Консультация логопеда для музыкальных руководителей

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Денис Измалков 4 лет назад Просмотров:

1 Зайцева Ольга Сергеевна учитель-логопед Васильева Мария Георгиевна музыкальный руководитель МАДОУ «Д/С 27 «Ручеек» г. Чайковский, Пермский край ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-А И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: данная работа является годовым планом совместный работы учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции заикания у дошкольников. Авторы статьи выделяют используемые приемы коррекционной работы, а также стоящие перед ними задачи. Ключевые слова: дошкольники, коррекция, работа, заикание, логопедическая, музыкальная. Известно, что заикание (нарушение темпо ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) проявляется в речевой коммуникации. У заикающихся нарушается не только речевая, но и общая моторика. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация и пр. Страдает просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость, темп, высота и тембр голоса. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Поэтому в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимает взаимодействие, сотворчество учителя логопеда и музыкального руководителя детского сада.

2 С помощью музыки можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение. В логопедической и музыкальной коррекционной работе мы используем такие приемы, как: логопедические и музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения для развития координации речи и движения (логоритмика под музыку и без музыки); упражнения на формирование речевого дыхания и мягкой атаки голоса; упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Опыт проведения показывает, что такое построение коррекционной работы (слово плюс музыка) позволяет добиться повышенных, устойчивых результатов в коррекции заикания. На основе этого мы разработали план работы на год учителя логопеда и музыкального руководителя. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики. 2. Развитие просодической стороны речи. 3. Формирование интонационной и ритмической стороны речи. 4. Развитие речевого дыхания. 5. Воспитание эмоционально волевых качеств.

3 Октябрь, ноябрь. Пропевание гласных: А О У И Э (высоко, низко, с разной интонацией вопрос, ответ, удивление, радость печаль). Звуки: А У И Ы О М П И Б Д. Развитие внеречевого дыхания, Артикуляционная гимнастика. слухового восприятия: дид. игра. Логоритмические упражнения. «Где звенит колокольчик»; Без музыкального сопровождения. «Какие часы тикают». Пение вокализов (стр. 5 8) Е.А. Алябьева. АУ, ИА,МА, МУ, ПА, ПУ, ПО, ПИ. Дыхательные упр. Пропевание гласных звуков длительно (8 29) Л.И. Белякова. и коротко. Упр. на расслабление Логоритмика с музыкальным сопровождением. (аудиокассеты, диски) Формировать положительную Индивидуальные ответы самооценку. на занятиях. Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц Пальчиковые игры Ежик, Веселые лягушки, Дружные пальчики, Зарядка и т.д. Декабрь, январь, февраль. Пропевание гласных А О У И Э высоко, низко, с разной интонацией вопрос, ответ, удивление, радость печаль. Звуки: Х В А У О Ы К Г Э Ф ПБ ВФ. Развитие силы голоса на звуках Артикуляционная гимнастика. А АУ ИА И МА МУ ПА ПУ ПО.

4 Логоритмические упражнения. Звукокомплексы ПБ КГ ТД ВФ. Без музыкального сопровождения. Распевки: «Киска», «Кукушка». (8 12) Е.А. Алябьева. Пение вокализов. Дыхательные упр. Логоритмика с музыкальным (стр ) Л.И. Белякова. сопровождением. Упр. на расслаблениние Артикуляционная гимнастика. (аудиокассеты, диски). Упр. на формирование ритма. Стимулировать эмоциональное (Элементарное музыцирование.) самовыражение Выступление на утренниках. Пальчиковые игры: Удав, Бегемоты, Цыплята, Дождик, Ванька встанька и т.д. Упражнения регулирующие мышечный тонус: Маятник, Часики, Шалтай Балтай Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (похлопать, потопать ритм. рисунок) (стихов и песен). Март, апрель, май. Пропевание гласных А О У И Э высоко, низко, с разной интонацией вопрос, ответ, удивление, радость печаль. Звуки: ТД СЗ ШЖ СШ ЖЗ Л. Звукосочетания: ТД ТУ ДУ ША ЖА ЗА Л. Звуки йотированные. Через попевки, распевки. Артикуляционная гимнастика. Распевки с гласными. Логоритмические упражнения. Песенки, чистоговорки. Без музыкального сопровождения. Логоритмика с музыкальным (стр.12 16) Е.А. Алябьева. сопровождением. Дыхательные упражнения. Развитие речевого дыхания

5 (стр.41 53) Л.И. Белякова. через музыкальные игры. Упр. на расслабление Участие в театральных (аудиокассеты, диски). постановках. Учить реагировать на отрицательные эмоции. Пальчиковые игры: Веселые малыши, Крокодил, Кросс, Крючочки, Котята и т.д. Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц. Список литературы 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., с. 2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания. М.: Книголюб, с. 3. Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова. Минск: Книжный дом, с. 4. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. М.: Владос, с. 5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, с. 6. Гавришева Л.Б Логопедические распевки. Детство-пресс, с. 7. Галянт И.Г. Орфей: Программа музыкального развития. Челябинск. Цицеро, с. 8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг СПб.: Лань, с. 9. Жилин В.А. Речевые упражнения. Екатеринбург, с. 10. Матейова З. Музыкотерапия при заикании. Киев: Вища школа, с. 11. Узорова О. Пальчиковая гимнастика. М. Астрель, с. 12. Железнова Е.С. «Веселая логоритмика», «Развивалочки». Диски. 13. Картотека пальчиковых игр.

Для педагогов

Консультации для педагогов

Цель консультации: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Работа с фразеологизмами способствует привлечению внимания детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста. Использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу
Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная), преобладающая по продолжительности.
В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения.

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков – должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию.

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Цель: повысить компетентность педагогов развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер. Физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.

Страничка учителя-логопеда

“В нашей профессии не избежать трудностей, которые способствуют ещё большему развитию и совершенствованию профессиональных навыков. Каждый ребёнок по своему уникален и нет стандарта с помощью, которого ты можешь работать.
Необходимо подобрать к каждому ребёнку свой индивидуальный ключик. Если ты вложишь максимум усилий, частичку своей души,то только тогда у тебя всё получится. Другой вариант с детьми не проходит.”

Часы работы: понедельник – пятница с 7.30-13.30

Рекомендации учителя-логопеда родителям в период самоизоляции

Уважаемые родители!

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.

Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Дистанционные ежедневные логопедические занятия для детей группы компенсирующей направленности с ОНР

Как заниматься с ребенком летом

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Надувать воздушные шарики;

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

Собирать, перебирать ягоды;

Помогать взрослому полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (ш) в словах

Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.

Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка. »);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Придумать продолжение сказки;

«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

«Доскажи словечко» – взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход “по делам” или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

– какими словами, красками можно описать время года;

– назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

– расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

– что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Играйте в слова, где изменяется только один звук : почка – дочка – точка – кочка…

«Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве

Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» – размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из – под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков.

Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль семьи в развитии речи ребенка

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:

  • н а первом году
  • на втором году
  • на третьем году
  • на четвертом году
  • на пятом году
  • на шестом году
  • на седьмом году

Причины речевых нарушений:

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи

Недостаточная подвижность артикуляторных органов

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна вашему ребенку?

  • Артикуляционная гимнастика

Автоматизируем поставленные звуки.

Трудный звук, ты наш друг:

Для чего необходимо развить мелкую моторику? Как эти упражнения способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления?

Развитие мелкой моторики

Что такое фонематические слух и для чего нужно его развивать?

Для чего необходимо развить речевое дыхание? Как эти упражнения способствуют развитию речи

  • Развитие речевого дыхания

Профилактика речевых нарушений

  • Первичная профилактика
  • Вторичная профилактика

  • Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР

Юлия Карачкова
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР

Сотрудничество с семьей детей с ОНР является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя – логопеда. В современных условиях модернизации дошкольного образования актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Благодаря дифференцированному подходу, вопрос содружества носит творческий характер. Для осуществления педагогического сопровождения процесса образования и развития ребёнка с ОНР, были определены основные направления совместной деятельности учителя-логопеда и родителей:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;

– установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки в процессе реализации мероприятий индивидуального маршрута сопровождения ребёнка;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями включает в себя: – Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Во время индивидуальных бесед с родителями устанавливаются доверительные отношения, где удаётся донести понимание важности и нужности систематической работы для достижения результатов коррекционной работы с детьми. – Немалую роль в совместной работе учителя-логопеда и семьи играет анкетирование. Анкетирование помогает учителю-логопеду получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. Анализируя ответы родителей, получаю информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к ДОУ, особенностях ребенка, о готовности родителей взаимодействовать по тем или иным вопросам воспитания.

– Групповые родительские собрания, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы коррекции речевого развития по результатам логопедического обследования речи детей. Родители знакомятся с направлениями работы, совместными мероприятиями с детьми. Это помогает объединить родителей, мотивировать их на совместную плодотворную деятельность, активно включиться в процесс воспитания детей. Групповые родительскиесобрания в группе комбинированной направленности проводятся 3 раза : в начале, середине и конце учебного года, согласно годовому плану;

– Консультации, которые провожу по актуальным вопросам коррекции речи, учитываем результаты анкетирования родителей.

Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты по проблеме.

Подбираются дидактические игры и упражнения. Еженедельное консультирование учителем-логопедом родителей, позволяют им быть в курсе того, чем занимается с детьми специалист. – Семинары-практикумы по обучению играм и коррекционным упражнениям на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование лексико – грамматических категорий, фонематических процессов и связной речи воспитанников, подтвердили эффективность плодотворного сотрудничества с родителями. – Логопед также оформляет стенд, на котором размещает информацию для родителей. С большим вниманием родители знакомятся с материалами «речевого уголка», где помещаются советы, консультации логопеда. – Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. Приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приемам работы с ребёнком.

– Творческая совместная деятельность родителей и детей стимулирует речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении конкурса «День логопеда», родители помогали детям оформить пособия. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы. Все пособия применяются в индивидуальной образовательной деятельности в играх со звуками и буквами. Такая плодотворная совместная работа повышает самосознание и заинтересованность родителей в процессе единой коррекционно – развивающей деятельности по преодолению речевого недоразвития детей. – Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом 1 раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения, возможность понять – какие трудности возникают у дошкольника при выполнении заданий. Благодаря домашним заданиям родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и родителей удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
– знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

«Технологии организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ОНР»

  • 1.1.Результаты освоения воспитанниками кор.образоват.программ по итогам мониторинга (1)
  • 1.2.Логопедическая диагностика, обследование (4)
  • 1.3. Организация логопедической работы по кор-и и устранению реч.нарушений вторая младшая группа (6)
  • 1.3. Организация логопедической работы по кор-и и устранению реч.нарушений средняя группа (6)
  • 1.3. Организация логопедической работы по кор-и и устранению реч.нарушений старшая группа (7)
  • 1.3. Организация логопедической работы по кор-и и устранению реч.нарушений подготовительная группа (8)
  • 1.7. Оборудование логопедического кабинета (0)
  • 2.2.Содействие в подготовке обучающихся /воспитанников к мероприятиям конкурсной направленности* (1)
  • 3.2. Продуктивность использования образовательных технологий (3)
  • 3.3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса (1)
  • 3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях (5)
  • 3.3.3 Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др. (4)
  • 3.3.8 Участие в деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) (5)
  • 3.3.11 Участие в профессиональныхконкурсах * (1)
  • 3.4.1. Награды (4)
  • 3.5.1. Повышение квалификации (2)
  • Образование педагогического работника (2)

«Технологии организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ОНР»

Сообщение на тему:

«Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»

СЛАЙД 1 (титульный)

СЛАЙД 2

Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

СЛАЙД 3 ( схема взаимодействия родителей и ДОУ)

СЛАЙД 4

Цели взаимодействия

  • оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка;
  • помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;
  • выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;
  • сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;
  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

СЛАЙД 5

Принципы, построения разговора учителя-логопеда с родителями

  1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
  2. Обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
  3. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
  4. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
  5. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
  6. Сохранять конфиденциальность информации.
  7. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

СЛАЙД 6

  1. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
  2. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
  3. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.
  4. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
  5. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
  6. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Родительские собрания

  1. Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.
  2. В середине октября прово­дится следующее собрание, на котором родители знако­мятся с результатами завер­шенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь.
  3. В конце года – итоговое собрание.

СЛАЙД 9

Консультации

Примерный перечень тематических консультаций:

  • готовность детей к звуковому анализу;
  • постановка и автоматизация отдельных групп звуков;
  • как следить за автоматизацией звука в домашних условиях
  • обучение детей с ОНР рассказыванию;
  • обучение грамоте детей с ОНР.
  • артикуляционная гимнастика.
  • развитие мелкой моторики
  • развитие мышления.
  • работа над сказками.
  • работа с книгой.
  • речевые игры дома.

СЛАЙД 10

Открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия

Открытое фронтальное занятие – это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями.

Цель занятия – показать знания детей, полученные в процессе проведенной работы.

СЛАЙД 11

Родителей по стилю общения можно разделить на родителей «молчунов» и «говорунов». Исходя их этого, существуют специальные приемы работы с разными родителями:

Специальные приемы работы с родителями-«молчунами»

  1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
  2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
  3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»
  4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»
  5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

СЛАЙД 12

Специальные приемы работы с родителями-«говорунами»

  1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время.
  • У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
  • Не могли бы вы рассказать в двух словах о.
  • Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
  • Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
  • Я должна прервать вас, так как наше время истекло.
  1. Прервите разговор.
  • У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по.
  • Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:

– Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю.

– Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

СЛАЙД 13

Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения

  1. Первые визиты в детский сад.
  2. Вводные собрания.
  3. Телефонные звонки.
  4. Конференции родителей и воспитателей

Используйте письменные формы общения

  1. Брошюры.
  2. Еженедельные записки.
  3. Личные блокноты.
  4. Доска объявлений.
  5. Ящик для предложений.
  6. Отчеты.

Развивайте работу, направленную на родителей

  1. Сотрудничество родителей друг с другом.
  2. Информация для родителей и их обучение.
  3. Неформальные встречи родителей и воспитателей.
  4. Обмен литературой.

СЛАЙД 14

Так, например, мне хотелось бы поделится с вами небольшим опытом из моей работы с родителями.

СЛАЙД 15

Работая в предыдущем саду, мной совместно с педагогом – психологом, был разработан и проводился годичный семинар – практикум «Год перед школой» в подготовительных группах.

СЛАЙД 16

Целью этой работы было: Повышение уровня знаний родителей воспитанников с ОНР о связи психических и речевых процессов в развитии дошкольников при подготовке к школьному обучению.

Ежемесячно проводился семинар – практикум посвященный определенной теме, согласно плану.

СЛАЙД 17

Эти семинары – практикумы включали в себя три блока: 1-ый включал теоретическую и практическую часть работы с родителями, 2-ой – непосредственную игровую деятельность родителей с их детьми по специально подобранным играм и упражнениям по определенной теме., 3-ий – заключительный, который включал в себя: словесное проговаривание игр и упражнений, проведенных на семинаре – практикуме, с использованием игрового атрибута «Узелок на память», раздача памяток, ритуал прощания.

СЛАЙД 18

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас взрослых.

СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД НЕ МОГУТ ЗАМЕНИТЬ ДРУГ ДРУГА

И ДОЛЖНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ВО ИМЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Сотрудничество логопеда и родителей, имеющих детей ОНР в условиях ДОУ

Гильметдинова Миляуша Фаритовна,учительлогопед,МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного видас татарскимязыком воспитания и обучения» Приволжского районаг. Казани.4milka44@mail.ru

Сотрудничество логопеда и родителей,

Аннотация.Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаютсянетолько в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речьребенкаразвивается под влиянием взрослых и взначительной мереопределяетсяегособственной речевой практикой, что в своюочередь, зависит от нормального социального окружения ребенка спервых дней жизни.Ключевые слова:сотрудничество логопеда с семьёй,семейноевоспитание,нарушение речи,квалифицированную помощь родителям,родительская мотивация, основныенаправления работы с ребенкомэффективные формы ,логопедические уголки, индивидуальныепрактикумы.

Одним из направлений коррекционновоспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителялогопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Среди разнообразных речевых расстройствв детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексикограмматической стороны речи, несовершенство связной речи.Нарушение звукови слоговой структуры слов родители, какправило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическуюгруппу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагогинаучат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами.

По заключению медикопедагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основныенаправления работы с ребенком.Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.Она может проводиться в различных формах:выступления на родительских собраниях,индивидуальные консультации, семинары,занятияпрактикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты,организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,информационных стендов,тематических выставок книг. Там выставляется: справочныйматериал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитиюречи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.Длительность занятий не должна превышать 1520 минут. Начинать нужно с 35 минут.Занятия должны проводиться 23 раза в день. Лучшее время для занятий –после завтрака и после дневного сна.Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.Активно используйте на занятиях наглядный материал.Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместнаявыработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизациипоставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексикограмматического строя и связной речи и др.)Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Ссылки на источники1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 80.2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М., 1991. –С. 105–116.3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 3.

Ссылка на основную публикацию