Культура речи – конспект занятия

Воспитательское занятие по теме: “Культура речи”

Конспект воспитательского занятия для воспитанников школы-интерната для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предназначен длля проведения занятия в разновозрастной группе, составлен с учетом особенностей контингента.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательское занятие по теме: “Культура речи”»

СОГБОУ «Вяземская школа- интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитательское занятие на тему:

Цель: выработка определенной речевой культуры у учащихся. Выраба­тывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.

-расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их

применении в жизненных ситуациях;

-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные

Сегодня поговорим о культуре речи вежливого человека

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.

Тема нашего занятия – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

Дети: (говорят все, кто желает высказаться по данному вопросу.)
Многие из вас правы. Особен­ности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».

«Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» – писал в своих проповедях священник Иоанн.

-Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Ведь ты большой, а не дитя!

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

Вот вам задание: поставьте правильно ударение.

договор, документ, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, столяр, досуг, обеспечение, квартал, средства.

догово́р, докуме́нт, премирова́ть , ссу́да взята́, това́ры про́дали, узна́йте це́ну изде́лия, столя́р, досу́г, обеспе́чение, кварта́л, сре́дства.

Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п

Написать на бумажках слова паразиты и выбросить в урну

-Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Которые называют сквернословием .У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Согласно словарю В. Даля «скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга “Юности Честное Зеркало”,

где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Давайте подумаем в каких случаях мы используем мат.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к “своим”.

Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

3 стадии сквернословия

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

«Встали, присели» (проводится под музыку Владимира Косма из кинофильма «Игрушка»).

На произнесенное «волшебное» слово ребята встают, на «злое» слово – приседают. (Любовь, скверна, доброта, драка, надежда, гадость, вера, злоба, красота, болезнь, счастье, хулиган, радость, горе, мама, грубость, пожалуйста, ложь, спасибо).

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

читать русскую классическую литературу;

запоминать стихотворения, афоризмы.

Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

У меня есть поговорки их нужно составить и объяснить:

Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

С матом дружен – никому не нужен.

Хочешь поругаться – начни улыбаться (убираться).

Жизнь без мата событиями богата.

От мата вянут уши и коробит душу.

Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.

Без мата жизнь сладка, как вата.

Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.

Как борется с матом закон.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”.

Я предлагаю вам повернуться друг к другу, и сказать ласковые, добрые слова. Какие чувства у вас возникли?

Напишите эти слова на лепестках, и мы составим из них букет цветов , который будем дарить друг другу и другим людям. И тогда мир станет намного добрее.

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! И прислушаемся к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня нами, занятие принесет положительный результат.

Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»

анастасия румянцева
Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»

“Развитие речевой культуры у дошкольников”

Культура речи – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное

достижение цели общения при соблюдении языковых правил,

этических норм, ситуативных требований и эстетических

В Культуре речи соединяется язык и общественный опыт применения языка.

При развитии культуры речи человек имеет четыре

совокупность норм литературного языка,

совокупность этических установлений своего народа,

совокупность целей и обстоятельств общения,

национальное представление о красоте речи.

Соответственно выделяются языковой, этический,

коммуникативный и эстетический факторы и соответственно

компоненты Культуры речи.

Правило, правильность, норма это центральные понятия

Культуры речи, действующие во всех ее сферах.

Культура речи предполагает – наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Развивать культуру речи у дошкольников невозможно без общения.

Также не менее важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

Наблюдая у своих воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой поставила цель:

Формировать, а также развивать знания, умения и навыки культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.

Вся работа по развитию культуры речевого развития у дошкольников старшего возраста состояла из 3-х этапов.

1 этап. Начальный.

“Развитие и поддержание интереса к правилам вежливого обращения, знакомство с правилами культурного речевого общения, корректировка знаний у детей правил вежливости».

Побуждать соблюдать правила вежливого общения.

Уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения.

Пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.

Обращаться с просьбой, чётко её излагая.

Развивать стремление употреблять в речи вежливые формы обращения.

Воспитывать стремление вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Чтобы заинтересовать детей я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности – это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип.

Собеседники (дети исполняют определённые роли). Они должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д., и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

Читайте также:  Цикл занятий: Страна Красивой речи

2 этап.

Отрабатывать и закреплять культуру речевого общения.

Игры (дидактические, сюжетно –ролевые)

Создание специальных ситуаций.

Праздники и развлечения.

Другие виды занятий.

Учить детей активно учавствовать в обсуждении поступков героев.

Закреплятьп умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях, соблюдая правила речевого поведения.

Развивать у детей невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика).

Развивать у детей навыки общения при анализе и обсуждении поступков литературных героев и т. д.

Воспитывать у детей речевую сдержанность.

Развивая культуру речи у детей старшего дошкольного возраста, я использовала и кружковую деятельность для закрепления знаний и умений. Мой кружок назывался «Раз словечко, два словечко…»

Здесь хочется добавить что, основу игровой обучающей ситуации составлял сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

Во время второго этапа

Совместно с детьми были разработаны следующие правила:

Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.

Будь всегда приветлив и вежлив.

На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.

Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.

С уважением относись к труду старших и товарищей.

Подними и подай оброненный кем-то предмет.

Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.

Умей признать, что был неправ.

Хочу добавить что, развивая культуру речевого развития детей в ДОУ нельзя забывать о том, что важно развивать её и в повседневной жизни, и в разных видах самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т. д.

Хочется отметить что, большую роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как гласит пословица:

«ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему».

Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

С целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, организовывались прогулки выходного дня, привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали общие вопросы развития культуры, её значение, сущность, необходимость.

3 этап.

Самостоятельное применение правил культуры общения детьми в соответствии с жизненными ситуациями.

Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, поощрять творческие ответы детей.

Развивать у детей положительные эмоции, доброжелательный настрой от стремления действовать по правилам культуры речевого общения.

Воспитывать у детей в практике общения с другими людьми привычку культурного поведения.

Третий этап в основном состоит из наблюдений за действиями детей, а также небольшой помощи, которая оказывалась лишь в том случае – если ребёнок сам затруднялся действовать.

К концу года многие родители отметили, что поведение детей в конфликтных ситуациях изменилось. Они стараются решить его посредством речи, а не драки. Также изменилось общение детей со сверстниками. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

У детей сформировались знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками

Дети соблюдают нормы и правила общения в речевой деятельности с окружающими.

Итогом моей работы стало желание продолжить развивать речевую культуру у дошкольников. Так как это даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Формирование речевой культуры ребенка посредством театрализованной деятельности В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста». Из опыта работы Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста Введение Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Конспект занятия по формированию у дошкольников экологической культуры «Транспорт и окружающая среда» Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры. Задачи: – расширить знания детей о природе родного края; – воспитать в детях.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Консультация для родителей «Развитие сенсорной культуры через освоение исследовательских действий дошкольников» Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах,.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями.

Развитие речевой активности в игре младших дошкольников Развитие речевой активности в игре младших дошкольников. Сюжетно – ролевая игра положительно влияет на развитие речи. Играя, ребенок разговаривает.

Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Учебно-тематический план «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Содержание 1 занятие. Вводное 35 мин. Приветствие. Психолог.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Культура речи в общении. Дикционный тренинг»

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности. Способствование повышения роли культуры речи в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_1.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

«Культура речи в общении. Дикционный тренинг»

Разработала: педагог дополнительного образования

Ситкина Наталья Анатольевна

Тема занятия: «Культура речи в общении»

  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
  • способствование повышения роли культуры речи в общении.
  • формирование тренингов, позволяющих добиться правильной речи;
  • обучение навыкам работы над дикцией и чистотой произношения;
  • развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии;
  • развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом;
  • воспитание творческой личности.

презентация, глоссарий, газеты, , фотоматериалы.

Оборудование и материалы:

  • методическая разработка урока,
  • фломастеры, карандаши,
  • диски с музыкальными отбивками,
  • магнитофон,
  • зеркало.

Время проведения занятия:

3 часа (2ч.35 мин.)

Место проведения: кабинет Центра детского творчества.

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • аудиовизуальный.

Форма проведения занятия:

  1. Презентация.
  2. Беседа, с объяснением нового материала.
  3. Показ наглядностей.
  4. Практическая работа учащихся в группах.

б) ответы на вводные в тему вопросы.

Объяснение нового материала:

а) актуальность данной темы.

б) I блок занятия: разминки.

в) II блок занятия: речевые техники.

г) III блок занятия;

д) IV блок занятия.

Подведение итога занятия

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. Потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только умении избегать ошибок речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словесный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь –одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей и наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное впечатление на настроение нашего собеседника. Таким образом , культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения, стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора, не пытаясь вникать в доводы, которые приводят наш визави, попросту его не слушаем , и наконец, стремясь заставить всех окружающих согласится с нашим взглядом на вещи, пренебрегая речевым этикетом, перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать свое мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнера, и тогда ваш разговор в лучшем случаи просто не сложиться.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем разговариваете, если искренне уважаете мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что вы хороший собеседник и людям приятно с вами общаться. Умение слушать

является залогом вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случаи, когда вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть вас « на вашу сторону»? Если вам не нравиться манера общения вашего визави или вы не согласны с тем, в чём он вас старается убедить, выразите свою точку зрения, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что……»

Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою неправду, по правилам культуры общения вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Очень важна гимнастика для губ, языка и нижней челюсти.

Мы будем овладевать упражнениями, они будут возрастать по сложности меняться тип, от медленного к более подвижному и быстрому.

В работе будем использовать маленькое зеркало для фиксирования и контроля точности движений артикуляционного аппарата.

Общая дыхательно –голосовая разминка.

Вдох всегда берется на счет 1-2 и, начиная со второго упражнения, сочетается со сменой позы.

  1. Лежа на спине сконцентрировать на ощущениях расслабленного теплого тела ( лето, пляж) . Вдох ( носом) на счет 1-2, выдох через приоткрытые губы на счет 1-6.
  1. Вдох на счет 1-2 сильно подтягиваем к груди правую ногу, придерживая ее двумя руками за подъем. В этом положении выдох 1-6.
  1. На счет 1-2 правую ногу выпрямляем, одновременно сгибая левую. Выдох на 6 счетов в этой позе.
  1. Обе ноги прижимаем к груди ( ноги согнуты в коленях) придерживаем за подъём – вдох на счет 1-2. В этой же позе – выдох на 6 счетов.
  1. Перекрещивая ступни ног, разводим колени в стороны ( руки придерживают колени). Выдох на 6 счетов.
  1. Из этой позы делаем свечку. Удерживаем на выдохе до 6.
  1. Медленно опускаем ноги – вдох , лежа на спине – выдох на счет 6.
  1. Перевернуться на живот, голову кладем на скрещенные руки. Вдох на 6 счетов.
  1. Приподнимаемся на локтях – вдох, в этой же позе выдох. Прогнуться на вытянутых руках.
  1. Руки выпрямляются в перед, прогибаемся, отрывая ноги и руки от пола – вдох на 6.
  1. Взявшись руками за лодышки , принять позу рыбки – выдох на счет 6.

Освободив ноги, переворачиваемся на спину и отсюда начинаем цикл заново.

Выдох на звуке «М».

(Настраиваем резонаторскую систему, вызывая работу верхних и нижних резонаторов).

Следующий цикл – «М» с гасными.

Следующий цикл – мнулли

«На мели мы лениво налима ловили.

Для меня вы ловили леня.

О любви не меня ли вы мило молили.

И в туманы лимана манили меня.»

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов, в повышении продуктивности общения, в склонности массовой аудитории на свою сторону.

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное слово.

Верхняя губа поднимется и опускается. Нижняя на месте. Нижняя опускается , верхняя на месте. Попеременное движение губ.

  1. Верхняя губа на счет «раз» поднимается вверх, приоткрывая верхние зубы, на «два» медленно опускается вниз. 5-6 раз.
  2. Попеременное движение верхней губы вверх – вниз и нижней губы- вниз- вверх.

Общий счет 1-4. Выполнить 5-6 раз.

После упражнения – обязательная проверка словами

с гласными звуками ы,и,

Примеры слов: вишня – филин, дикий- дырка, зычный – зил,

Лыко- лик, Нина- нытик, ринг- рыба, цирк- цыпки.

  1. Верхняя губа приоткрывает верхние зубы, несколько выворачиваясь веред – на счет 2 раз», на счет «лва» – опускается. Нижняя губа приоткрывает нижние зубы, при этом несколько выворачивается. На счет «раз»- «два». Повторить 5-6 раз.
  2. На счет «раз»- «два» движение «Парус» для верхней губы.

«три»– «четыре»- движение для нижней губы.

Проверка на односложных словах с буквой «у» под ударением.

  1. На счет «раз» вытянуть губы хоботком, напрячь их, затем расслабить их.

Повторить 5-6 раз.

  1. Движение выпяченных вперед губ «хоботка» ( или «пяточка»)

по кругу на счет 4 в одну и другую сторону.

1.Движение высунутого языка по кругу циферблата (плавное с фиксацией на цифрах 3-6-9-12). Движение по часовой стрелке и обратно.

2. Зажав в вытянутых вперед губах воображаемый «карандаш», «написать» цифры от 1 до 10 или своё имя или фамилию печатными буквами. Сбросить напряжение пофыркиванием.

  1. Сильным давлением кончика языка на нижние зубы заставить нижнюю челюсть опуститься в низ- «раз» На счет «два»- освободить. Упражнение выполнить 5-6 раз.

Давление языка в верхние зубы .Заставить верхнюю челюсть

Подняться «раз». «Два»- отпускаем.

2.Давление языка на нижнюю губу (отодвигание её) –«раз».

Отодвигаем верхнюю губу- «раз», «Два»- освобождаем.

  1. Попеременное движение на счет 4.
  1. Резкое выбрасывание языка («жало змеи» ). Подцепив «капельку яда» в глубине языка, резко выбрасываем язык вперед.
  2. Рот приоткрыт. Язык помещен на нижнюю губу и меняет свою конфигурацию:

То же самое- за зубами.

  1. Кончиком языка достать кончик носа – «раз»- «два», на счет «три-«четыре».
  2. Прокалывание кончиком языка щек.

Упражнения театрального тренинга.

Бег с препятствиями.

Бег по кругу с заданными темпом ритма. Ритм меняется, педагог предлагает различные ситуации:

– светит солнце в глаза,

– сильный ветер дует в спину,

– злая собака и тд.

Раскрепостить детей, тренировать внимание, чувство ритма.

Две команды садятся друг за другом. Под счет. А затем кто вперед делают ритмичные движения как при плавании на байдарке.

Тренировка чувства ритма, чувства друг друга

Все участники «берут» скакалки и прыгают заданное число раз. Говоря четверостишие:

На скакалке я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханьем . чтобы, звук

Держать оно могло бы

глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Раз ,два ,раз, два, раз, два.

Можно прыгать целый час.

Развивать у детей внимание, умение пользоваться диаграммой (правильно дышать)

Участники, на полу обыгрывая табуретки пулемётами, повторяют вместе три раза:

Так, так, так говорит пулемет,

Так, так, так говорит пулемёт.

Затем каждый в отдельности говорит эту фразу, вкладывая в неё ненависть к воображаемому врагу.

Тренировать голосовые связки, тренировать дыхание.

Сочинить сказку или рассказ.

Участники садятся в полукруг. Первый говорит предложение, второй повторяет сказанное и добавляет своё, и т.д. Рассказ необходимо построить по правилам драматургии.

Развить у детей фантазию, память, познакомить с драматургическими правилами построения произведения.

Участники «берут» топоры и со звуками 2Ах», «Ох», «Ух», «Их» «рубят дрова».Дрова разрублены на конец фразы.

Развить у детей память физических действий, речевой аппарат, пластику.

По хлопку ведущего участники по очереди подстраиваются друг к другу в мизансцену, не перекрывая никого. У первого задача принять позу, чтобы она была (примерно) понятна другим. От последнего начинают отмирать говоря то что изображали.

Чувствовать друг друга, развивать фантазию, общение.

Участники делятся на четыре команды, договариваются, что будут петь, и вместе исполняют песни. Задача не перекрикивать,

а держать свою мелодию, не сбиваясь, в то же время слышать, мелодию что поют партнеры из соседних команд. (То же упражнение – только каждый участник

поёт свою песню).

На развитие слуха, внимания, голосовых связок

Наше занятие подходит к концу. И последнее упражнение «Маска». Каждому учащемуся я раздам заранее приготовленные театральные маски из картона. И каждый из вас дорисует на театральной маске свои эмоции и оденет её. Все встают в круг и делятся впечатлениями о проведенном занятии.

Таким образом, подведем итог занятия.

Мы с вами уточнили, что культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. И нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Мы узнали что, культура речи заключается не только умении избегать ошибок речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словесный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь –одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей и наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное впечатление на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

На этом, наше занятие закончено. Спасибо за работу. Всего вам доброго!

Внеклассное занятие: Культура речи, 5-6 класс

1.Обитатель морского дна.
2.Цветок, царица всех цветов.
3.Часть света.
4.Музыкальный инструмент.
Воспитатель: Вы видите, что слова в этом кроссворде читаются одинаково и по горизонтали, и по вертикали. Это магический квадрат.
Следующая головоломка – разгадывание метаграмм. Напомню: метаграмма – это разновидность шарады, когда нужно заменить одну букву другой и получится новое слово.
1.С «м» – тебя я одеваю, с «л» – собакою зовусь,
С «ч» – над морем я летаю, с «г» – в машине нахожусь.
(Майка-лайка-чайка-гайка)
2.Конечно, метаграмма эта весьма проста и несложна:
Я с «у» – далёкая планета, а с «и» – я в Азии страна
(Уран-Иран)
3.Я зверь пушной, известный всем.
Имеющий мой мех – гордится.
Но дай мне «р» на место «н»,
И мех мой в перья превратится.
(Куница-курица)
4.С «б» – смертельна я бываю, с «м» – меха я пожираю,
С «р» – актёру я нужна, с «с» – для повара важна.
(Боль-моль-роль-соль)
5.Я цвет одинаковый часто имею:
И с «г» зеленею, и с «к» зеленею.
Но с «к» вам рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить.
(Луг-лук)
6.С «п» – людей я развлекаю, всякой сказки- ярый враг.
С «з» – по полю удираю от охотничьих собак.
(Паяц-заяц)
Воспитатель: Богата русская речь и всевозможными интересными оборотами, которые не всегда бывают понятны по происхождению, но сказанные к месту, делают речь меткой и интересной. Это фразеологические обороты.
Этому посвящена 7-я страница журнала.
Мы часто говорим «крокодиловы слёзы», «попал впросак» и т.д. Сейчас мы попытаемся объяснить этимологию некоторых словосочетаний. Скажите, когда мы говорим «попал впросак»?
Ученик: «Попал впросак» – это значит, что человек попал в неловкое положение.
Воспитатель: Правильно. Когда-то на Руси сучили верёвки, растянув их на большом стане по всему двору. Такой стан назывался «просак». Попадёшь в него, запутаешься в верёвках, едва выберешься – тебе неловко, другим смешно. Поэтому мы и говорим «попал впросак», когда человек попадает в неловкое положение.
Ребята, а как понимаете выражение «гонять лодыря»?
Ученик: Это значит бездельничать.
Воспитатель: Правильно. В первой половине XIX века в Москве популярный врач Лодер лечил больных минеральными водами, главным образом, от ожирения. В сад Лодера приезжали московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли гулять по саду. От заведения Лодера, «гонявшего» бездельников, и пошло выражение «гонять лодыря», то есть бездельничать.
А когда мы употребляем в своей речи выражение «как белка в колесе»?
Ученик: Когда человек хлопочет, суетится, но всё без толку.
Воспитатель: Верно. Когда в купеческих домах для забавы сажали белку в клетку с колесом, оно вращалось, и испуганный зверёк без остановки бегал в колесе. И про человека, который всё время хлопочет, суетится, но часто без толку, мы говорим «крутится, как белка в колесе».
О чём говорит нам словосочетание «спустя рукава»?
Ученик: Когда плохо выполняется работа.
Воспитатель: Правильно. В старину на Руси одежда шилась с рукавами длиной чуть не до пола. Спустя такие рукава работать, конечно, было неудобно, и работа выполнялась кое-как. Когда работа плохо выполнена, мы и говорим «спустя рукава».
Культура речи предполагает и культуру поведения. Только уважение к своему собеседнику не даёт культурному человеку засорять свою речь грубыми, неправильными словами.
Открываем 8-ю страницу журнала под названием «Деловые игры».
Сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чём только что говорили. Для этого проведём несколько деловых игр. Необходимо разделиться на команды. Каждая команда получит карточки. Вы все вместе обсудите, как правильно ставить в словах ударение, какие окончания в словах надо вставить вместо точек. Через 1-2 минуты представитель каждой команды должен это обыграть.
(Раздача карточек, Звучит тихая музыка, ребята совещаются)
«На вокзале».
-Добрый вечер!
-Добрый вечер!
-У вас есть билеты на поезд до Москвы?
-Только плацкартные.
-Мне нужно дв…(-е,-а) плацкарт…(-ы, -а).
-Две? Сейчас узнаю…Есть.
-Спасибо.
-Торопитесь. Поезд уже подошёл.

« В универмаге»
-Пойдём в универмаг.
-Нет, очень далеко.
-Далеко? Три квартала всего.
-А ты что хочешь купить?
-Мне нуж…(-ен,-на).тюль. Хорошо бы купить пару простых чул…(-ок, -ков).
=Пойдём, пойдём. Мне тоже нужно кое-что купить: пары две нос…(-ков, -ок), несколько полотен…(-ец, -цев), яич…(-ый, -ую)_ шампунь.
-Вон трамвай (идёт, едет). Побежали.
-Надо (-за, -о)платить проезд. Передайте, пожалуйста, кондуктору за проезд.
-Вы (-вы, -с)ходите на следующей остановке?
-Пойдём в обувной отдел. Как много красивых туф…(-ель, -лей) и сапог…)-ов)! Дайте, пожалуйста примерить лев…(-ую, -ый) туф…(-лю, ель).
-Полож…(-и, -ь) свёрток в сумку.
-Давай купим ещё пару простын…(-ь, -ей).
-Сейчас я (-о, -за)плачу в кассу. Кто…(последний, крайний)?

«В столовой»
-Что возьмём на первое?
-Я люблю украинский борщ.
-А я возьму молочн…(-ую, -ый) вермишель.
-Смотри, на второе жареная камбала.
-Пожалуй, надо взять тефтели, салат из помидор…(-ов) или баклажан (-ов).
-А на третье? Стакан сок…(-а, -у).или компот из яблок…(-ов)?
-Можно и стаканчик ча…(-ю, -я). Вот бы ещё кусочек сыр…(-у, -а).
-А знаешь, есть кофе. Он…(-о) у вас горяч…(-ий, -ее)?
-Мне дайте пирожок с повидл…(-ом, -ой).
-Смотри, даже торты есть. Возьмём два торта?
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Но прежде, чем перевернуть последнюю страницу журнала, я хочу спросить у вас, какой теме посвящён устный журнал? О чём мы говорили?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Как вы поняли, что такое культура речи?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Владеть в совершенстве великим, могучим, правдивым и свободным русским языком – не только профессиональный, но и гражданский долг каждого человека».
И в заключении послушайте стихотворение Зумакуловой «Два языка».
Ученица: Родной язык! Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык! Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые удалось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной.
Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые трепетные чувства
Открылись мне, и мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье».
Большое счастье жить в большой стране!
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.
Воспитатель: Спасибо. Наше занятие подошло к концу и закончить его хочется словами Алексея Максимовича Горького: «Надо обогащать себя знанием русского языка, бороться за чистоту, за смысловую точность и остроту языка, так как это есть борьба за орудие культуры».
Благодарю всех за участие и внимание.

Урок по русскому языку «Культура речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Культура речи школьников

– познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

– установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;

– воспитывать любовь и уважение к родному языку;

– формировать навыки речевого общения.

Главная особенность человека – это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-

имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка мож-

но выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком – признак культурного человека. Культурный чело-

век знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораз-

до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-

нать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

Задание «Определение смысла выражения»: соединить устойчи-

вые выражения с их значениями».

Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире

Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать

Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом

Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека

Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.

– А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.

У сильного всегда бессильный виноват.

А Васька слушает да ест.

Ларчик просто открывался. И т. д.

Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-

ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность.

Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» – говорим.

… Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием выполняют твои просьбы.

– В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья,

малознакомые для тебя люди, соседи, – никогда не оставляй

хорошие дела без благодарности.

– Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить исто-

рию его происхождения.

Предположения – ответы учащихся.

Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За что мы говорим «СПАСИБО»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ»

Более мягкий вариант прощания – «ДО СВИДАНИЯ».

Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-

бку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомы-

ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово – подарок

для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как

сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-

щи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, нои дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться

в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в

Язык – это наша история, наше богатство, культура. Это язык

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и

других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-

кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи –

танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит

в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-

век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо –

вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-

ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-

ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий»,- писал К. Г. Паусто-

Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-

ваем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на

уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении опре-

делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи

при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-

тором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной

речи. На уроках по теме «Жаргонизмы» мы с вами подробно гово-

рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-

ратурный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выраженини-

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-

дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», – писал французский философ Вольтер.

Выступления учеников: «Как мы говорим?»

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое – беду. «Словом можно приголубить, а можно

убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при

общении с друзьями?

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения

говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные

Учитель читает ученикам легенду:

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-

щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные

вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-

полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-

ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-

мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-

зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,

лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-

да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе

и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что – нибудь хуже языка?!»

Беседа по прочитанному.

– Почему Эзоп по – разному отозвался о языке?

– Как понять это противоречие?

Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны

жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-

Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях

в яркие и праздничные.

Предложения для изменения.

День закончился, наступила ночь.

Музыкант держит в руках флейту.

Картофель созрел на поле.

Видна звезда на небе.

Варианты ответов учеников.

Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.

Запись текста для разбора.

«Слово – это дело великое. Великое потому, что словом можно со-

единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно

служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-

рое разъединяет людей».

Задания по тексту.

– К чему Л. Н. Толстой призывает?

– Объясните знаки препинания в тексте.

– Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?

Язык наш – средство общения людей. И от того, на сколько береж-

но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-

сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,

культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-

ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-

щается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё

раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева

о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

«… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами …». Поэтому наша задача – беречь это клад и делать всё

возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и

И в з аключен ии нашего разговора о роли языка, о культуре речи я

хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-

ги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка из книги:

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-

века неразрывно связана с языком.

Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух

уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-

ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки – это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает

его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-

ёт о том, что не видели его глаза.

Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились

в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя

века … И всё это благодаря языку».

Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.

Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-

вильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурны-

ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-

ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-

нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:

ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,

Подведение итогов урока:

– Ребята, вам понравился урок?

– Что нового вы узнали?

– Что было интересно?

– С каким настроением вы уходите с урока?

Давайте попробуем сложить слово «СПАСИБО» из разноцветных

кружочков, которые лежат у вас на парте в конвертиках. Что полу-

чится? Какой цвет будет преобладать? Радость и удовольствие!

Всем спасибо за урок, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!

Будьте добры, ребята: не забывайте о культуре вашей речи. Будьте

всегда культурными и воспитанными. Всего хорошего! Всего доб-

рого! До свидания! До новых встреч!

  1. Григорян Л. Т. «Язы к мой – друг мой». Москва, 1987 год.
  2. Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»
  3. Л. В. Успенский. «Слово о словах».
  4. Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.
  5. Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.
  6. Кон И. С. «Психология д оброго поступка». Москва, 1988 год.

Портал педагога

Автор: Ляшко Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39
Населённый пункт: Славянский район,хутор Бараниковский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи: “Звуковая культура речи”.
Дата публикации: 14.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое

4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных

уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».

5. Дидактическая игра «Назови свой домик» – научить называть правильно

жилище (дом) животного.

6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод

9. Повторение домашнего адреса и телефона.

Ход образовательной деятельности

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель: «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы

почувствовали себя сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать

рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё

утро мы начинаем как обычно – вспоминаем, как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик,

пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Вика – Викочка).

Воспитатель: «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас

предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него

уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице

и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую

готовность детей к работе (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).

Воспитатель спрашивает у детей: «Можно продолжать – вы готовы?»

Дети кивают головой.

Воспитатель: «В прошлый раз мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами,

то есть подбирали слова, близкие по смыслу».

Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы

к словам: враг, трудиться, лентяй.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие,

ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?»

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель: «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы то есть слова,

противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад;

вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий –

широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

А ты скажи – конец.

Воспитатель в конце игры хвалит и благодарит детей.

Воспитатель: «Посмотрите , ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение «Ты скажи

мне реченька лесная».

На мольберт поставить две демонстрационные картинки.

Воспитатель: «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша.

Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и

выделила голосом слова ( чистая, быстрая)

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей хвост?» Дети передают мяч друг другу,

У коровы – коровий

У зайца – заячий

У лошади – лошадиный

У кошки – кошачий.

С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в

гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка –

в дупле, волк – в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца –

в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель: «А где вы живете ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»

Заслушивают ответы 3 – 4 детей.

В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель

Шли по лесу два ежа,

Громко топая, спеша,

Выпускали иголки тонкие и острые.

Травкой зубки чистили.

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев,

а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».

3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям:

внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при

этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он

встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая,

обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-

сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый

волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как

бусинки. Мышка – норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк,

зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый

волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Я хочу поблагодарить всех

Ссылка на основную публикацию