Квалификационная характеристика учителя-дефектолога, учителя-логопеда

Чем логопед отличается от дефектолога?

Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
  • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений — умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
  • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
  • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.

На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).

Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).

Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).

Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
  2. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
  3. Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
  4. При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки. Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).

В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.

Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

1 Комментарий

К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.

Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Транспорт»

Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 3 года обучения по лексической теме «Транспорт».

Лексическая тема «Транспорт».

  • Обогащение и расширение словарного запаса по теме.
  1. Закрепить обобщающие слово — «транспорт».
  2. Расширить активный словарь существительных.
  3. Практическое усвоение существительных в родительном падеже.
  4. Практическое усвоение существительных в творительном падеже.
  5. Практическое усвоение существительных множественного числа родительного падежа.
  6. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, умение действовать по сигналу; закреплять особенности передвижения разных транспортных средств.
  7. Развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, развивать внимание.
  8. Развивать графические навыки.

Ход занятия.

1.​ Организационный момент.

Логопед загадывает загадки о транспорте, дети отгадывают и получают картинку, на которой изображён отгаданный вид транспорта.

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется.
По дороге он несется

Дети садятся на свои места.

2.​ Беседа по данной теме.

– Назовите, что у вас изображено на картинках.

– Автомобиль, самолёт, поезд, корабль и т.д.

– Как одним словом назвать самолёт, поезд, корабль, автомобиль?

– Виды транспорта бывают разными:

  • Транспорт, который передвигается по земле (дорогам, рельсам), называется наземным. Это машины, автомобили, грузовики, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус, автобус, поезд и т д.
  • Транспорт, который передвигается по воде, называется водным. Это корабль, подводная лодка, катер, лодка, баржа и т.д.
  • Транспорт, который передвигается по воздуху, называется воздушным. Это самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар.
  • Транспорт, который передвигается в космосе, называется космическим. Это космический корабль, спутник.
  • Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным. Это метро.
  • Транспорт, который перевозит людей, называется пассажирским (автобус, такси и т. д.)
  • Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовым (грузовик, самосвал, молоковоз).
3. Игра «Где поедет, поплывёт, полетит?»

Логопед выставляет на доске четыре картины: изображение моря, неба, дороги и космоса.

Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать для своего транспорта (картинки) дорогу и объяснить свой выбор.

– Моя машина поедет по дороге, потому, что это наземный вид транспорта.

– Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный вид транспорта.

4. Игра «Без чего?»

– Случилась беда, приходил великан из сказки и хотел поиграть транспортом, да только всё переломал. Нам удалось сфотографировать его проделки. Скажите, что на фотографиях.

– Машина без колеса.

– Самолет без крыла.

– Пароход без трубы.

– Велосипед без колёс.

– Вертолёт без винта.

– Мотоцикл без руля.

5. Физкультминутка.

Подвижная игра «Море, небо, дорога».

Логопед (дает детям сигналы):

Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);

Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга);

Изображают езду на машине («едут» по указанному направлению);

Встают друг за другом, изображая вагоны поезда, и ритмично передвигаются в одном направлении.

6. Игра «Управляет чем?»

Логопед предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.

– Летчик управляет чем?

– Лётчик управляет самолётом.

Водитель управляет (чем?) — автомобилем;

Капитан управляет (чем?) — кораблем;

Космонавт управляет (чем?) — ракетой;

Машинист управляет (чем?) — поездом.

7. Игра «Один – много». Игра проводится с мячом.

Логопед кидает ребёнку мячик и говорит :

Читайте также:  Речевой праздник 'По страницам знаний'

– У меня одна машина, а у вас много….

Ребенок ловит мяч и отвечает:

– Машин и так далее.

8. «Что здесь лишнее?»

Логопед показывает детям картинки с изображением рядов предметов. Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные.

– Корабль, лодка, парусник, грузовик.

– Лишний грузовик, потому что он относится к наземному виду транспорта. Остальные к водному.

– Самолет, вертолет, ракета, поезд.

– Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал.

– Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.

– Скорая помощь, пожарная, милицейская машины, велосипед.

9. Развитие графических навыков.

Упражнение: «Проведи машину по дороге, корабль по реке».

Смотри Л.М. Граб «Развитие графических навыков» стр.10

10 . Итог занятия.

– О чём мы говорили на занятии?

– Мы говорили о транспорте.

– Назовите наземный транспорт.

– Машина, поезд, мотоцикл и т.д.

– Кто управляет самолётом? (Пароходом?)

– Самолётом управляет лётчик (капитан).

Оценка работы каждого ребенка.

Дети получают за хорошую работу наклейки с разными видами транспорта.

Минакова Оксана Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ гимназия №1519 города Москвы

Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

Разработала: учитель – логопед Сергеева Елена Андреевна

МБДОУ “Детский сад №42” г. Псков

Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

а) образовательные:

  • активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
  • совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
  • совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • обучение полным ответам на вопросы.

б) коррекционно-развивающие:

  • развитие мышления (обобщения, классификации);
  • развитие зрительного и речеслухового внимания;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.

в) воспитательные:

  • воспитание активности и инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.

I. Орг. момент.

Логопед заходит в группу, на его голове кепка, на плече сумка.

Логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?

Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

II. Основная часть.

1. «Скажи наоборот»

Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд – сказать наоборот.

Логопед: Наш автобус маленький или…

Логопед: Наш автобус медленный или…

Логопед: Наш автобус короткий или…

Логопед: Наш автобус узкий или…

Логопед: Наш автобус грязный или…

Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?

Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному. Логопед включает «Песенку друзей»

2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.

3. «Один – много».

Логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.

Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» Логопед предлагает детям присесть на стульчики.

Логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).

Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.

Логопед: Назовите все эти предметы одним словом.

4. «Чего не стало?»

Логопед: Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Внимательно посмотрите на эти картинки. Я спрячу одну из них, а вы скажите – чего не стало?

Логопед просит детей закрыть глаза (прячет картинку, затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос).

Дети: Не стало самолета, не стало лодки, не стало поезда.

5. «Какой это транспорт?»

Логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.

Логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?

Дети: воздушный, наземный, водный.

Логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.

Логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.

Логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.

6. Пальчиковая гимнастика.

Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)

На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)

Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Логопед: Молодцы, едем дальше.

7. «Чего не хватает?»

Логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.

Логопед: Кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).

Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.

Логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру – найти, чего не хватает у транспорта.

Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.

Логопед: Автобус без чего?

Ребенок: Автобус без колеса

Логопед: Самолет без чего?

Ребенок: Самолет без крыла

Логопед: Грузовик без чего?

Ребенок: Грузовик без кузова

Логопед: Лодка без чего?

Ребенок: Лодка без носа

Логопед: Велосипед без чего?

Ребенок: Велосипед без руля

Логопед: Поезд без чего?

Ребенок: Поезд без вагона

Логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

8. Дыхательная гимнастика.

Логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки. Рядом с контейнерами лежат «подзорные» трубочки.

Логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса.

Логопед: Много чего вы видите?

Дети: Много лодок

Логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.

Логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам

9. «Большой – маленький»

Логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Что поможет нам увидеть предметы, которые находятся на берегу?

Дети: Подзорная труба

Логопед: Правильно. Возьмите по одной подзорной трубе (синие – для мальчиков, красные – для девочек) и посмотрите в нее. Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.

Логопед: в небе летит самолет

Логопед: По дороге едет автобус

Логопед: По берегу едет велосипед

Логопед: По рельсам едет поезд

Логопед: По воде плывет лодка

Логопед: По дороге едет грузовик

Логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

III. Итог.

Логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили?

Что вы видели? Вам понравилось путешествие? Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (логопед дарит детям наклейки).

Подгрупповое логопедическое занятие “Транспорт” с использованием ИКТ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ

подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ

Тема: «Транспорт»

I квалификационной категории

Муртазина Айсылу Радиковна

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

2. Совершенствовать связную речь детей.

Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; общую, мелкую и артикуляторную моторику.

2. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
3. Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Формировать умение слушать, развивать слуховое внимание.
5. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию , фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу…» из мультфильма «Кот Леопольд», мяч, таз с водой, ореховая скорлупа.

I . Организационный момент

– Ребята, я рада вас видеть. Готовы заниматься? Покажите, какое у вас настроение. (Дети мимикой показывают) .

II . Постановка цели

– Посмотрите внимательно на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему.

Игровое упражнение «Что лишнее?» (Машина, самолёт, пароход, кастрюля, автобус) .

– Лишняя картинка – кастрюля, потому что это посуда, а не транспорт .

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

– Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте.

III . Артикуляционная гимнастика

– Ребята, сегодня у нас будет гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поёт песенку.

(Звучит фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу» из мультфильма «Кот Леопольд»)

– Угадали, кто это? (Кот Леопольд).

(на экране изображение кота Леопольда).

– Ребята, Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот. Давайте с ним поздороваемся.

– На чём он к нам приехал? (На велосипеде).

(на экране изображение велосипеда)

– Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать полным предложением. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колёса. У велосипеда есть сиденье. На колёсах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.)

– Давайте с вами тоже вместе с котом Леопольдом скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли части велосипеда в порядке и готов ли ваш язычок к занятию.

Колёса . – Они круглые и большие. Откроем ротик широко. («Окошко»)

Сиденье . – Мягкое и удобное. На нём удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губу. («Лопаточка»)

Спицы на колесе . – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)

Руль . – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. Движения языком вправо-влево. («Часики»)

Педали. – Крутятся вверх-вниз. Движения языком вверх-вниз. («Качели»)

А теперь скатимся с горы. («Горка»).

IV . Дыхательная гимнастика

– Назовите, на чём можно путешествовать по воде?

(Дети называют виды водного транспорта.)

– Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).

– А кто управляет кораблём? (Кораблём управляет капитан).

– Ребята, давайте скажем, что делал наш кораблик. Сначала он от берега что сделал? (отплыл). Потом по морю он… (поплыл). Затем совсем от нас… (уплыл). Кораблик море … (переплыл). И вот до берега… (доплыл).

IV . Основная часть

Игра-упражнение с мячом на изменение существительных в Р.п. «Что есть, чего нет?»

Давайте сыграем с котом Леопольдом в игру «Что есть, чего нет». Кому кину мяч, тот и отвечает:

– У самолёта есть хвост, а у машины нет…(хвоста)

– У лодки есть вёсла, а у грузовика нет… (вёсел)

– У поезда есть вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)

– У машины есть колёса, а у парохода нет…(колёс)

– У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)

Читайте также:  Применение ИКТ в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы логопеда)

– У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)

– У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)

– У самолёта есть крылья, а у катера нет… (крыльев)

– У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)

– У велосипеда есть педали, а у вертолёта нет… (педалей)

– У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).

2. Физминутка

А сейчас давайте немного отдохнём и отправимся вместе с нашим гостем в путешествие на самолёте.

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны)

На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны туловища в стороны)

Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

Мы летаем низко, (присели)

Мы летаем далеко, (вытянули прямые руки вперёд)

Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи крест-накрест)

– Кто управляет самолётом? ( Самолётом управляет пилот, лётчик).

– Кем мы с вами были? (Мы были пилотами).

Есть транспорт , который перевозит людей, т.е. пассажиров. Он называется пассажирский транспорт .

А есть транспорт , который перевозит грузы. Он называется грузовой транспорт.

3. Игра «Большой – маленький»

– Ребята, а у нас в группе есть игрушки-транспорт? Какие? (Дети называют игрушки).

Давайте сыграем в игру. Настоящая машина большая, а игрушечная – маленькая. Как мы её назовём ласково? (машинка).

– А сейчас мы отправимся в небольшое путешествие на автобусе. Сели поудобнее!

4. Пальчиковая игра “Автобус”

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

(изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик

(параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Двери открываются — двери закрываются.

(ладошки сводим и разводим)

– А кто управляет автобусом? (Автобусом управляет водитель, шофёр).

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дороге, третьи – плавают по морям и океанам.

Есть даже подземный транспорт – метро .

А какие виды транспорта знаете вы ? (Если детям сложно назвать, логопед задаёт наводящие вопросы)

Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный)

Как называется транспорт, который едет по дороге? (наземный)

Как называется транспорт, который плывёт по воде? (водный)

5. Игра «Скажи правильно»

– Ребята, кот Леопольд очень любит читать книжки. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но вредные соседские мышки изорвали его книжку и перепутали все слова, и получилась какая-то путаница. Кот Леопольд очень расстроился, ведь теперь стало всё непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?

– Машина летает в воздухе.

– Самолёт плывёт по реке.

– Пароход едет по дороге.

– Поезд плывёт по морю.

– Лодка едет по дороге.

– Мотоцикл едет по рельсам.

V . Итог занятия

Ребята, коту Леопольду очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет к вам ещё. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, как всегда говорит кот Леопольд на прощание. (Ребята, давайте жить дружно).

– О чём мы сегодня говорили? Какой транспорт вы запомнили? Назовите виды транспорта.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Транспорт»

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме: «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию грамматических категорий языка ребёнка. В ходе занятия развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача: совершенствовать грамматический строй речи (упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на», используя схемы; развитие способности моделировать слоговой состав слова; упражнение в согласовании числительных и существительных); активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающая задача: развивать общую и мелкую моторику, воображение, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию; учить детей быть осторожными на дорогах города.

Оборудование: фрагмент видеофильма «Старик Хоттабыч», макет «Гараж», пальчиковые фигурки, манка, мяч, шляпа Незнайки.

Ходзанятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Мы за парту дружно сели,

На друг друга поглядели.

Дети улыбнулись друг другу, поздоровались.

  1. Введение в тему.

Просмотр фрагмента видеофильма «Старик Хоттабыч».

Логопед. Назовите транспортное средство, которым пользовался старик Хоттабыч?

Дети. Ковёр-самолёт.

Логопед. Какие ещё сказочные транспортные средства вы знаете?

Дети. Ступа, сапоги-скороходы.

Логопед. На чём люди передвигаются в нашем городе?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Каким одним словом можно назвать автобус, троллейбус, трамвай?

Дети. Транспорт.

  1. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о транспорте.

  1. Изложение нового материала.
  • Игра «Гараж».

Логопед. Ребята такой транспорт, как автобус, автомобиль, грузовик, ставят в гараж. Сейчас мы поиграем в игру «Гараж». Перед вами на столах игрушечные гаражи, дороги, машины. На дорогу выезжает столько машин, сколько слогов в моём слове. Внимательно слушайте и считайте — «кабина». Сколько машин выехало из гаража?

Дети. Три, потому что в слове «кабина» три слога.

Логопед предлагает проверить ответ с помощью хлопков в ладоши.

Логопед. Машины возвращаются в гараж. Следующее слово «фары». Сколько машин выехало?

Дети. Две, потому что в слове «фары» два слога.

Аналогичная работа со словами: дорога, шофёр, самолёт.

Логопед. Ребята, вы внимательно слушали слова, поэтому каждая машина выезжала вовремя.

  • Игра «Заколдованные картинки».

Логопед. Вот картинки, которые заколдовал старик Хоттабыч. Чтобы их расколдовать – увидеть, что на них изображено, их надо посыпать манкой.

Каждый ребёнок берёт картинку, аккуратно посыпает её манкой, на картинке появляется очертание транспорта.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал теплоход.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал вертолёт.

Аналогичная работа с другими картинками

Дети. Я расколдовал самолёт.

Логопед предлагает отдохнуть.

Логопед. Самолёты загудели. Вращение перед грудью

согнутыми в локтях

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдно

Наклоны влево, вправо

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. На полянку тихо сели. Присесть, руки к коленям.

Логопед. Да и снова полетели. Встать, согнуть руки в

Дети. У-У-У-У. (Громко)

  • Игра «Сколько их?»

Логопед переводит внимание детей на пальчиковые фигурки-транспорт. Предлагает детям взять пальчиковые фигурки, соответствующие расколдованному транспорту.

Логопед. Наденьте фигурки на пальчики. Посчитайте, сколько фигурок у вас.

Дети считают самостоятельно.

Логопед. Сколько у тебя самолётов?

Дети. 1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта………5 самолётов.

Логопед. Сколько у тебя троллейбусов?

Дети. 1 троллейбус, 2 троллейбуса ……………5 троллейбусов.

Аналогичная работа со словами грузовик, теплоход, автобус.

Логопед. Как много у вас транспорта! При счёте из вас никто не ошибся!

  • Игра «Не ошибись!»

Логопед предлагает отгадать загадку:

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом.

Детям предлагается встать в круг, ведущий – логопед, игра проводится с мячом.

Велосипедист ездит на велосипеде.

Мотоциклист ездит на … .

Водитель троллейбуса водит … .

Логопед. Каким одним словом можно объединить слова мотоцикл, самолёт, вертолёт, троллейбус?

Дети. Все перечисленные слова обозначают транспорт.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

(Слова для составления предложений берутся из предыдущего упражнения).

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения со словами, обозначающими транспорт, используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети. Это схемы предлогов в и на.

Логопед. Составьте предложение с предлогом в.

Дети. В троллейбус сел дедушка.

Дети. В вертолёте летели военные.

Аналогичная работа с предлогом на.

Логопед. Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

Раздался скрип двери, в приоткрывшейся двери появилась шляпа Незнайки. Ребята узнали его, предложили войти в кабинет. В руках он держал дорожные знаки. Поприветствовали друг друга. Незнайка обратился за помощью.

Незнайка. Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки.

1-й ребёнок. Это знак «Остановка».

2-й ребёнок. Это знак «Пешеходный переход».

3-й ребёнок. Это знак «Подземный переход».

Незнайка. Я благодарен вам за помощь, рад, что вы знаете дорожные знаки,надеюсь, что вы всегда будете помнить о них. А для чего они нужны?

Дети. Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно.

  1. Закрепление.
  • Игра «Моя новая машина».

Предлагаем детям пофантазировать.

Логопед. Придумайте такой вид транспорта, с которым было бы безопасно на дорогах.

Детали машин – кусочки липучей ленты, отличающиеся цветом, формой, величиной. В построении машин активное участие принимает Незнайка.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов.

Логопед. Составьте старику Хоттабычу предложение о вашей новой машине. Не забудьте о схемах предлогов!

Заслушивание ответов детей.

Логопед. Мы много фантазировали, когда вы будете взрослыми, кто-нибудь из вас станет инженером и изобретёт настоящую новую машину.

  1. Итог. Оценка деятельности детей.

Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

КОНСПЕКТЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ КОЛЛЕГ

  • Артикуляционная гимнастика для мальчиков

Автор: Черкашина Светлана Ивановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Автор: Черкашина Светлана Ивановна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Авторы: Черкашина Светлана Ивановна, Новосёлова Людмила Анатольевна, учителя-логопеды МБОУ СОШ № 8 им. Сибирцева А. Н. г.Сургут

Автор: Шиманчук Юлия Николаевна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Автор: Мухаметзянова Рафиса Рафисовна, учитель-логопед МБДОУ Большеатнинский детский сад Атнинского района РТ

Автор: Лаптева Дарья Вениаминовна, учитель-логопед МБОУ “Солонцовская СОШ”, п. Солонцы, Емеляьновский район, Красноярский край

Автор: Лаптева Дарья Вениаминовна, учитель-логопед МБОУ “Солонцовская СОШ”, п. Солонцы, Емеляьновский район, Красноярский край

  • Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: “Домашние животные”

Автор: Николаева Галина Викторовна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Автор: Николаева Галина Викторовна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Автор: Люсова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область

Автор: Грачёва Елена Александровна, учитель-логопед МКДОУ ДСКВ №14 «Дельфин»

Автор: Гаева Светлана Филипповна, учитель – логопед логопедического пункта при ДДУ №108 г.Мариуполь, Донецкой области, Украина

Автор: Люсова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №257” г.Новокузнецк, Кемеровская область

  • Презентация к занятию по лексической теме “Мебель” для детей 6 – 7 лет с ОНР

Автор: Гришина Марина Владимировна, учитель-логопед МКДОУ детского сада компенсирующего вида № 22 г.о. Самара

Автор: Долганова Светлана Сергеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №53 г.Набережные Челны

Автор: Бокова Лина Илгизовна, учитель-логопед МДОУ ДСКВ №14 «Дельфин» г. Трёхгорный, Челябинская область

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Жук Марина Константиновна, учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Автор: Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинской СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)

Автор: Назарова Ирина Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №87 г.о. Самара

Автор: Азаренко Ю лия Степановна, учитель-логопед ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Авторы: Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед, Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Автор: Туркина Наталья Владимировна, учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД» г. Пермь

Автор: Хомутская Елена Николаевна, учитель-логопед ЛГ МАДОУ ДСОВ №1 «Теремок», город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра

Читайте также:  Звук и буква Й - конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Автор: Стаценко Татьяна Петровна, учитель-логопед МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 67” (город Энгельс Саратовской области)

Автор: Крюкова Марина Сергеевна, учитель-логопед ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 12 г. Гуково

Автор: Романцова Наталья Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида №87 г.о. Самара

Авторы: Дубровская Елена Олеговна, учитель-логопед, Сафаргалиева Алина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга

  • Презентация на тему “Приемы развития орфографической зоркости учащихся начальных классов” (скачать)

Автор: Метальникова Нина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №168 г.о. Самара

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Автор: Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Уважаемые коллеги!

На этом сайте Вы можете скачать авторский материал по проблемам коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также разместить собственные разработки и получить сертификат, подтверждающий публикацию.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

автор :
Рыбакова Елена Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ № 66 «Родничок», г. Прокопьевск

тема :
Путешествие в деревню к бабушке Наташе

коррекционно-образовательные цели :

  • расширить и углубить представления детей о домашних животных;

коррекционно-развивающие цели :

  • развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;
  • закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
  • совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова-гиперболы;
  • развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-воспитательные цели :

  • воспитывать любовь и заботу о домашних животных;
  • формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;

>>> читать далее

2. Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

автор :
Ольховская Ольга Ивановна, учитель-логопед МБДОУ № 66 «Родничок», г. Прокопьевск

тема :
Как купить автомобиль

коррекционно-образовательные цели :

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
  • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
  • закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
  • учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
  • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-развивающие цели :

  • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
  • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

коррекционно-воспитательные цели :

  • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

>>> читать далее

3. Занятия по звукопроизношению в подготовительной группе

автор :
Шамова Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад «Теремок», село Белый Яр, республика Хакасия

тема :
Знакомство со звуком и буквой «у»

коррекционно-образовательные цели :

  • научить детей четко произносить звук «у» ;
  • выделять звук «у» в ряду гласных звуков;
  • определять позицию звука «у» в словах;
  • познакомить с буквой «у» ;

коррекционно-развивающие цели :

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание;
  • развивать мелкую моторику;

коррекционно-воспитательные цели :

  • формировать навыки сотрудничества;

>>> читать далее

4. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников (статья с презентацией)

автор :
Шмидт Елена Владимировна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 105 «Антошка», г. Прокопьевск

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

5. Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)

автор :
Лоскутова Надежда Павловна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – д/с №12 «Родничок», г. Краснокаменск

Распределение лексических тем (I год обучения)

МесяцI неделяII неделяIII неделяIV неделя
СентябрьОбследование речи детейОбследование речи детейОгород.
Овощи
Сад
Фрукты
ОктябрьОсень.
Грибы и ягоды
Осень.
Деревья
ИгрушкиДетский сад
НоябрьДикие животныеКак лес к зиме готовитсяПерелётные птицыЗимующие птицы
ДекабрьДомашние животныеДомашние животные и птицы, их детёнышиЗима.
Зимняя одежда
Зимние забавы.
Новый год
ЯнварьКаникулыЧеловек.
Части тела
ТранспортТранспорт.
Правила дорожного движения
ФевральПосуда.
Продукты питания
Материалы и инструментыЗащитники ОтечестваКомнатные растения
МартМамин праздник.
Семья
Ранние признаки весны.
Первые цветы
Мой дом.
Город
Весна в природе
АпрельТруд людей веснойКосмосВозвращение птиц.
Насекомые
Мебель
МайДень ПобедыДеревья и кустарникиЦветыВремена года

Распределение лексических тем (II год обучения)

МесяцI неделяII неделяIII неделяIV неделя
СентябрьОбследование речи детейОбследование речи детейЛиственные деревья.
Грибы
Осенняя ярмарка.
Сад-огород
ОктябрьПризнаки осени.
Осенние месяцы
Осенняя одежда, обувь, головные уборыОткуда хлеб пришел?Дом.
Мебель
НоябрьПерелётные и водоплавающие птицыДомашние животные и их детёнышиДикие животные и их детёныши.
Подготовка к зиме
Осень (обобщение)
ДекабрьЗима.
Зимние месяцы.
Зимние забавы
Зимующие птицыНаш городНовый год.
Хвойные деревья
ЯнварьКаникулыТранспорт.
Профессии на транспорте
Профессии.
Трудовые действия
Инструменты.
Электроприборы
ФевральПосуда.
Продукты питания
Вода в природеДень защитников Отечества.
Военные профессии
Зима (обобщение)
МартРанняя весна.
Весенние месяцы.
Первые цветы
8 марта.
Женские профессии
ЗоопаркНа птичьем дворе
АпрельЛекарственные растенияДень космонавтикиЖивотный мир морей и океанов.
Речные и аквариумные рыбы
Школа.
Школьные принадлежности
МайМоё Отечество.
Россия
Луг, поле, лесНасекомыеЛето.
Летние месяцы

6. Графические материалы «Учим скороговорки» и «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

автор :
Лоскутова Надежда Павловна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – д/с №12 «Родничок», г. Краснокаменск

7. Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях.

автор :
Терентьева Наталья Александровна, учитель-логопед МБОУ СОШ №3 ЯНАО, г. Салехард

цель :

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т];

задачи :

  • учить детей дифференцировать звуки;
  • обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи;

>>> читать далее

8. Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану.

автор :
Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

цели :

  • расширение и активизация предметного словаря;
  • расширение и активизация словаря признаков по теме «Домашние животные»;
  • развитие мышления – загадки;
  • закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • практическое употребление притяжательных прилагательных;
  • употребление существительных в предложном падеже;
  • формирование связной речи;
  • обучение умению составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;

>>> читать далее

9. Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа.

автор :
Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

тема :
Как дети помогли Снеговику

цели :

  • активизация предметного словаря по теме;
  • развитие мышления – загадки;
  • установление причинно-следственных связей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики рук, зрительного восприятия, речевого восприятия;
  • развитие связной речи, продолжение обучения детей умению составлять рассказ с использованием фланелеграфа;

>>> читать далее

10. Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы.

автор :
Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

тема :
Звук [с] . Буква «с»

цели :

  • закрепить навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, фразах;
  • выделять звук [с] в начале, середине, конце слова;
  • деление слов на слоги;
  • звуковой анализ слов;
  • подсчет предложений в тексте;
  • составление схемы предложения;
  • составление предложений по предметным картинкам;
  • упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных;
  • знакомство с буквой «с» ;
  • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;

>>> читать далее

11. Занятие по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы.

автор :
Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

тема :
Скоро в школу

цели :

  • закрепить умение детей выделять предложение из текста;
  • упражнять в составлении предложений;
  • учить делить слова на слоги, указывать их последовательность;
  • учить дифференцировать звуки [л]-[р];
  • учить различать согласные звуки по твердости, мягкости;
  • совершенствовать умение выделять звуки [л] и [р] в начале, середине, конце слова;
  • совершенствовать навык звукового анализа слов;
  • способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;

>>> читать далее

12. Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда».

автор :
Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

цели :

  • активизация предметного словаря по теме «Посуда»;
  • формирование навыка образования относительных прилагательных;
  • обучение детей правильному согласованию в речи существительных с числительными;
  • упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
  • развитие памяти, внимания, мышления;

>>> читать далее

13. Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи.

автор :
Фефилова Екатерина Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ № 101 г. Архангельск

тема :
Как мы Путаника учили

цели :

  • закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи;

задачи :

  • активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда»;
  • закрепить умение составлять предложения с союзом «а»;
  • коррегировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении;
  • коррегировать зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании;
  • воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища;

>>> читать далее

14. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

автор :
Осипова Елена Петровна, учитель-логопед ГБДОУ Детский сад № 49 Приморского района г. Санкт-Петербург

тема :
На лесной полянке

направление :

  • познавательно-речевое развитие;
  • социально-личностное развитие;

ведущая образовательная область :

  • коммуникация;

задачи в области «коммуникация» :

  • продолжать развитие фонематического слуха;
  • продолжать развивать слуховую и зрительную память и внимание;
  • совершенствовать умение употреблять предлоги «на», «над», «под», «по»;
  • продолжать развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • продолжать упражнять детей в чтении целых слов;
  • совершенствовать развитие связной речи путем активизации творческих возможностей детей (рассказ от имени персонажа – «вхождение в картину») и с выходом за пределы наглядного данного, по воображению (что было до?);
  • продолжать развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми;

задачи в области «познание» :

  • закрепление знаний геометрических фигур;
  • продолжать развитие пространственной ориентировки и ориентировки на листе бумаги;
  • закреплять знания детей о диких животных, живущих в наших лесах;
  • воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений;

задачи в области «социализация» :

  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
  • продолжать формирование привычки слушать собеседника и не перебивать его;

>>> читать далее

15. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.

автор :
Васильева Марина Александровна, воспитатель речевой группы ГБДОУ Детский сад № 72 Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербург

тема :
Прогулка в осенний лес

направление :

  • познавательно-речевое развитие;
  • социально-личностное развитие;

ведущая образовательная область :

  • коммуникация;

задачи в области «коммуникация» :

  • развитие слуховой и зрительной памяти и внимания, развитие тактильной памяти;
  • развивать пространственные представления, умение отражать в речи с помощью предлогов «на», «над», «под», «в» местонахождение предметов;
  • развивать связную речь, развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми;

задачи в области «познание» :

  • расширять знания детей о диких животных, живущих в наших лесах;

задачи в области «социализация» :

  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;

>>> читать далее

  • Главная
  • Проблемы
  • Важно
  • Занятия
  • Пособия
  • Книжки
  • Логопеду
Ссылка на основную публикацию