Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи

Логопедическое занятие по теме “Предлоги”

Презентация к уроку

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • образовательные:

  • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • дифференцировать предлоги противоположного значения;
  • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
  • развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать монологическую речь;
  • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитательные:

  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
  • коррекционная:

  • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
  • Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;
    • мяч.

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на , в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    – Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    – Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    – Где лежат карандаши?

    – Где сидит мышка?

    – Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    – Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    – Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    – Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    – Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    – Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    – Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    – Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    – Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    – Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    – Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    – Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    – Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    – Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    – Запишите предложение в тетрадь.

    – Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице – улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    – Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    – Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    – Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Вынул О портфеля книги и положил

    Юра сидит О Катей.

    Учитель вызвал Юру О доске.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    – Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном – под окном
    Под землёй – над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку – с ветки.
    Перед домом – за домом.

    – Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    – Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    – Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    – Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    – Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    – На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    – Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    – Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи

    Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)

    Тип урока: комбинированный урок

    Цель урока:

    Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

    – Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    – Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

    – Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

    Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

    Планируемые результаты

    учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, глаголов, чередующихся корней, «не» с существительными; расширить лексический запас учащихся.

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

    Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

    Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

    Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи»

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    КОНСПЕКТ УРОКА

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    НА ТЕМУ: УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

    Составитель:

    учитель русского языка и литературы

    первой квалификационной категории

    Лезина Юлия Леонидовна

    Миасский городскогой округ, 2020

    Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)

    Тип урока: комбинированный урок

    Цель урока:

    Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

    Формировать УУД:

    – Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    – Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

    – Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

    Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

    Планируемые результаты

    учить правильно употреблять предлоги из, с, по; повторить правописание окончаний существительных, глаголов, чередующихся корней, «не» с существительными; расширить лексический запас учащихся.

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

    Метапредметные:

    Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

    Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

    Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

    Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.

    I. Опрос. Проверка домашнего задания.

    В начале урока учитель вызывает двух учащихся к доске для работы по карточкам. Карточка №1 составлена по домашнему упражнению (учебник «Русский язык». 7 класс М.М. Разумовская). Задание – вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, графически обозначить условие выбора орфограммы.

    Остан..тся позади дома, он мчит..ся, мы соб..раемся, сдела..м, ошибат..ся вследствие (не)внимательност. собрат..ся, пост..новление, ут..плить.

    Карточка №2 – на употребление производных предлогов (по теме, изученной на предыдущем уроке).

    Согласно заявлени. завещени..; навстречу бур. опасност..; вопреки предсказани. наперекор желани..; благодаря тр..н..ровк. настойч..вост..

    Пока два ученика работают у доски по карточкам, учитель проводит индивидуальный опрос (сообщение о видах предлогов). Учащиеся рецензируют ответ ученика. После опроса – проверка домашнего задания.

    К арточка №1

    О станется позади дома, он мчится, мы собираемся, сделаем, ошибаться вследствие невнимательности, собраться, постановление, утеплить.

    С огласно заявлению, завещанию; навстречу буре, опасности; вопреки предсказанию, наперекор желанию; благодаря тренировке, настойчивости.

    II. Изучение нового материала.

    Мы продолжаем изучать предлоги. Тему урока, я думаю, вы легко назовете сами, после того как прослушаете небольшой рассказ.

    Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».

    – Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.

    – Не на Крым, а в Крым.

    – Понял. Я поехал в Кавказ.

    – В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.

    – Ясно. Я поехал на Сибирь.

    – На Сибирь нельзя. В Сибирь.

    Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?

    Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и будем учиться правильно употреблять их в речи.

    Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:

    вернулся со школы

    вернулся с Москвы

    – Какие грамматические ошибки вы заметили?

    – Надо говорить «из школы», «из Москвы».

    – Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.

    Читайте также:  Развитие речи в сенсорной комнате

    Объяснение сопровождается записью на доске:

    вернулся из школы пошел в школу

    с завода на завод

    вернулся из Москвы поехал в Москву

    с концерта на концерт

    итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» – предлог «в», предлога «с» – «на».

    Учитель прикрепляет на доску карточки

    Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.

    Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.

    Упражнение выполняется коллективно.

    в больницу, на фабрику,

    в мастерскую, в библиотеку,

    в магазин, в театр, на базар,

    в детский сад, на дискотеку

    из больницы, с фабрики,

    из мастерской, из библиотеки,

    из магазина, из театра, с базара,

    из детского сада, с дискотеки

    Написать ответы на вопросы, используя слова в скобках. Упражнение выполняется самостоятельно.

    Откуда приехала д..л..гация? (Прибалтика, Белоруссия, Дальний Восток)

    Откуда возвратились спортсмены? (Урал, Югославия, соревнования)

    Откуда пришла телеграмма? (Крым, Сибирь, Сахалин)

    Выполняя упражнение, ученики должны по орфографическому словарю проверить правописание слова делегация, по толковому – уточнить его лексическое значение.

    ДЕЛЕГАЦИЯ – группа делегатов, представляющих какой-нибудь коллектив, государство.

    Д елегация приехала из Прибалтики, из Белоруссии, с Дальнего Востока. Спортсмены возвратились с Урала, из Югославии, с соревнований.

    Телеграмма пришла из Крыма, из Сибири, с Сахалина.

    IV. Изучение нового материала (продолжение)

    Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» – только с родительным: «без радости», «без шапки», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, и, если они употребляются не с тем падежом, возникает ошибка.

    Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?

    ПО ОКОНЧАНИ.. школы Правильно по окончаниИ

    ПО ПРИЕЗ.. домой по приездЕ

    ПО НЕЗНАИ.. местности по незнаниЮ

    – Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?

    – Давайте определим падеж записанных существительных.

    (Учащиеся испытывают затруднения в определении падежа).

    – Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.

    Употребление предлога ПО

    (Эти части таблицы пока закрыты)

    Допустить ошибку

    по невнимательности

    по незнанию

    Вернуться по окончании школы

    По выполнении работ

    по приезде домой

    (Эти части таблицы пока закрыты)

    В первом столбике таблицы существительные с предлогом «по» употреблены в дательном падеже. Каким другим предлогом можно заменить «по»? (предлогом из-за). Какой смысловой вопрос можно задать к данным существительным? (Допустить ошибку (ПОЧЕМУ?) по невнимательности). Следовательно, какое значение у предлога «по»? (причинное).

    Обратимся ко второму столбику. Здесь записаны существительные в предложном падеже. Каким предлогом можно заменить предлог «по» (Предлогом «после»). Какой смысловой вопрос можно задать к существительным? (вернуться (КОГДА?) по окончании школы). Какое значение у предлога «по»? (временное).

    Учитель открывает верхнюю часть таблицы, которая до этого была закрыта:

    по = из-за (почему? причина)

    по = после (когда? время)

    Итак, ребята, если предлог «по» имеет значение причины, то существительное употребляется в дательном падеже, если значение времени, то существительное ставится в предложный падеж.

    На доску учитель вывешивает табличку:

    t П.п.

    П О

    Теперь обратимся к словосочетаниям под цифрой 2. (Учитель открывает закрытую нижнюю часть таблицы).

    скучать по отцу, по нему

    тосковать по родине

    2. скучать по нас

    тосковать по вас

    – Что обозначают глаголы скучать, тосковать? (чувства человека)

    – Замените словосочетание тоска по родине синонимом. (Ностальгия)

    – Обратите внимание на то, что в словосочетаниях при глаголах чувствования существительные и местоимения 3 лица с предлогом «по» употребляются в дательном падеже, а местоимения 1 и 2 лица – в предложном падеже.

    Вся таблица выглядит следующим образом:

    Употребление предлога ПО

    по = из-за (почему? причина)

    допустить ошибку

    по невнимательности

    по незнанию

    по = после (когда? время)

    вернуться по окончании школы

    по выполнении работ

    по приезде домой

    скучать по отцу, по нему

    тосковать по родине

    скучать по нас

    тосковать по вас

    (сравните: скучать о нас,

    тосковать о вас)

    Давайте обобщим, в каких же случаях употребляется предлог «по» с дательным падежом, а в каких – с предложным.

    Составить словосочетания, ставя в нужный падеж существительные, данные в скобках, над существительным надписать падеж (по упр. учебника). Упражнение выполняется коллективно с доской.

    Ошибаться по (невнимательность, рассеянность, небрежность)

    Отсутствовать по (болезнь, причина)

    Составить предложения со словосочетаниями скучать по нас, тосковать по вас (самостоятельно, письменно).

    Редактирование текста (самостоятельная работа).

    – Ребята, вам нужно отредактировать письмо семиклассника. Вспомним правила написания письма. Из каких частей оно состоит? (Обращение, основная часть, заключение).

    – Что означает глагол «редактировать»?

    РЕДАКТИРОВАТЬ – проверять и исправлять текст.

    – Вам предстоит найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.

    Здравствуй дорогая сестренка.

    По окончанию учебного года мы решили поехать отдыхать к бабушке в Украину. По прибытию в Киев мы отправились осматревать достопримичательности города. Были в аквапарке расположенном в центре города и катались с американских горок. Обсуждая увиденное вернулись к бабушке только по наступлению вечера. Так прошел наш первый день прибывания на Украине. Нам здесь нравиться, но мы все равно скучаем по вам.

    До свидания.

    Текст письма после исправления.

    Здравствуй, дорогая сестренка.

    По окончании учебного года мы решили поехать отдыхать к бабушке на Украину. По прибытии в Киев мы отправились осматривать достопримечательности города. Были в аквапарке, расположенном в центре города, и катались с американских горок. Обсуждая увиденное, вернулись к бабушке только по наступлении вечера. Так прошел наш первый день пребывания на Украине. Нам здесь нравится, но мы все равно скучаем по вас.

    До свидания.

    VI. Подведение итогов урока.

    Предлог как часть речи. Употребление предлогов.

    Урок 38. Русский язык 7 класс ФГОС

    Конспект урока “Предлог как часть речи. Употребление предлогов.”

    · Сегодня с вами начнем знакомство с предлогом.

    · Узнаем, какими бывают предлоги.

    · И научимся правильно, грамотно их употреблять.

    Мы уже знаем, что служебные части речи могут употребляться только с самостоятельными, не являются членами предложения и не изменяются. К служебным частям речи мы относим предлог, союз и частицу. И сегодня мы поговорим о предлоге.

    Нам уже известно, что слова в словосочетаниях и предложениях зависят друг от друга.

    Возьмем три предложения.

    Напишем записку.

    Записка написана ручкой.

    Мы написали ее на перемене.

    Отметим связь между главным словом и зависимым. В чем выражается эта связь?

    Зависимость слов друг от друга выражается при помощи окончаний. Но в третьем предложении окончания недостаточно. И зависимость выражается еще и при помощи предлога. Если бы мы обошлись только окончанием, а предлог не использовали, получилось бы, что мы написали записку перемене. Звучит очень странно, правда?

    Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

    Предлоги называют помощниками склонения. Как вы думаете, почему?

    Конечно, во многих случаях можно обойтись и без предлогов. Если в предложениях «Я иду в школу», «Это рассказ о спектакле», «Мальчик перепрыгнул через ручей» убрать предлоги, то предложения будут выглядеть немного странно, но смысл нам все равно будет понятен.

    Но в других случаях от предлога зависит всё. Если нам скажут: «Возьми книгу! Она … столе!» – мы не поймем, где именно книга. Она может быть НА столе или В столе. Окончания не различаются, а предлоги разные. И место, где может оказаться книга, разное.

    Без предлогов можно попасть в смешную ситуацию. Если нам говорят: «Ешь суп только с хлебом!» – мы сразу понимаем, что суп нужно заедать хлебом.

    А если убрать предлог? Как это – «Ешь суп хлебом»? Использовать батон вместо ложки?

    Без предлогов можно и совсем запутаться. Если мы скажем «Он рисовал для удовольствия», – это одно.

    А если поменяем предлог и скажем: «Он рисовал без удовольствия», – это уже совсем другое. А если совсем убрать предлог, получится: «Рисовал удовольствия». Что же такое он рисовал?

    А это значит, предлоги очень важны. Ведь они могут выражать различные смысловые отношения. Например, пространственные: писать в Москву, писать в классе. Временные: прийти под утро. Причинные: баловаться от скуки. Целевые: приехать за покупками. Объектные: рассказать о спектакле.

    Составим маленький рассказик.

    Как-то раз мы захотели поехать в лес за ягодами. Мы собирались с воодушевлением, но не пошли из-за дождя. Через день мы рассказали о своей неудаче друзьям.

    В нашем рассказе предлог В выражает пространственные отношения. ЗА – целевые. С – образа действия. ИЗ-ЗА – причинные. ЧЕРЕЗ – временные, О – объектные.

    Предлоги бывают непроизводные и производные. Непроизводные предлоги не образовывались от других частей речи. Это предлоги на, над, о, от, ради, через, между, из-под и другие. А производные предлоги образовались от других частей речи. Это предлоги ввиду, в случае, возле, вдоль по, спустя и другие.

    Еще предлоги бывают простыми и составными. Простые предлоги состоят из одного слова. Например, кроме, меж, над, от, насчёт. А составные предлоги состоят из двух или даже трёх слов: несмотря на, в отличие от и так далее.

    Определим, где какие предлоги. Казалось бы, чего сложного? Предлоги через, ради, навстречу и около состоят из одного слова, а потому они наверняка простые и непроизводные. А вблизи от и в течение состоят из двух слов, а потому они составные и производные.

    На самом деле не совсем так. Нужно запомнить, что производные предлоги могут быть как простыми, так и составными.

    Через и ради действительно простые и непроизводные. А вот навстречу и около хотя и простые, но производные. А вблизи от и в течение – составные и производные.

    Предлоги нужно правильно употреблять. Рассмотрим несколько самых важных правил их употребления.

    Обратим внимание на пары предлогов в–из и на–с.

    Предлоги В и ИЗ противоположны по значению и всегда выступают вместе. Если мы говорим «Я иду в школу», то потом должны сказать «Я пришел из школы». Второй такой же парой являются предлоги НА и С. Если кто-то ушел на работу, то он возвращается с работы. Нужно быть внимательным с географическими названиями.

    в Крым – из Крыма

    в Сибирь – из Сибири

    на Кавказ – с Кавказа

    на Урал – с Урала

    Нельзя употреблять в паре предлоги В и С.

    Мы говорим: «Я пошел в магазин». Если мы потом скажем «Я пришел с магазина», это будет ошибкой. «Из магазина». Некоторые ученики говорят: «Я вернулась со школы!» Это неграмотно. Ведь мы говорим: «Я ушла в школу». А парой к предлогу В выступает предлог ИЗ.

    Предлоги НА и ИЗ тоже в паре не употребляются. Нельзя сказать «Я приехал из стадиона». Мы идем на стадион и возвращаемся С него. А вот если мы скажем «Я только что из столовой» – это будет правильно.

    Мы также должны различать по значению предлоги С и ИЗ. С употребляется в значении «с поверхности чего-либо»: слезть с ящика. А ИЗ употребляется в значении «изнутри чего-либо»: вынуть из ящика.

    Поэтому так говорить нельзя:

    Мы вышли с дома.

    А ну-ка вылезай с воды!

    Птенец выпал с гнезда.

    Цветок вырвали с земли.

    Это ошибки. Здесь везде нужен предлог из.

    Ещё нам нужно различать предлоги о, об и обо.

    Предлог О пишем перед словом, которое начинается с согласного звука: о дороге, о юности (обратите внимание, речь именно о звуке, слово юность начинается со звука й). ОБ пишется перед словом, которое начинается с гласного звука: об одежде. Правда, есть устойчивые выражения вроде об лед, об руку.

    Некоторые предлоги требуют особого падежа. Так, предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор требуют дательного падежа и вопроса чему?

    Правильно сказать вопреки предсказанию, а не предсказания. Согласно договору, а не договора, наперекор буре, а не бури, благодаря тренировкам, а не тренировок.

    Союз ПО, когда употребляется с глаголами горевать, скучать, соскучиться, тосковать, может требовать дательного или предложного падежа. Если зависимое слово существительное, то оно стоит в дательном падеже: горевать по дяде. А если это местоимение первого или второго лица – то в предложном: горевать по вас. Если же предлог употребляется с местоимением третьего лица, то оно стоит в дательном падеже: горевать по ним.

    Читайте также:  Театральные игры и их роль в коррекции связной речи

    Представьте себе рассказ мальчика, который остался дома один с собакой. Он будет звучать так:

    Мы очень соскучились по брату и сестре. Потом по маме. И по папе. Очень скучали по ним. Они по нас тоже скучали. Приезжайте! Мы скучаем по вас!

    Слова с предлогами нужно еще и правильно произносить. Запомните:

    Водить за́ нос, за́ уши не оттащишь, ждать со дня на́ день, жить бок о́ бок, медведь на́ ухо наступил, работать рука о́б руку, шесть делится на́ два, пять умножьте на́ три.

    Что же нам нужно запомнить?

    Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

    Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Предлоги

    1. Организационный этап.
    Приветствие.
    Готов ли ты начать урок?
    Всё ль на месте, всё ль в порядке:
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!
    – Сегодня мы будем исследователями.
    Выводы по результатам исследований сделаем в конце урока.
    – Откроем тетради, запишем дату.

    2. Введение в тему. Словарно-орфографическая работа.
    Работа в группах.
    Учащиеся отгадывают загадки и отгадки вписывают в кроссворд

    1 группа
    По вертикали:
    1. Рядом с дворником всегда я.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)
    2. Сшили их из чёрной кожи,
    В них теперь ходить не можем.
    И на слякотной дороге
    Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
    3. Куда бежит – сама не знает.
    В степи ровна, в лесу плутает,
    Споткнётся у порога.
    Что это? (Дорога)
    4. Что за комната такая!
    Очень светлая, большая.
    Парты ровными рядами,
    А за партами мы сами. (Класс)
    По горизонтали:
    1. Перед корнем подставляем
    Эту часть как называем? (Приставка)
    2. Ты учишь буквы складывать, считать,
    Цветы растить и бабочек ловить,
    На всё смотреть и всё запоминать,
    И всё родное русское любить. (Ученик)

    2 группа
    По вертикали:
    1. В этой узенькой коробке
    Ты найдёшь карандаши,

    Ручки, кисти, скрепки, кнопки –
    Что угодно для души. (Пенал)
    2. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт.
    Мы встречаем новый год. (Декабрь)
    3. Многолюден, шумен, молод,
    Под землёй грохочет город.
    А дома с народом тут
    Вдоль по улице бегут. (Метро)
    По горизонтали:
    1 В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе,
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)
    3. Сверху ряска,
    А наступишь – вязко. (Болото)

    Проверка (слайд 2)
    – Кто может назвать тему урока? (Приставка и предлог)

    3. Актуализация знаний учащихся.
    – Что вы уже знаете о предлогах и приставках?
    (Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. При переносе нельзя отрывать последнюю букву от корня. Предлоги – в, за, на, у, с, под, от, до, по, над, из. Предлоги служат для связи слов в предложении)

    4. Целеполагание.
    – Какие задачи поставим перед собой? (научиться находить приставки и предлоги, различать их, правильно писать).
    – Правильно (слайд 3).
    – Для этого мы займемся исследовательской деятельностью.
    Какая проблема будет решаться? (Правописание предлогов и приставок)

    5. Чистописание
    – Какие предлоги с буквой О вы знаете? Запишем их. Помните о соединении буквы «о» с другими буквами и о правильном наклоне.
    по, под, про, о, об, до
    – Выберите из корзины нужные предлоги. Составьте словосочетания (слайд 4)

    Запишите в тетрадь (летит по небу, доехать до города, шнурки от ботинок, спит под скамейкой, написали про весну).
    – Проверка.
    – Составим устно предложение с любым словосочетанием.
    Рефлексия:
    – Какую проблему мы смогли решить, выполнив это задание? (правописание предлогов (с буквой «о»), подбор нужных по смыслу предлогов).

    6.Работа по учебнику.
    Упр. 186, письменно.
    – Ребята, давайте прочитаем начало сказки и вспомним ее продолжение. (Учащиеся читают и рассказывают).
    Списывают самостоятельно упражнение. Два ученика у доски.
    Взаимопроверка в парах.
    Рефлексия:
    – Какую проблему решили? (различие предлогов и приставок).

    7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз
    а) Поднимите руки – к верху,
    теперь – в стороны,
    потом – на плечи.
    б) Положите руки – на парту,
    – под парту,
    – за спину,
    уберите руки – в карманы.
    в) Присядьте столько раз, сколько услышите предлогов в стихотворении.
    Сидел прохожий на скамье,
    Держал в руках кулек.
    А над скамьей сидел скворец,
    А под — лежал бульдог.
    И тот, в траве, сидящий под,
    И тот, что над, в листве,
    Глядели на того, кто на, —
    Верней на то, что в.
    Тогда прохожий взял кулек
    И вынул пирожок.
    Часть бросил над, часть кинул под,
    А остальное — в рот.
    И каждый принялся жевать,
    Верней, один — клевать.
    Пришлось для этого ему
    Слететь и прыгать у.
    Так теплый, мягкий пирожок
    Был съеден от и до,
    А смятый маленький кулек
    Попал в карман пальто.
    И полетел один по-над,
    Другой полез из-под
    И рядом с третьим побежал
    За, перед —
    И вперед! (Михаил Яснов)

    8. Работа по учебнику. Закрепление.
    Упр. 188. Задание: подобрать нужные предлоги, подчеркнуть изученные части речи.
    Выполняют самостоятельно. Проверка по образцу.
    Рефлексия:
    – Какую проблему решили? (подбор подходящих по смыслу предлогов, определение частей речи).

    9. Проверка знаний. Тест по теме. Самостоятельное выполнение.

    Тест «Приставки и предлоги». Выписать буквы, которые стоят рядом с правильными ответами.
    1. М – Приставки со словами пишутся слитно.
    К – Приставки со словами пишутся раздельно.
    2. Е –Предлоги пишутся слитно.
    Ц – Предлоги пишутся раздельно.
    3. У – покрыше, от рубит.
    О – под елью, закружил.
    4. Р – гулял влесу.
    О – скатился с горы.
    5. Д – Приставка пишется перед корнем.
    Т – Приставка пишется перед суффиксом.
    6. Ы – Предлог часть речи.
    О – Предлог часть слова.
    7. Л – Приставки служат для образования новых слов.
    Ц – Приставки служат для связи слов в предложении.
    М, Ц, О, О, Д, Ы, Л
    – Из выписанных букв составьте слово.
    – Какое слово получилось? У кого получилось слово «Молодцы», тот выполнил все правильно.
    10. Итог урока
    – Исследование темы «Предлоги» закончили. Какие задачи ставили в начале урока? (научиться находить приставки и предлоги, различать их, правильно писать).
    – Достигли ли мы поставленных задач? (достигли).
    11. Выставление оценок. Комментирование.
    12. Рефлексия «Оцени свою работу» (слайд 5).
    13. Домашнее задание.
    Упражнение 189, повторить правила по темам «Приставка», «Предлог».
    Творческое задание: кластер по теме «Предлог».

    Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста ОНР на тему: «Животные морей и океанов»

    Данный конспект рекомендован учителям-логопедам логопедических групп для детей с ОНР. Материал позволит закрепить знания детей о животном мире морей и океанов в увлекательной форме.

    1. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
    2. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
    3. Расширять словарный запас по лексической теме: «Животный мир морей и океанов».
    4. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.

    Ход занятия:

    1. Логопед приглашает детей в зал, в котором расставлены и развешены надувные игрушки – обитатели морских глубин, морские звезды, раковины. Слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

    ─ Сегодня мы с вами отправимся на прогулку к морю. Садитесь прямо на песок.

    ─ Закройте глаза и представьте себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся на солнце водой. Прислушайтесь к шуму волн. Вдохните, почувствуйте запах моря.

    Детям предлагается расслабить мышцы живота, вдохнуть. Пауза (задержка дыхания). Выдох, втянуть живот как можно сильнее.

    ─ Сегодня мы будем говорить об обитателях моря.

    Дети и логопед сидят на ковре.

    ─ Что вы услышали на берегу моря? (Шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек.)

    Логопед выключает магнитофон.

    2. Упражнение «У моря». Координация речи и движения.

    ─ Это было давным-давно. Тогда в океане было много рыбы. Моряки и рыбаки уходили в моря на больших кораблях, а на берегу оставались их дети и жены. Малыши любили играть на берегу океана.

    К берегу бежит волна. Дети делают волнообразно движение одной рукой.
    Вслед за ней еще одна. То же другой рукой.
    Эта – выше, Поднимают руки.
    Эта – ниже, Опускают руки на уровень груди.
    Эта – вовсе не видна. Касаются ладонями пола.
    А на берегу морском «Пересыпают» невидимый песок.
    Будем мы играть с песком. из одной руки в другую.
    Будет башня из песка, Поочередно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
    Как до неба, высока. Встают на носки и поднимают руки.
    М. Рузина

    3. Коммуникативная игра «Рыбки».

    ─ Морские обитатели старались не попасть в сети к рыбакам.

    Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в «ладушки», то хлопая в ладоши, то ударяя в ладони товарища.

    Рыбки плавают, резвятся,
    Рыбки любят поиграть.
    Рыбки быстро уплывают,
    Ты попробуй их поймать.
    Рыбка, плыви! Дети прижимают ладони друг другу и качают ими вправо-влево.
    Скорее лови!

    На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку, старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» 2-й играющий.

    4. Песня с движениями «Рыбка» М. Красева.

    ─ Каких только рыб не плавало в океане. Ребята, а каких рыб живущих в море и океане вы знаете?

    Рыбка плавает в водице, Дети покачивают сложенными вместе
    Рыбке весело играть. ладошками из стороны в сторону.
    Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
    Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
    Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперед сложенные ладони.
    Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками.
    Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево.
    Рыбка быстро уплыла.
    М. Клокова

    5. Подвижная игра «Море волнуется».

    Участники игры занимают обручи, разложенные на расстоянии 1 метра друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море спокойное». Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшись за руки как можно дальше от обручей, незаметно для детей убирает один обруч. После слов водящего «Море волнуется» все опускают руки и бегут занимать место в свободном обруче. Тот, кто остается без обруча становится водящим (3-4 раза).

    6. Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти.

    1. Положить ладони на затылок. Открывать максимально рот, одновременно запрокидывая голову назад с преодолением сопротивления рук.
    2. Шепотом произносить гласные, требующие различной ширины раскрытия рта: [а-и], [а-о], [а-у], [а-э].
    3. Имитировать жевание.

    7. Игра «Кит и рыбки».

    ─ Вот только беда – в море жил кит. Он был настоящий разбойник – плавал по морю и ел рыбу. Какая рыба попадется, ту и съест. Откроет свой огромный рот, ам – и готово! Рыбки пытались спрятаться от кита на глубине.

    В стороне стоит ребенок-«кит». Дети-«рыбки» врассыпную бегают на носках по залу под песню.

    Хорошо нам плыть на воле
    И качаться на волнах.
    В голубом, морском просторе
    Только кит наводит страх.

    С окончанием пения дети приседают и не шевелятся («рыбки нырнули на глубину»). «Выплывает» кит, ходит между рыбками и ловит тех, кто пошевелился.

    8. Логопед включает спокойную музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на берегу моря. Слышен плеск воды. Солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите крики чаек. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит. Вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны. Вы отдыхаете…

    – А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение.

    Фишер Наталия Григорьевна,
    учитель-логопед,
    МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10
    Муниципального образования Тимашевский район,
    г. Тимашевск, Краснодарского края

    Конспекты логопедических занятий.

    • от 0 до 3 лет
    • от 3 до 7 лет
    • Готовимся к школе
    • Логопед для школьников
    Читайте также:  Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

    Недорого выбрать деревянные барные стулья от компании Кубика.

    Конспект фронтального занятия в старшей группе “Морские обитатели”.

    Дзюбан Н.А., учитель-логопед МДОАУ ДС № 67 г. Благовещенска, Амурской области.

    Цель занятия : активизировать лексических запас слов у детей.

    Коррекционно-образовательная : учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить употреблять предложно-падежные конструкции; учить подбирать признаки к предметам.

    Коррекционно-развивающая : развивать общую и мелкую моторику.

    Коррекционно-воспитательная : воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.

    Оборудование : картинка батискафа, магнитные картинки: черепаха, морская звезда, краб, осьминог, кит, медуза, дельфин, картинки камней на магнитах, игрушечный фотоаппарат, мяч, игрушки черепахи и краба.

    Предварительная работа : Разучивание физминутки “Черепаха”.

    I . Организационный момент.

    Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.

    Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужен хороший настрой. Повторяйте за мной слова:

    Мы ладошку к ладошке приложим,
    И друг другу дружить предложим.
    Будем петь, заниматься, играть,
    Чтобы добрыми, умными, дружными стать.

    II . Сообщение темы занятия.

    Логопед: Итак, как я уже сказала, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, потом погуляем по берегу. Мы будем знакомиться с морскими обитателями. Садитесь в наш специальный аппарат для путешествия под водой, который называется батискаф.

    Стулья детей стоят друг за другом в два ряда. Дети садятся на стульчики.

    III . Основная часть.

    1. Отгадывание загадок.

    Логопед: Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть фотоаппарат, который все зафиксировал. Давайте посмотрим. Ох, да у него специальный режим. Если вы отгадаете загадки, только тогда выйдет фотография морского обитателя.

    Дети отгадывают загадки, логопед на доску крепит магнитные картинки морских обитателей.

    – Он больше всех зверей на свете.

    Такой один он на планете,

    (Его поменьше даже слон),

    Пускать фонтаны любит он,

    В воде он плавает и спит.

    Кто скажет первым? Это – (кит)

    – Передние – ласты, а задние – лапы!

    Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

    Другого жилья, кроме моря, не зная,

    Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха)

    – Вот так Чудо! Вот так Диво!
    Зонтик жжётся как крапива.
    Зонтик плавает в воде.
    Если тронешь – быть беде! (Медуза)

    – Глубоко на дне она

    Словно на небе видна.

    Но не светит и не греет,

    Потому что не умеет. (Морская звезда)

    – Известен он во многих странах:

    Живёт в морях и океанах,

    Ему не нужен тесный пруд,

    Его второе имя – Спрут.

    Он может камня вид принять –

    Умеет быстро цвет менять.

    У него есть восемь ног…

    – Только мимо нас проплыли,
    Поиграли и уплыли.
    Среди волн мелькают спины,
    Дети, кто это? (дельфины)

    – Ползет в море паук –

    Восемь ног, пара рук.

    В глазах испуг. (Краб)

    2. Упражнение с предлогами перед, за, между, под, над.

    Логопед: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином? Кто находится за китом? Кто между черепахой и морской звездой? Кто под китом? Кто над крабом? Кто перед морской звездой? Кто за медузой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто над дельфином?

    3. Игра “Назови ласково”. Игра с мячом.

    Логопед: Хорошо справились заданием. Дети, а вот один из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете это кто?

    Дети: краб и черепаха.

    Логопед: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.

    Дети встают вокруг логопеда.

    Логопед: Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого обитателя морского ласково. Для этого он оставил мячик. Я кидаю кому-нибудь из вас мячик и говорю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.

    4. Физминутка. Черепаха.

    Логопед: Молодцы. А теперь пойдемте искать черепаху.

    Дети ходят по группе и делают вид, что что-то ищут.

    Логопед: Эх, далеко мы с вами ушли от моря. Давайте отдохнем, и будем возвращаться обратно.

    До моря идти далеко,

    До моря идти нелегко.

    – Вот камень лежит у дороги,

    Присядем и вытянем ноги.

    – Хорошо бы на камне

    Прилечь на часок.

    Вдруг на ноги камень вскочил

    И за лапки их ухватил.

    И они закричали от страха:

    Это – че! Это – ре! Это – паха! Это – чере! Паха! . Папаха!

    Дети шагают по кругу

    Посмотрели на пол

    Сели, вытянули ноги

    Как будто кладем что-то рядом

    Логопед трогает детей за ножку

    Дети быстро встают, показывают как- будто испугались

    (К. Чуковский.)

    5. Игра “Делим на слоги”.

    Логопед: Ох, и испугала нас черепаха. Но посмотрите, черепаха наша совсем грустная. Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. В морской школе ей дали задание, с которым она справиться не может: не умеет делить слова на части (слоги).

    Вот и молчит черепаха, вот и грустит черепаха.

    Не сдвинется с места от страха.

    Хотите помочь бедняге? Поделим слова черепахе!

    На доске выкладывается тропинка из камней.

    Логопед: Итак, черепаха дала мне список слов, которые нужно поделить. Я называю слово, один из вас подходит к тропинке из камней и шагает пальчиками столько раз, сколько слогов в слове.

    Дети выполняют задание.

    6. Упражнение “Какой? Какая?”

    Логопед: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем какие они бывают. Кит какой?

    Дети: Большой, громкий.

    Логопед: Черепаха какая?

    Дети: Медленная, маленькая.

    Логопед: Медуза какая?

    Дети: Опасная, красивая, яркая.

    Логопед: Морская звезда какая?

    Дети: Красивая, маленькая, медленная.

    Логопед: Осьминог какой?

    Дети: Ловкий, быстрый.

    Логопед: Дельфин какой?

    Дети: Красивый, умный, быстрый.

    Логопед: Краб какой?

    Дети: Неторопливый, незаметный, маленький.

    IV . Итог занятия.

    Логопед: Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Какие задания мы с вами выполняли? Что для вас было трудно выполнять?

    Конспект НОД с элементами логоритмики для детей подготовительной группы «Морские обитатели»

    Елена Гаврильчук
    Конспект НОД с элементами логоритмики для детей подготовительной группы «Морские обитатели»

    Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

    Образовательные задачи: активизировать словарный запас по теме “морские обитатели“, развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений; работать над развитием способности согласовывать движения с речью.

    Коррекционные задачи: автоматизировать звук [р]; упражнять в образовании и правильном употреблении существительных во множественном числе; упражнять в образование относительных прилагательных; работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики; продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма; развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации) .

    корабль из кубиков, изображение морских рыб, счетные палочки, треугольник -парус

    1. Рассматривание иллюстраций о подводном мире;

    2. Отгадывание загадок о рыбах, море;

    3. Разучивание упражнения «Путешествие по морскому дну».

    4. Дидактическая игра «Нарисуй картинку палочками».

    6. Разучивание пальчиковой гимнастики «крабик»; артикуляционной, дыхательной и других стихотворных текстов.

    Ребята, вы любите путешествовать?

    Логопед: А на чем можно путешествовать?

    Дети: На самолете….

    Логопед: Мы с вами отправимся на корабле. Но сначала мы подготовимся к трудностям, которые могут встретится на пути.

    Ра –ра-ра- дети идут по кругу

    У нас высокая гора – ходьба на носках, руки вверх

    Ро-ро-ро – в обратном направлении идут

    У нас новое перо – ходьба на пятках

    Ру-ру-ру – прыжки на месте

    Вот какое кенгуру – упражнение «кенгуру»

    Ры –ры-ры – легкий бег

    Джипы завели моторы – бег жжжжжжжжжж

    А теперь помчались гонки – бег ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

    Забуксовали гонки – бег на месте ЗЬ-ЗЬ –Зь

    Подкачка колес – С-С-С

    Лопнуло колесо – Ш-Ш-Ш – присели

    1. Упражнение на восстановление дыхания

    2 – правая рука вперед

    3 – левая рука вперед

    4 – правая рука на пояс

    5 – левая рука на пояс

    Все умеем мы считать

    Отдыхать умеем тоже

    Руки за спину положим

    Голову поднимем выше

    И легко, легко подышим

    2. Пальчиковая гимнастика

    Крабик маленький лежит

    И клешнями шевелит

    Домик свой он охраняет

    Приглашает в домик свой

    Поздоровайся со мной

    Поиграем, ты и я

    Будем мы с тобой друзья

    3. Артикуляционная гимнастика.

    «морская черепаха»

    Сверху блюдо, снизу блюдо «бульдок – обезьянка»

    Неожиданно откуда – рот закрыт

    Появилась голова –«лопатка»

    Закивала всем она – подъем языка вверх, вниз

    На животик повернулась – «лопатка»

    Сладко, сладко потянулась. «Часики»

    Поднялась на вверх с размаху «грибок»

    Я – морская черепаха! «Иголочка»

    4. Игра на развитие внимание, дифференциацию звуков

    «небо-ракеты-самолет»

    Небо – руки вверх, звук Н-Н

    Ракета – руки вверх, ладони вместе звук Р-Р-Р

    Самолет – руки в стороны, звук Л-Л-Л

    Л-д: ну что ребята мы готовы с вами к отплытию. А вот и наш корабль, а мы с вами

    5. Упражнение на сочетание речи с движением

    Мы моряки, плечи широки

    Руки сильны, клешем штаны.

    Л-д: 1,2,3 корабль на морской берег плыви. (музыка моря)

    6. Игра «Путешествие по морскому дну»

    Л-д: ребята давайте возьмем бинокли и посмотрим,что мы с вами видим!

    Та-та-та – вокруг такая красота

    Ла-ла-ла – акула мимо проплыла

    Лу-лу-лу – вижу рыбу я пилу

    Ты-ты-ты- там вдали плывут киты

    Ог-ог-ог- на дне морском осьминог

    Л-д : Ребята мы приплыли. Посмотрите на море и скажите какое оно?

    Дети : Холодное, глубокое,

    Л-д: Давайте представим, что мы опустились на морское дно, кого мы там увидели?

    Дети: кораллы, звезду,.

    Логопед: правильно на дне морском множество разнообразных жителей. Поиграем в игру

    7. «Веселый счет»(согласование числительного с существительным)

    Логопед: молодцы ребята, теперь нам пора возвращаться домой.

    Громкий шум моря (музыка шторма)

    Логопед : Что это за шум?

    Голос Морского Царя.

    Морской Царь: Здравствуйте ребята! Давно я вас поджидаю, сижу тут

    один среди морских обитателей, скучно мне одному.

    Логопед: Нам морской царь на корабль нужно, домой плыть,

    Морской Царь: Нет, не отпущу я вас! Но если справитесь с моим

    заданиями, отпущу, если нет, останетесь здесь со мной.

    Логопед : Ну что дети попробуем, справимся?

    Морской Царь: Хорошо, вот мое первое задание.

    Логопед: Упражнение «Думательный колпак»

    10. Я загадаю вам загадки, а вы должны

    Отгадать и из палочек выложить отгадку.

    1. Ты со мною не знаком,

    Я вижу на дне морском, голова и восемь ног,

    Что за звезды в глубине

    На песке лежат на дне?

    На вопрос ответить просто

    Дети: Осьминог, звезда морская,, морской еж.

    Морской Царь: Молодцы, с первым заданием справились.

    11. Вот вам второе задание, трудное. Надеюсь,

    не справитесь и останетесь у меня

    Куб волшебный ты крути

    Скороговорки умные скажи

    12. «Послушай, повтори и назови» слайд

    Мы со звуком Р играем

    И картинки называем

    Крокодил, звезда морская,

    Черепаха, краб и рак, еж морской, омар,

    кальмары – разноцветные кораллы

    – Какой звук встречается во всех словах стихотворения?

    – Назови слово, в котором звук р находится в начале, середине, конце слова?

    Морской Царь: Молодцы, с третьим заданием справились.

    13. Вот вам четвертое задание. Хочу что б вы меня развеселили.

    Дети играют в игру «Сороконожка»

    Сороконожка весело бежит

    Топает ногами, так что пол дрожит

    Даже если ножки целый день бегут

    Не устают, не устают

    Тот, кто был последним

    Пусть бежит вперед

    И самый первый в голове встает.

    Морской Царь: Ну, молодцы повеселили меня.

    Игра «море волнуется раз»

    Логопед: Морской царь нам пора возвращаться на корабль,

    морских обитателей увидели, в гостях у тебя побывали,

    Морской царь: До свидания ребята!

    Дети: До свидания!

    Все вместе возвращаются на корабль.

    Логопед : Раз, два, три корабль в детский сад домой плыви.

    Итог. Где мы побывали сегодня? Какие задания тебе понравились от морского царя?

    Конспект коррекционной игры учителя-логопеда с детьми с использованием ИКТ Подготовительный этап коррекционной работы. Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих.

    Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности.

    Ссылка на основную публикацию