Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны

Материалы по лексическим темам

пятница, 3 января 2014 г.

Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп

Лексическая тема “Осень”
Автор: Арефьева Л.Н.

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
“Осень”

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Читайте также:  Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Постановка сонорного звука Р

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

Лексическая тема «Осень» [рекомендации для родителей]
статья (младшая группа) на тему

в помощь родителям для закрепления темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_dlya_roditeley_2.odt30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Осень» [рекомендации для родителей]

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

— Какое сейчас время года?
— Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо?
— Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью?
— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях?
— Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью?
— Поздней осенью деревья голые.
— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
— Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
— Что произойдет с травой поздней осенью?
— Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
— Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
— Что происходит с насекомыми поздней осенью?
— Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь?
— Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,

Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот последний лист с осинки,Ветер бросил на тропинку. . Нищева)

Рекомендации родителям по усвоению лексической темы «Осень»

Светлана Мосина
Рекомендации родителям по усвоению лексической темы «Осень»

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО УСВОЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

1. Расскажите ребенку о том, какое время года наступило.

2. Обратите внимание на осенние изменения в природе: день становится короче, а ночь длиннее, похолодало, дует ветер, идет дождь, листья желтеют и опадают, насекомые прячутся в землю и под кору деревьев, птицы улетают в теплые края.

3. Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, как одеты люди осенью. Объясните, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.

4. Поиграйте в игру «Большой-маленький» (учимся образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): гриб-грибок, лист- листок, дождь- дождик, туча-тучка, ветер-ветерок и т. п.

5. Поиграйте в игру “Укрась слово” (упражнение в подборе имен прилагательных к существительному). Дождь какой? мокрый, холодный, мелкий, осенний. Небо какое? Серое, хмурое, низкое, мрачное и т. д.

Конспект занятия «Звук [н] и буква н» в рамках изучения лексической темы «Дикие животные» Грамматическая тема: Звук и буква Н Лексическая тема: Дикие животные. Цель: Закрепить знание буквы и звука Н ; – Узнавать графический образ.

Игры по закреплению лексической темы «Овощи» Игра «Чудесный мешочек» Цель: Развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих проявлений в условиях активного участия их.

Конспект НОД по рисованию «Домашний кот» в рамках лексической темы «Домашние животные» Конспект НОД по рисованию «Домашний кот» (лексическая тема «Домашние животные») в старшей группе компенсирующей направленности Цель: формировать.

Рекомендации для родителей по закреплению темы «Вода» Проведите с ребенком опыты, эксперименты, игры с водой с целью закрепления знаний о свойствах и признаках воды (вода может быть холодной,.

Логопедическое занятие «Рассказ по картинке» в рамках лексической темы «Лето, цветы, насекомые» Логопедическое занятие «Рассказ по картинке» (лексическая тема «Лето, цветы, насекомые») Цель: развитие связной речи. Задачи: 1. Расширять.

Лэпбук для закрепления лексической темы «Осень» ЛЭПБУК «ОСЕНЬ» 1. Книжка-раскладушка. Осенние загадки. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов» НОД образовательная область «Коммуникация» на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов» Целевые ориентиры: Повторение и обобщение.

Рекомендации для педагогов по выбору темы и оформления результатов проекта Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта). Первый этап. Выбор темы исследования. Необходимо.

Рекомендации родителям для закрепления с детьми лексической темы «Перелетные птицы» Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы «Перелетные птицы» 1. Побеседовать о птицах: – выучить с ребёнком названия.

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды» Уважаемы родители! На этой неделе образовательный процесс в нашей группе состоится по теме «Лес. Грибы. Ягоды.». На этой неделе наши занятия.

Рекомендации родителям для занятий с детьми с ОНР дома по лексической теме «Осень»

нина захарова
Рекомендации родителям для занятий с детьми с ОНР дома по лексической теме «Осень»

Рекомендации для родителей по теме «Осень»

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень.

Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу. — Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.

— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

— Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев.

Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».

Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.

Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

Для вас, родители! Рекомендуемые упражнения для занятий с детьми дома по теме «Осень» Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует холодный ветер, часто идет дождь). Какие сезонные изменения.

Рекомендации родителям по лексической теме «Деревья и кустарники осенью» Лексическая тема: Деревья и кустарники осенью Родителям рекомендуется: 1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев». 2. Назови дерево.

Рекомендации родителям по лексической теме «Фрукты. Сад» Лексическая тема: Фрукты. Сад. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты, ягоды. • повторить обобщающие слова.

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы и лесные ягоды» Лексическая тема: Лес. Грибы и лесные ягоды. Родителям рекомендуется: 1. Рассмотреть с ребёнком иллюстрации грибов. • Побеседуйте о том,.

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Осень» Продолжается прекрасное время года – Осень! Наши специалисты и воспитатели в увлекательной форме знакомят детей старшего дошкольного.

Рекомендации родителям по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах Родителям рекомендуется: 1. Повторите с ребенком названия овощей, расскажите.

Рекомендации родителям по лексической теме «Транспорт» Вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный,.

Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы» Лексическая тема: Зимующие птицы. Родителям рекомендуется: 1. Понаблюдайте с ребёнком за птицами, которые встречаются зимой. – Рассмотрите.

Рекомендации родителям по теме «Осень» (по программе «От рождения до школы») Уважаемые родители!В период с 12.09.16 по 30.09.16 тема наших занятий “Осень”. Цель темы: формировать элементарные представления об осени.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: – Какое сейчас время года? – Назови осенние месяцы. – Какая погода на.

Лексическая тема Осень (рекомендации для родителей)

Лексическая тема «Осень»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; прилагательных:ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие; глаголов:летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

Игры и упражнения

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

Дождь — дождик, дождичек солнце — солнышко

лужа — лужица дерево — деревце

ветер — ветерок лист — листок, листик, листочек

туча — тучка лес — лесок

сад — садик птица — птичка

«Один — много» (детям от 5 лет)
Месяц — месяцев дерево — деревьев

дождь — дождей фрукт — фруктов

лужа — луж овощ — овощей

урожай — урожаев листья — листьев

сад — садов птица — птиц

огород — огородов слякоть — слякоти

зонт — зонтов лес — лесов

«Один — много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья

плывет темная туча — плывут темные тучи

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди

дует сильный ветер — дуют сильные ветры

висит теплая куртка — висят теплые куртки

летит птичья стая — летят птичьи стаи

«Скажи со словом “осенний”» (детям от 4 лет)

Небо (какое?) — осеннее

ветер (какой?) — осенний

аллея (какая?) — осенняя

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

«Назови, какая погода?» (детям от 4 лет)

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая

дует ветер — ветреная

если на улице холодно, какая погода? — холодная

если пасмурно — пасмурная

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Осень ранняя — осень поздняя

день веселый — день грустный

день солнечный — день пасмурный

облако белое — туча черная

холодная погода — жаркая погода

хорошая погода — плохая погода

«Я начну, а ты закончи» (детям от 5 лет)

Люди осенью одеты, (во что?) –

школьники идут с портфелями (куда?) —

листья на деревьях стали (какими?) —

цветы на клумбах (что сделали?) —

птицы улетают (куда?) —

звери делают на зиму (что?) —

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —

«Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Весна прошла, и наступила осень.

Подули тёплые ветры, зацвели цветы, на деревьях распустились листочки.

Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки.

С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Координация речи с движением

“Листья”

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья под ноги тихо ложатся Приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся

“Дождик”

К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! – Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри. ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты, Руки вверх, потряхивание кистями

Стали мокрыми цветы. Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый серый воробей Встали, руки вдоль тела,

Сушит перышки скорей. потряхивание кистями

Пальчиковая гимнастика

Тексты к пальчиковой гимнастике надо учить, движения ребенок выполняет под ритм собственной речи.

Осень

Если листья пожелтели, Сжимать – разжимать кисти рук

Дождь холодный моросит, Совершать легкие колебательные

Птицы к югу полетели, Ладони повернуть к себе, большие пальцы

выпрямить и переплести «птичка»,

остальными пальцами совершать

Значит, осень к нам спешит. Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.

    Валерия Грекова 3 лет назад Просмотров:

1 Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе.

2 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: Какое сейчас время года? Сейчас осень. Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов «на улице». На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. 2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются. Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц. 3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы организуйте беседу. Какое сегодня небо? Небо чистое и голубое. А каким чаще бывает небо поздней осенью? Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. Какие листья ты видишь на деревьях? Листья красные, желтые, оранжевые. А какими бывают деревья поздней осенью?

3 Поздней осенью деревья голые. Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. Что произойдет с травой поздней осенью? Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. Что происходит с насекомыми поздней осенью? Поздней осенью насекомые исчезают. Посмотри на небо. Кого ты видишь? Перелетные птицы летят в теплые края. 4. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, багряные листья рябины. Обратите внимание ребенка на то, что березовые листья осенью бывают только желтого цвета, как и дубовые, а листья клена могут быть оранжевого, красного, бордового, желтого. 5. Поразмышляйте вместе с ребенком о причинах отлета некоторых птиц в теплые края. (Решающим фактором для перелета пернатых является недостаток пищи. Многие птицы питаются насекомыми. Во время холодов все насекомые исчезают. Большинство из них просто умирают, а некоторые прячутся в теплые и укромные места. Аисты, питающиеся жабами и маленькими рыбками, не могут добывать их из под корки льда, покрывающей водоемы с наступлением холодов. Даже мыши являющиеся любимым рационом некоторых мелких пернатых хищников, прячутся во время холодов глубоко под землей. Многим птицам становится практически невозможно добывать себе пропитание. Вот почему птицы улетают в теплые края, где проблем с поисками пищи у них не возникает). Вспомните с ребенком названия перелетных птиц. 6. Обратите внимание ребенка на то, что осенью особенно пахнет

4 воздух – жженой травой и листьями, насыщен ароматом опавшей листвы, пахнет дождями и сырой землей, и желудями, а еще яблоками, грибами, первым морозцем. 7. Выучите с ребенком названия месяцев осени. Познакомьте с изменениями, происходящими в природе в каждый осенний месяц на основе наблюдений. СЕНТЯБРЬ День и ночь становятся одинаковыми по продолжительности. Иногда моросит дождик. На землю порой опускается туман. В школах начинаются занятия. На полях и огородах собирают урожай овощей картофеля, капусты, моркови. В садах идет сбор урожая фруктов яблок, груш. На деревьях желтеет листва. Начинается листопад. ОКТЯБРЬ (капризный) Дни становятся короче, а ночи длиннее. В октябре то ярко светит солнышко, то идет дождь (погода то смеётся, то плачет). На деревьях остается совсем мало листьев. Улетают почти все перелётные птицы, а оставшиеся не поют больше песен. Многие дикие звери заканчивают свои приготовления к зиме: утепляют норки листьями и травой, делают кладовки с запасами на зиму. Почти все рыбы, за исключением некоторых хищных, забираются в глубокие ямы на дне водоёмов и засыпают до весны. Зайцы и белки меняют цвет меха. Люди одевают демисезонную одежду.

5 НОЯБРЬ Дни становятся все короче, а ночи длиннее. В ноябре небо серое и холодное, оно часто закрыто тяжёлыми тучами, солнышко редко проглядывает через них. Лужи подмерзают и покрываются тонким льдом. В ноябре может выпасть снег. Все деревья стоят голые. Ежи спят в своих теплых зимовках, свернувшись в клубочки и зарывшись в листву. Косолапый медведь еще не спит, он ждет первых снегопадов, бродит по лесу. Дуют холодные ветры. Люди начинают одевать теплую зимнюю одежду. Материал подготовлен тифлопедагогом Семёновой Ю.Б.

Читайте также:  Презентация: Чистоговорки на автоматизацию звука (Л) в слогах и словах
Ссылка на основную публикацию