Круглый стол для воспитателей

Круглый стол как один из видов работ с родителями

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Шуваткиной Ириной Викторовной, воспитателем первой квалификационной категории СП ДС № 29 ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск Самарской области. Сегодня Ирина Викторовна с удовольствием поделится своими мыслями и работой с родителями воспитанников. Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны:

«Работа с родителями в ДОУ реализуется через разнооб­разные формы. Как нам известно, существует несколько форм общения педагога с родителями: традиционные и нетрадиционные. Суть этих форм — обогатить родителей педагогическими знаниями. В своей работе с родителями я чаще использую одну из форм общения – это «Круглый стол». Эта форма относится к нетрадиционной. Что такое «Круглый стол»? »

Полезного чтения…

Работа с родителями в ДОУ реализуется через разнооб­разные формы. Как нам известно, существует несколько форм общения педагога с родителями: традиционные и нетрадиционные. Суть этих форм — обогатить родителей педагогическими знаниями.

В своей работе с родителями я чаще использую одну из форм общения – это «Круглый стол». Эта форма относится к нетрадиционной. Что такое «Круглый стол»?

«Круглый стол» – современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

Подготовительный этап:

Определение темы и цели круглого стола;

Планирование содержательной части;

Планирование организационных вопросов и технической стороны;

Подготовка презентации, статьи участниками.

Основной этап:

Оформление информационного листа о планируемом круглом столе;

Доклад воспитателя на тему;

Домашнее задание – презентация, статьи;

Деловая игра.

Я считаю, что круглый стол как один из видов нетрадиционной работы с родителями является наиболее эффективным. Благодаря этому способу работы я могу выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества с родителями. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.

«Круглый стол» я стараюсь использовать чаще, поскольку я считаю именно такая форма работы предоставляет возможность наладить тесное взаимодействие с родителями освещая одну из тем. Как правило, на таком мероприятии происходят плодотворные обсуждения с родителями, всесторонне рассматриваются различные вопросы и вырабатываются совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за “круглым столом” могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

Используя «Круглые столы» возможно следующее:

  • провести в форме обсуждения любую тему, касающуюся работы с детьми, одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
  • обсуждать вопрос, допуская разные мнения, а также взаимные возражения участников;
  • в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
  • участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

Организовывая и проводя «круглый стол» я соблюдаю несколько правил:

  • время проведения «круглого стола» не превышать 40 минут;
  • привлечь как можно больше родителей;
  • заранее продумывать оборудование, которое может понадобиться родителям и выступающим;
  • обговаривать с родителями время их выступления;
  • дать высказаться каждому из родителей;
  • предполагаемые вопросы и тему предварительно обговаривать.

Как ведущий «Круглого стола», я занимаю нейтральную позицию по отношению к родителям, продвигая обсуждение наводящими вопросами и давая высказаться всем желающим. Конечно же, некоторые выступления могут вызвать бурную реакцию любого из родителей, и у них возникает желание обменяться мнениями лишь только с соседями. В таком случаи, я как ведущий мероприятия не прошу соблюдать тишину и порядок, а предлагаю высказать и обсудить это вместе со всеми. По моему мнению, будет более продуктивным предоставить несколько минут на обсуждение той или иной проблемы.

Для того, чтобы родители чувствовали себя комфортно и уверенно, я в начале работы стараюсь определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу обязательно сообщается.

Я предлагаю вашему вниманию несколько «круглых столов» которые проводила в этом году.

Круглый стол с родителями

на тему: «Воспитание доброты к природе».

1. Выступление воспитателя.

Добру надо учить.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты. Общение с природой пробуждает у ребёнка доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений. Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы берёзы, во всём этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое – значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.

Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.

2. Выступления родителей.

А сейчас я приглашаю выступить с презентацией Долгову Наталью Валентиновну; Морозову Евгению Юрьевну; Мовсисян Жанетту Альбертовну. (Показ презентаций)

У природы мы учимся чувству красоты, чувству меры, добра, справедливости. А как же приобщить ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение? Как Вы думаете, уважаемые родители? Как Вы сами развиваете у своих детей познавательный интерес к природе, как в семье воспитываете у детей любовь к природе? (Ответы родителей.)

4. Презентация игр.

Я предлагаю вашему вниманию несколько игр, соответствующих возрасту детей. (Показ игр и объяснение их целей)

5. Игровая деятельность.

А сейчас давайте с вами поиграем. Я предлагаю собрать панно из картинок и намного побеседовать о нем. (Проводится игра)

6. Итог: Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Круглый стол

на тему: «Правила дорожного движения».

1. Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте уважаемые родители.

Сегодняшний круглый стол я бы хотела посвятить правилам дорожного движения.

В наше время мы с вами наблюдаем и в СМИ и порой видим сами, к сожалению, на дорогах аварии, где зачастую страдают и погибают дети. Нашей задачей является, как можно раньше начать объяснения нашим детям об опасности, которые их подстерегают на дороге.

В нашем детском саду проводятся мероприятия, на которых дети получают знания согласно возрасту.

В младших группах педагоги знакомят с элементарными правилами дорожного движения используя иллюстрации, сюжетные картинки, художественное слово, игры как дидактические, так и подвижные, просмотр познавательных мультфильмов. В группах более старшего возраста педагоги с детьми ходят на экскурсию на перекресток и проводят наблюдения. После этого на прогулках в игровой форме создается ситуация, которую дети должны постараться решить правильно. Детский сад посещает инспектор ПДД и проводит обучающие беседы с детьми. Также проводятся развлечения и праздники с музыкальным руководителем и с физ. инструктором. В каждой группе педагоги оформляют уголок правил дорожного движения, где находятся обучающие элементы согласно возрасту. Для родителей изготавливаются разнообразные ширмы, папки – передвижки, брошюры, буклеты.

Задача родителей так же имеет ни маловажную роль в обучении правилам дорожного движения. Зачастую сами родители нарушают ПДД, переходя дорогу с ребенком на красный свет или в неположенном месте. Конечно, это скажется на понимании ребенка, то есть противоречие между словами и действием родителей. Поэтому во избежание каких-либо ситуаций, рекомендуется слова подкреплять действиями. Именно благодаря этому мы с вами сможем вложить в ребенка максимум информации.

2. Выступление инспектора.

А сейчас я предоставляю слово инспектору дорожно-транспортных происшествий по городскому округу Чапаевск Шишкановой Е.Н., которая ознакомит нас, как же всё-таки лучше обучать детей ПДД и с какого возраста рекомендуется это делать.

А сейчас, давайте поделимся опытом, как же вы знакомите детей с правилами дорожного движения (общение родителей)

4. Игловая деятельность.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди и назови». Для этого мне нужен один человек.

У меня на столе лежат дорожные знаки правильные и ошибочные, ваша задача просмотреть их внимательно и отделить правильные знаки от неправильных.

Теперь, давайте проверим все вместе, правильно ли выполнено задание.

На этом я бы хотела закончить наш круглый стол.

Правила дорожного движения

– Это часть Таблицы Уважения:

Пешехода надо уважать,

На него не надо наезжать.

И прошу вас уважать шофёра,

Каждый может стать шофёром скоро

Если рядом путь перебегать.

Можем мы шофёра напугать.

Нужно всем участникам движения

Соблюдать Законы Уважения!

Вырасти из детей дисциплинированных пешеходов, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредст­венно общается с ними. Это долг каждого взрослого. Поэтому очень важна в данном направлении работа с до­школьниками и сотрудничество ДОУ с родителями.

Круглый стол

На тему «Любимая игрушка моего малыша»

Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Родителям предложить дома нарисовать на листе, форматом А4, сюжетную картинку с любимыми игрушками ребенка, если родители затрудняются рисовать, то предлагается выполнить аппликацию, вырезав картинки из детских журналов.

Проводиться индивидуально с каждым ребенком игра «Игрушка, которая мне нравиться». Ребенку из 10 игрушек предлагается выбрать игрушку, которая ему нравиться. Набор игрушек может быть произвольным. Когда ребенок выберет игрушки, предлагается сфотографироваться с игрушкой.

Разнообразие игрушек больших и средних размеров, ТСО магнитола CD, мультимедийное оборудование для показа презентации, геометрические фигуры для игры.

Вед: Здравствуйте уважаемые родители. Рада видеть вас на нашем Круглом столе. Тема которую мы сегодня с вами затронем, заключается в следующих загадках.

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал. (мяч)

А всего одна ножка. (юла)

Сам пустой, голос густой,

Шагать помогает. (барабан)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Идешь в песочницу играть

С собою, что-то нужно взять. (ведерко)

Когда апрель берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она через меня. (скакалка)

Каким одним понятием можно назвать все эти предметы отгаданные вами?

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушки помогают ребенку осуществить свои замыслы, приближает игру к действительности, развивает у ребенка общение с социумом, приспособление к обществу.

Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, мы используем в своей практике кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от ее имени, ребенок становиться более открытым и смелым в контактах с окружающими. Начинает, как бы примеривать на себя разные модели социального поведения.

Без игрушки и игры нет счастливого детства, невозможно воспитать здорового, эмоционального, полноценного человека.

Тренинг: «Моя любимая в детстве игрушка».

Включается музыкальное сопровождение.

Вед: А теперь, я вас попрошу сесть удобнее и отдаться воспоминаниям вашего детства. В то время, когда вы были такими же маленькими, как ваши дети. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы себя лучше помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Эта игрушка для вас самая дорогая, любимая. Вы к ней очень «привязаны». Любимая игрушка приносит вам радость, спокойствие. Вы по – своему счастливы. А сейчас, я хотела, что бы вы рассказали о своей любимой игрушке. И о той игрушки, о которой возможно мечтали в детстве, но не было возможности ее получить.

Вед: мы в подсознании понимаем, что любимую игрушку помним всю жизнь и это дает нам положительные эмоции. При воспоминании мы чувствуем то тепло, от которого так далеко отдалились.

Как вы считаете, что должны сделать взрослые, чтобы наши дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках?

Дискуссия. В процессе дискуссии родители обсуждают вопросы:

Показ презентации «Любимые игрушки малыша».

Вед: Мы сегодня убедились, у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Примерные родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, с уважением относится к его выбору. Ведь его выбор развили, воспитали вы сами.

Тренинг: «Игрушка в жизни моего ребенка».

Вед: Здесь перед вами выставлены 15 разных видов, размеров игрушек. Как вы думаете, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок? Насколько верно вы сможете посмотреть на мир глазами вашего ребенка.

После проведения тренинга предлагается посмотреть презентацию с игрушками которые выбрали дети.

Вед: А теперь я хочу предложить немного поиграть всем вместе.

Игра с геометрическими фигурами. «Построй по схеме» Две команды. Молодцы, хорошо справились с заданием.

Вед: От родителей не требуется специальные знания и умения. Главное – разделить чувства и впечатления ребенка, проявить интерес к его игре!

Пусть в вашей семье всегда будет радость и смех, веселое настроение!

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
Читайте также:  Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи на основе графических моделей

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

Виктория Балашова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

I.Тема урока: “Звук Р“. (1-2 класс)

II.Цель урока: правильное произношение звука «Р» в предложениях и тексте.

1) автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте;

2) развивать фонематическое восприятие при выделении на слух слогов и слов со звуком [Р];

3) развивать умение использовать в процессе произношения различную силу голоса;

4) совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

5) формировать навык фонемного анализа слов и слогового анализа и синтеза слов;

6) развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений, а также понимания прочитанного;

Предметные картинки: барабан, гитара, труба, арфа, рукавица, руль, русалка, роза, радуга, топор, ранец, рыба, мухомор, сыр, баранка, караван, шар, корона, таракан, марка, гармонь, картина, фартук, барсук, горка, форма, торт, корм, шорты, шнурки, огурцы, урна, куртка, рама, роза, рука, горы, борода, а также арбуз, ширма, карман, парта, трава, труба, дракон, графин-разрезанные на две части.

Карточки со слогами: РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР, АР, ОР, УР. Буквы Р.

Фотографии и надписи к ним «У Рады розовые розы», «У Рады красные розы», «Ира ест мороженое», «Ира ест пирожное», «Вера собирает помидоры», «Вера собирает огурцы», «Рая кормит кур», «Рая кормит кролика».

У Рады розовые розы. У Рады красные розы.

Ира ест мороженое. Ира ест пирожное.

Вера собирает помидоры. Вера собирает огурцы.

Рая кормит кур. Рая кормит кролика.

Индивидуальные схемы слогового анализа слов, магнитно-маркерная доска, магниты, зеркала, игрушка рак.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Жил в подводном городе рак, с рыбами дружил, ходил в гости к карасю. Но однажды ему стало грустно и скучно в родном городе и рак отправился к нам в школу.

По дороге рак проползал мимо цирка и услышал звуки музыкальных инструментов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА. Но несмотря на то, что мелодии очень понравились, рак Рок поспешил на наш урок.

3.Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: СА-ЗА-РА-ЛА-ЛЭ-СЭ-РЭ-КЭ СО-РО-ЛО-ЗО-МУ-СУ-ЛУ-РУ

4.Слова для развития фонематического восприятия: КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

5. Слоги для автоматизациии развития интенсивного компонента интонации: РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел.Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно,но он сказал: «Я разбил».Отец похвалил: «Спасибо за правду».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в класс пришёл гость. Для того, что бы узнать кто он необходимо отгадать загадку.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Логопед: Ребята, так кто же будет сегодня заниматься с нами? Правильно, рак! И зовут нашего рака Рок.

2. Подведение к теме урока.

Логопед: Жил в подводном гоРоде Рак, с Рыбами дРужил, ходил в гости к каРасю. Но однажды ему стало гРустно и скучно в Родном гоРоде и Рак отправился к нам в школу.

По доРоге Рак пРоползал мимо циРка и услышал звуки музыкальных инстРументов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА (Логопед произнося слова акцентирует звук [Р] и прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку). Но несмотря на то, что мелодии очень понРавились, Рак Рок поспешил на наш уРок.

Читайте также:  Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'

Логопед: Кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы слышали часто? В названии каждой картинки он есть. Молодцы ребята.

Логопед сообщает тему урока: «Звук [Р]».

3. Развитие фонематического восприятия

а) дифференциация на слух звука [Р] в слогах.

Логопед: Ребята, сейчас я буду произносить разные слоги, а вы поднимайте букву Р, если услышите слог со звуком [Р].

б) дифференциация на слух звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а что вы поднимите, если услышите слово со звуком Р? Правильно, букву Р!

КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

4. Характеристика звука.

Логопед: Наш рак Рок совершенно не умеет произносить звук Р, как хорошо, что он пришёл в школу! Давайте его научим? Расскажите Року какой звук Р.

(Один из учеников дает характеристику звука: согласный, твердый, звонкий. Затем еще несколько учеников повторяют это.)

5. Артикуляционная гимнастика.

*Что бы не перегружать урок можно просто сделать артикуляционную гимнастику см. сноску в конце текста.

Логопед: Я расскажу Року сказку про язычок, а вы помогайте мне и выполняйте движения.

(Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука).

Проснулся язычок рано утром. Зевнул, широко открыв рот и отправился завтракать.

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так.

(Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта).

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали.Вот так: бл, бл, бл.

(Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы).

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так.

(Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком).

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы.

(Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть).

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так.

(Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами,многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”).

6. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Кто из вас помнит в каком положении должны находиться губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р] ?

(Проводится уточнение артикуляционного уклада звука [Р] и его произношение несколькими учениками и всем классом).

7. а) Автоматизация звука в слогах+ работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Ребята, повторите произнесенный мною ряд слогов сначала шёпотом, а затем с каждым слоговым рядом прибавляя силу голоса.

РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

б) Работа над структурой слогов со стечением согласных. + работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Я буду хлопать в ладоши то громко, то тихо. Если я хлопаю тихо, то вы проговариваете слог, напечатанный на карточке, тихо, если хлопаю громко, то проговариваете громко. Сначала, а потом все вместе.

РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР

Логопед: Дети, давайте представим, что сами мы раки.

– Как хватает рыбу рак? (Пожимают плечами)

– Да клешней своей – вот так! (Двумя пальчиками изображается движение клешни рака)

– Манит он своей клешнею:

– “Пощипаемся с тобою!” (Щипают себя за щеки, руки)

8. Автоматизация звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, у рака Рока есть любимая считалка, давайте произнесем её опираясь на картинки?

(Логопед показывает детям картинки и произносит с ними первые два три слова, затем дети самостоятельно (хором) произносят названия картинок.)

Вот со звуком [Р] считалка:

Рукавица, руль, русалка,

Роза, радуга, топор,

Ранец, рыба, мухомор,

Сыр, баранка, караван,

Шар, корона, таракан.

Логопед: Ребята, встретились ли вам не знакомые слова? (Логопед поясняет значение таких слов как рукавица, караван).

Логопед: Дети, на доске нарисованы схемы, где находится звук Р в начале, середине или конце слова. Прикрепите эти слова под соответствующими схемами.

б) Работа над структурой слов со стечением согласных.

Логопед: Ребята, а сейчас я вам покажу картинки, один из вас будет называть это слово, а остальные повторять и поднимать карточку с тем сочетанием звуков, который слышат в этом слове.

Ар: марка, гармонь, картина, фартук, барсук.

Ор: горка, форма, торт, корм, шорты.

Ур: шнурки, огурцы, урна, куртка.

в) Работа над структурой слов со стечением согласных. +слоговой синтез.

Логопед: Ребята, посмотрите, а эти карточки у меня порвались, помогите найти половинки слов.

ар-буз, шир-ма, кар-ман, пар-та

тра-ва, тру-ба, дра-кон, гра-фин

• если позволяет время, то можно поработать над грамматикой

Логопед: Дети, я укажу на слово, а вы называйте если было бы нарисовано много (арбузы, ширмы, карманы, парты, травы, трубы, драконы, графины)

9. Формирование навыка слогового анализа.

Логопед: Посмотрите, на магнитной доске картинка «рама». Один ученик у доски, остальные – за партами, составьте фишками схему слогового состава слова. (Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования слогов, их количестве, а также выделении ударного/безударного слогов.Далее осуществляется слоговой анализ слов: роза, рука, горы, радуга, гитара, борода).

10. Автоматизация звука в предложениях. Развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений. +понимание прочитанного

Логопед: Ребята, рак Рок любит фотографировать и хотел показать нам свои снимки, но перепутал их с чужими. Давайте поможем ему? (Детям раздаются фотографий и надписи к ним, дети должны прочитать предложения и верно приклеить их, затем поочередно задают вопросы раку).

1-ый: У Рады розовые розы?рак: Нет, у Рады не розовые розы!

2-ой: У Рады красные розы?рак: Да, у Рады красные розы!

2-ой: Ира ест мороженое?рак: Нет, Ира не ест мороженое!

1-ый: Ира ест пирожное?рак: Да, Ира ест пирожное!

1-ый: Вера собирает помидоры?рак: Нет, Вера не собирает помидоры!

2-ой: Вера собирает огурцы?рак: Да, Вера собирает огурцы!

2-ой: Рая кормит кур?рак: Нет, Рая не кормит кур!

1-ый: Рая кормит кролика?рак: Да, Рая кормит кролика!

11. Автоматизация звука в тексте.

Логопед: Раку Року очень понравилось у нас в гостях. В благодарность он хочет рассказать нам одну историю. (Чтение рассказа логопедом. Беседа по содержанию. Заучивание и пересказ рассказа учениками.)

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел.Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно,но он сказал: «Я разбил».Отец похвалил: «Спасибо за правду».

12. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р]. Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.

Для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил звук [Р] красиво и правильно, нужно сделать гимнастику. (Дети выполняют упражнения «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»)

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Читайте также:  Конспекты занятий по коррекции ФФНР у умственно отсталых младших школьников

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ р] в словах и фразовой речи»

Описание разработки

Цель: Автоматизировать и ввести в речь поставленный звук [р].

Задачи:

уточнять сведения о способе произношения звука [p];

закреплять умение четко артикулировать звук [p] в словах, в предложениях, в связной речи;

расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных;

согласовывать числительные 1, 2, 3, 4, 5 с существительными;

развивать просодическую сторону речи;

продолжать развивать фонематические представления;

развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

формировать навыки речевого самоконтроля.

воспитывать умение оказывать и принимать помощь;

формировать культурно – бытовые навыки;

Оборудование: карточки с цифрами, мяч, ноутбук, электронное приложение к занятию « День рождение Тигры».

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я хочу познакомить тебя с очень добрым и веселым существом. Отгадай, кто это?

Но если зарычит,

Весь лес замолчит.

Логопед: Молодец, правильно! Это Тигра. Он живет в волшебном лесу. Больше всего на свете Тигра любит прыгать, играть с друзьями и рычать. Сегодня мы продолжим изучать звук [р] и поможет нам в этом весёлый Тигра. Тигра предлагает тебе порычать вместе с ним.

II. Основная часть

Логопед: Когда Тигра рычит, какой звук мы слышим? ( Звук [ р] )

Вот сегодня мы будем стараться произносить звук [ р] в словах и предложениях. Будем помнить, что при произнесении язык находится за нижними зубами. Выдыхаемая струйка воздуха – сильная. Кончик языка – дрожит.

– Давай вспомним, звук [p] какой? (Твердый, согласный, звонкий).

– Когда Тигра радуется, он рычит очень громко. Когда Тигра грустит, он рычит тихо – тихо.

Давайте попробуем порычать как веселый Тигра.

А теперь, как Тигра, который грустит.

Логопед: Сегодня у нашего Тигры день рождение. Он просит тебя помочь ему подготовиться к встрече гостей.

Утро Тигры всегда начинается с чаепития. Он пьёт чай из своей любимой чашки.

Чай он любит пить с вкусным вареньем.

2. «Вкусное варенье».

И вот Тигра видит свои игрушки и решает с ними немного поиграть.

Играет с грибком

Играет на гармошке.

Весело стучит на барабане

Скачет на своей любимой лошадке.

Логопед: Тигра очень любит поиграть, он придумал интересную игру с мячом. Давай с тобой поиграем.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра, начинается игра. Я прошу слогом ра договорить за мной слова:

Ро – ро – ро, ро – ро – ро, ты закончи слогом ро:

ДОБ – РО СЕРЕБ – РО

А теперь договори ты слова со слогом ры:

ША – РЫ КОМА – РЫ

ТОПО – РЫ ГО – РЫ

– Во время игры Тигра придумывает веселые стихи. Он называет их «рычалки». Давайте расскажем «рычалку» вместе с ним.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Конспект индивидуального логопедического занятия

Учитель-логопед: Полянина Елена Ивановна МБДОУ №32 « Лесная сказка» г. Пролетарска Ростовской области.

« День рождение Тигры».

Тема: «Автоматизация звука [ р] в словах и фразовой речи».

Цель: Автоматизировать и ввести в речь поставленный звук [р].

Образовательные:

уточнять сведения о способе произношения звука [p];

закреплять умение четко артикулировать звук [p] в словах, в предложениях, в связной речи;

Коррекционно-развивающие:

расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных;

согласовывать числительные 1,2,3,4,5 с существительными;

развивать просодическую сторону речи;

продолжать развивать фонематические представления;

развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

формировать навыки речевого самоконтроля.

Воспитательные:

воспитывать умение оказывать и принимать помощь;

формировать культурно-бытовые навыки;

Оборудование: карточки с цифрами, мяч, ноутбук, электронное приложение к занятию « День рождение Тигры».

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я хочу познакомить тебя с очень добрым и веселым существом. Отгадай, кто это?

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит.

Логопед: Молодец, правильно! Это Тигра. Он живет в волшебном лесу. Больше всего на свете Тигра любит прыгать, играть с друзьями и рычать. Сегодня мы продолжим изучать звук [р] и поможет нам в этом весёлый Тигра. Тигра предлагает тебе порычать вместе с ним.

II. Основная часть

Логопед: Когда Тигра рычит, какой звук мы слышим? ( Звук [ р] )

Вот сегодня мы будем стараться произносить звук [ р] в словах и предложениях. Будем помнить, что при произнесении язык находится за нижними зубами. Выдыхаемая струйка воздуха – сильная. Кончик языка – дрожит.

-Давай вспомним, звук [p] какой? (Твердый, согласный, звонкий).

-Когда Тигра радуется, он рычит очень громко. Когда Тигра грустит, он рычит тихо-тихо.

Давайте попробуем порычать как веселый Тигра.

А теперь, как Тигра, который грустит.

Логопед: Сегодня у нашего Тигры день рождение. Он просит тебя помочь ему подготовиться к встрече гостей.

Артикуляционная гимнастика.

Утро Тигры всегда начинается с чаепития. Он пьёт чай из своей любимой чашки.

Чай он любит пить с вкусным вареньем.

И вот Тигра видит свои игрушки и решает с ними немного поиграть.

Играет с грибком

Играет на гармошке.

Весело стучит на барабане

Скачет на своей любимой лошадке.

Логопед: Тигра очень любит поиграть, он придумал интересную игру с мячом. Давай с тобой поиграем.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу слогом ра договорить за мной слова:

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ты закончи слогом ро:

А теперь договори ты слова со слогом ры:

– Во время игры Тигра придумывает веселые стихи. Он называет их «рычалки». Давайте расскажем «рычалку» вместе с ним.

Речевая разминка

Ра-ра-ра – хорошая игра.

Ру-ру-ру – мячик я беру!

Ро-ро-ро – он попал в ведро!

Ры-ры-ры – грустно без игры!

Игра «Уборка в домике Тигры».

Логопед: Посмотри, какой беспорядок у Тигры в домике. А к нему скоро придут гости. Ему нужно срочно собрать свои игрушки в корзину. Одному ему не справиться. Поможем ему?

Инструкция: Ты будешь находить игрушки, и класть их в корзину, проговаривая: « Карандаши я положу в корзину» и т.д.( ребёнок выполняет задание.)

-А теперь, давайте расскажем вместе с Тигрой еще одну «рычалку». Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре! Прибираюсь я в квартире! /Сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки/

Как же гости будут рады !

/На уровне груди соединить ладони,

Громко скажут: «Это ж надо!»

переплетя пальцы в замок/

Ты прибрал свои игрушки,

/Слегка покачивать расслабленными

На кровати взбил подушки,

кистями, опущенными вниз/

Все почищены ковры,

/Кончиками растопыренных пальцев водить по столу вправо-влево/

Из одежды нет горы!

/Соединить пальцы обеих ладоней «домиком»/

Логопед: Молодец! Ты помог Тигре навести порядок!

Игра «Накрываем праздничный стол»

Логопед: А теперь давай поможем Тигре накрыть праздничный стол. Вот-вот придут гости. Начнем?

Инструкция: Нам нужно выбрать те угощения в которых встречается звук [р]. Только они должны попасть на праздничный стол.

Пример ответа ребёнка: В слове арбуз есть звук [р], его я положу на стол и т. д.

Слова: мороженное, лимон, торт, ананас, сок, арбуз, баранки, сыр.

Логопед, в процессе игры, задает следующие вопросы:

1. Арбуз, какой ? ( большой, красный, спелый, сладкий).

2. Сыр, какой? ( вкусный , свежий)

3. Баранки с ванилью, какие? (ванильные).

4. Мороженое с фруктами, какое? (фруктовое).

5. Торт с персиками, какой? (персиковый).

Логопед: К Тигре сегодня придут четверо друзей. Сколько всего жителей волшебного леса соберутся за столом? Выбери и покажи нужную цифру

( ребёнок показывает карточку с цифрой 5).Давай посчитаем, сколько нужно поставить на стол кружек, что бы хватило каждому?

Ребёнок считает: одна кружка, две кружки, три кружки, четыре кружки, пять кружек.

Логопед: А теперь давай немного отдохнём

Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог?

/ Пожимают плечами./

Для кого расцвел весенний, первый маленький цветок?

/Руки над головой изображают «цветок»./

Для кого, для кого? Догадайтесь сами.

/Руки на поясе. Повороты./

И пирог и цветок

/ Руки перед собой, а «цветок» над головой./

Тигре мы подарим.

/ «Дарят» воображаемый подарок./

Логопед : А вот и гости пришли . Давай посмотрим, что же они подарили.

Ответы ребёнка:

Крисстофер Робин подарил розу.

Крошка Ру подарил воздушный шар.

Кролик подарил морковку.

Поросёнок подарил карандаш.

Логопед: Давай ты произнесёшь поздравления для Тигры.

Ответ ребёнка: Дорогой, Тигра! Поздравляем тебя с Днём рождения. Желаем тебе быть всегда здоровым, радостным, трудолюбивым.

Логопед: Друзья предлагают Тигре и тебе поиграть в игру .

Игра « Определи место звука [ р ] в словах- подарках».

Инструкция : На полянке три пенька. Ты определяешь место звука [р] в слове и говоришь на какой пенёк должен прыгнуть Тигра.

Ответ ребёнка: В слове «роза» звук [р] стоит в начале, Тигра должен прыгнуть на первый пенёк и т.д.

III. Заключительная часть.

Логопед: Вот и подошло к концу весёлое День рождение Тигры. Нам с тобой пора возвращаться домой. Тигра говорит нам спасибо за то, что мы помогли ему навести в доме порядок и накрыть праздничный стол. Мы еще не раз вернемся с тобой в волшебный лес и узнаем много интересных историй о Тигре и его друзьях.

А Тигре мы скажем спасибо за то, что помог нам научиться правильно, произносить звук [p] .

Список используемой литературы:

1.Дидактический материал по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко (М.: Издательство ГНОМ и Д., 2006).

2. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Ю.Б. Норкина

3. Индивидуальные логопедические занятия. О.В. Тырышкина (Издательство « Учитель», 2011)

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.

Содержимое публикации

Конспект индивидуального логопедического занятия

Занятие проводилось с Аней П.

Логопедическое заключение: (ФФН).

Форма занятия: индивидуальная

Тема: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.

закрепить навык чёткого произношения звука изолированно, в слогах, в словах.

Коррекционно-образовательные создать условия для:

совершенствования навыков аналитико-синтетической деятельности;

– автоматизации звука [Р] изолированно, в слогах, словах;

– уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р].

Коррекционно – развивающие создать условия для:

– развития подвижности органов артикуляционного аппарата;

– развития памяти, внимания, мышления;

– развития фонематического восприятия.

Коррекционно – воспитательные

– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:игрушка, предметные картинки, перфокарта.

План занятия:

I .Вводная часть

1.Организационный момент, целеполагание

II .Основная часть

2.Повторение пройденного материала, уточнение артикуляции 3.Артикуляционная гимнастика

4.Автоматизация звука в слогах

6Автоматизация звука в словах в играх «Новое слово», «Подарки»

7.Работа с перфокартой

III .Заключительная часть

8.Подведение итогов, домашнее задание

Ход занятия

Этапы образователь-ной деятель-

Организация рабочего пространства

Условия социальной ситуации

I. Вводная часть.

1.Организаци-онный момент, целеполагание

– Здравствуй Аня, сегодня к нам из зоопарка пришёл тигр. Аня, он хочет посмотреть, как ты занимаешься. Покажи

-Как думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?

– Итак, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

Условия для выражения своих мыслей

II.Основная часть

Повторение пройденного материала, уточнение артикуляции

Автоматизация звука в слогах

Игра «Новое слово»

Автоматизация звука в словах.

Работа с перфокартой

III.Заключи-тельная

Подведение итогов, домашнее задание

Работа перед зеркалом

– Скажи, какой это звук?

Какая преграда возникает?

– А какой звук [Р] — звонкий или глухой? Давай наденем «наушники» и проверим это.

– Итак, давай с тобой уточним артикуляцию этого звука:

между зубами широкое расстояние

язычок поднят вверх и дрожит, горлышко поёт

воздушная струя сильная и тёплая.

– Давай с тобой разомнём язычок, чтобы правильно произносить звук [Р].

– Молодец Аня, нашему тигру понравилось, как ты делала эти упражнения.

– Произноси указанные звуки чётко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по дорожкам. (Вертолёт летит Дррр, трактор едет Тррр, мышка боится Бррр, мальчик плывёт Фррр, пёс рычит Рррр, дедушка храпит Хррр).

– Произноси слоги громко, тихо, шёпотом.

Ра-ра-ра, ровная гора.

Ро-ро-ро, едем на метро.

Ру-ру-ру, красим конуру.

Ры-ры-ры, в парке комары.

Ар-ар-ар, красный самовар.

Ор-ор-ор, убираю двор.

Ур-ур-ур, мы накормим кур.

Ир-ир-ир, Ира пьёт кефир.

Ара-ара-ара, вот идёт Тамара.

Оро-оро-оро, строит башню Жора.

– Давай порычим ещё раз как тигр.

– Ой, ты так хорошо рычал, прямо как настоящий тигр, поэтому звук [Р] испугался и убежал из слов. Я буду называть слова, а ты должена подставить на первое место звук [Р], чтобы получилось новое слово.

– Посмотри на картинку. Тигр собирается на день рождения хотел купить в магазине подарки, в названиях которых встречается звук [Р], но он растерялся. Давай поможем ему.

– Молодец. Теперь давай построим с тобой пирамиду. Посмотри, в основании нашей пирамиды должны лежать картинки, названия которых состоят из 3 слогов, на второй ступеньки — из двух, а на вершине — из 1 слога. Как ты определила, сколько в слове слогов? (Определи, в каком слоге находится звук Р)

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.

– Вставь пропущенные буквы в окошки. Что у тебя получилось?

Аня, повтори ещё раз.

Молодец, ты правильно повторила.

Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

– Посмотри, дома ты должна будешь отгадать ребус и раскрасить картинки.

– Сегодня ты очень хорошо занималась. Тебе понравилось занятие? Тигру оно тоже понравилось и поэтому он дарит тебе подарок карандаш.

Проговаривает и выполняет

Показывает на картинки и называет только предметы со звуком [Р]:

веер, пароход, тетрадь, фартук, гармонь, перчатки, ружьё, самовар, фотоаппарат, торт, ватрушка, микрофон, ковёр, компьютер, пирамида, радио.

Проговаривает слова: рак, тигр, торт, роза, повар, дворник, рыба, корова, воробей, карандаш, подарок.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Вставляет букву Р.

Рома покупает лозы.

Рома покупает розы. Ромашки растут в траве. Маруся собирает урожай.

Получает домашнее задание.

Условия для тренировки артикуляционного аппарата.

Условия для развития связной

речи и координации речи с движением.

Условия для взаимодействия ученика с учителем

Условия для развития звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Условия для развития звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Условия для развитие навыков самоанализа, самооценки.

Международный конкурс профессионального мастерства для музыкальных руководителей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕРПАНТИН »

Литературная викторина, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова «НЕКРАСОВ – ДЕТЯМ »

Международный открытый конкурс моделей и макетов летательных аппаратов и космической техники, посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос «ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Ссылка на основную публикацию