Коррекционное занятие с элементами театрализации: В поход за рецептом счастья

Коррекционное занятие с элементами театрализации: В поход за рецептом счастья

Статья:

Здравствуйте, ладошки: хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки)

Здравствуйте, ножки: топ, топ, топ. (притопы)

Здравствуйте, щечки: плюх, плюх, плюх. (погладить свои щёчки)

Пухленькие щечки: плюх, плюх, плюх. (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки (причмокивать губами).

Здравствуйте зубки: (стучать зубками).

Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, дети! – Здравствуйте! (помахать рукой над головой)

Воспитатель предлагает детям подойти к нему.

Говорит текст, сопровождает движениями.

Педагог: Тук, тук, тук, (стучат кулаком по кулаку, как «молоток»)

Мы красивый строим круг! (расходятся спиной назад, берутся за руки)

«Как тебя зовут?»

Участники игры становятся по кругу. В центре круга находится Ведущий с мячом в руках. Он кидает мячик участнику и поет вопрос: «Как тебя зовут?». Участник ловит мяч, возвращает его обратно Ведущему и поет свое имя. И так с каждым участником. Участники могут проявлять творческую фантазию в ответе.

Дружный круг

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Как лисички…(солдаты, куклы, старушки и т.д.)

Пузырь

(Дети стоят по кругу, взявшись за руки)

Надувайся пузырь, надувайся большой, расширяют круг

Оставайся такой и не лопайся!

Он летел, летел, летел, на колючку налетел бегут по кругу

Шарик лопнул! Шшш…Хлоп! сужают круг

Маленькие пузырьки полетели, отбегают назад

На дорожку (коврик) сели! присаживаются на корточки

«Самолет»

(Движения по тексту, звукоподражания)

Ведущий: Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Ведущий: В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

(бег по кругу с расправленными руками)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Жу – жу – жу — жужжит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет. (остановились)

До свиданья, самолет! (машут рукой)

Игра «Улыбка»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу танцевальным шагом.

Ничего не покупаем,
Ничего не продаем,
Лишь улыбки собираем,
И прохожим раздаем!

(останавливаются, выполняют пружинку с поворотом в одну сторону, в другую, улыбаются, раскрыв руки в стороны)

«Мишка идет в гости»

Звучит музыка, дети, взявшись за руки, ходят по кругу.

Взрослый внутри круга ходит с Мишкой в руках, приговаривает:

«Я иду, иду, иду, в гости к другу я спешу!

Подходит к ребенку, спрашивает:

«Как тебя зовут? (Ответ) Давай с тобой попрыгаем!» и т. д.

Ребенок берет игрушку в руки, танцует.

У Оленя дом большой (Видео приложение)

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь ему стучит!

Тук, тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Зайка, зайка, забегай лапу мне давай!

Три фасольки, два боба

(Дети стоят двумя шеренгами лицом друг к другу)

Ора-ора-ора-ра, 1 шеренга (высоким голосом)

Ора-ора-ора-ра, 2 шеренга (низким голосом)

Три фасольки, 1 шеренга (высоким голосом)

Два боба 2 шеренга (низким голосом)

Побежали в огород, все бегут вправо по кругу

Побежали в огород. все бегут влево по кругу

Положили прямо в рот, в круг

Положили прямо в рот. из круга

А-а-а-м! (имитируют движение «положили в рот»)

Ик! (прикладывают руку к животу)

Игра с палочками (ложками) «Ослик»

Описание: дети сидят на полу по кругу. В каждой руке по палочке. Четко положить обе палочки перед соседом, сидящим справа. Взять в руки палочки, которые положил сосед, сидящий слева. Снова положить палочки соседу справа и т.д.

По узенькой дорожке стучать поочередно палочками по полу

Стучат, стучат копытца

Приехал серый ослик перекладывать палочки соседу и брать другие

Уселись мы в тележку, стучать поочередно палочкой по полу

Стучат, стучат копытца

А у ребят веселых перекладывать палочки соседу и брать другие

Игра «Дедушка Молчок»

(Дети сидят на стульчиках)

Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости придет необычный гость – Дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.

Где ты, Дедушка Молчок?

Где ты, добрый старичок?

Тишина. Пришел Молчок.

Не спугни его смотри,

Тс-с-с, ничего не говори!

Далее педагог (надевает бороду и шапку) и действует от Дедушки. Здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, чей голосок!»

Дети встают в шеренгу. С помощью считалки выбирают водящего, который становится к детям спиной. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса.

Король

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники. Они договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети имитируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем.

Ложка, кошка.

Дети стоят в 2 шеренги. У одной шеренги в руках ложки.

1 дети: Ложка — это ложка,

2 дети: Ням! (1 удар ложками)

1 дети: Ложкой суп едят.

2 дети: Ням, ням! (2 удара ложками)

1 дети: Кошка — это кошка,

2 дети: Мяу! (1 удар ложками)

1 дети: У кошки семь котят.

2 дети: Кис, кис! (2 удара ложками)

Упражнение “Тропинка”

Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.

«Спокойно идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья.

Вдруг на тропинке появились лужи... Одна. вторая. третья.

Снова спокойно идем по тропинке.

Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке.

Тропинка пошла через болото.

Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз. Два. Три. Четыре. Перешли болото, снова идем спокойно.

Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем. Ух! Наконец-то перешли. Идем спокойно. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отрываем ноги от земли. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны. Перелезаем через упавшее дерево. Вот и пришли! Молодцы!»

Упражнение «Подарок другу»

Все встают в круг.

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они получать подарки. А дарить подарки любите? Предлагает превратиться в волшебников и подарить подарок другу. Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые хотят подарить, начиная со слов: «Я дарю тебе…» Педагог первым начинает упражнение. По окончании упражнения педагог выясняет у детей, что понравилось больше – дарить подарки или получать.

Упражнение «Волшебный шлем» (эмоции)

Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.

Игра «Как живешь?»

— Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец.

— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.

— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, бег на месте.

— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед? — Вот так!

— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.

— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

Этюд «Зайчики»

Вышли зайцы погулять по тексту

Стали прыгать и скакать.

Шум раздался, зайцы вдруг

Присмирели все вокруг! присели на корточки

Может волк или лиса? повороты головы вправо, влево

Трусливы зайчики всегда! Дрожат

Игра-танец «Помогатор» (Аудио приложение)

(Участники идут по кругу, проговаривают текст)

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг,

Стой на месте, дружно вместе сделай так:

Этюд Тень-тень-потетень.

Дети, изображающие зверей, садятся полукругом, изображают плетень.

Ведущий: Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

(выходит лиса, голова приподнята вверх, гордая улыбка)

Лиса: Всему свету я краса.

Ведущий: Похвалялся зайка –

(выходит зайка, плечи расправлены, руки за спиной, голова приподнята)

Зайка: Поди, догоняйка. (убегает)

Ведущий: Похвалялися ежи –

(выходят ежи, показывают шубы, хвалятся)

Ежи: У нас шубы хороши.

Ведущий: Похвалялись блохи –

Блохи: И у нас не плохи.

Ведущий: Похвалялся медведь –

(выходит медведь, походка тяжелая, гордо поднятая голова)

Медведь: Могу песни я петь.

Ведущий: Похвалялася коза –

(выходит коза, взгляд свирепый, голова опущена)

Всем вам выколю глаза.

Коммуникативная игра «До свидания!»

Подвижные игры на логопедических занятиях

от солидной компании серебряные стопки купить www.kubachi-kknp.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА

«КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Дифференциация твердых и мягких звуков в словах развитие внимания быстроты сообразительности ориентировки в пространстве.

Оборудование. Два обруча предметы (или картинки) названия которых начинаются на твердый или мягкий звук эмблемы команд.

Описание игры. Дети делятся на две команды — «Зайчики» и «Лисички» каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблему команды.

«Зайчики» в свои домик-обруч собирают предметы названия которых начинаются на твердый звук «Лисички»— на мягкий. По сигналу игру начинают. По сигналу логопеда игру заканчивают. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания считает количество ошибок определяет итогового победителя учитывая какая команда выполнила задание быстрее.

«КТО СКОРЕЕ ПЕРЕНЕСЕТ ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки бегать в определенном направлении организованно друг за другом совершенствовать координацию движений рук и ног воспитывать быстроту ловкость сообразительность.

Оборудование. 3 стола игрушки названия которых начинаются со звонкого или глухого звука.

Описание игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив на другой стороне группы – два пустых стола. По сигналу «Раз два три — беги’» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы названия которых начинаются на звонкие звуки дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.

В СЛОВЕ ЕСТЬ УДАРЕНИЕ

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному один из них произносится немного более протяжно, громче познакомить детей с понятием «ударение» учить определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой, воспитывать быструю реакцию на сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок — замОк, дУхи — духИ, чУдно — чуднО, крУжки — кружкИ, зайчата ЛУта — ЛутА, ПОля — полЯ, кОзлы — козлЫ, Ирис — ирИс и др ).

Описание игры. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение — в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение — в первом круге больше играющих, во втором — меньшинство (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Вариант 2. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи(первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание, дает оценку.

2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИ-КО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«НАЙДИ ТАКОЕ ДЕРЕВО»

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у», «на». Закреплять названия деревьев, упражнять в легком беге врассыпную и в определенном направлении.

Оборудование. Большие картинки деревьев, листья или веточки нескольких видов деревьев (клена, березы осины, дуба, ивы, тополя, рябины, липы, ели, сосны), фанты.

Описание игры. Листья разбросаны на полу группы. Картинки деревьев расставлены в разных местах группы. Дети, изображая листья бегают, кружатся, логопед поет.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят (2 раза)

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот и последняя стая

Крыльями машет вдали (2 раза)

(Слова М. Ивенсен, музыка М. Красева)

Дети приседают и берут листочки или веточки. Затем логопед спрашивает у детей, с какого дерева они сорваны. Дети говорят «С березы, с клена »

Логопед продолжает «Раз, два, три — к своему дереву беги». Дети бегут к тому дереву, на котором такие же листья (ветки), как у них в руках, и говорят: «Такие же листья у березы, у клена », «Такие же ветки у сосны, у ели » Затем логопед говорит «Прилетела птичка и села на дуб». Ребенок, стоящий у дуба, изображает дуб (поднимает руки с листочками кверху) и отвечает «На дубу не была улетела на елку», опускает руки «Ребенок-елка» вызывает другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант В конце игры фанты отыгрываются (необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать).

• назвать все деревья на картинках,

• выделить из предложения предлоги т.д.

Цель. Упражнять в беге по сигналу, ловле, развивать ловкость, быстроту, учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять обобщающие и временные понятия по программе.

Описание игры. Дети образуют два круга — внутренний и внешний, каждый круг движется боковым галопом в противоположном направлении со словами.

Тот храбрее, кто добрее

Тот сильнее, кто умнее

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками

С окончанием текста все играющие внутреннего круга стараются осалить стоящих во внешнем кругу раньше, чем они успеют присесть. Чтобы не выбыть из игры, осаленные должны ответить на вопросы, которые задают дети, их осалившие (сначала, при обучении игре, вопросы задает логопед).

—Какие виды транспорта ты знаешь?

—Назови диких животных и их детенышей

—Назови школьные принадлежности

—Какие знаешь профессии?

—Какие строительные профессии знаешь?

—Что нужно для работы плотнику?

—Каких зимующих птиц ты знаешь?

—Каких знаешь насекомых9

—Сколько месяцев в году? Назови их.

—Как называется седьмой день недели?

—Назови части суток

—Логопед оценивает вопросы и ответы детей. Затем дети внешнего и внутреннего круга меняются местами, игра возобновляется.

Подвижные игры в работе логопеда

Наталья Иванова
Подвижные игры в работе логопеда

Подвижные игры на логопедических занятиях

«Держи – не урони»

Дети удерживают легкий мяч на тениссной ракетке.

– Автоматизация звуков в слогах, словах

– Развитие ЛГСР (называние слов на заданную лексическую тему)

– развитие зрительно- моторной координации

– развитие координации движений, самоконтроля

-только правой рукой

– только левой рукой

«Отбивай – называй»

– Автоматизация звуков в слогах, словах

– развитие фонематического анализа

– Развитие ЛГСР (называние слов на заданную лексическую тему)

– развитие зрительно- моторной координации

– развитие координации движений, самоконтроля

-только правой рукой

– только левой рукой

– двумя руками с чередованием

«Мяч передавай – слово называй»

Дети стоят друг за другом (ручеек, передают мяч назад, сверху или снизу.

– закрепление обобщающих понятий

-автоматизация звуков в словах

– развитие фонематического анализа (назови слово по звукам)

-развитие слогового анализа (назови слово по слогам)

– ориентировка в пространстве

«Подбрось – сосчитай»

– автоматизация звуков в слогах, словах

-развитие фонематического анализа (назови слово по звукам)

-развитие слогового анализа (назови слово по слогам)

– развитие общей моторики, зрительной – моторной координации,ловкости

Ребенок отбивает мяч от стенки

– автоматизация звуков в слогах, словах

– закрепление характеристик звуков: гласный, согласный, твердый, мягкий

-развитие фонематического анализа (назови слово по звукам)

-развитие слогового анализа (назови слово по слогам)

– развитие общей моторики, зрительной – моторной координации, ловкости

На голове резинка с мягким, легким мячиком

– автоматизация звуков в слогах, словах

– закрепление характеристик звуков: гласный, согласный, твердый, мягкий

-развитие фонематического анализа (назови слово по звукам)

-развитие слогового анализа (назови слово по слогам)

– развитие общей моторики, зрительной – моторной координации, ловкости

-только правой рукой

– только левой рукой

– двумя руками с чередованием

«Услышишь – прыгни»

Читайте также:  Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

Обруч лежит на полу, дети стоят рядом. – Если услышишь, заданный звук, слово, понятие, прыгни в обруч.

– развитие фонематического восприятия

-развитие слухового внимания

– развитие общей моторики, зрительной – моторной координации, ловкости

– прыжки на двух ногах

– прыжки на одной ноге

– прыжки с чередованием

«Шагни – повтори»

Ребенок переступает из обруча в обруч, повторяя слоги, слова, обощающие понятия

-развитие общей моторики, зрительной – моторной координации, ловкости

Можно с мешочком на голове

«Заколдованный круг»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и передают друг другу обруч. Каждый должен пролезть через обруч + выполнить задание.

– автоматизация звуков в слогах, словах

-развитие фонематического анализа (назови слово по звукам)

-развитие слогового анализа (назови слово по слогам)

– развитие общей моторики, зрительной – моторной координации, ловкости

«Прыгни – сосчитай!»

Ребенок перепрыгивает из обруча в обруч. Или выкладывает обручи в нужном количестве для фонематического анализа.

– автоматизация звуков в слогах, словах

– закрепление характеристик звуков: гласный, согласный, твердый, мягкий

-развитие фонематического анализа (назови слово по звукам)

-развитие слогового анализа (назови слово по слогам)

– развитие общей моторики, зрительной – моторной координации, ловкости

– прыжки на двух ногах

– прыжки на одной ноге

– прыжки с чередованием

У детей картинки с заданным звуком или рифмующиеся предметы.

Дети передвигаются свободно. По сигналу ищут пару-картинку.

– развитие произвольной регуляции

-развитие зрительного и фонематического восприятия

Дети встают парами, друг за другом. (Ручеек)

– развитие фонематического восприятия, анализа

– развитие ЛГСР (называя слово на заданную лексическую тему)

– развитие слухового внимания и памяти

Перед детьми 3 плоскостных домика (начало слова, середина, конец)

Ребенок должен прыгнуть в нужный домик, определив место звука в слове.

– развитие фонематического анализа

– развитие слухового восприятия

– развитие общей моторики, регуляции движения

– прыжки на двух ногах

– прыжки на одной ноге; закатывание маленького мяча ногой

«Биоэнергопластика в работе логопеда» Обобщение опыта работы на тему: «Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда» Выполнила Бурухина В. И. Учитель – логопед.

Кинестетический песок в работе логопеда «Использование кинестетического песка в работе логопеда». Нам в детский сад космический песок попал И мы безумно рады! С ним будем целый.

Аналитический отчёт о совместной работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе в ДОУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. Взаимодействие логопеда и.

Фланелеграф в работе логопеда Игра на занятиях является и методом, и формой обучения детей дошкольного возраста. Используя игру в педагогическом процессе, удается вызвать.

Использование ИКТ в работе логопеда «Речевое развития детей с помощью компьютерных средств обучения» Всего два десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный.

Лэпбук в работе логопеда. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный.

Мастер-класс: Подвижные игры в детском саду «Мы на ярмарку пойдем — игры русские народные в кузовок свой соберем!» Цель: 1. Закрепление навыков игры в русские народные игры: “Горелки”, “Мешочек”, “У медведя во бору”, “Гуси – лебеди”,”Карусель”. 2. Развитие.

Сказкотерапия в работе логопеда Сказкотерапия Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, Музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский Проблема: За последнее.

Подвижные игры для детей 3–7 лет с подробным описанием правил игры Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.

Проект «Подвижные игры и игры со спортивными элементами в ДОУ» Актуальность проекта В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается.

Подвижные игры на логопедических занятиях

СОТНИКОВА В.Н., учитель-логопед МАДОУ ЦРР — д/с № 33 «Радуга», г. Губкин Белгородской обл.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, можно разделить на три условные категории:
— способствующие развитию фонематического восприятия;
— направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
— для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, логопед сможет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» логопед закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на логопедическом занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-логопеда.
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия
«Волшебный колокольчик»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: колокольчик.
Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо — дети приседают, когда громко — бегут по кругу.
«Ушки на макушке»
Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное логопедом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».
«Цветы и пчелки»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.
«Живая стрелка»
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
«Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
«Ловишка»
Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два, три — лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.
Логопед дает задание каждому фанту.
Например:
— повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;
— из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;
— назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.
«Найди себе пару»
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу логопеда шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
«Один, два, три»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по группе. По сигналу логопеда «Внимание!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.
«Найди свой домик»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.
В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.
Следующая игра будет способствовать закреплению навыков чтения.
«Выложи слово из букв»
Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; формировать умение прыгать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.
Оборудование: набор кубиков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне группы на стульях лежат кубики с буквами. Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.
Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи
«Прятки»
Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Логопед закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка, ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячь игрушку далеко,
Не найдет ее никто!
Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.
Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.
Игра повторяется несколько раз.
Игра-эстафета
«Собери предложение»
Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.
Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат четыре обруча. По сигналу логопеда один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором — схема предлога на, в третьем — картинка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем слова для второй команды: под, стол, лежит, кот. Логопед предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.
Игры для активизации словаря детей
«Найди свою маму»
Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
Оборудование: маски домашних животных и их детенышей.
Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Логопед предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жеребенок» и т.д.
Взрослый произносит следующие слова:
Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по группе.
Налетела тучка темная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных местах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.
Логопед предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.
«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».
«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.
«Игра-эстафета «Накроем стол»
Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.
Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.
Дошкольники разбиваются на три команды, игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Логопед дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья — выбирает кухонную посуду и ставит ее на газовую плиту».
По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.
«Во саду ли, в огороде»
Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.
Дети делятся на три группы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.
Логопед произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Сбираем урожай.
Стоп! В мою корзинку
Любой овощ полезай!
С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Логопед подходит к некоторым дошкольникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопала картошку».
— Ваня, что ты положил в корзинку?
— Я положил в корзинку капусту.
— Света, какого цвета твой помидор?
— Красного.
Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.
Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте!
Быстро, быстро ягодку
срывай!
Взрослый спрашивает дошкольников, какие ягоды они сорвали.
В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай
Стой! С любого дерева
Фрукты собирай!
Логопед задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»
В конце игры логопед предлагает одной группе детей положить в обруч из своих корзинок только овощи, другой — только фрукты, третьей — ягоды. В процессе выполнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, которые они выложили из своих корзинок в обручи. Взрослый отмечает команду, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.
«На кормушке»
Цели: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать быстроту реакции, выдержку; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Перед началом игры дошкольники вспоминают, каких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети разбиваются на две команды: зимующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.
«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напротив каждой шеренги устроены кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).
По сигналу логопеда «Зимующие птицы!» дети, изображающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким образом ребенок останавливается. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выигрывает команда, собравшая таким образом больше «зерен».

Читайте также:  Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Подвижные игры на логопедических занятиях

Уважаемые коллеги, хочу с вами поделиться своим опытом работы по использованию подвижных и малоподвижных игр на логопедических занятиях.

По новым требованиям ФГТ дети на занятиях должны как можно больше двигаться, вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь , что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия активизируя двигательную активность детей.

Организация двигательной активности детей на логопедическом занятии с использованием подвижных игр

Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт.

Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях.

Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр.

Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.

Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

Народные подвижные игры для развития речи

Народные подвижные игры – вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

– Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!

После этих слов приводится такой диалог:

– Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной)
– Хлеб, батон, булки.
– Какой хлеб продаётся в булочной ?
– Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.

Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришёл?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.

Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь-динь-динь.
– Кто там ?
– Почта!
– Откуда?
– Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)

Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.

Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку:

– Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

Цель: развивает словарь детей по заданной теме.

Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:

– Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает .
нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.

Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.

Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.

Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

– Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.

Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова , которые называл паровозик.

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.

Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около , которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.

Дети делятся на пары : продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор:

– Эй, дружок, продай горшок!
– Покупай.
– Сколько дать тебе рублей?
– Три отдай.( пять отдай…)

Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.

Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята.

Утушка зовёт своих утят скороговоркой:

– Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.

Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми , нормализует поведение гиперактивных детей.

Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.

Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия , которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай –животных называй»

Цель: активизировать словарь по данной теме.

Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.

Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.

Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.

Цель: активизация словаря по теме.

Логопед задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

Цель: активизация словаря по теме.

Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.

«Я знаю пять названий»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Ход игры: Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.

Авторские подвижные игры для развития речи

«Перепрыгни через ров»

Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.

На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.

Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.

Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета.

Ребята встают по краю разноцветного круга. Логопед предлагает представить , что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор.

Логопед: На клумбе выросла красная роза — мячик перекатывается в красный сектор.

Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против.

Внешний круг проговаривает считалку:

Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори»

Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.

Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает , сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.

Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.

Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.

Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.

«Летаю, еду, плыву»

Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

«Мы в гости пойдём»

Цель: активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем, кто жил в каждом домике.

Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными .

Ход игры: Перед детьми нарисована улитка — классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.

Цель: согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Логопед называет фрукт, а дети должны сказать, какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.

Митрофанова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед высшей категории,
С/п д/с «Кораблик» ГБОУ ООШ № 19
г. Новокуйбышевск

Литература:
1. Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова
Линка- пресс. 2008
2. Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И. Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995
3. Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6/7
4. Е. Великина « Меломания», « mamas & papas», май 2011.

Подвижные игры в работе учителя-логопеда

Подвижные игры в работе учителя-логопеда

По требованиям ФГОС дети на занятиях должны как можно больше двигаться.
Нормы двигательной активности дошкольников составляют 21-28 часов в неделю.

Общеизвестно, что речь и движение тесно связаны, дополняют друг друга, поэтому включение двигательных упражнений в практическую деятельность учителя-логопеда является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков у детей.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и что дети, особенно с ОВЗ, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ОНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции.

Использование различных средств и форм движения в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры.

В процессе выполнения определенных действий с их оречевлением, дети овладевают различными способностями словообразования и словоизменения,

а скучные упражнения на развитие фонематического слуха, навыков звукослогового анализа становятся интересными и увлекательными.

Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, звукопроизношения, лексики, грамматики.

Итак: Включение терапии движением в практическую деятельность специалистов с детьми с нарушением речи является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков.

Методические рекомендации по использованию подвижных игр на логопедических занятиях

– подвижная игра может быть частью любого занятия;

– игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление);

– в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при двигательной активности;

– в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, поощрять детскую инициативу;

– учитель- логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей;

Читайте также:  Звук (И) - конспект занятия

– в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Подвижные игры в логопедической работе условно можно разделить на три группы:

подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.

подвижные игры, обогащающие словарь детей.

3) подвижные игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

Мы хотим предложить описание некоторых игр, широко применяемых в работе.

«ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»

Задачи: развитие рече-слухового восприятия и мышления, обогащение словарного запаса

Педагог: я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи . (Дети топают).
Что неправильно?
Дети. Мухи! (А мухи – это кто? Дети: Насекомые.)
Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети топают).

Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети топают).
Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи . (Дети топают)
Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли и они летать не могут.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки . (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,

Задачи: закреплять правильное произношение звука с в словах и фразах; упражнять в определении наличия звука [с] в слове.

Дети (взявшись за руки, ходят вокруг «Сони» и тихо говорят)

Соня спит и видит сон:

Буква С со всех сторон.

Кого Соня догоняет,

Что ей снится, угадает.

После этих слов дети бегут в отведенное педагогом место, а тот, кого Соня остановит, должен придумать слово со звуком [с] и ответить полным предложением («Соне снится самолет.»)

СОБЕРЕМ СЛОВА

Задачи: упражнять в звукобуквенном синтезе трехбуквенных слов со звуком с.

Оборудование: буквы, 4 листа картона основных цветов, 4 детских ведерка.

Дети разбиваются по три человека на команды, идут по кругу друг за другом и, произнося текст, выполняют движения.

По опушке дети шли,

Ведра с буквами несли.

Оступились на пригорке,

Дети каждой команды находят лист картона своего цвета, высыпают из ведра буквы и вместе складывают из них слово: СОМ, СОН, СОК, НОС, СУП, СУК.

КОШАЧЬЯ СЕМЬЯ

Задачи: развивать фонематическое восприятие; двигательное воображение; упражнять в составлении предложений; закреплять понятиеслово-действие.

Перед детьми картинки: кот, кошка и котенок.

Вот кошачья семья:

И котенок, милый крошка.

Кто скажет, кто знает,

Какая их буква объединяет? (буква К)

Логопед троим детям раздает картинки членов кошачьей семьи и тихо сообщает, какое движение кто из них показывает. Предлагается показывать движения к фразам:

Кошка крадется (кланяется, катает клубок, красится). Кот копает (колет дрова, косит траву, катается на коньках). Котенок кусается (катается, кружится, кушает).

Теперь мы с этой буквой

Мы молча все расскажем!

Тот, кто отгадал движение и ответил полным предложением, становится членом кошачьей семьи вместо ребенка, движение которого отгадали.

Задачи: упражнять в определении места звука [Л] в слове.

Оборудование: 6 кругов («кочки на болоте»), предметные картинки, в названии которых есть звук [л] в разной позиции.

Дети делятся на команды и выстраиваются друг за другом. Перед каждой командой по три «кочки» – это болото (кочки обозначают начало, середину, конец слова).

Чтоб болото это перейти,

Надо в слове место Л найти!

Логопед встает лицом к командам и поднимает для каждой пары игроков две картинки. Дети встают на кочки в зависимости от места звука [л] в слове. Если игрок встал правильно – «перешел болото», он ждет товарищей на другом берегу. При неверном выполнении возвращается к команде и встает последним. Побеждает команда быстрее перебравшаяся через «болото».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; упражнять в четком произнесении звуков [р], [р’] в речи; закреплять употребление предлогов пространственного значения в предложениях.

Оборудование: игрушки животных, в названии которых есть звуки [р], [р’]; 6 коробок со схемами предлогов внутри; запись веселой музыки.

Дети делятся на две команды: «зверята» и «смотрители». Выходит первая группа. Каждый получает игрушку. Дети хором повторяют за логопедом:

В зоопарке зверятки

Дружно играют в прятки.

Под веселую музыку дети, держа игрушки, движутся подскоками по периметру комнаты. Музыка смолкает. Каждый выбирает себе коробку, читает схему предлога на дне коробки и прячет свою игрушку в соответствии с прочитанным.

Дети из второй группы («смотрители зоопарка») проверяют правильность выполнения задания и отвечают полным предложением, где спрятались животные. Затем команды меняются ролями.

ГРИБЫ-ШАЛУНЫ

Задачи: активизировать словарь детей по теме: «Грибы», отрабатывать навык употребления существительных в винительном падеже, зрительное восприятие : узнавать гриб по картинке.

На площадке очерчивается круг – «корзина грибника». В корзине находятся дети-«грибы» ( в шапочках-масках с изображением грибов). Педагог выбирает кого-либо из детей «грибником», который присаживается на корточки в двух-трех метрах от круга – он долго ходил по лесу, устал, заснул. «Грибнику» на голову надевается соломенная шляпа.

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише, тише, не шумите,

Грибника не разбудите.

Дети – «грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке. После слов педагога «Грибник проснулся!» «грибник » просыпается , видит, что грибы рассыпались –разбежались, начинает догонять детей – собирать грибы в корзинку. Дети- «грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». «Грибник» старается поймать – дотронуться рукой до кого-либо из детей – «грибов» и назвать какой гриб поймал.

«ХОРОВОД ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»

Задачи: упражнять в образовании и употреблении имен с уменьшительно-ласкательным значением

Дети с педагогом встают в хоровод и произносят следующие слова:

В кружок вызывали,

– Выйди , Леночка, в кружок,

Возьми , Леночка, флажок.

Задачи: закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей, развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу), совершенствовать партнерские отношения.

Каждый из играющих детей называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т.п., и становятся в круг. Один из участников игры – Огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

После этих слов водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадывает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Задачи: совершенствовать дыхательную функцию, умение перевоплощаться в заданный образ, развивать чувство ритма, произвольную регуляцию, автоматизация звука Ш.

Оборудование: рули, флажки

У героев-ведущих по флажку разного цвета, у детей рули аналогичных цветов. По взмаху флажка в центр выбегают дети, в руках которого руль того же цвета. Дети медленно вращают руль, приговаривая:

Дети начинают движение по кругу, постепенно увеличивая темп, издавая звук ш. Темп движения задается музыкой.

Список литературы

1.Журнал «Дошкольная педагогика», №7, 2007, стр 64

2.Журнал «Дошкольная педагогика», №5 (54), июль 2009

Как развивать речь занимаясь спортом: логопедические игры на открытом воздухе

Приветствую вас, дорогие друзья!
С наступлением теплых беззаботных деньков деткам нравится проводить свободное время на улице. И заниматься нельзя заставить ни дошкольника, ни ученика старших классов. Поэтому сегодня мы расскажем, как можно организовать логопедические игры на свежем воздухе. Ведь упражняться нужно регулярно, а если ребенок (реб-к) имеет проблемы со звукопроизношением, фонематич. слухом, построением предложений – тренироваться нужно ежедневно, независимо от погоды и выходных.

У дошколят постепенно происходит становление полноценного общения, потребность в сотрудничестве с окружающими. Но эффективный контакт, познание многообразия мира, обретение теоретических сведений и практического опыта невозможно без качественного развития речи. Если в два – три года детишкам достаточно просто находиться рядом, не взаимодействуя, каждый овладевает тем, что ему нравится, то в более старшем возрасте возникает тяга к совместным действиям, обмену, получению одобрения и признания сверстников.

Усвоение моральных норм, принципов поведения, межличностное взаимодействие – это тесно сочетается с овладением языком и является основой социализации, интеграции реб -ка в общество, его принятия. Голосовые проблемы, возникшие на любом этапе, обязательно скажутся на учебе в школе, приобретении друзей, самооценке, психическом состоянии. Поэтому так важно не упустить момент и сделать уроки систематическими, но при этом интересными и незаметными, чтобы не вызвать отторжения и негативизма.

Излишняя настойчивость и интенсивность вызывает только утрату мотивации и желания. А наша задача создать положительное отношение и доброжелательный эмоциональный фон, подарить своему сыночку или доченьке радостные минуты в кругу самых родных людей. С этим отлично справятся милые шалости, ведь это замечательное поле для развивающей деятельности, они никогда не наскучат, ими можно наслаждаться бесконечно, вносить творческие изменения и придумывать что-то так, чтобы времяпрепровождение стало насыщенным и постоянно меняющимся. Они способствуют воображению, учат находить нетрадиционные решения, не теряться в необычных ситуациях.

Типы занятий и инвентарь

Логопедические игры на улице можно условно разделить на три подгруппы:

  • активные – связанные с движениями (бег, прыжки) и отдельными спортивными состязаниями;
  • пассивные – неторопливые тихие занятия, как индивидуальные, так и коллективные;
  • сюжетно — ролевые – можно отнести и к первой и ко второй группе, поскольку они сочетают в себе элементы как активных, так и спокойных развлечений.

В любых случаях применим специальный инвентарь: спорт. снаряды, различные дидактические пособия. Обе эти группы следует чередовать, чтобы кроха не утратил интереса, и ему не казалось, что отдых превращается в скучный урок или наоборот не перевозбудился от чересчур шумных шалостей.

Желание двигаться естественно для детского организма. Тактильный голод, недостаточный темп наращивания мышц, отсутствие стимуляции от рецепторов опорно-двигательного аппарата тормозит совершенствование речи. Логопедические подвижные игры выбирайте так, чтобы они соответствовали возрасту и психическим особенностям. Необходимо учитывать, какой информационный багаж уже имеется, понимает ли крошка обращенный к нему текст, правила, которые требуется соблюдать, умеет ли работать в команде.

Виды речевых игр на прогулке

Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой. Можно тренироваться вдвоем или компанией, устраивать целые соревнования. Ведь именно в состязаниях формируется командный дух, стремление к успеху, осознание собственной значимости.

  • Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.
  • Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)
  • Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).
  • Задание для обогащения словаря и распознавание эмоций – перекидываясь, дети озвучивают всевозможные благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста), извинения (прости, извините, жалко), приветствия (привет, здравствуйте, добрый вечер, доброй ночи) и т.д.
  • Обучение образованию прилагательных: родитель говорит из чего сделана вещь, сын или дочка создают прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т.д.)
  • «Кто сколько знает…» — участники находятся вокруг центра и, бросая мячик, называют пословицы. Можно задать определенную тему: труд, год, хлеб и т.д. Тот, кто в очередной раз не вспомнит поговорку, выходит из круга. Чемпион — последний оставшийся.
  • Нарисуйте на асфальте мелом кружочки, а внутри каждого буковку. Пусть ребятки бегают вокруг, а по хлопку занимают те, в которых нарисованы только согласные (гласные, звонкие, глухие и т.д.) Либо, попав в кружок с буквой, кроха говорит соответствующее существительное.
  • Бродя по лесу подсчитывайте количество собранных грибов, цветочков в букете, встреченных пеньков или муравейников.

Развитие моторики

В летний зной на прогулке не обязательно использовать только речевые игры. Это могут быть развлечения, связанные с формированием крупной и мелкой моторики, тренировкой ловкости, наблюдательности, быстроты реакции, координации. Командные конкурсы способствуют выработке честности, терпения, выносливости, дисциплинированности. Преодоление препятствий и усилия, которые приходится прилагать помогают формировать решительность, стрессоустойчивость и другие волевые качества.

  • Поставьте в одну линию разноцветные ведерки или тазики, предложите кидать в каждый шарики соответствующего цвета.
  • Привяжите к забору или ветке воздушные шары, пробуйте сбивать их небольшими острыми камушками. А если на каждом нарисовать цифру, то можно потренироваться в соблюдении последовательного счета.
  • Передвижение на скорость в мешках – веселое соревнование, которая непременно порадует маленьких и больших участников.
  • Постройте из хворостин воротца и прокатывайте резиновый мячик – так оттачивается глазомер и ловкость, также можно выбивать из ряда пластиковые бутылки.
  • Соорудите из газеты конусообразный колпак. Один надевает его на голову и пытается убежать, остальные стараются сбить колпачок. Выигрывает тот, у кого это получится чаще других.

Хороши на свежем воздухе народные забавы, они позволяют прикоснуться к культуре собственного народа и познакомиться с традициями других народностей, населяющих нашу страну. Водить хороводы под плясовую музыку или песнопения, упражняться в лапту, сталкивать соперников мягкой подушкой с невысокого помоста, прыгать через веревочку, плести венки – лишь немногие затеи, пришедшие к нам с древних времен. А уж «Жмурками» и «Цепи-цепи кованы» заполняли свой досуг наши бабушки и дедушки.

Спокойные увлечения

Если вы уже набегались, напрыгались и хочется посидеть и отдохнуть, то и тут есть чем заняться с пользой. Альбомы, краски, картинки, куклы и машинки, посудка и ведерки с лопатками, взятые с собой из дома, очень пригодятся, но если их нет – не беда.

  • С помощью шишек или камней разного цвета можно сразиться в «крестики — нолики» и шашки, расчертив поле прямо на земле.
  • Построить настоящий город из песка или создать трассу для миниатюрных пластмассовых или металлических автомобилей.
  • Рисовать, писать предложения и цифры, решать примеры получится на песочке или земле палочкой, пальчиками, а на асфальте – цветными мелками или кусочком красного кирпича.
  • Выкладывайте травинками, галькой, шишечками слоги.
  • Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики.
  • Вместе с вашим любимым чадом «сварите» вкусный «обед» для кукол из травы и листиков.
  • Если под рукой оказались краски – устройте вернисаж на камнях, раскрашивая их как зверюшек и насекомых или нанося изображения солнца, домиков, радуги и т.д.
  • Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ваш маленький ученик хлопает в ладоши, когда услышит загаданный звук.
  • Взрослый обозначает любой предмет или животное, а воспитанник отвечает на вопрос «что делает»: машина – едет, самолет – летит.
  • На отдыхе, даже просто валяясь на травке и наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.
  • Неиссякаемый интерес вызывает пальчиковый театр, сделанный из подручных материалов – бересты, листьев.
  • Скатайте из бумаги небольшой круглый комочек и устройте соревнование у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности. Можно сесть двоим соперникам напротив и силой воздушной струи загонять комок на территорию противника.
  • Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?
  • Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.
  • Поощряйте любопытство юного исследователя, отвечайте на вопросы развернуто, давайте как можно больше информации в доступном виде.
  • Соберите гербарий

Игротерапия

Очень важным этапом формирования коммуникативных возможностей является умение построить сюжетную линию, распределить или взять на себя задуманные роли. Предлагайте вашему чаду понянчить кукол, побыть морскими пиратами или воплотить любимую сказку («Колобок» для совсем крошек, «Золушку», «Емелю», «Кота в сапогах» — для тех, кто постарше). Умение работать сообща, держаться в рамках своей роли, осмысливать и передавать чувства персонажей и их эмоции, не обижаться и не конфликтовать научат в дальнейшем строить отношения с другими людьми в коллективе.

Вернувшись домой, не забудьте зарисовать увиденное, поделиться впечатлениями, что понравилось и удивило. Все вышеперечисленное помогает проводить каникулы с удовольствием и исподволь ненавязчиво приобретать новые знания и навыки. Ваши воспитанники не просто социализируются, они учатся самостоятельно устанавливать правила, находить выход из трудных ситуаций, принимать взвешенные решения.

Организовывая развлечения в кругу собственной семьи, помните, что не обязательно побеждать всюду, необходимо научиться достойно принимать поражение. И если даже с первого раза не все получается – самое важное вырастить счастливого, здорового и уверенного реб-ка.

Если вам понравились наши советы, вы хотите узнать о новых способах и методах, применимых в домашних условиях самостоятельно, заглядывайте почаще, подписывайтесь, и вы не упустите ничего.

Ссылка на основную публикацию