Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чукарина И.Н.

В данной статье рассмотрена проблема коррекции нарушений фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи . Обобщен материал для практической работы логопедов дошкольных учреждений. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по развитию фонематических процессов.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чукарина И.Н.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях»

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

© 2019 И. Н. Чукарина

ассистент кафедры дефектологии и психологической коррекции

chykarinairina @ mail. ru

ЛНР, Луганск, ГОУВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»

В данной статье рассмотрена проблема коррекции нарушений фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обобщен материал для практической работы логопедов дошкольных учреждений. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по развитию фонематических процессов.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематические представления, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Своевременное овладение правильной устной речью является необходимым условием умственного и психического развития ребенка. Недоразвитие речи негативно сказывается на восприятии и воспроизведении речи, что приводит к трудности, а в тяжелых случаях и к невозможности овладения знаниями, умениями и навыками. Это, в свою очередь, сказывается на уровне интеллектуального развития и формировании личности ребенка в целом.

В развитии речи ребенка важнейшую роль играет реализация врожденных способностей и восприятия речи. Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [Дьякова 2010].

Общение с окружающими начинается уже в младенческом возрасте. Младенец реагирует на интонацию, обращение к нему близких, ищет глазами мать, улыбается родителям, тянется к игрушкам, прислушивается к звукам. Позже показывает части тела, игрушки по словесной просьбе.

Однако восприятие фонем как смыслоразличительных единиц начинается позже, на втором году жизни. Появление в активном словаре ребенка первых слов, которые необходимо отличать от лепета, и дальнейшее овладение семантикой способствуют развитию фонематических процессов. Необходимо отметить взаимосвязь слухового и речедвигательного развития. Недоразвитие фонематических процессов приводит к нарушениям звукопроизношения, к трудностям при автоматизации звуков и их неразличению. В более тяжелых случаях возможно непонимание обращенной речи, невозможность усвоения грамматических категорий, сложности в актуализации словаря. Недоразвитие компонентов речи проявляется уже в дошкольном возрасте и требует как можно более ранней коррекции при их выявлении.

Развитие фонематических процессов начинается с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Коррекция нарушений фонематических процессов является первой, обязательной составляющей при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Чем

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

раньше будут развиты фонематические процессы, тем скорее ребенок овладеет правильным произнесением звуков, грамматически правильной речью.

Работа по коррекции нарушений фонематических процессов детей дошкольного возраста включает в себя несколько этапов.

Первый этап – пропедевтический, его целью является научить детей на материале неречевых звуков распознавать источник звуков, их направление, силу, высоту, количество звучаний, а также воспроизводить определенные ритмы, звукоподражания, активизировать внимание, память ребенка, вызвать интерес к процессу обучения.

На начальном этапе работы необходимо научить детей вслушиваться в речь. Сначала предлагается узнавание и различение на слух неречевых звуков (музыкальные инструменты, шелест листьев, скрип двери). Затем слуховое внимание привлекают к различению слов [Крылова 1993].

Игры, используемые на данном этапе, готовят слух ребенка к восприятию речевых звуков. Необходимо начинать работу с игр на развитие слухового внимания, умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. На этом этапе можно применять игры: «Узнай по голосу», «Узнай по звуку», «Что как звучит», «Тихо – громко», «Звоночек».

На втором этапе в работу включаются игры, развивающие речевой слух, умение ребенка различать и понимать услышанное: «Кто внимательный», «Найди ошибку», «Эхо». И только после этого целесообразно переходить к развитию фонематического слуха, то есть к развитию умения слышать составные части слова.

Следующий, третий этап – основной, базовый. В него входят игры, направленные на развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

Большое внимание уделяется формированию слухового внимания, памяти, способности выполнять действия по речевым инструкциям, различать слова-паронимы. Возможно проведение игр: «Испорченный телевизор», «Кто внимательный?».

Речевой материал по развитию фонематического восприятия, фонематических представлений включает гласные и согласные звуки и может изменяться в зависимости от поставленной цели.

Игры, предлагаемые на этом этапе, направлены на решение следующих задач:

формировать умение дифференцировать звуки родного языка;

учить выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие;

формировать умение воспроизводить звуки в слогах;

формировать способность повторять слоги с определенными звуками;

учить выделять слоги с заданным звуком среди других с опорой на слуховое восприятие;

учить выделять заданный звук в слове с опорой на слуховое восприятие.

Цель игр, направленных на развитие фонематических представлений, – учить выделять общий звук в предложенных названиях рисунков и других словах с опорой на звукопроизношение ребенка. В этом блоке рекомендуются такие игры: «Посчитай звуки», «Подари картинку» [Кондратенко 1995].

Цель игр, направленных на развитие фонематического анализа, – определить первый, последний звуки в слове, определить местонахождение заданного звука в словах, определение последовательности и количества звуков в словах. Рекомендуется использование таких игр: «Птица», «Зашифрованное слово», «Цепочка слов», «Лесенка» [Волина 1996].

Задача игр последнего блока, направленных на развитие фонематического

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Чукарина И. Н. Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

синтеза, состоит в том, чтобы научить детей составлять слова из данных звуков. В данном блоке используются такие игры, как «Слово рассыпалось», «Волшебный квадрат», «Наборщик», «Звуковая арифметика» [Волина 1996].

Содержание и последовательность игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, рассчитаны не только на детей с тяжелой речевой патологией, но подходят и старшим дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поэтому данные упражнения можно рекомендовать к применению логопедам дошкольных учреждений.

Во всех случаях следует руководствоваться данными, полученными при обследовании ребенка и в процессе работы с ним, и корректировать сложность предъявляемого материала в зависимости от возможностей ребенка. Предложенные виды работ можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми дошкольного возраста.

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: Сфера, 2010. 64 с.

Волина В.В. Праздник букваря. М.: АСТ-Пресс, 1996. 336 с.

Кондратенко Л.О. Веселая грамота. К.: Перспектива, 1995. 274 с.

Крылова Н.Л. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1993. 144 с.

Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

ФФНР представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов фонематического восприятия и произношения фонем. [1]

Фонематическим восприятием, принято называть способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Фонематическое восприятие включает 3 операции:

– умение определять последовательность звуков в слове;

– умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

– осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированность фонематического восприятия приводит к значительным затруднениям не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, формирования речевой готовности к школьному обучению.

В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух. Это определение охватывает различение звуков близких по акустике и артикуляции. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков, а затем различение звуков по акустике и артикуляции.

Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. М. Ф. Фомичева выделяет первичный и вторичный уровни нарушения восприятия.

Коррекция фонематическое восприятия проходит поэтапно, воздействуя на все компоненты звуковой стороны речи.

1.Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Упражнения включают задания на распознание звучащих инструментов и предметов, действий предметов, проводятся игры на узнавание голосов и мелодий.

2.Развитие речевого слуха включает задания на различение слов, фраз и звуков.

3.Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза направлено на определение места, количества, последовательности звуков в слове. [2]

Логопедическая диагностика, ориентированная на изучение состояния фонематической стороны речи состоит из обследования восприятия и дифференциации изолированных звуков, дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

Обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР проводилось на базе МДОУ «Ивушка». В результате логопедического обследования было выявлено, что 90% обследуемых детей имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 10% имеют низкий уровень. Обобщая данные состояния звукопроизношения детей с ФФНР, можно сделать вывод: среди нарушений встречаются: отсутствие, искажения, замены и смешение звуков.

В процессе логопедического обследования дошкольников с ФФНР выявлены дети, которые имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в:

• неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Своевременное выявление детей с ФФНР, своевременное обучение позволяет скорректировать дефект и подготовить детей к школе.

1. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. 223 с.

2. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием./ Т. Б. Филичева, В. Чиркина. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи

Елена Гордеева
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г. А. Каше, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина).

Основным содержанием коррекционно-логопедической работы по преодолению фонематического недоразвития является формирование фонематических противопоставлений, которые вырабатываются при обучении детей умениям дифференцировать фонемы (звуки) на слух (в процессе слушания) и в собственной речи (в процессе говорения). Последовательность формирования фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза (Н. Х. Швачкин, 1948).

Одним из первых фонематических противопоставлений воспитываемых у детей должно быть противопоставление условно называемое «Выделение заданного звука – выделение всех остальных звуков». При отборе лингвистического материала следует предлагать задания, с постепенно усложняющимся по степени контрастности лингвистическим материалом: от звуков максимально контрастных заданному звуку к звукам близким по акустико-артикуляционным характеристикам. Так, на начальном этапе обучения звук «С» дифференцируется в ряду гласных звуков: С / а – э – и – о – у – ы. Позднее, на заключительном этапе – в ряду свистящих звуков: С/ сь – з – зь – ц. С целью различения звука «С» и других звуков используются как изолированные слова, слоги, звуки, так и ряды слов, слогов, звуков. Например, «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С» в ряду звуков: С – А – О – У – С – Э – Ы – С – И – О – С». Аналогично отрабатываются и другие противопоставления.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия 'Состав слова. Окончание'

Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции: имеет значение не только акустико-артикуляционная характеристика звуков, используемых в языковых единицах, но принципиально различная последовательность самих языковых единиц в зависимости от формируемых сторон речи.

Последовательность введения языковых единиц в процессе коррекции:

Восприятие звуков речи

Воспроизведение звуков речи

Использование вышеизложенной последовательности соответствует онтогенетическому принципу. Логопеду следует соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме (В. А. Ковшиков, 1985).

Усвоения языка идет:

от содержания (смысла, значения) к форме,

от понимания обращенной речи к активному ее использованию (от восприятия к воспроизведению);

от крупных языковых единиц к мелким;

от элементарной дифференциации, от контрастов к оттенкам;

от синтагматических связей к парадигматическим;

от ненасыщенного контекста к насыщенному;

от жесткого семантического контекста к свободному контексту.

Необходимо помнить, что смыслоразличительная функция фонемы реализуется именно в слове. Для формирования фонематического восприятия желательно использовать крупные языковые единицы. Опора на синтагматический контекст позволяет детям безошибочно узнавать нужное слово с заданной фонемой.

Текст как максимально развернутая языковая единица является наиболее простой в плане дифференциации оппозиционных фонем. Этому способствует опора на общий смысл всех, входящих в состав текста, фраз. Задание на дифференциацию фонем проходит легко, например, в следующем тексте:

«Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно.. . врачей (грачей).» Правильно или нет? А как будет правильно? Исправь меня!

Фонемы труднее различаются во фразе, состоящей из двух-трех слов, нежели в максимально развернутой фразе. Сравните, например, следующие фразы: «Футболисты забили.. . кол (гол).» «Футболисты забили в ворота противника решающий.. . кол (гол)

Вслед за текстами и фразами в работу включаются словосочетания и слова. Например: «Покажи, где зубастая крыса, а где черепичная крыша!» На начальных этапах работы опираются на словосочетания с жестким семантическим контекстом, позднее используются свободный контекст словосочетаний. Например: «Покажи, где игрушечная крыса, а где игрушечная крыша!».

Следует соблюдать одно из положений онтогенетического принципа: от контрастов к оттенкам. Это касается, прежде всего, звукового состава слов, предлагаемых ребенку для дифференциации. Так, важно правильно определить последовательность предъявления слов, отличающихся друг от друга только одной фонемой. Например, слово «бочка» вначале сравнивается со словами «кочка, точка», позднее со словами «ночка, мочка», и только потом со словом «почка».

Постепенное усложнение материала закрепляет внимание ребенка к звуковой стороне слова. Задания способствуют погружению ребенка в «ситуацию успеха», обеспечивают интерес к занятиям, предопределяют положительный результат всей коррекционно-логопедической работы.

Усвоение фонематической системы языка происходит в тесной взаимосвязи двух основных процессов: восприятия (слушания) фонем и их воспроизведения (говорения). В онтогенезе способность различать речевые звуки возникает значительно раньше и развивается интенсивнее, чем способность артикулировать. Фонематический слух существенно перестраивается в старшем дошкольном возрасте при усвоении письменной формы речи: основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза. Способность анализировать звуковой состав слова является центральным моментом при обучении грамоте, а сам процесс обучения грамоте, в свою очередь, оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие ребенком фонетико- фонематической стороны речи. Таким образом, важное значение в системе коррекции фонематического недоразвития приобретает использование всех речевых процессов.

Формирование фонематического восприятия в различных видах речевой деятельности:

1 – восприятие, 2 – воспроизведение, 3 – чтение, 4 – письмо.

Предлагаемая нами система логопедического воздействия по формированию фонематического восприятия в ходе коррекционной работы включает три этапа.

Начальный этап. Восприятие звуков. Звук, различаемый на слух, не произносится. На данном этапе работы действия детей при различении звуков (фонем) ограничиваются реакцией в виде разнообразных движений, жестов, предъявления карточек с условными обозначениями.

Продвинутый этап. Восприятие и воспроизведение звуков.

На продвинутом этапе коррекции предлагается не только выделить звук на слух, но и произнести его (произнести слог или слово, с заданным звуком).

Заключительный этап коррекции. Восприятие, воспроизведение звуков, с последующим закреплением их в письменной форме речи, в процессе чтения и письма. На заключительном этапе работы следует формировать связь звука с буквой, а точнее связь фонемы с графемой. Звук выделяется на слух, произносится, обозначается соответствующей буквой, которая прочитывается или записывается.

Все задания по воспроизведению звуков должны включать в свой состав только правильно произносимые звуки. Операции фонематического анализа и синтеза отрабатываются на материале четко дифференцируемых звуков.

В системе коррекции звукопроизносительной стороны речи работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе, продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, и завершается на этапе формирования коммуникативных умений и навыков. Фонематическое восприятие целесообразно формировать на занятиях по коррекции звукопроизношения и на занятиях по обучению грамоте. Предлагаемые задания могут быть использованы как для коррекции фонематического восприятия, так и для диагностики.

Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи. Целенаправленная работа в условиях специализированного дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредит возникновение нарушений письменной речи.

1 Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умственных действий//Теория учения: Хрестоматия/Под ред. Н. Ф. Тализиной, И. А. Володарской, М.: Российское психологическое общество, 1998.

2 Ковшиков В. А. Экспрессивная речь. СПб., 1985.

3 Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтения у детей. – М. 1983.

4 Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000.

5 Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959.

6 Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., «Владос», 2000.

7 Элькин Ю. А. К методологии исследования нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией. Детская речь: норма и патология. Самара, 1996.

Доклад «Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников» Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе.

Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие.

Консультация для педагогов «Формирование фонематического восприятия у дошкольников» Предмет нашего разговора – развитие фонематических процессов. Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Консультация: «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Лесная сказка» Планирование работы по развитию фонематического.

Презентация «Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений» Дорогие, уважаемые логопеды! Если при обследовании речи ребёнка вы пользуетесь альбомами с наглядным материалом по О. Б. Иншаковой, то можете.

Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного.

Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Дата публикации: 13.04.2019 2019-04-13

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Марданова И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/253/57971/ (дата обращения: 28.02.2020).

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольник, старший дошкольный возраст.

Актуальность исследования. Важнейшей психической функцией человека является речь, поскольку специфически человеческие способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым общением. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности [Тищенко, 2006, 98с.]. В связи с этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но и негативно сказываются на психическом развитии ребенка в целом [Горчакова, 2006, С.5–12].

В процессе развития речи от ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль собственной и чужой речи для выявления ошибок [Лалаева, 2004, 296 с.]. Комплексное решение вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического восприятия. Недостатки фонематического восприятия ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми [Калашникова, 2013, 107 с.].

Таким образом, вопросы нарушений и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием являются актуальными [Волкова, 2006, 144с.].

Цель исследования: выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

1. На основе теоретического анализа специальной литературы изучить особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с фонетико-фонематическим недоразвитием.

2. Подобрать методику, направленную на исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

3. Провести диагностику уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.

В ходе проведения исследования применялись следующие методы исследования, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Эксперимент.
  3. Анализ результатов исследования.

База исследования:МБДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. В эксперименте принимали участие 26 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Возраст обследуемых на момент диагностики составил 5,5–6 лет. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. В процессе обследования установлен индивидуальный контакт.

Эксперимент состоял из пяти блоков заданий.

I блок включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

II блок включает повторение слогов с оппозиционными звуками.

III блок включает задания на обследование способности к дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

IV блок включает задания на обследование способности к дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

V блок включает обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

Максимальное количество баллов — 25. В связи с этим, были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития — 25 б.

Выше среднего — 21–25 б.

Средний уровень развития — 11–20 б.

Низкий уровень развития — 0–10 б.

После проведенного обследования фонематического восприятия был осуществлен анализ полученных результатов, выполненных старшими дошкольниками каждого задания.

В результате обследования восприятия и дифференциации изолированных звуков было выявлено, что 12 % детей (3 ребенка) справились с заданием: без ошибок выделили звук в звуковом ряду.

У 23 % детей (6 детей) были обнаружены затруднения в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически, но с заданием справились без дополнительной стимуляции.

При анализе результатов был выявлен средний уровень у 50 % детей (13 детей). В целом дети справились с задачей выделения звука в звуковом ряду, но были допущены ошибки в дифференциации заданного звука от звуков далеких артикуляторно и акустически.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Сложности вызвали пробы I блока: ошибки в выделении звука в звуковом ряду, затруднения в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически и в дифференциации заданного звука от звуков далеких артикуляторно и акустически, что позволило выделить низкий уровень у 15 % детей (4 детей).

По результатам обследования способности повторения слогов с оппозиционными звуками были получены следующие результаты: 15 % (4 детей) имеют высокий уровень, не допустив ни одной ошибки и, набрав максимальное количество баллов (25 б.): точное и правильное воспроизведение слоговой структуры.

Уровень выше среднего показали 31 % детей (8 детей) — при выполнении проб из данного блока воспринимали первый слог правильно, а второй уподобляли первому.

39 % детей (10 детей) показали средний уровень. Дети неточно воспринимали слоги, переставляли их, заменяли, пропускали.

У 15 % детей (4 детей) был выявлен низкий уровень сформированности данного компонента, дети дали большинство неверных ответов. У детей обнаружилось неточное восприятие пробы с перестановкой слогов, заменой, пропуском.

Анализируя полученные данные при выполнении заданий III блока, было обнаружено, что 73 % детей (19 детей) в основном справились с представленными заданиями, не допустив ошибок и набрав максимальное количество баллов.

27 % детей (7 детей) справились с заданиями, в некоторых случаях путем самокоррекции.

Средний и низкий уровни в данном блоке выявлен не был ни у кого из испытуемых. Задания данного блока не вызвали каких-либо сложностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

По результатам обследования способности дифференцировать звуки, смешиваемых в произношении, можно сделать следующие выводы: большинство дошкольников с ФФН не испытывали трудностей при выполнении заданий IV блока: 54 % человек (14 детей). Верно указывали картинки, которые соответствовали той или иной пробе.

Уровень выше среднего имеют 35 % детей (9 детей): детям в целом при выполнении проб не испытывали значительных сложностей, однако несколько детей показывали картинки после небольшой стимуляции логопеда.

11 % детей (3 детей) при ответах на вопрос воспринимали некоторые слова как одинаковые, что свидетельствует о среднем уровне развития способности дифференцировать звуки, смешиваемые в произношении.

Низкий уровень сформированности данного навыка не был обнаружен.

По результатам обследования способности восприятия и дифференциации звуков в словах было выявлено, что 15 % детей (4 детей) без ошибок справились с предложенными заданиями.

У 46 % детей (12 детей) был выявлен уровень выше среднего. Дети допускали незначительные ошибки и сами их исправляли.

27 % детей (7 детей) имеют средний уровень сформированности — они справились с заданием, но допускали ошибки: меняли свои ответы, прежде чем прийти к окончательному варианту ответа.

Низкий уровень сформированности данного навыка был характерен для 12 % детей (3 детей). При выборе необходимых картинок у 1 ребенка присутствовал отказ от задания в виде: «я не знаю».

После проведенного обследования фонематического восприятия по пяти блокам был осуществлен анализ полученных результатов, что позволило выявить состояние сформированности фонематического восприятия, представленный в таблице 1.

Уровень сформированности фонематического восприятия

Уровень сформированности фонематического восприятия

Фонематическое восприятие

Коррекции фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Коррекции фонематического восприятия

у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации

ФГОС дошкольного образования.

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5)

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) – леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» – «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Виды нарушений фонематического слуха:

– Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено

– Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении

– Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Возрастные нормы формирования фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом – шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

– Правильно произносить звуки;

– Четко произносить слова;

– Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

– Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

– Успешно освоить письмо и чтение.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия:

1 уровень – узнавание неречевых звуков

2 уровень – различение одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса

3 уровень – различие слов, близких по звуковому составу

4 уровень – дифференциация слогов

5 уровень – дифференциация фонем

6 уровень – формирование фонематического слуха на уровне предложения

7 уровень – формирования элементарных навыков звукового анализа

Упражнения для формирования фонематического слуха строятся по принципу от простого к сложному.

На первом этапе в процессе привлечения внимания ребенка к различным звукам, окружающим ребенка, специальных игр и упражнений развивают способность узнавать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Научив ребенка отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания, мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска».

На этом же этапе необходимо подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? Где стучит? и т.д. Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т.д.

Читайте также:  Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по лексической теме Овощи

Далее проводятся специально организованные в этих целях игры (см. поэтапное планирование, 1 этап).

И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи. Теперь ребенок будет достаточно подготовлен к их различению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от друга по силе или громкости звучания (звонкие — глухие), по его высоте (мягкие — твердые) и продолжительности.

На протяжении следующего (второго) этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр. Приведем примеры:

· «Угадай, кто позвал» (Произносить: АУ — тихо, громко)

· «Близко или далеко мяукает котенок (Мяу – тихо, громко), лает собака (АВ – АВ), мычит корова, поет петух, квакает лягушка…

· Инсценировка по ролям сказки «Три медведя» произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

· «Кто позвал: мама или детёныши» (на материале домашних и диких животных).

· Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. (А – плачет девочка, поет певица, мама укачивает малыша…У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик…) (см. поэтапное планирование 5, 2 этап).

На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения (см. поэтапное планирование, 3 этап).

· Педагог показывает картинку (например — вагон). Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то нет. Когда я ошибусь — хлопните в ладоши».

Затем произносит: «вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом».

· Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова: лиса – коса, конфета – кубик, колено – полено, миска – маска, бегемот – танк…

· Ребенку предлагается повторить за взрослым похожие слова в названном порядке (вначале по 2, затем по 3 слова):

мак – бак – так, моток – каток – поток,

ток – тук – так батон – бутон – бетон…

· Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот – ком;

утенок – утенок – утенок – котенок…

· Из четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

мак – бак – так – банан

лимон – вагон – кот – бутон…

· Упражнение «Доскажи словечко», подобрав подходящее рифмующееся слово.

· Упражнение «Звук заблудился»…

Н.А.Чевелева отмечает, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги.

· Назови лишний слог: на-на-па

· Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: та-та-та

· Воспроизведение слогов с одним согласным и с разными гласными:

· Воспроизведение слогов с разными согласными и одинаковыми гласными:

· Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости и глухости: па-ба

· Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости – твердости:

· Воспроизведение слоговых рядов с наращиванием стечения согласных звуков:

па – тпа фа – тфа

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Дифференциация звуков (гласных и согласных) значительно облегчается при подключении зрительного (символы звуков, анализ артикуляции звука) и двигательного (жесты) анализаторов, а так же при подключении эмоционального фактора:

Например*: М – мычит корова (указательным пальцем изображаем

Х – греем ручки (подышать на тыльную сторону

Начинать работу нужно с дифференциации гласных звуков.

· Логопед раздает карточки с символами звуков (а-а-а – девочка плачет,

у-у-у – поезд гудит, и-и-и – птичка поет), произносит эти звуки, а дети,

реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующую

· Выделение гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э) из ряда звуков:

· Выделение заданного согласного звука из ряда звуков «Хлопни в ладошки, если услышишь звук» (см. поэтапное планирование, 5 этап)

Приведенная выше работа приводит к развитию у детей слуховой дифференциации звуков речи и подготавливает их к более сложной, высшей ступени фонематического слуха и восприятия – звуковому анализу и синтезу: способности установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.

Такую работу целесообразно начинать проводить с самых первых занятий. Она, как

часть занятия, органично включается практически во все занятия по обучению правильному звукопроизношению (как в индивидуально-подгрупповые, так и во фронтальные занятия), в занятия по обучению грамоте. С нуждающимися детьми такая работа выносится на специальные подгрупповые занятия по развитию фонематических процессов.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей (ФФНР): характеристика, особенности коррекционной работы

ФФНР – распространенное нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста. В логопедии этому дефекту устной речи уделяют много внимания вместе с ОНР и ФФН. Поговорим об этом подробнее.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные. При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией.

Характеристика нарушения

Диагноз ФФНР ставится при обнаружении следующих отклонений от нормы:

  • Замена сложных артикуляционных фонем более простыми. Например, звук р заменяется на л.
  • Замена группы артикуляционных элементов нестабильно, а эпизодически. То есть произносит слово наЛево, но в других фразах фонема Р может присутствовать.
  • Неумение проговаривать отдельные микрофонемы.
  • Слияние фонем.
  • Невыразительность, нечеткость произношения.
  • Нарушения синтеза, анализа фонем. Путает звуки в чужой или своей речи. Произносит мягкие на месте твердых, шипящие заменяет на свистящие.
  • Затруднение общения со сверстниками из-за искажения смысла сказанного.
  • Трудности с чтением, письмом.

При этом малыш хорошо понимает слова, использует простые, сложные предложения, лексический запас соответствует возрастной норме. В слоговой структуре у таких детей расстройства встречаются редко.

Классификация

Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.

Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.

Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.

Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка. Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР.

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша.

  • Слуховое внимание и восприятие.

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

  • Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами. Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах.

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение.

Возможные причины

  • Внутриутробная патология

Токсикоз, вирусные инфекции приводят к нарушениям в физиологическом развитии плода, задержке созревания клеток мозга на последних стадиях беременности.

Кислородное голодание, кровоизлияния приводят к травме коры головного мозга. Может быть нарушена одна из сторон речи.

  • Инфекционные заболевания у ребенка раннего возраста.

Провоцируют ослабление деятельности мозговых процессов.

  • Наследственность
  • Неблагоприятные влияние среды, воспитания.

Глухонемые родители, отсутствие речевого и эмоционального общения.

Коррекция нарушений

Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:

  1. формируют базу речи (психологическую и лексическую);
  2. корректируют звукопроизношение;
  3. формируют навыки анализа фонем;
  4. развивают связную речь;
  5. обучают навыку полноценного речевого общения;
  6. формируют грамматические категории.

Начинать лечение нарушений речи необходимо до поступления дошкольника в первый класс. Раннее выявление задержек развития, сложностей с произношением звуков дает возможность поставить диагноз и провести работу по устранению дефектов.

Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.

В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.

Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.

Прогноз и профилактика

Целенаправленная работа логопедов, родителей приносит максимально положительный результат при раннем выявлении и коррекции ФФНР, ОНР. От этого зависит успешность письменной речи. Желательно устранять сложности с речевым развитием до поступления в школу, еще в детском саду.

Профилактикой ФФНР является планирование беременности, соблюдение указаний врача по приему поливитаминов, фолиевой кислоты до зачатия плода и во время его вынашивания. Своевременное обращение за помощью при наличии дефектов речи так же играет немаловажную роль в их успешном устранении.

Артикуляционная основа – залог правильного развития фонематического восприятия речи ребенком и взрослым. Если вы хотите, чтобы ваш малыш был успешным в будущем, исправьте дефекты фонетико-фонематического развития в раннем возрасте. Это займет гораздо меньше времени, сил, чем устранение психологических проблем, вязанных с неумением общаться со сверстниками, стеснений собственных недостатков речи.

Ссылка на основную публикацию