Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
консультация на тему

Коррекционная ритмика – как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsionnaya_ritmika.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Разработала музыкальный руководитель Долгова Н.А.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “ Дети с проблемами”, “ Дети с особыми нуждами”, “Нетипичные дети”, “ Дети с трудностями в обучении”, “Аномальные дети”, “Исключительные дети”. Таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития, посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность, способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Цель работы: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основные задачи: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

Перспективный план работы

Коррекционная работа средствами музыкально-ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.)

Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
Восприятие музыки.

Движения под музыку.

Диагностика музыкальных способностей на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

Занятия направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.

Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.

Музыкотерапия – как вспомогательное средство в процессе коррекционной работы.

Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Консультации для родителей и воспитателей “Музыка и цвета”,
“Ты откуда к нам пришел, Дед мороз?”

Выставка детского рисунка “Зимняя палитра”.

Участие в новогодних утренниках.

Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми

Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения

Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности

Слушание классической музыки

(Чайковского, Грига, Моцарта, Баха, Шопена, Глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими.

Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.

Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов (концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации.

Совместная работа с педагогом-психологом

Диагностики музыкальных способностей на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики.

Подведение итогов года.

Проведение итогового занятия

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г . Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С. , “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только МБДУ “Детский сад № 97 “Светлица”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

В нашем ДОУ обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с учителем – дефектологом, педагогом психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ЗПР “Сударушка” создана детско-родительская студия “Мы рады друг другу”.

Положение о студии “мы рады друг другу”.

Настоящее положения разработано для детей с ЗПР группы “Сударушка” ИБДОУ “Ддетский сад № 97 “Светлица” в соответствии с законом РФ “Об образовании (ст. 18, 52), семейным кодексом (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения.

Студия “Мы рады друг другу” – объединение детей с ЗПР и родителей под руководством группы педагогов, имеет консультативно-обучающий принцип организации работы с родителями воспитанников ДОУ.

Срок данного положения действует в течении работы Студии для родителей “мы рады друг другу” (далее Студия).

Цели и задачи Студии.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

1. Условия реализации работы Студии.

1.1. Занятия Студии проводятся 1 раз в месяц музыкальным руководителем совместно со специалистами ДОУ.

1.2. День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ.

1.3. Формы проведения мероприятий студии: занятия, праздники и развлечения, консультации для родителей и воспитателей

1.4. Материалы мероприятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке “Для Вас, родители”.

2. Права участников Студии.

2.1. Коллектив участников Студии – родители воспитанников группы – имеют право: добровольно входить и выходить из Студии, вносить предложения по изменению графика работы Студии, участвовать в мероприятиях Студии.

2.2. Каждый участник студии имеет право:

Посещать и принимать участие в совместных мероприятиях с детьми на занятиях студии “Мы рады друг другу”, получить индивидуально консультацию психолога, учителя – дефектолога по имеющимся вопросам и проблемам развития ребенка с ЗЛР, получить консультацию музыкального руководителя по музыкальному развитию детей с ЗПР.

Познакомиться с образцами классической музыки и формами организации слушания музыки дома посредством наработанных практических материалов руководителями и участниками Студии.

3. Обязанности участников Студии.

Родители обязаны посещать мероприятия Студии и принимать активное участие в ее работе.

4. Обязанности руководителей Студии.

4.1. Своевременно предоставлять устную и наглядную информацию членам Студии о тематике, содержании и дате проведения мероприятий.

4.2. Предоставлять возможность членам Студии участвовать в работе Студии, совместных мероприятиях с детьми в ДОУ.

Прспективный план студии “мы рады друг другу”.

МесяцЗадачиСодержание работыРезультат работы
ОктябрьКоррекционная работа средствами музыкально – ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.)Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
восприятие музыки.

Движения под музыку.

Игра на ДМИ.

Диагностика музыкальных способностей детей с ЗПР на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

НоябрьРазвитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностейЗанятия с детьми направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.
Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.
ДекабрьМузыкотерапия, как вспомогательное средство, облегчающие эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.Консультации для родителей и воспитателей “музыка и цвета”,
“ты откуда к нам пришел, дед мороз?”

Выставка детского рисунка “зимняя палитра”.

Участие детей в новогодних утренниках.

ЯнварьСпециальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми совместно с учителем – дефектологом.Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения
Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

ФевральСлушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельностиСлушание классической музыки

(чайковского, грига, моцарта, баха, шопена, глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

МартСпособности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими.Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.
АпрельОптимизация тонуса, коррекция психических процессов(концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации.Совместная работа с учителем – психологомСоздание консультативных центров для родителей “советы дефектолога”, “советы психолога”.

Диагностики музыкальных способностей детей с зпр на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

МайТренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики.Подведение итогов года совместно с психологом и учителем – дефектологом МБДОУ.Презентация стенда “Мы рады друг другу”.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя, учителя – дефектолога и психолога МБДОУ поставленные задачи были достигнуты и реализованы. дети с интересом участвовали в тематических развлечениях и праздниках. Активно откликнулись и родители. результатом работы стали: праздник, проведенный совместно с родителями “У Осени в гостях”, где дети принимали активное участие в играх, песнях, танцах. дети познакомились с временем года – осень, с особенностями этого времени года. Также была реализована выставка детского рисунка “зимняя палитра”, дети и родители под присмотром учителя – дефектолога и психолога МБДОУ рисовали “музыку”, действие оказалось очень ярким и интересным. Новогодний утренник, что может быть впечатляющее, дед мороз и снегурочка, да еще с хитрой гостей Лисой – плутовкой. в феврале состоялся вечер с родителями – “Музыка души” посвященный слушанию музыки. в марте месяце – традиционный праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Также совместно с родителями был проведен “Вечер хороводных игр”, дети играли в русские народные игры, пели , плясали, музицировали. Не безучастны, оставались и родители, которые с радостью участвовали в музыкальных номерах и восхищались своими детьми.

Завершением учебного года стало презентация стенда “Мы рады друг другу”, на стенде были продемонстрированы фотоматериалы, отзывы родителей, педагогов. Но самое главное – это те положительные эмоции детей, для которых это все придумано и воплощено в жизнь!

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка

Екатерина Аллаярова
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка

Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дети овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезотерапии, основанной на взаимодействии музыки, движения, слова.

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Коррекционные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.

Задачи коррекционной ритмики:

1. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.

2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.

3. Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, умения правильно выполнять правила выполнения упражнений.

Методы музыкально-ритмического образования детей с проблемами в развитии направлены на:

Формирование основ музыкальной культуры, овладение ребенка определенными способами и средствами выражения, присущими разным видам музыкальной деятельности, методов и приемов музыкально-ритмического обучения т воспитания детей с проблемами определяются:

– целями и задачами коррекционно-музыкального развития детей;

– специфическими особенностями воздействия музыки как одного из видов искусства;

– возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей (их интересами и склонностями, уровнем подготовки, особенностями и степенью отклонений в их развитии);

– разнообразием форм организации музыкальной деятельности; объемом и качкством музыкальной информации;

– мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями музыкального развития.

Специфические особенности средств коррекционной ритмики: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения регулирующие мышечный тонус; упражнения активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального ритма; ритмические упражнения, пение; упражнение на формирование темпа, ритма, интонации; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения на развитие творческой инициативы.

При проведении коррекционно- ритмических занятий необходимо регулирование двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил и следующего за ним отдыха. Отбор методических приемов с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а так же в развитии музыкальных способностей.

Коррекционная направленность ритмических занятий обусловлена поэтапностью коррекционной работы при устранении различных нарушений в развитии.

Вне зависимости от направления дефектологической подготовки (логопедия, олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогика) в образовательных организациях следует особое внимание уделить коррекционной ритмике.

Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо.

Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка Консультация. «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Игра — это формирование личности ребенка Мир игр-особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом.

Информационно-коммуникативные технологии как средство развития творческой личности Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности дошкольников Современным дошкольникам интересен не.

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Консультация для родителей «Фольклор — средство развития личности ребенка» Консультация для родителей. «Фольклор – средство развития личности ребенка». С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается.

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная (мобильная) игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Описание использованного.

Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка «Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем…» Иоахим.

Пластилинография-средство всестороннего развития личности О. П. Лаврентьева ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольный возраст является наиболее актуальным.

Ритм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенка Ритм – блоки (мини комплексы ритмической гимнастики) – это небольшие по длительности, но с достаточной физической нагрузкой и эмоциональные.

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 307 Красноармейского района города Волгограда

Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР

руководитель Айвазян К. А.

«Музыкальная ритмика» – система педагогических средств, направленных на организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыка, движение и слово – это «три кита» лежат в основе ритмики

По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

В наш детский сад в группу с ЗПР приходят дети из разных дошкольных учреждений. Важным этапом в коррекционной работе с такими детьми является первоначальное психолого-педагогическое обследование. Оно помогает выстроить прогноз решения как коррекционных, так и других задач, учитывая разноуровневое развитие детей, их индивидуально-психологические особенности.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Степень развития музыкально-ритмических и двигательных способностей детей нами оценивается по 6 уровням: критический, низкий, ниже среднего, средний,

выше среднего, высокий.

Обследование проводится по следующим параметрам: музыкальность, координация и ловкость движений, чувство ритма, объём двигательных навыков и творчество.
Результаты обследования на начальном этапе оказались довольно низкими. Это связано с особенностями развития детей с ЗПР: слабое внимание, память; не развита эмоционально-волевая сфера; задачи развития эмоциональной-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех занятиях, но реализуются они в определённой последовательности. Так, например, на занятиях с психологом дети знакомятся с различными эмоциями, а затем применяют и закрепляют умения в этюдах на занятиях К. Р. Часть же задач входит в той или иной степени в занятия каждого педагога в коррекционного детского сада. У детей почти отсутствует чувство ритма; дети плохо ориентируются в пространстве и не могут чётко координировать свои действия. В первую очередь, данную проблему мы решаем на музыкально-ритмических занятиях. Они имеют специфическую структуру. К традиционным разделам мы добавили упражнения коррекционного плана.

Структура музыкально-ритмического занятия.

  1. Ритмическая разминка.
  2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
  3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  4. Этюд, для развития выразительности мимики.
  5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
  6. Упражнения на координацию речи. Движения
  7. Релаксационное упражнение под музыку

Из-за отсутствия воображения, дети не могут себя творчески проявить.

Предложенная структура очень гибкая. Её разделы я варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Важно отметить, принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям с ЗПР из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой. По такому же принципу построена и предложенная структура.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Говоря о значении ритмики, можно показать использование её элементов во всех разделах музыкально-ритмического занятия. Так, например, в разделе «Слушание музыки», в целях активизации внимания и увеличения объёма восприятия, мы используем приём оркестровки, а также приём сопровождения восприятия музыкально-двигательными реакциями. А в разделе «Пение» используем приёмы логопластики с целью лучшего запоминания слов, а также приём дирижирования, с помощью которого руки детей становятся плавными и свободными, а движения передают ритм, длительности, динамику и характер песен.

Приложение:

Старшая группа:

Упражнение «Вот такие звери»

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки. Педагог может выбрать персонажи, знакомые детям, по своему усмотрению и на разных занятиях их менять.

Упражнение «Запомни своё место в колонне»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

И. П. Дети стоят в колоне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При сене музыки разбегаются врассыпную. На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить шаг.

Упражнение «Слушай хлопки»

Цель: развитие способности программировать свои действия на основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания.

И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении. Когда педагог хлопает, а ладоши один раз, дети останавливаются и принимаю позу «аиста», если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу. В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну.

Подготовительная группа

Игра «Разведчик»

Цель: развитие наблюдательности и памяти, умения ориентироваться в пространстве.

В зале расставлены стулья в произвольном порядке. Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков». Он объясняет им: «Чтобы (командиру)» провести отряд, необходимо запомнить путь (разведчика)

Игра «Загадочный ритм»

Цель: развивать концентрацию внимания и слуховую память.

Оборудование: деревянные палочки или кубики.

Все сидят в кругу. Педагог задаёт метрическую пульсацию в одном из размеров 2/4 или 34, далее передаёт палочки ребёнку, который повторяет пульсацию и исполняет свою ритмическую фигуру в заданном размере. Далее палочки передаются следующему ребёнку. Его задача – повторить, и присоединить свою ритмическую фигуру и т. д.

Игра «Телефонная линия»

Цель: Помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность.

Дети сидят в ряд, один за другим. Ведущий ладонью прохлопывает ритмический рисунок по спине сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения. Последний ребёнок, кому передано сообщение, должен его озвучить.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР. Детский сад 50. Конспект занятия

Лирнык А.А. Конспект занятий в детском саду

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только МБДУ “Детский сад № 97 “Светлица”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “Дети с проблемами”, “Дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “Дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

В нашем ДОУ обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с учителем – дефектологом, педагогом психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ЗПР “Сударушка” создана детско-родительская студия “Мы рады друг другу”.

Положение о студии “мы рады друг другу”.

Настоящее положения разработано для детей с ЗПР группы “Сударушка” ИБДОУ “Ддетский сад № 97 “Светлица” в соответствии с законом РФ “Об образовании (ст. 18, 52), семейным кодексом (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения.

Студия “Мы рады друг другу” – объединение детей с ЗПР и родителей под руководством группы педагогов, имеет консультативно-обучающий принцип организации работы с родителями воспитанников ДОУ.

Срок данного положения действует в течении работы Студии для родителей “мы рады друг другу” (далее Студия).

Цели и задачи Студии.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

1. Условия реализации работы Студии.

1.1. Занятия Студии проводятся 1 раз в месяц музыкальным руководителем совместно со специалистами ДОУ.

1.2. День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ.

1.3. Формы проведения мероприятий студии: занятия, праздники и развлечения, консультации для родителей и воспитателей

1.4. Материалы мероприятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке “Для Вас, родители”.

2. Права участников Студии.

2.1. Коллектив участников Студии – родители воспитанников группы – имеют право: добровольно входить и выходить из Студии, вносить предложения по изменению графика работы Студии, участвовать в мероприятиях Студии.

2.2. Каждый участник студии имеет право:

Посещать и принимать участие в совместных мероприятиях с детьми на занятиях студии “Мы рады друг другу”, получить индивидуально консультацию психолога, учителя – дефектолога по имеющимся вопросам и проблемам развития ребенка с ЗЛР, получить консультацию музыкального руководителя по музыкальному развитию детей с ЗПР.

Познакомиться с образцами классической музыки и формами организации слушания музыки дома посредством наработанных практических материалов руководителями и участниками Студии.

3. Обязанности участников Студии.

Родители обязаны посещать мероприятия Студии и принимать активное участие в ее работе.

4. Обязанности руководителей Студии.

4.1. Своевременно предоставлять устную и наглядную информацию членам Студии о тематике, содержании и дате проведения мероприятий.

4.2. Предоставлять возможность членам Студии участвовать в работе Студии, совместных мероприятиях с детьми в ДОУ.

Прспективный план студии “мы рады друг другу”.

МесяцЗадачиСодержание работыРезультат работы
ОктябрьКоррекционная работа средствами музыкально – ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.)Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
восприятие музыки.

Движения под музыку.

Игра на ДМИ.

Диагностика музыкальных способностей детей с ЗПР на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

НоябрьРазвитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностейЗанятия с детьми направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.
Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.
ДекабрьМузыкотерапия, как вспомогательное средство, облегчающие эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.Консультации для родителей и воспитателей “музыка и цвета”,
“ты откуда к нам пришел, дед мороз?”

Выставка детского рисунка “зимняя палитра”.

Участие детей в новогодних утренниках.

ЯнварьСпециальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми совместно с учителем – дефектологом.Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения
Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

ФевральСлушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельностиСлушание классической музыки

(чайковского, грига, моцарта, баха, шопена, глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

МартСпособности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими.Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.
АпрельОптимизация тонуса, коррекция психических процессов(концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации.Совместная работа с учителем – психологомСоздание консультативных центров для родителей “советы дефектолога”, “советы психолога”.

Диагностики музыкальных способностей детей с зпр на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

МайТренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики.Подведение итогов года совместно с психологом и учителем – дефектологом МБДОУ.Презентация стенда “Мы рады друг другу”.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя, учителя – дефектолога и психолога МБДОУ поставленные задачи были достигнуты и реализованы. дети с интересом участвовали в тематических развлечениях и праздниках. Активно откликнулись и родители. результатом работы стали: праздник, проведенный совместно с родителями “У Осени в гостях”, где дети принимали активное участие в играх, песнях, танцах. дети познакомились с временем года – осень, с особенностями этого времени года. Также была реализована выставка детского рисунка “зимняя палитра”, дети и родители под присмотром учителя – дефектолога и психолога МБДОУ рисовали “музыку”, действие оказалось очень ярким и интересным. Новогодний утренник, что может быть впечатляющее, дед мороз и снегурочка, да еще с хитрой гостей Лисой – плутовкой. в феврале состоялся вечер с родителями – “Музыка души” посвященный слушанию музыки. в марте месяце – традиционный праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Также совместно с родителями был проведен “Вечер хороводных игр”, дети играли в русские народные игры, пели , плясали, музицировали. Не безучастны, оставались и родители, которые с радостью участвовали в музыкальных номерах и восхищались своими детьми.

Завершением учебного года стало презентация стенда “Мы рады друг другу”, на стенде были продемонстрированы фотоматериалы, отзывы родителей, педагогов. Но самое главное – это те положительные эмоции детей, для которых это все придумано и воплощено в жизнь!

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Программа по развитию произвольности внимания, двжений, эмоций, поведения и общения детей 5–6 лет
Открытое занятие по театрализованной деятельности “Мы играем”
Методические рекомендации к планированию содержания деятельности к проведению недели психологии на дошкольном отделении
Психологическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Кружок “Светофорик”
| коррекционная | коррекционная школа | ритмика | программа ритмика | Как | средство | народные средства | гармонизации | гармонизация отношений | личности | развитие личности | ребенка | ребенок дитя | зпр | классы зпр | детский | детский сад | Страничка психолога | Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР Детский сад
Реклама:

Распечатать Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Cогласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только “норму” от “не нормы”, но и выявляя разные формы и степени нарушений.

Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.

Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

Особенности проявления ЗПР.

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально – волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

Проблемы в обучении этих детей столь значительны, что для них создаются специальные (коррекционные) группы в условиях дошкольного образовательного учреждения, в которых детям оказываться не только педагогическая, но и логопедическая и психологическая помощь.

В МБДОУ д/с № 67 с 2005 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

«Коррекционная ритмика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Задачи, содержание, структура занятий с элементами КР.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).

Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно – развивающее.

Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы» – С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Занятия с элементами КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия с элементами КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

На основании изученной литературы и опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития специалистами МБДОУ д/с № 67 были разработаны интегрированные музыкальные занятия. Занятия проводятся 1 раз в месяц и строятся по определенной постоянной схеме:

1. Вводная часть:

– Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем, психологом и детьми.

– Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).

2. Основная часть:

– Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).

– Пение (в соответствии с образовательной программой).

– Игры, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).

3. Заключительная часть:

– Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).

– Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение ([19], А.С. Ромен, Э.С. Исакова, 1977; Д. Мюллер-Хегеман, М. Махач, 1983; Ота Грегор, 1991, и др.). Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части музыкального занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, то есть отработанные на коррекционных занятиях с психологом.

Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкального руководителя и педагога-психолога, можно сделать вывод, что интегрированные занятия с элементами коррекционной ритмики являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 344 с.

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластики детей).- СПб: ЛОИРО, 2000. – 200 с.

3. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004 – 324с.

4. Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2003. – 800 с.

5. Каплунова И. М., Новооскольцева И. А. Программа «Ладушки».- СПб: «Композитор», 1999 – 59 с.

6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика //Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.

7. Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. – №4. – 2002. – С. 19.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука (Ш)
Ссылка на основную публикацию