Кружковая работа логопеда с детьми

Вестник Педагога

Автор: Ратушняк Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 “Березка” г.Армянска
Населённый пункт: Республика Крым
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа логопедического кружка “Обучалочка” для детей 5-6 лет.
Дата публикации: 24.10.2017
Раздел: дошкольное образование

№3 «Березка» г.Армянска

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

№3 «Березка» г. Армянска

Ратушняк Татьяна Владимировна

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования

чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с

окружающим миром. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством

общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является

врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При

нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам.

Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми

нарушениями. У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития

речи: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, наблюдается не

умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Опасаясь насмешек, дети начинают

стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут

за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И,

как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на

логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, возникает

необходимость оказывать помощь детям старшего возраста в форме кружка. Кружковая

логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения,

даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей,

потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его

внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним

1. Артикуляционная гимнастика – она является основой формирования речевых звуков (фонем)

и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов,

принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными

теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова,

С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук:

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие

ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является

важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению

артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным

средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие

3. Формирование правильного речевого дыхания:

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем,

что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество

выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное

голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

4. Развитие фонематического слуха:

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При

несформированности речевого звукоразличения, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет,

пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и

чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения

Данная программа логопедического кружка позволяет оказать специализированную логопедическую

помощь детям 5-6 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия,

подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.

Программа содержит описание организации дополнительной коррекционной работы с детьми

старшего возраста с ОНР в соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования.

Тематика кружка направлена на развитие звуковой культуры речи – формирование правильного

произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного

аппарата; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и

мелкой моторики рук

При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской

Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

Цель программы – развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание

оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять

мышцы артикуляционного аппарата.

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для

основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

7.Формировать умение правильно употреблять лексико-грамматические категории;

При планировании коррекционной работы кружка учитывались:

– индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных

– положительная мотивация выполнения заданий;

– чередование различных видов деятельности.

В работе кружка учитывается интеграция следующих областей: коммуникация,

социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности

(стихи, потешки, сказки)

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения,

физминутки, самомассаж. для укрепления физического здоровья детей

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных

технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики,

обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки,

положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое включает в

себя следующие виды работы:

2.Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и

пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., сухой бассейн и др.)

4. Дыхательные упражнения.

6. Упражнения для формирования связной речи.

При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы

работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

Срок реализации программы кружка: 1год

Форма проведения занятий: групповая

Количество занятий: 30 занятий

Периодичность занятий: 1раз в неделю, занятия проводятся во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: 30 минут

Количество детей: 15 человек

Возраст воспитанников: 5-6лет

Ожидаемые результаты освоения программы логопедического кружка:

Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими

Формирование фонетико-фонематических процессов.

Правильное употребление грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном

Формирование связной речи.

СПИСОК ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК « ОБУЧАЛОЧКА»

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА «ОБУЧАЛОЧКА» НА 2017-2018 ГОД

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КРУЖОК “ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК”

Программа дополнительного образования логопедического кружка «Веселый язычок» является программой коррекционно-развивающей направленности. Программа адаптирована и реализуется в системе дополнительного образования в ГБОУ Гимназия № 1583. Программа направлена на обеспечение целостного процесса психического, умственного и творческого развития личности ребёнка.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.

Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

Развитие речи детей – одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.

Мы живем в XXI веке – эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Причина создания логопедического кружка возникла в результате обследования детей детского сада в возрасте 4,5-7лет. Обследование показало, что многие дети нуждаются в помощи логопеда.

Программа кружка составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико– фонематического недоразвития у детей дошкольных образовательных учреждений», под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Т.В. Тумановой.

Программа логопедического кружка позволяет оказать специализированную логопедическую помощь детям 4,5-7лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.

Программа кружка направлена на развитие звуковой культуры речи, формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного аппарата; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и мелкой моторики рук. При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей:

– индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

– положительная мотивация выполнения заданий;

– чередование различных видов деятельности.

Цель работы кружка : создание благоприятных условий для совершенствования навыков речевого общения и устранение дефектов звукопроизношения у детей 4,5-7лет в условиях дошкольного учреждения.

Программа позволяет решать следующие задачи:

  1. Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
  2. Формирование звукопроизношения.
  3. Формирование навыков дифференциации звуков.
  4. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости .
  5. Формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
  1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
  3. Развитие дифференцированного речевого дыхания.
  4. Закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков;
  5. Расширение словарного запаса.
  6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;

Воспитание культуры речевого общения; умение слушать рассказы и высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.

Работа кружка связана с образовательными областями :

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

2. Социализация- развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Познание- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.

4. Художественная литература -используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки); развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

В работе кружка предусмотрено использование нетрадиционных методов – Су – джок терапия, массажные мячиками, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами, счетные палочки.

Срок реализации программы кружка – 4-8 месяцев

Периодичность занятий: 2 раз в неделю, во второй половине дня, всего 32 – 64 занятия (с октября по май включительно).

Продолжительность занятия: 25 – 30 минут.

Форма проведения занятий: индивидуальная и подгрупповая.

Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на данном этапе:

– формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

– развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

– развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

– развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

– укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

II . Формирование произносительных умений и навыков

– устранение дефектного звукопроизношения;

– развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходныеартикуляционно и акустически;

– формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

– свистящие С, З, Ц, С’, З’;

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

– для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

– для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

– для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

– для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах

– С, З, Ш, Ж, С’, З’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З’ не автоматизируются в обратных слогах.

– Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

– Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом

4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

– С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

– Щ – С’, Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

– Р – Л, Р – Р’, Р’ – Л’, Р’ – Й, Л’ – Л;

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

мышления на отработанном в произношении материале.

  1. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
  2. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

  • Правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
  • Находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «речевые звуки», «неречевые звуки», «звук», «слог», слово на практическом уровне;
  • коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС);

Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

Программа логопедического кружка для детей логопедической подготовительной группы детского сада

Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
– усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

Читайте также:  Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

Ожидаемые результаты:
o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
o Повысится коррекция звукопроизношения;
o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
o Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
Продолжительность: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:

Главный герой занятий – Речевичок.

Тематическое планирование

Сентябрь
1 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
стр 22-24).

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
Декабрь

1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
(Н.В.Рыжова стр 40-41).
4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

Февраль
1 неделя:Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
6. Уманская А. А. Точечный массаж.

Рабочая программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”

Разделы: Логопедия

Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

Цели рабочей программы:

  • формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
  • применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
  • автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Задачи рабочей программы способствуют:

  • совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
  • развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.
  • Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка “Речевичок”:

    • продолжительность занятий – 25 минут;
    • периодичность занятий – 1 раз в неделю;
    • схема организации занятий.

    Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

    • дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
    • затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
    • открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
    • воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
    • повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
    • итог занятия (2 мин.)

    Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

    • чистота звукопроизношения;
    • автоматизация звуков в речи;
    • умение строить предложения;
    • умение произносить монолог, чётко высказываться;
    • умение вступать в диалог.

    Виды контроля и мониторинг:

    Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

    Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

    Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

    Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:

    Продуктивная деятельность организации детей:

    • пальчиковый театр,
    • развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”,
    • игра-инсценировка “Кто лишний и почему?”,
    • открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”,
    • конкурс чтецов,
    • выступление – рассказывание по ролям,
    • концерт для работников детского сада и родителей.

    Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

    Ключевые речевые качества:

    • чистота звукопроизношения,
    • автоматизация звуков в речи,
    • умение строить предложение,
    • умение произносить монолог, чётко высказываться,
    • умение вступать в диалог.

    Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:

    Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”.

    Месяц, тема.Содержание.Контроль и учёт коррекционного воздействия.
    Сентябрь.

    Мелкая моторика.-Запомнить названия пальцев рук.

    -Освоить различные движения пальцами рук.

    -Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина)Пальчиковая игра “Это я, большой пальчик:”.

    Игра “Собери бусинки в нужные коробочки”.

    Пальчиковый театр.Октябрь.

    Артикуляционный аппарат.-Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

    -Уметь расслаблять язык.

    -Чередовать движения губ и языка.

    -Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.Комплекс артикуляционной гимнастики “Волк”.

    Сказка “Как язычок ходил гулять в лес”.

    Развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”.Ноябрь.

    Речевое дыхание.-Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом).

    -Отрабатывать силу голоса.

    -Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.Игры для развития дыхания “Ветерок”, “Загони ватный шарик в ворота”.

    Игра “Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков”.

    Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.

    Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память.-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

    -Угадывание предметов по загадке-описанию.

    -Выполнение действий только при определённом, заданном условии.Игра “Подбери словечко” (завершение стиха в рифму).

    Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

    Игра с правилами – просьба, покажи, бывает не бывает.Январь.

    Фонематический слух.-Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

    -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

    -Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.Игра “Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции”.

    Развлечение “Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки”

    Игра “Запомни и повтори”.Февраль.

    Словарный запас.-Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой “Воспитание и обучение в детском саду”

    -Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

    -Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.Игра-инсценировка “Кто лишний и почему”. Беседа с демонстрацией картинок по теме.

    Аппликация с геометрическими фигурами.

    Открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”.

    Связная речь.-Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

    -Составление рассказа по сюжетной картине.

    -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

    -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    -Составление рассказа на материале собственного опыта.Индивидуальное рассказывание, описание картин.

    Рассказывание по ролям.

    Прослушивание сказок и текстов.

    Прослушивание рассказов.Апрель

    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.Правильное проговаривание звуков:

    -В слогах (прямых, обратных, стечениях);

    -В предложениях, скороговорках;

    -В стихотворных текстах;

    -В связной речи.Игра “Повтори правильно звук”.

    Запомни и повтори ряд слогов.

    Задание – подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

    Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

    Программа логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый» для детей 3-4 лет на 2016-2017 учебный год

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 3 «Радуга»

    УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего

    МДОУ детским садом

    от «___» ______ 20__г. №____

    ПРИНЯТО на Совете педагогов

    «____»_____20___г протокол № ___

    логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый»

    для детей 3-4 лет

    на 2016-2017 учебный год

    Программа логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый» на 2016 – 2017 учебный год

    Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

    Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

    Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

    Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

    Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

    Программа логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый» по развитию и коррекции речи составлена для детей 3-4 лет, которые еще не посещают логопедические занятия на логопункте.

    При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Ф. и других авторов, а также подобраны разработки по развитию мелкой моторики рук у детей.

    Цель программы –совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

    ·Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

    ·Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.

    ·Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).

    ·Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

    Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

    Программа логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый» рассчитана на обучение детей в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МДОУ № 3 “Радуга».

    ·Количество занятий в неделю: 1

    ·Количество занятий в месяц: 4.

    ·Количество занятий в год: 28.

    Формы проведения занятий и методы:

    ·рассматривание разнообразных игрушек;

    ·составление описательные рассказов, сказочные путешествия;

    ·дидактические подвижные игры на звукоподражание и развитие речевого дыхания;

    ·перессказывание сказок и произведений;

    ·заучивание считалок, стихов;

    ·использование игрушек для развития мелкой моторики.

    Перспективный план занятий логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый»

    Кружок – как одна из форм профилактики речевых нарушений

    профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

    Содержимое разработки

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 19 «Василек» Кружковая деятельность логопеда как одна из форм совместной работы с детьми

    • В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

    • Кружковая логопедическая работа является подготовительной перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
    • Программа логопедического кружка «Звуковичок» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 3-4 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

    • Цель работы кружка: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования техник ТРИЗ (кольца Луллия, настольная игра СЫР).
    • Задачи:
    • 1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
    • 2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
    • 3. Развитие речевого дыхания.
    • 4. Развитие мелкой моторики.
    • 5. Формирование умения регулировать силу голоса.
    • 6. Формирование правильного звукопроизношения.
    • 7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
    • 8. Расширение словарного запаса.
    • 9. Формирование связной речи.
    • 10. Воспитание культуры речевого общения.

    • Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по апрель включительно).
    • Продолжительность занятия: 20 минут.
    • Форма организации детей: фронтальная.
    • Содержание программы:
    • 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу.
    • “Знакомство с артикуляционным аппаратом”.
    • 2. Гласные звуки.
    • “Знакомство со звуком А”, “Знакомство со звуком У”,”Знакомство со звуком И”, “Знакомство со звуком О”, “Знакомство со звуком Ы”, “Знакомство со звуком Э”.
    • 3. Согласные.
    • Звуки Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.
    • Развитие интонационной стороны речи, грамматического строя речи.
    • 4. Развитие связной речи
    • “Осень”, “Зима”,”Новый год у ворот”,”Огород”, “Фрукты”,”Домашние животные”, “Домашние животные и их детёныши”, “Домашние птицы”,”Дикие животные и их детёныши”,”Транспорт”, “Виды транспорта”,”Одежда”, “Обувь”, “Грибы”,”Посуда чайная”.

    • Результаты: данная программа апробирована на базе МБДОУ ЦРР Д/с №19 «Василек». Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способствовали:
    • Правильного формирования звукопроизношения;
    • формированию слоговой структуры слова;
    • развитию лексико-грамматической стороны речи;
    • формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
    • У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.

    Работа по развитию навыка использования предлогов

    Читайте также:  Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
    Ссылка на основную публикацию