Лечебная физическая культура при инсульте и ее особенности

ЛФК при инсульте: комплекс

Инсульт и его последствия обычно протекают длительно, носят хронический характер, также часто возникают осложнения. Основными из них являются различные пролежни контрактуры повторный инсульт, ГБ, различные виды тромбозов, варикозная болезнь и некоторые другие.

Лечение их представляет немалую трудность. Для восстановления таких пациентов требуется длительный реабилитационный период. Поэтому в комплекс лечения инсульта обязательно входит лфк физкультура и ходьба.

Особенности проведения лфк

Обычно проводятся реабилитационные мероприятия после перенесенной кардиопатологии и при инсульте. Огромное значение здесь имеет система методик ЛФК, направленная на восстановление движений и стимуляцию нарушенного кровообращения.

В ходе выполнения упражнений активизируется и общий обмен веществ, что также оказывает благотворное действие. Выполняя лечебные комплексы с дозированной нагрузкой, пациент после инсульта очень быстро приобретает более крепкий вид, отвлекается от тяжелых мыслей о своей болезни.

Комплекс ЛФК состоит из специально разработанных специалистом инструктором упражнений и особой дыхательной гимнастики. Очень важно, чтобы нагрузки не были излишними и человек не повредил бы своему организму, но при этом и слишком незначительными они тоже не должны быть.

Главное, чтобы занятия давались легко (т.к. человек после инсульта ослаблен), потому что даже при выполнении несложных упражнений происходит интенсивная мышечная работа, а значит, усиливается венозный и артериальный кровоток, который заставляет активнее работать сердце и сосуды.

Для выздоравливающих после тяжелых болезней таких как инсульт. разработаны небольшие комплексы ЛФК для активации движений рук или ног. В них главный упор делается на сгибание и разгибание, отведение и приведение, а также присутствует целая система физических упражнений, в которых главную роль играют физические нагрузки.

При этом задействованы суставы конечностей и в результате к работе подключаются более мелкие сосуды, а также сеть капиллярного кровообращения. Соответственно, все это стимулирует работу сердца и головного мозга. Таким образом, при лфк и гимнастике задействован большой, малый круг кровообращения и система периферических сосудов.

Что дадут упражнения?

Лечебная физическая культура дает возможность быстрой реабилитации после инсульта, при ИБС или ГБ. Инструктор по лечебной гимнастике вместе с лечащим врачом разрабатывают индивидуальные комплексы упражнений с учетом особенностей каждого пациента. Очень важно создать такой комплекс гимнастики, чтобы нагрузить именно те органы и системы, которые дадут возможность стимуляции кровообращения в нужном отделе, наиболее пострадавшем от инсульта.

Комплексы упражнений лфк бывают разные. Одни методики направлены на тренировку организма в целом, другие на стимуляцию работы определённых групп мышц и соответствующих им кровеносных сосудов, третьи преследуют целью профилактику рецидивов инсульта и болезни сосудов.

Есть комплексы, в которых больше задействованы руки, ноги, а есть такие, где рекомендованы небольшие силовые нагрузки для полноценной деятельности легочной и сердечной системы. Ослабленные пациенты с после инсульта, травмы головного мозга и тяжелыми болезнями сердца могут выполнять упражнения, сидя, лежа или даже не вставая с постели.

Различные методики

ЛФК упражнения выполняет функцию дополнительного лечебного влияния. При нарушении кровообращения происходит сильное ослабление организма, поэтому гимнастика должна быть направлена как на общее укрепление организма, так и на тренинг отдельных систем органов и групп мышц.

Инструктор по лечебной физкультуре подбирает определённый набор упражнений, исходя из того, какие кровеносные сосуды при инсульте нуждаются в укреплении, а какие пострадали больше всего и их пока следует поберечь.

Показания

ЛФК после инсульта и заболеваниях сердечно-сосудистой системы позволяет пациенту достаточно быстро восстановить силы и встать на ноги, поскольку очень успешно помогает провести восстановительный лечебный период. Поэтому инструкторы разрабатывают лечебную гимнастику для разных категорий патентов.

Особенно показано лфк при инсульте, варикозной болезни, атеросклерозе, тромбофлебите.
Для пациентов с болезнями сердечно-сосудистой системы очень важны упражнения для мышц ног. Необходимо регулярно их массировать и подолгу заниматься ходьбой, стимулирующей также дыхательную деятельность.

Противопоказания

Но, конечно, имеются и противопоказания к проведению ЛФК. К ним относятся:

  • тяжелые заболевания сердца;
  • отек легких;
  • острые состояния;
  • тахикардия и брадикардия;
  • выраженная артериальная гипертензия;
  • постоянные боли;
  • повышенная температура;
  • прогрессирование заболевания.

Для людей, выздоравливающих после инфаркта, инсульта или ИБС предпочтительнее лечебные упражнения для всей конечности, верхней или нижней, но небольшой интенсивности и без излишних усилий. В комплексе методик допускаются небольшие движения корпусом, легкие тазовые упражнения.

Количество определенных повторов не должно быть большим. Как только пациенту становится тяжело дышать, следует немедленно прекращать занятия и ограничиться легкой ходьбой. В этот период следует заняться упражнениями для развития дыхания.

Преимущества занятий

ЛФК и при профилактике болезней сердца имеет огромное значение. Она помогает избежать обострений хронических заболеваний, предотвратить рецидивы и помочь оставаться здоровым долгие годы.

Лечебная физкультура дает возможность усиливать кровоснабжение мышц, мозга, тканей и органов и избегать гиподинамии. Выздоравливающим пациентам после инсульта она помогает восстановить двигательную и физическую активность.

При варикозном расширении вен ЛФК усиливает кровоток в местах венозного застоя. У больных стенокардией или ишемической болезнью сердца активизируется малый круг кровообращения, усиливая дыхательную активность и увеличивая объем вдыхаемого воздуха.

Дыхательная гимнастика при заболеваниях сосудов и сердца очень важна. Она в первую очередь входит в обязательный комплекс упражнений и профилактических методик. Основные движения доступны даже для пациентов с постельным режимом: следует глубоко вдохнуть, сколько можно удерживать воздух в легких, затем медленно выпустить его через нос. Развитию дыхания способствуют также движения рук и корпуса, позволяющие реберным мышцам рефлекторно совершать дыхательные движения.

Методики ЛФК разнообразны. Но для кардиологии и неврологии существует определенный набор методик. Он включает в себя отдельные комплексы для пациентов с конкретной кардиопатологией, причем при каждом заболевании предусмотрены свои комплексы упражнений.

Например, при гипертонической болезни и инсульте не следует подвергаться излишне интенсивным нагрузкам. Желательно проводить сеансы лечебной ходьбы, а также включать методики, направленные на профилактику инсульта и артериальной гипертензии.

При пороках сердца следует проводить короткие, не более четверти часа продолжительности, комплексы лечебных физических упражнений с частыми передышками.При ишемической болезни сердца, инфаркте, с тенокардии рекомендуется в первую очередь применение методик дыхательной гимнастики для обеспечения притока кислорода к сердечной мышце.

Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • умение управлять своим голосом;
  • выработку правильного, продолжительного выдоха;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке — Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.

2. — ТАНЮШЕНЬКА!
– ау!
– ПОДРУЖЕНЬКА!
– ау!
– ИДИ ГУЛЯТЬ!
– иду!
– ИДИ БЫСТРЕЙ!
– бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая — тихим. Затем группы меняются местами.

3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь —
дан —
дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

2. Шарики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

  • развитие чувства ритма;
  • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
  • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
  • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг — слог).

2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок — слог).

3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок — два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап кап кап Капля — раз, капля — два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

  • формирование и закрепление произносительных навыков;
  • автоматизация приобретённых навыков;
  • тренировка слухового восприятия.
Читайте также:  Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск

Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

В последние несколько десятилетий наблюдается значительное увеличение числа детей с нарушениями речи.

Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одним из наиболее трудных для коррекции, является общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Многолетний опыт работы позволяет убеждаться в том, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Большая часть дошкольников отличается недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, трудностями в запоминании и воспроизведении материала, выполнении сложных инструкций. Исследования зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР они сформированы недостаточно. У дошкольников отмечается низкий уровень развития самоконтроля, навыка произвольной деятельности.

Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Большей части детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: нарушение координации, общего ритма движений; неуверенность в воспроизведении, снижение скорости выполнения, затруднения при переключении от одного движения к другому. Перечисленные особенности характеризуют состояние как общей, мелкой, так и артикуляционной моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении заданий по словесной инструкции, пространственно-временным параметрам.

Таким образом, вышеперечисленные особенности позволяют говорить о том, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Созданию единого подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, способствует взаимосвязь, преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Условиями оптимизации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются:

– совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении;

– обсуждение результатов исследования неречевых процессов, состояния речи детей группы;

– составление перспективного плана коррекционной работы по музыкальному воспитанию, логоритмике с учетом ведущего дефекта.

– взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

– разработка общих рекомендаций для родителей.

Общеизвестно, что эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является разработка и проведение логоритмических занятий. Поэтому в совместной работе мы делаем акцент на логопедическую ритмику.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в речевой группе.

На логоритмических занятиях мы решаем следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного, артикуляционного праксиса; двигательных навыков;
  • развитие оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • развитие ритмических способностей;
  • развитие речевой функциональной системы.

В результате практической работы у нас сложилась определенная структура логоритмического занятия:

В зависимости от этапа работы, уровня развития детей конкретной группы, мы варьируем их содержание.

Логопедическая ритмика представляет комплекс ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность. Сочетание речи и движения под музыку являются очень важным компонентом на пути коррекции нарушений слоговой структуры слова, исправления речевых и двигательных недостатков речи.

Речедвигательные упражнения проводим как в сопровождении музыки, так и без нее. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Используем различные ритмические рисунки на два, три, четыре счета и музыкального размера 2/4, 4/4 такими длительностями, как восьмые и четверти, половинки. Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, используем народный детский фольклор разных стран, стихи современных детских поэтов. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, делим детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Во время логоритмического занятия обращаем внимание на то, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу, сидели полукругом. Такое расположение дает возможность дошкольникам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Упражнения логопедической гимнастики выполняем, сидя на ковре. Нередко сочетаем их с выполнением движений пальцев рук (выполняем под счет, с музыкальным сопровождением).

Речедвигательные игры и упражнения включаем не только в содержание логоритмических, но и музыкальных, логопедических, физкультурных занятий. Для удобства применения, речевой материал, а также игры и игровые упражнения, используемые нами, систематизированы. Некоторые из них приведены ниже (Приложение).

Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим используем различные виды ходьбы с музыкальным или речевым сопровождением.

На начальных этапах коррекционной работы по логоритмике мы стараемся организовывать все “звучащие” формы обучения.

Фронтальные или подгрупповые занятия с детьми, обычно начинаем с отхлопывания, оттопывания сначала простых, а затем все более сложных ритмов, постепенно исключая опору на зрительное восприятие. Включаем в занятия упражнения направленные восприятие и различение ритмов, их воспроизведение хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах.

Подобные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма и координации движений, но и развивают внимание, речеслуховую память, помогают выработать правильный ритм дыхания. Такие виды коррекционной работы направлены на создание устойчивого рефлекса четкой метрической пульсации точного ритмического рисунка, возникающего в мышцах пальцев рук, голосовых связок, которые возникают на основе словесного и музыкального материалов.

Включаем в занятия упражнения на пропевание звуков, слогов, используемых в фонетической ритмике на знакомые мелодии; складовых цепочек (“Музыкальный мяч”). Кроме того, пропеваем слоги с повышением или понижением тона голоса, изменяя ритм, интонацию, выделяя какой-либо слог, например: “Ста-сто-сту-сты.”, т.д. Обязательным условием такого вида коррекционной работы является то, что необходимо петь в темпе речи, ритмично, выделяя ударные слоги.

Пение складовых попевок, чистоговорок, прибауток, детских песенок служит замечательным материалом для развития мышц артикуляционного аппарата, формирования устойчивых артикуляционных кинестезий, быстрой переключаемости с одной артикулемы на другую, закрепления навыков правильного произношения звуков и слоговых структур. Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический “образ” слова, речевой фразы. Большинство чистоговорок и попевок прорабатываем с “пропеванием” каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук. Песни подбираем с учетом темпа, диапазона звучания, длительности музыкальных фаз. При пении обязательно акцентируем внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

Некоторые песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов. Особенностью такого вида работы является поэтапное разучивание текста песни, отдельно разучивается музыкальный аккомпанемент, и только после этого пение и аккомпанемент сливаются воедино. Пение позволяет укрепить голосовые связки, способствует развитию певческого голоса, увеличению диапазона голоса (от одного звука до полутора октав), обогащению эмоциональной и тембровой окраски голоса, улучшению дикции, дыхания. Благодаря пению, нам предоставляется возможность закрепления различных слоговых конструкций, линейной структуры фразы.

Проведение логоритмических занятий позволило заметно улучшить у детей показатели чувства темпа и ритма, ориентации в пространстве, общую и мелкую моторику, артикуляционные движения, слуховое внимание и фонематический слух, умения произносить слова различного слогового состава.

На основе опыта работы выделим основные моменты:

1. На логоритмических занятиях особое внимание необходимо уделить играм, направленным на совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

2. Обязательной основой для логоритмических занятий должны быть упражнения, построенные не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением.

3. В логоритмические занятия необходимо включать упражнения, направленные на развитие интонации, ритмических способностей, тактильных ощущений, поскольку, избегая их, невозможно сформировать слоговую структуру слова, правильную речь дошкольников.

4. При пении необходимо акцентировать внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

5. Для достижения положительных результатов в работе по устранению общего недоразвития речи у детей, посредством логоритмики, необходимо взаимодействие педагогов ДОУ.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя “помощником” являются тетради взаимодействия специалистов Д/У. Ведение тетрадей помогает закрепить умения и навыки, полученные на логопедических, музыкальных, логоритмических занятиях, способствует углублению индивидуального подхода к детям.

Таким образом, тесная взаимосвязь и четкое разграничение функций учителя-логопеда и музыкального руководителя, использование вышеперечисленных видов работ, способствует эффективной коррекции ОНР у дошкольников.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике- М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение 3 изд. – СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.
  6. Титова Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 1991.

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР
статья по логопедии

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
iz_opyta_raboty.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

«Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР».

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Это является следствием недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого процесса коммуникации с ребенком телевидением, повышение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и др. Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций таких как: память, мышление, воображение, а также проявляющийся в сложностях процесса коммуникации.

Устранение расстройств звукопроизношения играет большую роль в дальнейшей жизни ребенка. Своевременное преодоление нарушений звукопроизношения способствует предотвращению сложностей в усвоении навыков чтения и письма. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, а так же с глухими и слабослышащими учащимися является фонетическая ритмика. Исторически, под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика представляет собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи и ритмической способности. Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность – это деятельность всего организма. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций». В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическую ритмику можно отнести к здоровьесберегающей коррекционной технологии. Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей. С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает речевой материал и артикуляцию звуков. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения, которые знакомы детям и доступны их пониманию. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию. Элементы фонетической ритмики включаются и в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья , помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам :

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков.

Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному». Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, в начале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух – трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные. Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук. Проводить занятия следует регулярно на каждом занятии по 3 -5 минут в качестве речевой зарядки. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные).

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка. Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи. Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. В настоящее время назрела необходимость систематического использования коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять на психическое и речевое развитие детей.

Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями

Анна Владимировна Фоминцева
Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями

Фонетическая ритмика КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ у детей с речевыми нарушениями

Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель: Развитие и коррекция речи у детей с нарушениями речи по средствам фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

• формирование умений изменять силу и высоту голоса,

• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

• восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

• нормализацию речевого дыхания;

• умение управлять своим голосом;

выработку правильного, продолжительного выдоха;

• сохранение плавности речи и интонационной выразительности;

• условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее.Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс;туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед;головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения.После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов,составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо___

папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.

Идут по дорожке — Тихие шаги в круг.

БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.

ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая — тихим. Затем группы меняются местами.

3.В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.

А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.

Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба,сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди,сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

Повтори их звон:

3. Бубенчики висят,

Повтори их звон:

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

развитие чувства ритма;

• правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;

• является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;

• использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Игра «Радист».

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Игра «Теремок»

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан,дети в такт ударов идут по кругу: па папа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан,ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан,ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан,ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1.Ходьба по кругу в медленном темпе: па папа (шаг — слог).

2.Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок — слог).

3.Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок — два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап капкап Капля — раз, капля — два. медленно,

кап капкап Капли медленно сперва: постепенно

кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя

кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего

капля, капля,Капля каплю догонять: и быстрого

кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

• формирование и закрепление произносительных навыков;

• автоматизация приобретённых навыков;

• тренировка слухового восприятия.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Конспект по развитию певческих навыков «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» Тема «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» Подготовительная к школе группа Цель: формирование.

Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку» Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи у дошкольников и младших школьников с ОНР Игра – ходилка «Помоги.

Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.

Ритмика как средство для развития музыкальных способностей дошкольников Ритмика – как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Неоценимо влияние музыки на формирование всестороннего развития человека.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».

Консультация для педагогов «Словарные игры по развитию интонационной выразительности речи дошкольников» Основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок.

Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи МБДОУ№47 (корпус 1) “Театрально-игровая деятельность детей как средство ознакомления с художественной литературой и развития интонационной.

Важность развития мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Большинство учёных считают (А.Н.Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др. ), что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по развитию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания таких как: нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. Особенности выразительности речи у детей в онтогенезе рассматривались психологами, лингвистами, педагогами, такими как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова, Ф.А. Сохин, М.Ф. Фомичева и др.

У большинства детей с нарушениями речи, по данным Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской, Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

В то же время подробное изучение особенностей овладения интонационной выразительностью речи, знание затруднений, которые при этом дошкольники с нарушениями речи испытывают, учет выявленных особенностей просодики позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию интонационной выразительности речи как важнейшего компонента нормированной речи.

Все вышесказанное обусловливает необходимость теоретического и практического изучения нарушений интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе психолого-педагогической работы по преодолению выявленных нарушений.

Цель работы: исследование особенностей психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР и разработка методических рекомендаций по её развитию.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение

Интонационная выразительность речи содержит такие компоненты как: мелодика, темп, пауза, сила голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм и тембр и является обязательным признаком полноценной устной речи. Речь без выразительности не возможна. Выразительность речи зависит от многих причин и условий – собственно лингвистических и экстралингвистических. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются богатством словаря, мастерством словестного выражения и интонационной гибкостью речи.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. К концу дошкольного возраста ребёнок в состоянии не только употреблять, но и обозначать словом смысл и значение средств интонационной выразительности, дифференцируя отдельные семантические нюансы.

Выразительность речи у детей с речевыми нарушениями имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце фраз, нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников с ОНР монотонной и невыразительной. В целом речь таких детей обеднена выразительными компонентами.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Это достигается следующими видами работ:

3)Различные упражнения для развития интонационной выразительности, таких как, развитие восприятия различных видов интонации, обработка различных видов интонации в предложениях и т.д.

В настоящее время проблема выразительности речевого высказывания детей с речевыми нарушениями выдвигается на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике коррекционного обучения, что определяет актуальность экспериментального исследования проблемы.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22» г. Череповца в старших группах. Всего в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7- лет: 10 детей с нормально-развивающейся речью и 10 детей с ОНР III уровня с дизартрическим компонентом.

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормальной речью.

1)Выявить особенности формирования интонационной выразительности у старших дошкольников с ОНР.

2)Сопоставить уровни развития интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР и нормальной речью.

Диагностика проводилась в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента.

Экспериментальное исследование включало пять серий заданий: [48]

Первая серия заданий была направлена на выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».

1. Сегодня светит солнце.

2. Как твои дела?

3. Дети любят играть?

4. А мама придет?

5. Какой ты молодец!

В протоколе фиксировалась оценка результатов:

1) все интонационные конструкции правильно воспроизведены— 2 балла:

2) модулирует высоту тона при воспроизведении 1-2 фраз — 1 балл;

3) при воспроизведении интонационных конструкций не отмечается модуляция высоты тона — 0 баллов.

Задания второй серии выявляли способность детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

– Завтра будет дождь.

– Завтра будет дождь?

– Завтра будет дождь!

Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов:

1) все интонационные конструкции воспроизведены адекватно — 2 балла:

2) адекватно воспроизведены 1-2 фразы — 1 балл;

3) не выявлена адекватность воспроизведения интонации фразы — 0 баллов.

Задачей третьей серии было определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем “главное” слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем “главное” слово».

– Вова рисует машину.

– Вова рисует машину.

– Вова рисует машину.

В протоколе фиксировалось наличие и место ударного слова. Оценка результатов:

1) во всех фразах правильно поставлено логическое ударение — 2 балла:

2) логическое ударение правильно поставлено в 1-2 фразах — 1 балл;

3) ребенок не изменяет логическое ударение во фразах — 0 баллов.

Четвертая серия заданий была направлена на воспроизводить по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1.простые ритмы — II I, I II, II I I, I I II, I III.

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2.сложные ритмы — III I I, I II II, I III I, II III I.

Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

1) выполнены оба задания — 2 балла:

2) выполнены только простые ритмы — 1 балл;

3) не выполнено ни одного задания — 0 баллов.

Задачей пятой серии было исследование воспроизведения отраженного темпа речи. Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».

– Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

– Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп)

– Улитка носит свой домик на спине (медленный темп)

1) все фразы повторил верно — 2 балла:

2) темп изменяет незначительно — 1 балл;

3) задание недоступно — 0 баллов.

Исследование велось по протоколам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается общее количество баллов.

Были выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень – ребёнок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неадекватно воспроизводили интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводить ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого (0-5 баллов).

Средний уровень – ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого (6-8 баллов).

Высокий уровень – ребёнок легко модулирует высоту голоса, адекватно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводить ритмические структуры услышанного (9-10 баллов).

Особенности овладения интонационной выразительностью речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Будет целесообразно проанализировать каждую серию экспериментального исследования, сравнить детей с нормальной и нарушенной речью описать особенностей выполнения заданий и типичных трудностей детей .

1 серия заданий: выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции

Успешность выполнения первой диагностической методики

Тема 5. Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи. Задачи, методы, средства. Использование логоритмики в коррекции различных речевых нарушений.

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной патологией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.

Ссылка на основную публикацию