Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Р] – [Л] в слогах, словах и предложениях»
Подготовила:
учитель-логопед
МКОУ «Толпинская СОШ»
Фомина Е. А.
Тип урока: индивидуальное логопедическое занятие.
Цель: развитие слуховой, кинетической и кинестетической дифференцировки звуков [р] – [л].
- закрепление знаний о механизме образования звуков [р]-[л];
- обогащение словарного запаса.
- развитие фонематического восприятия на акустические образы
- закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении.
- развитие моторики и подвижности артикуляционного аппарата;
- формирование нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада;
- развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
- Воспитательная
- воспитание интереса к занятиям, трудолюбия, настойчивости.
Планируемые результаты:
Учащийся имеет представление:
- о механизме образования звуков [Р]-[Л];
- О важности выполнения артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений на начальном этапе занятия.
- артикуляционную характеристику звуков;
- различия между звуком и буквой;
- выполнять артикуляционную, дыхательную гимнастику;
- выполнять игровые задания и упражнения;
- правильно произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложении;
- различать на слух звуков [Р]-[Л];
- составлять предложение.
Ход занятия:
- Психогимнастика.
— Мы пойдем с тобой гулять в сказочный лес. Мы пойдем спокойно, не торопясь, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы леса. Вокруг высокие сосны, мы ими полюбуемся. Мы слышим, как под ногами снежок. Вдохнем полной грудью чудесный лесной воздух – и выдохнем. Вдохнем и выдохнем. Тут из-за дерева выглянул луч солнца и попал тебе на лицо. Сильно – сильно зажмурь глаза, напряги лицо. Еще сильнее. Держим напряжение. Держим. Спрятался лучик — расслабили лицо и глаза. Как приятно! А вот с сосновой ветки тебе на ручки упал холодный снег. Холодно. Напряги ручки. Расслабь. Напряги. Расслабь. Ручки согрелись. Теперь нам пора возвращаться в кабинет. Открой глазки. Мы вернулись.
— Сегодня у нас не простое занятие, а путешествие по сказочному лесу. Под сосенками мы будем находить задания, с которыми нужно будет справиться. Но для начала давай выполним артикуляционную гимнастику.
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнение «Лошадка».
- Упражнение Дятел».
- Упражнение «Комарик».
- Упражнение «Балалайка».
- Упражнение «Заведи мотор».
- Механизм образования звуков [Р] -[Л].
Давай произнесем звук [р] и посмотрим, где находится язычок. (Язык широкий. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Поступившего из гортани в ротовую полость. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
— А теперь звук [л]. Где находится язычок? (Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.)
- Дифференциация в слогах.
— Повтори за мной слоги:
- Дифференциация в словах.
— Назови предметы, которые ты видишь на картинке:
- Пальчиковая гимнастика.
— Давай немножко отдохнем, выполнив упражнения для пальчиков.
1) «Упражнение «В гости».
В гости к пальчику большому
(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому
(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)
Сам забрался на порог.
(постучать кулачками друг о друга)
(ритмично сжимать пальцы в кулачки и разжимать)
Друг без друга нам нельзя!
(соединить руки в «замок»)
2) Упражнение с мячом-ёжиком.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку (соответственно)
Будто я сметаю крошку (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
мяч летает между рук!
- Дифференциация в предложение.
— Прочитай предложение и закончи его.
Рома распевал романсы, и Алла ему подпе… . |
Волк выл громко на луну, и волчица вы… громко на луну. |
На лугу скакал зайка, а за ним бежа… Лайка. |
- Рефлексия.
— На этом наше занятие закончилось.
Если ты считаешь, что наша прогулка была полезной, и тебе понравилась, возьми себе солнышко. Если нет, тучку.
Список используемой литературы:
- Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи/ Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2013. – 120 с.: ил.
- Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2006. – 174 с..
- Крупченко О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2013. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [л]-[р]
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению
Тема: «Звук [л]-[р]. Играем вместе с Ладой и Ромой».
Этап: дифференциация звуков [л]-[р] изолировано, в слогах, словах и предложениях.
закрепить навыки дифференциации звуков [л]-[р] по акустическим и артикуляционным признакам изолировано, в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематический слух;
развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять детей в согласовании числительных с существительными, образовании существительных и прилагательных множественного числа;
упражнять в составлении предложений;
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: игрушки или изображения детей Лады и Ромы, картинки к загадкам; картинки для изолированного произношения звуков; мяч; картинки, в названии которых есть звук [л] и [р]; сундучок, две корзинки; картинки для артикуляционной гимнастики, зеркало.
Ход занятия
Содержание этапа
Организационный момент
Л: «Собрались все дети с круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Л: «Сегодня к нам в гости пришли Лада и Рома – они лучшие друзья. Каждый из них принес с собой разные и интересные игры. Готовы ли вы играть с Ладой и Ромой?»
Объявление темы занятия
Л: «Ребята, Лада и Рома приготовили для вас загадки. Но они не могут определить, кто первый вам их загадает. Как мы можем помочь друзьям решить этот вопрос? (Ответы и предложения детей)
Загадки Лады:
Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (Лук)
С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол.
И в дупло убежал. (Белка)
Загадки Ромы:
Приказало солнце — стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет —
Рухнул мост. А щепок нет. (Радуга)
Боится лишь мороза.
В букете всем нам нравится.
Какой цветочек? (Роза)
Он пятнистый великан,
Шея длинная, как кран.
По Сафари ходит «граф»,
А зовут его … (Жираф)
Какой звук мы слышим в словах «Лампочка», «Лук», «беЛка»?
Какой звук мы слышим в словах «Радуга», «Роза», «жиРаф»?
А какие звуки мы слышим в именах «Лада» и «Рома»? ([л] и [р])
Правильно. Сегодня мы с вами не только будем играть с нашими гостями, но и учиться различать звуки [л] и [р].
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Рома приготовил для вас упражнения артикуляционной гимнастики:
«Лягушка – Слоник». Улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы; затем вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
«Месим тесто». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя», затем зубами, произносить: «Тя-тя-тя».
«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Не отрывая языка от губ, двигать его вперед-назад, как бы поглаживая ее.
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать кончиком языка.
«Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
«Дятел». Широко улыбнуться, приоткрыть рот, широким кончиком языка с силой стучать в небо за верхними зубами, произнося звуки: [д-д-д].
Лада приготовила для вас упражнения дыхательной гимнастики:
«Загони мяч». Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа.
Изолированное произношение звука.
Характеристика звуков. Анализ артикуляции
Л: «Друзья живут очень далеко от нашего детского сада. Посмотри на картинки и определи, на каком транспорте друзья прибыли к нам в гости».
Ответы детей: «Лада приплыла на пароходе. Рома приехал на машине».
Л: «Покажи, какой путь проплыла Лада. Веди пальцем по дорожке и произноси длительно звук: л-л-л.
Покажи, какой путь проехал Рома. Веди пальцем по дорожке и произноси длительно звук: р-р-р».
Анализ артикуляции звуков
Артикуляционный уклад звука Р
Л: Когда мы поем песенку моторчика (произносим звук Р): губы улыбаются широко; кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит; средняя часть спинки языка опущена; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Л: «Какой звук Р? (Звук Р – согласный, твердый, звонкий)».
Артикуляция звука Л.
Л: «Когда мы произносим звук [л]: губы в улыбке; зубы немного разомкнуты; кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы; воздух проходит по бокам языка; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит».
Л: «Какой звук Л? (Звук Л – согласный, твердый, звонкий)».
Л: «Чем похожи эти звуки? (Когда мы их произносим, язык поднят за верхние зубы). Чем отличаются? (когда произносим звук [р] язык стучит в бугорки за верхними зубами, а когда произносим звук [л] – нет)».
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет.
Автоматизация в слогах
Л: «Друзья очень любят игры с мячом. Одну из них они вам сейчас покажут».
Игра «Наоборот» (с мячом). Взрослый бросает мяч ребенку и называет слоги со звуком [л], ребенок ловит мяч и называет слоги, меняя звук [л] на [р], и наоборот.
Ра – …, ро – …, ру – …, ры – …
Ар – …, ор – …, ур – …, ыр – …
Ал – …, ол – …, ул – …, ил – …
Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Наши ноги постучали
Дружно и сильнее.
По коленкам мы ударили
Наши руки поднимайтесь
Наши руки закружились,
Завертелись, завертелись и остановились.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Автоматизация в словах
Л: «Пока мы выполняли физические упражнения, из карманов Лады и Ромы выпали картинки и перемешались».
Игра «Разложи картинки». Помоги ребятам собрать картинки и разложить их в две корзинки: в одну – слова, в названии которых есть звук [л], в другую – слова, в названии которых есть звук [р].
Игра «Посчитай». Роме очень нравится ходить на занятия по математике – больше всего он любит считать различные предметы. Поэтому, он приготовил для вас игру-считалку.
Посмотрите и назовите картинки, которые принес Рома. Посчитай изображенные на них предметы от 1 до 5.
Слова: зеркало, крыло, крокодил.
Автоматизация в словосочетаниях
Игра «Один-много».
Л: «Лада знает еще одну игру. Она будет называть вам словосочетания в единственном числе, а вы называть их во множественном числе.
Белый парус – белые паруса
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «В гости».
В гости к пальчику большому
(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому
(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)
Сам забрался на порог.
(постучать кулачками друг о друга)
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки и разжимать)
Друг без друга нам нельзя!
(Соединить руки в «замок»)
Автоматизация в предложениях
Игра «Почини предложение».
Л: «У Лады и Ромы есть любимая игра – им нравится «чинить» сломанные предложения.
Ребята по очереди будут называть вам слова, а вы попробуйте составить из них предложения, изменяя их по смыслу:
Рома, карандаш, купила, красный, мама.
Укладывать, Лада, в кроватку, кукла, спать.
Ручка, Рома, писать, тетрадь, в.
Лада, в, подмела, метлой, комната».
Лада и Рома: «Молодцы! Вы хорошо справились! Нам понравилось играть с вами!»
Итог занятия
Л: «Наше занятие подходит к концу и ребятам пора возвращаться к себе домой. Вспомните, на каком транспорте к нам в гости прибыли Лада и Рома. (Ответы детей)
Конспект занятия по теме: “Дифференциация звуков и букв Л-Р”
Конспект подгруппового занятия с учащимися 1 классов, имеющих ФФН по теме:”Дифференциация звуков и букв Л-Р”. Занятие сопровождается презентацией. В ходе занятия учащиеся учатся различать звуки и буквы Л-Р в слогах, словах, предложении. На протяжении всего занятия проводится контроль за правильным произношением звуков Р и Л. Дети учатся различать согласные на материале различной сложности, производить звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез слов. На занятии используется логоритмика (Движения со словами).
Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по теме: “Дифференциация звуков и букв Л-Р”»
Тема: «Дифференциация Р – Л»
Цель: создавать условия для формирования правильной, точной и красивой речи учащихся.
-уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (р) – (л);
-учить различать согласные р-л в устной и письменной речи на материале различной сложности;
-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками (р)- (л);
-воспитывать мотивацию логопедических занятий.
Оборудование: компьютер, проектор, цветные карандаши, карточки с буквами Р и Л, карточки –схемы слов.
Ход занятия:
1а) Назовите эти картинки. Слайд. Какой первый звук в слове РОЗА? А какой первый звук в слове ЛАНДЫШ?
б) Гласные или согласные звуки [р] и [л]?
Звонкие или глухие эти согласные?
2а) Напиши букву Р. Напиши букву Л.
б) Напиши букву Р, когда услышишь звук [р]; напиши букву Л, когда услышишь звук [л]: р, л, л, р
1а) Прочитай слоги с буквами Р и Л.
ра ро ру ры
ла ло лу лы
б) Покажи слог ро; лу и т.д.
2. Подними карточку с буквой Р, когда услышишь в слоге звук Р и карточку с буквой Л, когда услышишь в слоге звук Л: ла, ру, ро, лу.
1а) Покажи, где нарисован рак; покажи, где нарисован лак.
Назови каждую картинку.
Расскажи, что такое рак и что такое лак.
б) Какой первый звук в слове РАК? А какой первый звук в слове ЛАК?
в) Назови все звуки по порядку в слове ЛАК, …РАК
г) Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
д) Прочитай слова под картинками. Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?
В воду упал усатый… .
Мама купила розовый … .
На кровати спал… . У рабочего в руках… .
У куклы сломана … . На небе красивая жёлтая…
2.Впиши в пустые клетки соответствующую букву Л или Р
3. Повтори пары слов: лак – рак, рама – лама, Ром – лом, рука – луна.
4. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук Р.
Сожми руки в кулак, когда услышишь звук Л.
5. а) Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках (кефир, сыр, колбаса, масло, сахар и т.д.)
б) Называй каждый из продуктов и рассказывай, какой звук – [р] или [л] –есть в слове. В начале, в конце или в середине слова этот звук?
в) О каком из нарисованных продуктов ты скажешь МОЙ? – МОЯ? – МОЁ?
Медвежонок ест сладкий… . Мышка грызёт вкусный жёлтый… .
Роме не нравится копчёная… . Малыш Рома пьёт вкусное коровье… .
Рома кладёт в кашу свежее жёлтое… .
д) Какие продукты ты ещё знаешь?
6. а) Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках. Назови каждое животное. (корова, лошадь, рысь, белка, тигр, осёл)
б) Назови слова – названия животных, в которых есть звук [р], …л.
Назови слово – название животного, в котором первый звук р, л
Назовите слово – название животного, в котором последний звук р, л
в) Какие животные дикие? А какие домашние? Слайд
7. Динамическая пауза. (Под музыку дети собирают из разрезных картинок ёлку и новогодние разноцветные игрушки)
8. Назови цвет, в названии которого присутствует [р],…[л].
9. Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках. Назови каждую картинку. Слайд
Назови слова – названия инструментов, в которых есть звук [р],…[л].
Назови слово – название инструмента, в котором первый звук [р], … [л].
Назови слово – название инструмента, в котором последний звук[р].
Назови слова – названия инструментов, в середине которых есть звук [л].
9. Прочитай слова, вставляя вместо точек букву Л или Р.
Мы-.о | ко-ма. | со-.о-ма | со-.о-ка
ыл-ыл-ыл –Буратино ямку… .
ыла-ыла-ыла – Наша мышка норку… .
ара-ара-ара – Моя подруга… .
11. Итог занятия. Танец: «Неваляшки» (Дети поют и танцуют, повторяя движения за логопедом)
Список используемой литературы:
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.-СПб.: Питер Пресс, 1997
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
4. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., – 2002г.
5. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М, 1997г.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Цель: Учить дифференцировать звуки [р] -[л]
– упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л];
-дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, словосочетаниях;
-продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;
-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
-закрепить умение дифференцировать звуки [р] -[л];
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
– воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
-формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: игрушка «Русалочка»,предметные картинки: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка; картинки со звуками [р] -[л]; раскраска.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и приглашает тебя в морское путешествие. Но сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.
2. Артикуляционная гимнастика
На качелях я качаюсь:
Я до крыши поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз.
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю.
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
К нам лошадка прискакала
Стук копыт мы услыхали.
Вверх поднимем язычок,
И поскачем на лужок.
Язычок широкий, гладкий-
«Чьи зубы чище»
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, чтоб они.
Язык как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
3. Речевая зарядка
Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.
Ра-ла-ра- есть у дерева кора.
Ра-ла-ра- у апельсина кожура.
Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.
4. Игра «Закончи слово»
Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.
пи… шко… кону… ска…
иг… детво… ды… пасти…
5. Игра «Один-много»
Белый парус – белые паруса
6. Игра «Превращай-ка»
-Русалочка рассказала, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?
Я с Русалочкой вдвоем
Руки в стороны и вверх.
Наклонюсь я вправо-влево.
Вот, что делать я умею.
8. Игра «Скажи наоборот»
– Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].
• Дедушка старый, а внук (молодой).
• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).
• Зимой снега много, а весной (мало).
• Баба Яга злая, а фея (добрая).
• Суп горячий, а компот (холодный).
• Снег белый, а уголь (черный).
• Заяц трусливый, а лев (смелый).
• Ручеек мелкий, а река (глубокая).
9. «Помоги рыбкам найти свой домик»
-Помоги Русалочке расселить рыбок по домикам. В голубой домик рыбок в названии которых есть звук [р], в красный- со звуком [л].
Речевой материал: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала.
10. Игра «Какой? Какая? Какие?»
– Русалочка хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ей. Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
• Шляпа из соломы какая? – соломенная.
• Юбка в полоску какая? – полосатая.
• Варенье из груш какое? – грушевое.
• Суп из гороха какой? – гороховый.
• Свет от луны какой? – лунный.
• Серьги из серебра какие? – серебряные.
• Цветы на лугу какие? – луговые.
• Компот из фруктов какой? – фруктовый.
• Сок из смородины какой? – смородиновый.
11. Итог занятия.
-Молодец! Ты справилась со всеми заданиями. Русалочка дарит тебе раскраску.
Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л] и [л’] (подготовительная группа) «В гостях у Лунтика» Цели: Коррекционно- образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков [л] и [л’] Автоматизировать звуки в слогах, словах и словосочетаниях.
НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.
Людмила Жукова
логопед высшей категории
Конспект занятия “Дифференциация звуков Р-Л”
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков Р-Л»
Жукова Людмила Николаевна
Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.
Работать над формированием речевого дыхания.
Учить детей работать над предложением:
- Определять количество и последовательность слов в предложении.
- Упражнять в практическом употреблении предлогов.
- Выделять в предложении короткое слово – предлог.
Игра «33 богатыря», пластиковые полоски для составления схемы предложения, картинки с изображением животных, полоски с картинками для выкладывания слов из букв, звуковые домики, лоточки с песком, картины-символы букв, мяч, магический круг.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Л: Назовите гласные звуки.
Л: Почему они называются гласными?
Д: Потому, что они поются и тянутся, произносятся без преград.
Л: Как называются звуки, которые произносятся с преградой?
Л: Сядет тот, кто назовет согласный звук.
- Сообщение темы занятия.
Л: Какой третий звук в слове кол?
Л: Какой первый звук в слове рак?
Л: Сегодня мы будем учиться различать звуки р-л.
Произнесем звук «р».
Произнесем звук «л».
Чем отличаются звуки р-л?
Д: Когда мы говорим звук «р», язычок дрожит или танцует. Когда говорим звук «л», язычок прижимается к бугоркам за верхними зубами.
Л: Чем они похожи?
Д: Они оба согласные, твердые, звонкие.
- Поиграем в игру «Кто внимательный».
Л: Разделимся на две команды.
Это первая команда, это вторая.
Я вам буду читать слова.
Первая команда встает, если услышит в слове звук «р».
Вторая команда встает, если услышит в слове звук «л».
- Поиграем в игру «Какое слово лишнее».
Рама, рыба, лук, кора.
Лампа, лайка, радуга, стол.
- Д/и «Доскажи словечко».
Л: Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я читаю стихи, а вы мне поможете досказать словечко.
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг,
Пики зеленые выставил… (лук)
Над лугами, над водой,
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
- Поиграем в игру «Поставь правильно картинку».
Л: У вас на столах лежат картинки.
- Переверните картинки.
- Назовите картинки.
- Картинки, в названии которых есть звук «р», поставьте там, где картинка «радуга».
- Картинки, в названии которых есть звук «л», поставьте там, где картинка «лук».
- Проверим, правильно ли мы поставили картинки на доске.
Д: Хором по командам называют.
- Д/и «Найди домик для слова».
Волк слон баран
Л: Какой звук в слове:
- Д/и «Напиши правильно букву».
Л: Чем обозначаются звуки на письме?
Л: Буква Р- на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
А на что еще похожа буква «р»?
Л: Алфавит продолжит наш
Буква «л» – лесной шалаш.
На что еще похожа буква «л»?
Л: Сейчас вспомним, как пишутся эти буквы.
Д: Прописывают буквы на песке.
- Д/и «Волшебный круг».
Тренировочные упражнения дыхательной гимнастики.
- «Сдуем надувной мяч»
Л: Разведите руки в стороны, глубоко вдохните и выдыхайте весь воздух до конца. Сдуем огромный мяч.
Л: Подойдите к кругу. Здесь лежат слоги. Вы крутите стрелку.
Вы берете слог, на который указывает стрелка, читаете его.
Делаете вдох и произносите несколько раз: пла-пла-пла.
Крути, читай, вдохни, говори.
10. Д/и «Составь слово».
Л: Перед вами полоски.
Назовите предметы, которые на них нарисованы.
Д: Называют: шар, лук…
Л: Теперь выложите эти слова из букв.
Л: Читай, какая здесь буква? («р»)
11. Д/и «Составь предложение».
Л: Придумайте с этими словами предложение и составьте схему.
Кто готов? Говори.
Выбрать предложение и его разобрать.
Р: В лесу растет елка.
Л: Сколько слов в предложении?
Л: Назови короткое слово.
Какое второе слово в предложении? Какое четвертое слово в предложении?
Составление схемы предложения на доске.
Рыболов ловил в пруду рыбу.
12. Д/и «Дед-Словоед».
Л: Поиграем в игру «Дед-Словоед».
Рыболов ловил в пруду рыбу.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите короткое слово. (в)
- Запомните это предложение.
- Когда вы закроете глаза, придет «Дед-Словоед» и съест какое-нибудь слово.
- Закройте глаза.
Убираем слово, а дети отгадывают.
Л: Какое слово съел «Дед-Словоед»?
Л: Какой звук в этом слове? (л-л)
Прочитай предложение еще раз.
13. Д/и «Скажи предложение по кругу».
Л: Идите сюда. Встаньте в круг.
Каждый будет называть по одному слову из этого предложения.
14. Д/и «Кто кого ловит» или «Дополни предложение».
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Л: Рыбу ловит кто?
Кротов ловит кто?
Д: Рыболов, крысолов, кротолов…
Л: У вас на столах лежат таблички со словами.
- Переверните таблички.
- Прочитайте слова.
Д: Читают: рыболов, кротолов, птицелов, зверолов…
Л: Поставьте таблички на нужное место.
На доске выставлена часть предложения.
Л: Даша и Дима, читайте предложение по очереди, а вы ставьте таблички на нужное место.
Рыбу ловит рыболов.
Дима читает предложение, а дети ставят недостающие слова к началу предложения.
Л: Давайте проверим, правильно ли мы поставили нужные слова.
Д: Читают предложения полностью все хором.
Л: Найдите слова, в которых есть звук «р» и звук «л».
Д: Кротолов, крысолов, зверолов, рыболов.
Л: Выставляем слово на доску отдельно.
Давайте повторим чистоговорку:
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.
15. Итог занятия.
Какие звуки мы учились различать?
16. Оценка знаний детей.
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Д/и «Кто внимательный» (различение на слух звуков «р-л»).
- Д/и «Какое слово лишнее».
- Д/и «Доскажи словечко».
- Д/и «Поставь правильно картинку» (распределение картинок в 2 колонки).
- Д/и «Найди домик для слова» (определение звука).
- Д/и «Напиши правильно букву».
- Д/и «Волшебный круг» (дыхательная гимнастика).
- Д/и «Составь слово».
- Д/и «Составь предложение».
- Д/и «Дед-Словоед» (какое слово пропало?).
- Д/и «Скажи предложение по кругу».
- Д/и «Кто кого ловит» или «Дополни предложение».
- Итог занятия.
- Оценка знаний детей.
Опубликовано 30 Апр 2019 в 12:40. Рубрика: Методики логопеда. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.
Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности
Аннотация: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Физическое развитие
5. Речевое развитие
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкально-художественная
- Чтение
- Игровая
Развитие речи и коммуникативная деятельность
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:
- «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».
Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
Продуктивная (художественная) деятельность:
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Восприятие художественной литературы:
Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.
Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Злобина Ирина Григорьевна,
учитель-логопед
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
статья по развитию речи на тему
Развитие речи через разные виды деятельности
в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
Образовательная область «Речевое развитие» включает;
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкально-художественная
- Чтение
- Игровая
Развитие речи и коммуникативная деятельность.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения
« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»
Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.
Трудовая деятельность
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
Познавательно-исследовательская
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
Продуктивная (художественная) деятельность
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
Музыкальная деятельность
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Восприятие художественной литературы
Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.
Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.
Игровая
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_fgos.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи через разные виды деятельности
в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
Образовательная область «Речевое развитие» включает;
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкально-художественная
- Чтение
- Игровая
Развитие речи и коммуникативная деятельность.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения
« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»
Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
Продуктивная (художественная) деятельность
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Восприятие художественной литературы
Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.
Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх , дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр , дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Показать значимость развития кистевой моторики у детей.Познакомить с метода.
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени.
Выступление на методическом объединении.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн.
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени.