Конспект: Заучивание стихотворения ‘Куда пропал снег’ с помощью мнемотаблиц

Конспект занятия в средней группе «Пчелки» с использованием мнемотехники на тему: «Заучивание стихотворения «Куда пропал снег?». (Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Социально-коммуникативное развитие»).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель: развивать связную речь.

Упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц.

Закрепить знания детей о снеге, его свойствах.

Пополнять словарный запас.

Развивать ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память.

Воспитывать умение делать выводы в процессе эксперимента.

Формировать положительный настрой на обучение.

Словарная работа: объяснение значения незнакомых слов.

Оборудование: мнемотаблицы, миска, ширма, игрушка собачка.

Организация детей на образовательную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
kuda_ischez_sneg_mnemo.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Пчелки» с использованием мнемотехники на тему: «Заучивание стихотворения «Куда пропал снег?». (Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: развивать связную речь.

Упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц.

Закрепить знания детей о снеге, его свойствах.

Пополнять словарный запас.

Развивать ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память.

Воспитывать умение делать выводы в процессе эксперимента.

Формировать положительный настрой на обучение.

Словарная работа: объяснение значения незнакомых слов.

Оборудование: мнемотаблицы, миска, ширма, игрушка собачка.

Организация детей на образовательную деятельность

Организационный момент: (дети встают в круг)

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. А какое сейчас время суток?

И, чтобы нам и нашим гостям было интересно и весело, нужно проснуться и пожелать друг другу доброго утра! Давайте все вместе сделаем небольшую разминку!

Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

(потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга)

Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

(приложить ладошки к ушкам, потереть их, затем изобразить ушки слона)

Доброе утро, ручки! Вы проснулись?

(потереть рука об руку, затем хлопнуть в ладоши)

Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

(Погладить ножки, встать на колени, руки в упоре перед собой и постучать носочками по ковру, затем встать)

Доброе утро, дети! Вы проснулись?

Мы проснулись! (поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши).

Основной этап занятия:

Ребята, я сегодня, когда шла на работу, встретила щенка по кличке Снежок. Его так зовут, потому что он очень любит зиму и снег. Я пригласила Снежка в гости. А в гости без подарков ведь не ходят? Поэтому щенок Снежок принес нам подарок – то, что он любит больше всего – снег!

Педагог вносит форму, наполненную снежными колобками. Малыши рассматривают и вспоминают свойства снега: какой на вид? На ощупь?

Далее педагог убирает форму со снежками за ширму.

Ребята! Давайте поблагодарим Снежка и выучим для него стихотворение с помощью картинок.

1. Знакомство, чтение по мнемотаблице (таблица № 1)

Куда же снег пропал?

Недавно, он был здесь

Самым, самым главным.

Лежал на крышах, на дорожках

И прилипал к моим сапожкам.

Висел на ветвях тополей,

В ладошках таял у людей,

Под белой кромкой спрятал лес,

И вот недавно он исчез.

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

3.Установление зависимостей изменений в природе от сезона.

Мы совсем забыли о комочках, которые принесли в группу в начале занятия (логопед убирает ширму и показывает детям миску с водой)

Он тоже пропал, исчез.

Что мы видим вместо него?

Откуда появилась вода?

Почему он превратился в воду в помещении?

(дети делают вывод, что снег-это замерзшая вода)

Какие природные изменения должны произойти, чтобы снег начал таять?

4.Заучивание стихотворения по мнемотаблице

Педагог «читает» вместе с детьми стихотворение, а потом предлагает 3-4 ребятам прочесть самостоятельно.

Ну, ребята, вы – молодцы! И Снежку очень понравился наш подарок-стихотворение! Правда, Снежок? (щенок соглашается)

Что нового, интересного сегодня узнали?

  1. Чтение стихотворения по мнемотаблице

4. Заучивание стихотворения по мнемотаблице

Мнемомотаблица по стихотворению «Куда пропал снег?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД составлен с учетом ФГОС дошкольного образования, для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Цель: развитие речи в интеграции образовательных областей.Задачи:Образовательные – продолжать учить названия и назначение предметов посуды и их классификацию; понимать обобщающие слова (посуда);- прод.

Цель деятельности педагога: создание сюжетной композиции по мотивам анимации.Задачи: учить детей лепить морков­ку на грядке, передавая форму и характерные особенности ово­щей: морковка в форме конуса .

Цель деятельности педагога: создание сюжетной композиции по мотивам анимации.Задачи: учить детей лепить морков­ку на грядке, передавая форму и характерные особенности ово­щей: морковка в форме конуса .

Цель: продолжать формировать интерес к творчеству, способствовать созданию предпосылок для развития детского творчества Задачи: 1. учить детей составлять образ птенца из готовых деталей. Развиват.

В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения. В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образов.

Цели:Ø продолжать учить описывать животных;Ø употреблять притяжательную форму существительных;Ø анализировать литературное произведение;Ø развивать мышление, внимание, память.Содержательные компоненты.

Конспект занятия для детского сада. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Автор: Пестова Наталия Николаевна
Конспект будет полезен для воспитателей ДОУ.
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
Задачи:
Развивающие:
• развивать память;
• зрительное внимание,
• образное мышление,
• связную речь.

Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• учить работать в команде;
• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
• коммуникативная;
• познавательная;
• художественная.
Методические приемы:
• беседа-диалог;
• чтение стихотворения;
• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ;
• продуктивная деятельность;
• физкультминутка;
• анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал:
• мнемотаблицы (готовые)
• бумага, фломастеры

Давайте вспомним:
– О чем оно? (о зиме)
– Какая зима пришла? (Вот зима пришла серебристая)
– Что она сделала? (Белым снегом замела поле чистое)
– Что зима делает днем? (Днем с детьми на коньках все катается)
– Что же она делает ночью? (Ночью в снежных огоньках рассыпается)
– Что зима делает в окнах? (В окнах пишет узор льдом-иголочкой)
– Еще что делает? (И стучится к нам во двор свежей елочкой)
– Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя.
– Может кто то хочет рассказать нам это стихотворение?
-Ребята! Мы с вами знаем много стихотворений, умеем легко и быстро их заучивать. Как вы думаете, наши гости хотели бы научится так же быстро учить стихи? Давайте их спросим!
– Ну что ж. Давайте научим.
– Мы с вами знаем игру, когда слова из стихотворения мы зашифровываем символами – «Шифровальщики»
– Что нам для этого требуется? (лист и фломастеры)
– Но прежде чем начать шифровать, я хочу вам что то пожелать. Я буду проговаривать пожелание, а вы делаете массаж.
Я желаю, чтобы голова ваша –думала,
Я желаю, чтобы глаза ваши-все видели,
Я желаю, чтобы уши ваши – внимательно слушали,
Я желаю, чтобы рот ваш – красиво говорил,
Я желаю, чтобы руки – аккуратно рисовали,
Я желаю, чтобы вы были здоровы.
-Ну что же, приступаем. Внимательно слушайте стихотворение. Оно называется «Почему медведь спит зимой?»

Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед,
Не малина и не мед. (Р.Орлов)
– О ком это стихотворение? (о медведе)
– Что у него спрашивают? (Почему ты спишь зимой?)
– А почему он спит? (Потому что снег и лед, не малина и не мед)
– Давайте теперь зашифруем это стихотворение.
– У всех получилось? Молодцы.
– Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?
Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?
– Вам понравилось?
– Что мы сегодня с вами делали?
– Что вам понравилось больше всего?
– Что было сложным?
– Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий.
Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.

Конспект: Заучивание стихотворения ‘Куда пропал снег’ с помощью мнемотаблиц

№ 4937 Заучивание стихотворения Е.Благининой “Шинель” с помощью мнемотехники

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр» им.21 армии ВС СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарский области структурное подразделение

«Детский сад Солнышко»

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе

Заучивание стихотворения

Е.Благининой «Шинель»

с помощью мнемотехники (мнемотаблиц)

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатель: Семисчастнова Е.Ю

Цель: помочь детям запомнить стихотворение Е.Благининой «Шинель».

Задачи: 1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить название военной одежды.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений о войне русских поэтов (А. Барто, Н.Томилина), рассматривание репродукции А. Дайнеко «Оборона Севастополя», слушание произведения А.Александрова «Священная война», «Журавли» – Я. Френкеля, слова Рамсула Гамзатова.

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице.

– Берем заданное на изучение стихотворение.

– Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

– Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

– После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

– Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Материалы: портрет Е. Багининой, стихотворения о войне русских поэтов (А. Барто, Н.Томилина), репродукция А. Дайнеко «Оборона Севастополя», музыка А.Александрова «Священная война», «Журавли» – Я. Френкеля, слова Рамсула Гамзатова, мнемотаблица стихотворения на каждого ребенка, приложение №1.

Ход занятия

Беседа с детьми о войне, что такое шинель.

Воспитатель:

-Дети, что такое война?(Дети делятся своими впечатлениями).

-Что такое шинель?

Воспитатель:

-Какая страна развязала войну?

Воспитатель:

-Кто встал на защиту отечества?

-Кто такой защитник Отечества?

Воспитатель:

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Написала его русская поэтесса Елена Благинина (на доске выставляется портрет поэтессы).

Воспитатель читает детям стихотворение Е.Благининой «Шинель», фоном звучит музыка А.Александрова «Священная война».

— Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —

Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!

— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —

потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.

Беседа по содержанию стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Почему папа так дорожит шинелью? Воспитатель повторно читает стихотворение.

-Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («шинель», «одолеть»).

Проводится словарная работа с терминами «шинель», «одолеть» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «шинелька» – «шинельная» или «побороть»; «пересилить» – «перебороть»). Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней с аргументацией ответа.

Затем детям предлагается словесная игра «Доскажи словечко»(воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

Воспитатель:

-А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками. На каждую строчку стихотворения дети придумывают движение или жест. Затем, один ребёнок показывает стихотворение руками, другой его озвучивает (2-3 пары детей).

Затем детям предлагается (опорная схема, мнемотаблица) и рассказать его с опорой на эту схему.

Воспитатель:

-Чем мы сегодня занимались на занятии?

-Как называется стихотворение, которое вы выучили?

-Кто автор этого стихотворения?

-Как мы учились запоминать стихотворение?

-Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи.

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

– Что было труднее всего?

-Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

Работа «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Работа «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1. Логопед выразительно читает стихотворение.

2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

В нашем детском саду – маленькие столики,

В нашем детском саду – голуби и кролики,

В нашем детском саду – песенки и сказки,

В нашем детском саду – кубики и краски.

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

Помогать пришли весне.

Разбивают лед ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из-под ведра:

– Этак мне придется скоро

Убираться со двора!

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Голова, как у козла,

Крылья словно у орла,

Нос и уши как у зайки!

Кто же это? Угадай-ка!

Это я его слепил,

Брата младшего смешил.

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед

И съедали сто котлет,

А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

И. Демьянов

Конечно, он будет

Конечно, он будет

Не очень кирпичный,

Из этого дома наверняка

Никто никогда не прогонит щенка.

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

– Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застежек.

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ежатам.

Дед Мороз прислал нам елку. Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках – снежок!

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Капитаны

Водят смело капитаны

Корабли по океанам.

Интересно плавать им

По дорогам голубым.

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Море любит умных, смелых;

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

Капитаном сможешь стать.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Цыпленок на цыпочках кралсяся за кошкой,

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Потом повернулись, пошли по-другому.

На пятках за кошкой плетется Антошка.

За бедным цыпленком усатая кошка.

Цыпленок от страха забился в корзину.

Сердитая кошка выгнула спину.

У скворца в семье беда –

Выпал птенчик из гнезда.

– Ох, – кричит скворец-отец, –

Пропадет теперь птенец!

Он летать не может,

Кто ему поможет?!

Но увидели птенца

Два веселых молодца.

Один сказал: «Мы сможем!»

Другой кивнул: «Конечно!»

И вот уже скворчонок

Сидит в своей скворечне.

Я рисую лето

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий.

Очень трудно это…

Ночью на небе один

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Сорвала я в поле

Принесу в подарок

Я его на платье

Больше всех на свете

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Зимой лесной народ.

Ни разу косолапый

Не встретил Новый год.

Ему бочонок с медом

Оставил Дед Мороз,

А он храпит в берлоге,

Прикрыв ладошкой нос.

Я сегодня медсестра

Я сегодня медсестра,

Кукол я лечу с утра.

Я пою их чаем с медом,

Раны смазываю йодом.

Витамины дам по штучке:

Курам, уткам, кошке, Жучке.

Ножку я перевяжу.

Медвежонку Тяпке срочно

Нужно вырвать зуб молочный.

Кукол я лечу с утра,

Я сегодня медсестра.

Мишка милый, мишка славный,

Косолапый и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Мы посеяли с Андрюшкой

Перед дождиком петрушку,

А сестра украдкой в грядку

Ждет Аленка, не дождется:

Ну, когда росток пробьется?

Новый дом

Грузовик привез, рыча,

Полный кузов кирпича.

А другой привез шофер

Щебень, известь и раствор.

Звон и гром стоят кругом.

Быстро строят новый дом.

Он уже почти готов,

И бригада маляров

Красит в синий цвет фасад:

В доме будет детский сад.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Ждет письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он –

Наш знакомый почтальон.

Пять цыплят, пять утят и гусят,

Пять телят, жеребят и козлят,

Пять мышат и котят, семь ежат

И пятнадцать смешных лягушат.

Вышел Миша на крылечко,

Взял он удочку, червей,

Быстро он бежит на речку,

Там поймает пескарей.

На скамейке семь котят,

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем –

Вот вам миска с киселем.

Под скамейкой семь котят,

Есть из миски не хотят.

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принес:

Это – вкусная еда.

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки, не боятся.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники»

Наталья Манакова
Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег» с использованием мнемотехники»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима», листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег», игра «Найди и исправь ошибки», физкультминутка «Зимняя прогулка», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

Загадка:

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег». (Воспитатель читает стихотворение детям).

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?

Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки».

Игра:

Зима – самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Физкультминутка.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Стихотворение:

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):

Конспект занятия по составлению детьми средней группы связного рассказа об осени с использованием элементов мнемотехники Задачи: 1. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа о данном времени года, произвольно строить предложения разной грамматической.

Коллективная работа «Первый снег» с использованием нестандартного материала для рисования Всем известно выражение: «Зима пришла неожиданно». У всех разные причины так говорить, но очень часто эти слова имеют самый прямой смысл.

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.

Конспект НОД в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотаблиц» Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект НОД по развитию песенного творчества для детей 4–5 лет «Первый снег» Цель: Развитие песенного творчества детей младшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Углубить понятие темы знакомством с новой.

Конспект НОД в средней группе по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег, снег» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Заучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие» Заучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие» (средняя группа) Программное содержание: Уточнить понимание содержание произведения,.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа) .художественная литератураТема:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать.

«Первый снег вдруг пришёл, первый снег» (фотозарисовка) ПЕРВЫЙ СНЕГ Наконец-то и к нам пришёл первый снег. Правда вчера вечером начал летать такой крохотный. А утром проснулись, посмотрели в окно,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Зима»

Ирина Шулепова
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Зима»

Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.

– Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;

– уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;

– упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

– учить составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.

Развивающие:

Развивать связную речь детей.

– Воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе; беседа о характерных признаках зимы; чтение стихов и загадок о зиме; рассматривание иллюстраций.

магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежок, снежинки, мнемотаблицы.

ТСО: Проектор, экран, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Становитесь, дети в круг.

– Посмотрите, какой снежок у меня в руках. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись, снежок, по рукам, по рукам! У кого снежок остался, улыбнется всем друзьям!»

– Слышен хруст снега

– Тс! Слышите? Что это за звуки? Ребята, вы слышите, что это?

– Правильно, снег хрустит!

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто же пожаловал к нам в гости:

«Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня. (Зима)

На экране появляется Слайд№1 «Зима»

2. Сообщение темы.

– Молодцы! Правильно, это зима и сегодня мы отправимся в гости к зиме.

– Зимушка-зима – весёлое, чудесное, волшебное, сказочное время года. О зиме написано много стихов и песен. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь зимними пейзажами. Слайд№2

– Скажите, пожалуйста, какую краску любит зима?

3. Гимнастика для глаз «Озорная снежинка».

– Чтобы ваши глазки не устали, мы проведем гимнастику для глаз. А

поможет нам вот эта озорная снежинка. Встаем на ножки.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли (вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней

Снежинка вправо полетела,

Дети вправо посмотрели (отводят снежинку вправо, следят взглядом)

Опять снежинка полетела,

Глазки влево посмотрели (отводят снежинку влево, следят взглядом)

Ветер снежинку вверх поднимал

И на землю опускал (следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)

Глазки закрываем (дети закрывают глаза)

– Глазки открываем, и задания Зимы выполняем.

– Что же такое «зима»?

– После, какого времени года приходит зима?

– Какие приметы зимы вы знаете?

– Ребята, давайте поиграем со словом зима.

4. Игра «Добавь словечко»

Мы будем гулять….

Мы поём песни о ….

– Мы очень рады зиме. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение зиме. Расскажите — какая бывает зима?

5. Дидактическая игра со снежком «Назови как можно больше красивых слов».

– отвечайте на вопросы какой? Какая? Какое?

Зима какая?

– Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

– Ребята, давайте придумаем предложения про зиму, каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».

– Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

-Какое красивое время года – зима. Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о зиме?

7. Прослушивание музыкального произведения.

– Мы прослушаем отрывок мелодии «Зимний лес».

– Понравилась вам музыка?

– Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

8. Работа с мнемотаблицами.

– Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите мнемотаблицу.

– Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

– Каждая карточка – это новое предложение. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ:

– Рассказ должен быть полным, интересным.

– Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

– Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

– И конец рассказа. Например: Я люблю зиму!

9. Работа в группах. Составление рассказов о зиме по мнемотаблицам.

(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам)

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1.

Наступила зима. Падает пушистый снег. На деревьях снежные шапки. Солнце светит, но не греет. На улице мороз. Люди в домах топят печки. Они заботятся о домашних животных. Развешивают кормушки и подкармливают птиц. Дети катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков и играют в снежки. Зима – это чудесное время года!

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.

Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года.

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 3.

Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.

10. Подведение итогов.

– О каком времени года мы сегодня говорили?

– С помощью чего нам легко удалось составить рассказ?

– Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» с использованием мнемотаблиц. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» с использованием мнемотаблиц Задачи: Продолжать.

Конспект НОД по развитию речи с использованием современных технологий и мнемотаблиц в старшей группе «Зима в гостях у ребят» Цели: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц. Задачи: Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей.

Конспект НОД по развитию речи «Зима» в подготовительной группе Конспект НОД «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе Тема: «Зима». Цель:.

Конспект НОД «Времена года» с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе Конспект НОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Времена года» Задачи: • Развивать связную речь детей. • Совершенствовать.

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов мнемотехники и ТРИЗ «В гости к нам пришла Зима» Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием элементов мнемотехники и ТРИЗ. Подготовила: Воспитатель.

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотаблиц «Весна идет» Цель: развитие речи дошкольников средствами ознакомления с окружающим миром. задачи: 1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна.

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Зима в лесу» с использованием игровых технологий Цель: Расширять знания детей о жизни зверей в лесу зимой. Задачи: Образовательные: • Формировать у детей представления о зиме; • Формировать.

Конспект занятия по развитию речи «Зима» с использованием предметно-пространственной среды Тема: Зимушка-зима. Цель: использование предметно-пространственной среды на занятии по развитию речи по теме «Зима». Задачи: Развивающие:.

Заучивание стихотворения И. В. Сурикова «Зима» c использованием мнемотаблиц .

Заучивание стихотворения И. В. Сурикова «Зима с использованием мнемотаблиц» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Заучивание стихотворения И. В. Сурикова «Зима с использованием мнемотаблиц»» Составила.

Читайте также:  Игра в работе логопеда
Ссылка на основную публикацию