Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в подготовительной группе ОНР

Литературная викторина «Сказки К. И. Чуковского» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Галина Дмитриева
Литературная викторина «Сказки К. И. Чуковского» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Литературная викторина «Сказки К. И Чуковского»

Цель: Прививать любовь к художественной литературе посредством игры-викто-

рины, уточнить знания детей о тврчестве К. И. Чуковского.

Задачи.

Образовательные:

1. Закрепить знания детей о названиях и героях сказок творчестве К. И. Чуковского., различать литературные жанры.

2. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

3. Формировать связную речь, активизировать словарь детей.

4. Закреплять умение разгадывать кроссворд, ребусы.

Развивающие:

1. Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

2. Развивать навыки коллективной работы.

3. Развитие мелкой моторики, логики и творчества.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Материал: Конверт с портретом К. И Чуковского, иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского, картинки – схема кроссворда и ребусов, отгадки к загадкам, картинки с вещами к сказкам, конверты с разрезными картинками по сказкам К. И. Чуковского.

Предварительная работа: Чтение сказок, стихов, загадок К. И. Чуковского, разгадывание ребусов, красвордов, рассматривание иллюстраций к сказкам Чуковского, дидактические игры «Узнай и назови сказку», «Сказочные герои», «Расскажи сказку» и др., разучивание пословиц.

Ход викторины.

В. Ребята, сегодня утром в нашу группу почтальон принёс конверт. Вам интересно, что в этом конверте. Давайте посмотрим. (В конверте портрет К. И. Чуковского).

В. Как вы думаете. Кто это?

Д. К. И. Чуковский – детский писатель. Он написал много сказок и стихов, закадок для

В. А вы знаете сказки Чуковского?. Вот сейчас и проверим. Я предлагаю вам проявить свои знания о сказках в конкурсах.

И так первый конкурс «Назови сказку».

Воспитатель показывает иллюстрации, а дети называют название сказки («Доктор Айболит», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Краденое солнце»).

К. И. Чуковский не только писал сказки, но сочинял и загадки.

В. Второй конкурс называется «Отгадай загадки К. И. Чуковского».

Слушайте внимательно, начинаем.

1. Мудрец в нём видел мудреца,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

И вот подвели к нему

Увидел лохматого. (Зеркало). (Вос-ль показывает отгадку – картинку и т. д.)

2. Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

НЕ с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл. (Пароход)

3. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну. (Иголка)

4. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

5. Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесёте меня

И бете меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)

6. Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

7. Был белый дом, чудесный дом,

И что – то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое пушистое

И золотое. (Белый дом – яйцо, живое чудо – цыплёнок)

Воспитатель хвалит детей и предлагает следующий конкурс третий

«Кто из героев сказок К. Чуковского это сказал?»

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!”

И вперёд поскакал Айболит и одно только слово твердит:”Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!” (Волки). Показ иллюстраций.

Если только захочу,

И луну я проглочу! (Крокодил)

Что вам надо?- Шоколада

– Для кого?- Для сына моего.

– А много ли прислать?

– Да пудов этак пять

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький! (Слон)

А только маленьких

(Да, очень маленьких) детей! (Бармалей)

Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей! (Комарик)

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят. (Умывальник)

Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую. (Таракан)

Физкультминутка.

В. Ребята, у меня есть волшебная палочка, она превращает ребяток в зверяток из сказки «Тараканище».

Ехали медведи на велосипеде.

Дети делают несколько шагов вперед, держа руки будто на руле велосипеда.

А за ними кот — задом наперед. Делают несколько шагов назад.

А за ним комарики — на воздушном шарике. Описывают двумя руками перед собой круг.

А за ними раки — на хромой собаке.

Прихрамывая, делают шаги на месте.

Волки — на кобыле.

Делают подскоки на месте, цокая язычком.

Львы — в автомобиле.

Делают несколько шагов вперед, «рулят» двумя руками.

Зайчики — в трамвайчике.

Прыгают на месте, как зайчики, прижав «лапки» к груди.

Едут и смеются, пряники жуют.

Показывают, как зайчики откусывают и жуют.

Следующий конкурс четвёртый, «Какой из сказок подойдет эта пословица?»

• Чаще мойся – воды не бойся! «Мойдодыр».

• Жизнь дана на добрые дела. «Доктор Айболит»

• Маленький, да удаленький. «Тараканище», «Муха – Цокотуха»

Пятый конкурс «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

1. Айболит – (доктор)

2. Бармалей – (разбойник)

3. Федора – (бабушка)

4. Каракула – (акула)

5. Мойдодыр – (умывальник)

6. Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)

7. Цокотуха – (муха)

8. Рыжий, усатый великан – (таракан)

Шестой конкурс

Отгадайте героев сказок с помощью ребусов (предлагаю два ребуса)

!. Получается слово “Айболит”

2. Получается слово “Мойдодыр”

А теперь по кроссворду, составленный по стихотворению К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха», отгадаем предмет

1. Блошки подарили Мухе-Цокотухе: тапочки, сапожки, чемодан? (сапожки)

2. Именинницу поймал: клещ, грач, паук? (паук)

3. Бабушка- пчела принесла Мухе: лук, сок, мед? (мед)

4. Выручил именинницу из беды: петух, шмель, комар? (комар)

5. После победы над злодеем пауком с муравьихой плясал: слепень, муравей, червяки? (муравей)

6. С жуками отплясывали: бабочки, сверчки, червяки? (червяки)

7. Под диваны спрятались: гусеницы, тараканы, обезьяны? (тараканы)

В выделенных клетках по вертикали:

– Что купила Муха- Цокотуха на базаре? (самовар)

Седьмой конкурс «Поможем сказкам собрать свои вещи».

Воспитатель на доску вешает картинки вещей (посуда, мочалка, самовар, градусник, велосипед, шоколадка). Дети называют сказки, к которым относятся эти вещи.

В. Вот и подошла к концу наша викторина. Хочу поблагодарить всех за активное участие в игре. А хотите напоследок ещё раз вспомнить сказки Чуковского? У вас в конвертах разрезные картинки. Составьте из них картинку – сказку

. (Дети, после того как составили картинку, называют сказки К. И. Чуковского)

В: Вы самые настоящие знатоки сказок К. И Чуковского. Молодцы, ребята!

Воспитатель: Дмитриева Г. Н.

I квалификационная категория

МБДОУ д/с № 6 «Антошка»

Составление рассказа с элементами творчества детьми с ОНР старшего дошкольного возраста Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему.

Литературная гостиная по творчеству К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста Сценарий литературной гостиной «Добрый мир сказок К. И. Чуковского»СЛАЙД 1 Ведущий: Здравствуйте, ребята! А вы знаете что совсем скоро,.

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по сказкам А. С. Пушкина Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по сказкам А. С. Пушкина. Воспитатель: Старцева С. М. МБДОУ №11 «Радуга».

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» по сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Челябинск, 2018 г. Подготовила: Капбасова А. С. учитель-логопед.

Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Удивительный мир сказок» Цели 1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. 2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского для повторения и закрепления содержания произведений Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского Цель развлечения: • В игровой форме повторить и закрепить содержание сказок К. Чуковского.

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6–7 лет Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6 – 7 лет Цель: 1. Расширить знания детей о творчестве, о прочитанных.

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6–7 лет Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6-7 лет Цель: 1. Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях.

НОД «Любимые сказки». Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 Приморского района Санкт – Петербурга НОД на тему:.

Семейный досуг с родителями в средней группе «Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского» СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. И. ЧУКОВСКОГО» Март 2018 Воспитатель Чернышова И. А.

Детский час

для детей и родителей

Викторина «Сказки Чуковского» (с ответами)

Вступительное слово к викторине

Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
Ответ: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?
Ответ: в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»

3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?
Ответ: в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.

4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
Ответ: Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками

5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?
Ответ: « в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»

6. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ: из сказки «Мойдодыр»

7. Продолжите фразу:
«Ехали медведи — …на велосипеде»
«Одеяло убежало — …улетела простыня»
«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки»
«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам»
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь»

8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?
Ответ: «Телефон»

9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?
Ответ: Таракан олицетворяет собой зло, насилие

10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?
Ответ: «Мы врага бы –
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы».

11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»

12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу
Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница»

13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?
Ответ: «А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила».

14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?
Ответ: борьба добра со злом, победа добра над злом

15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?
Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку
Правильный ответ: в Африку

17. На каком шарике передвигались комарики в сказке «Тараканище»?
Ответ: На воздушном

Составитель викторины: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6-7 лет

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6-7 лет

Цель:
1. Расширить знания детей о творчестве К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативных навыков за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память и внимание;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу, любовь, в торжество над злом;
Материалы и оборудование:
•Портрет К. И Чуковского;
•Иллюстрации к произведениям К. И Чуковского;
• пазлы по сказкам К.И.Чуковского;

•2 шкатулки с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка).

Ход викторины.

Дети читают стихи.

1: В детстве читать не умеем мы сами,

И пристаём к папе и маме.

Слушаем сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорино горе.

2:Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

3:К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

4:Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт, чародей.

5:Жалко нам стало деда Корнея-

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Читайте также:  Письмо об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

6:По ним мы учимся всему понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

Слушаться надо того, кто умнее.

7:Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Ведущий: Вступительное слово (слайд портрет Чуковского)

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Иванович Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и проведем сказочную викторину .

В викторине примут участие две команды : Мойдодыр и Айболит

И так, мы начинаем викторину.

Представление команд

Команда «Мойдодыр»

Девиз: Мойте шею, руки с мылом

Трите щёчки, нос до дыр

И похвалит непременно

Вас за это «Мойдодыр».

Команда «Айболит»

Если кто-то не здоров,

Не зовите докторов,

Всех излечит, исцелит

Команда наша «Айболит».

Ведущий: И так каждое соревнование должно оцениваться, и нас сегодня будут оценивать наше замечательное жюри.

Представление жюри.

Ведущий: Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок».

1 тур «Доскажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:

Ведущий: Вспомните ребята, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского.

1.Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными ….. (Грибами «Путаница»)

Свечка – в печку!

Под …. (Кровать «Мойдодыр»)

3.Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Прилетает ….. (Воробей «Тараканище»)

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и …. (пропал «Краденое солнце»)

5.Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки ….. (Золотые «Муха Цокотуха»)

6.А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Скачут по … (дорожке «Федорино горе»)

7.Мама по саду пойдет,

Мама с дерева сорвет

Новые … (Калошки «Чудо-дерево»)

8.И такая дребедень

То олень позвонит, то … (тюлень «Телефон»)

Ведущий: пока наше жюри решает кто победил в первом туре мы с вами продолжим соревновании.

2 тур «Вопрос и ответ»

А сейчас я хочу предложить вам вопросы по произведениям Чуковского. Вы ребята, будьте внимательны. Отвечайте быстро и четко.

1. На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (На трамвае)

2. Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (Луна)

3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)

4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

5. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

6. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)

7. В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? (Бармалей)

8. В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (Бегемот)

Ведущий: Молодцы ребята. (жюри оглашает итоги двух конкурсах).

Ведущий: И так мы продолжаем наше состязания, чтобы узнать кто из ребят самый внимательный и кто любит сказки.

3 тур «Кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит – (доктор)
2. Бармалей – (разбойник)
3. Федора – (бабушка)
4. Каракула – (акула)
5. Мойдодыр – (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
7. Цокотуха – (муха)
8. Рыжий, усатый великан – (таракан)

4 тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.

5 тур «Аукцион».

Ведущий:здесь ребята вам нужно отвечать на вопросы быстро и правильно.

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
6 тур «Героический поступок».

Ведущий : Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Вернул солнце в небо

Помыла свою посуду.

Спас Муху – Цокотуху.

Ведущий: Молодцы ребята всё знают (жюри оглашает результаты конкурсов)

Стук в дверь. Входит Айболит

Айболит : О, если я утону,

Если пойду ко дну,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?

Ведущий: Дети, кто же это?

Дети : Доктор Айболит из сказки «Айболит» .

Ведущий: А что он делает в произведении?

Дети : Лечит зверей.

Ведущий: А как звери отзывались о нем?

Дети : Слава, слава Айболиту,

Слава добрым докторам!

Ведущий: Заходите, добрый доктор! Мы очень вам рады, оставайтесь у нас в гостях.

Айболит: Хорошо. Все то вы, детки, знаете. А я хочу поиграть с вами в игру.

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)
Ведущий:А мы продолжаем нашу викторину.

7 тур «Сказки поссорились» ( пазлы)

Ведущий: каждая команда должна сложить картинку и угадать сказку.

Веселая игра на внимание «Я – не я»

(Дети встают в круг : на «Я» – встать, руки вверх; «не Я» – присесть).

– Кто любит шоколад?

– Кто любит мармелад?

– Кто не моет уши?

– Кто любит гранат?

– Кто любит виноград?

– Кто не моет рук?

– Кто любит мороженое?

– Кто любит пирожное?

– Кто любит ириски?

– Кто лакает из миски?

– Кто любит помидоры?

– Кто жарит мухоморы?

– Кто разбил окно?

– Кто любит печенье?

– Кто любит варенье?

– Кто все время врет?

– Кто хочет пельмени?

– Кто хочет банан?

– Кто упрямый, как баран?

– Кто хочет «Кока- колу» ?

– Кто вымоет всю школу?

5 тур «Шкатулки с секретами»
Ведущий: В шкатулках находятся разные вещи, их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.( по 5 вещей в каждой шкатулке)
1. Телефон (У меня зазвонил телефон).
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике).
3. Мыло (Вот и мыло подскочило).
4. Блюдце (А за ними блюдца).
5. Термометр (И ставит им градусник).
6. Сито (Скачет сито по полям).
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »).
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла).
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку).
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил).

Ведущий.
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “Телефона”. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение, которое Корнею Ивановичу Чуковскому написал поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И ” Крокодила” не читал,
Не восхищался ‘Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина . Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать , что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Подведение итогов. Награждение команд (грамоты и раскраски по сказкам К . И. Чуковского )

1.Чуковский К. Сказки «АСТ», 2007.

2Чуковская Л. Памяти детства: Вспоминания о К. Чуковском / СПб.: 2001 г.

3.Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: КДУ, 2005 г.

4.Чуковский Корней Иванович / Энциклопедия «Вокруг света».

Особенности готовности к чтению дошкольников с нарушением речи

В данной статье представлен теоретический материал по проблеме готовности к овладению чтением дошкольниками с общим недоразвитием речи. Интерес к данной теме обусловлен тем, что одним из обязательных условий зачисления в школу является послоговое чтение. Однако в психолого-педагогической литературе остаются недостаточно изученными предпосылки освоения чтения детьми с нарушением речи, в частности особенности оптического восприятия детей.

В статье представлена характеристика процесса чтения как в норме, так и при нарушениях речи, а также компоненты чтения. Теоретический материал подкрепляется данными проведенного экспериментального исследования констатирующего характера.

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного собеседования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Интерес к теме обусловлен тем, что одним из обязательных условий зачисления является послоговое чтение. [3]

Процесс чтения в языках с фонетической письменностью начинается с восприятия буквы и анализа ее условного звукового значения.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь.

Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

На дальнейших этапах навык чтения превращается в зрительное узнавание слов, уже не обязательно включающее звукобуквенный анализ и синтез.

Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

В современных условиях интенсивного развития возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение.

Таким образом, готовность детей дошкольного возраста к чтению, складывается из достаточной сформированности таких компонентов готовности, как фонематический слух и оптическое восприятие.

У детей с нарушением речи в связи со структурой дефекта выделяется ряд особенностей, выражающихся в несформированности компонентов готовности к чтению.

Общее недоразвитие речи — запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи. [4]

У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Отмечается и недостаточность фонематических процессов.

Фонематическое недоразвитие детей проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

В психолого-педагогической литературе наименее изученным компонентом готовности к чтению детей с общим недоразвитием речи является оптическое восприятие.

В результате теоретического анализа литературы возникла необходимость проведения экспериментального исследования констатирующего характера с целью выявления специфики готовности к чтению детей с нарушениями речи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №224» комбинированного вида г. Новокузнецка.

Группы формировались по следующим критериям:

  • Возраст;
  • Пол;
  • Единый дефект;
  • Отсутствие сочетанного нарушения.

Для изучения готовности к чтению нами были использованы методики, направленные на изучение:

  • Методика «Зашумленные картинки» (Лурия);
  • Методика «Нахождение недостающих деталей» (Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 7);
  • Тест: «Найди звук» Н.И. Гуткиной;
  • Методика исследования фонематического слуха (по Н.В. Нечаевой).

Также нами была разработана единая система оценки:

I уровень – 10 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время меньшее, чем 23 сек, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха ошибок не допустил

II уровень – 8-9 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 23 до 30 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха также ошибок не допустил

III уровень – 6-7 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 31 до 37 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 1-2 ошибки.

Читайте также:  Что такое методическая разработка и требования к методической разработке

IV уровень – 4-5 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 38 до 47 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 3 ошибки.

V уровень — ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 48 до 60 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 4 и более ошибок.

Таблица №1: «Уровни готовности к обучению чтению дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием».
Группа:Дети:Оптическое восприятиеФонематический слухИтог:
1234
Нормальное речевое развитие (старшая группа)Саша С.IVIVIIIIIIIV
Наташа С.IVIVIIIII
Настя П.VIVIVIV
Даша Б.VIVIIIIIII
Богдан Ч.VIIIIIIIIII
София М.IVIIIIIIIIII
Ульяна Б.VIIIIIIIIII
Тимур А.IVIVIIIII
Дима Л.IVIVIIIIIII
Андрей Л.IVIVIIIII
Группа детей с нарушениями речи (старшая группа)Артем Т.VIVIIIIVIV
Дарья В.VIVIIIIVIV
Антон А.IIIIVIIII
Арина З.VIVIIIVIV
Артем Б.VIVIIIIVIV
Арина С.VIVIIIIIII
Оля Л.VIVIIIII
Полина Д.VIVIIIIIII
Паша Ч.VIVIIIII
Андрей Л.IVIVIIIIIII

По результатам исследования выяснилось, что нарушения оптического восприятия и фонематического слуха есть у каждого ребенка с нарушением речи, но и в норме данные компоненты у детей развиты не очень хорошо. Так как 9 из 10 детей с нарушением речи имеют преимущественно IV и V уровни развития оптического восприятия, и 7 из 10 детей с нормальным речевым развитием также имеют IV и V уровни развития оптического восприятия.

Что касается фонематического слуха, то из таблицы видно, что 4 из 10 детей имеют преимущественно III и IV уровни развития фонематического слуха, а у детей с нормальным речевым развитием лишь у 1 ребенка из 10 в 2х методиках определился III уровень развития фонематического слуха.

Качественный анализ данных исследования готовности к чтению дошкольников показывает, что наибольшие трудности у детей вызывало выполнение заданий на обследование оптического восприятия – «Зашумленные картинки», дети тратили на выполнение задания к методике наибольшее количество времени, в результате, 8 детей из 10 с нарушением речи имеют V уровень, и 4 из 10 детей с нормальным речевым развитием также имеют V уровень.

В ходе выполнения заданий на обследование фонематического слуха, в тесте «Найди звук» Н.И. Гуткиной дети в норме и с нарушением речи в основном допускали ошибки лишь в слове – сталь, 2 ребенка из 10 с нормальным речевым развитием и 4 из 10 с нарушением речи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с нормальным речевым развитием и с нарушенным, по результатам исследования имеются схожие уровни, это обусловлено тем, что организованная коррекционная работа с детьми с нарушением речи практически не отличается от работы с детьми с нормальным речевым развитием. Низкий уровень по результатам исследования обусловлен возрастными особенностями детей.

Особенности подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к обучению чтению
статья по логопедии (старшая группа)

Особенности подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к обучению чтению

Аннотация: В статье рассматривается значение обучения чтению в подготовке детей к школе. Условия эффективной подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения. А также в чем заключается успешность школьного обучения, значение общей педагогической готовности к школе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, элементарные навыки чтения, условия результативной подготовки к обучению чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Казаненкова Светлана Сергеевна учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 «Зоренька» городского округа Мытищи, Московской области 141036, Московская область.

Магистрант 2 курса факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Научный руководитель: Комарова Т.С. – доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.

Особенности подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к обучению чтению

Аннотация: В статье рассматривается значение обучения чтению в подготовке детей к школе. Условия эффективной подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения. А также в чем заключается успешность школьного обучения, значение общей педагогической готовности к школе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, элементарные навыки чтения, условия результативной подготовки к обучению чтению.

Проблемы повышения подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению очень актуальна до сих пор, несмотря на множество исследований в данной области. Так, Левиной Р.Е. (1961) было установлено, что большой процент (25-30%) учащихся с недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом – и что это можно отследить еще на этапе их подготовке к школе. Дети часто не имеют необходимого запаса практических языковых наблюдений, которые формируются у каждого нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства и впоследствии помогают в деятельности, связанной с усвоением грамоты [4].

В настоящее время установлено, что нарушения письменной речи, в которую в качестве равноправных входят чтение и письмо, чаще всего возникают у детей в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушения чтения и письма возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого развития (по Левиной Р.Е.),так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) дети вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. По современной статистике, среди них отмечается, от 35% до 60% дисграфии и дислексии. Это связано с отсутствием постоянного диалога родителей, дедушек и бабушек с малышом, так как большую часть свободного времени семья проводит у телевизора или за компьютером. Это и традиционные методы обучения письму и чтению, которыми могут качественно овладеть только шесть-семь человек из тридцати, а остальные пытаются догонять своих сверстников в учебе или сразу переходят в разряд отстающих. Разуверившись в своих способностях, они попадают в группу риска состояний социальной дезадаптации, в том числе девиантного поведения.

Левина Р.Е., Каше Г.А., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. указывают, что при недоразвитии речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Ефименкова Л.Н., Каше Г.А., Спирова Л.Ф.). Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, а несформированностью обобщения звуков. Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит не четкий характер, а восприятие букв затрудняется.

Чрезвычайно затрудненным у детей с общим недоразвитием речи и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, дифференцировав его от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном его звучании. Слитному произнесению слогов помогает смысловая догадка. Слить звуки в слоги – это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом [3].

При этом, как отмечает Ефименкова Л.Н. (1991), недоразвитие речи выражается на письме в виде смешения, замены букв, например: «ожик» вместо ёжик, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки и т.п., а также неумения правильно применять при письме некоторые грамматические правила [1]. Так, некоторые дети не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Богатство словарного запаса имеет важнейшее значение для овладения грамотным письмом. Бедность словарного запаса, трудности сопоставления слов с различными и сходными лексическими значениями, проявляющиеся у детей с общим недоразвитием речи, вызывают затруднения при подборе проверочного слова, осложняют овладение правописанием безударных гласных. Достаточность словарного запаса имеет первостепенное значение также и для усвоения слитного и раздельного написания слов. Ошибки этого рода объясняются тем, что дети неясно представляют себе значения слов.

Недостаточность лексико-грамматического развития речи также вызывает трудности в овладении письменной речью. Так, трудности установления синтаксических связей в предложении обусловливает замену слов при чтении и письме [1]. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, а сам анализ затруднен. Так, при чтении фразы «Мама сварила кашу» ребенок с нормальным речевым развитием может уже при чтении слова «сварила» догадаться, какое будет окончание в слове «каша».

В процессе чтения ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова. Смысловая догадка в этом случае опирается на имеющиеся у него представления о закономерностях языка, на чувство языка. Ребенок с общим недоразвитием речи вследствие нарушенного лексико-грамматического строя речи приведенное выше предложение может прочитать так: «Мама сварила каша», так как не опирается на точные языковые обобщения, на четкие представления о закономерностях изменения слов и их сочетаемости в предложениях. Смысловая догадка либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как приводит к большому количеству специфических ошибок. Это может определяться еще и тем, что морфологическая структура слова недостаточно осознается детьми, поэтому в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки, а возникает аграмматизм, связанный с трудностями восприятия точных грамматических значений, обусловленных морфологической структурой слова. Таким образом, отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму, который выражается в письме и чтении в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Дети с общим недоразвитием речи не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красная платий, пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол плюс существительное, например: «пошли с корзинки, катались на санки» [7]. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи не чувствуют интонационности и смысловой законченности предложения, поэтому не всегда могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Недоразвитие связной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, затрудненное понимание причинно-следственной связи приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения испытывают значительные трудности при написании изложений и сочинений.

Рассмотренные выше трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи, при овладении чтением и письмом доказывают необходимость большой подготовительной работы над фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной сторонами речи детей в целях достижения грамотного письма. Рау Е.Ф. (1963) отмечает, что если не уделить должного внимания воспитанию речи ребенка в дошкольном возрасте, он придет в школу с недостатками речи, которые могут послужить причиной его неуспеваемости – школьник будет писать так же неправильно, как говорит. Она указывает, что всего этого можно избежать, если в дошкольном возрасте уделить серьезное внимание воспитанию речи ребенка [5].

Особенности подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению

Светлана Казаненкова
Особенности подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению

«Особенности подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению»

Казаненкова С. С.

Проблемы повышения подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению очень актуальна до сих пор, несмотря на множество исследований в данной области. Так, Левиной Р. Е. (1961) было установлено, что большой процент (25-30%) учащихся с недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом – и что это можно отследить еще на этапе их подготовке к школе. Дети часто не имеют необходимого запаса практических языковых наблюдений, которые формируются у каждого нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства и впоследствии помогают в деятельности, связанной с усвоением грамоты.

Левина Р. Е., Каше Г. А., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. указывают, что при недоразвитии речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова. Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, а несформированностью обобщения звуков. Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит не четкий характер, а восприятие букв затрудняется.

Чрезвычайно затрудненным у детей с общим недоразвитием речи и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, дифференцировав его от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном его звучании. Слитному произнесению слогов помогает смысловая догадка. Слить звуки в слоги – это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом.

При этом, как отмечает Ефименкова Л. Н. (1991, недоразвитие речи выражается на письме в виде смешения, замены букв,например: «ожик» вместо ёжик, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки и т. п., а также неумения правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые дети не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово,ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Богатство словарного запаса имеет важнейшее значение для овладения грамотным письмом. Бедность словарного запаса, трудности сопоставления слов с различными и сходными лексическими значениями, проявляющиеся у детей с общим недоразвитием речи, вызывают затруднения при подборе проверочного слова, осложняют овладение правописанием безударных гласных. Достаточность словарного запаса имеет первостепенное значение также и для усвоения слитного и раздельного написания слов. Ошибки этого рода объясняются тем, что дети неясно представляют себе значения слов.

Недостаточность лексико-грамматического развития речи также вызывает трудности в овладении письменной речью. Так, трудности установления синтаксических связей в предложении обусловливает замену слов при чтении и письме. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, а сам анализ затруднен. Так, при чтении фразы «Мама сварила кашу» ребенок с нормальным речевым развитием может уже при чтении слова «сварила» догадаться, какое будет окончание в слове «каша».

Недоразвитие связной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, затрудненное понимание причинно-следственной связи приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения испытывают значительные трудности при написании изложений и сочинений.

Рассмотренные выше трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи, при овладении чтением и письмом доказывают необходимость большой подготовительной работы над фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной сторонами речи детей в целях достижения грамотного письма. Рау Е. Ф. (1963) отмечает, что если не уделить должного внимания воспитанию речи ребенка в дошкольном возрасте, он придет в школу с недостатками речи, которые могут послужить причиной его неуспеваемости – школьник будет писать так же неправильно, как говорит. Она указывает, что всего этого можно избежать, если в дошкольном возрасте уделить серьезное внимание воспитанию речи ребенка.

Буклет «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при подготовки детей к обучению грамоте» Доброго утра всем я желаю, И мастер-класс свой начинаю. Тема моего мастер-класса: «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при.

Дидактическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников Подготовка к обучению грамоте Одним из направлений работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении является подготовка.

Консультация «Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей» Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей Содержание Введение Психофизиологические особенности леворукого ребёнка Основные.

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.

Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте» Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга,.

Организация работы по обучению чтению детей с ОНР В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками,.

Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с Тмнр Особенности подготовки и проведения праздников с детьми с ТМНР. Дети ТМНР – это дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития,.

Подготовка дошкольников к обучению чтению В наше время все больше внимания уделяется подготовке дошкольников к школе и в частности к обучению грамоте. Мнения педагогов об обучении.

Консультация «Советы по обучению детей чтению» 12 СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать — никаких букв, только.

Обучение чтению детей с нарушением речи (статья)

Описание разработки

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Одна из самых трудностей – это овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Одна из актуальных проблем начальной школы – формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения. Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:

1) при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;

2) навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, и письмо;

3) формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока, но и как урока математики, природоведения и русского языка. Осуществляя метапредметную связь, мы не только совершенствуем навык чтения, но и способствует усвоению других учебных дисциплин;

4) занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к книге и чтению/

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

• Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др. ), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др. ).

• Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).

• Искажения звуко – слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и другие.

• Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

• Аграмматизм при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Нарушение чтения у детей чаще возникает при нарушении всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

Для обучения необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое» зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы.

От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.

Процесс восприятия с нарушением речи значительно замедлен.

Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия.

В большинстве случаев логопеду приходится иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обуславливающих отставание ребенка от возрастной нормы.

Цель:

Задача учителя – логопеда заключается в том, чтобы вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать.

Причинами трудностей при обучении чтению являются:

1) педагогическая запущенность (возникает из – за отсутствия личностно – ориентированного подхода), вызванная:

а) форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребёнка по его усвоению);

б) многочисленными пропусками занятий;

в) недостаточным контролем за усвоением знаний;

г) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи;

д) низкой квалификацией специалистов;

е) равнодушием семьи и другие

2) предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветает».

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Ханты – Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3»

КУЦЕНКО ДИНА КАМИЛОВНА

Должность: учитель – логопед; первая квалификационная категория.

Образование: высшее, Башкирский государственный институт; филологический факультет, г. Уфа, 1997 год; высшее профессиональное (переподготовка); Башкирский государственный университет, дефектологический факультет, г. Уфа, 2004 год.

Стаж работы: 36 лет, по специальности – 12 лет,

в данном учреждении – 11 лет.

Город Ханты- Мансийск, улица Обская, дом 18, квартира 3.

Контактный телефон: 89519817672

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Одна из самых трудностей – это овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Одна из актуальных проблем начальной школы – формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения. Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:

1) при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;

2) навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, и письмо;

3) формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока, но и как урока математики, природоведения и русского языка. Осуществляя метапредметную связь, мы не только совершенствуем навык чтения, но и способствует усвоению других учебных дисциплин;

4) занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к книге и чтению/

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

• Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).

• Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).

• Искажения звуко – слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и другие.

• Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

• Аграмматизм при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Нарушение чтения у детей чаще возникает при нарушении всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

Для обучения необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое» зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы.

От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.

Процесс восприятия с нарушением речи значительно замедлен.

Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия.

В большинстве случаев логопеду приходится иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обуславливающих отставание ребенка от возрастной нормы.

Задача учителя – логопеда заключается в том, чтобы вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать.

Причинами трудностей при обучении чтению являются:

1) педагогическая запущенность (возникает из – за отсутствия личностно – ориентированного подхода), вызванная:

а) форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребёнка по его усвоению);

б) многочисленными пропусками занятий;

в) недостаточным контролем за усвоением знаний;

г) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи;

д) низкой квалификацией специалистов;

е) равнодушием семьи и другие

2) предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветает».

Для обучения чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками. Ежедневная аутогенная тренировка вырабатывает у детей способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться, снимать логофобии (страх перед речью). Из методов групповой психотерапии эффективны занятия по логоритмике.

Сравнительный анализ экспериментальных данных позволил сделать вывод о том, что большое количество ошибок при выполнении предложенных заданий у детей с недостатками речевого развития объясняется наличием ряда причин:

1. Нарушением слухопроизносительной дифференциации, проявляющейся в замене одних звуков другими, сходными по акустико-артикуляционным признакам.

2. Трудностями в вычленении первого и последнего звука из слова, при этом определение последнего согласного осуществляется школьниками с большими затруднениями, чем вычленение начального согласного, а вычленение начального согласного вызывает больше ошибок, чем выделение начального гласного.

3. Неумением расчленить слог на составляющие его звуки.

4. Несформированностью звукового анализа как действия по определению временной последовательности, количества и местоположения составляющих слово звуков.

5. Трудностями интериоризации действия звукового анализа, т.е. формирования этого действия в умственном плане, на основе представлений; трудностями формирования фонематических представлений.

Ф. Варбург, П. Раншбург доказали, что в основе патологии чтения лежит неполноценность зрительно-пространственного восприятия, а, значит, механизмом специфических нарушений чтения является дефективность зрительных образов слов, букв, то есть, «врождённая словесная слепота», что в основе многих специфических нарушений письменной речи лежит узость зрительных полей. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия». Авторы (Г.А. Каше, 1985, Р.И. Лалаева, 1978, 1985, Р.Е.Левина, 1961, Д.Ф. Спирова, 1965), подчёркивают, что в основе нарушений чтения лежит неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова. Фонематический слух является «узловым» образованием» (Р.Е. Левина), от которого зависит нормальное протекание целого ряда речевых процессов (звуковой анализ и синтез, чтение и письмо).

Анализ научно – методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как учёных, так и практиков, но ещё недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений чтения. К сожалению, до сих пор его освещение носит фрагментарный характер, не учитывается структура дефекта, компенсатор-ные возможности ребёнка.

При обучении чтению детей, имеющим речевые нарушения, ведущим является аналитико – синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребёнка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный.

Учёт компенсаторных, произносительных возможностей помогает педагогу выстроить личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности и грамотно спланировать и осуществить всю коррекционную работу в целом. Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками чтения, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в силах, вызывает педагогическую запущенность.

Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения зачастую приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в силах, что приводит к пробелам в знаниях, педагогической запущенности.

Ссылка на основную публикацию