Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Рисунки-символы при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с нарушением речи

Перед специалистами, работающими с детьми с легкой степенью дизартрии, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

К общепедагогическим условиямотносятся:

  • комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности
  • взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов группы, логопеда и родителей;
  • систематичность проведения коррекционно-развивающей работы;
  • подчиненность заданий теме и целям занятия;
  • разнообразие организационных и методических приемов работы;
  • дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка;

Специальными коррекционными условиямиявляются:

  • системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции;
  • патогенетически обоснованный выбор коррекционных приемов;
  • осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии;
  • опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков;
  • учет контекстуальных влияний при подборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения;
  • коммуникативная направленность обучения;
  • обязательная реализация следующих направлений коррекционно- логопедической работы на подготовительном этапе:
  • развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания,
  • нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры,
  • формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л.В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи.

Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка “физиологический образ звука”.

Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произнесении звуков, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.

Использование рисунков-символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и “подстраивать” свою артикуляцию до получения нормированного звука.

А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Применение в логопедической работе рисунков-символов актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии.

При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключением всех анализаторов:

  • формирование кинестетической основы движения,
  • формирование кинетической основы движения.

Работа по развитию артикуляторного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей, формируется ощущение кончика, спинки, корня языка, его боковых краев. Для этого используется зрительный показ, тактильная стимуляция шпателем, опора на вкусовые ощущения. Например, для развития ощущения кончика языка просят ребенка лизнуть конфетку или мороженое, капают соки, помещают кусочек апельсина на кончик языка и др. Ребенок следит, к какому органу прикасается логопед, называет и показывает его на профиле.

На начальном этапе работы эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается. Эта работа продолжается и на материале поставленных звуков.

Рекомендуется использовать известные в логопедической практике приемы:

  • определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.;
  • воспроизведение артикуляционной позиции сохранных звуков;
  • утрированное произношение сохранных звуков;
  • удержание артикуляционной позы в течение 5-7 секунд;
  • словесное описание артикуляционного уклада заданного звука;
  • показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже и др.;
  • учет разнообразных осязательных ощущений;
  • прием соотнесения частей артикуляции с какими-либо предметами.

Одновременно знакомлю детей с условными обозначениями основных моментов артикуляции.

Так при определении положения губ (вытянутых рупором или растянутых в улыбке), кончика языка (поднят или опущен), наличия “желобка” посредине языка при произнесении звука “и”, предъявляется соответствующий рисунок-символ.

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего, тактильно-вибрационных и температурных). Например, ощущение рукой вибрации в области гортани, темени и др. органов при произнесении звонких согласных (“з”, “б”, “д”, “г” и др.); ощущение пальцами положения вытянутых губ (например, при “у”); длительность и плавность выдыхаемой воздушной струи при произнесении щелевых звуков “ф”, “в”, “х” и других, краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных “п”, “б”, “т”, “д”, “к”, “г” и других; ощущение узкой (“с”, “з” “ф” и других) / широкой струи воздуха (например, “т”, “к” и других). Важны температурные ощущения: “с”, “з”, “ф” – прохладная струя воздуха, “ш”, “ж”, “х”, “п” – теплая. Для полноты ощущений дошкольникам предлагают приблизить ко рту кисть руки. Детей спрашивают: “До каких зубов дотронулся язык: верхних или нижних? Покажи на рисунке”,

“Какой получился ветерок: холодный или теплый? Покажи рисунок-символ”,

“Какие органы артикуляции образовали “смычку” (“щель”)?”,

“Определи место образования преграды”,

“Покажи “Заборчик” на схеме-помощнице” и др.

При формировании звукопроизношения важно использовать зрительный показ. Я демонстрирую артикуляцию звуков, обращая внимание ребенка на положение и движения артикуляторных органов, использую показ артикуляционных муляжей, сопровождаемый анализом артикуляции звуков, демонстрирую разнообразные артикуляционные схемы, “полные” и “частичные” профили артикуляций, показ руками логопеда, а затем и ребенка, частей артикуляций. Например, рука ладонью вниз с согнутыми пальцами – “горка” (“мостик”) символизирует положение языка у нижних резцов. Ладони, сложенные ковшиком, обозначают подъем языка за верхние резцы при артикуляции звуков. Внимание детей фиксируется и на тактильно-вибрационных ощущениях в момент произнесения звуков.

Для примера приведу вариант работы по созданию четкого артикуляционного образа звука “с”.

У ребенка профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настенное зеркало. Работа начинается с уточнения понятий: “кончик, спинка, корень языка”, “нижние, верхние резцы”, “преграда”. Затем логопед показывает артикуляционный уклад звука “с”, произносит звук. Предъявляется карточка-символ “насос”. Педагог обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука, делается вывод, что “с” – согласный звук. Сравнивается звучание “с” с неречевыми звуками (целесообразно использовать картинки) – тихонько льется водичка из крана; посвистывание холодного ветерка, насос накачивает шину велосипеда. Затем ведется работа с условными знаками-символами. Логопед ещё раз произносит звук. Ребенок уточняет положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ “Улыбка”. Затем определяется положение языка. Логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой (мостиком), что обозначает упор языка в нижние зубы при артикуляции звука. Ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Затем логопед отмечает, что посредине язычка находится “желобок”, по которому и дует ветерок. Ребенок выбирает символ. Предлагается создать артикуляционный уклад языка из проволоки.

Для определения характера выдыхаемой струи ребенок подносит тыльную сторону ладони к губам логопеда, а затем и к своим. Так как выдыхаемая воздушная струя холодная выбирается символ – “снежинка”, символ – “широкая стрелка” появляется, т.к. выдыхаемая воздушная струя сильная и длительная.

Логопед объясняет, что при образовании некоторых звуков голосовые складки не работают, – голоса нет (голосок “спит”), значит, звук глухой, например: это звуки “п”, “ф”, “к”, “с”. Предъявляется условное обозначение “перечеркнутые ноты”.

Если голосовые складки вибрируют (работают), то голосок “просыпается” и возникает звонкий звук, например: звуки “б”, “в”, “г”, “ж”. Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани, к уху. Так ребенок приходит к выводу, что звук “с” – глухой, потому что голосовые складки не работают, не ощущается вибрация.

Затем ребенок с опорой на заполненную схему звука дает полную артикуляционную характеристику звука “с”.

На занятии логопед предлагает ребенку дать словесное описание артикуляции изучаемого звука и самостоятельно выложить его схему, используя условные обозначения.

“Звук С. Губы – растянуты в “Улыбку”. Зубы – “Заборчиком”. Язычок упирается в нижние зубки. Посредине языка – “Желобок”. Дует сильный, холодный ветерок. Голосовой моторчик не работает”. Рисунок 1.

В процессе коррекционно-педагогической работы у ребенка формируется умение давать словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов.

Кроме того, рисунки-символы достаточно легко создать самому педагогу, так как данные клипы находятся в строке “Автофигуры” в левом нижнем углу компьютера.

На этапе автоматизации подбор лингвистического материала с учетом фонетически оптимальной позиции звука в слогах и словах также способствует формированию кинестетического и кинетического праксиса. Использование рисунков-символов при введении вновь сформированного звука в различные типы слогов (в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных), позволяет фиксировать внимание ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией звука.

Таким образом, работа с рисунками-символами помогает сформировать осознанные представления детей о положении органов артикуляции при произнесении звуков, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развивать речеслуховое внимание и память.

Схемы-помощницы артикуляции свистящих звуков (Рисунок 2), шипящих звуков (Таблица 3), сонорных звуков (Таблица 4).

Литература:

  1. Брежнева Е.А. В каком пособии нуждаются логопеды. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 4.
  2. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. – Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. М. Владос.2006.
  3. Машкова Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов. – Логопед. 2010. № 1.
  4. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии. – Логопед в детском саду. 2005. № 2.

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
методическая разработка по теме

Модели артикуляции звуков отражают по­ложение органов артикуляционного аппарата в момент про­изнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при по­становке звуков проводится совместно с развитием фонематического слуха. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Они позволяют подключить в работу все анализа­торы. Цель обучения – правильно узнавать, различать и выделять на слух звуки и слоги, их последовательность в слове, отчетливо произносить весь звуковой состав слова, следовательно, слово и фразу в целом, правильно соотносить звук и букву.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskiy_material.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

Материал ориентирован на старший дошкольный возраст.

Зорина Светлана Сергеевна,

учитель-логопед МАДОУ «Сказка»

«Модели – это хорошая наглядность,

подсказка, зрительная опора.»

В дошкольных образовательных учреждениях одним из основных аспектов работы учителя-логопеда является исправление у дошкольников нарушений звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха и формирование слогового состава слова. В данном направлении разработано множество различных методик, но и нновационным приемом является применение моделей артикуляции звуков. Валентина Михайловна Акименко отмечает: «Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков».

Модели артикуляции звуков в исправлении нарушений звукопроизношения.

Большой вклад в развитие данного приема исправления нарушений звукопроизношения внесла Валентина Михайловна Акименко. В разработанном учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей» она представила схему постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков и сами модели. Мной доработаны модели артикуляции звуков В.М.Акименко цветовой гаммой, вызывающей интерес детей дошкольного возраста, картинкой, в названии которой необходимо выделить звук в составе слова. (Рисунок1).

Согласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука. Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их.

Обучение детей правильному звукопроизношению ведется в следующей последовательности:

  1. выработка связи между артикуляцией звука и его акустикой;
  2. восприятие звука изолированно и в звукосочетаниях;
  3. узнавание и различение звука в слогах, словах, фразах, звуковой анализ слова.

Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно:

  • При выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом для уточнения артикулирования гласных звуков (нанесены на поверхность зеркала для индивидуальной работы). (Рисунок 2).
  • При автоматизации поставленного звука в слогах, выполняемой перед зеркалом. Ребенок проговаривает автоматизируемый звук, логопед показывает на модель гласного звука, с которым надо соединить автоматизируемый звук, и ребенок произносит слог. Работа по автоматизации ведется как в открытых, так и в закрытых слогах. (Рисунок 3).
  • При знакомстве дошкольников с гласными звуками, опираясь на настенное пособие «Домик гласных звуков». «Домик гласных звуков» разработала и представила в журнале «Обруч» Наталья Буренко психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» города Москва. «В домике все окошки закрыты шторками. За окошками-шторками спрятаны гласные. Ребенок одновременно воспринимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Фиксируем внимание детей на их артикуляции».( Рисунок 4).

Модели артикуляции звуков в развитии фонематического слуха.

Коррекционную работу при постановке звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, и наоборот, умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Когда данный навык отработан, ребенку предлагается подобрать модель к каждой беззвучной артикуляции гласных звуков. Модели артикуляции согласных звуков вводятся тоже постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка.

Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий[5]:

  • подобрать слова на заданную модель артикуляции;
  • выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;
  • составить слог на заданную модель артикуляции;
  • придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;
  • определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;
  • добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;
  • составить слова из моделей артикуляции звуков;

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения фонематического восприятия. Несформированность фонематического слуха у детей с ФФНР и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим или артикуляторным параметрам. Работа по различению звуков начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в не дифференцируемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит «заместителем» положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Она так же абстрактна, как и образ звука, который необходимо сформировать в момент произнесения звука. Поэтому она служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению звуков. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то в моделях эти отличия очень бросаются в глаза. Ребенок понимает ошибку.

После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:

  • выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
  • при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
  • подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
  • выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т.д.

Таким образом, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Модели артикуляции звуков при формировании слоговой структуры слова:

Если в речи ребенка имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. Т.А.Ткаченко разработала пособие для логопедов, воспитателей и родителей с разработками индивидуальной работы с детьми 4-6 лет «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». В данном пособии автор отмечает, что «одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае авторская специальная символика». В работе над формированием слоговой структуры слова я опираюсь на работу Т.А.Ткаченко, но использую свои разработанные модели, т.к. считаю, что яркость привлекает внимание детей (Рисунок 5).

Основное требование к обучению — научить дошкольников правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова — звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно, отчетливо произносить весь звуковой состав слова, следовательно, слово и фразу в целом, правильно соотносить звук и букву при выполнении письменных работ.

Изложенная мной система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении помогает закреплять правильное произношение всех звуков русского языка у детей, добиваться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью — мягкостью и глухостью — звонкостью, а также помогает сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. Воспитанники с удовольствием рассматривают модели, опираются на них в коррекционной работе. В результате улучшается «скорость» постановки звуков и их автоматизация, развитие фонематического слуха и формирование слоговой структуры слова.

Модели артикуляции звуков – Приложение 1.

  1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.
  3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. – №1.
  4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. – №1.
  5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.
  6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 3078 раз

Библиографическое описание:

Карчина Л. Л. Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО “Издательство АСГАРД”, 2016. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9827/ (дата обращения: 28.02.2020).

Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь — одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков. По этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

В современном образовании актуальным становятся не только определённая сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. К сожалению, результаты этой работы не всегда эффективны. В основном используется учебный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Сочетание предметно-средового подхода с комплексно-тематической моделью, позволяет по-другому применять методы развития фонематического восприятия. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического слуха.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.).

Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики — принципа наглядности.

Цель моделирования — обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний

Таким образом, моделирование как наглядность может изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями с применением моделей звуков.

Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Каждый учитель-логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей звуков на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

Назначение модели — облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки.

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. «Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное количество звуков. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. [1, 56]

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, учитель-логопед объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, а роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию непроизносимого звука.

Использование моделей звуков получили распространение в моей логопедической практике. Были апробированы модели артикуляции гласных и согласных звуков, предложенные Валентиной Михайловной Акименко в учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей».

Мною доработаны модели так, чтобы в процессе постановки звука ребёнок сам мог давать словесное описание артикуляции с опорой на схему звука, составленную на основе системы знакомых знаков-символов.

Модели применяю на всех этапах работы над звуком: постановки, закрепления и автоматизации, дифференциации. Коррекция звуков осуществляется в игровой форме при помощи упражнений:

 «Какие звуки?» — назвать звуки в сплошном потоке с показом модели артикуляции отрабатываемого звука;

 «Лишний слог» — найти в слоговом ряду лишний отличающийся одним звуком слог с показом модели артикуляции;

 «Найди и скажи» — найти слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Живые слова» — подобрать слова на заданную модель артикуляции;

 «Назови слово» — выделить из предложения слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Слушай внимательно» — выделить из текста слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Придумай слог» — составить слог на заданную модель артикуляции;

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции;

 «Где звук?» определить место заданного звука в слове (начало, конец, середина слова) и обозначить его моделью;

 «Что получилось?» — получить новое слово, добавляя разные звуки к слову при помощи моделей артикуляции;

 «Собери слово» — составить слова из моделей артикуляции звуков.

После того как ребёнок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, перехожу к следующим упражнениям:

 «Что за звук?» — выделить не различимые звуки из потока звуков моделей;

 «Покажи и назови слог» — показывать соответствующую модель артикуляции при произнесении слогов, состоящих из заменяемых звуков;

 «Покажи и назови слово» — показывать соответствующую модель артикуляции при произнесении слов, состоящих из заменяемых звуков;

 «Что за картинка?» — подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков с показом модели артикуляции звука;

 «Слово с заданным звуком» — выделить из текста предложения слова с дифференцируемыми звуками с показом модели артикуляции.

Применение моделей звуков позволяет повысить мотивацию у дошкольников на всех этапах логопедической коррекции. И главное, повышает эффективность коррекционной работы в целом.

  1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
  2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 110 с.
  3. Акименко, В. М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников // Логопед. — 2005. — № 1. — С.4–13.
  4. Иванова, Е. А. Слышу, вижу. Ощущаю — правильно говорю! Книга для логопеда. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 176 с.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы.

ребенок, коррекционная работа, артикуляционный аппарат, звук, модель, правильный уклад органов, упражнение, динамик звука, артикуляционный уклад, активное развитие.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Рабочая программа коррекционной деятельности по.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

‒ интонационно выделять звук в слове. ‒ называть слова с заданным звуком.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков.

Разработка и использование авторских многофункциональных.

Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ).

По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших.

Работа по усвоению артикуляционного и акустического образа звука проводится с использованием системы эталонов: карточек с рисунками и схемами, плоскостные модели артикуляционного аппарата.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы.

ребенок, коррекционная работа, артикуляционный аппарат, звук, модель, правильный уклад органов, упражнение, динамик звука, артикуляционный уклад, активное развитие.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

Рабочая программа коррекционной деятельности по.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

‒ интонационно выделять звук в слове. ‒ называть слова с заданным звуком.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков.

Разработка и использование авторских многофункциональных.

Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ).

По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших.

Работа по усвоению артикуляционного и акустического образа звука проводится с использованием системы эталонов: карточек с рисунками и схемами, плоскостные модели артикуляционного аппарата.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением картинок символов артикуляции звуков

Акименко В.М., канд. пед. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекций недостатков произношения звуков достаточно полно разработаны. Тем не менее резервы для развития данного направления исследований имеются. Одним из таких резервов можно назвать применение моделей артикуляции звуков для коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. Независимо от формы речевых нарушений, они помогают ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель; в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука.
При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука, поскольку такая работа предполагает исследование, «отсечение» органов, не принимающих участие в произнесении. Ни артикуляционный профиль, ни фотографии образ не формируют уже потому, что не дают возможность исключить такие органы.
Правильное артикулирование, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков. На важность их сознательного формирования неоднократно указывал С.И. Берн-
штейн. По его мнению, рациональный метод требует, чтобы обучение произношению протекало в русле сознательного усвоения произносительных фактов и их акустических эффектов. Процесс усвоения родного языка не сводится к простому накоплению некоторых умений или готовых компонентов. А.А. Леонтьев подчеркивал, что главное в нем совсем другое – это фиксация у ребенка, некое «замыкание» обслуживающих речь функциональных систем, установление взаимосвязи артикуляционной и акустической сторон речи.
Таким образом, на первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука. Особенно тщательно следует установить форму нарушенного произношения. Нами разработана схема постановки звуков в зависимости от этой формы (рис. 1).
Из схемы видно, что если звук отсутствует в речи ребенка, то постановка проводится по модели, если же наблюдается искаженное произношение звука, то модель отсутствует, поскольку такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка нет.
Факт замены звука может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха. В данном случае работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно, ведь хорошо развитый фонематический слух представляет собой важный компонент полноценного формирования произносительных навыков. Известно, что становление фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Другими словами, фонематический слух способствует различению и узнаванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов, поэтому фонематический слух еще называют смысловым. Н.X. Швачкин подчеркивал, что через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков, ребенок становится чутким к звучанию слов взрослых. М.Е. Хватцев утверждал, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому постановку звука необходимо проводить параллельно с развитием фонематического слуха.
Иногда замены звуков бывают не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене воспроизводства речи. В данном случае коррекционная работа с применением наших моделей также проходит более успешно по причине расширения наглядности и лучшего осмысления ребенком выполняемых действий. При искаженном произнесении звука модель артикуляции звука отсутствует, так как данное произношение является ненормированным для системы русского языка. Этот факт отражен в схеме коррекции звукопроизношения, что, в свою очередь, служит подсказкой в изменении характера коррекционной работы.
Перед постановкой звуков ребенок должен изучить строение органов артикуляционного аппарата. Следует обратить его внимание на подвижные и неподвижные органы, движения губ, язычка, научить ощущать работу голосовых складок и характер выдыхаемой воздушной струи. Так же тщательно необходимо проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании этого изучения можно построить соответствующую модель артикуляции.
Рассмотрим применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [ш’] и [ч’].
Постановка звука [ш]
Ребенку объясняется правильная артикуляция звука на примере артикуляционного профиля (рис. 2).
Губы – округлены, немного вытянуты вперед.
Зубы – сближены до 4-5 мм.
Язык – кончик широкий, поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки – разом-
кнуты, голос не образуется.
Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.
Затем вводится его модель артикуляции (рис. 3).
Ребенок должен понять, что для правильного произнесения звука [ш] необходимо округлить губы и вытянуть их трубочкой – на модели это круг. Большая стрелка вверх – язык поднят, кончик языка за альвеолами – на модели кружок вверху круга. Когда ребенок воспроизводит нужный артикуляционный уклад, просят дунуть, как ветерок. Слышится звук [ш].
Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаются упражнения по развитию фонематического слуха. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то на моделях эти отличия становятся еще более заметными.
Звук [ш] заменяется на звук [с]
(свистящий парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 4).
Губы. При произнесении звука [c] губы в улыбке (на модели прямоугольник), а при произнесении [ш] округлены (на модели круг).
Язык. При произнесении звука [c] кончик языка у нижних резцов (кружок под прямоугольником), а при произнесении [ш] – поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх).
Звуки [c] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [ф]
(губно-зубной парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 5).
Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены (на модели круг), а при произнесении [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов (на модели фигура, напоминающая дугу).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад (на модели кружок ниже фигуры).
Звуки [ф] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [т]
(призубный парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 6).
Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены (на модели круг), а при произнесении [т] принимают нейтральное положение (на модели прямоугольник).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [т] кончик языка у верхних резцов (на модели кружок над прямоугольником).
Звуки [т] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [ш’] (шипящий парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 3, 7).
Губы. При произнесении звуков [ш] и [ш’] губы округлены (на моделях круг).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [ш’] кончик языка ниже, у альвеол (на модели кружок ниже, стрелка показывает движение языка вверх).
Звуки [ш’] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика).
Постановка звука [ж]
Разница в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении [ж] в работу включаются голосовые складки. На моделях показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении [ж] включается голос (на модели колокольчик) (рис. 3, 8).
Рис. 8. Модель артикуляции
звука [ж]
Звук [ж] заменяется на звук [з]
На этом различии и основана постановка звука. Для дополнительной наглядности ребенок может приложить тыльную сторону ладони к горлу и услышать разницу в произнесении звуков [ж] и [ш].
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 8, 9).
Губы. При произнесении звука [з] губы в улыбке (на модели прямоугольник), а при произнесении [ж] губы округлены (на модели круг).
Язык. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов (кружок под прямоугольником), а при произнесении [ж] язык поднят за альвеолы (на модели движение стрелки вверх).
Звуки [з] и [ж] звонкие (на моделях колокольчик).
Постановка звука [ш’]
Круг означает, что при произнесении звука [ш’] губы округлены, стрелка, направленная вверх, – язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] (см. рис. 7).
Постановка звука [ч’]
Звук [ч’] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т’] с по-
следующим щелевым звуком [ш’] (рис. 10).
На модели круг означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами (кружок внизу круга). Затем кончик языка поднимается к нёбу (стрелка показывает движение языка вверх, а кружок – следующее положение кончика языка). Модель, таким образом, помогает объяснить ребенку сложное произношение звука [ч].
Звук [ш’] заменяется на звук [ч’]
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 7, 10).
Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка вы-
двинуты вперед (на моделях круг).
Язык. При произнесении звука [ш’] кончик языка поднят к альвеолам (на модели кружок в середине круга, а стрелка показывает движение языка вверх). Звук [ч] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т’] и [ш’]. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов (на модели кружок внизу круга), затем кончик языка отходит к альвеолам (на модели движение стрелки вверх).
Таким образом, использование моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков и запоминания артикуляционного уклада, а также создает базу для успешного освоения грамоты.

Дидактический материал для экспресс-обследования звукопроизношения

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Есть пособие ведущих логопедов страны. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На мой взгляд, оно ничем не отличается по объему от пособий, рекомендованных для углубленного обследования детей.

Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:

Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.

Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.

Затем перейти к проверке другого звука.

При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.

И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.

Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.

Буду признательна за отзывы.

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки С – Сь)

1.Повтори : У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.

Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.

2. Назови -повтори: Бусы – собака – суп – лес – носок – самокат – стол – маски – пастух – скамейка

3. Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;

4. Повтори : Носит Сеня в сени сено , Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.

Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.

5. Назови – повтори: Сито – лисята – семь – гусь – осень – василёк – снег – сливы – светофор

6. Повтори : ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки З – Зь)

1. Повтори : Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

Спит в тазу у Зои зайка.

2. Назови – повтори: Коза – азбука – зуб – воз – забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка

3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.

Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

5. Назови – повтори: Зима – газета – козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна – земляника

3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звук Ц )

1. Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.

Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.

2. Назови – повтори: Лицо – курица – цепь – заяц – колодец – блюдце – цветочек – полотенце

3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Шипящие звуки. Звук Ш)

1.Повтори : Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.

Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.

2. Назови – повтори: Каша – камыши – шут – душ – мешок – петушок – шкаф – вишня – бабушка – солнышко

3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку

(Шипящие звуки. Звук Ж)

4. Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.

Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.

5. Назови – повтори: Лыжи – жадина – жук – ёжик – пирожок – ложка – ножницы – лыжник – подснежник

6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

(Шипящие звуки. Звук Ч)

7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.

8. Назови – повтори: Часы – качели – чай – мяч – богач – свеча – бочка – печенье – Снегурочка

9. Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

(Шипящие звуки. Звук Щ)

10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.

Щуку я не упущу.

11. Назови – повтори: Щука – щит – плащ – щенок – клещи – щетка – щелчок – стекольщик – регулировщик

12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ – Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.

Роет землю у ворот. В пруду карпы.

2. Назови – повтори: Перо – корова – рак – шар – баран – помидор – труба – арбуз – трамвай – виноград

3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро – бру;

4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.

Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.

5. Назови – повтори: Репа – рябина – фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак – варежки – абрикосы

6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь – орь – урь – ырь; кря – кре – крю – кри; тря – трю – три;

7. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

8. Назови – повтори : Мыло – молоко – лук – пенал – стол – волк – белка – молния – клумба – иголка

9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

кла — кло —клу – слу — сло – слы – пло – плы – гла – гло – глу;

10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.

11. Назови – повтори: Полено – лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка – улитка – холодильник

12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль ; для — дле — длю — дли ; вля – слё – злю – пли;

Дидактические игры для коррекции нарушений звукопроизношения у детей 5-7 лет

Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №67»
г.Березники Пермский край

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.
Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:
– тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,
– проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.
В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.
Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:
– для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
– для развития фонематического восприятия;
– для развития мелкой моторики;
– по обучению грамоте;
– по совершенствованию грамматического строя речи;
– по обогащению словаря;
– для развития связной речи.
За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.
Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.
Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-
ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-
ческих категорий.
Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.
В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную речь.
Развивать мелкую моторику.
Коррекция фонематического слуха.
МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.
СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.
ХОД ИГРЫ:
На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты… ).
2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».
Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.
Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.
Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.
Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)
И совсем забот не знали,
Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)
И друг друга догоняли (догоняют друг друга).
Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),
В паутину все попались.
ВАРИАНТ 1.
В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками
Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.
Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.
Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.
Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.
ВАРИАНТ 2.
Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.
В кармашки вставляются символы гласных звуков.
Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;
СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.
Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.
Развивать фонематический слух.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную связную речь.
Развивать мышление (доказывать свой выбор).
Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду – на 4 квадрате, в 3 ряду – на 2 квадрате, и в 4 ряду – на 4 квадрате), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)
Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).
Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.
ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.
Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).
Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Читайте также:  Критерии стимулирующих выплат логопеду в ДОУ и в школе
Ссылка на основную публикацию