Логопедическая дидактическая игра на словообразование (Собери слово)

Портал педагога

Автор: Громова Лидия Анатольевна
Должность: дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ 106
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Игры и упражнения для развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР
Дата публикации: 10.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Игры и упражнения, направленные на

развитие глагольного словаря у

дошкольников с ОНР

Громова Лидия Анатольевна

Игры и упражнения, направленные на развитие глагольного словаря у дошкольников с

Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у дошкольников с ОНР

является одним из основных направлений работы по коррекции речевых нарушений и

осуществляется по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

2. Формирование структуры значения слова.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

4. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

5. Развитие словообразования.

6. Уточнение грамматического значения слова.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе

формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение

этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо

развивать у детей.

Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, направленная на

обогащение и активизацию глагольного словаря, а также умение правильно

образовывать и употреблять в речи грамматические формы глаголов может

способствовать своевременному и эффективному формированию правильной речи

дошкольников с ОНР.

Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности:

продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения

животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки

издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению

в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования целесообразно

включать в процесс обучения игры и упражнения на словообразование, целью которых

является уточнение структуры значения слова и овладение системой грамматических

значений, закрепление связей между словами.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по

расширению словарного запаса разнообразны.

Далее предлагаются дидактические игры и задания по развитию глагольной лексики.

1. Дидактическая игра на развитие смысловых и вербальных ассоциаций «Кто быстрее

назовет слово».

Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ

назовите первое слово, которое вспомните. За каждое слово вы получаете фишку.

«Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать… и т. д.

2. С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических

признаков детям можно предложить следующее игровое упражнение:

«Назови лишнее слово».

Логопед называет ряд слов от лица Незнайки и предлагает детям определить среди них

лишнее слово, а затем объяснить Незнайке, почему это слово лишнее.

«Думать, ехать, размышлять, соображать».

«Бросился, ринулся, накинулся, слушал».

«Ненавидеть, презирать, наказывать».

«Приехал, прибежал, укатился, приплыл».

«Выбежал, вошел, вылетел, выскочил».

«Налил, насорил, вылил».

«Подбежал, вошел, подошел».

3. С целью объяснения значения слов – глаголов предлагается следующая игра «Объясни

Одни дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики, а другие

4. С целью развития антонимии рекомендуются следующие игровые задания:

«Выбери из трех слов два слова – «неприятеля».

-давать, продавать, отдавать

-поднимать, опускать, брать.

-покупать, продавать, отдавать

-говорить, идти, молчать и т. д.

Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».

Продавец продает, а покупатель…

Друзья часто ссорятся, но легко …

Легко заболеть, но трудно…

Воспитатель спрашивает, а дети…

Сначала гостей встречают, а потом…

При встрече здороваются, а при расставании…

Вечером ложатся в кровать, а утром… и т. д.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен

придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно

Одеть -, бросить -, положить -, купить -, поднять -, спрятать -… и т. д.

5. С целью развития синонимии глаголов предлагаются следующие игровые задания:

А) «Выбери из трех слов – действий два слова – «приятеля».

-взять, схватить, идти;

-думать, ехать, соображать;

-торопиться, спешить, ползти;

-радоваться, веселиться, наряжаться и т. д.

Б) «Поможем братцу зайке придумать слова –«приятели».

На картинке два зайчика – близнеца. Логопед называет слово от имени одного зайчика, а

дети подбирают синоним (братцу – зайчику).

Торопиться – (спешить) и т. д.

Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная

система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая

система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а

активное, творческое участие ребёнка.

Список литературы:

1. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников».

Санкт-Петербург Издательство «СОЮЗ», 2001.

2. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития

речи у дошкольников». Москва «Просвещение», 1990.

3. А. П. Клименко «Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение.»

«Наша умная игротека». Авторские дидактические игры для закрепления обобщающих понятий рукотворного мира

Логическое мышление — это один из основных показателей качества мышления личности. Способность человека самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать умозаключения, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе ее интеллектуального развития.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Войти на сайт

Дидактические игры на классификацию предметов
2015-11-08 09:04 admin

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача малыша — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача взрослых показать малышам, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаем вам лишь некоторые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Помоги медведям

В эту игру можно поиграть с самыми маленькими детьми 2-3 лет. Классифицируя предметы по цвету, малыш легчеусвоит название цветов.

Попросите малыша помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папыМедведя, а в маленькую корзинку — предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему.

А теперь разберивещи по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера.

Назови одним словом

Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.

Онлайн-игра «Обобщающие слова»

Расставьвещи на полки

Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их

принадлежность к той или иной группе

Что лишнее?

Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

Четвертый лишний

Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.

В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Назови одним словом

Кровать, стол, диван, шкаф;

Платье, кофта, юбка, брюки;

Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

Ель, дуб, береза, липа;

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;

Пальто, куртка, шуба, платье.

Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.
Дидактическая игра «Собери слово по картинке»
2015-11-08 12:39 admin

Очень простая и увлекательная игра «Собери слово по картинке». На начальном уровнелучше использовать простые слова, состоящие не более, чем из трех букв. Карточка, соответственно будет состоять из трех частей. Собрав картинку в правильной последовательности, малыш одновременно сложит и слово, обозначающее эту картинку.

Кроме того, он увидит, как выглядит это слово, запомнит его и в дальнейшем сможет узнавать его отдельно, не ориентируясь на картинку. То есть в последствии, когда ребенок запомнит эти слова, можно предложить ребенку прочитать слово в тексте или выложить его из букв. Ведь согласно методике Домана, ребенок гораздо легче научится читать, если запомнит изначально слова целиком.

А когда малыш научится собирать карточки из трех частей, вы можете усложнить задачуи изготовить такую же игру, в которой карточки будут состоять из четырех частей и обозначать слова из четырех букв.

С помощью этой игры ребенокпознакомится с составом слова. Кроме того, такая дидактическая игра способствует расширению словарного запаса, обучению чтению в игровой форме.
Собери пирамидку
2015-11-08 18:09 admin

Эта игра для самых маленьких. Как правильно собрать пирамидку? Малыш должен знать, что каждый раз нужно искать самое большое колечко из тех, что остались.

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Выплаты на детей до 18 лет в августе в России назвал справедливыми Милонов

Депутат Госдумы РФ Виталий Милонов назвал справедливым возможное решение о продлении единовременных выплат семьям с детьми на август и расширении его действия на всех несовершеннолетних в случае его принятия.

«Мы очень надеемся на продолжение денежных выплат семьям с детьми в следующем месяце», — цитирует депутата «Экономика сегодня».

Он подчеркнул, что такие решения являются проявлением политической воли, так как все единовременные выплаты относятся к незапланированным тратам и осуществляются не из бюджета, а из «кубышки» государства. Он выразил уверенность в том, что в случае наличия возможности в августе эти выплаты продолжатся из-за того, что в августе экономика всегда фиксирует спад.

«Принимая во внимание тот факт, что страна еще не вышла из пандемии коронавируса и многие семьи с детьми остаются в крайне тяжелом финансовом положении, мы рассчитываем, что те выплаты, которые были в предыдущие месяцы, будут произведены и в августе», — сказал Милонов.

При этом он отметил, что в категорию получателей единовременных выплат необходимо включить подростков от 16 до 18 лет.

«Поэтому, если эти выплаты расширят на всех несовершеннолетних, то это будет справедливо», — добавил депутат.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Читайте также:  Настольно-дидактическая игра 'В деревне'

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.

Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Логопедическая дидактическая игра на словообразование (Собери слово)

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. К играм прилагается красочная презентация, чтобы детям было интересно и увлекательно играть!

Скачать красочную презентацию можно по ССЫЛКЕ. .

1.Введение в тему

Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

2.Игра « До – между – за»

Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

Какой месяц до января? .

Какой месяц после декабря.

Какой месяц до февраля.

Какой месяц между декабрем и февралем.

Какой месяц после января.

3. Приметы зимы

Цель: закрепить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима»

Скажите мне, что переменилось в природе (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

– А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы поиграем в игру «Зимние слова».

– Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

5. Игра « Один — много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Санки – санки – много санок

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска – маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

6. Игра « Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

7. Игра « сосчитай» (1-2-5)

Цель: согласование числительных с существительными

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

8. Игра «Нет чего?»

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

9. Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая. ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой. ( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой. ( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

10. Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнения в словообразовании

Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

(Если идет снег, то погода…)

11. Игра «Подбери слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

12.Упражнение «А что вчера?»

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
Сегодня снег падает, и вчера .
Сегодня снег сверкает, и вчера .
Сегодня снег тает, и вчера .
Сегодня снег хрустит, и вчера .
Сегодня снег идет, и вчера .
Сегодня снег ложится, и вчера .
Сегодня снег кружится, и вчера ..

13. Игра «Что наделала зима?»

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

14. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

15. Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

16. Игра «Доскажи словечко».

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»

1.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

17. Игра « 4 лишний»

Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

(выбрать лишнюю картинку)

18.Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

19. Игра «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

20. Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

21. Игра « Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

– кататься на санках

– кататься на велосипеде

– купаться в реке

– играть в снежки

– строить крепость из снега

– строить замок из песка

-кататься на роликах

22. Упражнение “Кому что нужно?”

Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна. (хоккеисту)

коньки нужны. (фигуристу)

сноуборд нужен – . (сноубордисту)

санки нужны – . , (саночнику)

23. Упражнение «составь предложения по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катается на коньках.

Дети слепили снеговика.

Мальчики играют в снежки.

24.Пословицы и поговорки о зиме

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

В Феврале два друга – мороз и вьюга.

Январю – большие морозы, февралю – метель.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

25. Игра « Мой рассказ о зиме»

Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Адно акно | Аб установе | Бацькам | Настаўніцкая | 2021 ГОД НАРОДНОГО ЕДИНСТВА | Сэрвісы | Святы у дзіцячым садку | Апякунскі савет | Бяспека | Адукацыйныя паслуги звыш базавага кампанента | БЯСПЕКА У ІНТЕРНЭЦЕ | Дзеці кажуць. | ПРАФСАЮЗ | Прафілактыка гвалту ў сям’і | ЛЕТА 2020

статыстыка наведванняў

Игровые приёмы, способствующие развитию словаря детей дошкольного возраста.

Развитие детской речи является многогранным и очень сложным процессом. Овладение речью – это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д. Уважаемые педагоги дошкольных учреждений прислушайтесь к нашим советам и осуществляйте полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении на занятиях и вне занятий..

Полноценное речевое развитие ребенка включает овладение фонетической (звукопроизношение), лексической (накопление словаря, понимание значения слов) и грамматической (словоизменение, словообразование) сторонами. Для многих детей дошкольного возраста характерным является то, что они длительное время общаются с окружающими людьми при помощи отдельных звуков и звукосочетаний. Полноценного слова можно не услышать вплоть до 4 лет. Существуют нормы овладения словарем детьми.

Нормативные показатели овладения словарем детьми дошкольного возраста:

появление первых лепетных слов типа ба-ба, ма-ма

не менее 20 – 30 лепетных слов (например, биби, дай, бах, ав-ав)

не менее 100 – 300 3 года 1,5 тысячи

Хочу обратить внимание педагогов на то, что увеличение словаря ребенка зависит от его индивидуальных особенностей и условий воспитания, поэтому количество слов может быть немного иным.

Упражнения, направленные на обогащение, уточнение и активизацию словаря.

Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.); природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря).

Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре. Познакомимся с примерными игровыми упражнениями, способствующими обогащению словарного запаса ребенка-дошкольника.

Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета

Читайте также:  НОД по теме ‘Знакомство с республикой Чувашия’

Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!», прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Для детей старшего дошкольного возраста подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый): «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус под елкой». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Обследование взрослым предмета с названием его качеств

Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

По аналогии – шапка и т.д.

Игра «Чудесный мешочек»

(для детей от 3-х лет)

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

(для детей от четырех лет)

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

(для детей от 4-х лет)

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

(для детей от 4-х лет)

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра с мячом «Я знаю пять…»

(для детей от 5 лет)

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

(для детей от пяти лет)

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

(для детей от пяти лет)

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игры, развивающие лексическую системность

и семантические поля.

В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения)

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Тяжелое заболевание (болезнь);

Малое дитя (ребенок);

Спешить в детский сад (торопиться);

Бросить мяч (кинуть);

Быстро прыгает (скачет);

Смелый человек (храбрый)

Грустные глаза ( печальные)

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима – …; весна – …; добро – ….; друг -….; герой – ….; награда – ….; холод – ….; веселье – ….; расставание -….;

Глаголы: надеть = ….; въехать – …..; выиграть – …..; встать -…..; забыть – ….; говорить – …..; влететь – ….; давать -….; выиграть -….; найти -….; начинать -….;

Прилагательные: умный – …; добрый -….; здоровый – ….; новый -…..; быстрый – ….; гладкий – …; высокий -….; чистый -….» толстый -…..; пустой -….; горячий -….;

Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко – ….; ярко -….; трудно -…..; тяжело -….; лучше -….

Уважаемые педагоги дошкольных учреждений все эти игровые приёмы способствуют развитию словаря ребенка. Удачи Вам!

© ГУО “Ясли-сад №1 г. Ганцевичи” 2013

+375164662571, +375164660079,

Словесные дидактические игры для малышей: весело, познавательно и полезно

Дидактические игры по развитию речи — отличный инструмент, успешно используемый в педагогике для обучения и воспитания детей.

Определение дидактики

Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.

Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.

Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.

Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.

Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.

Цель игры

Дидактические игры развивают у ребенка:

  • Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
  • Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
  • Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
  • Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.

Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Картотека словесных игр

Вот примеры словесных игр, взятых с сайта Социальная сеть работников образования:

Интересные и занимательные дидактические игры помогут развитию связной речи вашего малыша. А еще добавят уверенности в себе, хорошего настроения и чувства коллективизма.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Читайте также:  Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.

Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_3.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по развитию речевого восприятия

в старшей группе на тему:

«Звуки и буквы О, У»

(для детей с ЗПР)

Образовательная: закреплять правильное произношение звуков о и у ; умение условно обозначать гласные звуки. Продолжать знакомить с родственными словами.

Коррекционная: развитие мелкой моторики, внимания.

Воспитательная: воспитывать товарищеские взаимоотношения.

Оборудование: мяч, мешочек, касса букв, бархатная бумага, нитки, предметные картинки.

  1. Организационный момент. Игра «Чудесный мешочек» – на ощупь найти буквы О и У .
  2. Сюрпризный момент – появление куклы-Буратино (хочет узнать, чем занимаются дети).

Характеристика букв О, У .

– Из каких элементов состоит буква О , У ? выложите эти буквы из ниток на бархатной бумаге.

  1. Характеристика звуков о, у.

– Какой звук обозначает буква О , У ?

– Когда мы произносим звук о, мы вытягиваем губы в форме овала, при этом воздух проходит свободно, не встречая преграды. Когда мы произносим звук у, губы вытягиваются трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук?

– Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?

  1. Игра «Кто внимательнее» . Произносятся различные звуки, слоги. Услышав звук о , дети должны поднять правую руку, а услышав звук у – топнуть ногой.

– у, о, и, а, у, у, а, ы, о, о.

– ук, ма, от, су, ом, ко, ту, ас, ит, мо.

  1. Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому прибежали прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний.

Вот мизинчик – малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!

  1. Работа с кассой букв.

Задание выполняется с буквами одинакового размера.

– Положите перед собой букву У .

– Справа от буквы У положите букву О .

– Прочитайте, что получилось.

– Справа от буквы О положите букву У .

– Прочитайте, что получилось.

Аналогичное задание, но с буквами разного размера, меняя силу голоса в зависимости от размера буквы.

  1. Физкультминутка.

Дети встают в круг. Называются слова, в которых есть звуки о и у . Если в слове есть звук о , дети приседают, если у – подпрыгивают.

  1. Игра «Придумай слово» – упражнение на словообразование (игра с мячом).

Слова: кот (котик, котенок), утка (уточка, утиный, утенок), гусь (гусак, гусиный, гусята), конь (конский, конюх), кролик (крольчата, крольчонок, кроличий).

  1. Игра «Сигнальщики» . У детей карточки с буквами У , О . Произносятся слова. Если в слове есть звук у , дети поднимают карточку с буквой У , если звук о – карточку с буквой О .

Слова: кот, утка, кролик, гусь, конь и т.д.

  1. Работа в тетради – написание буквосочетания о у.
  2. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по обучению грамоте.

Конспект – занятие индивидуальной образовательной деятельности.

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».

Данная презентация ориентирована на детей среднего дошкольного возраста. В работе представлен материал для закрепления знаний о букве Н. Презентация красочная, интересная и носит закрепляющий ха.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О&raquo.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение»

Елена Игоревна Чуваева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия: “Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение“.

Цели занятия: 1. Уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков А, У, И, О.

2. Закрепление навыка определения места гласного звука в слове (начало, конец, середина); умения условно обозначать гласные звуки на схеме слова (полоска, разделённая на три части) с помощью символов (красный квадрат).

3. Учить детей составлять предложение с опорой на предметы и вопросы логопеда.

4. Познакомить с понятием “предложение“, с правилами написания предложения.

5. Познакомить с условно-графической схемой предложения.

Демонстрационный материал: “чудесный мешочек” с буквами (А, У, И, О); картинки,на которых изображены: аквариум, апельсин, окна, уши, узор, кенгуру, икра, иголки, искра, овощи, весло; дидактическая кукла Маша, корзина, огурцы.

Раздаточный материал: картинки с изображением аиста, астры, арбуза, утки, утюга, узла, иголки, ивы, индюка, ослика, острова, окна; схемы слов (полоски, разделённые на три части); квадраты красного цвета; условно-графические схемы предложений на каждого ребёнка (полоски, в начале которых (слева) – уголок, три обычные полоски и точка).

Ход занятия:

На ковре разложены картинки изображением вниз: аист, утка, ива; астры, ослик, утюг; арбуз, узел, иголка; индюк, остров, окно (по 3 картинки на каждого ребёнка).

– Возьмите первую картинку, посмотрите, что на ней изображено?

– Какой звук первый? Пропойте его сначала тихо, потом громко.

Характеристика звуков а, у, и,о:

– Выложите из счётных палочек и ниток буквы А, У, И, О.

– Что вы выложили? (буквы)

– Почему это буквы? (мы их видим и пишем)

– Какие звуки обозначают буквы А, У, И, О? (уточнение артикуляции данных звуков)

– Если воздух проходит свободно, не встречая преграды, как называется такой звук? (гласный)

– Почему А, У, И, О – это звуки? (мы их слышим и произносим)

– Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратом)

Игра “Кто правильно повторит цепочку звуков?” (АИУО, АОИУ, ИУОА, УАИО,.)

Игра “Какое слово лишнее?” (начинающееся с другого звука)

Астра, Африка, осень, айва; утёнок, улитка, индюк, уроки; остров, облако, ужин, окна.

Игра “Где спрятался звук?”

– Посмотрите на картинку, что это?

– Где в названии этой картинки спрятался звук А (аналогично со звуками О, У, И).

– Укажите место звука А на схеме слова (в начале или в конце слова).

Физкультминутка: “Достаньте из “чудесного мешочка” букву и изобразите её с помощью рук и ног. Поменяйтесь буквами, изобразите их.

Знакомство с предложением.

– Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша, она принесла корзину с овощами. Маша хочет угостить вас огурцами.

– Как много мы узнали о Маше. Это потому, что я сказала вам о ней много слов, но это не просто отдельные слова, эти слова я связала в предложение (показ схемы предложения).

Предложение нам о чём-то сообщает, рассказывает. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка (на каждого ребёнка раздаются условно-графические схемы предложений: две полоски с уголком, три обычные полоски и точка).

– Давайте составим схемы наших предложений. Выкладывать нашу схему будем слева направо.

– Кто это? (Это кукла Маша.)

– Сколько слов в нашем предложении? (три)

– Возьмите полоску, в начале которой уголок – это первое слово нашего предложения.

– Назовите первое слово (Это). Оно пишется с большой буквы.

– Назовите второе слово в предложении (кукла). Выложите справа от первой полоски обычную полоску.

– Назовите третье слово в предложении (Маша). Маша – это имя, оно тоже пишется с большой буквы. Выложите справа от второй полоски следующую полоску с уголком.

– В конце предложения ставится точка. Выложите точку справа от третьей полоски.

– Схему какого предложения мы составили? (Это кукла Маша.)

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

– Что она принесла? (Она принесла корзину.)

– Что лежит в корзине? (В корзине лежат огурцы.)

– Какие овощи лежат в корзине? (В корзине лежат огурцы.)

– Зачем Маша принесла огурцы? (Маша хочет угостить ребят.)

Итог занятия:

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Заучивание правил о предложении.

Угощение от куклы Маши (свежие огурцы).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Программное содержание: -Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]» Тема: Звуки Р, Р* Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [Б], [Б’]. и буквы [Б]. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: *Уточнить артикуляцию звука Б, *Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте и письму «Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш Ж» Технологиялы картасы/ Технологическая карта/ Дата: Блім /Раздел/: Основы грамоты и письма Таырып /Тема/:.

НОД по обучению грамоте «Гласные звуки «А, У, О, И, Э» и буквы «А, У, О, И, Э» НОД по обучению грамоте. Гласные звуки “А, У, О, Э” и буквы “А, У, О, И, Э”. Цели: коррекционно- образовательные: – формировать у детей.

НОД по обучению грамоте «Звуки [Й]-[Л’]. Буквы Й-Л» НОД по обучению грамоте. Звуки “Й” – “Ль”. Буквы “Й ” – “Ль” Цели: коррекционно- образовательные: – закрепить навыки различения и чёткого.

НОД по обучению грамоте «Звуки [Ы] и [И], буквы Ы и И» НОД по обучению грамоте. Звуки «Ы» и «И», буквы «Ы» и «И». Цели: коррекционно- образовательные: – закрепить навыки чёткого различения.

Ссылка на основную публикацию