Лексическая тема недели: “Одежда, обувь, головные уборы”
консультация (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемой теме), формирования грамматического строя речи, развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема недели в подготовительной логопедической группе
«Одежда, обувь, головные уборы»
Тема недели: «Одежда, обувь, головные уборы»
Предметный словарь: одежда, пальто, куртка, плащ, платье, юбка, блузка, кофта, свитер, рубашка, шорты, брюки, костюм, фартук, сарафан, колготки, носки, гольфы, платок, косынка, шапка, шляпа, пояс, ремень, варежка-варежки, перчатка- перчатки, рукав, манжет, пояс, воротник, карман, пуговица, петля, крючок, кнопка, молния, резинка, швея, портниха, иголка, нитки, наперсток, халат, туфли, чешки, сандалии, калоши, тапочки, кеды, кроссовки, каблук, пряжка, язычок, шнурки, носок, пятка, подошва, голенище, швейная машина, сапожник, шляпа, кепка, косынка, шапка, поля, козырек.
Глагольный словарь: одевать, надевать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, класть, чистить, стирать, гладить, расстегивать, застегивать, одеваться, раздеваться, шить, вышивать, вязать, обуть, обуваться, разуваться, завязывать, развязывать, просушивать, ухаживать, чистить.
Словарь признаков: женская, мужская, детская, спортивная, осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, короткий, длинный, новый, старый, чистый, грязный, мятый, глаженый, удобный, неудобный, красивый, нарядный, левый, правый, легкие, тяжелые, летняя, зимняя, кожаная, демисезонная.
Словарь наречий: быстро, медленно, красиво, удобно, неудобно, чисто, правильно, неправильно.
- Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года;
- Обратить внимание на изменения погоды (стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, дождь, может быть метель);
- Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.
- Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;
- Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;
- В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.
Составить описательный рассказ
об одежде, обуви по плану:
- Что это?
- Чья эта одежда? (детская, женская, мужская)
- Какого цвета?
- Назвать части этой одежды (обуви)?
Поиграйте вместе с детьми
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(подбор слов – антонимов).
Длинный рукав – короткий рукав;
Узкая юбка – широкая юбка;
Короткое платье – длинное платье;
Белый костюм – черный костюм;
Грязные носки – чистые носки;
Большой карман – маленький карман
- Дидактическая игра «Подбери признак»
(подобрать как можно больше признаков к существительному)
Куртка (какая?) – красная, теплая, осенняя…
Шапка (какая?) – теплая, мягкая, пушистая, коричневая…
Сапоги (какие?) – резиновые, зеленые, зимние, теплые…
- Дидактическая игра «Подбери слова»
Что вяжут? – шапку, варежки, …
Что шьют? – пальто, платье, …
Что надевают? – пальто, свитер, …
Что обувают? – сапоги, валенки, …
Что завязывают? – шнурки, платок, …
Что штопают? – носки, чулки, …
Посчитаем в первый раз, ( попеременные хлопки
Сколько обуви у нас. ладонями и удары кулачками
Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви
Для Наташки и Сережки, загибают по одному пальчику,
Да еще ботинки начиная с большого)
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Застегиваем молнию на куртке»
И.п.: о. с. 1 – правой рукой застегиваем куртку, вдох; 2 – на выдохе произнести «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3 – 4 раза.
Выложить фигурки из спичек по образцу:
Отгадать загадку- добавлялку:
Я рубашку сшила мишке
И сошью ему…(штанишки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: “Осенние одежда, обувь, головные уборы”.Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе.
Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях.
Подборка лексического материала по темам “Одежда, обувь, головные уборы” поможет педагогам быстро и грамотно подготовить конспект, сценарий, проект по указанной теме.
Дата 28.11.2016-02.12.2016г. Тема недели: «Если ветер сильно дует, если слякоть или дождь….» Цель: Знакомство детей с видами одежды, с материалами из которых они сде.
Все о зимней одежде.
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная группаТема НОД: «Декоративное рисовани.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”
Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.
Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»
платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …
шуба из меха – … сарафан из ситца — …
перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.
– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
– Пальто из драпа (какое?) – драповое.
– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один – много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
– О чём можно сказать два?
– Два платья, два пальто, два плаща…
– О чём можно сказать две?
– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):
рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;
Упражнение «Скажи ласково»
Шуба – шубка пальто – куртка –
Пиджак – блуза – рубашка –
Футболка – майка – брюки –
Шорты – костюм – юбка –
Платье – носки – колготки –
перчатки – варежки – шарф –
комбинезон – рукав – карман –
Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,
– У мамы платье, а у Тани … платьице.
– У мамы кофта, а у Тани … .
– У мамы брюки, а у Тани … .
– У мамы куртка, а у Тани …
«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)
Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;
один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….
Упражнения для развития навыков звукового анализа
Упражнение “Назови первый звук в слове”
Упражнение “Какой звук в слове последний?”
Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)
Подвижные игры
Платье
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.
Пальчиковая гимнастика для детей средних групп
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной
Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Пальчиковая гимнастика для детей старших групп
Гномики-прачки
Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,
Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.
Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.
Их стирать мы тоже будем.
Загадки про одежду
Вы внимательны, как прежде,
И загадки про одежду
Сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом –
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте –
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Колготки, брюки)
По рубашке бежит –
На груди лежит. (Галстук)
Что сейчас наденем смело,
Чтоб горло не болело? (Шарф)
Чтобы ушки не замерзли,
Голова в тепле была,
Натянуть ее нам нужно
До затылка и до лба? (Шапка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Стихотворения для автоматизации в речи звуков
Пижама ( звуки Ж, Л)
Мама мне купила.
А на ней жирафы,
Ежи и крокодилы.
Жирафы шею тянут —
Вот-вот листок достанут.
Будут листики жевать —
Как же мне в пижаме спать?
Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)
Брюки из вельвета
Есть карманы, поясок,
Сверху модный ремешок.
Ой, как Петя извозился —
Два часа в песке трудился!
О вельветовые брюки
Часто вытирал он руки.
Юбка (звуки С, Ш, Ж)
Катя шепчет: — Наряжусь
И в новой юбке покружусь.
Платье (звуки Л, Р)
Платьице у Кати —
Есть на новом платье
Бантики и рюшки.
Ахнут все подружки.
Не бывает лучше.
Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души —
Так рубашки хороши.
Мама, бабушка, смотрите:
Подарил мне папа свитер,
Чтоб носить его всегда
И не мерзнуть в холода.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.
Куртка — теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»
Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы»
Екатерина Сладкова
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы»
Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.
Задачи: – формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»; – расширять и активизировать словарь по данной теме; – упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку; – упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; – упражнять в практическом усвоении пpиставoчных глаголов. – развивать умение согласовывать слова в предложении; – развивать умение подбирать прилагательные к существительным; – развивать умение классифицировать предметы одежды и обуви по различным признакам; – развивать умение согласовывать числительные с существительными; – развивать внимание, логическое мышление; – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; – воспитывать бережное отношение к своим вещам; – воспитывать желание помогать; – воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать дружно.
Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов, мяч, магнитная доска.
Ход занятия
– Ребята, сегодня мне на почту пришло письмо, давайте его откроем и посмотрим что там.
Вскрываем письмо, а там загадки.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно отселился. (варежки)
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты?
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди – кармашки.
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
Ношу на голове поля,
Но это – вовсе не земля.
На голове сидит верхом,
С большим, иль малым козырьком.
В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет –у нас работа:
Топать – шлепать по болотам.
(резиновые сапоги)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Обувь открытую носят в жару,
Их я надену тотчас поутру.
Из ремешков и подошвы обувка,
Пальчикам нашим – свобода, продувка.
Дети отгадывают загадки.
2. Ведение в тему
– А как, ребята, одним словом можно назвать варежки, шубу и рубашку?Дети: Одежда.
– А как одним словом можно назвать шляпу, кепку, шапку?Дети: Головные уборы.
– А как одним словом мы назовём резиновые сапоги, валенки, сандалии?Дети: обувь
– Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим об одежде, обуви и головных уборах.
3. Основная часть.
– Для начал вспомните, какие вы знаете виды одежды.
Дети: зимняя, летняя, межсезонная; для улицы и для дома; праздничная; нарядная; рабочая; спортивная; служебная; детская и взрослая; мужская и женская и т. д.
– А для чего нам нужна одежда?
Дети: Одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т. д.
1. Игра «Кто знает, пусть продолжает».
Я знаю такую летнюю одежду – платье, сарафан, шорты, майка, футболка, сарафан ….
Я знаю такую летнюю обувь – сандалии, шлёпки, сланцы, кеды….
Я знаю такую мужскую одежду – рубашка, брюки, джинсы, носки, галстук, шорты, футболка…
Я знаю такую зимнюю одежду – шубы, шарф, манишка, рукавицы, пуховик, тёплые штаны…
Я знаю такую зимнюю обувь – валенки, унты, сапоги меховые, ботинки…
Я знаю такую женскую одежду – платье, юбка, колготки, гольфы, блузка, пиджак, кофта….
Я знаю такие зимние головные уборы – ушанка, шапка, пуховый платок…
Я знаю такую детскую одежду – ползунки, распашонка, комбинезон, боди, колготки….
Я знаю такую осеннюю и весеннюю (демисезонную) одежду – куртка, штаны, колготки, перчатки, свитер.
Я знаю такую осеннюю и весеннюю (демисезонную) обувь – сапоги резиновые, ботинки, туфли, кроссовки …
– Ребята, скажите кто шьёт для нас одежду? Швея, портной
– А кто шьёт и ремонтирует обувь? Сапожник
– А кто придумывает (моделирует) одежду, обувь, головные уборы?
– Кто раскраивает будущую одежду для швеи? Закройщик
3. Игра на внимание.
А теперь игра на внимание.
Права ли я буду, если скажу, что домашняя обувь – та, в которой ходят дома?Дети: да.
– Полуботинок – это половина ботинка.Дети: нет. Это просто короткие ботинки.
– Язычки есть не только у деток, но и у кроссовок.Дети: да.
4. Игра «Четвертый лишний»
Брюки, рубашка, пиджак, сапоги.
Шляпа, шапка, носки, кепка.
Валенки, шапка, сандалии, кеды.
Блузка, ботинки, шлёпки, кроссовки.
Шляпа, блузка, юбка, платье.
Шуба, рукавицы, шарф, майка.
Майка, шорты, сарафан, куртка.
Куртка, шорты, штаны, свитер.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю (Дети поглаживают по очереди одной рукой другую,
Я перчатку надеваю как будто надевают перчатку)
Я в неё не попадаю
Сосчитайте – ка, ребятки (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем в слух считать: (Загибаем пальцы на обеих руках,
«Раз, два, три, четыре, пять». начиная с большого)
5. Игра «Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Перчатки папы, чьи перчатки? – папины перчатки
Шуба мамы – мамина шуба
Шаль бабушки – бабушкина шаль
Куртка дедушки – дедушкина куртка
Носки Юли – Юлины носки
Шарф Камиллы – Камиллин шарф
Брюки дяди – дядины брюки
Платье тёти – тётино платье
Рубашка Миши – Мишина рубашка
Шапка Глеба – Глебова шапка
Кеды Кости – Костины кеды
Юбка Регины – Регинина юбка
Сарафан Вики – Викин сарафан
Ботинки Сёмы – Сёмины ботинки
Рукавицы Даши – Дашины рукавицы
6. Игра «Какой, какая, какое?»
Шляпа из соломы – соломенная
Шапка из меха – меховая
Шарф из шерсти – шерстяной
Ботинки из кожи – кожаные
Платье из шелка – шелковое
Сарафан из ситца – ситцевый
Сапоги из резины – резиновые
Перчатки из кожи – кожаные
Рубашка из хлопка – хлопковая
Валенки из войлока – войлочные валенки
7. Игра «Скажи наоборот»
8. Игра «Один – много». С мячом
Пальто, туфля, куртка, сапог, кепка, шапка, сарафан, рукавица, шарф, кроссовок, шляпа и т. д
«Обуваемся»
Я умею обуваться, топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца руки перед грудью
Обуваться научу.
показывают “маленького братца”
Вот они, сапожки, наклон вперед
Этот с правой ножки, попрыгать на правой ноге
Этот с левой ножки. Попрыгать на левой ноге.
9. Игра «Посчитай» с картинками
Ребёнок выходи к доске берёт картинку и считает предметы одежды, головных уборов. А обувь, рукавицы и перчатки парами
Платье, кепка, шапка, юбка, брюки, шорты, платок, шарф, манишка, сарафан, рубашка, майка, трусы, пижама, пиджак, кофта, свитер, панамка, косынка, шляпа, куртка, жилет, ушанка, футболка, штаны.
Одна пара сапог, две пары сапог, пять пар сапог (кеды, туфли, ботинки, валенки, сандалии, шлёпки)
Одна пара перчаток, две пары перчаток, пять пар перчаток (рукавицы)
10. Игра «Придумай новое слово»
К глаголу ШИТЬ придумайте новые слова, добавляя приставки ПРИ, ЗА, ПЕРЕ, ПОД, В, У.
Итог занятия.
– О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии?
Дети: Об одежде, обуви и головных уборах.
– Какая бывает одежда?
Для зимы – зимняя;
Для осени – осенняя;
Аппликация на тему «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» Аппликация на тему: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» в старшей группе ДОУ, «Маленькие дизайнеры». Цель: продолжать закреплять навык работы.
Календарное планирование тематической недели «Обувь, одежда, Головные уборы» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Учить классифицировать. Дифференциация типов одежды по сезонам.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Цель: обобщить понятие.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе по теме «Обувь. Одежда. Головные уборы» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА:”ОБУВЬ. ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ” Цель: 1. Учить детей дифференцировать.
Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе. Цель: систематизация и закрепление знаний.
План-конспект для занятия «Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона» с детьми подготовительной группы Активизация словаря по теме: «Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона». Цели: 1. Словообразование относительных прилагательных (по.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Одежда, обувь, головные уборы» Мир вокруг нас. Цель. Формировать обобщающие понятия «обувь»; уточнить названия и назначение обуви и одежды; учить группировать одежду и.
Тема «Одежда, обувь, головные уборы». Чтение стихотворения Л. Воронковой «Маша-растеряша» с элементами театрализации Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) «Одежда, обувь, головные уборы». Чтение стихотворения.
«Одежда. Обувь. Головные уборы». НОД по аппликации во второй младшей группе «Укрась сапожки» Аппликация «Одежда. Обувь. Головные уборы» (Укрась сапожки) [/h3] Цель: обобщить понятие «одежда». Вызывать желание помочь игрушечному персонажу.
Занятие по развитию речи по лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы». Тема: «Волшебное путешествие в сказку». Программные задачи: 1. Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя, мое»; 2. Продолжать.
лексическая тема ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка, джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки. надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, ухаживать. кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий, длинный, чистый, грязный. На подкладке платьице, Что за шарик катится? Слово вымолвить не Мама так закутала, Что не знаю, Тут ли я! пальцы на обеих руках одновременно на каждое (Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.) (Похлопывают себя по плечам.) (Руки от груди, через середину Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением. Рукав не дошила. Вот и весь Мишутка. Кукушка кукушонку купила капюшон, Как в капюшоне он смешон! Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную — Шапка, шапка, где была? — Что ж ты, шапка, видела? Задремала я нечаянно На коленях у хозяина. — Шапка, шапка, где была? — Что ж ты в цирке видела? — Шапки да пальто, Номерки, зонты и палки — Все, что было в раздевалке. Игра «Правильно ли мы одеваемся?» Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения. Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности. Дети находят ошибку в высказывании. Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту. Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто. Игра « Запомни и назови » Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память. Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки. Воспитатель: Кофта, платье, пальто. Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в Игра «Скажи наоборот» Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам. Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы чистый — грязный длинный — короткий мокрый — сухой толстый — тонкий большой — маленький новый — старый Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды». Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом. Например: воротничок — жёлтым, поясок — синим и т. д. Игра «Кто подберет больше слов?» Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных. Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. — Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. ) — Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.) — Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.) — Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) — Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т . д .) — Что можно « надвинуть » на голову ? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Игра «Кто что делает?» Цели: активизировать словарный запас глаголов. Воспитатель предлагает детям продолжить предложение. Бабушка спицами шарф (что делает?) . Маша на полотенце узор . Мама пуговицу к пальто . Даша новую юбку . Игра «Закончи предложение» Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке». Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке. После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке». Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно надевать брюки. Стал братец надевать на малыша. (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у. (пальто). Старший брат пришил пуговицу к. (пальто). Малыш надел. (пальто). Он теперь доволен своим. (пальто). Но что забыл сказать зайчонок? (Спасибо). Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен Игра «Один — много» Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе). Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч, называют родительный падеж существительного во множественном числе. У меня одна шапка. — У меня много шапок. Игра «Будь внимателен» Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями . Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и разложить по двум коробкам. 1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.). 2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.). Игра «Назови ласково» Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч Игра «На швейной фабрике» Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита, из меха — меховая из шерсти — шерстяная из шелка — шелковая из ситца — ситцевая из кожи — кожаная из джинсы —джинсовая из фланели — фланелевая из драпа — драповая Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает тот, кто нарисовал больше. Игра «Назови первый звук» Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове. Ход игры . Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог. Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта , носки . Игра « Сколько звуков ?» Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове. Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы: • назвать первый, второй, третий и т. д. звуки; • назвать звук перед или после заданного; • назвать звук между заданными. Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки. Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии. Стихи для чтения и заучивания наизусть Для резиновой калоши Настоящая беда, Если день — сухой, хороший, Если высохла вода. Ей всего на свете хуже В чистой комнате стоять: То ли дело шлёпать в луже, Через Текст для пересказа Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков. А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает. Из пособия Успенской Л., Успенского М. Какой спектакль они смотрели? Почему Стёпка не смог найти носки? Куда упал Стёпка? Как Стёпка умывался?
|