Логопедическая игра для детей дошкольного возраста ‘Гости’

Логопедическая игра для детей дошкольного возраста ‘Гости’

СОТНИКОВА В.Н., учитель-логопед МАДОУ ЦРР — д/с № 33 «Радуга», г. Губкин Белгородской обл.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, можно разделить на три условные категории:
— способствующие развитию фонематического восприятия;
— направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
— для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, логопед сможет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» логопед закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на логопедическом занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-логопеда.
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия
«Волшебный колокольчик»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: колокольчик.
Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо — дети приседают, когда громко — бегут по кругу.
«Ушки на макушке»
Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное логопедом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».
«Цветы и пчелки»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.
«Живая стрелка»
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
«Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
«Ловишка»
Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два, три — лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.
Логопед дает задание каждому фанту.
Например:
— повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;
— из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;
— назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.
«Найди себе пару»
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу логопеда шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
«Один, два, три»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по группе. По сигналу логопеда «Внимание!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.
«Найди свой домик»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.
В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.
Следующая игра будет способствовать закреплению навыков чтения.
«Выложи слово из букв»
Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; формировать умение прыгать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.
Оборудование: набор кубиков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне группы на стульях лежат кубики с буквами. Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.
Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи
«Прятки»
Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Логопед закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка, ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячь игрушку далеко,
Не найдет ее никто!
Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.
Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.
Игра повторяется несколько раз.
Игра-эстафета
«Собери предложение»
Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.
Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат четыре обруча. По сигналу логопеда один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором — схема предлога на, в третьем — картинка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем слова для второй команды: под, стол, лежит, кот. Логопед предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.
Игры для активизации словаря детей
«Найди свою маму»
Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
Оборудование: маски домашних животных и их детенышей.
Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Логопед предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жеребенок» и т.д.
Взрослый произносит следующие слова:
Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по группе.
Налетела тучка темная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных местах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.
Логопед предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.
«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».
«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.
«Игра-эстафета «Накроем стол»
Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.
Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.
Дошкольники разбиваются на три команды, игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Логопед дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья — выбирает кухонную посуду и ставит ее на газовую плиту».
По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.
«Во саду ли, в огороде»
Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.
Дети делятся на три группы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.
Логопед произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Сбираем урожай.
Стоп! В мою корзинку
Любой овощ полезай!
С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Логопед подходит к некоторым дошкольникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопала картошку».
— Ваня, что ты положил в корзинку?
— Я положил в корзинку капусту.
— Света, какого цвета твой помидор?
— Красного.
Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.
Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте!
Быстро, быстро ягодку
срывай!
Взрослый спрашивает дошкольников, какие ягоды они сорвали.
В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай
Стой! С любого дерева
Фрукты собирай!
Логопед задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»
В конце игры логопед предлагает одной группе детей положить в обруч из своих корзинок только овощи, другой — только фрукты, третьей — ягоды. В процессе выполнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, которые они выложили из своих корзинок в обручи. Взрослый отмечает команду, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.
«На кормушке»
Цели: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать быстроту реакции, выдержку; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Перед началом игры дошкольники вспоминают, каких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети разбиваются на две команды: зимующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.
«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напротив каждой шеренги устроены кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).
По сигналу логопеда «Зимующие птицы!» дети, изображающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким образом ребенок останавливается. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выигрывает команда, собравшая таким образом больше «зерен».

Читайте также:  Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия

Логопедическая дидактическая игра для детей 4 -6 лет «В гостях у Кати»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дидактическая логопедическая игра предназначена для непосредственной образовательной деятельности в области «Коммуникация». Направлена на развитие лексико – грамматического компонента речи детей 4 -6 лет. Может использоваться для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 4 – 6 лет. Данный материал будет полезен для логопедов, воспитателей, дефектологов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
v_gostyah_u_kati.docx990.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №56»

Октябрьского района г.Саратов

Логопедическая дидактическая игра для детей 4 -6 лет

«В гостях у Кати»

Учитель-логопед 2-й логопедической группы

Кравцова Ирина Сергеевна

Логопедическая дидактическая игра для детей 4 -6 лет «В гостях у Кати»

Дидактическая логопедическая игра предназначена для непосредственной образовательной деятельности в области «Коммуникация». Направлена на развитие лексико – грамматического компонента речи детей 4 -6 лет. Может использоваться для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 4 – 6 лет. Данный материал будет полезен для логопедов, воспитателей, дефектологов и родителей.
Цель:
Развитие лексико – грамматического компонента речи детей 4 –6лет.

Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– расширение и уточнение словаря.
– формирование навыков обобщения и систематизации.
– формирование навыков согласования существительных в падеже.

Коррекционно – развивающие:
– развитие мелкой моторики
– развитие мышления, внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные:
– умение выполнять правила игры,
– воспитывать внимательное отношение друг к другу.
– формирование доброжелательности, инициативности.

Игра представляет собой игровое поле круглой формы, разделенное на сектора. В каждом секторе изображен корм для животного. Набор разноцветных прищепок с изображением животных. Кукла Катя.

Играют 3 -5 детей.
Логопед:
– Сегодня Катя решила устроить праздник и пригласить много гостей.
Логопед читает загадки, а дети дают полный ответ. ( Катя пригласила на праздник слона. (кошку, собаку и т. д.)
Загадки .
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (белка)

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (коза)

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (кошка)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)

Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (поросенок)

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя — маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой,
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это. (слон)

С хозяином дружит,
Домик сторожит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком. (собака)

Этот мишка бело-черный.
Он доверчивый, незлобный.
Очень редко встретишь, правда,
Мишку по прозванью.. (панда)

То сидит на задних лапах,
То на четырех идет.
А-то с веточки на ветку
Прыгает, как скороход.
Очень любит покататься
На большой лиане.
Вы, наверно угадали – это… (обезьяна)

Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребёнок,
А зовут меня … (цыпленок)

Логопед:
– Для кого Катя приготовила праздничный стол с угощениями?
Дети дают ответы и выбирают нужную прищепку (Катя приготовила угощения для собаки, для кошки, для слона и т д)
К какой группе относятся белка, заяц, медведь? (Дикие животные)
К какой группе животных относятся кошка, собака, коза? (Домашние животные)
Выберите и назовите животных жарких стран? (Слон, обезьяна)

Логопед: Чем Катя будет угощать своих гостей?
Дети отвечают и прикрепляют прищепки к нужному сектору (Белку угостим орехами, обезьяну угостим бананами и т д).
Логопед: Гости подкрепились и решили поиграть.
Дети берут прищепки и поочередно на каждую строчку стиха «кусают» ногтевые фаланги.

Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», — (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи — сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
Логопед: Давайте вспомним, кто из зверей приходил на праздник к Кате?
Ответы детей: На праздник приходил медведь….
Давайте попрощаемся с ними и будем ждать новых встреч.

Речевые игры для дошкольников

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом – развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

– от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

– развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

– развития фонематического слуха;

– умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игрынаправлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей – залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

– Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

– Зайчик летом, а зимой.

– Грибы растут. а огурчики – на.

– Рыба живет в. а медведь – в.

– Сахар сладкий, а лимон.

– Днем светло, а ночью.

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

– воронье, серое. – крыло;

– зеленый, прожорливый. – крокодил;

– хищный, ширококрылый. – орел;

– блестящее, гладкое. – зеркало.

– Карандаш – новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный.

– Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.

– Цветок – душистый, весенний, лесной, яркий, маленький.

– Река – быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.

– Мама – добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

– Мама – лиса, папа – лис, малыши – лисята.

– Петух, курица, цыплята.

– Кот, кошка, котята.

– Гусь, гусыня, гусята.

– Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый

Подобрать ласкательное слово.

Образование из двух простых слов одного сложного:

– Небо и склон – небосклон,

– лес и полоса – лесополоса,

– птица и ферма -птицеферма,

– лист и падать – листопад,

– хлеб и делать – земледелец,

– лес и рубить – лесоруб,

– снег и падать – снегопад.

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

А) Согласие – несогласие

Задача педагога – формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это – рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это – мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Б) Найди по признакам

Задача педагога – учить на основе сенсорного обследованиявыделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа – размышления.

Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что. (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что. (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что. (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

Задача педагога – учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

– Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

– Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

– Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

– Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

– Что было бы, если бы не стало рек?

4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка – булка, река – рука, дать – дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам – сом, рама – Рома, касса – коса, раса – роса.

Физические упражнения и подвижные игры для детей в логопедических группах

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания. Дети с тяжелыми нарушениями речи, часто ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическим нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которая предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием.

В связи с этим важно уделить серьезное внимание закреплению у детей моторных навыков, чтобы они догнали своих сверстников по физическому развитию.

Планируя работу воспитатели должны знать реальность физических возможностей каждого ребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок». Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учиться целенаправленно катать мяч, ловить, бросать, сначала большой мяч, потом маленький), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Подвижные игры помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. В свободной и эмоциональной форме они способствуют закреплению навыков, полученные детьми в результате занятий по развитию движений. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут направлены на развитие ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятие математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и.т.д.). У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде чем предложить детям подвижную игру или упражнение с предметом, надо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Спецификой работы в логопедических группах является развитие речи во всех видах деятельности. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым компонентам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом стихотворений, потешек, речевок, словесного сопровождения подвижных игр.

Подвижные игры, развивающие речь и логическое мышление

Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг – «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

«Ах, как мыши надоели! Берегитесь же, плутовки,

Развелось их – просто страсть, Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки –

Всюду лезут – вот напасть! Переловим всех сейчас!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местам.

Подвижная игра «Мороз – Красный нос»

Играющие стоят по кругу. Выбирается водящий – «Мороз – Красный нос». Он останавливается в центре круга и произносит слова:

«Я – Мороз – Красный нос,

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься ?»

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После слов «мороз», дети разбегаются по залу, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий и до окончания игры стоят, не двигаясь.

Подвижная игра «Карусель»

Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связаны. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняются в соответствии с текстом:

Еле-еле, еле-еле Тише, тише, не спешите1

Закружились карусели, Карусель остановите!

А потом кругом, кругом, Раз-два, раз-два.

Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра!

«Парк аттракционов»

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствием с текстом.

Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.

Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,

То вниз, то вверх летели. другой приседает

А теперь с тобой вдвоем Держась за руки, качаться:

Мы на лодочке плывем. вправо-влево, вперед-назад

Мы на берег выйдем с лодки,

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайка. Прыгают на двух ногах.

Игра «Тик-так»

Дети становятся в круг, они – «цифры».Выбирается водящий, он –«стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Тик- так, тик-так. Ходьба на месте.

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо

Стрелка, стрелка покружись – Водящий вытягивает руку вперед.

Час который, покажи. Поворачивается на месте вокруг себя.

После слов «покажи»- останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» Водящий должен угадать имя ребенка.

Игра «Гусиная прогулка»

Дети – «гуси» выполняют движения в соответствии с текстом:

Гуси- вид домашней птицы. В приседе ходьба

Ходят дружной вереницей друг за другом

Гуси, гуси! Произносят: га – га – га!

Хорошо вам? Отвечают: «Да- да- да».

Ну летите веселей, Бег, махая руками,

На лужочек поскорей. Как крыльями.

Гуси важно зашагали, Ходьба, руки за спину.

Травку быстро пощипали. Наклоны вперед- вниз.

Лапочки почистили. Поднимать колени.

Перышки стряхнули. Махи кистями рук.

Сделали все дела

И присели до утра Присесть на корточки.

Гуси – гуси! Отвечают: «Га –га – га!»

Хорошо вам? Отвечают: «Да – да – да !»

Ну летите все домой. Бег на скамейку.

Игры, упражнения, развивающие координацию движений и внимание

В играх этого типа дети невольно сосредотачивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогает преодолеть такие явления, как рассеянность и быстрая отвлекаемость. Кроме того, дети накапливают двигательный опыт и постоянно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.

«Часики»

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

На сет «Раз» – дети наклоняют голову к правому плечу, на счет «два» – к левому плечу. Как часики – тик – так, тик – так.

«Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу) На три хлопка играющие возобновляют игру.

«Деревце»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На счет «раз – два» – все наклоняются вправо, на счет «три – четыре» – выпрямляются. Ветер подул сильнее, и деревце наклоняется чаще. На счет «раз» – вправо, на счет «два» – выпрямилось, на счет «три» – влево, на счет «четыре» – выпрямилось.

«У кого больше»

По всему залу произвольно разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. По сигналу (хлопок в ладоши, бубен) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Предметов должно быть больше, чем детей, в 3-4 раза.

В этой игре могут быть различные варианты:

а) собрать как можно больше любых предметов,

б) собрать как можно больше предметов заданной формы (треугольник, квадрат, круг) и любого цвета,

в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета,

г) собрать как можно больше предметов парами, тройками (по цвету, форме).

«Найди свой кубик»

По залу в произвольном порядке разложены обручи, в котором из них стоит один ребенок и лежит один цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не сталкиваясь, подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Взрослый в это время меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза, и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

«Змейка»

По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50см друг от друга. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу идут, бегают «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задевать его. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.

«Нитка с иголкой»

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку по всему залу, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя воротики. После этого воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», поворачиваются вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

«Ров и река»

Дети строятся в колонне по одному. Справа от колонны «ров», слева «река». Через реку надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца, через ров – перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров – справа» – дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбираться, подавая руку.

Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу: «Река – слева» – дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибается, попал в ров. Ему подают руку и возвращается к товарищам.

«Не ошибись»

По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По первому сигналу ходят дети, прыгают, бегают, выполняют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает первым и правильно.

Объяснение игр требует серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем предложить игру, надо заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. В старшем возрасте объясняется игра gеред началом игровых действий. Взрослый принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Логопедическая игра для детей дошкольного возраста ‘Гости’

Вы вошли как Гость | –>Группа “Гости” –>Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 28.02.2020, 16:39

–>

–>

–> –>МЕНЮ САЙТА –>
–>

–>

–> –>ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ –>
–>

–>

–> –>

–> –>ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ –>
–>
–>

–> –>

–> –>ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ –>
–>
–>

–> –>НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ –>
–>

–>

–> –>

–> –>ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА –>
–>
–>

–> –>

–> –>Форма входа –>
–>

Войти через uID

–>

–> –>

–> –>Категории раздела –>
–>

КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [12]

–>

–>

–>

–>Главная » –>Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
  • совершенствовать умение сочетать движения и речь;
  • развивать пространственное восприятие;
  • развивать произвольную регуляцию движений;
  • расширять голосовой диапазон детей;
  • развивать крупную и мелкую моторику;
  • развивать сукцессивные функции.

Предварительная работа: за 1,5–2 недели разучить с детьми отдельные упражнения: “Плетень”, “Кашка-малашка”, “Овечки”, “Сердитые барашки”.

Материалы и оборудование: ведущий и дети – в русских народных костюмах, фонограммы русских народных мелодий, платок (шаль) большого размера.

Дети входят в зал под русскую народную мелодию, становятся в круг. Ведущий, начиная закличку, ритмично похлопывает ладонями по коленям. Дети повторяют движения. Игры сменяют друг друга без перерыва, потешки и песни поются неторопливо.

Тай-тай, налетай
В интересную игру,
А в какую – не скажу,
Догадайтесь сами –
Поиграйте с нами!

Ведущий: 1 – 2 – 3 – 4 – 5! Станем в пастухов играть!

Встало солнце с утра, пастухам в путь пора.

(Дети поворачиваются друг за другом, идут, поют):

Молодые пастухи,
Овечек мы пасем.
С ними ходим по дороге,
Песенки поем.

(Разворачиваются друг к другу, образуя пары, кулачки приставляют ко лбу – “рожки”, бодаются.)

Барашеньки-крутороженьки,
По горам ходят, по долам бродят,
В дудочки играют, деток потешают.

(Изображают игру на дудочках, затем расходятся по залу в разных направлениях, поют):

Как паслись овечки в поле,
Как паслись овечки в поле,
Они по полю гуляли,
Трех овечек потеряли.

(Ведущий накрывает большим платком трех детей, остальные, сделав руки “рупором”, ищут овечек):

Вы ау, ау, овечки,
Наши милые сердечки!
Вы ау, ау, овечки,
Наши милые сердечки!

(Ведущий убирает платок, дети радостно поют):

Вот нашлись наши овечки,
Наши милые сердечки!
Вот нашлись наши овечки,
Наши милые сердечки!

Покружились, покружились,
В ребятишек превратились!
Мы присядем, отдохнем,
Новую игру начнем!

(Дети рассаживаются по кругу на ковре, на колени.)

Ведущий: Летом тепло, а зимой – холодно, вьюга воет, мороз трещит.

22.12.2010, 19:23
Вьюшки – вьюшки, вьюшки – вью,
Вьюшки – вьюшки, вьюшки – вью,

Закрывайте окна, двери,

Ходит-бродит по дороге
Старый дедушка Мороз!

кисти сжаты в кулачки,
вращается “моторчик”

прикрывают глаза ладонями
вытягивают руки вперед,
соединяя ладони;
прикрывают уши
прячут нос

обнимают себя за плечи,
“греются”

Ведущий: – А мы мороза не боимся! Мы сейчас дровишек нарубим!

Раз и два, раз и два,
Я колю, колю дрова.
Колю дрова на чурочки
Для своей печурочки.

Тень – тень, потетень,
Я плету, плету плетень.
В избе печка топится,

Она оладушки печет,
По тарелочкам кладет.

постукивают указательными
пальцами друг о друга;

начиная с мизинца, поочередно
переплетают пальцы;
выпрямив пальцы, делают
“крышу” домика;
опускают руки, большими
пальцами выполняют вращение;
хлопки вытянутыми вперед
ладонями

Ведущий: А мы тоже умеем готовить, сварим кашку – малашку!

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить чуть-чуть молока
Сахару, соли, изюму клади –
Кашку мы маленьким гномам дадим.

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить стакан молока.
Сахару, соли, изюму клади –
Кашу мы мамам и папам дадим.

Большой и указательный пальцы
образуют кольцо– “мисочку”,
мизинцем другой руки – “ложечкой”,
помешивают.
Мизинцем “черпают” молоко,
добавляют остальные продукты;
“раскладывают” кашку

Левой рукой образуют кольцо –
“котелок”, правой, “взяв ложку”,
помешивают,
“наливают молоко из стакана”;
“ложкой” кладут продукты;
“раскладывают” кашу.

(Дети встают, делая широкий круг, левой рукой изображают огромный чан, правой как будто держат огромный половник.)

Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока.
Сахару, соли, изюму клади –
Кашу большим великанам дадим:
“Размешивают кашу”;
обеими руками берут “ведро”,
насыпают горстями;

(Дети делают руки “рупором” – вверх, громко кричат):

– Кушайте, великаны! Кушайте!

(Дети делают руки “рупором” вниз, низким голосом, тихо):

Ведущий: (Вытягивает свою руку ладонью вниз)

Давайте ваши ручки

(дети накладывают ладони друг на друга “башенкой”, покачивают, прощаются):

(Под русскую народную мелодию дети выходят из зала).

Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (вторая часть)

Разделы: Логопедия

Мы представляем вашему вниманию небольшую часть работы логопедов округа “Центральный – Зеленая Роща” Советского района города Красноярска.

В округе с логопедическими группами 6 детских садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье представлены игры, составленные Шкирко Мариной Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной, Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.

Последние 4 года мы работаем над проблемой формирования речи у неговорящих детей.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что таких детей в наших группах становиться больше, а системного дидактического материала, особенно на тот период, практически не было. Поэтому, опираясь на работы Кузьминой, Рождественской, Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались выстроить определенную систему и создать дидактический материал.

Вышеназванные авторы предлагают проводить работу по формированию устной речи при ее недоразвитии поэтапно и выделяют следующие этапы:

I этап – однословное предложение. Предложения из аморфных слов – корней.

Основная задача логопедического воздействия: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширять объем понимания речи.

II этап – первые формы слов. Основная задача логопедического воздействия: формирование первых форм слов.

Составлением дидактического материала для этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема нашего округа звучала так: “Формирование произносительных и речевых навыков у детей с ОНР I уровня”.

Нами были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где мы опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение “Логопедические распевки”. А также в продолжение работы – дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется особо подчеркнуть, что при составлении этого дидактического материала мы подбирали слова так, чтобы одновременно отработать и правильную слоговую структуру слов в соответствии с классификацией работы над слоговой структурой. Также, учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей, для вызывания интереса у детей, эмоциональной заинтересованности, в конспекты занятий были включены речедвигательные и звукоподражательные упражнения – несколько вариантов (так называемая “Фонетическая ритмика”).

Такова была наша работа над I и II этапом. И логическим продолжением явилось выход на III и IV этапы формирования устной речи. Это работа над структурой простого предложения, также с одновременным продолжением отработки слоговой структуры слов.

Дидактический материал мы стали составлять от простого двусоставного предложения (Мама идет). И далее работали в таком порядке:

  1. Сущ. (И.п.) + гл.
  2. Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к. Жукова дает эту форму для развития импрессивной речи, т.е. для различия и понимания.
  3. Затем идет знакомство с Винительной формой падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является наиболее легкой по сравнению с другими – (с прямым дополнением)
  4. Предложение: существительное + глагол +прямое дополнение в В.п. с окончанием “у”
  5. Далее переходим к 4-х словным предложениям и формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и корректным.
  6. И затем мы знакомим с формами падежей с предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”

Нужно сказать, то мы представили существительные в ед.числе. На этом же материале мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут), сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с первых шагов формирования фразы мы обращаем внимание на фонему как на смыслоразличительную единицу).

В нашей статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах.

Дидактическая игра “В гостях у гнома”.

Задачи: упражнять в составлении предложений, включающих в себя существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (существительное в винительном падеже с окончанием – У).

Оборудование: домик (плоскостной или объёмный), гномик, круг с липучками, изображения животных: медведь, корова, кошка, белка, собака, коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на липучках) с изображением малины, травы, шишки, косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См. Рисунок 1)

Ход игры

– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком “выводят” гнома, рассматривают его, придумывают ему имя)

– Скучно гному одному, он часто приглашает к себе гостей.

Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.

Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей и посадил за большой стол. (Раскладывает с ребёнком картинки вокруг круга с липучками)

Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение одного животного, проговаривает предложение)

– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу формирует фразы)

– Гном позвал лису (и т.д.)

Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают “тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться, каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …

– Лиса любит рыбу.

– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про каждого животного. И на круг прикрепляет соответствующую тарелочку с едой напротив картинки с животным.

В конце занятия ребёнок и логопед благодарят гнома за игру.

Дидактическая игра “Семья”

Цель: Активировать словарь детей по теме “Семья”, закреплять в речи использование предложных конструкций в форме творительного падежа; развивать логическое мышление, зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением членов семей, карточки с изображением различных предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)

Ход игры

Перед игроками раскладываются карточки с изображением членов семьи, логопед предлагает установить родственные связи между ними, логопед задает вопросы –
Чем папа работает?

Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.

Ребенок подбирает подходящие предметные картинки, ориентируясь на логику, проговаривает предложения.

Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.

Дидактическая игра “В гостях у НАФ-НАФА”

Цель: Учить строить предложные конструкции, используя существительные в форме творительного падежа, активизировать словарь детей, формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)

Ход игры

Участникам предлагается игровая ситуация: “Наф-Наф встречает гостей – разных животных”. Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит друзей.

Дидактическая игра “Лото”

Цель: Продолжать закреплять образование форм творительного падежа, развивать зрительное внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)

Ход игры:

Участникам предлагаются предметные картинки, которые делятся на две группы, ребенок подбирает недостающую смысловую пару. Например: Чем открывают замок? Чем мальчик моет руки?

Дидактическая игра “Что кому?”

Цель: формирование фразы следующей структуры — существительное в именительном падеже + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа)

Оборудование: картонная коробка с тремя прозрачными кармашками на откидной крышке; два набора карточек с предметными картинками (1 – персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения) (Рисунок 11, 12, 13)

Ход игры

Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки? Давай поможем нашим героям выбрать подарки или угощение для близких и друзей.

  • Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)

Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и последовательно расставляем в кармашки. Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.

Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем ребенку выстроить фразу с помощью наводящих вопросов.

Следующий этап — предлагаем ребенку самостоятельно воспроизвести весь алгоритм упражнения с персонажами по его выбору.

Дидактическая игра “Что бывает?” (предмет и его действие)

Цель: формирование фразы следующей структуры – существительное в именительном падеже + глагол настоящего времени в единственном числе.

Оборудование: два картонных круга, скреплённых между собой в центре и вращающихся относительно друг друга в противоположном направлении – нижний круг с предметными картинками, расположенными по периметру; верхний круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным кармашком, расположенным справа от окошка; коробка из двух ячеек с карточками схематичных изображений действий, расположенными в левой ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)

Ход игры

Игра предполагает предварительную подготовку детей — знакомство со схематичным изображением действий.

Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить круг и рассмотреть в окошке все предметные картинки. Затем выбираем из левой ячейки карточку-действие и располагаем в кармашке на круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет, который может совершать этот действие. Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.

Далее предлагаем ребенку самостоятельно вращать круг и выбрать все подходящие к этому действию предметы, проговаривая соответствующую фразу. Отработанную карточку-действие располагаем в правой ячейке коробочки.

Затем предлагаем ребенку выбрать из левой ячейки карточку-действие и продолжить весь алгоритм игры самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию