Конспект занятия ‘Различение строчных букв б – д’

Дифференциация строчных букв б-д
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Занятие по дифференциации букв б-д, интересно для школьных логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_strochnyh_bukv_b-d.docx68.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия « Дифференциация строчных букв б-д»

Цели: 1. Формирование устойчивых представлений о строчных буквах б и д, сходных графически, создание их четкого зрительного образа;

2. Закрепление связи между звуком и зрительным образом

3. Совершенствование фонематического анализа и синтеза, корректировка зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

4. Развитие устойчивости внимания, переключаемости, внимания, самоконтроля.

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: символы артикуляционной гимнастики, образец графического диктанта, плакат, предметные картинки, карточки.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

– Чтобы наш язычок хорошо говорил, сделаем упражнения.

Солнышко дождик ( солнышко – рот открыт, дождик – рот закрыт)

Лопатка (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, под счет)

Чашечка ( рот широко открыть, широкий язык поднять вверх,Ж под счет)

Вкусное варенье .( высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта, под счет)

Качели ( высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбордку, под счет)

Индюк ( рот приоткрыт, язык положить на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, голос подключить-бл-бл-бл)

– Молодцы! Язычок готов к работе, будет все звуки правильно произносить.

– Теперь поупражняем ушки, чтобы хорошо слышали.

  • одеваем клипсы ( до 10)
  • растягиваем уши
  • перебираем
  • прижимаем, поглаживаем.

– Теперь поупражняем руки. Возьмите листок. Поднимите правую руку. Покажите правую сторону листа. Поднимите левую руку, покажите левую строну листа. Покажите верхнюю сторону листа, покажите нижнюю сторону листа.

– Взяли карандаши, нашли точку. Графический диктант.

– Продолжите до конца.

– Проверим ( логопед показывает правильную доржку)

– Молодцы, теперь все готово в работе.

3. Сообщение темы и целей занятия.

– Сегодня будем учиться различать строчные буквы б и д.

4. Работа над темой.

  • Зрительный анализ букв б и д, опеделение сходства и раличия.

ДОСКА: б Какая буква? ( б) Как пишем элементы? ( сначала овал, затем наклонная линия и поворот направо)

– Куда мы ведем линию : вверх или вниз?

– Напишем в воздухе ручкой букву б

ДОСКА : д Какая буква? ( д) Как пишем элементы? ( сначала овал, затем петля)

– Куда ведем петлю? ( вниз)

– Итак, чем похожи эти буквы, каким элементом?

– Чем отличаются? б – линия вверх

Вывешивается рисунок белки и дятла.

– Посмотрите на рисунок белки.Какая буква видна на рисунке? ( б) Куда направлен хвостик у белки? ( вверх) и у буквы б линию ведем наверх.

– Посмотрите на рисунок дятля. Какую букву видите ? ( д) Куда хвостик дятла направлен?(Вниз)И у буквы д – петля вниз.

  • Конструирование букв из элементов.

– Возьмите конверты со знаком ?

– Составьте буквы из элементов.

  • Дифференциация отдельных букв.

– Конверт со следующим заданием откроет тот, кто догадается , какую букву я нарисовала. ( рисую на ладошке буквы пальчиком, дети с закрытыми глазами отгадывают)

– Открываем конверт: полоски – зачеркните неправильно написанные буквы.

Детям раздаются карточки со слогами.

– Кто быстрее найдет слог?( доб, бы, ба, бод, адр, да,бал

– откройте тетради, запиите число.

– Запишем слоги, которые я буду диктовать: дру, ба, бро, дол, бы, да, до.

– Возьмите карандаши, подчеркните б-д

– У меня на столе картинки. Подарим их белке и дятлу ( картинки).Белке подарим картинки. в названии которых есть звук б, дятлу – со звуком д.

( по одному человеку выходят, берут по одной картинке, вешают на магните под картинкой белки или дятла.)

– Проверяем. Называю картинку, правильно поставили?Где стоит звук: в начале, середине или конце? ( яблоко, бочка, ботинки, бабочка, арбуз, барабан, чемодан, дом, помидор, ведро)

  • Дифференциация слово – слог.

– Возьмите конверты со знаком !

– Прочитайте, положите слова с правой стороны( где право?), не слова – с левой стороны.

– Прочитайте слова с буквой д.

– Прочитайте слова с буквой б.

– Прочитайте слово – название птицы.

– А теперь будем вставлять в слова вместо точек буву б или д. ( карточки)

-Пишем в тетрадях, иктуем по очереди.

-Подчеркнуть б – д .

5. Подведение итогов.

– Какие буквы учились различать?

– пишем букву б – куда ведем линию?

д – куда ведем петлю?

– Молодцы, вы были внимательны, активны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие – увлекательная игра-путешест.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии.

Презентация-игра для работы на интерактивной доске.

Мультимедийная презентация к логопедическому занятию по коррекции оптической дисграфии.

Технологическая карта логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии на различение строчных букв Б и Д для учащихся 1 классов, обучающихся по программе ” Школа 2100″.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв Б-Д.

В данной методической разработке представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче.

Конспект “Дифференциация звуков и букв б-д”
план-конспект урока на тему

Конспект “Дифференциация звуков и букв б-д” является приложением к одноименной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_po_differentsiatsii_b-d.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Дифференциация строчных букв б –д». ( Слайд 1)

Дифференциация рукописных строчных букв б– д на письме.

Задачи: ( Слайд 2)

– учить различать кинетически сходные строчные буквы « б » и « д » на письме (в слогах, словах) путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

– совершенствование навыков выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза;

– Развитие пространственной ориентировки, зрительного гнозиса .

– Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

– Развитие общей и мелкой моторики рук.

– Развитие навыка самоконтроля .

– воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки, предметные картинки, карточки с образцами написания рукописных строчных букв б и д .

Игра «Для нас на уроке важнее всего!» – дети отвечают на вопросы словами « да » или « нет »:

К знаниям стремиться – …

На вопросы отвечать – …

Соседу по парте мешать – …

Если трудно ему – помогать – …

Хихикать, без дела болтать – …

Слушать, смотреть, размышлять – …

1.2 Назовите ваши главные действия на уроке: смотрим, слушаем, думаем.

1.3 Артикуляционная гимнастика (Слайд 3)

1.4 Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)

– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов, наложенные друг на друга.

Что это? ( Дерево, дом, бочка)

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы.
  • Характеристика звуков б – д , их артикуляция .

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.

« Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел)

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [ д ].

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десна верхних резцов (Д – д есна). (Слайд 6)

« В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле?» (Белка)

  • Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [ б ].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые гу б ы (Б – гу б ы). (Слайд 8)

  • Сопоставление звуков б-д по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и, глядя в них, произнесите звуки б-д. Найдите, что общее (одинаковое) в произношении этих звуков, и что разное (чем различаются).

Общее: звонкие, взрывные согласные.

Разное: место преграды: Б – гу б ы, Д – д есна.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д .

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке ? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху) (Слайд 9)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла . Какая буква видна на рисунке ? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши « опоры» : (Слайды 11- 12)

Звук [ б] – «взрываются» гу б ы, буква б – хвост б елки (вверх);

Звук [ д] – язык упирается в д есна; буква д – хвост д ятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к д ятлу, а какие к б елке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да адо – або

бо – до ода – оба

ду – бу уда – уба

ды – бы абы – ады

– Разогреем ручки. Упражнение «Мячик».

Запишите тему занятия.

Различение б – д. (Слайд 13)

Дифференциация букв б — д изолированно. (Слайд 14)

– Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д в воздухе.

1. Дифференциация букв б – д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)

Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)

а) На магнитной доске выставляются картинки: ботинки, сарафан, платье,

– Какая картинка лишняя? Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы? О б увь

Запишите это слово графически в тетрадь (черточками, обозначаем количество букв в слове).

К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.

б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посу д а _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты. О д еж д а _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка. Ме б ель _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других слов , запишите в тетрадь новое слово (подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

Р ека, а рбуз, д ень, у тка, г рад, а лфавит – ра д уга ;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – ле б е д и;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – я б локо;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – д руж б а.

Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.

– возьмите правой рукой за левое ухо;

  • левой рукой за правый локоть;
  • правой рукой закрыть правый глаз;
  • левой рукой дотронуться до правой коленки;

– нужно поднять руки вверх, если услышите звук [ б ] в словах, если услышите звук [ д ] – присесть.

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.

Спишите, вставляя нужные буквы.

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски). (Слайд 19)

Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

Гимнастика для глаз.

  • Вставь пропущенные буквы б-д и подели слова между гостями занятия.

. РОВИ, . ОРОГА, КОРИ. ОР, . УПЛО, . ЕГЕМОТ, ЗА. ОР, . ИЛЕТ, . ИРИЖЕР

3. Итог занятия. (Слайд 21)

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.

Логопедическое занятие “Дифференциация букв “б–д””

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
  • Дифференциация сходных букв Б, Д путём выработки чёткой зрительно-моторной координации, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах;
  • Развивать у детей зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление,
  • Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяснять.
  • Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук;
  • Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
  • Способствовать развитию грамматической правильной речи;
  • Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложение по словам.

Материал:

  • Написанные на карточках элементы рукописных строчных букв Б, Д;
  • Индивидуальные зеркала;
  • Игра «Буквенные цепочки» (б ––> д ––> в ––> о ––> с ––> х);
  • Карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слогами (для каждого ребёнка);
  • Таблица с рукописными слогами;
  • Игра «Чей это хвостик?»,
  • Игра «Предметные картинки», (картинки),
  • Игра «Алфавит», шифровка слов,
  • Игра «Путешествие по предложениям», карточки с таблицей, координаты + цветные кружки,
  • Игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребёнка),
  • Цветные кружки.

План занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, уметь объяснять

III. Основная часть. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написание букв
2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
3. Формирование навыков слогового анализа.
4. Динамическая пауза (физминутка).
5. Формирование навыков звукобуквенного анализа.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями.
2. Анализ предложений с ориентацией на координаты.

V. Развитие мелкой моторики

VI. Итог занятия

I. Организационный момент

1. Развитие зрительного восприятия букв.

Соберите из данных элементов буквы занятия. Слайд 1
Первая буква – строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый элемент – овал, а второй хвостиком наверх. (б)
Вторая буква – строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (д)

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки». Слайд 2
Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

– Что для этого нужно сделать? (Убрать верхний или нижний элемент, правый или левый элементы, добавить … элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)

III. Основная часть. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написания букв

– Сегодня мы будем работать с буквами б и д и соответствующим им звукам. Это звуки (б), (д). Слайд 3
– Сегодня на уроке мы будем дифференцировать буквы б и д. Слайд 4
– Давайте вспомним, чем буква отличается от звука? Слайд 5

Сопоставление звуков, установление сходств и различия перед зеркалами.

Работа с зеркалом.

– Что общего у звуков (б), (д)? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твёрдыми или мягкими)
– Чем различаются звуки (б), (д)? (при произношении звука (б) воздух встречает на своём пути преграду – губы, а при произнесении звука (д) – язык, поднимающийся к твёрдому нёбу)
– Сделаем вывод: Слайд 6
(б) – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы;
(д) – согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

Сравнение букв занятия по начертанию. Нахождение сходств и различий (на партах лежат строчные буквы)

– Чем похожи буквыб и д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)
– Чем различается написание этих букв? (направление, написание 2-го элемента у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» – вниз. У буквы «б» второй элемент – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» – «прямая наклонная с петлёй внизу»)

Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия

Слайд 7

– Давайте сравним букву б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква б вписывается в силуэт белки)

Слайд 8

– Теперь давайте сравним букву д с очертаниями дятла (хвост дятла направлен вниз, буква д вписывается в силуэт дятла).

Вывод: Слайд 9

По звуку б надо запомнить ориентир при произношении это губы, при написании – белку. По звуку д: при произношении это дёсны, при написании – дятла.
Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.

2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

Логопед раздаёт карточки со словами. Слайд 10

– Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б? (Вверх, вправо)

3. Формирование навыков слогового анализа

На доске находится таблица со слогами. Слайд 11

– Что написано в таблице? (Слоги с буквами «б», «д»)
– Что такое слог? (Часть слова, в которой обязательно присутствует гласная)

Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находится буква б, д.

Игра «Предметные картинки». Слайды 12-28 (Составь слова из слогов)

– Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звуки б, д
– Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (Дети называют).

б а-ры (ры б а), б а-ка- б оч ( б а б очка), б люд-вер (вер б люд), б ус-то-ав (авто б ус), ка- д оч-у (у д очка), ре-во- д е ( д ерево), ло-ко- б ок (коло б ок), д у-га-ра (ра д дуга).

Игра «Чей это хвостик?» Слайд 29

– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Слайд 30
Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

– Откройте тетради и запишите число и месяц.

Дифференциация букв в словах

– Здесь зашифрованы слова, в которых встречается буква б или д. Отгадайте слова, нарисуйте хвости у этих букв. Самопроверка.

Слайд 31

оант оилет
оазар руоашка
оушно раоуга
оорога загаока

Слайд 32

(бант, базар, душно, дорога, билет, рубашка, радуга, загадка)

4. Динамическая пауза (физминутка)

– Поскольку отличительный элемент буквы б («хвостик») направлен вверх, а «хвостик» буквы д – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком (б), и будете наклоняться, когда звук (д) услышите в слогах или в словах: ба, ду, бе, ды, бро, дры, вбо, лбы, рда; банк, дом, боты, бант, духи, кеды, заботы, два, верба.

5. Развитие звукобуквенного анализа

Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» Слайд 33

– А теперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какое то число. Назовите число, которое соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д., разгадайте шифр.
– Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита».
Бельчонок подготовил вам таблицу «Алфавит», которая находится в зелёномконверте.
– На доске даны шифры к разгадке слов.

Например: Слайды 34-36

2, 16, 18 (бор) 5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
18, 29, 2,1 (рыба) 5, 21, 19, 29 (бусы)
5, 16, 14 (дом) 4, 18, 10, 2 (гриб)
5, 29, 15, 33 (дыня) 13, 16, 5, 12, 1 (лодка)

– Молодцы! Слайды 37, 38
– А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки (б), (д) или (б`), (д`) (варианты ответов детей).

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.

– Дятел с бельчонком приготовили вам задание, оно находится в зелёных конвертах.
Логопед раздаёт таблицы с деформированными предложениями, обращает внимание на координаты слева и сверху таблицы. Слайд 39
– Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям. Слайд 40 Вам будут названы координаты, на месте из пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложения. Предложения составляются на доске.

Например. Слайд 41

1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 – Бурый медведь осенью ходит по лесу.
2. Г 2, А 1,В 2, В 1, Б 3, Б 5, Г 6 – Ещё рано ложиться спать в тёплую берлогу.
3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 – Медведь хочет запасти под шкурой жир.
4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 – Косолапый ест ягоды, ищет корешки.

2. Анализ предложений

Слайд 42

– Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?
– Попробуйте на слух определить количество предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в тёплой берлоге. Без запаса жира он проснётся. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.
– Сколько предложений в тексте? (7)
– Продолжаем работать в тетрадях.
– Прослушайте предложение. Из них выпишите в тетрадь только те слова, в которых встречаются буквы бд. Напомните мне, ещё раз, как вы будите различать на письме буквы б, д (у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д – вниз).
– Какие слова вы выписали? (дети перечисляют слова)

V. Развитие мелкой моторики

Логопед раздаёт листы с игрой «Лабиринт». Слайд 43

– У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью карандаша.

VI. Итог занятия

Какие звуки и буквы мы различали на занятии? Слайд 44
– Что общего в написании букв? (В их состав входит «овал») Слайд 45
– Чем различаются буквы бд? (У буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д вниз, в состав букв входят разные элементы)
– На кого из живых существ похожа буква б? (На белку) А буква д? (На дятла) Слайд 46
– На этом наш урок закончен, спасибо за работу на занятии. Слайд 51

План-конспект группового логопедического занятия по теме «Дифференциация букв Б-Д»

Тема: «Дифференциация букв Б-Д»

• учить детей различать зрительные образы букв Б – Д;
• вспомнить правило написания имен собственных;
• вспомнить правила обозначения границ предложения;
• развивать зрительно-пространственную ориентировку;
• развивать навык языкового анализа;
• развивать мышление, память, внимание.

I. Организационный момент

Логопед выставляет на доску две картинки и спрашивает детей, как они называются. (Дом и бант).

Детям предлагается записать эти слова в тетрадь и выделить первую букву. (В слове дом первая буква Д, в слове бант – Б)
Логопед сообщает детям тему занятия: « Буквы Д – Б »

II. Основной этап

Логопед предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы. Затем, логопед просит назвать различия между этими буквами. (У Буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)

• Дифференциация «Б-Д» на буквенном уровне.
Логопед объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой. Звёздочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если звездочка вверху, то это буква Б , если внизу, то это буква Д .

(б, д, д, б, б, д, д, д, б, б, б.)

Работа выполняется устно, затем самостоятельно, каждым ребенком в тетради. После завершения работы, логопед называет получившиеся буквы, а ученики проверяют правильность выполненного задания.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слога.
Логопед просит детей подумать и сказать, каким образом «замаскированы» буквы занятия в следующем задании. (Если стрелочка направленна вверх, значит это буква Б, если стрелочка смотрит вниз, значит это буква Д )

(Ди, бя, бю, бе, ду, де, би, бё, бе, ду, бя, до.)

Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слова.
Логопед просит детей списать слова, выбрав нужную букву Б или Д , пользуясь подсказкой. Если солнышко стоит над буквой, то следует писать букву Б , если солнышко спряталось под букву, стоит написать букву Д .
Дети по цепочке выходят к доске и записывают по одному слова, остальные работают в тетради.

(Базар, дорога, бинт, доярка, билет.)

(Рубашка, радуга, сады, работа, командир, города.)

После выполнения задания, детям предлагается самостоятельно придумать слова с буквами Б – Д и зашифровать их подобным образом. Работа осуществляется у доски. Дети выходят по одному, пишут свое слово и просят других учащихся его отгадать.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне предложения.
Логопед раздает детям карточки с предложениями, где пропущены буквы Б и Д . Перед выполнением упражнения, логопед просит детей вспомнить правила написания предложений, в частности, с какой буквы начинается предложение (с большой), что ставится в конце предложения (точка, вопросительный или восклицательный знаки). Также, логопед напоминает, что все имен всегда пишутся с большой буквы.

Белка забралась на высокое дерево.

Друзья собирают клубнику в саду.

Даша и Боря плывут на лодке.

Лида увидела в лесу дятла.

Дима и Боря кормят голубей.

Боря погладил лошадь.

Даша собирает букет из ландышей.

Работа осуществляется каждым ребенком самостоятельно по индивидуальной карточке. После выполнения задания, дети меняются карточками и продолжают работу.

После выполнения задания всеми учащимися осуществляется проверка. Логопед просит прочитать детей по одному предложению, акцентируя внимания на вставленных ими буквах.

III. Итог занятия

Детям предлагается вспомнить имена с буквой Б и с буквой Д .

Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Б-Д» с группой учащихся 2-х классов

Галина Светлакова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Б-Д» с группой учащихся 2-х классов

Конспект

логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов

учителя- логопеда Светлаковой Г. Г.

Логопедическая: Дифференциация букв б-д

1) познакомить учащихся с буквами б-д;

2) соотносить эти буквы с символами и звуками,

3) дифференцировать буквы изолированно, в слогах, в словах;

4) развивать у детей слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

. соотносить буквы б-д с символами и звуками

. познакомить детей с буквами б-д

. дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах.

. развивать у детей оптические представления

. способствовать развитию мышления и слухового внимания

. способствовать развитию зрительного и слухового восприятия

. пополнять словарный запас обучающихся

. способствовать развитию координации речи обучающихся с движением

. способствовать развитию зрительной памяти

Воспитательные: продолжить воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Буквы б-д; стилизованное изображение букв, зеркала на каждого ребёнка ; веера согласных букв. Цветик – семицветик- цветок из семи разноцветных лепестков. Раздаточный материал (карточки).

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

Сообщение темы и цели занятия.

-Замечательную сказку написал русский писатель Валентин Петрович Катаев

«Цветик – семицветик». Этот цветок не простой. Мы с вами будем отрывать по одному лепестку, говорить волшебные слова и выполнять задания, «Цветика- семицветика»

Первый лепесток оторву я:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли будь по -твоему вели.

Вели, чтобы Катя провела дыхательную гимнастику.

1. Дыхательная гимнастика.

Вдох носом – выдох носом.

Вдох ртом – выдох ртом.

Вдох носом – выдох ртом.

Вдох ртом выдох носом.

Вдох правой ноздрёй – выдох ртом.

Вдох левой ноздрёй – выдох ртом.

Вдохнуть носом – задержать дыхание-

Медленно выдохнуть через рот.

II. Основная часть занятия

Соотнесение букв занятий с символами. Развитие зрительного восприятия.

Логопед:

-Назовите, что вы видите на картинках. Это кто? Какая буква в ней спряталась?

– Белка, буква б

– Дятел, буква д

Логопед: Первая буква – строчная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента первый – овал, а второй хвостик наверх. (б)

Вторая буква- строчная, тоже обозначает согласный твёрдый звонкий звук. Для её написания нужно два элемента овал, а затем петелька идёт вниз. (д) Итак, тема нашего занятия: «Различай буквы б-д

2. Работа с сигналами.

– Отрываем второй лепесток

«Светик – Семицветик» предлагает нам взять сигналы найти буквы б-д и просигналить правильно написанную букву б-д.

Слоги: ба, да, до, ду, бу, бу, об, од, би, ди.

Слова: собака, ребята, дрова, ботинки, Даша, дети, бочка, друг.

Логопед. Вы легко справились с этими заданиями. Отрываем третий лепесток, говорим все вместе волшебные слова

3. Работа с карточками.

Допишите «хвостики» букв б-д и прочитай слова. (раздаю карточки)

Слова: Бант, билет, гвоздики, базар, рубашка, брошка, душно, работа, загадка, дорога, радуга, подушка.

Логопед. Молодцы, отправляемся дальше!

4. Игра рассмотри картинки. (Карточка № 4)

Все вместе: Лети, лети лепесток…

Лишь коснёшься ты земли

Быть по – твоему вели!

Вели ребятам, рассмотреть картинки. И записать под каждой картинкой букву б или д, которая есть в этом слове.

Хорошо! Отрываем следующий лепесток.

5. Физминутка. (Лепесток № 5)

Логопед: Лепесток предлагает вам ребята немножко отдохнуть.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6. Дифференциация букв на уровне слова.

(Индивидуальные карточки №6)

Логопед. Предлагаю собрать все свои силы и знания, отрывая шестой лепесток. Говорим волшебные слова … Лети, лети лепесток…

– Вели ребятам лепесток, вставить пропущенные буквы и поделить слова между гостями занятия.

– Проверяем, какие слова дарим белке? (бегемот, забор, билет, брови)

– Какие слова подарим дятлу? (дирижёр, дорога, коридор, дупло)

Какое слово вам показалось самым сложным по значению? (Логопед объясняет значение слова дирижёр- это человек, который управляет хором)

7. Развитие логического мышления. (Карточка №7)

Логопед: Ребята, у нас остался последний лепесток.

Ученик отрывая его, говорит волшебные слова…

-Вы должны отгадать и записать слова кроссворда.

– Давайте я вам помогу. Логопед читает задания, дети отгадывая, вписывают.

Отгадки: Белка, щенок, крокодил, цыплёнок, воробей.

Если вы записали все слова правильно, то сможете прочитать в выделенных клеточках кроссворда, какого цвета бывает заяц, снег и мел. (Белый)

(Ученики на ушко логопеду говорят отгаданное слово).

II. Итог занятия.

III. Вот и подошёл к концу наш урок. Цветик- семицветик и я благодарю вас за занятие. Вы внимательно и слушали и безукоризненно выполняли все задания. Замечательно.

– Спасибо, занятие окончено, до свидания.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв с-з в слогах и словах» Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв “с-з” в слогах и словах” Разделы: Логопедия.

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ» (1-ый этап обучения, 1-2 класс) Михайлова Н. В., учитель-логопед,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Масленица. Дифференциация букв И — У» Дифференциация букв И – У (Масленица) Цель: научить различать буквы И, У в словах, словосочетаниях и поговорках. Задачи: образовательные.

Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация изученных гласных и согласных звуков и букв. Лексическая тема «Лето» Цель: закрепить полученные знания детей об изученных гласных и согласных звуков и буквах через игровые задания с использованием мультимедийной.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] – [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Конспект логопедического занятия по дифференциация букв «п — т, » «П — Т» «Путешествие в страну грамотной речи» Цели и задачи: – научить детей соотносить буквы занятия с символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах, словах и предложениях;.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш – Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Лексическая тема: Масленица.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классов Объединение «Город Мастеров». 2- 3 класс (7-9 лет, 1 год обучения. Педагог Данилова И. П. Тема. Изготовление сувенира к Чемпионату мира.

конспект логопедического занятия по теме: Дифференциация строчных букв б и д (2-3 класс)

Конспект группового логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии во 2классе
по теме: Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели урока:
Коррекционно- образовательные:
устранить оптическую дисграфию; закрепить у учащихся знания о механизме написания строчных букв «б» и «д», их графических особенностях; закрепить дифференциацию кинестически строчных сходных букв б и д, в словосочетаниях, предложениях и тексте при письме и чтении, путём выработки чёткой зрительной моторной координации; закрепить умения давать характеристики звукам; формировать навыки грамотного письма и чтения; упражнять в звуковом анализе слов; уточнить, расширить и активизировать словарный запас слов.

Коррекционно-развивающие:
развитие зрительно-пространственных представлений; развитие зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания; совершенствование пространственно-временных ориентировок (верх – вниз), на листе бумаги; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, умение применять новые знания, развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт, развить умение применять полученные знания на практике, развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Коррекционно – воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования; прививать интерес к логопедическим занятиям и воспитывать потребность в знаниях; развитие коммуникативных УУД: воспитывать умение работать в группах, воспитывать чувства взаимоотношения; формирования трудолюбия и целеустремлённости в работе.

Оборудование: ИКТ: компьютер, презентация «Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.», буквы Б и Д; строчные буквы б – д, вписанные в силуэты белки и дятла; характеристика звуков б и д; раздаточные карточки по количеству учащихся с заданием «Найди ошибки»; рабочие тетради учащихся; мячики – «ёжики»; индивидуальные зеркала по количеству учащихся; мяч; корзинка с конфетами;

Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Форма урока: традиционный, игровой.
Метод: комбинированный.

Структура урока:
Оргмомент
Объявление темы
Основная часть занятия. Закрепление изученного материала.
Образование и характеристика звуков «б» – «д».
Нахождение сходств и различий букв «б» – «д».
Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия.
Физминутка
Дифференциация букв «б» – «д» в словах. Игра « Вставь букву»
Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Работа по грамматическому оформлению предложений
Зашифровка буквами занятия названий картинок. Звуковой анализ и синтез на уровне слов.
Дифференциация «б» – «д» в тексте. Задание на карточках «Найди и исправь ошибку»
Итог занятия.

Ход занятия: 1.Оргмомент
Логопед: Ребята, вы, любите загадки. Отгадайте:
В сосне дупло
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле.
Дети: Это белка.
Слайд 1
Логопед: Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой
Дети: Это дятел.
Слайд 2
Логопед: Выделите в словах – первый звук. В первой отгадке в слове «белка» – это звук .
Дети: Звук «б»
Логопед: А во второй в слове «дятел»? Это звук –
Дети: Звук «д»
Логопед: Верно
2. Объявление темы
Слайд 3
Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать учится различать строчные буквы «б» – «д» в словах, предложениях и тексте.
3. Образование и характеристика звуков «б» – «д».
Логопед: Выделите первые звуки в словах -отгадках и сравните их? (дети используют индивидуальные зеркала)
Логопед: В образовании звука «б» какая преграда встречается?
Дети: Губы смыкаются, затем резко размыкаются, воздух выходит.
Логопед: В образовании звука «д» какая преграда встречается?
Дети: Язык ударяется в верхние дёсна.
Слайд 4
Логопед: Чем отличаются звуки «б» – «д» по образованию друг от друга?
Дети: Звуки «б» – «д» отличаются преградой, при образовании звука «б» преграда губами, а
при образовании звука «д» язык упирается в дёсна.
Логопед: А что общего в образовании этих звуков?
Дети: При образовании звуков участвуют голосовые связки.
Логопед: Какую характеристику можно дать звукам «б» – «д» ?
Дети: Оба звука согласные, могут быть твёрдыми или мягкими, они звонкие.
Основная часть занятия
1. Нахождение сходств и различий букв «б» – «д».
Логопед: Кто скажет из каких элементов состоит строчная буква «б»?
Дети : Из двух элементов: овала и хвостика верху
Логопед: А кто скажет из каких элементов состоит строчная буква «д»?
Дети: Из овала, только хвостик внизу
2. Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Ребята посмотрите на наших гостей занятия белку и дятла, послушайте стихи и скажите, куда и какие спрятались буквы занятия?
Слайд 5
Логопед: Белка хвостик изогнула
У пенёчка отдохнула.
Логопед: Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил
Дырку в дереве пробил.
Логопед: Скажите, куда и какие спрятались буквы занятия?
Дети : в белке – буква б, а дятле – буква д
Слайд 6
Логопед: Посмотрите верно
Б белка хвостик вверху
Д-дятел хвостик внизу
Логопед: Ребята, а кто скажет? Это как понять сравнение: «дятел долбил дуб, как долотом».
Логопед: «Долото» – это инструмент для обработки древесины долблением или может инструмент для разрушения горной породы при бурении. Клюв дятла сравнивается с этим инструментом – долото.
Логопед: Откройте тетради и запишите число. Дети записывают число, месяц.
И запишите эти буквы. Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв «б» – «д». . Не перепутайте: у «б» хвостик вверху, а у « д» хвостик внизу.
Дети записывают в тетради буквы «б» и «д» и слова: дятел, белка.
Логопед: Будьте внимательны, очень важно правильно написать букву в слове. Один неправильный хвостик и может изменить смысл слова.
Логопед: Как вы написали букву «б» в слове белка.
Дети : букву б -хвостик вверху
Логопед: а букву д в слове дятел?
Дети : букву д – хвостик внизу
Логопед: Придумайте, ребята, предложение со словом «белка» (затем со словом «дятел»).
4. Физминутка
Слайд 7
Логопед: А сейчас ребята встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Логопед: Тихо сели и взяли мячики – «ёжики»
Логопед и дети: Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
5. Дифференциация букв «б» – «д» в словах. Игра « Вставь букву»
Слайд 8
Логопед: Ребята «Буквоежка» съел буквы в словах. Помогите словам, вставьте буквы занятия и поделите слова между нашими гостями Белкой и Дятлом. Запишите слова в два столбика : слова с буквой «б» в левый столбик, а слова с буквой «д» в правый столбик
Дети выполняют работу в тетрадях.
Логопед: -Прочитай Маша нам слова которые записала для белки
-А ты, Дима, прочитай слова которые записал для дятла
Логопед: Проверьте ребята ещё раз! (показывается слад) Все правильно выполнили. Если допустили ошибку исправьте.
6. Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Слайд 9 Логопед: Представьте ребята и в следующем задание постарался буквоежка, съел буквы. Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, и прочитайте про себя. А теперь хором прочтите чистоговорку. Кто прочитает быстро, чётко, без запинки.
Дети: читают по очереди
«Ходит Люба возле дуба,
Любо нам смотреть на Любу»
Логопед: Объясните значение слов «Люба» и «любо».
Дети: дети объясняют
7. Работа по грамматическому оформлению предложений
Логопед: Белка и дятел предлагают вам игру: прочитайте предложения и закончите их при помощи подсказки буквы. Назовите букву занятия в названии каждого слова.
Слайд 10
Ребята набрали в лесу много .. (грибов).
В магазин привезли карандаши и . (тетради).
Боря сделал игрушки из цветной . (бумаги).
Боров нашел под дубом . (жёлуди).
С ветки на ветку прыгает (белка).
8. Зашифровка буквами занятия названий картинок. Звуковой анализ и синтез на уровне слов.
Слайд 11
Логопед: На следующем слайде вы видите картинки. Кто назовёт все картинки. Дети названия картинок (бегемот, арбуз, бабочка, диван, ландыш, дубрава)
Сейчас в тетради в столбик зашифруйте буквы занятия стрелочками «б» –стрелка вверх, «д» – стрелка вниз в схемах слов.
Дети выполняют
Логопед: Давайте проверим
Слайд 12
В слове бегемот – звук «б» стрелочка вверх в начале слова и т.д.
9.Дифференциация «б» – «д» в тексте. Задание на карточках «Найди и исправь ошибку»
Логопед: Ребята, белка с дятлом так расшалились, что перепутали свои буквы в тексте.
Найдите ошибки, зачеркните хвостик у букв, где они не правильно написаны и правильно дорисуйте, где это нужно. Работаем карандашом на карточках. Самостоятельно. Посчитайте сколько нашли вы ошибок в тексте?
Слайд 13
Логопед: Давайте проверим. Читаем предложения по цепочке.
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Логопед: правильно, различали строчные буквы «б» – «д» в словах, предложениях, тексте.
Логопед: Чем различаются эти звуки в произношении?
Дети: Когда произносим звук «б» встречается преграда губами, а когда произносим звук «д», встречается преграда язычком в дёснах.
Логопед: Что общего в произношении звуков «б» – «д»?
Дети: Они произносятся с участием голосовых связок.
Логопед: У звуков «б» – «д» характеристика одинакова:
Они оба согласные, могут быть как твёрдыми так мягкими звуками, и звонкие.
Слайд 14
Вы, сегодня молодцы! Хорошо поработали! Спасибо всем!
А белка вам приготовила лакомство, её любимые конфеты «белочка». Чтоб вы не забывали у строчной буквы «б» хвостик вверху как у белки, а у строчной буквы «д» хвостик внизу.

Приложение №1. Фотоотчёт урока во 2 классе по теме «Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте».

Читайте также:  Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля
Ссылка на основную публикацию