Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Лексическая тема недели: “Одежда, обувь, головные уборы”
консультация (старшая, подготовительная группа)

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемой теме), формирования грамматического строя речи, развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
odezhda.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема недели в подготовительной логопедической группе

«Одежда, обувь, головные уборы»

Тема недели: «Одежда, обувь, головные уборы»

Предметный словарь: одежда, пальто, куртка, плащ, платье, юбка, блузка, кофта, свитер, рубашка, шорты, брюки, костюм, фартук, сарафан, колготки, носки, гольфы, платок, косынка, шапка, шляпа, пояс, ремень, варежка-варежки, перчатка- перчатки, рукав, манжет, пояс, воротник, карман, пуговица, петля, крючок, кнопка, молния, резинка, швея, портниха, иголка, нитки, наперсток, халат, туфли, чешки, сандалии, калоши, тапочки, кеды, кроссовки, каблук, пряжка, язычок, шнурки, носок, пятка, подошва, голенище, швейная машина, сапожник, шляпа, кепка, косынка, шапка, поля, козырек.

Глагольный словарь: одевать, надевать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, класть, чистить, стирать, гладить, расстегивать, застегивать, одеваться, раздеваться, шить, вышивать, вязать, обуть, обуваться, разуваться, завязывать, развязывать, просушивать, ухаживать, чистить.

Словарь признаков: женская, мужская, детская, спортивная, осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, короткий, длинный, новый, старый, чистый, грязный, мятый, глаженый, удобный, неудобный, красивый, нарядный, левый, правый, легкие, тяжелые, летняя, зимняя, кожаная, демисезонная.

Словарь наречий: быстро, медленно, красиво, удобно, неудобно, чисто, правильно, неправильно.

  • Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года;
  • Обратить внимание на изменения погоды (стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, дождь, может быть метель);
  • Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.
  • Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;
  • Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;
  • В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Составить описательный рассказ

об одежде, обуви по плану:

  1. Что это?
  2. Чья эта одежда? (детская, женская, мужская)
  3. Какого цвета?
  4. Назвать части этой одежды (обуви)?

Поиграйте вместе с детьми

  • Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(подбор слов – антонимов).

Длинный рукав – короткий рукав;

Узкая юбка – широкая юбка;

Короткое платье – длинное платье;

Белый костюм – черный костюм;

Грязные носки – чистые носки;

Большой карман – маленький карман

  • Дидактическая игра «Подбери признак»

(подобрать как можно больше признаков к существительному)

Куртка (какая?) – красная, теплая, осенняя…

Шапка (какая?) – теплая, мягкая, пушистая, коричневая…

Сапоги (какие?) – резиновые, зеленые, зимние, теплые…

  • Дидактическая игра «Подбери слова»

Что вяжут? – шапку, варежки, …

Что шьют? – пальто, платье, …

Что надевают? – пальто, свитер, …

Что обувают? – сапоги, валенки, …

Что завязывают? – шнурки, платок, …

Что штопают? – носки, чулки, …

Посчитаем в первый раз, ( попеременные хлопки

Сколько обуви у нас. ладонями и удары кулачками

Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви

Для Наташки и Сережки, загибают по одному пальчику,

Да еще ботинки начиная с большого)

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Застегиваем молнию на куртке»

И.п.: о. с. 1 – правой рукой застегиваем куртку, вдох; 2 – на выдохе произнести «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3 – 4 раза.

Выложить фигурки из спичек по образцу:

Отгадать загадку- добавлялку:

Я рубашку сшила мишке

И сошью ему…(штанишки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: “Осенние одежда, обувь, головные уборы”.Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе.

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях.

Подборка лексического материала по темам “Одежда, обувь, головные уборы” поможет педагогам быстро и грамотно подготовить конспект, сценарий, проект по указанной теме.

Дата 28.11.2016-02.12.2016г. Тема недели: «Если ветер сильно дует, если слякоть или дождь….» Цель: Знакомство детей с видами одежды, с материалами из которых они сде.

Все о зимней одежде.

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная группаТема НОД: «Декоративное рисовани.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …

шуба из меха – … сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

– Пальто из драпа (какое?) – драповое.

– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один – много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,

– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

– О чём можно сказать два?

– Два платья, два пальто, два плаща…

– О чём можно сказать две?

– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;

Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка пальто – куртка –

Пиджак – блуза – рубашка –

Футболка – майка – брюки –

Шорты – костюм – юбка –

Платье – носки – колготки –

перчатки – варежки – шарф –

комбинезон – рукав – карман –

Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,

– У мамы платье, а у Тани … платьице.

– У мамы кофта, а у Тани … .

– У мамы брюки, а у Тани … .

– У мамы куртка, а у Тани …

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;

один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….

Упражнения для развития навыков звукового анализа

Упражнение “Назови первый звук в слове”

Упражнение “Какой звук в слове последний?”

Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,

Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.

Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.

Их стирать мы тоже будем.

Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом –

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте –

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Колготки, брюки)

По рубашке бежит –

На груди лежит. (Галстук)

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело? (Шарф)

Чтобы ушки не замерзли,

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба? (Шапка)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Мама мне купила.

А на ней жирафы,

Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут —

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета

Есть карманы, поясок,

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился —

Два часа в песке трудился!

О вельветовые брюки

Часто вытирал он руки.

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Катя шепчет: — Наряжусь

И в новой юбке покружусь.

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати —

Есть на новом платье

Бантики и рюшки.

Ахнут все подружки.

Не бывает лучше.

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы»

Екатерина Сладкова
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы»

Конспект лексико – грамматического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.

Задачи: – формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»; – расширять и активизировать словарь по данной теме; – упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку; – упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; – упражнять в практическом усвоении пpиставoчных глаголов. – развивать умение согласовывать слова в предложении; – развивать умение подбирать прилагательные к существительным; – развивать умение классифицировать предметы одежды и обуви по различным признакам; – развивать умение согласовывать числительные с существительными; – развивать внимание, логическое мышление; – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; – воспитывать бережное отношение к своим вещам; – воспитывать желание помогать; – воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать дружно.

Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов, мяч, магнитная доска.

Ход занятия

– Ребята, сегодня мне на почту пришло письмо, давайте его откроем и посмотрим что там.

Вскрываем письмо, а там загадки.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (варежки)

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты?

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди – кармашки.

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму.

Ношу на голове поля,

Но это – вовсе не земля.

На голове сидит верхом,

С большим, иль малым козырьком.

В ясный день сидим мы дома,

Дождь идет –у нас работа:

Топать – шлепать по болотам.

(резиновые сапоги)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Обувь открытую носят в жару,

Их я надену тотчас поутру.

Из ремешков и подошвы обувка,

Пальчикам нашим – свобода, продувка.

Дети отгадывают загадки.

2. Ведение в тему

– А как, ребята, одним словом можно назвать варежки, шубу и рубашку?Дети: Одежда.

– А как одним словом можно назвать шляпу, кепку, шапку?Дети: Головные уборы.

– А как одним словом мы назовём резиновые сапоги, валенки, сандалии?Дети: обувь

– Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим об одежде, обуви и головных уборах.

3. Основная часть.

– Для начал вспомните, какие вы знаете виды одежды.

Дети: зимняя, летняя, межсезонная; для улицы и для дома; праздничная; нарядная; рабочая; спортивная; служебная; детская и взрослая; мужская и женская и т. д.

– А для чего нам нужна одежда?

Дети: Одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т. д.

1. Игра «Кто знает, пусть продолжает».

Я знаю такую летнюю одежду – платье, сарафан, шорты, майка, футболка, сарафан ….

Я знаю такую летнюю обувь – сандалии, шлёпки, сланцы, кеды….

Я знаю такую мужскую одежду – рубашка, брюки, джинсы, носки, галстук, шорты, футболка…

Я знаю такую зимнюю одежду – шубы, шарф, манишка, рукавицы, пуховик, тёплые штаны…

Я знаю такую зимнюю обувь – валенки, унты, сапоги меховые, ботинки…

Я знаю такую женскую одежду – платье, юбка, колготки, гольфы, блузка, пиджак, кофта….

Я знаю такие зимние головные уборы – ушанка, шапка, пуховый платок…

Я знаю такую детскую одежду – ползунки, распашонка, комбинезон, боди, колготки….

Я знаю такую осеннюю и весеннюю (демисезонную) одежду – куртка, штаны, колготки, перчатки, свитер.

Я знаю такую осеннюю и весеннюю (демисезонную) обувь – сапоги резиновые, ботинки, туфли, кроссовки …

– Ребята, скажите кто шьёт для нас одежду? Швея, портной

– А кто шьёт и ремонтирует обувь? Сапожник

– А кто придумывает (моделирует) одежду, обувь, головные уборы?

– Кто раскраивает будущую одежду для швеи? Закройщик

3. Игра на внимание.

А теперь игра на внимание.

Права ли я буду, если скажу, что домашняя обувь – та, в которой ходят дома?Дети: да.

– Полуботинок – это половина ботинка.Дети: нет. Это просто короткие ботинки.

– Язычки есть не только у деток, но и у кроссовок.Дети: да.

4. Игра «Четвертый лишний»

Брюки, рубашка, пиджак, сапоги.

Шляпа, шапка, носки, кепка.

Валенки, шапка, сандалии, кеды.

Блузка, ботинки, шлёпки, кроссовки.

Шляпа, блузка, юбка, платье.

Шуба, рукавицы, шарф, майка.

Майка, шорты, сарафан, куртка.

Куртка, шорты, штаны, свитер.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю (Дети поглаживают по очереди одной рукой другую,

Я перчатку надеваю как будто надевают перчатку)

Я в неё не попадаю

Сосчитайте – ка, ребятки (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем в слух считать: (Загибаем пальцы на обеих руках,

«Раз, два, три, четыре, пять». начиная с большого)

5. Игра «Игра «Чей? Чья? Чьи?»

Перчатки папы, чьи перчатки? – папины перчатки

Шуба мамы – мамина шуба

Шаль бабушки – бабушкина шаль

Куртка дедушки – дедушкина куртка

Носки Юли – Юлины носки

Шарф Камиллы – Камиллин шарф

Брюки дяди – дядины брюки

Платье тёти – тётино платье

Рубашка Миши – Мишина рубашка

Шапка Глеба – Глебова шапка

Кеды Кости – Костины кеды

Юбка Регины – Регинина юбка

Сарафан Вики – Викин сарафан

Ботинки Сёмы – Сёмины ботинки

Рукавицы Даши – Дашины рукавицы

6. Игра «Какой, какая, какое?»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

Перчатки из кожи – кожаные

Рубашка из хлопка – хлопковая

Валенки из войлока – войлочные валенки

7. Игра «Скажи наоборот»

8. Игра «Один – много». С мячом

Пальто, туфля, куртка, сапог, кепка, шапка, сарафан, рукавица, шарф, кроссовок, шляпа и т. д

«Обуваемся»

Я умею обуваться, топать ногами

Если только захочу,

Я и маленького братца руки перед грудью

Обуваться научу.

показывают “маленького братца”

Вот они, сапожки, наклон вперед

Этот с правой ножки, попрыгать на правой ноге

Этот с левой ножки. Попрыгать на левой ноге.

9. Игра «Посчитай» с картинками

Ребёнок выходи к доске берёт картинку и считает предметы одежды, головных уборов. А обувь, рукавицы и перчатки парами

Платье, кепка, шапка, юбка, брюки, шорты, платок, шарф, манишка, сарафан, рубашка, майка, трусы, пижама, пиджак, кофта, свитер, панамка, косынка, шляпа, куртка, жилет, ушанка, футболка, штаны.

Одна пара сапог, две пары сапог, пять пар сапог (кеды, туфли, ботинки, валенки, сандалии, шлёпки)

Одна пара перчаток, две пары перчаток, пять пар перчаток (рукавицы)

10. Игра «Придумай новое слово»

К глаголу ШИТЬ придумайте новые слова, добавляя приставки ПРИ, ЗА, ПЕРЕ, ПОД, В, У.

Итог занятия.

– О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: Об одежде, обуви и головных уборах.

– Какая бывает одежда?

Для зимы – зимняя;

Для осени – осенняя;

Аппликация на тему «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» Аппликация на тему: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» в старшей группе ДОУ, «Маленькие дизайнеры». Цель: продолжать закреплять навык работы.

Календарное планирование тематической недели «Обувь, одежда, Головные уборы» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Учить классифицировать. Дифференциация типов одежды по сезонам.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Цель: обобщить понятие.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе по теме «Обувь. Одежда. Головные уборы» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА:”ОБУВЬ. ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ” Цель: 1. Учить детей дифференцировать.

Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе. Цель: систематизация и закрепление знаний.

План-конспект для занятия «Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона» с детьми подготовительной группы Активизация словаря по теме: «Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона». Цели: 1. Словообразование относительных прилагательных (по.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Одежда, обувь, головные уборы» Мир вокруг нас. Цель. Формировать обобщающие понятия «обувь»; уточнить названия и назначение обуви и одежды; учить группировать одежду и.

Тема «Одежда, обувь, головные уборы». Чтение стихотворения Л. Воронковой «Маша-растеряша» с элементами театрализации Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) «Одежда, обувь, головные уборы». Чтение стихотворения.

«Одежда. Обувь. Головные уборы». НОД по аппликации во второй младшей группе «Укрась сапожки» Аппликация «Одежда. Обувь. Головные уборы» (Укрась сапожки) [/h3] Цель: обобщить понятие «одежда». Вызывать желание помочь игрушечному персонажу.

Занятие по развитию речи по лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы». Тема: «Волшебное путешествие в сказку». Программные задачи: 1. Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя, мое»; 2. Продолжать.

лексическая тема ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка,

джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки.

надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить,

сушить, вытирать, обувать, ухаживать.

кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий,

длинный, чистый, грязный.

На подкладке платьице,

Что за шарик катится?

Слово вымолвить не

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

пальцы на обеих руках

одновременно на каждое

(Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.)

(Похлопывают себя по плечам.)

(Руки от груди, через середину

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над

четкостью дикции и произношением.

Рукав не дошила.

Вот и весь Мишутка.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную

— Шапка, шапка, где была?

— Что ж ты, шапка, видела?

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

— Шапка, шапка, где была?

— Что ж ты в цирке видела?

— Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки —

Все, что было в раздевалке.

Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности.

Дети находят ошибку в высказывании.

Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

Игра « Запомни и назови »

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и

выложить соответствующие предметные картинки.

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы

чистый — грязный длинный — короткий

мокрый — сухой толстый — тонкий

большой — маленький новый — старый

Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию

воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом.

Например: воротничок — жёлтым, поясок — синим и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?»

Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать

предметы или картинки.

— Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. )

— Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т . д .)

— Что можно « надвинуть » на голову ? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Игра «Кто что делает?»

Цели: активизировать словарный запас глаголов.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Бабушка спицами шарф (что делает?) .

Маша на полотенце узор . Мама пуговицу

к пальто . Даша новую юбку .

Игра «Закончи предложение»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».

Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке.

После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на

запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в

одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно

надевать брюки. Стал братец надевать на малыша. (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у. (пальто).

Старший брат пришил пуговицу к. (пальто). Малыш надел. (пальто). Он теперь доволен своим. (пальто). Но

что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Игра «Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч,

называют родительный падеж существительного во множественном числе.

У меня одна шапка. — У меня много шапок.

Игра «Будь внимателен»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и

разложить по двум коробкам.

1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-

Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч

Игра «На швейной фабрике»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились

на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита,

из меха — меховая из шерсти — шерстяная

из шелка — шелковая из ситца — ситцевая

из кожи — кожаная из джинсы —джинсовая

из фланели — фланелевая из драпа — драповая

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает

тот, кто нарисовал больше.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце

игры подводится итог.

Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта , носки .

Игра « Сколько звуков ?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять

количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

• назвать звук перед или после заданного;

• назвать звук между заданными.

Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык

чтения, профилактика дисграфии.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Для резиновой калоши

Настоящая беда, Если день —

сухой, хороший, Если высохла

вода. Ей всего на свете хуже В

чистой комнате стоять: То ли

дело шлёпать в луже, Через

Текст для пересказа

Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром

искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.

Из пособия Успенской Л., Успенского М.

Какой спектакль они смотрели?

Почему Стёпка не смог найти носки?

Куда упал Стёпка?

Как Стёпка умывался?


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Занятие по лексической теме «Одежда. Обувь»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: одежда , обувь , лексическая тема

Цель: формирование представлений об одежде, её назначении.

Задачи:

  • уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»;
  • закрепить знания о предложении;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
  • воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением одежды, мяч, схема для составления описательных рассказов.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Дети из деталей одежды собирают куртку и садятся на свои места.

2. Знакомство с темой

(На столах предметные картинки с изображением одежды)

Дети рассматривают свои картинки, смотрят какие картинки у товарища.

(у детей изображены различные виды одежды)

Логопед: – ребята, назовите свои картинки.

(Дети называют одежду)

3. Игра «Скажи правильно»

Шуба, шарфик, шапка.

– Как вы думаете, в какое время года носят эту одежду?

– Как можно назвать одежду, которую носят зимой?

– Дети, повторите, как называется одежда, которую носят зимой?

– Перечислите, какая одежда на картинках у вас?

– Куртка, рубашка, кофта.

– В какое время года можно носить эти вещи?

– Если одежду носят осенью, то называется она…….

– Осенняя. Одежда осенняя.

– Ребята назовите свои картинки.

– Сарафан, шорты, майка. – Когда, в какое время их удобно носить?

– Летом. – Если одежду носят летом то она…..

3. Беседа об одежде

Одежду придумали люди в давние-давние времена. Когда нас с вами ещё и на свете не было. Её делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно люди научились делать ткани, и одежда стала меняться, стала такой яркой и красивой как у нас с вами. Одежду шьют на специальных фабриках. Туда привозят ткани. Сначала модельеры рисуют фасон (модель), а потом швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами её покупаем.

4. Игра «Лови и отвечай»

– Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

– Где продают одежду?

– Кто работает в магазине?

– Где шьют одежду?

– Что делают в магазине?

– Кто покупает одежду?

– Какая одежда бывает?

5. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)

6. Игра «Один – много»

На доску выставляются картинки, среди которых картинка пальто. Логопед называет предметы в единственном числе, а дети должны назвать этот же предмет, но во множественном числе.

  • Платок – платки
  • Юбка – юбки
  • Рубашка – рубашки
  • Брюки – брюк
  • Куртка – курток
  • Плащ – плащей

7. Игра “Назови ласково”

  • куртка – курточка
  • шапка – юбка –
  • платок – кофта –
  • сарафан – колготки –
  • пижама – брюки –
  • майка – платье –

8. ИГРА « ИЗ ЧЕГО СШИТО?»

Платье из шелка какое? — шелковое.

  • Костюм из джинсы – .
  • Шуба из меха – .
  • Сарафан из ситца – .
  • Пальто из драпа – .
  • Куртка из кожи – .
  • Кофта из шерсти – .

9. ИГРА «СОСЧИТАЙ ОДЕЖДУ»

Одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.

  • Одна майка – .
  • Одно платье – .
  • Один костюм – .
  • Один пиджак – .

Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

В статье изложен мой личный практический опыт налаживания контактов с родителями воспитанников в логопедической группе для детей с ОНР. Предложены конкретные нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в ходе коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Некомпетентность родителей в области образования, экономическое неблагополучие, социальная нестабильность и множество других факторов, к сожалению, приводит к тому, что родители все меньше уделяют внимание своему ребенку. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — говорил В.А. Сухомлинский.

В системе коррекционной работы роль родителей важна и неоспорима. Но зачастую на практике очень трудно, порой невозможно «достучаться» до родителей, добиться их помощи.

Учителю-логопеду с самых первых дней пребывания ребенка в логопедической группе необходимо установить контакт – «мостик доверия и отдачи».

В логопедической практике существует множество общеизвестных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями. Но не секрет, что для многих рекомендации, консультации логопеда в речевом уголке, папке-передвижке представляются в виде разноцветного пятна, а выступления на собрании воспринимаются по принципу: «Это не про моего ребенка! Он такой говорун! Играет в такие сложные игры на компьютере!» и т.д.

Положительную мотивацию к учебному процессу логопед формирует не только у детей, но и у родителей. Мамы и папы не просто не хотят становиться участниками педпроцесса, они часто просто не умеют. Вот несколько хитростей, советов, которые помогут заинтересовать родителей.

Логопочта.

На шкафчик ребенка прикрепляется конверт, на котором написано: «Маше», «Мише». В конверт обычно вкладывается небольшое, но интересное задание. Интересно, необычно, адресно (задание нацелено на конкретного ребенка).

Домашнее задание на выбор.

На магнитной доске в раздевалке родителям предлагаются на выбор стихи, загадки, раскраски и т.д. в виде лепестков большого цветка, бабочек и т.п. На следующий день мы получаем готовый конкурс стихов, загадок.

Коллективная работа.

Каждый ребенок с родителями подбирает картинки по лексическим темам или по обучению грамоте (можно вырезать из журналов, нарисовать, распечатать). Затем все картинки наклеиваются на один большой лист и получается одна большая готовая композиция. Работа ребенка видна всем: другим детям, родителям. «Это моё!» — кричит 2-3-летний ребенок, забирая свою игрушку. «Это мое!» — с гордостью говорит ребенок старшего дошкольного возраста. «Это мы с ребенком!» — думают родители.

Мини-презентации.

Ребенок с родителями получает задание и составляет небольшой рассказ с использованием фотографий, картинок, рисунков. Темы самые разнообразные («Моя мама», «Мой брат», «Моя сестра», «Моя буква, «Мой питомец» и т.д.).
Ребенок с огромным удовольствием расскажет о том, что ему близко и дорого.

Домашние задания для … родителей.

Ребенок передает родителям задание. Например, объявляется конкурс «Моя мама – модельер!» — красиво раскрасить нарисованное платье, «Конкурс эрудитов для мам и пап» — на заданный звук придумывают слова мамы и папы и т.д. Родители выполняют работу, давая тем самым возможность ребенку гордиться ими.

Выставки.

Объявляются темы выставки («Мамины бусы», «Моя любимая чашка», «Книги о животных» и т.п.). Дети с помощью родителей подбирают и приносят из дома различные предметы, книги, картинки, игрушки и т.д. Отрабатывать лексико-грамматические категории, развивать связную речь детям интереснее с предметами, которые связаны с домом, семьей.

Тетрадь взаимодействия.

Тетрадь представляет собой скоросшиватель с файлами, в которые вкладываются самые разнообразные задания. В конце задания запись для родителей: «Домашнее задание выполнено. Что вызвало затруднение? Подпись родителей». Результат на лицо. Хорошо выполненные задания оцениваются наклейками. Малейшие положительные моменты обучения ребенка родители узнают от логопеда в виде записей: «Активно работает!», «Молодец!», «Старается!» и т.д.

Такие формы работы увлекут детей, привлекут к сотрудничеству родителей и успех не заставит себя долго ждать!

Савельева В.В.,
учитель-логопед, педагог-психолог

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 3216 раз

Библиографическое описание:

Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 07.01.2021).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.

Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.

Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.

Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.
  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.
  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.

Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.

Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.

Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.

Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.

После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.

Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.

Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.

Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.

Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.

Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».

Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Читайте также:  Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта
Ссылка на основную публикацию