Конспект занятия во второй младшей группе по теме ‘Посуда’

Конспект в младшей группе по теме “Посуда”
план-конспект занятия (младшая группа)

Содержит в себе дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
posuda.docx305.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14»

Конспект комплексного занятия для

младшего дошкольного возраста

Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».

• Формировать представление детей о посуде, её назначении;

• Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, сахарница, перечница, солонка, чайная посуда, кастрюля, ложка, нож, вилка, столовые приборы, сковородка, тарелка, посуда, есть, пить, варить, жарить и др.) .

• Воспитывать инициативность в речевом общении с окружающими;

• Развивать желание отгадывать загадки;

• Развивать логическое и мышление, творческое воображение.

• Развивать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование и материалы : Презентация «Посуда» ,кукла, посулка, карточки с иллюстрацией посуды, музыкальное сопровождение, детская посуда, стихи, загадки.

Ход занятия- игры.

Воспитатель показывает куклу с посылкой.

-Чтобы узнать , что в посылке, нужно отгадать загадки.

Воспитатель включает презентацию.

– Как можно назвать все предметы, которые мы отгадали? (Посуда)

Ребята, назовите посуду, из которой пьют чай? Как назвать чашку, чайник, блюдце, сахарницу одним словом? (чайная)

А назовите посуду, из которой едят суп, кашу… (тарелка, ложка). Как называется эта посуда одним словом? (столовая).

Назовите посуду, в которой готовят еду (кастрюля, сковородка, поварешка) Как называется эта посуда? (кухонная).

Воспитатель: Ребята, вот беда, в посылке посуда лежит вся вместе.

А ведь у каждой посуды должно быть свое место: столовая, кухонная, чайная.

Воспитатель: А сейчас помогите мне ее разобрать: на первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

А сейчас физминутка:

Мы посуду чисто мыли (руки перед собой)
Посушить не позабыли (руки на поясе «часики»)
Чашки, блюдца в ряд стоят (маршируют)
И на солнышке блестят. ( вверх)

Воспитатель показывает картинки сахарницы, перечницы и солонки.

Спрашивает для чего они нужны. Просит запомнить слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика: «Посуда» .

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают посуду?

( стенд на доске).Обращает внимание детей.

Стакан –из стекла- стеклянная посуда

Ложка- из дерева- деревянная посуда

Кастрюля из металла –металлическая посуда

Сахарница –из фарфора- фарфоровая посуда

Контейнер- из пластмассы- пластмассовый.

Воспитатель: Предлагает дидактическую игру «Найди по размеру».

Воспитатель: Ребята, на столах у вас лежат геометрические фигуры и посуда разного размера.

Предлагает детям положить прямоугольник ( просит назвать цвет)

– самую большую кружку,

треугольник ( просит назвать цвет) -на кружку поменьше

и кружок ( просит назвать цвет) – на самую маленькую кружку.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Пальчиковая игра : «Мы посуду перемыли»:

Раз, два, три , четыре

Мы посуду перемыли:

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли

Только чашки все разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот, как маме помогали!

Воспитатель: Вот и закончилось наше очередное путешествие в мир посуды, давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового и интересного. (Ответы детей, прощание с куклой.)

Кукла благодарит детей за интересное занятие и угощает конфетами.

Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе на тему «Посуда»

Федора: Ребята вы меня узнали? Кто я? (ответы детей).
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
Воспитатель выносит куклу «Федоры».
Федора: Знаете, дети у меня случилось большое горе. А вы хотите узнать какое? (Да).
Давайте мы с вами посмотрим, что же произошло?
Дети вместе с Федорой просматривают фрагмент мультфильма «Федорино горе» (фрагмент, где посуда уходит из дома).
Федора: Скажите ребята, что у меня произошло? (ответы детей).
Федора: Правильно от меня убежала вся посуда.
А почему убежала посуда? (ответы детей)
Федора: Правильно ребята, потому что я ее не мыла.
Ребята а вы поможете мне вернуть мою посуду? (Да).
Федора: Я совсем забыла какая посуда убежала. Давайте вместе с вами вспомним. Она лежит в этой волшебной коробке, я буду ее доставать, а Вы будете мне помогать.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник

Чайника подружка
Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей

Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Ребята, расскажите Федоре для чего нужна кастрюля? (ответы детей)
Из каких частей состоит кастрюля? (ответы детей)
Федора: показывает чайник. Для чего нам нужен чайник? (ответы детей)
Что есть у чайника? (ответы детей)
Федора: Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны чашка и тарелка? (ответы детей)
Федора: Скажите пожалуйста как используют поварешку? (ответы детей).
Федора: А кто мне скажет, для чего нужна сковорода? (ответы детей)
Федора: ребята расскажите мне, как нужно ухаживать за посудой? (ответы детей).
Федора: правильно, посуду надо мыть с моющими средствами, чистить порошком.
Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.
Федора: Молодцы ребята, а теперь мы с вами превратимся в посуду.
3. Физминутка (Дети образуют круг. Педагог в центре круга, читает текст и показывает движения, которые повторяют дети)
Тук – тук – тук ,тук – тук – тук .
(Стучат кулачками друг о друга).
Слышен звонкий перестук.
Слышен громкий перезвон .
(Топают ногами ,руки на пояс).
Динь- динь – дон, динь – динь – дон.
Это в кухне пляшут ложки,
Вилки , чашки ,поварешки.
(Накл. влево -вправо руки полочкой перед грудью).
Тра – та – та ,тра – та – та
Вся посуда в пляс пошла!
(Выполняют «пружинку», руки на поясе).
Чайник крышкой тук ,тук !
Ложки в чашке – стук, стук !
А кастрюли – бом – бом!
Сковородки – дон – дон!
(«Танцуют», попеременно выставляя вперед на пятку
левую и правую ногу ,руки за спину).
Вот так пляска – красота!
Тра – та –та, тра –та – та !
(Хлопают в ладоши).
Федора: Спасибо вам дети, что научили меня ухаживать за посудой.
Дети посмотрите ко мне вернулась посуда.
Давайте посмотрим, какая посуда вернулась.
4. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дети работаю в парах, собирая разрезные картинки.
Федора: Скажите ребята, какая посуда ко мне вернулась? (дети называют посуду на разрезных картинках).
Федора: До свидания ребята мне пора уходить. Спасибо что помогли мне вернуть посуду. Теперь я буду хорошо за ней ухаживать.
5. Рефлексия.
Кто приходил к нам в гости?
В какие игры мы играли?
Дети что вам больше всего понравилось на занятии?
Что было трудно выполнить?
Список источников: Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе
«Подбери посуду для куклы»

Инеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”.

Цель: – вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения (посуде).

– закреплять знания детей о разных видах посуды (чайная и столовая посуда);

– формировать у детей умения группировать (чайная, столовая посуда), использовать посуду по назначению;

– вовлекать детей в разговор, обогащать словарный запас детей (новое слово «дуршлаг»);

– развивать у детей внимание, любознательность;

– воспитывать бережное отношение к посуде.

Необходимый материал: кукольная чайная посуда, столовая посуда, две куклы, стол, сумка, магнитофон, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Детский альбом», мелкие картинки с предметами посуды и домашней утвари, мешочек, 2 таза с водой, полотенца, тряпочки, клеёнчатые фартуки по количеству детей.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности

Мотивация: раздаётся звонок по телефону (воспитатель имитирует разговор по телефону).

– Это звонят две подружки куклы Катя и Маша. У них случилась беда, вся посуда перепуталась, перемешалась, а к ним должны прийти гости. Катя хотела напоить своих гостей чаем, а Маша хотела накормить своих гостей обедом.

– Куклы просят нас помочь им: разобраться в посуде и найти нужную посуду для обеда и чая. Поможем? Но как мы к ним попадём? (выслушивает варианты ответа детей).

– Как вы думаете, на чем мы можем поехать? (На самолёте, на машине, на поезде…)

– Дети, наши куклы живут в сказочной стране, давайте мы отправимся на сказочном ковре-самолёте. Садитесь поудобней и закрывайте глазки. (Включает музыкальное сопровождение из произведений П.И. Чайковского «Детский альбом».) Мы с вами сейчас пролетаем над лесом, слышите шум деревьев, дует ветер, держитесь покрепче, чтобы не упасть. (В это время помощник воспитателя раскладывает кукольную посуду по группе.)

– Дети, мы прилетели, открывайте глаза. А вот и наши куклы Катя и Маша. Давайте с ними познакомимся и поздороваемся. (Куклы знакомятся с детьми.)

– Посмотрите, какие куклы расстроенные. Катя и Маша спрашивают, поможем мы найти посуду? (…).

– Ребята, давайте сначала расскажем куклам, какая им нужна посуда. Присаживайтесь куклы на наш ковёр. Я дам вам много картинок с посудой, а вы отберёте нужные. (Воспитатель высыпает на ковёр различные картинки с посудой, другими предметами домашней утвари.) Наша Катя хочет напоить гостей чаем, какая посуда нужна Кате? (Дети отбирают нужные картинки, называют предметы.) Как называется посуда для чая? (чайная). Дети скажите Кате на ушко, как называется её посуда?

– А какая посуда нужна Маше для обеда? (Дети выбирают необходимые картинки и называют предметы посуды.) Как называется такая посуда? (столовая посуда). Маша, ты запомнила?

– А сейчас давайте кукол посадим за столы. Посмотрите, пожалуйста, по сторонам. Найдите и принесите посуду, которая нужна нашим куклам.

– «Что ты принёс?» (я принёс чашечку). «Какая эта посуда?» (это чайная посуда). «Для чего нужна чашечка?» (что бы пить чай). «Кому из кукол она нужна?» (нужна кукле Кате). «Молодец, поставь чашечку аккуратно на стол».

Дети находят чайную и столовую посуду, рассказывают что это, какая посуда, для чего она нужна и кому она нужна, называют цвет. Расставляют на столы. Находим неизвестный предмет.

– Детки, а как в думаете, что это за предмет? (Ответы детей.)

– На что это похоже? А может быть это шапка? С дырочками, чтобы не жарко было летом!

– А зачем здесь дырочки?

– Дети, этот предмет называется дуршлаг. Давайте вместе произнесём это слово. (Произносим хором, по отдельности.)

– А как вы думаете, для чего нужен дуршлаг?

– Дуршлаг нужен на кухне мамам и поварам, что бы промывать макароны.

– Если мы с вами нальём в него воды, что будет?(…). Давайте проверим. (Дети помогают наливать воду в дуршлаг.)

– Что случилось с водой? Почему вода вся вытекла?

– Посмотрите, у меня есть разные дуршлаги. Давайте в них тоже нальём воду. (Наливаем воду и смотрим, что происходит. Дуршлаг, который сделан из бумаги намок, а металлический – нет.)

– Какой дуршлаг лучше использовать? (Из металла.)

– Почему ты так думаешь? (Он не мокнет.)

– Что случилось с дуршлагом из бумаги? (Он намок.)

– Давайте, спросим у наших кукол, что это? (Спрашиваем у кукол.)

– Какой кукле нужен дуршлаг? (Кукле Маше). А почему?

– Посмотрите, мы всё правильно сделали?

– Какая посуда на столе у куклы Кати? (Чайная посуда.)

– Какая посуда на столе у куклы Маши? (Столовая посуда.)

– «Дети, посмотрите на кукол, что изменилось?» (Куклы улыбаются.)

– «Куклы Катя и Маша говорят вам спасибо за помощь».

– «Дети, как вы думаете, у посуды всё хорошо?»

– «Посуда лежала на полу, это правильно?»

– «Как вы думаете, что нужно сделать с посудой?» (намыть посуду).

– «Давайте, предложим нашим куклам вернуться с нами в детский сад и намыть посуду».

– «Посуду понесём в руках?» (…)

– «Что нам нужно?» (Сумка.)

– «Давайте соберём аккуратно посуду в сумку. Почему с посудой нужно обращаться аккуратно?» (Она может разбиться.)

– «Садимся все на коврик, не забудьте наших кукол».

Возвращаемся в детский сад. На столе стоят тазики с водой, полотенце, тряпочки, чтобы вытирать мокрую посуду и фартуки для детей. Дети выбирают трудовую деятельность, которой хотят заняться. После мытья посуды дети играют с куклами и посудой.

Используемая литература: Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Подборка игр и упражнений на тему «Посуда»

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Содержание:

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

– Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

– Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

– Перед вами стол (рисунок).

– Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

– Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

– Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

– Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

(Проводится под одноименную песенку).

– Муха прилетела, на посуду села. – Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

– Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

– Перед вами на картинке темные пятна — тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

– Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

– Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

– К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

– Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

– Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

– На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

– Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

– Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Дидактическое упражнение «Складываем салфетки»

– Давайте красиво сложим салфетки в стаканчик.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект открытого занятия по теме “Посуда”

Разделы: Логопедия

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития.
Как же используются игры в логопедической работе?
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.
Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности.

Важно помнить:

– при проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
– игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
– игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как развлечение.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    • систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;
    • формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
    • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
    • совершенствовать грамматический строй речи:
      • согласование существительных с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК»,
      • согласование местоимений Я, МЫ с глаголами,
      • изменение формы глаголов в зависимости от числа (ед., мн.),
      • образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды, ширма, кукла – перчатка Федоры

Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники».

Логопед: Ребята, вы любите сказки? (Да!) А в гости вы ходить любите? (Да!)
– Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю

– Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский).
– А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).

(Музыка – двери в сказку отворяются.)

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

(Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).

Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету
И опять переполох.

Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!

– Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д.

Игра «Разбитые чашки»

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки). Давайте, пока нет Федоры, поможем ей навести порядок и накрыть на стол.

На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.

Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить?
(Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу»)
масло. в масленку
салфетки. в салфетницу…

– Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до приборки.

Мимическая гимнастика

Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку;
Неудовольствие – много грязной посуды;
Радость – мы навели порядок, помыли посуду.

Игра «Найди пару»

– Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)

хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница и т.д.

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.)

– Ребята, посмотрите, какая странная картинка висит на стене.

Задание «Узнай предмет по силуэту»

– Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т.д.)

«Из чего может быть сделана посуда»

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля…
Ложка.

Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам.

1 – глиняная посуда; 4 – стеклянная;
2 – металлическая; 5 – пластмассовая;
3 – фарфоровая; 6 – деревянная.

– Посмотрите, какие мы молодцы. Навели порядок у Федоры, разложили всю посуду и можем немного отдохнуть.

Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

Игра «Накрой на стол»

Вот мы и все убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).
– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

(Дети накрывают стол для чаепития).

Кукольный театр.

Ах, вы чистые сиротки мой,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком
Окотили кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять!

Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только здесь не хватает чего-то самого главного. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся

(На столе появляется самовар. Появляется ребенок в роли Самовар-Самоварыча).

Самовар-Самоварыч:

Вижу, радуются блюдца
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
В пляс пошла сковорода
Пляшут миски, пляшет пол,
Скачет в печке мой котел!

Федора приглашает всех пить чай.

Логопед: Федора, а чай пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.

Игра «Назови варенье»

Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.

Логопед: Федора, ты должна догадаться какое варенье ребята тебе принесли.

(Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, а Федора иногда с ошибками угадывает. Ребенок должен ее исправить и назвать правильно.)
Например: Из сливы – сливочное. Нет Федора из сливы сливовое…и т.д

Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное.

Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье.

Логопед: А еще, Федора, ребята стихи для тебя выучили.

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Федора:

Буду всем я помогать
Чисто мыть посуду
И поставить все на место
Я не позабуду.

(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы на тему «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи

для детей второй младшей группы на тему «Посуда»

Додонова Елена Васильевна

Цель: Систематизировать знания детей о посуде.

Задачи: Формирование представлений детей о посуде, её видах и назначении. Обогащение словаря по теме. Развитие мышления, воображения. Воспитание бережного отношения к предметам окружения.

Материалы: интерактивная панель Promethean , «Очень важная коробка», кукла-бабушка Федора, посуда для кукол: кастрюля, сковорода, чайник, чашка, нож, вилка, тарелка; ключи: жёлтый (форма), красный (функция), оранжевый (причина); разрезные картинки: чашка, тарелка, кастрюля, сковорода, заварной чайник, вилка; картинки формата А3: стол, поднос, кухонный шкаф, фишки трёх цветов по одной на каждого ребёнка.

Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали».

1, 2, 3,4 ( чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли, ( одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашки, ковшик, ложку

И большую поварёшку.( загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть- чуть сломали .(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали .( удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Сюрпризный момент: Федора Егоровна (кукла) приходит к детям с «Очень важной коробкой», в которой спрятана посуда. Федора предлагает детям отгадать, что лежит в коробке, загадывает загадки, дети отгадывают. После того, как дети отгадали загадку, Федора достаёт из «Важной коробки» отгадку.

Есть одна игра для вас

Я прочту стихи сейчас.

Я , начну , а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец.

На плите стоит горячей,

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

Ручки две, одна. (кастрюля)

На кухне ей всегда почет ,

Она и жарит и печет.

Не приготовить нам еды

Без кухонной …( сковороды).

На плите – кастрюль начальник.

Толстый , длинноносый …(чайник)

Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая . (чашка)

Режу хлеб и сыр, морковку.
Все ровнехонько и ловко . (нож)

Хоть похожа на расчёску.
И совсем не пилка,
Для котлет и мяса … (вилка)

Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить,
И котлетку положить. (тарелка)

Федора рассказывает о том, что после того, как от нее убегала посуда, она исправилась и теперь посуду бережет, заботится о ней – моет, чистит, протирает, старается не бить. Вот только не может она ласково называть свою посуду. Нужно подсказать Федоре, как можно ласково называть разные предметы посуды.

Игра на интерактивной панели «Скажи ласково»

На панели открывается картинка с изображением предмета (посуды). Дети называют предмет. С помощью звукового файла проверяется, правильно ли назван предмет (дети могут сами нажимать на кнопку , чтобы проверить правильно ли был дан ответ. Затем шторка открывается и появляется такой же предмет меньшего размера и предлагается назвать его ласково. Аналогично, с помощью звукового файла, проверяется ответ.

Вот большой стеклянный чайник, (Надуваем живот, одна рука на поясе,

другая изогнута как носик).

Очень важный он начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе).

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Нарисовать руками круг).

Только стукнуть разобьются.

Вот серебряные ложки, (Руки вверх, сомкнутые над головой).

С головой на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (Руки перед собой. Ладони вверх)

Он посуду нам принес .

Р
абота с ключами (концептуальными понятиями)

Как можно назвать все эти предметы? (Посуда)

Какая функция у кухонной посуды? Для чего она нужна? (Для приготовления пищи)

Какая функция у столовой посуды? Для чего она нужна? (Для того, чтобы из неё есть)

Какая функция у чайной посуды? Для чего она нужна? (Чтобы пить чай)

Где можно чаще всего увидеть посуду? ( На кухне: на столе, в шкафу, на плите)

Давайте поможем Федоре расставить посуду по местам: кухонную в шкаф, столовую – на стол, чайную – на поднос.

Игра на интерактивной доске «Поставь по местам»

Ребята, но у Федоры не вся посуда уцелела, давайте поможем ей её склеить.

Р


абота в командах. Дети делятся на 3 команды с помощью фишек, которые достают из мешочка (жёлтые, красные, синие). На трёх столах лежат фишки таких же цветов и разрезные картинки. Дети находят свои места по цвету фишек, собирают разрезные картинки. На свободном столе лежат картинки с изображением кухонного шкафа, стола, подноса. Команды определяют, куда нужно отнести «склеенную» посуду (кухонную – в кухонный шкаф, столовую – на стол, чайную – на поднос). Собирают разрезные картинки, приклеивают их на лист бумаги и относят на места (на поднос – чайную посуду, в шкаф – кухонную, на стол – столовую).

Что сегодня делали на занятии? (Ответы детей)

Дети прощаются с Федорой. Она благодарит детей за помощь и обещает беречь посуду, ухаживать за ней, ставить всё на свои места и называть ласково.

Оценивание проходит по принципу «Светофор».

В

конце занятия дети прикрепляют свою фотографию на зелёный квадрат, если им было интересно и всё понятно, на жёлтый – если что-то не поняли или испытывали некоторые трудности и на красный – если было трудно.

Читайте также:  Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Ссылка на основную публикацию