Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике по теме

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи,

2. Формирование правильного звукопроизношения,

3. Обучение игровой деятельности и ее развитие,

4. Ознакомление с художественной литературой,

5. Развитие элементарных математических представлений,

6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_uchitelya-logopeda.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 176»

Заводского района г. Саратова.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

г. САРАТОВ, 2018 г.

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, 2. Формирование правильного звукопроизношения, 3. Обучение игровой деятельности и ее развитие, 4. Ознакомление с художественной литературой, 5. Развитие элементарных математических представлений, 6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Индивидуальную работу учитель-логопед проводит по коррекции звукопроизношения, а учитель-дефектолог – по развитию познавательных процессов. С воспитанниками группы также проводят коррекционную работу педагог-психолог на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в процессе организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Характерные признаки ЗПР:

– ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

– низкий уровень познавательной активности,

– недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

– более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции, это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями.

Исследование грамматического строя речи детей выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно – падежных конструкций. (У белка пушистый хвост). Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла), падеже (Первое сентября дети идут в школу).

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется

нарушением речи как системы. В коррекционную группу поступают дети с логопедическими заключениями: ОНР 1, 2, 3 уровня, а также системное недоразвитие речи.

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий :

· Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

· Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по музыке;

· Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

· Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят: · Развитие и совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики;

· Развитие слухового восприятия, внимания;

· Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства ритма;

·Формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;

· Совершенствование лексических и грамматических средств языка;

· Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, психолога и других специалистов, возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи и предъявляли единые требования детям. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

В ходе работы с детьми с ЗПР установлено, что наибольшие трудности у всех вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно-падежными конструкциями.

Исходя из выявленных в ходе особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:

* развитие умения использовать в речи предлоги;

* развитие навыков конструирования предложений;

* обучение согласованию различных частей речи.

Обучение согласованию различных частей речи, образованию относительных прилагательных; отработка навыка правильного употребления единственного и множественного числа существительных; употребления в речи уменьшительно-ласкательных существительных и построения правильных предложений с ними проводится в различных играх и игровых упражнениях: «Семицветик», «Зашнуруй и назови», «Магазин», «Логический домик».

Развитию умения правильно конструировать предложения, способствует театрализованная деятельность.

Работа над предлогами начинается с простых предлогов “в”, “на”, “под”. Отработка проводиться с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Далее детям предлагается составить предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Для активизации в речи предлогов, предлагается использовать «Волшебный кубик», на гранях которого обозначены схемы предлогов.

Затем детей знакомят с предлогами “у”, “с”, “по”, “до”, “из”, “за”, “к”, «из-за», «из-под», «между».

Для детей с задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов–слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако детям с ЗПР в отличие от детей с ОНР в силу выраженности нарушений, требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве. С учётом специфики диагнозов детей, обучающихся в данной группе, учитель-логопед на своих занятиях особое внимание уделяет развитию мелкой моторики. Для этого используют пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, с использованием предметов, пружинных и шариковых массажёров, самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» , пальчиковую гимнастику с использованием элементов массажа БАТ «биологически активных точек» на руках, ушах, ногах. Для стимуляции БАТ на стопах ног, дети бегают по дорожке, выложенной галькой, а также выполняют релаксирующие и логоритмические упражнения, дыхательную и психогимнастику. Особое место занимают нетрадиционные технологии обучения: «песочная терапия», техника «су-джок»

Организация обучения детей с ЗПР требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Тем более что у детей к нарушениям речи присоединяется и задержка психического развития, и синдром дефицита внимания и гиперактивности. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Учитель-логопед не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но и дает возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». Они предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Совместная работа логопеда и родителей — один из важнейших компонентов коррекционной работы, которая во многом определяет его успешность. Работа с семьей ребёнка с ЗПР, направлена на повышение компетентности и педагогической грамотности родителей, проявление заинтересованности и активизацию их в различных мероприятиях.

На всех этапах работы – диагностическом, коррекционном, профилактическом учитель-логопед придает большое значение информированности. При необходимости стимулирует обращение родителей с ребенком к узким специалистам: врачу-неврологу, психиатру, педиатру и др. Все эти вопросы решаются на заседаниях консилиума (ПМПк), индивидуальных консультациях.

В группе для детей с ЗПР важно правильно распределить обязанности между всеми специалистами. Четко выполнять программные задачи и осуществлять взаимодействие между логопедом и дефектологом. Ведь решается одна единая задача: подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью. Эти рекомендации помогут ребенку в исправлении дефектов речи.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»

для родителей, учителей, воспитателей

по работе с детьми с задержкой психического развития

учитель – логопед Н.М. Тетенова

МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.

Учитель является партнером для ученика в познании мира, и его задача дать ребенку знания так чтобы ему было интересно их как получать, так и самостоятельно их добывать. Учащегося необходимо заинтересовать, дать мотивацию к размышлению и к поиску знаний.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь. Работа направлена на:

Направления работы

Чтобы осуществить комплексный подход к выявлению и коррекции речевых нарушений с целью оказания своевременной действенной помощи и обеспечения преемственности в работе необходимо осуществлять взаимосвязь с:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед должен вместе с родителями решать проблемы ребенка. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Определить количество звуков в словах – ус, дом, роза.

Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы

Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.

Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] – [ж]:

Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]

На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш – ш – ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.

Короткое произнесение звука [ш – ш – ш]

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Назови одним словом:

Свитер, пальто, шорты –

Сапоги, туфли, валенки –

Блюдце, сковорода, чайник –

Помидор, капуста, свекла –

Кошка, слон, волк –

Автобус, электричка, самолёт –

Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа

Что это? Стол – столы

Ответь на вопросы:

Где лежит карандаш? (в коробке)

А теперь (на столе)

Откуда я достал карандаш (из коробки)

Откуда упал карандаш? (со стола)

А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)

Формирование связной речи

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

– Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)

Составь рассказ по сюжетной картинке

Составь рассказ по серии сюжетных картинок

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

– наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

– способности к запоминанию;

– способности к переключению;

– навыков и приемов самоконтроля;

– произвольности общения и поведения

Произнеси слоги и слова отраженно

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы

За-за-за- уходи домой коза

Ра-ра-ра- Кате спать пора

Послушай внимательно и повтори скороговорку:

Растет крупный виноград.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака и три тритона.

Формирование полноценных учебных умений

– планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);

– контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

– работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);

– применение знаний в новых ситуациях;

Назови заштрихованные буквы

Прочитать слово, найти его изображение на картинке

Картинки: капуста, морковь, бабочка, птичка, помидоры

Записать прямые слоги: па,ба,са,ко,лу,шо,чи,мя,нё,лю

Диктант слов различной слоговой структуры: куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

– умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкции;

– умения понять и принять учебную задачу, поставленную в устной форме;

– умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия.

Прочти предложение и выполни соответствующее действие

Встань со стула.

Посмотри в окно.

Определи правильно и неправильно написанные буквы

Формирование коммуникативных умений и навыков учебной деятельности

– ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

– ответы на вопросы по ходу учебной работы;

– ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирование связного высказывания);

– применение инструкции при подготовке развернутого высказывания;

– употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

– обращение к учителю – логопеду или товарищам по группе за разъяснением;

– пояснение инструкции с использованием новой терминологии;

– развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итого занятия;

– формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

– соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог);

– составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Сравни пары сюжетных картинок и составь по ним предложения

Кошка сидит на стуле. – Кошка сидит под стулом.

Мяч лежит на столе. – Мяч лежит под столом.

Белка сидит на елка.- Белка сидит под елкой.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, один начинает рассказ, второй учащийся продолжает

На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу…

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная логопедическая работа по коррекции нарушений речи позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:

– сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

– освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

– освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

– накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

– уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

– формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

– развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

– формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.

Начинать работать над учебной мотивацией ребёнка с задержанным развитием лучше хотя бы за год-два до школы.

Какие особенности детей с ЗПР нужно знать,
чтобы правильно найти к ним подход?

1. Незрелость эмоционально-волевой сферы:
ребёнок соглашается выполнять только те задания, которые ему интересны; на требование взрослого выполнить какое-нибудь рутинное задание или задание, которое в прошлый раз у него не получилось, ребёнок может ответить резким отказом и даже истерикой; ребёнок не усваивает новых требований к поведению – может встать среди урока и ходить по классу, что-то резко выкрикнуть, на просьбу учителя сделать задание в прописи, может вместо этого нарисовать там рисунки и т.д.; такой ребёнок не понимает наказания (он не может увязать наказание с совершённым им поступком), не дифференцирует отметки в дневнике на плохие и хорошие – главное, что они там есть и т.п.

2. Нарушение внимания и концентрации:
ребёнка легко отвлечь от занятия посторонними звуками в комнате, за окном, если перед занятием он посмотрел мультфильм и теперь витает в облаках);

3. Повышенная психическая утомляемость:
ребёнок быстро устаёт делать не очень интересное ему задание, поэтому часто бросает его на пол пути);

4. Трудности с ориентацией в пространстве :
часто такой ребёнок затрудняется запомнить дорогу от класса до туалета, затрудняется найти свой домашний адрес и т.п.);

5. Нарушена координация движений:
неуклюжесть, неумение повторить движение за взрослым), мелкая моторика (ему трудно правильно держать ручку, карандаш, вследствие чего возникают трудности с рисованием, письмом, трудности в вырезании из бумаги);

6. Трудности в самообслуживании:
ребёнку трудно самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде, организовать свою деятельность – он может разбросать на парте школьные принадлежности и не собрать их потом в ранец, отчего часто всё теряет).

7. Ребёнку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием, т.е., он слышит просьбу взрослого, но не до конца понимает, что от него хотят. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление (они лучше понимают обращенную к ним речь, если сопровождать её картинками);

8. Высокий уровень тревоги, низкая самооценка:
для таких детей губительна критика, наказание, они не уверенны в себе, часто бояться проявить инициативу.

Бывает, что к вышеперечисленным особенностям добавляется энурез, энкопрез, невротические реакции (навязчивые состояния – сосание пальцев, тики, другие действия), фобии (страх скопления людей, страх громкой музыки, страх новой пищи, непривычного места, темноты, насекомых и т.п.

Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР:

1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребёнка как дома, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);

2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. Выполнил задание – получи плюшку. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;

3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребёнок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку: «а давай послушаем тишину» и т.д.);

4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса), т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не “собери игрушки”, а “сначала собери кубики, потом конструктор” и т.п.). Во время занятия избегайте посторонних шумов. Ограничьте просмотр телевизора – максимум 40 минут в день;

5. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно;

6. Прививайте ребёнку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);

7. Проявляйте настойчивость – чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;

8. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение;

9. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.;

10. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;

11. Чтобы ребёнок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития – выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребёнок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);

12. Во время занятий с ребёнком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Если ваш ребёнок умеет разговаривать, любит книги, предложите ему побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребёнку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу;

13. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;

14. Когда ребёнок начнёт учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учёба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;

15. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);

16. Предоставляйте ребёнку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;

17. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки, занятия с песком. Также есть много других техник работы с тревогой и страхами.

Главное при работе с детьми с задержкой развития – благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность.

Консультация для педагогов, работающих с детьми с ЗПР

Педагогу, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше о данной форме дизонтогенеза. А при проведении любого вида занятий или игр надо помнить, что мы решаем не только задачи общеобразовательной программы, но в первую очередь – коррекционные задачи.

В работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать такие психологические особенности, как нестойкость и незрелость эмоциональной сферы; истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность; изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).

Для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития важно единство требований со стороны воспитателей и всех специалистов. Кроме того, так как для детей с ЗПР, особенно со сниженной познавательной активностью, часто характерно избегание произвольной деятельности, то важно соблюдать четкий последовательный режим занятий для того, чтобы исключить возможность незавершения начатых ребенком действий.

Педагогу в своей деятельности нужно учитывать направления и задачи психокоррекции познавательной сферы у детей с различными формами задержки психического развития:
1. Дети с некоторыми формами ЗПР испытывают трудности при выделении, осознании и принятии цели действия. Задача педагога – формировать познавательные мотивы:
• создавать проблемные учебные ситуации;
• стимулировать активность ребенка на занятии;
• обратить внимание на тип семейного воспитания.
Посредством создания игровых учебных ситуаций; дидактических и развивающих игр.

2. Детей с ЗПР отличает неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию. Задача педагога – обучать ребенка планированию своей деятельности во времени:
• предварительно организовывать ориентировки в заданиях;
• анализировать с ребенком используемые способы деятельности
Посредством обучения детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).

3. Дети с ЗПР не умеют контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.
Задача педагога – обучить контролю:

• по результатам;
• по способу деятельности;
• в процессе деятельности.
Посредством игр и упражнений на внимание, память, наблюдательность; обучения конструированию и рисованию по моделям.

Важно отметить, что в психокоррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата важно учитывать, что развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия, поэтому важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в процессе конструктивной деятельности. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей следует учитывать форму и степень задержки психического развития.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Избегайте сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить (под руководством учителя – дефектолога).

Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине, видеоматериалу.

При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий специалистов.

Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

Каждый день
Создавайте ситуации успеха, поощряйте за малейшие достижения.
Не концентрируйте внимание на недостатках ребенка.
Давайте ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробите ее на части.
Активизируйте работу всех анализаторов. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, трогать и обследовать и т.д.

Соблюдайте принцип наглядности.
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию, использовать прием неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
Необходимо прибегать к дополнительному стимулированию (похвала, жетоны, фишки, наклейки и др.), использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
Создавайте максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживайте атмосферу доброжелательности.
Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
На занятиях и в режимные моменты необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
Давайте посильные поручения, вырабатывайте самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
Предоставляйте ребенку выбор, формируйте умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Учите анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивайте на положительной ноте.
Включайте ребенка в общественную жизнь, показывайте его значимость в социуме, учите осознавать себя личностью.
Устанавливайте доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относитесь к запросу родителей, к тому, что на их взгляд важно и нужно в данный момент для ребенка, договаривайтесь о совместных действиях в поддержку ребенка

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей

Никонюк Екатерина Юрьевна
«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

– сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

– достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

– способность к выполнению основных мыслительных операций;

– достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

– развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

– определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок

должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ

гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводить не достаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения.

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» «Речевая подготовка детей к школе в семье» Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности – портфель, форму,.

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой готовности ребёнка к школе. Что же такое речь? Речь – это процесс общения, поэтому готовность.

Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

Речевая готовность ребенка к школе Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Речевая готовность ребёнка к школе Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» на родительском собрании в подготовительной группе Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 05.12.2013

Статья просмотрена: 2405 раз

Библиографическое описание:

Токарева Е. А. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4577/ (дата обращения: 28.02.2020).

В настоящее время неуклонно растет число детей с проблемами в развитии. По этой причине растет значимость образовательных учреждений компенсирующего вида. Детский сад компенсирующего типа (с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции) опирается на компенсирующее обучение, т. е. на создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Компенсирующее обучение — это, в первую очередь, индивидуальное обучение.

Понятие ЗПР («задержка психического развития») употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Основной целью коррекционного детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Деятельность учителя-логопеда в детском саду компенсирующего вида организуется с учетом особенностей детей с ЗПР и опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В своей работе педагог должен учитывать структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР, информацию о здоровье ребенка, условия жизни и воспитания в семье, возраст ребенка на момент поступления в детский сад, длительность пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида. Свою педагогическую деятельность учитель-логопед строит на диагностической основе.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации того процесса. Основными задачами обследования детей являются:

– изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

– выявление уровня обучаемости, то есть степени овладения знаниями, умениями, навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

– определение характера динамики развития и обучаемости;

– дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

– определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

Диагностическая работа специалистов в коррекционном детском саду строится на основе психолого-дидактических принципов, раскрытых в трудах Л.С, Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и других. При обследовании используют апробированные методики и диагностические комплексы С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е.А, Стребелевой, О. Н. Усановой, Л. А. Вегнера и других.

Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специального детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.

Диагностическая работа специалистов должна быть комплексной, а значит включать работу врачей, психолога, педагогов. Диагностическая работа начинается с изучения медицинской документации, т. к. это дает возможность выявить причины и характер ЗПР, определить стратегии психолого-педагогического воздействия.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-логопеда в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель-логопед (совместно с учителем-дефектологом и психологом) исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. В ходе этого исследования выявляется уровень «обученности» каждого ребенка, т. е. сформированности знаний, умений и навыков. Содержание диагностической работы определяется «Образовательной программой» детского сада и «Учебным планом». Задачи обследования речи решают совместно учитель-логопед и дефектолог. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Также логопед обследует состояние связной речи, т. к. при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных составляется психолого-педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в специальном детском саду включает в себя развитие речи и коммуникативных способностей и является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эту работу учитель-логопед осуществляет совместно с учителем-дефектологом и психологом. Развитие диалогической и монологической речи осуществляется с помощью специальных игровых приемов, упражнений, театрализованных и дидактических игр, специально спланированных бесед и совместных обсуждений. Учитель-логопед в своей педагогической работе способствует формированию у детей с ЗПР навыков языкового анализа и синтеза, развитию тонкой и мелкой моторики и подготовке руки к письму. Подготовка к обучению грамоте учителем-логопедом осуществляется на специальных занятиях.

Реализация коррекционно-развивающих задач в условиях специального детского сада осуществляется интегрировано. Например, на занятии по «Развитию речи», помимо основных, могут решаться задачи: формирование мыслительных операций, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия; ознакомление с окружающим миром.

Таким образом, в условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе.

В своей коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ЗПР учитель-логопед учитывает закономерности формирования высших психических функций и закономерности развития личности в онтогенезе. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций. На последующих этапах приоритетным направлением работы логопеда становится развитие речи и коммуникативной деятельности.

Развитие речи и коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагают:

– формирование функций речи (особенно регулирующей планирующей);

– создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

– формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

– стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения.

Свою коррекционно-развивающую работу учитель-логопед проводит в тесном взаимодействии с учителем-дефектологом и психологом. Задачи работы всех специалистов перекликаются практически на всех занятиях. Помимо коррекционно-образовательной работы, перед учителем-логопедом встают задачи оптимального взаимодействия с семьями детей. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы зависит от грамотно построенной социально-педагогической деятельности с семьями воспитанников.

1. Борякова Н. Ю., Косицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект).- М.: Секачев, 2008. — 78 с.

Читайте также:  Презентация Сурдо-логопедический тренажер Дельфа-130
Ссылка на основную публикацию