Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

Лексическая тема «Осень»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; прилагательных:ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие; глаголов:летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

Игры и упражнения

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

Дождь — дождик, дождичек солнце — солнышко

лужа — лужица дерево — деревце

ветер — ветерок лист — листок, листик, листочек

туча — тучка лес — лесок

сад — садик птица — птичка

«Один — много» (детям от 5 лет)
Месяц — месяцев дерево — деревьев

дождь — дождей фрукт — фруктов

лужа — луж овощ — овощей

урожай — урожаев листья — листьев

сад — садов птица — птиц

огород — огородов слякоть — слякоти

зонт — зонтов лес — лесов

«Один — много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья

плывет темная туча — плывут темные тучи

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди

дует сильный ветер — дуют сильные ветры

висит теплая куртка — висят теплые куртки

летит птичья стая — летят птичьи стаи

«Скажи со словом “осенний”» (детям от 4 лет)

Небо (какое?) — осеннее

ветер (какой?) — осенний

аллея (какая?) — осенняя

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

«Назови, какая погода?» (детям от 4 лет)

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая

дует ветер — ветреная

если на улице холодно, какая погода? — холодная

если пасмурно — пасмурная

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Осень ранняя — осень поздняя

день веселый — день грустный

день солнечный — день пасмурный

облако белое — туча черная

холодная погода — жаркая погода

хорошая погода — плохая погода

«Я начну, а ты закончи» (детям от 5 лет)

Люди осенью одеты, (во что?) –

школьники идут с портфелями (куда?) —

листья на деревьях стали (какими?) —

цветы на клумбах (что сделали?) —

птицы улетают (куда?) —

звери делают на зиму (что?) —

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —

«Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Весна прошла, и наступила осень.

Подули тёплые ветры, зацвели цветы, на деревьях распустились листочки.

Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки.

С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Координация речи с движением

“Листья”

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья под ноги тихо ложатся Приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся

“Дождик”

К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! – Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри. ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты, Руки вверх, потряхивание кистями

Стали мокрыми цветы. Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый серый воробей Встали, руки вдоль тела,

Сушит перышки скорей. потряхивание кистями

Пальчиковая гимнастика

Тексты к пальчиковой гимнастике надо учить, движения ребенок выполняет под ритм собственной речи.

Осень

Если листья пожелтели, Сжимать – разжимать кисти рук

Дождь холодный моросит, Совершать легкие колебательные

Птицы к югу полетели, Ладони повернуть к себе, большие пальцы

выпрямить и переплести «птичка»,

остальными пальцами совершать

Значит, осень к нам спешит. Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию речи. Лексическая тема “Осень. Периоды осени”

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).

Коррекционно-развиваюшие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств. Развитие связной речи, зрительного восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, 3 картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени, 2-я страница “Лого-книги”, рисунки с наложенным изображением листьев по количеству детей.

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета, где тихо звучит “Осенняя песня” П. Чайковского, с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Садится будет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

2-й ребенок. Дубок.

3-й ребенок. Тополек.

4-й ребенок. Осинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос “Какие осенние листья?”

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).)

Логопед рассыпает оставшиеся листья в корзинке на столе.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

1-й р е б е н о к. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло днем, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение “Периоды осени”. (Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи).

Логопед смахивает листья в корзинку и вывешивает на мольберт три картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.

Логопед. Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.

1 -й р е б е н о к. На первой картине нарисованы дети в парке. Небо серое, покрытое облаками. Но листья на деревьях и трава еще зеленые, на клумбе много цветов. Дети одеты в легкие курточки. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На второй картине мы видим деревья, покрытые разноцветными листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать “Золотая осень”.

3-й ребенок. На третьей картине мы видим голые деревья, серое небо, мальчики и девочки одеты в теплые куртки. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору – позднюю осень.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.

4. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед просит детей взять в руки зеркало и предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. “Широкий” язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке – это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас “почистим” зубки. “Почистить” языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

5. Подвижное упражнение “Туман”. (Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи).

Логопед предлагает детям, пройти на ковер.

Туман повис клоками вСидят на корточках, выполняют ритмичные
Саду и во двореудары ребром ладони и кулачками
по полу.
Поймать туман рукамиРитмично сжимают и разжимают кулаки
Я взял его ладошкой
и крепко- крепко сжал
Но прыткий он как кошка,Бегут пальчиками по полу.
он взял и убежал
Висит туман над речкойВстают, поднимают руки и качают ими из
и дышит, как живойстороны в сторону
Как белая овечка с кудрявой головой.Смыкают руки над головой.
И маленькие рожки на этой голове,
Но поутру остались лишь капли на траве.

6. Работа с “Лого-книгой” (Развитие мелкой моторики, связной речи. Закрепление понятий “Золотая осень”, листопад)

Логопед вывешивает на доске 2-ю страницу из “Лого – книги”.

Логопед. Ребята, а давайте теперь создадим свою картинку. Изобразим золотую осень. Перед вами лежат части картины (на столе лежат, выполненные из ткани листья разных цветов, “кроны” разных цветов, трава, сугробы, цветы, солнышко, тучки).

Сейчас, каждый из вас будет подходить к столу, брать одну из частей картины, которая соответствует периоду “золотая осень”, и прикреплять ее к странице книги. При этом каждый из вас объяснит свой выбор.

Читайте также:  Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя

1-й ребенок. Я выбрал и пристегнул желтую “крону” дерева, потому что она как -будто золотистая, и напоминает переливающиеся желтые листья на солнце.

2-й ребенок. Я пристегнул к дереву разноцветные листья – желтые, бордовые и зеленый, потому что золотой осенью все литья разных цветов.

3-й ребенок. Я пристегнул травку желтую и зеленую, потому что золотой осенью, трава уже начинает желтеть.

4-й ребенок. Я прикрепил солнышко и тучку. Солнышко, потому что золотой осенью солнышко еще светит ярко, хотя уже и не греет как летом. А тучку, потому что золотой осенью, бывают и пасмурные дни.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.

А теперь объясните мне, что такое листопад.

Дети. Листопад, это когда осенью опадают с деревьев листья.

Логопед. Давайте, изобразим листопад на нашей картинке. Что для этого нужно сделать?

Дети. Отстегнуть листья и положить их в траву.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.

7. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики)

Логопед предлагает детям сделать зарядку для пальчиков.

8. Работа по картинке-загадке “Что ты видишь?” (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи).

Логопед раздает каждому ребенку картинку – загадку с наложенными изображениями листьев.

Логопед. Последняя игра сегодня – картинка-загадка “Что ты видишь?” У каждого из вас на столе есть картинка, на которой спрятались листочки. Вы должны назвать по одному листочку, и обвести его

1 -й р е б е н о к. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение карандашом.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.

При подготовке конспекта использовалась литература:

  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  • Осень лексическая тема – Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны: Лексическая тема: Осень

    Лексическая тема Осень [рекомендации для родителей]

    Черникова Нина Геннадиевна, учитель-логопед

    Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень» можно разместить в группе в уголке для родителей.

    1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

    — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

    2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

    • Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

    • Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

    3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

    — Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают. — Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.

    4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

    Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.

    5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

    6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

    7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

    — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

    8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

    Птицы улетают, Собралися в стаи. Листья улетают, Ветер их уносит. Все это бывает, Если с нами… (осень).

    9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки золотой,

    Осенние поделки в детский сад: идеи

    Обогащаться знаниями об осенних поделках в детский сад, идеями

    , мастер-классами можно и впрок. Тематика подобных изделий не ограничивается сугубо природными материалами. Не зря это время года считается самым красивым, самым поэтичным, несмотря на холод, дождик и хандру. Умение замечать эту красоту присуще нашим детям, от того и их рисунки, и аппликации, и прочие работы наполнены ощущением праздника, очарования этой поры.

    Надо сказать, что большие композиции с множеством элементов всегда благосклонно принимаются любой, даже самой строгой комиссией. Да и малышам очень нравятся такие композиции, ведь делая их, можно придумать целую сказку, в которой участвует несколько персонажей, каждый со своим характером и со своей историей. В такой работе можно соединить несколько техник, которыми уже владеет ребенок: сделать деревья с использованием прутиков, листочков и цветной бумаги, спичечный мост, пластилинового лебедя, медвежонка из скрученного джутового шпагата и черепаху — декорированный морской камешек.

    Лучшие осенние поделки в детский сад

    Представляем вашему вниманию еще одну работу, входящую в число лучших осенних поделок в детский сад

    . Паучок, сидящий на своей паутине, уже готовится в свое путешествие во время бабьего лета.

    Изготовить основу для паутины можно из тонких прутиков или из жесткой проволоки. Ветки будут и более дешевым, и более удобным в работе материалом. Восемь элементов соединяются между собой в центре, для этого можете использовать английские булавки, которые втыкаете в срезы веток. Дополнительно фиксируем место крепления проволокой или суровыми нитками. Они же понадобятся нам для сооружения полотна паутины — закручиваем ее по часовой стрелке, фиксируя узелками, чтобы нитки не сползали к центру. К готовой паутине с помощью клея ПВА приклейте небольшие листики, желтые, красные, предварительно высушенные по всем правилам . В середину приклеиваем самый нарядный лист, он будет домом для паучка. Его можно сделать, закрутив черные шерстяные нитки вокруг проволоки, приклеить бумажные глаза или раскрасить с помощью красок.

    Для аппликаций можно выбрать самые разные материалы, в том числе и разнообразные крупы. Это нарядное дерево сделано с помощью фасоли, кукурузы, гороха- материалов, которые у бабушки в деревне или в любом продуктовом магазине вы раздобудете без труда. Для дополнительного декора будем использовать макароны-колесики. На лист плотного картона темного цвета наклеиваем бечевку по контуру ствола нашего будущего дерева. Чтобы ствол был более крупным, бечевку заплетаем косой, а потом концы ее расходятся вверх как ветви. Приклеивая каждый элемент на клей, заполняем фасолью всю намеченную «крону», перемежая ее макаронами. Низ, землю, из которой растет дерево, декорируем горохом. Так как он достаточно мелкий. То приклеивать его по одному просто не имеет смысла. Нанесите клей слоем и насыпьте горох, распределите в один слой. Через время просто стряхните с листа все лишнее, что не приклеилось.

    Дерево в нарядном убранстве можно сделать и с помощью цветной бумаги. Его смогут легко сделать малыши, которые уже умеют управляться с ножницами. На коричневой бумаги вырезается ствол с ветками, наклеивается на лист плотного картона. На поверхности цветной бумаги вырезаете облачка разных размеров, они должны быть синими и голубыми для облака, а также зеленые, желтые и оранжевые для дерева. Наклеивать их следует немного внахлест, чтобы создавалось впечатление цельной кроны, причем наносить клей только на середину облачка. Тогда крона будет не только разноцветной, но еще и объемной, слегка приподниматься над плоскостью листа. Солнышко и облака можете приклеить с помощью квадратиков двухстороннего скотча. Низ украшаете по своему вкусу — зеленая трава, вырезанная зигзагом, цветочки, опавшие листочки, сделанные из нарезанных небольших квадратиков. Для готовой работы изготовьте небольшую рамочку и обязательно подпишите.

    Осенние поделки в детский сад — как сделать?

    На основе желтых листьев можно придумать целую кучу осенних поделок в детский сад. Как сделать

    самые простые мы и попробуем научиться.

    Сами листья, такие красивые, когда мы их собираем в парке или лесу, в доме могут очень быстро высохнуть и прийти в негодность. Чтобы этого избежать, материал следует подготовить к работе. Листочки необходимо подсушить между газетными листами, оставив их там, под прессом на 10 часов как минимум. Если работать хочется начать побыстрее, то можно прогладить листы через ткань теплым (не горячим) утюгом, а затем подсушить.

    Для любой аппликации вам нужно наметить контур будущего рисунка, перед поклейкой приблизительно понять, где какие будут находиться. Можете применить книжные или журнальные шаблоны, а можете попробовать придумать сюжет или фигурку самостоятельно. Ведь могут стать отличным «тренажером» фантазии и художественного видения.

    А такую работу можно и не представлять на конкурс, однако без нее не должна обходиться ни одна прогулка в парке с юной принцессой. Сделать из листьев настоящий венок или даже корону можно легко или прямо на месте, или уже дома. Во втором случае листы можно не плести за хвостики, а наклеить на готовый ободок из бумаги, который затем надевается на голову.

    Домашнее задание по лексической теме: “Осень”

    Лексика

    Словарь ребёнка должен включать слова: время года, осень, сезон, урожай, грибы (3-4 названия), листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь; жёлтый, золотой, красный, багряный, жёлто – коричневый; ветер – пронзительный, холодный; птицы – перелётные; лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать) Вспомни и расскажи, что происходит осенью в природе с погодой растениями листьями насекомыми птицами

    Грамматический строй речи

    1. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)

    Что делает? (дует)
    ВЕТЕРЧто сделает? (подует)
    Что делал? (дул)

    (дождь льет, небо темнеет, листья желтеют, птицы улетают, трава вянет)

    2. «Один – много» (словоизменение) Ветер дует, а ветры дуют Птица улетает, а … Лист желтеет, а … Дождь моросит, а … Цветок увядает, а … Холод наступает, а … Лист падает, а …. Урожай созревает, а …

    3. «Большой – маленький» (словообразование) Лист – листочек. (гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

    4. «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных) День с солнцем – солнечный день. День с дождём – … Лист берёзы – … Ствол ели- …. Голоса птиц – … Небо без облаков- …. День с ветром- …

    Читайте также:  Конспект НОД: Части тела - мои помощники

    5. «Составь предложение» (работа с деформированными предложениями) Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает. Желтеют, на, листья, деревья.

    Связная речь

    Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении; перескажи:

    Прошло лето и наступила …

    Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю… Моросит…

    вядает… На юг… Люди собирают… Скоро наступит …

    Также домашнее задание по лексической теме:

    Осенние поделки из шишек в детский сад

    Шишки являются природным материалом, из которого можно сделать много интересных поделок.

    Можете соединить несколько шишек, например. Сделать это можно несколькими способами: используя нитки, проволоку или резинку; используя клей или просто надев шишки на палочку.

    К шишкам можно прикрепить множество других природных материалов, например разные ветки, желуди и зерна.

    Если шишка твердая, ее можно замочить в воде и через пару дней они станут мягкими, что позволит вам легче их резать и прокалывать (шилом или гвоздем).

    Раскрытые шишки можно использовать для изготовления туловища верблюда или индюка, а закрытые — для конечностей (ног, рук). * Для начала можно смастерить птичку — это возможно самая простая поделка из шишек.

    * Немного сложнее будет поделка «верблюд», «олень» или «лебедь». Вам понадобится сделать шею — используйте шапочки желудей, которые стоит нанизывать на согнутую проволоку. Голова состоит из желудя.

    * Также попробуйте сделать с детьми лесовичка. Он делается с помощью зеленых и спелых шишек. Для крепления рук и ног используйте проволоку.

    Голову лесовика прикрепите к туловищу с помощью клея.

    Используйте хвоинки, чтобы сделать усы, а для создания глаз используйте чешуйки от шишки.

    ЛОГОПЕД.РУ: Материалы к лексической теме «Осень».

    Материалы к лексической теме “Осень”.

    Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

    Дети должны знать.

    Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлёт, урожай, сад, деревья, кусты, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

    Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

    Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

    *подчеркнутые слова для детей подготовительной группы.

    Дети должны уметь.
    Подбирать признаки.

    Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная… Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный… Деревья(какие?), Погода(какая?), Небо(какое?)…

    Подбирать действия.

    Осень – приходит, наступает, наводит грусть… Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает… Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

    Подбирать предметы к признакам.

    Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес… Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость… Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье… Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

    Вместе с ребенком.
    Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.
    • После какого времени года наступает осень?
    • Назовите осенние месяцы.
    • Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
    • Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
    • Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
    • Какие праздники отмечают осенью?
    Прочтите ребёнку стихи об осени.

    А.С.Пушкин, «унылая пора! Очей очарованье…». «уж небо осенью дышало…». Ф.И.Тютчев, «есть в осени первоначальной…». А.Н.Плещеев, «осень наступила, высохли цветы…». А.А.Фет, «осыпал лес свои вершины…». А.К.Толстой, «осень! Обсыпается весь наш бедный сад…».

    Отгадайте загадки об осени.

    Пусты поля, мокнет земля Дождь поливает. Когда это бывает?

    Краса по лесу гуляет И деревья раздевает.

    Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Днём и ночью дождик льёт Грязь и лужи у ворот.

    Скачать архив с материалами к лексической теме “Осень” в формате Word(1,3Mb).

    Желаем успехов!

    Поделки из шишек

    Шишки – второй по популярности природный материал в осеннее время. Из шишек получаются эффектные корзины и вазы, которые можно заполнить осенними дарами природы: яблоками, виноградом, грибами, веточками с рябиной, шиповником, облепихой. Для изготовления вазы понадобятся проволока, леска, плоскогубцы.

    А посмотрите, какие очаровательные получаются из шишек цветы, если их покрасить! Признайтесь, вы не сразу догадались, что это шишки?

    Ну и куда же в детском саду без разнообразных шишечных зверушек и птиц.

    Какую поделку сделать в детский сад: «Яблоко»

    Из цветной бумаги можно сделать невероятное количество ярких поделок вместе с детьми. Одна из них — объемная поделка «яблоко».

    Эту простую работу дети будут делать с большим интересом.

    Для нее вам понадобится: цветная бумага, клей, картон (цветной картон).

    Приготовьте шаблон и вырежьте по нему определенное количество деталей.

    Начните склеивать все детали.

    Заготовку приклейте на какой-нибудь стержень (палочку для мороженого).

    Сделайте хвостик, вырезав дополнительную деталь из бумаги.

    лексическая тема ОСЕНЬ

    осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,

    ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,

    ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

    наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),

    пожухнуть, расписать, хмуриться

    (небо), облетать, накрапывать.

    жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный,

    мокрый, хмурый, осенний,

    унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий .

    мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

    Разбросала осень листья,

    Разукрасила их кистью.

    Мы в осенний парк пойдём,

    В букеты листья соберём.

    Лист кленовый, лист с осинки,

    Лист дубовый, лист рябинки,

    Рыжий тополиный лист

    На дорожку спрыгнул вниз.

    (Делают волнообразные движения ладонями.)

    (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

    («Шагают» пальцами обеих рук.)

    (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

    (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

    одновременно на каждый

    (Звонко хлопают в ладони.)

    Меж еловых мягких лап

    Где сучок давно засох —

    Серый мох, мох, мох.

    Где листок к листку прилип,

    (Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

    (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

    (Постукивают ребрам ладони по коленям.)

    («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)

    (Сводят руки над головой.)

    Координация речи с движением « Леса – чудеса »

    Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение,

    закреплять в речи названия деревьев.

    С умным медведем.

    Я, и ты, и медведь

    Про ель, про берёзу,

    Про дуб, про сосну,

    Про солнце и звёзды

    Про дуб, про сосну,

    Про берёзу и ель,

    Про солнце и дождик

    (Идут по кругу, держась за

    (Усаживаются на колени

    дый палец с большим

    (То же на левой руке.)

    Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

    — Солнце, солнце, Ты откуда?

    — Я из тучки золотой.

    — Дождик, дождик, Ты откуда?

    — Я из тучи грозовой.

    — Я из дальней стороны.

    Сизовой, Т. Шуйской

    Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

    Погости недель восемь:

    С обильными хлебами,

    С первыми снегами,

    С листопадом и дождём,

    С перелётным журавлём.

    Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

    Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

    строй речи (образование относительных прилагательных от существительных ).

    Игра « Четвёртый лишний »

    Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

    сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

    Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из

    которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

    Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках

    изображена осень. И т. п.

    Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

    относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

    Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.

    Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

    Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

    Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

    За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

    Повторение названий осенних месяцев

    Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

    Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».

    Проводит беседу по стихотворению,

    разучивает его с детьми.

    На тёплый юг летит журавль,

    Позолотил листву сентябрь,

    Сорвал листву с ветвей октябрь,

    Укрыл листву снежком ноябрь.

    Вопросы и задания:

    – Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

    – Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

    – Перечислите осенние месяцы по порядку.

    Игра «Какое слово не подходит?»

    Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

    После этого дети должны назвать,

    какое слово лишнее и почему.

    осень, осенний, сено;

    листья, лиса, листопад, лиственный;

    ветер, ветреный, веретено.

    Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

    Игра «Поймай и раздели»

    Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.

    Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося

    название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово

    по слогам и называет количество слогов в слове.

    Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

    Игра «Назови первый звук»

    Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

    выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

    Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

    Игра «Сколько звуков?»

    Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

    учить определять количество и последовательность звуков в слове.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

    • назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

    • назвать звук перед или после заданного;

    • назвать звук между заданными.

    Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

    Игра «О чём плачет тучка?»

    Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

    Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,

    на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

    Материалы для чтения и заучивания наизусть

    Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

    В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.

    Утешает осень: «Не жалейте лета.

    Посмотрите — роща золотом одета».

    Наша осень правда золотая,

    Как её иначе назову?

    Листья, помаленьку облетая,

    Устилают золотом траву.

    Солнышко то спрячется за тучей,

    То раскинет жёлтые лучи.

    И сидит поджаристый, пахучий,

    С золотистой коркой хлеб в печи.

    Яблоки, скуластые, крутые,

    То и дело шлёпаются вниз,

    И зерна потоки золотые

    Из колхоза морем разлились.

    Листву рассыпает метель золотая,

    Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

    Над лавочкой старой лист клёна кружится

    И медленно мне на ладошку ложится.

    Такой разноцветный, нарядный, весёлый —

    Чудесно, что клёны растут возле школы!

    Осенние клёны — цветов хороводы,

    И жёлтый, и красный среди непогоды.

    Найду я зелёного капельку цвета

    Как отблеск последний ушедшего лета.

    Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию

    Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

    Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

    Листья падают с осин,

    Мчится в небе острый клин.

    И воды не всколыхнул.

    Опустел колхозный сад,

    Паутинки вдаль летят,

    И на южный край земли

    Распахнулись двери школ.

    Что за месяц к нам пришел?

    Все мрачней лицо природы:

    Молкнут птичьи голоса,

    Мишка в спячку завалился.

    Что за месяц к нам явился?

    Он идет, а мы бежим,

    Он догонит все равно!

    В дом укрыться мы спешим,

    Будет к нам стучать в окно,

    И по крыше тук да тук!

    Нет, не впустим, милый друг!

    Тексты для пересказа

    Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.

    раздавался голосок кукушонка.

    Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

    хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

    – Какое время года наступило после лета?

    – Какие приметы осени описываются в рассказе ?

    – Чей голосок раздавался из дупла липы?

    – Почему кукушонок остался один?

    – Как жилось кукушонку в дупле?

    Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

    По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

    дружке тонконогие опёнки.

    В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи.

    В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.

    По И. Соколову-Микитову

    – О каком времени года говорится в рассказе?

    – Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

    – Какие птицы улетели первыми?

    – Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

    Текст для пересказа

    Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

    на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

    Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

    это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не

    оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,

    а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

    – О каком времени года рассказ?

    – Кто вышел из густых ёлок?

    – Почему заяц прислушался?

    – Правильно ли заяц осторожничает ?


    Комментариев пока нет

    Прокомментируйте!

    Выскажите Ваше мнение:


    Вакансии для учителей

    Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

    Логопедическая характеристика

    (ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).

    Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.

    Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.

    Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.

    Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.

    Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

    Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.

    Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

    Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.

    Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З] и их мягкие пары. Однако в речи они иногда искажаются.

    Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.

    Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

    Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

    Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).

    Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.

    Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.

    У ребенка энурез.

    Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

    Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня

    К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

    Сафарбекова Татьяна Казимовна,
    учитель-логопед

    Логопедическое представление (характеристика в ПМПК).

    Ф.И.ребенка:_Костя Т. 8 лет.

    возраст: 8 лет Школа: __________Класс: . Обучается с 1 сентября 2017г.

    Краткий анамнез раннего речевого развития: со слов мамы имело место более позднее начало речи. Речевое развитие протекало неравномерно, волнообразно, на фоне недостаточной речевой активности с преобладающим отставанием экспрессивной речи от импрессивной.

    Речевая среда и социальные условия: В дошкольном периоде ребенок эпизодически посещал индивидуальные логопедические занятия в частном порядке, с минимальной положительной динамикой.

    Общая и мелкая моторика: навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты; объем движений ограничен, переключаемость крайне затрудненная, отмечается застревание на одном движении; движения нескоординированные, слабые, неточные. Имеется общая моторная неловкость.

    Анатомическое строение органов артикуляции: нарушение зубного ряда, зубы вне челюстной дуги. Готическое клиновидное нёбо, боковые края утолщены. Подъязычная связка – без особенностей.

    Артикуляционный моторика: сниженный тонус в покое, сглаженность носогубных складок, при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц.

    Устная речь:

    Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная, интонационно неоформленная. Голос слабый, маломодулированный.

    Понимание речи: сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание обращённой речи. Не всегда понимает инструкции учителя.

    Звукопроизношение: нарушено полиморфно, имеются искажения, замены и смешения (замена [Ц] на [С]; [Ш] на[С]; [Ж] на [З]; [Щ] на [СЬ]; [Ч] на [C]; [j] на [Л]; [Р] на [Л]; [РЬ] на [Ль]– горловые, тотальное оглушение звонких согласных). Следует отметить выраженные трудности в формировании речевых навыков, автоматизации, дифференциации звуков в спонтанной речи.

    Фонематическое восприятие: нарушено.

    Звуковой анализ: недостаточно сформирован, особенно его сложные формы, затрудняется при определении места и последовательности звуков в слове на материале слов из 4-х и более звуков, выполняет задания с опорой на наглядность. Фонематический синтез недостаточен. Фонематические представления недостаточно сформированы, с трудом подбирает слова с заданным звуком на определенном месте.

    Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах как при изолированном произнесении, так и в составе предложений.

    Активный словарь: ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий, категорий состояния. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов и применения способов словообразования. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями.

    Грамматический строй языка: предложение односоставное, простое нераспространенное. Аграмматизм грубый, проявляется как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса.

    Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу или одно слово, причинно-следственные связи не устанавливает, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

    Письменная речь:

    Письмо: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. При списывании механически копирует материал. Нарушена ориентация в тетради. В строке также не ориентируется.

    Чтение: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. Буквы забывает, путает их, звуко-буквенная соотнесенность не сформирована. Смысл прочитанного не понимает , скрытый смысл текста не выделяет.

    Логопедическое заключение: Дисграфия и дислексия на фоне ОНР II –III уровня.

    Рекомендации: консультация врача-оториноларинголога, консультация врача стоматолога-ортодонта с целью коррекции зубно-челюстной системы; консультация дефектолога. Организация единого речевого режима в школе и дома для закрепления полученных речевых навыков вне логопедического кабинета, продолжить систематические индивидуальные и групповые логопедические с целью коррекции имеющихся речевых нарушений.

    Вас может заинтересовать:

    Образец логопедического заключения

    Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

    Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

    С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

    Направляется: на консультацию к психиатру.

    Выявлено:

    речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

    темп речи – нормальный;

    голос – нормальный;

    подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

    выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

    подъязычная связка – норма;

    саливация – умеренная;

    мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

    произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

    фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

    слоговая структура — воспроизводит правильно;

    словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

    грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

    связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

    На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

    Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

    Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

    «30» сентября 2015 г.

    Заведующая МБДОУ № _____________

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

    С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

    Направляется: на ПМПК.

    Выявлено:

    речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

    темп речи – нормальный;

    голос – нормальный;

    подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

    выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

    подъязычная связка – норма;

    саливация – умеренная;

    мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

    произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

    фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

    слоговая структура — не нарушена;

    словарный запас – соответствует возрастной норме;

    грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

    связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

    На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

    Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

    Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

    Ссылка на основную публикацию