Лесные ягоды Карелии – конспект НОД

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Ксения Сабирьянова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Цель: познакомить детей понятием «ягода», классифицировать их на садовые и лесные, учить их различать.

– Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод.

– Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые, лесные) .

– Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием гостей и друг друга.

– Дорогие ребятки, сегодня мы с вами познакомимся с ягодами. Что же такое Ягоды?

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).

Чтение рассказа: “Ягодная сказка”

На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся.

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля.

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды.

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Вопрос: Какие ягоды вы знаете?

А где растут ягоды? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов).

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю:

Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной).

Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок – хруст, Что за куст? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (Смородина)

Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)

Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то — косточка Да красненькая кофточка! (вишня).

– Что же это за ягодки? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды!

Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

А сейчас нам девочки расскажут стихотворения про другие виды садовых ягод:

Ежевика так колюча,

Как сердитый ёжик.

Но она совсем не злючка —

Посмотри — за рядом ряд

Чудо-ягоды висят. (Ксюша)

Жимолость у нас в саду

Пышным цветом расцвела.

Только к ней я не иду:

Там в цветке сидит пчела.

Но сказала мама мне:

«Пчёлкам тоже по весне

Где их взять? Из сада!»…

Солнышко сильней пригреет,

Скоро жимолость созреет.

Буду ягодки срывать

И про пчёлку вспоминать (Алина К.)

И напоследок осталась самая необычная ягода, слушайте загадку.

Внутри он алый, сахарный, кафтан — зеленый, бархатный. (Арбуз).

Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и конечно же арбуз кушают в сыром виде.

Аппликация «Корзина садовых ягод»

А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию. Давайте наполним нашу корзинку садовыми ягодками.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем,

Дружно ягоды берем.

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами, теперь пришло время отправиться на лесную полянку, чтобы познакомиться с лесными ягодами.

Музыка, друг за другом отправляемся в лес (на палас).

– Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод.

А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам) .

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника —это лесные ягоды.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды. Правильно! Малина бывает и садовой, и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!

Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными.

Что это за ягодка? Это лесная земляника. Земляника – самая вкусная лесная ягода, которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Слушайте загадку про следующую ягоду:

Под листиком на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет

Руки вымажет и рот.

А попробовав поймет (голубика).

Голубику можно встретить в самых разных местах: и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодах концентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.

А что это за ягода? Черника — почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

Дальше, смотрите, это костяника! Эта ягода растет в тенистых местах, на болотах. Из плодов костяники варят сиропы, варенье, сок, кисели и желе. Чай из листьев костяники ароматен и очень полезен.

Ну ка ребята, прочитайте нам стихи про другие лесные ягодки.

Нет кислее ягод этих,

Только все равно приветь их.

Витамин в них – лучший друг вам.

Замечательная клюква! (Кристина)

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой. (Алиса К.)

А теперь мы, ребята, поиграем в игру.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.

Земляника растет на дереве;

клюква растет на кусте;

брусника сладкая как сахар;

голубика красного цвета;

малину любят не только люди но и животные;

черника очень вредная для здоровья.

Ядовитые ягоды

Далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко – это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Читайте также:  Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Вороний глаз – невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет).

А сейчас мы с вами будем играть в игру «Лесные ягоды и садовые».

Ребята, мы сейчас, пока играет музыка, будем гулять (ягодки, танцевать. А как только музыка закончится, вы должны будете поделиться на 3 группки, но на какие, вы должны будете догадаться сами. Какая группка соберется быстрее и правильней, та и победила.

Вот мы с вами поиграли и побывали в лесу и нам пора возвращаться. Проходите и садитесь на стульчики.

– С чем мы ребята сегодня познакомились?

– На какие виды делятся ягоды?

– К садовым ягодам относятся какие?

– К лесным?

– А что за ядовитые ягоды вы знаете?

Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались и я вам приготовила небольшие подарки. Но для начала давайте скажем спасибо нащим гостям за то что они к нам пришли и угостим их вкусным и полезным мармеладом из ягодок.

А это вам ребята (раздаю раскраски и мармелад). Занятие закончено, всем спасибо!

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

НОД по ознакомлению с окружающим миром во II младшей группе «Лесные богатства» Программное содержание: сформировать у детей представление – лес (деревья, животные, птицы). Обобщить представления детей о деревьях, их.

Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные ягоды» Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Лесные ягоды» Задачи: познакомить детей с лесными ягодами;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Капиллярные чудеса»Цель: формирование интереса к познавательной деятельности в окружающем мире Познавательно-развивающие задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития». Цели и задачи: Обобщить и систематизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программные задачи: – закрепление знаний о характерных признаках весны; знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема: “моя семья”. Цель: Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих.

«Лесные чудеса». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание: Цель. Знакомство с животным миром леса. Задачи. 1. Закреплять знания о сезонных явлениях в природе; формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Невидимка воздух» Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется);.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе. Карельская горница

Описание:
Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений.
Цель:
Развитие у детей любви и уважения к своей малой родине, к родному краю.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о малой родине: предметах быта и национальной одежды, о достопримечательностях родного края. Продолжать знакомить с карельскими играми и хороводами.
2. Познакомить детей с карельским музыкальным инструментом – кантеле. Закрепить знания о струнных щипковых музыкальных инструментах.
Расширять словарный запас: струнные,щипковые, кантеле.
3. Способствовать формированию положительных эмоций при совместной деятельности детей и взрослых.

Атрибуты:
Мягкие игрушки домашних животных: корова, поросёнок, петух
Кантеле (музыкальный инструмент)
Ложки на каждого ребёнка
Калитки

Хозяйка:
А стихи про Карелию вы знаете?
Воспитатель:
Наши дети знают стихи про нашу республику и сегодня нам расскажут , называет имена детей.
Дети:
1.Карелия, Карелия,
страна чудесных грез,
Высоких сосен, елей,
и маленьких берез,

2.И солнцем озаренные,
стоят леса твои,
И птицы распевают
в них песенки свои.
Воспитатель:
Давайте полюбуемся красотой нашего карельского края и посмотрим небольшой фильм.
Видеофильм «Люблю тебя Карелия»(видео, отрывок на 1 мин.)

Хозяйка:
Ребятушки, а вы любите сказки?
Давайте я вам карельскую сказку расскажу, а поможет мне сказку рассказать Маргарита Александровна, тогда слушайте внимательно!
«Жила была Тётушка Марья и как-то раз пошла она по белу свету счастье искать , оказалась она в лесу, а там грибов да ягод видимо- невидимо.
Шла тётушка по лесу, шла, и нашла кантеле»

Хозяйка:
Тётушка, это же кантеле – карельский народный инструмент.
Можно его нам посмотреть?
Тётушка: Посмотрите, пожалуйста!
Хозяйка:
Кантеле — народный карельский музыкальный инструмент.
Как вы думаете, как играют на кантеле?
Дети, к какой группе музыкальных инструментов относится кантеле?
Дети:
Кантеле относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов!
Хозяйка:
Правильно, кантеле – струнный щипковый музыкальный инструмент.
Как вы думаете, как играют на кантеле?
Дети отвечают
Хозяйка:
Во время игры кантеле держат на коленях и пальцами обеих рук защипывают струны.
Удивительный инструмент – кантеле. Древний…Загадочный… Давайте послушаем, как звучит кантеле.

Видеофильм «Живое кантеле» (отрывок на 1 мин)
Хозяюшка:
Тётушка, давай меняться, ты нам кантеле дашь, а себе выбирай, кого хочешь, у меня хозяйство большое: есть у нас и козлята, и овцы, и корова есть – кормилица наша!

Тетушка:
Кантеле – это хорошо, а корова молоко даёт, творог, сметана будет и маслице!
Меняемся, берите кантеле, а я корову, вот радость- то какая!
Хозяйка отдаёт тётушке коровы (игрушку), забирает кантеле.
Хозяйка:
И пошла тётушка дальше…
Идёт тётушка, ведёт корову, радуется.
Видит на лужайке, дети карельский танец танцуют..
Давайте и мы покажем нашим гостям «Карельский хоровод»

« Карельский хоровод»

Садятся на стульчики
Хозяйка:
Пришла она уже в другую деревню.
Здравствуй тётушка, куда идёшь, чего ищешь?
Тётушка:
Пошла по белу свету счастье искать, да нашла кантеле, сменяла на корову, теперь домой иду!
Хозяйка:
Очень нам твоя коровушка нравится, давай меняться, мы тебе поросёночка, а ты нам корову!
Посмотри, какие у нас поросята, розовые, резвые, весёлые, а песни как поют, да на ложках играют!

Хозяйка:
Ложки мы сейчас возьмём,
С ними танцевать пойдём!

«Ложки-поварёшки» -игра на музыкальных инструментах

После игры на музыкальных инструментах дети садятся на стульчики у боковой стены.
Хозяйка:
Полюбовалась тётушка на поросят, очень ей понравились..
Тётушка:
Ну, так и быть, забирайте корову, давайте поросёнка!
Хозяйка отдаёт тётушке поросёнка, забирает у тётушки корову.

Хозяйка:
Пошла тётушка дальше, идет, радуется.
Раньше одна жила, скучно было, никого не было, а теперь поросёнок да ещё какой, песни петь умеет да на ложках играть, веселее вдвоём будет.
Оказалась тётушка на окраине деревни, видит, на заборе петушки громко кричат.

Хозяйка:
Давайте вспомним песню «Петушок» и сыграем её ладошками, а потом протопаем ножками.
Русская народная песня «Петушок»

Хозяйка:
Захотела тётушка поменять поросёночка на петушка.
Тётушка:
Ах, какие петушки, а этот самый музыкальный!
Хочу себе такого, давайте меняться, я вам поросёночка, а вы мне петушка!
Петушок будет меня по утрам будить, песни распевать!
Хозяйка:
Мы согласны, забирай тётушка, петушка, давай нам поросёночка!
Хозяйка меняется с тётушкой
Хозяйка:
Забрала тётушка петушка…
А тут на улицу парни высыпали, девочек в игры играть зовут да частушки петь!
Эй девчонки – хохотушки
Запевайте- ка частушки
И мальчишки не зевайте
И девчонкам подпевайте!
«Частушки»
Дети вместе:
Мы частушки сочиняем,
можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас.
1-я девочка:
У мово миленочка
Худая кобыленочка,
Не доехал до горы,
Её съели комары.
2-й мальчик:
Не садись милаша рядом,
Рядом будет тесно,
Ты другого завлекаешь,
Мне не интересно!
3-я девочка:
Милый мой, милый мой,
Ты с деревни, я с другой,
Ты с деревни, я с другой,
Свиданья редко нам с тобой.
4-й мальчик:
Скоро, скоро снег сойдет,
На нашей речке лед сойдет,
Сяду я на льдиночку,
Проведаю Мариночку.
Вместе:
Хорошо частушки пели,
Хорошо старалися,
Очень рады, что хозяйка
С нами улыбалася.

Хозяйка:
А сейчас пора и невесту себе выбирать, вставайте на игру «Бояре»!

Игра «Бояре» – играют 2 раза

Дети садятся на стульчики у боковой стены.
Хозяйка:
Залюбовалась тётушка танцорами, а тут на беду Лиса из лесу прибежала, хвать петушка, и унесла в дремучий лес.

Карельская народная игра “Пукки”(«Козел»)
Дети садятся на стульчики

Читайте также:  Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе: С котиком играем - все мы знаем.

Тётушка:
Здорово веселиться умеете, всю грусть и тоску прогнали!
Спасибо вам ребята!
Хозяюшка:
Вот такая сказка.
Понравилась вам моя сказка?
А с каким вы новым музыкальным инструментом вы познакомились?
Дети: Кантеле!
Хозяюшка:
Вы молодцы, сказку мне помогали рассказывать своими песнями, танцами да играми.
А вам, что больше всего понравилось делать на занятии?
Дети отвечают
Воспитатель:
А нам пора и домой уже отправляться!
Спасибо тебе Хозяюшка за гостеприимство!
Хозяйка:
Пожалуйста, я таким гостям всегда рада!
Наверное, проголодались, чем бы вас угостить на дорожку?

Хозяйка выносит калитки.
Вот вам калитки наши карельские, берите с собой, кушайте на здоровье!
Дети:
Спасибо!
Воспитатель:
Давайте попрощаемся с Хозяюшкой и нашими гостями
Дети прощаются
Хозяюшка:
До свиданья, приходите ещё!

Конспект НОД «Северная ягода»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Здоровье», «Художественное творчество», «Художественная литература»

Цель: Познакомить детей с северной ягодой и рассказать о свойствах северной ягоды. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды. Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук. Учить делать выводы, анализировать. Закреплять у детей умение договариваться и распределять свои действия.

Применение метода кооперации: воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование: северные ягоды (брусника, черника, голубика, морошка, клюква), соленое тесто, мячи синего и красного цвета, корзины, иллюстрации с изображением северных ягод.

Этапы образовательной деятельности:

1 этап Мотивационный.

2этап Содержательный.

3 этап Итоговый

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

1 этап. Мотивационный

(Дети сидят на стульчиках полукругом, в группу вбегает «Карлсон».)

Воспитатель : Ребята, посмотрите это кто – это залетел к нам в окно. Ребята, как вы думаете кто – это?

Дети : Это Карлсон, который живет на крыше!

Карлсон . Я самый, ой, а куда это я попал?

Дети: К нам в детский сад!

Карлсон : В детский сад? А где находится ваш детский сад?

Дети: На севере! В Салехарде!

Карлсон: У меня совсем закончилось топливо! Мне нужно срочно варенье, чтобы добраться домой!

Воспитатель : Ребята, а давайте поможем Карлсону улететь домой. Но вот проблема, где же взять варенье?

Дети: Купить! Собрать ягоду!

2 этап. Содержательный

Воспитатель : Правильно, ягоды можно купить, а еще лучше собрать! Ребята, а вы знаете какие ягоды растут у нас на севере?

(Звучат ответы детей.)

Воспитатель: Правильно ребята! Морошка, голубика, клюква, брусника, черника, водяника.

Карлсон: Здесь так холодно, но растет много ягод?

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Карлсоном отправимся в лес по ягоды, поиграем в игру «Собери ягоды в корзину».

Проводится игра «Собери ягоды в корзинку»

Дети делятся на две команды. Дети одной команды собирают мячи синего цвета (черника), другие – красного цвета (клюква). Пока воспитатель подводит итоги, исполняется песня «Весенняя капелька». Молодцы ребята, а теперь вместе с Карлсоном отгадайте загадки и послушайте стихотворения о северных ягодах.

Воспитатель: Сейчас, я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.

На ягодном балу всегда царица

Блестит вся в капельках воды,

Она на севере родится,
Полезны всем её дары.

Дети: Клюква!

Воспитатель: Правильно ребята, клюква. Послушайте стихотворение про клюкву.

«Журавлиная ягода»

Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах – будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
– Скоро в путь! Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу –
В долгий и нелегкий перелет.

(Воспитатель задает детям вопросы.)

1. Как выглядит клюква?

2. Когда созревает клюква?

3. Почему клюкву называют «журавлиной ягодой»?

4. Что готовят из клюквы?

(Предлагает детям попробовать клюкву, дети пробуют ягоды.)

Воспитатель: А, теперь следующая загадка.

Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем.

Дети: Брусника.

(Предложить детям вспомнить, как они с родителями ходили по ягоды, как выглядит брусника, какие полезные свойства у брусники и что готовят?)

(Дети пробуют ягоды брусники, пьют брусничный морс.)

Воспитатель : Ребята, сейчас нам Таня расскажет стихотворение про ягоду голубику.

Голубая ягодка
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке.
Укрывается листочком.
– Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
– Я, Ванюша, голубика!

(Ребята рассказывают о голубике, рассматривают иллюстрации.)

Воспитатель: Сейчас, я вам загадаю еще одну загадку, а вы ее отгадайте.

Лежат на кочках кусочки янтаря.

В рот положишь – тут же растают.

Дети: Ягода морошка!

(Ребенок рассказывает стихотворениеПрокопия Явтысый.)

Про морошку

Девушка – Заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки душистые морошки,

как живые капли янтаря,

собирает Девушка – Заря

Воспитатель: Ребята, про морошку говорят – она «царица болот», «солнечная ягода» «моховая смородина», любимая ягода северян, «желтая малина на стелющихся стеблях», душиста. Она растет только на Крайнем Севере и очень полезная.

(Ребята рассказывают о морошке, рассматривают настоящие ягоды, иллюстрации.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Черничный компот
Я спросил у Васи:
– Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
– Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот!

Воспитатель: Ребята, черника – ягода чудодейственная! В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положи чернику в рот – избавишься от хвори на целый год».

Проводится физкультминутка: гимнастика для глаз (движения согласно текста).

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. (Шагают на месте)

Грибы – ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)

Слева ель растет – старушка, (смотрят вправо)

Справа сосенки – подружки. (смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (влево – вправо, вверх – вниз)

Практическая часть

Воспитатель: Мы с вами решили помочь Карлсону собрать северные ягоды на варенье, мы ягоды собрали и узнали, а еще узнали о полезных свойствах, а теперь отнесем поварам ягоды, чтобы они сварили варенье для Карлсона.

Художественное творчество

Воспитатель : Ребята, я уверена, что вы бы хотели подарить Карлсону корзину с северными ягодами. Давайте ребята слепим корзину из соленного теста, и раскрасим ягоды.

(Использование техники, приемы техники.)

3 этап. Итоговый

Воспитатель: Ребята, смогли ли мы помочь нашему Карлсону? Что мы сегодня для этого сделали?

(Звучат ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята, вы справились! Вы молодцы! Карлсон говорит вам спасибо. Вы собрали ягоды в тундре, слепили корзину с северной ягодой. Спасибо вам за то, что вы проявили любознательность и оказали помощь нашему Карлсону .

Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные ягоды»

Елена Ильина
Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные ягоды»

Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Лесные ягоды»

Задачи: познакомить детей с лесными ягодами; учить детей различать садовые и лесные ягоды; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: плакаты с изображениями ягод; иллюстрация леса, звуки природы для фона, песня «Про варенье», две корзинки, ягоды пластмассовые (либо небольшие картинки с изображением ягод).

Ход занятия.

К нам в гости сегодня пришла Маша, она просит Вас ребята помочь ей собрать лесные ягоды для варенья.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Лес – это наше богатство. Его надо беречь, охранять от нарушителей. В лесу живёт много обитателей. Растёт множество грибов и ягод.

Есть ягоды садовые, а есть ягоды лесные. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов) А вы знаете ребята, что лесные ягоды бывают съедобными и ядовитыми?

Чтение рассказа: “Ягодная сказка”

На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся.

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля.

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды.

Читайте также:  Маленькие секреты учителя-логопеда

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Какие ягоды вы знаете?

Какие съедобные и ядовитые ягоды вам известны?

Кто из вас ходил в лес собирать ягоды?

Как используют ягоды в пищу?

Для того чтобы узнать какие ягоды растут в лесу, нужно отгадать загадки.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

На полянке у дорожки

Кто мимо ни пройдёт —

В рот себе кладёт. (Земляника)

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

Ягоды бешеные

На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет. (Волчья ягода)

На горе стоит лесок…

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

(ходьба на месте)

Говорят:”Такого свиста, мы не слышали пока”

Дидактическая игра: «Какая ягода лишняя.

Задание: нужно среди предложенных иллюстраций с изображением лесных и садовых ягод, выбрать картинку, которая не является лесной ягодой.

Разделить ребят группы на две команды и предложить собрать ягоды, рассыпанные на полу в две корзинки. Условие: ягоды должны быть лесные.

Показать собранные ягоды Маше

Вот и закончилось наше путешествие в лес. Понравилось ли вам? Молодцы ребята, помогли Маше собрать ягоды для варенья!

Интегрированное занятие в средней группе «Ягоды» Конспект занятия средняя группа Тема «Ягоды» Цели: знакомство с названиями ягод, различение садовых и лесных ягод, совершенствовать художественные.

Конспект занятия по образовательной области «Безопасность», раздел «Ребенок и природа» «Съедобные и ядовитые растения» Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить их правильно называть.

Ягоды в Карелии

Природные бриллианты Карелии — северные ягоды. Настоящая кладезь витаминов и полезных для организма веществ. Даже если особого интереса к их, сбору вы не проявляете, рекомендуем всё же прихватить с собой в поездку небольшое лукошко. Разнообразие ягод, растущих здесь буквально под ногами, впечатлит кого угодно.

Земляника

Растёт земляника в лиственных и смешанных лесах, предпочитает открытые места и полностью вызревает уже в июне. Эта ягода сладкая и ароматная, поэтому так любима и взрослыми, и детьми. Искать её нужно на лугах, освещённых опушках или свежих лесосеках, где она быстро разрастается.

Важно! Земляника — ягода нежная, собирать её нужно аккуратно, в полной зрелости и в сухую погоду. Хранится она недолго, поэтому местные жители либо сразу еесъедают, либо сушат в печах или плодовоовощных сушилках.

Черника

Эта крупная тёмно-синяя ягода — самое популярное лесное лакомств среди местных. Собирают чернику в тёмных хвойных лесах, на затенённых лужайках или на вырубках. Если ягоды зрели на солнце, они будут очень сладкими.

Урожай ягод черники в Карелии собирают уже к началу июля, а весь июнь она набирает цвет. Интересно, что при консервациичерники местные жители не используют сахар, а ограничиваются одной пастеризацией. Дело в том, что в этой ягоде содержится много антисептических веществ, которые препятствуют гниению.

Малина

Ещё одна сладкая лесная ягода, вызревающая к середине короткого карельского лета. Малина предпочитает открытые, солнечные места, где растет в больших зарослях. Особенно сильно разрастается малина на свежих вырубках или гарях. Ягоды у лесной малины не такие крупные, как у домашних сортов, однако в дикой больше витаминов и полезных микроэлементов.

Морошка

В старину морошку называли «царской ягодой», ведь без неё не обходилось ни одно хорошее застолье. Мочёная ягода, морошковый квас или наливка — такие блюда и напитки считались неизменным атрибутом царских пиров.

Во многом это связано не только с большой ценностью ягоды, но и с тем, что ее урожайность зависит от погодных условий. Морошка в Карелии цветёт рано, поэтому есть риск, что весенние заморозки могут «побить» весь цвет и вызревать будет нечему. Если же год оказался урожайным на морошку, то обязательно соберите хотя бы небольшое лукошко этой северной ягоды.

Клюква

Клюкву нужно искать среди хвойных лесов, в замшелой почве или вблизи болот. На территории Карелии растёт более 22 сортов этой ягоды. По количеству содержащихся витаминов и минеральных веществ клюква не уступает бруснике и справедливо считается одной из самых полезных лесных ягод.

Цветёт клюква в июне, а сезон сбора этой ягоды в Карелии начинается с сентября и продолжается все осенние месяцы, вплоть до зимы. Иногда перезимовавшую клюкву находят и ранней весной. Такие ягоды теряют свою горечь, а вместе с ней изрядный запас полезных витаминов. Зато мягкая и сладкая «весенняя» клюква считается своеобразным деликатесом.

Брусника

Ещё одна северная ягода, известная полезными свойствами. Местные жители любят бруснику за простой сбор и неприхотливость в хранении. Растёт брусника и в сухих сосновых, и во влажных еловых лесах. Часто встречается на болотах, выбирая сравнительно сухие возвышенные места.

Разрастаясь, брусника образует сплошной покров, особенно плотный на местах пожаров и вырубок. Сбор этой ягоды в Карелии начинается в начале сентября. Есть даже точная дата — 5 сентября День Лупа Брусничника. В старину в этот день на сбор брусники отправлялись все, от мала до велика.

Княженика

Ягода с множеством названий, в зависимости от местараспространения: костяника, костянка, хохлушка, полуденица или даже арктическая малина. В Карелии чаще всего можно услышать поляника или поленика, но официальное ее название — княженика обыкновенная.

Растёт княженика в смешанных лесах, предпочитая мшистые грунты, болота или опушки, любит склоны холмов и канавы. Цветёт княженика в Карелии в июне, а созревает к концу июля — началу августа. Спелая, сладкая и внешне напоминает малину, однако цвет ягод более сложный. Интересно, что аромат княженики у многих людей вызывает ассоциации с запахом ананаса.

Если вы приехали в Карелию в период ее плодоношения, обязательно попробуйте ягоду прямо «с куста». Княженика очень быстро портится, поэтому её часто употребляют только в свежем виде.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Ягоды»

Программные задачи:
1. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
2. Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
3. Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
4. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимый материал:
– Демонстрационный материал «Ягоды»;
– Раскраски «Ягоды»;
– Карандаши;
– Фломастеры;
– Картинки «Ягодное варенье»;
– Картинки «Лес», «Сад»;
– Разрезные картинки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным.
(Смородина)

Колючки с крапивой — соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи

Моей насладиться сладостью.
(Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?
(Клубника)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
Дети: О ягодах
Воспитатель: Правильно. Какие ещё ягоды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
Дети: Лесные растут в лесу, а садовые – в саду.
Воспитатель: Верно. Распределите по группам картинки с ягодами (предлагаются картинки ягод и картинки «лес» и «сад»).

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы приготовить варенье из ягод?

Игра «Ягодное варенье»
Педагог показывает картинку, предлагая детям по очереди называть какое варенье.
Например:
Варенье из малины – малиновое варенье.

Игра «Опиши ягоду»
Например: Клубника – крупная, спелая, сладкая, красная и т.д.

Воспитатель: Ребята, в саду и в лесу растет много ягод. Каких ягод растет много?

Игра «Один – много»
Детям предлагается картинка, а они называют:
Например
: Одна смородина – много смородины»

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.

Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.

Ссылка на основную публикацию