Коучинг по использованию технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР

Портал педагога

Автор: Планкова Надежда Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ “Центр развития ребёнка – детский сад “Золотая рыбка”
Населённый пункт: г. Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития дошкольников
Дата публикации: 21.08.2019
Раздел: дошкольное образование

МБОУ «ЦРР – детский сад «Золотая рыбка»

Использование наглядного моделирования в коррекционной работе по

преодолению речевого недоразвития дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта, создание его заместителя и работа с ним.

страдает мышечный тонус, кинетический и кинестетический праксис. Поэтому коррекция

звукопроизношения занимает большое количество времени и часто вызывает у детей

негативизм, замкнутость и отказ ребенка от занятий.

вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных

задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда

коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач:

– целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

– актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

– закреплять обобщающие понятия;

– упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде,

слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);

структуры с постепенным усложнением;

– закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

– анализировать семантику и способы образования сложных слов;

л и ч н о с т и :

организованности, активности, сосредоточенности;

-повышать интерес к познавательной деятельности;

-развивать логическое, образное мышление, память, внимание;

– совершенствовать связную речь детей.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками

состоит в том, что:

– во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с

ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование

наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из

правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы,

систематизировать полученные знания.

вызывает непосредственный интерес у детей, повышает их познавательную активность и

мыслительную деятельность. Таким образом, использование этого метода в коррекционно

коррекционной работы и подготовить ребёнка к обучению в школе.

Весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа:

гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка-

символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в

занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.

На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида

моделей: профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в

подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например,

жжж- жужжит жук и т.д.

Для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой

моторики. С помощью пластилина дети самостоятельно создают модели артикуляции

возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация. Ребенок сам

рассказывает о положении органов артикуляции и формирует из пластилина положение

После того как звук поставлен и ребенок без подсказки правильно его произносит,

ориентируется в артикуляционном профиле или модели, переходим на этап автоматизации

Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям длительное время

формируемого звука. В этом случае поможет схема артикулирования звука, в которой

отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи. Модели и профили

артикуляции, на всех этапах автоматизации звука (в слогах, словах, фразе и связной речи).

дорожки с изображёнными на них картинками-символами. Затем звук автоматизируется в

слогах. Для этого используются модели гласных и согласных, ребенок сам читает слог по

данным моделям, тем самым закрепляет звук в слогах, а потом и в словах.

У детей с ОНР страдают фонематические процессы, дети путают звуки по их

акустическим признакам. На этапе дифференциации использование моделей и профилей

артикуляции ведет к быстрому пониманию отличительных свойств смешиваемых звуков.

Дети легко запоминают, чем отличаются звуки и постепенно учатся дифференцировать их

в повседневной речи. Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с

использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы.

Согласно данной методики ребенок является активным участником постановки

звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует,

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Наталья Бусыгина
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

“Чтобы обучить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому”.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача логопедов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, не только вербальный вид памяти, но и зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

По результатам диагностики уровня сформированности речи у детей я отметила следующие недостатки:

-несформированность произносительных умений и навыков;

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности высказывания очень низкий.

– затрудняются выучить стихотворение наизусть и самостоятельно пересказать текст.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Исходя из этого, я считаю, что актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания, формирую конструктивный праксис и зрительный гнозис.

Целью моей работы является:

Научить ребенка зрительно представить себе абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) и сформировать умение работать с ними.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

• формирование лексико-грамматических категорий;

• формирование связной речи;

• профилактика дисграфии и дислексии.

• Формирование произносительных умений и навыков;

• Развитие импрессивной речи;

• Обогащение активного словаря;

• Закрепление навыка словообразования;

• Формирование умения использовать в речи различные конструкции предложений;

• Развитие связной речи.

Модель должна быть доступна для восприятия ребенка, поэтому свою работу я выстраиваю в три этапа:

• Усвоение и анализ сенсорного материала;

• Перевод его на знаково-символический язык;

Работа с моделью.

Содержание моей работы выстраивается с учётом последующего усложнения – от простого к сложному. Одним из важнейших условий повышения эффективности использования метода наглядного моделирования, по-моему, мнению, является разнообразие методов, используемых в работе.

Для реализации своей работы я использую различные игры и пособия (полубуковки, изографы, ребусы, построение фигур при помощи букв, пиктограммы, активно применяю инновационные компьютерные технологии (презентации по лексическим темам, компьютерные развивающие игры). Опорная картинка дает толчок к составлению предложения, учит находить смысловые связи. Модельки я размещаю последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Чтобы повысить эффективность занятия с использованием приемов моделирования, привлекаю детей к разработке моделей для составления описательных рассказов. Создание и моделирование рассказов – увлекательное занятие не только для детей, но и для меня. Например, для описания диких животных, совместно были созданы следующие модели: разноцветные квадраты обозначали цвет животного, большой и маленький кружок – размер, ветка ели обозначала, что животное колючее, стрелка – быстрое, зубы – зубастое, кусочек меха – пушистое и т. д.

На занятиях дети самостоятельно осуществляют выбор моделей для описания животного и на альбомном листе моделируют план описания дикого животного. Такие же схемы я разработала для рассказов об игрушках, посуде, временах года, одежде, обуви, птицах.

Все занятия проходили в интересной, игровой форме. Так, при знакомстве ребят с овощами, я построила занятие в форме игры – сказки, дети были очень довольны, они с радостью вытягивали репку из земли, при этом они учились согласовывать существительные с прилагательными, подбирать глаголы, согласовывать существительные с числительными, упражнялись в образовании однокоренных слов, в употреблении простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и т. д.

Широко применяю модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения, поэтому хорошо узнаваемы. Звуковой анализ и синтез слов – это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Для обозначения звуков я использую (общепринятые) три цвета: красный – для гласных звуков, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в замках, красном, синем, зеленом. Но сначала я использую картинные символы, а затем цветовые.

На этапе автоматизации звуков также использую наглядное моделирование. Автоматизирую звуки с использованием мнемотехники. Прием символизации – это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах.

В работе по развитию речевого дыхания я использую следующие упражнения: «Бабочка», «Хорошая погода», «Берлога», «Колобок» и другие. Их цель: развивать силу и длительность выдоха. Они обеспечивают фонацию голоса, сохраняют плавность и музыкальность речи.

В своей работе я использую «Формы и методы взаимодействия с логопеда с семьей“. Разработала механизм сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. Многие родители осознают недостатки развития речи своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по логопедии. Таким образом, родительские собрания, просмотр занятий, мастер классы (совместное изготовление моделей, консультации, изготовление стендов, папок передвижек, размещение информации на сайте учреждения, позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по коррекции нарушений речи у детей в течение всего пребывания в логопедической группе. В целях повышения профессиональной компетентности по коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи, педагогам был предложен обобщенный мною опыт работы в форме презентации по теме «Использование метода наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи»

Использование метода наглядного моделирования у детей с нарушениями речи дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей и успешного обучения наших выпускников в школе. Преемственность со школой осуществляю через: посещение уроков в школе, совместных тематические совещания, проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей начальных классов и отслеживание успеваемости моих выпускников.

Следовательно, можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, изображая, ребенок (под руководством взрослого, учится самостоятельности и усидчивости, зрительно воспринимая план своих действий. У него появляется чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда. Развивается речь, а так же такие психические процессы как: память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результатах всей коррекционной работы, подготовку детей к школе и успешность дальнейшего обучения.

Читайте также:  Автоматизация свистящих звуков (с), (з), (ц) в словах и словосочетаниях - конспект индивидуального занятия

Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Неговора Н. Н. «Использование метода наглядного моделирования.

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Формирование речевых навыков у дошкольников с использованием наглядного моделирования Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста Авторы: Нутикова Евгения Александровна, Суевалова Кристина Александровна Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Использование.

Конспект ОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в младшей группе «Путешествие в сказку» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В младшей ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Речь детей дошкольного.

План-конспект НОД «Пересказ рассказа «Зелёные питомцы» с использованием метода наглядного моделирования Цель: Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования, используя элементы драматизации. Задачи: 1. Развитие.

Презентация «Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников» Слайд 1. Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Слайд 2.

Из опыта работы.

Информационно-аналитический отчет (аттестация 2017год)

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направленное на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного кач ества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направленное на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

“Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дош кольников”

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,

поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте “Звуковичок”

Обучение анализу звуковой структуры слова немыслимо без применения наглядного моделирования, поэтому на использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения, необходимостью закрепления знаний, полученных на фронтальных занятиях и организации преемственности в работе учитель-логопед – воспитатели – родители я разработала наглядно-дидактическое пособие «Звуковичок». Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическому пособию Н.В. Дуровой «Ступеньки грамоты» и предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей 5 – 7 лет к обучению грамоте в детском саду и дома.

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковичок» состоит из трёх частей:
I. Демонстрационный материал для проведения фронтальных логопедических занятий по подготовке детей к обучению грамоте.
II. Раздаточный дидактический материал для индивидуально-подгрупповых занятий с детьми под руководством учителя-логопеда или воспитателя.
III. Таблицы для индивидуальной работы с детьми.

Пособие можно использовать как полным комплектом, так и по частям.

Мастер-класс

“Использование метода наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР”

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование в дошкольной педагогике называют по-разному: Лев Семенович Выготский называл мнемотехникой, Воробьева Валентина Константиновна предлагает метод наглядного моделирования, представленный сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

В ходе проведения мастер-класса на конкретных примерах представляется использование метода наглядного моделирования в практической работе по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР:
• на слайде 5 предлагается педагогам составить рассказ по опорным картинкам;
• на слайде 6 представлен план зарисовки небольшого текста загадки;
• на слайде 7 представлен план составления рассказа по сюжетной картинке;
• на слайде 8 предлагается универсальный план-схема работы с картинами мастеров живописи;
• на слайдах 9-11 таблицы для составления описательных рассказов о времени года, об игрушке, о животном.

Консультация для воспитателей “Элементы кинезиологии в работе с дошкольниками”

Кинезиология — наука о развитии умственных способ­ностей и физического здоровья через определенные двига­тельные упражнения. Истоки кинезиологии как науки сле­дует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.

Самый благоприятный период для интеллектуального раз­вития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полуша­рий еще окончательно не сформирована. Большая часть этого периода приходится на дошкольное детство. Поэтому актуальность проведения кинезиологической работы с дошкольниками очевидна.Интегрированное межполушарное взаимодействие явля­ется основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Причем межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым.В последнее время отмечается увеличение количества де­тей с различными нарушениями в развитии, с затруднени­ями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоле­ния имеющихся у них нарушений, предупреждения разви­тия патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов та­кой работы является применение простых кинезиологических упражнений. Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные пред­ставления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляе­мость, повышает способность к произвольному контролю.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Автор: Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139

Оригинал: скачать.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1. Предметные

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели (схемы)

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит – готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

Читайте также:  Конструктор Bunchems на логопедических занятиях

• Развивающие (тренинг основных психических процессов)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж – (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Коучинг по использованию технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению ОНР

Автор: Белухина Ольга Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Радуга»комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Практика моей логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Через модели дети получают доступ к скрытым, непосредственно невоспринимаемым свойствам вещей.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. Одним из видов моделирования является синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление синквейна требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

2. Теплая, красивая.

3. Радует, наступает, приходит.

4. Я люблю весну.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций и обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Они соответствуют перспективному пла­ну проведения занятий и могут быть посвящены чело­веку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляют в форме графических рисунков. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.

В данном направлении я использую такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Применение данного метода можно использовать:

  • на занятиях для закрепления изученной лексической темы:
  1. Дуб.
  2. Высокий, могучий.
  3. Растет, зеленеет, радует.
  4. В лесу растут огромные дубы.
  5. Дерево.
  • для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  1. Звуки речи.
  2. Гласные, согласные.
  3. Слышим. произносим, выделяем
  4. Звуки складываются в слова.
  5. Речь.
  • на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
  1. Заяц.
  2. Белый, пушистый.
  3. Прячется, боится, убегает.
  4. Я жалею зайца.
  5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышлениях.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Литература

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  3. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  4. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Статья раскрывает содержание понятия наглядное моделирование. Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием , по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»

15. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. М.: Академия, 2003. 272 с.

16. Тураева М.Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. / Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014 г.).

17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

18. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е. Москва: Владос, 1999. 360 с.

20. Журнал «Дошкольная педагогика». № 7, 2012; № 4, 2005; № 4, 2013; № 2, 2013.

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Бойко С.И.

Бойко Светлана Ивановна – студент магистратуры, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, учитель-логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад комбинированного типа № 214, г. Краснодар

Аннотация: статья раскрывает содержание понятия – наглядное моделирование. Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием, по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Читайте также:  Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Ключевые слова: наглядное моделирование, модель, наглядность, дифференцированный подход, коррекционно-развивающие задачи, дидактические принципы.

Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Профессия логопед – это не только процесс коррекционно-развивающего обучения, но и творческий процесс, как для детей, так и для логопеда. Используя наглядное моделирование на логопедических занятиях, мы видим, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом. Первое, что необходимо – это познакомить с графическим образом модели и анализом

сенсорного материала; Второе, перевести его на знаково-символический язык. И третье – непосредственно работать с моделью.

Для формирования у дошкольников навыков наглядного моделирования, необходимо выстроить работу в определенной последовательности. Необходимо при этом постепенно повышать самостоятельность самих дошкольников, постоянно вовлекая их в процесс работы. При использовании наглядного материала на логопедических занятиях, логопед ставит своей целью формировать представления об основных признаках и структуре, об отношениях и связях между элементами этих объектов и обозначает его в знаково-символическое обозначении. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, мы используем графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работая с моделью, мы предполагаем определенный уровень сформированности умственных операций у детей таких как, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Само назначение модели – это облегчение процесса усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но для того, чтобы ребёнок вник и закрепил знания этого материала, модель должна отражать основные свойства объекта и должна быть доступна ребенку по возрастному критерию.

Для того чтобы дети легче развивали связную речь, ученые выделили два важных фактора, которые облегчают процесс становления связной речи. По мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина – это наглядность, а мнению Л.С. Выготского – это создание внутреннего плана высказывания [1].

Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей. К примеру, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова.

Наглядное моделирование, помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия такие как, звук, слово, предложение, текст, учит работать с ними. Для дошкольников это играет важную роль, потому что мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, лучше развивается зрительная память, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981) [1]. По определению В.В. Давыдова, моделирование – это продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала. А Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева обозначили, что наглядные модели для детей дошкольного возраста, являются той формой выделения и обозначения отношений, которая им доступна [3].

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Также авторы придают большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.). Авторы Ветрова Н.М., Агаева Е.Л. разработали вопросы по применению наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, по развитию способностей к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии [2].

Следующее, что помогает развивать коррекционно-развивающие задачи, такие как зрительные, двигательные, ассоциативную память, – это опорные схемы. Также замечено, что для развития умственных способностей дошкольников, необходимо использовать заместители и наглядные модели. Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Объект, который имеет существенные признаки оригинала, называют моделью. Мы можем создавать и использовать разные модели объекта, но всё равно модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации. Модели, которые мы можем использовать, бывают нескольких видов:

образные, знаковые, смешанные, натурные [1]. Используя в коррекционно -развивающем обучении наглядные модели, мы производим коррекцию звукопроизношения; закрепляем навыки словообразования; обогащаем активный словарь; формируем и совершенствуем умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развиваем связную речь. Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, который разработали Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова, предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова. Ряд исследователей: Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.И. Маевская, Е.С. Мастюкова, С.К. Сиволапов, Л.Ф. Спирова, Л.С. Цветкова и др., которые изучали особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые, если не развивать, будут сказываться на дальнейшем обучении детей [4]. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдаются трудности в формировании перцептивных действий, что в свою очередь будет сказывается на успешность называния тех или иных свойств объектов. Также у этих детей замедлены процессы восприятия, они часто фрагментарны и не обобщены. Вызывают трудности у детей обследование предметов, выделение нужных свойств, а главное, дети затрудняются в обозначении этих свойств словом, не умеют обобщать, классифицировать. Недостаточность знаний процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [6].

Теоретическая концепция наглядного моделирования

На современном этапе, актуальными и перспективными, являются исследования педагогов и психологов, которые показали на практике, что благотворной основой развития умственных способностей детей, служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Чтобы научить ребёнка использовать математические символы, программы для компьютеров, научить понимать правильное значение слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки, необходимо развивать и вводить в практику игровое замещение. Но чтобы ребёнок понимал и правильно использовал обозначения отдельных предметов, необходимо проводить анализ, выделять отношения между объектами, которые необходимо учитывать. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, или с помощью наглядной модели, где сами предметы должны быть обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения при помощи расположения этих заместителей в пространстве (или на плоскости). Как показывает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая является наиболее доступной детям. Ребенок, который свободно может владеть внешними формами замещения и наглядного моделирования, может правильно использовать заместители и наглядные модели в уме, понять и представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. А это всё и является показателем высокого уровня умственных способностей.

Без самостоятельного, постоянного участия дошкольников, не могут формироваться навыки наглядного моделирования. Конечно, любой здоровый ребенок в той или иной мере может овладеть действиями замещения и наглядного моделирования без каких-либо педагогических воздействий, так как, использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности, с которыми они сталкиваются каждодневно, это сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность, схематизм в рисовании, лепке, аппликации. Однако уровень развития умственных способностей у разных детей

оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью.

Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы детьми

Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач: в систематизации познавательной информации об окружающем; в обогащении словарного запаса детей, в развитии связной речи; в последовательности, логичности, и связности изложения; в развитии мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти; в воспитании у детей потребности в речевом общении; в целенаправленном развитии импрессивной и экспрессивной речи детей; в актуализировании предметного, качественного и глагольного словаря детей; в закреплении обобщении понятий; в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; в навыках словообразования: уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные; в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; в закреплении умений употреблять синонимы, антонимы; в формировании и совершенствования умения использовать в речи различные конструкции предложений; в анализе семантики и способы образования сложных слов; в способности к развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности. При нарушениях слоговой структуры слова, моделирование помогает образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых это слово состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. С помощью наглядного моделирования дети могут подготовиться к формированию навыка послогового чтения, научиться делить слова на слоги с помощью хлопков, подбирать слова к слоговым схемам.

Чтобы правильно построить работу с наглядным моделированием, направленную на формирование слоговой структуры слова, необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении [5]. Для определения эффективности воздействия, мы опираемся в своей работе на основные принципы, такие как:

> коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;

> активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;

> систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);

> доступность и прочность усвоения речевого материала;

> сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

Эта технология осуществляется в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому даётся на начальных этапах работы с моделью или символами, которые необходимо подкреплять наглядным материалом: картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, они обеспечивают опору на наглядно -образное мышление. На последующих этапах, работа проводится с более сложными мыслительными операциями, которые подводят ребёнка к умению обобщать, развивать образное, и словесно-логическое мышление, понимать слово, речевой образец и выполнять речевую инструкцию.

Для того чтобы эффективно осуществлять работу по формированию слоговой структуры слова, используя технологии наглядного моделирования в коррекционной

работе, необходимо проводить комплексный дифференцированный подход с учетом разных речевых возможностей детей.

Этот дифференцированный подход при внедрении моделей предполагает:

– дети с низким уровнем речевого развития нуждаются в подкреплении наглядной модели картинным материалом; по содержанию речевого материала – слова с доступной слоговой структурой «зашифровываются», без дефектных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети проговаривают вместе с логопедом или вслед за ним;

– со средним уровнем – в подкреплении стилизованным изображением или «пиктограммой»; по содержанию речевого материала – даются слова более сложного слогового состава, направленные на автоматизацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети проговаривают вслед за сильными детьми;

– с высоким уровнем – дети используют наглядную модель; по содержанию речевого материала – даются трудные слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети самостоятельно строят своё высказывание [6].

Опираясь на положение Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, видно, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним; технология наглядного моделирования позволяет в работе логопеда предъявлять задания, выполнение которых возможно с незначительной помощью логопеда или более сильного ребенка. Эти коррекционные задания, «зашифрованные» в наглядной модели, стимулируют и активизируют детей, способствуют переводу речевых навыков из зоны ближайшего в зону актуального развития [5].

Наглядные модели, которые предлагаются детям в работе, должны быть представлены в форме игр и игровых упражнений, потому что, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игр и игровых упражнений умения и знания у детей лучше закрепляются и эффективнее дают результаты работы. Это всё делает наглядные модели более привлекательными, эмоционально-окрашенными, гибкими и многофункциональными. Используя наглядные модели, логопед может осуществлять взаимосвязь речи и моторики. Может применять речеобразующие жесты в работе со схемой – моделью, а ребенок, подчиняясь предложенной последовательности, может программировать свое высказывание, планировать грамматическую структуру, составлять свой ответ по схеме. Слабым детям, затрудняющимся в координации руки и речи, предлагается тактильная опора на наглядную модель, жесты рекомендуются в направлении слева – направо, что немаловажно для пропедевтики дислексии [7].

Наглядное моделирование, на которое опирается логопед в системе коррекционной работы, дает положительный результат, это подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Этот метод эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служит дополнительной основой для исправления звукопроизношения, его можно эффективно использовать для формирования речевой, познавательной и двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи.

1. Агаева ¿. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Москва, 1984.

2. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972.

3. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Москва, 1979.

4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Москва, 1994.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960.

6. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности». Москва, 1968.

7. ЛеонтьевА.А. Слово в речевой деятельности. Москва, 1965.

Ссылка на основную публикацию