Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Конспект занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

Эльмира Аджимамбетова
Конспект занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]

В СЛОГАХ,СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ».

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л;закреплять умение подбирать предметы по аналогии;

совершенствовать грамматический строй речи ;закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, межполушарное взаимодействие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, разрезные картинки, дидактические материалы, раздаточный материал.

Оборудование:сухие бассейны с фасолью и горохом, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, игрушка – пчела, зонт с каплями дождя, мячики Су-Джок,раздаточный материал, дидактические материалы, тренажер для глаз, аудиозапись для проведения физкультминутки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Настрой на работу

Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора.

-У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Посмотрите, какие у меня есть коробочки. Вам интересно, что там внутри (сухие бассейны, в них спрятаны разрезные на 4 части картинки с изображением пчелы) .

-В этих коробочках среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, соберите её и узнаете, кто сегодня к нам придет в гости. (Дети собирают разрезную картинку).

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

А зовут её?. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Лана. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как вы произносите звук [л] и поиграть с вами в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала сделаем зарядку для язычка. Наш давний друг Карлсон приготовил вам воздушные шарики с упражнениями,а наша Лана будет подсказывать вам. (Пчела садится на шарики.)

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

В гости к нам пришел слоненок,

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

«Накажем язычок»

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Посмотри, какой красивый

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

«Чистим зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Я – индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда.

Зато смелый он какой:

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

3. Дыхательная гимнастика.

-Что за звуки? (звучит шум дождя)

-Наша пчелка боится дождя, она намочит свои крылышки и не сможет летать.

-Мы должны прогнать дождь,чтобы Лана вновь смогла летать и играть с нами.

-Улыбнулись, набрали носом воздух, и подули на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать. (Дети дуют на капли дождя под зонтом).

4. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука.

-Расскажите Лане, как нужно правильно произносить звук [л] ?

-При произнесении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, широкий кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

-Звук [л] согласный или гласный?

– Потому что во рту есть преграда.

– Произнесите звук [л] громко – тихо, длительно – коротко.

5. Автоматизация звука [л] в слогах.

-Повторяйте за мной прямые слоги: ла-ло-лу-лы.

(Одновременно проговаривают слоги и катают мячик Су-Джок от центра ладони к каждому пальцу).

6. Формирование фонематических представлений.

– Как много лепестков на лужайке. Лана просит вас из лепестков собрать ромашки,но ей нужны лепестки только на которых картинки со звуком[Л].

-Лепесточки собирай – звук, старайся, называй!

(Собирают из лепестков ромашки,четко проговаривая слова).

7. Формирование звукового анализа.

– Лана решила проверить вас! Хорошо ли вы знаете,где именно находится звук [л] в слове? Она принесла семечки с картинками. Вы должны определить на каком подсолнухе они росли.

На первом росли семечки со звуком [л] в начале слова,на втором со звуком [л] в середине слова,на третьем подсолнухе созревали семечки со звуком [л] в конце слова.

(Называют картинку, определяют позицию звука в слове).

– Пчелка немного устала. Давайте вместе с ней отдохнем.

Танец Хоки Поки. (аудиозапись) или

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

9. Развитие межполушарного взаимодействия.

-Соедините верхние точки с нижними от края к середине двумя руками и проговорите получившиеся предложения.Пример: «У куклы платье,а у пчелы фиалка»и т. д.

10. Автоматизация звука [л] в предложениях.

-Лана решила посмешить вас и придумала забавные предложения. Послушайте их внимательно и исправьте ошибки. -Не забудьте правильно и четко произносить звук [л].

Стул сел на Михаила. Михаил сел на стул.

Овал нарисовал Диму. Дима нарисовал овал.

Футбол играл в Данила. Данил играл в футбол.

Стол укатился под бокал. Бокал укатился под стол.

Зал зашел в Павла и Кирилла. Кирилл и Павел зашли в зал.

Стол положил пенал на Павла. Павел положил пенал на стол.

Ствол дерева спрятался за зайца. Заяц спрятался за ствол дерева.

Одежда повесила Михаила на стул. Михаил повесил одежду на стул.

– Молодцы! Лана очень довольна.

11. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [л]). Какая игра вам понравилась больше всего? Назовите 3 любых слова со звуком [л].

– Лане пора улетать. Она благодарит вас и дарит вам наклейки со своими портретами, а нашим гостям цветочки. (Дети раздают цветы и провожают глазами улетающую пчелу).

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Зрительная гимнастика на логопедических занятиях

Профилактика зрительного утомления и близорукости

Все эти комплексы упражнений для глаз я собирала из разных источников на протяжении нескольких лет. Поэтому на авторство не претендую, а просто хочу поделиться с коллегами-логопедами. Упражнения зрительной гимнастики могут использовать школьные логопеды и логопеды детских садов на своих занятиях.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 уп­ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привы­кания к комплексу в него включаются новые упражнения или услож­няются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Памятка для учащихся начальных классов

«Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего читать книги при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно! Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!».»

Долго тянется урок —
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два —
Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5—6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

«Гимнастика для глаз»

Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
(С. Маршак)

Профилактические упражнения для глаз

— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх

налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Комплекс упражнений для глаз «На море»

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт»
1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»
1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 — повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга»
1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко»
1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»
1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

Читайте также:  Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.

5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. «Верх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Логопед предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

6. «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

2. «Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

3. «Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

4. «Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

5. Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Зрительные дифференцированные физкультминутки

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т. д.

Сколько всего колец у всех пирамидок?

Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2. Тарелки с разноцветными кружками

Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырехугольников, сколько треугольников.

4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном моделеграфе

С помощью вышеперечисленных приемов развиваются стереоскопическое зрение, зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:

белый — ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
черный — в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой — вызывает мрачные мысли;
коричневый — в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
красный — возбуждает, раздражает;
голубой — ухудшает настроение;
зеленый — улучшает настроение, успокаивает;
желтый — теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Комплексы упражнений для глаз

И. п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо-вверх.
— глаза влево-вверх.
— глаза вправо-вниз.
— глаза влево-вниз.
Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15с.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5—6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.

Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15с. Открыть глаза.

Зинина Светлана Александровна,
учитель-логопед, г. Пенза

Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики миопии у школьников с нарушениями интеллекта.

Статья:

Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики миопии у школьников с нарушениями интеллекта.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, и эти два процесса являются относительно автономными.

В определении качества функционирования начальной ступени обучения в условиях школы для детей с нарушениями интеллекта ведущая роль принадлежит работе логопеда, так как без специальных коррекционно – развивающих занятий невозможно подавление основного дефекта и выравнивания детей до сверстников. Для логопеда – практика особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического и физического развития. Нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта носят системный характер, затрагивают все стороны речевой системы, к тому же они обусловлены недостаточной сформированностью когнитивных процессов. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.

Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников с нарушением интеллектуального недоразвития являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. Письменная речь формируется при полноценном развитии четырех анализаторов: речеслухового, речедвигательного, двигательного и зрительного.

Многие исследователи занимающиеся особенностями нарушений письменной речи у данной категории детей отмечают, что у многих из них имеются нарушения зрения. Чаще всего отмечается миопия, которая имеет наследственный характер. Первый симптом миопии – ухудшение зрения вдаль. Школьники часто жалуются на быстрое утомление глаз во время работы на близком расстоянии. При письме и чтении они приближают глаза к тексту, а при рассматривании удаленных предметов прищуривают глаза.

С началом учебной деятельности ребенок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья, так как здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека.

На своих занятиях я регулярно использую комплекс упражнений для глаз (профилактика и лечение миопии), упражнения для развития мелкой моторики, артикуляционной моторики, которые являются технологиями здоровьесбережения. Чаще всего мы выполняем следующие глазодвигательные упражнения: «Диагонали», «Циферблат», «Прямоугольник», «Ходики», «Вверх – вниз», «Змейка», «Письмо носом», которые очень нравятся детям. Данные упражнения позволяют снять усталость с глаз, а такие упражнения как: поглаживания, вибрация, нажим, разминание в области глазных мышц улучшают кровообращение. Комплекс упражнений выполняется в течение 3-5 минут по 5-6 повторений. Упражнения лучше выполнять в положении сидя. Данное положение позволяет расслабить мышцы шеи и спины.

«Вверх-Вниз» упражнение для глаз
«Вверх-Вниз»

Поднимите глаза вверх,

«Диагонали» упражнение для глаз
«Диагонали»

Посмотрите вправо –вверх, потом влево-вниз. Поморгайте. Выполните в обратном направлении.

«Прямоугольник» упражнение для глаз
«Прямоугольник»

Очертите взглядом воображаемый прямоугольник, обводя его стороны глазами: снизу-вверх-влево-вниз-вправо. Поморгайте.

«Ходики» упражнение логопеда для глаз
«Ходики»

Скосите глаза вправо, потом влево. Поморгайте.

Циферблат упражнение для глаз
«Циферблат»

Сделайте медленно круговое движение глазами, начиная сверху по часовой стрелке. Повторите в обратную сторону.

Змейка упражнение для глаз
«Змейка»

«Нарисуйте зрачками волнистую линию, начиная справа – налево. Поморгайте. Затем в другую сторону.

Зрительные функции и их коррекция у детей. Под.ред. С.Э. Аветисова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой. – М.: Медицина, 2005. – 872с.
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Просвещение, 2000.
Стукалов С.Е., Фаустов А.С., Попов В.И., Щепетнева М.А., Попова И.В., Клиника различных форм близорукости, лечение и профилактика. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 128 с.

Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

Баранникова Ольга Николаевна
Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

Более 90% информации об окружающем мире человек получает по-средством зрения. Нарушения зрения довольно часто встречаются уже в дошкольном возрасте. Причинами нарушения зрения являются: наслед-ственная предрасположенность, неправильная поза при чтении или рас-сматривании книги, постоянное перенапряжение глаз и как следствие – близорукость. Для

профилактики близорукости и прочих нарушений зрения необходимо вы-полнять специальную гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз помогает снять напряжение, расслабляет мыш-цы и улучшает кровообращение, снижает утомление и усталость глаз.

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значи-тельно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. В основе такого положительного эффекта — определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала подбираю упраж-нения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослежи-вать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову. Все упраж-нения обыгрываю. Для упражнений использую игрушки из пальчикового театра, игрушки на палочках.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких – две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло.

Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Мы снежинку увидали, –

Со снежинкою играли.

Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперёд перед со-бой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Закрыть ладошками глаза.

Использование здоровьесберегающих технологий дает положитель-ные результаты. Игры с элементами оздоровительной направленности ста-билизируют эмоциональное состояние детей, способствуют снятию мы-шечного и эмоционального напряжения, развитию дыхания, улучшению общего состояния. Сочетание используемых на занятиях упражнений с произнесением специального речевого материала, даёт возможность рас-ширять словарный запас, уточнять звукопроизношение, сочетать речь с движением, развивать слуховое внимание и зрительную память, совершен-ствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать чёткие координиро-ванные движения во взаимосвязи с речью.

Подбор игр и упражнений в соответствии с лексической тематикой позволяет осуществлять данную работу систематически в течение всего пе-риода обучения детей, включать указанные игры не только в логопедиче-ские занятия, но и в другие виды их деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному развитию речевых и неречевых процессов де-тей с общим недоразвитием речи, помимо коррекционных решаются и оздоровительные задачи.

Дидактические игры на логопедических занятиях 1. Игра «Дорожка». Цель: -автоматизация звуков в словах и предложениях -дифференциация звуков Л-Р -развитие мелкой моторики Оборудование.

Гимнастика для глаз Детям показываем карточки (нарисован контур геометрической фигуры,на линии приклеиваем картинку с любым персонажем и стрелочку-в какую сторону.

Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию.

Гимнастика для глаз. Тренажёры своими руками Современный мир развивается с поразительной скоростью. Век информационных технологий таит в себе множество факторов негативно влияющих на.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Овощи

Картотека «Гимнастика для глаз» Картотека «Гимнастика для глаз» «Волшебный сон» Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем….

Коммуникативные игры на логопедических занятиях «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно;.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Психогимнстические упражнения на логопедических занятиях. Следуя, тенденциям современного мира в дошкольных учреждениях, в центрах развития детей, все больше отдается предпочтение приемам психологической.

Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек. СЮЖЕТЫ СКАЗОК ДЛЯ ПРОИГРЫВАНИЯ ИХ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПРИ ПОМОЩИ НАСТОЛЬНЫХ ИГРУШЕК. ”Невежливый бычок” Жили-были в сказочном.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях В своей коррекционной работе, мною используются здоровьесберегающие технологии, которые на мой взгляд позволяют значительно улучшить результативность.

Зрительная гимнастика
картотека по логопедии на тему

Проведение зрительных упражнений на занятиях учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
zritelnaya_gimnastika.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение зрительных упражнений на занятиях учителя – логопеда способствует улучшению зрительных функций детей после работы на компьютере, способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

ТЕМА: ОВОЩИ, ФРУКТЫ.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает:

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева – свёкла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слёг.

Дети вытягивают вперёд указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами.

Движения глазами влево – вправо.

Круговые движения глазами.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Там редиска, там салат –

Наша грядка просто клад.

Круговые движения глазами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе – лимон –

Фруктовый господин – барон,

Справа – яблоко в корзине,

Его купили в магазине.

Ну а снизу – апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали!

Дети смотрят перед собой.

Дети смотрят налево.

Дети смотрят вправо.

Дети смотрят вниз.

Посмотри- ка вокруг: сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят,

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Движения глазами влево – вправо.

Дети смотрят вдаль.

Часто поморгать глазками.

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа – красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберём,

И потом домой пойдём.

Движения глазами влево – вправо.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3 – 5 секунд,

Повторить 6 -8 раз.

Склониться бы рад

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете.

Движения глазами влево – вправо.

Посмотреть вдаль и на кончик носа.

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот – деревья, вот – кусты,

Вот – душистые цветы.

Поднять глаза вверх.

Круговые движения глазами.

Посмотреть влево – вправо,

Вот стоит осенний лес!

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб,

Дятел сверху: тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Круговые движения глазами.

Движения глазами влево – вправо.

Движения глазами вверх – вниз.

Глазки отрыть – закрыть.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Дети выполняют движения глазами вверх – вниз.

Круговые движения глазами влево и вправо.

Листопад, листопад, листья жёлтые летят,

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Движения глазами вверх – вниз.

Движения глазами влево – вправо.

Движения глазами вверх, вдаль.

Движения глазами по кругу.

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.

У неё большие ветки

Вот такой ширины.

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

Движения глазами снизу вверх.

Движения глазами слева – направо.

Движения глазами вниз.

Ходит Васька беленький,

Ходит Васька серенький,

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тук,

Васька мышек сторожит,

Притворился, будто спит.

Движения глазами влево – вправо.

Указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щёлочку, одновременно часто моргая.

Опустить руки, расслабиться на 2 – 3 секунды.

Как – то осенью в лесу висела шишка у всех на виду.

Шишка на всех глядела и тихонечко висела.

Лось сказал, что низко,

А зайчонок – высоко,

Белочка, сказала – близко,

А ежонок – далеко.

Смотреть на указательный палец вытянутой руки.

Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх.

Посмотреть на кончик языка.

Раз – направо посмотрел,

Два – налево посмотрел,

Лапы в стороны развёл,
Мёда видно не нашёл.

Движения глазами вверх.

Движения глазами направо.

Движения глазами налево.

Посмотреть вдаль и развести руки в стороны.

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вперёд.

Снег – снежок, снег – снежок

По дорожке стелется.

Снег – снежок, снег – снежок,

Снег – снежок, снег – снежок,

Снег – снежок, снег – снежок,

Тает на ладошке.

Частое моргание глазами.

Движения глазами влево – вправо.

Частое моргание глазами.

Круговые движения глазами.

Частое моргание глазами.

Частое моргание глазами.
Посмотреть на ладошку.

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепёке

С поднятой гордо головой

Расцвёл подснежник голубой.

Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глаза.

Широко открыть глаза.

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Дети выполняют движения глазами по тексту.

Посмотреть на кончик носа.

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюёт.

Слева – курица идёт,

Справа – уточка плывёт.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.

Быстро – быстро поморгать глазами.

В небе жаворонок пел,

Порезвился в вышине.

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет счастлив круглый год.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз.

Часто моргание глазами.

По городу автобусы и трамваи идут,

Их по маршруту водители ведут:

Поедут направо, налево, кругом

Нужны машины эти и ночью, и днём.

Круговые движения глазами.

Движения глазами влево, вправо.

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень,

Поедут направо, налево, кругом,

Ездят машины и ночью, и днём.

Движения глазами по кругу.

Движения глазами направо, налево.

Дети глаза открывают – закрывают.

Старших всех мы уважаем,

Младших мы не обижаем.

Мы гуляем и читаем,

На луну слетать мечтаем.

Движения глазами направо – налево.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Посмотри вверх, вниз, вперёд.

Отправляемся в полёт!

Выполнять движения глазами по тексту стихотворения.

С ним собрался я в полёт.

Правое крыло отвёл –

Левое крыло отвёл –

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вправо.

Движения глазами влево.

Круговые движения глазами.

Движения глазами вверх.

ТЕМА: СТРОИТЕЛЬСТВО. ДОМ. КВАРТИРА.

Это наш уютный дом,

Всей семьёй мы в нём живём:

Посмотри-ка вверх, дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый – белый он на вид –

Белой краскою покрыт.

На полу лежит ковёр,

Как красив на нём узор!

Видишь голубой плафон?

Он висит под потолком.

На полу стол, стулья, кресло –

В нашем доме интересно!

Видишь, вешалка висит,

У стены диван стоит.

Смотри прямо – там буфет,

Много сладких в нём конфет.

Дальше – кухня, в ней кладовка.
Мышка там живёт, плутовка.

Принесём мы мышке сыр,

Пусть она устроит пир.

Как она часто будет моргать

Своими бусинками – глазами.

Для начала мы с тобой

Оборот и оборот,

А потом наоборот.

Поднимаем глазки вверх,

Плавно опускаем вниз,

Снова посмотри наверх,

Ну, дружочек, не ленись.

Посмотри – ка влево – вправо –

Это лёгкая забава.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно,

А теперь смотрите вместе

Вы на доску. Интересно?

Отдых кончен наш ребята,

Нам опять пора за парты.

Круговые движения глазами.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз.

Движения глазами направо – влево.

Посмотреть на кончик носа.

Закрыть глаза и несколько секунд подумать о чём – ни будь приятном, расслабиться в течение 2-3 секунд.

Частое моргание глазами 5-10 раз.

Движение глазами вверх.

Движение глазами вниз.

Движение глазами вверх.

Движение глазами направо – налево.

Движения глазами направо – налево.

Посмотреть на предмет на доске.

Как юла я весела,

Я забыла про дела.

Стала я кружиться,

Не могу остановиться.

Круговые движения глазами.

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Куколки и мячики,

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят.

Движения глазами влево – вправо, вверх – вниз за флажком.

Посмотри- ка на ребят,

Теперь на небо – там птички летят,

Внизу, по травке, жук ползёт,

А слева – деревце растёт,

Направо – алые цветы,

Закрыв глаза, понюхай ты.

Над нами бабочка кружит,

С ней рядом шмель большой жужжит.

Бросить взгляд вперёд.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз.

Закрыть глаза, потом открыть.

Две бабочки летели –

Друг на дружку посмотрели

И к цветочку подлетели.

Быстро моргать глазами.

Посмотреть на кончик носа.

Движения глазами влево – вправо.

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке.

На ромашки погляжу.

Я на тучке прокачусь

И на землю опущусь.

Движения глазами влево – вправо.

Движения глазами вверх – вниз.

Круговые движения глазами.

Цветы бужу,
Кружу, гужу.

Движения глазами влево – вправо, вверх – вниз.

Круговые движения глазами.

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза

А сама как вертолёт:

Круговые движения глазами.

Круговые движения глазами в другую сторону.

Посмотреть налево, направо.

Посмотреть вдаль и на кончик носа.

Крылья пёстрые мелькают:

В поле бабочки летают –

Раз, два, три, четыре –

Полетели, тихо сели.

Широко отрыть, затем закрыть глаза.

Круговые движения глазами.

Часто поморгать, затем закрыть глаза.

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Иди со мною рядом, друг!

По дороге мы идём,

Песню звонкую поём.

Слева – ягоды растут,

Справа – ландыши цветут,

Сверху – неба синева,

А внизу – растёт трава.

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой.

Круговые движения глазами вправо.

Круговые движения глазами влево.

Движения глазами влево.

Движения глазами вправо.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз.

Тишина стоит вокруг.

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда – сюда.

Делай – раз и делай – два.

Широко открыть глаза.

Движения глаз слева – направо.

Вот как солнышко встаёт-

К ночи солнышко зайдёт –

А под солнышком нам

Часто поморгать глазами.

Широко открыть, затем закрыть глаза.

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем.

Грибы и шишки собираем.

Слева – ягоды цветут,

Справа – здесь грибы растут.

Снизу – шишки да трава,

Сверху – неба синева.

Откройте, дети, глазки.

Вот вышли мы из сказки.

Деть закрывают глаза.

Круговые движения глазами.

Движения глазами влево.

Движения глазами вправо.

Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх.

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Плотно закрывать и открывать глаза 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве шумят,

Вниз верхушки пригибают,

И качают их, качают…

Движения глазами справа – налево, затем слева – направо.

Дети поочерёдно смотрят вверх – вниз, вниз – вверх.

Ветер тихо клён качает,

Влево – вправо наклоняет,

Ветер дует – задувает,

Листья с дерева срывает.

Движения глазами влево – вправо.

Движения глазами верх – вниз.

Быстро моргать глазами.

ТЕМА: ЧАСТИ ТЕЛА.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза откроем наконец.

Дети представляют внешний вид геометрических фигур

Чтобы глазки зорче были,

И в очках, чтоб не ходить,

Эти нужные движенья

Вдаль посмотрим и под ножки,

Влево, вправо побыстрей.

Удивился – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу,

Словно стрелочка часов.

И снова – на занятие.

Движения глазами по тексту стихотворения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости .

Рекомедации по проведению зрительных гимнастик в начальной школе как одно из средств профилактики зрительных нарушений у детей.

Конспект коррекционного занятия.

1.Сообщение из опыта педагогической работы “Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями”.2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам).

Материал подготовлен для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Как подобрать комплекс упражнений для зрительной гимнастики, если у вашего ребенка миопия? гиперметропия? астигматизм? Мате.

Картотека зрительной гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики.

Зрительная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика

в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми с нарушением зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Глаз – самый подвижный из всех органов человеческого тела. Он совершает постоянные движения в состоянии кажущегося покоя, когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Эти микродвижения играют решающую роль в зрительном восприятии. Стоит сделать глаз абсолютно неподвижным (с помощью определенного устройства) как рассматриваемый предмет исчезнет из поля зрения. Кроме того, мы совершаем и хорошо заметные движения глаз: переводим взор с одного предмета на другой, следим за движением предмета, сводим, когда предмет приближается. Все эти движения осуществляют 12 небольших мышц – по 6 на каждом глазу. Они начинаются в глубине глазницы и прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока. Глазные мышцы работают далеко не всегда одинаково. И это понятно: в одних случаях приходится подолгу рассматривать близко расположенные мелкие предметы, в других – быстро переводить взор с одного предмета на другой, в третьих – правильно оценивать расстояние и т.п.

Наши глаза – удивительный дар природы, наше зрение – источник получения информации с окружающего мира. Но мы его не всегда бережем и ценим. Как результат наступает ухудшение зрения, нарушение зрения и человек вынужден обращаться к офтальмологу, надевать очки или носить контактные линзы. А ведь для того, чтобы сохранить хорошее зрение, от нас требуется соблюдение простых правил, которые помогут нашим глазам оставаться здоровыми.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в наш век, ознаменованный колоссальным объемом информации, которая поступает через зрительный канал связи. Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительнодвигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительнопространственную активность в режиме дошкольника.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения, снятия зрительного напряжения является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза.

Гимнастика для глаз – это простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе в форме упражнений. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение — она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Состояние зрительной функции в значительной степени влияет на психическую работоспособность и общее самочувствие. Зрительная гимнастика направлена на профилактику большинства заболеваний глаз связанных с напряжением и нарушением кровоснабжения глазных мышц, таких как: дальнозоркость, близорукость, косоглазие и т.п. Например, причиной приобретенной миопии (близорукость) является напряжение косых мышц глаза, которые опоясывают глазное яблоко посередине и сжимают его во время работы на близком расстоянии. Из-за постоянного перенапряжения глазное яблоко принимает вытянутую форму, что и не позволяет сфокусировать на сетчатке четкое изображение удаленных предметов. Причиной приобретенной гиперметропии (дальнозоркость) является напряженное состояние прямых мышц глаза приводящее к уплощению глазного яблока в переднезадней оси и неспособности сфокусировать на сетчатке четкое изображение близлежащих предметов. Причина астигматизма заключается в неравномерно напряженном состоянии глазных мышц, что приводит к искривлению роговой оболочки глаза и неодинаковому преломлению световых лучей в различных его меридианах. Причина косоглазия – это хроническое напряжение каких-либо прямых мышц глаза, приводящие отклонение глаза в ту или иную сторону. Профилактика данных типов нарушения зрения заключается в том, чтобы научиться снимать напряжение в наружных и внутренних мышцах глаз.

Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания. Знакомство с оздоровительными методиками, владение ими важно для всех детей, но особенно, для тех, чей организм ослаблен, кто страдает врожденными и приобретенными заболеваниями. В дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения обучающая деятельность строится таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (например: рисование, аппликация, конструирование). Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Как и другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и систематического применения. Упражнения зрительной гимнастики делаются медленно, с натяжением внешней и внутренней мускулатуры глаз. Во всех упражнениях необходимо фиксировать внимание в области натягивающихся мышц. Выполняя упражнения, стараться не мигать.

Назначение этих упражнений: в ключить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении данной операции и наоборот, расслабить глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Упражнения следует выполнять как во время напряженной работы, так и перед работой.

Нельзя забывать о том, что основными принципами зрительных гимнастик являются:

Постепенное увеличение нагрузок, за счет регулирования скорости, времени и сложности упражнений;

Сочетание с двигательной активностью;

Развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

Детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превращая их в игры, а затем в привычку играть в эти игры. В таких играх идет постепенное обучение ребенка «управлению» своим взглядом за движением объектов, усваиваются пространственные понятия «перед собой», «влево», «вправо», «слева направо», «вперед», «от себя», «назад», «к себе». Так же необходимо проводить упражнение для отдыха глаз – пальминг (по методике У. Бейтса и М. Корбетт). Дети старшего дошкольного возраста должны усвоить правила выполнения зрительной гимнастики и в результате постоянных упражнений в их соблюдении должны следовать им самостоятельно. Данный вид работы позволяет к концу дошкольного возраста сформировать у детей адекватные представления о роли зрения в жизни человека, о своих зрительных возможностях, о том, как ухаживать за глазами, как сохранять и развивать свое зрение.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут и только тогда будет ощутима польза.

Её можно проводить в различных исходных положениях: сидя, стоя.

Для проведения зрительной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

выполнение поворотов глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональным направлениям. Двигаются только глаза, голова неподвижна.

Те же упражнения в режиме закрытых глаз. Дозировка 4-5 раз для каждого направления.

Выполнение поворотов глаз по часовой и против часовой стрелки с открытыми глазами, с закрытыми глазами. Двигаются только глаза, голова неподвижна. Дозировка 4-5 раз для каждого направления.

После гимнастики необходимо практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

При проведении зрительной гимнастики рекомендуется использовать предметы – стимулы: игрушки, флажок, геометрические фигуры. Они должны быть крупными и яркими. Но не должны сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде.

При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрёшки, колокольчики), которые дети могут надеть на палец руки или укреплённые к палочке. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся предмете.

Следующим видом зрительной гимнастика является зрительная гимнастика в стихах или с использованием стихотворных текстов. Стихотворение сопровождается имитационными действиями. Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребёнка в целом.

Известно, что любое статичное положение для ребенка дошкольного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительное и связано с монотонными действиями. Это может вызвать ненужное напряжение некоторых мышц у ребенка, снизить эмоциональный фон занятия и, в ряде случаев, отрицательно повлиять на состояние зрения. Поэтому зрительные игры в статичном положении необходимо чередовать с активными играми.

Целенаправленная совместная деятельность педагогов, психологов, медиков, родителей и самих детей способствует более успешному обучению и сохранению здоровья детей. И в заключение следует сказать: глаза необходимо беречь с детства, ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы на протяжении всей жизни. Многое, оказывается, зависит от нас самих.

Г.В. Никулина, Л.В. Фомичёва. Охраняем и развиваем зрение. – С – Пб.: «Детство пресс», 2002.

Г.Г. Демирчоглян. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей. – М.: «Рипол классик», 1998.

Г.Г. Демирчоглян. Глаза. Школа здоровья. – М.: «Олимпия – пресс», 2000.

М.А. Поваляева. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

Ю.С. Тарханова. Коррекция зрения у детей. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста

Содержимое разработки

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»

Использование зрительной гимнастики в работе

с детьми дошкольного возраста

Подготовила: Овчинникова Л. А.

Хабаровск 2019

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я учитываю особенности развития детей дошкольного возраста. При проведении глазодвигательных упражнений использую игровую форму работы, в которой дети могут проявить свою активность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Зрительная гимнастика используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

для укрепления мышц глаз

для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Польза глазной гимнастики

Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням. К тому же, и учебный материал будет лучше усваиваться.
Элементарные упражнения глазной гимнастики следует применять уже в раннем возрасте. Годовалый малыш воспринимает пятиминутное занятие ею, проводимое дважды в день, как игру. Проще всего смыкать и открывать веки (получается темно и светло), вращать зрачками по кругу (мама водит по кругу игрушку, а ребёнок наблюдает за последней). После освоения малышом этих упражнений можно переходить к более сложным. В 3 года малыш охотно делает то, что его просят: артикулирует, гримасничает.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. В качестве атрибутов я использую мелкие предметы, различные тренажеры, совмещая со словесными указаниями, с использованием стихотворений, потешек.

Глазодвигательные упражнения.

ГЛАЗКИ. Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Ребёнок держит в руках игрушку и делает вращательные движения по кругу, прослеживая весь путь глазками.

ГЛАЗ – ПУТЕШЕСТВЕННИК. Совмещаем глазодвигательные упражнения с массажем кончиков пальцев. На пальчик ребёнку надевается прищепка. Двигая руками вверх, влево, вправо, близко к газам, далеко от глаз, следить глазами за движениями руки.

Часовщик прищурил глаз, (закрыть один глаз)
Чинит часики для нас. (закрыть другой глаз, открыть глаза)

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)
Утром плакать перестала, (поморгать глазами)
Задышала. Ожила. (подышать)

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
Больше спать не захотел, (поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Вот стоит большая ёлка, (выполняют движения глазами)
Вот такой высоты. (посмотреть снизу вверх)
У неё большие ветки.
Вот такой ширины. (посмотреть слева направо)
Есть на ёлке даже шишки, (посмотреть вверх)
А внизу – берлога мишки. (посмотреть вниз)
Зиму спит там косолапый (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз и повторить)
И сосёт в берлоге лапу.

СОЛНЫШКО И ТУЧКИ

Солнышко с тучками в прятки играло. (посмотреть глазами)
Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево)
Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло. (закрыть глаза ладонями)
Продавало солнышко (поморгать глазками) на весёлой ярмарке
Платья разноцветные, яркие — прияркие.
Приходил на ярмарку весёлый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.

Мы снежинку увидали, (дети берут снежинку в руку)
Со снежинкою играли. (вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, (отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели, (отвести её влево, проследить взглядом)
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (поднимать снежинки верх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают. (дети складывают снежинки и садятся)

Мой веселый, звонкий мяч, (посмотреть влево- вправо)
Ты куда помчался вскачь? (посмотреть вниз — вверх)
Красный, синий, голубой, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)
Не угнаться за тобой. (зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза)

Капля первая упала – кап! (сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх)
И вторая прибежала – кап! (то же самое)
Мы на небо посмотрели (смотрят вверх)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (вытирают» лицо руками)
Туфли – посмотрите – (показывают руками вниз и смотрят глазами вниз)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком посидим. (приседают, поморгать глазами)

Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.

Лазюк Т.С. Секреты звука «Л» (из презентации)

Матыкина И.А. Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Космос» -2011 (из презентации).

Суслова Е.А. Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

Ссылка на основную публикацию