Лексическая тема Зима (рекомендации для родителей)

Рекомендация родителям. Тема «Зима»

    Леонид Баташев 4 лет назад Просмотров:

1 Рекомендация родителям. Тема «Зима» 1.Задайте ребенку вопросы, о зиме и объясните, отвечать на них нужно полными предложениями. Например: – Какое сейчас время года? – Сейчас зима. – Почему ты так думаешь? Постарайся перечислить все приметы, зимы. На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую одежду. Дети катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири. 2. Предложите ребенку выполнить упражнение «До между после» Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем? 3. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают) Лед на солнце (что делает?) Мороз (что делает?) Метель (что делает?) 4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному: Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие, Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. 5. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково» Снег снежок. Лед

2 Зима Мороз Метель 6. Игра «Из чего – какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных. Снежинки зимой (что делают?) Лед на солнце (что делает?). Мороз (что делает?) Метель (что делает?) 7. Игра «Из чего какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных. Горка из снега (какая?) снежная. Дорожка изо льда (какая?) Погода с морозом (какая?) 8. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложи поиграть ему в игру «Скажи наоборот» Летом дни жаркие, а зимой холодные I Летом небо светлое, а зимой. Летом день длинный, а зимой Летом солнце светит ярко., а зимой Весной лед на реке тонкий, а зимой Снег мягкий, а лед Одни сосульки длинные, а другие 9. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима» Зимой, солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели зеленые. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

3 10. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления. Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф. 11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков, (Развитие координации речи с движением, развитие воображения) Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца) Мы с тобой снежок слепили, (лепят, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую) И совсем, совсем несладкий (грозить пальчиком) Раз подбросим Два поймаем Три уроним И сломаем (Выполнять соответствующие словам действия) Загадайте загадки Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла. На моей ладошке. (снежинка) Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки – Над миром пушинки,

4 (зима) Рыбам зиму жить тепло Крыша – толстое стекло (лед) Что растет вниз головой? (сосулька) Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла Сделал снежными сады. (Мороз, зима) После осени пришла. И сугробы намела. (зима) Помогите детям запомнить и применять: Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветрены, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий. Глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет. Подбирать признаки: снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная Мороз. лед. метель. снежинка.

5 Зимние месяцы: Декабрь, январь, февраль. Декабрь за ноябрем и перед январем. Январь Заканчивать предложения: Зимой люди ходят в (шапках, шубах. ). Зима приносит (снегопады, морозы..). Вода замерзла на. (реках, озерах. ). Я люблю кататься зимой на (санках, лыжах. ) Подбирать существительные: снежный – ком, городок, вихрь.. Снежная – баба, гора, пелена. Морозный, морозная, морозное, ледяная.. Называть ласково: зима – зимушка, мороз – морозец, снег- снежок, лед – ледок, метель – метелица. Физкультминутка Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. (дети идут по кругу друг за другом, изображай, что катят перед собой снежок) Он превратится в толстый ком, (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком) И станет ком снеговиком, («рисуют» снеговика из трех кругов разного размера) Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка (медленно приседают) Увы! – и нет снеговика. (пожимают плечами, разводит руками) Рекомендуемая литература для совместного чтения. Н. Носов «На горке»

6 К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы» Г.Х. Андерсен «Снежная королева» В. Бианки «Синичкин календарь». В. Даль «Старик годовик». М. Горький «Воробьишко» Л.Н. Толстой «Птичка» Ненецкая народная сказка «Кукушка» С. Михалков «Зяблик». С. Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год (декабрь) Р. н. с. «Снегурочка» Е. Трутнева «С Новым годом!». Л. Воронкова «Таня выбирает елку». Н. Носов «Фантазёры». Ф. Губин «Горка». В. Одоевский «Мороз Иванович». Поэзия для детей. И. Токмакова. Снег скульптор. М. Садовский. Хотел я снежинку домой принести. С. Черный. Мчусь, как ветер, на коньках. А.С. Пушкин фрагмент из «Евгения Онегина» С. Маршак. Январь. А. Фет. Кот поет, глаза прищуря И. Никитин. Встреча зимы

Рекомендации для родителей. Тема: «Зима. Буква Ы»

побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, выучить названия зимних месяцев, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Задание 1. Отгадать загадки.

  • На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
  • Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз.)
  • Что вниз головой растет? (Сосулька.)
  • С неба падают зимой и кружатся над землей. Легкие пушинки, белые . (Снежинки.)

Задание 2. Подбери по 3-4 определения к словам, и запишите со слов ребенка:

Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, , сверкающий

Деревья зимой (какие?) – ….

Небо зимой (какое?) -…

Погода зимой (какая) -…

Задание 3. Измените словосочетание, запишите.

Выпал пушистый белый снег.

Долго нет (пушистого белого снега).

Задание 4. В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э.

Подберите и запишите (записывает взрослый) по 2-3 слова, которые начинаются со звуков:

И:

У:

Э:

О:

А:

Подберите и запишите 2-3 слова, в конце которых слышится звук Ы:

Задание 5. Развиваем фонематический слух: «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы. ; ым, ум, . ;

ды, мы, ма, то, ры, на, ны, вы, са, ба, ды. ;

сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка, цветы. .

1. Каким цветом нужно раскрасить букву Ы? (красным)

2. Назови, что нарисовано.

Определи место звука «Ы» в слове: середине, конце слова.

Раскрась нужный домик красным цветом.

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год. Тема:…

Программа самообразования педагога на 2020 – 2021 учебный год Тема: «Культура питания – как составляющая здорового образа жизни» Индивидуальный план самообразования Должность Воспитатель ФИО Носкова.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Аппликация «Цыплёнок»

Конспект ООД по аппликации в средней группе «Голубь – символ…

Конспект ООД по аппликации в средней группе «Голубь – символ мира» Цель: формирование знаний у детей о празднике «День Победы». Создание коллективной.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами…

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гости к сказкам» Цель: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя.

Музыкально-театральная гостиная с использованием ИКТ в подготовительной к школе…

Музыкально-театральная гостиная с использованием ИКТ в подготовительной к школе группеПушкинский бал «И снова муза Пушкина запела…» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Дружные ребята» Образовательная область «Речевое развитие». Программное содержание: 1. Учить детей доброжелательно относиться.

Комментарии

  • Юлия

В блогах

“Новогодняя веранда”

Зима-прекрасное время года! Ведь именно в это замечательное время года мы все ждем наступление любимого праздника Нового Года. А Новый Год уже не за горами. Дети ждут ежегодную сказку, а волшебство начинается 31 декабря.Впервые в нашем детском саду проходит конкурс самой.

Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего возраста»

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность.

Проект “Формула любви”

Проект в младшей группе «Любовь в семье» Воспитатели: Дмитренко Е.П., Топтыгина Я.Н. Участники проекта: воспитанники младшей группы родители, воспитатели. Срок реализации проекта: 3 недели. Тип проекта: познавательно- творческий Актуальность : в основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию Подбери цвет. Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях. Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что.

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп

Лексическая тема “Осень”
Автор: Арефьева Л.Н.

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Читайте также:  Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
“Осень”

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

Лексическая тема Зима (рекомендации для родителей)

Аннотация: Рекомендации родителям для занятий с детьми дома по лексическим темам “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Животные Севера”, “Животные Жарких стран”, “Животный мир морей и океанов”

Статья:

Закрепление лексической темы «Животные Жарких стран»
1. Предложите ребёнку вспомнить, каких животных Жарких стран он знает
(слон, жираф, бегемот, носорог, зебра, черепаха, кенгуру, крокодил, обезьяна,
лев, дикобраз) Поиграйте в игру «Кто в Африке живёт?» (образование
множественного числа):
-на картинке слон, а в Африке живут слоны
-на картинке жираф, а в Африке живут жирафы и т.д.

2. Поиграйте в игру «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни
свой выбор, используя слова «потому что»)
Слон, лев, собака, обезьяна
Крокодил, кенгуру, жираф, пингвин
Заяц, зебра, волк, лиса
Корова, лошадь, коза, носорог

Морж, обезьяна, песец, горностай

3. Прочитайте стихи. Разучите одно по выбору.
Львята Кенгуру
В зоопарке ходят львята Носит мама-кенгуру
Прямо по дорожке, В тёплой сумке детвору,
Лапы мягкие, как вата – А ребятки-кенгурятки
Настоящие котята, – Целый день играют в прятки!
Только больше кошки!
Слоны
У слона большие уши,
Очень гибкие к тому же –
Может ими он махать,
От жары себя спасать.
Плотно любит кушать слон,
Пьет воды немало он –
Настоящий великан
Из далеких жарких стран.
Как приятно умываться,
Брызгаться в жару, плескаться,
Хобот дождик вверх поднять
И прохладный душ принять!
4. Поиграйте в игру «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с
числительными).
– один слон, два слона, три.. , четыре.. , пять слонов

(Слова для счёта: тигр, жираф, бегемот, носорог, лев, черепаха, обезьяна)

Закрепление лексической темы «Животные Севера»

1.Предложите ребёнку вспомнить, каких животных Севера он знает (белый
медведь, морж, тюлень, пингвин, песец, горностай, северный олень и т. д.). По
возможности рассмотрите картинки с изображением этих животных.
2.Рассадите животных на льдины, в зависимости от количества слогов в их
названии (проведи «дорожку» карандашом).

3.Закрепите в речи названия детёнышей животных Севера:
У белого медведя – медвежонок
У северного оленя – оленёнок
У моржа – моржонок
У пингвина – пингвинёнок
У тюленя – белёк
У песца – щенок
4.Закрепите в речи множественное число названий животных Севера:
На картинке один морж, а на Севере много.. моржей.
На картинке один белый медведь, а на Севере много.. белых медведей.
На картинке один северный олень, а на Севере много.. северных оленей.
На картинке один тюлень, а на Севере много.. тюленей.
На картинке один пингвин, а в Антарктиде много.. пингвинов.
На картинке один песец, а на Севере много.. песцов.
На картинке один горностай, а на Севере много.. горностаев.
5.Разгадайте загадки о животных Севера. Разучите одну загадку по выбору.

Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый. (морж)

В холодной плавает воде отличный
рыболов,
На льдине отдыхает, свершив
большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна. (тюлень)

Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный. (олень)

В развалку ходит не спеша,
Великий рыболов.
В воде летает, что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин,
Одежда-фрак, зовут. (пингвин)

Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут. (песец)

Закрепление лексической темы «Дикие животные. Подготовка к зиме»
1. Послушай, и перескажи сказку.

«О чём рассказал ёжик?»
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка.
Торопится, собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по
древесным щёлкам, а если найдёт на земле грибок, сорвёт его и повесит
сушить на веточку дерева. Долгой зимой ей это пригодится. Целый день
работает белка и всё посматривает на соседа ежа. Он с осени стал
ленивым, неповоротливым. Мало бегает по лесу, не ловит мышей.
Забирается в листья и всё время дремлет. «Что ты, ёж, совсем
разленился? – спрашивает белка. Почему к зиме не готовишься, еды не
запасаешь?» Рассмеялся ёж и что-то тихо сказал белке.
Прочитайте ребёнку сказку. Обсудите. Задайте вопросы по
содержанию сказки. После повторного прочтения, попросите
пересказать.
Вопросы по содержанию сказки:
1. Что ёж сказал белке?
2. Почему ёж не готовится к зиме?
3. Как зимуют ежи?
2. Обогащаем словарный запас. Назовите ребёнку определение или
действие и спросите, о каком диком животном можно так сказать:
готовиться, прятаться, охотиться, запасать, есть, менять, впадать в
спячку, удирать, выть, рычать, купаться, трусливый, большой,
косолапый, хитрая, шустрая, рыжая, маленький, мохнатый, злой, ловкая,
пушистый, бурый, зубастый, хищный, неповоротливый.

3. Определяем, где чьи следы? Соединить стрелками.

4. Закрепляем умение различать диких и домашних животных. (Соединить
линией животных с лесом или домом)

Закрепление лексической темы «Животный мир морей и океанов»
1. В реках, озёрах, морях и океанах живёт много разных рыб, морских
животных и других обитателей. Давай вспомним, каких морских животных
и рыб ты знаешь: кит, дельфин, акула, морская черепаха, краб, медуза,
морская звезда, морской конёк, осьминог… .
2. Поиграй в игру «Один-много»
Морской лев – … в море морские львы
Добрый кашалот – … в море добрые кашалоты
Черный краб – … в море черные крабы
Серый дельфин – …в море серые дельфины
Морской конёк -… в море морские коньки
Морской ёж – … в море морские ежи
Ядовитая медуза – … в море ядовитые медузы
Морская змея – … в море морские змеи
Морская черепаха – … в море морские черепахи.
3. Поиграй в игру «Сосчитай до пяти»
Один кит, два кита, три.. , четыре.. , пять китов.

Один краб, два краба, три.. , четыре.. , пять крабов.

Одна акула, две акулы, три.. , четыре.. , пять акул.

4. Поиграй в игру «Великан и Гномик на рыбалке»
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …
5. Рассмотри картинки, назови их. Выбери любого морского обитателя,
раскрась картинку и составь рассказ о нём по плану.
1.Кто это
2.Где обитает
3.Какого размера
4.Какого цвета
5.Чем питается
7.Почему это животное мне нравится.

Рекомендации родителям по закреплению темы «Перелётные птицы.

Подготовка к отлёту».

1. Вспомните вместе с детьми какие птицы готовятся к отлёту: грачи, утки,
лебеди, аисты, журавли, кукушки. Закрепите обобщающее понятие
«Перелётные птицы».
2. Прочитайте ребёнку стихи. Выучите одно на выбор.
Осень.
Опустел скворечник, улетели птицы.
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.
И. Токмакова
Встали птицы на крыло
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
А.Измайлов
3. Назовите вместе с ребёнком крылья птиц:
У утки крылья – … утиные.
У лебедя – …
У журавля – …
У грача – …
У аиста – …
У гуся – …

4. Прочитайте ребёнку сказку. Попросите его пересказать её. (Повторение)
Летела лебединая стая на юг. Устали птицы, сели отдохнуть. Охотники
поймали одного лебедя и принесли домой. Подрезали ему крылья, чтобы не
улетел, и пустили в пруд. Стал лебедь в неволе жить. Кормят его вкусным
хлебом и сочной травой, а он всё в небо смотрит, к лебёдушке своей
улететь хочет. А как улетишь? Крылья-то подрезаны. Попросил лебедь у
дождика: «Дождик, полей мои пёрышки, чтобы они быстрее выросли».
Закапал дождь – выросли пёрышки. Попросил лебедь у солнышка:
«Солнышко, согрей мои крылышки, наполни их силою». Выглянуло
солнышко – согрело крылья. Взлетел лебедь высоко-высоко и скрылся за
облаками.
Ответь: Почему лебедю не понравилось жить в неволе? Кто помог
лебедю? Перескажи сказку, раскрась лебедя.

Закрепление лексической темы «Домашние животные».
1. Рассмотрите картинки. Попросите ребёнка назвать домашних животных.
Спросите ребёнка кто лишний на картинке, почему? Попросите малыша
вспомнить, каких ещё домашних животных он знает (лошадь, овца,
свинья).

2. Повторите с ребёнком названия детёнышей домашних животных.
3. Выучите загадки о домашних животных:
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(Кошка)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком.
(Собака)
4. Попросите ребёнка составить описательный рассказ о любом домашнем
животном. Если малыш затрудняется, можно задать наводящие вопросы
или дать образец описания.

Например: Кошка маленькая, её тело покрыто шерстью. У кошки есть
голова, туловище, четыре лапы и длинный хвост. На голове у неё ушки,
на мордочке – глаза, нос, пасть и длинные усы.
5. Почитайте ребёнку стихи или рассказы о домашних животных. Обсудите
их (Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»; С.Маршак «Усатый-
полосатый»; В.Сутеев «Три котёнка»; Русская народная сказка
«Смоляной бочок»).
«У кота-воркота»
У кота-воркота
Шёрстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется:
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!
Е.Благинина
«Подарок»
Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка –
Пёсик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос – как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой тёплой спинкой
Жмётся ласково к ногам…
Не игрушку, не картинку –
Друга подарили нам!
М.Стрёмин

Создание клуба для родителей детей младших и средних групп «Учим деток говорить»

Учитель-логопед проводит коррекционную работу на логопедическом пункте с детьми старшего дошкольного возраста, но ведь есть проблемы и у детей младшего и среднего возраста. Отсюда возникает необходимость работы с родителями.

Просто индивидуальное консультирование и краткие выступления на родительских собраниях не всегда дают свои результаты. Другое дело создание клуба для родителей под руководством квалифицированного логопеда. Желание помочь детям правильно, грамотно говорить и помочь родителям в коррекционной работе с детьми – вот основная идея создания клуба.

Читайте также:  Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Часто нарушения детей в 3-5 лет имеют физиологический характер, в преодолении которых большую роль могут играть родители под руководством специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога.

При проведении встреч с родителями предлагаются следующие разнообразные формы и темы.


Клуб «Учим деток говорить»
проводится учителем-логопедом дошкольного учреждения с родителями детей младших и средних групп.

По нормативно-правовым документам и локальным актам МДОУ учитель-логопед проводит коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста, поэтому возникла необходимость работы с родителями детей более младшего возраста. Основная идея создания клуба: желание помочь детям правильно, грамотно говорить и помочь родителям в коррекционной работе с детьми.

Периодичность проведения – 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Учитель – логопед логопункта дошкольного учреждения осуществляет:

– обследование речи детей 3-7 лет;
– выявление недостатков и проблем в речевом развитии детей 3-7 лет;
– направление детей, нуждающихся в специализированных условиях воспитания и обучения на консультации к врачам детской поликлиники и в специализированные группы и детские сады;
– коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет, имеющими нарушения звукопроизношения;
– консультирование и информирование педагогов дошкольного учреждения;
– консультирование и информирование родителей детей дошкольного учреждения;
– осуществление взаимодействия с воспитателями, специалистами, медицинскими работниками дошкольного учреждения при коррекционно-развивающей работе с детьми.

В результате появилась необходимость работы с детьми более младшего возраста, так как среди них есть дети с нарушениями речи, имеющими комплексными нарушениями речи, которые направляются в логопедические группы других детских садов или в специализированные дошкольные учреждения. Есть дети 3-5 лет, проблемы которых не носят комплексный характер нарушений речи; у них не сформировано правильное произношение отдельных звуков. Эти нарушения в основном имеют физиологический характер, в преодолении которых большую роль могут играть родители под руководством специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога.

Гибкость ума и желание всё знать и уметь у детей младшего дошкольного возраста являются хорошими помощниками в преодолении у них трудностей.

При проведении встреч с родителями предлагаются следующие формы и темы:

1. Лекция-беседа «Знаете ли вы своего ребёнка?»
2. Лекция-практикум «Условия развития правильной речи»
3. Консультация «Учим ребёнка правильно говорить»
4. Консультация «Учим ребёнка правильно говорить»
5. Круглый стол «Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми»
6. Публичная лекция «Речь и мышление»
7. Творческая встреча «Развитие речи в игре»
8. Гостиная «Речь и эмоции»
9. Устный журнал «Итоги нашей работы»

По итогам проведения клуба для родителей детей младших и средних групп «Учим деток правильно говорить» предполагается выпуск буклетов и электронного пособия для родителей дошкольного учреждения.

Лекция-практикум в клубе для родителей детей младших и средних групп «Учим деток говорить»

Тема: «Условия развития правильной речи»

Цели лекции практикума:

1. Дать родителям знания о причинах неправильной речи.
2. Объяснить необходимость учитывать некоторые условия при воспитании правильной речи детей.
3. Познакомить родителей с некоторыми приёмами выполнения условия развития речи.

1. Приветствие.
Сообщение темы занятия и его целей.

2. Вступительная часть.

Беседа с родителями «Условия, которые могут влиять на развитие речи детей»

Причины неправильной речи. Нарушения речи, которые родители могут заметить дома.

  • слабая активность в речевом общении;
  • неспособность правильно построить предложение, выражающее мысль и связно рассказать о желаемом;
  • искажение слоговой структуры слова («съедает» слоги, окончания);
  • неправильное произношение некоторых звуков речи;
  • ограничен словарный запас;
  • затрудняется в подборе синонимов, антонимов.

3. Основная часть.

Мини-лекция учителя-логопеда «Физиологические основы речевой деятельности» с мультимедийным сопровождением

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет:

– во-первых, представлять сложный механизм речи в норме;
– во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии;
– в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале XX в. была распространена точка зрения, согласно которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых “изолированных речевых центров”. И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время, благодаря исследованиям П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Напомним, что речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.

Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий человек отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляций речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так, при отсутствии нарушений говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т.д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Беседа с родителями при использовании иллюстрированных слайдов «Условия правильной речи».

  • Речевая среда и социальные условия.
  • Общение с ребёнком.
  • Коррекционная работа.
  • Специальные условия:

– развитие мелкой моторики;
– развитие артикуляционной моторики;
– развитие голоса;
– развитие дыхания.

Представление «Приёмов развития дыхания»

Совместно с родителями и детьми логопункта учитель-логопед представляет игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания с использованием предметов: таких как свеча, вертушки, ватки или пушинки, пёрышки, свистки, дудочки, мыльные пузыри, трубочки с водой, лёгкие игрушки на ниточках, лёгкие предметы в воде, специальные тренажёры.

4. Заключительная часть.

Ответы логопеда на вопросы родителей по теме занятия.

Знакомство с памятками по теме встречи.

Гурьянова Татьяна Леонидовна,
учитель-логопед

ПРОГРАММА родительского клуба «7-Я» (долгосрочная на 5 лет)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

ПРОГРАММА

родительского клуба

«7-Я»

(долгосрочная на 5лет)

Бутенко Ольга Викторовна

Толькова Мария Сергеевна

– 2013-

Мониторинг эффективности данной программы

Этапы реализации программы

Алгоритм организации мероприятий с родителями.

Тематическое планирование работы клуба “7-Я”

  1. Пояснительная записка

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы «риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

  • резкое социально-экономическое расслоение общества;
  • постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • рост скрытой и явной безработицы;
  • педагогическая несостоятельность родителей.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

Приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственных родителей, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема «родители-ребёнок».

Как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи, классного руководителя, образовательного учреждения. Создать вокруг подростков общее педагогическое «поле».

Программа родительского клуба «7-Я», созданная классным руководителем и педагогом-психологом, поможет родителям повысить компетентность в вопросах воспитания через участия в тематических встречах родительского клуба. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания.

Тематика заседаний родительского клуба должна учитывать современные подходы к воспитанию подростков в семье.

Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого принципа подхода:

  • доброжелательное отношение к ребёнку и родителям, отказ от критики участников клуба;
  • обеспечение свободы мнений, принимать родителей как единомышленников;
  • уважение жизненных позиций и семейных традиций;
  • удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.
  • системный характер работы с родителями и заинтересованность классного руководителя и педагога-психолога в решении проблем подростка;

До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого человека в другую социальную реальность, дарят новое видение подростковых проблем и пути их решений.

  1. Цель и задачи

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей посредством обмена практическим опытом в воспитании детей в условиях неформального общения.

  • наладить взаимодействие между классным руководителем, педагогами, родителями и подростками;
  • помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
  • вовлечь родителей в жизнь классного коллектива на принципах сотрудничества.
  1. Реализация программы

Продолжительность реализации: 5-9 класс, 2013-2018 учебные года

Участники: родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам.

Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по актуальным темам), количество участников от 5 до 20 человек и более при расширенных заседаниях.

Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1,5 часа.

  • семинар;
  • лекция;
  • вечер вопросов и ответов;
  • совместный досуг взрослых и детей;
  • круглый стол;
  • кинопросмотр;
  • мини-тренинг.

Форма общения свободная.

Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе:

После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.

  1. Методические средства

Методические средства, используемые на занятиях:

  • групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
  • анализ ситуаций – стремление через опыт других и теоретические знания получить ответ на обсуждаемые вопросы;
  • информирование – это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
  • тренинги – тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия;
  • диагностика (опросы, анкеты, рисунки и т.д.) – используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.
  1. Оборудование
  • фотоаппарат или видео;
  • проектор, компьютер;
  • канцелярские принадлежности;
  • наглядные пособия; раздаточный материал.

Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек)

При обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.

  1. Прогнозируемый результат

В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.

У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости самостоятельности подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.

В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений .

  1. Мониторинг эффективности данной программы

Мониторинг эффективности программы осуществляется на всех этапах её реализации:

  • через анкетирование участников;
  • тест родительского отношения А.Столина-А.Варги;
  • в ходе индивидуального консультирования детей и родителей;
  • при получении информации от учителей-предметников, классного руководителя, психолога, социального педагога;
  • открытое обсуждение совместной деятельности классного руководителя, педагога-психолога и родителей для поиска оптимальных форм и методов воспитания в семье .
  1. Этапы реализации программы

Каждый учебный год этапы реализации программы повторяются, уточняются и дополняются тематические занятия родительского клуба при написании годового плана.

Классный руководитель и педагог-психолог через диагностику и опрос собирают информацию у родителей класса о востребованных вопросах деятельности клуба. Формирование групп, знакомство.

Написание годового плана работы

Работа клуба. Тематические занятия. Итоговое занятие, рефлексия.

Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проведенной работе.

Время проведения

Действия

За месяц до мероприятия

-проведение анкетирования по выявлению актуальных вопросов воспитания, -ознакомление родителей с результатами анкетирования, -наблюдение в классе, собеседование, – привлечение специалистов

-объявление о заседании клуба, -планирование мероприятия совместно с педагогом-психологом, составление развёрнутого плана, -дополнительное информирование по телефону отдельных родителей, -анализ продуктов деятельности детей по теме, -подготовка раздаточного материала, выставки книг по теме и т.д.

-подготовка места проведения,

-настрой на предстоящую работу,

-готовим “ящик вопросов” для нового заседания

Заседание родительского клуба

-обработка отзывов, самоанализ,

-изготовление фотогазеты с использованием отзывов, наглядная информация по прошедшей теме, и пр.

-ответы на вопросы родителей из “ящика вопросов”,

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Программа занятий родительского клуба “Лучик”
Коррекционная работа психолога в школе – Работа с семьей

Государственное учреждение образования
“Слуцкий социально-педагогический центр”
Лучик
Программа занятий родительского клуба
Крот И.В.
педагог социальный СПЦ

Пояснительная записка.
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка.

С семьей человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создает свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребенке. Таким семьям необходима помощь.
Анализируя банк данных по категориям семей в Слуцком районе, можно констатировать тот факт, что категория неполных семей – самая многочисленная. Растет число юных матерей-одиночек, которые, в основном, заняты устройством личной жизни, а не заботой о ребенке. Это является одной из причин попадания семей в социально опасное положение, распространения социального сиротства. Такие семьи требуют пристального внимания, а родители – сопровождения, поддержки и. воспитания, которое предполагает расширение педагогического поля и воспитательного пространства семьи. Ведь отцы и матери часто поступают неправильно не по злому умыслу, а из-за отсутствия педагогических и психологических знаний. Накопление родителями знаний, а на их основе — умений и навыков, осуществляется через различные формы взаимодействия, в том числе через работу клубов. Работа клуба «Лучик» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.

ПОЛОЖЕНИЕ
о клубе «Лучик»

ЦЕЛЬ КЛУБА – оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (одиноким родителям) путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Воспитание родительской ответственности.
ЗАДАЧИ:

  • повышение педагогической и психологической компетентности родителей;
  • формирование позиции ответственного родителя;
  • формирование уверенности в себе, своих силах, возможностях;
  • содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка
  • развитие навыков продуктивного взаимодействия;
  • создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  • Клуб «Лучик» является одной из форм работы по социально-педагогическому сопровождению неблагополучной семьи.
  • Руководителем клуба может быть специалист СПЦ.
  • Участники клуба: отцы- или матери-одиночки, родители, заинтересованные в общении, повышении знаний, поддерживающие цели и задачи организации. Основной принцип – добровольность.
  • Форма деятельности – открытая. Количественный состав – непостоянный.
  • Периодичность встреч – 1-2 раза в месяц; место встреч – СПЦ.
  • Члены клуба имеют право вносить предложения по организации работы клуба, тематике занятий, форме их проведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Я и мой ребенок»

Установочное занятие с элементами тренинга

«Я – родитель, а это значит…»

Круглый стол с участием специалистов (юрист, сотрудник РОВД, врачи, соц.работник и др.

«Как быть уверенным в себе»

Занятие с элементами тренинга

«Как быть с эмоциями»

Занятие с элементами интерактивной игры

«Терпение. Нежность. Внимание.»

Занятие с элементами ролевой игры

Приглашаем в гости мам

Совместное занятие родителей и детей

Вместе весело шагать

Совместное занятие родителей и детей

«Счастлив тот, кто счастлив дома» (конфликты)

Совместное занятие родителей и детей

«Трудная тема» (преодоление конфликтов)

«Как избавить себя от манипулирования»

Занятие с элементами тренинга

«Общаться с ребенком. Как?»

Совместное занятие родителей и детей с элементами тренинга

«Жизнь по собственному выбору»

«Будь собой и стань еще лучше»

Занятие с элементами тренинга

Возможно проведение заседаний по темам, предложенным родителями.
Разработаны занятия по предложенным темам.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила нашей группы

1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работа­ла с наибольшей отдачей и участники как можно больше до­веряли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и консультанта, независимо от возраста.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремят­ся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремле­ние уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей рабо­ты — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каж­дого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.
3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не оби­жается на высказывания других членов группы. Мы испыты­ваем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.
4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким пред­логом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
5. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каж­дый
из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.
6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При об­суждении происходящего в группе мы оцениваем не участ­ника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».
Как можно больше контактов и общения с различными людь­ми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то приятнее общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
7. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, со­гласно которой мы все время, каждую минуту, активно уча­ствуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положи­тельных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В груп­пе мы все время внимательны к другим, нам интересны дру­гие люди.
8. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говоря­щему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутрен­ний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Занятие 1

Я И МОЙ РЕБЕНОК

Цель: ознакомление участников с целями, задачами клуба, общими положениями; формирование установки на активную работу
Задачи:

  • знакомство участников, установление контакта;
  • установление доверительных отношений в группе;
  • знакомство с правилами групповой работы;
  • формирование позитивного отношения к ребенку

Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «Добрый вечер».
Вступительное слово ведущего:
Мы все выросли в семье и знаем, что это первичная и важнейшая среда жизнедеятельности ребенка. Семья имеет наибольшее значение в формировании и становлении личности ребенка. Семейное окружение, те отношения, которые складываются между членами семьи, оказывают огромное воздействие на дальнейшую жизнь маленького человека, формируют его представление о мире, людях, о добре и зле. Ребенок впитывает в себя все то, что видит в своей семье. Каждый из нас, конечно же, хочет видеть своего ребенка счастливым, удачливым, благополучным. Мы с вами собрались, чтобы вместе научиться, как этого достичь, научиться общаться со своим ребенком, пополнить свои знания.
А сейчас мы познакомимся.
Упражнение «Назови свое имя». Каждый участник, начиная с ведущего, называет свое имя и положительное качество (то, что в себе ценит) на первую буквы имени.
Обсуждение предполагаемой работы в клубе, цели, задачи, общие положения. Знакомство с тематикой занятий. Предложения по организации работы.
Обсуждение правил работы в группе. Предлагается изучить список, дополнить, при желании.
Упражнение «Детство». Вспомните, как ласково называли вас ваши родители, близкие. Повторите это имя и погладьте, пожалейте себя. Что вы чувствуете? Нравится ли вам это состояние?
А как часто мы сами бываем ласковыми и нежными со своими детьми? Достаточно ли заботы и тепла даем своим малышам? Чувствуют ли они себя защищенными рядом с нами? Мы – родители, и наша задача дать детям все это.
Упражнение «Хорошо или плохо».Участники делятся на 2 группы. Каждая группа по очереди заканчивает фразу «Быть родителем хорошо, потому что…», «Быть родителем плохо, потому что…». Обсуждаются результаты.
Все мы – родители. Давайте представим каждый своего ребенка. Как вы называете его? Какой он? Какие чувства вы испытываете, когда говорите о нем? (По кругу отвечают на вопросы).
Да, действительно целая палитра чувств. Но для каждого ребенка важно знать и чувствовать, что его любят, ценят его успехи, помогут при неудачах, защитят, если это нужно. Огромно влияние отношений родителей и ребенка на дальнейшую жизнь малыша, на то, как сложатся его отношения в собственной семье, с другими людьми. Поэтому давайте задумаемся над тем, какой багаж получают наши дети, общаясь с нами…
Тест «Какой вы родитель».
Каждый из нас получил определенный результат. Кого-то это, возможно, заставит задуматься, а кто-то останется доволен. И все-таки помните, что мы всегда должны совершенствоваться, стремиться к лучшему.
Упражнение «Портрет моего ребенка в лучах солнца».
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите имя своего ребенка или нарисуйте его портрет. Затем вдоль лучей напишите все его достоинства, все, что вы в нем цените, а также те черты, которые вам не совсем по душе. Внимательно посмотрите на этот портрет.
Это – ваше солнышко, со всеми его лучиками, это часть вас самих, то, ради чего вы живете.
Помните, что ребенку нужна ваша безусловная любовь. Любите своих детей не за что-то, о просто потому, что это ваша плоть и кровь. Принимайте и их такими, какие они есть, со всем, что вам в них нравится и не нравится. Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, – тогда они в будущем станут хорошими родителями.
Стихотворение «Семь важных правил». Памятка родителям.
Рефлексия. Ритуал прощания. Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «До свидания».

СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательно храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
Во-первых, это главное, – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто, чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струиться!
Потом – забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды …
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
А пятое – ответственность и долг
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

  • Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
  • Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.
  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

>> Modules Anywhere >>> –>

Психологи советуют мамам и папам:

  • Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, – СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  • Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
  • Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.

Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, – тогда и они станут в будущем хорошими родителями.

Ссылка на основную публикацию