Конструктор Мини Мастер для развитии речи детей дошкольного возраста

Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
план-конспект занятия на тему

В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором “Зоопарк”

Скачать:

ВложениеРазмер
masterklass.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, поэтому большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный модулирующий характер. Они формируют у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. Помимо традиционных методик обучения все шире используются ЛЕГО-технологии. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве, времени. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, а также несут в себе коррекционную направленность.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, и следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Существует большое количество тематических конструкторов, с помощью которых возможна разнообразная интенсивная работа над развитием речи детей. Работа по лексическим темам с помощью конструктора, дает возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Есть занятий много разных, каждый выберет своё.

Но хочу я рассказать Вам об одном, но не простом.

О занятии, которым укрепляем силу духа, развиваем логику.

А занятие это называют просто «ЛЕГО».

ЛЕГО нас объединяет, ЛЕГО сплачивает нас,

ЛЕГО в жизни помогает, ЛЕГО – это высший класс.

И поезда, и целый город!

Твои любимые герои

На суше, в воздухе и в море.

Ты с ними целый мир откроешь,

Поедешь, полетишь, построишь…

И в этот мир – весёлый, яркий,

Где есть волшебные подарки

Ты окунись, как в море с брега:

Добро пожаловать в мир: ЛЕГО.

Сегодня мы будем с вами сотрудниками зоопарка и попробуем правильно расселить животных по клеткам и вольерам. А также накормить и поухаживать за ними. Мы все с вами знаем, что в природе у каждого животного свой «дом» – одни животные живут в Африке, а другие – в тундре. Но есть такой дом, где можно встретится с животными со всего света. Как он называется? (зоопарк). Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. Каждый дом приспособлен для определенного жильца. Каждому обитателю зоопарка нужны определенные условия для жизни. Эти условия создают люди, которые знают о каждом животном все и очень любят их. Я сегодня буду директором зоопарка, а вы моими сотрудниками? Для того, чтобы стать сотрудником зоопарка нужно пройти собеседование у директора. Ответить правильно на задаваемые вопросы.

Вопросы к собеседованию:

  • Что общего у белого медведя и гуся?
  • Какое животное носит своего детёныша в сумке?
  • Птица, а летать не может?
  • Не птица, а откладывает яйца?
  • Какое животное умеет пускать фонтаны?

Планёрка у директора:

Теперь вы сотрудники зоопарка. Приглашаю Вас на планёрку (на планёрке у директора обсуждаются важные вопросы). Так как наш зоопарк только организуется, животных там ещё нет. Нам нужно приобрести животных для нашего зоопарка. Сейчас мы с Вами этим займемся. Чтобы работу выполнить быстро предлагаю поработать в трёх группах:

1 – «приобретает» животных Африки

2 – животных Севера

3 – животных обитающих в наших лесах

Участники объединяются в три группы .

Выберите в своих группах посыльных, которые получат задание, какие животные нам нужны для зоопарка.

Посыльный (участник мастер-класса от каждой группы) получает карточку, на которой загадка о животном, которого нужно «приобрести» для зоопарка (сконструировать из кубиков ЛЕГО).

Но для начала сделаем разминку: Слушайте внимательно, делайте старательно.

Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.

Загибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем мы играть!

Разгибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать!

Кирпичик в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

Меняют положение рук

В ручку правую возьмём

Сжимают конструктор в правой руке

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На “пианино” поиграем.

Имитируют игру на пианино

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём!

Сильно сжимаем в левой руке

Руку быстро разжимаем,

На “пианино” поиграем.

Имитируют игру на пианино

Мы кирпичик убираем

Убирают на край стола

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаютпальцы на правой руке

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибают пальцы на левой руке

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Встряхивают кисти обеих рук

Приглашаем мы друзей

ЛЕГО собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В ЛЕГО поиграть полезно!

Давайте вспомним Правила групповой работы :

  • Договариваться, обсуждать, всем вместе принимать решение.
  • Не грубить, не обижать товарища, если его мнение не совпадает с твоим.
  • Высказывает общее решение тот, кого выберет команда.

После того как животные будут сконструированы, они размещаются по клеткам и вольерам.( Территория зоопарка подготовлена заранее используется тематический набор ЛЕГО « Зоопарк»). Проводится экскурсия по зоопарку.

Мы шагаем в зоопарк

Побывать там каждый рад

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы,

А в руках у нас ружьё

Сделаем всем фото

Вот охота так охота.

При конструировании фигур животных, можно учить выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Лиса без чего?- без хвоста). При создании построек по определённой сюжетной линии учить правильно, соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между медведем и жирафом» и т. д., тем самым, формируя понимание пространственных отношений между предметами. При организации игры на тему «Зоопарк» выстраивается пространственная организация самого парка и положения предметов в нём, закрепление знаний правил поведения в общественных местах.

Игры с ЛЕГО способствуют развитию не только лексикона ребёнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. НОД воспринимается как игра, не вызывая у детей негативизма, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Мастер-класс «Составим речь по кирпичику, или Развитие речи детей с помощью Лего-технологии»

Наталья Федина
Мастер-класс «Составим речь по кирпичику, или Развитие речи детей с помощью Лего-технологии»

Добрый день уважаемые жюри, коллеги, гости!

Рада видеть вас на мастер-классе. А о чем будет сегодняшний мастер – класс, хотелось бы, чтоб вы порассуждали и попытались догадаться.

У меня в руках стакан с водой. Как вы думаете, сколько он весит? (ответы)

Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? (ответы)

А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два? (ответы)

А если целый день? (ответы)

Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать? (ответы)

А что нужно сделать, чтобы всё это исправить? (ответы)

Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Проблема существует до тех пор пока ты ее не решишь, чтобы решить проблему ее нужно разобрать по частям, по кирпичикам.

Скажите уважаемые педагоги:

Что такое проблема? Ответы зала.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (словарь Ожегова)

Прошу поднятся ко мне на сцену моих помощников фокус – группу.

В моей работе главной проблемой является развитие речи детей. Недостаток общения родителей со своими детьми, подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.

«Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».

Из слов Константина Дмитриевича Ушинского, мы понимаем, как важно, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной, чтобы он с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Уважаемые педагоги фокус – группы, я предлагаю вам приступить к работе, листы с заданиями у вас лежат на столе. Желаю удачи.

Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать по степенно, по кирпичику.

Тема моего мастер-класса: «Составим речь по кирпичику» или «Развитие речи детей с помощью ЛЕГО – технологии».

Работая с детьми, обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию речевой активности у дошкольников.

И одним из направлений моей работы стало применение технологии – ЛЕГО в развитие речи детей.

ЛЕГО – технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться и способен решить проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.

Конструктор ЛЕГО – давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий – с момента его появления в Дании в 1949 году. Ученые пришли к выводу, что ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира. ЛЕГО сводит вероятность подобных проблем к нулю.

ЛЕГО-конструирование помогает развивать психические функции: внимание, память, особенно зрительную; интеллектуальные качества: умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Действия с ЛЕГО-конструктором способствует формированию словаря, его активизации и обогащения. При обучении звуковой культуре речи мы развивая моторику речедвигательного аппарата отрабатываем дикцию, совершенствуем фонематический слух.

С помощью ЛЕГО-технологии создаем игровые модели положения языка для выполнения артикуляционной гимнастики (лопаточка, чашечка, грибок).

Конструирование предметов (транспорта, животных) способствуют для игр-звукоподражаний.

ЛЕГО конструктор много функциональный и имеет технические характеристики, как безопасность, прочность, привлекательность.

Развивая грамматический строй речи мы учим детей согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Сейчас я попрошу ответить педагогов первой подгруппы. (задание: расскажите, как бы вы использовали макет для развития грамматического строя речи детей – работа с предлогами)

Эти задания можно усложнять составляя словосочетания (кот у дома, кот за домом, кот около дома, кот перед домом и так далее) и составляя простые предложения (кот стоит перед домом, кот пошел за дом, кот вошел в дом и т. д).

Использование ЛЕГО – технологии способствует развитию связной речи.

Об этом нам расскажут педагоги второй подгруппы. (задание: используя один из жанров речи выразите свое отношение к тому, что вы видите на макете)

Конечно, при помощи таких макетов дети учатся создавать полноценные сказки, состоящие из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, что позволяет совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи.

ЛЕГО – технологию использую также при подготовке детей к школе. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы.

Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Для определения звуков по твердости и мягкости конструируем роботов синего и зеленого цвета.

Сейчас педагоги третьей подгруппы расскажут нам о том как они справились со своим заданием. (1. Сделать звуко-буквенный анализ слова «ЛИСТ» с помощью деталей конструктора ЛЕГО. Схему слова вы видите на экране.)

2. Выложите схему предложения «МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН» используя разные детали конструктора ЛЕГО) Схема на экране.

При помощи ЛЕГО можно моделировать слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза, а также составление схемы предложения.

Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.

Русская пословица гласит «Если положить криво первый кирпич, то хоть до созвездия Плеяд выводи стену – будет кривая»

Как вы считаете продуктивна ли технология ЛЕГО-конструирования для решения проблемы развития речи детей или нет?

Скажите, а где бы вы могли применить эту технологию ЛЕГО конструирования в своей работе?

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО –технологии сделала воспитательно-образовательный процесс более результативным, где главный механизм для детей игра в ЛЕГО, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Чем разнообразнее будут приёмы для развития детей, тем более успешным будет формирование речи.

Хотелось бы закончить свой мастер – класс словами выдающегося советского педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.»

Мне осталось только поблагодарить участников за работу, а зал за внимание. Спасибо.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Художественно-эстетическое развитие с помощью технологии аппликации и лепки [b]Художественно-эстетическое развитие с помощью технологии (аппликации и лепки).[/b]Воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия факультатива «Лего мастер» «Путешествие в сказку» по Лего-конструированию для детей подготовительной группы Формируемые представления: Дошкольники создают простейшие модели реальных объектов по образцу воспитателя, на картинке, по графической схеме,.

Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Провела и подготовила воспитатель: Зуева Г. А. «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: Познакомить педагогов с видами.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи – это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс «Развитие интересов любознательности и познавательной мотивации дошкольников с помощью интерактивных игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мастер-класс «Развитие творческого воображения дошкольников с помощью рисования кефирными красками» Существует много техник нетрадиционного рисования (монотипия пейзажная и предметная, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра,.

Педагогическая гостиная для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр» Цель: • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи: • Повысить образовательный уровень компетентности.

Мастер-класс «Играя развиваем речь»

Цель: повышение – педагогической компетенции родителей по теме.

Задачи:

– обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;

– заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;

– представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер- класс, посвященный играм по развитию речи.

Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений.

Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша.

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:

– приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

– осваивает опыт человеческой деятельности;

– развивает творчество и фантазию;

– развивает мыслительную деятельность;

– развивает навыки общения.

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

Сегодня я предлагаю вам сыграть в словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусная конфета», «Блин да пирог», «Лошадка скачет», «Колокольчик», «Чистим зубки», «Губочки – дудочки», «Индюк болбочет» и другие.

Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

Сидит белка на тележке,

Раздает друзьям орешки.

А медведю в лапище.

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собака с помелом,

А лошадка с фонарем,

Серый заинька с листом.

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мышки вон

Далее я предлагаю игры по нарастающей, т.е. от более легких к сложным.

1. «Эхо или попугайчик» – «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.

Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.

Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.

Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.

«Ты – мне, я – тебе» поочередно загадывайте друг другу такие загадки.

3. «Подскажи словечко»

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

Наша Таня громко …

Уронила в речку .

4. «Так бывает или нет?»

Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем.

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т.д.)

Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

Кар-р-р-тошка или капуста?

Сыр-р-р или колбаса?

Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный

из фруктов – фруктовый

из овощей – овощной.

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.

Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.

7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.

Что будет, если я пролью чай на стол?

Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?

Что будет, если я не помою посуду?

8. «Что можно делать …»

Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)

Или: Залезать можно на шкаф, залезать можно на кровать, а еще…

Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще.

Или: Чай пьют, а печенье… едят.

На кровати лежат, а на стуле .

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и т. д.

9. «Кто что делает?»

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

Машина едет, а еще … гудит, светит

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик … прыгают.

И птица, и муха . летают.

И снег, и лед … тают.

Или много предметов на одно действие:

Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

Едет – машина, поезд, велосипед, …

Тает – мороженое, лед, …

Коротать вечера и засыпать можно, читая сказку или играя лежа на кровати.

10. «От норы до горы».

Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.

В квартире живут…

11. «Двойной противник».

К каждой паре слов подбери по два слова – противника.

Крутой подъем –…пологий спуск.

Слабый мороз -…сильная жара.

Радостная встреча-…грустное расставание.

Вспомнить радость-…забыть горе.

Отдать много – …получить мало.

Темное прошлое -…светлое будущее.

12. «Каждый знает».

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

13. «Забавные превращения».

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

На собственных именинах –

14. «Мир животных».

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

15. «Вот так магазин».

Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

16. «Законченное предложение».

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

В корзине лежит…

В цирке выступает…

17. «Шагай-ка – называй-ка».

На каждый шаг называть слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю головные уборы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю профессии…

Да-да-да – в огороде лебеда.

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду.

Ша-ша-ша- принесли домой ерша.

Жа-жа-жа- -есть иголки у ежа.

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

Белые бараны били в барабаны.

Проворонила ворона вороненка.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо вам, до новых встреч.

Мастер–класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №11 «БЕЛОСНЕЖКА» ГОРОДА ТЫНДЫ, АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ГОВОРУШКА»

для воспитателей ДОУ по проведению игр , направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела: Воспитатель Таценко Ангела Викторовна

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать :

«О, как же ты красива!»

Цель : познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал : Цветок-«Цветик-семицветик», суджок- мячик, картинки-эмоции, кубики-азбука, презентация в видео и аудио заданиями.

Оборудование : мультимедийный экран (для показа слайдов по тексту презентации)

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

Для активизации речевого развития детей я на ООБ и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал : «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию , развитию зрительного восприятия , образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Ведущая: Вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы?

Сегодня я Вам принесла волшебный веток «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

1-й лепесток игра «Эмоции и чувства ».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Воспитатель раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит.д.)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька загнать в са (чок) .

На большие расстоянья

Мчится он без ожиданья.

Пишется в конце 2 «С»

Называется экс (пресс)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

3-й лепесток игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает воспитателям на одну из букв алфавита (кубики) назвать как можно больше предметов. Нужно свои ответы записать (или зарисовать) на песочном панно. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

4-й лепесток игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трёх букв:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел

Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах:

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог

А сейчас я Вам усложню игру запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав кру

5-й лепесток игра «Добавь словечко»

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

• Как называется город, в котором вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)

• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)

• Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)

• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

• Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.). Ведущий говорит. Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

6-й лепесток игра «Придумай рассказ»

Правила : Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например , на звук ( П) .

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

7-й лепесток «Обучающие музыкальные задания!»

Участники выбирают лепесток с номером и выполняют музыкальное задание по развитию речи. («Угадай детскую песню»; Упражнение «Лошадка»; «Поём гласные звуки»; «Упражнения на звукоподражание и развитие речи»; «Логоритмика Зайка»; «Песенка звука»; «Слогопесенка звука Б»).

Рефлексия: Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!

«Вся наша жизнь – игра»
Б. Грасиан

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом .

Мастер- класс :«Развитие речи дошкольников с помощью игрового пособия «Логико- малыш»

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Проекты (5)
  • Документация по группе (3)
  • Делюсь опытом (7)

Мастер- класс :«Развитие речи дошкольников с помощью игрового пособия «Логико- малыш»

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию речи и творческой активности в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию пособия «Логико- малыш» в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования игр для развития речи в педагогическом процессе.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Демонстрационный материал: планшеты «Логико –малыш» (по количеству участников), тематические карточки с заданиями.

План

  1. Вступительное слово.
  2. Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию игрового пособия.
  3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по развитию речи ,с использованием тематических карточек и пособия « Логико- малыш».
  4. Заключительное слово.
  • Актуальность темы:
    Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Известный советский педагог Н.К.Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра для ребят дошкольного возраста – учеба, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего мира».

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В ней развиваются качества, необходимые ребенку и в его взрослой жизни.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.

  • Хочу представить игровое дидактическое пособие «Логико- малыш»

Логико- малыш – средство обучения, поэтому оно может быть использовано при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

Логико- малыш делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы .

  • 3. Сегодня я хочу показать как на занятиях по развитию речи можно в интересной форме познакомить детей с рифмами.

Рифмы на занятиях по развитию речи. Это материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико- грамматические конструкции , развивают память и связную речь.

Можно представить достаточно большое количество игр на придумывание рифмы детьми. Покажу некоторые примеры:

  • «Придумай слово». Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).
  • «Лишнее слово». Вы произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
  • мак, бак, так, банан;
  • сом, ком, индюк, дом;
  • лимон, вагон, кот, бутон;
  • мак, бак, веник, рак и т. д.
  • «Рифмы-миниатюры»

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом) и т.д.

  • «Настольные игры»

Я хочу вам сегодня представить как при помощи игрового пособия «Логико- малыш» можно с интересом подбирать рифмы к словам. И совместно с развитием речи развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Перед началом работы нужно убедиться ,что фишки на планшете в нижнем положении.

Вставляем карточку №3 из комплекта карточек по развитию речи «От слова к звуку» .Читаем задание: назови слова ,сходные по звучанию.

Внимательно рассмотрим карточку. Мы видим 6 изображений на основном поле( они отмечены кружками в цвет фишек). И 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь- подобрать пары.

Выберите одно изображение из основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки. И так далее со всеми изображениями.

После выполнения всего задания, переворачиваем карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпадать.

Также можно использовать дополнительные вопросы по карточке. К примеру: – Найдите предметы в названии которых 3 слога;

– Назовите действие каждого предмета или движения ,связанные с этим предметом.

Когда мы перевернули карточку, то можем увидеть также задания. Рассмотрите картинки и назовите предметы одним словом. Моно назвать предметы. Определить количество слогов. Закрепить знания о транспорте , о видах транспорта.

Сейчас я предлагаю, самостоятельно выбрать карточки и поработать с планшетом.

4. Так чем же так понравилось нам это пособие?
Во-первых, своей необычностью: планшет – не просто доска, а пластиковая основа с шестью подвижными фишками-кружками, в которую вставляется карточка с заданием. Ребенок с огромным удовольствием возит эти кружки. Отвечать на вопросы именно таким образом намного интереснее!

Во-вторых, красочными и интересными карточками – задания в них интересные, емкие, картинки красивые, понятные. Комплекты карточек подготовлены российскими педагогами в традициях отечественной школы педагогики и отражают современные подходы в развитии и обучении дошкольников.

В-третьих, возможностью самостоятельных занятий: ребенок сам может позаниматься с пособием и проверить себя, сверив свои результаты с ответами на обратной стороне карточки .

В-четвертых, играбельностью: каждый комплект может играться по многу раз – вопросы не надоедают, а знания закрепляются. Ну и конечно же ребенку доставляет много радости, когда он делает в очередной раз карточку быстро и правильно!

В-пятых, безграничностью тем и заданий: для работы с планшетом существует множество комплектов карточек по самым разным темам: окружающий мир, математика, развитие речи, бытовая культура, психология и др. Издательство постоянно пополняет библиотеку карточек новыми наборами.

Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остаётся в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % – из того, что он видит, и 90 % – из того, что он делает.

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО с использованием нетрадиционных методик».

автор: Блудова Елена Алексеевна

Воспитатель «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно — оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Березка»

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО с использованием нетрадиционных методик».

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО с использованием нетрадиционных методик».

Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.

  1. Формирование речевых навыков и умений: подбор слов по определенному признаку, закрепление обобщающих понятий, употребление простых и сложных предложений, развитие связной речи и повышение речевой активности.
  2. Познавательно – речевое развитие.
  3. Воспитание усидчивости, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, экран, пособия «Построй замок», «Четыре экрана», картотека изографов.

Всем известно, что одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста — подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Конечно, работа по речевому развитию детей начинается в семье, в дошкольном учреждении мы ее продолжаем. Очень важно объяснить родителям, что работа по речевому развитию дома не должна представлять собой классно – урочную систему. Пособия, с которыми я вас сегодня хочу познакомить, очень просты как в изготовлении, так и в использовании. Вы смело можете предлагать их родителям.

Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок»

Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок» представляет собой набор разноцветных кубиков. На гранях кубиков расположены цветные картинки определенной тематики. Например, на желтых кубиках – картинки со сказками, на красных – с профессиями, на зеленых – с игрушками, на конусах, используемых при строительстве замка в качестве крыши, — картинки с детскими песенками ( как правило, из мультфильмов), но можно использовать символы (елочка, дед Мороз, калина и т.д.). Это пособие привлекает и заинтересовывает детей. Для этого и используется яркий красочный материал, также есть сюжет, с действующими героями из любимой детской сказки, которые могут меняться в зависимости от возраста детей.

Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Актуальность: С учетом современных требований к образованию и воспитанию педагогика создает все новые и новые подходы. Я в первую очередь обращаю внимание на их эффективность. Поэтому я стремлюсь повысить качество обучения и воспитания. С этой целью в моей работе появилось дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок».

Задачи: развитие речевой активности, мышления, памяти дошкольников. Задачи раскрываются с помощью различного рода заданий (мозговой штурм) как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время индивидуальных занятий.

Из чего можно изготовить пособие самостоятельно?

При изготовлении пособия могут быть использованы пластиковые, деревянные, картонные кубики (так же и склеенные самостоятельно). Данный выбор материала объясняется безопасностью использования с точки зрения санитарных норм. Высота граней должна быть не менее 7 см, так как на кубике, высотой менее 7 см изображение будет плохо просматриваться, что может затруднить работу с данным пособием. К набору прилагаются картинки различной тематики, которые потом можно будет переклеить. Гораздо удобнее, если картинки будут в форме карточек (желательно заламинированных) – это целесообразно с точки зрения периодической смены картинок.

Рекомендуется для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет (соответственно, набор картинок, заданий и упражнений должен быть представлен с усложнением). Пособие может быть использовано при организации совместной деятельности детей и педагога (взрослого), так и при самостоятельной игре детей.

Содержание и возможности пособия.

Пособие представляет собой серию кубиков с картинками (количество определяется самостоятельно, в зависимости от тематики, от количества выбранных тем, от возраста дошкольников).

Данное пособие можно использовать, начиная с групп младшего возраста. Если мы берем вторую младшую группу – среднюю, то тематика картинок может быть такой: знакомые детям сказки, стихи об игрушках (например, А. Барто), детские песенки из мультфильмов, элементарные картинки с профессиями, знакомыми ребенку данной возрастной категории.

По мере взросления детей содержание картинок усложняется, можно добавить различные схемы и упражнения.

Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность становится минимальной, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения воспитательно – образовательного процесса.

Пособие можно эффективно использовать и при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, но тогда вся работа должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть ребенку предлагаются игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности.

Заниматься с пособием дети могут индивидуально или небольшими подгруппами (6 – 7 человек) в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре.

Это методическое пособие можно применять в работе по всем разделам программы: социальный мир, экологическое воспитание, математическое, речевое и художественно – эстетическое развитие. Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.

Дети постепенно учатся сравнивать, классифицировать объекты и начинают лучше разбираться в таких понятиях, как размеры, форма, материал. Достоинство этого пособия и в том, что оно привлекает и малоактивных детей, заинтересовывает их игрой по конструированию. Интерес к пособию становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто рассказал сказку, вспомнил стихотворение, стремится к новым достижениям. Главным достижением для себя я считаю, что дети с большим интересом играют в игру «Построй замок» не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности.

Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Четыре экрана».

Цель: речевое развитие дошкольников.

  1. Формирование речевых навыков и умений: подбор слов по определенному признаку, закрепление обобщающих понятий, употребление простых и сложных предложений, развитие связной речи и повышение речевой активности.
  2. Познавательно – речевое развитие.
  3. Воспитание усидчивости, навыков сотрудничества.

Актуальность пособия. Всем известно, что одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста — подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно для развития правильной, грамотной речи детей я стала использовать пособие «Четыре экрана» в своей практике.

Оборудование: пособие «Четыре экрана», предметные и сюжетные картинки, схемы для составления предложений.

Возраст: старшие и подготовительные группы.

Пособие представляет собой расположенные определенным образом 4 экрана, к каждому из которых имеется конверт с картинным материалом.

Первый экран предназначен для составления описательных рассказов. В верхний карман помещается картинка с изображением предмета для рассказывания, в нижние – схемы для его описания.

Второй экран предназначен для работы над предложением. Во – первых, его можно использовать для закрепления умения строить простые предложения по схемам. Во – вторых, для построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Третий экран используется для словарной работы. В центральный кармашек помещается картинка с признаком, по которому дети должны подобрать остальные картинки.

Закрепление обобщающих слов: «заселить» кармашки только перелетными птицами ;

Закрепление свойств и признаков предметов: «заселить» кармашки предметами, созданными природой (либо только руками человека);

Закрепление звукового анализа слов: подобрать слова с определенным звуком и т.д.

Четвертый экран предназначен для творческого рассказывания. Он представляет собой поле в виде лужайки. Сверху на ниточках закреплены герои сказок. Ребенок может рассказать как уже знакомую сказку, так и сочинить свою, перебрасывая нужных персонажей на экран.

Данное пособие привлекает внимание детей тем, что оно имеет необычную форму и дизайн. Все задания выполняются в игровой форме, что способствует повышению интереса детей и развитию мелкой моторики. Пособие не наскучит, так как картинный материал постоянно обновляется. Его можно использовать на занятиях по речевому развитию, также дети могут заниматься самостоятельно, либо в парах. Его можно использовать и в коррекционных целях при коррекционно – логопедическом сопровождении детей с ОНР. Пособие занимает мало места, оно легкое и компактное.

Система работы с изографами

Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Поэтому педагог дошкольного образования должен с одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны – создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача – в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса.

Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия.

Известно, что самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников – нарушения чтения и письма. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд, является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В данной статье я хочу познакомить вас с изографами и способами работы с ними, которые я применяю в своей практике.

Итак, что же такое изографы? Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Основной принцип работы с изографами – ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа и составить из них слово.

Заинтересовавшись этим методом, я нашла массу зашифрованных картинок – изографов на просторах интернета. Но предлагать детям готовое не так интересно, тем более, зная способности, уровень развития и увлечения своих детей, я подумала, смогу ли я нарисовать предметы изографами? Оказалось, это не так – то просто! Мной было рассмотрено много изографов. Стало интересно: как буквы могут составлять рисунок? Я брала слова и анализировала, смогу ли я его нарисовать буквами, входящими в состав слова. Получившиеся изографы я предложила разгадать родителям на родительском собрании, чем очень заинтересовала их. Таким образом, работа с изографами в моей группе начала вестись «с двух сторон»: и дома, и в саду, что значительно облегчило мой труд.

Постепенно ребята заинтересовались составлением изографов. Они творчески подошли к процессу создания изографов. Каждый автор изографа гордо демонстрировал его, а остальные ребята пытались отгадать зашифрованное изографом слово. Здесь мы поняли, что изографы неинтересны, если картинка имеет большое сходство с предметом, если сам по себе изограф очень простой. Предмет можно сразу узнать и сказать слово, интерес к поиску букв «спрятанных» в изографе пропадает. На основе работ ребят и моих работ, мы создали картотеку изографов.

Как я уже упоминала, работа с изографами направлена на формирование и развитие познавательных способностей, для предупреждения нарушений письменной речи. Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать. Поэтому, подготавливая детей к школьному обучению, я использовала в своей работе звуковые символы, поскольку звук нельзя увидеть, его можно только услышать, а увидеть можно букву.

Вместе с детьми мы устанавливали связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, я пыталась вызвать у них зрительные ассоциации, просила, чтобы они ответили, на что похожа буква.

Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строю поэтапно:

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

5. Записывание слова — изографа в тетради.

6. Называние букв и звуков слова — изографа.

7. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

8. Разделение слова — изографа на слоги.

9.Зарисовка слова — изографа в тетради.

10.Придумывание предложения со словом изографом.

11.Выкладывание из крупы одного из слогов слова — изографа.

Таким образом, создавая изографы, дошкольники начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки, у них развивается умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах и, как следствие, происходит обучение грамоте:
— вырабатывается зрительное представление слова (рисунки предметов);
— развивается зрительно-двигательная координация (всё соединяется в целое);
— развивается зрительное внимание (ориентир на форму предмета);
— включаются мыслительные операции;
— стимулируется познавательная активность;
— развивается зрительное восприятие в единстве с вниманием, мышлением, памятью и речью.
Всё это способствует постоянному повторению грамматического материала, формирует определенный способ мышления, тренирует в звуковом анализе и синтезе.

Читайте также:  Задания логопеда по лексической теме ‘Насекомые’
Ссылка на основную публикацию