Конспект занятия по теме Рыбы

Конспект урока на тему «Кто такие рыбы?»

Конспект урока по предмету Окружающий мир

УМК Школа России

Тема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ?

Цели урока: сформировать представление о рыбах, как об отдельной группе животных

познакомить учащихся с особенностями строения рыб и их существенными признаками;

учить различать рыб от других животных и описывать по плану.

развивать познавательную активность учащихся;

совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции;

формировать качества взаимовыручки, ответственность;

воспитывать активность, усидчивость, любознательность, уверенность в своих возможностях.

Тип урока. Объяснение нового материала

Прогнозируемые результаты:

первоклассники познакомятся с отличительными признаками рыб; научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану.

Организационный момент. Слайд №1

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Актуализация знаний. Слайд №2

-Предлагаю вам, ребята, начать урок с отгадывания загадок. Отвечать можно хором.

1. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …

2. Вместе с чаем круглый год
Сладкий кушаем мы мед.
На цветке найти смогла
Этот мед для нас …

3. Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…

4. Ночью охоту он открывает,

На спящих людей он нападает,

Мал да удал, страха не знает,

Летает, пищит, а после кусает!

– Как одним словом назвать всех этих животных? (Насекомые)

– Кто такие насекомые?

Мотивация учебной деятельности. Слайд №3

– Наш друг, Муравей-Вопросик сделал подписи под каждой картинкой, но он ещё плохо знает буквы и наделал ошибок. Помогите исправить эти ошибки.

– Если вы попробуйте из выделенных букв сложить слово и узнаете о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (рыба)

– Тема нашего урока «Кто такие рыбы?» Слайд №4

– Какова цель нашего урока? (Узнать кто такие рыбы и чем они отличаются от других животных)

Работа по теме урока.

– Что вы знаете о рыбах?

(просмотр видео фрагмента)

-Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это? Давайте рассмотрим строение рыбы. Слайд №5

-Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь (мешок наполненный воздухом), который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть еще удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. Слайд №6 С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника еще не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

-Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить?

Физкультминутка

Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

– Что это за одежда? Слайд №7 Тело всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Построение модели рыбы ( работа в парах)

Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.

Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно.

-Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Работа по страницу учебника. Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.

Учитель предлагает хором сказать нужное слово:

— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

— Рыбы, живущие в море, называются… морскими»

Физкультминутка

Ученики определяют морских рыб, проверяют себя по учебнику на странице 90.

-Каких рыб вы здесь узнали?

-Ребята, как вы думаете, почему рыб разделили на две группы?

(у них разная среда обитания)

-Давайте поможем Муравью распределить рыб по водоемам. Слайд №8,9,10

Подведение итогов урока . При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб.

– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

-Приведите примеры. (Ответы детей.)

-Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)

-Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)

– Как рыбы дышат? (Жабрами.)

Рифлексия. Слайд №11

– Закончите фразу… Молодцы вы сегодня отлично поработали. Урок окончен. Слайд 12

Беседа про рыб в подготовительной группе

Познавательная беседа о рыбах для детей 5-8 лет на тему «В подводном мире»

Летним днем на отмели резвятся, играют в догонялки маленькие рыбешки.

Вода прозрачная, прогретая до самого дна. Видно, как на дне дрожат крошечные золотистые песчинки. Привольно чувствуют себя рыбы в подводном мире, вода — их родная стихия!

Родной дом

Волны и кораллы,

И песок морской

Для рыбешек малых —

Милый дом родной!

Каких животных мы называем рыбами?

Рыбы — это позвоночные животные, живущие в воде.

Позвоночные — животные, у которых вдоль всего тела проходит позвоночник, состоящий из отдельных костей.

Как выглядят рыбы?

У рыб — гладкое, обтекаемое тело. Есть голова, туловище, гибкий хвост и плавники.

Задумывались ли вы над тем, как рыбы передвигаются в воде?

Большинство рыб двигается вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники — хвостовой и боковые.

Те животные, которые живут в лесах, полях, на лугах, словом, на суше, дышат кислородом воздуха, а рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. В воде его раз в двадцать меньше, чем в воздухе. Особенно мало кислорода в замутненной воде или в воде с буйной подводной растительностью. А вот в прозрачных студеных ручьях и реках кислорода больше.

У рыб есть специальное приспособление для дыхания — жабры. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом.

Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда мороз мастерит на реках, прудах, озерах ледяные крыши. Чтобы спасти жителей подводного царства от гибели, рыбаки пробивают во льду лунки, прорубают проруби. Через эти оконца рыбы дышат. Так что любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбам пережить трудное зимнее время. А рыбки, будто тихонько перешептываются, говоря рыбакам «спасибо».

Зимняя сказка

Кто любит рыбачить зимой,

Тот сказку мою поймет.

Украшен снежной каймой

Вдоль берега гулкий лед.

Солнце, как елочный шар,

Висит на ветке еловой,

Клубится облачком пар

Над прорубью черно-лиловой.

И слышится как сквозь сон

Из глуби бездонной, зыбкой

Тихий стеклянный звон:

О чем-то шепчутся рыбки.

Некоторым рыбам, например лососю или судаку, для дыхания нужно много кислорода. Другие обходятся и малым его количеством. Это плотва, окунь, карась, щука.

Тело рыб покрыто чешуей. Она состоит из отдельных чешуек. Их форма и размер могут быть разными. А по цвету чешуя чаще всего серебристая.

Если внимательно рассмотреть рыбью чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.

Серебристые чешуйки

Шепчутся речные струйки,

Лист кувшинки шевеля.

В серебристые чешуйки

Нарядилась рыб семья.

В глубине мелькая зыбкой,

Весело танцуют рыбки.

Рыбы, особенно хищные (щука, акула, окунь), обладают прекрасным зрением, а их нюху позавидует и собака.

Каких рыб называют хищными?

Верно! Это рыбы, которые питаются другими, более мелкими рыбками, мальками, икрой, могут закусить лягушкой или утащить на дно отставшего от мамы-утки утенка.

Нехищные мирные рыбы едят насекомых, маленьких рачков, питаются листьями и стеблями подводных трав.

Во рту у рыб спрятаны особые вкусовые почки, помогающие им различать кислый и сладкий, горький и соленый вкус.

Рыбы, как и мы, люди, могут видеть, слышать, различать запахи и вкусы, чувствовать прикосновение.

Но у рыб есть еще шестое чувство! Вдоль всего тела рыбы от головы до хвоста тянется «боковая линия». «Боковой линией» рыбы воспринимают малейшее колебание воды. Они прекрасно плавают ночью, в мутной воде, не сталкиваясь друг с другом! Хищным рыбам эта линия помогает находить добычу, а нехищным — почувствовать приближение врага.

Хотя и говорят: «Нем, как рыба», но оказывается, что рыбы могут издавать звуки. Они то скрипят, то пощелкивают, то словно что-то шепнув.

Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята, и приглашение к «обеду».

Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь. Он заполнен воздухом, и с его помощью рыбы не только «разговаривают», но и держат тело в равновесии.

Рыбки умеют хорошо прятаться! В этом им помогают окраска и форма тела.

У некоторых рыб, например, у щуки, на теле отчетливо выделяются темные поперечные полоски. Они помогают щукам оставаться незамеченными среди водорослей.

У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко. «Серебристое брюшко, если смотреть снизу, не будет выделяться на фоне неба. Темная спинка, если смотреть на рыбу сверху, будет сливаться с темным фоном дна» — так написал об окраске рыб писатель и биолог В. Сабунаев.

Если рыба живет в гуще водорослей, то она может быть окрашена в блекло-зеленый цвет, а красно-бурая треска сливается по цвету с красноватой морской капустой.

Рыбки обладают способностью изменять окраску в зависимости от цвета дна. У окуня и щуки, живущих в прозрачной воде в неглубоких местах, где дно золотисто-желтое, песчаное, окраска спины и боков светлая, со слабыми полосами и пятнышками, в торфяных мутных водах с темным дном эти рыбы темные, а среди водорослей — зеленоватые.

У рыбы камбалы есть удивительное свойство! На ее теле такой же рисунок, как на окружающем ее грунте. Если камбала окажется в другом месте, то и узор на ее теле становится другим.

Помогает рыбам прятаться и форма тела. В далекой Бразилии водится рыба, которая называется Вялый лист. Тело у нее плоское, зеленовато-оливкового цвета с темными полосками, очень похожее на лист тополя, украшенный прожилками. На губе у этой рыбы отросток, напоминающий черешок листа. Среди опавших тополиных листьев, лежащих на дне мелкого ручейка, эту хитрую рыбку ни за что не заметишь!

Рыбы вообще замечательно умеют играть в прятки!

Знают укромные местечки под камнями, корягами, среди водорослей. Некоторые рыбы зарываются в песок (бычок, камбала).

Где живут, рыбы?

Морские — в морях и океанах. Они прекрасно чувствуют себя в соленой воде.

Каких вы знаете морских рыб?

Верно! Акула, морской окунь, треска, скумбрия, сельдь.

Другие рыбы облюбовали реки и ручьи, озера и пруды, в которых вода пресная. Этих рыб называют пресноводными.

Вспомните, каких вы знаете пресноводных рыб?

Правильно! Это щука и карась, плотва, сом, налим, лещ и карп.

Есть рыбы, которые одну часть жизни проводят в пресной речной воде, а другую — в морях. К ним относятся лосось и осетр. Таких рыб называют проходными.

Для рыб очень важна температура воды! Рыбы южных водоемов (сазан, лещ, сом, осетр) зимой засыпают, их тело покрывается слизью, они не плавают и не едят.

А вот налим, наоборот, любит холод. О нем говорят: «В зимний холод налим молод». Он и икру мечет осенью и зимой. В жару налимы забиваются в норы и ямы и впадают в оцепенение. Неприхотливые рыбы — щука, окунь, плотва — великолепно чувствуют себя и в холодной, и в теплой воде (от 3°С до ЗОС). Карась выживает и в прудах, промерзающих до дна. Замороженные, вмерзшие в лед окунь и налим при медленном оттаивании оживают и весело резвятся в воде! Рыб называют холоднокровными животными — температура их тела такая же, как у окружающей среды.

Каких только удивительных рыб не водится в морях, реках и озерах!

Странная, на наш взгляд, форма тела помогает им прятаться и добывать пищу. Многие рыбы похожи на инструменты, которыми пользуются люди.

У рыбы-меча верхняя челюсть похожа на меч. Эта крупная хищная рыба весит до трехсот килограммов. Рыба-сабля напоминает саблю.

Нож-рыба имеет тело, похожее на острый нож. Она умеет плавать хвостом вперед.

Молот-рыба — акула с головой в виде молота. Эта хищная акула живет в Атлантическом и Тихом океанах.

У рыбы-пилы голова в зубцах как у пилы.

Многие рыбы похожи на других животных.

Морской волк, живущий в Черном море, — хищная прожорливая рыба.

Морская лисица — крупная акула с очень длинным хвостом. Она бьет им по воде и оглушает рыбу.

Рыба-кошка, поймав рыбку, играет с ней, как кошка с мышкой.

Рыба-еж — покрыта длинными иглами.

Некоторые рыбы называются по профессиям людей.

Рыба-лоцман. Сопровождает акулу в ее странствиях по океану.

Рыба-землекоп любит копаться в земле.

Рыбка-клоун — забавная рыбка, похожая на игрушку «Ванька-встанька».

Рыба-солдат — небольшая ярко-красная рыбка с продольными белыми полосками.

Как размножаются рыбы?

Большая часть рыб весной и летом откладывают икринки. Икринок у рыб очень много! Если бы из каждой икринки вывелась рыбка, то океаны, моря и реки вышли бы из берегов.

Чтобы отложить икру, рыбы выбирают тихие, укромные уголки — среди затопленных коряг, под камнями или скалами, иногда они мечут икру на листья, ветки и стебли растений. Икринки клейкие и не растекаются по воде, а прилипают там, где их отложили.

Лососи копают на дне ямки, откладывают в них икру, а сверху прикрывают камешками.

Хищные акулы откладывают не икринки, а большие яйца, покрытые твердой скорлупой.

Маленькая рыбка, которая называется колюшкой, строит для своих детей самый настоящий дом! Самец выкапывает небольшую ямку, устилает ее водорослями, потом из стеблей и корешков трав возводит крышу и стены и скрепляет их клейкой слизью. Дом колюшки похож на шарик, у него два входа, побольше и поменьше.

Самочка откладывает в домике икринки и уплывает. После этого заботливый папа закрывает одно отверстие и остается возле другого охранять икру.

На врагов он бросается отважно — щиплет их, колет иглами и прогоняет! Отец не оставляет без присмотра и молодых рыбок-мальков! Отгоняет от них хищников. И только через десять—двенадцать дней, когда мальки подрастают, предоставляет им свободу.

Сколько живут рыбы?

Оказывается, от пяти до ста лет!

Мелкие рыбешки живут меньше, а крупные — щука, сом, осетр — доживают до глубокой старости. Ведь в водоемах у них нет врагов! Если не попадутся на крючок удачливого рыболова, то будут жить очень долго.

В подводном царстве у рыб тоже бывают «профессии».

Есть рыбы – «доктора» и рыбы – «санитары».

Чешуя некоторых рыб (например, линя) покрыта обильной слизью. Раненые рыбки, сорвавшиеся с крючка или спасшиеся от острых зубов хищника стараются потереться о рыбу, покрытую слизью. Ведь эта слизь не простая, она может залечивать раны.

Больным рыбам помогают и рыбы-«санитары». Они очищают плавники и тело от рачков, клещиков, кусочков содранной кожи. Большим рыбам они очищают рот и зубы, будто живые зубные щетки! К «санитарам» выстраиваются длинные очереди, рыбы терпеливо ждут, когда «санитар» займется ими. Маленькие ловкие рыбки смело заплывают в пасть хищников, и те их никогда не едят!

Рыбы-чистильщики обычно окрашены в ярко-желтый или оранжевый цвета, их легко заметить издали.

Есть и хитрые рыбки, они не помогают рыбам, а лишь подделываются под «санитаров» своей окраской.

Кто любит полакомиться рыбкой?

Может быть, вы наблюдали такую картину: чайки низко носятся над рекой, описывая круг за кругом. Заметив рыбку, они камнем падают в воду и с добычей взмывают вверх. Прекрасные рыболовы и орланы-белохвосты, и гагары, и утки-кряквы.

Пеликаны, собираясь стаей, хлопают крыльями по воде, гонят рыбок к берегу. На мели съедают их.

И шустрые зверьки — норки и выдры — умело ловят рыбу. Выдра великолепно плавает. Она ныряет за рыбой. А норка рыбачит у берега. Она даже запасает рыбу впрок, высушивая ее на ветках деревьев.

Бурый медведь и его северный родственник — белый медведь — большие охотники до рыбы!

Хищные рыбы поедают более мелкую рыбу. Но, как правило, охотятся они за больными, ослабленными или ранеными рыбами.

Оказывается, угоститься рыбой могут и некоторые растения!

Читайте также:  Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности

Например, пузырчатка. У этого растения есть пузырьки, прикрывающиеся крышками. Попав в пузырек, мелкая рыбешка уже не может из него выбраться! А приманивает рыбок пузырчатка длинными волосками, очень похожими на червяков.

С древних времен ловили рыбу и люди.

В старину рыб в реках было такое великое множество, что ее доставали руками из-под коряг, камней, а в часы отлива собирали на морских отмелях.

В северных морях рыбу били острой палкой с костяным или каменным наконечником — гарпуном.

А древняя удочка выглядела так: удилище делали из гибкого прочного ивового прута, лесу — из жил животных или полосок шкуры, а вместо крючка использовали обтесанный камешек. Порой крючки делали из дерева или кости. Из ивовых ветвей рыбаки плели большие корзины и ставили их в ручьях и узких протоках — на пути рыб. Позднее рыбу стали ловить сетями, сплетенными из жил и кожи зверей, из прочных стеблей растений (например, крапивы). Сейчас сети плетут из синтетических нитей.

Рыба — любимая еда на нашем столе! Она очень полезная, вкусная и питательная!

Рыбу консервируют, замораживают, засаливают, маринуют. Из нее варят уху, готовят жаркое, а начинку из рыбы кладут в пироги. Ее коптят в специальных коптильнях, получая рыбу холодного и горячего копчения. Чтобы приготовить все эти блюда, нужно выловить очень много рыбы!

Рыбаки знают, где ловить рыбу. С помощью вертолетов, самолетов, специальных приборов — эхолотов — они разыскивают в морях косяки рыб. Помогают им и морские охотницы — чайки. Там, где они с криками кружатся над водой, хватают рыбу, может оказаться и большая стая рыб.

Многие некрупные, но вкусные рыбки — сайры, сардины, кильки — очень любопытны! Увидев свет, они слетаются на него словно бабочки.

Рыбаки используют это свойство рыб, помещая под воду яркий фонарь, а потом мощным насосом засасывают воду с рыбами на палубу корабля.

Современные рыбаки ловят рыбу специальными тралами — огромными сетчатыми мешками. Их тащит за собой морское судно. Когда мешок наполняется рыбой, его поднимают на палубу. Так можно поймать за один раз до десяти тонн рыбы!

Есть корабли, на которых рыбу очищают, обрабатывают, консервируют или замораживают. Их называют плавучими рыбозаводами.

Рыболовы любят посидеть с удочкой на берегу реки или озера.

Дорогие ребята! Были ли вы когда-нибудь на рыбалке?

Представьте, что летним солнечным утром вы устроились на деревянном мостике у реки и закинули удочку.

На мелководье, среди золотистых песков, резвятся мальки. Спокойна гладь реки. Заросли кудрявого ивняка, словно в зеркале, отражаются в тихих водах. Глаз радуют и быстрые серебристые струйки, и желтые цветы кубышки, покачивающиеся на воде возле гладких крупных листьев.

Чудесно пахнут медом цветущие болотные травы. От реки тянет влажной свежестью.

У воды

У воды замру без движения,

Тени рыб гуляют на дне.

Серебристых ракит отражение,

Словно сумрачный лес в глубине.

Корни темной коряги с плеском

Огибает струя за струей.

Жду, когда натянется леска

И рыбешка блеснет чешуей.

На цветах высыхают росы,

Наливается медом зной.

Травы, словно русалочьи косы,

Сколько рыб я поймаю, не важно.

Может статься, и ни одной,

Но напьюсь я свежестью влажной,

Надышусь речной тишиной!

Не так уж важен улов, но до чего приятно посидеть с удочкой у воды!

1. Какие животные называются рыбами?

2. Где живут рыбы?

3. Как выглядят рыбы?

4. Чем питаются рыбы?

5. Где рыбы мечут икру?

6. Как окраска и форма тела помогают рыбам прятаться?

7. Кто любит угоститься рыбой?

8. Как в старину ловили рыбу?

9. Как ловят рыбу современные рыбаки?

10. Приходилось ли вам ходить на рыбалку? Расскажите об этом.

«Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Рыбы»

Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.

О ком эта загадка? (о рыбе).

Пальчиковая гимнастика «жил да был один налим»
Жил да был один налим, (плавные движения сложенными ладошками,
имитирующие движения плавников)
Два ерша дружили с ним, (ладони раздвинуты; движения ладонями
порознь)
Прилетали к ним три утки (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
По четыре раза в сутки (сжимать и разжимать кулачки)
И учили их считать: (загибать пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять

Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).
Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).
Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).
Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.).
Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке. в аквариуме.
Что есть у рыбы?
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Подвижная игра «Аквариум»
Улитки ползут, (передвигаются по кругу в полуприседе, сложив
Свои домики везут. Руки за спиной)
Рогами шевелят, (Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков
На рыбок глядят. Ритмично наклоняют голову влево-вправо)

Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу мелкими шажками,
Плавничками гребут. Опустив руки вдоль туловища; движения
Влево, впра
·во поворот, только ладонями вперед-назад)
А теперь наоборот. (Плавные повороты туловища влево-вправо и наоб.

Логопед: Отгадайте загадки, найдите – отгадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Колюч, да не еж
Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка. (золотая)

Ярко – красный или черный,
Очень резвый и проворный,
Длинный острый хвостик носит
И зовется . (меченосец)

Рассказ – сравнение.
Чем они отличаются и чем похожи?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; а аквариумными рыбками мы любуемся».

Игра «Назови ласково»
Дельфин- дельфинчик
Сом- сомик
Краб- крабик
Звезда- звездочка
Щука- щучка
Карась- карасик
Касатка- касаточка

Логопед: Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.
Логопед приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)
Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)
А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай.
Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Физкультминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (встряхиваем руками)

Рассказ «Интересное слово-рыба»

Жил-был один человек, который любил ловить рыбу. (рыбак, рыболов)
И у него была жена, она тоже любила ловить рыбу. (рыбачка)
Рано утром проснулся рыбак и пошел, куда? (на рыбалку)
Взял удочку ,а забыл, какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)
Сидит, удочку закинул в речку. Что он делает? (рыбачит)
Поймал сначала маленькую рыбу. Как он ее назвал?(рыбешка)
А потом большую (рыбина)
Пришел домой и сварил суп из рыбы.(рыбный)
Он был доволен.

Стихотворение «Пруд» (прохлопать по слогам)
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут-
Эти маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.

Как вы догадались, где какая рыба?
О ком мы сегодня говорили?
Что нового мы узнали о рыбах?
Занятие окончено.

  • 000929bf-1ac0a540
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 1

Конспект занятия на тему “Рыбы”

Данное занятие познакомит детей с представителями класса рыбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему “Рыбы”»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РЫБЫ»

Автор – составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели: познакомить учащихся с характеристикой класса рыб, разнообразием представителей данного класса; воспитание любознательности, бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: цветные карандаши, раскраски «Аквариум».

Наглядные пособия: картинки с изображением рыб.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся еще с одним классом животных –рыбами.

2.Рассказ с демонстрацией.

Мир рыб отличается огромнейшим разнообразием видов. По возрасту рыбы – самые древние из всех позвоночных животных. Представители этого класса животных живут в морях и водоемах с пресной водой, у поверхности водоема и на его глубине, при высокой и низкой температуре. У всех рыб есть общие особенности, связанные со средой обитания.

Размеры рыб Их размеры разнообразны: длина тела бычка пандака около 1 см., а длина тела китовой акулы до 15 метров. Одни из них весят несколько тонн, другие – всего несколько грамм. Например: обыкновенный сом весит до 200 кг, скат манта – до 4 тонн, китовая акула – 30 тонн (вес ее печени достигает веса около тонны).

Продолжительность жизни рыб Продолжительность жизни у разных видов рыб весьма различна. Есть среди них долгожители (белуги живут более 100 лет). Рыбы некоторых видов погибают после первого нереста. Это, например, дальневосточные лососи, угри. Определить возраст рыбы возможно по некоторым костям и чешуе рыб. Рыба растет, но в течение года она растет неравномерно. Есть периоды замедленного и ускоренного роста рыбы, поэтому по мере ее роста на чешуе образуются кольца, по которым можно надежно определить возраст рыбы. У некоторых рыб – окуней, налима и других – такие же кольца можно наблюдать на жаберных крышках. Возраст акул и осетровых рыб удобнее всего проследить по костям плавников.

Кожа и чешуя Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она состоит из отдельных костных пластинок, расположенных определенным образом на теле. Цвет и блеск зависит от обилия в коже кристалликов гуанина. Если взять рыбу в руки, то она очень скользкая, потому, что кожа рыб с помощью особых желез выделяет слизь. Она выполняет роль смазки и уменьшает трение воды о тело рыбы.

Плавники При плавании большую роль играют плавники. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. Различают хвостовой, анальный, грудные (парные), брюшные (парные).

Как движутся рыбы Для движения рыб очень важны плавники, их размер и форма. Конструкторы подводной лодки позаимствовали ее форму у самых быстрых пловцов – таких, как, например, тунец. Тело у него обтекаемое, а спинной и анальный плавники небольшие, они служат стабилизаторами. Когда тунец плывет быстро, плавники прижаты к телу, и он становится похожим на торпеду, а чтобы замедлить движение, плавники расправляются.

Некоторые рыбы используют плавники не только для плавания, но и для передвижения по суше. Анабас, или ползун, переползает из водоема в водоем с помощью сильных грудных плавников. Илистый прыгун прыгает по берегу, добывая пищу, и даже поднимается по растениям в мангровых зарослях.

Есть и такие рыбы, которые летают по воздуху – и тоже с помощью плавников. У одних полет планирующий – они выскакивают из воды и преодолевают большие расстояния, до 200 м, а с попутным ветром и дальше. Чаще всего они проделывают это, спасаясь от хищников. Эту большую группу рыб называют летучими. Другие рыбы обладают машущим полетом. Они взмахивают сильно увеличенными грудными плавниками, как крыльями. У них прекрасно развиты мышцы, к которым крепятся кости плавников. Эти рыбы даже имеют киль, немного напоминающий киль птиц.

Как дышат рыбы Рыбы дышат жабрами. В этих органах, как и в легких человека, происходит обогащение крови кислородом, только газ этот поступает не из воздуха, а из воды. Одни рыбы пользуются только жабрами, у других есть дополнительные способы дыхания. Наверное, многие замечали, что при недостатке кислорода в аквариуме рыбы поднимаются на поверхность и начинают захватывать атмосферный воздух. Но так дышать атмосферным воздухом в течение долгого времени рыбы не могут, поэтому некоторые из них приспособились дышать другими органами. Карп, линь, карась часто обитают в прудах с затхлой водой; тогда одних жабр для дыхания им не хватает, и они дышат поверхностью кожи. Карась и угорь в корзине с сырой травой могут жить более двенадцати часов. Вьюн – небольшая рыбка, населяющая многие заболоченные водоемы, может дышать и жабрами, и с помощью кишечника. Когда водоем пересыхает, вьюн впадает в спячку, что еще более снижает потребность организма в кислороде. В сильную засуху он зарывается в ил. На поверхности ила часто образуется такая плотная корка, что по ней можно ехать на машине. А вьюну хоть бы что. Он не погибает и после дождей вновь перебирается в воду. Настоящие легкие образовались из плавательного пузыря у двоякодышащих рыб. Исключительно долго без воды может жить африканская двоякодышащая рыба протоптериус. Когда водоемы пересыхают, она устраивает из ила и слизи, выделяемой телом, особый кокон с крышечкой. В нем протоптериус проводит все засушливое время года, то есть около шести месяцев. В таких коконах его перевозят на тысячи километров. Эта рыба может находиться в спячке более трех лет! Если кокон положить в теплую воду, он растворяется – и рыба начинает плавать, как ни в чем не бывало. Очень долго может обходиться без воды илистый прыгун. Охотясь за насекомыми, он проводит на суше много часов. Пойманных прыгунов держали по шесть суток на влажном песке, и они чувствовали себя вполне нормально. Дышат прыгуны, помимо жабр, кожей и полостью рта.

Органы чувств рыб У рыб есть те же пять чувств, что и у человека, – это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Кроме этих чувств, у них есть шестое, присущее только рыбам. Орган этого чувства – орган боковой линии – позволяет им воспринимать колебания воды вокруг них, которые возникают от любого движения – волн, проплывающих мимо рыб и других животных или предметов. Боковая линия помогает рыбам ощущать движение своей стаи. Слепые пещерные рыбы, например, прекрасно ориентируются с помощью боковой линии: волны возникающие от их собственного движения, отражаются от камней и других препятствий и возвращаются к ним. Хищные рыбы, потерявшие зрение, прекрасно ловят добычу. Да и рыбы с нормальным зрением пользуются этой способностью в темноте и мутной воде. Боковая линия у разных рыб выражена неодинаково. У одних она развита и имеет выход наружу в чешуйках. У других она неполная, выражена слабо или вовсе не видна.

«Нем, как рыба» – это утверждение не соответствует действительности. Рыбы прекрасно слышат и издают самые разнообразные звуки. Наружного уха, как у человека, у рыбы нет. Ее орган слуха расположен внутри головы, он так и называется «внутреннее ухо». Почему же в таком случае рыб долгое время считали немыми? Дело в том, что звуки, издаваемыми ими, лежат вне пределов слышимости для человека. Звуки рыб ученые записывают с помощью особых приборов. Вот какие звуки издают некоторые из них: морской карась – крякает; морская свистулька – свистит; речной сом – хрюкает; камбала – звуки арфы или колокольный звон; барабанщики – кудахчет будто наседка; ставрида – лает, сцены – урчание, хрюканье, писк, лай; морской петух – «трек, трек»; скат морской кот – «ух-ух»(после приема пищи).

Глаз рыбы хитроумно приспособлен к работе в воде. У рыб нет век, ни слезных желез, потому что их глаза не страдают от высыхания, как нежные глаза сухопутных животных. Глаза у рыб связаны с мозгом независимо друг от друга, что позволяет некоторым рыбам двигать каждым глазом отдельно. Особенно развито зрение у многих хищных рыб, потому что оно помогает им находить и ловить добычу. Расположение глаз зависит от образа жизни. У толстолобика глаза расположены очень низко, под большим лбом; камбалы – на той стороне, которая находится сверху; у морских игл и морских коньков – глаза могут вращаться в разные стороны; у четырехглазки – глаза разделены на верхнюю и нижнюю половину темной поперечной полоской – это позволяет ей видеть одинаково в водной и воздушной среде. По мнению ученых, рыбы различают все цвета. Правда ведут себя при разном освещении по- разному: либо никак, беспокоятся, собираются в стаи и т.д.

Окраска рыб разнообразная, например, рыба-лапша, рыба-игла – прозрачные. Рыбы, обитающие в водах теплых морей, имеют пеструю окраску. Многие представители этого класса обладают покровительственной окраской. А некоторые, например, камбала, морские собачки изменяют цвет в зависимости от окружающей среды. Во многом окраска рыбы зависит от того, где она живет, но общее правило такое: спинка темная, а брюшко светлое. Так она менее заметна и при взгляде сверху, и снизу.

Забота о потомстве Для большинства видов рыб нерест – дело простое, но у многих рыб есть оригинальные и сложные способы воспроизведения потомства. Аквариумная рыбка копелла Арнольда выводит потомство над водой. Оба родителя выпрыгивают из воды одновременно, и самка во время прыжка выметывает несколько икринок и приклеивает их на нижнюю поверхность свисающего над водой листа растений, который рыбки облюбовали заранее. После того как за 6-8 прыжков вся икра выметана, самка удаляется. Самец же остается ухаживать за икрой. Лабиринтовые гурами, петушки строят гнезда из пузырьков воздуха, обработанного специальным секретом желез. Самец петушка заглатывает воздух и выплевывает пузырек, который долго не лопается. Сверху гнездо выглядит как комок пены. Некоторые акулы и скаты выметывают яйца, покрытые толстой, роговой капсулой, защищающей зародыши от врагов. Нитевидные отростки помогают яйцам удерживаться за водяные растения. Самец колюшки делает гнездо из веточек водяных растений и водорослей. Он собирает кусочки водорослей, смазывает их клейкими выделениями и аккуратно вылепливает гнездо, похожее на шар. В гнездо ведет отверстие – вход. На такое строительство уходит несколько дней. Когда строительство гнезда окончено, самец приглашает в гнездо самку (или несколько самок по очереди), пока гнездо не заполнится икрой в нужном количестве. Затем самец остается присматривать за гнездом и рьяно охраняет его и молодь. Некоторые рыбы гнезд не строят, а заботятся о потомстве по-другому. У морских коньков заботу о подрастающем поколении берет на себя самец. Самец морского конька вынашивает икру у себя в специальном желобке на брюшке. Даже после того, как мальки вылупятся из икринок, самец некоторое время носит их в сумке. Когда детям подходит время покидать это убежище, он выгибает тело дугой, освобождая путь наружу. Другой способ защиты от вымирания имеется у нескольких очень далеких друг от друга групп рыб. Около одного процента рыб «рождают» живых детенышей. У них икра развивается в теле самки, и на свет появляются вполне готовые к жизни рыбки. Это называется яйцеживорождением. К живородящим рыбам относятся самые распространенные среди аквариумных рыб – гуппи.

Читайте также:  Конспект на тему Цветы

3. Игра «Подскажи словечко»

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)

Если это рыба – у нее … (улыба)

Если это рыбина – у неё … (улыбина).

Если эта рыбища – у нее … (улыбища).

Давайте улыбнемся друг другу.

4. Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_starshih_doshkolnikov.docx109.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

Памятка для родителей

«Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

Смирнова Светлана Михайловна

г. Нижнекамск, 2016 г.

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений . Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Узнавание неречевых звуков

Цель – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще.

Игра «Разведчик». Предложите ребёнку послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что ты слышишь? Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Игра “Шумящие мешочки”. Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра “Похлопаем”. Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук, если проблем нет — выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Раз, два, три — быстрей сообрази!

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

  • Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
  • Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
  • Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп. ).
  • Подбери слово, в котором первый звук – с, а последний – к.

Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.

Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра “Что лишнее?”. Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

На ф ормирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

Игра “Где нужный звук?

На формирование умения определять место звука в словах.
Взрослый показывает картинки или называет ребенку слова с определенным звуком, ребенок должен указать на место звука в слове: в начале, середине, конце.

Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет: “Бумага”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я слово назову правильно, ты хлопаешь, если я ошибусь – топаешь”. Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.

Игра «Рифмовочки». Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. Пень – день, топот – кубик, майка – байка и т.п. Как усложнение, взрослый произносит слово и просит ребёнка добавить к нему рифму, чтобы получился «стишок».

Мишка – …, галка -…, ком -…, компот -…, банки -…, пакет – …

Игра “Телеграф”. Взрослый предлагает поделить слова на части (слоги), одновременно проговаривая и прохлопывая: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на. Как усложнение – ребёнок должен сосчитать количество слогов.

На развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

Игра “Сколько звуков “

На развитие умения определять количество звуков в слове.
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.

Игра “Какое слово получилось “

На формирование навыка звукового синтеза.
Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

Игра “Найди звук”

Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.
Примерный речевой материал. Ма. (к), мо. (х), ро. (г), ко..(т), забо. (р) и т.д.

Статья “Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.”

Развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух это способность человека слышать отдельные звуки (фонемы) в слове, то есть способность отличать один звук от другого.

Для чего же нужен ребенку хороший фонематический слух?

В первую очередь, это нужно для подготовки дошкольников к освоению грамоты. Методика обучения чтению и грамоте основана на звуковом анализе слова. Необходимо развивать умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков оно состоит , уметь анализировать его звуковой состав. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Это приводит к таким речевым нарушениям, как дисграфия, а это влечет за собой новые проблемы: наблюдается снижение успеваемости, неуверенность в своих силах.

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематическоговосприятия и развитие навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Фонематическое восприятие – это способность воспроизводить на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка. Ребенок с правильным восприятием хорошо узнает звуки в чужой речи и связывает их с нужной буквой.

Но чистая речь зависит не только от фонетического восприятия. Для того, чтобы правильно произносить звук, нужно иметь хорошо развитый речевой аппарат, т. е. чтобы органы речи были достаточно подвижны для выполнения артикуляционных движений.

Работа над произношением состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов:

обследование речи и произношения ребенка;

развитие правильной артикуляции ;

закрепление правильного произношения в свободной речи;

развитие фонетического восприятия;

навыки звукового анализа предложения и слова.

Упражнения по развитию фонематического слухатесно связаны с правильной артикуляцией звуков. Точное воспроизведение звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, стимулирует лучшее слуховое восприятие.

Работа проводится в следующей последовательности:

знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах);

различие изолированного звука, связанного с конкретным образом;

узнавание звука в слове;

определение места звука в слове ( в начале, в конце, в середине);

различие на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые – мягкие);

придумывание слов на определенный звук;

сформировать у детей системы четко различаемых, противопоставляемых друг другу звуков;

научить произносить слова различной слоговой сложности;

свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Игра и игровые методы – это доступная и основная форма деятельности ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали выполнение поставленной задачи.

Вашему вниманию предлагается комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, которые способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

“Поймай звук”

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.)

“Где прячется звук?”

Цель.Формирование умения находить заданный звук в словах

Оборудование. Предметные картинки

Ход игры. Педагог демонстрирует и называет детям картинки, в одной из которых есть заданный звук. Дети должны указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук

Усложнение. В двух картинках может быть заданный звук. Увеличение количества картинок. Близкие по звучанию звуки.

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук

Оборудование. Клубочек

Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: “По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите”. Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.

“Кто в домике живет?”

Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

“Поймай слово”

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.

“Какой звук чаще всего слышим?”

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щеки.

Скажи потише: «Шесть мышат»,

И – сразу мыши зашуршат.

“Поймай гласный /согласный”

Цель.Формирование слухового внимания, закрепление понятий “звук”, “гласный”, “согласный”.

Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.

“Хлопни-топни”

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков

Ход игры. Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из позиционных звуков и топнуть, услышав другой

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Оборудование. Игрушка Попугай

Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

“Прохлопай как я”

Цель. Формировать слуховое внимание, развивать фонетический слух, чувство ритма.

Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \ \ или \ и др. , ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

“Весёлый бубен”

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование.Бубен

Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

” Рисуем ритмы”

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование.Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами.

Ход игры. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.

Ход игры. Педагог создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети должны безошибочно повторить.

“Звук убежал”

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.

Ход игры. Педагог произносит слово, не договаривая последний звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.

Примерный речевой материал. Ма. (к), мо. (х), ро. (г), ко..(т), забо. (р) и т.д.

“Слог убежал”

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.

Ход игры. Игра проводится после ознакомления детей с понятием “слог”. Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Дети должны правильно договорить слово и назвать слог, который “убежал”.

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Игра проводится после ознакомления детей с понятием “слог”. Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог.

“Веселые квадратики”

Цель.Формирование слухового внимания, закрепление понятий “звук”, “гласный”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.

Оборудование.Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.

Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

Цель.Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий “звук”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.

Оборудование.Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.

Ход игры. Педагог и ребенок распределяют роли “взрослого” и “малыша”. “Взрослый” бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, ” малыш” смягчает предложенный звук и возвращает мяч “взрослому”.

“Твердое и мягкое”

Цель.Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий “звук”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.

Оборудование.Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.

Ход игры. Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий – к подушечке.

“Отгадай слово” (“Собери слово”)

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки

Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

“Слова” (см. “Цепочка”)

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование. Мяч

Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

“Первый и последний”

Цель. Формировать навык звукового анализа, умения выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование. Мяч, картинки

Ход игры. Педагог раздает картинки детям и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.

“Назови по-порядку” (мяч)

Цель. Формировать навык звукового анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

Оборудование. “Волшебная палочка”, картинки.

Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать “волшебную палочку”. Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет по-порядку звуки из которых состоит слово на его картинке.

Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-“улиткины дорожки”.

“Живые звуки”

Цель. Учить находить место заданного звука в слове.

Ход игры. Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

“Звук на место”

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У педагога- набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

“Где наш дом?”

Цель. Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

“Считаем звуки”

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Пуговицы или фишки

Ход игры. Педагог называет слово,ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.

“Звуковые дорожки”

Цель. Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звукового анализа.

Оборудование. Прямоугольники, разделенные на клетки. Красные, синие и зеленые фишки или квадратики. Картинки

Ход игры. Каждый ребенок получает прямоугольник (“звуковую дорожку”) и цветные квадратики для обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и выложить схему слова с помощью квадратиков.

“Придумай слово”

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры. Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова.

“Домики для слов”

Цель. Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звукового анализа и синтеза.

Оборудование. Листы бумаги в крупную клетку, цветные карандаши или фишки (синий, зеленый, красный)

Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание зарисовать схему слова (“поселить каждый звук в свою квартиру”). Дети используют для обозначения гласных звуков красный карандаш, для обозначения твердых согласных – синий, а для обозначения мягких согласных – зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя звуковой анализ слова.

Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

“Сколько слогов?”

Цель. Закрепление навыков слогового анализа слов, развитие фонетического слуха.

Оборудование. Набор цифр у каждого ребенка, картинки.

Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в лове.

Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

Усложнение. Дети должны построиться в том порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает соответствующий материал)

Эти игры в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции и, в целом, способствуют лучшей подготовке детей к процессу обучения в школе.

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки – слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний.
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

ХОХ
ХХХ
ОХО

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Игры по формированию фонематического слуха были представлены на семинаре-практикуме и получили положительную оценку учителей-логопедов.

Ссылка на основную публикацию