Конспект: Знакомство с дикими животными леса

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дикие животные леса»

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А чтобы узнать в какое, вы должны отгадать загадку
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню — земляникой, Таню — костяникой,
Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой.
Догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же это – лес!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по лесу. Лес – это таинственный мир. Закройте глаза и послушайте как шумит лес (звучит аудиозапись «шум леса и звуки диких животных»). Что вы услышали? Ответы детей.
Воспитатель: А что такое лес?
Дети: Это дом для животных и растений, там много деревьев. В этом лесу живут разные лесные жители. Кто мне ответит, как называют животных, которые живут в лесу?
Ответы детей. (дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?(они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о своих детенышах)
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, кто живет в наших лесах. (После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображением дикого животного).

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы! (Заяц)
А сейчас, внимание, очень сложная загадка
«За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала – нет ни дыма, ни пожара»? (Лиса)
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы угадываете загадки. Ребята, как вы думаете, почему людям нравится быть в лесу?
Дети: потому, что там красиво, чистый воздух, птицы поют…
Воспитатель: да, ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок. Кстати, о загадках, я вспомнила еще несколько загадок.
Интересно, сможете ли вы их отгадать? (По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных).
Хвост пушистою дугой Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазить. (Белка.)
Хозяин лесной, просыпается весной А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Сердитый недотрога, Живет в глуши лесной.
Иголок очень много, А нитки – ни одной. (Еж.)
Трав копытами касаясь, Ходит по, лесу красавец.
Ходит смело и легко Рога раскинув широко. (Лось.)

Воспитатель: Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки?
Дети: про диких животных.
Воспитатель: а почему их называют дикими?
Дети: потому что они живут в лесу.
Воспитатель: мы сейчас с вами поиграем в игру «Чьи следы?»
Дети садятся за столы и выполняют задание: Соединить линией животного и его следы.
Воспитатель: У каждого есть свой дом, как и у людей. Давайте теперь назовем жилища этих животных. Лисица – нора, медведь-берлога, белка-дупло. Отлично, вы и с этим заданием справились…

Беседа
Ребята, а какое у нас сейчас время года? (осень)
А после осени? (зима)
– Что зимой делают звери? (ложатся в спячку)
– А после зимы какое время года наступает? (весна)
– А что весной делают звери? (выводят потомство)
Воспитатель: правильно, сейчас мы с вами поиграем в игру «Животные и их детеныши»
Проводится дидактическая игра «Животные и их детеныши» с мячом. (Дети выбирают ведущего, который называет зверя, бросает мяч любому ребенку, ребенок ловит мяч, бросая его ведущему, отвечает, как называют его детенышей.)

Воспитатель: а чтобы поиграть в следующую игру, которая называется «Путаница», вам надо назвать того, кто не является диким животным:
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. медведь, корова, лось, сорока;
3. кабан, собака, волк, белка;
4. леопард, кошка, рысь,тигр;
5. ласка, лошадь, енот, пчела;
6. олень, курица, сова, лиса ;
7. свинья, белка, шакал, зубр;

Воспитатель: Чем питаются дикие животные?
Дети: Травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.
Воспитатель: Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.

Игра «Хищники-травоядные»
Воспитатель: Перед началом занятием я каждому из вас дала бейдж. У кого изображена на нем трава – тот травоядное животное, а у кого мясо – хищник.
(Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением диких животных). Каждый из вас берет по одной карточке. Травоядные берут карточки с животными, которые питаются только растительной пищей, а Хищники выбирают животных, которые питаются мясом. Затем мы посчитаем, сколько очков набрала каждая команда. Сколько правильно выбранных карточек, столько и очков. За неправильно выбранную карточку очки не начисляются (после проведения игры подводятся итоги)

Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Потягивания)
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
Вот идет лиса по лесу (Изображают походку лисы)
Кто там скачет интересно? (Встают на носочки, вытягивают шею)
Чтоб ответить на вопрос
Тянет лисонька свой нос. (Повороты вправо и влево, всматриваются)
Но зайчата быстро скачут (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают! (Изображают силачей)
И зайчишки убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лисичка (Поглаживают живот)
Грустно смотрит в небеса. (Подтягиваются на носочках)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Присаживаются на стульчики)

Беседа
– ребята, а пока мы с вами играли, в нашем лесу случилась беда! Посмотрите! (воспитатель показывает иллюстрацию на тему «Пожар в лесу»). (горит костер, деревья горят).
– а что же случилось? ( люди не потушили костер и лес загорелся).
– что теперь будет с этими растениями?( они сгорят и погибнут).
– а что будет с животными? (они уйдут, погибнут).
– да, животным приходится уходить из своего дома чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, что успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда с детенышами, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от не потушенного костра? А как думаете, для человека лесной пожар страшен?
Ответы детей.
Воспитатель: для людей опасен и дым лесных пожаров. Из-за его воздействия происходит обострение многих болезней.
Показ иллюстраций загрязненного леса.

Беседа
– что вы видите? ( люди оставили после себя мусор в лесу и не убрали за собой).
– ребята, скажите, какой лес вам нравится больше? Чистый или загрязненный? (Ответы детей).
– а почему? (Ответы детей).
– скажите, а почему в лесу нельзя мусорить? (Ответы детей)
– все верно, потому что лес – это дом для растений и животных, если будем мусорить, растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.

Подведение итогов.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие животные встретились нам на пути? В какие игры мы с вами играли? Что нового узнали? Какие правила запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам подарить вот такую интересную папочку – книгу, которая называется лепбук. Лепбук это небольшая книга с игровыми заданиями, с помощью которой вы сами можете закреплять пройденные темы.
Я дарю вам лепбук, который посвящен дикому животному Лось, который нуждается в защите, т.к их осталось очень мало. Как исчезающий вид ЛОСЬ не занесен в красную книгу, но занесен на зеленую страницу красной книги как “Восстановленный вид”. А Что значит занесен в красную книгу?
Ответы детей.
Здесь можно отгадать загадки про лося, прочитать стихи о лосе, собрать разрезные картинки, узнать что он ест, где обитает. Прочитать небольшой рассказ и отгадать загадки, также вы можете нарисовать своего лося или сделать какие – нибудь свои заметки.

«Дикие животные» НОД для детей старшей группы с ОНР

Иванова Светлана Венадьевна

МАДОУ детский сад № 101/4 «Березка» города Тюмени

Первая квалификационная категория

Конспект образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР п

о лексической теме «Дикие животные»

Цель организованной образовательной деятельности:

активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
  • Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
  • Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.

Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми об животном мире леса
  • Беседы на тему «Как вести себя в лесу».

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.

Ход организованной образовательной деятельности:

В лес отправимся гулять (Маршируют)

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)

На носочки дружно встали (встают на носки)

В зимний лес все прибежали.(руки в разные стороны)

1.Организационный момент. Приветствие.Дети стоят кругом. Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают загадки. После загаданных загадок – какие животные еще спрятались в лесу?

*У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка – это . (рысь).

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки. (Еж)

*Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?(заяц)

*Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.(медведь)

-Как назвать одним словом всех этих животных? (дикие)

-Почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).

-Как можно назвать их по другому? (звери).

2. «Кто как голос подает» по схеме.В лесу зверей много. И все они по-своему подают голос.

Волк – воетМедведь – ревет, рычит

Лиса – тявкает.Кабан – хрюкает.

Еж – фыркает Белка – цокает.

Лось ревет, стонет.Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.

3. Сейчас сядет тот, кто назоветкак называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….

– семья ежа (ежиная)-семья лисы (лисья)

-семья медведя (медвежья)-семья волка (волчья)

-семья барсука (барсучья)-семья зайца (заячья)

-семья лося (лосиная)-семья рыси (рысья)

-семья белки (беличья)-семья кабана (кабанья)

-семья оленя (оленья)-семья бобра (бобриная)

4. Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш. «Назовите членов звериного семейства»(по схеме). Папа-мама-детеныш.Например:

-медведь-медведица- медвежонок -волк- волчица-волчонок

-барсук –барсучиха-барсучонок-заяц –зайчиха-зайчонок

-олень –оленуха-олененок-бобр –бобриха-бобренок

У кабана детёныш называется также как у домашнего животного похожего на кабана.

***А когда ежонок вырастит кем он будет (ежом, ежихой) и т.д.

5.«Опиши животное по схеме».Давайте рассмотри какие части тела есть у животного, какого окраса его шерсть и чем он питается.

1.У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса хищное животное.

2. У медведя большое туловище, голова, маленькие округлые ушки, четыре мощные лапы с острыми когтями и короткий хвостик. Медведь коричнего (бурого) цвета. Медведь всеядное животное.

3. У оленя крупное туловище, голова, морда, ветвистые рога, короткий хвост и ноги с копытами. Тело оленя покрыто светло-коричневой короткой шерстью. Олень травоядное животное.

6.Вы ребятки не зевайте, а части тела ласково называйте «Назови ласково» (в кругу с мячом)

Рыжая голова – рыженькая головка, острые зубы – остренькие зубки,

короткий хвост-коротенький хвостик черные глаза – черненькие глазки

колючая спина –колюченькая спинкаморда – мордочка

мягкая шерть – мягонькая шерстка длинные уши-длиненькие ушки

когти – коготочки усы – усики.

7.Логопед приглашает детей на ковер.

Поработали, ребятки,А теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь,Все в зверюшек превратитесь.
Сколько здесь пришло зверей!Не узнать моих детей!

8. Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто вы. Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.

(Я – бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата).

Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята

Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата

Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата

Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата

Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата

Я поросенок и я поросенок – вместе мы поросята.

9. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте

Как животных нам назвать?руки разводят в стороны

С людьми они не знаются, хлопают в ладоши

В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками

По картинкам всяк их знаетскладывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке

Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой

Они – дикие, лесные.изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,

растопырив на них пальцы.

10. Пальчиковая гимнастика «В лесу».

-Что в лесу опять стряслось? Растопыренные руки-«рога» над головой,приподнять брови.

Удивился старый лось

-Это дерево упало – Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.

Дров бобру на зиму мало! Рубим дрова

Головой качает рысь: указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать головой

-Ну-ка, звери, берегись! Погрозить пальцем – покачать вперед-назад.

11 Ребята к нам пришло письмо. Смотрите здесь для вас задание. Разгадайте слово по первых звукам картинок.«Назови жилье животных».

хлеб – арбуз – танк – кот – ананас – (ХАТКА).

Кто знает что такое ХАТКА?

Лиса живет в норе.А кто еще живет в норе?(Барсук живет в норе.Ежик живет в норке.)

Читайте также:  Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)

Белка живет в дупле.Медведь живет в берлоге.

Волк живет в логове.Заяц под кустом.

Лосиха живет под деревом.

12.«Составь рассказ» по плану.

Белка это дикое животное. Она живет в лесу. Белка по размерам маленькая.

У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост.У белки детёныши бельчата. Белка живет с бельчатами в дупле.

Она любит есть орехи и грибы.

13. Ребята, а теперь я вам предлагаю стать писателем и придумать свою загадку по схеме про лесного жителя.

1)Лапа, хвост, мышка. (У этого животного мощные лапы с острыми когтями, длинный хвост, питается мелкими животными).

2) Рога, копыта, трава.(У этого животного мощные рога, есть копыта, ест траву)

3) Цвет, как подает голос, где живет?(Это животное рыжее, тявкает, живет в норе)

12. «Пересказ» рассказа «Лиса-охотница».

13. Итог образовательной деятельности.

Интернет – ресурсы по теме:

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004717

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Дикие животные нашего края»

    Полина Сазонова 4 лет назад Просмотров:

1 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Дикие животные нашего края» Составитель: Чернова Анна Константиновна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных туристов»,

2 Пояснительная записка Фауна Кузбасса очень разнообразна. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 6 рептилий, 5 амфибий и 42 вида рыб. В конспекте, раскрываются основные моменты, связанные с дикими животными. Дикие животные принадлежат к классу млекопитающих, которые в свою очередь принадлежат к царству животных. Млекопитающие – не самый многочисленный класс, но в настоящее время это доминирующий на планете класс животных. Именно млекопитающие стоят на вершине пищевой пирамиды. К млекопитающим относится и человек. Под дикими животными мы подразумеваем млекопитающих, обитающих в дикой природе. Данный конспект посвящен изучению многообразия животного мира нашего края, выделению их существенных и отличительных признаков, воспитанию доброго отношения, развитию желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний младших школьников. Цель занятия: Активизировать и систематизировать представления детей о разнообразии животного мира Кузбасса. Задачи занятия: Образовательные Закрепить названия о диких животных. Продолжить знакомство с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области Воспитательные Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. Воспитывать любознательность. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Предварительная работа: Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные»; Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.). Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная зарядка». Материалы к занятию: Иллюстрации к занятию «Дикие животные», «Дикие животные Кемеровской области», Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры «Поле чудес», фишки для поощрения детей.

3 Ход занятия Часть I Введение Ребята, сегодня мы закрепим знания о диких животных Кемеровской области. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, педагог выставляет картинки с изображением животных Приложение 1). Загадки Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц) Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это (Белка). Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса. Кто это? (Лиса) В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. (Ёж) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает. (Крот) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Серенькая, маленькая, хвост как шило. (Мышь) С ним тягаться трудно в беге, Коли встретить довелось, знайте, дети, это (Лось). Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. – Подскажите мне, о ком же все эти загадки? – О животных. – Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

4 Часть II Рассказ педагога о животных Кемеровской области Однако в последнее время растет число видов завезенных и акклиматизированных человеком. К примеру норка, ондатра и заяц-русак. Или расселяющихся самостоятельно такие как серая крыса, еж и кабан. Кроме того, из соседних краев изредка забредает снежный барс, мигрируют различные грызуны и птицы. Среди постоянных жителей самые крупные медведь и лось. Они живут в основном в таежных местах. В гористой местности можно встретить сибирских северных оленей, азиатского марала и кабаргу. Их родственник косуля предпочитает лиственные леса и лесостепи. Хищники рысь и росомаха, хотя и обитают практически повсеместно, звери довольно редкие: всего несколько сот особей. Зато их более мелкие собратья лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. Также как и другие аборигены края, грызуны и травоядные: заяц-беляк, белка, бурундук, бурозубки, кроты. А теперь ребята, давайте немного разомнёмся! Физкультминутка «Дикие животные»: Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать не знал. Часть III Рассказ учащихся о диких животных. Лось, рысь, белка, волк. (приложение 1) Лось. Рост его достигает 235 см, масса – почти 600 кг. Особенно внушительно выглядит старый самец, украшенный большими рогами-лопатами. В Сибири лося часто называют сохатым. Он огромный, нескладный (высоконогий с коротким туловищем), горбатый, голова большая,, с торчащими в стороны рогами. В неволе лоси доживают до лет. В естественных условиях редко встречаются особи старше лет. Рысь – типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую отчасти и напоминает своим заметно укороченным телом и длинноногостью. Хвост у рыси как бы обрублен. Зато очень характерна голова. Она сравнительно небольшая, округлая и очень выразительная. У рыси плотное и сильное тело. К тому же она очень ловка: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает большие до 3,5-4 метров прыжки, совершает длительные переходы, хорошо плавает. Срок жизни в условиях дикой природы до 13 лет.

5 Белка. Этот маленький симпатичный зверёк предпочитает жить в лесах. Тело у них стройное, лапы удлиненные и конечно же пушистый хвост, размер которого равен размеру туловища. Длина тела от 20 до 40 см (зависит от вида). Весит зверёк не больше килограмма. Ушки маленькие с кисточками на конце ( особенно кисточки выражены зимой, летом их почти не видно). У белки острые зубы, которые быстро стачиваются, так как они всё время что-нибудь грызут. Но это не беда, новые зубы вырастут быстро. У грызунов зубы растут всю жизнь. Хорошо развиты слух и зрение. При опасности издаёт пронзительный звук, предупреждая об опасности других сородичей. Живут белки в дикой природе до пяти лет. Волк – умный и смелый, один из самых совершеннейших хищников, неотъемлемая часть живой природы. Поджарое тело и мускулистые лапы, широкая грудная клетка и слегка покатая спина, лобастая голова и мускулистая шея всего этого достаточно, чтобы оценить силу и выносливость волка. Размеры и окрас волков разнообразны и напрямую зависят от окружающего климата и географической изменчивости: в высоких широтах хищники гораздо крупнее своих собратьев с юга. В среднем, высота в холке среднего представителя семейства псовых, к которому и относятся волки, колеблется от 60 до 85 см, а вес от 30 до 65 кг. По данным исследователей серого хищника, волк в лесу обычно доживает до 12 лет. В редких случаях он может продлить свой век и до пятнадцати лет. – Спасибо ребята, молодцы! Часть IV Заключение – Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Поле чудес». Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: волк, жилище – логово. Итак, начинаем игру. Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фишки, и определяется победитель (Приложение 2). – Молодцы ребята! Список литературы: 1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. [Текст]/ С.И. Агеева //Части 1 и 2. М.: Лайда, С Скоролупова О.А. Дикие животные. [Текст]/ О.А. Скоролупова – М.: Издательство Скрипторий, Беляева, В.С. Изучаем природу родного края [Текст]/ В.С. Беляева, С.Д. Василевская.- М.: Просвещение, Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон. – Кемерово: Кн. изд., с.

6 Приложение 1 Фото 1 Ёжик Фото 2 – Волк Фото 3 Мышь Фото 4 – Крот Фото 5 Заяц Фото 6 – Лиса

7 Фото 7 Медведь Фото 8 – Лось Фото 9 Рысь Фото 10 – Белка Приложение 2 Фишки для заключительной игры «Поле чудес».

Конспект занятия «Жизнь диких животных в зимнем лесу»

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа).

Воспитатель: Дурнова Дарья Дмитриевна

Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира.

Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животныеприспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса.

-Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

– В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Неуклюжий, как…. медведь

– Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке- летом. (Белка)

Показ картинки белка.

Нам сейчас Саша расскажет про белочку.

– Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Молодец Саша,садись на стульчик.

– А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев

Читайте также:  Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Пальчиковая игра «Зайчики».

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки)

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот)

-У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

– Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

– Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

– Ребята посмотрите что у меня есть:

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).

– Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу? Послушайте загадку и узнаете.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

– Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши».

-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка – …. бельчонок, бельчата.

Заяц – …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса – … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк – …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь – … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж – …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).

– Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу, там вас ждет сюрприз: Раз, два, три, повернись

В детском саду окажись.

– Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное. Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет). В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

Конспект: Знакомство с дикими животными леса

Всероссийские конкурсы для педагогов

Войцицкая Мария Сергеевна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 «Сказка»

Теплорадова Наталья Ивановна

старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 «Сказка»

Конспект занятия для детей раннего возраста по теме «Дикие животные»

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Конспект НОД в первой младшей группе по образовательной области «Познавательно-исследовательская деятельность»

Цель: научить узнавать животных на картинках и называть их.

  • Познакомить детей с понятием «Дикие животные». Научить детей различать животных по внешнему виду и называть их;
  • Обогатить словарный запас детей словами заяц, волк, медведь, лиса, дикие животные, развивать логическое мышление;
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и доброе, бережное отношение к животным.

Материал для НОД: декорации леса (елки, тропинка, пеньки), игрушка медведь, картинки с изображениями животных (заяц, волк, медведь лиса), мольберт, вкладыши с животными, белая бумага, корзинка, волшебный мешочек, шапочки-маски зайчат по количеству детей.

Содержание НОД:

Организационный момент:

Воспитатель : – Ребята, мы с вами, мы оказались в лесу. Пойдем по тропинке и посмотрим куда же она нас приведет?

(Идем по группе, рассматриваем деревья . Воспитатель достает игрушку медведя из-за дерева) – «Ой, чья это берлога, кто в ней спит? Да это же медведь. Скажем вместе – медведь. Лиза скажи – медведь. Лев скажи – медведь. Еще раз скажем все вместе – медведь. – Правильно.

Медведь – хозяин очень строгий,

Зимой он спит в своей берлоге,

А летом по лесу гуляет –

Свои владенья охраняет.

Основная часть:

Воспитатель: – Здравствуй Мишка — медведь. И все ребята поздороваются.

Это медведь, он большой, косолапый, у него есть шерсть, большие лапы, уши у него маленькие, а хвост короткий. Кушает то, что сам найдет в лесу.

(Воспитатель задает вопросы к детям побуждает детей к хоровым и индивидуальным ответам). Кто это? Где живет медведь? Медведь большой или маленький? Что делает медведь зимой? Где спит медведь?

Медведь зверь, живет в лесу, поэтому он дикое животное. Повторите – дикое животное.

Воспитатель : – Медведь приглашает Вас, ребята поиграть. Сколько выпало снега. Давайте лепить снежки и играть в снежки. (Дети из бумаги лепят снежки и кидают хаотично. Затем собирают в корзину) .

Походим, как медведь.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)

Улыбайся и садись. (Повторить 2 раза)

Воспитатель: – Вот мы поиграли с медведем. Смотрите, он принес с собой «волшебный мешочек», посмотрим, что в нем. Это картинки с изображением других диких животных, которые живут в лесу и сейчас он нам расскажет про них. (Воспитатель достает из мешочка картинки животных и показывает детям, прикрепляет их на мольберт).

Воспитатель : – Это заяц. Ребята скажем вместе – заяц.

У зайца мягкая серая шубка, маленькие лапы, длинные уши и короткий хвостик. Он трусишка, всех боится. Кушает то, что сам найдет в лесу. (Воспитатель задает вопросы к детям побуждает детей к хоровым и индивидуальным ответам). Какие у зайца уши? (длинные). А какая шубка? (серая, мягкая). Какой хвостик? (короткий) , а лапы какие? (маленькие). Покажите, как прыгает заяц (прыг скок).

Зайчик по лесу прыг-скок,

Спрятался он за кусток.

Сидит зайка под кустом,

Куст для зайца — это дом.

Заяц зверь, живет в лесу, поэтому тоже дикое животное. Повторите – дикое животное.

Воспитатель : – А это лиса. Она то же живет в лесу. Красивая, рыжая. И хвост у нее длинный пушистый, а уши и лапы маленькие. Ищет себе еду в лесу. Лиса хитрая, все слышит, все видит.

(Воспитатель задает вопросы к детям побуждает детей к хоровым и индивидуальным ответам). Какая лиса? (рыжая). Хвост у нее какой? ( длинный, пушистый) . Уши какие? (маленькие). Походим как лисички.

Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Лиса зверь, живет в лесу, поэтому тоже дикое животное.

Повторите – дикое животное.

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «На лесной лужайке» (Играет музыка, дети повторяют движения за воспитателем, по тексту песни).

Воспитатель :

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк,

Живет в лесу зубастый волк.

– Это волк, он большой, серый, с длинным хвостом, уши у него маленькие, а лапы меньше чем у медведя, но больше чем у лисы или зайца. Ищет себе в лесу еду сам. Волк злой и страшный, все его боятся. (Называть детей по именам, что бы они сказали волк). Еще раз скажем все вместе – волк.

(Обращение к детям) – Волк какой? (большой, серый) . Какой у него хвост? (длинный). Уши какие? (маленькие). Волк зверь, живет в лесу, он тоже дикое животное.

Воспитатель: – Кого мы повстречали сегодня в лесу? Узнали таких зверей – заяц, волк, лиса и медведь, у них есть шерсть, лапы, уши и хвосты, они живут в лесу и сами добывают себе пищу, поэтому называются дикими животными. Повторите – дикие животные.

Заключительная часть.

Воспитатель: – Ребята, у медведя в волшебном мешочке еще что-то осталось, давайте посмотрим. Это фигурки животных, они все разбежались по лесу и не могут найти свои домики. Поможем им.

Игра с вкладышами «Дикие животные» . (На столах лежат вкладыши с «домиками» животными, дети достают из мешочка фигурки диких животных, называют их и складывают их в свои «домики» .

Воспитатель: – Молодцы, помогли всем диким животным найти свои домики. Теперь все вместе поиграем.

Конспект занятия по теме: ” Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу”

Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)//Соломенникова О.А.

Тема занятия: «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу»

Цель: дать детям представление о жизни диких животных зимой; формировать интерес к окружающей природе; воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование: панорама зимнего леса (макеты пней и ёлочек), картинки диких животных (волк, медведь, белка, ёж, барсук, заяц, снегирь), кормушка, мягкая игрушка – зайчик, mp 3-проигрыватель, музыка для музыкальных минуток, картинки «Правила поведения в лесу».

Орг.момент

– Доброе утро, ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Здравствуйте! Мы поздоровались, а значит пожелали друг другу доброго здоровья.

В гости к детям приходит зайчишка.

Зайчишка : Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться домой, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель : Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчик? (ответы детей) . Конечно, зайчик живет в лесу . Я предлагаю нам отправиться в лес и помочь зайчишке найти его дом.

-Но прежде чем мы туда попадем, мы должны одеться потеплее. Почему? (ответы детей) Сейчас какое время года? (поздняя осень) А еще нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья (картинки показать)

-Ребята, давайте послушаем лесную тишину, закроем глазки (звучит спокойная музыка)

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

На стульчики тихо сели.

-Посмотрите, как красиво кругом: стоят высокие деревья, тишина в лесу. А какие интересные деревья здесь растут! Как они называются? (Ёлочки) (показать на ёлочки)

– У них есть листья? (Нет)

– А что у них вместо листьев? (Иголочки)

-Ребята, а как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Они сами добывают себе пищу. Животные сами строят себе жилища. Они сами заботятся о своих детенышах.

-Ребята, а кто это к нам попался на тропинке, внимательно слушайте загадку.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

-Кто это, ребята? (Белка.) Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Белка живет в дупле. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме.

-А как она готовится к зиме?

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.

-Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.

-Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

-Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы. А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

-Идём дальше, интересно, кого еще мы повстречаем на лесной тропинке?

Кто же это? (Лиса.)

-Отгадали? Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы.

-А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник, питается мышами. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала.

-Д ети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к спячке. Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (ответы детей воспитатель дополняет при необходимости)

Справка: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому мы ему мешать не будем.

-А кто еще спит зимой (ёж, барсук)

Музыкально-ритмическая игра «Мы в лесу гуляли» (муз. Е. Железновой)

-Ой, ребята, это кого мы только что спугнули? (волка)

-Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Волк тоже хищник. Зимой охотится на других животных и крупных лесных птиц.

Читайте также:  Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

-Ой, что это за следы такие необыкновенные (показать заячьи следы)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

-Кто это, ребята? (Заяц.) Молодцы! Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка, он грызет кору деревьев зимой. Заяц осенью линяет, у него вырастает теплая шерстка.

-Почему? Чтобы зимой ему было не холодно.

А еще шерстка зайки становится другого цвета, какого (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Встаем возле стульчиков. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал!

-Раз здесь его родные, значит и дом неподалеку.

Зайчишка: Нашёлся мой дом. Спасибо, ребята большое, ох, ну и проголодался же я , пойду погрызу кору березки. До свидания!

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться.

(звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза)

-Ребята, много интересного мы увидели и узнали сегодня про зверей. А про то как готовятся к зиме птицы ничего не сказали. Одни птицы улетают в теплые края (перелетные), а другие остаются зимовать (зимующие) ? Каких зимующих птичек вы знаете?

-Нашим птичкам очень голодно зимой. Как мы можем им помочь? Сделать кормушки (показать кормушку) и угостить зернышками и ягодками.

Подведение итогов

-Ребята, вам понравилось в лесу ?

– Кого мы встретили в лесу? (ответы детей)

Воспитатель : Как вы думаете, животные хорошо подготовились к зиме ?

Воспитатель : Верно. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов , ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много . Медвежьего корма в лесу нет . Но медведь неплохо устроился : спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных . Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье :

Будем с лесом мы дружить,

Охранять его, любить!

Воспитатель: Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!

Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 классов

Пояснительная записка

Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В структуру дефекта входит :

  1. Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • формирование связной речи
  • развитие неречевых психических процессов:
  • развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
  • совершенствование зрительного анализа и синтеза
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
  • расширение объема зрительной и слуховой памяти
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
  • способность к запоминанию, способность к переключению внимания
  • воспитание навыков и приемов самоконтроля
  • формирование познавательной деятельности
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д.

Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю (всего 87 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп для проведения логопедических занятий. В группы 1 класса включаются дети с общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие речи как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Артикуляторные:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Предложение и слово» (25 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.

Дифференциация предлогов. Использование их в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов.

«Связная речь» (7 часов). Формирование связной монологической речи путем обучения пересказу различных текстов.

«Звуковой состав слова» (18 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные.

Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»
  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  • Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

Ссылка на основную публикацию