Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи

Конспект логопедического занятия Предлоги В, ПОД, НА, ЗА

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ОНР

Хрипунова Л.В. ,

учитель-логопед высшей кв. кат.

МДОУ № 85, г. Северодвинск

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)

Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо». Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;

НА – когда предмет находится сверху;

ПОД – когда предмет находится внизу;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. Пальчиковое упражнение «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка)

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение». Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект занятия с презентацией «Употребление в речи простых предлогов в, на, под»

Лилия Айметдинова
Конспект занятия с презентацией «Употребление в речи простых предлогов в, на, под»

Употребление в речи простых предлогов (В, НА, ПОД)

(Урок с презентацией)

Цель – Научить правильно употреблять в речи простые предлоги

• Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, В.

• Научить правильному употреблению предложно-падежных конструкций с заданными предлогами.

• Закрепить навык употребления предложно-падежных конструкций в речи.

• Развивать внимание, мышление, память.

Ход занятия:

1. Предлог В

Одежда где висит?

Грибы лежат где?.

Маленькое слово В обозначает, что что-то находится внутри.

-Каждое маленькое слово мы можем обозначить схемой (слайд 2). Выложите и вы схему маленького слова В

Раздать детям для составления схемы материал.

2. Предлог НА

Девочка где сидит? ….

Снежинка где лежит?

Маленькое слово НА обозначает, что что-то находится НА чем-то (сверху).

слайд 4. Выложите и вы схему маленького слова НА

3. Закрепление предлогов В, НА

Лисичка где? (слайд 5)

Поросенок где? (слайд 6)

Ежик где спрятался? (слайды 7 и 8)

Гномик куда забрался? (слайд 9)

4. Предлог ПОД

Где спрятался пёс? (слайд 11)

Где сидит ёжик? (слайд 12)

Куда встал гномик? (слайд 13)

Какое маленькое слово мы слышим во всех этих фразах? ПОД

А как вы думаете, как мы можем показать маленькое слово ПОД

5. Закрепление предлога ПОД (слайды 14, 15, 16)

6. Дифференциация в речи предлогов НА и ПОД (слайды 17, 18, 19)

7. Дифференциация в речи изученных предлогов (слайд 20)

Помоги девочке-растеряшке найти все карандаши. Где лежат карандаши?

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в предложениях по картинке. Уточнение местоположения предметов с помощью предлогов» На этой красивой картинке расположен серый гараж. Двери гаража справа подпЁрты грАблями. Двери гаража слева подпЁрты красным прочным кирпичом.

Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа» Зачем загадывают и отгадывают загадки? Детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять.

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину» Цель: знакомство детей с жизнью крестьян нашего района Задачи: Развивающие: 1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные.

Конспект занятия по развитию речи с презентацией по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок» Конспект открытого занятия по развитию речи по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок» Воспитатели: Моренкова М. Б., Куликова М. Н. ГБДОУ Детский.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Употребление в речи слов с пространственным значением» Цели: Обучать детей правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения Задачи: Образовательные: Продолжать обучать детей.

Конспект занятия с презентацией «Волшебница вода» Конспект занятия с презентацией «Волшебница вода» Дети входят в группу. Воспитатель: – Доброе утро я вам говорю, Доброе утро! Желаю вам.

План-конспект занятия «Изготовление простых цветочных элементов» План-конспект занятия №4 Тема занятия: Изготовление простых цветочных элементов. (Роза закрытая, чишилистик, цветок яблони на ветке, листья.

Конспект занятия с презентацией «Где живёт воздух?» Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания.

Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи

Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

– Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

– Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

– Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, глаголов, чередующихся корней, «не» с существительными; расширить лексический запас учащихся.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ: УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Лезина Юлия Леонидовна

Миасский городскогой округ, 2020

Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)

Тип урока: комбинированный урок

Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

– Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

– Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

– Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, глаголов, чередующихся корней, «не» с существительными; расширить лексический запас учащихся.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.

I. Опрос. Проверка домашнего задания.

В начале урока учитель вызывает двух учащихся к доске для работы по карточкам. Карточка №1 составлена по домашнему упражнению (учебник «Русский язык». 7 класс М.М. Разумовская). Задание – вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, графически обозначить условие выбора орфограммы.

Остан..тся позади дома, он мчит..ся, мы соб..раемся, сдела..м, ошибат..ся вследствие (не)внимательност. собрат..ся, пост..новление, ут..плить.

Карточка №2 – на употребление производных предлогов (по теме, изученной на предыдущем уроке).

Согласно заявлени. завещени..; навстречу бур. опасност..; вопреки предсказани. наперекор желани..; благодаря тр..н..ровк. настойч..вост..

Пока два ученика работают у доски по карточкам, учитель проводит индивидуальный опрос (сообщение о видах предлогов). Учащиеся рецензируют ответ ученика. После опроса – проверка домашнего задания.

К арточка №1

О станется позади дома, он мчится, мы собираемся, сделаем, ошибаться вследствие невнимательности, собраться, постановление, утеплить.

С огласно заявлению, завещанию; навстречу буре, опасности; вопреки предсказанию, наперекор желанию; благодаря тренировке, настойчивости.

II. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать предлоги. Тему урока, я думаю, вы легко назовете сами, после того как прослушаете небольшой рассказ.

Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».

– Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.

– Не на Крым, а в Крым.

– Понял. Я поехал в Кавказ.

– В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.

– Ясно. Я поехал на Сибирь.

– На Сибирь нельзя. В Сибирь.

Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?

Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и будем учиться правильно употреблять их в речи.

Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:

вернулся со школы

вернулся с Москвы

– Какие грамматические ошибки вы заметили?

– Надо говорить «из школы», «из Москвы».

– Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.

Объяснение сопровождается записью на доске:

вернулся из школы пошел в школу

вернулся из Москвы поехал в Москву

с концерта на концерт

итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» – предлог «в», предлога «с» – «на».

Учитель прикрепляет на доску карточки

Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.

Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.

Упражнение выполняется коллективно.

в больницу, на фабрику,

в мастерскую, в библиотеку,

в магазин, в театр, на базар,

в детский сад, на дискотеку

из больницы, с фабрики,

из мастерской, из библиотеки,

из магазина, из театра, с базара,

из детского сада, с дискотеки

Написать ответы на вопросы, используя слова в скобках. Упражнение выполняется самостоятельно.

Откуда приехала д..л..гация? (Прибалтика, Белоруссия, Дальний Восток)

Откуда возвратились спортсмены? (Урал, Югославия, соревнования)

Откуда пришла телеграмма? (Крым, Сибирь, Сахалин)

Выполняя упражнение, ученики должны по орфографическому словарю проверить правописание слова делегация, по толковому – уточнить его лексическое значение.

ДЕЛЕГАЦИЯ – группа делегатов, представляющих какой-нибудь коллектив, государство.

Д елегация приехала из Прибалтики, из Белоруссии, с Дальнего Востока. Спортсмены возвратились с Урала, из Югославии, с соревнований.

Телеграмма пришла из Крыма, из Сибири, с Сахалина.

IV. Изучение нового материала (продолжение)

Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» – только с родительным: «без радости», «без шапки», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, и, если они употребляются не с тем падежом, возникает ошибка.

Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?

ПО ОКОНЧАНИ.. школы Правильно по окончаниИ

ПО ПРИЕЗ.. домой по приездЕ

ПО НЕЗНАИ.. местности по незнаниЮ

– Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?

– Давайте определим падеж записанных существительных.

(Учащиеся испытывают затруднения в определении падежа).

– Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дети с ОНР, в особенности если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи (слайд 2): существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова (слайд 3).

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. (слайд 4)

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог. (слайд 5)

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания. (слайд 6)

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

  1. Выявление понимания значения предлогов.
  2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка. (слайд 7).

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе.

1 период. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под.

2 период. Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами.

3 период. Расширение значения предлогов: «к» – Д.п., «от» – Р.п., «с – со» – В.п, Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в подготовительной группе.

1 период. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со

2 период. Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед.

3 период. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. (слайд 8)

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей. (слайд 10)

Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки. (слайд 11)

Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них.

Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.

  • Развитие понимания речи.
  • Расширение и уточнение словарного запаса.
  • Формирование грамматических средств языка.
  • Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.

Занятия по обучению грамоте. Основная задача.

  • Дети учатся писать предлоги.

Занятия по развитию связной речи. Основная задача.

  • Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. (слайд 12)

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

  • Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ- ПОД ОТ
  • Д.п – К ПО
  • В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
  • Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
  • П.п. – В НА О ОБ ПРИ

Предложно-падежные конструкции обозначают:

  • направление действия;
  • место действия;
  • местонахождение предмета;
  • совместность действия;
  • принадлежность.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

  • Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
  • Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе). (слайд 15)
  • Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
  • Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (слайд 16)
  • Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
  • Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе). (слайд 17)
  • Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
  • Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).
  • Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался от лисы). (слайд 18)
  • Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).
  • Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом). (слайд 19)
  • Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).
  • Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом). (слайд 20)
  • Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
  • Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика). (слайд 21)
  • Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).
  • Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).
  • Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином). (слайд 22)

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения.

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение. (слайд 24,25)

Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы (слайд 26)

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (вв), выходит из дома (выиз), подходит к дому (подк), отходит от дерева (отот).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела. (клетка), вылетела. (клетка), подлетела. (клетка), отлетела. (клетка), залетела. (клетка). (слайд 27)

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

  • 1-я группа: в, из;
  • 2-я группа: на, с (со);
  • 3-я группа: над, под, между;
  • 4-я группа: из, за, из-за;
  • 5-я группа: из, под, из-под;
  • 6-я группа: от, до, к:
  • 7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
  • 8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению. (слайд 28)

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  1. обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  2. выяснение отношений между предметами на картинках;
  3. построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  4. усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях. (слайд 29)

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах). (слайд 30)

Ниже приведен перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.

Игра: «Где находится предмет»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом. (слайд 31)

Игра: «Составь схему предложения».

Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом. (слайд 32)

ИГРА: «Правильно подними карточку» Логопед называет словосочетания с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. (слайд 33)

Игра: «Добавь маленькое слово».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог (слайд 34)

Перфокарта «Добавь «маленькое слово».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог(слайд 35)

Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог (слайд 36)

Игра: «Волшебный круг».

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных маленьких слов с опорой на предметную или сюжетную картинки. (слайд 37)

Игра: «Маленькие слова».

Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке.

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему. (слайд 38)

Сказка «Теремок».

Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок». (слайд 39)

Сказка «Репка».

Цель: Составление пересказа сказки «Репка» с использованием предложных конструкций с опорой на сюжетные картинки. (слайд 40)

Игра на занятии по физической культуре: «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!»

Цель: Закрепить значение предлогов над, под, за, между, на.

Игра на занятии по физической культуре: «Воды немного-переходи!»

Цель: Закрепить значение предлога через.

Игра на музыкальном занятии: «Кто, где стоит?»

Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед.

Пересказ рассказа: «Догонялка».

Цель: Отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале рассказа «Догонялка». (слайд 42)

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ. (слайд 43)

Разработка конспекта урока “Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов”

Автор: Серёгина Светлана Ивановна

МКОУ Холмецкая ООШ

учитель русского языка и литературы

ТЕМА: «Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов», 7 класс

Цели урока: знать отличия простых и составных предлогов, порядок морфологического разбора предлога, развивать речевую и мыслительную деятельности; коммуникативные умения, умение применять на практике полученные знания,воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса, авторы М. Т. Баранов,

Т. А. Ладыженская и др., раздаточные таблицы, карточки с заданиями для самостоятельной работы, таблица, словарное слово.

Проверка домашнего задания.

Дома вы выполняли упражнение 298. Прочтите по цепочке полученные предложения.

/ Земля, благодаря обилию снега, глубоко пропиталась влагой. Погода, вопреки предсказанию бюро прогнозов, установилась дождливая. Работа на ферме ведётся согласно графику. Улыбающийся агроном быстро шёл навстречу трактористам. Сев начался в более ранний срок, вопреки обычаю./

Какие однокоренные слова вы подобрали к слову установилась?

(Установилась — установившийся, установив, установка, расставить, постановочный, остановка, переставить и т. д.)

Проверьте морфологический разбор причастия ( запись на доске).

I . Агроном (какой?) улыбающийся.

II . Н. ф. – улыбающийся.

Пост. — действ., наст. вр., сов. вид; непост. — им. п., ед. ч., м. р.

III . Какой агроном? улыбающийся.

В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, которые вы использовали в домашней работе? (Эти предлоги преимущественно употребляются в официально-деловом стиле)

С каким падежом употребляются эти предлоги? ( с дательным)

Сообщение темы и цели.

Мы с вами продолжаем изучать тему: «Предлог». Прочтите тему нашего урока. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами? (уметь отличать простые и составные предлоги, производить морфологический разбор)

Конечно, также нам необходимо тренироваться в правильном употреблении предлогов в речи.

Прочтите предложения и исправьте речевые ошибки.(запись на доске)

Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста.

/Ты любишь пирожки из капусты? Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин за хлебом, пожалуйста./

Ответить на вопрос: Что такое предлог? Какие они бывают?

Как отличить производный предлог от другой части речи?

– к предлогу нельзя поставить вопрос;

– у предлога нет самостоятельной роли;

– к предлогу можно подобрать синоним;

– у предлога на конце пишется е.

Вследствие усталости переход длился дольше.

В следствии использованы показания свидетелей.

Изучение нового материала.

Кто может сразу ответить, какие предлоги простые, а какие составные?

Почему вы так считаете?

Приведите примеры простых предлогов, составных предлогов.

Откройте учебники на с. 138 П. 51. Прочтите правило. Обратите внимание на то, что предлоги из-за, из-под, по-над и другие считаются простыми предлогами. Они образовались путём сложения непроизводных предлогов, пишутся через дефис.

Производных предлогов как простых, так и составных очень много, вот некоторые из них. (таблица)

ввиду (= «по причине»)

наподобие, вроде(= «подобно»)

в области в смысле

в отношении по мере

в меру по поводу

в течение по причине

в продолжение в виде

в отличие за исключением

в заключение за счёт

в связи в целях

вдоль по по случаю

Работа по учебнику.

Выполним упр. 303. Прочтите задание, что требуется сделать.

Выполните задание (1 ученик работает на закрытой доске)

1) Останется позади дома, сделаем наподобие корзинки, ошибаться вследствие невнимательности, утеплить ввиду холодов,

2) Крепнет по мере роста, мчится вдоль по шоссе, собираемся по случаю праздника, собраться по поводу постановления.

Давайте познакомимся с порядком морфологического разбора предлога. План морфологического разбора несложен. Во-первых, как и в любой части речи, надо определить часть речи и общее значение. Самостоятельного определённого значения у предлога нет, оно проявляется в предложении. Значение предлогов — служить для связи главных слов с зависимыми.

Во-вторых, необходимо указать морфологические признаки предлога. Набор этих признаков невелик: предлоги бывают производные и непроизводные, простые и составные. Общий признак предлога — неизменяемость.

Прочтите материал п. 52.

Запись под диктовку. (1 человек у доски)

Не меняя позы, медленно, очень медленно Алексей приоткрыл глаза и сквозь опущенные ресницы увидел перед собой вместо немца бурое мохнатое пятно. (Б. Полевой)

Разберите все предлоги морфологически.

I . Увидел сквозь ресницы. (Вин. п.)

II . Морф. призн.: прост., производ., неизм.

I . Увидел перед собой (Т. п.)

II . Морф. призн.: прост., непр, неизм.

I . Увидел вместо немца (Р. п.)

II . Морф. призн.: прост., проивод., неизм.

Выполните фонетический разбор предлога ПЕРЕД.

п — [п’] — согл., глух. парн. [б’], мягк. парн. [п]

е — [э] — гласн., ударн.

р — [р’] — согл., зв., сонорн., мягк. парн. [р]

е — [и] — гласн., безударн.

д — [т]— согл., глух. парн. [д], тв. парн.[т’]

5 букв, 5 звуков.

Выполните словообразовательный разбор слова медленно.

Медленно — медленный — суффиксальный.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Работа с текстом.

Давайте устно выполним упр. 305. Прочтите задание.

Словарная работа (иллюстрация и лексическое значение слова)

Фрегат — военный парусный трёхмачтовый корабль.

Тип текста — повествование.

Заголовок — «Над морем» или «Стихия моря»

/Глаголы передают движение морской стихии и фрегата; перечисление однородных глаголов-сказуемых создаёт основу повествования. Глаголы, передающие движение моря, употреблены в настоящем времени: встают, падают, опять встают, поднимаются, носится. Большинство глаголов во множественном числе, подчёркивая могущество морской стихии.

Глаголы, передающие движение фрегата, употреблены, главным образом, в будущем времени: взберётся, дрогнет, упадёт, выпрямится. Эти глаголы передают напряжённое, трудное движение фрегата. Форма будущего времени не имеет значение «будет происходить», она означает в данном случае повторяющееся действие в прошлом. Такая форма позволяет приблизить читателя к повествованию, помочь ярче представить картину.

Основные художественные приёмы—метафора и олицетворение. Морские гигантские волны метафорически названы «холмами с белым гребнем», с помощью глаголов движения и метафорических существительных (с воем, стон, на голову волны) достигается олицетворение моря. Живым существом представляется и фрегат, упорно преодолевающий бесконечно долгий морской путь. Довершает картину сравнение брызги, как дым, поднимаются; оно делает образ ещё объёмнее, воздушнее.

Синтаксические приёмы — повторы( встают, падают, опять встают) и ряды однородных сказуемых тоже играют важную художественную роль: создают ощущение протяжённости времени, бескрайности моря./

Укажите производные предлоги:

А) внутри палатки; Б) при встрече;

В) насчёт работы; Г) перед обедом.

2. Укажите простые предлоги.

А) вышел из-за поворота; Б) поставить на полку;

В) мчится вдоль по шоссе; Г) выполнить по мере поступления.

3. Вставьте пропущенные буквы, выделите предлоги, выполните морфологический разбор одного предлога.

Он, заложив руки назад, быстро х…дил по комнат… из угла в угол, глядя вп…рёд себя, и задумчиво покач…вал г…л…вой. (Л. Н. Толстой)

Укажите производные предлоги.

А) благодаря дождю; Б) под деревом;

В) через лужу; Г) в течение года.

Укажите составные предлоги.

А) в счёт будущего года; Б) внутри здания;

В) в связи с морозами; Г) вместо товарища.

3. Вставьте пропущенные буквы, выделите предлоги, выполните морфологический разбор одного предлога.

Над лугами тащились (из) за реки, ц…плялись за ветви рыхл… тучи.

Укажите непроизводные предлоги.

А) из-за непогоды; Б) перед выбором;

В) вследствие аварии; Г) вокруг поляны.

Укажите составные предлоги.

А) по мере роста; Б) позади дома;

В) ввиду холодов; Г) вдоль по шоссе.

Вставьте пропущенные буквы, выделите предлоги, выполните морфологический разбор одного предлога.

(По) над р…кой сквозь едкий дым они проход…т на ра…вете.

Что нового узнали на уроке?

Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание: п.51-52, упр. 304, морфологический разбор двух предлогов.

Учебник «Русский язык» для 7 класса, авт. Т. М. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.

Уроки русского языка в 7 классе. М. В. Фёдорова, М. «Просвещение», 2001г.

Поурочные разработки по русскому языку, для 7 класса, Н. В. Егорова, М. «Вако», 2008 г.

Русский язык. Справочник школьника, М. «Слово», 1995 г.

Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.

Е. И. Литневская. Изд. московских университетов

Сборник упражнений по русскому языку. Д.Э. Розенталь, «Мир и Образование», 2004 г.

Урок русского языка в 7 классе “Употребление предлогов в речи”

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 92 города Тюмени

Предмет: русский язык

Тема: Употребление предлогов в речи

Программа: М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская и др.

Количество учащихся: 35

Учитель: Шевелёва Елена Олеговна

Квалификационная категория: Нет

Тема урока: «Употребление предлогов в речи»

Учитель: Шевелёва Елена Олеговна

Дата: 10 декабря 2018

Обобщение и систематизация сведений о предлоге как части речи

Повторение орфограмм, связанных с правописанием различных частей речи

Употребление предлогов в речи.

Активизация словаря учащихся.

Закрепление умения находить предлоги и ставить знаки препинания при них; умения отличать предлоги от самостоятельных частей речи

1.Воспитание любви к русскому языку , литературе и театру

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.

На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, материал для самостоятельной работы , тестовые задания, карточки, листы А3

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: работа в группах

Орг. момент. Объявление темы урока

Постановка целей и задач

Активизация деятельности учащихся

Изучение нового материала

Рефлексия. Оценивание учащихся

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые предметные результаты

Орг. момент. Объявление темы урока

Словесное приветствие. Проблемный вопрос.

Записывание темы урока.

Здоровается с учащимися, рассказывает о форме работы на уроке

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Определяют тему урока

уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Учащиеся готовы к работе и настроены на учебный процесс

Постановка целей и задач

Активизирует знания учащихся, регулирует и направляет их мысли, приводит к правильному ответу и составлению плана деятельности на уроке

Ставят для себя цели и определяют список задач для её достижения

Учащиеся успешно определили цель урока и поставили задачи для её достижения

Активизация деятельности учащихся

Распределение словосочетаний на три группы в зависимости от смыслового значения

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу

Распределяют словосочетания, приходят к выводу, что все предлоги имеют одно или несколько значений

уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Учащиеся вспомнили материал предыдущего урока, активизировали свой научный и познавательный интерес , настроились на получение новых знаний

Изучение нового материала

Восстановление текста, путём подбора пропущенных слов.

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу

Делают записи в тетради , рисуют схемы, делают выводы, записывают определения

Учащиеся дают определение «Многозначный предлог», умеют находить его в тексте

Выполнение упражнений по теме урока (отработка умений и навыков по теме урока)

Регулирует и направляет учащихся к правильному ответу

Учащиеся составляют словосочетания, используя разных предлоги, раскрывают скобки с альтернативным выбором ответов. Работают с текстом, выполняют записи в тетради

Учащиеся умеют правильно использовать предлог в речи, грамотно составлять предложения, исправлять ошибки в чужой речи

Выполнение лёгких физических упражнений

Регулирует, контролирует учащихся

Выполняют физические упражнения

Учащиеся размялись , отдохнули и готовы к следующему этапу работы на уроке

Выполнение теста по теме урока

Учащиеся знают особенности темы «Использование предлогов»

и умеют применять полученные знания на практике

Учащиеся меняются листочками и осуществляют взаимопроверку

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу

Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты, обсуждают задание, которые вызвало наибольшее количество затруднений.

Учащиеся проанализировали свои ошибки, сделали выводы и восполнили пробелы в знаниях

Подводятся итоги по теме урока

Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу,

Заполняют кластер- знал/узнаю/

Учащиеся знают отличия многозначных и однозначных предлогов, умеют правильно использовать предлоги в своей речи, умеют находить ошибки в тексте

Запись домашнего задания на выбор

Предлагает учащимся альтернативные домашние задания

Записывают домашнее задание

Рефлексия. Оценивание учащихся

Подведение итогов выполненной работы

Помогает учащимся подвести итоги

Подводят итоги выполненной работы, анализируют свои результаты

уметь систематизировать материал, полученный на уроках.

Учащиеся проанализировали и оценили свою работу на уроке, сделали выводы.

1. Орг. момент. Объявление темы урока 2 минуты

Учитель: Добрый день ! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке. Откройте пожалуйста свои тетради, запишите число и «классная работа».

«Весь мир театр, а люди в нём… актёры» Так гласит самая известная цитата о театре. А если так, то актёры жизни просто не имеют право быть безграмотными, допускать ошибки в речи.. Сегодня у нас не просто урок, мы прикоснёмся к искусству театра, и одновременно улучшим свою речь, научившись использовать в ней пусть служебную, но чрезвычайно важную часть речи.

Итак, давайте сформулируем тему урока, используя слова на слайде.

2.Постановка целей и задач 2 минуты

Учитель: Итак, сегодняшняя наша тема «Употребление предлогов в речи». Какова же цель урока?

Перед нами стоит несколько задач . Какие вы можете назвать ?

Учитель: Всё верно, а чтобы работа на уроке была интересной и продуктивной, за активность выбудете получать жетоны. В конце урока посчитаем, чья команда набрала больше всего.

3.Активизация деятельности учащихся 3 минуты

Учитель: У вас на столах, а также на слайде вы видите словосочетания с предлогами- ваша задача , разделить их на три группы по значению, которые они выражают

Начать в пять часов

Выглянуть из-за ширмы

Вернуться через десять минут

Сценарий для актёра

Пропустить спектакль по болезни

Заснуть под конец

Выступать после праздника

Достать из рукава

Встретиться у театра.

Подчеркните предлоги, какой вывод вы можете сделать о предлогах?

Ученик: Каждый предлог употребляется для выражения какого-то значение, например следствия или причины. Для этого он связывает определённые части речи с предложении или словосочетании.

4.Изучение нового материала 5 минут

Учитель: Действительно, предлоги помогают нам выразить в предложении то, или иное значение.

Однако, у одного предлога может быть несколько значений.

Сравните предложения и назовите их значения:

Забыл на кресле (пространственное значение),

Отлучился на минуту (временное значение),

Поверить на слово (значение образа действия).

Ученик: Один предлог может выражать разные значения.

Учитель: Действительно, есть предлоги, которые выражают несколько значений. Предлоги могут быть однозначными (из-за) и многозначными (с).

Предлоги употребляются либо с одним падежом (благодаря, согласно, вопреки) или с несколькими падежами.

Многозначные предлоги – предлоги, которые могут выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами.

Прочитайте определение на слайде и запишите себе в тетрадь.

Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на.

Учитель: Употребление предлогов в речи привычно настолько, что мы часто не задумываемся, а правильно ли мы говорим, правильно ли используем предлоги в своей речи. Иногда бываает так, что их употребление ошибочно.

Очень части нам приходится слышать фразу

«Оплатите за проезд!»

Однако, этот вариант является ошибкой

Правильными вариантами будут «Заплатите за проезд!» или «Оплатите проезд!»

5.Практическая деятельность 10 минут

Учитель: Сейчас мы потренируемся на нескольких заданиях правильно употреблять и использовать предлоги по значению.

Задание №3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.

Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани.. работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усерди. выполнил согласно распоряжени. скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.

Пришёл из школы, вышел из класса, сделал по окончании работы, поступил вопреки воле отца, смог благодаря усердию, выполнил согласно распоряжения, скучает по вам, скучает по нему, вышел из-за угла дома, выскочил из-под земли,

Учитель: Задания для группы. Перед вами лежат кусочки текста. Ваша задача- расположить их в правильном порядке, чтобы получился текст. Исправить в нём речевые ошибки употребления предлогов. Определить его тему и основную мысль.

По приездЕ(у) в Ростов-на-Дону мы решили посетить местный театр оперетты. Он располагается в прекрасном здании с колоннами, выполненными в стиле классицизма. В холле театра проводилась выставка современного искусства, где были представлены различные инсталляции и панно.

Осмотрев экспонаты, мы поспешили в зрительный зал, чтобы не опоздать в (на) начало спектакля. Зазвучали первые негромкие аккорды, и раскрылся занавес.

На сцене появились артисты в ярких карнавальных костюмах. Из либретто мы узнали, что спектакль поставлен с мотивом (по мотивам) старинных итальянских новелл. Режиссеру удалось передать таинственную атмосферу Ренессанса.

Втечение полутора часов артисты пели и танцевали под аккомпанемент симфонического оркестра, дирижёром которого был знаменитый Валерий Гергиев.

По окончаниИ(ю) спектакля в зале долго не смолкали аплодисменты.

Задание № 5. Расширяем словарный запас.

Учитель: На слайде вы видите слово, вам нужно вспомнить и дать его лексическое значение и составить с ним словосочетание с предлогом. После чего мы смотрим его толкование из словаря театральных терминов.

Аншлаг (нем. – удар ) – объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное

представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошѐл при полном

Виртуоз (лат. – мужество, доблесть, смелость) – артист, в совершенстве владеющий техникой

своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком – либо деле.

Дебют (фр. – начало) – первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на

сцене. Начало деятельности на каком – либо поприще

Партер (фр. – на земле) – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на уровне ее.

Пролог (гр. – впереди и слово) – необходимое предисловие к пьесе или действие к спектаклю, в

котором автор (через актера) обращается к публике, чтобы ввести зрителя в круг тем, объяснить

условия игры и расставить акценты, важные для понимания пьесы; предыстория отраженного в

искусстве события. Вступительная часть драматического произведения.

6.Физкультминутка 2 минуты

Учитель: Я попрошу вас сейчас всех подняться.

Вы разделены сегодня на пять команд- актёры, режиссёры, звукооператоры, постановщики и сценаристы. В каждой команде есть главный, которого я приглашаю сюда.

Я читаю вам стихотворение и показывать движение, ваша задача- повторять за мной.

Стало жарко что-то в зале.

Капля первая упала «кап – кап» (пальцем стучать по ладони)

И вторая побежала «кап – кап» (хлопать в ладоши)

В потолок мы посмотрели (смотреть вверх)

Тут актёры уж запели (постучать по голове)

И схватились мы за лица, (вытирать лицо)

Туфли – посмотрите (посмотреть на туфли)

Сами застучали (показать руками)

Плечами дружно поведем (трясти плечами)

С себя пот мы весь встряхнём

И похлопаем актёрам

Сценаристам, режиссёрам (показывать руками в разные стороны)

А потом пойдём домой (хотьба на месте)

Отдохнуть и на покой (сесть на место)

7.Контроль 5 минут

Учитель: Сейчас мы выполним проверку ваших знаний по теме урока в форме теста

Подпишите ваш листок.

1. Какие виды предлогов можно выделить в зависимости от их значения?

a) Однозначные и многозначные;

b)Простые и составные;

c) Производные и простые.

2. Назовите верное утверждение:

a) Многозначный предлог имеет более десяти значений;

b) Многозначный предлог употребляется в одном тексте;

c) Многозначный предлог употребляется с несколькими падежами

3. Какие значения может выражать предлог «около»?

a) Место и приблизительное количество;

b) Пространство и время;

c) Отношение и принадлежность.

4. С какими падежами может употребляться предлог «под»?

a) Дательный и родительный;

b) Винительный и творительный;

c) Именительный и предложный.

5. Найдите предложение, в котором предлог «под» обозначает время:

a) Мы катились под горку;

b) Девочки шли под ручку;

c) Мужчины вернулись под утро.

8.Взаимопроверка: 2 минуты

Учитель: Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте правильность ответов и поставьте оценку. Капитаны складывают общую сумму баллов и называют.

9.Итоги урока 5 минут

Учитель: Наша работа подходит к концу и время подводить итоги. На столах у вас есть листы А3 для составления кластера. Всё поле разделено на три части.
Того, что вы уже знали о предлоге, что узнали сегодня и то, что вам ещё предстоит узнать. У вас есть три минуты, чтобы его дополнить.

10.Домашнее задание 1 минута

Учитель : Запишите пожалуйста домашнее задание на выбор

Пар. 53 (выучить теорию)

Упражнение 336 (письменно)

Пар.53 (выучить теорию)

Составить 10 предложений с предлогами и определить у них значение.

11.Рефлексия. Оценивание учащихся 2 минуты

Учитель: Наша работа сегодня подошла к концу! Были ли достигнуты поставленные нами задачи?

Спасибо Вам за ответы. После урока я попрошу вас наклеить маску вашего настроения на лист рефлексии- белая маска- положительная, а чёрная- отрицательная.

Давайте посчитаем количество баллов в каждой команде!

Читайте также:  Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия: Путешествие с Тигренком. Автоматизация звука (Р) словах
Ссылка на основную публикацию