Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Домашнее задание тема «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь. Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

Летняя — зимняя. Тёплая — легкая. Глаженая — мятая.

Грязная – – чистая (постиранная). Большая — маленькая.

Старая — новая. Длинные — короткие.

Парадная – – повседневная. Легкие — тяжёлые.

Белая – – чёрная. Модная — обычная.

Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тёти (чьё?) – – тётино. Шорты Вовы (чьи?) —Вовины Футболка Ани (чья?) — Анина.

Платье мамы (чьё?) – – мамино. Рубашка папы (чья?) – папина.

Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) – – дедушкин.

Шапку надеваем на. Носки надеваем на.

Рукавицы надеваем на. Перчатки надеваем на.

Кепку надеваем на.

• Измени по образцу

Юбка из шерсти — шерстяная юбка. Халат из ситца — .

Платье из шелка — . Рубашка из фланели –

Расхвали одежду (подбери как можно больше определений).

Рукавички — новые, красивые, шерстяные, вязаные.

Шапка, косынка, волосы, кепка. Платье, юбка, брюки, сарафан. Шорты, шуба, футболка, сарафан.

Колготки, носки, гольфы, тапки. Тапки, тапки, тапки, шапки. Обувь, обруч, обувь, обувь.

Валенки, сандалии, босоножки, туфли

Ботинки — ботинок. Сапоги — . Валенки — .

• Какое слово самое короткое?

Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки

Чистит, Паша, щеткой, ботинки. Любе, новые, мама, купила, туфли.

В, малыш, шлепает, лужам, по, сапогах

Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

Какую обувь не носят взрослые?

Что лишнее? Объясни почему

Подумай, какая обувь нужна на разную погоду. Соедини стрелочками

Повтори рисунки по клеточкам

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь. Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

Летняя — зимняя. Тёплая — легкая. Глаженая — мятая.

Грязная – – чистая (постиранная). Большая — маленькая.

Старая — новая. Длинные — короткие.

Парадная – – повседневная. Легкие — тяжёлые.

Белая – – чёрная. Модная — обычная.

Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тёти (чьё?) – – тётино. Шорты Вовы (чьи?) — Футболка Ани (чья?) — Анина.

Платье мамы (чьё?) – – мамино. Рубашка папы (чья?) – папина.

Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) – – дедушкин.

Лексическая тема «Одежда, обувь» Предметы

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Лексическая тема «Одежда, обувь»

Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник.

Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.

Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

1. Подбери признаки (не менее трех признаков): платье (какое?) – … сапоги (какие) — …

2. Какой по материалу? платье из шелка – шелковое, пальто из шерсти — … шуба из меха – … сапоги из резины — … сарафан из ситца — … перчатки их кожи — …

3. Нарисуй или приклей картинки с изображением одежды и обуви. рубашка. Назови и покажи части: рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли; обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок

4. Назови ласково: юбка – юбочка рукав – платье – пальто – воротник – сапог

5. Один – много (множественное число). карман – карманы воротник – рубашка – юбка – манжеты – валенок –

6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): платье – нет платья сапог – шуба – манжет – воротник – каблук – сапог – ботинок –

7. Посчитай: Одна рубашка, две…, три…, четыре…, пять… ; одно платье, два…, три…, четыре…, пять… ; один шарф…, два…, три…, четыре…, пять… . Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике. Где продается одежда? В магазине «Одежда». Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик. Где можно починить обувь? В обувной мастерской. Кто чинит обувь? Сапожник.

Тема: Одежда и обувь

Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, обуви и головных уборов, их детали;

кто это изготавливает и из чего.

Словарь ребенка должен включать слова: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее – весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др., надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т.д.

1. «Опиши свою одежду и обувь» (подбор прилагательных к существительным

Кофта (какая?) – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д. (5-6 определений)

(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф)

2. «Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)

У меня шапка, а у куклы – шапочка.

(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, тапки, футболка, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм)

3. «Один – много» (образование множественного числа существительных) РубашкА- рубашкИ

(использовать слова из предыдущего задания)

4. «Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5)

Юбка – одна юбка, три юбки, пять юбок (сапог, шапка, куртка, платье, юбка, ботинок, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, тапок, футболка, носок, валенок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, туфля, рукав, воротник, берет)

5. «Четвертый -лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)

Платье, кукла, шарф, шапка.

Шуба, пальто, санки, штаны

Валенки, лыжи, сапоги, ботинки

Куртка, майка, туфли, юбка.

Кроссовки, носки, чешки, босоножки.

Шляпа, шапка, кепка, шарф.

1. Составление рассказа – описания о предмете одежды и об обуви (опиши свою одежду, обувь, голов. убор)

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Нарисуй девочку или мальчика в зимней и летней одежде.

Лексическая тема «Одежда, обувь»

1.Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки,свитер, кофта, шуба, платье, футболка, майка, шорты,носки и.т.п. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово.

2.Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов.

3.Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, зимой почему тепло одеваются. Какую одежду носят летом, когда на улице тепло.

4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках, в шкафу. Пусть он показывает и называет их.

5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:

Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять осенью.

6. Прочитайте ребёнку народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это сделали, чем закончилась сказка.

1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самостоятельно.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию интонационной стороны речи

2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, пятка, каблук,подошва, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребенком.

3. Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

4. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:

Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.

5. Научите ребенка отвечать на вопросы:

— Что обувают на ноги?

— Какую обувь ты знаешь?

— Какую обувь носят осенью(зимой)? Почему? Какую обувь носят летом?

6.Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка материалы, из которых обувь сделана.

Ботинки из кожи. — кожаные. Сапоги из резины- резиновые

7. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Обувь».

8. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».(Ребёнок закрывает глаза, вы прячете обувь. Чего нет? (нет тапок, ботинок, сапог….)

Дети должны знать:

– названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя), верхняя одежда, нижнее бельё

– знать и называть детали одежды : рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты

– знать и называть обувь и её детали : носок, каблук, задник, подошва, шнурки.

1)Упражнение «Назови ласково»

Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.

2)Упражнение «Чего много?»

Чего много в магазине ? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк, маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.

3)Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»

Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п

4)Упражнение «Какой? Какое? Какая?»

Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной

Платье из шёлка- шёлковое

Шуба из меха- меховая

Куртка из кожи – кожаная

Сапоги из резины- резиновые

Лексическая Тема: Одежда . Обувь. Головные уборы .

1. Вспомнить с ребенком и записать, какие у него есть одежда, обувь и головные уборы.

2.Дай полный ответ на вопросы:

Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? ( Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что………….

Почему летом ты не носишь шубу?

Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?

3. Ответь на вопросы:

Рукавички из шерсти – какие?——————-

4.Игра « Четвертый лишний».

Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.

Кроссовки, панама, ботинки, туфли.

Сапоги, шорты, босоножки, тапки.

Сандалии, шуба, кеды, валенки.

5.Отгадай загадки, нарисуй отгадки. Выучи одну загадку.

Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Цели:

  • Закрепить знание и представление детей об одежде, обуви, головных уборах.
  • Совершенствовать навыки описания фасона одежды; обуви, головных уборов.
  • Учить составлять описательный рассказ по заданным вопросам и по зрительной опоре.
  • Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
  • Продолжить работу по развитию общих речевых навыков.

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Упражнения на расслабление.

  • «Намотать клубочек». Имитировать наматывание нитки на один клу­бочек одной рукой, затем – другой рукой. (Повторить 56раз.)
  • «Размотать клубочек». Имитировать разматывание нитки одной ру­кой, затем – другой рукой. (Повторить 56раз.)
  • «Швейная машина». Сначала одной рукой «крутить» ручку швей­ной машины, затем -другой. (Повторить 34раза.)

3. Дыхательные и голосовые упражнения.

1. Стоя — вдох, присесть — выдох. (Повторить 56раз.)

2. Стоя — вдох, наклониться к одной ноге — выдох. (Повторить 56 раз.)

3. Стоя — вдох, наклониться к другой ноге — выдох. (Повторить 56 раз.)

4. «Портные». Вдох, на выдохе многократно произнести слова «чик-чик», сопровождая выдох движением руки вперед, имитирующей движе­ние ножниц. (Повторить 56 раз.)

4.. Упражнения на координацию движений.

В одной стране жил царь-Горох,

И делал он зарядку.

Он головой крутил, вертел. (Вертеть головой.)

И танцевал вприсядку.

(Руки на поясе, сначала одна нога вперед, потом другая.)

Плечами уши доставал. (Поднимать плечи.)

И сильно прогибался. (Наклон вперед.)

Руками небо доставал (Руки вверх.)

И славно улыбался. (Руки в стороны.)

5.Артикуляционная гимнастика.

  • Беззвучная артикуляция гласных звуков: а-у-о-и; о-ы; ы-у. (Повто­рить каждый ряд 34 раза.)
  • «Часики». Язык двигается из одного уголка рта в другой. (Повто­рить 5 -6раз.)
  • «Качели». Язык тянется к верхней губе, затем опускается на ниж­нюю губу. (Повторить 56раз.)
  • «Спрячь конфетку». Язык «прячет» конфетку за верхнюю губу, за­тем — за нижнюю. (Повторить 56раз.)
  • «Иголочка — чашечка». Чередовать язык тонкий и в виде чашечки. (Повторить 56 раз.)
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и уб­рать ее за верхние зубы. (Повторить 5б раз.)

6. Сообщение темы занятия.

7. Основная часть.

Назовите двумя словами (шляпа, шапка, кепка). Головные уборы

Назовите одним словом (куртка, пальто, плащ, рубашка). Одежда

Назовите одним словом (сапоги, туфли, ботинки). Обувь

Диалог о головных уборах.

– Давайте поговорим о головных уборах

– Почему головные уборы так называются?

– Для чего нужны головные уборы?

– Какие вы знаете головные уборы?

– Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?

– Назовите летние головные уборы? (предъявляются картинки)

– Назовите зимние и демисезонные, т.е. те, которые носят весной и осенью?

– Из чего делают головные уборы?

Детям предъявляются картинки одежды и обуви, головных уборов. Ребята должны выбрать только головные уборы.

Логопед. У многих народов, проживающих в других странах, есть свои национальные головные уборы.

На востоке женщины носят чадру (это такой большой платок, который полностью закрывает голову и лицо), мужчины – чалму, для чего обматывают особым образом ткань вокруг головы. Есть маленькие национальные шапочки – ермолка, тюбетейка, а есть большие – это шляпы мексиканцев, которые называются сомбреро, и вьетнамцев, похожие на перевёрнутый широкий конус. На Руси женским национальным убором считается кокошник, который похож на корону, но без зубчиков. (Дефектолог показывает картинки).

Игра «Найди для героя головной убор».

Картинки (или напечатанные слова) с головными уборами (корона, шлем, колпак, пилотка, фуражка). Герои (повар, солдат, мотоциклист, король, капитан).

– Для чего нужен шлем мотоциклисту (для защиты), колпак повару (чтобы волосы не попали в еду), пилотка солдату – …, фуражка – капитану – …, корона – королю?

– Из чего делают головные уборы? Из соломы, из ткани, из фетра, из меха, из пластмассы, из кожи).

Образование прилагательных.

– Шляпа из соломы (какая?) – соломенная,

– кепка из шерсти – …

– платок из шёлка – …

– из меха кролика -…

Беседа об обуви

-Какую обувь вы знаете?

-Для чего нужна обувь?

-Какую обувь носят зимой? (Сапоги, валенки и др.)

-Какую обувь носят летом? (Сандалии, босоножки, туфли и т.д.); весной и осенью (Сапоги, ботинки, полусапожки).

-Назовите домашнюю обувь (Тапочки, шлёпанцы); спортивную (Кроссовки, шиповки, чешки, кеды и т.д.);

-Из чего делают обувь? (Из кожи, резины, материи, войлока);

-Как ухаживают за обувью (Её моют, чистят, сушат, смазывают кремом).

-Где хранят обувь? ( В шкафу, на полке, в обувной тумбочке)

Игра «Какая обувь»

Обувь из кожи (какая?) – кожаная.

– Какую обувь делают из резины (сапоги, галоши); из войлока (валенки); из кожи (туфли, ботинки, сапоги, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки), из материи (тапки, шлёпанцы, кеды).

8. Физкультминутка

А) Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки,

По ровненькой дорожке

Б) Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Усвоение глагольного словаря.

Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться.

Игра «Договори слово».

Усвоение словаря по изученной теме:

Брю…, рубаш…, юб…, шап…, шуб…, панам…, колгот…, шляп…, пла…, кеп…, туф…, сапо…, паль…, ботин… и т.д.

Закрепление представления о рабочей одежде.

Для работы люди надевают специальную рабочую одежду. По ней можно узнать, где и кем работает человек. По картинкам дети определяют, люди каких профессий нарисованы на них в своей рабочей одежде.

Развитие связной речи.

Составление загадок-описаний учителем (ребёнок отгадывает) и наоборот: «Это женская одежда. Оно сшито из ткани. У него есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками». (Платье)

…Это обувь. Они сделаны из кожи. У них есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Их носят зимой, весной, осенью.

9.Итог занятия.

Игра «Выбери правильный ответ» (с мячом).

Логопед: «Сарафан носят зимой?»

Ребёнок: «Нет, сарафан носят летом».

-Босоножки обувают летом? Ответ…

-Шубу носят весной? Ответ…

-Панаму носят осенью? Ответ…

-Сапоги носят летом? Ответ…

-Куртку носят осенью? Ответ…

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

лексическая тема ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка,

джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки.

надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить,

сушить, вытирать, обувать, ухаживать.

кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий,

длинный, чистый, грязный.

Лиф на байке,

На подкладке платьице,

Что за шарик катится?

Слово вымолвить не

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

пальцы на обеих руках

одновременно на каждое

(Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.)

(Похлопывают себя по плечам.)

(Руки от груди, через середину

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над

четкостью дикции и произношением.

Рукав не дошила.

Вот и весь Мишутка.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную

— Шапка, шапка, где была?

— Что ж ты, шапка, видела?

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

— Шапка, шапка, где была?

— Что ж ты в цирке видела?

— Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки —

Все, что было в раздевалке.

Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности.

Дети находят ошибку в высказывании.

Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

Игра « Запомни и назови »

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и

выложить соответствующие предметные картинки.

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы

чистый — грязный длинный — короткий

мокрый — сухой толстый — тонкий

большой — маленький новый — старый

Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию

воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом.

Например: воротничок — жёлтым, поясок — синим и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?»

Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать

предметы или картинки.

— Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. )

— Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т . д .)

— Что можно « надвинуть » на голову ? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Игра «Кто что делает?»

Цели: активизировать словарный запас глаголов.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Бабушка спицами шарф (что делает?) .

Маша на полотенце узор . Мама пуговицу

к пальто . Даша новую юбку .

Игра «Закончи предложение»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».

Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке.

После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на

запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в

одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно

надевать брюки. Стал братец надевать на малыша. (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у. (пальто).

Старший брат пришил пуговицу к. (пальто). Малыш надел. (пальто). Он теперь доволен своим. (пальто). Но

что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Игра «Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч,

называют родительный падеж существительного во множественном числе.

У меня одна шапка. — У меня много шапок.

Игра «Будь внимателен»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и

разложить по двум коробкам.

1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-

Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч

Игра «На швейной фабрике»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились

на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита,

из меха — меховая из шерсти — шерстяная

из шелка — шелковая из ситца — ситцевая

из кожи — кожаная из джинсы —джинсовая

из фланели — фланелевая из драпа — драповая

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает

тот, кто нарисовал больше.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце

игры подводится итог.

Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта , носки .

Игра « Сколько звуков ?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять

количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

• назвать звук перед или после заданного;

• назвать звук между заданными.

Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык

чтения, профилактика дисграфии.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Для резиновой калоши

Настоящая беда, Если день —

сухой, хороший, Если высохла

вода. Ей всего на свете хуже В

чистой комнате стоять: То ли

дело шлёпать в луже, Через

Текст для пересказа

Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром

искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.

Из пособия Успенской Л., Успенского М.

Какой спектакль они смотрели?

Почему Стёпка не смог найти носки?

Куда упал Стёпка?

Как Стёпка умывался?


Источник: интернет


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Коллекция игр и упражнений по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Старший возраст. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОлег Темнов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Коллекция игр и упражнений по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Старший возраст.” — Транскрипт:

1 Коллекция игр и упражнений по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Старший возраст

2 Автор презентации: учитель-дефектолог Ломоносова Марина Анатольевна год

3 Оглавление: Между делом Давай поиграем Для всей семьи Литературная гостиная

4 Между делом В этом разделе представлены игры и упражнения, не требующие специальной организации места и времени, в них можно играть по дороге из сада, в транспорте, в общем, между делом. В ОГЛАВЛЕНИЕ В ОГЛАВЛЕНИЕВ ОГЛАВЛЕНИЕВ ОГЛАВЛЕНИЕ

5 БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя – зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?

6 ШЛЯПНИК ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия головных уборов

7 ОБУВЬ ПО СЕЗОНУ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее о каком сезоне будете говорить. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия обуви, относящейся к тому или иному сезону.

8 ИЗ ЧЕГО ЖЕ ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?

9 ЗАДАННЫЙ ЦВЕТ ЦЕЛЬ: Развитие наблюдательности и целенаправленности ХОД ИГРЫ: перед выходом из дома договоритесь с ребенком, что будете по очереди назвать предметы одежды определенного цвета, которые встретятся на прохожих по пути в детский сад.

10 МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.

11 КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.

12 ПУТАНИЦА Цель: Развитие зрительного внимания, критичности мышления, активизация речи. ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно рассмотри картинку, и скажи, что перепутал художник.

13 Давай поиграем Игры, представленные в этом разделе, не требуют дополнительной подготовки для проведения. В ОГЛАВЛЕНИЕ В ОГЛАВЛЕНИЕ

14 НАЗОВИ ЦВЕТ ЦЕЛЬ: Закрепление представлений о цвете, развитие зрительного восприятия, цветоразличения. ИНСТУКЦИЯ: Рассмотри картинки. Назови предметы одежды и скажи, какого они цвета.

15 НАЗОВИ ЦВЕТ** ЦЕЛЬ: Закрепление представлений о цвете, развитие зрительного восприятия, цветоразличения, активизация словаря. ИНСТУКЦИЯ: Рассмотри картинки. Назови предметы одежды и скажи, какого они цвета.

16 СКОРЕЙ РАЗДАЙ ЦЕЛЬ: Развитие мышления ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на картинку в темной рамке. Брюки подойдут мужчине, а женщине – выбери сам из предложенных картинок (конфета, юбка, дом)

17 СОБЕРИ КОМПЛЕКТ ЦЕЛЬ: Развитие концентрации и переключаемости зрительного внимания ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри картинки и подбери к каждой шапочки свой шарфик, чтобы получился комплект.

18 СОБЕРИ КОМПЛЕКТ*** продолжение ЦЕЛЬ: Развитие концентрации и переключаемости зрительного внимания ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри шарфик и подбери к нему шапочку, чтобы получился комплект.

19 НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ ЦЕЛЬ: Развитие мыслительных операций анализа, синтез, обобщения ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно рассмотри картинки. Назови (покажи) лишнюю картинку. Объясни свой выбор.

20 НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ** ЦЕЛЬ: Развитие мыслительных операций анализа, синтез, обобщения ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно рассмотри картинки. Назови (покажи) лишнюю картинку. Объясни свой выбор. (Возможны различные варианты).

21 ЧТО НАРИСОВАНО ? ЦЕЛЬ: Развитие переключаемости зрительного внимания ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри картинку. Расскажи, что здесь нарисовано.

22 Для всей семьи Помещенные здесь задания потребуют небольшой предварительной подготовки, к которой можно подключить к которой можно подключить всех членов семьи. В ОГЛАВЛЕНИЕ В ОГЛАВЛЕНИЕ

23 ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?

24 ШНУРОВКА ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Можно купить, а можно изготовить самостоятельно из плотного картона основу, как на картинке, и дать ребенку шнурок.

25 РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.

26 Литературная гостиная В данном разделе размещен литературный материал по теме, загадки, пословицы, поговорки. В ОГЛАВЛЕНИЕ В ОГЛАВЛЕНИЕ

27 ЗАГАДКИ Отгадай загадку – кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт

не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.

28 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье – пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.

29 ВСПОМНИ И НАЗОВИ ЦЕЛЬ: Активизация памяти и логического мышления по заданной теме. ИНСТРУКЦИЯ: Назови как можно больше произведений, где бы говорилось об одежде, обуви или головных уборах.

30 ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ ЦЕЛЬ: Активизация памяти и логического мышления по заданной теме. ИНСТРУКЦИЯ: Назови как можно больше волшебных предметов одежды, обуви из сказок, которые помогали различным героям.

31 Список литературных материалов об одежде для чтения детям: К.Чуковский. Чудо-дерево К. Чуковский. Мойдодыр Е.Благинина. Не мешайте мне трудиться.

32 Мы надеемся, что Вы с пользой и хорошим настроением провели время со своим ребенком!

Лексическая тема “Одежда, обувь, головной убор” для развития речи (2,5-3 года)

1. Рассмотреть дома одежду, обувь, головные уборы, перечисляя их названия.
Обсудить, что мы надеваем дома, что на улицу.Рассказать, что такое верхняя одежда, домашняя одежда, нижнее бельё, уличная обувь и домашняя обувь, описать их назначение.Также, обратить внимание, что одежду надевают, а обувь обувают. Когда мы идём гулять, мы одеваемся: обуваем обувь, надеваем куртку и шапку. А когда приходим домой, мы раздеваемся — разуваем обувь, снимаем шапку и куртку. Обувь складываем на полку, а куртку вешаем на крючок. Если обувь запачкалась, её надо помыть и поставить сушиться под батарею. Если одежда запачкалась, её надо постирать, а потом повесит сушиться. Если одежда порвалась, её надо зашить.

Рассказать о деталях одежды, их назначении и о действиях с ними: замочки, застёжки, молнии, липучки, пуговицы, кнопки, шнурки, петли, карманы, рукава, манжеты, оборка, пояс, капюшон, воротник, каблук, носок, пятка, подошва, язычок.

Рассмотреть вместе изображения предметов одежды на картинках в книжках.

2. Подбор прилагательных к существительному (задавать вопрос «какой?» по каждому предмету одежды/обуви)

3. Подбор существительных к глаголу

Что завязывают и развязывают?

Что застёгивают и расстёгивают?

Что вешают на крючок?

4. Подбор глаголов к существительному

Что делают с одеждой? (надевают, носят, снимают, вешают)

Что делают с обувью? (обувают, носят, разувают, пачкают, моют)

Что делают со шнурками? (завязывают и развязывают )

Что делают с молнией на куртке? (застёгивают/расстёгивают)

5. Употребление глаголов в прошедшем времени (сейчас мы куртку надеваем, а вчера…надевали, сейчас мы сапожки обуваем, а вчера…)

6. Задавать другие вопросы по теме:

Какая у тебя есть одежда? Обувь? Головные уборы?

Для чего нужен каждый предмет одежды, обуви, головного убора, а также их детали? Что с ними можно делать?

Когда надевают верхнюю одежду, когда – домашнюю?

Что общего и чем отличаются предметы одежды/обуви? (например, рубашка и футболка, брюки от шорты, варежки и перчатки, носки и гольфы, платье и юбка, платье и сарафан, сапоги и ботинки)

Что нужно сделать, если обувь запачкалась/одежда запачкалась, порвалась?

7. Назвать ласково (шапка – шапочка и т.д.)

8. Сказать наоборот

Куртку на улицу надеваем, а домой приходим – снимаем

Когда кофту надеваем, пуговицы застёгиваем, а когда кофту снимаем, то пуговицы – …

Когда ботинки обуваем, шнурки завязываем, а когда ботинки разуваем, то шнурки – …

Когда гулять вышли, сапоги были сухие, а по луже прошли, сапоги стали – …

Когда гулять вышли, ботинки были сухие, а по грязи прошли, ботинки стали – …

9. Прочитать и обсудить сказку «Рукавичка»

На дворе холодный день, ты пальто своё… (надень). Чтоб гулять и не замерзнуть, надо шапку… (надевать). Куклу надо одевать. Майку надо надевать. Это твёрдо надо знать.

Купим дочке валенки бегать по завалинке, наденем на ножки, пустим по дорожке. Будет доченька ходить, новы валенки носить.

Маша варежку надела: Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал! Мама варежку сняла, Маша варежку нашла! Ищешь, ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?

Застегнём застёжки на твоей одёжке: пуговки и кнопочки, разные заклёпочки.

«Мойдодыр» К. Чуковского

11. Пальчиковая гимнастика

Последовательно соединять пальцы одной руки с пальцами другой руки:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем,

Их стирать мы тоже будем (кулачки имитируют стирку)

«Ботинки»
Средний и указательный пальчики «шагают» по столу:

Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём.

Загибать по одному пальчику, начиная с большого:

Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице шагаем.

После лезем под кровать, будем там тихонько спать (ладони на стол).

Своими словами описать понятия (названия одежды, обуви, головных уборов).

Загадки в стихах:

В нем ношу платок, монетки, для сестренки две конфетки, болтик, гвоздь, один банан. Назови его! (карман)

Есть, ребята, он у куртки. Мне он нужен на прогулке. От дождя спасает он. Что же это? (капюшон)

Читайте также:  Звук (Н) - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию