Консультация для родителей на тему Проектная деятельность

Консультация для родителей «Проектная деятельность»

Елена Лакетко
Консультация для родителей «Проектная деятельность»

Проектная деятельность

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. Активность может быть разных типов – собственная, то есть полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренним состоянием, и стимулированная взрослым.

Уважение к личности ребёнка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество.

Используя технологию проекта, педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и, наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

Педагоги в детском саду давно и успешно внедряют метод проекта в работу с детьми. Ведь в ходе реализации проекта развивается познавательная активность ребёнка, любознательность, интерес к окружающему. В ходе решения проблемы малыш учится самостоятельно находить решения, добывать информацию, познаёт радость открытия нового знания и делится им с другими детьми. А могут ли родители создавать проекты со своими детьми? Как родителям, не имеющим педагогического образования можно создать совместный проект со своим ребёнком? И нужно ли? Без сомнения – нужно. Ведь какая бы замечательная работа не велась в детском саду, какими бы замечательными не были педагоги, воспитывается ребёнок всё-таки в семье. Совместная деятельность родителей и ребёнка способствует их сближению, появлению общих интересов, взаимопониманию.

Так с чего же следует начать проект со своим ребёнком дома? А начать можно с простого разговора. Грамотные родители стараются, как можно чаще разговаривать со своими детьми. Ведь именно из разговора со своим ребёнком мы можем узнать, что его волнует, что радует, его интересы, затруднения в понимании процессов и явлений окружающей жизни. Из разговора с ребёнком можно выявить массу тем для будущего проекта: «Почему идёт дождик?», «Когда изобрели колесо?», «Из чего делают машины?», «Почему медведь зимой спит?», «У всех ли деревьев листья распускаются одинаково?», «Откуда берётся радуга?»… Список можно продолжать бесконечно.

Узнали, что интересно вашему ребёнку, теперь нужно понять, что ребёнок знает, чего не знает и что хочет узнать о предмете или явлении окружающей жизни.

Следующим шагом будет определение источников информации. И не забывайте, очень важно не давать детям готовых ответов. Пускай ребёнок сам определит область поиска. Вы же в этот момент выступаете на правах партнёра, советчика, и ненавязчиво помогаете ребёнку справиться с возникшими затруднениями: «Это ты хорошо придумал посмотреть в книге, а как ты думаешь, сможем мы найти ответ на вопрос в Интернете? А не хотел бы ты проверить на деле (с помощью опыта) правильно мы думаем или нет?».

С этого момента начинается самое интересное – непосредственная реализация проекта – вы вместе со своим ребёнком пытаетесь найти нужную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете. Опрашиваете всех кого можно по интересующему вас вопросу. Пробуете опытным путём подтвердить или опровергнуть имеющуюся гипотезу. Рисуете, изучаете, наблюдаете, склеиваете и разбираете на части – всё, что поможет вам решить проблему, утолить жажду знания и насладиться волшебством открытия. При этом не забывайте всё документально фиксировать – фото и видео съёмками, зарисовками.

Всё узнали, всё выяснили, получили массу приятных эмоций от общего дела, в ходе проекта возникли новые вопросы, и вы стоите на пути решения новой проблемы, нового проекта. В этот момент важно не забыть подвести итоги всей проведённой работы. Это может быть участие в конкурсах разного уровня – от городских до Всероссийских. А может быть презентация для детей в дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребёнок. Это не просто рассказ, а рассказ, подтверждённый документально фотографиями, видео — фильмами, продуктами деятельности. Пускай малыш сам с гордостью расскажет о своих достижениях, о том, какие преграды приходилось преодолевать на пути к знанию. Восхищенье сверстников, вопросы, интерес в их глазах станут лучшей наградой для вашего ребёнка.

Хочется верить, что эти советы помогут вам организовать интересные проекты, а общение и совместная деятельность принесут вам и вашему массу положительных эмоций.

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район “Детский сад №37” проходил районный семинар “Взаимодействие с родителями.

Консультация для родителей на тему «Игровая деятельность в семье» Консультация для родителей на тему: «Игровая деятельность в семье». «Игра-это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность и ее роль в сближении родителей и детского сада» Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская пословица) Наряду с совершенствованием воспитательно.

Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье» Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье» «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье» Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье» Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье» Воспитатель: Андреева.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность слабослышащих детей» Консультация для родителей «Изобразительная деятельность слабослышащих детей» “Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей. Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребенка,.

Проектная деятельность «Поход родителей и детей в природу» Актуальность проекта Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, на речку, ездить на экскурсии.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Консультация для родителей “Проектная деятельность в ДОУ”
консультация по теме

Консультация для родителей “Проектная деятельность в ДОУ”

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_proekt.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей “Проектная деятельность в ДОУ”

Подготовила: Попова Ю.А.

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностью

  1. Познакомить с видами проектов, структурой проектов;
  2. Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;
  3. Разработать с родителями в ходе практической работы проекты по разным направлениям;

Форма проведения: практическое занятие.

Вопросы для обсуждения: Проектная деятельность.

Анкетирование родителей и воспитанников; систематизация информации по данной теме; создание презентации по данной теме

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран

Наглядные средства: презентация на тему «Проектная деятельность»,

1. Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители. Предлагаю Вам посмотреть на экран и попробовать догадаться, о чём говорят наши дети.

Детские объяснялки (Что такое проект?)

Так ребята представляют себе проект.

Представляю вам повестку дня: проектная деятельность в ДОУ.

На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Проектная деятельность в ДОУ». (слайд 1)

2. Анализ анкет детей и родителей по теме собрания.

При подготовке к нашему собранию было проведено анкетирование детей и родителей. Подведем анализ анкет.

Анкета для родителей

  1. Знаете ли вы о проектной деятельности?
  2. Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?
  3. Нужна ли вам информациями по данной теме?
  4. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
  5. Окажете ли вы ему помощь?

По результатам анализа анкет видно, что родители в нашей группе слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Анкета для воспитанников

  1. Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
  2. По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.

3. Знакомство родителей с проектной деятельностью

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод.

Итак, что такое проект? (слайд 2)

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

(Слайд 3) Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Типы проектов по деятельности:

1. Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.

2. Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.

3. Ролевые ,игровые- участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.

4. Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.

Продолжительность проектов в ДОУ

1. Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

2. Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

3. Долгосрочный проект (учебный год)

А сейчас вашему вниманию мы хотим представить проект, который мы провели в нашей группе в январе: «Зимующие птицы северного края».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему впоследствии успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Спасибо большое за внимание. Я желаю вам активно принимать участие в проектной деятельности, проявлять инициативу, разрабатывать проекты в сотрудничестве с детьми и педагогами ДОУ.

Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.

Организовать в старшей группе проектную деятельность в тесном сотрудничестве с родителями. Принимать активное участие в жизни группы и ДОУ.

Консультация для родителей “Проектная деятельность ДОУ”

эта консультация направлена на вовлечение родителей воспитанников в совместную проектную деятельность.надеюсь.что эта информация поможет им разобраться ЧТО такое ” проект и проектная деятельность” для дошколят.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей “Проектная деятельность ДОУ”»

Консультация для родителей «Проектная деятельность ДОУ».

Уважаемые родители, всем вам хорошо известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от успешного взаимодействия ДОУ с семьей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В нашей группе работа с родителями построена на принципе партнерского взаимодействия, определенного федеральным государственным стандартом.

Основная цель взаимодействия детского сада и семьи –это создание единого образовательного пространства «ДОО и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.

Для достижения данной цели нами ежедневно решается ряд задач:

– создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия;

– выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;

– создание условий для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;

– поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;

– расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.

Совместная деятельность со взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, с равноправным участием и взаимным уважением участников. Выбор форм совместной деятельности будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей, от заинтересованности и готовности к совместной деятельности вас, уважаемые родители.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности является проектная деятельность. Сегодня о ней мы и поговорим. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных умений и навыков, которые помогут ему умело действовать во всех обстоятельствах и видах деятельности.

Предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с типами проектов:

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие и т.д.

В данное время ДОУ работает над серией проектов по исследовательской деятельности. Наверное, многие из вас, уважаемые родители, уже включились в эту совместную деятельность, тем же кто только собирается это сделать не помешают некоторые советы и рекомендации :

На каждом этапе выполнения проекта роль родителя может быть различной:

• помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор для ребенка.

Очень важна ваша помощь при изучении необходимой литературы по теме проекта .Сходить с ребенком в библиотеку, поискать информацию в Интернете, провести опрос, даже взять интервью у знающего человека. Поверьте, что эта работа будет полезна и интересна и ребенку и вам в равной степени.

Вы можете сделать с ребенком презентацию по теме проекта и подготовить малыша к выступлению, присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта.

Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность ДОУ. Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность и ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни!

Используемые литературные источники:

1) Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2) Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 111 стр.

3) Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: центр педагогического образования, 2013. – 144 с.

4) Доронова Т.Н., Е.В. Соловьева, С.И. Жичкина, С.И. Мусиенко Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития – М.: ЛИНКА-РПЕСС, 2001. – 224 с.

5) Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. – 96 с.

6) Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья// Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.

7) Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.

8) Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160 с.

Консультация для родителей по проектной деятельности,
консультация (средняя группа)

Консультация позволяет родителям понимать значимость проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_proekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»

Автор Мария Анатольевна Сычева

Уважаемые родители, я хочу вас познакомить с проектной деятельность детей. Рассказать, что это такое.

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и по определенным критериям выбирает оптимальный способ. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Общие особенности проектной деятельности:

  • Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
  • Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют причину, по которой они включаются в исследование.
  • Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение, ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску.

По продолжительности различают краткосрочные проекты, проекты средней продолжительности и долгосрочные проекты. Выделяют три основных вида проектной деятельности: исследовательскую, творческую, нормативную.

  • Исследовательская проектная деятельность. Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родители, друзья, братья и сестры).

  1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Возможные стратегии поведения педагога:
  • создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос;
  • внимательное наблюдение за деятельностью детей, выявляющее сферы интересов каждого ребенка; создание особой ситуации, помогающей тому или иному ребенку сформулировать исследовательскую задачу;
  • привлечение родителей, формулирующих совместно с ребенком исследовательскую задачу.
  1. Оформление проекта ребенком при участии взрослого (вспомогательная функция). Страницы:
  • формулировка основного вопроса исследования;
  • важность поставленного вопроса;
  • выбор наиболее правильного (с точки зрения ребенка) ответа на вопрос; 4) возможные способы проверки предложенного ребенком ответа;
  • результат проверки правильности ответа; 6) область применения проекта.
  1. Защита проекта.
  2. Выставка проектов, включение в ПРС группы.

Примеры: «Почему собаки кусают?», «Почему летают птицы?», «Почему времена года сменяют друг друга?» и др.

  • Творческая проектная деятельность.

Цель: создание нового творческого продукта. Творческие проекты чаще всего носят коллективный характер (группа сверстников или родители); долгосрочны по срокам; более сложные по реализации (обсуждение и выбор идеи, отсутствие готовых способов реализации).

  1. Подготовительная работа, в ходе которой педагог обсуждает с детьми возможные темы проектов (связь со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых: праздники, сезонные изменения и т. д.).
  2. Определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
  3. Высказывание детьми идей реализации проекта.
  4. Зарисовка идей (предлагается воспитателем; после зарисовки дети предлагают идеи о том, что необходимо для реализации проекта).
  5. Демонстрация своих работ детьми. Рассказы о том, что изображено. Ответы на возникающие вопросы. В результате выбирается работа (идея), которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.
  6. Информирование родителей. Идея проекта (рисунок) вывешивается на выставку.
  7. Реализация общего замысла. Коллективная работа выполняется по подгруппам при участии взрослого (решает технические проблемы).
  8. Социальная презентация, представление (продумывают педагоги).
  9. Презентация продукта творческого проекта.

Примеры: «Валентинки», «Альтернатива живой ели», «Уголок для конструирования» и др.

  • Нормативная проектная деятельность. Цель: развитие позитивной социализации детей. Нормативные проекты всегда инициируются педагогом, четко понимающим необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие детей, можно разделить на три группы: а) запрещающие; б) позитивно нормирующие; в) поддерживающие инициативу ребенка, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Стратегия: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
  1. Выявление воспитателем ситуаций. Ситуации должны либо часто повторяться, либо характеризоваться нежелательными формами поведения детей.
  2. Инициирование педагогом обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации и нежелательных последствий.
  3. Изображение детьми нежелательных последствий неприемлемого поведения. Символические рисунки, выполненные детьми, позволяют сформировать у них отрицательное отношение к ситуации.
  4. Обсуждение рисунков (рассказы детей).
  5. Обдумывание детьми вариантов поведения, позволяющего избежать нежелательных последствий той или иной ситуации. Выбор детьми оптимального варианта (после всех высказываний) – создание правила (возможна незначительная корректировка взрослого).
  6. Зарисовка детьми правила.
  7. Объяснение рисунка детьми. Рисунок должен указывать на признак ситуации и адекватный способ действия.
  8. Придумывание «знака» правила с последующим вклеиванием в альбом правил.

Примеры: «Как вести себя в ходе игры», «Как пользоваться ножницами» и др.

Помимо вышеперечисленных видов проектной деятельности (основных) выделяют следующие:

  • Исследовательско-творческий проект (дети экспериментируют, затем оформляют результаты в виде стенгазеты, детского дизайна, драматизации и пр.).
  • Ролево-игровой проект (включение элементов творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей сказки, решая при этом поставленную проблему).
  • Информационно-практико-ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
  • Комплексный проект;
  • Межгрупповой проект, групповой проект;
  • Индивидуальный проект.

Консультация для педагогов “Проектная деятельность в детском саду”

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Это интересно! Делимся опытом. (9)
  • Методики и технологии, применяемые в работы с детьми. (11)
  • Технология “Проектная деятельность в ДОУ” (12)
  • Конспекты досуга, знятия (10)
  • Участие в конкурсе “Педагог года 2017” (3)
  • Полезная информация для родителей и воспитателей. (15)
  • Мастер классы, консультации для родителей. (17)
  • Мастер классы, консультации для воспитателей. (6)
  • Развитие мелкой моторики (12)

Консультация для педагогов “Проектная деятельность в детском саду”

Проектная деятельность в детском саду

1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).

По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов

6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов

  1. Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
  2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
  4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

7. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектов в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

– к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

– с какими предметами научиться работать.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей

11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».

В образовательной практике используется матрица проекта.

  1. Тема.
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
  3. Возраст детей.
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
  5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Этапы реализации.
  9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
  10. Основной этап. Описать последовательность организации:

– работа с родителями;

– работа с детьми;

– оснащение предметно-развивающей среды.

11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

Консультация для педагогов “Организация проектной деятельности в детском саду”

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.

Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.

Проект – это «5 П»

  • ПРОБЛЕМА (значимая задача),
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентаций),
  • ПОИСК информации (поиск и сбор материала),
  • ПРОДУКТ (результат работы, изделие),
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).

Алгоритм разработки проекта

ЗадачиЭтапы
Начальный (целеполагание)Определение проблемы (темы)Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания
ПланированиеАнализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде.Формирование задач, накопление информации.
Выполнение проектаВыполнение проекта.Работа над проектом, его оформление.
Защита проектаПодготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка.Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Оценка результатовАнализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.

Классификация проектов

  • по целевой установке,
  • по составу участников,
  • по тематике,
  • по срокам реализации,
  • по содержанию.

Виды проектов

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
  3. Информационно-практико-ориентированные(дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
  4. Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
    • запрещающие,
    • позитивно нормирующие,
    • нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника

По количеству участников:

  1. Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
  2. Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
  3. Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
  • краткосрочные (одно или несколько занятий),
  • средней продолжительности (до 1 мес.)
  • долгосрочные (до полугода-года).

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.

Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Желаю творческих успехов.

Читайте также:  Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы
Ссылка на основную публикацию