Круглый стол для родителей на тему Ребёнок идёт в школу

“Круглый стол” с родителями по теме “Знаю ли я своего ребенка?”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Воспитание может сделать многое, но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки,
но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди.

1. Вступительное слово.

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, затем с учителем в школе, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, и довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему (Слайд 1).

2. Размышления родителей на тему: «Что надо знать о своем ребенке?»

Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Слайд 2)
(Мнения родителей.) Вы все абсолютно правы, но однозначный ответ на данный вопрос: о своём ребенке надо знать все! (Слайд 3)
А так как это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему (Слайд 4)
Знать, чем он живет, кого и за что любит.
Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.
С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

  • состояние его здоровья,
  • темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
  • эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
  • замкнутость (повадки интроверта),
  • общительность,
  • направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

3. Мини-лекция на тему «Что надо знать о своем ребенке?»

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети – глупые и невоспитанные, совершая при этом роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного – жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив «пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, то мы ищем виноватых где угодно: в школе, на улице, среди друзей, но не думаем о том, что виноваты можем быть мы сами.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Что необходимо ребенку для полноценного развития? (Слайд 5)

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности – вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями – папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие «буксует» или отклоняется в сторону.
Если педагогическая запущенность – это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

4. Практическая часть (Слайд 6)

Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение «Мой ребенок» (Слайд 7)

«Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина. когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу. но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума».

Обсуждение: какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы женщины): (Слайд 8)

Достоинства моего ребенкаНедостатки моего ребенкаКаким бы я хотела видеть моего ребенка
КрасивыйНеразвитыйРазвитым
НесообразительныйСообразительным
ЛенивыйТрудолюбивым
ЗлойДобрым
ДрачливыйПослушным
Плохо себя ведетХорошим учеником
Плохо учитсяПравдивым
ЛживыйОбщительным
КонфликтныйЧестным
Нечестный

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, опишите достоинства и недостатки своих детей (Приложение 1).

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

Тест «Какой вы родитель» (Слайд 9). Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Раздаются бланки. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми (Приложение 2). Проверьте себя (Слайд 10).

Теперь подсчитайте общее количество баллов (Слайд 11). Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Психологи рекомендуют не употреблять в общении с детьми выражения: (Слайд 12)

Я тысячу раз говорила тебе…
Сколько раз надо повторять…
Я в твоё время…
О чем ты только думаешь!
Неужели трудно запомнить!
Ты становишься…
У всех дети как дети, а ты!
Отстань, некогда мне!
Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет!

И употреблять чаще: (Слайд 13)

Ты у меня самый умный!
Как хорошо, что у меня есть ты!
Ты у меня молодец!
Я тебя очень люблю!
Спасибо тебе…
Без тебя я бы не справилась!
Ты моя опора и помощник (ца)!

Помните, что дети учатся жить у жизни.

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть (Слайд 14).
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности (Слайд 15).
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым (Слайд 16).
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины (Слайд 17).
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других (Слайд 18).
Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя (Слайд 19).
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными (Слайд 20).
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым (Слайд 21).
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей (Слайд 22).
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире (Слайд 23).

Тест «Хорошо ли я знаю своего ребенка» (Приложение 3, Слайд 24).

Подсчитайте отдельно количество высказываний а, б, в (Слайд 25).
Если лидирует ответ а. Вы знаете своего ребенка, знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.
Если лидирует ответ б. Вас волнует не ребенок, а проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.
Если лидирует ответ в. Вы не интересуетесь делами ребенка, Вы и другие членам семьи должны помочь ребенку.

5. Подведение итогов встречи

Подводя итоги нашей встречи, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей (Слайд 26).

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
(Себастьян Брант)

Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении важных для всех нас вопросов (Слайд 27).

Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»
материал

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_intellektualnaya_gotovnost.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка содержания мероприятия

Круглый стол для родителей:

«Ваш ребенок идет в школу:

в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Адамова О.И.

Тема: «Ваш ребенок идет в школу: интеллектуальная готовность»

Форма проведения: круглый стол

Аудитория: родители подготовительной к школе группы

Количество участников: родители воспитанников (17 человек), воспитатели группы, учитель-логопед.

  1. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
  2. Развивать представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
  3. Определить факторы успешной подготовки к школе. (Интеллектуальная готовность)

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «На пороге школы».

Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс в след за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

«Разные виды готовности к школе».

Психологи выделяют разные виды готовности к школе:

Физиологическая готовность к школе

  1. Физическое созревание организма.
  2. Устойчивость к нагрузкам.
  3. Гибкость в адаптации к новому режиму.

Интеллектуальная готовность к школе

  1. У ребенка должен быть запас определенных знаний.
  2. Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.
  3. Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Психологическая готовность к школе

  1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
  2. Развитие руки и развитие речи.
  3. Созревание эмоционально-волевых процессов

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

Например, сформированность памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и воспроизведению информации , владеет навыками запоминания.

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Задание: Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и сформированность наглядно-образного мышления, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Задание: Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе .

Интеллектуальная готовность предполагает владение достаточным объемом знаний (наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе).

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. В основном это некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и сведения общего характера (о труде, родной стране, праздниках). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («даль», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве), о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»), о количестве, числовом ряде, множестве, равенстве и неравенстве и т.д. Все – это задача воспитателя детского сада.

Все большее значение в последние годы при подготовке к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом).

Необходимо владеть и некоторыми умениями, которые особенно важны: умение слушать речь, объяснение, указание воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредотачиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы.

Интеллектуальная готовность также предполагает умение производить некоторые действия в уме, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, умение обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие.

  1. Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их. Затем должны назвать те, которые запомнили.
  2. Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.
  3. «Назови слова наоборот»:

– Слон большой, а мышка …

– Подушка мягкая, а стол…

– Огонь горячий, а лёд…

– Река широкая, а ручеёк…

– Буратино весёлый, а Пьеро…

4. «Закончи рисунок»

5. Логические задачи:

Известно, что кошки

Не носят сапожки,

Сколько сапожек мама купила,

Что б кошка лапок не замочила?

(4 шт. или 2 пары)

Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат.

Один – за ветлой,

Двое – за метлой,

Один – под листом,

Двое под кустом.

Притаились они и молчат.

Сколько вы насчитали крольчат?(6)

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

о смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? ( 4 яблока, морковь – это овощи)

Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)

Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом “фрукты” яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Очень нравятся ребятам задачи-шутки, головоломки, логические задачи. Их мы даем в конце занятия для активизации внимания детей.

  1. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы отправился в магазин? (3 копейки)
  2. Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).
  3. Летела стая гусей: один гусь спереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)
  4. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый ребенок получил по яблоку и одно яблоко, осталось бы в корзине. (3 возьмут по яблоку и 1 корзину с яблоком)
  5. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (за столом сидели дед, отец, сын)
  6. Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А 5 с половиной палок? (8,10,12)
  7. Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)
  8. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
  9. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут)
  10. Шоколад разделили на несколько частей. Андрей съел 2 части, Аленка 3 части, осталась 1 часть. На сколько частей разделили шоколад? (на 6 частей)
  11. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
  12. Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
  13. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
  14. В пруду плавало 7 уток. Они решили поиграть и нырнули в глубину. Сколько уток плавало в пруду? (7 уток)
  15. В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
  16. 9 девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки? (9 грядок)
  1. 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
  2. Шли три козленка. 1 – впереди двух, 1 – между двумя, 1 – позади двух. Как шли козлята? (друг за другом)
  3. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу…

Все овощи она разложила отдельно. Сколько под них потребовалось тарелок? (6 тарелок)

  1. У Аленки и Тани по 4 карандаша. Алена дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девочки? (у Тани – 6, у Алены – 2)
  2. В бочонке – 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (по 1 ложке – 10 детей, по пол–ложки – 20 детей, по 2 ложке – 5 детей)
  3. Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 шт., а брат 2 шт. у кого конфет осталось больше? (у брата)
  4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
  5. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
  6. Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (она одинаковая)
  7. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
  1. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат в дупле? (8 бельчат)
  2. В 12 часов ночи пошел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к. ночью солнце не светит)
  3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков)
  4. Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь пирогов.

В каждом пироге семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостиков.

Сколько было старичков? (7 старичков)

  1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, т.к между двумя днями ночь)
  2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала)
  3. Одного человека спросили, сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». Сколько у него детей? (7 детей)
  4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)
  7. В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре? (пять)
  8. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
  9. На одной тарелке три яблока, на второй – столько же, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько яблок на третьей тарелке? Сколько яблок всего? (3 и 9)
  10. У Лены в портфеле четыре учебника, у Саши – столько же, у Маши – столько же, сколько у Саши. Сколько учебников в портфеле у Маши? Сколько учебников всего у трех школьников? (4 и 12)
  11. Бабушка связала внукам 5 шапочек, столько же шарфиков, а кофточек столько же, сколько шапочек и шарфиков вместе. Сколько кофточек связала бабушка? Сколько всего вещей связано? (10 и 20)
  12. Дима и Вася должны решить по четыре задачи. Дима решил две задачи, а Вася – три. Кому из мальчиков осталось решить больше задач? (Диме)
  13. Полоску бумаги нужно разрезать на четыре части. Сколько разрезов нужно сделать? (на три разреза)
  14. Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)
  15. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?
  1. Чтобы пять мальчиков смогли прокатиться, не хватает двух велосипедов. Сколько всего велосипедов стоит около дома? (3 велосипеда)
  1. Чтобы семь девочек смогли начать вышивать, не хватает трёх иголок. Сколько всего иголок в игольнице? (4 иголки)
  2. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла? (5 углов, 6, 7, 8.)

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»
методическая разработка на тему

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_skoro_v_shkolu1.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

О.В. Васечкина, педагог-психолог

А.В. Верхотурова, воспитатель

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Цель мероприятия : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?

– Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается ваш ребенок- первоклассник? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната — это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза…

-Что вы почувствовали?

II. Основная ча с ть

Чтобы ребенок хорошо учился в школе, был успешным. Что для этого нужно? Вот на эту тему мы с вами сегодня собрались и поговорим.

  1. Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?

– Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Давайте посмотрим, что думают и говорят наши дети, « Что такое школа?, Кто такой ученик?». (показ видео ролика « Интервью» воспитатель )

– Что, по-вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?

  1. Физическая готовность определяется:

Физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка.( состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений)

Физическое развитие включает:

1) Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.).Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).

2) Антропометрические и биометрические показатели:

Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см. Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.

Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Давайте представим, что вы решили устроиться на работу или поменять место работы.

На что вы ориентируетесь? Что вас заставляет это делать?

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Другими словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Интеллектуальная готовность предполагает:

развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать: (должен уметь рассказать о себе)

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Подробнее вам расскажет О.А.Коркина воспитатель младшей группы, раззработчик программы по шахматному образованию дошкольников «Шахматное Королевство»

Приложение 1 Доклад О.А.Коркина

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

Важная задача– научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Об этом нам расскажет А.В.Леванова учитель-логопед.

Приложение 2 Доклад А.В. Леванова

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Личным опытом по подготовке руки к письму, развитию графомоторных навыков с нами поделится мама Арины тверитиной, евгения Владимировна.

Об усвоении образовательной программы «От рождения до школы», нам расскажет воспитатель подготовительной группы А.В.Верхотурова.

Приложение 3 Доклад А.В.Верхотуровой.

Сегодня на нашем круглом столе присутствует учитель начальных классов В.В.Ворошилова, предоставляем ей слово.

III Заключительная часть.

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Рефлексия «Все в моих руках»

Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

– Больше всего мне понравилось…

– В дальнейшем я буду использовать…

– Здесь я сегодня узнал(а) нового…

– Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

– Неожиданным для меня сегодня было…

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Всего доброго! До встречи!

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемые рекомендации для родителей детей, которые иногда испытывают затруднения в выборе основных направлений для подготовки ребенка к школе.Данные советы имеют психолого-педагогическую нап.

Презентационный материал познакомит родителей с особенностями подготовки детей к обучению в школе.

Буклет для родителей помогае с ориентироваться,как подготовить ребенка к школе.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»Венгер Л.А.В настоящее время детский сад и школа ре.

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител.

Ваш ребенок идет в первый класс Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семь.

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить.

Круглый стол для родителей ваш ребыонок идыот в 1 класс

Круглый стол для родителей
“Дошкольник готовится стать школьником”
Цели встречи:
Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Оборудование:
1.Презентация «Ваш ребёнок идёт в школу»
2.Ручки с синей пастой
Ход встречи
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Мы сегодня собрались с вами на первое наше родительское собрание. Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, встречаться мы с вами будем регулярно и в полном составе.
Разрешите представиться. (слайд ) А теперь давайте познакомимся с вами. Перед вами листочки, напишите пожалуйста, как бы вы хотели, чтобы к вам обращался учитель и остальные родители.
Прикрепите ваш лепесток на доску и представьтесь.
Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим учителем, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.
Основная задача предшкольной подготовки – адаптация детей к обучению и создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Открытие предшкольных групп диктуется возможностями школы, потребностями родителей и учеников.
Важнейшей задачей предшкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития ребенка.
Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы работы с детьми:
Использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей.
Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
Обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
Формирование детского коллектива, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности, использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;
Обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной и др.);
Обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
Широкое использование игровых приемов; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.
Через год первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 6 лет его жизни.
Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Готовы ли вы сами отдать ребенка в школу?
Занесите свои ответы в табличку:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
12345
678910
1112131415

Всего ____
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями,
развивающими память, внимание, тонкую моторику
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок
общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 — ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
Не огорчайтесь, если по результатам теста вы и ваш ребенок окажется не готовым к обучению в школе, для этого и создается группа предшкольной подготовки. В течении целого года мы будем учиться, общаться, играть, развиваться, и я думаю, что к концу года все будут готовы к обучению в 1 классе. Но при одном условии, что ребята не будут пропускать занятия без уважительных причин.
Далее происходит обсуждение рисунков детей на тему “Как я представляю себя в школе”)Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:
– хочет ли ребенок взрослеть, – хочет ли стать школьником.
– Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
– Есть ли на рисунке ученики, учитель?
– Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
– Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске. ”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно.
Педагог: Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе — процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Психологи выделяют разные виды готовности к школе:
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.
Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться.
Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе — достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, “скучные” моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных и проранжируйте их.
(Родители выполняют задание и обсуждают его)
ПЕДАГОГ: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: “Что больше — один или два”, не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
А теперь хотелось бы ответить на вопросы, которые чаще всего задают родители будущих первоклассников. (Работа по презентации «Ваш ребёнок идёт в 1 класс»)

  • kruglyy_stol_dlya_roditeley_vash_rebyonok_idyot_v_1_klass
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 1

Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

    Жанна Ознобишина 2 лет назад Просмотров:

1 Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Воспитатель МБДОУ ДСКВ 18 «Орлёнок» Санникова Вера Михайловна Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Задачи: 1) развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе; 2) определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе; 3) способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой. 4) создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий; 5) привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе; 6) дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе. Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, учитель по физической культуре, медсестра. Материалы и оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов Бумажные фигуры человека Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей Видеозапись лекции логопеда «Факторы речевой готовности детей к школе» Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?» Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.

2 Электронная презентация «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Электронная презентация «Физиологическая подготовка детей к школе» Ход проведения: Воспитатель: – Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола». Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником. Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители

3 ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе. Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест: Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» Если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс, если не согласны – минус. А теперь подсчитайте, если общий показатель принимает значение:

4 До 4 баллов это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 баллов и больше было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. (Родители обсуждают результаты тестирования) Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник» Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая умеренное, зеленая полоска – нет особого беспокойства. (Родители выполняют задание и делятся своими опасениями) Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми “Хочу ли я в школу? ” (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей, Воспитатель: Подготовка к школе процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе

5 1. Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Родителям предлагается прослушать лекцию медсестры об укреплении здоровья будущих первоклассников. Родители слушают и делятся собственными действиями по укреплению здоровья дошкольников. Родителям раздаются памятки «Как правильно выбрать портфель (рюкзак) для первоклассников. Говоря, о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем в виду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Выступление учителя физкультуры с использованием электронной презентации «Физиологическая готовность к школе». (Родители слушают учителя и делятся своими мнениями)

6 Родителям раздаются рекомендации по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению. 2. Психологическая готовность. Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма. Что для Вас, уважаемые родители, является главными факторами успешной подготовки детей к школе? Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»: На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор, (факторы успешной адаптации и подготовки к школе) (Родители выполняют задание и обсуждают его) Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Компоненты психологической готовности к школе:

7 Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых. Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения. Родители смотрят видеозапись лекции логопеда о том, каково должно быть речевое развитие ребенка при поступлении в школу. Логопед дает практические рекомендации родителям по обеспечению речевой готовности детей к школе. Речевое развитие ребенка, поступающего в школу

8 Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. 3. Педагогическая готовность. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть развита мелкая моторика, считать (владеть навыками счета) это и есть педагогическая готовность. Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола: Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть мероприятия (в баллах 3 довольны, 2 частично довольны, 1- не довольны) Ответы родителей: Дискуссия

9 Видеозапись Оформление Работа с памяткой Практические задания Что побудило Вас прийти на заседание круглого стола: Ответы родителей: Дисциплинированность Интерес к поднятой теме Уважение к воспитателям Любопытство Возможное душевное успокоение Настойчивые просьбы воспитателей Не знаю

Круглый стол для детей и родителей 1-5 классов

Ведущий: Дорогие родители, детей, специалисты! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашем заседании круглого стола. Глубоко уважая родительский труд, понимая, что в воспитании ребёнка каждый родитель – творец, что ваши раздумья глубоки и неповторимы, а также понимая интересы и желания детей, стремление быть самостоятельными, независимыми, избежать многие проблемы нам хотелось бы построить нашу встречу так, чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей, по пониманию родителей, чтобы появилась уверенность в ваших действиях и поступках по отношению к друг другу.
Тема нашего круглого стола «Шаг в семью».

Упражнение 1: «Мозговой штурм»
Участникам предлагаются темы для обсуждения.

Дети – это завтрашние судьи наши.
Максим Горький

Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Жан де Лабрюйер

Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними.
Андре Моруа

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.
Элеонора Рузвельт

Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Александр Пушкин

Упражнение 2: «Цветик – семицветик»
Перед вами Цветик – семицветик, с закрытыми лепестками. Представьте, что это ваш ребёнок (родитель) – нежный, начинающий цветение. Чтобы ваш цветочек расцвел, вам необходимо, написать на лепестках положительные качества вашего ребенка, мамы или папы. Отгибать нужно по одному лепестку, что бы ваш цветик – семицветик раскрывал свой бутон постепенно. На стебельке напишите имя (на выполнение даётся 2-3 мин). (После выполнения цветок прикрепляют на флипчарт). Посмотрите, какой чудесный сад появился у нас.
Что понадобилось, чтобы сад расцвел?

Упражнение 3: «Плохо, но хорошо»
Необходимо проанализировать отрицательную черту характера или поведения вашего ребёнка, мамы или папы и подумать, а что хорошее может из этого выйти и дополнить предложение: «У (имя ребенка или родителя) плохо то, что… (он очень медлительный и т. п., но хорошо то, что… (в дальнейшем это поможет ему не делать скоропалительных и необдуманных поступков). И в конце своего небольшого высказывания необходимо сказать фразу: родитель – «Мой ребёнок – просто чудо! », ребенок – «Мои родители необыкновенные!».

Упражнение 4: «Причины разногласий»
Дети – составьте список, за что вас чаще всего дома ругают ваши родители.
Родители – составьте список, за что вы чаще всего ругаете своих деток.
После окончания работы в группах зачитать свои ответы, найти совпадения и разногласия. Коллективно найти выход из данных конфликтных ситуаций.

Упражнение 5: «Идеальный ребенок»
(В центр зала выходит ребенок.)
Ведущий: Не секрет, что иногда ваш ребёнок говорит такое, что хочется просто закрыть ему рот, чтобы не ругался, не говорил глупостей.
(Выходит родитель и завязывает рот «ребёнку»)
Каждый родитель высказывает свое мнение:
– Чтобы он не видел непристойного – (завязывают «ребёнку» глаза).
– Чтобы ничего плохого не слышал – (затыкают уши).
– Чтобы не дрался, не ломал игрушек – (завяжем ему руки).
-Чтобы не пинался, не ходил, куда не следует – (завяжем ноги).

Получился ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК для родителя.
Но вот вопрос – легко ли он пойдёт по жизни? (Высказывания родителей).

Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

Упражнение 6: «Плодородный сад» (подведение итогов)
На флипчарте нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – детям, красные – родителям), на которых все пишут ответы на вопросы:
Что вы думаете о нашей встрече?
Что было для вас важным?
Что вам понравилось?
Чему вы научились?
Какие для себя сделали выводы?
Затем зелёные яблоки приклеиваются на дереве, так как они еще не спелые, не созревшие, а красные под деревом – уже полностью поспели и осыпались с дерева.

Читайте также:  Аутизм в раннем возрасте
Ссылка на основную публикацию