Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы»

Анастасия Романова
Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы»

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Родителям рекомендуется:

1. Понаблюдайте с ребёнком за птицами, которые встречаются зимой.

– Рассмотрите в книгах изображения зимующих птиц. Поговорите о том, как люди могут помочь птицам перезимовать.

– Произнесите чётко названия зимующих птиц, а потом попросите ребёнка повторить вслед за вами: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел, снегирь, сова

2. Рассмотрите изображения птиц. Обратите внимание ребёнка на части тела птицы: голову, хвост, крылья, грудку, лапки.

Закрепите в речи ребёнка глаголы: прилетают, садятся, клюют, чистят пёрышки, улетают

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

• Странный доктор есть на свете.

Он деревья лечит, дети.

Где болит? Тук, тук!

А, нашел. Тут, тут! (Дятел)

• Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это. (Снегири)

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

5. Дидактическая игра «Один-много».

6. Поиграйте вместе с детьми в игру, развивающую координацию речи с движением.

Вот на ветках, посмотри, (хлопают по бокам руками –крылышками)

В красных майках снегири

Распушили пёрышки, (часто потряхивают руками –крылышками Греются на солнышке. опущенными вниз)

Головой вертят, улететь хотят. (повороты головой с кивком)

Кыш! Кыш! Улетели! («полетели» по комнате, взмахивая руками как крыльями)

За метелью, за метелью!

Фотоотчет по лексической теме «Перелетные птицы» Несмотря на то что за окном холодно и кое-где лежит снег, у нас в группе весна и прилетели перелетные птицы! Всю недели мы изучали жизнь,.

Консультация родителям по лексической теме «Дикие животные» Занимаясь с нашими детьми по этой теме, даем им знания: о названиях диких животных; об их внешнем виде и отличительных особенностях; о том,.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.

Рекомендации родителям по лексической теме «Деревья и кустарники осенью» Лексическая тема: Деревья и кустарники осенью Родителям рекомендуется: 1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев». 2. Назови дерево.

Рекомендации родителям по лексической теме «Фрукты. Сад» Лексическая тема: Фрукты. Сад. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты, ягоды. • повторить обобщающие слова.

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы и лесные ягоды» Лексическая тема: Лес. Грибы и лесные ягоды. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком иллюстрации грибов. • Побеседуйте о том,.

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Осень» Продолжается прекрасное время года – Осень! Наши специалисты и воспитатели в увлекательной форме знакомят детей старшего дошкольного.

Рекомендации родителям по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах Родителям рекомендуется: 1. Повторите с ребенком названия овощей, расскажите.

Рекомендации родителям по лексической теме «Транспорт» Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный,.

Рекомендации родителям по теме «Кто живёт в воде?» Рекомендации родителям по теме «ОБИТАТЕЛИ ВОДОЁМОВ». (старший дошкольный возраст) – Побеседуйте с ребёнком о различных водоемах – родник,.

Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад” Ласточка “

Рекомендации для родителей на тему «Зимующие птицы»

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Рекомендации для родителей на тему «Зимующие птицы»

  • пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
  • обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
  • рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицыприлетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её (синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это. (снегири)

Эта птица так болтлива,

а зовут её (сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

  1. «Один – много»(образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)

  1. «Кто как голос подает»(образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д.)

  1. «Назови ласково»(образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)

  1. «Сосчитай-ка»(согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)

  1. «Четвертый лишний»(на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.

  1. «Подбери признак»(согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.

Голубь (какой) – сизый, неуклюжий, важный.

Снегирь (какой) – нарядный, красногрудый, медлительный…

  1. «Кто как голос подает»

Ворона – каркает, воробей -…

  1. «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

  1. “Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” – важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” – резво прыгают по дорожке

  1. “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от

кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Выполните с ребенком следующие упражнения:

  1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

  1. Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

  1. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.

Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

  1. Пересказ без опоры на вопросы.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

  1. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»

Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря – короткий толстый)

Советы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Зимующие птицы»

Для детей 4-5 лет

1. Гуляя вместе с ребенком на улице, в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются зимующие птицы.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица).

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 2, стр.26) или сканированные страницы из данной книги в приложении.

5. Упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественого числа.
Ворона — вороны, синица — синицы (сорока, воробей, синица, клёст, дятел, свиристель, снегирь)

6. Упражнение «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

воробей — воробышек, воробьишко

7. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным.
Образец: одна синица, две синицы, …, пять синиц. (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

8. Упражнение «Кто как голос подает?»
Ворона кар-кар — ворона каркает, воробей. голубь…

9. Упражнение «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка красная, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте

10. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому её называют…

11. Упражнение «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны…

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома № 2 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н.Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Сойки, голуби, синицы;

Сжимать – разжимать пальцы.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы обеих рук.

Поднимать средние, указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены — «птичка», остальными пальцами

совершать колебательные движения.

Для детей 5-7 лет

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях, рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Посчитай», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

6. Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?)…

7. Упражнение «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?). клест (какой?)…

8. Упражнение «Назови действия»

Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

Воробей (что делает?) — .

Ответьте на вопросы: Что умеют делать птицы? (летать, прыгать, порхать, клевать, вить гнезда, петь, щебетать, ворковать, чирикать.)

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу «Кормушка». Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Речевые игры.

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет дятла, много воробьёв, нет синицы, много сов и т.д.; ворона – вороны, дятел – дятлы и т.д.

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: ворона – воронушка, воробей – воробьишка

Задачи: образование родственных слов

Например: зима – зимовать – зимующие; корм – кормушка – кормятся – кормить; воробей – воробушек – воробьишко.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у вороны – воронята, у совят – сова.

Задачи: образование существительных от существительных

например: папа – ворон, мама – ворона, дети – воронята.

«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»

Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.

Например: люди заботятся о птицах, о воробьях, о синицах и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она летает, каркает, клюёт, зимует, прыгает, ходит – ворона.

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: ворона – каркает, сова – ухает, воробей – чирикает, голубь – воркует и т.д.

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: прилетели, перелетели, вылетели, улетели, подлетели, залетели, отлетели и т.д.

Задачи: Закрепление понятия многозначности глаголов.

Например: летит самолёт, снег, птица.

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный клюв, пёстрые крылья, красная грудка

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: снегирь – маленький, яркий, красивый, смелый, шустрый, голодный и т.д.

Он маленький, серый, шустрый, бойкий, проворный, юркий – воробей

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Например: воронье гнездо, воробьиные перья и т.д.

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: у синицы хвост короткий, а у сороки…, у синицы клюв тонкий, а у вороны…, воробей маленький, а ворона…

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.

Например: у сороки белые бока – она белобокая, у синицы жёлтая грудка – она желтогрудая, у вороны чёрные крылья – она чернокрылая и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: на кормушке, в кормушке, около кормушки, под кормушкой и т.д.

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: сова живёт в дупле, ворона живёт в гнезде и т.д.

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: пять воробьёв, два воробья, семь дятлов, один дятел, пять синиц, три совы

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»

Речевые игры.

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: стол – столы, стул – стулья, кровать – кровати, много стульев, кроватей, шкафов и т.д.

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.

Задачи: образование существительных с суффиксом увеличительности

Например: стул – стулище, кровать – кроватище, шкаф – шкафище, кресло – креслище

Задачи: образование родственных слов

Например: Стол – столовая, столешница, настольный, застольная (песня)

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: деревянный стол, пластмассовая табуретка, металлическая раскладушка, вязаный гамак, кожаный диван и т.д.

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: она бывает широкая и узкая, деревянная – полка, он бывает высокий, больной, полированный – шкаф и т.д.

Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени

Например: мой диван мягкий, а мой ещё мягче, удобный – удобнее, высокий – выше, широкий – шире и т.д.

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Читайте также:  Формирование лексико-грамматических представлений у детей с билингвизмом

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: за столом сидят, пишут, обедают, играют и т.д.

Задачи: учить употреблять многозначные слова

Например: ножка у стола, стула, гриба, у человека, ручка у двери, у ящика, ей пишут, у человека

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: сидит – присядет, лежит -приляжет и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: одежда в шкафу, мяч под столом, люстра над столом и т.д.

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: два шкафа, пятый стол и т.д.

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: Большой стул — . Высокий стол — . Широкая кровать — . Мягкое кресло — . Тонкая ножка — . Длинная полка — . .

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 398 ;

Птицы

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Советы родителям «Покормите птиц зимой…»
Занятия по теме “Зима”
Автор: Велиджанова Зейнеб Адильевна Хафизова Гульшат Габитовна
21.07.2018 14:43

Советы родителям «Покормите птиц зимой…»

Авторы:

  • Велиджанова Зейнеб Адильевна
  • Хафизова Гульшат Габитовна

Воспитатели МОАУ СОШ села Амзя городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан

Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимующие птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти.

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Зимой сбиваются в стаи даже те птицы, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность.

Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается корм. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, села, деревни — ближе к людям.

Правильно организованная подкормка, поможет зимой выжить большему количеству птиц.

Многие из нас устраивают для пернатых подкормочные площадки, кормушки. Но необходимо соблюдать определенные правила в кормлении:

  1. Постоянно пополнять кормушки. Причем желательно это делать по утрам.
  2. Следует учитывать, что нельзя кормить птиц жаренными или солеными семенами, салом, мясом.
  3. Нельзя подкармливать птиц крошками черного или ржаного хлеба, это может привезти к их гибели.
  4. Нельзя давать птицам прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты, т.к. в них вырабатываются токсины, смертельные для птиц.
  5. Нельзя просто перекармливать птиц, поэтому обновлять содержимое кормушки рекомендуется не чаще одного раза в день.

Лучше всего для кормления птиц подходят:

  1. Просо, овес, пшеница — наиболее универсальный корм, который привлекает птиц, питающихся различными семенами и злаками.
  2. Семена подсолнечника — большое количество растительных жиров, содержащихся в них, являются важным источником пополнения энергии в условиях зимних холодов.
  3. Сало, мясо — так же можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят некоторые виды птиц. Но стоит помнить, что эта пища должна быть несоленой и не вареной. Эту подкормку нужно размещать таким -подвешивают на веревочках около кормушек (чтобы она не досталась воронам, сорокам, галкам, кошкам и собакам).
  4. Сушеная рябина и боярышник — нужно заготовить и высушить с осени. Они привлекают самых красивых зимних пернатых представителей — снегирей и свиристелей.
  5. Семена клена и ясеня (крылатки) — облетают с деревьев осенью и остаются под снегом. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки.
  6. Шишки, желуди, орехи – являются основным рационом некоторых птиц. Если заготовить их осенью, можно привлечь к своей кормушке дятлов и соек.

Для изготовления кормушек можно использовать разные материалы — дерево, пластик, картон и их различные сочетания.

Самые простые варианты – это кормушки из пластиковых бутылок, пакетов из под молока или сока.

При изготовлении кормушек необходимо соблюдать несколько простых рекомендаций:

  1. Размеры кормушки должны быть рассчитаны на тех птиц, которых Вы решили подкармливать. Всем известно, что там, где появляются вороны и голуби другим птицам места нет.
  2. Кормушка обязательно должна иметь крышу для защиты корма от дождя и снега.
  3. В кормушку птицы должны свободно попадать и покидать ее.
  4. Заранее продумать способ крепления кормушки (на подвеске, к стене, столбу или дереву).

К подкормке птиц надо привлекать и детей. Кормушка для птиц своими руками – это не только спасение пернатых от голода. Не менее важна другая достигаемая цель – забота о наших детях. Если вы смастерите кормушки для птиц вместе со своими детьми, и будете периодически приобщать их к тому, чтобы пополнять эти птичьи «столовые», то это окажет вам неоценимую услугу в воспитании. Так ваш ребенок будет учиться милосердию и заботе. Имея свою кормушку, Вы и Ваш ребенок сможете наблюдать за птицами, за тем, кто постоянно прилетает полакомиться, а кто только изредка. А сколько радости принесет визит на кормушку редкой или незнакомой птицы. Наблюдения за жизнью птиц помогут ребенку стать ближе к природе, научат его бережно относиться к окружающему миру.

Памятка для родителей

Из чего сделать кормушку для птиц Кормушку для птиц можно сделать из любого подручного материала. Самые простые варианты из пластиковой 2 или 5 литровой бутылки, твердых (картонных) пакетов из-под молока или сока. Очень популярны кормушки из дерева, им можно придать любой дизайн и форму, цветовую гамму. Очень часто можно увидеть комбинированные кормушки, сделанные из дерева и пластиковых элементов. Сегодня можно купить различные кормушки для птиц, сборка займет не более получаса, с которой справится даже ребенок.

Как правильно повесить кормушку Прежде всего надо помнить о том, что бы кормушка была недоступна для хищников, в тихом безветренном месте и должна быть максимально освещенной. Самый лучший вариант – подвесить кормушку на ветке дерева. Можно разместить кормушку на балконе, за окном или закрепить на стене, столбе.

Какие птицы появляются зимой у кормушки Воробьи, синицы, дрозды, снегири, щеглы, зеленухи и даже дятлы. Это зависит от нескольких факторов:

  1. Вида корма в кормушке. Разные птицы предпочитают разный корм. Лучше всего делать кормовые смеси, тогда каждая птица найдет что ей по вкусу.
  2. Места расположения кормушки, парк, сад, аллея, городской двор.
  3. Наличия кормовой базы в зимний период. Многие птицы предпочитают питаться различными плодами деревьев, которые остались на ветках.

Более точно определить какие именно птицы прилетают к кормушке можно только при помощи постоянных наблюдений.

Нормы подкормки для птиц Принято считать, что на одну кормушку приходится примерно 5 птиц. Дневная норма подкормки, в зависимости от «посетителей» кормушки не должна превышать зерновых смесей — 200 гр, смеси семян сорняков – 200 гр, мясо или сало – 50 гр.

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Ссылка на основную публикацию