Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 307 Красноармейского района города Волгограда

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

руководитель Айвазян К. А.

«Музыкальная ритмика» – система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыка, движение и слово – это «три кита» лежат в основе ритмики

По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

В наш детский сад в группу с ЗПР приходят дети из разных дошкольных учреждений. Важным этапом в коррекционной работе с такими детьми является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний,

выше среднего, высокий.

Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.
Результаты обследования на начальном этапе оказались довольно низкими. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития эмоциональной-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях К. Р. Часть же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога в коррекционного детского сада. У детей почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия. В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.

Структура музыкально-ритмического занятия.

  1. Ритмическая разминка.
  2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
  3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  4. Этюд, для развития выразительности мимики.
  5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
  6. Упражнения на координацию речи. Движения
  7. Релаксационное упражнение под музыку

Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.

Предложенная структура очень гибкая. Её разделы я варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.

Приложение:

Старшая группа:

Упражнение «Вот такие звери»

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки. Педагог может выбрать персонажи, знакомые детям, по своему усмотрению и на разных занятиях их менять.

Упражнение «Запомни своё место в колонне»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

И. П. Дети стоят в колоне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При сене музыки разбегаются врассыпную. На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить шаг.

Упражнение «Слушай хлопки»

Цель: развитие способности программировать свои действия на основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания.

И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении. Когда педагог хлопает, а ладоши один раз, дети останавливаются и принимаю позу «аиста», если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу. В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну.

Подготовительная группа

Игра «Разведчик»

Цель: развитие наблюдательности и памяти, умения ориентироваться в пространстве.

В зале расставлены стулья в произвольном порядке. Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков». Он объясняет им: «Чтобы (командиру)» провести отряд, необходимо запомнить путь (разведчика)

Игра «Загадочный ритм»

Цель: развивать концентрацию внимания и слуховую память.

Оборудование: деревянные палочки или кубики.

Все сидят в кругу. Педагог задаёт метрическую пульсацию в одном из размеров 2/4 или 34, далее передаёт палочки ребёнку, который повторяет пульсацию и исполняет свою ритмическую фигуру в заданном размере. Далее палочки передаются следующему ребёнку. Его задача – повторить, и присоединить свою ритмическую фигуру и т. д.

Игра «Телефонная линия»

Цель: Помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность.

Дети сидят в ряд, один за другим. Ведущий ладонью прохлопывает ритмический рисунок по спине сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения. Последний ребёнок, кому передано сообщение, должен его озвучить.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Cогласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только “норму” от “не нормы”, но и выявляя разные формы и степени нарушений.

Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.

Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

Особенности проявления ЗПР.

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально – волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

Проблемы в обучении этих детей столь значительны, что для них создаются специальные (коррекционные) группы в условиях дошкольного образовательного учреждения, в которых детям оказываться не только педагогическая, но и логопедическая и психологическая помощь.

В МБДОУ д/с № 67 с 2005 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

«Коррекционная ритмика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Задачи, содержание, структура занятий с элементами КР.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).

Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно – развивающее.

Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы» – С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Занятия с элементами КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Читайте также:  Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия с элементами КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

На основании изученной литературы и опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития специалистами МБДОУ д/с № 67 были разработаны интегрированные музыкальные занятия. Занятия проводятся 1 раз в месяц и строятся по определенной постоянной схеме:

1. Вводная часть:

– Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем, психологом и детьми.

– Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).

2. Основная часть:

– Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).

– Пение (в соответствии с образовательной программой).

– Игры, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).

3. Заключительная часть:

– Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).

– Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение ([19], А.С. Ромен, Э.С. Исакова, 1977; Д. Мюллер-Хегеман, М. Махач, 1983; Ота Грегор, 1991, и др.). Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части музыкального занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, то есть отработанные на коррекционных занятиях с психологом.

Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкального руководителя и педагога-психолога, можно сделать вывод, что интегрированные занятия с элементами коррекционной ритмики являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 344 с.

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластики детей).- СПб: ЛОИРО, 2000. – 200 с.

3. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004 – 324с.

4. Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2003. – 800 с.

5. Каплунова И. М., Новооскольцева И. А. Программа «Ладушки».- СПб: «Композитор», 1999 – 59 с.

6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика //Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.

7. Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. – №4. – 2002. – С. 19.

Влияние ритмики на процесс коррекции у детей ЗПР

Для развития детей с ЗПР используются коррекционные методики, среди которых свое почетное место занимают и музыкально-ритмические занятия. Основная задача коррекционной ритмики – коррекция и развитие высших функций психики посредством использования музыки и тщательно подобранных упражнений.

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР

Многочисленные исследования доказали глубокое эстетическое влияние музыки при ЗПР. Она позволяет:

  • передать настроение и чувства;
  • выразить эмоции;
  • стимулировать детскую психику к восприятию окружающего мира за счет активизации потенциальных возможностей пациента в творчестве и музыкальной деятельности.
  1. Музыка мажорной тональности положительно влияет на ритм сердцебиения и дыхания, стимулирует работу мышц, а при прослушивании легкой и спокойной музыки дыхание становится равномерным и глубоким.
  2. Мелодию в минорной тональности полезно слушать при нервных перенапряжениях, неврастении, гипертонии. Правильно подобранная тональность и сочетание нот может помочь справиться с раздражениями, агрессией, чувствами ненависти и страха, может стимулировать познавательную деятельность и повысить работоспособность.

Уроки общей и ручной моторики.

Занятия коррекционной ритмики обладают большим значением при ЗПР, так как основные проблемы при этом диагнозе – это нарушения в нервно-психическом складе и проблемы с работой опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики ребенка.

Для оптимального развития двигательной и психологической сферы, важно сформировать соответствующую психологическую базу, а именно развитие:

  • чувства ритма;
  • ручной и общей моторики;
  • двигательной сферы;
  • способности руководить своими желаниями;
  • способности взаимодействовать с окружающими в игровой форме.

Коррекционная ритмика при ЗПР первым делом направлена на коррекцию двигательной сферы.

Программа курса ритмики для особенных детей 1 класса ЗПР рассчитана на 33 часа, а во 2 классе, 3 классе и 4 классе предусмотрено 34 часа занятий в год. Весь курс разделен на 4 направления:

  • упражнения ритмико-гимнастического направления;
  • упражнения ритмические под музыкальные инструменты;
  • музыкальные игры и сказки;
  • современные и народные танцы.

Ритмичные движения с игрушкой

Каждый урок подразумевает выполнение занятий во всех направлениях, а в начале и в конце проводятся упражнения на расслабление, снятие напряжения и успокоение – так называемый релакс.

Книги по коррекционной ритмике

Для проведения коррекционной работы дома, рекомендуем ознакомиться с работами известных психологов и невропатологов:

  • Бородина И. Г. и Касицина М.А. «Комплекс практических материалов для детей дошкольного возраста с ЗПР»;
  • Смирнова Т.В. «Учебное пособие по логопедической ритмике»;
  • Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с ЗПР и коррекционная ритмика»;
  • Менегетти А. «Музыка души»;
  • Михайлов С.Е. «Лечение больных музыкой».

Современные педагоги по коррекции поведения детей с ЗПР с помощью занятий ритмики предпочитают в своей работе использовать комплекс практических материалов от Бородиной и Касициной – набор коррекционных заданий и методик, предназначенный для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы книги адресуют ее родителям особых детей, музыкальным коррекционным руководителям, учителям-дефектологам и всем специалистам, которые занимаются становлением личности ребенка с ЗПР.

Влияние коррекционной ритмики на детей с ЗПР: отзывы

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР относительно новое направление в лечении ЗПР, но уже активно обсуждается в сети.

Основная часть отзывов взята с сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/443706016/ и http://www.musical-sad.ru/forum/8-181-2.

ПоложительныеОтрицательные
Нам в этом году исполняется 5 лет, и мы будем переходить в группу, в которой коррекционная ритмика для детей с ЗПР внедряется не первый год. Уже посетили несколько пробных, ознакомительных заданий, сыну понравилось, посмотрим, как будет дальше. (Лена)Впервые слышу о подобной методике, и от этого доверие к ней находится на нулевом уровне. (Зина)
У нас малявка просто в восторге от занятий на ритмике, они там не только танцуют, но и разыгрывают мини-спектакли, постоянно развивают воображение, память, внимание, моторику и прочее. Я склоняюсь к тому, чтобы оставить ребенка в старшей группе садика еще на годик. (Алиса)У нас дочь даже прислушиваться не начала к музыке, я уже молчу о том, чтобы как-то под нее двигаться и выполнять задания. Вообще не интересуется ни музыкой, ни мультиками, зато у нас хорошо пошла АВА- ТЕРАПИЯ… Каждому свое, пробуйте. (Галина)
Хорошо, что в современных детских садах ввели инклюзивные группы и постепенно вводят разные коррекционные методики. Да, такое словосочетание, как ритмика при ЗПР сразу вызывает сомнение и скептическую улыбку, но, когда ты видишь, что ребенок не просто дурачится, а увлеченно повторяет что-то за руководителем, имитирует движения животных и даже выполняет минимальные танцевальные движения – знаете это прогресс, который не может не радовать. Попробуйте, хуже явно не будет. (Римма)Я больше отношусь к категории людей, доверяющих классической медицине и годами проверенным методикам, к данному списку ритмика не относится, следовательно, мы пока обходим ее стороной, правда нам только исполнилось 4 года, возможно, я и передумаю потом, как знать. (Дарина)
Нам только предложили походить в коррекционную группу по ритмике для детей с ЗПР, но я уже вдохновлена предвкушением наших сдвигов в восстановлении эмоционально-волевой сфере при ЗПР. (Вика)

Вывод

Проект “Коррекционная ритмика для детей ЗПР” появился в дошкольных образовательных учреждениях недавно, но уже есть масса отзывов от родителей детей с ЗПР, которые увидели положительные результаты в развитии своих малышей.

Дети увлечены игровой, танцевальной деятельностью под музыку. Правильно подобранные композиции позволяют успокаивать, расслаблять и в тоже время стимулировать познавательную деятельность. Занятия способствуют улучшению моторики, памяти, восприятия и воображения – именно тех навыков, которых так не хватает “особенным” пациентам.

Видео — урок ритмики

Логопедическое занятие на тему «Добротой себя измерь», 2 класс

Данное занятие разработано для учащихся 2 специального коррекционного класса V вида в рамках рабочей программы коррекционно-логопедических занятий во 2 классе (СКК) V вида, и проводится на втором этапе обучения. Занятие направлено на духовно-нравственное воспитание обучающихся и предполагает формирование представления об общечеловеческой ценности «доброта». Занятие предполагает развитие грамматического строя речи, психических процессов, духовно – нравственное воспитание. Структура занятия состоит из трех этапов: организационного момента, основной части и подведения итогов. Каждый из этапов содержит задачи, формы, методы и приемы коррекционно – логопедического воздействия с учетом речевых возможностей детей. Методы и приемы, используемые на занятии, подобраны в соответствии с возрастом и развитием детей, они направлены на реализацию задач занятия.

Цель: систематизировать знания обучающихся о частях речи и углубление представления об общечеловеческой ценности «доброта».

1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе);
2. Развитие познавательного процесса, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, двигательной активности;
3. Формирование умения работать в сотрудничестве;
4. Побуждать обучающихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;
5. Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев;
5. Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Оборудование: плакат «Части речи», карточки для индивидуальной работы.

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе.

2. Повторение пройденного материала.

– Какую тему мы изучали на прошлом занятии? (Части речи).
-Какие части речи вы знаете? (Обучающиеся по цепочке называют части речи).
– На какой вопрос отвечает имя существительное часть речи? Прилагательное, глагол?
– А теперь давайте проверим, как вы умеете находить части речи в тексте.

3. Работа с текстом на карточках.

– Я предлагаю вам текст. Ваша задача прочитать его. Подумайте и скажите о чем этот текст?
– Что вы скажете об этом человеке?
– Можно ли заставить человека стать добрым?
– А теперь найдите в тексте найдите все существительные и подчеркните их одной чертой, а прилагательные — волнистой линией.

4. Работа с деформированным текстом (работа в парах).

– Перед вами деформированный текст. Ваша задача составить и записать предложение в правильной последовательности.
– Прочитайте полученный текст. О чем этот текст?
– Как поступила Катя?
– Что вы можете сказать о ее поступке?
– А теперь подпишите в тексте части речи, которые указаны на доске.

6. Игра «Эстафеты».

– У каждой части речи есть свой дом. Давайте мы расселим части речи по своим домам. Сейчас вы выполните работу по карточкам.
Обучающиеся записывают в тетрадь каждый свое предложение, и подписывают части речи.
– На доске вывешены таблицы: «Части речи». Обучающиеся по очереди выходят к доске и «расселяют по домам части речи».

7.Работа в группах.

Обучающиеся делятся на 2 группы, каждой группе дается карточка.

– Я предлагаю вам сказки, но из этих сказок злой волшебник похитил части речи, ваша задача в предложенных текстах вставить пропущенные части речи и придумать продолжение сказки:
– О чем был текст у первой группы?
– Какой была девочка? Правильно ли она себя вела?
– Что можно сказать о ее поведении?
– О чем был текст у второй группы?
– Что вы можете сказать о колдуне? Каким он был?
– Какие поступки совершали девочка и колдун: добрые или нет?
– А какие вы совершали добрые дела?
– По отношению к вам совершал кто-нибудь добрые поступки?
– Какие чувства вы испытываете, когда сами делаете что-то доброе?
– Итак, ребята, давайте вместе с вами сделаем вывод: добрые поступки делают нас и других счастливыми, приносят радость и удовольствие. Совершив добрый поступок, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно.

Читайте также:  Использование массажного шарика в коррекции дефектов речи

– Наше занятие подошло к концу. Все молодцы, все хорошо работали. Какое у вас настроение после нашего занятия? О чем мы сегодня с вами говорили?
Услышать добрые слова приятно – это улучшает настроение. Но еще приятнее оттого, что вы поделились своей добротой друг с другом, сказав добрые, хорошие слова.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!

Задание № 3. Чтение текста.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!»

Задание № 4. Работа в парах с деформированными предложениями.

Автобусе, Надя, в, ехали, Катя, и.
Учились, они, классе, во, втором.
Автобус, старушка, в, вошла.
Старушке, место, уступила, своё, Катя.

Свети ярче, солнце золотое (поднимаем руки вверх, соединяем их, образуя круг).
Сияй, небо голубое! (руки разводим в стороны).
Дуй, свежий ветерок! (вытягиваем руки перед собой и машем ими)
Расти, маленький тополек! (поднимаемся на носочки, руки поднимаем вверх).
Я дарю вам доброту (прижимаем ладони к груди и разводим руки в стороны).
И улыбку свою! (улыбаемся).

Задаиние № 6. Игра «Эстафеты».

Добро не горит и не тонет.
Без труда нет плода.
Наш сокол маленький, да удаленький.
Терпенье и труд все перетрут.
Из малого выходит великое.
Не устоять худу против добра.

Задание № 7. Работа в группах.

Карточка № 1. «Доброта победит».

В одном (…) жила (…). Училась она в самой обыкновенной (…), жила в самой обыкновенной (…), но при этом была капризной и эгоистичной. Она часто обижала (…), которые её любили и заботились о ней. Каждый раз, когда (…) приходила поцеловать ее перед сном, (…) отмахивалась, грубила и отворачивалась. Когда (…) звали ее погулять, она заносчиво отвечала: «Вот еще! Буду я с вами водиться!». И вот однажды ей приснился волшебный (…)….

Задание: в тексте вставить пропущенные имена существительные.

Карточка № 2. «Волшебные конфеты».

Давным – давно в одном волшебном городе жили (…) и (…) люди. Все дома в городе были необыкновенно (…). В этом городе делали (…) конфеты доброты. Жители города очень любили эти (…) конфеты. А за городом, на (…) горе у реки, в (…) замке жил (…) колдун. Через свое (…) зеркало он смотрел на город, на его (…) жителей и злился. Но однажды произошла интересная история ….

Задание: В тексте вставить пропущенные имена прилагательные.

Конспект урока «Добротой себя измерь»

Жузим Серикова
Конспект урока «Добротой себя измерь»

Тема урока: «Добротой себя измерь»

Цель урока: углубление представлений учащихся о понятии «доброта».

– Формировать осознанное стремление быть добрым;

– Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации;

– Воспитывать доброе и внимательное отношение к окружающим.

• запись песен «Дорогою Добра» (Ю. Энтин, Минков, песня о доброте из м/ф «Приключения Фунтика»

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: – Ребята, день у нас сегодня совсем необычный! В наш дом пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас! Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца нашего занятия.

Концентрация на Свет. Музыкальное сопровождение. Хрустальная грусть

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче и выходит за пределы вашего тела. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца.Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, на все живое, повсюду…

Посылайте свет во все уголки Вселенной.Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя.

Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2. Знакомство с темой и целью нового урока.

Учитель: – Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок самопознания (Дети слушают аудиозапись песни «О доброте» из м/ф «Приключение поросенка Фунтика»)

Учитель: – Вы послушали песню. О чём она? добре, о доброте….).

Учителем сообщается тема урока («Добротой себя измерь»). Выясним значение доброты в жизни человека.

А что такое доброта по – вашему? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, это любовь к людям и желание помочь, это душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, мама, смех, улыбка, семья и т. д.) Запись в тетрадь.

Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:

милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)

доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)

отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)

терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)

забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)

сопереживание (сочувствие к другому)

взаимопомощь (помощь друг другу)

добронравие (хорошее поведение, хороший нрав)

Проверка опережающего домашнего задания.

Пересказ рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка»

По улице шли мальчик и девочка, а впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книги! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся,девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Ну, тетя! Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка.

– Что вы можете сказать о поступке мальчика? Каким он оказался человеком?

– А что вы можете сказать о девочке?

– Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?

– Чему учит нас этот рассказ?

3. Изучение нового материала.

«Жил был один богач. Все у него было но – не было счастья. Однажды ночью он проснулся, и почувствовал, что жизнь его пуста и никчемна. Служил ему старый слуга. В этот день богач был не в духе и выгнал старого слугу. Вышел слуга за ворота и заплакал, потому что некуда ему было идти.

Вдруг услышал богач, что его слуга разговаривает с кем-то и смеется. Выглянул богач в окно и увидел странника,который говорил слуге:

– Можешь жить в моей хижине, сколько хочешь. Возле хижины есть сад, который прокормит тебя.

Слуга долго благодарил странника, а потом ушел, радостно напевая.

– Странник, неужели тебе не жаль отдать свою хижину незнакомцу? – удивился богач.

– Нет, радость бедного старика стоит гораздо больше, чем моя хижина, а счастья, которое я получил, увидев эту радость, не купишь ни за какие деньги, – ответил странник».

Вопросы для обсуждения:

1. О чем эта притча?

2. Почему богач выгнал слугу из своего дома?

3. Почему странник пустил слугу в свою хижину и сказал, что он может там жить, сколько хочет?

4. Какими качествами обладает странник? (Добрый, щедрый, бескорыстный, чуткий и отзывчивый)

5. Как вы думаете,кто счастливее: странник или богач? Кто из них уже обрел внутренний покой?

6. Чему вы научились из притчи?

7. Испытывали ли вы когда-нибудь счастье из-за того, что помогли другому человеку?

Вывод: Ребята, когда человек осознает истину, совершает праведные поступки с любовью, то в его душе расцветают благоуханные цветы внутреннего покоя.

С чем ассоциируется у вас слово доброта?

Что вы видите, когда слышите это слово?

– Какие звуки вы слышите, когда произносите это слово? (звон колокольчика, нежный, ласковый шепот и т. д.)

– А если это слово положить на язычок, то, что вы ощутите? (сладкое, как карамелька, вкусное, воздушное, как пирожное и т. д.)

– А каково это слово на ощупь? (теплое, круглое, ворочается в кулачке, шевелится, щекочет, сердечко радостно стучит)

– С каким животным у вас ассоциируется слово доброта? (игривый, ласковый котёнок, бабочка, и т. д.)

– Какими бы красками вы его нарисовали?

– А как вы думаете, где живет доброта?

Значит доброта – это всё самое хорошее, полезное, это расположение к людям, отзывчивость. Она, как солнышко живет в душе каждого человека и согревает его.

Работа в группах.

1 группа заполняют корзину яблоками. Учащиеся на них пишут добрые слова.

2. Создать дерево доброты (на плодах дерева написать, что они могут сделать доброго для своих друзей и одноклассников)

3 Создать солнце доброты. На лучах пишут что могут сделать доброго своим родителям, близким.

4 Нарисовать образ доброты. Пофантазировать, на что похоже добро и нарисовать рисунок, который можно было бы соотнести с этим словом.

Сейчас сказочные герои расскажут о себе, а вы узнайте их.

^ Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка.)

Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах.)

^ Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)

Я спас больных зверей Африки. (Айболит)

Я оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда) Наши герои рады, что вы знаете об их добрых поступках.

Просмотр видеоролика. Мультик «Просто так»

4. Закрепление знаний.

Учитель: Наше занятие подходит к концу. И так, что же после этого занятия для вас означает слово «доброта»?

Поведение итогов урока.

Рефлексия. Будьте добры, напишите на листочке бумаги, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня.

Учитель:- Добро творить может каждый человек. Он делает это, ничего не ожидая взамен. Ведь не трудно донести сумку старому человеку, уступить место в транспорте, защитить слабого, не обижать тех, кто окружает тебя. А еще покормить птиц зимой, не губить растения, посадить деревце у себя во дворе – это и называется добром. Человек, который делает добрые дела, счастливее всех. Он может радоваться своими успехами и успехами других. И, наверное, самое главное помогать своим родителям не за очередной подарок, а потому, что вам это приятно. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Заключительная минута тишины. (звучит тихая мелодия)

-А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все добрые слова, поступки, о которых вы говорили, поместите это добро в своё сердце и живите с ним. Сохраните эти чувства на весь день. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.

Дневник добрых дел.

Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте.

– Спасибо за занятие. Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.

Читайте также:  Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи

(Песня «Дорога добра») Но прежде, чем отправиться нам домой, я хотела бы подарить вам песню. Звучит песня «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова, дети подпевают.

Фотоотчёт «Чтобы себя защитить, надо себя изучить» В детском саду проводят множество занятий по различным темам,одно из них посвящено валеологии. Валеология – это формирование у детей знаний.

«С добротой в сердце». Фотоотчет о конкурсе «Воспитатель года-2016» .

Конспект занятия «Изучи себя» Изучи себя Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни, сохранять и укреплять здоровье детей; прививать навыки элементарного.

Конспект занятия по экологии с участием родителей «К природе с добротой» Цели:1. Образовательная: Познакомить детей с зимующими птицами. “Прогулка по сказочному лесу” с использованием психогимнастики и круговой.

Консультация для родителей «Какими качествами должен обладать хороший человек? Конечно, добротой!» Как стать добрым. Какими качествами должен обладать хороший человек? Конечно добротой! Воспитайте малыша именно таким. Многие мамы.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Прикоснись ко мне добротой Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой» Автор: Рубцова Эмма Тихоновна учитель начальных классов МБОУ.

Проект по знакомству детей с произведениями В. Бианки «К природе с добротой» Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность. Горячую на все отзывчивость. Чистоту.

Конспект занятия «Береги себя» “Береги себя”. Программное содержание: 1. Расширять представление детей о том, какое поведение опасно. 2. Развивать умение избегать опасности,.

Тренинг для педагогов «Воспитание добротой» Добрый день, уважаемые гости! Я очень рада, что сегодня, мы вместе с вами отправимся в путешествие на воздушном лайнере, который называется.

Конспект логопедического занятия «Что такое доброта? Это сердца красота!»

Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет

«Что такое доброта? Это сердца красота!»

Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки, автоматизировать звуки Р, РЬ.

Продолжать работу по обогащению словаря детей, упражнять в словообразовании, подборе синонимов, антонимов, автоматизировать звуки Р, РЬ .

Вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.

Совершенствовать умение употреблять в речи сложные слова, точные глаголы.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Учить детей употреблять в речи простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Развивать воображение, мышление, находчивость.

Развивать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать.

Развивать доброжелательное отношение к людям .

Здоровьесберегающие технологии: смена режима динамических поз (сидя, стоя, физкультминутка, соблюдение продолжительности занятия (30 минут)

Оборудование : картинки «Добрый и Злой волшебники», куклы Сердитка, Фантазер, Добрыня, тигр Рычалка, картинка и история «Вот так игра!» (Ткаченко Т.А. « Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р, РЬ».) , картинки к игре «Паровозик добрых дел».

Логопед: Здравствуйте, ребята.

– Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Друг друга за руки возьмем, улыбнемся и споем:

« Я – твой друг и ты мой друг.

Собрались мы в добрый круг.

Здравствуй, доброго нам дня,

Всем радостного настроения!»

(Дети берут друг друга за руки, образуя большой круг, повторяют речетатив, передают «улыбки»)

– Посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости? Кто это? (Злой и добрый волшебники) .

-На какого волшебника вы хотели бы быть похожими? (на доброго)

-Почему? (потому что добрый волшебник красивый, у него добрый взгляд, доброе лицо).

У доброго волшебника случилась беда- его друзей Добыню и Фантазера взяла в плен подруга злого волшебника Сердитка. (Громова Т.В. «Страна эмоций».). Им нужна наша помощь. Готовы помочь? Тогда отправляемся в путь. А помощником нашим будет тигр Рычалка.

Покажите, как он рычит? Хорошо.

Рычалка подсказывает, что Сердитка очень не любит добрые волшебные слова. От этих слов она начинает таять.

Какие добрые волшебные слова вы знаете? (добрый день, спасибо, доброе утро, доброй ночи, пожалуйста, будьте добры, извините, простите, хорошего настроения, всего доброго)

Правильно. Но Сердитка не сдается. Посмотрите, что она нам прислала! (из-за доски появляется картинка, логопед рассказывает историю (Ткаченко Т.А. « Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р, РЬ».) :

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

Что случилось с Ромой? (Его взяла в плен Сердитка). Что делал Рома? (пересказ текста по картинке).

Будут ли у Ромы друзья, если он так будет себя вести? Есть такое стихотворение: «Что такое доброта? Это сердца красота!» Что это значит? (с добрым приятно играть, дружить) Что поможет Роме измениться? (извиниться, играть дружно, проявить заботу о ребятах).

А Рычалка говорит, что Рома справится с Сердиткой, если станет добросердечным, доброжелательным. Что это значит? (будет иметь доброе сердце, добрые желания- заботиться, помогать строить, а не ломать)

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»:

Злой- добрый, ложь- правда, поздно- рано, закат- рассвет, отдых- работа, вежливость- грубость, узкий- широкий, война-мир.

А теперь чтобы нам окончательно освободить пленников Сердитки Добрынбю и Фантазера, Рычалка предлагает игру «Паровозик добрых дел». Логопед показывает карточки, если изображены добрые дела, кто первым поднял руку, получает карточку, называет ее и встает за тигром Рычалкой паровозиком.

Подраться с друзьями.

Пройти мимо упавшего.

Помогать делать дома уборку.

Покормить бездомных животных.

Уступить место в транспорте.

Мусорить на улице.

Итак, Сердитка совсем растворилась, а наш паровозик отправляется за Фантазером и Добрыней. Дети повторяют за логопедом: «Дорожим, мой друг с тобой, дружбой, миром, добротой»

Детей встречают куклы Добрыни и Фантазера, спрашивают какие задания дети выполняли, какие новые слова узнали, что больше всего понравилось в путешествии, благодарят за спасение и вместе с тигром Рычалкой прощаются с детьми. Дети повторяют за Фантазером «Доброго дня», за Рычалкой протяжно звук Р-Р-Р, за Добрыней «Всего доброго» под минусовку песни «Дорогою добра»

Урок самопознания во 2 классе “Добротой себя измерь”

Цель: расширять представления о добром и отзывчивом человеке.

  1. формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
  2. развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
  3. воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

I. Круг радости

Учитель: Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками, и исполнились все ваши желания, а золотая рыбка нам в этом поможет. Встаньте в круг радости. Давайте я первая начну свои добрые пожелания вам:
— Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра
(Передаем золотую рыбку по кругу)

  • Я желаю всем здоровья.
  • Я желаю всем радости.
  • Я желаю всем солнечного дня.
  • Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…

Учитель: Сейчас мы с вами говорили на языке доброты.

Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.

  • С чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы видите, когда слышите это слово? (Дети записывают в тетрадь: солнце, сердце, улыбка, мама, друг, цветы, дом)
  • Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит?
  • Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека».
  • Как вы понимаете эти слова?
  • А как называют человека, который делает добро другим?
  • Как вы поймете, что человек добрый?
  • Умеет → СОчувствовать, СОпереживать, Содействовать,Сострадать
  • Работа по карточке. Задание: Выберите только те слова, которые характеризуют доброго человека. Нарисуйте его.
  • А вы знакомы с добрыми людьми? Назовите их. (Можно литературных героев)

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас золотая рыбка приглашает вас в путешествие по страницам учебника, где вы познакомитесь с добрыми людьми.

  • с. 39. Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка», ответы на вопросы учебника.
  • Рассмотрите рисунки. Найдите те, на которых изображены добрые поступки.
  • Представьте, что вы золотая рыбка. Взмахните хвостиком, сотрите равнодушие и зло с других иллюстраций и скажите, что у вас получилось. (Ответы детей)

Учитель: Ребята, доброе отношение порождает доброту в сердцах. Вы очень понравились рыбке, и она приглашает вас поиграть.

Физ минутка. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро тебе и мне!
Доброе утро всей нашей земле! (Дети выполняют движения учителя)

Народная мудрость гласит: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»

А какие еще пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Задание в парах: на столах разрезанные пословицы, собрать и назвать.

  • Спешите делать добро.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Лучше потерять глаз, чем доброе имя.
  • Людей сближает улыбка.
  • Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
  • Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет
  • Красив тот, кто красиво поступает
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброго чтут, а злого не жалуют.

Музыкальная минутка. Назовите главную черту характера Леопольда.

Караоке из мультфильма «Приключения кота Леопольда» «Если добрый ты»

Работа в группах по карточкам (обсуждение, выступление).

А сейчас попробуйте ответить на вопросы, которые наверняка волнуют каждого из вас.

  1. Как вы думаете, легко ли быть добрым?
  2. Как вы думаете можно ли экзамен на доброту сдавать всюду? (В школе, дома, на улице, в транспорте)
  3. Можно ли человека заставить быть добрым?
  4. Можно ли стать добрым на время?
  5. Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступить?
  6. Говорят, добрый человек всегда окружен настоящими друзьями. Согласны ли вы с этим?

(Учащиеся подтверждают свои высказывания строками из стихотворений А.Барто. см. учебник)

  • Что бы вы могли сделать для людей, если бы все могли?

У вас на партах лежат маленькие золотые рыбки, напишите на них 1 самое заветное желание, которое вы бы хотели исполнить для людей.

Учитель: Ребята, вокруг нас много добрых людей, и рыбка наша хотела бы наградить их всех за доброту, выполнив желание каждого, но она одна, так пусть наши помощницы помогут ей. Давайте их выпустим в синее море.
Дети выставляют работы на полотно, образуя единый фон.

В это время идут кадры из мультфильма «Маша и медведь» и звучит песня Золотой рыбки «Не забудь желаньем с другом поделиться»

Игра. «Фея доброты»

Фея предлагает нам поиграть, в конверте лежит волшебное колечко доброты, тот, кому в руки попадает это колечко, становится добрее и внимательнее к людям, как фея и сразу хочется дарить всем комплименты. Сюда ко мне выйдет Катя, она будет Феей доброты, а все ребята встанут в круг, руки отведут назад, закроют глаза и не будут подглядывать. Фея будет ходить за вашими спинами и незаметно положит кому-нибудь в руку колечко. Затем Фея зайдет в круг и скажет: «Кто на свете всех добрей выходи ко мне скорей!» Тот, у кого в руках колечко, входит в центр круга, говорит комплимент феи и сама становится феей.

  • А вы можете сделать мир добрее, совершить чудо? Как? (Улыбнуться, сказать доброе слово, помочь…)

Обобщаем: В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит детей животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.

Круг «От сердца к сердцу»

Учащиеся передают солнышко по кругу:

Лучик, лучик золотой,
Луч везде и луч со мной.
Добро в тебе, добро во мне,
Добро кругом на всей Земле!

  1. Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о добрых людях, рассказать.
  2. Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте.
  3. Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор.
Ссылка на основную публикацию