Коррекция письма (несколько приемов из опыта работы учителя-логопеда)

Рекомендации родителям по коррекции нарушений письма

В данной статье даны рекомендации родителям по профилактике и коррекции нарушений письма у младших школьников, предложен комплекс упражнений, которые в комплексе и по отдельности отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребенка в школе.

Рекомендации родителям по коррекции нарушений письма

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей направляют к логопеду, который после тщательного обследования приходит к выводу, что у ребенка дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
  4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
  5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
  6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ( «ъ» и «э»).
  8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
  9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
  10. Переносит слова как попало
  11. Часто не делает пробелов между словами.
  12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

На эти ошибки нужно обратить особое внимание родителям, если:

  • ваш ребенок левша;
  • он – переученный правша;
  • ребенок посещал логопедическую группу;
  • в семье говорят на двух или более языках;
  • ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению;
  • у вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
  4. Пусть ребёнок как следует наиграется в детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом, малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  5. Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  6. Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  7. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  8. После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии.

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над дефектом.

  • Упражнение “Корректурная правка”.

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

  • Упражнение “Пишем вслух”.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком” (на стале стаял куфшин с малаком).
Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

  • Упражнение “Пропущенные буквы”.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти.

  • Упражнение «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
  • Если ребёнок пропускает буквыупражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

  • Если ребёнок не дописывает окончанияупражнение «Образ слова».

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

  • Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

  • Если ребёнок плохо запоминает правила русского языкаупражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

  • Если ребёнок не применяет правила при письмеупражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 50 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее получаса времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Затем диктуется первое предложение. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения) приступайте к письму.
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Все вышеперечисленные упражнения в комплексе и по отдельности отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребенка в школе.

Работа логопеда с детьми с нарушениями чтения и письма

Учителя – практики давно заметили, что существует категория детей, которым процесс чтения менее доступен, чем остальным школьникам того же возраста. Безусловно, что в одном классе учатся дети с разными способностями и степенью развития как умственно, так и физического. В первый класс дети приходят с разным уровнем готовности к обучению, которые можно условно назвать следующим образом: «готов», «практически готов», «не готов». К концу букварного периода при правильном традиционном обучении на уроках, дома, в дополнительное время, как правило, уровень техники чтения большинства детей в классе примерно одинаков. Но есть дети, которые не могут достигнуть возрастной нормы техники чтения при соблюдении всех условий обучения. Следовательно, можно предполагать нарушение чтения, а как следствие, и письма, как психофизиологического процесса. В таких случаях мы имеем дело с дислексией. Сопутствующая проблема – дисграфия.

Понятие «дислексия»

Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Этиология дислексий многообразна и исследуется до сих пор.

Симптоматика дислексий

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). При дислексии у детей наблюдаются нарушения движений глаз в процессе чтения. У многих движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные. Отмечается большое количество регрессий( возвращение к ранее воспринятому, движение назад), излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок

1. Замены и смешение звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких- глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н,З-В и др.).

2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и в слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно, «бухштабируются», нанизываются одна на другую. Напрмер, Р-А-М-А.

3. Искажения звуко- слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:
– пропуск согласных при стечении (например, СТКА произносится как СТА или СКА),
– пропуски согласных и гласных при отсутствие стечения,
– добавление звуков,
– перестановка звуков,
– пропуск, перестановка слогов и др.

4. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.

5. Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико – синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного , изменениях окончаний глаголов и др.

Виды дислексий

Исследования позволили определить следующие виды дислексий на основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения:

  • оптическая;
  • мнестическая;
  • фонематическая;
  • семантическая;
  • аграмматическая;
  • тактильная (у слепых детей).

Наиболее распространённой среди детей является фонематическая дислексия.

Нарушения связаны с недоразвитием функций фонематической системы (ФС). ФС – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков (твёрдость, мягкость, звонкость, глухость, способ образования, участие нёбной занавески). Например, далёкие звуки К и Ж отличаются способом, местом образования, участием голосовых связок, К-глухой, Ж- звонкий. Например, звуки З и С- оппозиционные, так как различаются только одним признаком- звонкостью- глухостью.

Учитывая несформированность основных функций ФС, нарушения чтения можно подразделить две группы:

  1. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (не могут различать фонемы).
  2. Нарушения чтения, обусловленные недоразвитием функции фонематического анализа.

Распознать вид дислексии может учитель- дефектолог. Он же может проводить коррекцию фонематической дислексии на индивидуальных занятиях с ребёнком.

Приёмы работы с детьми – дислексиками в условиях массовой школы

Определив вид дислексии (это может сделать только специалист), можно начинать коррекционную работу с учащимися. Важно знать и учитывать в работе с такими детьми следующее:

  1. Дислексию не устранить без специального обучения.
  2. Процесс устранения дислексии длителен. От нескольких месяцев до нескольких лет..
  3. Работа ведётся индивидуально или по подгруппам.
  4. Работа обязательно ведётся систематически.
  5. Устраняет дислексию учитель – дефектолог. Необходима помощь логопеда, может помощь логопед в Твери.
  6. Обязательно взаимопонимание с родителями.

При обучении ребёнка в массовой школе дислексию устранить сложно по ряду причин. Основная нагрузка на ученика, учителя, родителей приходится на внеурочное время. Всё же некоторые виды ошибок можно устранить или предотвратить при индивидуальной работе с учащимися на уроке, используя нижеследующие приёмы.

Поскольку у детей с дислексией нарушена 1-ая ступень навыка чтения – правильность, соответственно страдают и 3 следующие ступени – беглость, выразительность, осознанность. Что же можно предпринять во время обычного урока чтения в начальных классах массовой школы? Примеры приведу из своего опыта работы. Мною был разработан, представлен и защищён дипломный проект под руководством профессора Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова Э.В. Якубовской «Комплекс методических приёмов для выработки навыка правильного чтения на уровне буквы, слога, слова». Применять данные приёмы я начала в своём 3-ем классе. Поскольку 3-классники уже умеют читать, то для детей с нарушениями чтения мы используем комплекс на уровне слова и предложения. В классе, где я работала, у нескольких детей наблюдались элементы оптической и фонематической дислексии. Оптическую мы устраняем индивидуально. При устранении фонематической дислексии, использовала на уроках следующие приёмы (отличные от приёмов логопеда).

Читайте также:  Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

5. Объём домашнего задания меньше, че

  1. Индивидуальное задание для речевой разминки. Оно может быть таким как у всего класса, но напечатанное более крупным шрифтом.
  2. Речевая зарядка для всего класса предлагается с учётом особенностей чтения детей – дислексиков.
  3. При фронтальном чтении – индивидуальный подход. Текст на карточках.
  4. Обязательное поощрение за малейшие успехи. Не ругать!

м у остальных учеников в классе. Это не относится к заучиванию наизусть.
Чтобы ребёнок видел результат своего кропотливого труда, используем игровой приём «Мой замок Успешности». На лист картона формата А-4 кладём лист цветной бумаги того же формата. Обводим контур замка, вырезаем по контуру. Замок из цветной бумаги разрезаем на произвольные «кирпичики». Ученик получает основу замка из картона и конверт с «кирпичиками». За каждый успех в чтении ученик приклеивает на основание из картона один «кирпичик». Так продолжается, пока всё основание не будет заполнено. Процесс построения длится в зависимости от того, на сколько кирпичиков вы разрезали замок из цветной бумаги. Как только приклеен последний «кирпичик», можно поощрить ребёнка каким- то сувениром, поскольку устранение дислексических ошибок для него огромный труд.

Понятие «дисграфия»

Дисграфия- это частичное расстройство процесса овладения письмом стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.

  1. Артикуляторно- акустическая. (Пишет так, как произносит).
  2. Акустическая. (Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Например, З на С.)
  3. Аграмматическая.
  4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (Ребёнок не может сделать анализ предложения на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез).
  5. Оптическая дисграфия. (Например, зеркальное начертание букв и др.)

Приёмы работы с детьми – дисграфиками в условиях массовой школы

При устранении дисграфии соблюдаются те же условия, что и при устранении дислексии.

Индивидуально во время уроков письма и русского языка можно использовать следующие приёмы:

1. На этапе чистописания
Восстановить элементы букв и их соединения (при оптической дисграфии).

2. На этапе закрепления.
Вставить пропущенные окончания (при аграмматической дисграфии).

3. На этапе усвоения новых знаний.
Экспресс- проверки по карточкам с индивидуальным заданием.

Например, восстановить текст без предлогов.

Хочу отметить, что без помощи родителей, без постоянного контроля, устранение вышеуказанных нарушений невозможно.
К сожалению, возможности на уроках в массовой школе ограничены, но они есть и дают положительные результаты при обучении детей – дислексиков и дисграфиков, следовательно, их необходимо использовать для успешности учебного процесса.
Обращаю внимание читателей, что ребёнок с вышеуказанными нарушениями может успевать по другим учебным дисциплинам. У детей с ЗПР любой степени и у детей с нарушениями интеллекта любой степени выраженности дислексия и дисграфия присутствуют всегда.
Ребёнку с любым видом дислексии и дисграфии необходима помощь логопеда.

В заключение вышеизложенного рассмотрим «плюсы» и «минусы» работы с детьми – дислексиками в условиях массовой школы на уроках русского языка.

– трудоёмкая и длительная подготовка учителя к каждому уроку, т.к. работа должна проводиться постоянно и систематически;
– ограниченное урочное время, которое можно потратить на коррекционную работу с учеником индивидуально;
– остальные ученики в классе понимают, что эти дети- особенные (обязательна разъяснительная работа);
– медленная положительная динамика. – ослабляется стойкость ошибок;
– снижает количество ошибок;
– увеличивается темп чтения;
– появляется уверенность в своих силах;
– устраняется дисграфия как параллельное нарушение;
– развиваются многие функции и процессы: произвольное внимание, зрительная память, анализ, синтез, сравнение и др.;
– у ребёнка вырабатывается упорство, стремление к успеху, повышается самооценка;
– детский коллектив учится взаимопомощи, уважению к одноклассникам.

Всем, кто заинтересован вышеизложенным, предлагаем ознакомиться с трудами Р. И. Лалаевой, Е.А.Логиновой, М.А.Поволяевой и др. авторов.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, «Владос», 2008
  2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и письма., «Союз», 2002
  3. Логинова Е. А., Нарушения письма: особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития, «Детство – пресс», 2004
  4. Поволяева М.А., Справочник логопеда, «Феникс», 2002

«Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»

Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
««Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»»

«Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»

Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

организация комплексной диагностики нарушений письма;

организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;

вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:

участие в работе ПМПк школы;

совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

интегрированные уроки учителя и логопеда;

участие в педсоветах;

совместное проведение родительских собраний;

открытые занятия учителя-логопеда;

участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.

Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.

Хотим поделиться информацией и накопленным опытом по разработке и применению традиционных и инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Важную роль на диагностическом этапе работы может сыграть одна из форм взаимодействия анкетирование учителей начальных классов, которое поможет спланировать работу сотрудничества учителя-логопеда и учителей начальных классов.

На диагностическом этапе работы учитель-логопед знакомит учителя начальных классов с результатами. Также учитель-логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.

На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:

совместное проведение родительских собраний;

участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

открытые уроки учителей начальных классов;

консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов;

консультации учителя-логопеда для родителей;

участие в работе ПМПк.

На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий учитель-логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-логопед выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Учитель-логопед является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-логопеда. На логопедических занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые логопедические занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.

Учитель начальных классов по рекомендации учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера.

На слайде представлен «логопедический куб». На каждой грани куба расположены задания. Цель данного проекта: развитие мелкой моторики и координации движения рук, отработка артикуляционных укладов, проведение дыхательной гимнастики, дифференциация звуков [с] – [ш]; [р] – [л] .

Издательская деятельность: информационные стенгазеты, буклеты, памятки содержат информационный материал по коррекционной работе для учителей, родителей, учащихся, которые можно совместно с учителями разрабатывать на семинарах-практикумах. Специальная доска почета «Экран успешности». На ней помещаются фамилии или фотографии детей – выпускников логопедического пункта.

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-логопеда, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель-логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:

1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Развитие слогового анализа и синтеза.

4.Устранение аграмматической дисграфии.

5.Устранение оптической дисграфии.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.

На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПк, где проводится совместное обсуждение успехов учащихся, определяется возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

Проведенный нами анализ теоретических и практических материалов по вопросу о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письма позволил определить задачи и систематизировать формы сотрудничества на каждом этапе коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда, что представлено в таблице:

Организация взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы

Этапы коррекционно-педагогической работы

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

Наталья Попова
Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха.

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Инновационные методы и приемы в работе учителя – логопеда».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно:

• развиваю: языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

• артикуляционную, мелкую и общую моторику;

• ВПФ (речь, воображение, мышление, память);

• активность, самостоятельность, творчество;

• мимические, пантомимические навыки;

• невербальный навык общения;

• формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

• снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы:

• креативная игротерапия (пескотерпия);

• Су – джок терапию;

• информационную технологию обучения.

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах, которые применяю в своей практике.

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Читайте также:  Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению "Звук (И)"

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

– Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

– Я летаю и жужжу:

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

– Ножки, ножки, вы шагали?

– Мы шагали, мы шагали.

– Ножки, ножки, вы бежали?

– Мы бежали, мы бежали.

– Ножки, ножки, вы устали?

– Мы устали … Мы устали …

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн.

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая).

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет).

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки).

5. Слово – ассоциация. (Волшебство).

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике.

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах, методических объединениях, круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Инновационные методы и приемы, которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель – создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель – создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями – активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция “Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях
учебно-методический материал

Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Используется на логопедических занятиях22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МАОУ гимназии №1 г. Калининград

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Практические приёмы коррекции нарушения чтения у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

То есть нарушения письма и чтения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, препятствующих овладению чтением и письмом.

Следует обратить внимание, что на начальных этапах обучения грамоте ошибки чтения встречаются у многих детей. Это не показатель дислексии. На начальных этапах обучения навыки чтения только формируются. Со временем у большинства детей ошибки исчезают. У детей с дислексией ошибки остаются и носят стойкий специфический характер.

1. Фонематическая дислексия – этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость – мягкость; звонкость – глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы – козы; дом – том – ком) или изменение последовательности (липа – пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.

1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, (“бухштабируются”, нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

3. Искажения звука-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

4.Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны

6.Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

1. Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
2. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
3. Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.
Подобные нарушения создают трудности в усвоении ребёнком школьной программы.

Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудности, можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.

При обследовании навыка чтения обращается внимание на следующие компоненты:

-способ чтения;
-правильность;
-выразительность;
-осознанность;
-темп.
Задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

Формирующая работа с детьми с нарушением чтения должна проводиться комплексно педагогом класса, логопедом с активным привлечением родителей в коррекционный процесс.

Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:

1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

8. Метод «озвученного» чтения.

9. Метод словесных анаграмм.

10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

При фонематической дислексии:

Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

-развитие звукового анализа и синтеза;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.
упражнения:

-придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например: [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
-придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
-поднять цифру с количеством звуков в слове;
-придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
-распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
-составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
-придумать предложение с определенным количеством слов;
-определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
При семантической дислексии:

-слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
-слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
-слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
-определить, какое предложение правильное, например: кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
-прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
-прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).
При аграмматической дислексии:

-составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
-игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул – стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
-игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» – красный – краснеть.
При мнестической дислексии:

-графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
-упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
При оптической дислексии:

Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

-найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить, наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
-запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
-определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например: «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
-найти фигуру, букву в ряду сходных;
-реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
– буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
-предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
-возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

Упражнения для развития техники чтения:

1. «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);

2. «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе);

3. Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

4. Чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

5. Динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);

6. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

7. «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

9. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

10. «Прыжки» (чтение через слово);

11. «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

12. «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

13. «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

14. Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

15. «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решётку;

18. «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

19. «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);

20. «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной, так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Обобщение опыта работы по методической теме «Использование современных технологий в работе с детьми по предупреждению нарушений письма»

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Обобщение опыта работы по методической теме:

«Использование современных технологий в работе с детьми по предупреждению нарушений письма»

Использование современных технологий в работе с детьми по предупреждению нарушений письма

(обобщение опыта работы по методической теме учителя-логопеда филиала №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской О.А.Порошиной)

Актуальность проблемы и перспектива

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». ( Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий. На сегодняшний день под понятием «дисграфия» понимается частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена ( или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.

Дисграфия и дислекия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями чтения и письма, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушении не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими учениками. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

Основная задача учителя-логопеда – предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса.

Для формирования у обучающихся устойчивого интереса к предмету в своей работе использую современные образовательные технологии, которые развивают познавательную активность.

Ведущая педагогическая идея

Использование современных образовательных технологии в работе позволяют не только предупредить появление у детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала по русскому языку. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Цель: составить адекватное представление об использовании современных образовательных технологий, планировать и осуществлять логопедическую работу в соответствии с полученной информацией, прогнозировать возможный результат коррекционно-развивающей работы.

Пути реализации идеи:

Изучение психолого-педагогическую литературы о предупреждении нарушений письма и чтения у младших школьников.

Осуществление коррекционной работы, направленной на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе письма и чтения.

Систематизация игры и игровых упражнений для предупреждения нарушений чтения и письма.

Повышение педагогической грамотности учителей и родителей по данной теме;

Пополнение коррекционно-развивающей среды кабинета.

Основные этапы работы:

1 этап. Определение круга источников информации, поиск и составление списка литературы по данной теме.

2 этап. Изучение передовых исследований логопедов, дефектологов, учителей, занимающихся проблемами профилактики дисграфии и дислексии, обзор информации в Интернет-сети, широкое применение ресурсов Интернет для ознакомления с опытом коллег, посещение семинаров, уроков и занятий учителей. Изучение нормативно-правовой базы об организации работы логопункта с целью оптимизации работы.

3 этап. Проектирование работы по данной теме, составление плана работы.

4 этап. Практическая деятельность.

Перечень используемых логопедических технологий:

Технология развития мелкой моторики

Технология развития артикуляционной моторики

Технология развития фонематического слуха.

Технология развития речевого дыхания и голоса

Технология коррекции звукопроизношения

Технология развития лексико – грамматических компонентов речи

Технология развития связной речи

Технология моделирования и проигрывания сказок (Ткаченко Т.А.)

Перечень используемых педагогических технологий:

Технология альтернативной коммуникации

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают соответствие педагогической нагрузки психофункциональным и возрастным особенностям детей; строго дозируют нагрузку; воспитывают у детей мотивацию к здоровому образу жизни. В результате применения данной технологии снижается уровень переутомления учащихся на занятиях, повышается концентрация внимания обучающихся на уроках, снижаются показатели заболеваемости детей, улучшается психологический климат в детском коллективе, приобщаются родители обучающихся к работе по укреплению здоровья школьников.

Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей и умению быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Игровые технологии позволяют повысить эффективность обучения и воспитания детей в несколько раз, мотивируют учащихся. Игры имеют также психологическое значение, способствуя развитию личностных качеств детей.

Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

С учетом общепринятой классификации использую в своей работе дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей:

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии: «Назови слова», «Будь внимателен», «Скажи, как я», «Кто больше».

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Хлопочки», «Измени слово», «Собери цветок», «Грибочки».

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Найди фрагменты изображения», «Что пропало?», «Повтори рисунок по клеточкам», «Распутай буквы».

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Мы считаем», «Один, два, пять», «Большой-маленький», «Закончи предложение», «Из чего сделан».

Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе логопедического занятия. Радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Информационно-коммуникационные технологии ИКТ

Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.

Использование средств ИКТ и цифровые образовательные ресурсы в работе с обучающимися способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

В моем электронном портфолио имеются коррекционые программы, разработки по внеурочной деятельности, методические разработки, тесты, диагностический материал, презентации и творческие работы обучающихся, дидактический и наглядный материал, мультимедийные пособия.

Для выявления уровня развития обучающихся использую метод диагностирования,полученные результаты оформляются в виде таблиц, диаграмм, при этом используются программы MicrosoftWord, Microsoft.

Информационно-коммуникационные технологии ИКТ имеют следующий результат:

– применение презентаций, слайд-шоу, CD-фильмов в просветительской работе;

– составление отчетов, фиксация и хранение результатов;

– создание электронной библиотеки психологической литературы, книг, периодических изданий, диагностических и развивающих программ.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализуют его природные потенциалы. Акцент делается на приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к детям. С внедрением данной технологии создаются комфортные, бесконфликтные условия образовательного процесса.

Технологии развивающего обучения

Технологии развивающего обучения активно – деятельностный тип обучения, направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности, на передачу не столько знания, сколько способов умственных действий. Способствуют развитию творческих качеств личности, формируют умение переносить усвоенные приемы с обучающей задачи на новую, управлять своей учебной деятельностью.

Технологии проблемного обучения

Цель технологии проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач, т.е. ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. В результате применения данной технологии происходит расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного или новое применение прежних знаний.

Метод проектной деятельности

Метод проектов позволяет повысить мотивацию обучения, способствует адаптации к современным условиям жизни, создает условия для формирования исследовательских умений обучающихся, развитие творческих способностей. Это способствует развитию самостоятельности, повышению уровня мотивации, умению работать с разными источниками информации, повышению познавательной активности.

Системно – деятельностный подход

Системно – деятельностный подход обеспечивает включение детей в деятельность, создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Конечный результат- прочное усвоение ЗУН, с помощью продуктивной деятельности. Данный подход позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом, обучающиеся самостоятельно «открывают» новое знание.

Групповые и дифференцированные способы обучения

Групповые и дифференцированные способы обучения дают возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся. У детей формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели.

Выводы: применяемые учителем – логопедом современные образовательные технологии позволили повысить эффективность учебного и воспитательного процесса, уровень развития, информированности и подготовки обучающихся, индивидуализировать процесс воспитания.

Изучение данной темы и применение ее материалов на практике дало положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи.

Профессиональная деятельность на перспективу:

– Продолжить работу над профилактикой нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

– Расширить сотрудничество с педагогами и родителями, продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы. М., 1991 г.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.

Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.

Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.

Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Правдина О.В. Логопедия.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

Читайте также:  Космос - конспект фронтального логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию