Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

Составление рассказа «Мой город» по схеме

  • Логопедические занятия (1)
  • Логопедические программы (4)
  • Кружковая логопедическая работа в детском саду (1)
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности. (3)
  • Региональный педагогический марафон. (1)
  • Консультации. (14)

Составление рассказа «Мой город» по схеме

Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа с опорой на схему

Задачи:

-учить детей составлять рассказ по опорной схеме

-развивать у детей грамматически правильную фразовую речь

-развивать мыслительную деятельность;

-расширять знания детей по теме;

-воспитывать у детей самоконтроль за речью.

– воспитывать чувство патриотизма

Основная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция (НОД): социально-коммуникативная, познавательная, физическое развитие

Предполагаемый результат: Дети могут составлять связное монологическое высказывание с использованием схемы-модели

Виды деятельности: Коммуникативная, двигательная, игровая

Формы организации совместной деятельности: беседа, обсуждение, коллективная работа, .

Предварительная работа: Беседы о родном городе, показ фотографий и видео о городе, разучивание физкультминутки, рассматривание рисунков и репродукций о городе

Словарная работа: значение слов «стела», «краеведение», «город воинской славы», «мемориал», происхождение названия города, словарь прилагательных-эпитетов «живописный, выдающийся,

Материалы к НОД: презентация о городе, схемы для рассказывания

Методы: наглядный (наблюдение, демонстрация), словесный (чтение, рассказ), практический (упражнения, моделирование)

Приемы: вопросы, ответы, объяснение, словесная оценка, постановка и планирование выполнения задания ,показ образца, контроль, регулирование, анализ результатов.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

(дети за столами)

Учитель-логопед: Сегодняшнее занятие мы с вами начнем с прочтения стихотворения

(логопед читает стихотворение о Наро-Фоминске):

Над тихою речкой, над речкою Нарой,
Где воздух берёзовым соком пропах,
Где травы пропитаны майским нектаром,
Раскинулся город на двух берегах.

Учитель-логопед: как вы думаете, о каком городе написаны эти строчки?Почему мы сегодня будем говорить на занятии о нашем городе?

Дети: Это наша малая Родина. Городу в этом году 90 лет.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами совершим небольшую обзорную экскурсию на автобусе по нашему городу, посмотрим некоторые его достопримечательности, а когда вернемся, попробуем рассказать обо всем, что видели. Все заняли свои места, поехали!

( показ презентации, первый слайд-автобус)

  1. Основная часть

Учитель-логопед: И вот, мы въезжаем в наш город Наро-Фоминск. (второй слайд- название города на въезде). Город появился 90 лет назад. А как называются жители нашего города?

Дети: Жители нашего города называются наро-фоминцы.

Учитель-логопед: У каждого города есть свой герб-символ города. У Наро-Фоминска он тоже есть. (третий слайд-герб)

Учитель-логопед: Первая часть названия нашего города- «Наро», откуда оно?

Дети: Это название реки.

Учитель-логопед: Правильно. И мы подъезжаем к реке и мосту через нее. Вот перед нами река Нара. (четвертый слайд-река Нара)

Учитель-логопед: в нашем городе есть краеведческий музей (пятый слайд-музей)

Учитель-логопед: Почему музей называется краеведческий? ( от слов «край», «ведать»: музей истории нашего края)

Учитель-логопед: Кто из вас был в нашем музее? Что вы там видели?

Учитель-логопед: А мы продолжаем наше путешествие. Пришла пора познакомиться с некоторыми памятниками нашего города.

( шестой слайд– вечный огонь, седьмой слайд– стела города воинской славы, восьмой слайд– танк у Никольского храма, девятый слайд-военный мемориал в парке на улице Калинина, десятый слайд– памятник на братской могиле советских воинов на улице К.Маркса). К девятому слайду значение слова «мемориал»: сооружение для увековечивания памяти о ком- либо

Учитель-логопед: Ну что же, нам необходимо сделать небольшой перерыв в нашей экскурсии, выйти из автобуса и немного размяться

  1. Физкультминутка

( Речевая подвижная игра « Мы по городу шагаем» ).

Мы по городу шагаем

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Парки, улицы, мосты

И деревья и кусты.

Учитель-логопед: Предлагаю вам снова пройти в автобус и продолжить нашу экскурсию по городу. (одиннадцатый слайд-автобус)

Учитель-логопед: сейчас мы немного проедем по улицам нашего города. Улиц очень много, каждый из вас знает свою улицу. Посмотрите некоторые улицы в нашем городе

(двенадцатый слайд– улица Полубоярова, тринадцатый слайд– улица М.Жукова, четырнадцатый слайд– улица Ленина, пятнадцатый слайд– улица Латышская)

Учитель-логопед: Назовите, на каких улицах вы живете (ответы детей)

Ну что же, пришло время возвращаться с экскурсии в наш детский сад, выходим из автобуса и попадаем в нашу группу.

Перед вами на столах лежат схемы-подсказки, чтобы вы могли рассказать о нашем городе.

Конспект образовательной деятельности «Пересказ рассказа «Как мы помогаем птицам» по методике Воробьевой В.К.» с детьми 5-6 лет

Структурное подразделение «Детский сад № 27 «Солнышко» МБОУ «СШ № 1 г.Вельска»

Конспект образовательной деятельности

«Пересказ рассказа «Как мы помогаем птицам» по методике Воробьевой В.К.»

с детьми 5-6 лет

Лобанова Алёна Владимировна,

воспитатель структурного подразделения

«Детский сад №27 «Солнышко»

МБОУ «Средняя школа №1 г. Вельска»

  1. Продолжать учить детей связно пересказывать рассказ, используя предметно-графическую схему.
  2. Развивать зрительную линейную память, внимание; умение соотносить знаковые символы с образами.
  3. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Беседы на темы: «Весна пришла», «Перелетные птицы»

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зимующие и перелетные птицы», «Четвертый лишний».

Чтение рассказа А. Клыков «Наш скворечник».

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, перелетных птиц, скворечников во время прогулки.

Оборудование: картина с изображением весны, мольберт, мяч, письмо с фотографией скворца, предметно-графическая схема, ковролин.

Обратить внимание детей на картину.

-Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на картине?

– Верно, дети, это весна.

-Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите слово «весна»? (Радостное, веселое, солнечное)

– Давайте вспомним с вами признаки весны (игра с мячом).

Я начну предложение, а вы закончите. Тает, темнеет… (снег). Бегут, журчат, звенят… (ручьи). Капают, тают… (сосульки). Набухают, лопаются… (почки). Распускаются, зеленеют… (листочки). Просыпаются от зимней спячки… (медведь, еж). Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

– Кто возвращается к нам из теплых стран?

– Как называется домик птиц, который сделал человек? (Скворечник)

– Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Вам интересно от кого оно? Давайте посмотрим (открываю конверт, в котором лежит фотография скворца, карточки и текст для пересказа).

– Скворец прислал нам картинки и рассказ. Садитесь на стульчики, я вам его прочитаю.

– Рассказ называется «Как мы помогаем птицам».Приложение 1.

(При чтении выставляется на доску предметно-графическая схема, отражающая последовательность предложений в рассказе) – Приложение 2.

-Что сделали дети весной?(Весной ребята сделали новые скворечники).

– Куда повесили скворечник? (Скворечники повесили в саду на деревья).

– Кто поселился на дереве?(На дереве поселился скворец).

– Кто вскоре появился у скворца? (Скоро у скворца появились желторотые птенцы).

– Что произошло с птенцами? (Маленькие птенцы выросли и превратились в больших птиц).

– Что они делали, когда выросли? (Они спасали деревья, поедали гусениц, жуков).

(Закрываю ватманом с 3 по 6 предложение)

– Посмотрите на первое и второе предложение. Произнесите их. Как дружат эти предложения?В этих предложениях повторяется слово «скворечники».

– Выйди, пожалуйста, … и соедини эти слова.

Разбор каждого предложения до конца рассказа.

– Произнесите слово, спрятавшееся за стрелкой (сделали)

– Что это за слово?(слово-действие)

Нахождение всех слов-действий в рассказе (повесили, поселился, появились, выросли и превратились, спасали и поедали).

Дети выкладывают постепенно все стрелочки, называя слова-действия.

– Давайте погуляем, птиц посчитаем.

Я по улице гулял(шагают на месте)

Скворцов и ласточек считал(машут крыльями)

1, 2, 3, 4, 5 (считают пальцы)

Буду их считать опять

Рот открыл, смотрю я в небо(голову вверх)

влево, вправо. Я там не был(руки вниз – удивление)

и руками стал махать(махи руками)

Крылья вверх, и крылья вниз

Только слышен ветра свист(указательный палец делаеткруговые движения)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь(прыжок)

Но пришлось на землю сесть(присесть)

– Чтение рассказа с помощью детей (с показом каждой карточки)

– Пересказпо цепочке, по одному предложению (вызываю 6 человек).

–Вам понравилось письмо, которое мы сегодня получили?

– А как назывался рассказ?

В круг вставайте, предложение продолжайте (с мячом)

«У меня сегодня получилось…..»

«Мне сегодня было трудно…»

– Возьмите картинки скворца и поместите в скворечник, если вы сегодня пересказывали рассказ, былиактивны, отвечали на вопросы.

– Еслиработали, но недостаточно активно – рядом со скворечником.

– Если вы сегодня больше молчали, не были активными – высоко в небо.

– Мне сегодня очень понравилось с вами общаться. Вы были внимательны, активны. Быстро запомнили рассказ. Молодцы.

– Я думаю, что можно попросить пап, братьев и дедушек смастерить скворечники и встречать скворцов и долгожданную весну.

«Как мы помогаем птицам»

Весной ребята сделали новые скворечники.

Скворечники повесили в саду на деревья.

На дереве поселился скворец.

Скоро у скворца появились желторотые птенцы.

Маленькие птенцы выросли и превратились в больших птиц.

Они спасали деревья, поедали гусениц, жуков.

Конспект НОД по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

Конспект НОД по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

в подготовительной группе «Радуга»

воспитатель Орлова И.А.

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Программное содержание:

продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки; совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Образовательные задачи : учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Развивающие задачи : развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы.

Воспитательная задача : воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор; книги Виталия Бианки для выставки, презентация, портрет В. В. Бианки, иллюстрации сказок, рассказов, музыкальные инструменты.

Предварительная работа : чтение рассказов В. Бианки, беседы, рассматривание иллюстраций, показ слайдов.

Методы и приемы: Игровая ситуация, мультимедийная презентация, художественное слово (загадки, стихотворения), дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физминутка «Музыкант», индивидуальная работа.

  1. Вводная часть (оргмомент, введение в игровую ситуацию)

(на коврике рядом с книжным центром)

Воспитатель:

Вот и сели с вами в круг,

Слева – друг, и справа – друг.

Гости в «Радуге» у нас,

Поиграем мы сейчас?

На этой неделе мы с вами знакомимся с разными профессиями и как вы уже убедились, в нашем книжном центре, появились не только новые книги, но и портрет. Как вы думаете, а кто по профессии этот человек?

– Да, это известный детский писатель – Виталий Валентинович Бианки.

А в чем заключается профессия писателя?

Писать книги, сочинять истории.

Вот и мы с вами сегодня попробуем стать писателями, авторами своих рассказов.

С книжками мы все дружны,

Любой из нас — читатель.

И конечно, знать должны,

Что пишет их писатель.

Сочиняет свой сюжет

Автор, сидя в кресле,

Выдумке предела нет —

Лишь бы интересней!

По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах.

– Сегодня мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Знакомо ли вам слово музыкант? А бывают ли звери-музыканты и не в цирке, а в дикой природе?

Это нам и предстоит узнать. И помните, что мы с вами сегодня тоже писатели и придумываем свои рассказы.

– В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

II. Основная часть

Воспитатель : располагайтесь поудобнее – послушайте рассказ

Чтение произведения «Музыкант» (рассказ)

Беседа по – прочитанному:

Воспитатель:

– О ком я вам прочитала?

– Кто главные герои произведения?

Физкультминутка

Развивается талант: Наш Алеша – музыкант.

Он на скрипочке играет – изображают игру на скрипке,

Меха гармошки раздвигает – руки перед грудью, разводят руки в стороны, к груди,

В барабан он постучит – ударяют пальчиком о пальчик,

На балалайке побренчит – изображают игру на балалайке,

В трубу начнет он громко дуть – вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот,

И на дудочке чуть-чуть – изображают игру на дудочке.

– Сыграем в игру «Отгадай» – переходим на стульчики к проектору

Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

– Итак, ребята, вспомним начало рассказа. Не забывайте отвечать на вопрос полным предложением. (работа с опорными картинками)

Читайте также:  Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

Чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке.)

– Как вы понимаете -«пиликал» на скрипке ? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; получается плохо.)

– Где сидел старый медвежатник? ( Он сидел на завалинке)

– Кто проходил мимо старика? ( Мимо старика проходил знакомый колхозник.)

– Объясните значение слова «колхозник». ( Колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности.)

– Что посоветовал колхозник старику? ( Он посоветовал старику бросить скрипку, взять ружье и идти в лес охотиться на медведя.)

– Что сделал старик после совета колхозника? ( Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, взял ружье и пошел в лес.)

– Чем занимался старик в лесу? ( Он искал медведя.)

– Чем закончились поиски? ( Он не нашел даже и следа его.)

– Что сделал старик после долгих поисков? ( Старик сел на пенек отдохнуть.)

– Что услыхал старик в лесу? ( Он услыхал звук «Дзенн».)

– Каким был звук? ( Звук был красивый, звонкий, ласковый.)

– Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? ( Чистый, нежный, приятный, хочется слушать еще раз.)

– С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной)

– Как он об этом пишет? (« Как струна пропела».)

– Откуда слышался звук? ( Звук слышался с опушки.)

– Что такое «опушка»? ( Опушка-это край леса, освещенное, свободное место в лесу.)

– Что увидел старик на опушке леса? ( Старик увидел разбитое грозой дерево, из которого торчали длинные щепки.)

– Как вы понимаете слово «щепки»? ( Это тонкие пластинки, отколотые от дерева.)

– Расскажите, как медведь играл на разбитом грозой дереве? ( Медведь потянул к себе щепку, и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук. )

– Как вел себя медведь при этом? ( Медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и пускал.)

– Нравилась ли старику эта «музыка»? ( Да, старик слушал, как хорошо поет щепка. Они с медведем одинаково слушали музыку.)

– Почему старик не убил медведя? ( Он такой же музыкант, как и сам старик. Он пожалел медведя. Хотя он был охотником, но у него сохранилась добрая душа.)

А сейчас вернемся к нашему заданию. Превратимся в писателей и попробуем пересказать этот рассказ. Чтобы рассказ получился интересным и вас было приятно слушать, мы немножко разомнем наш язычок.

А сейчас мы будем пересказывать рассказ «Музыкант» по частям (по цепочке). Пересказ должен быть подробным, по плану, старайтесь не пропускать важные события (моменты), рассказывать так, чтобы было интересно слушать. Не забывайте, что в каждом произведении есть три части – начало, середина и конец.

Для пересказа нам надо составить план.

1 часть. Старый медвежатник любил музыку

2 часть. Старик пошел охотиться на медведя

3 часть. Медведь – музыкант

4 часть. Охотник пожалел медведя.

А теперь давайте послушаем, кто желает? Не забывайте, что первый рассказывающий должен назвать автора и название рассказа.

(слушаем детей)

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать качество- внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

III Заключительная часть

– Скажите, о творчестве, какого автора мы говорили сегодня?

– С каким его произведением познакомились?

Теперь наш книжный центр пополнится еще одной книгой. Только вы должны мне помочь. Вечером я предлагаю вам освоить еще несколько профессий. Кто-то напишет историю, кто-то сделает иллюстрации к ней, а кто-то составить из этого целую книгу и отнесет в книжный магазин, где продавцы смогут продать эту книгу.

– На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. (Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Совместное составление рассказа по серии картин.

Как солнышко ботинок нашло

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дво-было много луж. Коле очень нравилось бродить лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик етил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но к и не нашел. Пришел он домой и рассказал все бушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.

После обеда из-за туч выглянуло яркое солныш­ко, осушило лужи и нашло ботинок.

Рассказы детей.

Логопед просит детей составить рассказ по се­рии картин самостоятельно.

Физкультминутка «Туфельки нарядные».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туфельки нарядные,Правая нога вперед , на но­сок .
Туфельки парадные,Левая нога вперед , на носок .
Лаковые, с ремешком,Правая нога вперед , на пят­ку .

Конспекты занятий по развитию с

И подошва с каблучком.

Левая нога вперед , на пятку

Руки на поясе , «пляшут» .

Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс.

В . Мирясова

После физкультминутки логопед предлагает де тям составить еще несколько рассказов. 6. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): О ком мы сегодня составляли рассказ? В какое время года произошла эта история?

Как нужно относиться к одежде и обуви, кото­рую вам покупают родители?

Тмин: Пересказ адаптированного рассказа Н. Носо­ва «Заплатка» с использованием предметных картинок.

Норрекционно-образовательные:

учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя предметные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей употребление имен суще­ствительных в винительном падеже;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;

— упражнять детей в согласовании слов в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самостоятельность и же­лание добиться успеха собственным трудом.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цве­та, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка».

Предварительная работа: Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с после­дующим обсуждением: Б. Заходер «Портни-

47

Конспекты занятий по развитию связной речи ч

ха». Аппликация — «Коврик» (из кусочков ткани). Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Ход занятия 1. Организационный момент.

Логопед: Если нужно отремонтировать одежду, куда мы обратимся? (В швейное ателье.) А если нуж­но отремонтировать обувь? (В обувную мастерскую.) 2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы познакомимся с самостоя­тельным и трудолюбивым мальчиком Бобкой, о ко­тором написал рассказ Николай Носов. 3. Чтение рассказа «Заплатка»

с последующим подробным обсуждением*.

О ком этот рассказ?

• Почему Бобка любил свои штаны?

• Что случилось с Бобкой и его штанами?

• К кому он обратился за помощью?

• Почему мама не захотела зашивать штаны?

• Что она сказала Бобке? (Сам порвал, сам и за­шивай.)

• Как поступил Бобка?

• Почему ребята посмеялись над Бобкой?

• Что решил сделать Бобка?

• Как он пришил первый раз заплатку? (Некраси­во, неаккуратно.)

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 143-144). По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные кар­тинки на доску. 48

Конспекты занятий по развитию связной речи

Почему во второй раз получилось аккуратно?

• За что похвалили ребята Бобку?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внима­тельно слушают.

5. Рассказы детей.

Так как рассказ большой по объему, но при этом его легко разделить на законченные части, то луч­ше всего пересказывать по цепочке. Такой способ пересказа даст возможность участвовать в нем всем детям.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вышивают девочки,«Вышивают» .
Сидя на траве,Приседают .
Вышивают девочки Шелком по канве.«Вышивают» .
— Это клюв! А это шпоры! — А вот это гребешок!Показывают клюв , шпоры , гребешок .
Приутихли разговоры,Пальчик прикладывают к губам .
За стежком бежит стежок. Е ГороховскаяБегут друг за другом .

После физкультминутки логопед предлагает де­тям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «Ателье».

Логопед выкладывает предметы одежды и обу­ви и приглашает детей посетить ателье, в котором они смогут заказать себе зимнюю одежду или об­увь. Дети заходят поочередно и делают заказ у «модельера» (логопеда): «Здравствуйте. Я хочу заказать у вас зимнее пальто». Логопед отвечает каждому ребенку: «Хорошо. Ваш заказ будет вы­полнен».

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Чем вам по­нравился рассказ? Почему ребята в конце похвали­ли Бобку?

Как можно сказать о Бобке, он какой? (Само­стоятельный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.)

50

Занятие 12

Тема: Пересказ рассказа «Общая горка», состав­ленного по картине с проблемным сюжетом. Цели:

Коррекционно-образователъные:

— формировать у детей навыки целенаправлен­ного восприятия содержания картины;

— учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей навык планирования связ­ного высказывания;

— упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

— активизировать и развивать словарь и лекси-ко-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей доброжелательное отно­шение друг к другу.

Оборудование: сюжетная картина «На горке» (рис. 9), предметные картинки: зима, снег, сне­жинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель.

Предварительная работа: Чтение с обсуждени­ем: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выра­зительно рассказывать стихотворение М. Ка-рема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисова­ние — «Снег идет» (на голубом фоне), апплика­ция — «Зима», ручной труд — «Снежинка».

Конспекты занятий по развитию связной речи

/. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто подберет нужное слово.

• Приходит, наступает, морозит (что?). (Зима.)

• Валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, ле­жит, летит, падает. (Снег.)

• Падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся. (Снежинки.)

• Дует, свищет, метет, бушует. (Ветер.)

• Блестит, сверкает, скользит. (Лед.)

• Катаются, лепят, веселятся, играют. (Дети.)

• Ищут корм, мерзнут, греются. (Птицы.)

• Бушует, воет, метет. (Метель.)

2.Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся на снежную горку. (Выставляется сюжетная кар­тина «На горке».)

3.Беседа по картине.

• Какое время года изображено на картине?

• По каким признакам вы догадались, что это зима?

• Где собрались дети? (На горке.)

• Подумайте, кто построил горку?

• А кто из детей только что пришел на горку?

• Обратите внимание на мальчиков. Как вы дума­ете, из-за чего они поспорили? (Из-за того, что Юра не хотел пускать Вову на горку.)

• Посмотрите на Наташу. Что она говорит маль­чикам?

Как закончилась эта история? • Дайте название картине. 4. Образец рассказа с установкой на пересказ. Общая гора

Наступила зима. Выпал белый, пушистый, сере­бристый снег. Наташа, Ира и Юра решили постро­ить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:

Не смей! Это не твоя гора! Ты. ее не строил! А Наташа улыбнулась и сказала:

Катайся, Вова! Это гора общая.

Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

| И станет ком снеговиком, ка так светла!

Дети идут по кругу друг за другом , изображая , что ка­тят перед собой снежок . Останавливаются , «рису­ют» двумя руками ком .

«Рисуют» снеговика из трех

кругов разного размера .

Показывают руками на лице

Конспекты занятий по развитию связной речи

Два глаза, шляпа,

Показывают глаза , прикры­вают голову ладошкой , по­казывают нос , встают пря­мо , держат воображаемую метлу .

После физкультминутки логопед предлагает де­тям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «Подбери действие» (проводится по картинкам).

• Зима (что делает?) — приходит, наступает, мо­розит.

• Снег (что делает?) — валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, лежит, летит, падает.

• Снежинки (что делают?) — падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся.

• Ветер (что делает?) — дует, свищет, метет, бу­шует.

• Лед (что делает?) — блестит, сверкает.

• Дети зимой (что делают?) — катаются, лепят, веселятся, играют.

• Птицы зимой (что делает?) — ищут корм, мерзнут, греются.

• Метель (что делает?) — бушует, воет, метет. 7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Как вы ду­маете, правильно поступил Юра? Почему? Чем вам нравится зима?

Т<>ма: Пересказ русской народной сказки «Три мед­ведя» с элементами драматизации. Цели:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей умение образовывать су­ществительные с уменьшительно-ласкатель­ным значением;

— упражнять детей в логическом изложении высказывания.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Оборудование: маски с изображением героев сказ­ки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

Предварительная работа: Рассмотреть на иллю­страциях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, жур­нальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин.

Конспекты занятий по развитию тапе это логопед), медведь, медведица, медве-минюк и девочка. По ходу рассказа педагог и дети выставляют сюжетные картинки на доску.

Читайте также:  Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Л. Пересказ сказки с элементами драматизации.

Логопед начинает рассказывать, а затем про­должает кто-то из детей (рассказчиков может быть диое)- Возможен вариант, когда «медведями» будут три подгруппы детей по трое в каждой. Например: первая тройка обыгрывает сцену с чашками и лож-кнми, вторая со стульями, а третья с кроватями. !)то даст возможность поучаствовать в инсцениров­ке всем детям.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Коля, Коля, Николай, За собою убирай!Дети идут по кругу друг за другом .
У тебя ленивы руки:Хлопают в ладоши .
Под столом ремень и брюки,Приседают .
Не в шкафу рубаха,– «Рисуют» четырехуголь­ник .
Николай — неряха. И . Демьянов *и.————————————————–Грозят пальчиком и кача­ют головой .

После физкультминутки логопед предлагает етям составить еще несколько пересказов. На дан-Юм этапе дети самостоятельно инсценируют сказ-

6. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Как назыви лась сказка, которую вы сегодня показывали? Кем вы были на занятии? (Артистами.) Что больше всего вам понравилось?

58

Тима: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами твор­чества).

Коррекционно-образователъные:

— обучение детей составлению связного после­довательного рассказа по серии сюжетных картинок;

— формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение передавать пред­метное содержание сюжетных картинок;

— упражнять в установлении причинно-след­ственной связи изображенных событий;

— развивать у детей грамматически правиль­ную фразовую речь в процессе обучения рас­сказыванию.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей любовь, уважение и же­лание прийти на помощь членам своей семьи.

Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10-12), картинка с изображением пылесоса.

Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рисование — «Я и моя семья».

59

Конспекты занятий по развитию связной речи

Ход занятия 1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Узнай по описанию».

• Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скром ная, ласковая, нежная, умная, требовательная (кто?). (Мама.)

• Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый. (Папа.)

• Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, до брожелательная, седая. (Бабушка.)

• Старый, умный, строгий, добрый, седой, муд­рый. (Дедушка.)

• Веселая, задорная, непоседливая, старшая, млад­шая, маленькая, большая. (Сестра.)

• Сильный, слабый, маленький, большой, стар­ший, младший, умный, подвижный. (Брат.)

2.Объявление темы.

Логопед: Назовите этих людей одним словом: па­па, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка. (Семья.)

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье.

3.Беседа по серии картин.

Выставляются три первых картинки серии и одна предметная картинка с изображением пылесоса.

• Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках? (Вечер.)

• Почему вы так думаете? 60

Конспекты занятий по развитию связной речи

1 Откуда вернулись домой Саша и Маша? (Дети пришли из школы.)

• Л откуда пришли папа и мама? (Родители пришли с работы.)

■ Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин.)

Что стала делать мама? Зачем?

• Какую работу выполняет Саша?

• Что можно приготовить из картошки?

• А чем занята Аня?

• Что она будет делать?

• Кого вы не увидели в кухне за работой?

• А почему здесь картинка с изображением пы­лесоса? (Потому, что нужно сделать уборку в квартире.)

• Так какую работу выполнял папа? (После от­вета на этот вопрос выставляется сюжетная картинка, на которой папа пылесосит.)

• Когда все было готово, что сделала семья? (Се­мья села ужинать.)

• Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они вечером собрались вместе за се­мейным ужином.)

• Как вы думаете, чем были заняты родители и дети после ужина?

• Как можно назвать наш будущий рассказ?

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 336 ;

Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КОСТОЧКА»

Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения. Активизировать словарь по лексической теме. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.

Словарь: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел, беда, проглотил, падающие. Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указание, поощрения.

Оборудование: ваза с разрезанными фруктами; предметные картинки с изображением горницы, вареного рака; компьютер, компьютерная игра «Учись говорить правильно», мультимедийный проектор и экран.

I. Вводная часть

1. Организационный момент ( На столе стоит ваза с разрезанными косточковыми фруктами).

Воспитатель: Сегодня нам принесли угощение. Назовите одним словом, что это?

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду.

Воспитатель: Вы их любите, а что же внутри каждого фрукта? Подойдите к вазе – посмотрите.

Дети: Внутри фруктов есть косточка, когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо знаете, как фрукты нужно кушать.

2. Знакомство с темой, целью

Воспитатель: Сегодня я познакомлю с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка».

II. Основная часть

1. Чтение рассказа

2.Беседа по содержанию

Воспитатель: Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

Воспитатель: Почему беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу – это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Воспитатель: Что ответил Ваня?

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

3. Словарная работа

В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

Воспитатель: А что такое горница?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Быстро съел.

Дети: Стал белым, бледным от испуга.

Воспитатель: Назовите еще фрукты с такой же косточкой, как у сливы.

Дети: Персик, абрикос, алыча,…

Воспитатель: Где они растут?

Дети: На дереве в саду.

Воспитатель: Попробуем достать с ветки абрикос.

4. Речь с движением «На ветке»

Вот на ветке – абрикос, Потянуться руками вверх,

Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны

Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх,

Но смотри, не оступись! Быстро присесть

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)

6. Пересказ рассказа детьми

Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. (Пересказы детей)

7. Игра «Звуки осени»

Воспитатель: Когда созревает урожай фруктов?

Воспитатель: Осень прекрасное время года. Я предлагаю вам послушать и определить звуки осени.(Компьютерная игра «Учись говорить правильно»)

Дети: Шелест листьев, шум дождя, крики птиц, улетающих на юг, .

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные.

Ш. Заключительная часть

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Занятие «Весна идёт, весне -дорогу!!»

Музыкально тематического занятия

В средней группе

«Весна идёт – Весне дорогу!»

Музыкальный руководитель МДОУ д.с. о/в № 27

Цель: обогатить духовный мир детей через различные виды музыкальной, ритмической, творческой деятельности, восприятия произведения Вольфганта Амадея Моцарта «Колокольчики», формировать у детей свое отношение к весне.

Задачи: 1 ) образовательная

формировать у детей навыки слушательской культуры;

2)развивающая

развитие художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства; развитие творческой фантазии, образного мышления.

3)воспитательные

воспитывать любовь к песенным произведениям искусства, к Родине, гордость за поэтов, художников, композиторов, прославляющих её красоты; воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

а ) В речевой деятельности:

упражнять в выразительном чтении стихотворения о весне; отработка правильного дыхания на коротких и долгих музыкальных фразах в пении, точное сочетание речи и движения, пения и движения; закреплять умение разгадывать загадки.

Атрибуты для занятия:

пяльцы, гуашь, кисточка.

Девочки в платьях синего, красного, жёлтого цветов.

Конспект занятия.

Под песню Татьяны Морозовой « Весёлая капель», дети заходят в зал за воспитателем, образуя круг.

Музыкальное приветствие « Здравствуйте!»

Муз. рук: Я рада видеть вас здоровыми и счастливыми, и самое главное, гостеприимными. Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня? Давайте поздороваемся с дорогими гостями? ( здороваются)

А теперь поприветствуем и солнышко, и небо!

Солнышко, солнышко, пригревай скорее!

Чтобы наши ребятишки стали веселее!

Ясные, светлые, весенние денёчки, так и хочется гулять по нашему лесочку! Вы уже поняли, что я вас приглашаю на прогулку в весенний лес.

Вы согласны в лес идти гулять?

А друг друга удивлять. (Да!)

А весною восхищаться (Да!)

А весну в лесу встречать. (Да!)

Ну, тогда, вперёд! Лес давно ребят уж ждёт! Да только дорожка не простая, а разными шагами. Не переживайте! Сначала, делайте, как я! Потом, сделаем вместе, а затем и сами вы будете самостоятельными!

Музыкально ритмическое движение: «Весёлые шаги»

Вот мы и на месте! В любое время года в лесу можно встретить разных животных, которые тоже просыпаются, умываются, делают зарядку, разминают лапки. Давайте попробуем им подражать?

Игровая двигательная разминка « Кошка на окошке»

Замечательных зверюшек мы встретили на нашей зарядке!?

Не устали ручки, ножки?

Давайте, подышим, как тут хорошо пахнет, воздух свежий.

Ритмодекламация «В весеннем лесу»:

В весеннем веселом прозрачном лесу,

Весеннюю веточку в руках я несу,

Весенняя шишка под ёлкой молчит,

Весенней капели песня звучит,

Весенний жучок прилетел и сказал:

«Подснежник тебе привет передал»

Проснулись деревья в лесу ото сна,

Весёлую песню поет нам весна.

Весна-то сразу может петь,

А нам-то нужно попотеть, как капелькам….давайте распоёмся вместе с ними?

Распевка: « Капли, что вы поёте?»

Молодцы. Голоса наши готовы.

Солнце нежно улыбнулось,

Мать-земля уже проснулась,

Всюду жизнь и чудеса,

Вешний день богат, роскошен,

На лужайке бархат брошен,

В зелень рядятся леса,

Вот такие чудеса.

Пение: « А весной…»

Здорово! А кто хочет эту песенку спеть один?

– Звучит фонограмма пения воробья –

Эту птицу каждый знает, в тёплый край не улетает

Эта птица круглый год во дворе у нас живёт

И чирикает она громко с самого утра

Просыпайтесь поскорей всех торопит ….( воробей)

Верно! Воробей! Друг всех людей!

Давайте подойдём к окну и поприветствуем его!

Порадовали вы меня, а позвольте вам ещё одну загадку загадать?

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Название ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. ( колокольчик)

А теперь загадка музыкальная. Вы прослушаете начало музыкального произведения и постараетесь вспомнить его название и композитора, который его написал. Сможете? Пока дети слушают, муз. рук. Рисует колокольчик на пяльцах.

Верно, это « Колокольчики» Вольфганта Амадея Моцарта. На нашей чудесной поляне расцвёл колокольчик. Но без волшебной музыки Вольфганта Амадея Моцарта, ему ни за что не расцвести.

А цветочек колокольчика похож на музыкальный инструмент, у которого нежный, тонкий звук. Давайте попробуем поиграть на колокольчиках вместе в оркестром Моцарта?

Оркестр – Игра на колокольчиках.

А пока мы с вами играли на наших звенящих колокольчиках, наша полянка вся стала фиолетовая и сиреневая от цветов! Посмотрите!

Беседа о прослушанной музыке:

– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

– Что хотелось сделать под эту музыку?

Креативное движение под музыку « Колокольчики».

Какая замечательная поляна из цветов у нас получилась. На такой поляне конечно будет славно бабочкам летать и друг друга забавлять. Но кроме колокольчика синего, давайте превратим … в красный цветочек, а … в жёлтый… Согласны? А сами станем бабочками?.

Читайте также:  Логопедические игры для детей

Активное слушание песни « Бабочки» так и хочется поиграть и друг друга обнимать!

Игра – коммуникация « Хей, привет тебе! »

« Это ты, а это – я!»

Делу время, потехе – час.

Пора нам из лесу возвращаться сейчас. А пока мы не вернулись, я задам вам всем вопрос, да не в шутку, а всерьёз. Что мы делали в лесу?

( поведение итогов занятия)

Ой! Смотрите! Лужица! Мы не сможем вернуться, не заглянув туда! Любопытно же, правда?

( дети выбирают себе капельку по настроению) – самоанализ настроя каждого ребёнка.

А теперь Пора! Все наверно нас уже заждались в садике, поэтому обратно поедем на паровозе. Согласны?

Под музыку « Паровоз букашка» дети уходят из зала.

НОД “Весна идет, весне дорогу!”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»

Цели.

  • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и графомоторные навыки.
  • Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

Оборудование. Картины с иллюстрациями о весне, мяч, карточки для развития графомоторных навыков, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки».

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Игра «Скажи ласково».

Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Молодцы, ребята, очень красивые слова придумали.

А сейчас отдохнем, споем песню «Веснянку».

Работа с карточками.

Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?

(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. ( Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся за столы) Весна предлагает нам поиграть в кораблики. (Задание на развитие графомоторных навыков «Кораблик плывет по ручейку»). Каждому кораблику нужно проплыть по ручейку. Проведите линию посередине ручейка, в конце ручейка нарисуйте точно такой же кораблик.

Молодцы! Покажите, как красиво у вас получилось.

Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Какие загадки о солнце вы знаете?

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.

А сейчас мы нарисуем портрет солнышка. Рисовать мы будем ниточками.

Дети, какого цвета солнышко?

У каждого из вас лежат ниточки.

Какие ниточки по размеру? (Одна длинная, много коротких).

Что вы сделаете из длинной ниточки?

(Из длинной ниточки сделаем кружок).

Что сделаете из коротких ниточек?

(Из коротких ниточек сделаем лучики).

Молодцы. Приступайте к работе.

(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия)

Портреты готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Поднимите, покажите свои работы. Расскажите, какое солнышко.

Игра «Какое солнышко»

Какое солнышко? (Дети рассказывают о солнышке. Яркое, золотое, жаркое, теплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе).

А давайте позовем солнышко.

Обогрей и улыбнись,

К нам в гости приди

Да тепло принеси,

Растопи снега и лед,

Пусть скорей весна придет!

Привет весенний вам, друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

Солнышко вместе с детьми поет песню.

Солнышко, посмотри, какие портреты сделали дети.

(Воспитатель выставляет работы детей)

Солнышко. Молодцы, ребята. Мне очень приятно, что вы помните обо мне.

Солнышко, ребята знают много закличек о тебе и хотят их рассказать.

Солнце. С удовольствием их послушаю.

(Дети рассказывают заклички о солнце)

Выгляни в окошечко!

Будь к нам подобрее!

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Еще маленьких ребят.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Солнце. Порадовали вы меня, ребята. Ваши голоса показывают, что вы соскучились по моему теплу.

Ребята, расскажите Солнышку, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось? Что запомнилось? (Ответы детей).

Солнце. Подарю я вам свои маленькие лучики-солнышки. Это лучики тепла и света. Пусть они согревают вас даже в пасмурную погоду.

Скачать:

ВложениеРазмер
НОД39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»

  1. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  2. Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и графомоторные навыки.
  3. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

Оборудование. Картины с иллюстрациями о весне, мяч, карточки для развития графомоторных навыков, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки».

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.

Воспитатель . Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Какие приметы весны изображены на картинах?

( Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

Март, апрель, май –

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? ( Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? ( Ответы детей ). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей).

Игра «Скажи ласково».

Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Молодцы, ребята, очень красивые слова придумали.

А сейчас отдохнем, споем песню «Веснянку».

Работа с карточками.

Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?

(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. ( Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся за столы) Весна предлагает нам поиграть в кораблики. (Задание на развитие графомоторных навыков «Кораблик плывет по ручейку»). Каждому кораблику нужно проплыть по ручейку. Проведите линию посередине ручейка, в конце ручейка нарисуйте точно такой же кораблик.

Молодцы! Покажите, как красиво у вас получилось.

Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Какие загадки о солнце вы знаете?

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.

А сейчас мы нарисуем портрет солнышка. Рисовать мы будем ниточками.

Дети, какого цвета солнышко?

У каждого из вас лежат ниточки.

Какие ниточки по размеру ? (Одна длинная, много коротких).

Что вы сделаете из длинной ниточки?

(Из длинной ниточки сделаем кружок).

Что сделаете из коротких ниточек?

(Из коротких ниточек сделаем лучики).

Молодцы. Приступайте к работе.

(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия)

Портреты готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Поднимите, покажите свои работы. Расскажите, какое солнышко.

Игра «Какое солнышко»

Какое солнышко? (Дети рассказывают о солнышке. Яркое, золотое, жаркое, теплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе).

А давайте позовем солнышко.

Обогрей и улыбнись,

К нам в гости приди

Да тепло принеси,

Растопи снега и лед,

Пусть скорей весна придет!

Привет весенний вам, друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

Солнышко вместе с детьми поет песню.

Солнышко, посмотри, какие портреты сделали дети.

(Воспитатель выставляет работы детей)

Солнышко. Молодцы, ребята. Мне очень приятно, что вы помните обо мне.

Солнышко, ребята знают много закличек о тебе и хотят их рассказать.

Солнце. С удовольствием их послушаю.

(Дети рассказывают заклички о солнце)

Выгляни в окошечко!

Будь к нам подобрее!

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Еще маленьких ребят.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Солнце. Порадовали вы меня, ребята. Ваши голоса показывают, что вы соскучились по моему теплу.

Ребята, расскажите Солнышку, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось? Что запомнилось? (Ответы детей).

Солнце. Подарю я вам свои маленькие лучики-солнышки. Это лучики тепла и света. Пусть они согревают вас даже в пасмурную погоду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания.

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе “Весна идет – весне дорогу” Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о вес.

Совместная деятельность детей и педагога”Весна идет – весне дорога”Средняя группаДети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом.

Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству.

Конкурс проводится в целях укрепления взаимодействия семьи и детского сада, приоритета семейного воспитания детей.

Предлагаю для использования в работе воспитателей и музыкальных руководителей конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста “Весна идет, весне дорогу!” Н.

Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей старшего возраста. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной, так.

Ссылка на основную публикацию