревнованиях «К стартам готов» на Первенстве Красногвардейского района, 3 место в детско-юношеской Спартакиаде Санкт-Петербурга. (фото 1).

В течение двух последних лет школьная театральная студия «Вдохновение» становилась победителем и лауреатом Межрайонного городского конкурса детских театральных коллективов «Начало».(фото 2).

В марте этого года группа учащихся 6 класса едет в г.Сочи, как победители конкурса творческих работ участников Восьмого открытого Интернет-фестиваля молодых читателей России «Сочи-МОСТ-2009» (МОСТ -Мастерская Остро Современны х Текстов) «Сорочинская ярмарка», посвященного 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

Важнейшей составляющей успешности и результативности обучения ребенка с нарушением речи, мы считаем роль родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Хотя некоторые считают, что отдав ребенка в речевой сад или в речевую школу, они все свои проблемы решили. Или напротив, родители демонстрируют чрезмерные амбиции по типу: «Я хочу, чтобы мой ребенок учился по такой-то программе, изучал английский язык с 1 класса и т.п.». Родителям следует четко понимать, что учеба для ребенка с нарушением речи – тяжкий труд. Ему нужна постоянная помощь, поддержка, направленность на успех – тогда не пропадет желание учиться.

Родители вправе рассчитывать на хороший результат, если пройдут весь сложный путь обучения в школе вместе со своим ребенком.

Наши выпускники после 10 класса чаще всего поступают в профессиональные училища, колледжи или идут в 10 класс общеобразовательной школы. Многие в будущем получают высшее образование и становятся прекрасными специалистами.

Выпускник школы 1997 года Степанов Дмитрий сейчас учитель физкультуры лицея №265 Красногвардейского района, и несколько лет назад он стал победителем районного конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды». Выпускник школы 2004 года Николаев Василий, закончив среднюю школу №10 Центрального района с золотой медалью, стал студентом факультета коррекционной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена. (фото 4)

Речевая школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни.

Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает:

  • собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция),
  • элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.),
  • связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты),
  • а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Для воспитания звуковой культуры речи я использую следующие методы и приемы:

– образец правильного произношения;

– показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки «Сказка о веселом язычке» , «Веселая прогулка», «Зоопарк»;

– краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

– утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

– образное называние звука или звукосочетания (з-з-з — песенка комара, туп-туп-туп — топает козленок);

– хоровые и индивидуальные повторения;

– обоснование необходимости выполнить задание педагога;

– индивидуальная мотивировка задания;

– совместная речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

– оценка ответа или действия и исправления;

– образная физкультурная пауза;

– дидактические игры («Чей домик?»)

– ритмическая гимнастика в сочетании с речью («Лошадки», «Где же наши ручки»)

– дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

– метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Младший дошкольный возраст

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: «Слушай звуки», «Двигайся на звук».

2. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

3. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.

Игра: «Определи одинаковые звуки», «Покажи, что звучит», «Узнай по звуку», «Спой как большой медведь, как маленький мишка», «Сдуй пушинку».

Развитие пространственного слуха.

4. Игра: «Покажи, где звук?», «Где котенок, где щенок?».

Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др).

5. Вызывать правильное произношение звуков.

Старший дошкольный возраст

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками с, с’, з, з’, ц. , ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л’, р, р’.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» ( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак).

4. Развивать навыки звукового анализа слов. Игра » Отгадай слово по первым звукам «. Посмотри на картинки. По первым звукам названий картинок отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); зебра, иголка, мышь, аквариум (зима). Игра » Цепочка «. Что общего в словах «мак» и «кот»?

5. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

6. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

7. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра » Выбери лишнее слово». Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Воспитание правильного произношения звуков включает в себя:

  1. подготовительные упражнения (подготовку артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука);
  2. уточнение артикуляции звука (изолированное произнесение звука);
  3. правильное произношение звука в слогах и словах
  4. правильное произношение звука в предложениях, связной речи;
  5. дифференциация звуков.

В работе по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков используется ряд педагогических приемов. Вот некоторые из них:

Звукоподражания

С детьми младшего дошкольного возраста широко используются звукоподражания, издаваемые животными. Например:

Рассказ «Кто как кричит?» (при формировании правильного произношения звука К)

Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «Ко-ко-ко..» Как она кричит? («Ко-ко-ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «Куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес»,— ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достает петуха) и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют (достает воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать ягоды, вдруг слышим, кукушка кукует (достает кукушку): «Ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку…».) Набрали ягод, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку): «Ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли по лесу и вернулись домой».

Методические указания: следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук К четко и отвечали на вопросы полным ответом.

Договаривание

Договаривание – как прием педагогической работы очень эффективен при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. Его можно использовать на всех этапах работы над звуком. Используется договаривание предложений, подстановка подходящих по смыслу слов и звуков.

Заучивание

Заучивание стихотворение, чистоговорок и скороговорок используется на последнем этапе работы со звуком. Это наиболее сложный этап для детей, так как требует от них значительных усилий. Ребенок уже должен владеть четкой артикуляцией звука, уметь различать артикуляторно или акустически схожие звуки.

Рассказывание

Дети-дошкольники очень любят сказки, рассказы, поэтому рассказывание широко используют как прием педагогической работы, в том числе и при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. В нашем случае удобно применять ее при подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звуков, а также на уровне автоматизации звука в связной речи.

Система игр, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей:

«Разложи картинки на группы»

«Разложи картинки по сходству»

«Назови лишнее слово»

«Отгадывание по описанию»

«Выбери из трех два слова-«неприятеля»

«Сравнить по вкусу»

«Сравнить по цвету»

«Сравнить по размеру»

«На что похоже?» (сравнение)

«Логопедическая ромашка». Цикл игр «Логопедическая ромашка» учит ребенка различать звуки на слух, выделять их из слов, сравнивать между собой. А это является главным условием формирования правильного произношения и успешного обучения письму и чтению В этой игре предлагается поработать над звуками: ж-ш, з-с, р-л, ч-щ.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы: задания должны проводиться систематически и поэтапно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

4. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил

5. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп.

Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

звуковая культура речи включает в себя правильность речи,выразительность

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи»

Тема: Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Понятие звуковой культуры речи

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость родного языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.

3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка.

Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

Еженедельная работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения.

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?

Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» – песенка комара, «Р» – работа мотора самолёта, «Ш» – из лопнувшего шара выходит воздух).

Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз. »). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе»

Ирина Забелина
«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе»

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей группе по формированию звуковой культуры речи:

Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков.

Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч –ц, с – ш, ж – з, л –р.

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей. Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства.

Формирование звуковой стороны речи осуществляю в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий. Один раз в месяц провожу комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Большая часть времени на таком занятии отвожу работе над произношением одного звука или группы родственных звуков, дифференцировке пар звуков: з — ж, с — сь и др. Главная роль в обучении принадлежит ООД, включающая показ-образец произношения с активным упражнением детей. На первоначальной ступени обучения, этот прием подкрепляла кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата. При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения использую специфичный прием — утрированное произношение или интонирование звука.

Ознакомление дошкольников со звуками речи осуществляю в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом. Использую дидактические рассказы с включением учебных заданий детям.

Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно они являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач. Есть дети, застенчивы от природы, они боятся сказать что-то не так, быть смешными. Такие дети предпочитают отмалчиваться на занятии. Дидактическая игра в этом случае неоспоримый помощник воспитателя, она — ценное средство воспитания действенной активности, в ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Поэтому я стараюсь, как можно чаще использовать различные дидактические игры в своей работе. Игры используются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В этом случае игры не являются средством обучения, но помогают закреплять и обобщать знания, полученные на занятиях.

Активным приемом, который я использую в своей работе, являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Я его предлагаю детям или в эмоционально-шутливой форме, или в деловой.

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка. В случае ошибочных ответов использую приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь.

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор я применяю не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Я стараюсь слишком частого не использовать исправления и подсказки, так как это нервирует ребенка. На занятиях употребляю и такой прием — образная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.

В старшей группе продолжаю совершенствование речевого слуха; детей учу выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения.

Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом,требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старшей группе в процессе упражнений и игр детей сначала знакомлю с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну

законченную фразу и т. д.

Затем приступаем к звуковому анализу слова.

Для совершенствования дикции у детей использую упражнение — заучивание скороговорок. Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. А также проговаривание скороговорок способствует развитию речевого дыхания.

Важно приучать детей к плавной речи среднего темпа. Прием, который я использую это — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом.

При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты организовываю подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса.

Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни. Показать им, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений.

Образовательная деятельность дополняется и взаимодействует со специальными упражнениями вне занятий. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы,которые осуществляю: игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

Планирую индивидуальную работу с детьми: дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказ. Индивидуальную работу со звукамии звучащими словами организую на утренней и вечерней прогулках: подбор слов на заданный звук, деление слов на слоги, определение звука в слове.

Материал по воспитанию звуковой культуры речи закрепляется буквально в каждом режимном моменте. Таким образом, каждый день предусматриваю работу по звуковой культуре речи.

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовала предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе материал по формированию звуковой культуры речи размещён игровых зонах: «Развития речи», «Книжном уголке», «Театр», «Сюжетно – ролевые игры».

Сформировать речевые навыки ребёнка помогает правильно организованная, развивающая предметно-пространственная среда, которая также дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, возможность общения со взрослыми и сверстниками, а воспитателю дает возможность организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В начале учебного года на родительском собрании познакомила родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи, требованиями, которые предъявляются к воспитанникам.

Необходимую информацию для родителей выносится в специальную папку передвижку, которая находится в раздевалке, чтобы взрослые могли ознакомиться с ней во время ожидания ребенка.Цель: показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании звуковой культуры речи. Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, я рекомендую родителям продолжать эту работу в семье.

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Дидактическая игра по формированию звуковой культуры речи детей первой младшей группы «Отгадай, куда покатится клубок» Для речи детей третьего года жизни характерна: несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов или вставка.

Дидактические игры с дошкольниками по формированию звуковой культуры речи Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию дидактические игры по формированию у дошкольников звуковой.

Конспект индивидуального занятия по формированию звуковой культуры речи. Автоматизация звука [Р] в различной позиции Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции. Цель: Автоматизация звука Р. Задачи: • Учить четко произносить.

Конспект логопедической НОД в старшей логопедической группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные») Цель:.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группе «Путешествие с семьёй» Области интегрирования: Речевое развитие. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш]. Закрепить правильное произношение звуков [С] – [Ш]. Учить.

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР «Доктор Айболит спешит на помощь» Тема. Доктор Айболит спешит на помощь. Цель. Дифференциация звуков Т-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте. Задачи Образовательные:.

Приёмы работы по формированию связной речи 1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок, после.

Универсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами моим маленьким изобретением. На глаза попался сломанный цифровой материал. Я придумала,.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи «Звук [Ц]» Звуковая культура речи : звук Ц Цель: Формирование правильного произношения звука Ц Программные задачи: 1) Упражнять детей в произнесении.

Методические приемы воспитания звуковой культуры речи у дошкольников

При воспитании звуковой культуры речи применяются специальные методические приемы.

  • 1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но уже начиная со средней группы воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них – прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. (“Послушай, как я скажу: “Ворона закаркала кар-кар-кар!”, а теперь ты скажи”.) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие.
  • 2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а так же других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: “У-у-у” – сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) “Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин. Танин. “.
  • 3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием Сказки о веселом язычке М. Генинг и Н. Герман [23]. Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи.

В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков “о”, “у” губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять язык, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук.

4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней – на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагаю определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания.

В старшей группе можно проводить словесные упражнения соревнования типа “Кто лучше скажет?” В соревновании участвуют две команды (по 2–3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем – наоборот.

Особый интерес у старших дошкольников вызывают упражнения, в которых намеренно какое-либо слово произносится неточно (“Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки”). Дети должны обнаружить ошибку и подобрать нужное слово.

  • 5. Рассказ – драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем. Приведем пример рассказа-драматизации “Катя на даче” для детей младшей группы.
  • 6. Использование пособий “Волшебный кубик”, “Звуковые часы”. На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: “Вертись, крутись, на бочок ложись!” Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

Пособие “Звуковые часы”, разработанное Г.А. Тумаковой, состоит из демонстрационных, большого размера часов для воспитателей, и индивидуальных, маленького размера – для каждого ребенка. Изображения предметов на индивидуальных “звуковых часах” разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым ребенком. Названия предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (“жук”, “лук”), одно-два – длинными (“Чебурашка”, “Буратино”), два названия – трехсложные (“машина”, “курица”), а два – двусложные (“рыба”, “роза”) [25].

Вот примерные задания для детей четырех лет: “Произнесите названия изображенных предметов; вслушайтесь, как звучат эти слова; найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками; отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию”.

А вот задания для детей пяти лет: “Найдите на часах самые короткие слова; укажите стрелками два длинных слова; отыщите два слова: одно – короткое (укажите на него маленькой стрелкой), а другое – длинное (направьте на него длинную стрелку); найдите два слова-названия, в которых есть звук “е”; есть ли на ваших часах слова без звука “а” и т.д.

Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, используются на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях.

Читайте также:  Автоматизация звука С' - конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией
Ссылка на основную публикацию
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на траве .
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил Ирисом .