Конспект занятия «Поиграем с колобком» по развитию речи детей раннего возраста
Любовь Хлебникова
Конспект занятия «Поиграем с колобком» по развитию речи детей раннего возраста
Программное содержание: Расширять запас пассивного словаря, используя художественное слово, показ разнообразных игрушек и предметов. Учить показывать части лица (глаза, рот, нос). Учить вырабатывать целенаправленные действия с предметом по слову взрослого (стучать погремушкой, музыкальным молотком, бить по бубну, вынимать и вкладывать предметы и игрушки, перекладывать их, открывать и закрывать предметы; вкладывать меньшие предметы в большие; открывать и закрывать двухместную матрешку, надевать и снимать платочек). Развивать восприятие предметов, различных по форме, величине и цвету; умение извлекать звуки из игрушек и предметов. Развивать умение и желание слушать музыку, выполнять ритмические движения под музыку, хлопать в ладоши. Развиватьмелкую моторику рук и двигательную активность: ходьба с поддержкой за одну руку, прокатывание мяча двумя руками, ползанье на четвереньках. Стимулировать сенсорное и эмоциональное воздействие. Вызвать положительные эмоции от игрового контакта.
Две куклы (бабушка, дедушка).
Колобок (желтый мяч с глазами, ртом и носом).
Мешочек с музыкальными инструментами (бубен, погремушка, молоточек, 2 деревянные ложки).
Два полупрозрачных платка.
Мягкий модуль: дорожка с барьерами.
Установочный аппарат для мыльных пузырей.
Стул со столиком.
Игрушечная курица с яйцами (в гнезде, игрушечное ведёрочко.
Настольная игра «Прятки».
Игрушечная машина для катания ребёнка.
Диск с записью музыки:
– песня про колобка;
-весёлая мелодия для игры с мыльными пузырями;
Ход занятия:
Коля сидит в стуле – столике.
Взр. (сидит рядом): Коля, сейчас я расскажу тебе сказку. Послушай её и поучаствуй в ней.
Взр. : Жили – были баба и дед. Вот она, посмотри (показываю). Это – баба, это – деда. Скоро Коля тоже сможет так говорить.Вот говорит дед бабе: испекла бы ты баба колобок.
«Хорошо», – сказала баба. Замесила тесто и испекла колобок. Вот он какой получился (показываю): круглый, жёлтый, красивый. Покажи Коля, где у него глаза, нос, рот. (При необходимости помогаю показывать.)
Дед и баба рады, что у них есть такой колобок. Они от радости даже песенку сочинили. Они споют, а ты Коля, похлопай ручками в ладоши.
Есть у бабы колобок, колобок.
Хоть он ростом невысок, невысок.
Но зато с ним веселей, веселей,
он заменит сто друзей, сто друзей.
Может прыгать и катиться вперёд,
погулять ему настанет черед.
Он для бабы и для деда сынок,
а ещё для них хороший дружок.
Взр. : Вот так хорошо Коля похлопал, он у нас мальчик музыкальный, музыку любит.
А вот колобок уже просится погулять по дорожке. Дедушка с бабушкой сидите отдыхайте, ждите вашего колобка.
Взр. (берет Колю за обе ручки и подводит к началу дорожки): Коля возьми колобка и помоги ему, прокати его по дорожке. (Взр. вместе с Колей садится на коврик у начала модуля; колобок в руках у Коли, он выталкивает мяч – колобок.) Взр. вместе с Колей топают по дорожке вслед за колобком. Колобок останавливается у закрытого платком предмета.
Взр. : Коля, а к кому это колобок прикатился? Ну – ка подними платочек, посмотри кто это? Это Коза, беленькая, красивая. Как она умеет кричать? Ме-е-е-е. Покажи у неё глаза, нос, рот, рожки.
Сейчас коза с тобой поиграет.
Игра «Забодаю, забодаю»
Хорошо поиграли с Козой, но ей пора идти на лужок, травку щипать. А колобок опять хочет прокатиться по дорожке. Коля, давай ему поможем. (Повторять манипуляции, проделанные ранее, с прокатыванием мяча- колобка.)
Взр. : Коля, к кому же на этот раз прикатился колобок? Да это же мешочек, а в нём что-то лежит.
Игра с музыкальными инструментами «Чудесный мешочек».
Коля, опуская руку в мешочек,достает одну игрушку и выполняет с ней целенаправленное действие: погремушкой гремит, по бубну стучит правой ладошкой, музыкальным молоточком стучит, ложками деревянными тоже стучит.
Взр.при обыгрывании каждой игрушки использует художественное слово:
Колю ты повесели.
Пляшет возле ушка,
нам шуметь не велит.
Вот как Коля на бубне играет,
Вот как Коля по бубну ударяет:
Туки- туки-туки- тук,
Туки- туки-туки- тук.
В наковальню бьём, колокольчики куём –
Колокольчики звенят, колокольчики гремят:
Тук, тук, тук, тук.
Приударим разом вдруг:
Тук, тук, тук, тук.
Взр. : Всё, пустой мешочек. А значит, пора колобку в путь по дорожке катиться.
(Повторяется манипуляция, проведенная ранее, с прокатыванием мяча – колобка.)
Взр. : Молодец Коля, помогает колобочку, умеет его прокатывать. А к кому же на этот раз колобок прикатился? Снимай Коля платочек, что же под ним? Это матрёшка. (включается песня о матрешке) Такая кукла. А Коля знает, что у матрешки внутри есть сестренка. Сейчас он достанет маленькую матрешку, покажет её колобку. А теперь опять спрячет маленькую сестричку – матрёшку и закроет большую.
Игра с матрёшкой.
Взр. помогает Коле во всех манипуляциях, хвалит за удачные моменты.
Хорошо поиграли. И снова пора колобочку в путь.
(Повторяется манипуляция, проведенная ранее, с прокатыванием мяча – колобка.)
Взр. : И снова колобок к кому-то прикатился. Снимай косынку Коля. Что это? Да это же игра в «Прятки». Нужно нажимать, крутить, поворачивать и двигать рычажки, чтобы появилась ляля. А затем нужно ладошкой спрятать лялю (повторить 2-3 раза).
Настольная игра «Прятки».
Взр. : Вот у Коли всё получается. Он умеет нажимать, крутить, поворачивать и двигать рычажки. И снова колобочку пора в путь, бежать по дорожке.
(Повторяется манипуляция, проведенная ранее, с прокатыванием мяча – колобка.)
Взр. : Коля посмотри, к кому же прикатился колобок? Да это же курочка (рассмотреть её, спросить как кричит). Показать ребёнку, что курочка сидит в гнёздышке, а в нём яички, которые снесла курочка. Предложить Коле собрать яички в ведёрочко и отнести бабушке и дедушке.
Сбор яичек в ведёрочко.
Когда ведёрочко с яичками оказалось у бабушки и дедушки, вдруг начинают вылетать мыльные пузыри.
Взр. : Коля, посмотри какие красивые мыльные пузырики, давай их будем хлопать ладошками (помочь при необходимости).Стимулировать к звукопроизношению: хлоп-хлоп.
Игра «Хлопни мыльный пузырь».
Взр. : Хорошо Коля повеселился, а теперь пора колобка отвезти на машине к бабушке и дедушке (помочь усадить Колю с колобком в машину и довезти до цели).
Похвалить Колю за хорошую игру.
Интегрированное занятия по развитию речи с элементами рисования в группе раннего возраста «Цветные клубочки для котят» .
Конспект интегрированного педагогического мероприятия в группе раннего возраста «На прогулку с Колобком» Воспитатель: Федоренко Н. В. Цель: закрепление представлений воспитанников о хорошо знакомой сказке, сказочных героях; развитие познавательной.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Оладушки для внучки» в группе раннего возраста Цель и задачи: развивать речь, пополнять словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, развивать мелкую и крупную моторику рук, формировать.
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми раннего возраста «Кто в домике живет?» Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; Развивать у детей умение воспроизводить звукоподражание,.
Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста в совместной деятельности «В гости к зайке» Программные задачи: Научить детей взаимодействовать, друг с другом воспитывать навыки партнерского общения, обучать навыкам сотрудничества,.
Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком» Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать,.
Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с домашними птицами;учить называть и различать птиц;понимать и отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия:Воспитатель:.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.
Конспект занятия «Весёлый петушок» по развитию речи в группе раннего возраста Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста на тему: «Весёлый петушок». Цель: Развитие речи у детей дошкольников. Задачи:.
Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе “Колобок”
Конспект занятия в 1 младшей группе по ФГОС
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид деятельности: «Коммуникативная»
Раздел: «Связная речь»
Тема: Повторение сказки «Колобок». Д/упражнение «Кто что ест?»
Цель: совершенствовать умение слушать и понимать взрослого; напомнить сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем.
Содержимое разработки
Конспект занятия в первой младшей группе по ФГОС. Повторение сказки «Колобок»
Конспект занятия в 1 младшей группе по ФГОС
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид деятельности: «Коммуникативная»
Раздел: «Связная речь»
Тема: Повторение сказки «Колобок». Д/упражнение «Кто что ест?»
Цель: совершенствовать умение слушать и понимать взрослого; напомнить сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем.
Задачи: учить детей пересказывать знакомую сказку, развивать речь детей и мелкую моторику рук и ориентировку в пространстве; совершенствовать умение понимать вопросы взрослого и отвечать на них; воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование: рисунки – иллюстрации к сказке «Колобок», набор театр – масок к сказке, игрушки: дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
Индивидуальная работа: заучить с Матвеем пальчиковую гимнастику «Детки»
1. Организационный момент
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки? (Спрятали ручки за спину)
Где же наши ручки?
Нет наших рук. (Повороты влево-вправо)
Вот. Вот наши ручки, (Показываем руки)
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки. (Дети протягивают руки, показывая их)
2. Мотивационно – ориентировочный этап
– К нам сегодня пришла сказка. Я не знаю, знаете вы ее или нет, сейчас посмотрим.
3. Поисковый этап
Бабушки и мамочки пекут вам вкусные пирожки и булочки. Воспитатель из коробочки достает атрибуты из сказки и дети должны угадать.
– Вот и герои нашей сказки, которую мы должны с вами вспомнить. Какая это сказка? (Колобок).
4. Практический этап
– Сейчас мы с вами вспомним пальчиковую игру «Детки».
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Детки»
Будем пальчики считать —
Все такие нужные. Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Жили-были старик со старухой. Вот однажды старик говорит:
– Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.
– А из чего испечь, муки-то нету?
– А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.
Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.
Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку, а по дорожке – прямо в лес.
Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге – только заяц его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк:…
По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие фигурки и предлагает детям вместе рассказать конец сказки: «А лиса говорит:
– Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.
Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче: Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
Не успел допеть, лиса его «ам» – и съела!
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что лиса сделала с колобком? (обхитрила и съела).
– Какой был колобок? (хоровой и индивидуальный ответы).
– Молодцы! Вспомнили сказку.
– Что – то вы немножко засиделись. Давайте превратимся в кошечек.
ФИЗМИНУТКА «Зайка»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз.
5. Рефлексивно – оценочный этап
– Ребята, какую сказку мы с вами вспомнили сегодня? (Сказку «Репка»)
– Какая у нас репка? (Сладкая, большая)
– А какая репка цветом? (Желтая)
Воспитатель предлагает детям проиграть самим сказку. Педагог раздает им маски, распределяет роли между детьми. Затем дети меняются ролями. Другие наблюдают.
НОД по развитию речи «Гости из леса» (по сказке «Колобок») в первой младшей группе
Программное содержание:
- Учить детей различать и называть таких животных как заяц, волк, медведь, лиса.
- Активизировать словарь детей названиями животных, прилагательных, учить отвечать на вопросы коротким предложением.
- Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенке колобка, вызвать желание слушать сказку.
- Развивать внимание, память, умение слушать воспитателя и детей.
- Учить координировать движения с речью, развивать общую и ручную моторику.
- Воспитывать интерес к животным.
Предварительная работа: за 1-2 дня до занятия воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к сказке, знакомит с песенкой колобка (эта работа проводится для того, чтобы на занятии дети слушали большую по объёму сказку, не отвлекаясь).
Материал: настольный театр по сказке «Колобок»; картинки с реалистичным изображением зверей: заяц, волк, медведь, лиса; сюжетные картинки по сказке «Колобок», заготовки для аппликации, кисти, клей, салфетки.
Ход занятия
Рассказ воспитателя сопровождается показом настольного театра.
Жили-были дед и баба на полянке у реки
И любили очень, очень на сметане колобки.
Баба тесто замесила, колобка она слепила,
В печь его поставила, там его оставила.
Вышел он румян, пригож и на солнышко похож.
Полежал он на окошке колобок румяный бок.
Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл.
По дорожке покатился и в лесу он очутился.
– А кого встретил колобок первого, угадайте.
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Воспитатель: – Правильно. Посмотрите, на картинке нарисован заяц. Какого цвета у него шубка? Какие у него уши? Покажите хвостик, лапки. У зайца 4 лапки. Давайте мы с вами поиграем в зайчиков.
Физминутка «Зайка серенький сидит»
Воспитатель: – Зайку волк испугал….. Следующий зверь, кого встретил колобок был волк.
Рассмотрим волка на картинке. Какой он?
– Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый….
Воспитатель: – У волка зубы большие, он часто бродит голодным. Вот и решил он съесть колобка. А колобок ему отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». И запел колобок свою песенку: Я по коробу метён….
– Спел колобок песенку и покатился дальше, только волк его и видел. А на встречу ему другой лесной житель:
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд. Ну-ка кто же назовёт?
Рассматривают картинку с изображением медведя. Медведь какой? Большой, бурый…
Дидактическая игра «Найди зверю домик»
Воспитатель: – Пока мы сравнивали зверей, укатился наш колобок дальше и встретил в лесу другого зверя:
Эта рыжая плутовка кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка, а зовут её…?
Рассматривают картинку с изображением лисы. Лиса какая? Рыжая, пушистая, ушки острые.
Воспитатель: – Молодцы ребята. Наша сказка закончится весело, никто не съест нашего колобка. А мы ещё вместе с ним и спляшем. Выходите все в круг.
Песенка-игра «Прыг да скок колобок»
(Дети повторяют движения по показу воспитателя.)
Аппликация
Воспитатель: – А сейчас мы с вами изобразим свою сказку. Мы приклеим главного героя колобка на заготовки.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
Ладошки вверх, ладошки вниз.
А теперь их на бочок и зажали в кулачок.
Итог занятия
Воспитатель: – Молодцы, ребятки. У вас получились красивые работы. Вам понравилась наша необычная и весёлая сказка?
Список литературы
1. Иванова Л.В. Стихи с движениями для развития речи. СПб. : Речь, 2011.
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272с.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 c.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи “Приключения Колобка”
Игра путешествие “Приключения Колобка” по развитию речи построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по развитию речи “Приключения Колобка”»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №3 «Одуванчик» комбинированного вида
г. Новотроицка Оренбургской области»
Конспект интегрированного занятия
по развитию речи
«Приключения колобка»
для детей младшего дошкольного возраста
МДОАУ «Детский сад №3»
г. Новотроицк, 2015
Занятие разработано для детей 3-4 лет, продолжительность — 15минут.
Игра-путешествие «Приключения колобка» по развитию речи построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. При этом используются разные виды искусства, речевая деятельность ребенка и коллективная лепка колобка. На занятии применяется показ наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных.
На данном занятии в результате путешествия по сказке «Колобок» решаются задачи формирования навыков взаимодействия у детей и развиваются познавательные психические процессы.
Чтобы спасти Колобка, дети выполняют задания, которые подготовили для них герои сказки: зайка, волк, медведь и лиса. Задания направлены на развитие речи, мелкой моторики, целостного восприятия, наглядно-действенного и словесно – логического мышления, активно развивается творческое воображение, и подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
Занятие построено с использованием таких методов в развитии речи, как:
1. Словесный метод. В словесных методах используется наглядный прием: рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Была проведена дидактическая игра «Назови детенышей», показ картинок животных и их детёнышей, словесное указание (назови детеныша зайчихи – зайчонок);
2. Метод повторения. Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешеки «Мишка косолапый», коротких стишков, хоровое повторение чистоговорок о зайчике, волке, медведе, лисицы.
3. Наглядный метод. Это рассматривание и описание сказочного героя: колобка, зайчика, волка, медведя, лисицы. Он используется для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова.
4. Проблемная ситуация. Помочь вернуться колобку к бабушке и дедушке. Спасти колобка от лисы.
5. Игровой метод. Динамическая пауза «Сказка», танец «Колобок, колобок».
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Цель: развитие речевой и познавательной активности детей, развитие речи как средства общения.
1. Развивать речевое внимание, связную речь, пространственную ориентировку, сообразительность, интонационную выразительность речи, способствовать развитию слухового внимания.
2. Обогащать словарь детей:
Прилагательными: круглый, румяный, добрый, веселый, смелый, непослушный, серенький, пушистый, большой, неуклюжий, косолапый, серый, злой, страшный, рыжая, игривая, ласковая, хитрая.
3. Стимулировать проявления речевой активности при решении проблем, ситуаций.
4.Уточнять представление о персонажах сказки «Колобок».
5. Закреплять названия диких животных и их детенышей.
6.Учить детей называть характерные признаки животных.
7. Совершенствовать умение лепить округлую форму круговыми движениями ладоней.
8. Развивать мелкую моторику кистей рук.
9. Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.
10. Воспитывать интерес к занятию, вызывать желание выполнять несложные задания.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание колобка, драматизация сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций с дикими животными и их детенышами, рисование колобка, чтение стихов, потешек подготовка соленого теста.
Наглядный материал: персонаж – колобок; костюмы: заяц, волк, лиса, медведь; персонажи кукольного театра – бабушка, дедушка; оформление группы – домик, искусственное дерево, ширма, кукольный театр, дорожка, ручеек следы зайца, корзина с гостиницами.
Способы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Назови детёнышей», потешка «Мишка косолапый», лепка колобков, проблемные ситуации, пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка», вопросы к детям, рассматривание зайчика, волка, медведя, лисицы, подведение итогов.
Раздаточный материал: соленое тесто, дощечки для лепки, влажные салфетки на каждого ребенка по количеству детей.
Словарная работа: тесто, серый, пушистый, злой, румяный, непослушный, хитрая, рыжая, игривая.
Техническое обеспечение: музыкальный центр.
Интегрированная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград»
Страчкова Ольга
Интегрированная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград»
Интегрированная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград».
Задачи
Образователь ные
Закрепление у детей представления о звуках, их классификации: гласные звуки, их характеристика; согласные звуки, их особенности.
Знакомство с буквами – символами звуков.
Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове
Закрепление умения дифференцировать звуки
[b]Воспитатель ные[/i][/b]
o Воспитание у детей позитивного отношения к занятиям.
Умение работать в группа, в парах.
o Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
[b]Развивающ ие [/i][/b]
развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;
развивать умение из первых звуков заданных слов создавать новое слово;
развивать умение создавать новые слова с помощью готовой звуковой схемы
развивать умение называть слова на заданный звук.
[b]Оборудова ние[/b]: презентация, КНИГА (буквы) – 5 экземпляров; лист с картинками: мышь, аист, шарик, игла, нож, арбуз расположенные последовательно (5 экземпляров); звуковые схемы на каждого ребёнка, фишки синего, зелёного и красного цветов; звуковые модели слов с обозначенным гласным звуком на пару детей; слоги с буквой Н и слоговые схемы; карточки с синими и зелёными буквами (звуками) –к – и гласные буквы: а, о, у, и, я, е, ё, ю, тетради, простые карандаши, подносы на двоих.
Фишки для самооценки.
Ход занятия
I. Работа с презентацией.
Знакомство с Пиши – Читай. Загадывание от него загадки:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
О ком, или о чем эта загадка? Дети выдвигают свои предположения.
Чтобы отгадать загадку, Пиши – Читай предлагает отправится в Буквоград и найти отгадку. Как вы думаете, что же такое Буквоград? (Это город, где живут буквы). А что такое буквы? (Это знаки, обозначающие звуки).
А чем же буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем).
Прежде, чем мы найдем ответ, нам необходимо выполнить задания. Ну что, согласны?
А чтобы вам лучше справится с заданиями, предлагаю разделиться на команды и работать сообща. (Дети делятся на команды и придумывают им названия).
За правильно выполненное задание вы получаете подсказку – одну букву от слова – отгадки.
1. «Составь слово по первым звукам». Работа в группах.
На чём можно отправиться в Буквоград? Это вы узнаете, составив слово из первых звуков предметов на картинке (картинки расположены последовательно по стрелкам). Картинки: мышь, аист, игла, нож, арбуз.
Слово МАШИНА. Хором проговариваем это слово.
Какой гласный звук повторяется два раза? Звук – а -. Дети получают букву А.
2. «Звуки в слове». Выполняет каждый ребёнок.
Звуковой анализ слова МАШИНА.
Работа со звуковыми схемами и фишками (синие, зелёные и красные).
Сколько слогов в этом слове? Почему? Какой слог ударный? (второй) Назовите его – ШИ. Какой мы слышим гласный звук? – ы-, а пишем какую букву – и. Почему? (Есть правило). После буквы Ш (ша) пишется буква И.
Дети получают буквы И.
3. «Придумай слово». Работа в парах.
Дети работают со звуковыми моделями слов. Придумывают слово со звуком – и – в разных позициях (мир, пир, кит, игла, игра, пила, зима, грим, гриб, ноги, руки).
Ходит важный носорог,
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает но,
Очень толст он и силён.
– О ком это стихотворение? (о носороге). Какой первый звук вы услышали в этом слове? – н -. Он твёрдый или мягкий? (твердый). Назовите его пару – нь -.Какой буквой мы обозначаем эти звуки? – Н – .
Получают букву Н.
5. «Назови букву» Работа в группе.
На доске вывешиваются звук – н – синего или зелёного цвета. Дети дают характеристику. К ним гласные буквы парные: о, ё; а, я; у, ю; и, ы; е, э. Дети составляют слова с правильным написанием этих гласных букв.
Правило: если после твердого согласного звука слышатся звуки: а, о, у, э, ы, то пишутся эти же буквы: А, О, У,Э, Ы;
если после мягкого согласного звука слышатся звуки: а, о, у, э, ы, то пишем буквы: Я, Ё, Ю, Е, И.
Примеры слов: нос – нёс, нёбо,
струна, луна – Няня, Дуня, Соня,
клубника, малина – сны, бегуны, погоны, вороны.
и, ы – новое знание.
Получают букву К.
6. «Составь слова» Работа в группе.
На столе карточки со слогами со звуком – к – и – к ь-. Дети должны составить слова из слогов с опорой на слоговые схемы.
Слова: карман и бабочка; козёл и картина; коготь и молоко; перчатка и сундук; кукла и великан.
– Однажды слоги поиграли,
Не по порядку в слово встали,
И плачут слоги громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
Воспитатель показывает букву Г и просит её назвать. Какие звуки обозначаем буквой Г? (г и гь). Есть ли у в ваших словах эти звуки. Дети называют слово коготь и получают букву Г.
7. «Составь слово из букв» Работа в группе.
Каждая группа составляет слово КНИГА.
Какая команда быстрее справилась с заданием, та выкладывает слово на мольберте.
Можно назвать книгу символом Буквограда? Почему? Книга – это источник информации, знаний. Знания в виде букв.
8. Составить предложение с этим словом и записать схему в тетрадь. Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.
Что такое предложение? В нем всегда о чём – то говорится. Предложение состоит из слов.
Куда путешествовали? С какой целью? Вам понравилось выполнять задания Пиши – Читая? Какие задания понравились больше всего?
Предлагаю оценить свою работу и положить кружочек определённого цвета.
Я смотрю, есть круги синего цвета, значит у вас что – то не получилось? Какие были трудности? Ответы детей.
Интегрированная образовательная деятельность по физическому воспитанию для старших дошкольников «Увлекательное путешествие» Цель: Дать представление о компонентах здоровья; – Закрепить знания детей о здоровье, здоровом образе жизни; – Развивать у детей сопереживание,.
Интегрированная образовательная деятельность по математическому развитию и театрализации в подготовительной группе Цель: продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего возраста. Развивать творческие способности,.
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности «Осень-чародейка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Осень – Чародейка» Возраст воспитанников:.
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес» Программное содержание: Образовательная область «Познание» ФЭМП: -Закреплять знания детей о составе числа, количественный порядковый счет.
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие по морю» Программное содержание: Развивающие задачи: Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных.
Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п], буква П» Тема: Звук [п], буква П. Цель: знакомство со звуком [п] и буквой П. Задачи: 1). Образовательные: закреплять механизм образования звука и.
Непосредственно образовательная деятельность по обучение грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте для детей средней группы Непосредственно – образовательная деятельность по обучению грамоте в средней группе. Программное содержание – определение звуков на слух.
НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Звукляндию» в подготовительной группе НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Звукляндию» в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие Цель: закрепление.
Образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гуси-лебеди» Задачи: упражнять в определении наличия звука А в словах, в определении первого звука в словах (А, У О, И, закрепить умение определять.
Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте
Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (для детей с ОНР 3 и 4 уровней). Задания для детей по развитию фонематического слуха, пополнению активного словарного запаса, формирование навыков звукового анализа и синтеза, и подготовка к обучению грамоте.
Тема: «Ждет нас школьная страна».
- развивать слуховое, зрительное восприятие и память,
- формировать навык звукового анализа и синтеза,
- формировать интонационную выразительность речи,
- пополнение словарного запаса детей.
- совершенствовать навык послогового чтения,
- формировать практическое умение и навыки пользования исправной (фонетически чистой, лексически развитой), грамматически правильной речью.
- уметь взаимосвязано работать друг с другом детей и с коллективом в целом,
- формировать самостоятельность в выполнении заданий,
- умение вслушиваться в обращенную речь.
- наборное полотно с буквами, фишки трех цветов (синего, зеленого и красного) для звукового анализа, «волшебный сундучок» (зеркало, колокольчик, красная дорожка, синий кубик, зеленая губка), букварь, портфель, пенал, ручка; портфель, манная крупа, фасоль, геометрические фигуры, цветные скрепки, камешки, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:- 1,2,3,4,5-становитесь в круг играть!
(Дети встают в круг, звучит музыка)
Л: — Настал новый день, я улыбнусь вам. А вы улыбнитесь мне. Я вам хочу пожелать доброго утра. Давайте пожелаем доброе утро и нашим гостям.
(Дети улыбаются и здороваются с гостями)
Л: Посмотрите, что у меня в руках?
Л:- Какого цвета мячик?
Л:- Вот пусть сегодня наше настроение будет таким же светлым, как цвет этого мячика, похожего на голубое безоблачное небо. Ребята, пожелаем нашим гостям хорошего настроения и удачного дня и передадим наш мячик гостям.
(Дети передают мячик гостям и садятся на стульчики).
Л:- А куда же это мы попали, друзья?
(На полу «полянка» с цветами, а на лепестках буквы).
Л:- Я знаю, что вы собираетесь в школу, но прежде чем нам попасть туда, я предлагаю сегодня отправиться в Школьную страну, вы согласны?
2. Основная часть.
В Школьную страну чтоб попасть,
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть ,
(Дети проходят за парты)
Обо всем на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, детство и игра!».
Л:- Послушайте, что я сейчас произнесу: М,О,А,Д,К,Н.
Л:- А звуки мы соединяем и что получаем?
Л:- А чем мы на письме обозначаем звуки?
Л:- Что такое звуки, а что такое буквы?
(Дети проговаривают правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, видим и читаем).
Л: А какие бывают звуки?
Д:- Звуки бывают гласные и согласные.
Л:- А как мы произносим гласные звуки?
Д:- Мы их тянем и поем.
Л:- А как мы произносим согласные звуки?
Д:- При произнесении согласных в ротике преграда.
Л:- А что может быть преградой?
Д:- Язычок, зубки и губки.
Л:- Ребята, посмотрите, что это у меня?
Д:- Это «волшебный сундучок».
Л: — Давайте посмотрим, что у нас лежит в волшебном сундучке?
(Дети достают из сундучка- зеркало, звоночек, брусок, дорожку красного цвета, губку зеленого цвета, синий кубик).
Л: Для чего нам нужны все эти предметы?
Д:- Чтобы знать все о звуках, зеркало, чтобы знать, как произносится тот или иной звук,артикуляцию звука; красная дорожка — это гласные звуки, дорожка — потому что они тянутся и поются; брусок — это преграда, согласный звук, синий кубик-это твердые звуки, зеленая губка — это мягкие звуки, колокольчик — это звонкие звуки).
Л:- А чем мы обозначаем звуки на письме?
Л:- У меня есть буквы разного цвета, они пошалили и перемешались в цвете, нужно найти гласные буквы и обвести их красным цветом, а согласные обведем синим цветом.
(На альбомных листах хаотично нарисованы буквы разного цвета и разного размера. Дети выполняют задание под музыку).
Л: — А без чего мы не сможем пойти в школу?
Д: — Что бы пойти в школу нам нужен портфель.
Л:- А какой 1 звук в слове портфель?
Д: Первый звук в слове портфель П.
Л:- А кто хочет нам рассказать про этот звук?
Д: (Надевает шарфик( в наличии 3 шарфика из атласа- красный, синий, зеленый); на звук и отвечает: звук П-согласный, твердый, глухой и губной).
Л:- А последний звук в слове Портфель какой?
Л:- Расскажите про этот звук.
Д:- Звук Ль- согласный, мягкий, звонкий.
Л:- Молодец! Ребята,а с помощью чего мы учим буквы? Что еще нам понадобится в школе?
Л:- У меня есть букварь, но посмотрите, что это в букваре?
Л: Давайте посмотрим, что это в нем?
(Достают конверт, а там письмо от старухи Шапокляк. В нем сказано, что она хочет помешать нашим детям пойти в школу. Ведь она сама не знает букв и не умеет читать, и хочет чтобы и вы, ребята не пошли в 1 класс. А еще здесь загадки ребята, и Шапокляк хочет чтоб мы их отгадали, если мы их отгадаем, то, возможно она не будет препятствовать нам пойти в школу. Нам наверное нужно их отгадать.
Загадки о ручке и книге загадывает 1 ребенок:
Я могу любое слово на бумаге написать,
Помогу тебе задачки очень трудные решать,
Не забудь, меня, мой друг,без меня ты-как без рук!
Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.
Д:- Дети отгадывают загадки (ручка и книга).
Л:- И картинки здесь с изображением ручки и книги. А они нам тоже нужны в школе. Мы с вами докажем Шапокляк, что мы уже не малыши, и умеем выкладывать слова и читать, и умеем делать звуко- буквенный анализ слов.
(Дети выполняют анализ и синтез этих слов самостоятельно в индивидуальных «кармашках», и 1 ребенок у доски большими фишками выкладывает звуко- буквенный анализ).
Л: — А в слове книга какой 1 звук?
Л:- В слове ручка какой 1 звук и первая буква?
Д:- Звук Р и буква Р.
(Дети выкладывают из фасоли, счетных палочек, желудей, цветных скрепок букву К, и манной крупой пальчиком пишут букву Р).
Л: Мы с вами учились красиво произносить все звуки, и учили буквы.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(Звучит песня из м/ф «Крокодил Гена», и входит Шапокляк).
Ш: Ах, как много здесь народа! Что за праздник тут у вас?
Л:- Уважаемая Шапокляк, здравствуй, дети в школу собираются и мы путешествуем по Школьной стране.
Ш:- Подумаешь, в собиру школяетесь.
Ш:- Я говорю-в собиру школяетесь. Это у меня заплетык языкается, а теперь вот чеса заголовалась…
Л:- Ребята, вы что нибудь поняли? Шапокляк все перепутала. Что она хотела сказать?
Д:- Она хотела сказать, что язык заплетается, и голова зачесалась.
Ш:- Ой, а вы сами то не путаете звуки и слова? И вообще вы получили мое письмо? Ой, я так не люблю детей, которые умненькие, которые в школу хотят. Вы выполнили мое задание?
Л:- Да, Шапокляк, мы получили твоё письмо, и справились с заданием. И наши дети умеют правильно и красиво произносить все звуки речи, давайте ребята, докажем это.
Дети рассказывают чистоговорки:
- Ворона проворонила вороненка.
- Иру мучила жара. Она сок пила.
- Любят лето зайки, белки и ежи. Еще больше его любят малыши.
- От ветерка, едва дрожа, поют листки у камыша.
- Соня спит, она устала, но давно уж солнце встало,
- Соня, Сонечка, проснись, солнцу, Соня, улыбнись.
- До чего красив наш Пашка- на нем новая рубашка.
- Собирался он на бал, да нечаянно проспал.
- Братцу Мишеньке сестра свои игрушки отдала.
- Знает Миша, что сестра в 1 класс вчера пошла.
- Ей теперь не до игры, хоть игрушки так милы.
- Ручеек спешит, бежит, травка на ветру шуршит.
Ш:- Подумаешь, да я специально поддалась, чтобы вы не заплакали, вы же малыши еще! А я то думала, что вы еще совсем маленькие, а вы вон с каким заданием справились.Вы наверное очень умные, все учитесь, учитесь, а отдыхать не умеете что ли? Я уже совсем устала пока к вам дошла.
Л: Вот видишь, Шапокляк, наши дети умеют читать, делают звуковой анализ слов и собираются в 1 класс. А еще умеют они и отдыхать, с нами отдохнешь, Шапокляк?
Ручки растираем, и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху-вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
(дети имитируют движения)
Ш:- Ой, устала я от вас.
Ну конечно, поздравляю вас,
И подарочки дарю.
Для хороших этих деток
Мне не жалко ничего.
Вот рогатка, вам ребятки,
Чтобы в птичек пострелять,
Вот вам шумный пистолетик,
Чтоб друг друга попугать.
Эту кнопку предлагаю
Ей на стульчик подложить,
Этим камнем драгоценным
Нужно окна выбивать.
Этой палкой выручалкой
Во все стороны махать.
Л: Ой,ой, ребята, вам нужны такие подарки?
Ш:- Ну и оставайтесь со своим умом, собирайтесь в школу, а мне это ни к чему. Умненькие, благоразумненькие. Некогда мне с вами тут, дела у меня.
(Уходит под песню и оставляет большой конверт с заданием).
Л:- Ребята, вот это да! Шапокляк не хочет учиться и не знает буквы, но мы же собираемся в 1 класс, и хотим многое знать. А что это она оставила, забыла что ли?
(В конверте предложение «Ждет нас школьная страна»).
Л:- Ребята, здесь слова перепутались, может мы попробуем из этих слов выложить предложение и прочитаем его?
Д:- Да, мы сможем это сделать!
(Дети составляют предложение, и читают: «Ждет нас школьная страна»).
Л:- Мне кажется, ребята, что Шапокляк действительно нам поверила, и мы показали, что многое умеем, и она не будет противиться и мешать нам к поступлению в 1 класс, и поэтому она подарила нам эти замечательные слова.А еще у меня есть для вас, ребята, сюрприз, мы хотим отправить наших голубей в путь, но буквы все перемешались и решили подшутить над нами, давайте, ребята из букв попробуем составить слово.
(Дети составляют слово школа на голубях- буквы разного цвета, на обратной стороне букв скоч, дети «приклеивают» буквы к голубям).
Л:-Сегодня мы побывали в Школьной стране , и узнали много нового.Я предлагаю вам загадать желание, и отправить голубей в путь, какое вы загадаете желание?
(Дети говорят о желаниях).
Л:- Мы подуем на наших голубей и подарим их нашим гостям, и попросим гостей, чтобы они передали этих голубей нашим будущим учителям, и сказали, как сильно мы хотим пойти в 1 класс, учителя обрадуются и обязательно пригласят нас в школу.
(Дети дуют на голубей, отправляют их в полет по небу и дарят гостям).
Л:- А мы ребята должны с вами пойти играть и заниматься дальше, для того, чтобы очень многое знать, попрощаемся с нашими гостями.
Зенченко Евгения Григорьевна,
учитель-логопед 1 категории,
КГП на ПХВ «Городская поликлиника №3»,
г. Петропавловск, Казахстан
Занятие по обучению грамоте
Содержимое публикации
интегрированной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Обучение грамоте»
Возрастная группа подготовительная группа
Тема занятия «Обучение грамоте(май)»
Образовательные:
• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
• создать хорошее настроение;
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• поощрять активность и самостоятельность.
Работа над словарем: звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Приемы руководства деятельностью детей:
Методы формирования сознания (беседа, чтение рассказа с нравственным содержанием);
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игровые задания);
Методы стимулирования поведения (внесение куклы, работа с ИКТ, поощрение, приемы поддержания интереса у детей: ИКТ, физкультминутка, пальчиковая гимнастик);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки художественно – эстетической и коммуникативной деятельности);
Методы организации и осуществления познавательной деятельности
(вопросы поискового характера, подбор пословиц про человека).
Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности: карточки, листочки, прост.карандаши
Виды детской деятельности в ОД:
Планируемые результаты:
1.Личностные: умеет поддерживать беседу с педагогами и сверстниками; управляет поведением, очередностью во время беседы. Имеет потребность к познавательной деятельности (предметов посуды). Соблюдает правила элементарной вежливости. Проявляет умение работать коллективно. Способен сосредоточенно действовать в течение 25-30 минут. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
2.Интеллектуальные: умеет выражать свои мысли, составлять распространенные предложения, грамматически верно оформленные; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. Сформированы предпосылки УУД: развивать внимание, воображение и логическое мышление; имеет плавной речи в самостоятельной речи.
3.Физические: энергичная ходьба, быстрота реакции и ловкости и ориентация в пространстве. Сформирован навык соблюдения правильной осанки.
Критерии оценки деятельности детей в ОД
Взаимодействие со сверстниками и взрослым
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Ход интегративной деятельности
Временной отрезок
1. Вводная часть.
Создание мотива для деятельности детей (электронное письмо)
Организационный момент. [ Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.]
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро! солнцу и птицам.
– Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
– Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
– Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.
Коммуникация
Социализация
минут в утренний отрезок времени
2.Основная часть.
Беседа, актуализация личного опыта детей
Проблемные вопросы
Подбор загадок про посуду
Игровые задания
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика
Создание проблемной ситуации.
– Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).
– Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
– Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
– На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
– Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
– Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).
– Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).
– Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
– А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
– Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).
– Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
– Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.
С, О, Л, Н – СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.
«Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят».
– СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).
– Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).
– Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).
– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
– Помогите мне найти свой домик.
– Молодцы, займите свои места за столами.
«Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что видит только глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
– Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).
– «ЗИМА» – давайте разберём это слово.
– Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
– А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
– Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).
– Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
Звук З – согласный, звонкий, мягкий.
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.
– Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
– Какие это звуки? (и, а).
– Какой гласный находится в середине слова? (И)
– Где находится звук «а»? (в конце слова)
– Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
– Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило – «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
– Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).
– На какой слог падает ударение? (МА).
– Назовите безударный слог? (ЗИ)
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
– Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).
– У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А
– Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
– Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).
– Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).
– Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).
– Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
– Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).
– Какой знак ставится в конце предложения? (точка).
– А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)
– Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (. )
К Л О В В О Л К В А С О С О В А
4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.
DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ
Коммуникация
Художественная литература
Социализация
Художественное творчество
Физическая культура
3.Заключительная часть.
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов деятельности.
– Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое занятие показалось трудным?
– Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!