Конспект занятия: Звук и буква ‘А’, дикие животные

конспект “Дикие животные. Звук и буква Й.”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему “Дикие животные. Звук и буква Й” с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_nsportal_konspekt_dikie_zhivotnye_zvuk_y.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е.

Конспект совместной деятельности

Тема: Дикие животные. Звук и буква Й.

Цель: Совершенствование навыка словообразования существительных и прилагательных по теме «Дикие животные». Развитие связной речи.

  • Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде. Уточнение, активизация и актуализация словаря по данной теме,
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование сложных прилагательных; закрепление умения образовывать и употреблять существительные с суффиксом ИЩ),
  • Совершенствование умения составлять распространенные предложения с предлогами,
  • Закреплять правильное произношение звуков в речи,
  • Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов,
  • Развитие умения вести диалог, отвечать на вопросы полным предложением,
  • Развивать память, мышление,
  • Развивать зрительное внимание,
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи и динамическую сторону речи,
  • Развивать голосовую активность,
  • Развивать диалогическую речь,
  • Формировать правильное дыхание,
  • Развивать моторные функции,
  • Вырабатывать правильную осанку.
  • Воспитывать ответственность, самостоятельность, собранность,
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Технология диалогового обучения.

Технология игрового обучения.

Оборудование : игрушка Зайчонок, иллюстрации, мяч,, контейнеры с фишками для звукового анализа слов, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения.

Предварительная работа . Заучивание наизусть детьми стихотворений о диких животных. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Ход совместной деятельности

Здравствуйте, я зайчонок Ойка. Я приглашаю вас в мой лес.

Выразительное чтение стихов о животных

А вы знаете стихи про животных?

О чём говорится в стихотворении?,

Почему эти животные называются дикие?

Как называются жилища?,

Как вы понимаете слово линька?

Как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира ?.

Игра с буквами: « Гусеница»

Образование названий детенышей животных

На доске появляется картинка с изображением лисы и лисят

Образование существительных с суффиксом ИЩ

Игра с мячом «Это кто такой большой?»

Я бросаю вам мяч и называю дикое животное. Вы ловите и называете это животное так, чтобы в названии была часть –ищ.

Образование сложных прилагательных

Игра с мячом «Передай по волшебному кругу».

Сейчас мы с вами будем играть в слова, точнее сказать будем дружить между собой слова.

У лисы острый нос – лиса какая?

У волка острые зубы -…

У медведя большие лапы -…

У бобра длинный хвост -…

У ежа короткие лапы -…

Молодцы! Садитесь на свои места.

Развитие зрительного внимания. Составление предложений с предлогами.

Игра «Кто спрятался в лесу?».

Ребята, это картинка-загадка. Постарайтесь найти на ней изображения диких животных. Поднимите руку и скажите полным предложением.

Фонопедическое упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова

Скрипит снежок под лапками лисы (ш….ш…)

Зайка скачет путает следы (с рукой аааа… ааа… в разных регистрах)

Лиса заметила его, затявкала (произносим «тяв…тяв!» сначала тихо, потом громче и громче)

Завыл ветер ( ууууу…. Вверх голос и вниз)

Определение наличия звука Й в слове

Зайчонок Ойка принес нам картинки. Ему нужно помочь и выбрать только те, в названии которых есть звук Й.

Дима, возьми первое по счёту животное, Ваня третье, …..

Развитие навыка слогового анализа

Раздели слова-названия животных на слоги.

Развитие фонематического анализа. Работа в тетрадях

Составление схемы к слову ЗАЙКА

Речь с движением с опорой на мнемотаблицу

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной.

И к портному через час

Медвежонок сдал заказ.

— Будет ваш заказ готов

До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьет,

А медведь в берлоге ждет.

Срок прошел. Пришел медведь.

Ребята, я очень вам благодарен за то, что погуляли со мной по зимнему лесу . С вами мне было совсем не страшно. А еще я рад, что вы много знаете о моих соседях – Диких животных. Спасибо вам, что поиграли с моим любимым звуком Й. Молодцы! Приходите ко мне еще. Я буду вас ждать.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Дети читают стихотворения о диких животных.

О том, как звери готовятся к зиме и зимуют…

Их называют дикими, потому что они живу в дикой природе, в лесу.

У медведя – берлога, у лисы – нора и т.д.

Линька – это смена летнего меха на зимний.

Летом и осенью медведь старается много есть. Поэтому у него под кожей образуется много жира.

Дети зачёркивают «неправильные» буквы, остаётся слово – ЛИСА

Конспект занятия «Буква и звук К, [к]. Дикие животные». Работа в тетради

Юлия Горобец
Конспект занятия «Буква и звук К, [к]. Дикие животные». Работа в тетради

Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные»

Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».

Цель: продолжать учить различать и четко произносить звуки [к] и [кь] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К. Закреплять представление о диких животных.

• Познакомить с новыми звуками;

• Совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

• Познакомить с буквой К;

• Закрепить умение составлять предложения по картинкам;

• Закрепить умение писать слова с опорой и на слух.

• Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные».

• Усваивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

2. Коррекционного развития:

• Развивать фонематический слух и фонематическое представление;

• Развивать зрительное и пространственное гнозис;

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Развивать память, внимание, мышление.

3. Коррекционного воспитания:

• Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;

• Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

• Воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением диких животных, диск со сказкой «Колобок», символы для обозначения гласных и согласных звуков, предметные картинки, счетные палочки, тетради, карандаши.

Ход занятия.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке (музыка). А вы попробуйте догадаться, что это за сказка?

Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.

– Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)

– А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]) А как вы думаете, звук [к] гласный или согласный? Почему? А твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом)

– Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.

– Ребята, давайте с вами вспомним, как называют семью зайца? (Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья)

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, косой зайчик!

– Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.

– Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?

1. Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [кь], поймайте его, хлопнув в ладоши.

А У К М И К К КЬ Т К КЬ

МА КЫ СУ КИ АК УС ЫК КЯ МИ ЯК

А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [кь] – поднимите руки вверх.

ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН

– Молодцы, а теперь внимательно послушайте, а за тем повторите.

КА-КА-КЯ КЯ-КЯ-КА КУ-КЮ-КУ КЫ-КЫ-КИ КО-КЁ-КО КИ-КИ-КЫ

КЮ-КЮ-КУ КИ-КЫ-КИ КЁ-КЁ-КО КА-КЯ-КА КЯ-КА-КЯ КУ-КУ-КЮ

– Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк. А семья волка? (Волк, волчица, волчонок – это волчья семья).

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!

– Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.

2. – Мы сейчас выполним с вами звуковой анализ слова «волк» (дети самостоятельно выкладывают звуковой анализ слова).

– В слове «волк» есть звук [к]?

– Какой он по счету?

– Сколько слогов в слове волк?

– Сколько звуков в слове «волк»? Назовите их по порядку?

– Какой первый звук? Какой второй и т. д.? (характеристика звуков: гласный или согласный, твердый или мягкий)

– Молодцы, ребята, помогли волку и колобку. Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь. (Медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья).

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!

– Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу.

3. – Ребята, придумайте, пожалуйста, слова со звуком [к] и [кь]. Сначала слова, где звуки находятся в начале слова, затем в середине и в конце. (дети придумывают)

– А теперь, посмотрите, на столе лежат картинки. Мальчики выбирают картинки со звуком [к], а девочки выбирают картинки со звуком [кь]. Составить со своей картинкой предложение.

– Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса. (Лис, лиса, лисенок – это лисья семья).

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!

– Ладно, помоги мне ребят познакомить с буквой К.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Конспект занятия «Звук [Ж]» Программные задачи Образовательная 1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж]; 2) развитие.

Конспект занятия «Звук [н] и буква н» в рамках изучения лексической темы «Дикие животные» Грамматическая тема: Звук и буква Н Лексическая тема: Дикие животные. Цель: Закрепить знание буквы и звука Н ; – Узнавать графический образ.

Конспект занятия «Буква Звук [Н]. Буква [Н и ][Н’]» Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н Задачи: • Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’] • Дифференциация.

Конспект логопедического занятия «Звук [О] и буква О» Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой О. Задачи: 1. Познакомить со звуком и буквой О. 2. Закреплять понятие.

Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква «У». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «У». Учить выделять начальный ударный и.

Конспект занятия «Звук [Т] и [Т’], буква Т» I. Введение в игровую ситуацию – Ребята, поднимите на меня ваши глаза и давайте поздороваемся с вами глазами. – Посмотрите, сегодня к нам.

Конспект занятия «Звук и буква К» Тема: «Звук и буква «К». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «К». Учить детей определять наличие или отсутствие.

Конспект занятия «Звук [Т] и буква Т» Тема: Звук и буква «Т». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Т». Учить детей определять наличие или отсутствие.

Конспект занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Тема: «Звук и буква «Ы». Цель: знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Ы». Учить выделять начальный ударный и безударный.

Конспект занятия «Звук [с], буква с» Цель: закрепить навыки четкого произношения звука (с); Научить определять позицию звука (с) в словах; Познакомить с буквой (с); Научить.

Конспект занятия: Звук и буква ‘А’, дикие животные

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими трудности в овладении письмом

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель: актуализировать и закрепить знания детей о звуке [ё], и познакомить с буквой Ё.

– научить детей различать понятия «звук» и «буква»;

– учить соотносить звук с буквой;

– развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;

– сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ прописной и строчной буквы Ё;

– научить детей правильно писать букву Ё;

– развивать памяти и внимание;

– формировать положительное отношение к письму.

Оборудование и материалы : картинки с изображением предметов, в названии которых есть Ё; карточка (см. п.4); конверты с элементами прописной буквы Ё; карточка «Буква Ё вперемешку с другими буквами».

– Сейчас сядет тот, кто находится справа от Вани/ слева от Оли/ за Таней/ перед Димой и т.д.

2. Введение в тему занятия:

– Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, лёд, ёлка, ёрш). Какой звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

3. Характеристика звука:

– Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.

4. Определение позиции звука в слове:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

– Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

– Какие слова с Ё вы запомнили?

6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

– Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

– Посмотрите, какая важная буква к нам пришла (логопед пишет на доске прописную букву Ё). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

– Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (логопед указывает на написанную на доске букву)? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

7. Сказка «Почему Ё всегда ударная»

– Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

8. Преобразование слов:

– Сделайте «один» из «много»:

Ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка.

– Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит прописная буква Ё (логопед пишет отдельные элементы буквы на доске).

– Сколько элементов содержит эта буква?

– Вот вам следующее задание: в конвертике рассыпалась буква, нужно теперь собрать ее, чтобы получилась целая Ё. (Логопед раздает детям конверты, в которых отдельные элементы буквы Ё).

– Теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и пишем букву Ё. Будьте внимательны и аккуратны! (Логопед контролирует правильность положения детей, держания ручки, написания).

– Ну, что, устали наши пальчики? Нужно немного отдохнуть

а) Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.

б) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?

– Теперь будем учиться писать строчную букву Ё. Она такая же, как и строчная Е, только с двумя точками вверху. Смотрите внимательно, как я ее пишу. Напишете такую Ё в воздухе. А теперь запишем ее в тетрадях.

10. Задание на внимательность:

– У вас на столах лежит карточка с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

Конспект занятия для начальных классов «Звуки [к], [кь]. Буква К», «Дикие животные»

Описание разработки

Цель:

продолжать учить различать и четко произносить звуки [к] и [кь] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К. Закреплять представление о диких животных.

Задачи:

1. Коррекционного обучения:

Познакомить с новыми звуками;

Учить дифференцировать заданные звуки на слух;

Совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

Познакомить с буквой К;

Закрепить умение составлять предложения по картинкам;

Закрепить умение писать слова с опорой и на слух.

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные».

Усваивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

2. Коррекционного развития:

Развивать фонематический слух и фонематическое представление;

Развивать зрительное и пространственное гнозис;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, внимание, мышление.

3. Коррекционного воспитания:

Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;

Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Воспитывать чувство сопереживания.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке (музыка). А вы попробуйте догадаться, что это за сказка?

Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.

– Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)

2. Основная часть.

– А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]) А как вы думаете, звук [к] гласный или согласный? Почему? А твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом)

– Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [кь]. Звук [кь] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом)

– Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.

– Ребята, давайте с вами вспомним, как называют семью зайца? (Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья)

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, косой зайчик!

– Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.

– Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?

1. Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [кь], поймайте его, хлопнув в ладоши.

А У К М И К К КЬ Т К КЬ

МА КЫ СУ КИ АК УС ЫК КЯ МИ ЯК

А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [кь] – поднимите руки вверх.

ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН

– Молодцы, а теперь внимательно послушайте, а за тем повторите.

КА-КА-КЯ КЯ-КЯ-КА КУ-КЮ-КУ КЫ-КЫ-КИ КО-КЁ-КО КИ-КИ-КЫ

КЮ-КЮ-КУ КИ-КЫ-КИ КЁ-КЁ-КО КА-КЯ-КА КЯ-КА-КЯ КУ-КУ-КЮ

– Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк. А семья волка? (Волк, волчица, волчонок – это волчья семья).

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!

– Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки


Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».
Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».
Цель: продолжать учить различать и четко произносить звуки [к] и [кь] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К. Закреплять представление о диких животных.
Задачи:
1. Коррекционного обучения:
• Познакомить с новыми звуками;
• Учить дифференцировать заданные звуки на слух;
• Совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

• Познакомить с буквой К;
• Закрепить умение составлять предложения по картинкам;
• Закрепить умение писать слова с опорой и на слух.
• Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные».
• Усваивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
2. Коррекционного развития:
• Развивать фонематический слух и фонематическое представление;
• Развивать зрительное и пространственное гнозис;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать память, внимание, мышление.
3. Коррекционного воспитания:
• Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;
• Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
• Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением диких животных, диск со сказкой «Колобок», символы для обозначения гласных и согласных звуков, предметные картинки, счетные палочки, тетради, карандаши.

Ход занятия.
• Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке (музыка). А вы попробуйте догадаться, что это за сказка?
Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.
– Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)
• Основная часть.
– А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]) А как вы думаете, звук [к] гласный или согласный? Почему? А твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом)
– Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [кь]. Звук [кь] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом)
– Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.
– Ребята, давайте с вами вспомним, как называют семью зайца? (Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья)
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, косой зайчик!
– Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.
– Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?
1. Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [кь], поймайте его, хлопнув в ладоши.
А У К М И К К КЬ Т К КЬ
МА КЫ СУ КИ АК УС ЫК КЯ МИ ЯК
А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [кь] – поднимите руки вверх.
ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН
– Молодцы, а теперь внимательно послушайте, а за тем повторите.
КА-КА-КЯ КЯ-КЯ-КА КУ-КЮ-КУ КЫ-КЫ-КИ КО-КЁ-КО КИ-КИ-КЫ
КЮ-КЮ-КУ КИ-КЫ-КИ КЁ-КЁ-КО КА-КЯ-КА КЯ-КА-КЯ КУ-КУ-КЮ
– Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк. А семья волка? (Волк, волчица, волчонок – это волчья семья).
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!
– Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.
– Поможем колобку?
2. – Мы сейчас выполним с вами звуковой анализ слова «волк» (дети самостоятельно выкладывают звуковой анализ слова).
– В слове «волк» есть звук [к]?
– Какой он по счету?
– Сколько слогов в слове волк?
– Сколько звуков в слове «волк»? Назовите их по порядку?
– Какой первый звук? Какой второй и т.д.? (характеристика звуков: гласный или согласный, твердый или мягкий)
– Молодцы, ребята, помогли волку и колобку. Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь. (Медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья).
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!
– Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу.
3. – Ребята, придумайте, пожалуйста, слова со звуком [к] и [кь]. Сначала слова, где звуки находятся в начале слова, затем в середине и в конце. (дети придумывают)
– А теперь, посмотрите, на столе лежат картинки. Мальчики выбирают картинки со звуком [к], а девочки выбирают картинки со звуком [кь]. Составить со своей картинкой предложение.
– Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса. (Лис, лиса, лисенок – это лисья семья).
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!
– Ладно, помоги мне ребят познакомить с буквой К.
4. – Ребята, у звука [к] есть старший брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем)
– Ребята, а сколько нужно элементов, чтобы написать букву К? (выкладывают из палочек букву К)
– А теперь построим букву К из пальчиков: указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой.
– Давайте мы с вами напишем букву К пальцем на парте, а теперь представим, что наш пальчик – это «волшебная палочка», напишем «волшебной палочкой» букву К в воздухе.
– Молодцы, а теперь давайте напишем слово «кот» в тетрадях. (дети пишут слово). А теперь слово «кит».
– Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой.
– А теперь давайте вспомним с вами, что мы сегодня узнали на занятии, с какими звуками и буквой познакомились?
– А с кем мы еще сегодня познакомились на занятии? (С дикими животными) А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу, добывают сами себе пищу).

Фронтальное занятие по логопедии “Дикие животные”

Конспект фронтального занятия по логопедии. Артикуляционная гимнастика. Развитие силы голоса.1 класс с удовольствием занимался на занятии

Просмотр содержимого документа
«Фронтальное занятие по логопедии “Дикие животные”»

План-конспект подгруппового занятия по логопедии 1 класс

Тема: «Дикие животные»

1. Учить называть и различать диких животных.

2. Стимулировать зрительно – поисковую активность.

3. Развивать артикуляционную моторику.

4. увеличение словарного запаса по теме «Дикие животные».

Оборудование: картинки диких животных, сюжетная картинка «Вьюга», лото, картинки к артикуляционной гимнастике, зеркала.

План и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о весёлом язычке»

Жил – был на свете язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я вижу ваши зубки,

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

Я – веселая лошадка,

Тёмная, как шоколадка,

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня расчёска.

Тик – так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Я надул упругий шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда!

Новый шар надую я.

3. Развитие силы голоса.

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-У-У….. .

По сигналу «Сильная вьюга » дети громко гудят: У-У-У….. .

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» дети замолкают.

4. Игра «Назови детёнышей».

Перед началом игры повторить всех животных.

-Ребята, сейчас я вам буду называть взрослых животных, а вы мне скажете, как назвать их детей.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

6. Упражнение на развитие зрительного внимания.

На доске картинки животных. Дети должны их запомнить. Затем они закрывают глаза, одна картинка убирается. Ребята должны сказать, кто ушёл.

7. Пальчиковая гимнастика.

«Замок», «Шарик», «Заготавливаем капусту».

8. Игра в лото «Дикие животные».

Я буду называть животных, а вы будете находить их у себя на карточках и закрывать кружочками.

9. « Отгадай задуманное животное»

Колючий, круглый, любит молоко и мышей.

Рыжая, пушистая, хитрая, любит кур и зайцев.

Серый, злой, зубастый.

Бурый, косолапый, неуклюжий.

Трусливый, длинноухий, белый, бывает летом серый.

Рыжая, хлопотливая, шустрая, живёт в дупле.

10.Итог занятия. О каких животных мы с вами говорили?

Давайте назовём их ещё раз. Как мы можем назвать всех тех, о ком мы говорили?

Конспекты логопедических занятий.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки [л], [л`]. Буква Л. Дикие животные.” (подготовительная группа).

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звуки [л], [л`]. Буква Л.

Дикие животные (закрепление).

Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.

1). Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];

2). Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их

3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;

4). Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх

6). Совершенствовать умение отбирать картинки и

придумывать слова с заданным звуком;

7). Познакомить с буквой Л. Учить читать слоги с новой буквой;

7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;

8). Систематизировать знания о диких животных;

9). Упражнять в образовании названий детенышей диких

животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий…)

10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

11). Учить отгадывать загадки;

12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

13). Развивать мелкую моторику;

14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

Оборудование: Фланелеграф, наборное полотно, предметные

картинки на звуки [л], [л`] кружки для

звукового анализа красного, синего и зеленого

цветов, пособие для определения места звука в

слове, картинки с изображением диких

животных, пластмассовый трафарет “Дикие

животные”, карандаши, мяч.

– Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

Постановка цели занятия.

– Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)

– Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.

– Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.

-Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.

– упражнение на дыхание “Подуй на травку”;

Повторение и закрепление изученного материала.

а) Дифференциация гласных и согласных звуков:

На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.

– В каком домике живут гласные звуки? (в красном)

– Какие гласные звуки вы знаете?

– В каком домике живут согласные звуки? (в синем)

– Какие согласные звуки вы знаете?

– Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и

поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.

Объясните свой выбор.

(Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)

б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

– Определите первый звук в этом слове.

– Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)

– Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)

в). Отбор картинок со звуком [л].

– Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.

(Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)

г). Определение места звука [л] в словах.

-А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.

( лошадка – я слышу звук [л] в начале слова

стол – я слышу звук [л] в конце слова

вилка – я слышу звук [л] в середине слова)

д). Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.

Круглый, желтый, кислый он,

– Определите первый звук в этом слове.

– Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)

– Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым)

е). Дифференциация звуков [л] – [л`]

-Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л`].

– Расположите правильно картинки.

(Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток

лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)

Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”

ж). Конструирование буквы Л

– Звуки [л], [л`] обозначаются буквой Л.

– На что похожа эта буква?

– Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.

з). Чтение слогов с буквой Л.

– А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.

и). Звуковой анализ слов.

– Составьте схемы слов:

-Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?

-Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?

к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень.

Искала булавку весь день.

5. Лексическая тема. “Дикие животные”.

а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.

(Белка, лось, волк.).

-Каких еще диких животных вы знаете?

б). Образование слов-названий детенышей диких животных.

в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”

У волка хвост (чей?)…………..

У зайца уши (чьи?)-…………..

У лисы хвост (чей?)-…………..

У медведя хвост (чей?)-……….

7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)

– Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]

8.Подведение итогов занятия.

Дифференцированная оценка деятельности детей

Читайте также:  Логопедическое занятие: Дифференциация животных
Ссылка на основную публикацию