Коррекционное занятие с элементами театрализации: В поход за рецептом счастья

Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии для учащихся младших классов

Цель:

  • развитие познавательной сферы на основе мыслительной операции, вербальных и невербальных средств общения.
  • коррекция зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук.
  • повышение уровня сплочённости класса, развитие способности дружить, общаться в паре и группе.

Техническое оснащение:

  • компьютер;
  • магнитофон СД;
  • звукозапись «журчание ручья и голоса птиц»;
  • голосовое сообщение.

Оборудование:

  • иллюстрация степных просторов (размер А-1)
  • изображения животных, растений;
  • загадки;
  • «кочки»;
  • фишки (тюльпанчики);
  • конверты с буквами;
  • сундучок;
  • «волшебная палочка»;
  • колпак феи;
  • платок;
  • мешочек;
  • колокольчики

План занятия:

I. Вводная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Сообщение темы. Зачин сказки.
  3. Нацеливание на совместную деятельность.

II. Основная часть.

  1. испытание «Лабиринт» (разминка).
  2. Испытание «Расколдуй растения».
  3. Испытание «Заколдованные животные».
  4. Испытание «Пантомима» (физ пауза).
  5. Испытание «Не пропусти».

III. Заключительная часть.

  1. Релаксация.
  2. Сюрпризный момент
  3. Рефлексия.
  4. Ритуал прощания «Доброе тепло»

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия. Мы с тобой одна семья

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Чтобы поближе познакомиться, предлагаю вам поиграть. Встаньте в круг. Повторяйте за мной все мои действия.

Мы с тобой одна семья: я, ты, он, она. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. Мы с тобой одна семья: я, ты, он, она. Обними соседа справа, обними соседа слева. Мы с тобой друзья.

Вот мы и познакомились. Проходите по своим местам.

2. Сообщение темы. Зачин

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в степную сказку. В этом путешествии я буду играть роль доброй феи, а вы будете моими помощниками. Согласны? (педагог-психолог одевает колпачок, берёт в руки «волшебную» палочку. Раздается звук электронной почты, на экране появляется конверт). Ребята, что это? (педагог-психолог слушает вместе с детьми). Голосовое сообщение

Кому: Степной фее

От кого: от Злого волшебника

«Привет, Степная фея! Ты привыкла к тому, что все тебя любят, приглашают на праздники….А мне надоело быть в тени ! Хочу, чтоб и меня все знали и уважали! Я заколдовал твою любимую степь, а также все живое и неживое вместе с ней, устроил большой беспорядок. Как тебе такая степь? Весьма неожиданно, верно? Поживи среди этого хаоса».
Чародей.

(убрать покрывало, скрывающее степь)

– Ой! Ребята! У нас беда! Исчезли все мои друзья- обитатели степи, да и степь оскудела….

– Что же делать? Ребята! Вы не боитесь злого волшебника? Вы мне поможете?

Ответы детей; Не боимся, поможем.

3. Нацеливание на совместную деятельность

– Какие вы храбрые дети! Теперь мы точно развеем чары Злого волшебника и наведём порядок в степи! Храбрость, смелость- это хорошо. Нам предстоит пройти трудные испытания.

Но в борьбе с таким коварным врагом необходимы и другие ваши замечательные качества.

–Какими ещё надо быть, чтобы одолеть Злого волшебника?

Ответы детей: Умными, дружными, сообразительными, ловкими

– Молодцы ребята! Конечно, ещё надо быть дружными и ловкими, мудрыми и сообразительными. Любую вашу помощь я отмечу, вы получите фишки -тюльпанчики. Сохраняйте их до конца нашего путешествия в специальных тарелочках. Итак, в путь.

II. Основная часть.

Испытание №1 «Лабиринт» (разложить вокруг столов кочки-кляксы)

– Первое испытание от Злого волшебника «Лабиринт». Докажем злому Чародею, что мы ловкие и всегда сможем найти верный путь к родной степи. Давайте встанем друг за другом, руки поставим на пояс впереди стоящему соседу и преодолеем лабиринт. Будьте внимательнее, Чародей оставил заколдованные метки на нашем пути. Ни в коем случае не наступайте ни на одну из них! (Пройти вокруг столов, выполняя разные движения и вернуться на свои места).

– Молодцы ребята! Мы доказали злому волшебнику, что мы дружные и нам никакие испытания не страшны!

Испытание №2 «Расколдуй растения»

Злой волшебник перепутал буквы в названиях растений, давайте мы их расколдуем. Нужно собрать названия растений, которые растут в нашей степи, из букв ,.(Раздается материал в конвертах, дети работают в парах)

– Только вы, ребята, помните, что в степи кричать нельзя! Поднимайте руку, если справились с заданием. Отгадку найдите в «волшебном» сундучке и верните отгаданное растение в нашу степь.(Изображения отгаданных растений крепятся на макет).

Испытание №3 «Заколдованные животные»

– В степи нет моих друзей-животных. Мы должны угадать животных, которых заколдовал Чародей. Для этого нам надо отгадать загадки.

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Кто зубами щёлк, да щёлк
Знаем, это серый… ( волк)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Я зверь степной,
выхожу из норки весной.
Стою как столбик,
в степи свищу,
головой верчу,
всё знать хочу. (суслик)

Два холма среди степи
Вдруг поплыли разом
Почему из разных блюд
Лишь колючки ест … (верблюд)

Какое животное называют
«степная антилопа»… (сайгак) или
Рожки тупые, ножки кривые,
Хоть маленький, но удаленький,
Он как наш телёнок – это (сайгачонок)

Испытание №4 «Пантомима»

– Вы хорошо справились с заданием, животных степи знаете. Все загадки разгадали. А с повадками животных знакомы? В следующем испытании нам надо изобразить отгаданных животных. Предлагаю вам встать в круг. (Имитация повадок животных).

– Вот теперь волшебный сундучок откроется! Я предлагаю вам взять из нашего сундучка изображения животных и вернуть их в нашу степь.

Наша степь преобразилась и ожила!

Испытание №5 «Не пропусти»

Я называю разные предметы, среди них будут названия птиц. Услышав, их вы дружно хлопайте в ладоши. Будьте внимательными, не пропустите названия птиц:

окно, дом, воробей, стол, стул, кровать, ворона, ручка, сорока, голубь, карандаш, журавль, орёл, очки, доска, синица, утка, парта, дверь, гусь, линейка, ласточка, жаворонок, книга, сова, телефон, дятел, кукушка, грач, скворец, галка.

III. Заключительная часть.

1. Релаксация

Мы много трудились и пора немного отдохнуть. Садитесь поудобней, можете голову опустить на стол, закройте глаза и прислушайтесь. (Включить запись «Журчание ручья и голоса птиц» ).

Ручеёк течет, комар плывет.
Камышок колышится,
Как легко мне дышится!
Ветерок мне гладит щёчку.
И сижу я на песочке.
Чабреца здесь аромат.
Как я этой жизни рад!

– Открываем глаза, покажем как мы радуемся жизни (хлопаем в ладоши, смеёмся).Посмотрите на экран. Не боятся больше птицы и звери злого волшебника! Ожила наша степь! Какая она красивая! В этой презентации использованы картины художника Рокчинского и фотографии

(Продолжать под музыкальное сопровождение, чуть убавив звук).

2. Сюрпризный момент

– А теперь со своими тюльпанчиками, которые вы получили во время нашего путешествия по заколдованной степи, подойдите ко мне. Расположите их вместо точек. И все вместе прочтём полученное слово: «ЧУДО». Вы сотворили чудо, расколдовали нашу степь! А я вам приготовила от себя чудо- сюрприз. Возьмите себе по одному сюрпризу из мешочка. (Кто первый берет сюрприз из мешочка, должен отгадать, что в нём).

Давайте все вместе позвоним в эти колокольчики и навсегда прогоним Злого волшебника из нашей степи!

Думаю, он теперь никогда больше сюда не вернётся!

– Оставьте эти колокольчики себе на память, чтобы вы не забыли наше путешествие в заколдованную степь. Мои друзья, я очень благодарна вам.

В сказку мне уже пора…
Обещайте, детвора,
Свою степь любить всегда!
Шалить в ней лишь иногда,
Не вредить ей никогда!
Обещаете? ДА!
Сказка ждёт и мне пора…
До свиданья, детвора!

(Снять колпачок и положить «волшебную» палочку).

3. Рефлексия

– Фея ушла, но мы с вами остались. Ребята, скажите, пожалуйста, какие задания вам понравились? Какие были легкие, а какие сложные? Легко ли было нам работать в парах? Как лучше, всем вместе работать или по одному?

4. Ритуал прощания «Доброе тепло»

– Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. Вправо от меня пойдет тепло, то есть я легонько пожму руку своему соседу справа, он – следующему, и так по кругу, пока ваше тепло ко мне не вернётся. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами.

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «От игры — до спектакля»

Бурцева Алла Станиславовна
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «От игры — до спектакля»

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы

«От игры — до спектакля»

Воспитатель Бурцева Алла Станиславовна

1. Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.

2. Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)

3. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

4. Продолжать учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра, использовать в речи разные типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в предложении.

5. Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.

6. Снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение с помощью релаксационных упражнений.

7. Доводить до сознания детей, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе, воспитывать выдержку, терпение, соучастие, чувство уверенности в себе.

Словарная работа: Грим, занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям, заучивание стихотворений о «вежливых словах», рассматривание пиктограмм мимики и жестов, изготовление афиши, рассказывание сказок «Маша и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Красная Шапочка», «Приключение Буратино», «Кот в сапогах».

Индивидуальная работа: Работа с Машей над интонацией, выразительностью движений при воплощении образа овечки в стихотворении Э. Мошковской «Вежливые слова».Работа с Ромой над мимикой и жестами в роли оленя при разыгрывании стихот-ворения Э. Мошковской «Вежливые слова».

Материал к занятию: Шапочки сказочных героев, театральная касса, билеты, «волшебная палочка», колокольчик, музыкальный инструмент-треугольник.

Ход занятия:

– Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

(Ответы детей)

– Называется игра «Разминка театральная»

Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

– Сказки любите читать?

(Ответы детей)

– Артистами хотите стать?

(Ответы детей)

– Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка? Или на козу?

Или на принца? На Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Ответы детей)

– А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь, друзья?

(Ответы детей)

– А что такое мимика, друзья?

(Ответы детей)

– Бывает без сомненья

А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?

(Ответы детей)

– Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»

– Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?

(Ответы детей)

– А теперь пришла пора

Общаться жестами. Да-да!

Я вам слово говорю

В ответ от вас я жестов жду.

А покажите-ка мне, друзья, слово «здравствуйте»,

«негодование», «благодарность», «до свидания».

– Молодцы, ребята. С заданием вы справились.

– Посмотрите, ребята, у меня в руках «волшебная палочка». Я ею взмахну, и мы с вами окажемся в заколдованном замке спящей королевы, где жизнь замерла, и все обитатели замка застыли в разных позах. Но, имейте ввиду, ребята, как только мы окажемся в замке, мы тоже заснём.

(Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» звучит треугольник 1,2,3 и дети под спокойную музыку М. Мусоргского «Рассвет над Москва-рекой» (фрагмент) застывают в разных позах.

Проводится релаксационный этюд на расслабление мышц «Каждый спит»)

– На дворе встречаю я

Тьму людей, и каждый спит

Тот, как вкопанный сидит

Тот, не двигаясь, идет

Тот стоит, раскрывши рот.

– Вот и мои дети спят! Но ничего, у меня в руках «волшебная палочка», сейчас я ею взмахну и всех расколдую.

(Звучит музыка «Утро» Э. Грига (фрагмент,

Воспитатель взмахнула палочкой и начинается пробуждение детей: дети встают, потягиваются, зевают, умываются, играют)

– Ну что, ребята, все проснулись? Нам пора отправляться в обратный путь, в наш любимый детский сад.

(Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», звучит треугольник 1,2,3 и дети отправляются в обратный путь)

– Вправо, влево повернись

В детском саду окажись.

– Вот мы и в саду. Но что это такое? Какая-то коробка.

А, я поняла, пока мы с вами путешествовали, почтальон принес посылку. Давайте посмотрим что там.

(Воспитатель с детьми открывают коробку)

(Ответы детей)

-Вы сейчас придумаете и обыграете диалоги между героями разных сказок.

(Воспитатель назначает детей, которые будут придумывать диалоги)

– Одевайтесь, гримируйтесь и придумывайте диалоги.

– А пока ребята готовятся, мы с вами (воспитатель обращается ко второй подгруппе детей) поиграем в игру «Передай дальше»

(Проводится игра «Передай дальше»)

(Воспитатель проводит игру с воображаемыми предметами – мяч, воздушный шарик, камень, тряпка, блинчик, маленький мячик, ёжик.)

– Вы готовы? Давайте послушаем?

(Диалоги детей)

– Из каких сказок эти герои?

– Ребята, вам понравились герои этих сказок?

– А дети, которые исполняли роли?

(Ответы детей)

– Ребята, а вы обратили внимание на то, как красиво оформлен наш музыкальный зал. Что он вам напоминает?

(Ответы детей)

– А почему вы думаете, что это театр?

(Ответы детей)

– Значит мы с вами в театре. Так давайте же вспомним правила поведения в театре?

(Ответы детей)

– Ребята, а помните, мы с вами учили стихотворение «Вежливые слова» и разыгрывали его. Тогда роли исполняли одни дети, а сегодня мы посмотрим, как справятся с этими же ролями другие.

(Воспитатель распределяет роли и проводит беседу с детьми о героях,

– Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.

– А мы с остальными ребятами будем зрителями.

– Вы готовы. Спектакль начинается.

Дети показывают спектакль «Вежливые слова» (Э. Мошковская)

Читайте также:  Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?

Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…

Спасибо! Ну, пойду!

Ведущий: Говорит овечка.

Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…

Благодарю – доброе словечко.

Ведущий: А вот и утка.

Утка: Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!

Ведущий: И прокрякала утка

Утка: Доброе утро!

Ведущий: Прискакал олень

Добрый день! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое

И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

Медведь: У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь: МНЕ БИЛЕТ!

Не стучите – мой ответ!

Не рычите – мой совет!

Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!

Ведущий: Кассир медведю билет не дал.

– Ребята, кто же поможет медведю? Кто научит его говорить «вежливые слова»?

(Дети читают стихи о «вежливых словах»)

– Добрый день! – тебе сказали,

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

-Теплоты и доброты.

Отменить, что ли слово «пожалуйста»

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Здравствуйте, ты скажешь человеку.

Здравствуй, – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали много раз.

Будьте добры, – это я говорю по секрету

Будьте добры –и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

– Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.

(Медведь покупает билет.)

Все ребята любят сказки, Мы наше представленье,

Волшебный добрый мир. Закончить не спешим

Хорошая развязка, И всех на угощенье

В конце – веселый пир! Сегодня пригласим.

«Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы» Конспект занятия театрализованной деятельности в средней группе «Мы актеры» Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной.

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» с элементами театрализованной деятельности Цель: формирование интереса у детей к русским народным сказкам. Задачи: • приобщать детей к народному творчеству; • способствовать развитию.

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр» Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр Цель: Расширять.

Исследовательская работа по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы Исследовательская работа по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство.

Конспект комплексного занятия с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе «Любимые герои сказок» Выполнила: воспитатель первой младшей группы Куляскина Мария Владимировна. Занятие проводилось в зале для музыкальных занятий на базе детского.

Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности для детей 4–5 лет «Попурри из потешек» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности для детей 4-5 лет на тему: «Попурри из потешек» Задачи с интеграцией образовательных.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности «Возвращение Колобка» (вторая младшая группа) Конспект открытого занятия по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности «Возвращение Колобка» (вторая младшая группа) Задачи: обобщить.

Конспект занятия по плаванию с элементами игры водное поло для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию с элементами игры водное поло для детей подготовительной группы. МБДОУ «Детский сад №440» Инструктор: Кузнецов.

Конспект занятия «В гостях у сказки «Теремок» по речевому развитию с элементами театрализованной игры в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Теремок».Цель: развивать речь детей посредством приобщения их к народному творчеству с использованием элементов.

План-конспект квест-игры с элементами театрализованной деятельности в младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок» Программное содержание: «Речевое развитие»: • развивать связную речь; • повышать речевую активность детей; • развивать умение отвечать.

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию с элементами театрализации для подготовительной группы детского сада «Поход в волшебный лес»

Цель:
Познакомить детей с видами леса и его обитателями, используя различные виды кукольного театра.
Задачи:
— расширять знания детей о лесе и его обитателях, зимующих и перелетных птицах;
-обогащать словарный запас детей (березняк, дубрава, ельник, бор, смешанный лес и т.д.);
-развивать навыки театрализованной деятельности детей через знакомство с видами кукольного театра;
— развивать коммуникативные качества, воображение, ролевое поведение; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Звучит весёлая маршевая мелодия. Дети входят в музыкальный зал (или в группу).

Воспитатель:
— Проходите, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики (они стоят в форме круга – «рефлексивный круг»).
— Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии и пиктограмму: «Какое чувство испытывают изображенные на них люди?» (радость)
Давайте и мы улыбнёмся и поздороваемся друг с другом.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит слева от меня, улыбнусь, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу и сделает тоже самое и т.д.
А скажите, пожалуйста, что же такое радость для вас лично? Подумайте и закончите предложение: «Я радуюсь, когда …»
• Педагог записывает высказывания детей на лучиках и составляет из них солнышко на фланелеграфе и подводит итог:
« У каждого из вас своя радость, но она передаётся другому, поднимает настроение всем окружающим.»
/Материалы/: фланелеграф, фотографии радостных людей, солнышко с лучиками по количеству детей, фломастер красного цвета.
— Как ярко светит солнышко. Самое время отправиться в поход. Но прежде отгадайте загадку:

Он, как только жарко станет – шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой – снимет шубу с плеч долой.» /Лес/

И сегодня мы отправимся в поход, в лес, где ждет нас множество чудес.
В поход мы возьмём фотоаппарат, чтобы фотографировать всё, что нам понравится. А ещё мы возьмём карту, по которой будем сверять наш маршрут.
/Разворачивает карту/
— Посмотрите ребята, первый пункт нашего следования – лесная опушка. Ну, что же – в путь! Повторяйте за мной:

Раз, два, мы – туристы,
Мы – туристы – следопыты.
Мы шагаем и поём
Нам преграды нипочем. (Дети шагают)

— Мы на лесной опушке.

• Сказка выкладывается на фланелеграфе.

Здесь, в дупле большого дерева, живёт маленький бельчонок со своей мамой белкой. Однажды он услышал от соседки – белки слово «лес» и спросил:
— Мама, а что такое «лес»?
— Лес – это деревья, — сказала мама,- берёзы, дубы, ели, сосны, липы…
— А что такое берёзы? А что такое дубы? – не унимался бельчонок.
— Я вижу,- сказала мама,- вырос ты. Пора тебе познакомиться с лесом, приготовься к большому прыжку.
И перескакивая с ветки на ветку, они оказались на большом участке леса, да таком светлом, нарядном, что бельчонок только и смог сказать: « Ах, как красиво вокруг!»
Перед ним стояли красивые, белоствольные, стройные деревья.
Воспитатель: Скажите, ребята, какое дерево увидел бельчонок?
/Дети отвечают/
А теперь /имя ребёнка/ прочитает нам стихотворение про берёзу:

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.

Вокальная группа девочек исполняет хороводную песню «Во поле берёза стояла»

Белка рассказала бельчонку, что лес, в котором растут одни берёзки, называется березняк.
— А вы, ребята, запомнили как называется берёзовый лес?
/Дети отвечают/
Затем белки поскакали к лесу, в котором растут одни ели. Такой лес называется ельником. Этот лес бельчонок увидел густым, наполненным полумраком.
Воспитатель: Ребята, а почему ельник такой тёмный?
/Ответы детей/
— Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро.
Затем мама с бельчонком поскакали к участку леса, где росли сосны. Здесь они спустились на землю, усыпанную хвоей (так называют иголки ели и сосны) и бельчонок, посмотрев вверх, даже ахнул: «Да, у этих деревьев и верхушек не видать!» в этой части леса было очень светло и радостно, солнечные лучи доставали здесь до самой земли.
/Почему?/
— Ребята, вы помните игру «У медведя во бору …»? так вот сосновый лес называется бором. Запомнили?
Бельчонок с мамой полакомились семенами сосновых шишек и отправились к могучим лесным богатырям.
— Догадались, о каком дереве сейчас узнает бельчонок?
/«Дуб» — ответы детей./
Предложить рассмотреть дерево дуба и описать его. Дети отмечают, что дуб большой, высокий, могучий, ветвистый, ствол толстый, коричневый, ветви большие, раскидистые, листья резные и т.д.
Белка сказала, что дубовый лес называют красивым словом дубрава .
— Нравится оно вам? Запомнили?
/Дети повторяют./
Бельчонок и мама устали от прогулки и решили вернуться в своё родное дупло. На обратном пути им встречались разные деревья, и мама рассказала бельчонку ещё много интересного о лесе:

Кусты и деревья, листочки на ветках –
Лиственный лес это, помни мой детка.
Дуб в нём, берёзы, липы, рябины,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва и хвоинки,
Рядом и ели растут и осинки,
Смешанным лес тот зовётся, друзья –
Здесь все деревья от «А» и до «Я».
/А. Кочергина/

Бельчонок и его мама возвратились в своё уютное дупло. Малыш узнал много интересного о том, что такое лес и какие леса бывают.

Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, ребята, что такое «лес» для бельчонка и его мамы? Что такое «лес» для человека?
/Дом, где они живут, встречают много друзей и врагов, питаются; как для нас дом, в котором мы живём вместе с родными. Для человека лес – друг и помощник./
А теперь сверим по карте наш маршрут и идём дальше. /Пункт назначения — полянка с пеньками./
/Дети повторяют за воспитателем слова речёвки./
Лесовичок: А ну, стой! Почему без моего разрешения в лес пришли? Я старик – лесовик, хозяин здешнего леса, повелитель всех зверей и птиц. А вы кто такие?
Воспитатель: Мы туристы пришли в лес отдохнуть, поиграть, много нового узнать.
Лесовичок: Знаю я, как вы гуляете – отдыхаете! Цветы топчете, деревья ломаете, костры разводите, птиц пугаете.
Воспитатель: Нет, нет! Что ты? Наши ребята знают правила поведения в лесу.
Лесовичок: Ой, ли? Сейчас я проверю ваши знания. На моей полянке расставлены знаки, обозначающие правила поведения в лесу. Сможете их объяснить и поставить знаки в нужном месте, пропущу дальше.
/Дети объясняют значение экологических знаков и устанавливают их в нужных местах/

• Далее проводится игра «Что будет, если …?»

Лесовичок: Вижу, вы хорошо подготовились к походу, ну что ж, проходите дальше.
/Воспитатель вместе с детьми сверяет по карте маршрут, впереди их ждёт избушка Бабы Яги./

• Проводится сказочная физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка (дети шагают).
Стоит задом наперёд (дети поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем).
Бабушка Яга живёт (грозят пальцем другой руки).
Нос крючком (показывают пальчиком).
Глаза большие (показывают),
словно угольки горят (покачивают головой).
Ух, сердитая какая!
(топают ногами — сердитое выражение лица)
Дыбом волосы стоят (руки вверх — пальцы разжаты)
А вот и она — наша красавица.

• Воспитатель берёт куклу-марионетку Бабы Яги.

Б. Яга: Ой, касатики! Как хорошо. Что вы ко мне забрели. Вы то мне и нужны. Надеюсь Леший подарил мне на именины компьютер, ну это штука такая умная, чтоб я кругозор свой расширяла, много нового узнавала и знания свои проверяла. Сейчас я и ваши знания проверю.
/Дети выполняют компьютерные задания./
Б. Яга: Молодцы, касатики, справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, раз у Бабы Яги именины, давайте скажем ей свои пожелания.
/Пожелания детей./
Воспитатель: До свидания Баба Яга. Нам пора в путь.
Разворачивают карту – сверяют маршрут, сосна, на ней сидят птицы.
Воспитатель: Ребята, вы устали? (ответ детей) Давайте присядем на лужайке и отдохнём. Представим, что мы не ребята, а зайчики, живущие под ёлкой.

• Проводится музыкальная игра с использованием перчаточного театра «Зайки».
/Вдруг слышится голос филина./
— Ой, ребята, чей это голос? Пойду, посмотрю, а вы ждите меня здесь. Уберите пока своих зайчиков в рюкзачки.
/Воспитатель уходит за дверь и возвращается в образе филина./
Филин: Здравствуйте, ребята! Я мудрый филин. Мне показалось, что где-то здесь зайчики резвились, так хочется зайчатинки на ужин. Вы их не видели? (Ответ детей.) Значит показалось. Скучно мне в лесной глуши. Может, вы поиграете со мной?
• Проводится игра «Узнай, чей голосок…»

Дети отгадывают птицу по голосу и показывают её.
/Филин знакомит детей с иволгой./
Филин: Спасибо ребятки, порадовали старика. А теперь вам пора возвращаться домой. Ступайте за мной, я выведу вас из леса.

/Дети усаживаются за столы, где всё готово для рисования./
Воспитатель: Ну, вот мы вернулись в детский сад. Сколь всего интересного мы узнали во время похода в лес. Много сфотографировали. А теперь давайте проявим фотоплёнку и узнаем, что же каждому из вас больше всего понравилось и запомнилось в лесу.
/Дети рисуют по памяти./
Итог: фотовыставка «Поход в лес»
(«фотографии» крепятся прищепками к натянутым верёвочкам)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось ходить в поход?
/Ответ детей./ Мне тоже очень понравилось ходить в поход вместе с вами. И на память о нашем походе примите вот эти подарки.
До свидания ребята.

Автор: Мешкова Зульфия Махамаджановна,
музыкальный руководитель,
ГС (К)ОУ «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида», г. Киров, Калужская обл., РФ

Статья размещена в авторской редакции

Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Читайте также:  Урок - Деление слов на слоги

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Развитие артикуляторной моторики включает развитие кинестетического и кинетического орального праксиса. Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения.
В ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента используется перчаточная кукла лягушка Квакушка. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию и игре, была изготовлена дидактическая кукла Кваки, которая используется на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова Кваки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.
Кваки также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. Для достижения поставленной цели используется любой вид театра в играх: “Подари подарки”, “Собери яблоки”, “Помоги Маше” и др.
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
– Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
– Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким – Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика).
Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша – Коротышка, указательный пальчик – Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.

Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
(Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.)
– Здравствуй, солнце красное!
(Поднимается большой палец.)
– Здравствуй, небо ясное!
(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.)
– Здравствуй, ёлка!
(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.)
– Здравствуй, пень!
(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(Поднимается мизинец. Все зайчики проснулись.)
(Олеся Емельянова)

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика (биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
– становление координации общих движений;
– развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
– воспитание чувства ритма и темпа;
– формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
– развитие физиологического и речевого дыхания;
– активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
– воспитание умения работать сообща.

Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. Например:
«Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

Игры-имитации постепенно усложняются:
– Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
– Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
– Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
– Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
– Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
– Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
– Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
– формирует знания об окружающем мире;
– активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
– развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
– совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
– развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.

Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007

Занятие с элементами театрализации “Путешествие в лес”

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность.

« Путешествие в зимний лес»

Образовательные : развитие связной речи дошкольников, обогащение словарного запаса, углубление и обобщение имеющихся у детей знаний и представлений о лесных птицах и диких животных ( внешнем виде, питании, особенностях образа жизни).

Развивающие : развивать у детей познавательный интерес к жизни обитателей леса, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Развивать художественно – творческие способности, воображение.

Воспитательные : воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения растительного и животного мира, умение правильно вести себя в лесу.

Методические приемы : рассказ, чтение стихотворения, загадывание загадок, чтение поговорок, игровая мотивация, беседа, физкультминутка, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализация, музыкальное сопровождение.

Оборудование : Ели и деревья; два костюма белых зайцев, костюм лисы и волка, белые простыни, корзина, угощение ( семена, зерна, морковь, горшочек меда), картинки животных ( коровы, белки, лисы, волка)

Воспитатель : – Ребята, сегодня, когда я шла на работу в детский сад, встретила почтальона, он вручил мне письмо от лесных жителей. Давайте узнаем, что же там написано.

« Ребята, зимой в лесу очень красиво, но очень холодно и голодно.

Помогите нам пожалуйста»

– Как вы считаете, надо помочь лесным жителям?

Воспитатель : Почему, как вы считаете?

Дети : – Они могут погибнуть от холода!

Воспитатель : Правильно! Ребята, чтобы помочь им мы с вами превратимся в путешественников и отправимся на прогулку в зимний лес.

– А вы знаете, как правильно себя вести в лесу?

Дети : – в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, чтобы не напугать лесных жителей ( зверей), медведя не разбудить..

Воспитатель : А что же можно делать в лесу?

Дети : наблюдать, слушать пение птиц, можно кому -то помочь.

Воспитатель : Молодцы! А для того, чтобы лучше запомнить правила поведения в лесу послушаем стихотворение.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,

Всем деревьям помогай.

Воспитатель : А на чем можно отправиться в лес?

Дети : На машине, пешком, на велосипеде и на лыжах.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

Воспитатель : Мы с вами пойдем в лес на прогулку пешком, чтобы не испугать лесных зверей. И возьмем в корзинке угощения для них.

( Дети идут в лес под музыкальное сопровождение)

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – елочка в шубке стоит.

Слева – елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся.

На землю красиво ложатся.

Воспитатель : Ребята, посмотрите вокруг, какие деревья растут в лесу?

Дети : Ели и сосны.

Воспитатель : А вы знаете, как называется лес, в котором растут ели и сосны? Он называется – хвойным ( попросить детей повторить). У меня в руках веточка ели, давайте ее рассмотрим.

– Есть ли на веточке листочки? Вместо листочков у нее тонкие иголочки – это и есть хвоя, поэтому и называется лес хвойным.

Воспитатель : Ребята, вы слышите в лесу пение птиц? А почему?

Дети : Нет, потому, что одни птицы улетели в теплые края, а другие не поют, им холодно.

Воспитатель : как называются птицы, которые улетели в теплые края? Назовите мне их. А какие остались зимовать.

Дети: Улетели перелетные птицы, а остались воробьи, синицы и снегири.

Воспитатель: Вы знаете, что синицы и снегири прилетели к нам зимой, и такие птицы не живут с нами постоянно, а только прилетают на время и называются пролетными. Запомните.

Как мы с вами уже сказали, птицам сейчас очень трудно найти себе корм. Поэтому им голодно и холодно. Кто мне скажет, что мы сделали в нашем саду, чтобы помочь птицам перезимовать?

Дети : Мы с родителями смастерили кормушки и развесили их на площадках. Насыпаем им каждый день корм.

Воспитатель : А посмотрите, здесь у нас нет кормушки, как же нам помочь птицам?

Дети : Можно корм насыпать на снег. ( дети сыплют корм на снег)

Воспитатель : Вы ребята, молодцы, помогли птицам, теперь можно отправляться дальше.

(идут под музыкальное сопровождение)

Воспитатель : Ой, кто у нас под елочкой сидит и ушами шевелит?

Воспитатель : Давайте их к себе позовем. Как нам нужно это сделать, чтобы они не испугались и не убежали?

Воспитатель : Правильно ( дети зовут зайчат, но они не выходят)

Ребята, зайчики наверно нас боятся. Мы сейчас поиграем с нашими пальчиками, они поймут, что мы их не обидим и выйдут к нам.

Под высокой сосной ( руку поднимают верх, пальцы растопырены)

Скачет зайка косой ( показывают ушки)

Под другой сосной ( другую руку поднимают верх, пальцы растопырены)

Скачет зайка другой ( показывают два пальца0

Они встретились и поздоровались ушками ( оба пальца обеих рук соприкасаются) ( во время физкультминутки зайки выходят)

Воспитатель : Посмотрите, зайчата, больше нас не боятся. Чем мы зайчат можем угостить?

Дети : Капустой, морковкой.

Воспитатель : Я взяла с собой морковку, ей мы и угостим наших зайчиков.

( просит детей угостить зайчат)

Воспитатель: Ребята, а кого могут испугаться зайки?

Дети : Волка и лису.

( под музыку выходит ребенок в костюме лисы)

Лиса : Ой! Я искала зайцев, а нашла ребят. Я так рада, что вы пришли сюда в лес. Так хочется с кем – то поговорить. Можно с вами?

Лиса : А вы знаете, как меня зовут в сказках? ( Лиса Патрикеевна, плутовка, хитрая сестричка и т.д)

– Покажите, какая я хитрая выражением лица.

– Сможете показать, как я хожу?

– C кажите, у кого хвост длиннее у меня или у зайца?

– Кто больше, медведь или я?

Хорошо вы отвечали, поэтому я вам песенку спою. ( Поет)

Я, лисичка, хвостик рыжий

Сяду к елочке поближе.

На детишек посмотрю,

Всех сейчас перехитрю.

Лиса : Давайте поиграем?! Я буду кидать снежок, и рассказывать о себе.

Тот, кто снежок поймает, тот повторяет за мной последний слог.

( играет в игру с мячом « Чистоговорки»)

Повстречали мы лису су-су-су.

Хвост красивый у лисы сы- сы – сы.

Всем нам нравится лиса са – са –са .

Улыбнемся мы лисе се –се – се.

Лиса : Что – то я с вами заигралась. Надо бежать. Мороз не велик, а стоять не велит. Да и корм добывать надо. А знаете, чем я люблю лакомится?

Дети : Зайчатами и мышками.

Воспитатель : Ребята, вы знаете, что означает выражение лиса «мышкует»?

Воспитатель : это значит, что лиса охотится на мышей! Запомните это.

Лиса : До свидание ребята!

Воспитатель : Ой, опять кто то рядом бродит. Я загадаю загадку, вы ее отгадаете?

Он зимой холодный

Бродит злой, голодный?

( под музыку входит волк)

Волк: Я волчок, серый бочок! Вы зачем к нам в лес пожаловали?

(Дети рассказывают, что получили письмо от елочки и пришли помочь ей.

И другим обитателям леса.)

Волк : Хорошее дело задумали. Отпущу вас, если со мной поиграете.

Воспитатель : Мы с удовольствием с тобой поиграем, вставай к ребятам и вместе с нами поиграешь в интересную игру!

( Проводится игра « Да и нет» : воспитатель показывает картинки животных и спрашивает у детей, кого они могут встретить в зимнем лесу, а дети отвечают словами «да» и хлопают в ладоши и «нет» и топают ногами)

Волк: Молодцы ребята, много знаете о лесных животных. Ох, совсем замерз я, побегу к себе греться. До свидания.

Воспитатель : А мы с вами продолжим наше путешествие.

( под музыку идут по лесу)

Воспитатель : Ребята, а медведя можно встретить в лесу?

Дети : Нет, он спит сейчас в берлоге.

Воспитатель : Тогда давайте для него оставим горшочек меда возле берлоги, а когда проснется, съест его.

Воспитатель : Ребята, вы не заметили, как мы пришли в самую чащу леса. Знаете, что такое чаща?

Воспитатель : Чаща – это густой лес. Ну вот ребята, мы с вами всех покормили и наше путешествие подошло к концу.

( Дети садятся на стульчики)

– Ребята, вам понравилось наше путешествие?

– А, где мы с вами побывали?

– С какой целью мы совершили путешествие?

– Какие лесные звери нам повстречались сегодня в лесу?

– Какие новые слова вы сегодня узнали? ( Пролетные птицы, хвойный лес, лиса мышкует, чаща леса)

Воспитатель: Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в группу. Там я вас угощу морковкой, чтобы у вас были зубки крепкие, как у зайчат.

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы

  1. Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
  2. Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
  3. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.
  4. Продолжать учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра, использовать в речи разные типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  5. Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.
  6. Снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение с помощью релаксационных упражнений.
  7. Доводить до сознания детей, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе, воспитывать выдержку, терпение, соучастие, чувство уверенности в себе.

Словарная работа: Грим, занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям, заучивание стихотворений о «вежливых словах», рассматривание пиктограмм мимики и жестов, изготовление афиши, рассказывание сказок «Маша и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Красная Шапочка», «Приключение Буратино», «Кот в сапогах».

Индивидуальная работа: Работа с Машей над интонацией, выразительностью движений при воплощении образа овечки в стихотворении Э.Мошковской «Вежливые слова».Работа с Ромой над мимикой и жестами в роли оленя при разыгрывании стихот-ворения Э.Мошковской «Вежливые слова».

Материал к занятию: Шапочки сказочных героев, театральная касса, билеты, «волшебная палочка», колокольчик, музыкальный инструмент-треугольник.

– Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

– Называется игра «Разминка театральная»

Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

– Сказки любите читать?

– Артистами хотите стать?

– Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка? Или на козу?

Или на принца? На Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

– А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь, друзья?

– А что такое мимика, друзья?

– Бывает без сомненья

А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?

– Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…

– Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?

– А теперь пришла пора

Общаться жестами. Да-да!

Я вам слово говорю

В ответ от вас я жестов жду.

А покажите-ка мне, друзья, слово «здравствуйте»,

слово «тихо», «не балуй», «не знаю», «да», «нет»,

«негодование», «благодарность», «до свидания».

– Молодцы, ребята. С заданием вы справились.

– Посмотрите, ребята, у меня в руках «волшебная палочка». Я ею взмахну, и мы с вами окажемся в заколдованном замке спящей королевы, где жизнь замерла, и все обитатели замка застыли в разных позах. Но, имейте ввиду, ребята, как только мы окажемся в замке, мы тоже заснём.

(Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» звучит треугольник 1,2,3 и дети под спокойную музыку М.Мусоргского «Рассвет над Москва-рекой» (фрагмент) застывают в разных позах.

Проводится релаксационный этюд на расслабление мышц «Каждый спит»)

– На дворе встречаю я

Тьму людей, и каждый спит

Тот, как вкопанный сидит

Тот, не двигаясь, идет

Тот стоит, раскрывши рот.

– Вот и мои дети спят! Но ничего, у меня в руках «волшебная палочка», сейчас я ею взмахну и всех расколдую.

(Звучит музыка «Утро» Э. Грига (фрагмент),

Воспитатель взмахнула палочкой и начинается пробуждение детей: дети встают, потягиваются, зевают, умываются, играют…)

– Ну что, ребята, все проснулись? Нам пора отправляться в обратный путь, в наш любимый детский сад.

(Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», звучит треугольник 1,2,3 и дети отправляются в обратный путь)

– Вправо, влево повернись

В детском саду окажись.

– Вот мы и в саду. Но что это такое? Какая-то коробка.

А, я поняла, пока мы с вами путешествовали, почтальон принес посылку. Давайте посмотрим что там.

(Воспитатель с детьми открывают коробку)

-Вы сейчас придумаете и обыграете диалоги между героями разных сказок.

(Воспитатель назначает детей, которые будут придумывать диалоги)

– Одевайтесь, гримируйтесь и придумывайте диалоги.

– А пока ребята готовятся, мы с вами (воспитатель обращается ко второй подгруппе детей) поиграем в игру «Передай дальше»

(Проводится игра «Передай дальше»)

(Воспитатель проводит игру с воображаемыми предметами – мяч, воздушный шарик, камень, тряпка, блинчик, маленький мячик, ёжик.)

– Вы готовы? Давайте послушаем?

– Из каких сказок эти герои?

– Ребята, вам понравились герои этих сказок?

– А дети, которые исполняли роли?

– Ребята, а вы обратили внимание на то, как красиво оформлен наш музыкальный зал. Что он вам напоминает?

– А почему вы думаете, что это театр?

– Значит мы с вами в театре. Так давайте же вспомним правила поведения в театре?

– Ребята, а помните, мы с вами учили стихотворение «Вежливые слова» и разыгрывали его. Тогда роли исполняли одни дети, а сегодня мы посмотрим, как справятся с этими же ролями другие.

(Воспитатель распределяет роли и проводит беседу с детьми о героях,

– Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.

– А мы с остальными ребятами будем зрителями.

– Вы готовы. Спектакль начинается.

Дети показывают спектакль «Вежливые слова» (Э.Мошковская)

Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?

Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…

Спасибо! Ну, пойду!

Ведущий: Говорит овечка.

Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…

Благодарю – доброе словечко.

Ведущий: А вот и утка.

Утка: Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!

Ведущий: И прокрякала утка

Утка: Доброе утро!

Ведущий: Прискакал олень

Добрый день! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое

И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

Медведь: У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь: МНЕ БИЛЕТ!

Не стучите – мой ответ!

Не рычите – мой совет!

Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!

Ведущий: Кассир медведю билет не дал.

– Ребята, кто же поможет медведю? Кто научит его говорить «вежливые слова»?

(Дети читают стихи о «вежливых словах»)

– Добрый день! – тебе сказали,

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

-Теплоты и доброты.

Отменить, что ли слово «пожалуйста»

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Здравствуйте, ты скажешь человеку.

Здравствуй, – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали много раз.

Будьте добры, – это я говорю по секрету

Будьте добры –и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

– Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.

(Медведь покупает билет.)

Все ребята любят сказки, Мы наше представленье,

Волшебный добрый мир. Закончить не спешим

Хорошая развязка, И всех на угощенье

В конце – веселый пир! Сегодня пригласим.

Ведущий: (Звонит в колокольчик) Антракт. Приглашаем всех в буфет.

Ссылка на основную публикацию