Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте)

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Горбань Ольга Павловна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Конспект занятия по развитию речи и обучению и обучению грамоте в старшей группе.

«Путешествие в страну слов».

Составила:О. П. Горбань.

Дидактические: Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. За-крепить понятие «Слово», различие слов. Расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать слуховое внимание.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слу-шать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользовать-ся антонимами, подбирать однокоренные слова, соотносить родовые и видовые по-нятия.

Словарная работа: Дать конкретное объяснение слов в речевых играх.

Предварительная работа: 1. Игра «Я знаю 5 названий», 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки».

Материал: демонстрационный: конверт с письмом от Незнайки (задания).

Раздаточный: карандаши, картинки из серии – «мебель», «посуда»

Планируемые результаты: Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (кто? Что).

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я») с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные, грубые, ласковые, обидчивые…

1. Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в Страну слов. Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно и много плохого. Но мы должны узнать о словах как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Девиз нашего занятия:

Дети: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Дети выполняют действие с хлопками).

Воспитатель: Где живут наши звуки?

Воспитатель: Что помогает правильно произносить звуки и слова?

Дети: Зубы, язык, горло, уши, глаза, легкие.

Воспитатели: Воспитатель проводит фонетическую зарядку.

Как тикают часы?

Как подзывают цыплят?

Как чикают ножницы?

Как говорят, когда рыба срывается с крючка?

Как паровоз выпускает пар?

Как поют комарики?

Как рычит мотор?

Как просит сказать врач?

Как фыркает кот?

Как выходит воздух из шара?

Как пыхтит каша?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом):

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель: «Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка).

Воспитатель: Хочу научиться читать и много знать, помогите.

– Воспитатель достает портфель и говорит: «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

Игра: «Доктор звуков».

У слона фобот. Положи в чай сафар.

Какой звук я произнесла неправильно?

Игра: «Слова родственники».

Я назову слова, а вы слова,которые могут быть похожими:

Слова – превращения.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил – дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал – домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил – домишко.

Старый мудрый гном – гномище

Выстроил большой домище.

Был он стар, и был он сед

И большой был домосед.

А за печкой, за трубой,

Жил у дома – домовой.

Игра: «Кто знает, пусть продолжает».

А сейчас отдохнем:

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…

Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

Игра: «Скажи наоборот».

Высокий дуб – низкий дуб.

Острый нож – тупой нож.

Составление рассказа по схеме «о себе».

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается).

Составление рассказа детьми.

Воспитатель: «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке.

У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель: Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Подсосновский детский сад «Солнышко»

филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Воспитатель: Сокол Светлана Михайловна

1 квалификационная категория

Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Задачи:

Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

5.Формировать у детей умение подбирать противоположные слова по смыслу.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

3. Развивать фонематический слух;

4. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Демонстрационный материал: картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, посылка, письмо, сундучок, ключ, медали,

Раздаточный материал: карточки, фишки, тетради в клетку, карандаши.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки.

Ход занятия :

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

– Ребята! К нам пришла посылка! Давайте прочитаем, что же на ней написано? – От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: « Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Пчёлки»

– Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо) – Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо. «Дорогие ребята группы «Пчёлка»! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

– Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям.

Задание 1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

– Ребята предлагаю поиграть в игру, я буду бросать мяч со словом ,вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.

Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий ,тонкий- толстый .

Найди одинаковый звук в словах: я буду называть слово, если вы услышали звук (С) должны хлопнуть ,так мы узнаем кто у нас самый внимательный. слон, помидор, лиса, автобус, стол, машина, сосна, бусы.

Вот какие молодцы, с первым заданием справились!

Проходите на свои места.

-Ребята, какое сейчас время года?(зима)

–Какие зимние забавы вы знаете? Ответы детей.

Послушайте загадку о зимнем развлечение:

Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Сани)

Дед Грамотей очень любит зимой кататься на санях, вот и придумал нам такое задание. Посмотрите внимательно на картинку.

Разбор слова САНИ.

Возьмите карточки. Будьте внимательны.

– Сколько слогов в слове САНИ? (Два) СА- НИ. Прочтём первый слог (СА), второй слог (НИ)

Ребята, давайте медленно хором проговорим слово «САНИ». (индивидуальные вопросы детям)

Лиза , из скольких частей состоит это слово? (две)

Как звучит первая часть слова? (СА)Произнеси вторую часть слова.(НИ)

Какой первый гласный звук ты услышала? (А). Какой гласный звук слышится в конце?( И) Ребята, почему звук (А) гласный (его можно протянуть).

Сколько гласных в слове мы слышим (Два). Сколько слогов в этом слове? (два), почему вы так решили? (сколько гласных в слове столько и слогов)

А какой первый звук в этом слове? (С) Это какой звук гласный или согласный? Почему вы решили, что это согласный звук (его нельзя протянуть, он встречает препятствие, звук твердый ,упругий. ). Какой фишкой будем отмечать согласный звук? (синей). Отметьте нужной фишкой у себя на карточках первый звук «С », фишку какого цвета вы выберите(синего) молодцы! Гласные звуки каким цветом отметим? (красным). Выложите второй звук. Произнесите его,(А) какую фишку вы возьмете для этого звука? (красную) Почему вы так решили (ответы детей)

Какой следующий звук? Звук «Н ь» гласный или согласный, почему? (дети отмечают звук зелёной фишкой. Почему вы так решили? Произносим звук мягко, ласково. Протяните последний звук в этом слове, как он звучит (И-и) (работа со звуком аналогично)

Ваня выложи схему слова, которая у тебя получилась.

Ребята, вы согласны с Ваней? (да). Какие вы молодцы, все справились с заданием!

Придумайте предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием, приглашаю вас отдохнуть.

Физминутка.

«Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Белые полянки. Развести руки в стороны.

И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать«горку»).

Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Мягкие сугробы, Показать сугробы.

Чтоб копаться день –деньской Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.

На морозе греться (2 р.). Прыжки.

-Ребята присаживайтесь за столы , прежде чем приступить к следующему заданию ,давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими.

Задание 3

– Дед Грамотей приготовил ещё интересные задания, ведь нам нетерпится узнать что же в сундучке. Вам нужно дорисовать узор и продолжить ряд .Приступайте к выполнению задания

Диктант « ключик» Слушайте внимательно.

Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

– Ребята, что у нас получилось? (ключ) Вы выполнили все задания, а вот и ключ от сундука. Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет. Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!

Итог занятия:

– Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

– Что больше всего понравилось?

– Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Конспект занятия по развитию речи и обучению детей чтению с использованием игровых методов и приемов «Скоро в школу!»

Тип занятия: интегрированное.

Формы работы:

  • двигательная – игровые упражнения, физ. минутки, двигательные паузы;
  • коммуникативная – речевые упражнения, словестные игры;
  • игровая – дидактические игры, игры м/п;
  • продуктивная – работа с карточками, в тетради.

Межпредметные связи: музыка, физическое развитие, коммуникативное.

Метод организации учебного занятия: Фронтальный (групповое).

Цель: Обобщение знаний, раскрытие интеллектуального потенциала.

Задачи:

  • Образовательные: Учить называть и узнавать звуки и буквы, определять место звука в слове, закрепить понятия «буква», «звук», обучать чтению текста, учить делить слова на слоги, подбирать слова на заданный звук, способствовать развитию связной речи, умению высказывать свое мнение.
  • Развивающие: Развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, развивать фонематический слух, быстроту мышления.
  • Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, умение слушать друг друга, дружеские взаимоотношения, воспитание ответственности, взаимопомощи, дисциплины; освоение правил поведения во время занятий

Оздоровительные: Формирование усидчивости, правильной осанки во время продуктивной деятельности.

Образовательные результаты:

Личностные: Эмоциональное, естественное поведение, делать попытку убеждать, доказывать, формировать ответственность за свои действия и поступки.

Читайте также:  Словарь по лексическим темам с упражнениями

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: Умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; умение работать по заданному алгоритму.
  • Коммуникативные УУД:Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; умение вести монолог, отвечать на вопросы.
  • Регулятивные УУД:умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; умение правильно держать карандаш – сформированность мелкой моторики рук; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

Предметные результаты:

  • Знать: узнавать и называть буквы, определять место звука в слове
  • Уметь: прописывать букву, владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Инвентарь: Ноутбук, телевизор, музыкальное сопровождение занятия, карточки, букварь Н.Жуковой, презентация.

Место проведения: кабинет.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие «Взаимное цитирование».

Давайте поприветствуем, друг друга таким образом: кладёте руку на грудь и называете свое имя, потом называете имя соседа, хлопаете и делите имя на слоги. Хорошо, поприветствовали всех. Проходите за столы.

– Мы, взрослые готовим вас к школе, чтобы вы в школе были успешными.
Скажите, пожалуйста, что такое успех?

– (Обобщить) Успех – это достижение поставленной цели, положительный результат в каком-то деле. Удача, хороший результат в учёбе, работе.

– Как вы думаете, какими должны быть первоклассники, чтобы успешно учиться в школе? (внимательными, думающими, дружными)

– Предлагаю вам сегодня подняться по «Лесенке успеха» (обратить внимание на игровую лесенку). Будем выполнять задания, в случае правильного выполнения поднимаемся вверх на одну ступеньку.

1 задание: напишите слово УСПЕХ. Сколько в нем звуков? Обведите гласные и согласные звуки. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

Поднимаемся на первую ступеньку после выполнения задания.

2 задание: найдите спрятанные слова. Работа с карточкой.

Поднимаемся на вторую ступеньку после выполнения задания.

3 задание: Речевая игра «Добавь слог».

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма-ма, кни-га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

Поднимаемся на третью ступеньку после выполнения задания.

4 задание: Упражнение «Живые слова». Дети берут листы с буквами и составляют «СКОРО В ШКОЛУ».

Поднимаемся на четвертую ступеньку после выполнения задания.

Физминутка «Мы по лесенке шагали»

Мы по лесенке шагали – руки постепенно поднимаются вверх
И ступенечки считали.
А на горочку взошли,
Ничего там не нашли. – разводим руки в стороны
Вниз по лесенки шагали – руки постепенно опускаются вниз
И немножечко устали.
Ищем, ищем, где кровать – повороты и наклоны в стороны
Захотелось нам поспать. – руки сложены под щекой.

5 задание: «Пойми меня».

Вы знаете, что в школе дети должны быть внимательными. У внимательного школьника внимание похоже на луч от фонарика. Школьник направляет его только на учителя, слушает его внимательно.

Следующая игра «Пойми меня». Внимательно слушайте предложение, потом ответьте на мой вопрос.

Машу слушала мама. Кто говорил?

Серёжу ударил Рома. Кто драчун?

Папу ждёт дочка Оля. Кто задержался?

Папа шёл впереди Вани. Кто шёл сзади?

Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает?

Кошка больше собаки. Кто меньше?

Собаку укусила оса. Кто кусался?

Мама зовёт дочку домой. Кто на улице? А кто дома?

Вы действительно внимательны, поднимаемся на одну ступеньку нашей лесенки.

6 задание: Чтение текста. Вопросы по тексту.

Мо-ло-дец Во-ва
Ма-ма и Во-ва гу-ля-ли.
Во-ва по-бе-жал и у-пал.
Бо-лит но-га, но Во-ва не пла-чет.
Во-ва мо-ло-дец!
Б.Корсунская

Ответь на вопросы.

1. Что случилось с Вовой?

2. Что у него заболело?

3. Почему Вова молодец?

Поднимаемся на шестую ступеньку после выполнения задания.

7 задание: Графический диктант.

Садимся за столы. Перед вами листочки и простой карандаш. Приготовились выполнять графический диктант. От точки, расположенной в левом нижнем углу. Работаем в полной тишине, инструкция говорю один раз, не переспрашиваем – не мешаем друг другу. Покажите свою готовность, руку с карандашом поставить на локоть.

2 клетки вправо, 2 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клеток вправо.

Что у вас получилось? Правильно, пьедестал. А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на занятии. Нарисовать смайлика. На какую ступеньку, как вы думаете, вам удалось подняться? На верхней ступеньке – дети, которые внимательно слушали, справились со всеми заданиями, не мешали друг другу. На ступеньке пониже – ребята, у которых что-то не получилось; иногда они были внимательными, а иногда отвлекались.

На нижней ступеньке – дети, которые постоянно отвлекались, не справились с заданиями, не могли дружно с ребятами выполнять задания, мешали. Подумайте, куда вы себя поставите, нарисуйте смайлика.

Нам удалось подняться на самую верхнюю ступеньку. Вы сегодня были внимательными, сообразительными, дружными, а потому успешными.

Список литературы

  1. Белякова, О.В. 100 лучших игр для подготовки к школе / О.В.Белякова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Бирюков, В. Детский сад и подготовка к школе / В.Бирюков, А.Черницкий. – М.: Издательство “Эксмо” ООО, 2013.
  3. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е.Гаврина и др. – М.: Академия развития, 2009.
  4. Узорова, О.В. Большая книга заданий и упражнений для подготовки к школе / О.В.Узорова. – Москва: 2014.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе

Содержимое публикации

Конспект итогового занятия в подготовительной группе

по развитию речи

«Необычная школа»

Воспитатель: Шилкина Н.Л.

Задачи- образовательные: закреплять знания о гласных и согласных звуках;

-совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме, с заданным словом, называть

Первое, второе, последнее слово в предложении ;

-закреплять умение делать звуковой анализ слова;

-упражнять в различении твёрдых и мягких согласных, осваивать способы слогового чтения;

– закреплять умения правильно образовывать грамматическую форму слов;

-упражнять в подборе антонимов, в образовании притяжательных прилагательных от названий животных.

Развивающие: развивать речь, мышление, память и внимание;

-закреплять у детей знания, полученные ранее.

Воспитательные: воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;

-воспитывать стремление к знаниям, усидчивость;

-доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Демонстрационный материал: маски-шапочки зверей на каждого ребёнка; синие, красные, зелёные круги, дерево с листочками, на которых написаны буквы; схемы предложений; газета «Лесные вести»; надпись (лесная школа);колокольчик , медали для детей с надписью “К школе готов”,маркер, мяч.

Раздаточный материал: листочки в клетку на каждого ребенка, простые и цветные карандаши.

Ход занятия:

В зал входят дети с воспитателем: «У нас сегодня гости, ребята. Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, у нас сегодня как-то необычно, какое-то странное дерево и надпись. Давайте ее прочитаем».

Дети читают вывеску «Лесная школа».

Воспитатель: «Мы сегодня попали с вами в «Лесную школу». А как вы думаете кто учится в лесной школе? Что-то никого не видно из зверей, наверное, их кто-то напугал и они разбежались. А хотите ли вы позаниматься в лесной школе? Тогда одевайте маски лесных зверей и торопитесь на урок. Звенит звонок, начинается урок и вести этот урок буду я (одевает маску совы «Мудрая сова»). Здравствуйте, народ лесной! Рада видеть вас всех вместе. Я газету принесла вам, называется «Лесные вести». Газета эта непростая, а с заданиями для зверят, ведь они скоро пойдут в школу. И если эти задания зверята выполнят, им выдадут свидетельства о готовности к школе в виде медали. А вы уже, наверное, получили такие медали? Дети отвечают нет.

Воспитатель: «Это дело поправимое. Вы тоже можете получить эти медали, если выполните все задания, которые написаны в газете. Итак, первое задание. Посмотрите на это необычное дерево. Что написано на этих листочках? Почему буквы разных цветов? (потому что одни буквы гласные, другие согласные). А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим). Давайте назовем гласные и согласные буквы. А если поставить две буквы рядом, что получится? (слог) Какие бывают согласные? (твердыми, мягкими, звонкими и глухими)».

Воспитатель снимает несколько гласных и согласных букв, дети произносят слоги (мы, па, си, ку….) и определяют какой согласный твердый или мягкий.

Воспитатель: «А, сейчас мы с вами попробуем сделать звуковой анализ слова «лиса» ( дети определяют и выкладывают кружки разного цвета). Проходим за столы и на листочках сделаем звуковой анализ слова «школа». Дети выполняют задания на листочках, воспитатель проверяет правильность выполнения.

Физминутка: Потянулись, улыбнулись, влево, вправо повернулись, наклонились и присели, выпрямились.

Второе задание для тех, кто хочет пойти в школу.

Игра «Доскажи словечко».

Одна кошка – много …….. (кошек)

Один волк – много ……… (волков)

Один чулок – много ……. (чулок)

Одна простыня – много ………. (простыней)

Одно ухо – много ……. (ушей)

Одна сова – много ……….. (сов)

Одна лиса – много ……. (лис)

Одна белка – много …… (белок)

Одна мышь – много …….. (мышей)

Один еж – много ……… (ежей)

Игра с мячом «Чей, чья, чье»

Шуба лисы – чья шуба? ( лисья)

Уши зайца – чьи уши? (заячьи)

Клыки волка – чьи клыки? (волчьи)

Хвост лисы – чей хвост? (лисий)

Дупло белки – чье дупло? (беличье)

Нора лисы – чья нора? (лисья)

Берлога медведя – чья берлога? (медвежья)

Лапы зайца – чьи лапы? (заячьи)

Когти медведя – чьи когти? (медвежьи)

Третье задание: Отгадайте загадку:

Оно может быть тихим,

Оно может быть громким,

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым,

Оно может обидеть,

Оно может рассмешить,

Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово)

А кто из вас знает, как определить сколько в слове слогов? (протопать, прохлопать)

А как еще? Сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников.

Прохлопайте слово «Винни-пух», прошагайте слово «Гном», покачаем головой слово «Буратино».

Игра «Рассели животных»

Ребята, у меня есть волшебные домики. Одно окошечко – один слог, два окошечка – два слога, три окошечка – три слога, четыре окошечка – четыре слога. Вам нужно расселить животных по домикам, если в названии животных один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т.д.

Четвертое задание: «Ребята, посмотрите и скажите, что это такое (показываю схему-предложение). Давайте вспомним из чего состоит наша речь. (из предложений). А предложение? (из слов). Да, дети, предложение – это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме. Как пишем первое слово в предложении? Что ставим в конце предложения? Посмотрите на схему предложения. Сколько слов в этом предложении? Придумайте по этой схеме предложение. А теперь придумайте предложение с одним словом, с двумя и четырьмя. А сейчас пройдем за столы и напишем схему предложения, которого я вам скажу. (Весна, кругом лужи. Стоят чудесные деньки. Звери рады приходу весны) Какое первое слово в предложении? Какое последнее? Какое второе?

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”.

  • Познавательное развитие дошкольников. (11)
  • Часы досуга и развлечения. (8)
  • Социально-коммуникативное развитие. (7)
  • Речевое развитие дошкольников. (8)
  • Художественно-эстетическое развитие. (13)
  • Формирование элементарных математических представлений. (9)
  • Экологическое воспитание дошкольников. (8)
  • Проектная деятельность. (11)
  • Шпаргалки для родителей. (21)
  • Игры с дошкольниками. (10)

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 40 «Журавлик».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.

Тема: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”.

Подготовила воспитатель:

Азанова О. Б.

Воскресенск

Цель: развить и обучить грамоте дошкольников.

Задачи:

  • Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
  • Развивать интонационную выразительность;
  • Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
  • Закрепить знание гласных и согласных звуков;
  • Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;
  • Закрепить умение делить слово на слоги.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помошники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

Читайте также:  Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети: М-м-м.
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а.

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Прежде, чем приступить к выполнению другого задания, давайте дадим нашим ласкам отдохнуть.

Зрительная гимнастика: “Мячик”

Вправо-влево мяч большой (смотрим вправо и влево)

Прыгал очень хорошо! (моргаем)

Раз и два, туда-сюда, (смотрит вверх и вниз)

Не догонишь никогда! (моргаем)

Воспитатель: Ну, продолжим. Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание.

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но. забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует Цветная . (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь. (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота. (гол)

Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень . (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у. (зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из. (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему. (поможет)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: А теперь, давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика: “Осень”

Раз, два, три, четыре, пять (считают пальчики)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают большие пальцы)

Листья рябины, (загибают указательные пальцы)

Листики тополя, (загибают средние пальцы)

Листья осины, (загибают безымянные пальцы)

Листики дуба мы соберем (загибают мизинцы)

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Ну, давайте дальше тянуться к знаниям. Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Здесь у нас друзья живут,

Спят, едят, водичку пьют.

Им нужны уход, забота, —

Это школьников работа.

Тут зверек и там зверек —

(Дети достают ключ, он находится возле зооуголка)

Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

Вопросы к детям:

  • Как девочка звала своих подруг?
  • Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
  • Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки,

подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка: “Буратино”

Буратино потянулся, (потянуться)
Раз – нагнулся, (нагнуться)
Два – нагнулся, (нагнуться ещё раз)
Три – нагнулся. (и ещё раз нагнуться)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Руки в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Он и чертит, и рисует, –

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью) (можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

  • Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев. )
  • Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака. )
  • Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка. )
  • Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время. )
  • Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол. )
  • Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек. )

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?

Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

Воспитатель: А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К».

(картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад)

Воспитатель: Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»

(молоко, масло, макароны, сметана, мука)

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Комплекс занятий по обучению грамоте в подготовительной группе

Содержимое разработки

Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки

(без употребления терминологии)

Цель: дать понятие о звуках и бук­вах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; уста­навливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фо­нематического слуха; учить писать эле­менты букв; развивать фонематичес­кий слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.

Оборудование: предметные картин­ки, карточки-схемы, фишки, иллюс­трации.

I. Организация детей

II. Основная часть

1. Мотивация обучения учащихся.

— Пушок и Чича столкнулись с про­блемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга — из бумаги; дом — из кирпича; салат — из овощей. А из чего состоит наша речь?

2. Сообщение темы и задач заня­тия.

— Сегодня на занятии мы и познако­мимся с тем, что же является строи­тельным материалом для слов.

3. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

— Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.

А из чего «сделаны» слова, кото­рые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Мол­чанка».

4. Игра «Молчанка».

(В тишине учитель незаметно скри­пит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)

— Какие звуки вы можете услышать на улице?

5. Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

— Нас окружает много звуков: ше­лест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые зву­ки. С их помощью невозможно по­строить слово. Только звуки чело­веческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определён­ном порядке, получится слово.

Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)

— А сейчас я эти звуки построю в оп­ределённом порядке: [с] [о] [м].

Что получилось? Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать зву­ки схемами.

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

III. Обобщение и систематизация зна­ний.

1. — Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других

звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

2. Письмо элементов букв.

3. Игра «Не ошибись».

— Я называю звук, а вы — слова, кото­рые с него начинаются: [л], [б], [а].

Я называю слова, а вы хлопками дол­жны поймать последний звук. Но хло­пать будете только тогда, когда пос­ледним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Про­изнести слово)

Молоток, дом, игрушка, восток, ка­пуста, пятак, цветок, луна.

III. Итог урока

— С чем познакомились на уроке?

Тема. Звуки и буквы.

Согласные звуки

(без употребления терминологии)

Цель: дать понятие о согласных зву­ках; учить различать гласные и соглас­ные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями глас­ных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать лю­бовь к обучению.

Оборудование: иллюстрации, сюжет­ные картинки.

I. Организация детей

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний.

— Из чего состоит наша речь? Пред­ложения?

— Кого вы видите на картинке? <Рыбу)

— Составьте предложение с этим сло­вом.

— О ком вы составили предложе­ние?

— Что обозначает это слово?

— Из чего состоит слово?

Повернитесь друг к другу и по очере­ди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.

Все слова мы произносим при по­мощи органов речи: губ, языка, зу­бов, нёба.

2. Сообщение темы и задач заня­тия.

Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, да­дим названия, будем учиться их раз­личать. Продолжим работу со звуко­выми моделями.

3. Восприятие и осознание нового материала.

1) Практическая работа.

— О ком мы составили предложе­ние? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?

— При помощи чего вы его произ­несли? Что заметили? <Кончик язы­ка дрожит.)

Читайте также:  Звукобуквенный анализ и синтез слов - конспект занятия

— Проговариваем дальше. Какой вто­рой звук? Обратите внимание на лёг­кость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ы].

— Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило пре­пятствием на пути прохождения воз­духа?

— Продолжаем проговаривать сло-во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении ка­ких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])

А какие препятствия встретили зву-1 ки? ([р] и [б])

2) Рассказ учителя.

— Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких препятствий. Эти звуки называют­ся ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, ко­торые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СО­ГЛАСНЫХ.

4. Заучивание стихотворения.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

А согласные. согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

6. Повторение изученного ранее ма­териала.

— Давайте вспомним, как мы обозна­чаем гласные и согласные звуки.

7. Закрепление и осмысление зна­ний учащимися.

Игра «Учитель»

— Каждый из вас выступит в роли учи­теля. Вы получите карточку, на кото­рой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача — проверить пра­вильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?

(Выполнение работы.)

8. Письмо элементов букв.

9. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Рыболов»

— Я рыболов, а вы — быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы пра­вильно покажите звуковую схему пер­вого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь — вы у меня на крючке.

Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.

III. Итого урока

— Что нового узнали о звуках?

— Почему гласные и согласные зву­ки так называется?

— Чему научились на уроке?

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель: дать понятие о мягких и твёр­дых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мяг­ких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершен­ствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для инди­видуальной работы, мячик.

I. Организация детей

П. Основная часть

— На какие группы делятся звуки?

— Какие звуки мы называем глас­ными?

— Чем согласные звуки отличаются от гласных?

— Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки. Соедините кар­тинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

— Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и са­молёт. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и звез­ду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?

— Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за ва­шими губами.

— Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м’]). Что вы заме­тили?

4. Сообщение темы и задач урока.

— На занятии мы научимся опреде­лять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначе­ниями звуков.

□ — согл. зв., твердый

5. Сообщение учителя.

— В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Пред­ставьте себе, если бы не существовало звука [м’], как бы звучало слово миш­ка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.

Игра «Озорники»

Чтобы услышать, как меняется значе­ние слова, если путать мягкие и твёр­дые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предло­жение, а вы находить звук – «озор­ник».

Корабль сел на мел.

— В каком слове спрятался звук-озор­ник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель — неглубокое место в реке, озе­ре, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

— Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.

— Кто такой хорь?

(Хорьхорёк, хищный зверёк с цен­ным мехом.)

6. Физкультминутка «Ванька-встань­ка».

7. Работа в тетрадях.

8. Игра «Ремонт слов».

— Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испор­тил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.

III. Итог занятия

— Что нового было на занятии?

Тема. Слог. Деление слов на слоги

Цель: дать понятие о слоге; учить де­лить слова на слоги; различать одно-, двух-

и трёхсложные слова; совер­шенствовать артикуляционный аппа­рат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.

I. Организация детей

II. Основная часть 1.

— Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглаша­ют вас «поболеть» за них. А что зна­чит «болеть» за спортсменов?

— Кто из вас был на соревнова­ниях?

— Где они проходят?

— Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

— Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики — за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

— Когда вы кричали имена спорт­сменов, как звучало слово? (По час­тям)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награжда­ем их медалями.

2. Практическая работа.

— А теперь представьте, что вы «бо­леете» за друга. Шёпотом постарай­тесь скандировать его имя. А теперь — по очереди вслух. Что вы заметили?

3. Сообщение темы и задач заня­тия.

На занятии мы узнаем, как называ­ются эти части слова и для чего нуж­но уметь делить слова на части.

4. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала. Практиче­ская работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

— Значит, в слове рыба две части. На­зовите первую часть. Назовите вто­рую.

— Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

—А сколько слогов в словах Чича, Пу­шок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?

Каждый день по утрам

Очень нравится нам всё

Делать по порядку:

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

7. Игра «Помогай-ка».

Рыдают слоги не понарошку:

одни лишь крошки.

Но если вы хотите,

Тогда нам помогите».

— Я называю первый слог. Ваша за­дача — дополнить его недостающим слогом или слогами.

Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.

Слоги: ба-, ри-, ко-.

8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».

— Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столь­ко же раз прыгнуть.

Слова: рябина, стол, балкон, мали­на, земля, барабан, блины, учени­ки, самолёт.

9. Работа в тетрадях.

10. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Рассади пассажиров»

(На доске — паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

— Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий кон­тролёр велел им занять места в ваго­нах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

III. Итог занятия

— Что нового узнали на занятии?

— Каким способом мы делили сло­ва на слоги?

— Сколько слогов может быть в сло­ве?

— Может ли быть два гласных зву­ка в слоге?

Звуки русского языка

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка) , набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка) , последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка. Схема 1.1. Буквы и звуки русского языка. Схема 1.2. Гласные буквы и звуки русского языка. Схема 1.3. Согласные буквы и звуки русского языка. Схема 1.4. Буквы русского языка, не обозначающие звуков.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Ссылка на основную публикацию