Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии

Конспект занятия по развитию речи на тему «Профессии»

Конспект логопедического занятия по развитию речи старших дошкольников на тему «Профессии». В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на усвоение детьми на активизацию словарного запаса по данной теме, формирование грамматических категорий, связной речи.

Цель : составление описательного рассказа с опорой на схему.

  • Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
  • Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
  • Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
  • Развивать высшие психические функции;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
  • Развивать наблюдательность и любознательность.
  • Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.
  • Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование : презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота всех отвозить по утрам
На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)

Кто учит детишек писать и читать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)

Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать;
Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома;
Продавец что умеет?…продавать товары;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
Пианист что умеет?…играет на пианино;
Гитарист что умеет?…играет на гитаре.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: «Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.

Игра «Найди инструмент» .

Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: «Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»

Логопед: «А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.

Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.

Игра «Расскажи о профессии» .

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

  1. Назови профессию.
  2. Чем занимается человек данной профессии?
  3. Чем он работает?
  4. Где он работает?

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Дифференцированная оценка ответов детей.

Беседина Виктория Константиновна,
учитель-логопед,
ГБДОУ Детский сад № 1238,
г. Москва

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: “Все профессии важны, все профессии нужны”

Содержимое публикации

образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Цель : обобщить знания детей по теме «Профессии» .

Программные задачи :

закрепить представление детей о разнообразии профессий, о их значимости в

развивать монологическую форму речи (умение объяснить

не логическую ситуацию);

развивать у детей навык строить предложения со словами-предметами,

словами-признаками, словами-действиями, развивать творческое воображение;

формировать умение составлять и графически записывать предложения, делать

развивать навык составления рассказа по опорной схеме;

развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на

вопросы, диалога);

расширять словарный запас ( интервью, репортёр, респондент);

воспитывать навыки совместной деятельности в коллективе,

доброжелательное отношение друг к другу;

формировать способность выражать словом свои чувства, уметь

согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Оборудование:текст письма; сундучок с картинками о профессиях; мяч,

демонстрационные сюжетные картинки: действия стоматолога, художника,

строителей; карточки и фломастеры по количеству детей, влажные салфетки,

опорная схема-план для составления рассказа, микрофон; видеозапись

Воспитатель: ребята мне пришло сообщение от знакомой учительницы Нины Ивановны, и я хочу прочитать его вам. Вот послушайте:

«Я дала своим первоклашкам такое задание — рассказать о своей будущей профессии. И вот что получилось……»

Лера: Я мечтаю работать врачом в ресторане. Врач готовит очень вкусные щи и печет торты. У меня будет очень важная работа и поэтому я должна научиться делать красивые причёски.

Саша: Я буду работать строителем. Строитель работает в школе, он учит детей грамотно писать. Для работы мне обязательно будут нужны: белый халат, шприц и кастрюля. Я очень хочу научиться красить стены, чтобы управлять самолётом.

Воспитатель: Ребята, вы всё поняли, что рассказали Лера и Саша о том кем бы они хотели стать?

Ответы детей: Да, ребята всё напутали.

Воспитатель:А что не неправильно написали дети? Докажите что они всё напутали.

Ответы детей: Врач не работает в ресторане, он лечит людей, а в ресторане работает повар….. и. т. д.

Воспитатель: Молодцы вы верно заметили ошибки, которые допустили Лера и Саша.

Воспитатель: Вы тоже скоро пойдёте в первый класс, и мне бы не хотелось, чтобы с вами такое произошло. А чтобы всё знать о профессиях и правильно

рассказывать о своей будущей профессии я предлагаю вам отправиться в необычный мир – мир профессий.

Прошу вас пройти и сесть на ковёр (в круг).

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, что такое профессия?

Ответы детей: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Воспитатель: Давайте подумаем: для чего работают люди?

Ответы детей: Люди работают, чтобы зарабатывать деньги….и т.д.

Воспитатель: А я думаю, люди работают, чтобы приносить пользу.

Игровое упражнение: «Сундучок профессий». ( см. приложение №1)

Воспитатель: Ребята у меня есть «Сундучок профессий». Я предлагаю вам достать из сундучка картинку, рассмотреть свою картинку, сказать название профессии и рассказать какую пользу приносят люди этой профессии.

( Воспитатель проносит перед ребятами сундучок, и ребята достают картинки, а потом по желанию, по очереди выполняют задание).

Ответы детей: Врач лечит людей, чтобы они не болели и жили долго и счастливо…. и. т. д.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы очень интересно рассказали о пользе профессий.

Игровое упражнение: «Загадочный предмет»

Воспитатель: Людям любой профессии для работы необходимы определённые предметы, орудия труда, инструменты или оборудование. Без них они не смогут выполнять свою работу. И я предлагаю поиграть в игру«Загадочный предмет». Для этого прошу вас встать в круг.

В этой игре нам поможет мяч. При помощи мячика мы выбираем водящего.

Водящему я шепчу на ушко слово-предмет, орудие труда или инструмент, которым пользуется специалист.

А водящий придумывает для вас загадку про этот предмет: должен описать предмет, назвать действие с этим предметом.

Ваша задача сказать, что запредмет загадал водящий и человеку, какой профессии он необходим в работе.

Условие игры: выслушать водящего, не перебивать его, не спешить дать ответ, а лучше подумать и ответить правильно.

(Проводится игра. Во время игры воспитатель напоминает правила игры, по необходимости, наводящими вопросами, помогает водящим правильно загадать загадку.)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята прошу пройти и сесть за столы. И мы продолжим наш разговор о профессиях.

Игровое упражнение: «Составь предложение» ( см. приложение №2)

( Дети работают за столами, воспитатель – у доски.

На столах, у каждого ребенка карточка, фломастер черного цвета, влажная салфетка)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю составить предложение о том, что делает человек определённой профессии. Напомните мне, что такое предложение?

Ответы детей:предложение – это когда мы говорим несколько слов.

Воспитатель: Верно, предложение – это одно или несколько слов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку.

(«Художник рисует картину»).

Воспитатель:Какое предложение мы можем составить по этой картинке?

Ответы детей:«Художник рисует картину».

Воспитатель: А давайте так составим это предложение:

«Художник рисует картину»

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Ответы дети: В этом предложении три слова.

Воспитатель: Давайте посчитаем и проверим сколько хлопков мы сделали.

(дети хлопают и считают хлопки).

Ответы детей: Три слова.

Воспитатель: Верно, в этом предложении три слова.

Воспитатель: Как начинается первое слово в предложение?

Ответы детей:Первое слово в предложение начинается с большой буквы.

Воспитатель: А что ставиться в конце предложения?

Ответы детей:В конце предложения ставиться точка.

Воспитатель:Ребята давайте вместе составим схему этого предложения.

Воспитатель: И так, первое слово в предложении начинается с большой буквы (поднимем руку вверх), значит, мы рисуем вертикальную полоску, затем рядом рисуем прямоугольник – это первое слово, отступаем место и рисуем второй прямоугольник – это второе слово, еще отступаем место и рисуем третий прямоугольник – это третье слово, и затем ставим точку. (Воспитатель на доске рисует схему предложения, а дети выполняют задание в индивидуальных карточках)

Воспитатель:Ребята, скажите какое первое слово в этом предложении? А какое второе слово? И третье слово будет?

( Ответы детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку, и составьте следующее предложение. («Стоматолог лечит зубы»)

Ответы детей: Доктор лечит зубы.

Воспитатель: А я бы составила такое предложение: «Стоматолог лечит мальчику зубы».

Воспитатель: Сколько слов в моем предложении?

Ответы детей:В этом предложении четыре слова.

Воспитатель:Давайте проверим – посчитаем хлопки.( Дети выполняют)

Воспитатель:Верно, в этом предложении четыре слова.

Воспитатель:Ребята, а теперь самостоятельно составьте схему этого предложения.

(Дети самостоятельно составляют схему предложения в индивидуальных карточках)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим вместе это задание. ( Воспитатель рисует схему на доске и комментирует свои действия.)

Воспитатель: Вы сказали в этом предложении 4 слова, какое первое слово? Как оно начинается? Какое второе слово, какое третье слово, и четвертое слово…? Что ставиться в конце предложения?

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

( Ответы детей)

Воспитатель: Проверьте свои схемы, правильно вы составили это предложение.

Воспитатель:Посмотрите на эту картинку и составьте предложение по этой картинке. (« Строители строят дома»)

Ответы детей:Строители строят дома.

Воспитатель:А я бы так составила предложение: «Строители строят большой микрорайон».

Воспитатель:Сколько слов в этом предложении?

Ответы детей:В этом предложении тоже четыре слова.

Воспитатель:Давайте проверим – посчитаем хлопки.( Дети выполняют)

Воспитатель:Верно, в этом предложении четыре слова.

Воспитатель: Составьте схему этого предложения.

(Дети выполняют задание, затем все вместе проверяют выполнение задания)

Воспитатель: ребята, вы хорошо потрудились, предлагаю передохнуть и выйти на музыкальную физическую минутку.

Физическая минутка: «Песенка с грузовичком Лёвой»

(Видео. https://www.youtube.com/watch?v=o6-pOL4IHqk)

Воспитатель:Ну, вот мы можем продолжить. И прошу вас сесть на ковер о один ряд.

Игровое упражнение: «Интервью».

Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами многое вспомнили о профессиях, и теперь я предлагаю вам составить рассказо своей будущей профессии. И не просто рассказать, а предлагаю поиграть в игру «Интервью».

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое «Интервью»?

Ответы детей:Интервью это беседа.

Воспитатель: Верно, интервью – это беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или для написания статьи в газете.

Воспитатель: А кто такой «Репортер»?

Ответы детей:Репортер задает вопросы.

Воспитатель:А кто такой «Респондент»?

Ответы детей:Респондент – это кто рассказывает, отвечает на вопросы.
Воспитатель: Верно, репортер – тот, кто задает вопросы, а респондент – тот, кто отвечает на вопросы или даетинтервью.

Воспитатель: Прошу вас разделиться на пары и распределить между собой роли. Определиться, кто будет в роли репортера, а кто в роли респондента.( Дети делятся на пары)

Воспитатель: А тема для интервью звучит так: «Расскажи о своей будущей профессии!»

Воспитатель: Ребята, что бы вы могли составить полный и интересный рассказ о своей будущей профессии, вам поможет схема – план ( см. приложение №3) по составлению рассказа (на мольберте).

Воспитатель: Ребята, репортер во время интервью может задавать вопросы респонденту. Может ему что – то не понятно из рассказа респондента, или ему хочется услышать поподробнее интересные факты из рассказанного.

Воспитатель: Все остальные ребята прослушивают беседу, и потом мы обсудим, всели верно, дети говорили друг другу. Может они допускали ошибки. Или интервью получилось не содержательным.

Воспитатель: Ребята, вам понятно задание? Все готовы?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: И так мы начинаем. Первая пара. Кто в вашей паре репортер? А кто респондент?

Ответы детей: Андрей – репортёр, Соня – респондент.

Воспитатель: Репортер берет микрофон и начинает интервью.

Андрей:Здравствуйте, меня зовут Жиряков Андрей. А ка вас зовут, представьтесь, пожалуйста.

Соня:Здравствуйте. Меня зовут Шарикова Соня.

Андрей:Расскажите, пожалуйста, о своей будущей профессии. Кем вы мечтаете стать?

Соня:Я мечтаю стать воспитателем.

Андрей:А где вы будите работать?

Соня: Я буду работать в большом детском саду.

Андрей:А что вы будите делать в детском саду?

Соня: Я буду воспитывать детей, играть с ними в игры, заниматься, ходить на прогулку.

Андрей:А какие инструменты вам будут помогать в вашей работе?

Соня: Для работы мне нужны разные книги и компьютер.

Андрей: А в какой одежде вы будите ходить на работу?

Соня: На работу я буду ходить в платье или в юбке и кофте.

Андрей:А какую пользу приносит ваша профессия?

Соня: Моя профессия помогает родителям воспитывать детей. Я буду любить свою профессию.

Андрей:Спасибо за ваше интервью. Мне было очень интересно слушать вас.

Воспитатель:Ребята. Вам понравилось это интервью?

Справились Андрей и Соня с заданием?

Скажите, Соня в роли респондента всё правильно рассказала о

своей будущей профессии? Ничего не напутала?

А оцените Андрея в роли репортёра, как он справился со своей

Вы запомнили, какие вопросы задавал Андрей?

Что он хотел узнать у Сони?

( Ответы детей).

Воспитатель:Следующееинтервью предлагаю следующей паре.

(3- 4 варианта интервью).

Воспитатель:Молодцы ребята, вы серьёзно отнеслись к заданию. Рассказы ваши получились интересными и очень содержательными.

И я могу быть уверенна, что в школе вы всё правильно и интересно расскажите о своей будущей профессии. И ваш учитель будет доволен.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего запомнилось из занятия? А что было самое интересное на занятии?

(Ответы детей)

Составила: Данилова Елена Юрьевна

Воспитатель высшей категории ГБДОУ д/с №1

Колпинского района г. Санкт – Петербурга

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

СХЕМА – ПЛАН

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА О ПРОФЕССИИ

Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Профессии вокруг нас»

Конспект занятие по развитию речи

в группе старшего возраста «Профессии вокруг нас».

Цель занятия: расширить представление детей о разнообразии профессий людей и специфике их рода деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширять представления детей о разнообразии женских и мужских профессий;

учить правильно задавать вопросы к картинкам,

учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям; при помощи суффикса -щик ,

закреплять умение выделять главные и признаки и свойства предметов-рабочих инструментов,

Развивающие:

Развивать речь детей, коммуникативные навыки дошкольников;

совершенствовать мелкомоторные навыки;

способствовать развитию мышления и воображения,

обогащать активный запас слов старших дошкольников.

Воспитательные:

формировать интерес к разным профессиям людей,

воспитывать уважение к труду взрослых и своих родителей.

УУД, формируемые на занятии:

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические, знаково-символические.

Тип занятия:

Используемое оборудование:

Карточки обозначающие имена признаков предметов( ТРИЗ- технологии).

Формы и методы

Фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы в группах и подгруппах; игровые и словесные методы и приемы.

Рабочие материалы для обучающихся.

Серии иллюстраций по теме, киндер-контейнеры , внутри которых картинки с изображением различных профессий, магнитная доска, иллюстрация к скороговорке о пекаре ,браслет на запястье для каждого ребенка синего, красного, желтого цвета, карточки с инструментами, карточки с условным изображением имен признаков, скорлупки от фисташек, окрашенные разными цветами, лист А4 с графическим диктантом, карандаш простой.

Содержание этапа, деятельность воспитателя.

Деятельность обучающихся.

Организационно-побудительный.

Создание положительного эмоционального настроя для работы на занятии.

Создать положительный эмоциональный настрой для работы на занятии.

Получить положительный настрой для дальнейшей работы на занятии.

Проводит игру – приветствие:

Педагог индивидуально приветствует каждого ребенка При этом, выбор делает ребенок, указывая на соответствующую иллюстрацию, прикрепленные на магнитной доске.

Предлагает детям достать браслетики из мешочка. Надевают.

Выполняют упражнение на развитие правильного речевого выдоха.

1-2.И.П. Руки через стороны вверх.

Вдох носом, щеки не раздувать.

3-4 -5 Задержали дыхание, втянули животики.

6-7-8 плавный выдох, со звуком [С-С-С]

Участвуют в игре – приветствии:

Дети входят в зал под звуки легкой музыки.

По очереди подходят к воспитателю и предлагает вариант приветствия.

Дети достают браслетики и надевают их на запястье.

Повторяют упражнение вместе с педагогом.

2 этап. Основная часть.

закреплять знания детей о разнообразии и специфике профессий, учить правильно называть рабочие инструменты;

учить образовывать слова – названия профессий от глаголов,

закреплять произношение звука [щ] в названиях профессий.

расширять словарный запас слов старших дошкольников,

учить составлять последовательные рассказы по картинкам

Цель этапа- формулировка темы и целей занятия.

Игра «Назови профессию.»

учить правильно давать название профессии.

– Каждый возьмет киндер –контейнер и откроет его.

Что вы нашли внутри его?

-Что изображено на картинках?

Если вы подберете слово, которое объединяет все эти картинки, то сможете назвать тему нашего занятия.

Игра «Назови профессию.»

правильно давать название профессии.

Дети получают киндер – контейнеры, открывают их и

находят иллюстрации с изображением различных видов профессий.

Каждый ребенок называет то, что изображено у него на картинке.

Дети формулируют тему занятия:

2.Создание игровых ситуаций формирующих представление о многообразии профессий людей.

Цель-формирование четких представлений о разных профессиях людей.

Рассказ педагога о происхождении профессий.

В давние времена люди жили большими группами.

Каким был их основной вид деятельности?

Благодаря охоте и добыче пищи, люди могли существовать. Свои умения они передавали друг другу. Одни- хорошо готовили, и стали учить этому других, другие- прекрасно шили одежду из шкур.

Так и появились разные профессии.

Какими были первые инструменты человека?

В настоящее время существует множество профессий, и все они связаны между собой.

Слушают , анализируют, предполагают.

Беседа о значимости профессий людей.

Цель- сформировать представление о важности всех профессий.

Что вы понимаете под словом «профессия?»

Сможет ли человек одной профессии справиться с профессией другого человека?

Принимает активное участие в беседе.

Цель- осознать значимость каждой из профессий человека.

Это дело, работа, труд, любимое занятие человека.

Каждой профессии нужно учиться специально.

Проводит игру «Продолжи фразу».

Цель – учить продолжать начатую фразу.

Если бы не было продавцов, то….

Если бы не было таксистов, то…

Если бы не было космонавтов, то…

Если бы не было булочников, то…

Все профессии связаны между собой. Объясните, в чем связь профессий портного- парикмахера и шофера.

Обоснуйте эту логическую цепочку.

Участвует в игре «Продолжи фразу».

Цель -учится продолжать начатую фразу.

Варианты ответов детей:

…мы не смогли бы покупать продукты в магазине.

…мы не смогли бы ездить на такси.

…мы не получили бы сведения о космосе.

…не кому бы было печь вкусный хлеб..

Дети делают самостоятельные выводы.

Игра: «Образуй названия профессий».

Цель- учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением:

Обсуждает с детьми действие и название профессии

Пальчиковая гимнастика с цветными скорлупками от фисташек .

Цель- совершенствование мелкомоторных навыков, ручной умелости.

Представители любой профессии носят специальную одежду и головные уборы- шапочки, шлемы, каски.

Я буду называть головной убор, а вы-надевать на пальчик соответствующий по цвету головной убор.

Белая шапочка для врача,

Красная каска- пожарному.

Синяя фуражка – полицейскому,

Строителю- желтая каска.

Зеленая фуражка- солдату .

Поочередно надеваем скорлупки на пальцы правой и левой руки. Стараемся удержать их и не уронить.

Дети за столами.

Графический диктант.

Цель- формировать умение ориентироваться на листе бумаги, умение составлять слово из букв.

Кто изображен на листах?

Если вы верно выполните задания и все шаги, то сможете узнать, кому помог врач.

Игра: «Образуй названия профессий».

Цель- учится образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям.

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Профессии».

Содержание конспекта логопедического занятия по развитию речи на тему: «Профессии» направлено на то, чтобы: 1. Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме; 2. Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа; 3. Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-; 4. Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; 5. Развивать высшие психические функции; 6. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий; 7. Развивать наблюдательность и любознательность.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Профессии»

Цель:составление описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи:

1. Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;

2. Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;

3. Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;

4. Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;

5. Развивать высшие психические функции;

6. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;

7. Развивать наблюдательность и любознательность.

Речевой материал:

существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.

глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование: презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

1. Загадки (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

Читайте также:  Условия организации логопедической помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота всех отвозить по утрам

На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

Кто учит детишек писать и читать,

Природу любить, стариков уважать? (учитель)

2. Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: « Молодцы ребята, жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях:

Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет. готовить, варить, жарить;

Учитель что умеет. учить читать, писать;

Врач что умеет. лечить, делать уколы, ставить градусник;

Художник что умеет. рисовать;

Пожарный что умеет. тушить пожар;

Строитель что умеет. строить дома;

Продавец что умеет. продавать товары;

Парикмахер что умеет. стрижет, делает прически;

Водитель что умеет. управлять машиной;

Мотоциклист что умеет. управлять мотоциклом;

Летчик что умеет. управлять самолетом;

Полицейский что умеет. управляет движением машин, защищает людей;

Пианист что умеет. играет на пианино;

Гитарист что умеет. играет на гитаре.

3. Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: « Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем

На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром

На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником

На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом

На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским

4. Игра «Найди инструмент»

Логопед: « Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать…шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: « Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров.

Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея.

5. Физминутка

Логопед: « А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Загудел наш самолет

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

6. «Придумай профессию»

Логопед: « Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов

А этот лес рубит, кто он? Лесоруб

А этот трубы чистит, он кто? Трубочист

А этот землю копает, он кто? Землекоп

А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

7. Игра «Мастерицы»

Логопед: « А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она…певица;

Он летчик, а она…летчица;

Он художник, а она…художница;

Он учитель, а она…учительница;

Он писатель, а она… писательница;

Он воспитатель, а она…воспитательница;

Он проводник, а она…проводница;

Он переводчик, а она.. переводчица;

Он фокусник, а она…фокусница.

8. Игра «Расскажи о профессии»

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

· Чем занимается человек данной профессии?

· Чем он работает?

· Где он работает?

9. Итог занятия

Логопед: « Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Конспект НОД «Все профессии нужны, все профессии важны» по развитию речи в старшей группе с применением ИКТ-технологий

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 30.09.2018

Статья просмотрена: 1565 раз

Библиографическое описание:

Савельченко, М. В. Конспект НОД «Все профессии нужны, все профессии важны» по развитию речи в старшей группе с применением ИКТ-технологий / М. В. Савельченко, А. О. Саможенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3578/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель: закрепить знания детей о различных профессиях.

Задачи: учить дифференцировать предметы определенных профессий; обогащать словарный запас; воспитывать трудолюбие, познавательный интерес.

Материалы иоборудование: телевизор, видеоприставка, мультимедийная презентация «Все профессии нужны, все профессии важны», картинки для презентации: Незнайка, врач, чемодан, каска, топор, таблетки, шприц, градусник, жезл инспектора ДПС, яблоко, стетоскоп, флакон с микстурой, швейная машинка, кастрюля, продавец; изображения магазинов: обувного, овощного, мебельного, магазина одежды, продуктового; муляжи овощей и фруктов; цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о профессиях, сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поликлиника», «Транспорт» и др., рассматривание иллюстраций.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы слышите стук? Кто же это?

Заходит младший воспитатель, он принес конверт.

Воспитатель: Посмотрите, в конверте диск. Давайте посмотрим его. (Воспитатель вставляет диск. На экране появляется Незнайка, который просит помощи у детей, чтобы они помогли разобраться ему в профессиях.

Незнайка загадывает детям загадку:

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь –

Как лечиться, знает…(врач).

(На экране появляется изображение врача).

Врач: — Ребята, вы правильно отгадали, я — врач, но со мной произошла беда. Я так спешил к больному, что по пути растерял все свои инструменты. Помогите мне, пожалуйста, собрать их.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экран. Действительно все перемешалось. Давайте поможем доктору найти его предметы.

(На экране появляется чемоданчик. Дети по очереди нажимают на предметы, принадлежащие доктору, называя их и комментируя что это и для чего нужно. Поочередно на экране появляются картинки: каска, топор, таблетки, шприц, градусник, жезл инспектора ДПС, яблоко, стетоскоп, флакон с микстурой, швейная машинка, кастрюля).

Воспитатель: Молодцы дети, вы помогли собрать все нужные вещи врачу.

Ребята, а как вы думаете, кому может принадлежать каска? А топор? Жезл? Яблоко? Швейная машинка? Кастрюля? (Дети отвечают каким профессиям принадлежат оставшиеся предметы).

Врач: — Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, теперь я могу смело лечить больного.

(На экране вновь появляется Незнайка. Он стоит на улице города среди различных зданий. На зданиях изображены: фрукты, овощи, мебель, одежда.

— Ребята, посмотрите на экран. Куда это попал Незнайка? Что здесь изображено? Слева от Незнайки на здании что изображено? (апельсин, слива, груша, яблоко). Скажите, как одним словом можно назвать? Фрукты, правильно. В магазине продаются фрукты, как можно назвать этот магазин? (Фруктовый) А какой справа от Незнайки? А снизу? Сверху от Незнайки? (Дети по аналогии рассказывают про магазины: «Овощи», «Мебель», «Одежда», «Продукты»)

Незнайка: Ребята, подумайте, какая профессия связывает все эти магазины? А для этого послушайте загадку:

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

(На экране появляется изображение продавца).

Продавец: — Ребята, вы уже знаете, что магазины бывают разные. Как вы думаете, что продают в этом магазине? (На экране появляется изображение обувного магазина). А что продается в этом магазине? (На экране появляется изображение магазина овощей и т. д.)

Продавец: — Ребята, со мной приключилась беда. Я работаю в магазине «Фрукты-овощи». Пока везли овощи и фрукты они все перемешались. Помогите мне разобрать и расставить по полочкам.

Воспитатель: Чтобы помочь продавцу, вам нужно разделиться на две команды. Первая команда собирает фрукты, а вторая — овощи.

(Дети строятся в две команды и по сигналу собирают в корзинки муляжи фруктов и овощей).

Продавец: — Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием продавца, помогли ему разложить овощи и фрукты. Давайте поиграем в игру. Игра называется «Волшебный мешочек». Еще раз проверим, хорошо ли вы знаете, фрукты и овощи? В мешочке лежат фрукты и овощи. Вам нужно по очереди достать фрукт или овощ и кратко описать его: Что это? Как называется? Какой он формы? Каким цветом? (Дети играют в игру).

Незнайка: Ребята, а вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? Расскажите, кем работают ваши родители (Дети рассказывают о профессиях своих родителей).

А теперь мы немного поиграем (Воспитатель с детьми проводит физкультминутку)

Физкультминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём и пилу с собой несём. (Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберём и в сарайчик отнесём. (Наклоны.)

После тяжкого труда надо отдохнуть всегда. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать профессию одного из ваших родителей. Из ваших рисунков мы сделаем выставку, а в дальнейшем создадим книгу, в которой ваши рисунки будут служить иллюстрациями и по почте отправим эту книгу о профессиях Незнайке. Он будет ее читать и рассматривать и больше не запутается в профессиях. (Незнайка благодарит детей за такой подарок. И дети приступают к рисованию на выбор профессий своих родителей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои рисунки, какие разные бывают профессии. И каждая из них очень важна. Строитель строит дома, в которых мы живем, магазины, детские сады; врач летит нас, когда мы болеем; продавец продает различные товары; водитель автобуса довезет нас до нужного места. Люди разных профессий трудятся для того, чтобы нам хорошо жилось. О хороших работниках говорят «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и всё сделают хорошо. Любой труд нужен и почётен. Каждый должен добросовестно трудиться на своём месте. Представьте себе: портной недобросовестно сшил куртку, а через неделю все швы на ней разошлись; парикмахер сделал клиенту плохую стрижку, а он расстроился, у клиента испортилось настроение. Поэтому нужно хорошо трудиться и труд любого человека нужно уважать.

— Ребята, как вы думаете, а вы в детском саду занимаетесь каким-нибудь трудом?

(Предполагаемые ответы детей: поливаем цветы, накрываем на стол, убираем игрушки).

— Молодцы! Когда вы вырастите, у каждого из вас будет своя профессия и вы будете также трудиться, как ваши папы и мамы. Я хочу вам пожелать, чтобы когда вы станете взрослыми, вы выбрали себе профессию по душе. Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку, и людям

— Скажите, ребята, чем мы сегодня занимались? О чем беседовали? Что вам показалось самым интересным? Что понравилось?

Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Оборудование: диапроектор, экран, мяч, предметы-помощники для мамы: тёрка для овощей, пресс для чеснока, картофелемялка, миксер, сито; муляжи овощей и фруктов: банан, яблоко, груша, морковь, мандарин, огурец. Ход занятия: Дети заходят в зал, встают возле стульчиков.

Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи».

− углублять знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека; − продолжить формирование понятия «овощи»; − закрепить представление об использовании овощей.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста.

Нет, ребенок тоже может делать выбор. Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель.

Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски.

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Конспект.

(Ответы детей). Воспитатель: Ребята, я вам хочу подарить маленьких куколок модниц, а вы дома или в детском саду выкроите им платья. И я хочу закончить наше мероприятие строками замечательного поэта Сергея Михалкова «Мамы всякие важны — мамы всякие нужны».

Конспект образовательной деятельности по познавательному.

Воспитатель: Дети, что это? Дети: овощи, фрукты. Воспитатель: Правильно, ребята, мы сегодня поговорим об урожае овощей и фруктов.

Читайте также:  Дифференциация звуков С-З - конспект логоритмического занятия

Воспитатель: Кто хочет рассказать о фруктах? Дети рассказывают о фруктах, используя схему. Воспитатель: Молодцы ребята.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию.

5. Обобщить представление детей о выращивание овощных культур.

(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате, подходят к столу, на котором

Воспитатель: — Ребята мы справились с первым заданием. Посмотрите на экран, какой красивый лес. (на.

Конспект занятия в подготовительной группе «Витамины для. »

– учить детей различать витаминосодержащие продукты; – Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ход занятия: — Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет. «Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка.

Викторина «Дары осени» (старший дошкольный возраст)

(Дети разбирают дары осени по корзинкам.) Незнайка: Молодцы ребята и с этим заданием вы легко

Ребята, давайте поможем Незнайке дорисовать его картины и расскажем, что на них

Дети: Наш друг Незнайка. (Дети здороваются с Незнайкой). Воспитатель: Незнайка, а что у.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.

Дети: Наш друг Незнайка. (Дети здороваются с Незнайкой). Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в корзине?

Воспитатель: Ребята, правильно сделал Незнайка, что все подряд рвал грибы? Дети: Неправильно. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Занятие в подготовительной группе: «Кем стать?»

  • развивать умение дошкольников выражать свое мнение;
  • развивать остроту бинокулярного зрения, снятие усталости глаз способствовать развитию синхронизации полушарий мозга для улучшения умственной деятельности;
  • воспитывать уважение к труду взрослых, доброжелательное отношение к людям разных профессий;
  • помочь осознать необходимость особых знаний и умений для каждой профессии;
  • активизировать и расширять лексический запас дошкольников по теме «Профессии»;
  • показать значение труда в жизни человека;
  • упражнять детей в самостоятельном нахождении способов решения задачи во взаимодействии со сверстниками;
  • учить определять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки.

Материал: видеопроектор; таблица «Разные профессии»; конструктор «Лего»; материал на каждого ребенка (пиала с манной крупой, стакан, мерная ложка, линейка для сравнения множеств, фишки) микрофон.

Ход занятия в подготовительной группе детского сада:

Воспитатель. — Чтобы наши гости лучше познакомились с вами, расскажите немного о себе.

Дети зачитывают стихи о профессиях

Воспитатель. — Говорят, что выбор профессии — это второе рождение человека. От того насколько точно ты выберешь свой жизненный путь. зависит будущее.

И хотя сейчас наши детки еще совсем небольшие, но они уже мечтают о том, кем станут, когда вырастут, какую профессию выберут.

— А что такое профессия? (Профессия — это работа, которую человек для себя выбрал; дело, которым человек занимается в жизни).

Слово «ПРОФЕССИЯ» выставить на фланелеграфе.

— Например. У Маши — папа водитель, у Алексея — врач, у Миши — папа фармацевт, у Наташи — мама учитель, у Лены папа — инженер. Все они выполняют разную работу, которая удовлетворяет потребности людей.

— Сегодня, я приглашаю вас в путешествие в мир профессий.

  1. Интеллектуально — речевое упражнение по таблице «Разные профессии» (работа в группах.)

— Какие профессии требуют особой силы и смелости?

Особой точности и аккуратности?

— Назовите профессии где человек взаимодействует с природой, с техникой; с другим человеком?

— Названия профессий которые заканчиваются на — АР? Названия профессий заканчиваются на — ИК?

— Молодцы! Вы правильно и быстро выполняли задачи.

  1. Дидактическая игра «Что, кому нужно для работы?»

Детям предлагаются картинки с орудием труда какой-то профессии (н-р, парикмахера), загадка об этой профессии. Когда дети определились с ответом, есть возможность проверить — в любом месте слайда — появляется картинка с соответствующей профессии.

  1. Гимнастика для глаз.

— Каждая профессия требует от человека определенных умений. Измерение — одно из важнейших умений, без которого не может обойтись ни одна профессия. Предлагаю вам испытать свои умения и выполнить такую задачу. Для того чтобы убедиться в собственных возможностях.

  1. Измерение объема сыпучих веществ (работа в парах)

— А теперь подскажите мне, пожалуйста, что мне делать, если у меня нет весов, а мне нужно знать, сколько у меня есть кукурузных хлопьев? (Дети отвечают, что можно измерить условной меркой). Меркой у нас сегодня будет вот такая ложка.

— Значит, чтобы не сбиться со счета, когда я буду пересыпать по полной мерке в пустой сосуд, вы будете выкладывать геометрические фигуры после каждой пересыпанной мерки. Только будьте внимательны: фигуру класть только тогда, когда я уже пересыпала. Помните, что результат будет правильным, если измерять полной мерой.

— А теперь посчитайте, сколько мерок хлопьев было пересыпано.

— А сейчас каждый из вас измерит, сколько мерок кукурузных хлопьев в вашей тарелке. Сколько мерок у вас получилось. У кого больше, у меня или у вас? На сколько?

— Как мы одним словом называем предметы, которыми можно измерить сыпучие вещества? (Условная мера)

— С этой задачей вы легко справились и поэтому можете в будущем попробовать выбрать профессии, связанные с измерением.

  1. Кинезиологическое упражнение (на синхронизацию работы полушарий мозга).

Упражнение «Башня». Дети синхронно вращают башенку пальцами обеих рук, меняя направление вращения.

Упражнение «Фортепиано». Дети имитируют игру на фортепиано.

Упражнение «Синхронные движения» Дети синхронно обеими руками разбирают и собирают башенку.

  1. Дидактическое упражнение «Мужские и женские профессии»

Старший брат Лены заканчивает школу. Он должен выбрать профессию. Это не простой выбор. Лена хочет ему помочь. Рассмотри рисунки и обведи профессии, которые, по твоему мнению, больше подходят ребятам — синим карандашом, а девочкам красным. Если ты считаешь, что эта профессия будет интересна и ребятам, и девочкам, обводи соответствующий рисунок обеими цветами.

  1. Итог. Рефлексия

Дети рассказывают по вопросами о выбранной профессии, месте работы, какие действия будут выполнять, почему выбрали эту профессию.

— Какая профессия вам не нравится? Почему?

— Какое задание понравилось выполнять? Какое нет? Почему?

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Ссылка на основную публикацию