Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте)

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со звуковыми схемами слов, умение производить звуко – буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
puteshestvie_v_stranu_zvukov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

на тему: «Путешествие в страну звуков»

образовательные: закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со звуковыми схемами слов, умение производить звуко – буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.

развивающие: развивать фонематический слух, грамматический строй речи. Продолжать развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.

Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.

Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику.

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу.

Здоровьесберегающие: продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.

Материалы к занятию:

демонстрационный: домики для звуков, материал для подготовки детей к обучению грамоте «Лесная Азбука».

раздаточный: листы с заданием для каждого ребенка (задание на определение место положения звука в слове, подбор звуковой схемы слова к определенной картинке), конверт с письмом, конверты с заданиями, мяч, карандаши зеленого, синего цвета, круги красного, синего, зеленого цвета для звуко – буквенного анализа.

– Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Здесь написано, что оно детям группы «Солнышко» д/с №1.

-Давайте прочтем, что нам пишут: « Здравствуйте, ребята! Нам очень нравится с вами путешествовать! Мы с вами узнали очень многое и многому научились. Сегодня мы приглашаем вас в страну звуков, где вас ждут интересные задания и игры от нас. Мы уверенны, что вы справитесь, и выполните все задания. Вы очень способные, умные ребята! Удачи вам! Лисенок, Ежик, Мудрая Сова»

– Ну, что вы готовы отправиться в страну звуков? (Ответы детей)

-Сегодня в путешествие я предлагаю отправиться на воздушном шаре! Но с начало его необходимо надуть.

Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:

– Воздух через нос легко вдыхается

И животик, словно, шарик, надувается.

Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

И сдувается, как шарик, наш живот.

– Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)

– А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш шарик сдулся и приземлился на землю.

– Ребята, вот мы, и прилетели в страну звуков. (Дети осматриваются)

– Посмотрите, что это?

Дети подходят к мольберту, обращаю внимание на красный домик.

– Мы попали с вами на улицу Гласная. Почему она так называется? (Ответы детей)

– А на этой улице в этом красивом доме живут… Назовите жильцов этого дома. (Дети называют гласные звуки)

– Молодцы, ребята! Идем дальше.

Дети переходят к следующему мольберту.

– А теперь мы попадаем на другую улицу – Согласную. Здесь два домика. Ребята, как вы думаете, кто живет в синем домике? (Ответы детей)

– А кто живет в зеленом домике? (Ответы детей)

– Ребята, а чем звуки, которые живут на улице Гласная, отличаются от звуков улицы – Согласной? (гласные звуки поются, тянуться, а согласные произносятся коротко)

– Каждый звук обозначается определенной буквой. Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв? (Звуки – произносим и слышим, а буквы – видим и пишем)

– Звуки, хоть и живут на разных улицах, но они очень дружные и часто ходят, друг к другу в гости. Вот и сегодня они решили встретиться на лесной полянке и вместе с лесными жителями поиграть с нами.

– Согласный твердый звук [К] встретился с гласным звуком [А]. Что получилось? (Ответы детей)

– Правильно, слог [КА].

– Посмотрите и найдите изображения предметов в названиях, которых слышится слог [КА]? (Бабочка)

– Сколько слогов в этом слове? (три слога)

Воспитатель выставляет карточки со слогом [ПА]

– А теперь посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке? ( На лесной полянке встретились согласный твердый звук [П] и гласный звук [А])

– Давайте прочитаем этот слог.

Дети читают слог.

– Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ПА]? (Черепаха)

– Сколько слогов в этом слове? (четыре слога)

Воспитатель выставляет карточки со слогом [УТ]

– Посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке?

( На лесной полянке встретились гласный звук [У] и согласный твердый звук [Т]).

– Давайте прочитаем этот слог.

Дети читают слог.

– Найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [УТ]? (Утка)

– Сколько слогов в этом слове слышится? (два слога)

-Молодцы, ребята! Но нам надо идти дальше.

Дети проходят за столы.

– Ребята, посмотрите здесь конверт от Лисенка. Да, здесь стихотворение, которое сочинил сам Лисенок. Как интересно!

– Вот сколько слов я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор.

Ребята, ответьте мне на вопрос

Что общего у всех этих названных слов ? (Все слова начинаются со звука [К])

– Лисенок пишет, что мы попали на улицу «Карамельки». И название улицы на которую мы попали начинается со звука…? (Ответы детей)

– Лисенок предлагает нам выполнить очень интересное задание.

– Ребята, вам необходимо под каждой картинкой закрасить клеточку в соответствии с положением звука [К] в слове (в начале, середине, конце).

– Каким цветом обозначается этот звук? Почему? (синим)

– Правильно, синим карандашом вы закрашиваете соответствующие клеточки.

Дети выполняют задание.

– Молодцы, справились с заданием! А сейчас я предлагаю вам отправиться на улицу «Играйка» и поиграть в интересную игру.

Дети проходят на ковер, встают в круг.

– Сейчас я буду называть каждому из вас слово, а вы называть это слово наоборот, т.е. поменять слоги местами, например, и: « Ла-па – па-ла, ка-ша – ша-ка, му-ха – ха-му, Ма-ша – ша-ма, ко-ра – ра-ко, но-га – га-но, ра-ма – ма-ра, ши-на – на-ши, Па-ша – ша-па, ма-ма –ма-ма, но-ты –ты-но, ру-ка – ка-ру»

– Поиграли, отдохнули! Отправляемся дальше!

Дети проходят за столы.

– Мы попали на улицу «Загадочная» и здесь конверт.

– Ребята, здесь задание от Ежика – он приготовил нам загадки. Послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это – … (Кот)

– Правильно! А теперь Ежик предлагает вам выложить звуковую схему слова «кот», используя цветные круги.

Дети выкладывают слово, используя цветные круги для обозначения звуков.

– Сколько звуков в слове «кот»? Назовите их. (Ответы детей)

– Сколько слогов? (Ответы детей)

– Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей)

– А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей)

– А сейчас послушайте и отгадайте следующую загадку:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит? (Петух)

– Правильно! Выложите звуковую схему слова «петух», используя цветные круги.

Дети выкладывают слово, используя цветные круги для обозначения звуков.

– Сколько звуков в слове «петух»? Назовите их. (Ответы детей)

– Сколько слогов? (Ответы детей)

– Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей)

– А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей)

– Молодцы, ребята! А сейчас мы немного отдохнем, поиграем в игру «Назови ласково».

Дети выходят на ковер и встают в круг.

– Я буду говорить слова со звуком [Ы] в конце слова, а вы будете называть их ласково, чтобы в конце слова появился звук [И]: зонты – зонтики, мосты – мостики, котлы – котелки, усы – усики, носы – носики, кусты – кустики, рыбы – рыбки, горы – горки, норы – норки, лапы – лапки, грибы – грибочки, блины –блинчики, зубы – зубки, цветы – цветочки.

Воспитатель называет слово и бросает мячик каждому ребенку по очереди.

– Молодцы! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше.

Дети проходят за столы.

– Ребята, мы находимся на улице «Угадайка». И следующее задание нам приготовила Мудрая Сова. Перед вами на столе карточки с изображениями предметов и звуковой схемы слова. Определите, к какому слову она относится, и соедините линией.

Дети выполняют задание.

– Молодцы, ребята! Все задания выполнили, со всем справились. Пришло время возвращаться в детский сад.

Дети проходят на ковер.

– На чем, мы прилетели в страну звуков? (На воздушном шаре)

– Сейчас мы надуем свои воздушные шары и полетим в наш детский сад!

Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:

Воздух через нос легко вдыхается

И животик, словно, шарик, надувается.

Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

И сдувается, как шарик, наш живот.

Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)

– А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш шарик с дулся и приземлился на землю.

– Вот мы и в нашем детском саду, в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

– В какой стране мы сегодня побывали? (Ответы детей)

– Какие звуки живут в этой стране? (Ответы детей)

– Задание, какого героя вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

– А какое задание вам показалось сложным? (Ответы детей)

– В какие игры мы играли? (Ответы детей)

– Вы сегодня все очень хорошо работали! Молодцы!

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Горбань Ольга Павловна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Конспект занятия по развитию речи и обучению и обучению грамоте в старшей группе.

«Путешествие в страну слов».

Составила:О. П. Горбань.

Дидактические: Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. За-крепить понятие «Слово», различие слов. Расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать слуховое внимание.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слу-шать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользовать-ся антонимами, подбирать однокоренные слова, соотносить родовые и видовые по-нятия.

Словарная работа: Дать конкретное объяснение слов в речевых играх.

Предварительная работа: 1. Игра «Я знаю 5 названий», 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки».

Материал: демонстрационный: конверт с письмом от Незнайки (задания).

Раздаточный: карандаши, картинки из серии – «мебель», «посуда»

Планируемые результаты: Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (кто? Что).

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я») с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные, грубые, ласковые, обидчивые…

1. Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в Страну слов. Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно и много плохого. Но мы должны узнать о словах как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Девиз нашего занятия:

Дети: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Дети выполняют действие с хлопками).

Воспитатель: Где живут наши звуки?

Воспитатель: Что помогает правильно произносить звуки и слова?

Дети: Зубы, язык, горло, уши, глаза, легкие.

Воспитатели: Воспитатель проводит фонетическую зарядку.

Как тикают часы?

Как подзывают цыплят?

Как чикают ножницы?

Как говорят, когда рыба срывается с крючка?

Как паровоз выпускает пар?

Как поют комарики?

Как рычит мотор?

Как просит сказать врач?

Как фыркает кот?

Как выходит воздух из шара?

Как пыхтит каша?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом):

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель: «Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка).

Воспитатель: Хочу научиться читать и много знать, помогите.

– Воспитатель достает портфель и говорит: «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

У слона фобот. Положи в чай сафар.

Какой звук я произнесла неправильно?

Игра: «Слова родственники».

Я назову слова, а вы слова, которые могут быть похожими:

Слова – превращения.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил – дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал – домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил – домишко.

Старый мудрый гном – гномище

Выстроил большой домище.

Был он стар, и был он сед

И большой был домосед.

А за печкой, за трубой,

Жил у дома – домовой.

Игра: «Кто знает, пусть продолжает».

А сейчас отдохнем:

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…

Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

Высокий дуб – низкий дуб.

Острый нож – тупой нож.

Составление рассказа по схеме «о себе».

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается).

Составление рассказа детьми.

Воспитатель: «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке.

У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель: Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Екатерина Блажеева
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Автор: Блажеева Екатерина Владимировна, МАДОУ ЦРР д/с N 105 г. Калининград

Закрепление ранее полученных знаний.

Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.

Развивать мышление и речь детей.

Развивать фонематический слух, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Предварительная работа: подготовка атрибутов к занятию.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, капитаны, балл, жюри.

Материалы: Картинки, план-схемы для составления предложений, эмблемы, бумаги с заданиями.

I. Организационный этап.

II. Основной этап.

1) Игра «Отгадай загадку». Определение звуков в слове (в начале, в середине, в конце слова).

2) Игра «Какое слово спрятано?» (задание для капитанов)

3) Игра «Раздели слова на слоги»

4) Упражнение «Сосчитай до пяти»

Физминутка (с мячом).

6) Игра «Собери предложение»

7) Звуковой анализ слов (школа, доска)

8) Игра «Кого выводят птицы?»

9) Упражнение «Исправь ошибку»

III. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)

Мы с вами сейчас разделимся на 2 команды.

1 команда: «Умники». Капитан команды Вова.

2 команда: «Умницы». Капитан команды Наташа.

Наше – жюри. Какая команда ответит на вопросы целиком и правильно, та команда получит 1 балл. Вы готовы?

1ое задание. Звуки. Загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями.

Задание: Ребята на столах у вас лежат схемы. Скажите, что они означают?

Составьте слова со звуком «К» к соответствующим схемам. Чья команда больше придумает слов, та и получит 1 балл.

2 ое задание. Игра «Какое слово спрятано?»

Это задание для капитанов. Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам. А мы с вами, ребята, проверим. Поэтому сидим тихо и внимательно смотрим.

1 команда: КО – РО – ВА.

2 команда: МА – ШИ – НА.

Ребята, капитаны справились с заданием? Молодцы! Садитесь. Каждой команде по 1 баллу.

3е задание. Игра «Раздели слова на слоги»

(Флаг, телефон, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, букварь, глобус). Ой, да, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем!

4ое задание. «Упражнение сосчитай до пяти»

2 – чистая тетрадь

Физминутка (с мячом) дети становятся в круг.

1. низкий – высокий;

2. тяжелый – легкий;

6. шумный город –тихий город;

7. веселый вечер –грустный вечер.

1. чистый– грязный;

2. мягкий– твердый;

3. узкий –широкий;

4. кислый –сладкий;

5. хороший –плохой;

6. длинная зима– короткая зима;

7. злая девочка–хорошая девочка.

Молодцы! Обе команды ответили правильно. Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

6 ое задание. Игра «Составь предложение»

Ребята, скажите что за схемы у вас? Правильно, это схемы предложения. Сколько слов в ваших предложениях? Скажите, а что стоит в конце предложения? Вам нужно придумать предложения к этим схемам.

Замечательно, вы отлично справились с игрой.

7 ое задание. Звуковой анализ слова

Ребята, а из чего состоят слова? Чем отличаются звуки от букв? Правильно звук мы слышим, а букву мы видим. И так пере вами звуковые домики. Вам нужно провести звуковой анализ слов: школа, доска. Выходите к доскам и приступайте.

8 ое задание. Игра «Кого выводят птицы»Журавли – журавлятГрачи – грачатСкворцы-…Гуси-…Утки-…. Пингвины-…. Страусы-…9 ое задание. Упражнение «Исправь ошибку»А) Червяк склевал скворцаБ) Песня спела соловьяВ) Медленный черепахаГ) Полосатое зебраУмницы! А как вы думаете, какая команда более активно принимала участие в занятии, какая команда хорошо работала? (Ответы детей). А давайте посчитаем баллы. Молодцы! Обе команды выиграла. Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем друг другу!

(Звонит звонок, занятие закончилось).

Конспект фронтального занятия по развитию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: • Закрепить знания о звуках С-Сь, букве С с, полученные ранее; • Развивать умение сравнивать звуки;.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание. Программное содержание. Обобщить знания детей по обучению грамоте.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в весенний лес» Тема. Путешествие в весенний лес[/b] Цель: выявление уровня обучения. Задачи: уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, делить слово.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие от А до Я» Цели и задачи: 1. Обобщить и закрепить у детей знания, полученные ранее: умение проводить звуковой анализ слова, составлять предложения.

КВН по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Автор составитель воспитатель МАДОУ детский сад №23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район Субботина О. Г. Цель.

Конспект по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной группы «Дикие звери наших лесов» Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной группы Тема: «Дикие звери наших лесов» Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по обучению грамоте и формированию связной речи у детей с ОНР. (второй год обучения) Фронтальное занятие с группой детей. (11 человек).

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Моя семья» Тема:МОЯ СЕМЬЯ. Подготовительная к школе группа. Автор-Волконская Татьяна Юрьевна Цель занятия: Создание семейного древа. Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]» Тема: Знакомство с буквой и звуком «Л». Цели: Познакомить детей со звуком «л», «ль», буквой «л», научить характеризовать звук «Л» Закреплять.

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) “В поисках Азбуки” в подготовительной группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части , другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного ,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас – Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

– В конверте лежат и задания от Карабаса – Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

-Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

– У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности ,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

– Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

– А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса – Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов .Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными

– Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

И на место тихо сесть.

5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба – ба – на избе была труба. (звук Б)

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» – (звук К)
    Кукарекает петух.
    «Ко-ко-ко!» – наседка вторит –
    «Станешь ты артистом вскоре!»
    «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол, (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание ,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них ,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

– Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

– А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

– Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова ,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

  • закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;
  • совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки, используя моделирование;
  • продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
  • упражнять в составлении предложений по схемам;
  • способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;
  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.

Материал:

  • кукла – Снегурочка,
  • геометрические фигуры – модели,
  • мини – фланелиграфы,
  • конверты с фишками на каждого ребенка,
  • схемы предложений, предметные картинки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)

Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)

И теперь он будет спать (исходное положение рук)

До утра как птенчик (имитация сна).

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!” (дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).

Игра “Подбери слово”.

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний (снег), весенняя (капель), весеннее (солнце) и т.д.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Снегурочку).

Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?

Снегурочка: Я заблудилась….

Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.

Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную подснежниками). Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра “Назови слово”.

Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т.д.

Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.

(дети садятся за столы).

Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?

Пересказ сказки (дети с помощью моделей – геометрических фигур разного цвета, на фланелиграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой).

Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?

Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физминутка

Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны )
Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)
Головой кивают, (кивок головой)
Солнышко встречают. (поднять руки кверху, показать солнышко)

Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. (Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”).

1.2.
/__________ __________ ./_________ _________ ________ .

Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный (твердый и мягкий согласные) звук? (ответы детей).

Игра “Не ошибись!”.

Воспитатель называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка – твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Воспитатель: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? (ответы детей).

Воспитатель: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове (фишками).

Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка – конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета, мини – фланелиграфы и предметная картинка. (Например: стол, волк, дом, машина, и т.д.).

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.

Литература:

  1. Журова Л.Е., Баренцева Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М., 1994.
  2. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. “Детство”. СПб., 2002.
  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
  4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1976.
  5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду М., 1998.

Портал образования

Автор: Шишкова Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №38
Населённый пункт: Домодедово, д.Чурилково, д.4а
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: Развитие речи и обучение грамоте
Дата публикации: 21.01.2020
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №38 «РОСИНКА».

142034. Московская область. г. Домодедово, д. Чурилково. д. 4а. тел. 6-91-91

Конспект открытого занятия для учителей и

по развитию речи и обучению грамоте

В подготовительной группе

Подготовила и провела:

Шишкова Светлана Анатольевна

Открытое занятие в подготовительной группе по развитию речи и

Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть,

проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Закрепить у детей знания

Совершенствовать умение детей составлять предложения из 2,3 слов и составлять схемы

Совершенствовать умение детей в деление слов на слоги, звуки, определять

местоположение звука «Р Рь» в словах.

Развивать мышление и речь детей.

Воспитывать умение слушать ответы товарища, формировать навык самоконтроля и

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию,

составление с детьми предложений, деление слов на слоги, звуки, использование

различных картинок, схем.

Демонстрационный материал: картинки на деление слов на слоги, игрушка Буратино,

схемы предложений, схемы слов, картинка о весне.

Раздаточный материал: схемы слов и предложений, карточки с картинками в

определении звука р,рь в словах, синий, зелёный карандаши, счётные палочки.

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости ваши родители и учителя, давайте с

Скажите, ребята, пожалуйста, какое у вас настроение? ( Радостное, весёлое,

Возьмитесь за руки и поделитесь хорошим настроением с ребятами, у кого грустное

настроение. Теперь улыбнитесь друг другу, и у всех настроение стало радостным, и

огорчаться не будем.

Ребята, поиграем с вами в игру « Измени Слово», я буду называть вам слова которые

отвечают на вопрос ЧТО? – существительные, а вы измените слова которые отмечают на

вопрос КАКОЙ? – прилагательное.

(Солнце – солнечный, Луна –лунный, Лес – лесной, липа – липовый и т. д.)

Справились, ребята, проходите на свои места.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу:

Даже дырку на картине

Воспитатель: Правильно, ребята, а вот он и сам к нам пожаловал

Ребята, Буратино хочет с вами сегодня поиграть, он совсем забыл, что мы подросли и

готовимся идти в школу.

Давайте покажем нашему гостю, чему мы научились и что мы умеем.

Какое сейчас время года? ( Весна)

Назовите признаки Весны? ( Тает снег, появились проталины и т. д.)

( Воспитатель обращает внимание на Буратино)

Воспитатель: Ребята, Буратино принес картину и говорит, что на ней изображена зима,

Давайте ему поможем разобраться.

Какое время года изображено на картине и почему?

( Весна, растаял снег, прилетели скворцы, дети вешают скворечники и

Ребята мы составили небольшой рассказ по картине.

Из чего состоит рассказ? (Предложения)

А предложения из чего состоят? (Из слов)

Придумайте предложение состоящие из двух слов. (Пришла Весна)

Называем первое, второе слово.

(Дети делают схему предложения на своих местах, один ребенок работает у доски).

пишется с большой буквы)

Почему…поставил точку? (В конце предложения ставиться точка)

(Так же разбираем предложения состоящие из трёх, четырёх слов)

Ребята давайте отдохнём с Буратино. Физкультминутка:

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл-

Ключик видно не нашёл,

(повороты головы вправо, влево)

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать.

Ребята на что делятся слова? (На слоги)

Скажите ещё раз какое сейчас время года? (Весна)

Сколько слогов в слове «Весна» (2 слога)

Назовите первый слог? (Вес)

Назовите второй слог? (на)

Сделайте, пожалуйста схему слова «Весна»

(Дети составляют схему на местах, один ребёнок работает у доски).

Ребята, на что делиться слоги? (На звуки)

Звуки мы ….. (Слышим и произносим)

Буквы мы….. (Видим и пишем)

Звуки бывают…(Гласными, согласными)

Каким цветом обозначаем гласные звуки (красным)

Каким цветом обозначаем согласные звуки (синим)

У вас на столах лежит листок с картинками.

(Разбираем картинки, какой звук слышим чаще всего р,рь)

Покажите, ребята, как вы умеете находить звук р, рь в словах.

Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые

буквы каждого слова.

Прочтите какое слово у вас получилось? (ШКОЛА)

(Воспитатель обращается к Буратино)

Воспитатель: Вот видишь Буратино наши ребята готовы идти в школу.

(Воспитатель берет Буратино на руки)

Буратино говорит, что он для вас приготовил подарки это « КНИГИ», чтобы вы

Читайте также:  Нетрадиционные приёмы развития устной речи
Ссылка на основную публикацию