Коррекционное занятие – Деление слов на слоги

Логопедическое занятие “Деление слов на слоги”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Образовательные:

  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • закрепить умение выделять ударный слог в слове;
  • закрепить умение выделять гласные в слове.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух через определение слогов в слове и выделение ударного слога;
  • развивать мыслительные операции – обобщение через игру “Рассади животных”;
  • развивать память через игру “Собери слово”;
  • развивать чувства ритма и словарный запас через придумывание чистоговорок;
  • развивать мелкую моторику через составление слогов из палочек.

Воспитывать:

  • воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: палочки в коробочке, сигнальные карточки с цифрами, поезд с животными, слова с пропущенными слогами, парашютисты со слогами, морской котик и мячики со слогами, зеркала на каждого.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из двух слогов.

II. Артикуляционная гимнастика

– Чтобы нам хорошо поработать мы с вами подготовим наши органы речи. Взяли зеркала.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (Упражнение “Лопаточка”)
Язык иголочкой потом потянем тонким острием. (Упражнение “Иголочка”)
А потом пойдем гулять, по ступенечкам шагать. (Язык перешагивает через зубы)
По ступенькам пошагал, на качели побежал. (Упражнение “Качели”)
Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.
Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. (Упражнение “Заборчик”)
Гвозди, молоток и клещи – нужные в работе вещи.
Молоток стучит “ТУК-ТУК!” Языку он лучший друг. (Упражнение “Автомат”)
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”)
Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.
Он с лошадкой погуляет. (Упражнение “Лошадка”)
И грибов насобирает. (Упражнение “Гармошка”)
Погоняет он в футбол и забьёт в ворота гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик. (Упражнение “Футбол”)
Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. (Упражнение “Горка”)
Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк.

III. Пальчиковая гимнастика

– Что мы сейчас с вами подготовили к работе?

– А теперь нужно подготовить к работе наши пальчики. Взяли палочки в коробочке. Сложите из палочек букву К, рядом с ней букву А.

– Прочитайте что получилось? (КА)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов. (каша, Катя, канат, калач)

– А сейчас превратите букву К в букву Ж, а букву А в букву У.

– Какой слог получился? (ЖУ)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов ( жуки, журнал, журавль)

– Молодцы! Хорошо позанимались и подготовили пальчики к работе.

IV. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы с вами будем делить слова на слоги, выделять ударный слог и выделять гласные в слове.

V. Развитие фонематического слуха

– Возьмите сигнальные карточки и я посмотрю как вы умеете определять количество слогов в слове.

Логопед называет слова, ученики поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3 определяя количество слогов в словах.

КОТ, САМОЛЕТ, МАЛИНА, КАША, СУП, ЛОЖКА, СОСКА, ВОРОНА.

VI. Деление слов на слоги

1. Рассади пассажиров.

– Посмотрите на картинку и скажите, кто это? (КОРОВА)

– Кто еще изображен на картинках? (КОЗА, КОТ, ГУСЬ, УТКА, КУРИЦА)

– На какие две группы можно разделить этих зверей? (Птицы и животные)

– Птицы и животные решили отправиться в путешествие на поезде и купили билеты. Давайте рассадим пассажиров. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названии которых один слог, во 2 вагоне , в названии которых два слога, в 3 вагоне пассажиры, в названии которых три слога.

Ученики рассаживают пассажиров.

– Почему в слове КОТ один слог? (ученики объясняют: сколько в слове гласных столько и слогов)

Аналогичная работа со всеми словами.

– Ребята, скажите, что помогло правильно рассадить всех пассажиров.

– Верно, мы всегда помним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Если об этом будем помнить, то поможете парашютистам приземлиться на свое место.

2. Найди нужный слог

– Для этого нужно прочитать слово и догадаться какой парашютист (слог) должен туда приземлиться. Постараемся слова запомнить.

– Скажите, почему в слове машина слышим Ы, а пишем И? Какое есть правило?

– На какой слог падает ударение? Какие гласные в этом слове.

Логопед закрывает слова.

– А сейчас вы должны вспомнить на какие слова приземлялись парашютисты.

– Начертите схемы к данным словам.

БЕРЕЗА, СОСНА, МАШИНА, ДОМИК, САМОЛЕТ, КРАПИВА.

Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем, мы руки отпускам.
На месте мы бегом и сядем тихо-тихо.

– Посмотрите на картинку на ней изображен ТИККО.

– Понятно, что это за животное?

– А как узнать, что это за животное?

– Правильно, нужно переставить слоги. Мы ведь знаем правило: Слоги в словах должны стоять в правильном порядке. Так кто это?

– Верно это морской котик. Его так назвали, потому что он живет в холодной морской воде. Морские котики очень умные, поэтому они выступают в цирке. Вот и мы сейчас вместе с морским котиком поиграем с мячиками, на которых написаны слоги. Эти слоги нужно составить в правильном порядке, чтобы получились слова.

СНЕ-ЖИН-КАМО-ЛО-КОБЕ-ГЕ-МОТ
БА-НАНЖИ-РАФ

– Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные и самостоятельно поставьте ударение.

– Поверим как вы поставили ударение и какие гласные подчеркнули.

– Молодцы! Все выполнили работу правильно.

4. Развитие чувства ритма

– А теперь мы немного посочиняем. Я задам вам слог, а вы должны будете придумать к нему рифму.

ШКА-ШКА-ШКА-…………………..(кошка, мышка, букашка)

– Молодцы! Хорошие рифмы придумали!

VII. Итог занятия.

Мы сегодня делили слова на слоги. Скажите, как узнать сколько в слове слогов?

Конспект урока по теме “Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую”
план-конспект занятия на тему

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_delenie_slov_na_slogi.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую.

(2 класс. НВОНР, нарушение чтения и письма)

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

– расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

– научить выделять слоги в словах;

– активизировать и расширять словарный запас учащихся;

– создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

I. Организационный момент.

1.Какое сегодня число?

2.Какой по счёту месяц в году?

3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?

II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)

Внимательно слушайте мою инструкцию.

– в красном квадрате;

-слева от красного квадрата;

-слог, который находится в зелёном квадрате;

-справа от жёлтого квадрата;

вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)

III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).

IV.Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов. Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод : чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные.

V.Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.

Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками)

VI. Расселяем слова в домики. (Приложение №4)

Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.

Подберите обобщающее слово к словам в первого и второго столбика? К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?

VII. Работа в тетрадях.

Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.

Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.

Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.

VIII. Упражнение в словообразовании.

По образцу: бант-бантик – бантики

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод : слог-это часть слова.

IX. Запись слогов.

Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот слог.

Например: конфета – 3, записываем слог «та».

Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

X. Упражнение «Разрушенные слова».

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод : если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.

XI. Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

XII. Работа у доски и в тетради.

Разделите слова для переноса: ав- авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

XIII. Игра «Найди лишнее слово»

Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот (лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для переноса)

Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)

Что общего в этих словах? ( все слова не делятся для переноса)

XIV. Игра «Найди ошибку»

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.

XV. Самостоятельная работа.

Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.

XVI.Игра «Новые слова»

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

  1. Вес (1) +ванна (2) = весна
  2. Тарелка (1) + думает (3) = тает
  3. Самовар (1) + воробей (2) + розы (2) = морозы
  4. Дерево (2) + картина (2) = дети
  5. Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова.

Из данных слов устно составьте предложения.

На дорогах лужи.

Дети рады весне.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

Вывод: слог-это часть слова.

3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.

Открытое логопедическое занятие “Деление слов на слоги”

Лексическая тема: Овощи – фрукты

Цели и задачи:

закрепить понятие «слог»,

учить различать речевые единицы «слог – слово»;

учить слоговому анализу и синтезу.

активизировать мыслительную деятельность;

развивать речевой слух, произвольное слуховое внимание,

развивать сенсомоторные функции детей;

развивать эмоционально-волевую сферу;

развивать связную устную речь детей.

воспитывать культуру речи,

умение работать в коллективе,

воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование: запись песни «Антошка»; «Словарь настроений»; таблички с названием тем занятия, таблички с названиями игр, плакат со словами и слогами; блюдо с кусочками натуральных фруктов и овощей; музыкальная запись со звуками журчания ручья, пения птиц, шуршания листьев; тетради учеников, карточки желтого цвета со словами; табличка со слоговыми схемами для проверки самостоятельной работы детей; сюжетная картина «Уборка урожая»; табличка со схемой предложения.

– Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить!

Звучит отрывок детской песни «Антошка»

Вам знакома эта песня? Как она называется?

– Куда дети звали Антошку?

Каким обобщающим словом можно назвать картошку?

Представьте, что вы овощи на грядке. Изобразите толстый серьёзный помидор, тоненький огурчик. Печальный лук, Веселую морковку.

– Теперь вы фрукты. Спелое веселое яблоко на дереве. Висит, покачивается.

-Длинный строгий банан.

Логопед обращает внимание на стенд «Словарь настроений»:

– На кого из детей вы были похожи, изображая печальный горький лук, а веселую морковку? А серьезный помидор?

Логопед подводит итог:

Молодцы! Вы правильно выражали свои эмоции.

– А какое настроение должно быть на занятии, чтобы всё получалось?

– Я уверена, что вы такими будете.

– Садитесь на свои места.

III . Сообщение темы занятия.

Кого вы изображали?

Логопед вывешивает название темы на доску.

Сегодня на занятии поговорим об овощах и фруктах.

Сообщение основной темы занятия.

Ребята, из чего состоит наша речь?

– Правильно! Из чего состоят предложения?

– Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги?

– Какие вы знаете звуки?

Правильно. Молодцы! Всё помните.

Сегодня вы ещё будете учиться делить слова на слоги. Делениеслов на слоги

– Итак, сегодня будем говорить об овощах и фруктах, и учиться делить слова на слоги, не путать слог и слово.

IV . Подготовительная работа.

Развитие слухового восприятия, внимания.

– А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Как вы определяли слоги?

V . Основная часть занятия. Тренировочные задания и упражнения.

Игра «Подбери слог»

-Поиграем в игру «Подбери слог».

Название игры вывешивается на доску.

Здесь у слов пропали слоги:

Заблудились по дороге.

Если вы их приведете,

Сразу все слова прочтёте.

– Подберите пропущенные слоги, чтобы получились слова.

З апись на доске:

– Для чего нужны эти предметы?

– Молодцы! Были внимательны и отлично справились! Правильно определяли слоги в словах.

Ребята, где растут овощи?

-Где растут фрукты?

– У кого рядом с домом есть огород или сад?

– Скажите, легко ли вашей семье выращивать овощи?

– Да, не просто вырастить хороший урожай.

Вы помогаете своим родителям? Как вы помогаете?

– Молодцы! Я уже собрала урожай фруктов и овощей. Приглашаю вас к «Витаминному столу» (название вывешивается на доску)

-Почему я его так назвала?

– Отгадайте, какие, овощи и фрукты я собрала. Попробуйте на вкус, рассмотрите.

На блюде или разносе лежат небольшие кусочки моркови, свеклы, лука, яблока, банана, лимона, груши, редьки.

– Как определить, сколько слогов в слове?

VI . Минутка отдыха – релаксация «В саду»

– Ребята, пора отдохнуть. Приглашаю вас в осенний сад. Сядьте удобно, наклонитесь на спинку стула и расслабьтесь. Закройте глаза. (Звучит музыка).

Представьте, что вы сейчас в осеннем саду. Тихо шелестит ветерок желтыми листьями, где-то недалеко журчит ручеёк.

Вам легко и свободно дышится. Ласково припекает осеннее солнышко. Вы ощущаете тепло его лучей у себя на лице.

Вы довольны, вам хорошо и спокойно.

-Подул ветерок и принёс какой-то запах. Возьмите бутыльки и вдохните аромат.

– Кому-нибудь он показался знакомым? Что напомнил этот запах?

– Это запах хвоинок пихты. Он полезен тем, что помогает бороться с простудой. Помажьте себе крылья носа.

– А теперь вернёмся в класс. Что вы себе представили, когда звучала мелодия?

Мне понравились ваши воображаемые картины.

VII . Компьютерная игра «Разгадай слова»

– Вспомните, как определить количество слогов в слове?

– Я предлагаю вам поиграть в компьютерную игру «Разгадай слова». Подойдите к моему столу.

– Перед вами слова и схемы слогов, но подходит только одна. Выберите нужную.

1 – ый слайд: ГОРОХ

– Объясни, почему выбрал эту схему?

4 – ый слайд: САД

7 – ой слайд: ЯБЛОКО

10 -ый слайд: Л ИМОН

13- ый слайд: ПЕТРУШКА

е у а а у е а о

16-ый слайд: ПЕРЕЦ

19-ый слайд: УКРОП

22-ой слайд: ВИШНЯ

– Молодцы! Правильно понимаете и применяете правило. Умеете различать слог и слово.

VIII . Самостоятельная работа в тетрадях.

Оформление работы в тетрадях.

-Возьмите карточки желтого цвета. Прочитайте запись про себя. Прочитайте вслух.

-Зашифруйте слова. Составьте слоговые схемы к данным словам. Запишите только схемы.

Самопроверка: логопед вывешивает схемы слов.

-Поднимите руку, у кого без ошибок?

-Молодцы! Значит вам всё понятно.

IX . Составление предложения по картинке и данной схеме.

Теперь творческая работа.

-Посмотрите на картину. Какое время года?

-Что делают люди? Где работают люди?

-Составьте предложение по картинке, используя эту схему.

-Сколько слов в предложении?

-Составьте предложение из четырех слов.

-Устно разделите слова на слоги.

– Как определить количество слогов?

-Я увидела, что вы хорошо знаете правило деления слов на слоги и пользуетесь им. Различаете слоги и слова.

– Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

-Я уверена, что вы не забудете, чему учились, и будете писать грамотно на других уроках и в жизни.

– Я увидела, что на сегодняшнем занятии вы старались не допускать ошибок в речи, потому что были серьёзными, внимательными, активными, бодрыми.

– А теперь какое у вас настроение?

– Спасибо за работу, желаю хороших отметок на уроках! До свидания!

Стоят у своих парт.

Дети слушают отрывок из песни.

-Дети звали Антошку копать картошку.

Один ребенок подходит к стенду, показывает, и объясняет, например:

-Когда я показывал помидор, я был похож на этого серьёзного мальчика.

Один ученик выходит, показывает и говорит:

– На занятии мы должно быть серьёзными, бодрыми, активными.

Мы показывали фрукты и овощи.

Дети читают название лексической темы занятия.

– Речь состоит из предложений.

– Предложения состоят из слов.

– Слова состоят из слогов.

– Слоги состоят из звуков.

– Звуки бывают гласные и согласные.

Дети читают основную тему занятия.

Дети слушают и хлопают в ладоши, когда нужно.

-Слог – это сочетание гласного с согласными. У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.

Дети по одному выходят к доске, вставляют пропущенный слог, читают полученное слово, делят его на слоги и определяют количество слогов

– Грабли – два гласных – два слога. И т.д.

– Эти предметы нужны для работы в саду и огороде.

-Овощи растут на грядках в огороде. Фрукты растут на деревьях в саду.

– Нет. Надо много работать.

Я помогал копать землю, поливать. Я рвала сорняки на грядках и т.д.

Дети встают и подходят к столу логопеда.

– Потому что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Дети по одному выбирают кусочки, пробуют и говорят, какой на вкус, цвет – что это такое. Делят название на слоги.

– Сколько гласных, столько и слогов.

Дети расслаблены, сидят с закрытыми глазами, слушают мелодию.

Дети вдыхают аромат пихтового масла

– Запах ёлки, хвои.

– Я представил себя в саду, светит солнце, я ем сладкое яблочко.

-Я представил, что иду по саду, и шуршат опавшие листья.

– Сколько гласных, столько и слогов.

Дети подходят к столу логопеда.

По одному по очереди выполняют задание.

– Я выбрал эту схему, потому что в слове ГОРОХ два гласных О О, 2 слога,

Дети проходят на свои места.

Дети записывают в тетрадях число.

На столах карточки со словами желтого цвета. Слова пронумерованы.

Самостоятельная работа детей

Дети выполняют самопроверку.

– Время года – осень.

Люди убирают урожай.

– Люди работают в огороде.

– Работают в огороде, потому что убирают овощи.

Дети устно составляют предложения об уборке урожая.

Дети устно делят каждое слово на слоги в своём предложении.

Сколько гласных, столько и слогов.

– Нужно для переноса слов на письме, чтобы писать без ошибок.

-Пригодиться на уроках математики, русского языка и в жизни, когда будем писать что-нибудь.

Конспект урока на тему “Деление слов на слоги”

Конспект урока по русскому языку
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
на тему «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

Тип урока: закрепление пройденного материала
Цели: Образовательная
• Закрепить умения делить слова на слоги
• Закрепить знания детей о слоге
• Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов
• Расширять словарный запас
Коррекционная
• Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов
Воспитательная
• Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.
– Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным.
-Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
– рапорт дежурного.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Введение в тему
– Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– На что делятся слова? (на слоги)
СЛАЙД 2
– Тема сегодняшнего урока « Деление слов на …….» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)
– Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).
СЛАЙД 3
– Кто назовет тему урока? ( Деление слов на слоги.)
– К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)
– Сколько гласных в этом слове?
– Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.
СЛАЙД 4
– Сколько гласных?
– Сколько гласных в каждом слоге?
Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
СЛАЙД 5
– В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……
2. Игра «Самый внимательный»
– А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.
Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.
– Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)
3. Пальчиковая гимнастика

– У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.
СЛАЙД 6
-Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.
– Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём – трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!
( Выполняют движения руками в соответствии со словами)
– Открываем тетради, записываем число и классная работа.
СЛАЙД 7
4. Минутка чистописания.
? Как воет волк? УУУУУУУ
? Как плачет малыш? УА-УА-УА
? Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_
? Как кукует кукушка ? КУ_КУ_КУ
-Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.
-Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
– Звук (У)-какой? (гласный). Звук( у) на письме обозначается какой буквой (У).
-Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:
Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.
СЛАЙД 8
5. Письмо по памяти.
-Ребята, а дальше у нас письмо по памяти. Вы должны запомнить и записать предложение, которое начинается с буквы У : У нас урок.
СЛАЙД 9
– Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. Работа на доске и в тетради.
– Продолжаем работу в тетрадях.
– Откройте учебники на странице 62.
-Кого видим на рисунке к упражнению 6?
– Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
– Кто из вас отдыхал на природе?
– Каких насекомых вы там видели?
– Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
– Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило. )
Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз
Физминутка.
Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.
– Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.
Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.
– На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)
– Зарядились. Продолжаем дальше.
2. Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16
– Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.
– Какие слова получились?
– Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV. Домашнее задание
Стр. 62 упр. 7( Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V. ИТОГ УРОКА.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему “Деление слов на слоги” »

Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

Тип урока: закрепление пройденного материала

Конспект логопедического занятия в первом классе «Деление слов на слоги» (ФФН)

Кондратова Елена Сергеевна,

общеобразовательная школа №1

Предложенное занятие входит в систему занятий первого этапа коррекционного обучения по теме «Деление слов на слоги», второе занятие по теме.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  1. Уточнить понятие «слогообразующая роль гласных» («Живые звуки», «Живые слоги»).
  2. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, определять количество слогов в слове («Волшебные шарики», «Слоговое домино», «Слоговое лото», «Слоговые дорожки», «Слоговая таблица»).
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа.
  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  4. Развивать пространственную ориентировку и координацию.
  5. Развивать навыки чтения, отрабатывать навыки слогослияния.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  1. Формировать интерес к логопедическим занятиям.
  2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционно-логопедические занятия на школьном логопункте проводятся во второй половине дня. Поэтому важно применять на занятиях здоровьесберегающие технологии: соблюдение правильной осанки при различных видах деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток, гимнастику для глаз, для мозга.

Оборудование:

– таблицы для чтения,

– индивидуальные листы с заданием «Волшебные шарики»,

– комплект «Слогового домино» из 12 карточек,

-индивидуальные комплекты «Слоговых дорожек» на каждого обучающегося,

– четыре карточки «Слогового лото»,

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей, мы сейчас с ними поздороваемся и начнём занятие.

Ученики здороваются с гостями и проходят на свои места.

Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима.

Основная часть.

1. Игра «Живые звуки».

Учитель-логопед распределяет звуки каждому обучающемуся: Алина- звук зь , Ваня — звук и , Лера -звук м , Яна- звук а . (Дети выходят к доске и составляют слова зима , вставая в заданном порядке). Умнички! Сколько звуков в слове зима?- Четыре! — Гласные звуки, шаг вперёд! Сколько гласных в слове? — Два! – Значит, сколько слогов в слове зима?- Два!- А как ты догадался?- Потому что сколько в слове гласных, столько и слогов. – Подружитесь гласные с согласными (обучающиеся образуют две пары, взявшись за руки), сядет на место первый слог, теперь второй. Не забываем проверять свои спинки, когда сидим за партой..

2. Таблицы для чтения .

Учитель-логопед : У вас на партах лежат листы со слогами. Вспомним, что значит читать слоги в строчку и в столбик. Повторим, где у нас левая рука и правая рука. Теперь будем читать слоги по инструкции. Алина читает третью строчку сверху вниз слева направо. (Обучающиеся читают по очереди). Яна читает второй столбик снизу вверх. Лера читает вторую строчку снизу справа налево. Ваня читает первый столбик сверху вниз. Молодцы, справились с этим заданием.

Нам предстоит сегодня выполнить много различных заданий, поэтому мы с вами выполним интересную гимнастику. (Обучающиеся выполняют гимнастику для мозга «Слон», сопровождая речь движением.)

3. Волшебные шарики .

Учитель-логопед: Ваши головушки отдохнули, вы набрались новых сил, продолжаем занятие. Возьмите листы с нарисованными воздушными шарами. Обратите внимание, что шары разные по форме и по цвету. Что написано в шарах? Правильно, слоги. Вам нужно соединить стрелочками подходящие шарики так, чтобы получилось слово, которое вы запишите в клеточки. Помним, что записывать слова будем письменными буквами. (По мере необходимости учитель-логопед осуществляет помощь обучающимся.) Теперь проверим, что у вас получилось. (Взаимопроверка под контролем учителя-логопеда.)

4. Слоговое домино.

Учитель-логопед: Встаньте и подойдите, пожалуйста, к этому столику. На нём лежат карточки домино со слогами, у каждого из вас будет по три карточки, вам нужно составить слова с помощью этих карточек. (Коллективное выполнение задания, взаимопомощь. После выполнения задания обучающиеся садятся на свои места, контролируя осанку.)

5. Слоговые дорожки .

Учитель-логопед: На ваших столах лежат карточки для слоговых дорожек и предметные картинки к этим дорожкам, которые вам нужно разложить в соответствии с количеством слогов на нужную дорожку. Вспомним ещё раз правило – сколько в слове гласных, столько и слогов. Если на первой дорожке в названии предметной картинки один слог, то на эту дорожку выкладываем картинки, в названии которых один слог и т.д. ( У каждого обучающегося свой комплект в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося. По мере необходимости учитель-логопед осуществляет помощь обучающимся, затем проверяет.)

6. Учитель-логопед : Мы с вами успешно выполнили много заданий, теперь отдохнём и выполним массаж спины . (Обучающиеся встают в колонну в проходе, сопровождают речь движениями.) Теперь садимся на свои места тихонько и ровненько.

7. Слоговое лото .

Учитель-логопед: На каждой парте лежат по две карточки слогового лото. (Четыре карточки всего с разными картинками.) Возьмите первую карточку и послушайте внимательно задание. На карточке нарисованы три предметные картинки. Назовите их и по первым слогам каждой из них составьте слово. (Работа в парах.)

8. Перед тем как записать эти слова в тетрадь, выполним гимнастику для глаз.

9. Работа в тетради .

Учитель-логопед: Сядьте ровно, проверьте свои спинки. Откройте тетради, пропустите две строчки, поставьте точку. Диктуем число (хоровое проговаривание): 11 декабря. Записываем в тетрадь, каждый диктует сам себе. С красной строки поставьте точку. С какой буквы будем записывать первое слово? Правильно, с заглавной буквы. (В тетрадь обучающиеся записывают четыре слова из предыдущего задания. Все пишут в тетрадях и каждый, по очереди, у доски, которая разлинована заранее, ведётся хоровое проговаривание каждого слова перед записью, затем самостоятельное проговаривание каждым учеником. После записи каждого слова в нём подчёркиваются гласные буквы красным карандашом, и обучающиеся «сажают в лодочку» каждый слог.)

10. Учитель-логопед: Мы добрались до последнего задания. На доске расположена слоговая таблица. Вам нужно составить как можно больше слов из предложенных слогов. (Обучающиеся составляют и называют слова, учитель-логопед указкой по таблице контролирует правильность выполнения задания). А теперь мы постараемся придумать с составленными словами словосочетания (затем предложения).

Итоги занятия.

Учитель-логопед: Мы с вами выполнили все задания. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какое задание вам показалось сложным? Простым? Самым интересным?

А теперь узнаем, как мы вас будет звать, потому что вы успешно сегодня поработали. (Учитель-логопед переворачивает слоговую таблицу на доске, и на обратной стороне обучающиеся хором читают слово УМНИКИ. Сладкие призы.)

Тема: Деление слов на слоги. Односложные, двухсложные, трёхсложные слова.

    Елена Чулкова 3 лет назад Просмотров:

1 Тема: Деление слов на слоги. Односложные, двухсложные, трёхсложные слова. Цель: закрепить умение делить слова на слоги с использованием односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Задачи: 1. Повторить и закрепить умение графически изображать слоговой состав слова, выделять гласные и вписывать их в схему над соответствующим слогом. 2. Развитие фонетического слуха. 3. Развитие тонкой моторики кистей рук. 4. Практиковать деление слов на слоги на примере слов с разным слоговым составом слов. 5. Повторить артикуляцию и зрительные символы гласных звуков. Оборудование: зрительные символы гласных звуков [а], [о], [и], [у], упражнения пальчиковой гимнастики, графические схемы слов, картинка с тремя домиками, в которых поселились односложные, двухсложные и трехсложные слова, тетради, ручки. Ход занятия. 1. Организационный момент. Учитель просит ответить на вопросы, связанные с темой урока. – На какие две группы делятся все буквы? (На гласные и согласные). – Назовите изученные гласные буквы. (А, О, У, И, Ы). – Назовите изученные согласные буквы. (С, Т, К, Н, В, Р, Л, Т, М). 2. Развитие фонетического слуха. Ес-ес-ес идем мы в лес. Су-су-су тихо осенью в лесу. Ес-ес-ес опустел осенний лес. Су-су-су грибы берем в лесу. Ес-ес-ес листву роняет лес. Стве-стве-стве грибы спрятались в листве. За-за-за вот коза. Зу-су-зу я пасу козу. За-са-за ест траву коза. За-за-за молоко дает коза. Зы-зы-зы не боимся мы козы. За-за-за милая коза. Бойченко Марина Валериевна 1

2 3. Пальчиковая гимнастика. Учитель предлагает ребёнку игровые упражнения с пальчиками, направленные на развитие тонкой моторики кистей рук. Демонстрация упражнений с заучиванием стихотворений. 4. Закрепление знаний о делении слов на слоги. Учитель предлагает ребенку прослушать стихотворение и повторить его. Сколько в слове гласных Столько и слогов. Это знает каждый из учеников. – Сегодня мы научимся определять количество слогов в слове, опираясь на количество гласных букв в этом слове. Учитель предлагает выполнить следующие задание. Упражнение 1. Задание: определить количество слогов в словах. -Ребята, сегодня на уроке мы научимся составлять графические схемы слов. Для этого слова будем записывать графическими схемами. Обозначая только гласные. Чертой обозначаем количество слогов в слове. Для этого Бойченко Марина Валериевна 2

3 необходимо разделить слово на слоги и изобразить в тетради схему этого слова. 1. Демонстрация учителем записи графической схемы слов. – Вот, например, напишем на доске слово луна. Разделите это слово на слоги. Сколько слогов получилось в слове? (Ответы детей). Сколько гласных в слове? (В слове луна две гласные). Назовите гласные. (У, А). Изобразим схему этого слова графически. Луна. у. а 2. Работа у доски. – Ребята, а сейчас попробуем разделить на слоги слово: мыло. Кто пойдёт к доске выполнить задание. Дети по желанию выходят к доске и делают графические схемы слов: мыло опираясь на знания о делении слов на слоги, обращая внимание на количество гласных в этих словах.. ы. о Мыло 3. Аналогичная работа проводится со словом лук. Лук. у. 4. Дети делают графические схемы слов, работая «по цепочке» под диктовку. Слова для работы: жуки, ноты, мир, сад, суп. При необходимости дети демонстрируют схему на доске. 5. Физпауза. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел. Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. 6. Закрепление знаний. Знакомство с одно-, двух-, трехсложными словами. Упражнение 2. – Мы продолжаем работу по закреплению знаний и умений делить слова на слоги. – Итак, скажите, как можно определить количество слогов в слове? ( Дети показывают способы деления слов на слоги, не забывая о способе деления: по количеству гласных букв в этом слове). Задание: определить количество слогов в словах. Бойченко Марина Валериевна 3

4 – На доске находятся три домика. В эти домики мы будем расселять картинки. Картинки находятся в «Чудесном мешочке». Мы будем доставать из мешочка картинку, и находить домик, в который её поселим. – В первом домике живут слова, которые относятся к односложным словам, т.е. имеют один слог. – Ребята, если в слове один слог, что можно сказать о количестве гласных букв в этом слове. (Гласных букв тоже одна). – Правильно. – Во втором домике мы будем помещать слова, которые относятся к двухсложным словам, т.е. имеют два слога. – А если в слове два слога, что можно сказать о количестве гласных букв в этом слове. (Гласных букв тоже две). – Ну, а в третьем домике, будут находиться картинки с рисунками, которые имеют как вы думаете сколько слогов? (Ответы учащихся). – Молодцы! Если в этих словах три слога. Сколько же в них гласных? (тоже три). Дети по одному выходят, берут карточку из мешочка и заполняют домики. Делается акцент на том, что количество слогов определяется количеством гласных и наоборот. 7. Повторение артикуляции гласных звуков. Повторение «Песенки гласных». Гласные песенку звонкую тянут: «И-и-и-и-и». Могут заплакать: «О-о-о-о-о». И застонать: «У-у-у-у-у». Могут качать в колыбели Алёнку: «А-а-а-а-а», Могут, как эхо в лесу закричать: «Ау ау!». Легко летят они в высоту: «И о у а и о у – а». 8. Игра «Включите звук». – Ребята, давайте вспомним, какие зрительные символы соответствуют артикуляционным звукам. – На столах находятся зрительные символы гласных звуков. Давайте их повторим и поиграем в игру, которая называется «Включите звук». Инструкция: – Я показываю зрительный символ, а вы при помощи своей артикуляции показываете артикуляцию, которая ему соответствует. А когда я говорю: «Включите звук» вы произносите этот звук в слух. Бойченко Марина Валериевна 4

5 Зрительные символы гласных звуков. А И – У – О – 8. Домашнее задание. – Дома, вырежьте из старых журналов или раскрасок картинки, в словах которых находятся один, два, три гласных звука. Или по-другому, их можно назвать односложные, двухсложные и трехсложные слова. 9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Рефлексия: 1. – Чему учились на занятии? – Что понравилось? – Что вызвало затруднение? 2. Давайте теперь каждый поставит себе оценку за урок. Оценка должна соответствовать вашему настроению. На столах лежат цифры от 1 до 5. Если у вас хорошее настроение вы поднимаете цифру – 5, если же настроение у вас плохое, грустное, то это цифра 3. Ну а если обычное настроение, то это цифра 4. Дети, показывая цифру, оценивают своё внутреннее отношение к проведенному уроку. 2.Ребенку предлагается выбрать из трех картинок: тучки, облака и солнышка ту, которая соответствует его настроению после проведения логопедического занятия. – А теперь давай ты возьмешь любой домик и к нему подберешь картинку, которая тебе больше нравится и которая напоминает тебе о занятии, если тебе понравилось занятие, и тебе было интересно на нем, то твоему настроению будет соответствовать картинка с изображением солнышка. Если на занятии тебе было немного интересно и немного грустно, то твоему настроению соответствует картинка с изображением облачка. Ну а если тебе занятие совсем не понравилось, и тебе было скучно, то ты выберешь мрачную и сердитую тучу. Ребенок выбирает карточку с изображением того предмета, который соответствует его эмоциональному состоянию и ставит эту картинку над домиком. – на этом наше занятие закончилось, я жду тебя на следующем занятии. Бойченко Марина Валериевна 5

6 Бойченко Марина Валериевна 6

7 Бойченко Марина Валериевна 7

8 Бойченко Марина Валериевна 8

9 Дорогие друзья! шощшодло длршгрджлт дшрш8гждл рапвеугнам олшнеп87нщшт Бойченко Марина Валериевна 9

Читайте также:  Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель
Ссылка на основную публикацию