Мой детский сад
Более 15 лет работы сайта “Мой детсад”. Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.
«Зимний праздник – Новый год»
Конспект ООД в подготовительной группе по познавательно – речевому развитию
Автор: Кузнецова Елена Владимировна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N1, г. Кувшиново Тверской области.
Цель: Формирование навыков связной речи, обобщение и систематизация знаний детей.
Задачи:
- закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.
Образовательные:
- расширять словарный запас, закрепить образование сложных слов;
- закрепить составление предложения, навыки в составлении описательного рассказа;
- развивать связную речь, расширять словарный запас детей, фантазию, творчество.
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать художественные и творческие способности.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков, умение поддерживать доброжелательные отношения между детьми в совместной деятельности;
- воспитывать умения согласованно выполнять задания в ходе занятия; расширять представления детей о новогоднем празднике;
- привитие бережного отношения к природе.
Предварительная работа: подготовка презентации, подбор картины, подготовка шариков со словами, разучивание стихотворения про новый год, изготовление шариков из цветной бумаги.
Оборудование: елка, схема.
Методы и приемы
Словесный: беседа, составление рассказа, отгадывание загадки
Наглядный: рассматривание картины “Новый год”, показ презентации.
Ход занятия:
«Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?»
О каком времени года говорится в загадке? – (о зиме)
Как называются зимние месяцы? – (декабрь, январь, февраль). Какой сейчас наступает год? (2017 – год Петуха)
Что же происходит в природе зимой?
О зиме можно сказать много красивых слов. Какие слова вы подберете?
Игра «Слова на ладошке»
«Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю» (дети подбирают слова- признаки: снежная, холодная, студёная, долгожданная и т. д.)
Игра «Без чего не бывает зимы»
А теперь скажите, без чего не бывает зимы? (не бывает зимы без снега, сугробов, сосулек, морозов, санок, горки).
Какие праздники мы отмечаем зимой? (у кого-то день рождения, Новый год, Рождество, День защитников Отечества)
Какой праздник самый любимый? Конечно Новый год!
Без чего не бывает Нового года, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадывание загадки:
КРАСАВИЦА, КАКАЯ СТОИТ, СВЕТЛО СВЕРКАЯ, ТАК ПЫШНО УБРАНА!
СКАЖИТЕ, КТО ОНА? (Елка)
Правильно, ребята. Нового года не бывает без зеленой красавицы – елочки.
Предложить детям рассказать стихи про елку.
Сейчас мы с вами отправляемся в лес. Там елку для нас приготовил Лесовичок. У меня есть план, как нам надо идти за елкой. Посмотрите на карту, и говорите, куда нужно идти, чтобы не заблудиться в лесу. (схема карты). (Ответы детей: идем прямо-поворачиваем налево – поворачиваем направо – идем прямо – еще раз направо, теперь прямо и налево).
Молодцы!
А вот и елка! Давайте ее рассмотрим. Какая красавица! Кто скажет, как называется эта часть елки (ответы детей: ствол, кора, ветки, иголки, верхушка).
ИГРА. Я кидаю снежок, а вы мне говорите какая елочка. Елочка какая? (зеленая, пушистая, красивая, душистая, нарядная, новогодняя , сказочная, сверкающая, серебристая).
Молодцы!
Дети садятся на ковер.
Ребята вы хотите узнать историю про елку, как она стала главным украшение Нового года? Но сначала сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Рассказ воспитателя с показом презентации.
У нас в стране сложилась непростая история елочки. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя красавица, по приказу Петра I (Петр Первый последний царь всея Руси и первый Российский Император) жилище украшали просто елочными ветками. Петр I издал указ «О праздновании Нового года», и наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее. Но очень скоро елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в нашем веке были неотделимы от зимних праздников . И сегодня мы не представляем себе Нового года без нарядной пушистой елочки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под елочкой.
Как назвать одним словом игрушки, которые вешают на елку (ответы детей – елочные)
(В мешочке лежат елочные игрушки – шары, на которых написаны слова: на, в, под, за, возле, вокруг)
На них что-то написано.(Дети достают по одному шарику, называют слово и придумывают с этим словом предложения о елке)
Молодцы, все справились с заданием.
«Физминутка «Новый год»
У всех Новый год и у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)
Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод.
К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек и конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас, он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
Составление рассказа по сюжетной картинке «Новый год» (на монитор выводится картинка)
Сейчас попробуем составить небольшой рассказ про «Новый год».
Рассказ: Наступил Новый год. Ребята нарядили елку. Они повесили на веточки шары, фонарики, бусы. Елка получилась очень нарядной. К детям на праздник пришли Дед Мороз и Снегурочка. Они принесли ребятам подарки. Дети читали стихи, пели песни и водили хоровод.
Молодцы, с этим заданием справились.
Дети, а мы будем украшать нашу елочку дальше, чтобы она стала еще наряднее. Как будем украшать? (ответы детей – повесим на веточки игрушки)
Какие елочные игрушки вы знаете? (ответы-шары, гирлянда, фонарик, звезда, хлопушка и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Наступает Новый год! (хлопать в ладоши)
Дети водят хоровод, (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти ) Висят на елке шарики, (поочередно соединять пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики, вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки, (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по столу) Всем подарки он несет, (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по столу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем поменять) 1,2,3,4,5,б,7,8,9,1О. по очереди сгибать каждый палец
Я вам предлагаю сделать елочную игрушку самим, выбирайте, кто какую хочет цветную бумагу, заготовку. (Дети подходят к столам, где лежит материал для изготовления игрушек, заготовки. Готовые игрушки дети вешают на елку.
Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).
Давайте и мы подготовим праздничное поздравление, что пожелаем нашим родным и друзьям? (высказывания детей).
Награждение ребят в различных номинациях:
Самый – активный,аккуратный, лучший рассказчик, внимательный, наблюдательный, лучший собеседник.
Список используемой литературы:
Комплексные занятия по программе» От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Лободина. – Волгоград: Учитель,2012
Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: “Учимся играя”
Содержимое публикации
Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Тема: “Учимся играя”
“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения” (К. Ушинский)
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов,слов, предложений.
• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: тарелочки с манной крупой; большая касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука».
1.Организационный момент
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:
-Говорим красиво, четко, внятно.
Чтобы было всем понятно.
Логопед: Звуки согласные называйте, места занимайте.
Игра «Разноцветные ладошки»
Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.
Называют слова на тв. и мягк. согласный звук, прикладывая ладонь к цветовому символу.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.
3. Закрепление изученного материала.
1) Печатание букв на манной крупе.
Логопед: Чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать.
Логопед загадывает, какую букву нужно напечатать.
(Эта буква самая первая в алфавите; эта буква похожа на вешалку, эта буква похожа на ворота, эта буква любит кривляться и показывать язычок, эта буква много ест и носит кепку, эта буква любит танцевать и ножку выставлять, эта буква любит зевать, эта буква похожа на месяц.)
2) Играем в игру «Угадай-ка»
Логопед: – Послушайте загадки и дайте правильный ответ.
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Если кто-то его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Логопед: На вопросы отвечаем, полные ответы составляем.
– Как называются звуки, которые мы произносим?
– Какие бываю звуки речи?
– Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?
– Какие бывают согласные звуки?
– Где живут звуки речи?
– Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?
– Сколько букв в русском языке?
3) Игра «Собери буквы» Участвует 9 человек.
Элементы букв у родителей и у детей. Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.
Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.
4) Игра «Веселые Звуковички» Участвует 9 человек.
Логопед: Картинку выбирайте, звук первый называйте.
Позицию в слове отгадайте,
Твердый он или мягкий объясняйте,
Смело картинку гномикам отдавайте.
5) Игра «Зашифрованное слово»
Логопед: Цифры по порядку быстро расставляйте,
Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово.
ВОПРОСЫ: – У кого слово начинается на мягкий согласный звук?
Физминутка (дыхательные упр. ,упр для глаз, упр. на развитие простр. ориенит.)
6) Игра «Волшебные конфеты»
Логопед: Чтобы слово вам узнать,
Конфеты нужно все собирать.
Слог на ней читается.
Конфеты по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают конфеты одинакового цвета. На каждой половинке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
(Дима, капуста, утка, тапки, зима, диван, замок, Москва, собака)
ВОПРОСЫ: -У кого есть слово, написанное с большой буквы? Почему с большой?
-К какому слову я могу задать вопрос «Кто это»? Почему?
-У кого получилось слово, в котором 1, 2,3 слога?
7) Игра «Составь предложение»
Логопед: Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите, предложение прочтите.
Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
ВОПРОСЫ: -Что бы собрали из слов?
– Сколько слов в предложении? Назови 1,2,3,4.
-Назовите “маленькие слова” (предлоги).
Логопед: Послушайте предложения, которые составили дети из страшей группы.
Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши,
Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте.
За домом стоит деревянная беседка.
Зайка, сосна, из-за, выскочить.
Дети, на, сидеть, кожаный, диван.
Котенок выглянул из-под дивана.
Незабудки, Лиза, дом, за, посадить.
Коробка,цветные, лежать, в, карандаши.
Чайная посуда стоит на столе.
Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.
Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.
Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.
Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.
На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.
(Айболит, Золушка,Белоснежка. Умка,Карлсон,Алладин)
Ребята печатают слово на листочках (АЗБУКА).
Один ребенок выходит к доске (собирает слово, выполняет звук. анализ, ставит ударение).
4. Подведение итогов. Оценивание.
Логопед: -Понравилось ли занятие? -Что мы сегодня делали?
-Что понравилось больше всего?
Ребята отвечают, делятся впечатлениями.
Презентация совместной детско-родительской книги в рамках проекта «Моя первая Азбука».
Сценарий логопедического занятия-развлечения «Зимние сказки»
Сценарий-конспект фронтального занятия – развлечения на тему: «Зима. Зимние сказки» для детей старших и подготовительных групп (ОНР 3 уровень, ФФНМ)
Цель: формирование монологической и диалогической речи в игра и развлечениях; развитее лексико – грамматических категорий; развитие мелкой и общей моторики, физиологического и речевого дыхания, общих речевых навыков, правильного произношения звуков речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед:
За окном еще зима.
Вьюга воет, лед трещит.
На деревьях и домах
Белой шапкой снег лежит
Солнце светит, но не греет,
В серых тучах небосвод,
И узорные снежинки
Водят зимний хоровод.
Песня о зиме
Игра «Доскажи словечко»
(логопед начинает произносить фразу, а дети договаривают последнее слово)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки –
На дорогу, на лужок
Все снижается … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Словно в белый пуховик
Рядом – снежная фигурка,
Это девочка — … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Любит наш логопед
Нам вопросы задавать…
Логопед: Что зимой бывает, дети?
Ребенок: Вам самим пора уж знать.
Снегопад, метель и вьюга,
Стужа, иней, гололед,
И трескучие морозы,
В лужах тонкий, скользкий лед.
Логопед – дети: Снег какой? – Пушистый, белый.
Лед? – Прозрачный, голубой.
Ветер? – Зимний и холодный
А мороз? – Трескучий, злой.
Ребенок: Вы еще спросить забыли,
Любим зиму или нет?
Логопед: Да, хотелось бы услышать.
Кто же сможет дать ответ?
Дети: Я люблю зимой из снега
Бабу снежную лепить.
И на санках с горки мчаться,
И на лыжах походить.
А еще зимой бывает
Лучший праздник – Новый год.
В гости Дед Мороз приходит
И подарки нам несет.
День Святого Николая
Нам нельзя никак забыть.
В Рождество – опять подарки.
Как же зиму не любить?
Логопед: Что ж, прекрасные ответы,
Но хотелось бы узнать,
Как умеют мои дети
О зиме стихи читать.
Если звук уже красивый,
Надо так произнести…
Ребенок: Не волнуйтесь, мы все знаем,
Вас не сможем подвести
Стихи о зиме на выбор
Дети: Почему люблю я зиму?
Потому что погляди,
Как бегут по льду и снегу
Санки, лыжи и коньки.
Только снежною зимою
Нам послушны и легки
И зовут гулять с собою
Санки, лыжи и коньки.
Мы зимою не скучаем,
Хоть и холодно все дни.
Санки, лыжи и коньки.
Логопед: Замечательно, ребята,
А теперь пришла пора
Вам раскрыть большую тайну –
В гости к нам идет Зима.
Зима: Много теплых слов сказали
Вы о Зимушке – Зиме.
Я от счастья чуть не таю,
Но нельзя, не время мне!
Логопед: Ребята, давайте, остудим Зиму – подуем на нее холодным воздухом.
Дети дуют на Зиму
Зима: Хоть не много мне осталось,
Надо будет уходить,
Но хочу я вам на память
Палочку волшебную подарить.
В этой палочке волшебной
Сказки зимние живут.
Если только захотите,
Они в гости к вам придут.
Есть волшебные слова,
Их запомните, друзья:
«Сказка, сказка, отзовись!
Сказка, сказка, появись!»
Машет палочкой, включается магнитофонная запись
Запись: Дед и баба в сказке жили,
Меж собою не дружили.
Дед хороший, добрый был,
Дочку Настеньку любил.
Настя всюду успевает:
Шьет, готовит, убирает.
Хочет мачехе помочь,
А у той своя есть дочь.
Звать девицу ту – Марфуша,
Ох, ленива эта клуша!
Баба Настю обижает,
Все работой загружает.
И однажды эти злюки
Что придумали от скуки!
«Надо Настю извести!
В лес дремучий отвезти!»
Строгий деду дан приказ:
«Настьку в лес вези! Сейчас!»
Дед не спорит, слезы льет,
Дочку в зимний лес везет.
Там оставил под сосной
И отправился домой.
Появляется Настенька
Ой, как холодно и страшно,
Быть одной в лесу опасно.
Кто-то прячется под елкой,
Как дрожат ее иголки.
Ну-ка, кто там? Покажись!
И со мною подружись.
Появляется Зайка и другие Зайцы, поют логопедическую распевку
«Я серенький зайчишка»,
зайцы прячутся под елкой
Я – пушистый белый зайка,
Очень холодно в лесу,
Волка я боюсь, лису.
Бедный, маленький комочек,
Хлеба дам тебе кусочек.
Все, что есть, прости, дружок.
Правда, хлеб не пирожок…
Ах, какое угощенье!
Что же просишь ты прощенья?
И спасибо от души!
Зайка, милый, попляши!
И чтобы было веселей,
Позови-ка ты друзей!
Зайцы, где вы? Выходите!
И для Настеньки спляшите!
Выходят зайцы.
Мы, веселые зайчата,
Очень дружные ребята.
Любим прыгать и скакать,
Любим в салочки играть.
Разве мы не хороши?
Ну-ка, спляшем от души!
Танец Зайцев и Насти
Вы узнали эту сказку?
Отвечайте – ка, друзья, Как название?
Дети: «Морозко»
Зима: Молодцы! Довольна я. Ребята, а какие вы зимние игры знаете? Покажите.
Игра – физкультминутка «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок, «фонарики»
Соберемся мы в кружок. круговое движение руками
Снег, снег, белый снег, опускаются
Засыпает он нас всех. руки вверх
Мы на саночки садимся, бегут по кругу
И под гору быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег, опускаются
Мчимся мы быстрее всех. бег на месте
Дети все на лыжи встали, идут по кругу «на лыжах»
Друг за другом побежали,
Снег, снег, белый снег, опускаются
Кружит, падает на всех. кружатся на месте
Мы из снега ком слепили, «лепят» снежок
Потом бабу смастерили. три круговых движения пальцем
Снег, снег, белый снег, опускаются
Баба вышла лучше всех показывают рукой «класс»
Очень весело играли,
Никого не потеряли.
Но опять я палочкой махаю,
В гости сказку приглашаю.
«Сказка, сказка, отзовись!
Сказка, сказка, появись!»
Машет палочкой, появляются пираты.
1-й пират:
Мы разбойники – пираты,
Очень жуткие ребята!
Нас боятся все на свете:
Папы, мамы, даже дети!
2-й пират:
Я и сам себя боюсь!
Страшным я себе кажусь.
Здесь в лесу мы замерзаем,
Всё добычу поджидаем.
3-й пират:
Может, путник забредет,
Может, мимо кто пройдет!
4-й пират:
Все, что есть мы отберем!
И до слез всех доведем!
1-й пират:
Только скучно так сидеть,
На дорогу вдаль глядеть.
Выходит Атаманша.
Что за бунт на корабле?
Отвечайте быстро мне!
Вам не нравится работа?
Надоела вам охота?
Хватит вам уже скучать!
Эй, пираты, танцевать!
Танец Атаманши и пиратов.
Вдали слышатся шаги.
Атаманша:
Тише, тише, замолчите!
Притаитесь, не дышите!
Строгий слушайте приказ:
Будем грабить мы сейчас!
Выходит Герда.
1-й пират: Окружаем! Нападаем!
Все, что есть мы отбираем!
Пираты окружают Герду, отбирают её вещи. Герда плачет.
2-й пират: Хватит! Хватит! Не реви!
Кто такая? Говори?
Герда:
Ой, разбойнички – пираты,
Вы же милые ребята.
Все, что есть вы заберите,
Только Герду отпустите!
Надо Кая мне искать,
Из неволи выручать.
В снежном замке он живет,
Сердце у него как лед.
Если Герда не успеет,
Кай совсем заледенеет.
Я должна его спасти,
Атаманша:
Что же делать? Отпускаю!
И твое все возвращаю.
Отправляйся в дальний путь,
Атаманшу не забудь!
Герда уходит.
Как-то странно, непонятно, —
Значит доброй быть приятно?
3-й пират:
Больше грабить мы не будем!
Жадность, злость свою забудем.
4-й пират:
Будем лес мы охранять,
Добрым людям помогать.
Вижу, сказку вы узнали,
Вам не раз ее читали.
Не найти страшнее в гневе
Дети: «Снежной королеве»
Знаю, любят все ребята
Снежные комки лепить.
Будем мы соревноваться, —
Кто сумеет ловким быть?
Игра для развития мелкой моторики «Слепи снежок, попади им в корзину». (Дети «лепят» ватные снежки, потом по очереди бросают их в корзину)
Снега много наберу,
Ты, лепись, комок снежной,
Скоро станешь ты горой.
Всех гостей развеселили,
Славных мы снежком слепили.
Снова палочкой махну,
В гости сказку позову:
«Сказка, сказка, отзовись!
Сказка, сказка, появись!»
Возле печки сидят Баба и Дед
А мороз-то все крепчает,
Вьюга воет, завывает.
Снегу сколько намело!
Здесь у печки нам тепло…
Сяду, косточки погрею.
Что-то, баба, я старею.
Ох-ох-ох, не говори!
Что же ждет нас впереди?
Нет ни сына и не дочки.
Что-то ноют мои почки.
Кто ж нам в старости поможет?
Кто же нас утешить сможет?
Дед: Скучно, баба!
Баба: Скучно, дед!
Дед: Ты гляди, как валит снег.
Вылетают снежинки.
1-я снежинка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
2-я снежинка:
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
3-я снежинка:
Встанем вместе мы в кружок,
4-я снежинка:
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Танец снежинок.
Под елкой появляется «сугроб» — девочка, накрытая простыней.
Погляди-ка за окно –
Снегу сколько намело!
Ну-ка, баба, собирайся,
И, айда, во двор, гулять,
Снег с дорожек убирать!
Вспомним, как детьми мы были,
Бабу снежную лепили.
Может, мы тобой сейчас
Дочку вылепим для нас?
Идут к сугробу, лепят Снегурочку (снимают простыню).
Дед: До чего же хороша!
Ох, болит моя душа!
Получилась, как живая,
Жаль, что дочка ледяная.
Дед: Ой, смотри, она моргнула!
И головкою кивнула.
Дед: Ну дела!
Баба: Как зовут тебя?
Стану я для вас дочуркой.
Вы Снегурочку любите
И от солнца берегите.
Танец Снегурочки, Бабы и Деда.
Что за сказка, вы узнали?
Как названье? Отгадали?
Дети: «Снегурочка»
Что ж, пришла пора прощаться,
Хоть и жаль мне расставаться.
О зиме не забывайте,
Наши сказки вспоминайте!
Зима уходит.
Ребята, вам понравилось в гостях у Зимы и зимних сказок?
Давайте скажем Зиме спасибо!
За эти волшебные сказки,
За лыжи и санки,
За снег и коньки
Мы тебе говорим.
Сюрпризный момент.
Логопед: Посмотрите, Зима оставила вам подарки
Логопед раздает детям подарки.
Учитель – логопед Кабанова Екатерина Александровна
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»
18 декабря 2017 года
Атаманова Л. Г., учитель-логопед
высшей квалификационной категории
СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
м. р. Кинельский Самарской области
https://detskiylogoped.ru/
Читать в Twitter
Читать в VK
Читать в OK
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»
Цель: коррекция речи детей
Коррекционно-образовательные задачи:
расширить и активизировать словарь по теме;
совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе, учить согласовывать числительные с существительными;
учить составлять описательные рассказы по опорным схемам,
учить подбирать антонимы;
формировать навык деления слов на слоги.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мелкой и общей моторики, ко-ординации речи с движением;
выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
артикуляционное пособие «Ротик», большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды; мяч, опорные схемы для составления рассказа по теме «Одежда»
Ход занятия
– Раз, два, три, четыре, пять –
А играть мы будем с язычком.
– Ребята, вы любите сказки? Предлагаю вам прослушать сказку о Весёлом Язычке и выполнить все упражнения вместе с Весёлым Язычком.
Артикуляционная гимнастика
«Сказка о веселом язычке»
Жил-был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался – упр. «Улыбка»
Открыл язычок однажды широко двери своего домика (широко открыть рот) и вышел погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»: Поперек улыбки лег – отдыхает язычок. Посмотрите, какой язычок плоский, ленивый).
Потом Язычок пошел дальше и дальше (Вытянулся вперед – упражнение «Иголочка», вот так!). Посмотрел Язычок на солнышко, солнышко тоже ему улыбнулось (Вот так!).
Посмотрел Весёлый Язычок под ноги, потянулся опять вверх, наклонился вниз (И еще разок! Вот так! – ребенок повторяет упражнение).
После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часики. Маятник на часиках бегал из стороны в сторону (упражнение «Часики»): Вот так! Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит).
«Пора завтракать» – подумал Язычок. На завтрак он выпил молочка и облизал губы.
В гости к Язычку зашел Индюк. Индюк тоже выпил молочко и весело заболтал (Вот так! Упражнение «Индюк»). Давайте и мы поболтаем с индюком: приоткройте рот, положите язык на верхнюю губу и делайте движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Теперь медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрей поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.
Потом друзья вместе пошли к лошадке. Она весело скакала и цокала копытами (Вот так! Упражнение «Лошадка»).
Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать (Вот так! Упражнение «Барабан»). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Устал Веселый Язычок, вернулся домой (язычок убрать, рот закрыть).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (упражнение «Часики») и лег спать.
– Язычок из сказки лёг отдыхать, а наши язычки размялись для произнесения чистоговорок.
Чистоговорки
– Я произношу первый раз чистоговорку, а вы произносите второй раз.
Ма-ма-ма – платье шью сама
Ом-ом-ом – бантик есть на нём
Ми-ми-ми – поясок возьми
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё
Ать-ать-ать – мы идём гулять
То-то-то – я иду в пальто
Объявление темы
– Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми она справиться затруднялась… Поэтому она просит помощи у вас, поможем Б.Ш.?
Однажды холодным осенним днем вышла Б.Ш. на прогулку, а на встречу ей идут – платье, шорты и футболка, шуба, пальто, плащ и куртка (логопед выставляет картинки на доску). Задумалась Б.Ш: что же это такое, как все эти предметы можно назвать одним словом?
– Ребятки, история Б. Ш. связана с одеждой.
– Слушаем дальше Б. Ш.
Смотрит Б.Ш. и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе очень жарко и только плащ и пальто чувствуют себя прекрасно.
Ребята! Расскажите, почему так по – разному чувствовали себя предметы одежды?
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы логопеда.
Логопед:
– Почему замерзли платье, шорты и футболка?
– Почему было жарко шубе?
– А почему пальто и плащ чувствовали себя прекрасно?
– Одежда предложила Б. Ш. отгадать загадки про неё и разделить слова-отгадки на слоги. Поможем Б. П. ?
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Штаны)
Дождик, посильнее плачь,
Я надену новый. (плащ).
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка… (шуба)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода… (шарф)
– Молодцы, ребятки. Помогаете Б. Ш.
Игра с мячом «Один – много».
– Большая шляпа предлагает поиграть с мячом.
Мы – волшебники немного.
Был один, а станет много.
Логопед катит мяч по столу, называя предмет одежды в единственном числе, дети называют этот предмет во множественном числе.
Шуба, шарф, юбка, пиджак, кофта, платье, куртка, рубашка.
– Б. Ш. предлагает поиграть в игру
– Я назову слова, а вы скажете наоборот.
Чистая -…(грязная) Мять -…(гладить)
Новый – …(старый) Надевать -…(снимать)
Б. Ш. предлагает вам встать и отдохнуть
Физкульт. минутка «Одежда»
Это платье для Наташки
А на платье два кармашка,
Спрячем в них ладошки
Это брюки для Илюши
Сшила бабушка из плюша
Ходит в них гулять Илья
Он большой, как ты и я.
Упражнение «Посчитай»
– Б. Ш. предлагает вам посчитать предметы одежды. Пальчики приготовили? Считать будем такие предметы одежды: одна куртка, один шарф, одна шуба, одна юбка, одна рубашка.
Игра : «Какой, какая, какое?». Дети образуют слова признаки от словосочетаний.
– Логопед: Б.Ш. стало интересно, из какого материала сделана одежда и она решила спросить об этом своих новых друзей, то есть вас.
Давайте мы расскажем шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды.
Шляпа, из фетра какая, – фетровая.
Платье из ситца – ситцевое
Платье из бархата – бархатное
Платье из шелка – шелковое.
Кофта из шерсти – шерстяная.
Перчатки из кожи – кожаные.
Шуба из меха – меховая.
Дубленка из замши – замшевая.
Пальто из драпа – драповое.
Куртка из джинсовой ткани – джинсовая.
Упражнение «Жадина»
– Б. Ш. хочет научится играть в игру «Жадина».
– Я буду показывать картинки и спрашивать чье это? А вы будете отвечать.
Чей шарф? Чьи джинсы? Чей жилет?
Чья футболка? Чья шуба? Чей плащ?
Составление описательных рассказов об одежде.
Из какого материала сшита?
Из каких частей состоит?
– Большая шляпа очень рада, что вы ей помогли. А, кстати, мы сегодня много говорили об одежде, но не сказали, Б. П. это что за предмет?
– А какие головные уборы вы знаете ещё?
– Б. Ш. очень вам благодарна и хочет вас научить делать новую гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Мы стираем».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем вещи мы стирать:
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.
– Мы сегодня помогали большой шляпе. Б. Ш. благодарит вас за помощь.
Что понравилось вам на прогулке с Большой шляпой?
Подготовила и провела:
Учитель-логопед ГБОУ СОШ п. Комсомольский СПДС «КОЛОСОК»
Атаманова Л. Г.
Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе
Статья о формировании готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе предназначена для студентов, логопедов, дефектологов, воспитателей и других лиц, работающих с родителями в ДОУ.
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. Семья и дошкольное образовательное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Логопеды и методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить эффективность работы специалистов.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения.
Практика работы в дошкольном образовательном учреждении доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Модернизация российского образования актуализирует проблемы дошкольного образовательного учреждения, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Организация и методика исследования
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида N 16 г. Ульяновска в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, с сентября 2010 г. по май 2011 г.
В круг исследования вошло 20 родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи III уровня. Были сформированы две группы, одна из них экспериментальная, которая составляла 10 человек, и контрольная группа, в которую входило также 10 человек.
На первом этапе исследования мы изучили характеристики социальной ситуации развития детей обеих групп.
Нами было проведено три этапа эксперимента:
- Констатирующий,
- Формирующий и
- Контрольный.
Констатирующий эксперимент был проведен с целью анализа знаний родителями особенностей речевого развития детей, изучения педагогической наблюдательности родителей использовались различные приемы:
- Беседы с родителями,
- Анкетирование.
Содержание бесед с родителями посвящались уточнению анамнестических сведений, выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения дома, со сверстниками. В ходе бесед с родителями определяется уровень наблюдательности взрослых по отношению к детям (это обнаруживается в знании ими интересов и индивидуальных особенностей ребенка, его речевых проблем), определяется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому нарушению, компетентность в логопедических знаниях.
Анкетирование родителей проводится для определения сформированности у них представлений об этапах нормального речевого развития детей, возможных отклонениях в этом процессе, выявление основных запросов, предъявляемых работникам дошкольных учреждений, определение форм общения ребенка с родителями и другими взрослыми в составе семьи, а также уточняются наиболее доступные и интересные формы работы взаимодействия логопеда с родителями.
Формирование у родителей детей с речевыми нарушениями готовности к участию в совместной коррекционной работе может проводиться и логопедом, и воспитателем.
В основу методики эксперимента были положены рекомендации, разработанные на кафедре дошкольной дефектологии МПГУ под руководством профессора В.И. Селиверстова, направленные на создание коррекционно-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Данные рекомендации адресованы работникам дошкольного учреждений, а также могут быть использованы для консультативной работы с родителями детей.
В работе логопеда с семьей были выделены следующие основные задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Обучение родителей приемам коррекционно-логопедической работы с последующим контролем за ее осуществлением.
Задачи консультативной работы логопеда, воспитателя, содержание программного материала, формы и приемы работы, а также ожидаемые результаты в виде реализации родителями полученных знаний, сформированных умений и навыков в совместной с логопедом коррекционной деятельности.
Изучив опыт работы логопеда с родителями в дошкольном учреждении, выяснили, что в детском саду работе с родителями уделяется мало внимания и решили систематизировать уже имеющиеся в этом детском саду формы работы по этому направлению, дополнив ее другими традиционными и нетрадиционными формами.
Целью разработанной нами программы является следующее: добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
На следующих этапах работы проводили различные мероприятия, направленные на сплочение и тесное взаимоотношение логопеда, родителей и детей. Родителей привлекали к жизни группы:
- изготовление пособий,
- участие в праздниках,
- участие в семинарах.
Проводили различные мастер-классы: по мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, конкурсы на лучшие пособия и т.д.
В завершение своей работы мы провели повторное анкетирование, которое показало весьма хорошие результаты.
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в сентябре 2011 года, были проанализированы результаты экспериментальной группы родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Для проведения обследования была использована анкета, которую мы разработали на этапе констатирующего эксперимента.
Анализ результатов исследования
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе логопеда с родителями используются не достаточное количество приемов по формированию тесного взаимоотношения дошкольного учреждения с семьей в вопросах гармоничного развития ребенка.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика при взаимосвязи логопеда с родителями.
Наибольшие трудности возникли у родителей на первых этапах на мастер-классе и семинаре-практикуме, так как эти формы для них были неизвестными, но что, особенно удивило, эти формы работы в дальнейшем оказались более эффективными. Родители с огромным удовольствием выполняли сами артикуляционные и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики и т.д.. На семинарах-практикумах была доброжелательная и непринужденная обстановка, которую создали совместно с родителями, с самого начала на это мероприятие ходило по 4-5 человек, но в течении 2-3 месяцев активными участниками стали и остальные родители. Родители с интересом и особым трепетом готовились к выступлениям, консультировались с воспитателями, психологами и логопедом, что не может не радовать.
Наиболее простым и не менее творческим процессом показалось родителям изготовление развивающей среды для логопедических занятий. Мы раз в месяц собирались в логопедическом кабинете и готовили игры для детей, обсуждали для чего они нужны и как их можно использовать в работе, многие даже делали такие же игры дома, а новые придуманные варианты, приносили и показывали нам на родительских собраниях.
Контрольное анкетирование показало нам достаточно хорошие результаты, родители на высоком уровне были ознакомлены с этапами нормального развития детей, определяли речевое отклонение у своих детей, находили нужный подход к детям, а также в случае затруднения уточняли у логопеда наиболее доступные и интересные формы работы с ребенком. Родители активно вели себя за «круглым столом», на мастер-классах, не стесняясь, задавали различные вопросы.
Таким образом, после проведения работы по формированию компетентности родителей в логопедической работе, можно сделать вывод о том, что работа прошла успешно.
Тураева Кристина Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ д/с № 119,
г. Ульяновск
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Оксана Валерьевна Харламова
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Развитие связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Л. Н. Ефименкова делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Развитие связной речи — основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта
В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества
Т. А. Ткаченко при работе над развитием связной речи, у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и “свертыванием” плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
пересказ рассказа по наглядному действию;
рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
составление рассказа по серии сюжетных картин;
пересказ рассказа по сюжетной картине;
рассказ по сюжетной картине.
Особенностью данной системы работы является то, что последова-тельно применяя этапы обучения, удается развивать связную речь у тех де-тей, которые изначально не владели, развернутыми смысловыми высказываниями
В специальной литературе недостаточно полно отражено содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольников умениям и навыкам построения связного высказывания с элементами творчества, особенно придумывание рассказов, сказок.
При оценке готовности к творчеству детейучитываются следующие моменты:
правильно ли передается замысел, тема;
какова степень точности в обрисовке персонажей;
какова самостоятельность и логическая последовательность из-ложения;
какие используются художественные средства, характерные для сказок;
использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).
Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества в старшей группе,во время обучения:
1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное, сладкое яблоко.)
2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса. в густом лесу.); отсутствует начало (. живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом.).
3. Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.
Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций. Например: петух, забор. (Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором. и т. д.)
4. Восстановление предложений со смысловой деформацией. (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)
5. Отбор слов из названных логопедом, и составление с ними предложения. (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).
Постепенно дети учатся располагать предложения в логической по-следовательности, находить в текстах опорные слова, что является следую-щей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему выска-зывания, выделить главное, последовательно строить собственное сообще-ние, которое должно иметь начало, продолжение, конец.
В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли
Таким образом, направленность коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняглавными задачами являются:
-совершенствование связной речи;
-обогащение и уточнение словаря;
-практическое усвоение грамматических средств языка;
-формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры;
-подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты
1. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. —Москва: Классикс Стиль, 2003,—124 с.
2. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. —СПб: Детство-пресс, 1999,—215 с.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.
Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Елисеева Елена Владимировна,.
Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Мелешко М. М., студентка ШГПУ научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ г. Шадринск КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ.
Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.
Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.
Педагогический совет «Основные направления работы детского сада по развитию связной речи» Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. В игровой.
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа» Дошкольная группа «Берёзка» Рекомендации для родителей по развитию связной.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня Игра – одна из основных деятельностей ребенка дошкольного.
Выступление на городском методическом объединении коррекционного направления «Приемы работы с детьми с ОНР 1 уровня» В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное.
Основные задачи, принципы, условия и направления взаимодействия учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы
Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья.
Е.В. Овчинникова
Цель: Формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка;
- создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки;
- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития;
- пробудить интерес и желание участвовать в воспитании своего ребёнка;
- обучать родителей приёмам логопедической работы.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых навыков у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико.
Составляющими успешного взаимодействия учителя с родителями являются:
информированность – это теоретическая подготовка, где мы должны дать родителям чёткий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции. Не маловажное значение играет информированность родителя о логопеде, как специалисте и направлениях его работы. Этому способствуют статьи, консультации с расписанием о времени проведения, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики.
временной фактор – это основа взаимоотношений, которая закладывается в ходе знакомства на первом род. собрании в сентябре. На этом собрании я, мы обозначаем цели и задачи совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий, акцентирую внимание на важность участия семьи и значимости их помощи.
положительный, эмоциональный настрой логопеда способствует охотному взаимодействию с родителями. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – это совершенно нормальное явление. Возникает ситуация, когда коррекционная работа не даёт положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого в неудаче. И вот тогда взаимодействие с родителями останется положительным, если мы предупреждаем об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребёнка к другому специалисту, и открыто признает, что сделал для ребёнка всё, что смог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Эти составляющие способны внести существенную лепту в успешное взаимодействие. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач для достижения единой цели, но и принципы работы, которые можно сформулировать следующим образом:
сотрудничество – видим в родителях равноправных партнёров по коррекционному процессу.
индивидуализация – ориентация на образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.
комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной проблемой.
Условия эффективного взаимодействия во многом определяются тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей.
Мы между собой должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Для этого мы помогаем родителям:
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
относиться к ребёнку как равному;
понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехами, поддерживать в случае неудачи;
знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;
установить доверительные отношения с ребёнком.
Задачами для родителейв коррекционной работе со своими детьми – это:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей
- проведение систематической работы по общему развитию детей и коррекции недостатков согласно рекомендациям специалистов.
Основными направлениями логопедической работы являются:
- консультативно-просветительная
- мониторинговая
- коррекционно-обучающая
В рамках консультативно-просветительского направления мы осуществляем:
- ознакомление родителей с результатами логопедического обследования;
- формирование оценки состояния речи ребёнка в данный период его развития;
- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
- ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации занятий дома.
К мониторинговой работеотносится:
- выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
- изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту;
- определение степени усвоения родителями практических приёмов;
- определение эффективности выбранных форм;
- анализ качества двустороннего сотрудничества.
Родители предъявляют разные требования к своему ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями.
Учитывая индивидуальность каждого из родителей, мы-учителя-логопеды должны рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе;
- обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
- обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
Можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребёнка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и педагогическом плане задача.
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей, и для развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей ОНР – III уровня. – М., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Издательство “Союз”, 2001.