Занятие «Домашние птицы»
ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом
развивать общую и мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, дыхание, глазодвигательную функцию и пространственное восприятие
уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»
совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; образование притяжательных прилагательных)
закреплять навык деления слов на слоги
развивать логическое внимание, память, мышление
формировать навык сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам
Оборудование:
сюжетная картинка «Птичий двор и птичница»»; предметные картинки домашних птиц, птенцов; перышки, 3 кораблика, веревка, маска кошки, карточки с изображением домашних птиц и их птенцов, простые карандаши.
Раздаточный материал:
карточки с изображением домашних птиц и их птенцов
Предварительная работа
беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков « Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Загадки, стихи, потешки, разучивание считалочки.
Ход занятия
I Организационный момент
Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся полукругом.
Логопед: Собрались все дети в круг
Я -твой друг, и ты мой –друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
II. Введение в новую тему
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот куда вы узнаете, отгадав загадки:
Всех я вовремя бужу, Красные лапки, щиплет за пятки,
Хоть часов не завожу Беги без оглядки
Съем червя, попью водички, Распускает хвост павлином,
Хлебных крошек поищу, Ходит важным господином
А потом снесу яичко, По земле ногами -стук
Ребятишек угощу Как зовут его…
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведёт.
На доске вывешиваются картинка с «Птичий двор и птичница»
Воспитатель:
– Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? (о.д.)
– Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.
– Кто живет на птичьем дворе? (о.д.)
– Почему их называют домашние птицы? (о.д.)
Как человек заботится о домашних птицах? (о.д.)
-Чем кормят домашних птиц? (о.д.)
– Какую пользу приносят домашние птицы? (о.д.)
– Какие части тела есть у всех птиц? (о.д.)
– Чем покрыто тело птиц? (о.д.)
– Какие домашние птицы умеют плавать? (о.д.)
– Как называется домик у птиц на птицефабрике? (о.д.)
– Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)
– Ребята, птица была приручена человеком много лет назад, было это очень давно. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов это куры, утки, гуси, индюки, именно о них мы сегодня и поговорим.
– Ребята, птицы как и люди живут семьями.
– Давайте с вами назовем семью птиц ( по картинкам)
Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;
Селезень, утка, утенок – это утиная семья;
Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;
Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья
ИГРА «Кто о ком заботится?»
Курица и петух заботятся о цыпленке (о цыплятах)
Селезень и утка заботятся о утенке (о утятах)
Гусыня и гусь заботятся о гусенке (гусятах)
Индюшка и индюк заботятся об индюшонке (индюшатах)
III.Артикуляционная гимнастика (проводится стоя)
– Ребята, я хочу рассказать вам историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
– Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк
Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).
Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок»), но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).
– Однажды птенцы играли в прятки и так заигрались, что забыли про своих родителей, про то, что им не разрешали далеко уходить со двора. Когда вечером родители вышли во -двор, то там никого не было, они очень забеспокоились и начали искать своих птенцов.
ИГРА «Кто как кричит?»
-Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).
-Как курица голос подает? Значит, что она делает? (квохчет, кудахчет)
-Как утка голос подает? Значит, что она делает? (крякает)
-Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)
-Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)
– Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)
IV. Развитие мелкой моторики рук. (сидя за столами)
Воспитатель:
– Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.
Пальчиковая гимнастика «Чехарда»
У кошки было пять котят
показать пять пальцев на правой руке
А у гусыни пять гусят
показать пять пальцев на левой руке
Дети резвые в саду
Сыграть решили в чехарду
кистями рук перепрыгивать одна через другую несколько раз (на столе)
У гусят-то- крылышки,
кисти рук скрестить
У котяток – лапки
На крылышках-то перышки,
пошевелить пальцами обеих рук
На лапочках – царапки
огладить каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой
Больно ранят спинки
оскрести по столу
V. Образование притяжательных прилагательных
– Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли.
– Посмотрите, что это? (о.д.)
Правильно, это птичье перо.
ИГРА «Кому принадлежит перо?»
– Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)
– Если это перо потеряла курица, ? (куриное)
– Если это перо потерял гусь? (гусиное)
– Если это перо потеряла утка? (утиное)
– Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)
Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
Логопед раздает всем детям по одному перу
– Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.
– Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная , спокойная.
(После упражнения перышки убираются)
VI. ИГРА «Цыплята и кошка»
Выкладывается из веревки круг. Один из детей – кошка, она находится в центре круга. Остальные – цыплята. Цыплята прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (запятнать) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 цыплят, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.
Воспитатель:
– Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Цыплята и кошка»
– Кто напомнит мне правило игры?
– Выберем ведущего, кто знает считалочку?
После игры дети садятся полукругом.
– Ребята, наши домашние птицы собрались в плавание на корабле. Они не могут занять правильно свои места, поможем им?
Надо посадить на корабль с одной трубой тех птиц, в названии которых один слог; на корабль с двумя трубами – в названии которых два слога; на корабль с тремя трубами – в названии которых три слога.
– На какой корабль мы посадим петуха? (о.д.)
– Почему мы посадим петуха на корабль с двумя трубами? (о.д.) и т.д.
Гимнастика для глаз
Воспитатель:
– Поплавали птицы и вернулись на свой птичий двор, а тут уже и вечер наступил, пора спать.
Солнышко с тучками в прятки играло
закрыть, открыть глаза
Солнышко тучки -летучки считало:
Серые тучки, черные тучки
глазки вправо, глазки влево
Легких -две штучки
Тяжелых – три штучки
Тучки попрощались, тучек не стало
закрыть глаза ладонями
ИГРА «Четвертый лишний»
Воспитатель:
Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, отгадайте кто лишний?
Курица, утка, гусыня, ворона
Грач, индюк, селезень, петух
Индюшонок, крольчонок, цыпленок, утенок
Петух, синица, утка, индюк
VII. Итог.
– О ком мы сегодня говорили?
– Почему этих птиц называют домашними?
– Как человек заботится о домашних птицах?
– Что интересного мы сегодня делали, и что вам больше всего запомнилось, и понравилось?
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб: «Детство-Пресс»,2008.
Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва «Владос» 2002.
Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы». Москва «Айрис -Дидактика» 2008.
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР «Птичий двор»
Лексическая тема: Домашние птицы и их детеныши.
Тип: коррекционно-развивающее
Цель: Родительный падеж множественного числа существительных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа.
2. Закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (за, на, под).
Учить детей составлять предложения с данными предлогами.
2. Развитие тонкой и общей моторики.
Коррекционно — воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «за, на, под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, конверты с разрезными картинками (домашние птицы) по числу детей.
Техническое оснащение:
Мультимедийная установка, магнитофон, аудио кассета с записью голосов домашних птиц.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».
Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе детского сада.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Ход
I Организационный момент
Логопед: — Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос: (картинка с изображением птичьего двора на большом экране мультимедийного проектора). Дети смотрят на экран, затем берут карточку со схемой предлога и отвечают на вопрос.
— Где находится петух? (Петух сидит на заборе)
— Куда спрятался цыпленок? (Цыпленок спрятался под крыло курицы)
— Где стоит гусь? (Гусь стоит за корытом)
— Где живут куры? (Куры живут в курятнике)
— Где лежит утка? (Утка лежит под лавкой)
— Где находится индюк? (Индюк стоит за телегой)
— Какие короткие слова вы использовали в ответах? (за, под, на)
II Постановка цели занятия
Логопед включает запись, где слышны голоса домашних птиц. Затем предлагает детям, закрыв глаза, послушать голоса.
Логопед: — Дети, где вы только что побывали? Что там услышали?
Ребенок: — Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних птиц.
Логопед: — Назовите, каких домашних птиц вы знаете.
Дети по желанию отвечают и выставляют на магнитную доску картинку соответствующую названной птице.
Логопед:- Молодцы, всех назвали. А вот еще остались картинки. Что же вы их забыли?
Ребенок: — Это не домашние птицы, а дикие.
Логопед: — Хорошо, а теперь назовите домашних птиц ласково. Вас мамы тоже, наверно, называют ласково. Да?
У каждого ребенка на столе лежит перевернутая картинка с изображением домашней птицы. Ребенок переворачивает ее и называет птицу, употребляя уменьшительно — ласкательную форму существительного.
Ребенок: — Курица – курочка
Ребенок: — Петух – петушок и т.д.
Логопед: — В начале занятия вы слушали голоса домашних птиц, а теперь я предлагаю вам побывать на птичьем дворе.
На экране появляется картинка, на которой изображен птичий двор.
Логопед: — Знаете ли вы детенышей домашних птиц? Кто детеныш у курицы?
Ребенок: — У курицы детеныш цыпленок.
Логопед: — Да, если это один детеныш. А если у курицы их 5 или 6, как надо сказать?
Ребенок: — У курицы детеныши цыплята.
Логопед: — Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята)
Ребенок: — Теперь у курицы нет цыплят.
По аналогии проделывается эта манипуляция с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)
Динамическая пауза
Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).
Логопед: — Давайте поиграем в игру «Птичья семья». Назовем куриную семью:
Ребенок: — Мама- курица, папа – петух, а детеныши— цыплята.
Логопед: — Теперь назовем гусиную семью.
Ребенок: — Мама – гусыня, папа-гусь, детеныши — гусята.
Логопед: — Теперь назовем индюшиную семью.
Ребенок: — Мама-индейка, папа-индюк, детеныши – индюшата, и т.д.
Логопед: — Дети, а почему этих птиц называют домашними?
Ребенок: — Потому что они живу рядом с человеком.
Логопед: — Могут ли домашние птицы позаботиться о себе: найти себе дом, корм?
Ребенок: — Нет, о домашних птицах заботятся люди.
Ребенок: — Если человек не станет заботиться о домашних птицах, они погибнут от голода и холода.
Логопед: — Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, а в них разрезные картинки. Достаньте из конвертов эти картинки, и соберите целую картинку. Изображения домашних птиц будут для вас подсказками.
Дети выполняют задание, сравнивая свою работу с картинками на экране.
Логопед: — Вы все очень хорошо справились с заданием. Кто у тебя получился? (Логопед называет имя ребенка). Назови ласково эту птицу – А у тебя кто? Назови детенышей этой птицы.
— А теперь (имя ребенка) скажет нам, кто на твоей картинке, и где находится (на ящике) и т.д. (Опрашивает каждого ребенка).
III Итог.
Логопед: — Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили или о ком? Что делали на занятии?
Автор: Бызова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17», г. Энгельс, Саратовская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции
Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме «Домашние птицы»
Свидетельство
- учить различать тембры голосов;
- учить детей правильно отвечать на вопросы педагога, воспроизводить содержание сказки К. Чуковского «Цыпленок» по вопросам;
- уточнять и расширять лексический запас по теме; закреплять понимание слов, обозначающих существенные детали (части тела) птиц: клюв, хвост, крыло, оперенье; учить различать по внешнему виду домашних птиц; обучать понимать обобщающее слово «домашние птицы»;
- продолжать учить употреблять существительные с предлогами: в, на, под; обучать понимать вопрос косвенного падежа: где?;
- развивать конструктивный праксис, мелкую моторику, зрительное внимание.
- игрушка? изображающая домашнюю птицу (гусь, курица, петух, цыплята, черный кот); мешок;
- целые и разрезанные на части картинки с изображениями домашних птиц
Водящий называет детей, изображающих гуся и утенка.
2. Упражнение «Давай познакомимся».
Педагог показывает ребятам мешочек и говорит, что там находится тот, кто хочет с ними познакомиться. Затем достает игрушку, например курочку и беседует с малышами о ней.
Педагог активизирует речь ребенка вопросами: Кто это? Какие части тела есть у неё? Покажи клюв, крылья, хвост, голову. Какого цвета оперенье? Как она говорит? Чем питается? Как называется птенчик курочки? Что она умеет делать? Где живет? Объяснить, что курица – это домашняя птица.
3. Физкультминутка. «Домашние птицы». (русская народная потешка)
Наши уточки с утра –
Кря–кря–кря! Кря–кря–кря!
Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
Наши гуси у пруда –
Га–га–га! Га–га–га!
Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.
Наши курочки в окно –
Ко–ко–ко! Ко–ко–ко!
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет: «Ку–ка–ре–ку!
Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.
4. Педагог читает сказку про цыпленка:
– Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Мама кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот и погнал её прочь со двора. И был черный кот вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый, большой петух, вытянул шею вот так. И во всё горло закричал: «Ку–ка–ре–ку!» – и важно посмотрел по сторонам: «Я ль не молодец, я ль не удалец!»
Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы, запищал: «Пи–пи–пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» А была лягушка вот такая.
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.
После чтения педагог задает вопросы:
– Про кого рассказывается в этой сказке? (Про цыпленка и его маму.)
– Какой был цыпленок? (Маленький.)
– Кто был у цыпленка? (Мама-курица.)
– Чем она его кормила? (Червяками.)
– Кто прогнал маму со двора? (Черный кот.)
– Кого увидел цыпленок? (Петуха)
– Что запищал цыпленок? ( Пи–пи–пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!)
– Кто смеялся над цыпленком? (Лягушка.)
– Что сделала мама? (Пожалела и приласкала цыпленка.)
После ответов на вопросы педагог вызывает поочередно нескольких детей и предлагает им вместе рассказывать сказку (по частям).
5. Упражнение «Кто где спрятался?»
Педагог прячет курочку (или цыпленка) под стул, на стул, в коробку, и просит детей найти её. После того, как ребенок находит игрушку, педагог спрашивает: Куда спрятался цыпленок (курочка)? (Под стол.) «Правильно. Цыпленок под столом. Куда спряталась курочка? (В коробку.) «Правильно. Курочка в коробке». Педагог выделяет предлог голосом. Затем предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет и активизирует речь вопросом: «Куда ты спрятал курочку? – «Под стул».
6. Игра с разрезными картинками.
Педагог раздаёт детям картинки по теме, предлагает показать и назвать их, а потом собрать из частей точно такие же картинки.
Итог.
Педагог благодарит всех детей.
Конспект ООД по развитию речи для средней группы “Домашние птицы”
Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» (средняя группа)
Цель: Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка , расширение словарного запаса.
Образовательные: у чить детей образовывать существительные родительного , у пражнять в построении фразы и учить согласовывать слова в роде, числе, падеже , р аботать над словообразованием , ф ормировать речевую активность и доброе отношение к животным , у точнить пространственные отношения, выраженные предлогами (за, на, под) , у чить детей составлять предложения с данными предлогами.
Развивающие: р азвитие диалогической речи , зрительного и слухового внимания , р асширить и закрепить словарь по теме, учить подбирать признаки , р азвивать психические процессы: мышление, память, внимание, переключаемость.
Воспитательные: ф ормирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности , в оспитание любви и бережного отношения к домашним птицам .
Ход ООД
Всех ребят всех ребят собрать велит
Подходите, подходите и на это поглядите
Ведь сегодня на рассвете
Распахнул оконце ветер
И забросил в группу к нам
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Всем вам шлют привет в конверте.
Кто же, кто прислал привет?
Загляните-ка в конверт!
Н а экране картинки дом. П тиц – Дети говорят предложения, используя Р.падеж:
. Я получил привет от утки
2. Я получил привет от петуха
3. Я получил привет от курицы
4. Я получил привет от индюка
6. Я получил привет от гуся
– Ребята, как можно одним словом назвать всех, тех от кого мы получили письма? Кто это?
– Это птицы .
– Почему вы решили, что это птицы ?
– Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапы.
– Где живут эти птицы , где берут корм?
– Живут эти птицы рядом с человеком , он ухаживает за ними.
– Какую пользу приносят эти птицы человеку ?
– Птицы несут яйца , дают перья, мясо.
– Значит, это какие птицы ?
– Домашние
– Где можно встретить всех домашних птиц ?
– в деревне, на птичьем дворе
– Ребята, сейчас я скажу волшебные слова…
Раз, два, три обернись
И на птичьем дворе очутись.
У петуха с курицей – цыплята.
У утки с селезнем – утята.
У гусыни с гусем – гусята.
У индюшки с индюком – индюшата.
– Как назвать всех деток у домашних птиц ? (птенцы)
– Откуда они появляются? (из яиц)
Ребята,птенцы, как и детки любят поиграть
Игра с мячом «Один – много»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, я говорю вам одну птицу , а вы говорите, что их на
птичьем дворе много.
утка – много уток,
селезень – много селезней,
курица – много кур,
петух – много петухов,
цыпленок – много цыплят,
гусь – много гусей,
гусыня – много гусынь,
гусенок – много гусят,
утенок – много утят,
индюк – много индюков,
Физминутка (с показом движений и звукоподражанием) .
Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (шагают)
Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (машем руками – крыльями)
Гуси шеи выгибают, га-га-га! (круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют! (повороты туловища влево – вправо)
Ветер ветки раскачал (какчае поднятыми руками вверх)
Шарик тоже зарычал, р-р-р! (руки на поясе, наклонившись вперед смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись).
И опять настала тишь, ш-ш-ш! (присели).
Закрепление понятий «тихо- громко».
Учить произносить звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.
-А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?».
Я буду называть и показывать домашних птиц , а вы мне ответите, кто как голос подает. Для этого разделимся на две команды: девочки будут мамами, а мальчики – птенцами. Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они будут отвечать тихо.
(Воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).
Наши уточки с утра – кря-кря-кря.А утята отвечают тихо: кря-кря-кря.
А гусыни у пруда –га-га-га. А гусята тихо повторяют.
Наши курочки в окно –ко-ко-ко. А цыплята тихо повторяют.
А индюки средь двора – бл-бл-бл . А индюшата тихо повторяют.
А как Петя – Петушок нам поет (все вместе) КУ-КА-РЕ-КУ!
Раз, два, три обернись
И в детском саду очутись
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?
Дети: Мы были на птичьем дворе.
Воспитатель: А кого мы видели на птичьем дворе?
Дети: Мы видели домашних птиц .
Воспитатель: каких домашних птиц вы видели ?
Дети: Мы видели кур, уток,гусей, индюков.
– А сейчас за то что вы так хорошо сегодня потрудились я раздам вам расскраски с домашними птицами.
Логопедическое занятие ‘Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака’
Цель урока: Закрепление знаний о значении написания мягкого знака.
Задачи:
Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы.
Развивать слуховую память и слуховое восприятие.
Научить обозначат мягкость согласных на конце слова буквой Ь.
Продолжать формирование навыка звуко-буквенного и слогового анализа слов.
Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. множественного числа имени существительного.
Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
Развивать пространственную ориентировку.
Воспитывать умение анализировать результаты своей деятельности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа, касса букв, предметные картинки по теме «Домашние животные», мяч, карточки со словами для преобразования слов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Какое настроение? (смайлики) Время года? Число? Оформление тетрадей.
Артикуляционная гимнастика, массаж пальцев су-джоками.
Артикуляционные упражнения в зависимости от отрабатываемого звука.
У сосны, пихты и елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Сообщение темы.
Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
Развитие фонематического слуха.
Прежде чем войти в страну Твердых и Мягких звуков, нужно правильно заполнить карточку лото. Слушайте твердые и мягкие согласные звуки в конце слова.
Слова: УГОЛ, УГОЛЬ, ШЕСТ, ШЕСТЬ, ХОР, ХОРЬ (проводится словарная РАБОТА с объяснением значений слов).
Вывод: одна согласная буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий.
Звукобуквенный анализ слов.
Вспомните слова, которые заканчивались на звуки [л] и [л , ]
Выложите из фишек звуковую схему слов угол, обозначьте буквами из кассы букв.
Что нужно изменить в схеме, чтобы слова «угол», чтобы получилось слово «уголь»? (заменить синюю фишку в конце слова на зеленую).
Логопед записывает на доске слово УГОЛ. Правильно я записала? Можно букву Л в конце слово прочитать мягко? А какая буква нам в этом поможет? Буква Ь никакого звука не обозначает, а лишь показывает, что букву рядом с ней нужно читать мягко. Буква Ь – молчаливая служанка.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Чего в слове «уголь» больше: звуков или букв? Почему? (один звук мы обозначили 2-мя буквами)
Слоговой анализ слов, развитие пространственной ориентировки.
Около замков есть лес, в котором живут… Логопед выставляет на доску предметные картинки, а дети называют, задавая предварительно друг другу вопрос «кто это?»
Картинки: ЛОСЬ, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, КОТ, ВОЛК.
Проводится словарная работа со словами ОЛЕНЬ и ЛОСЬ, логопед называет детям их основные отличительные признаки.
Кто стоит слева от лося? Справа от рыси? Между котом и волком? И т.п.
Какая картинка лишняя? Почему?
Назовите животных, в названии которых 2 слога, 1 слог. Поместите картинки под соответствующей схемой.
Назовите животных, в названии которых произносим мягкий согласный звук в конце слова.
Запишите названия животных, которые состоят из 1 слога и в конце которых есть мягкий согласный звук. Какую букву напишите в конце этих слов? Отметьте зеленым карандашом буквы, которые будем читать мягко. Какая буква подсказала, что их нужно читать мягко?
Физминутка.
Речь с движением.
Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал – зайка скок и убежал!
Игра в мяч
Назовите слова из стишка, в конце которых вы услышали мягкий согласный звук.
Что обозначают эти слова? (действия) Какой карточкой покажете? (карточка с двумя полосками для обозначении слов-действий)
– В клетке один волк.
– В лесу много волков (зайцев, медведей и т.д.)
Работа над предложением.
Игра «Работаем волшебниками»
У детей слова МЕЛ, ШЕСТ, ЕЛ, БРАТ, ХОР и буква Ь.
С помощью мягкого знака « превратите» одно слово в другое. Прочитайте.
Дополните мои предложения подходящим по смыслу словом.
Корабль сел на …. У доски лежит белый …. У дороги растет пушистая …. Паша стал толстым, потому что много …. В лесу охотник нашел норку, где жил …. Я слушал, как пел народный …. На крыше лежит длинный …. Я пойду в школу, когда мне исполнится …. У Вити есть старший …. Без разрешения чужие вещи нельзя ….
Составьте предложения из слов:
Дорога, расти, ель, пушистый (можно рассмотреть варианты с разными предлогами).
Лес, жить, большой, лось.
Составить схему предложения. Подойдет ли второе предложение к первой схеме?
Одно из предложений записать в тетрадь.
Итог занятия, рефлексия.
Какую работу выполняет буква Ь в слове? Какой звук она обозначает?
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, девять, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
Оцени свою работу, показав кружок соответствующего цвета:
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
Цель: создание условий для закрепления знаний учащихся о смягчении согласных при помощи мягкого знака на конце и в середине слова.
Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.»
Тема: “Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.”
Цель: создание условий для закрепления знаний учащихся о смягчении согласных при помощи мягкого знака на конце и в середине слова.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Развитие фонематического восприятия.
Формирование положительной мотивации учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.
Ход занятия
Организационный момент.
Психологический настрой.
– Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Давайте возьмём на занятие только хорошее настроение.
Организующий настрой.
Мы друг другу улыбнулись
Тихо каждого коснулись
На носочках вверх поднялись
И на пятках покачались.
За парты дружно сели
Стали сразу все при деле
Будет очень интересно!
Какое сегодня число?
Апрель месяц какого времени года?
Какие весенние месяцы вы еще знаете? Какое время года было до весны? Какое время наступит после? Какие признаки весны вы знаете?
Пальчиковая гимнастика
Чтоб красиво нам писать и весенние приметы вспоминать, с ладошками нам надо поиграть.
(каждому ребёнку раздаются ладошки)
Одним из первых признаков весны является капель.
С крыши капает капель:
Кап-кап-кап!(В медленном темпе)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап-кап!(Увеличиваем темп)
Солнце припекло сильней
(«Солнышко»из ладошек.)
И быстрей звенит капель:
Кап-кап-кап!(В быстром темпе)
Массаж (самомассаж лица)
Наступила красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение и вспомним весенние приметы.
Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание
и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. – постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. – снова поглаживание
Дыхательная гимнастика
Весной солнце греет сильнее, тает снег и бегут ручьи. Самое любимое занятие ребят в это время года – запускать яркие, быстрые кораблики. Вот и мы с вами сейчас будем запускать кораблики. (Дуть на кораблик, чтоб он поплыл)
Артикуляционная гимнастика
В ручейки мы с вами поиграли, и большие лужи увидали.
Когда мы смотрим в лужи видим отраженье будто в зеркале виденье.
(детям раздаются индивидуальные зеркала)
Апрель, апрель, Трубочка/Улыбка
На дворе звенит капель, Окошко
По полям бегут ручьи, Часики
На дорогах лужи. Вкусное варенье
Скоро выйдут муравьи Иголочка
После зимней стужи. Дятел
Пробирается медведь Надуть щеки
Сквозь лесной валежник. Орешки
Стали птицы песни петь Лошадка
И расцвел подснежник. Грибок
Фонематическое восприятие
Ребята мы назвали весенние приметы, а теперь отгадайте эти приметы на слух (журчат ручьи, поют птицы, звуки капели).
К нам весна пришла и оркестр привела. Ребята догадайтесь на каком инструменте я играю (педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах – бубен, треугольник, колокольчик, бубенцы, дети отгадывают)
Постановка темы и целей урока.
Мы сегодня совершим прогулку по весеннему лесу.
Наше путешествие будет интересным и увлекательным, мы будем продолжать учиться различать твердые и мягкие согласные в устной и письменной речи, будем наблюдать за словами с ь.
Что мы видим на полянке, дерево стоит, а на дереве белочка с бельчатами сидит. С бельчонком будем мы играть, задания его выполнять.
1. Вот первое задание: Бельчонок слова написал, но для чего он это не сказал.
Декабрь, январь, февраль, апрель
Какое слово лишнее?(апрель весенний месяц, остальные зимние)
Что общего между словами?(все слова заканчиваются на мягкий знак)
Это буква или звук? (это буква, так как не обозначает никакого звука, а только смягчает согласный).
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце слова он ей нужен
За согласными знак пишем
Если мягкими их слышим.
– Сформулируем тему нашего занятия: (“Мягкий знак на конце и в середине слова
Что же мы должны знать? Мягкий знак на конце и в середине слова обозначает мягкость согласного.
Что мы должны уметь? Обозначать мягкие согласные с помощью мягкого знака.
2 . Основная часть урока.
2.Бельчонок предлагает поиграть и мягкие согласные назвать (игра с мячом) Учитель называет твердый согласный, а ученики мягкий.
п-пь, с-сь, л-ль и т.д.
3.Продолжим и поиграем с бельчонком в слова «Измени последний звук в слове».
Учитель бросает мяч и говорит слово, ученик возвращает и говорит слово, в котором последний звук смягчен.
Слова: стал- сталь, брат- брать, кон-конь
4.С бельчонком весело играть
Будем в конце слова звук определять.
Учитель произносит слова. Дети должны поднять зеленую карточку, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко. И синюю карточку, если услышат , что последний звук в слове звучит твердо.
Слова: нос, семь, конь, огонь, шар, слон, зверь, окунь, дверь, стол, пень, боль, пять, сом.
Весной природа оживает, пробуждаются от зимнего сна звери.
Отгадайте, кто недавно пробудился и у нас здесь появился.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Медведь, мед-ведь, 5зв, 6букв, 2 слога. Почему букв больше чем звуков?
Запишем родственные, похожие слова: медвежонок, медведица, медвежий.
5.Медведь нам тоже предлагает поиграть со словами и с буквой мягкий знак. Спрячьте мягкий знак в середину слова.
На доске карточка с напечатанными словами.
Измените, слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Назовите предметы ласково во мн. числе.
Запиши слова парами, выдели мягкий знак и подчеркни согласную перед ним Получаются слова: деньки, пеньки, зверьки.
6.Физминутка. Весна в лесу.
Лесной медведь слова нам написал
Но в них он мягкий знак потерял
Поможем и мягкий знак назад мы вложим.
Теперь из этих слов нужно составить словосочетания и записать в тетрадь.
Хозяева лесные нас встречают
И игры разные нам предлагают.
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомтесь это. (Лось)
Лось задания предлагает и конверты эти дарит.
Составьте из отдельных слов предложение, у каждого получится своё. Запишите его на листочке. Подчеркните мягкую согласную перед ь.
Пушистый зверь прыгнул на ель.
У дуба старые пеньки.
Дует холодный сильный ветер.
Наступили теплые весенние деньки.
7.Зрительная гимнастика. Звери на лесной полянке.
8.Сказочный лось любит весенние стихи.
Каждому ученику раздаются карточки. Надо определить в каких словах пропущен мягкий знак.
Сосулки, как носы у цапел.
И тают, словно карамел.
Я слышу звон апрелских капел –
Поёт весенняя капелл
(Сосульки, цапель, карамель, апрельских, капель, капель)
Ребята давайте вспомним зверей, которых мы сегодня встретили.
Отгадайте и запишите ответы:
В лесу мне видеть довелось.
Как грыз кору могучий . (лось)
Ловко прыгает по веткам ёлок
Рыжий маленький (бельчонок)
Он любит мёд
Зимой он спит
Весной хороший аппетит.
(медведь)
10. Итог занятия
– Какая буква сегодня дежурила на занятии? (Мягкий знак)
– Что обозначает мягкий знак в словах? (Обозначает мягкость согласного)
– Где пишется мягкий знак в словах? ( В конце и середине слов)
Конспект урока по русскому языку “Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака”
Описание разработки
Цели и задачи:
– закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных я, е, ё, ю, и;
– познакомить с ь как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;
– закреплять навыки правописания слов с ь на конце слова;
– работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза;
– развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
– учить соотносить букву с символом для её обозначения;
– обогащать словарь детей.
Оборудование: разрезные буквы и квадраты трёх цветов на каждого ребёнка;
буква ь (запись на доске);
стилизованное изображение мягкого знака;
карточки со словами;
предметные картинки с изображением Мальвины и Буратино.
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед: Составьте слово и выложите его звуковую основу.
Буквы: Б, О, Л, Е, К, Ч, А. (Белочка).
2. Основная часть
Знакомство с темой занятия.
Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия. А теперь послушайте стихотворение об этом зверьке.
Белка хвостик изогнула,
у пенёчка отдохнула
распушила хвост, да так-
стала словно мягкий знак!
Рядом с изображением белки логопед выставляет стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки.
Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.
Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?
Сказка о мягком знаке
Жили-были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И- и можно было прочесть слово – САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И- и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали. «Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!»-смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» – кричали другие. Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты – ведь они могли обозначать сразу по два звука! «Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» – пытались защищаться ь и ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», – кричали звуки. «Уходите прочь!» – хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли ь и ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.
Шло время, и вот однажды к буквам пришёл лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись за дело. Построились по порядку: Л,О,С… что же делать дальше? Звук С* звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И -получилось… ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, Ю – ЛОСЮ, Е – ЛОСЕ, Ё – ЛОСЁ! Всё не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке. И тут кто-то вспомнил о ь: побежали буквы в лес, разыскали ь и ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы ь и ъ забыли обиду, вернулись в город букв и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились! Нам с вами тоже нужно не забывать о ь и приглашать его для смягчения согласных.
3. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слова.
«Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных».
ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.
Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (2 раза).
Исходное положение то же. Начиная с указательного пальца левой руки, нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (2 раза).
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Рассмотрите картинку и помогите ёжику собрать грибы – придумайте слова, в которых для смягчения согласных пишется ь.
5. Закрепление норм орфографии. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.
Логопед: Запишите слова из предыдущего задания по памяти и укажите смягчение согласных на конце слова ь.
Конь, пень, куль, уголь, день, огонь.
6. Работа со словами-омофонами (запись на карточках).
Логопед: Мальвина учила Буратино – она знакомила его с ь. Девочка попросила его переписать слова с мягким знаком, но негодный мальчишка не хочет учиться – он стёр своим длинным носом во всех словах мягкий знак. Посмотрите, что получилось!
Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино.
Угол-уголь, ел-ель, брат-брать, туш-тушь, мел-мель, стал-сталь, шест-шесть, кон-конь.
Логопед объясняет значение слов: тушь, туш, сталь, кон, шест, мель, уголь.