Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Аннотация: Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития.

Статья:

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.

Учитель является партнером для ученика в познании мира, и его задача дать ребенку знания так чтобы ему было интересно их как получать, так и самостоятельно их добывать. Учащегося необходимо заинтересовать, дать мотивацию к размышлению и к поиску знаний.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью.

Виды нарушений

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь.

Направления работы

Чтобы осуществить комплексный подход к выявлению и коррекции речевых нарушений с целью оказания своевременной действенной помощи и обеспечения преемственности в работе необходимо осуществлять взаимосвязь с:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед должен вместе с родителями решать проблемы ребенка. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Определить количество звуков в словах – ус, дом, роза.

Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы

Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.

Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] – [ж]:

Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]

На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш – ш – ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.

Короткое произнесение звука [ш – ш – ш]

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Назови одним словом:

Свитер, пальто, шорты –

Сапоги, туфли, валенки –

Блюдце, сковорода, чайник –

Помидор, капуста, свекла –

Кошка, слон, волк –

Автобус, электричка, самолёт –

Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа

Что это? Стол – столы

Ответь на вопросы:

Где лежит карандаш? (в коробке)

А теперь (на столе)

Откуда я достал карандаш (из коробки)

Откуда упал карандаш? (со стола)

А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)

Формирование связной речи

– Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

– Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)

Составь рассказ по сюжетной картинке

Составь рассказ по серии сюжетных картинок

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

– наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

– способности к запоминанию;

– способности к переключению;

– навыков и приемов самоконтроля;

– произвольности общения и поведения

Произнеси слоги и слова отраженно

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы

За-за-за- уходи домой коза

Ра-ра-ра- Кате спать пора

Послушай внимательно и повтори скороговорку:

Растет крупный виноград.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака и три тритона.

Формирование полноценных учебных умений

– планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);

– контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

– работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);

– применение знаний в новых ситуациях;

Назови заштрихованные буквы

Прочитать слово, найти его изображение на картинке

Картинки: капуста, морковь, бабочка, птичка, помидоры

Записать прямые слоги: па,ба,са,ко,лу,шо,чи,мя,нё,лю

Диктант слов различной слоговой структуры: куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

– умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкции;

– умения понять и принять учебную задачу, поставленную в устной форме;

– умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия.

Прочти предложение и выполни соответствующее действие

Встань со стула.

Посмотри в окно.

Определи правильно и неправильно написанные буквы

Формирование коммуникативных умений и навыков учебной деятельности

– ответы на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

– ответы на вопросы по ходу учебной работы;

– ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирование связного высказывания);

– применение инструкции при подготовке развернутого высказывания;

– употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

– обращение к учителю – логопеду или товарищам по группе за разъяснением;

– пояснение инструкции с использованием новой терминологии;

– развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итого занятия;

– формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

– соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог);

– составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Сравни пары сюжетных картинок и составь по ним предложения

Кошка сидит на стуле. – Кошка сидит под стулом.

Мяч лежит на столе. – Мяч лежит под столом.

Белка сидит на елка.- Белка сидит под елкой.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, один начинает рассказ, второй учащийся продолжает

На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и ловит рыбу…

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Особенности работы учителя-логопеда в группе для детей с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике по теме

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи,

2. Формирование правильного звукопроизношения,

3. Обучение игровой деятельности и ее развитие,

4. Ознакомление с художественной литературой,

5. Развитие элементарных математических представлений,

6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_uchitelya-logopeda.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 176»

Заводского района г. Саратова.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

г. САРАТОВ, 2018 г.

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее. В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение по следующим направлениям:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, 2. Формирование правильного звукопроизношения, 3. Обучение игровой деятельности и ее развитие, 4. Ознакомление с художественной литературой, 5. Развитие элементарных математических представлений, 6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Индивидуальную работу учитель-логопед проводит по коррекции звукопроизношения, а учитель-дефектолог – по развитию познавательных процессов. С воспитанниками группы также проводят коррекционную работу педагог-психолог на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в процессе организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Характерные признаки ЗПР:

– ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

– низкий уровень познавательной активности,

– недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

– более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции, это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями.

Исследование грамматического строя речи детей выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно – падежных конструкций. (У белка пушистый хвост). Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла), падеже (Первое сентября дети идут в школу).

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется

нарушением речи как системы. В коррекционную группу поступают дети с логопедическими заключениями: ОНР 1, 2, 3 уровня, а также системное недоразвитие речи.

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий :

· Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

· Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по музыке;

· Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

· Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят: · Развитие и совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики;

· Развитие слухового восприятия, внимания;

· Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства ритма;

·Формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;

· Совершенствование лексических и грамматических средств языка;

· Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, психолога и других специалистов, возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи и предъявляли единые требования детям. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

В ходе работы с детьми с ЗПР установлено, что наибольшие трудности у всех вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно-падежными конструкциями.

Исходя из выявленных в ходе особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:

* развитие умения использовать в речи предлоги;

* развитие навыков конструирования предложений;

* обучение согласованию различных частей речи.

Обучение согласованию различных частей речи, образованию относительных прилагательных; отработка навыка правильного употребления единственного и множественного числа существительных; употребления в речи уменьшительно-ласкательных существительных и построения правильных предложений с ними проводится в различных играх и игровых упражнениях: «Семицветик», «Зашнуруй и назови», «Магазин», «Логический домик».

Развитию умения правильно конструировать предложения, способствует театрализованная деятельность.

Работа над предлогами начинается с простых предлогов “в”, “на”, “под”. Отработка проводиться с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Далее детям предлагается составить предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Для активизации в речи предлогов, предлагается использовать «Волшебный кубик», на гранях которого обозначены схемы предлогов.

Затем детей знакомят с предлогами “у”, “с”, “по”, “до”, “из”, “за”, “к”, «из-за», «из-под», «между».

Для детей с задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов–слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако детям с ЗПР в отличие от детей с ОНР в силу выраженности нарушений, требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве. С учётом специфики диагнозов детей, обучающихся в данной группе, учитель-логопед на своих занятиях особое внимание уделяет развитию мелкой моторики. Для этого используют пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, с использованием предметов, пружинных и шариковых массажёров, самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» , пальчиковую гимнастику с использованием элементов массажа БАТ «биологически активных точек» на руках, ушах, ногах. Для стимуляции БАТ на стопах ног, дети бегают по дорожке, выложенной галькой, а также выполняют релаксирующие и логоритмические упражнения, дыхательную и психогимнастику. Особое место занимают нетрадиционные технологии обучения: «песочная терапия», техника «су-джок»

Организация обучения детей с ЗПР требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Тем более что у детей к нарушениям речи присоединяется и задержка психического развития, и синдром дефицита внимания и гиперактивности. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Учитель-логопед не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но и дает возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». Они предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Совместная работа логопеда и родителей — один из важнейших компонентов коррекционной работы, которая во многом определяет его успешность. Работа с семьей ребёнка с ЗПР, направлена на повышение компетентности и педагогической грамотности родителей, проявление заинтересованности и активизацию их в различных мероприятиях.

На всех этапах работы – диагностическом, коррекционном, профилактическом учитель-логопед придает большое значение информированности. При необходимости стимулирует обращение родителей с ребенком к узким специалистам: врачу-неврологу, психиатру, педиатру и др. Все эти вопросы решаются на заседаниях консилиума (ПМПк), индивидуальных консультациях.

В группе для детей с ЗПР важно правильно распределить обязанности между всеми специалистами. Четко выполнять программные задачи и осуществлять взаимодействие между логопедом и дефектологом. Ведь решается одна единая задача: подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Консультация для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС (соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не развиваются предпосылки логического мышления, проявляется низкий уровень интеллектуальной активности, снижены речевые возможности, ограничен словарный запас об окружающем. В эмоционально-волевой сфере отмечается общая незрелость, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствии чего детям трудно подчиняться требованиям педагога.

И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе (С. Г. Шевченко, 2003).

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития: интеллектуального, эмоционального, социального.

Подготовка к школе осуществляется с целью помочь ребенку с нарушениями в развитии на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, и рассматривается не как самоцель, а как одно из средств, психического развития и воспитания у него положительных качеств личности.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставим следующие задачи:

  • Освоение эталонов цвета, формы, величины;
  • Освоение понимания между временными, пространственными, количественными отношениями;
  • Освоение продуктивных видов деятельности;
  • Развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Формирование диалогической и монологической речи;
  • Развитие элементарных математических представлений;
  • Формирование навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.

Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий.

Работаем мы по коррекционной программе С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР» (в 2-х книгах), а также авторским программам: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», автор С. Г. Шевченко; «Развитие фонематического восприятия» (5-6 лет), «Подготовка к обучению грамоте» (6-7 лет), автор Р. Д. Тригер; «Формирование элементарных математических представлений» (5-7 лет), автор Г. М. Капустина.

Прежде чем начать проводить коррекционную работу, нужно выявить уровень развития, на котором находится ребенок с нарушениями в развитии. С этой целью проводится психолого-педагогическое обследование каждого воспитанника, где устанавливается индивидуальные особенности психофизического развития, его возможности в обучении, сформированность навыков обучения; общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку; знания и представления об окружающем; состояние эмоционально — волевой, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук); адекватность поведения. Собирается анамнез ребенка, все данные заполняются в личные дела, и определяется индивидуальная программа обучения.

При подготовке детей к школе, важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности.

При изучении каждой темы происходит взаимосвязь следующих видов деятельности: наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практическая деятельность детей и дидактические игры (настольно-печатные, словесные, с игрушками, предметами).

Закрепление знаний и представлений происходит в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром являются наличие практической деятельности при изучении любой темы (например, при прохождении темы «Деревья» дети собирают природный материал, подбирают листья, одинаковых по цвету, размеру, составляют букеты и т.п.) Затем можно предложить нарисовать то, что они увидели на прогулке, подсказав сюжеты (особенно то, что у них вызвало радость, удивление): «Зимний лес», «Поможем лесовичку украсить домик», «Мое любимое животное».

Дети с ЗПР в связи с низким уровнем сенсорного развития не могут сравнивать предметы по определенным признакам, группировать и классифицировать их. В связи с этим проводятся занятия, направленные на формирование обобщенных представлений о цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве. Важную роль в формировании этих умений играют дидактические игры. Подбираются такие игры, которые будут направлены на решение учебной задачи. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов используются игры: «Спрячь мышку», «Разноцветная полянка», «Геометрическое лото», кубики «Дьянеша» (где ребенок сначала выкладывает предмет непосредственно на образце, затем можно предложить выложить на столе, глядя на образец, и как усложненный вариант – выложить по памяти).

Система работы по ознакомлению с окружающим миром, способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно рассказывать о собственном опыте.

При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план в виде картинок или пиктограмм.

Учим детей рассказыванию по сюжетной картине или серии последовательных картин:

– Придумай название картины;
– Определи время и место действия;
– Передай содержание картины;
– Восстанови последовательность событий (что было сначала, а что потом);
– Слушай внимательно ответы своих товарищей.

В программе фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся следующие задачи:

  • Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)
  • Обогащение словарного запаса и связной речи;
  • Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
  • Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы русского языка – гласные и согласные звуки.

Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается малодоступным последовательное выделение звуков в слове.

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, и на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с движениями.

Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном положении; затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).

Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что губы или язык образует преграду.
Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой). Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова цветными карандашами.

Выделение предложения из речи представляет значительную трудность. При формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения. Объясняем детям, что начало линии имеет подъем, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и коротких линий, в конце ставится точка.

Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

  • гимнастика пальцев и кистей рук;
  • ориентирование на листе бумаги;
  • обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
  • отработка элементарных графических навыков;
  • соотнесение звука и буквы.

Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по развитию мелкой моторики: шнуровки, мозайки, конструкторы, мячи, нанизывание бус, бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы, цифры, предметы).

Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры, их мы подбираем к каждой лексической теме.

Перед нами и родителями ставится еще одна задача – подготовить руку ребенка к письму. Первоначально используется нелинованная бумага, отрабатываются ритмические, круговые движения рук, имеющие широкий размах, Постепенно размах уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Каждое графическое задание включено и понятно детям: рыбки плывут по волнам, волшебный клубок и т.д.

Детей более старшего возраста знакомим с разлинованной в клетку тетрадью, где дети учатся в ней работать: проводить наклонные линии, «продолжи строчку до конца», рисунки по клеткам по лексическим темам, дорисовывание недостающих частей буквы, раскрашивание наложенных контуров букв и цифр.

Программа по развитию ФЭМП у детей с ЗПР предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование о способах измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение задач на сложение и вычитание.

Не секрет, что дети механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки. С трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр. У них чаще встречается зеркальное написание цифр. Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры в непривычном ракурсе, в перевернутом положении.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной. Выражается тем, что дети в состоянии запомнить небольшие порции информации, для них чаще приходится повторять материал. Они склоны механически заучивать материал без его понимания.

Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии. Все обучение носит наглядно-действенный характер. Все математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: в играх, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка, раскрашивание) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, геометрических фигур). Посильная работа детям доставляет им радость, помогает снять умственное переутомление.

На занятиях используем настольные игры: геометрическое лото, домино, мозайку. В группе находится наборное полотно с демонстрационным материалом: фланелеграф с цифрами, геометрическими фигурами, а также разнообразный раздаточный материал (игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки). На занятиях используем тетради с печатной основой, а также рабочие тетради в крупную клетку, в которых дети работают в вечернее время с воспитателем.

Работаем мы в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомим со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашаем родителей на консультации. Во втором полугодии проводим «День открытых дверей», с показом занятий, презентаций; активно готовимся к утренникам, выпускам в школу. Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий. Работа заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях (развитие лексико — грамматических средст языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

Таким образом, нужно говорить о необходимости обучать и воспитывать детей с ЗПР в особых условиях и иными методами, чем те, которые используются в массовых детских садах. Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог МАДОУ № 357
г. Казань, Республика Татарстан

Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта

Марина Пермякова
Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта

Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.

На пятом году жизни речь ребенка активно формируется.Он усваивает способы образования слов: начинает образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; образовывает глаголы с помощью приставок. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, качественные прилагательные. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложноподчиненными предложениями.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, усваиваются отношения антонимы-синонимы, развиваются функции словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи.

У старших дошкольников6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо – произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З, С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж, Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л.

Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар – дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.

Умение выделять из множества звуков, воспринять,отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга:речеслухового и речедвигательного анализаторов: слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют.

«Представление, что при любом двигательном тренинге…укрепляются не руки, а мозг, вначале, казались, парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

Задачи логопеда на коррекционных занятиях с детьми седьмого года жизни.

Логопед определяет задачи, которые необходимо решить на коррекционных занятиях, исходя из трудностей развития устной и предпосылок овладения письменной речью у большинства детей старшего дошкольного возраста. Это означает, что в процессе обучения грамоте он должен осуществить коррекцию речи в полном объеме.

Развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений.

1. Дифференциация правой и левой частей тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Развитие пальчиковой моторики.

1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.

2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.

Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков.

Проводится индивидуально у каждого ребенка.

Развитие фонематического слуха.

-Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.

-Выделение звуков на фоне слога.

-Формирование умения определять звуки в слове.

-Определение места звука в слове.

-Выделение звуков из предложения.

-Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).

-Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).

-Знакомство со звукобуквенным составом слов.

Представление о сложных формах фонематического анализа:

-порядковый (умение называть звуки по порядку);

-количественный (определение количества звуков).

Развитие языкового анализа и синтеза.

Анализ текста (выделение предложений).

Анализ слогов и синтез слов.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Знакомство с родственными словами.

Знакомство с существительными (словами-предметами, глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).

Словообразование имен существительных с помощью суффиксов:

-образование слов, обозначающих профессии.

Словообразование глаголов с помощью приставки.

Словоизменение прилагательных – составление словосочетаний с существительными по типу согласования.

Составление простых распространенных предложений.

К началу школьногообучения дети должны:

Правильно произносить все звуки родного языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.

Уметь охарактеризовать звук: гласный-согласный; гласный – ударный -безударный; согласный – твердый – мягкий, звонкий – глухой.

Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.

Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.

Грамматически правильно оформлять речь: в нее должны входить все основные части речи.

О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Методические рекомендации. Изд-во КАРО Санкт-Петербург, 2004г.

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе «У порога школы» Материалы: Бумажная салфетка; Листы чистой.

Портрет будущего первоклассника Портрет будущего первоклассника Или социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:.

Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. учебно-методическое пособие на тему

Для детей с ЗПР с успехом можно использовать комплекс упражнений «Зарядка для ума и тела», который размещен на нашем сайте в разделе «Развитие познавательных функций».

ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие. ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Специфика логопедической работы у детей с задержкой психического развития

Специфика логопедической работы у детей

с задержкой психического развития

Республика Марий Эл

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Этапы коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей с ЗПР

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР является длительным и сложным процессом. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:

I. Предварительный этап. Цель: подготовить слуховую и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II. Этап постановки звука. Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука, зрительное восприятие артикуляции.

III. Этап автоматизации звука. Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

IV. Этап дифференциации звуков речи. Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Приемы и методы, которые используются при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, традиционные. Однако, существует специфика логопедической работы с детьми с ЗПР. Она обусловлена, с одной стороны, характером нарушения ЦНС, психопатологическими особенностями ребенка с ЗПР, прежде всего снижением уровня аналитики синтетической деятельности, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР

1. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков (при дифференциации); устанавливается их сходство и различие. Необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове. Используются графические схемы.

2. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. При коррекции звукопроизношения необходимо максимальное включение анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, а также использования разнообразной наглядности.

Получить полный текст

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет психических особенностей ребенка с ЗПР, его работоспособность, уровень несформированной речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений звукопроизношения необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ЗПР очень консервативны, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме.

8. Важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми).

9. Учитывая быструю утомляемость, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

10. На занятиях по коррекции звукопроизношения должна учитываться тщательная дозировка заданий и речевого материала. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном.

11. При проведении занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Цель занятия должна быть изложена чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

12. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

13. Следует поддерживать у ребенка с ЗПР интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

14. В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

15. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей (закрепление правильных речевых навыков).

16. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

Таким образом, при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР необходим учет особенностей протекания их психических процессов. Особенностью логопедической работы является ее индивидуализация.

Отличие ЗПР от педагогической запущенности

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР

Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

Основная причина ЗПР-недостаток самокогтроля- нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь

этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличение смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи

этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так, Е. В. Мальцева выделяет три группы детей.

Первая группа— дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа— дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Третья группа— дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития.

Наибольшая распространенность нарушений звукопроизношения имеет место у учеников 1-го класса (55,8%, по данным Е. В. Мальцевой). К 4 классу это количество значительно снижается (20,5%).

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия,

• анализа зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Комплексное воздействие на познавательное развитие детей;

Необходимость блольшого наглядного материала ,

Краткость логопедической инструкции,( 1-2 и ждать выполнения задания),

Обязательное закрепление отработанного материала на занятиях и вне его.

РАБОТА ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Работа логопеда в детском саду для детей с ЗПР может быть организована по- разному. В том случае, когда на каждую группу выделяется штатная единица, логопедическую работу целесообразно организовать во второй половине дня. На первом году обучения логопед основное внимание уделяет работе над произносительной стороной речи. В этот период предпочтение отдается индивидуальным занятиям. В дальнейшем логопед может объединять детей в подгруппы и сосредоточить внимание на совершенствовании лексико- грамматического строя речи. При подготовке детей к школе логопед и дефектолог могут распределить между собой занятия по подготовке к обучению грамоте, по развитию связной речи, по ознакомлению с окружающим и развитию речи. График работы в этом случае предполагает распределение рабочего времени между этими специалистами в первой и во второй половине дня.

Дошкольникам с ЗПР обязательно требуется помощь педагога-психолога. В специальном детском саду данного профиля психолог основное внимание должен уделять диагностике и коррекции недостатков эмоционально-личностной сферы воспитанников. В сферу его деятельности входят консультации и, при необходимости, психокоррекционные занятия с родителями.

Для дошкольников с ЗПР первые специальные экспериментальные группы были открыты в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) по инициативе У.В. Ульенковой в 1973 году. Типовое положение о таких группах и рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения появились только в 1990 году (Документ от 26 ноября 1990 года 37-14/2). Согласно этому положению в дошкольную группу могут приниматься дети с различными вариантами ЗПР (по классификации К.С. Лебединской), а также педагогически запущенные дети. В первую очередь принимаются дети с задержкой церебрально-органического генеза. Комплектование групп осуществляют ПМПК (комиссии) В каждую дошкольную группу по направлению ПМПК может быть зачислено 10-12 детей с ЗПР. Если комиссия затрудняется в постановке диагноза и заключения, ребенок может быть направлен в специальную группу для динамического наблюдения, срок определяет ПМПК. Заключение комиссии фиксируется в протоколе, с ним знакомят родителей. Окончательное решение о переводе ребенка в специальную группу остается за родителями.

Существуют противопоказания к зачислению в группы данного профиля:

-Умственная отсталость в любых формах.

-Выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

-Выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание).

-Психопатии и психопатоподобные расстройства.

-Энурез (недержание мочи). Энкопрез(недержание кала).

-Соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации. Судорожные припадки, судорожная готовность. Шизофрения. Эпилепсия.

Если в процессе пребывания ребенка в специальном детском саду выявятся вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен на ПМПК и переведен в группу другого профиля. Это положение целесообразно включить в договор с родителями, который заключается в начале учебного года, оно может служить основанием для повторного обследовании ребенка на ПМПК и определения дальнейшего образовательного маршрута.

В специальные дошкольные группы преимущественно принимаются дети с ЗПР с 5 лет, но при необходимости могут быть созданы группы для детей 3-4 лет Выпуск детей осуществляется через ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения, подходящего ребенку.

Целью работы детского сада для детей с задержкой психического развития является их подготовка к обучению в массовой школе, в обычных классах или в классах коррекционно-развивающего обучения КРО. В ряде случаев может быть рекомендовано обучение в школе У11 вида. Если в процессе коррекционной работы у некоторых детей выявлены нарушения интеллекта или с выраженные речевые нарушения, им может быть рекомендовано обучение, соответственно, в школах VIII или V вида.

Оформление портфолио учителя-логопеда

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый логопедом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) — досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя-логопеда; это комплекс документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: методической, творческой, исследовательской.

Основная цель портфолио: оценивание работы учителя-логопеда по теме самообразования, характера деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Специалисту, претендующему на вторую, первую, на высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Аттестационные материалы (Портфолио, рейтинг социально-профессионального статуса, экспертное заключение на Портфолио, Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого) предоставляются за 14 дней до начала заседания аттестационной комиссии секретарю муниципальной аттестационной комиссии.

На заседание комиссии аттестуемый работник не приглашается. Решение о присвоении заявленной квалификационной категории или отказе комиссия принимает в заочной форме на основе представленных материалов.

Содержание «Портфолио логопеда»

1 раздел:

1.1. Титульный лист с фотографией (указывается полное название учреждения, Ф.И.О. учителя-логопеда, должность, год)

1.2. Общие сведения о педагоге: (дата рождения; образование, год окончания, специаль-ность по диплому; стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.)

1.4. Презентация логопедического кабинета (2 листа – фото, текст).

2 раздел:

2.1. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды учителя-логопеда на свою профессию, педагогов, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе — выявить ценностные ориентации и направлен-ность специалиста, его мотивацию и основные цели в работе. Эссе поможет учителю-логопеду точно и полно формулировать свои мысли.

1) обоснование выбора аттестуемым программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов (по теме самообразования);

2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.;

3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.;

4) результаты работы по данной программе, педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3 раздел:

В нем размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2 разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию нужно включить годовые и перспективные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста анализировать свою работу.

4 раздел:

Работа с педагогами и родителями за три года (консультирование, просвещение).

Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

5 раздел:

Располагается информация об использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы (РМО, СМИ, публикации, Сайт комитета – Служба практической психологии «Методическая копилка») и др.

6 раздел:

Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда.

– Рейтинг социально-профессионального статуса (СПС).
– Экспертное заключение на Портфолио.
– Представление заверенного руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого.
– Отзывы о работе в соответствии с проведенными мероприятиями (администрации, коллег).
– Рецензия (внутренняя и внешняя) для компилятивной или авторской программы.

Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны родителей, они также могут быть представлены.

Требования к оформлению портфолио учителя-логопеда

Структура портфолио:

• оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);

• эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);

• введение, в котором учитель-логопед поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заяв-ленной квалификационной категории (объем введения — 3 – 5 страниц);

• наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем – 10 – 15 страниц);

• резюме (объем – до 3 стр.);

• пути распространения опыта работы;

• документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда;

• документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации учителя-логопеда.

Нужно ли подтверждение подлинности дипломов и других документов в портфолио логопеда при аттестации? Да, все копии документов в портфолио логопеда заверяются руководителем учреждения.

Объем материалов портфолио – папка – 30 файлов. Помещение в портфолио не обоснованных учителем-логопедом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Подготовиться к аттестации: пройти тест для логопедов.

Читайте также:  Проект для старшей группы: Улицы нашего города
Ссылка на основную публикацию