Коррекционное логопедическое занятие по теме Дифференциация грамматических понятий

Конспект открытого группового занятия по коррекции дисграфии у учащихся 2, 3 классов по теме: «Дифференциация У – Ю»

Логопедическая тема: Дифференциация У – Ю.

Грамматическая тема: Правописание имен, отчеств.

Лексическая тема: Имя и отчество.

Цель: учить детей различать гласные у-ю устно и на письме.

  1. Закрепление знаний детей о гласных у-ю, соотнесение звуков с буквами.
  2. Формирование умения различать твердые и мягкие согласные перед у-ю, опираясь на слуховой, зрительный и кинестетический контроль.
  3. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Активизация речевого опыта.
  5. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  6. Уточнение знаний об именах собственных.
  7. Знакомство с суффиксами, образующими отчества.
  8. Формирование и совершенствование навыка словообразования при помощи суффиксов.
  9. Развитие мелкой моторики.
  10. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
  11. Развитие логического мышления.
  12. Формирование умения работать в коллективе.

Оборудование: тетради, цветные ручки, SMART доска, мяч.

Презентация логопедического занятия по теме: «Дифференциация У – Ю»

Презентация логопеда сделана для интерактивной доски в формате notebook.

Скачать оригинал файла в формате *.notebook

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

– Мы продолжаем работать над различением гласных 1 и 2 ряда.
– Назовите гласные 1 / 2 ряда. (Дети называют)
– На что указывают гласные 2 ряда? (на мягкость согласного перед собой)

1.1. Развитие мелкой моторики.

– Давайте сделаем цветочек и повторим пары гласных. Кто хочет показать цветочек?
(Дети соединяют запястья, ладони разводят в стороны, округляют пальцы. По очереди соединяют пальцы правой и левой руки, называя при этом парные гласные.)

2. Постановка цели занятия.

– Сегодня мы будем работать с гласными… Догадайтесь над какой парой гласных мы будем работать.
– Посмотрите на картинки (слайд 2).
– Что здесь нарисовано? (лук, люк)
(Слова-отгадки появляются на экране)
– Какой буквой отличаются эти слова? (буквой у – ю)

III. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

– Над какой темой мы будем работать? (над различением гласных у – ю)
– Правильно. (Тема появляется на доске.)
– Запишите в тетрадях число и тему занятия.

2. Соотнесение звука с буквой (слайд 3).

– Ребята назовите эти буквы. (у, ю)
– Какой буквой на письме обозначается звук У? (буквой у)
– Какой буквой на письме обозначаются звуки ЙУ? (буквой ю)
– Когда буква Ю обозначает два звука? ( когда она стоит в начале слова, после гласной, после мягкого и твердого знака)
– Когда буква Ю обозначает один звук? ( когда ю стоит после согласной буквы)
– На что будет указывать Ю после согласной? ( на мягкость согласного звука перед собой)

3. Обозначение мягкости и твёрдости согласного цветом.

– Запишите в тетради слова ЛУК и ЛЮК. Подчеркните гласные буквы У, Ю.
– Какой ручкой вы подчеркнете букву Л в слове ЛУК? (синей)
– Почему? (потому что звук л твердый)
– Какой ручкой вы подчеркнете букву Л в слове ЛЮК? (зеленой)
– Почему? (потому что звук л мягкий)

4. Дифференциация У – Ю на слоговом уровне (слайд 3).

– Прочитайте слоги, в которых буква Ю обозначает два звука. (пью, юг…)
– Прочитайте те слоги, в которых буква Ю указывает на мягкость согласного перед собой. (мю, сю…)

5. Дифференциация У – Ю на уровне слова.

5.1. Развитие навыка звукобуквенного анализа слова (слайд 4).

– Прочитайте задание. (Назовите буквы гласных звуков. Какая по счёту в слове буква у/ю? Какой звук(и) она обозначает? Назовите звук, стоящий перед ней.)
Дети по очереди выходят к доске. Выбирают нужную букву, пальцем передвигают её к картинке. Затем устно выполняют задание.

5.2. Формирование умения правильно выбирать гласную букву У или Ю (слайд 5).

– Прочитайте задание. (Вставьте пропущенные буквы у или ю)
Дети на доске вставляют нужную букву в слова.
– Запишите слова в три столбика (слайд 5).
Проверка. (После выполнения задания на экране появляются слова, записанные в столбики)

5.3. Обозначение гласных У и Ю, мягкости и твердости согласных цветом.

– Подчеркните гласные буквы У – одной чертой, Ю – двумя чертами.
– Подчеркните согласные буквы перед У, Ю. Твердый согласный …(синей ручкой), мягкий согласный … (зеленой ручкой).

6. Уточнение грамматических понятий.

– Что общего в написании этих слов? (они пишутся с заглавной буквы)
– Вспомните, какие слова пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)
– Какие слова относятся к именам собственным? (имена, фамилии, клички, географические названия…)

6.1. Подбор слов на заданную тему. Упражнение выполняется с перекидыванием мяча.

– Ловите мяч и называйте примеры имен собственных. (Дима, Мурка…)

6.2. Составление предложений на заданную тему.

– Усложним задание. Придумайте каждый своё предложение, используя имена собственные.

7. Актуализация речевого опыта.

– Посмотрите еще раз на слова на доске (слайд 5).
– На какую тему эти слова? (имена)
– На какие группы их можно разделить? (на женские и мужские имена)
– Прочитайте женские/мужские имена.
– Для чего человеку имя? (чтобы друг друга не путать…)
– Правильно. Каждого человека можно назвать по имени. Но, кроме этого, обо всех хороших и плохих поступках человека мы узнаем благодаря имени.
– Что можно узнать по отчеству человека? (имя его отца)
– От каких имен можно образовать отчества? (от мужских)

8. Развитие навыка словообразования, при помощи суффиксов (слайд 6).

– Образуйте отчества от мужских имен. (Дети устно выполняют задание.)
Затем на экране появляются отчества. Выделите суффиксы.
– Какие суффиксы используются для образования мужских отчеств, а какие для женских? (слайд 7)
– Запишите в тетрадях свое отчество. Выделите в нем суффикс.
– Какое значение имеет суффикс -евн-, -овн-, -ич-, -евич-, -ович-, -иничн-?

9. Дифференциация У – Ю в предложениях (слайд 8 – 2 класс, слайд 9 – 3 класс).

– Прочитайте задание.
Слайд 8 – 2 класс. Внимательно прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки.
Слайд 9 – 3 класс. Составьте и напишите предложения, используя данные слова. Проверка – слайд 10-15 .
– Дети читают задание и выполняют его письменно в тетрадях.
– Подчеркните гласные буквы У, Ю и согласные перед ними цветными ручками.

IV. Подведение итогов занятия.

Игра с мячом «Быстрый ответ».
– С какой парой букв мы сегодня работали?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?
– Какая из букв обозначает твердость согласного?

Дети отвечают на вопросы.
– Какие задания понравились больше? Что было сложно и почему?
Учащиеся делятся впечатлениями.

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация Т-Д”

Разделы: Логопедия

Форма проведения: урок-путешествие.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма занятия: групповое для детей с ФФНР.

Цель: проверить умение дифференцировать звуки и буквы “Т”-“Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

  • уточнить представления о звуках и буквах “Т” и “Д”;
  • совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации
  • звуков и букв “Т” и “Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • обогащать словарный запас
  • развиватьфонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать пространственные и зрительные представления;
  • развивать общую и мелкую моторику
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям

Кукла “Знайка”, карта путешествия для каждого учащегося, буквы-символы “Т” и “Д”, акварельные краски, заготовки букв, звездочек, магнитофон, диск Антонио Вивальди – “Времена года”, диск -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада”, компьютер, проектор, предметные картинки, 6 комплектов с пазламидля моделирования, заготовки в форме “снежинок”, “елочек”, “вагончиков”, значки “Умник” и “Умница”.

I. Организационный момент.

1. Создание эмоционально-положительного фона урока (в кругу на ковре).

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

Логопед: – Ребята! Давайте встанем в круг, протянем ладони соседям и поделимся теплом друг с другом. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Логопед: – Сегодня вам предстоит увлекательное зимнее путешествие на станцию “Умников и умниц” вместе с умным сказочным героем Н.Носова – Знайкой.

Для этого нам нужно как следует подготовиться к этому путешествию.

– Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Игра “Снежный ком”, дети называют признаки зимнего дня. (Зимний день какой? Ответы детей: снежный, морозный, холодный, белый, короткий, хмурый.)

2. Игра “Проложи дорогу” от Лицея № 9 до станции “Умников и умниц”. Логопед показывает карту путешествия (Приложение 1), дети отмечают левые повороты буквой “Л”, а правые – буквой“П”. (Звучит концерт Антонио Вивальди “Времена года” – “Зима”.)

– Ребята, назовите предметы, затем выделите первый звук в словах и вы узнаете на каком виде транспорта мы отправимся (Презентация) (Слайд 1 с изображением предметных картинок -пальто, обезьяна, енот, зонт, дятел.)

– Молодцы, мы отправляемся на веселом поезде!

3. Ритмическая разминка “Поезд”. Логопед предлагает ученикам поделиться на пары. Дети выполняют хлопки руками с постепенным увеличением скорости.

Поезд тронулся
И вот, набирает поезд ход.

Логопед: – Итак, наш состав готов к отправлению, осталось правильно разместить всех пассажиров по своим вагонам. (Из предложенных картинок: доска, тетрадь, калькулятор, фломастеры, карандаш, компьютер, 1-я пара выбирает только такие, название которых состоит из одного слога, 2-ая пара выбирает картинки из 2-х слогов, 3-я пара картинки из 3-х слогов – Приложение 2.)

II. Объявление темы и целей занятия

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки, определите первый звук в отгадках.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу. (Дневник.)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)

Логопед: – Как вы думаете, что мы будем делать с буквами “Т” и “Д” во время нашего путешествия (правильно произносить, различать по написанию и произношению, обозначать буквами, находить эти звуки в слогах, словах и предложениях (Слайд 2).

III. Основная часть занятия.

1. Логопед: – Мы прибыли с вами на станцию “Букварик” (Слайд 3). О каком звуке сказано?

Языком, передним краем,
В деснаверхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [ Т ], дают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы – на голосовых связках, уши закрыты ладонями.) Тем ребятам, которые правильно ответили, Знайка дарит звездочки. Аналогично: работа со звуком [ Д ] по прочтении строчек.

Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.

Сходство: оба звука согласные, Различие: звонкость, глухость.

– На что похожи буквы “Д”–“Т”. (Ответы детей.) Показ картинок логопедом (Слайд 4, 5) и чтение строк.

Молоток стучит: Тук-тук!
Букве “Т” я лучший друг!

Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

2. Логопед: – Возьмите заготовки букв “Д” и “Т”, которые лежат у вас на парте, краску и быстро, и аккуратно раскрасьте пальчиками с помощью краски эти буквы (звучит музыка -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада).

– Чем похожи и чем отличаются эти буквы? (вопрос задается во время раскрашивания).

– Отложите их в сторону, пусть сохнут. Потом они нам пригодятся. (Приложение 3)

3. Игра “Разведчики”.

Логопед: – Букву “Д” мы заменили цифрой – 2, а букву “Т” цифрой – 1.

Расшифруйте слоги, заменив цифры соответствующей буквой. (Слайд 6) Запишите ответы на “снежинках”.

– Какие из них не являются словами? (Вручение звездочек.)

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед: – Как мы должны говорить? (Четко, внятно, всем понятно.) Выполним дыхательную гимнастику. Нам поможет “облачко дыхания” (Слайд 7).

И.п.: стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение “свеча”. Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

5. Логопед: – Знайка нам предлагает отправиться на следующую станцию “Грамотейка” (Слайд 8).

Выделение Д–Т в словах по картинкам (Слайд 9).

– Внимание на экран “Сейчас вы увидите там картинки, и покажите ту букву “Д” или “Т”, которую вы будете писать в этом слове. Пользуйтесь раскрашенными вами буквами Д-Т.

– Что это? Какую букву мы будем писать в этом слове? Какой по счету мы ее запишем? (Лопата, звезда, телефон, домик, конфета, диван.)

6. Игра “Найди и прочитай”.

– Ребята, найдите в таблице слова и прочитайте их. Назовите слова, в которых есть звуки “Т”–“Д” (снегоход и ледянка, Слайд 10).

7. Игра “Стану отличником” (использование пластмассовых пазлов с изображением букв).

Знайка: – Ребята, составьте по 2 модели слов, используя твердые и мягкие звуки[ Т ] и [ Д ]. (За правильное выполнение Знайка вручает звездочки.)

Читайте также:  Обучение составлению загадок

8. Физкультурная минутка “Паровозик”.

Едет, едет паровозик:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
По домам ребят развозит:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мимо сосен и рябинок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мимо елок и осинок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Остановка на лужайке:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мы, попрыгаем, как зайки
:Раз-два-три, раз-два-три.
Поиграем, порезвимся
И в вагоны возвратимся.
Мимо кленов и березок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух,
Снова едет паровозик:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Вращаем обеими руками поочередно в плечевоми локтевом суставах;
“кулак-ребро-ладонь” под счет;
повторить движение “паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик”, ускоряем темп;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик” в быстром темпе;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, быстрый темп;
медленно развести руки в стороны, потян-ся;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, замедляем темп;
руки на поясе, прыжки на двух ногах;
прыжки поочередно на левой-правой ноге;
прыжки с поворотами влево-вправо;
маршируем на месте;
движение “паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, убыстряем темп.

9. Логопед: – Ребята, мы остановились на заключительной станции “Умников и умниц” (слайд № 11). Знайка получил для нас конверт с заданием.

10. Составь словосочетание. (Слайд 12)

Логопед: – Прочитайте слова первого столбика глазками. Какие буквы пропущены в словах? (буквы “Т”-“Д”), затем слова второго столбика. – Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания (выполнение работы на раздаточных листочках в форме “елочек”). Проверка задания и вручение звездочек.

11. – Составьте предложения, используя слова и картинки. (Слайд 13). Для каждого учащегося выдается раздаточная карточка в форме “вагончика”).

IV. Итог занятия.

Логопед: – Ребята, наше путешествие заканчивается. Расскажите Знайке о своем настроении, о своих впечатлениях от нашего путешествия, какие звуки мы сегодня различали. Какие задания вам понравились? В завершение, я попрошу каждого произнести только буквы, составить слово и прочитать (Слайд 14). Итоговое слово – молодец!

– Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Знайка: “Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями, поэтому вы заслужили памятные сувениры(всем учащимся выдаются значки “Умник” и “Умница”, Приложение 4). Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч!

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»
план-конспект по теме

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний о грамматических понятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
kosmicheskoe_puteshestvie.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 1 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии » г. Прокопьевска

Итоговое коррекционное логопедическое занятие

по теме «Дифференциация грамматических понятий»

Составители : Н.И. Сорокина, логопед высшей кв.к

М.П. Криковцова, учитель- логопед первой кв.к

Форма: итоговое логопедическое занятие.

Название: «Космическое путешествие».

Тема: «Дифференциация грамматических понятий.

1.Закрепление знания грамматических понятий (звук, буква, слово, предложение, текст).

2. Расширение импрессивного словаря по лексической теме «Космос. Солнечная система».

3. Воспитание уверенности в речевой коммуникации, в эмоциональной адекватности поведения на основе коммуникативного общения. Воспитание грамматической культуры речи.

Оформление: название занятия, алфавит, карточки с заданиями, заставки к заданиям, компьютерная графика.

Оборудование: мультимедийная система.

Участники: учащиеся 1, 4, 5, 6,7, 8 классов.

Присутствующие: директор, зав. по УР, зав. по ВР, зав. по БЖ, учителя русского языка и чтения, учителя нач.классов.

Дата проведения: 13.04.2010 г.

Место проведения: кабинет №18.

Время проведения: 11.00 ч.

Учитель. Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в космическое путешествие.

Чеговец. Кто-то любит теплоход,

Что бороздит просторы вод.

Носков. Кто-то любит тепловоз,

Чтобы он нас вёз и вёз.

Чеговец. А мы на ракете

Путешествуем к планетам.

Носков. Мы к планетам полетим,

Русский с вами повторим!

Чеговец. Будем в космосе летать,

Навык речи закреплять!

Учитель. Представьте, что это не класс, а огромный космодром.

На экране появляется фото космодрома.

Учитель. Космодром построили специально, чтобы подготавливать и запускать в космос ракеты, а потом управлять ими во время полёта. Кто знает, с какого космодрома 12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток», на котором человек впервые совершил полёт в космос. Как звали этого человека?

6 класс. Космодром Байконур.

4 класс. Юрий Гагарин.

На экране появляется фото Юрия Гагарина, звучит музыка.

Учитель. Этот отважный лётчик-космонавт проложил другим людям дорогу в космос! А сегодня космонавтами будете вы. И сейчас нам с вами предстоит совершить космический полёт. Наш экипаж состоит из трёх команд. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «космос»?

6 класс. Космонавт, инопланетяне.

5 класс . Луна, звёзды.

4 класса. Ракета, планета.

Учитель. Мы с вами не только посетим планеты Солнечной системы, но и откроем новые, неизведанные планеты. Готовы?

Учитель. Проверить готовность!

Дети. Есть проверить готовность!

Учитель. Занять свои места!

Дети. Есть занять свои места!

Учитель. Включить двигатели!

Дети. Есть включить двигатели!

Учитель. Стартовая готовность 10 секунд! Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8…. (Дети хлопают себя по коленкам, считают хором). Пуск!

Звучит музыка, на экране заставка космического корабля.

Учитель. Раньше люди представляли себе еду космонавтов как таблетки, в которых есть всё полезное. Но полёты доказали, что заменить обычную пищу нельзя ничем.

5 класс. Так как же космонавт будет есть кашу или борщ в невесомости?

5 класс. Ведь всё это будет плавать в воздухе и может попасть не в рот, а в приборы управления и вывести их из строя.

Учитель. Совершенно верно! Тогда пищу решили измельчить в пюре и помещать в тюбики, как зубную пасту. А космонавты выдавливали её прямо в рот.

5 класс. А что из продуктов питания есть на нашем корабле?

Учитель. Давайте проверим!

Игра «Угадай и покажи»

Один ребёнок из команды читает загадку, остальные должны среди картинок найти и показать отгадку.

Полна горница людей!

  1. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

  1. Важней его продукта нет,

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают

И в магазине продают.

Там на прилавках он любой:

Пшеничный и ржаной.

Сладкий, а не мёд!

Что в золе мы испекли,

Учитель. С питанием на нашем корабле всё в порядке. Все продукты помещены в специальные тюбики и каждая команда получит их в конце полёта. Полёт проходит нормально. Посмотрите в иллюминатор, что вы там видите? (Звёзды). А вы знаете, что такое звезда?

Ребята команды №3 подготовились к полёту сейчас и расскажут нам о звёздах!

Соколова. Звезда – это гигантский шар, состоящий из газа и пыли.

Фролова. От высокой температуры звезда раскаляется и начинает излучать свет. Чем горячее она становится, тем ярче светит!

Учитель. Спасибо, ребята, очень интересная информация! А мы приближаемся к неизвестной планете!

Звучит музыка и заставка пейзажа неизвестной планеты.

Учитель. Предлагаю высадить десант из начинающих космонавтов!

Ребята первого класса выходят в центр комнаты, под музыку появляется житель планеты Буквознаек.

Буквознайка. Очень рады видеть вас на нашей планете Буквознаек! Нам очень нужна ваша помощь!

Блинов. А что у вас случилось?

Буквознайка. На нашей планете произошло страшное стихийное бедствие – ураган! Он был такой сильный, что разрушил города и все жители нашей планеты перепутались! Только не знаю, сможете ли вы нам помочь?

Привалов. А кто живёт на вашей планете?

Буквознайка. На нашей чудесной планете живут буквы и звуки. Ребята, вы знаете, что это такое?

Власова. Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Учитель. Буквы ребята отлично знают!

Буквознайка. А что такое звуки, знаете?

Елисеев. Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.

Привалов. Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные: гласные, согласные.

Буквознайка. Совершенно верно! Но я должен убедиться, что вы умеете их различать!

Елисеев. Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбели Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Власова. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Буквознайка. Вы отлично знаете все буквы и умеете различать звуки. Я смогу вам доверить спасение моей планеты.

(Ребята команды №1 должны разделить буквы на гласные и согласные.

(Ребята остальных команд должны составить из букв слова «добро», «счастье», «удача», «здоровье»).

Учитель. Бкувознайка, справились ребята с заданием?

Буквознайка. Спасибо, ребята! Теперь на нашей планете порядок, все жители на своих местах!

Учитель. Ребята составили из букв слова-пожелания для жителей вашей планеты, давайте прочтём их!

Шушаков. Слово «добро», мы желаем вам добра!

Тимербаев . Слово «счастье», мы желаем вам счастья!

Хакимзянова. Слово «удача» , мы желаем вам удачи!

Петров. Слово «здоровье», мы желаем вам здоровья!

Буквознайка. Спасибо вам, отважные и любознательные путешественники! Учитесь хорошо и вам откроются новые, неизведанные планеты! До новых встреч!

Звучит музыка и заставка планет солнечной системы.

Учитель. Наш полёт продолжается. Посмотрите на Солнечную систему. Расположение планет друг за другом в одну линию называется – парад планет.

Ребята, какая планета находится ближе всего к земле?

Духова. Ближе всего к нашей планете Земля находится красная планета Марс. Её так назвали в честь римского бога войны.

Учитель. Люди полагают, что там живут разумные существа. Нас жителей Земли называют земляне. Как в фантастических книгах называют жителей планеты Марс?

Зайцев. Жителей планеты называют марсиане. На Марс отправлялись многие космические экспедиции, но никто не обнаружил там живых существ! Очень жаль, хотелось бы с ними познакомиться!

Учитель. Учёные определили, что все планеты Солнечной системы находятся в строго определённых местах.

Щёлокова. А почему между Марсом и Юпитером планеты не оказалось?

Учитель. На месте отсутствующей планеты обнаружены астероиды. Ребята команды №6, что такое астероиды?

Шкравченко. Астероиды – каменные глыбы, летающие в космосе. Они раскалываются, сталкиваясь с кометами и друг с другом.

Словесная игра «Собери слово».

На экране появляются слова «беникуч», «традеть», «дашракан», «чарук».

Учитель. Внимание! Ребята, вы помните, что цель нашего путешествия, не только познакомиться с космосом и планетами, но и закрепить речевые навыки. Благодаря вашим знаниям мы уже установили контакт с жителями одной планеты и помогли им. Со звуками и буквами мы поработали, а что получится, если сложить несколько букв?

Промская. Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

Из слогов составим слово,

Чтоб читать ты быстро смог!

Учитель. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, здесь зашифрованы учебные принадлежности.

(Ребята собирают слова и зачитывают их).

Учитель. Назовите эти предметы двумя словами. ( Учебные принадлежности).

Наш полёт продолжается и проходит нормально. Ребята, а вы знаете, что в космосе все предметы находятся в невесомости? Вот и мы, как настоящие космонавты, попробуем сделать космическую зарядку!

Физминутка «Космическая зарядка»

Учитель. Все движения мы будем делать очень медленно.

Под спокойную музыку ребята делают пять упражнений.

Учитель. Посмотрите в иллюминатор, прямо по курсу самая загадочная планета Солнечной системы – планета Сатурн. Планету Сатурн можно увидеть невооружённым глазом. Почему?

Петров. Потому что она окружена кольцами. Долгое время никто не знал, что это за кольца, из чего они состоят.

Учитель. Совершенно верно! Только недавно учёные обнаружили, что эти кольца состоят из каменных кусков льда. Откуда они взялись до сих пор неизвестно.

На экране заставка: 1-ра, 2-ду, 3-га, 4-ги, 5-та, 6-во, 7-ро, 8-да, 9-го.

Учитель. Перед вами куски льда. Закрепим навык работы со слогом и словом и отгадаем цифровую слоговицу.

Фролова. Перед вами слоговица,

И слова все-все назвать!

Учитель. 1-2-3 – на небе мост семи цветов.

6 класс. (ребята хором «радуга»).

Учитель. 4-5-1 – с ней дружат множество певцов

5 класс. (ребята хором «гитара»).

Учитель. 6-7-5 – мишень для шайбы и мяча

6 класс. (ребята хором «ворота»).

Учитель. 6-8 – бьёт тонкой струйкой из ключа

5 класс. (ребята хором «вода»).

Учитель. 7-3 – есть у козы и у быка

4 класс. (ребята хором «рога»).

Учитель. 9-1 – она уходит в облака

4 класс. (ребята хором «гора»).

Учитель. Задание выполнено на отлично! Все космические куски льда встали на свои места! Полёт продолжается! Следующая планета – Нептун. О ней вы узнаете составив предложения. Как строится предложение предложение?

Соколова. Соединяем мы два слова-

И предложение готово!

Все должны мы твёрдо знать

Как слова соединять!

Учитель. А что же такое – предложение?

Хакимзянова. Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Игра «Составь предложение»

Учитель. Из данных слов составьте предложения.

(Ребятам раздаются карточки:

  1. Планета, в, Земли, Нептун, 17 раз, больше.
  2. На, ней, пятна, загадочные, иногда, появляются.
  3. Затем пятна бесследно исчезают.
  4. Учёные, что, это, сильных, признаки, бурь, предполагают.

Учитель. Прочтите предложения в правильном порядке, и у вас получится рассказ о планете Нептун. Давайте прочитаем рассказ полностью.

Планета Нептун в 17 раз больше Земли. На ней иногда появляются и исчезают загадочные пятна. Учёные предполагают, что это признаки сильных бурь.

Планета Пунктуационных знаков.

На экране заставка неизвестной планеты.

Учитель. Полёт продолжается, прямо по курсу неопознанное космическое тело. Внимание! Наш космический корабль совершает посадку на неизвестной планете. Готовимся к высадке десанта! А вот и жители планеты.

Под спокойную музыку Знаки входят.

Точка (Пазыныч). Добрый день, земляне вы прилетели на планету Пунктуационных знаков.

Вопр.знак (Минькин). Давайте знакомиться! Точки, палочки, крючочки – неприметные значки. А во время чтения, требуем почтения!

Воскл. знак (Коновалова) .Просим вас, нас угадать, громко, чётко всех назвать!

Вопр. знак. (Минькин) Вечно думая над смыслом,

Дети – Вопросительный знак.

Вопр. знак. (Минькин) Разные вопросы задаю я вам:

– Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём? Вот какой я чудак. Вопросительный знак!

Воскл. знак. Бурным чувством нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Дети. Восклицательный знак.

Воскл. знак. (Коновалова) . Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Точка. (Пазыныч) Загораживаю путь,

Точка. (Пазыныч) Ребята, сейчас я расскажу вам забавную историю.

Божьей коровки вниманье привлёк.

– Что здесь написано?

И наконец обнаружила…

Божья коровка удивлена:

– Кто умудрился и, главное, как

Снять со спины у меня

Учитель. Какая интересная история! Точка – маленький, но очень важный знак! Ребята о тебе знают с первого класса и никогда не забывают ставить в конце предложения!

Запятая.(Романенко). Выйду на дорожку,

Всем поставлю ножку!

Запятая.(Романенко). Да, да, я – запятая. Многие вежливые слова стоят рядом со мной: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. Там, где я стою нужно сделать паузу! Не забывайте об этом при чтении!

Учитель. Мы очень рады встречи с вами, житель планеты Пунктуация! Ребята часто встречаются с вами, при работе с предложениями!

Запятая. А с текстами ребята работают?

Учитель. Конечно работают, на уроках и логопедических занятиях! Ребята, что такое текст?

Духова. Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке!

Точка. Отличные знания! Тогда, уважаемые космические путешественники и знатоки русского языка, предлагаю вам выполнить наши задания!

Учитель. Какое же задание вы приготовили для ребят?

Вопр. знак. Очень простое: найти наши места в тексте! А младшие ребята поработают с предложением!

Учитель. На планете Пунктуационных знаков, также, как и на планете Земля весна, поэтому предложения и тексты – о весне!

(Всем командам раздаются карточки с текстом и предложениями без пунктуационных знаков, которые нужно вставить).

Учитель. Ребята, прочитайте получившиеся предложения и тексты, только с соблюдением всех интонаций. Когда знаки узнают себя, поднимут свои портреты.

(Ребята зачитывают тексты, знаки следят за интонацией и поднимают карточки).

Запятая. Молодцы! Отлично справились с заданием! Никогда не забывайте о нас, пусть ваша речь будет правильной и выразительной!

Все знаки. До новых встреч!

Под спокойную музыку Знаки уходят. На экране появляется Солнечная система.

Учитель. Нам пора в путь! Наше путешествие продолжается! Внимание в иллюминатор: прямо по курсу – Солнце! Сейчас мы проведём оздоровительную минутку: внимательно слушайте меня.

Звучит спокойная мелодия.

Учитель.Нина Ивановна В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.

(Руки в стороны перед собой).

Пусть в каждом из нас всегда светит солнце, которое будет греть других людей, тогда нас будут соединять лучики доброты, мира и любви!

Учитель. А наш космический корабль по-режнему движется к солнцу! Как вы думаете, можно ли жить на Солнце?

Задание «Предлоги и приставки»

Учитель. Предлагаю вам поработать с текстом о Солнце и выполнить последнее задание. Внимание на экран!

На экране появляется текст.

«Можно ли жить на Солнце? Нет, на Солнце жить нельзя, но без него не было бы жизни на Земле. Солнце отдаёт Земле своё тепло. А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим. Если б Солнце не отдавало своё тепло, то никакого толку от этого тепла не было бы. Потому, что если ты только сам пользуешься тем, что имеешь, то и тебе от этого никакой радости и никому никакой пользы».

Учитель. Ребята, смысл текста вам понятен? Назовите главную мысль текста?

Учитель. Правильно, смысл очень простой – сотвори в себе солнце и пусть его тепло согревает не только тебя, но и окружающих тебя людей!

Наш корабль взял курс на Землю! А пока у нас есть возможность полюбоваться звёздами. А что делают люди, когда видят падающую звезду?

Дети. Загадывают желание!

Учитель. Правильно! Вот и у вас сейчас есть возможность загадать самое заветное желание. Продолжите фразу «Я желаю…».

(Ребята получают звёздочки и мысленно продолжают фразу).

Учитель. Если вы были искренне в своём желании, то оно непременно сбудется!

Наше космическое познавательное путешествие завершается, космический корабль совершил посадку! Пора подводить итоги!

Зайцев. Мы узнали много нового о планетах Солнечной системы.

Мингалимова. Посетили неизвестные планеты.

Фролова. Закрепили навыки работы с различными речевыми единицами!

Учитель. И какой вы сделаете вывод?

Носков. Чтоб водить корабли,

Чтобы в космос взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь!

Учитель. Совершенно верно! Знания помогут вам осуществить все ваши мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаем вам новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч!

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР

Анжелика Агапова
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе ЗПР

Тема: «В гости к бабушке в деревню».

– Уточнять и расширять словарь по теме «Овощи»;

-Учить образованию относительных прилагательных;

– Продолжать учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

– Закрепить навык образования существительных во множественном числе

Коррекционно – развивающие цели:

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь старшим.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: тропинка, игрушка- бабушка, домик, деревья, ватман с изображением огорода, скамейка, зеркала, картинки овощей, д/и «Один много», «Какой сок, салат».

Ход занятия:

1. Организациооный момент. Приветствие

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

И в гости к бабушке пойдем.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к бабушке. По тропинке мы пойдем прямо в деревню попадем.

Мы присядем на скамейку и послушаем сказку нашей бабушки.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Жили были дедушка и бабушка. К ним внуки приехали в гости, толстые (надуваем щёки, С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Бабушка внукам блинов напекла (распластанный язык на нижней губе)

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

Чаю попили — никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка ловко на лошади скачет (щёлкаем языком,

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

3. Развитие психических процессов (мышления, памяти)

Логопед: Наша бабушка в огороде собирает урожай. А какой узнаете, отгадав загадки:

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом. (картошка)

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

4. Развитие мелкой моторики пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Логопед: Ребята, что за урожай собрала бабушка?

Дети: Урожай овощей.

Логопед: Бабушка ухаживает за огородом, и свои фрукты называет ласково. Давайте ей поможем назвать овощи ласково.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом).Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Логопед: – Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один – много» Образование существительных мн. числа

Логопед: Ребята у меня один овощ, а в огороде много.

У меня один помидор, а в огороде…помидор

У меня один огурец, а в огороде много …огурцов

У меня одна морковка, а в огороде много…моркови

У меня один кабачок, а в огороде много…кабачков

У меня одна капуста, а в огороде много…капусты

Логопед: Молодцы ребята, а теперь настала пора помочь бабушке собрать урожай овощей

7. Речь с движением «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

-Молодцы, а бабушка приготовила сок, салат и суп из овощей.

8. Игра «Какой сок, салат». Образование относительных прилагательных.

Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать, какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

– Ребята, а бабушка для вас приготовила раскраски с изображением овощей.

Логопед: Пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем в детский сад попадём.

Логопед: Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да, было интересно

Логопед: У кого в гостях мы были?

Дети: В гостях у бабушки, в деревне.

Логопед: Какие овощи росли у бабушки на грядке?

Дети: Огурцы, помидоры, капуста, морковка, лук, репа.

Логопед: Как одним словом назвать, всё это что?

Логопед: Вы молодцы, помогли бабушке собрать урожай овощей.

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: • рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную, чайную, столовую; • закрепить с.

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: – обучающая: • научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос» Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: – Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. – Совершенствовать слоговую структуру.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Одежда» и по автоматизации звуков [С], [С’]» у детей с ОНР ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия – Совершенствовать.

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

1. Организационный момент.

Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: – Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.

Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .

а) Игра: «Солнышко – ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л – д: – Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )

Как в роще ручей журчит? (Ссс . )

Как оса в саду жужжит? (Сссс . )

Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )

В море синем паруса (шшшш . )

И пшениченька шумит (шшшш . )

И листочек шелестит (шшшш . )

И оса кусается (сссс . )

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Кончик языка – за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко – отдыхает, спит.

Губы – круглые как калачик.

Язык – круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Прыг – скок, прыг – скок,

Не поймаешь паучок.

Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,

Звук (ш) – зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

Са – сани Ша – шапка

Со – сова Шо – шорты

Это – серп Ши – шило

Сы – сыр Ша – шарф

Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,

Громкие звуки – красная фишка.

я – са аш – ас аша – аса шпа – спа

что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

кашка – каска каша – касса

нас – наш вам – ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л – д: – Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Дополните предложения, подобрав правильное слово

Конспект логопедического занятия на тему: “Дифференциация гласных О А”

Конспект логопедического занятия на тему “Дифференциация гласных звуков О А”

Содержимое разработки

Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ка пальцев рук.

Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

Формировать навыки звукобуквенного анализа.

Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.

игра «Паутинка» («Слова»);

слоговой текст (для каждого ребенка);

схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

I. Организационный момент.

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового
анализа и синтеза.

Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по словам.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

Классификация названий овощей, фруктов.

Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис. 5).

— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д,
б).
Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сде­лать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)

Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать пра­вильный ответ).

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а

Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду
гласных)

Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены,
а при произношении звука [а] рот широко открыт)

Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)

Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 эле­мент«овал», а в состав буквы «а» 2 элемента«овал» и «палочка с закруг­лением внизу»),

Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь бук­ву а.

2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза

На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).

Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)

— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса,собака, гора, кора).

— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.

Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.

3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова

Логопед раздает карточки со слоговым текстом.

О сень как ху дож ник по ра бо та ла на сла ву. Рас кра си ла о на листья на де ревь ях. Рас ста ра лась о сень и по да ри ла лю дям бо га тый у ро жай.

— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.

Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)

Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.
Например:

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Классификация названий овощей и фруктов Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».

ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лист по­полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фрук­тов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, огурец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)

Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчеркните одной чертой)

2. Составление рассказа об овощах или фруктах

— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью на­шего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще или фрукте.

Схема рассказа (описания предмета)

. — это овощ или фрукт?

Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

Читайте также:  Лексико-грамматическое занятие по теме Фрукты
Ссылка на основную публикацию