Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ” Мой родной город Клин”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы), «Социально-коммуникативное развитие», музыкальное развитие.

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная, игровая, музыкальная, Восприятие художественной литературы, конструирование.

Цели. Познакомить детей с малой родиной.

Задачи.

1. Расширять представления детей о родном городе;

2. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;

3. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни;

4. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Словарная работа: город Клин, название улиц, название зданий (больница, библиотека, школа, детский сад, магазин).

Материал: демонстрационные фотографии «Достопримечательности Клина», открытки с видами города: Ледовый дворец, фонтан «Девочка-грибница», Советская площадь, сквер «Победы», река Сестра, Дом-музей П.И Чайковского, разрезные фотографии о г.Клин, познавательная игра «Путешествие по родному городу Клин», ватман, ножницы, клей.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку. В Подмосковье город есть, невозможно глаз отвесь.

Дети все в нём проживают и названье отгадают. ( Клин)

Воспитатель. А теперь скажите, как называют людей, живущих в Клину. Дети. Люди, живущие в Клину – клинчане. Женщина, живущая в Клину – клинчанка. Мужчина, живущий в Клину – клинчанин. Магазин в Клину – клинский.

Воспитатель. Подсказка, обращаю внимание детей на фотографии.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что на них изображено? (воспитатель демонстрирует иллюстрации с достопримечательностями города). Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята у меня случайно порвались фотографии, я прошу вас мне помочь. Давайте соберём их в одно целое и посмотрим, что у нас изображено на них.

Дети собирают пазлы фотографий и говорят, что на ней изображено.

Воспитатель. Ребята, а где находится наш город? (На берегу реки Сестры) .

Воспитатель. На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, самом любимом и самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? (ответы детей)

Воспитатель. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится больше всего в нашем городе? (ответы детей) .

Воспитатель. В городе Клин много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, вы каждый день ходите с родителями на прогулку. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазин, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад)

Воспитатель. Ребята, предлагаю весёлую познавательную игру «Путешествие по родному городу Клин» (рассказывает правила игры)

Дети. Встают друг за другом по 5 чел. Кидают большой кубик на игровое поле, что выпадает то и делает ребёнок, озвучивая свои действия.

Воспитатель. Ребята, расскажите, а чем занимаются ваши мамы и папы?

Где они работают? (рассказы детей). Воспитатель. Кто заботится о красоте нашего города? (Взрослые люди). А как они заботятся? (ответы детей: рассаживают деревья, цветы, убирают мусор.)

Правильно ребята. Взрослые стараются сделать наш город красивым и уютным. Хотят, чтобы всем людям жилось весело и интересно в родном городе. Поэтому мы должны беречь то, что сделано чужими руками, соблюдать чистоту и порядок.

Физкультминутка «Мы по городу шагаем».

Мы по городу шагаем, много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. Воспитатель. Все люди любят свой город, в котором они живут. Сочиняют стихи и песни о родных городах. Давайте тоже попробуем составить описательный рассказ. Сначала послушайте меня.

«Я живу в городе Клин. Он небольшой, но очень красивый. В нашем городе есть много улиц. Главная площадь города – Советская. Клин омывается рекой Сестрой. Здесь жил и работал знаменитый композитор Пётр Ильич Чайковский. Я очень люблю свой родной город».

Дети составляют рассказ о городе Клин.

Вывод. Ребята, вы очень много знаете о родном городе. Правильно сказали, что у нас много улиц, домов, красивая природа. В городе трудится много людей, которые хотят, чтобы он стал лучше, красивее и богаче. Давайте пойдем «гулять по улицам города». Кто найдёт фотографию нашего города, показывает всем ребятам (на столе разложены фотографии Клина и других городов).

Воспитатель. А сейчас, я предлагаю послушать произведения П.И Чайковского.

Воспитатель. У нас много разнообразного материала давайте выпустим газету и расскажем о нашем городе Клин родителям.

Творческий пересказ рассказа « Мой город»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_gorod_peresskaz.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : творческий пересказ рассказа « Мой город»

1.Закрепление представлений о городе.

2.Развитие диалогической речи- «свободный» диалог по содержанию рассказа.

3. Творческий пересказ по плану с добавлением детьми эпизодов о достопримечательностях города, любимых местах.

1.Беседа о городе

2.Беседа о людях прославивших город.

3.Чтение стихотворений о родном городе.

4.Экскурсия по городу.

5. Рассматривание фотографий с видами города.

1.Демонстрационные картинки : фонтан, кинотеатр, детский сад, многоэтажный дом, детская площадка.

2.Фотографии с видами города.

Отгадывание темы занятия по схеме слова

В крае нашем город есть

Невозможно глаз отвесть.

Дети все в нем проживают

И названье отгадают.

2.Подбор родственных слов к слову- отгадке Лабинск.

Люди, живущие в Лабинске – лабинчане.

Женщина , живущая в Лабинске- лабинчанка

Мужчина, живущий в Лабинске- лабинчанин

Магазин в Лабинске-лабинский.

3.Чтение или рассказывание рассказа « Мой город» без установки на запоминание и пересказ- целостное эмоциональное восприятие детьми.

Я живу в городе Лабинске. Это молодой город Краснодарского края . Лабинск лежит в красивой долине, между Кавказских гор. Город стоит на правом берегу реки Лаба , от которой и происходит названье нашего города. Лабинск небольшой, но очень красивый город. В нашем городе есть улицы Мира, Красная, Ленина, Гагарина и много других. В Лабинске есть много памятных мест , и мест для отдыха. Я очень люблю свой город.

4.Беседа по содержанию рассказа – « свободный диалог ».

-как называется наш город?

-Лабинск какой город?

– Где лежит наш город?

-От чего происходит названье нашего города?

-Названья каких улиц вы знаете?

-Где работают и отдыхают люди?

-Где учатся школьники?

-Куда водят детей?

-Какой транспорт ходит в городе?

-Какие достопримечательности вы знаете?

5. Физминутка ( Речевая подвижная игра « Мы по городу шагаем» ).

Мы по городу шагаем

Много видим называем,

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Парки, улицы, фонтаны,

И деревья и кусты.

6. Второе чтение рассказа с установкой на запоминание. Деление на смысловые отрывки (части). Выделение главной мысли в каждой части- ключевые фразы из текста для плана.

Отношение к городу

7.Творческий рассказ по плану с добавлением эпизодов о достопримечательностях города, людях прославивших город и любимых местах.

Добавления вносятся по опорным картинкам и фотографиям.

-Какие иллюстрации можно нарисовать к рассказу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа “Жадная Жаба”, пересказ рассказа.Задачи: – познакомить детей с рассказом “Жадная Жаба”; .

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем.

Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по формированию монологической речи.

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.Дошкольника просят рас.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни.

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра.

Краткий пересказ Конспект занятия

Тема. Работа с рассказом «Водолаз и акула».

Цель. Учить детей находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст.

X о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

II. Логопед читает рассказ «Водолаз и акула».

В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.

Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю. Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него. Но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и приготовился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз ударил ее кинжалом и убил. Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли кверху.

1) Деление рассказа на части.

Логопед читает рассказ еще раз, ученики определяют конец каждой части.

Логопед. Сколько получилось частей в рассказе? (Пять частей.)

2) Озаглавливание каждой части. Что самое главное в первой части? (Оборвалась цепь.) (Выставляется картинка, изображающая оборванную цепь.) Что главное во второй части? (Водолаз.) (Выставляется картинка, изображающая водолаза.) Что главное и третьей части? (Появление акулы.) (Выставляется картинка, изображающая акулу.) Что главное в четвертой части? (Акула убита.) (Выставляется картинка, изображающая убитую акулу.) (Что главное в последней части? (Водолаз привязал цепь к якорю.) (Выставляется картинка, изображающая якорь с цепью.)

Логопед обращает внимание детей на то, что получился план
рассказа в картинках, и предлагает озаглавить каждую часть, используя эти картинки. Затем логопед предлагает учащимся коротко пересказать рассказ по плану.

Образец рассказа: Оборвалась цепь, которая держала якорь. Водолаз стал чинить цепь. На него напала акула. Водолаз убил акулу и починил цепь.

Сравнение двух рассказов. .

Выясняется, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, в нем рассказывается только самое главное.

III. Итог занятия.

Логопед. Мы сегодня учились передавать главные события рассказа.

Задание 1.Прослушайте рассказ «Пудик». Разделите его на части. Озаглaвьте
каждую часть. Составьте план и перескажите по нему рассказ.

Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик. Он жил под окном в теплом гнезде. Он не умел летать, только махал крыльями.Прилетала воробьиха, приносила букашек. Пудик глотал букашек.

Он часто высовывался из гнезда. Крылышки у него были еще маленькие. Подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнезда. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках. I Подкралась к Пудику кошка. Увидала воробьиха. Подлетела к кошке. Раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кошку клюнуть в глаз.В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Man. прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в ламах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Откуда соль берется» Л. Мезинова.

Цель. Учить детей краткому пересказу.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Работа с рассказом.

Логопед читает рассказ «Откуда соль берется».

Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи. Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку котлеты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.

—Надо пойти соли поискать,— сказала тогда Солонка и отправилась в путь. Только никак не могла она отыскать хотя бы щепотку соли! На деревьях соль не растет. С неба не сыплется.
Откуда ее взять?

. — А ты к самому Соленому Морю сходи,— посоветовала ей знакомая Масленка,— у него соли много! Прибежала Солонка на берег моря.

Здравствуй, Соленое Море! Дай мне сольцы немного,— сказала Солонка.

Хорошо,— ответило Соленое Море.— Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу, могучему Насосу-Солесосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачивает,

Ты-то мне и нужен, Насос-Солесос,— обрадовалась Солонка.— Дай мне немного соли! Забурлила вода. Перекачал великан Насос воду в маленькое озеро.

— А теперь попроси Горячее Солнышко погреть воду,— сказал Солесос.— Нагреется вода, испарится, а соль на самом дне останется! Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль. Много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби! Набрала Солонка соли, домой побежала.

Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Солонка, откуда соль берется.

Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помогают им могучие насосы-солесосы и горячее южное солнце. Вот как!

Логопед. Что нового вы узнали из этой сказки? Расскажем, как добывается соль, но сначала прослушайте стихи, они вам помогут составить рассказ.

Я зеленое-зеленое, Он зовется Солесос.

Я соленое-соленое. В море воду добывает

У меня сокровищ много, И в озера выливает.

Хоть трудна до них дорога. А я моря — младший брат,

И не маленькую роль Я помочь любому рад.

Среди них играет соль!- Высыхаю я от солнца,

Это мощный насос, Оставляя соль на донце.
III. Составление краткого пересказа.

Логопед требует от учащихся очень коротко рассказать о процессе добывания соли. Отмечаются наиболее удачные варианты. IV. Итог занятия.

Задание 2.Прослушайте рассказ «Карандаш», составьте план рассказа. Кратко перескажите каждую часть.

Карандаш.

У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, й знаешь, как не просто ее сделать. Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш, но, чтобы его сделать, понадобился труд людей различных профессий.

Прежде всего, не всякое дерево годится на карандаш. Вот, например, сибирский кедр или красный можжевельник — у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.
Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стерженек карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.

На карандашной фабрике все это проходит через умные машины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тонкие палочки. „ Кто только ни работал для того, чтобы получился карандаш! И уважая труд людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь — твой карандаш!

Слова для объяснения: можжевельник, древесина, графит.

Конспект занятияТема. Рассказ «Бабочки». Цель. Учить детей понимать главное в рассказе и составлять условие задачи по данному тексту.

Ход занятия.

Организационный момент.

II. Работа с рассказом.

1) Чтение рассказа логопедом.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была желтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Бабочки сели на ромашку. Тут прилетели еще две разноцветные бабочки и опустились на эту же ромашку. Тесно было бабочкам, зато весело!

Составление условия задачи.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, из каких частей состоит задача. (Условие и вопрос.)

Логопед. Сейчас мы будем учиться составлять задачу, используя рассказ «Бабочки». Следует помнить, что из рассказа надо выбрать самое главное. Что самое главное в рассказе? (Бабочки.) Сколько сначала бабочек сидело на ромашке? (Три.) Сколько еще

прилетело? (Две.) А теперь подумайте и составьте задачу про бабочек.

Составление задачи учащимися.

Учащиеся. На ромашке сидели три бабочки. К ним прилетели еще две бабочки.

Логопед. Что вы составили? (Условие задачи.) Задача получилась? (Нет, потому что нет вопроса.) Поставьте вопрос к этой задаче. (Сколько всего стало бабочек?)

Сравнение текста рассказа с текстом задачи

Логопед. Чем отличается рассказ от задачи? (В рассказе все говорится подробно, а в задачекратко. В рассказе нет вопроса.)

III. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились?

Задание 3.Прослушайте рассказ «Рыбки» и составьте задачу.

Рыбки.

Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоомагазин и купили семь красивых рыбок. Там же они купили морские растения и камешки. Маша радостная бежала домой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум.

Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.

Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, лапой вытащил двух рыбок и съел. Кота наказали, а рыбок стали прикрывать стеклом.

Задание4. Прослушайте рассказ «Цыплята» и составьте задачу.

Цыплята.

У бабушки в деревне есть курица Пеструшка. Нанесла Пеструшка 15 яиц. Яйца оставили в гнезде. Курица сидела на яйцах и не слетала даже поклевать. Вскоре из яиц вылупились цыплята. Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки. Цыплята росли.

И скоро мы могли уже определить петушков, потому что у них 5ыстро росли гребешки. Получилось восемь петушков, а остальные 5ыли курочки.

(Аналогичные задачи можно составить из рассказов на следую-цие темы: «Грибы», «Птицы», «Посуда» т. д.)

Выборочный пересказ

Задание 1.Прослушайте рассказ, расскажите сначала о Дружке, затем о Пушке.

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок

любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

Задание 2.Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как медицинская сестра спасла раненого солдата.

Храбрая девушка.

В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше. К солдату тихо подползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану.Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопасное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.

Задание 3.Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как муравей выбрался из банки с медом.

Догадливые муравьи.

На столе стояла банка с медом. В нее забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьев. Потом обвязала банку веревкой и подвесила к потолку.

Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашел. Долго он бегал по банке. Потом добрался до веревки. По веревке он добрался до потолка. Затем до стены и спустился на пол.

Прошло немного времени, и полчища муравьев поползли по стене. Они переползли на потолок. С потолка по веревке отправлялись в банку.

Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мед.

Задание4. Прослушайте рассказ. Расскажите только о том, как ежик сделал себе постельку.

Хорошая постелька.

Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!

Задание 1.Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец рассказа. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.

Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом .

Задание 2.Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.

Юра и Миша товарищи. Они живут в одном доме и учатся в одном классе. Они всегда вместе играют, делают уроки. Однажды Юра заболел .

Задание 3.Прослушайте начало рассказа, придумайте конец. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.

Кончились уроки. Толя и Миша решили идти через проходной двор. За ними шел первоклассник Степа.

На крылечке чужого дома сидела большая собака. Толя и Миша стали бросать в собаку камни. Тогда Степа .

Задание 4.Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумайте название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.

Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ждут ее подруги. Она бежит по лестнице.

Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье .

Задание 5. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумайте название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.

Было жаркое лето. Саша пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Саша бросился .

Задание 6.Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Перескажите рассказ целиком.

. Но вот дождь начал стихать. Выглянуло солнышко. Мокрые, но довольные ребята бежали домой.

Задание7. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Перескажите рассказ целиком.

День рождения.

. Потом ребята пели и танцевали. Всем было весело.

Задание 8.Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Озаглавьте его. Перескажите рассказ целиком.

. Крылышко подживало. Всю зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.

Задание 9.Прослушайте середину рассказа. Придумайте начало и конец. Озаглавьте. Перескажите рассказ целиком.

. По дороге из школы Дима думал о случившемся. Когда пришел домой, он быстро спрятал свой дневник .

Устные сочинения

Задание 1.Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ.

В каком классе ты учишься?
Как ты учишься?

Как зовут твою учительницу? Как зовут твоего воспитателя?

Какие предметы тебе больше нравятся?

Как ты готовишь домашнее задание? (Самостоятельно или с помощью старших?)

Задание 2. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ. Придумайте название рассказа.

Какие деревья сажают в саду?

Какие ягодные кусты сажают в саду? j Когда особенно красив сад? Почему? Когда снимают с деревьев плоды? Кто вредит деревьям?

Как надо бороться с вредителями?

Задание 3.Ответьте на вопросы полным предложением. Придумайте название рассказа. Нарисуйте картинку к рассказу. Перескажите получившийся рассказ.

Какие у него лапы, уши и хвост? Какой по цвету заяц зимой и летом? Чем питается заяц летом и зимой? Кто опасен зайцу?

Задание 4.Рассмотрите картинки. (Даются картинки, изображающие елку и I; сосну.) Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ.

К какой породе деревьев относятся елка и сосна?

Какой ствол у елки и сосны?

Чем отличается хвоя елки от хвои сосны?

Где растут елка и сосна?

Как называются леса, в которых растут елки и сосны?

Задание 5.На прогулке рассмотрите березу и рябину. Обратите внимание на ствол, ветки и листья березы и рябины. Вспомните, какие плоды у рябины.

Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ. Нарисуйте рябину и березу.

Чем отличаются береза и рябина?

Где растут эти деревья?

Как называется лес, в котором растут березы?

Есть ли леса, в которых произрастает только рябина?

Какое дерево чаще встречается: береза или рябина?

Задание 6.Прослушайте стихотворения про березку. Расскажите, как описывается березка в этих стихотворениях.

Березка.

Средь сосен суровых,

Средь темных ракит

В серебряном платье

Пред гордым величьем

Березка.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками. (А. Прокофьев

Конспект занятия

Тема. Осень в лесу.

Цель. Учить детей составлять рассказ по представлению. X од з а н я т и я. I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели занятия. Логопед читает загадку:

Пусты поля, Лист опадает.

Мокнет земля, Когда это бывает? Логопед. Сегодня мы нарисуем картину, которая будет называться «Осень в лесу». Но будем рисовать ее без карандашей, без кистей и красок — словами. А чтобы вам не было трудно, каждый будет рисовать фрагмент нашей картины. (Распределяются темы: «Погода», «Деревья», «Звери».)

Логопед. Я буду рассказывать о погоде. Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо. Часто его закрывают тучи. Дует пронизывающий ветер. Идут холодные дожди. Дальше рассказ продолжит Саша. Он расскажет о деревьях. Продолжает Саша.

Примерный текст рассказа: Цветы увяли. Трава засохла. Листья на деревьях пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и сосны. Продолжает Рита.

Примерный текст рассказа: Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы. Белка и заяц поменяли шубки. Логопед следит за рассказами учащихся, не позволяя им отступать от темы. Остальные учащиеся дополняют рассказы. Затем одному из учеников предлагается пересказать получившийся рассказ.

Задание на дом. Нарисовать картинку к рассказу. Пересказать маме.

Логопед. Чему вы сегодня научились?

Задание 7.Прослушайте слова. Придумайте по ним рассказы. (При затруднении логопед может использовать соответствующие картинки.)

утро, роса, малинник, лукошки, крапива, ребята, полдень

озеро, утки, собака, выстрел, охотник, осечка

Задание 8.Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Дайте названия рассказам.

Предметные картинки: а) нарядное платье, пирог, конфеты, чашки с блюдцами, фрукты в вазе, гюдарки: книжка, мяч, шары, краски, фломастеры; б) мальчик, папаГдевочка, корзинка, наполненная провизией, полный рюкзак, палатка, берег реки, ягоды, грибы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

Конспект занятия «Старинный город — Клин»

Светлана Таланова
Конспект занятия «Старинный город — Клин»

1. Продолжать знакомить детей с городом, расширять представления

детей о достопримечательностях Клина.

2. Формировать интерес и положительное отношение к познанию истории

города Клина.

3. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей.

4. Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами.

5. Развивать логическое мышление – учить отгадывать загадки.

6. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы.

7. Познакомить детей с историей новогодней игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении.

8. Совершенствовать умение детей в работе с изобразительными материалами, используя различные приёмы

9. Развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус, творческие способности, чувство цвета, композиционные умения, воображение.

Знакомство детей с достопримечательностями города.

Презентация достопримечательности города Клин.

Прослушивание произведений П. И. Чайковского

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель и дети входят в зал. Приветствуют гостей.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Придумано кем-то

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Воспитатель. (слайд 2)

– Ребята, как называется город, в котором мы живем?

– На территории, какой области находиться наш город?

Дети: На территории Московской области.

– А как по другому называют Московскую область?

-На территории Московской области находится много городов и деревень. С одним из этих городов мы с вами уже знакомы. Как называется этот город?

Дети. Город Клин.

– Ребята, давайте мы с вами вспомним, что мы знаем об этом древнем городе, и его достопримечательностях. Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать.

Город Клин – это древний город, который расположен на берегу реки. Как называется эта река?

-Также через этот город проходит дорога, которая ведёт в один из красивейших и знаменитых городов России. Как называется этот город?

Дети. Город Санкт-Петербург.

– Благодаря этой дороге, здесь появились одна из достопримечательностей, которая находится на центральной площади города.

Величаво стоят у площади

Из кирпичиков стены и арка.

Раньше тут проходили ярмарки,

Раньше здесь покупали подарки,

Скоморох брал свою балалайку

И играл тут на все лады.

Это место зовется, ребята,

Клинские …

Дети: Торговые ряды. Раньше здесь купцы продавали и меняли свои

-Из чего раньше были сделаны Торговые ряды?

Дети. Из дерева, но потом они сгорели и были построены из кирпича.

-Недалеко от Торговых рядов есть фонтан, который является визитной карточкой города Клина. Как он называется?

Дети. Этот фонтан называется Девочка – грибница.

-Как горожане любовно называют его?

Видно шла она куда-то

Вдоль зеленого лесочка,

И полна ее корзина

И орехов и грибов.

И под дождь она попала,

С платья капает водица

Мы её, конечно знаем –

Это – девочка грибница.

– Много лет назад, в Париже состоялась Всемирная выставка, на которой была представлена работа русского скульптора Ф. Ф. Каменского «Девочка-грибница». Автор был награжден большой серебряной медалью. Затем памятник был перевезен в Клин и установлен в сквере около Торговых рядов.

– Так же в этом городе жил великий русский композитор, который писал музыку. Как его звали?

Дети. Петр Ильич Чайковский.

-Этого композитора знают во всем мире. В Клину находится дом-музей композитора. Сюда приезжает много людей, чтобы посмотреть как он жил.

-Какие вы знаете произведения П. И. Чайковского?

Дети: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Времена года».

– Ребята, рядом с домом – музеем П. И. Чайковского находится концертный зал. Туда приезжают люди с разных городов, чтобы играть музыку этого великого композитора.

Воспитатель. Молодцы, ребята, сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Золотые ворота»

Стук в дверь. Приходит посылка.

– Ребята, к нам пришла посылка из города Клин, но здесь написано, чтобы посылка открылась и мы узнали, что находится внутри, нам надо отгадать загадку:

«Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветёт.

А зимою расцветаю

Я на ёлке каждый год.

Целый год лежал на полке,

Все забыли про меня.

А теперь вишу на ёлке,

-Ребята, здесь находятся ёлочные игрушки, посмотрите, все они какие красивые и разные. Они сделаны на знаменитой фабрике елочных игрушек, которая называется “Ёлочка”. Фабрика эта находится в городе Клин. Благодаря этой фабрике, в Клину появилась ещё одна достопримечатель-ность, с которой я сегодня хочу вас познакомить.

«Клинское подворье» – это единственный в России музей елочной игрушки. Он состоит из 12 залов, и с некоторыми залами мы сейчас познакомимся.

– В первом зале музея нас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку началась очень давно. Сначала праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ваты, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

-Во втором зале рассказывается о том, что сначала мастера на фабрику делали только лампы и бутылки. Потом мастера научились делать красивую хрустальную и стеклянную посуду. И только немецкие мастера научили наших мастеров делать стеклянные игрушки.

-Дальше мы с вами попадаем в стеклодувный цех. Посмотрите, как «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик или в сердечко.

-Заглянув в цех росписи, мы видим, как художницы рисуют снег на крыши сказочных домиков и разукрашивают игрушки.

-А сейчас мы попадаем в зал «Щелкунчик». Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Ведь именно в Клину, П. И. Чайковский написал музыкой к балету «Щелкунчик».

– Ребята, вам понравился музей новогодний игрушки. (ответы детей)

-В музее есть мастерская по изготовлению игрушек. Дети, которые приезжают в музей на экскурсию посещают её. Я вас тоже приглашаю пройти в мастерскую и сделать новогодние игрушки своими руками. (Дети проходят, садятся за столы.)

– Ребята, кто из вас запомнил, из чего раньше изготавливали елочные игрушки? (ответы детей). Правильно ребята, игрушки были из бумаги, картона, ваты, ткани, фольги и стекла. Ребята, предлагаю вам сегодня смастерить новогодние игрушки из белого картона. Вы можете выбрать картонные заготовки, какие вам понравятся елочку или новогоднюю звезду, или шарик. Эти заготовки мы будем украшать разноцветными поетками и бусинками, каждый выберет свой материал, какой захочет.

– А сейчас ребята, давайте разомнём наши пальчики, перед тем, как приступим к работе.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем ёлку наряжать.

Мы повесим шарики,

Зайчиков и свечки,

Дети выбирают картонные заготовки и материалы для декора, самостоятельно выполняют задание. Воспитатель при необходимости помогает ребятам, дает советы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие разные у вас получились игрушки. Давайте мы покажем их нашим гостям.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Составление рассказа «Мой город» по схеме

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Логопедические программы (1)
  • Кружковая логопедическая работа в детском саду (1)
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности. (3)
  • Региональный педагогический марафон. (1)
  • Консультации. (7)

Составление рассказа «Мой город» по схеме

Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа с опорой на схему

Задачи:

-учить детей составлять рассказ по опорной схеме

-развивать у детей грамматически правильную фразовую речь

-развивать мыслительную деятельность;

-расширять знания детей по теме;

-воспитывать у детей самоконтроль за речью.

– воспитывать чувство патриотизма

Основная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция (НОД): социально-коммуникативная, познавательная, физическое развитие

Предполагаемый результат: Дети могут составлять связное монологическое высказывание с использованием схемы-модели

Виды деятельности: Коммуникативная, двигательная, игровая

Формы организации совместной деятельности: беседа, обсуждение, коллективная работа, .

Предварительная работа: Беседы о родном городе, показ фотографий и видео о городе, разучивание физкультминутки, рассматривание рисунков и репродукций о городе

Словарная работа: значение слов «стела», «краеведение», «город воинской славы», «мемориал», происхождение названия города, словарь прилагательных-эпитетов «живописный, выдающийся,

Материалы к НОД: презентация о городе, схемы для рассказывания

Методы: наглядный (наблюдение, демонстрация), словесный (чтение, рассказ), практический (упражнения, моделирование)

Приемы: вопросы, ответы, объяснение, словесная оценка, постановка и планирование выполнения задания ,показ образца, контроль, регулирование, анализ результатов.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

(дети за столами)

Учитель-логопед: Сегодняшнее занятие мы с вами начнем с прочтения стихотворения

(логопед читает стихотворение о Наро-Фоминске):

Над тихою речкой, над речкою Нарой,
Где воздух берёзовым соком пропах,
Где травы пропитаны майским нектаром,
Раскинулся город на двух берегах.

Учитель-логопед: как вы думаете, о каком городе написаны эти строчки?Почему мы сегодня будем говорить на занятии о нашем городе?

Дети: Это наша малая Родина. Городу в этом году 90 лет.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами совершим небольшую обзорную экскурсию на автобусе по нашему городу, посмотрим некоторые его достопримечательности, а когда вернемся, попробуем рассказать обо всем, что видели. Все заняли свои места, поехали!

( показ презентации, первый слайд-автобус)

Учитель-логопед: И вот, мы въезжаем в наш город Наро-Фоминск. (второй слайд- название города на въезде). Город появился 90 лет назад. А как называются жители нашего города?

Дети: Жители нашего города называются наро-фоминцы.

Учитель-логопед: У каждого города есть свой герб-символ города. У Наро-Фоминска он тоже есть. (третий слайд-герб)

Учитель-логопед: Первая часть названия нашего города- «Наро», откуда оно?

Дети: Это название реки.

Учитель-логопед: Правильно. И мы подъезжаем к реке и мосту через нее. Вот перед нами река Нара. (четвертый слайд-река Нара)

Учитель-логопед: в нашем городе есть краеведческий музей (пятый слайд-музей)

Учитель-логопед: Почему музей называется краеведческий? ( от слов «край», «ведать»: музей истории нашего края)

Учитель-логопед: Кто из вас был в нашем музее? Что вы там видели?

Учитель-логопед: А мы продолжаем наше путешествие. Пришла пора познакомиться с некоторыми памятниками нашего города.

( шестой слайд– вечный огонь, седьмой слайд– стела города воинской славы, восьмой слайд– танк у Никольского храма, девятый слайд-военный мемориал в парке на улице Калинина, десятый слайд– памятник на братской могиле советских воинов на улице К.Маркса). К девятому слайду значение слова «мемориал»: сооружение для увековечивания памяти о ком- либо

Учитель-логопед: Ну что же, нам необходимо сделать небольшой перерыв в нашей экскурсии, выйти из автобуса и немного размяться

( Речевая подвижная игра « Мы по городу шагаем» ).

Мы по городу шагаем

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Парки, улицы, мосты

И деревья и кусты.

Учитель-логопед: Предлагаю вам снова пройти в автобус и продолжить нашу экскурсию по городу. (одиннадцатый слайд-автобус)

Учитель-логопед: сейчас мы немного проедем по улицам нашего города. Улиц очень много, каждый из вас знает свою улицу. Посмотрите некоторые улицы в нашем городе

(двенадцатый слайд– улица Полубоярова, тринадцатый слайд– улица М.Жукова, четырнадцатый слайд– улица Ленина, пятнадцатый слайд– улица Латышская)

Учитель-логопед: Назовите, на каких улицах вы живете (ответы детей)

Ну что же, пришло время возвращаться с экскурсии в наш детский сад, выходим из автобуса и попадаем в нашу группу.

Перед вами на столах лежат схемы-подсказки, чтобы вы могли рассказать о нашем городе.

Схема рассказа о городе

ЛЕТ

Я

  • Название города;
  • Сколько городу лет;
  • Река в городе;
  • Музеи города;
  • Памятники города;
  • Улицы города;
  • Твой адрес;
  • Почему ты любишь свой город
  1. Итог занятия.

Учитель-логопед: О чем мы сегодня говорили? Почему мы сегодня совершали экскурсию по городу Наро-Фоминску? Что мы учились делать после экскурсии?

Учитель-логопед: Все вы сегодня работали очень хорошо, я вам желаю совершить настоящую экскурсию по нашему городу вместе с родителями, посетить все памятные и интересные места. На сегодня наше занятие окончено.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дикие животные. Творческий пересказ

Цели: Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать навыки словообразования при помощи суффикса -ищ. Формировать умение согласовывать прилагательные и числи­тельные с существительными. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к живой природе.

Оборудование: сюжетная картинка «Волки около деревни» , предметные картинки, символы слой-признаков, карточки с числами от 1 до 10, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

— Садится на место тот, кто назовет дикое животное наших лесов во множественном числе.

2.Игра «Отгадай-ка».

Серый разбойник по лесу рыщет, добычу ищет. (Волк.) После отгадывания выставить предметную картинку.

3.Упражнение «Запрещенное слово».

Попросить детей рассмотреть картинку и рассказать, какой волк, не называя слово «злой».

4.Упражнение «Сосчитай, не ошибись».

Выложить на наборное полотно слева от предметной картинки «Волк» два треугольника (слова-признаки: серый, зубастый), пред­ложить назвать это словосочетание с числами 1-10.

Упражнение «Великан».

В лесу у Великана водятся огромные животные.

Не еж — ежище, не лиса, а кто?

Так же образовать слова: зайчище, медведище, кабанище, лосище, волчище.

6.Упражнение «Закончи предложение».

Предложить детям закончить и повторить предложения:

  • В логове живет огромный серый …
  • Огромный серый волчище вышел на охоту, когда.
  • Охотникне полез в логово, где …

Игра «Волк и зайцы».

Выбрать водящего (волка). Остальные дети — зайцы.

— Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать (дети прыгают). Зайцы, зайцы! Берегитесь! Волку вы не попадитесь!

Волк гонится за зайцами. Пойманный становится волком.

Игра проводится 2-4 раза.

8.Упражнение «Послушай, подумай, ответь».

Прочитать детям адаптированный текст рассказа С. Покровского «Волки» и предложить угадать, о ком этот рассказ.

Это опасные хищники. Летом они нападают на разных зверей. Едят мышей, лягушек, ящериц, разоряют птичьи гнезда на земле и поедают птичьи яйца. Летом они сьггы, а зимой всегда голодны. Им трудно бегать по глубо­кому снегу и добывать себе пищу. Зимой они живут стаями. В стаю соби­рается 10-12 этих животных. Они рыщут по полям и дорогам. Трудно спастись другим животным от преследования такой стаи. В поисках пищи они пробегают очень большие расстояния. Народ о них сложил такую поговорку: «Его ноги кормят».

Злые и голодные, зимой они ведут себя очень смело: забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники.

9.Беседа по картинке «Волки около деревни».

Предложить детям ответить на вопросы:

— Какое время года изображено на картинке?

— Чем покрыто все кругом?

— Кто на картинке? Почему их много?

— Почему волки собрались в стаю?

— Какое здесь время суток?

— Куда волки подошли? Почему?

— На кого они хотят напасть?

— Кого они схватят и что сделают?

10.Упражнение «Вспомни и перескажи».

Попросить детей вспомнить ответы на вопросы по картинке и самостоятельно пересказать рассказ.

В процессе работы уточнять детали. Обратить внимание на более удачные пересказы.

Попросить придумать название рассказу.

11. Итог занятия.

На эту статью по логопедии оставлен один комментарий

Конспект хороший. Материал дан кратко интересно. Думаю, что детям на теме животных будет посильно освоить грамматику.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Читайте также:  Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте
Ссылка на основную публикацию