Лексическая тема Продукты питания

Лексико-грамматические упражнения по теме: Продукты питания

Цель: расширение и активизация словаря по теме «продукты питания», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Словарь:
Предметы:
продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, мороженное; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, ветчина, фарш; ряба, птица (курица, индейка и т.д.); яйца; пшеница, рожь, мука, хлеб, булки, баранки, сухари, пироги, макароны; шоколад, конфеты, мармелад, зефир, пастила, пирожинное, торт; продавец, магазин; овощи, фрукты; специи: соль, сахар, перец; крупа, рис, гречка, овес, пшено, манка.

Действия:
покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить, варить, жарить, солить, кушать, резать.
Признаки:
продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; соленый, сладкий, острый, мягкий, черствый, вкусный, шоколадный, свежий, жаренный, вареный, горячий, холодный, полезный, вредный

«Назови, какие ты знаешь продукты»

– Что делают из молока?
Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
– Что делают из мяса?
Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
– Что делают из муки?
Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки,…

«Какие бывают продукты?»

Как называются продукты из молока. – Молочные продукты
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.
Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.

Что можно приготовить
из молока – молочную кашу, творог, масло…,
из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …
из овощей – салат, суп, овощное рагу,…
из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …

«Какая бывает каша?»
– Скажи, как называется каша.
из риса – Из риса – рисовая каша
из пшена – Из пшена – пшенная каша
из гречки – Из гречки – гречневая каша
из овса – Из овса – овсяная каша
из манки – Из манки – манная каша

хлеб (какОЙ?) – пшеничный, ржаной, белый, черный, свежий, мягкий, вкусный, …
мороженное (какОЕ?) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное,…
конфета (какАЯ?) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная,…

«Назови магазин / отдел магазина»

– Скажи, как называется магазин, в котором продают продукты. – Это продуктовый магазин.
– Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.
– Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.
– Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.
– Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.

«Что делают с продуктами?»

– Скажи, что делают с продуктами.
Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят,…

«Что где лежит?» (предлоги)

(с использованием картинок или показа действий)
– Где стоит молоко?
Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)
– Откуда ты взял хлеб?
Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).
– Куда ты положил мясо?
Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).
– Что ты сделал(а)?
Я налил(а) молоко из пакета в стакан. И т.п.

Молоко жидкое, а сметана густая.
Хлеб мягкий, а сухарь жесткий.
Мороженное холодное, а пирог горячий.
Конфета сладкая, а лук горький.

«Посчитай от 1 до 10 и обратно»

один пакет молока, два …
один батон хлеба, два…
одна пачка сливочного масла
одна бутылка растительного масла, две…

первая конфета, вторая …
первое мороженное, …
первый сухарь, … И.т.д.

«Что ты видел в магазине?»
«Что ты купил?»

Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ,…
Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …

«Чего нет в магазине?»

В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ,…

масло – маслице
хлеб – хлебушек
сметена – сметанка
кефир – кефирчик
булка – булочка
сосиска – сосисочка

«Один – много»
– Скажи, чего много в магазине. – В магазине много конфет, баранок, сухарей, молока, ….

«Расскажи», «Загадай –КА»

Составление рассказов о продуктах питания.

План составления рассказа:
– Что это?
– Какой вид продукта?
– Как производят?
– Где продают (в каком отделе?)
– Что готовят?
– Нравится ли тебе?

Образец рассказа. «Торт»

Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я люблю торт: он красивый и вкусный.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)

Сидит на ложке
Свесив ножки.
(лапша)

Может свариться,
Может разбиться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(яйцо)

Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот сдобряет.
(сахар)

Отдельно – я не так вкусна
Но в пище – каждому нужна.
(соль)

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(молоко)

Начинается на «К», –
Пьем продукт из молока.
(кефир)

лексическая тема Продукты питания

Тема: «Продукты питания»

Цели:
расширить представления детей о продуктах питания и их значении, для здоровья человека;
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе;
практическое усвоение категории творительного падежа;
учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов; развивать умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета;
развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование:
картинки с изображением продуктов питания (суп, щи, каша, котлеты, чай, кофе, масло, молоко, сыр, сметана, творог, хлеб, печенье, колбаса, сосиски, торт, вафли, пирожные, конфеты), картинка с изображением повара и пекаря, панно, указка, мяч.

1.Оргмомент
Сядет тот, кто назовёт то, что мы едим? (Хлеб, сосиски, масло, колбаса и т. д.)
2. Постановка учебной цели
Д/и «Покажи и назови»
Покажите и назовите предмет.
Назовите, одним словом все эти предметы? (Продукты питания).
Сегодня мы поговорим о продуктах питания.
3. «Вопрос-ответ»
Назовите профессию человека, который готовит еду (пищу)? (Повар, пекарь)
Что может приготовить повар? (Щи, кашу, котлеты, суп)
Что может испечь пекарь? (Хлеб, пирожные, печенье, вафли, торт).
Кто готовит дома? (Мама, бабушка, папа…)
4. Знакомство с видами продуктов питания (молочными, мясными и хлебо-булочными изделиями)
Из чего пекут хлеб, батоны, бублики…? (Макароны, пироги, печенье и т.д.)
Продукты из муки называются – мучные продукты питания.

Отгадайте загадку: “Жидкое, а не вода, белое, а не снег» (Молоко)
Давайте назовем продукты из молока (Из молока делают творог, сметану, масло, кефир).
Продукты из молока называются – молочные продукты питания.

Из чего делают колбасу, сосиски, котлеты? (Из мяса)
Продукты из мяса называются – мясные продукты питания.

5.Пальчиковая гимнастика
а) Отхлопывание ритма ладонями по столу.

б) Чередование положения руки: кулак-ладонь-ребро.

в) Воспроизводить различные положения руки: колечко-цепь-щепоть.

6. Д/и «Назови ласково» (с мячом)
Каша, котлета, сосиска, вафля, конфета, молоко, хлеб.
7. Динамическая пауза
Проводится игра с речевым сопровождением “Маша и медведь”.
Дети (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенёк, съем пирожок.
Машенька (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.

8. Д/и «Скажи какой, какая, какие, какое?»
Конфета – вкусная, сладкая…
Суп – горячий, аппетитный…
Молоко – холодное, свежее…
Котлеты – горячие, аппетитные, соленые…

9.Игра «Угости друга» (по цепочке)
1 ребёнок: «Андрей, чем ты угостишь своего друга (подругу)?»
2 ребенок: «Я угощу. » .

10. Д/и “Поможем Незнайке исправить ошибки”
Логопед вносит игрушку Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправи

Тема: «Продукты питания»

расширить представления детей о продуктах питания и их значении, для здоровья человека;

учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе;

практическое усвоение категории творительного падежа;

учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов; развивать умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета;

развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование:

картинки с изображением продуктов питания (суп, щи, каша, котлеты, чай, кофе, масло, молоко, сыр, сметана, творог, хлеб, печенье, колбаса, сосиски, торт, вафли, пирожные, конфеты), картинка с изображением повара и пекаря, панно, указка, мяч.

Ход занятия

Сядет тот, кто назовёт то, что мы едим? (Хлеб, сосиски, масло, колбаса и т. д.)

2. Постановка учебной цели

Д/и «Покажи и назови»

Покажите и назовите предмет.

Назовите, одним словом все эти предметы? (Продукты питания).

Сегодня мы поговорим о продуктах питания.

3. «Вопрос-ответ»

Назовите профессию человека, который готовит еду (пищу)? (Повар, пекарь)

Что может приготовить повар? (Щи, кашу, котлеты, суп)

Что может испечь пекарь? (Хлеб, пирожные, печенье, вафли, торт).

Кто готовит дома? (Мама, бабушка, папа…)

4. Знакомство с видами продуктов питания (молочными, мясными и хлебо-булочными изделиями)

Из чего пекут хлеб, батоны, бублики…? (Макароны, пироги, печенье и т.д.)

Продуктыиз муки называются – мучные продукты питания.

Отгадайте загадку: “Жидкое, а не вода, белое, а не снег» (Молоко)

Давайте назовем продукты из молока (Из молока делают творог, сметану, масло, кефир).

Продукты из молока называются – молочные продукты питания.

Из чего делают колбасу, сосиски, котлеты? (Из мяса)

Продукты из мяса называются – мясные продукты питания.

5.Пальчиковая гимнастика

а)Отхлопывание ритма ладонями по столу.

б) Чередование положения руки: кулак-ладонь-ребро.

в) Воспроизводить различные положения руки: колечко-цепь-щепоть.

6.Д/и «Назови ласково» (с мячом)

Каша, котлета, сосиска, вафля, конфета, молоко, хлеб.

7. Динамическая пауза

Проводится игра с речевым сопровождением “Маша и медведь”.

Дети (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенёк, съем пирожок.

Машенька (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.

8. Д/и «Скажи какой, какая, какие, какое?»

Конфета – вкусная, сладкая…

Суп – горячий, аппетитный…

Молоко – холодное, свежее…

Котлеты – горячие, аппетитные, соленые…

9.Игра «Угости друга» (по цепочке)

1 ребёнок: «Андрей, чем ты угостишь своего друга (подругу)?»

2 ребенок: «Я угощу. » .

10. Д/и “Поможем Незнайке исправить ошибки”

Логопед вносит игрушку Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить его ошибки. Дети составляют предложения из слов, данных в начальной форме.

Лена пить лимон чай. – Лена пьёт лимонный чай.

Ваня готовить овощи салат. – Ваня готовит овощной салат.

Оля есть шоколад торт. – Оля ест шоколадный торт.

Света любить горох суп. – Света любит гороховый суп.

11.Заключительная беседа о значении продуктов питания для человека

«Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости».

Читайте также:  Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?

Потому что человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.

12. Итог занятия

О чём мы сегодня говорили на занятии? (О продуктах питания).

Какие виды продуктов питания бывают?

В какие игры вам понравилось играть?

13. Оценка деятельности детей

Сегодня все хорошо отвечали, старались. Молодцы!

Конспект логопедического занятия “Продукты питания”

Содержимое публикации

Тема: «Продукты питания»

Цель:формировать умение детей образовывать относительные прилагательные.

Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение представлений детей о продуктах питания; закрепление обобщающего понятия продукты питания; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; согласование числительных с существительными; употребление творительного падежа существительных); работа над слоговой структурой слова.

Коррекционно-развивающие:развитие речевого слуха, зрительного внимания; совершенствование навыков ориентировки на плоскости; развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в образовательной деятельности, инициативности, самостоятельности.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

На стульчиках лежат предметные картинки по теме «Продукты питания»

– Ребята, подойдите к стульчикам, возьмите картинку и назовите, что на ней нарисовано. Назовите это, одним словом.

Основная часть.

Игра «Отвечай-ка» (с мячом)

– С чем чашка, если в ней молоко (чай, сок, кофе, вода, какао) …чашка с молоком (с чаем, с соком, с кофе, с водой, с какао)

– С чем кастрюля, если в ней суп (картошка, макароны)

– С чем бутерброд, если на хлеб положили колбасу (масло, рыбу).

Игра «Какое это блюдо?»

Какой суп из рыбы (курицы, овощей, грибов, гороха)

Какая каша из (риса, гречи, гороха, пшена, манки)

Какие котлеты из рыбы (мяса)

Оздоровительная пауза

В магазин везут продукты: (В руках «руль»)

Это овощи и фрукты, (Наклоны вправо и влево)

Сыр, сметана и творог,

Глазированный сырок. (Наклон вперед)

А еще из далека, (Шагают на месте)

Три бутылки молока.

Любят дети наши (Приседают)

«Наведем порядок в холодильнике»

– Мама сходила в магазин и купила продукты. Поможем маме разложить продукты в холодильник.

Поставь молоко на верхнюю полку. Положи сыр справа от молока. Слева от молока положи сметану. Творог положи на вторую полку. Масло положи справа от творога. На третью полку положи колбасу. Справа от колбасы положи сосиски. Котлеты положи слева от колбасы. На нижнюю полку положи мясо. Рыбу положи справа от мяса.

«Посчитай-ка»

Посчитайте, сколько и каких продуктов привезли в магазин.

Тема: «Как приготовили котлеты»

Цель:Формировать умение детей составлять линейный пересказ текста по опорным картинкам.

Образовательные:активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Продукты питания»; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие:развитие речевого слуха, зрительного внимания; развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в образовательной деятельности, инициативности, самостоятельности.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

Игра «Какое это блюдо?» (с мячом)

Какой суп из рыбы (курицы, овощей, грибов, гороха)

Какая каша из (риса, гречи, гороха, пшена, манки)

Какие котлеты из рыбы (мяса)

Основная часть.

Чтение рассказа «Как приготовили котлеты».

«Мама купила в магазине мясные котлеты. Котлеты мама пожарила на сковородке. Из сковородки мама переложила готовые мясные котлеты в тарелку. Тарелку с мясными котлетами мама поставила на стол».

Беседа по вопросам.

– Что мама купила в магазине? (В магазине мама купила котлеты)

– Какие котлеты мама купила в магазине? (В магазине мама купила мясные котлеты)

– На чем мама пожарила котлеты? (Мама пожарила котлеты на сковородке)

– Куда мама переложила готовые мясные котлеты? (Готовые мясные котлеты мама переложила в тарелку)

– Куда мама поставила тарелку с мясными котлетами? (Тарелку с мясными котлетами мама поставила на стол)

Оздоровительная пауза

В магазин везут продукты: (В руках «руль»)

Это овощи и фрукты, (Наклоны вправо и влево)

Сыр, сметана и творог,

Глазированный сырок. (Наклон вперед)

А еще из далека, (Шагают на месте)

Три бутылки молока.

Любят дети наши (Приседают)

Повторное чтение рассказа.

Составление плана пересказа.

Сейчас мы с вами составим план рассказа. Посмотрите на картинки. Вначале мы расскажем где мама купила мясные котлеты, далее двигаясь по стрелке мы расскажем, что мама пожарила на сковородке, затем мы расскажем куда мама переложила готовые, мясные котлеты и закончим свой рассказ, куда мама поставила тарелку с мясными котлетами.

Составление пересказа детьми.

Занятие в подготовительной логопедической группе по лексической теме “Продукты”

Задачи.

  • Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении.
  • Формировать мотив, потребность в диалогической речи.
  • Развивать умение правильно интонационно оформлять высказывания.
  • Формировать фонетически и грамматически правильную речь детей.
  • Развивать воображение, умение перевоплощаться.
  • Упражнять в словообразовании относительных прилагательных.
  • Воспитывать чувство доброжелательности друг к другу.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.
  • Беседа о продуктах питания. Экскурсия на кухню детского сада. Чтение стихотворения А.Рождественской “Молоко”, рассказа Б. Алмазова “Горбушка”, сказки “Горшочек каши”.

    Шапочки “продуктов питания”, кукла-повар.

    1. Оргмомент. Цель: привлечь внимание детей к теме разговора

    – К нам на занятие пришёл повар Митя (показываю детям куклу-повара). Он недавно окончил кулинарное училище, опыта работы у него ещё нет, и он очень боится, что еда выйдет у него невкусная, и никто не захочет ничего есть. Ему нужна ваша помощь. Я буду говорить за Митю-повара, а вы меня поправляйте, если я ошибусь.

    – Что бы мне приготовить из овощей?

    Дети: Салат, винегрет, овощное рагу.

    – Буду готовить овощное рагу. Возьму мясо.

    Воспитатель переспрашивает детей:

    Дети: Не надо мясо. Мясо – продукт питания, но ты готовишь овощное рагу. Нужны овощи: морковь, свекла, картофель, лук.

    – Все овощи положу на сковороду и буду жарить.

    Дети: Их не жарят. Овощи мелко нарезают и тушат, заправляют подсолнечным маслом.

    Воспитатель (Митя) готовит овощное рагу.

    2. Сообщение темы.

    – Дети, повар Митя останется у нас на занятии и послушает рассказ о продуктах, которые спорили между собой и не могли решить, кто из них вкуснее.

    3. Чтение рассказа Л.И. Смирновой “Что вкуснее?”:

    Во время обеда продукты поспорили, кто из них вкуснее.

    – Я вкуснее, потому что я из мяса.

    – Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

    А салат им в ответ:

    – Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

    – Я вкуснее всех, потому что я из фруктов.

    – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог.

    – Я вкуснее, – сказала каша, – потому что я молочная.

    – Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

    Кисель не согласился:

    – Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

    Таня услыхала спор продуктов и сказала:

    – Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

    4. Беседа по содержанию рассказа.

    1. Работа с текстом.

    – Вспомните дети, какие продукты спорили?

    – Из-за чего возник спор?

    – Какой характер у каждого героя рассказа?

    – Как это можно передать с помощью движений, голоса?

    5. Игра “Я вкуснее!”

    Цель: Развитие интонации.

    Дети выбирают героя, придумывают характер и передают с помощью интонации, кто вкуснее.

    – Кто прекратил спор?

    – Таня сказала: “Не спорьте, вы все очень вкусные!”

    6. Д/и “Из чего – какой?”.

    Цель: Лексико-грамматическое упражнение по прослушанному тексту – образование относительных прилагательных.

    Котлета из мяса (какая?) – мясная котлета.

    Суп из курицы (какой?) – куриный суп.

    Салат из овощей (какой?) – овощной салат.

    Компот из фруктов (какой?) – фруктовый компот.

    Пирог из творога (какой?) – творожный пирог.

    Каша из молока (какая?) – молочная каша.

    Квас из хлеба (какой?) – хлебный квас.

    Кисель из малины (какой?) – малиновый кисель.

    Холодильник открываем (имитация открывания холодильника одной рукой),

    Пачку масла вынимаем (наклон вперед, изобразить движения руками вперёд к груди),

    Колбасу, сметану, сыр,

    Творог, ряженку, кефир (хлопки перед собой на каждое слово),

    Не забудем торт и фрукты, (руки перед собой округлить, присесть, руки в стороны).

    Что достали мы? Продукты.

    7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    Дети надевают шапочку выбранного “героя” рассказа и готовятся к игре-драматизации.

    8. Пересказ текста путём драматизации диалога.

    – Дети, вам понравилось пересказывать рассказ по ролям?

    – Ребята, а вы сможете придумать историю о своём любимом продукте и нарисовать иллюстрацию? Принесите завтра свои работы.

    Каталог статей

    Материал систематизирован по лексическим темам, в которых пред­ставлен дидактический материал по ознакомлению с ок­ружающим миром, развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждая лексическая тема содержит следующие разделы: психогимнастика; развитие мелкой мото­рики и координация речи с движением; формирование лексико-грамматического строя речи; игры со звуками, буквами и словами; развитие познавательных процессов; развитие диало­гической речи; стихи и загадки.

    Основные задачи, решению которых поможет этот материал:

    — овладение лексико-грамматическими формами язы­ка как основой речи;

    — формирование знаний об окружающем мире и роли человека в нем как о сложных и взаимосвязанных систе­мах;

    — развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения);

    — воспитание нравственно-этических чувств (доброты, чуткости, сострадания и сопереживания);

    — воспитание основ экологической культуры и пра­вил безопасного поведения;

    — воспитание эмоций и чувств (ощущения красоты окружающего мира и желания сохранить и преумножить ее; индивидуального отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической дея­тельности);

    — развитие творческих способностей.

    Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей, а также родителей.

    Тема: ПИЩА (Продукты питания)

    Психогимнастика

    ■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

    Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий чай, горький перец, соль, очень горячий суп и очень холодное мороженое, вкусную и невкусную пищу.

    ■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

    Покажите, как вы чистите лук, картошку, завариваете чай, наливаете чай в чашку, размешиваете сахар в чашке, делаете бутерброды.

    «Печем пирожки»: месим тесто, лепим пирожки, ставим их в духовку, перекладываем горячие пирожки с противня на тарелку, а потом пробуем на вкус.

    Изобразите масло, кипящее на сковородке; пирожок, который просит: «Съешь меня!»

    ■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

    Игра «Угадайте, что я делаю». Один ребенок изображает действия мамы на кухне, остальные — отгадывают, а затем повторяют их.

    Изобразите, как варят «суп из топора». «Попробуйте» его на вкус и покажите, понравился ли он вам.

    Читайте также:  Звук и буква Ш - план-конспект НОД

    Пластический этюд с использованием стихотворения «Простокваши дали Клаше». Изобразите жестами и мимикой сердитую, недовольную, а затем веселую и радостную Клашу.

    Простокваши дали Клаше—
    Недовольна Клаша:

    — Не хочу я простокваши,
    Дайте просто каши!

    Дали вместо простокваши
    Каши нашей Клаше.

    — Не хочу я просто каши,
    Так — без простокваши!

    Дали вместе с простоквашей
    Каши Клаше нашей.
    Ела, ела Клаша кашу
    Вместе с простоквашей,
    А поела — встала,
    Спасибо не сказала.

    Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением

    Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом текстов стихотворений.

    На первые семь строк имитируем движения точильщика, проводя ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой (с переворотом), на последующие строки — поочередно загибаем пальчики.

    Точим,
    Точим,
    Точим нож!
    Будет очень
    Он хорош.

    Будет резать он

    Четыре пальца лежат на столе, указательный —приподнят. Называемые пальчики поочередно соприкасаем с большим.

    — Пальчик,
    Пальчик,
    Непоседа,
    Где ты бегал,
    Где обедал?

    — Я с мизинцем
    Ел калинку,

    — Братец, принеси дрова!

    — Средний, ты наколешь дров?

    — Я сегодня не здоров!

    — Ну, а ты затопишь печку?

    — Ой, болит мое сердечко!

    — Ты, меньшой, свари обед!

    — У меня силенок нет!

    — Что же, сделаю все сам,
    Но обеда вам не дам!
    Голодать готовы?

    Формирование лексико-грамматического строя речи

    Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели».

    еда — пища, кушанье, продукты питания

    Придумайте слова с противоположным значением — «слова-неприятели».

    полезный — вредный
    холодный — горячий
    пресный — соленый
    постный — жирный
    густой — жидкий
    свежий — черствый
    снять — поставить
    поднести — унести

    насыпать — высыпать
    налить — вылить
    рассыпать — собрать
    наполнить — опустошить
    крупно — мелко
    всмятку — вкрутую
    полезно — вредно

    Какого слова не хватает? Дополните предложения.

    Молоко жидкое, а сметана (густая).
    В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.

    О чем можно сказать свежий? (Хлеб, ветер, батон, номер журнала.)

    О чем можно сказать горячий? (Чай, воздух, чайник, утюг, человек.)

    Что можно чистить? (Кастрюлю, сковороду, картошку, обувь, дорогу от снега.)

    Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в родственных словах? Исключите лишнее слово.

    хлеб, хлебница, хлебный, рогалик

    сахар, сахарница, засахаренный, конфета
    сладость, сластена, сладкий, подсластить, сливки

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    ■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

    хлеб — хлебушек
    булка — булочка
    пряник — пряничек
    творог — творожок
    сыр — сырок

    конфета — конфетка
    колбаса — колбаска
    жидкий — жиденький
    свежий — свеженький
    горячий — горяченький

    ■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

    Составьте новое слово из двух.

    человек, который печет хлеб (хлебопек)

    продукты из рыбы (рыбопродукты)

    мучные изделия — хлеб и булки (хлебобулочные)

    ■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    Чай сладкий, варенье еще слаще, а мед (самый сладкий).

    Кисель густой, йогурт еще гуще, а тесто для пирогов (самое густое).

    ■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

    Составьте новые слова.

    печь — запечь, испечь, выпечь
    есть — съесть, поесть
    жарить — пожарить, поджарить,
    пережарить, зажарить

    ■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

    один батон — батоны — много батонов

    одна булка — булки — много булок

    одна сушка — сушки — много сушек

    одна ватрушка — ватрушки — много ватрушек

    одно пирожное — пирожные — много пирожных

    одно яйцо — яйца — много яиц

    Ответьте на вопросы.

    Без чего не испечешь хлеб? (Без муки.)
    Без чего не сваришь кашу? (Без крупы.)

    Сочините чистоговорки со словом пирожок.

    Ок-ок-ок, вот румяный (пирожок).
    Ка-ка-ка, съешь кусочек (пирожка).
    Ку-ку-ку, дочка рада (пирожку).
    Ком-ком-ком, попьем чаю с (пирожком).
    Ке-ке-ке, вкусная начинка в (пирожке).

    Сочините чистоговорки со словами батон, пирог, шоколад, сушка, творог.

    Ответьте на вопросы.

    Повару на обед надо приготовить котлеты.
    Из чего можно сделать фарш? (Фарш можно сделать из мяса.)

    Без чего котлеты будут невкусными? (Котлеты будут невкусными без лука и соли.)

    На чем жарят котлеты? (Котлеты жарят на сковороде.)

    Без чего нельзя поджарить котлеты? (Котлеты нельзя поджарить без масла.)

    Ответьте на вопросы.

    О каких продуктах питания можно сказать мой? (Хлеб, батон, рогалик, пирог, кефир, творог, сыр, йогурт.)

    О каких продуктах питания можно сказать моя? (Каша, колбаса, сметана, сосиска, сарделька.)

    О каком напитке можно сказать мое? (Какао, молоко.)

    О каких продуктах питания можно сказать мое? (Печенье, пирожное, мороженое, пюре.)

    О каких сладостях можно сказать мои? (Конфеты, вафли, пирожные, пряники.)

    ■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

    три (йогурта)
    пять (тортов)
    семь (конфет)

    четыре (сушки)
    два (пирожных)
    три (мороженых)

    жареный (картофель, лук, баклажан, пирожок)
    жареная (рыба, колбаса, сосиска)
    жареное (мясо, сало)
    жареные (котлеты, пирожки, пончики)
    вкусное (мороженое, пирожное, молоко)
    вкусные (конфеты, макароны, пироги, вафли)
    пересоленный (суп, борщ, салат)
    размороженная (рыба, говядина)
    прокисшее (молоко)

    испеченные (батоны, булки, рогалики, сушки)

    ■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

    Подберите четыре слова.

    сыр (какой?) (соленый, круглый, полезный, твердый)

    торт (вкусный, бисквитный, песочный, сладкий, рассыпчатый)

    конфета (какая?) (сладкая, вкусная, шоколадная, мягкая)
    каша (молочная, манная, гречневая, пшенная)
    мороженое (какое?) (холодное, вкусное, сладкое, шоколадное)

    пюре (картофельное, свежее, горячее)

    булочки (какие?) (свежие, горячие, мягкие, ароматные)

    пряники (медовые, рассыпчатые, шоколадные, черствые)

    Говорите и выполняйте.

    Что я делаю? (Я взбиваю, замешиваю, пеку, ем.)
    Что мы делаем? (Мы взбиваем, замешиваем, печем, едим.)
    Спросите у друга. (Ты взбиваешь, замешиваешь, печешь, ешь?)

    Скажите обо мне, что я делаю. (Вы взбиваете, замешиваете, печете, едите.)

    Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) взбивает, замешивает, печет, ест.)

    Что они делают? (Они взбивают, замешивают, пекут, едят.)

    ■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

    Наши просьбы, пожелания и советы.

    Мама, свари, пожалуйста, кашу.

    Налей, пожалуйста, мне киселя.
    Мойте руки перед едой!

    Храните молочные продукты в холодильнике!
    Не ешьте горячую пищу!
    Не пейте горячий чай!
    Кушайте, гости дорогие!

    ■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

    Исключите лишнее слово.

    Как можно сварить яйца? (Вкрутую, всмятку, натощак.)
    Нарежем овощи для салата (мелко, крупно, жидко).
    Кушать на ночь (вредно, полезно).

    Какой предмет лишний? Выделите предмет, который отлича­ется от других по какому-либо признаку.

    сыр, масло, бидон, молоко колбаса, сосиски, сметана, сардельки сыр, сало, масло, кефир пирожное, булочка, каша, пирожок

    Ответьте на вопросы.

    Что общего между котлетой, беляшом и рыбой? (Их жарят на масле.)

    Что общего между снегом, сахаром и солью? (Они име­ют белый цвет и растворяются в воде.)

    Какая связь существует между этими предметами?

    (В чайнике кипятят воду. Масло хранится в масленке. И т. д.)

    Психолого-педагогическая характеристика как средство взаимодействия специалистов и семьи в коррекционном процессе

    Данный материал адресован в помощь логопедам и дефектологам для составления психолого-педагогической характеристики для взаимодействия со специалистами смежных специальностей.

    Часто в группу для детей с ЗПР направляются дети, имеющие сложные нарушения развития ( нарушения аутистического спектра, олигофрения, тнр, психопатии). После первичного обследования и периода адаптации, как правило, возникает необходимость дополнительных консультаций от узких специалистов. Родителям бывает трудно увидеть и объяснить проблемы ребенка в полном объеме, поэтому дефектологу и логопеду необходимо проконсультировать их и составить характеристику, в которой будут описаны те трудности, на которые должен обратить внимание врач, чтобы назначить соответствующее медицинское сопровождение.

    Примерная характеристика для психоневролога
    на ребенка с ТНР и СДВГ

    Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика
    на ребенка Никиту Б, 6,5 лет

    Никита Б. посещает подготовительную коррекционную группу (3 год обучения) логопедического д/ сада №__.

    В картине развития на первый план выступают речевые нарушения (ОНР, 3 уровень р.р.) , нарушения двигательной и эмоционально-волевой сферы.

    На протяжении всего периода коррекционно-развивающего обучения отмечается низкая динамика в формировании речевых и моторных навыков. Никита испытывает значительные трудности в овладении фонетическим и грамматическим строем языка. В самостоятельной речи использует простые нераспространенные предложения, с трудом строит собственные высказывания.
    Поведение на фронтальных занятиях и при взаимодействии с детьми характеризуется частыми сменами настроения (дурашливость, гримасничанье, неуместный смех, вспышки агрессии, истерический плач, полная астения, апатия).

    На индивидуальных занятиях ведет себя адекватно и продуктивно.

    В двигательном развитии:

    • характерна двигательная расторможенность, усиливающаяся при длительных статичных нагрузках,
    • испытывает трудности при одевании (20-30 минут),
    • на физкультурных , музыкальных занятиях неловок, движения неритмичны, бедны, в малом объеме,
    • не любит раскрашивать, отказывается от рисования, качество рисунка низкое(изображает отдельные детали предмета), пазлы складывать не любит. Работа в тетради ему очень нравится, работу выполняет точно, аккуратно, педантично, но также медленно.
    • мелкая моторика нескоординирована, неточна, гипотонична, темп выполнения заданий замедлен.
    • артикуляционная моторика характеризуется неточностью, низким объемом движений, некоординированностью, пониженным тонусом мышц. Формирование новых артикуляционных укладов и автоматизация поставленных звуков занимает долгий период времени, так как Никита забывает их; сильно мешают старые, привычные навыки. Слоговая структура слов грубо нарушена. Навыки звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза формируются относительно хорошо. Степа овладел слоговым чтением и письмом двух-трехсложных слов.
    • формирование грамматических категорий осуществляется на огромном количестве наглядного материала и при постоянном повторении. Тем не менее обобщение употребления грамматических форм не происходит, фраза простая и аграмматичная (Я буду сделать, ..)
    • характерны выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведение вербальной информации, наблюдаются выраженные трудности концентрации и распределения внимания.
    • способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей.

    Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности неустойчивы и несамостоятельны.

    Рекомендована консультация психоневролога для уточнения диагноза и назначения медицинского сопровождения.

    Дефектолог______________________
    Логопед________________________
    Дата_______________________

    Примерная характеристика на ребенка
    с аутистической симптоматикой для психоневролога

    Ваня К., 4,5 посещает подготовительную группу (3-й год обучения) детского сада №___.

    В период адаптации на первый план выступили трудности в установлении контакта с детьми и другими взрослыми, мальчик часто капризничал, немотивированно отказывался от деятельности, демонстрировал некритичное, истероидное поведение.

    Диагностика выявила существенное отставание в развитии. Отмечалась неравномерность развития ВПФ и общих навыков: сочетание лепетной речи, хорошей механической памяти, достаточно хорошего сенсорного развития(пирамидки, вкладки, сериации), отсутствие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

    В ходе обучения выявились специфические трудности понимания речи. Ребенок понимает речь буквально, на знакомые вопросы отвечает невпопад. Не умеет использовать полученные речевые навыки в новой ситуации. Создается впечатление, что значение слова закрепляется за конкретной ситуацией, контекстом. Речь изобилует эхолалиями.

    На конец года ребенок овладел программными навыками, но не использует их самостоятельно, творчески. Ребенок может продемонстрировать их только в конкретной учебной ситуации. Отмечается положительная динамика в накоплении номинативного словаря, словарь действий формируется с трудом, речь аграмматича.

    Читайте также:  Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

    На данный момент специфические трудности развития не позволяют осуществлять коррекцию и качественно сформировать знания, умения и навыки соответствующие программе для детей с ЗПР.

    Направляется на консультацию и лечение к психоневрологу.

    Примерная характеристика на ребенка с олигофренией
    для оформления документов на инвалидность в СОБЕС

    Рома П., 21.11.2005 года рождения, поступил в детский сад №__ в среднюю группу для детей с ЗПР в сентябре 2009 года.

    Рома посещает старшую группу для детей с ЗПР коррекционного детского сада. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не соответствуют возрасту и формируются крайне медленно. Контакт со взрослыми избирательный. С детьми контакт не устанавливает, характерна «игра рядом». Игровые действия носят процессуальный и манипулятивный характер.

    В картине речевого развития отмечается грубое нарушение строения артикуляционного аппарата (открытая ринолалия), отсутствие самостоятельной речи, существенное отставание в развитии познавательной сферы, значительное нарушение общей и тонкой моторики. Мышление наглядное, непроизвольное. Обучаемость низкая, помощь не использует.

    За период обучения в коррекционной группе отмечается незначительная динамика по всем разделам программы: Ребенок стал лучше понимать обиходно-бытовую речь, научился произносить гласные звуки, различать основные цвета, форму и размер предметов, считать на пальцах до 5 с помощью взрослого, показывает на картинках предметы по лексическим темам.

    Формирование знаний, умений и навыков значительно затруднено. Уровень развития существенно отстает от возрастной нормы.

    Ребенок состоит на учете у психоневролога и нуждается в подборе коррекционного учреждения для дальнейшего обучения.

    Зав. ГБОУ д/с №___
    Учитель-дефектолог___
    Учитель-логопед___

    Согласованная и системная работа всех специалистов по диагностике и коррекции нарушений развития является залогом успешной адаптации и социализации ребенка с ОВЗ.

    1) Сидорова Инесса Анатольевна,
    учитель-логопед
    ГБОУ «Гимназия №1519»,
    г. Москва
    2) Трошина Елена Борисовна,
    учитель-дефектолог
    ГБОУ «Гимназия №1519»,
    г. Москва

    Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика

    Дефектология Проф

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: Речь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков.

    Статья:

    Речь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков. Она играет центральную роль в формировании личности ребенка, его самооценки, психического здоровья, способности излагать мысли и адаптироваться в социуме. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них. Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех представителей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками, поэтому психология детей с нарушениями речи требует тщательного изучения.

    Понятие речевого нарушения

    Расстройство речевой деятельности представляет собой собирательный термин. Он подразумевает наличие отклонений в психофизиологических механизмах и отставании от возрастной нормы уровня речевого развития. Причины, вызывающие данное патологическое состояние, можно поделить на две группы:

    Процесс в основе нарушения

    Патогенные факторы инфекционного или механического характера, воздействующие на организм в период беременности и первые дни жизни

    Отсутствие контроля и грамотной работы с детьми в периоды формирования речи

    Родовые и послеродовые травмы, инфекции мозговых тканей

    Чрезмерная нагрузка в развитии речи или при изучении дополнительного языка

    Важно! 1-3 года и 6-7 лет – критические периоды в формировании речи ребенка, когда он наиболее неустойчив к воздействию биологических и социальных факторов

    Классификация патологий речи

    Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями подразумевает выделение нескольких групп патологий, основываясь на таких факторах:

    • первопричина возникновения и развитие патологии;
    • клиническая картина;
    • глубина расстройства речи;
    • используемая методика психолого-логопедического обследования и лечения детей с нарушениями речи.

    Учитывая этиологические и симптоматические критерии недуга, выделяют две базовые классификации речевых нарушений:

    Расстройства речи разделяются на нарушения применения языковых средств и нарушения компонентов речи

    Нарушения разделяются на устные и письменные, которые в свою очередь делятся на расстройства внешнего и внутреннего (семантического) оформления

    Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ФФНР И ОНР), заикание

    Расстройство звукопроизношения, ускорение или замедление темпа голоса, его полное отсутствие, полное или частичное нарушение чтения и письма

    Клиническая картина нарушения речи у детей

    Формирование психологических и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи происходит вследствие патологических изменений в центральной нервной системе. В зависимости от характера изменений, симптомы недуга могут проявляться в различных сферах. Ребенок с нарушением речи:

    • эмоционально нестабилен;
    • склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии;
    • вялый;
    • находится в подавленном состоянии;
    • часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей;
    • является изгоем среди сверстников.

    Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями часто выявляет утомление, которое накапливается к концу рабочего дня и недели и сопровождается расстройством сна, тошнотой и сильными головными болями.

    Проблемы в обучении возникают на фоне неусидчивости, низкой работоспособности и неустойчивости памяти. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечает ограниченность мышления и расстройство психики вследствие скудного словарного запаса или даже невозможности говорить, что затрудняет обучение способности синтезировать и выражать собственное мнение.

    Уровни развития речи детей с ОНР

    Общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, при котором наблюдаются отклонения от нормы в звукопроизношении, лексике, смысловой структуре предложений и грамматике.

    Основываясь на степени развития нарушений, принято выделять 4 уровня ОНР:

    Полное отсутствие речи или недоразвитие словесных средств. Ребенок выражает мысли посредством мимики, жестов, наборов звуков и невнятных одиночных слов

    Обозначение животных посредством имитации характерных для них звуков:
    «гав-гав» при указании на собаку

    Употребляются фразы и обиходные слова, однако они редко связаны между собой грамматически или по смыслу. Отмечается нарушение слоговой структуры. Словарный запас скудный, однако помимо существительных включает в себя глаголы, прилагательные, наречия и местоимения

    Ребенок искажает произношения слов:

    «Кепсук» вместо «кетчуп”

    Фразовая речь уже более развита, однако преобладают существительные с глаголами. Скудность слов, способных дать характеристику предмета. Недоразвитие грамматических форм языка и затрудненность общения

    Кривые словесные конструкции, несогласованность окончаний:

    Наблюдаются незначительные лексические и фонетические ошибки, неточности в подборе слов и падежей

    Подбор близких по значению, но неподходящих слов:

    «Я почистил свою комнату», вместо «Я убрал свою комнату»

    Если в первых двух уровнях ОНР рекомендуется обратиться к специалисту, то III и IV уровни могут поддаваться коррекции дома. Существует множество методик, по которым ребенок может заниматься с родителями.

    Особенности поведения в коллективе

    Психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, облегчая понимание друг-друга, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью. Поддерживая такое взаимодействие, родители сами усугубляют состояние ребенка, не давая ему толчка для развития своих речевых навыков.

    При общении со сверстниками, дети с неспособностью грамотно излагать мысли оказываются изгоями. Они склонны подвергаться гонению и агрессии со стороны более развитых в речевых навыках членов группы. Итогом может стать полный отказ от общения, замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме.

    Важно! Для предотвращения негативного опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо заниматься восстановлением речевых навыков еще в дошкольном возрасте

    Принципы логопедической помощи

    Логопедия – это одна из педагогических наук, которая занимается изучением, диагностикой и терапией различных форм речевых нарушений. Анализируя причину возникновения, механизм развития патологии и симптоматику недуга, специалист способен подобрать комплекс необходимых упражнений. Методики психолого-логопедических обследований детей с нарушением речи включают в себя:

    • изучение медицинской карточки ребенка;
    • анализ данных про семью и окружение;
    • активное и пассивное наблюдение;
    • беседы, интервью, опросы;
    • анкетирование и тестирование;
    • эксперимент.

    Для страдающих дисфункцией речи предусмотрены специальные учреждения и отделения, где проводится психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями и акцентируется внимание на оказание квалифицированной логопедической помощи. Существуют частные и государственные кабинеты с практикующими логопедами, стационары, санатории, специализированные детские сады и школы. Такое разнообразие дает возможность подобрать грамотного специалиста и избавиться от недуга под контролем врачей и педагогов.

    Принципы работы учреждений по коррекции расстройств речи

    Детские сады и школы, предусмотренные специально для детей с логопедическими патологиями, одновременно оказывают помощь в борьбе с недугом. Они предотвращают возникновение множества проблем в общении со сверстниками, которые присутствуют в группах людей с сильно отличающимися речевыми навыками. Ранняя психодиагностика после проявления первых симптомов патологии помогает предотвратить развитие заболевания и своевременно получить направление в необходимое учреждение.

    Для облегчения соблюдения методик терапии, подходящих отдельно каждому виду недуга, поступивших детей принято разделять на три группы:

    • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
    • с общим недоразвитием речи;
    • с заиканием.

    Коррекция нарушений речи в специальных учреждениях проходит под контролем логопедов и психологов. Внимание акцентируется на расширении словарного запаса, проведении специальных упражнений, ознакомлении с базовыми правилами лексики и фонетики. Много внимания уделяется мотивации ребенка к саморазвитию и различного рода деятельности. Задача педагогов – оказание корректной помощи в устранении нарушений, при этом избегая психологического давления. На основе психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи выработана специальная методика взаимодействия с учениками, которая подразумевают:

    • переспрашивание;
    • одобрение и мотивация к дальнейшему развитию навыков;
    • наводящие вопросы;
    • коррекция ошибок при помощи советов и подсказок;
    • демонстрация упражнения с последующей просьбой повторить;
    • обучение на личном примере тому, как надо выполнять задание.

    Логопсихология и логопедагогика занимаются рассмотрением проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями речи, разрабатывая эффективные методики для коррекционного педагогического воздействия в комплексе с логопедической работой.

    Выявления задержки умственного развития

    Нарушением речи принято называть группу расстройств, проявляющихся при нормальном уровне интеллекта. Поэтому перед врачами при постановке диагноза и выяснении причины патологии стоит задача отличить задержку умственного развития от речевой дисфункции. В ходе проведения ряда упражнений с обследуемыми детьми был выявлен ряд закономерностей. Дети с нормальным интеллектом во время выполнения работы охотно принимают помощь, справляются с тяжёлыми расчетными задачами и полностью концентрируются на занятии. Ребенок с задержкой умственного развития легко отвлекается и испытывает трудности с решением метаматематических заданий. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи подразумевает:

    • составление рассказа по картинке;
    • пересказ истории;
    • описание предмета;
    • анализ словарного запаса.

    Во время психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями и умственным отставанием акцентируется внимание на умение строить предложения, связанные по смыслу фразы, звукопроизношение, владение частями речи.

    Ссылка на основную публикацию