Лексический материал по теме Синонимы

Система работы по теме “Синонимы” как способ повышения уровня речевого развития учащихся основной школы

Содержимое разработки

Чебыкина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы МАОУ СШ № 1 г. Михайловска

Система работы по теме «Синонимы» как способ повышения уровня речевого развития учащихся основной школы

Лексика и фразеология были включены в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку с 1970 года. Изучение этих разделов в школе имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.

Особое внимание в работе по лексике следует уделить развитию у обучающихся лексико-семантического взгляда на слово, который проявляется в умении выделять в слове лексическое значение (в противоположность грамматическим значениям) и устанавливать семантические (смысловые) связи данного слова с другими словами. Эти умения специально формируются при изучении лексики и закрепляются при изучении нелексического материала, а также на уроках развития речи.

В последнее время проблема изучения лексических явлений становится более актуальной. Это связано с ограниченным словарным запасом, низким уровнем развития коммуникативной компетентности учащихся.

Целью данной работы является обобщение методического опыта по разделу «Лексика и фразеология» на примере темы «Синонимы».

Важность правильного выбора учителем тренировочных заданий и технологических приёмов определяется тем, насколько они будут способствовать формированию универсальных учебных действий и достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, а именно:

-формирование коммуникативной компетентности; освоение социальных норм;

развитие эстетического сознания;

– умение устанавливать причинно-следственные связи; определять способы действия; умение использовать языковые средства; владение основами самоконтроля, самооценки;

– совершенствование видов речевой деятельности; использование коммуникативно-эстетических возможностей языка; освоение базовых понятий лингвистики; обогащение активного и потенциального словарного запаса; овладение основными стилистическими ресурсами лексики; стремление к речевому самосовершенствованию.

В системе работы по теме «Синонимы» я выделила такие направления:

работа над усвоением терминологического аппарата;

работа со справочной литературой;

работа над определением роли синонимов в речи (устной и письменной, поэтической и прозаической);

обогащение словарного запаса;

создание собственного речевого произведения (текста).

Владение синонимикой русского языка даёт возможность точно, разнообразно и красиво выразить свои мысли: синонимы являются средством тонкой смысловой дифференциации, они выражают самые различные виды экспрессии, дают разнообразные жанрово-стилистические характеристики, имеют большой диапазон выражения эмоциональных оценок и т.п.

Направление «Работа с терминологией» включает в себя освоение таких понятий, как синонимика, синонимические конструкции (синтаксические синонимы), синонимический ряд, доминанта, синонимия (приставок, суффиксов, окончаний, лексическая, грамматическая, предлогов, союзов, синтаксическая, словообразовательная, фразеологическая), синонимы (абсолютные, идеографические, контекстуальные, однокоренные, стилистические…).

Важное место занимает и лексикографическая работа, позволяющая развивать умения пользоваться дополнительными источниками информации, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию. Для формирования этого умения используются упражнения следующих видов:

1. нахождение в словарной статье её структурных элементов;

2. сопоставление словарных статей в разных словарях;

3. нахождение в словарях слов по тем или иным пометам;

4. составление словарной статьи знакомого слова;

5. обращение к словарям при разгадывании и составлении кроссвордов.

Виды тренировочных заданий по теме «Синонимы» разработаны с учётом специальных принципов, связанных со спецификой лексических и фразеологических явлений: экстралингвистического (сопоставление слова и реалии); лексико-грамматического (сопоставление лексического и грамматических значений слова); системного (сопоставление единиц лексической парадигмы); функционального (сопоставление слов со сферами их употребления); исторического или диахронического (сопоставление истории слова и истории реалии).

Лексикологические умения формируются с помощью специальных упражнений:

1. нахождение изучаемого лексического явления среди слов, в словосочетании, в предложении или связном тексте (по образцу и без него);

2. подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление;

3. определение роли изучаемого лексического явления в тексте;

4. группировка изучаемых лексических явлений;

5. нахождение и исправление лексических ошибок;

6. сопоставление таблиц лексических явлений.

Наблюдение за ролью языкового явления в прозаических (разных стилей) и поэтических текстах даёт педагогу возможность подготовить обучающихся к написанию сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему.

Представленные в работе тренировочные задания являются универсальным дидактическим материалом как при изучении явления синонимии, так и при работе над другими языковыми явлениями.

Систематическая работа в основной школе над темой «Синонимы» развивает умение обучающихся точно выражать свои мысли и интерпретировать чужие в соответствии с авторским замыслом, обогащает словарный запас и повышает уровень речевого развития, способствуя и качественной подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку, и улучшению коммуникативных качеств речи.

1. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-399с.

2. Универсальный словарь русского языка для школьников. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008. -1424 с.

3. Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В.И. Зимин, Л.П. Алекторова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.-384 с.

4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-191 с.

5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя.-2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.-207 с.

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (6-7 кл.) – СПб: Питер Паблишинг, 1997.-240 с.

7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8-9 классы – СПб: Питер Паблишинг, 1997.- 256 с.

8. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. -128 с.

9. Шибалова, Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений»/ Л.В. Шибалова.-М.: Издательство «Экзамен», 2011. -286 с.

Практическая часть.

1. Работа над освоением терминологического аппарата.

Задание 1: Назовите термин по его определению.

Слова, имеющие общее лексическое значение и различающиеся дополнительными оттенками значения или стилистической окраской.

4) многозначные слова

Задание 2: Укажите неверное утверждение.

1) Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

2) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления называются заимствованными.

3) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами.

4) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются синонимами.

Задание 3: Восстановите «слепые» предложения.

1. Синонимы – слова, _________________ по произношению и написанию, но____________ по __________________значению.

2. Синонимы отличаются друг от друга оттенками _______________значения и ________________ в речи.

3. Функции синонимов___________________________.

2. Работа со справочной литературой.

Задание 1: Сравните две словарные статьи из разных словарей. Сделайте вывод о сходстве и различии в представленной информации о синонимах.

А) БЕЗГРАНИЧНЫЙ (не имеющий видимых границ, чрезвычайно большой по протяжённости), беспредельный, бесконечный , бескрайний, безбрежный. Безграничный простор.

(Универсальный словарь русского языка для школьников. – Екатеринбург: У – Фактория, 2008 – с. 806)

Б) БЕСКОНЕЧНЫЙ, безграничный

а) Бесконечный – очень длинный, продолжительный. Безграничный – не имеющий видимых границ, пределов.

Бесконечный, безграничный простор, океан. Бесконечная дорога, песня.

На севере расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой (Арсеньев). Окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море (Горький).

б) Бесконечный – ничем не ограниченный в своих проявлениях, чрезвычайный по силе выражения; продолжительный.

(Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт.В.И.Зимин, Л.П. Алекторова и др.- М.: Школа-Пресс, 1994. -384 с.)

Задание 2: Укажите в словарных статьях с доминантами боец, бранить, бросать, верхушка, восстанавливать синонимы разговорного стиля. Составьте с ними словосочетания.

Задание 3: Найдите в словарных статьях с доминантами авторитет, аромат, архитектор, бродить, вертеть синонимы книжного стиля. Составьте с ними предложения.

Задание 4: Выпишите из словарных статей с доминантами больной, бояться, бродить, биться, вмешиваться, ворчать просторечные слова.

Составьте с ними диалог.

3. Синонимы. Виды заданий.

Задание 1: Продолжите ряд синонимов.

Задание 2: Найдите третье лишнее слово.

По какому основанию оно лишнее?

Бросать, кидать, ловить

Шалун, тихоня, озорник

Быстро, медленно, стремительно

Храбрость, трусость, мужество

Задание 3: Назовите одним словом – понятием.

1. Голубой, лазурный, бирюзовый, небесный (синонимы)

2. Великан – карлик, да – нет, интересный – скучный (антонимы)

3. Язык (орган речи), «язык» (пленный), язык (колокола) (многозначное слово)

4. Мир (планета), мир (отсутствие вражды) (омонимы)

Задание 4: Составьте словосочетания с синонимами.

1. Ныть, жаловаться.

2. Сырой, влажный, мокрый.

3. Кора, корка, кожура.

4. Улыбаться, хохотать, смеяться.

Задание 5: Перепишите слова в порядке усиления действия.

1. Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.

2. Восхищаться, хвалить, превозносить, ободрять.

3. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Задание 6: Перепишите слова в порядке частоты их употребления.

1. Плестись, шествовать, шагать, идти, брести, тащиться.

2. Сиять, искриться, светиться, блестеть, сверкать.

3. Понять, постичь, осознать, уразуметь, осмыслить.

Задание 7: Подчеркните синонимы к слову дорога. Какую роль выполняют синонимы в этом тексте?

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

Задание 8: Подберите к глаголам разговорной речи синонимы литературного языка (стилистически нейтральные).

Болтать; глазеть; скинуть (пальто); сообразить; стибрить; тащиться.

Слова для справок: говорить, догадаться, идти медленно, смотреть, снять, украсть.

Задание 9: К данным глаголам подберите синонимы – глаголы книжной речи.

Приезжать, происходить, просить, советовать, терять, уходить.

Слова для справок: прибывать, рекомендовать, совершаться, утрачивать, удаляться, ходатайствовать.

Задание 10: К данным фразеологизмам подберите синонимичные выражения и запишите их.

1.Он на все руки мастер.

2.Ты меня водишь за нос.

3. У меня сегодня всё валится из рук.

4. Заруби себе это на носу.

Задание 11: Замените словосочетание со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

Овсяная каша, серебряная ложка , приморский город, озёрная гладь.

Задание 12: Каждое предложение содержит по два синонима. Указать, какой из синонимов употреблён для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (М.Горький.)

2. Но вместо твёрдой цели во всём была неясность, путаница.

3. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. (Ф.М. Достоевский.)

Задание 13: Вставить вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже…(темнело, вечерело), когда Герасим…(возвращался, шёл обратно). По его…(усталому, измученному, изнурённому) виду, по неверно…(поступи, шагу), по запылённому…(костюму, платью) его можно было…(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он..(стал, задержался)… (возле, напротив)…(господских, помещичьих) окон, …(осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь…(прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».

Проверить, какие слова употреблены И.С. Тургеневым в данных предложениях (рассказ «Муму»)

4. Роль языкового явления в тексте.

Задание 1: Прочитайте текст Е.Ауэрбах.

Определите, к какому типу речи он относится.

Какие синонимы, в том числе контекстуальные (текстовые), помогают избежать неоправданного повтора слов голуби, ребята?

Напишите сжатое изложение по тексту.

Когда я вижу мальчишек, мастерящих скворечники, или малышей, бросающих голубям крошки, я каждый раз вспоминаю маленький фронтовой эпизод…

…Моросил холодный осенний дождь. Мы ехали по шоссе. Справа от нас был лес. Впереди виднелся силуэт только что отбитого у фашистов города. Водитель остановил машину, чтобы набрать в канаве воды. И тут мы увидели вышедшую из леса группу людей. По мере их приближения мы поняли, что это были дети, которые тащили небольшую тележку. С ними были две собаки, коза.

Выйдя на шоссе впереди нас, ребята стали что-то вытаскивать из корзинки. Затем двое мальчишек встали рядом с поднятыми вверх руками. И по команде выпустили голубей. Сначала птицы нерешительно кружились над детьми, но те подняли такой свист и улюлюканье, что пернатые начали набирать высоту и полетели к разрушенному городу…

Каждый раз, когда я вижу мальчишек, мастерящих что-то голубям, я/ вспоминаю хмурое военное утро, силуэт разрушенного города и продрогших ребятишек, выпускающих навстречу солнцу своих вестников мира.

Задание 2: Прочитайте стихотворение С. Острового. Объясните смысл названия. Выпишите односоставные предложения. Какова их роль в тексте?

Когда томится где-то человек –

Моё жилище заметает снег.

Он заметает двери. И крыльцо.

Он гиблой стужей студит мне в лицо.

И холодно тогда в моём дому.

И нет покоя сердцу моему.

Вдруг улыбнулся где-то человек –

И в тот же миг ушёл из дома снег.

И солнце, солнце, солнце целый день,

Хоть глазом гладь, а хоть рукой задень.

И хорошо тогда в моём дому.

И так спокойно сердцу моему.

На какие две части можно разделить это стихотворение? С помощью каких языковых средств достигаются единство этих частей и их противопоставление?

Какие синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные) использованы в тексте? Какова их роль?

Подберите синонимы к словам стужа, миг, гиблый. Какова стилистическая окраска существительного стужа, прилагательного гиблый?

В каком значении употреблён глагол томится? Подберите к нему синонимы.

Какие слова употреблены в переносном значении? Какова их роль в создании художественного образа?

Найдите в тексте однокоренные слова. Выполните морфемный разбор одного из слов.

Читайте также:  Гласные звуки (А),(О),(У),(И),(Э). Буквы: А,О,У,И,Э

Какова роль в тексте повторяющихся слов?

8. Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического текста.

9. Запишите стихотворение, подчеркните грамматические основы предложений.

Объясните постановку знаков препинания. Какова роль употребления авторских знаков препинания?

Обратите внимание на начало текста. Самостоятельно отберите примеры, иллюстрирующие использование сложноподчинённого предложения, начинающегося со слова когда в качестве начала (зачина) текста.

Презентация на тему: Синонимы. Антонимы. Их употребление в речи

Синонимы. Антонимы. Их употребление в речи

Синонимы ( от греч. synonymos – одноименный) – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит – азбука, тут – здесь, многозначность – полисемия, хитрый – смекалистый, бросить – кинуть. Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы). Например: бездельничать – бить баклуши, помочь – оказать помощь, далеко – за тридевять земель.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические. Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: обидеть – оскорбить, смеяться – хохотать. Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – физиономия- мордашка; удовлетворительно – тройка – трояк. Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе, она плохо себя чувствует – ей нездоровится, возле дома – около дома. Группа синонимов образует синонимический ряд (глаза – очи – гляделки – зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.: ключ – источник – родник (сущ.); ключевой – родниковый (прилаг.); кратко – сжато – лаконично – вкратце (нареч.); организовать – создать – учредить – образовать(глг.). Синонимы разнообразят речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.

Прочитайте предложения, найдите и запишите синонимы. Отличаются ли они по значению? Какие дополнительные оттенки вы обнаруживаете в каждом из них? Какие виды синонимов вы встретили в предложениях? 1. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает – Диво б дивное хотел Перенесть я в мой удел». (А. Пушкин)

2. Как ни старайся отличить, Бульвар и сквер – одна натура. И может только скверной быть Бульварная литература. (Я. Козловский) 3. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 4. Чудесно, мамаша! Знали бы вы, как это превосходно! Прямо – очаровательно! (М. Г.) 5. Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы; жутко, и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рев. (Ч.)

6. «Василиса Егоровна – прехрабрая дама.- заметил важно Швабрин.- Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». «Да, слышь ты,- сказал Иван Кузьмич, баба-то неробкого десятка». (П.)

Градация – это такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому. Например: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения. Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль)

1. Что такое синонимы? 2. Какие виды синонимов вы знаете? 3. Для чего используются синонимы в речи?

Антонимы (от греч. аnti – против, onyma – имя) – это слова, противоположные по значению. Например: добро – зло, близко – далеко, свет – тьма, веселый – грустный, мало – много. Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы: бить баклуши – трудиться в поте лица (работать не покладая рук). Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с конкретным значением ( типа стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у числительных. Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы. Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из – в, от – к, под – над и др.

Большинство антонимов – это слова разных корней. Но встречаются и однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создается с помощью отрицательных приставок не-, без-, анти-, контр- и др. Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. Например: свежий хлеб – черствый хлеб; свежий ветер – теплый ветер; свежая газета – старая газета. Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а похвален конец; Умей видеть великое в малом; «Война и мир».

Антитеза – изобразительное средство, стилистический прием, заключающийся в резком противопоставлении понятий, явлений: Я царь – я раб, я червь – я бог (Г. Державин).

Подберите различные антонимы к многозначным словам. Свежий (хлеб, журнал); бледный (луч, краски, рассказ, лицо); легкий (вопрос, аромат, ноша, характер); глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след).

Контекстуальные антонимы: Не считай недруга овцой – считай волком. На Руси не все караси – есть и ерши.

Найдите и выпишите антонимы в данных текстах. Определите, какие из них языковые, какие – контекстуальные. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. (А. Пушкин.)

II. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)

Что такое антонимы? Какие части речи наиболее богаты антонимами? Где часто используются антонимы? Для чего используются антонимы в художественной литературе?

И мира нет – и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов. У ней в плену неволи я не знаю; Мной не хотят владеть, а гнет суров; Амур не губит и не рвет оков; И жизни нет конца и мукам — краю. Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; И жажду гибели — спасти молю; Себе постыл — и всех других люблю; Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю; И смерть и жизнь — с тоскою прокляты; И этому виной, о донна, — ты! Петрарка Ф. сонет (перевод Верховского Ю. Н.)

ОГЭ. Русский язык. Задание № 8. Лексический анализ слова. Как выполнить задание № 8? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Задание № 8.

Лексический анализ слова.

ТЕОРИЯ + рекомендации по выполнению + примеры.

Задание № 8 звучит следующим образом.

8. Лексический анализ.

Замените слово «ЗЫБЬ» (2 предложение) синонимом. Запишите это слово.

ИЛИ

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

Найдите в тексте антоним к слову ПОПЛЁЛСЯ (предложение 43). Напишите этот антоним.

В демоверсии необходимо найти или подобрать синоним к слову. Однако кодификаторе тем значительно больше.

Поэтому давайте вспомним все термины, чтобы на ОГЭ быть готовыми к любому вопросу.

Кодификатор тем (задание № 8)

Лексика и фразеология

2.1 Лексическое значение слова.

Каждое слово что-то обозначает. Если необходимо написать лексическое значение того или иного слова, вспомните, что оно обозначает, и запишите ответ.

2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Синонимы – это слова, близкие по значению, но отличающиеся каким-то оттенком значения или сферой употребления.

Омонимы – это слова, которые пишутся и произносятся одинаково (иногда отличаются лишь ударением, но имеют совершенно разные значения.

Коса (девичья) – коса (инструмент).

Батарея (отопительный прибор) – батарея (в армии).

2.3 Фразеологические обороты.

Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову.

Примеры.

Бежать сломя голову – быстро.

Работать спустя рукава – лениться.

2.4 Группы слов по происхождению и употреблению.

По происхождению слова бывают:

  • исконно русские – это основные слова, вошедшие в первоначальный словарный состав русского языка или образовавшиеся впоследствии из лексического материала языка (мать, брат, сестра, вода, жизнь и мн. другие);
  • иноязычные или заимствованные – заимствованы из других языков (вата, шкаф (нем.), вокзал, футбол (англ.), багаж, шеф (франц.) и т. д.).

По употреблению слова бывают:

  • общеупотребительные
  • необщеупотребительные

К необщеупотребительным относятся:

  • диалектные слова слова, используемые в определенной местности, например: курень — дом, бульба – картошка).
  • жаргонизмы — слова, свойственные разговорной речи определенной группы людей (например, студенческий жаргон: хвост — не сданный вовремя экзамен или зачет).
  • профессиональная и терминологическая лексика — это лексика, употребляемая в определенной сфере деятельности людей (врачей, инженеров, слесарей и др.) Например: скальпель, бронхоскопия, часть речи, фонема, грамматическая основа.
  • Разговорные – слова, употребляемые в разговорной речи, часто имеющие оценочный характер (доченька, примчаться).
  • Просторечные – эти слова тоже характерны для разговорной речи, но они имеют грубоватый оттенок и часто не соответствуют нормам языка ( ихние, ложат, баба и др.)

По cфере употребления слова бывают:

  • слова активного словарного запаса – часто употребляемые в речи;
  • неологизмы – новые слова, возникающие в языке (аэробу, Интернет); со временем эти слова входят в активный словарный запас;
  • слова, вышедшие из активного употребления, то есть устаревшие.

Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы — слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);х и пользуют в научной литературе или ля создания колорита эпохи .
  • архаизмы — слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб — чело, щёки — ланиты).

Стилистическая окраска слова.

Стилистическая окраска слова – это слова, которые преимущественно употребляются в определённом стиле.

По стилистической окраске выделяют слова:

  • стилистичес­ки нейтральные слова – слова, употребляемые во всех стилях без исключения и характерные как для устной, так и для письменной речи (таких слов в речи большинство);
  • стилистически окрашенные слова – слова, употребляемые преимущественно в определённом стиле речи:
  • разговорно-обиходные слова
  • слова научно-популярной лексики
  • слова публицистической лексики
  • слова официально-делового стиля.

Выделяют эмо­ционально-экспрессивную лексику.

Это слова, в которых выражается отношение к тому, о чём идёт речь.

Эти слова бывают с положительной и отрицательной оценкой.

Положительная оценка: отличный, прекрас­ный, чудесный, изумительный, роскошный.

Отрицательная оценка: скверный, гад­кий, отвратительный, безобразный, противный.

Слова с разной оценкой, которые характеризуют человека: умни­ца, молодчина, богатырь, орел, лев; глупец, осел, коро­ва, ворона.

Эмоционально-экспрессивная лек­сика чаще употребляется в разговорно-обиход­ной речи.

Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля.

В научном, техни­ческом и официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова не употребляются.

2.5 Лексический анализ текста:

  • определение лексического значения слова,
  • определение значений многозначного слова,
  • определение стилистической окраски слова,
  • определение сферы употребления;
  • определение подбор синонимов, антонимов.

Как выполнить задание № 8?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Хорошо выучите ТЕОРИЮ, необходимую для выполнения задания. Не надейтесь, что в задании будут только вопросы по синонимам, антонимам и фразеологизмам, хотя именно о них чаще всего идёт речь).
  • Внимательно прочитайте задание (нужно или подобрать синоним, или найти в тексте и т.д ), вдумайтесь в него.
  • Запишите ответ.

ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ.

8. Лексический анализ.

Замените слово «ЗЫБЬ» (2 предложение) синонимом. Запишите это слово.

Ответ: рябь

ИЛИ

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: шлюпка

ИЛИ

Найдите в тексте антоним к слову ПОПЛЁЛСЯ (предложение 43). Напишите этот антоним.

Ответ: побежал

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография»

Урок русского языка в 10 классе по теме:

«Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография»

Тип урока: углубление знаний.

Вид урока: урок-практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

систематизировать сведения о синонимах и антонимах;

углубить сведения о синонимах, антонимах, видах словарей и лексикографии как науке;

развивать навык определения контекстуальных, лексических и стилистических синонимов и антонимов.

совершенствовать умение использовать синонимы и антонимы в речи; начать работу, способствующую выполнению заданий формата ЕГЭ (№ 22, 23,24).

развивать ключевые компетенции учащихся:

      коммуникативную (формулирование основной мысли своего высказывания, аргументация своей точки зрения, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания);

      языковую (практическое владение родным языком, его словарем, соблюдением языковых норм),

      интеллектуальную ( умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых единиц)

    развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени,

    развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;

    способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

воспитывать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;

воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

совершенствовать навыки этичного межличностного общения;

формировать навыки контроля и самоконтроля;

активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навык сотрудничества в решении поисковых задач;

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

по стимулированию и мотивации: познавательные, эмоциональные;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

учащиеся владеют предложенным теоретическим материалом;

учащиеся владеют соответствующими грамматическими нормами русского литературного языка;

учащиеся осознают практическую значимость предложенного материала.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте. Тема нашего урока – «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография».

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова китайского философа Лао-цзы.

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.

Определите основную мысль эпиграфа.

Какими мотивами вы объяснили бы выбор эпиграфа?

Как он помогает определить тему урока?

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Что, по-вашему, может последовать за эпиграфом?

(слайд №2) Ученик , готовящийся к экзаменам.

Эта тема, первый взгляд, далека от нас, но через 2 года нам предстоит сдавать ЕГЭ, в КИМах которого есть задания, связанные с темой нашего урока.

(слайд №3) Задания 22.23, 24, в которых выделены термины.

Посмотрите на материал демоверсии 2015 года.

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания.

Как вы считаете, полезна ли будет тема урока для работы над тестом ЕГЭ?

Что может дать сегодняшний урок?

А вот можно ли найти чисто практическое, утилитарное (имеющее практическое назначение или направленное на достижение практических целей, извлечение материальной пользы) применение знаниям уже сегодня?

Сегодняшний наш урок может дать возможность ориентироваться в лингвистическом материале и выполнять эти задания.

    Вы поняли, что и домашнее задание было связано с этим материалом. Вы должны были в тексте упр.29 найти и выделить средства выразительности. (Текст с построчной нумерацией давался на дом)

    (слайд №4) Текст упражнения.

    Отдельно на слайде термины

    1 .Слова умеют плакать и смеяться,

    2. Приказывать, молить и заклинать

    3. И, словно сердце, кровью обливаться,

    4. И равнодушно холодом дышать.

    5. Хорошо, когда хулят и хвалят,

    6. Превозносят или наземь валят,

    7. Хорошо стыдиться и гордиться

    8. И на что- нибудь годиться.

    Сниженная лексика (разг.)

    Контекстные синонимы ( на дом не давалось)

    Стилистические антонимы ( на дом не давалось)

    Работа по двое. Даю пример с № предложения .

    -Я считаю, что в третьей строке используется градация

    2- называет ее и зачеркивает ИВС.

    IV. Углубление материала по теме «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография».

    Вы определили лексические синонимы.

      Остались антонимы и синонимы двух видов: контекстные и стилистические.

      В домашнем списке ИВС нет контекстных и стилистических синонимов и антонимов.

      Как вы понимаете разницу между лексическими и контекстными, стилистическими синонимами и антонимами?

        Чтобы помочь разобраться, предлагаю вам таблицу. Попробуйте найти в ней стилистические синонимы и антонимы. Почему вы так решили? А контекстуальные?

        Назначенный ученик внимательно слушает и пробует сформулировать определение этих понятий.

        (слайд № 5).Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

        Он не ел, а вкушал.

        Ученик формулирует правило.

        Синонимы, антонимы стилистические – это синонимы, антонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности, экспрессивной окраской и т. п

        Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги.

        Ученик формулирует правило.

        Контекстуальные синонимы, АНТОНИМЫ – это слова, которые приобретают одинаковое ИЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ значение в условиях определенного контекста.

          Теперь я вам предлагаю групповую работу с данным лексическим материалом. Посмотрим, как вы самостоятельно справитесь с ней.

          Вам необходимо разделиться на 3 группы ( по рядам), у каждой- индивидуальное задание.

          1группа определяет в тексте лексические синонимы и антонимы,

          2 группа- стилистические,

          3 группа- контекстуальные

          Необходимый лексический материал выделен курсивом.

          (1)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ.

          (22)Но ведь если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью

          (3)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства

          (4) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых

          (5)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.

          (6)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.

          (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри.

          Контекстуальные: материальные выгоды, достижение, материальных преимуществ ; орёл куропаткой ; наблюдать, жить.

          Стилистические: развлекается, убивает время.

          Лексические: бездарных талантливых ; почётно- непочётно», «интересно-неинтересно»; сокращающие- удлиняющие; снаружи, а изнутри.

          После групповой работы представители групп на слайде подчеркивают

          Конспект физкультурно-логопедического занятия в подготовительной группе

          муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида

          Физкультурно-логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему: “Путешествие по лесу”.

          Цель: Закрепление и активизация словарного запаса по теме: «Животный мир наших лесов».

          – Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже; умение употреблять антонимы и образовывать слова, обозначающие названия детёнышей животных.

          – Упражнять в ходьбе по ограниченной площади с сохранением равновесия, в ползании по гимнастической скамейке на животе с подтягиванием с помощью рук.

          – Формировать умение передавать имитационные движения лесных животных.

          – Развивать связную речь, общую, мелкую и артикуляционную моторику, память, внимание, мышление, воображение, ориентировку в пространстве.

          – Развивать ловкость, прыгучесть, координацию.

          – Воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу.

          – Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

          – Чтение рассказов, сказок о диких животных.

          – Беседы и устные рассказы с детьми.

          – Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов и открыток.

          – Рисование на тему “Дикие животные”.

          – Закрепление основных движений на физкультурных занятиях.

          – Разучивание пальчиковой гимнастики “Фотоохота”.

          Оборудование: предметные картинки животных, дорожки со следами животных, «фото» животных (разрезные картинки), гимнастическая скамейка, «кочки»-обручи, «бревно», мяч, аудиозапись спокойной музыки.

          I . Вводная часть. Оргмомент.

          Минута релаксации (дыхательная гимнастика).

          Логопед. Настал новый день! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра!

          Солнце ярче светит,

          Дует свежий ветер.

          – Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

          II . Основная часть.

          Логопед. Дети, я вам предлагаю отправиться на фотоохоту в лес.

          – Скажите, кого можно встретить в лесу? ( Диких животных).

          – Лес стал их домом, они приспособились здесь жить. Мы не будем охотиться за животными, будем наблюдать, фотографировать и любоваться ими. Интересно, кого же мы сможем увидеть в лесу? Давайте попробуем отгадать. (Дети произносят заранее разученные загадки).

          1) Отгадывание загадок.

          1. Трав копытами касаясь,

          Ходит по лесу красавец.

          Ходит смело и легко,

          Рога раскинув широко (лось).

          2. Посмотрите-ка, какая –

          Вся горит, как золотая.

          Ходит в шубке дорогой,

          Хвост пушистый и большой (лиса)

          3, Коли голодно ему

          Воет громко на луну,

          На собаку он похож,

          Гавкать он не может все ж (волк)!

          4. У косого нет берлоги,

          Не нужна ему нора.

          От врагов спасают ноги,

          А от голода – кора (заяц).

          5. Зверька узнали мы с тобой

          По двум таким приметам:

          Он в шубе серенькой зимой,

          А в рыжей шубке летом (белка).

          6. Вперевалку зверь идет

          По малину и по мед.

          Любит сладкое он очень.

          А когда приходит осень,

          Лезет в яму до весны,

          Где он спит и видит сны (медведь).

          2) Артикуляционная гимнастика.

          Логопед. Молодцы, всех животных отгадали. А сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

          Маленькая весёлая белочка

          спала в тёплом дупле ( широко открыть рот, язык расслаблен).

          Потом она проснулась (коснуться кончиком языка альвеол),

          радостно улыбнулась (“Улыбка”).

          Белка выглянула из дупла (“Лопатка”),

          быстро поглядела по сторонам (“Часики”).

          Белка была очень аккуратная: она умылась ((круговые движения языка по губам),

          почистила зубки (“Почистим зубки”).

          Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх-вниз (“Качели”).

          Языком белка цокала (“Лошадка”),

          грибы собирала (“Грибок”).

          После прогулки белочка вернулась в дупло

          и уснула крепким сном (широко открыть рот, язык расслаблен).

          Логопед. Ребята, чтобы отправиться на нашу фотоохоту, нам надо еще размять и пальцы.

          Шагаем вместе в лес сейчас.

          Наша охота будет класс! (Стучат кулачками один о другой.)

          Волки, лоси и лисицы,

          Медведи, белки и куницы.

          Там зайцы и бурундуки,

          Дятлы, совы, глухари. (Загибают поочерёдно пальцы: вначале на левой руке, потом на правой.)

          А в руке у нас ружьё (показать “ружьё”, прицелиться),

          Фотографирует оно (изображают фотоаппарат).

          Сделаем вам фото (показывают руками большую фотографию),

          Вот охота, так охота! (Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

          Логопед. Вот и сфотографировали мы наших зверей в лесу.

          Инструктор. Ребята, а хотите подвигаться, как эти животные.

          4) Дорожка шагов (имитация движений животных).

          «Заяц» – прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, с сохранением положения рук перед грудью.

          «Медведь» – ходьба на внешней стороне стопы. Носки ног сжать к стопе, руки согнутые в локтях, поднятые на уровне плеч, ладони к груди.

          «Лиса» – ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню. Руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз.

          «Волк» – бег широким шагом, ладони опущены вниз.

          Логопед. Осторожно, перед нами заколдованная тропа! Здесь совсем недавно побывали звери и оставили свои следы. Чтобы пройти по этой тропе нужно узнать, чьи следы на ней. А поможет вам в этом моя ладонь. Вы должны глазами, не поворачивая головы, следить за ней.(Указываю ладонью на изображение животного, следы которого нужно узнать).

          5) Игра « Назови, чьи следы?»

          (Это заячьи следы. Это лисьи следы. Это волчьи следы. Это медвежьи следы.)

          Инструктор. Ребята в лесу во время нашей охоты мы можем встретить разные препятствия: болота, ручьи, заросли. Поэтому нам с вами надо быть очень внимательными, ловкими, оказывать помощь друг другу.

          – Впереди нас болото, которое нужно пройти, густой лес и поваленное бревно. Готовы преодолеть эти препятствия? Тогда вперед!

          6) Полоса препятствий.

          1. Ходьба по «кочкам».
          2. Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.
          3. Перепрыгивание через бревно правым, левым боком.

          (Дети преодолевают препятствия друг за другом.)

          Логопед. А сейчас после сложных препятствий немного отдохнем и поиграем с мячом. Тот, кому я брошу мяч, должен поймать его и закончить предложение.

          7) Игра « Закончи предложение» (игра с мячом).

          У волчицы родились… (волчата).

          У волчицы родился. (волчонок).

          У медведицы родились…(медвежата).

          У медведицы родился. (медвежонок).

          У белки родились…. (бельчата).

          У белки родился. (бельчонок).

          У лисицы родились… (лисята).

          У лисицы родился. (лисенок).

          У лосихи родились…(лосята).

          У лосихи родился. (лосенок).

          У зайчихи родились. (зайчата).

          У зайчихи родился. (зайчонок).

          – Все животные, особенно их детёныши, любят играть. Давайте ещё поиграем.

          8) Игра «Скажи наоборот».

          У лисы хвост длинный, а у зайца (короткий).

          Волк злой, а заяц (добрый).

          Лось высокий, а белка (низкая).

          Медведь большой, а медвежонок (маленький).

          Волк хищное животное, а заяц (травоядное).

          Инструктор. Мы с вами поиграем в подвижную игру.

          9) Игра «Зайцы и охотники».

          Логопед. А теперь давайте ещё поиграем.

          Логопед. Ребята, пока мы с вами играли, шустрая белочка вытащила наши фотографии и порвала их. Теперь придётся разбираться, кто на них изображён.

          10) Игра-эстафета « Собери животное».

          ( Две команды. Кто быстрее соберет разрезные картинки.)

          III . Заключительная часть.

          Логопед. А сейчас давайте отдохнем. Ложитесь все на полянку.

          Упражнение “Волшебный сон” (релаксация).

          Мы спокойно отдыхаем,

          Сном волшебным засыпаем.

          Наши руки отдыхают,

          Ноги тоже отдыхают,

          Шея не напряжена

          Хорошо нам отдыхать!

          Но пора уже вставать!

          Крепче кулачки сжимаем,

          Их повыше поднимаем,

          Всем открыть глаза и встать!

          Логопед. Наше путешествие подошло к концу. Что вам запомнилась больше всего в нашем путешествии? В какие игры играли?

          – Шустрая белочка за свои проказы просит у нас прощение и прислала вкусное угощение. ( В качестве угощения дети получают печенье – грибочки).

          Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной логопедической группе

          Жданова Ирина Алексеевна
          Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной логопедической группе

          МБДОУ № 77 «Родничок «г. Калуги

          Конспект

          НОД по физическому развитию в подготовительной логопедической группе №7

          Подготовила и провела:

          Лексическая тема: «Орудия труда. Инструменты.»

          Цель: Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей

          Программное содержание:Образовательные задачи: Сове ршенствовать необходимые виды двигательных действий (ходьба, ходьба приставным шагом,спиной вперед,бег) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики.

          Развивающие задачи: Совершенствовать навыки выполнения прыжков с продвижением вперед ; срыгивание с высоты 30 см. Упражнять в ползании по бревну на четвереньках с опорой на кисти рук, ступни ног. Продолжать совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, ног, спины, шеи, связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног)

          Коррекционные задачи: Формирование и активизация словаря по теме через физические упражнения.

          Воспитательные задачи: Добиваться развития физических качеств. Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

          Оборудование: Скамейка, верёвки короткие 5 шт, мат, обручи.

          Предварительная работа: Беседа, чтение загадок, стихотворений; художественных произведений; рассматривание иллюстраций.

          Ход занятия:Вводная часть: Ходьба в колонне по одному вдоль границ зала, бег, бег спиной вперёд, ходьба приставным шагом.

          Основная часть: ОРУ «В деревне у дедушки»

          1. «Хорошо зимой в деревне»

          И. п. : ноги врозь, руки вниз, 1-2- подняться на носки, руки через стороны за голову-вдох, 3-4-и. п., выдох. Повторить 6-8 раз.

          2. «Чтобы деду помогать, мышцы нужно укреплять.»

          И. п. : о. с., руки в стороны, ладони вверх. 1- руки к плечам, сжимая пальцы в кулак; 2-и. п. Повторить 8 раз.

          3. «Мы дрова в лесу рубили, топоры в лесу забыли»

          И. п. : ноги шире плеч, руки вверх, пальцы рук в «замок». 1-2-наклон вперёд, руки пронести вниз между ногами, произнести «у-у-ух»; 3-4- вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.

          4. «Привезли мы их домой»

          И. п. сидя, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу, руки упор сзади. 1- поднять прямую правую ногу, 2-и. п., 3- левую ногу, 4- и. п. Повторить 4 раза.

          5. «И распилим их пилой»

          И. п. лёжа на спине, руки за головой, 1-поднять ноги, сделать «ножницы», 2-и. п

          Повторить 8 раз

          6. «А потом дрова в поленницу сложили»

          И. п. о. с., руки на пояс, 1-2- присесть, колени врозь, руки вверх, ладони впереди; 3-4- и. п Повторить 6-8 раз.

          7. «Все мы сделали дела, отдохнуть и нам пора»

          Прыжки ноги вместе, ноги врозь, руки к плечам, в стороны.

          Ходьба (12-16 раз) Повторить 2-3 раза.

          8. «Хорошо зимой в деревне»

          Повтор 1 упражнения.

          Основные движения: 1. Ползание по бревну на четвереньках с опорой на кисти рук, ступни ног.

          2. Спрыгивание с высоты 30 см. на мат.

          3. Прыжки с продвижением вперёд 4-5

          П/и «Скворечники»

          Правила: Раскладываются обручи по количеству детей. Дети бегают, изображая птиц, по сигналу водящего, занимают обручи.

          Игра м. п. «Найди молоточек»

          Игра на координации речи и движений «Про дворников»

          Снега прошли немалые,

          А всё идут, идут…

          Метут, метут, метут.

          Гремят они лопатами

          Под тучами лохматыми,

          На улицах, на улках,

          В дворах и закоулках,

          (Е. Благинина.)

          Заключительная часть: Ритмичный бег, высоко понимая колени, ходьба. «До свиданья не грустите! Летом снова в гости ждите!» ходьба с перекрестными движениями рук над головой.

          Конспект логопедической НОД в подготовительной группе по развитию речи «Осень» Конспект логопедической НОД в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему «Осень» Тип НОД: закрепление ранее приобретенных.

          Конспект НОД физическому развитию «Школа космонавтов» в подготовительной группе Конспект НОД физическому развитию «Школа космонавтов» в подготовительной группе Цель: Формирование двигательных умений и навыков в различных.

          Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Мыльное» путешествие» Цель: актуализировать знания детей по теме «Средства гигиены» Задачи: – познакомить детей с историей мыла, его свойствами, разновидностями,.

          Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной группе «В поход» Тема: «В поход». Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; укрепление здоровья. Задачи: 1).

          Конспект прогулки в подготовительной группе в рамках проекта по физическому развитию детей «Спортивно-речевые игры» Конспект открытого мероприятия в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

          Конспект занятия по физическому развитию «В поисках клада» в подготовительной группе Цель: развитие двигательной активности Задачи: совершенствовать различные виды ходьбы, формировать правильную осанку, развивать общую координацию.

          Конспект занятия по познавательному и физическому развитию «Школа пожарной безопасности» в подготовительной группе Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель. Расширять знания о профессии пожарного. Продолжать.

          Конспект НОД по физическому развитию «Путешествие по космическим просторам» в подготовительной группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического.

          «Веселые пираты». Конспект занятия по физическому развитию на воздухе в подготовительной группе Веселые пиратыКонспект занятия по физическому развитию на воздухе в подготовительной группеЗадачи:Физическое развитие: – Формировать позитивное.

          Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе с использованием здоровьесберегающей технологии

          Конспект НОД по физической культуре в подготовительной логопедической группе с использованием здоровьесберегающей технологии.

          Тема: «Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми».

          • физическая культура, здоровье.

          Интеграция образовательных областей :

          • физическая культура, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие.
          • формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры.
          1. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение; физические качества: скорость, быстроту, ловкость, красоту и правильность выполнения движений, умение действовать по сигналу.
          2. Развивать самостоятельность в двигательных действиях, осознанное отношение к ним; способность к самоконтролю при выполнении движений.
          3. Развивать речевую активность детей в процессе двигательной деятельности.
          4. Закреплять технику подбрасывания мяча вверх с хлопками и ловли его двумя руками.
          5. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия в игровом тренинге.
          6. Совершенствовать навык пролезания в обруч способом сверху – вниз и навык подлезания под препятствие («заборчик») правым, левым боком в группировке.
          7. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
          1. Формировать правильную осанку во всех видах двигательной деятельности.
          2. Укреплять дыхательную, сердечно – сосудистую систему организма.
          3. Укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться расслабляться.
          4. Укреплять мышцы стопы, следить за правильной их постановкой.
          5. Укреплять мышцы спины и тазобедренных суставов.
          6. Обеспечить оптимальную двигательную активность детей на занятиях.
          1. Воспитывать позитивные качества характера (находчивость, стремление помочь, смелостью, умение сопереживать, работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, уверенность в себе, отсутствие страха показаться неловким и эстетические потребности личности).
          2. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
          • цветные конусы -8шт; мешочки с песком весом 150 гр. по количеству детей; ящик -1; браслеты на руку двух цветов (синий, красный)-12шт.;большие мячи для подскоков с ручками -6шт,стойки из бросового материала-5шт, гимнастические палки-4шт, воздушные шарики на веревке-1, плоские кольца-2; обруч – 4шт, цветные ориентиры-4; мягкое покрытие -1шт; «волшебный диск»- 1;маленькие обручи по количеству детей; аудиозапись.

          Дети в колонне по одному, во главе с инструктором входят в спортивный зал. Ходьба в колонне по одному на месте с речевкой:
          Раз. Два, три, четыре, пять! Будем дружно мы шагать. Всем, всем –добры день! (на слово: добрый день-дети поднимают левую руку вверх- приветствуют гостей и поворачивают голову в их сторону).

          I. Вводная часть.

          Построение в шеренгу. Приветствие. Сообщение задач занятий.

          Перестроение в колонну.

          Упражнение «Осанка» (дети выполняют и проговаривают слова).

          Мы проверили осанку (ходьба на месте)
          И свели лопатки.
          Мы походим на носках (ходьба на носках)
          А потом на пятках (ходьба на пятках)
          Мы идем, как все ребята (ходьба на месте)
          И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы)
          Потом на шаг мы перейдем (ходьба на месте)
          И друг за другом мы пойдем.

          Ходьба в колонне по одному по залу (разновидности).

          Х. «Пингвин»: ходьба с развернутыми носками ног во внешнюю сторону, руки внизу с отведенными ладонями в стороны.

          Х. «Веревочка»: ходьба боком, руки на поясе. Шаг правой ногой вправо, левая нога сзади заходит за правую и т.д.

          Х. «Гусеница»: сидя на корточках, ладони на полу перед собой. Передвинуть ладони вперед с прыжком ног из положения, сидя в глубоком приседе.

          Х. «Машина»: ползание на ягодицах (сидя на ягодицах, ноги выпрямить, руки перед грудью имитируют руль). Дети произносят слова:

          1. Мы едем на машине туда куда хотим.
          И руль в машинах наших мы вертим, как хотим.

          2. Все улицы дорожки пройдем за полчаса,
          Идет машина наша –четыре колеса.

          Х. «Паучок»: ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной.

          Бег в колонне по одному. С ускорение по диагонали «змейкой». Замедлением по прямой ( в чередовании).

          Ходьба в колонне по одному.

          Дыхательное упражнение «Аист» ( в движении): на вдохе поднять руки в стороны, ногу согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «Ш-Ш-Ш».

          Перестроение из колонны по одному в звенья.

          II. Основная часть.

          Игровые упражнения «Ручейки-озера — море»

          Дети делятся на три команды. По сигналу «Ручейки» -бегают цепочками, взявшись за руки, змейками в разных направлениях (требование – цепочку не разрывать и не сталкиваться с другими ручейками).

          По сигналу «Озера»- цепочки перестраиваются в круги, кто быстрее.

          По сигналу «Море» — все образуют один большой круг.

          (Упражнение повторяется по сигналу)

          Комплекс оздоровительной гимнастики «Веселая зарядка» (Дети выполняют ОРУ самостоятельно под аудиозапись. Взрослый следит за качеством выполнения).

          Упражнение на профилактику плоскостопия «Клоун, солдатик, плакса». На слове «Клоун» (носки врозь, пятки вместе). «Солдатик» — (носки вместе, пятки вместе). «Плакса» — (носки внутрь, пятки врозь). Указание – не забывать про правильную осанку.

          Перестроение из звеньев в колону по одному. По ходу движения дети берут мешочки с песком.

          1. «Пройди с мешочком на голове».
          2. «Очень трудно здесь стоять».

          I.дети идут друг за другом с мешочком на голове, на носках, руки в стороны и проговаривают слова:

          Я повторяю утром:
          Мой позвоночник гибок, прям.
          Когда лежу, стою, сижу-
          За позвоночником слежу.
          Я позвоночник сберегу
          И от болезней убегу.
          Указания — следить за осанкой детей.

          II. Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесия, и проговаривают слова:

          Очень трудно так стоять,
          Ногу на пол не спускать
          И не падать, не качаться,
          За соседа не держаться.

          Указания — дети кладут мешочки по сигналу и стоят, придерживая их рукой. Затем выполняют на другой ноге.

          Ходьба в колонне по одному, по ходу движения дети складывают мешочки в ящик.

          Схема ОВД (основных видов движений).

          Способ – поточный (двумя колоннами с разных сторон).

          1. Прыжки на большом мяче, не отрывая его от пола (балансировать сидя на мяче, стопы от пола не отрывать, руками держаться за ручку мяча).
          2. Подлезание под «заборчик» (стойки) правым, левым боком в группировке, не касаясь руками пола. Руки на поясе.
          3. Подпрыгивание вверх, с доставанием рукой подвешенного на веревке предмета (шарика).
          4. Подбрасывание мяча вверх двумя руками с хлопком перед собой, стоя на месте и его ловля.
          5. Ходьба по плоскому кольцу, приставляя пятки одной ноги к носку другой, руки на поясе.
          6. Подлезание в обруч, способом сверху – вниз.

          Уборка детьми спортивного оборудования и инвентаря.

          Построение в одну шеренгу (или круг). А теперь настало время поиграть в подвижную игру. Выбор водящего по волшебному диску.

          П/игра «Успей занять».

          Каждый из игроков становится в центр обруча – это его домик. Один из играющих (без обруча) становится в середине площадки (зала) и произносит: «Раз, два, три – беги!» Когда сказано последнее слово, все играющие меняются местами в обручах, а водящий старается занять чье — либо место. Не успевший занять обруч становится водящим, и игра повторяется.

          III. Заключительная часть.

          Гимнастика для глаз «На море».

          (чертим указательным пальцем как карандашом, глаза сопровождают кончик пальца).

          Дети вместе с инструктором выполняют гимнастику в кругу (сидя на ковре, ноги скрестно).

          1) Чертим линию горизонта «на море» справа — налево и обратно (несколько раз).
          2) Рисуем «лодочку»-полукруг внизу справа – налево и обратно (следим глазами).
          3) Рисуем «радугу» -полукруг вверху.
          4) Рисуем «солнышко» (круг).
          5) Поморгать глазами – «зажмуриться от солнышка», закрыть глаза, расслабиться – открыть.

          Указание: расслабиться, спокойный вдох-выдох.

          Быстро потянулись и мне улыбнулись,
          Теперь к гостям подойдем и им подмигнем!

          Построение в одну шеренгу.

          Инструктор: Дети – все были молодцы! Находчивость и умение показали от души. Будьте здоровыми, красивыми и веселыми. Силу, ловкость и здоровье вы сегодня обрели.

          Организованный выход из зала.

          Студенникова Е.В.,
          инструктор по физической культуре,
          высшая квалификационная категория

          Ссылка на основную публикацию