ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Денис Измалков 4 лет назад Просмотров:
1 Зайцева Ольга Сергеевна учитель-логопед Васильева Мария Георгиевна музыкальный руководитель МАДОУ «Д/С 27 «Ручеек» г. Чайковский, Пермский край ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-А И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: данная работа является годовым планом совместный работы учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции заикания у дошкольников. Авторы статьи выделяют используемые приемы коррекционной работы, а также стоящие перед ними задачи. Ключевые слова: дошкольники, коррекция, работа, заикание, логопедическая, музыкальная. Известно, что заикание (нарушение темпо ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) проявляется в речевой коммуникации. У заикающихся нарушается не только речевая, но и общая моторика. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация и пр. Страдает просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость, темп, высота и тембр голоса. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Поэтому в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимает взаимодействие, сотворчество учителя логопеда и музыкального руководителя детского сада.
2 С помощью музыки можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение. В логопедической и музыкальной коррекционной работе мы используем такие приемы, как: логопедические и музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения для развития координации речи и движения (логоритмика под музыку и без музыки); упражнения на формирование речевого дыхания и мягкой атаки голоса; упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Опыт проведения показывает, что такое построение коррекционной работы (слово плюс музыка) позволяет добиться повышенных, устойчивых результатов в коррекции заикания. На основе этого мы разработали план работы на год учителя логопеда и музыкального руководителя. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики. 2. Развитие просодической стороны речи. 3. Формирование интонационной и ритмической стороны речи. 4. Развитие речевого дыхания. 5. Воспитание эмоционально волевых качеств.
3 Октябрь, ноябрь. Пропевание гласных: А О У И Э (высоко, низко, с разной интонацией вопрос, ответ, удивление, радость печаль). Звуки: А У И Ы О М П И Б Д. Развитие внеречевого дыхания, Артикуляционная гимнастика. слухового восприятия: дид. игра. Логоритмические упражнения. «Где звенит колокольчик»; Без музыкального сопровождения. «Какие часы тикают». Пение вокализов (стр. 5 8) Е.А. Алябьева. АУ, ИА,МА, МУ, ПА, ПУ, ПО, ПИ. Дыхательные упр. Пропевание гласных звуков длительно (8 29) Л.И. Белякова. и коротко. Упр. на расслабление Логоритмика с музыкальным сопровождением. (аудиокассеты, диски) Формировать положительную Индивидуальные ответы самооценку. на занятиях. Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц Пальчиковые игры Ежик, Веселые лягушки, Дружные пальчики, Зарядка и т.д. Декабрь, январь, февраль. Пропевание гласных А О У И Э высоко, низко, с разной интонацией вопрос, ответ, удивление, радость печаль. Звуки: Х В А У О Ы К Г Э Ф ПБ ВФ. Развитие силы голоса на звуках Артикуляционная гимнастика. А АУ ИА И МА МУ ПА ПУ ПО.
4 Логоритмические упражнения. Звукокомплексы ПБ КГ ТД ВФ. Без музыкального сопровождения. Распевки: «Киска», «Кукушка». (8 12) Е.А. Алябьева. Пение вокализов. Дыхательные упр. Логоритмика с музыкальным (стр ) Л.И. Белякова. сопровождением. Упр. на расслаблениние Артикуляционная гимнастика. (аудиокассеты, диски). Упр. на формирование ритма. Стимулировать эмоциональное (Элементарное музыцирование.) самовыражение Выступление на утренниках. Пальчиковые игры: Удав, Бегемоты, Цыплята, Дождик, Ванька встанька и т.д. Упражнения регулирующие мышечный тонус: Маятник, Часики, Шалтай Балтай Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (похлопать, потопать ритм. рисунок) (стихов и песен). Март, апрель, май. Пропевание гласных А О У И Э высоко, низко, с разной интонацией вопрос, ответ, удивление, радость печаль. Звуки: ТД СЗ ШЖ СШ ЖЗ Л. Звукосочетания: ТД ТУ ДУ ША ЖА ЗА Л. Звуки йотированные. Через попевки, распевки. Артикуляционная гимнастика. Распевки с гласными. Логоритмические упражнения. Песенки, чистоговорки. Без музыкального сопровождения. Логоритмика с музыкальным (стр.12 16) Е.А. Алябьева. сопровождением. Дыхательные упражнения. Развитие речевого дыхания
5 (стр.41 53) Л.И. Белякова. через музыкальные игры. Упр. на расслабление Участие в театральных (аудиокассеты, диски). постановках. Учить реагировать на отрицательные эмоции. Пальчиковые игры: Веселые малыши, Крокодил, Кросс, Крючочки, Котята и т.д. Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц. Список литературы 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., с. 2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания. М.: Книголюб, с. 3. Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова. Минск: Книжный дом, с. 4. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. М.: Владос, с. 5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, с. 6. Гавришева Л.Б Логопедические распевки. Детство-пресс, с. 7. Галянт И.Г. Орфей: Программа музыкального развития. Челябинск. Цицеро, с. 8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг СПб.: Лань, с. 9. Жилин В.А. Речевые упражнения. Екатеринбург, с. 10. Матейова З. Музыкотерапия при заикании. Киев: Вища школа, с. 11. Узорова О. Пальчиковая гимнастика. М. Астрель, с. 12. Железнова Е.С. «Веселая логоритмика», «Развивалочки». Диски. 13. Картотека пальчиковых игр.
Для педагогов
Консультации для педагогов
Цель консультации: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.
Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Работа с фразеологизмами способствует привлечению внимания детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста. Использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу
Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная), преобладающая по продолжительности.
В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения.
Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков – должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию.
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.
Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Цель: повысить компетентность педагогов развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер. Физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.
Страничка учителя-логопеда
“В нашей профессии не избежать трудностей, которые способствуют ещё большему развитию и совершенствованию профессиональных навыков. Каждый ребёнок по своему уникален и нет стандарта с помощью, которого ты можешь работать.
Необходимо подобрать к каждому ребёнку свой индивидуальный ключик. Если ты вложишь максимум усилий, частичку своей души,то только тогда у тебя всё получится. Другой вариант с детьми не проходит.”
Часы работы: понедельник – пятница с 7.30-13.30
Рекомендации учителя-логопеда родителям в период самоизоляции
Уважаемые родители!
В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.
Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Дистанционные ежедневные логопедические занятия для детей группы компенсирующей направленности с ОНР
Как заниматься с ребенком летом
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
Надувать воздушные шарики;
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
Собирать, перебирать ягоды;
Помогать взрослому полоть грядки;
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
Вышивать (крупным крестиком);
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера;
Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
Жевать боковыми зубами;
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка. »);
Переделать известную сказку;
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
Придумать продолжение сказки;
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
«Доскажи словечко» – взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход “по делам” или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
– какими словами, красками можно описать время года;
– назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
– расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
– что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Играйте в слова, где изменяется только один звук : почка – дочка – точка – кочка…
«Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» – размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из – под стола).
Закрепление произносительных умений и навыков.
Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:
Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Солнечного вам лета и приятных впечатлений!
Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!
РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Роль семьи в развитии речи ребенка
Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:
- н а первом году
- на втором году
- на третьем году
- на четвертом году
- на пятом году
- на шестом году
- на седьмом году