Конспект занятия по развитию интонационной стороны речи

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с речевыми нарушениями связан, прежде всего, с важностью интонации в процессе коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_idyom_vstrechat_vesnu.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

«ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Формировать интонационную выразительность речи. Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса (в слогах, словах, фразах), выдерживать паузу. Формировать ритмический рисунок в серии слогов по изготовленной детьми аппликации. Совершенствовать чёткость дикции.

Обобщить представления детей о характерных признаках весны.

Закреплять навыки связной речи при составлении коллективного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».

Развивать коммуникативные навыки, воображение.

Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Дети входят в зал, здороваются.

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить, и что мы будем делать, отгадайте загадку:

Светает рано по утрам, проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Правильно, это весна. Скажите, когда наступает весна: после лета, перед осенью, перед летом?

Дети. Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Логопед. Ветерок весенний дует, вертит,

В форточку влетел конвертик!

Ну-ка, Маша, посмотри, что за вести там внутри?

Ребята, это письмо для нас. Давайте его прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. По дороге вас ждут нелёгкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»

Ну, что же, пойдём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.

(Входят в импровизированный лес).

3.Развитие воображения, выразительности речи.

Логопед. Посмотрите, на лесной полянке зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете, как они называются? Садитесь на эти брёвнышки, полюбуемся на подснежники. А лес и правда сказочный, приглядитесь внимательно, каждый подснежник что-то чувствует! Как вы думаете, какой этот подснежник (радостный, грустный, удивлённый и т.п.)? Придумайте, что хочет сказать радостный подснежник! (Логопед показывает цветки по одному, потом складывает в корзинку.) Молодцы!

4.Развитие мелкой моторики, высоты голоса.

Игра «Сосульки разговаривают».

Логопед. Посмотрите, в нашем сказочном лесу с дерева свисают сосульки, хотя обычно на деревьях сосулек не бывает. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:

С больших сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк (низким голосом),

Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк (средним голосом),

С маленьких сосулек плик-плик-плик-плик-плик (высоким голосом).

Пальцы поочерёдно касаются друг друга, начиная с большого.

Вечером похолодает. «Пляк» – упадёт капля с самой толстой сосульки. Концерт окончен до нового утра.

5.Развитие силы голоса.

Логопед. Ну, что же, пойдёмте дальше, будем искать Весну. Ребята, кажется, мы заблудились.

Сейчас я вас буду спрашивать, а вы отвечайте этим же предложением, только подумайте, как отвечать: грустно или весело, громко или тихо.

-Заблудились мы в лесу? – Заблудились мы в лесу.

(грустно или весело?) (грустно)

– Закричали все: «Ау!»? – Закричали все: «Ау!»

(громко или тихо?) (громко)

– Никто не отзывается? – Никто не отзывается

(печально или радостно?) (печально)

– А эхо откликается? – А эхо откликается!

(бодро или уныло?) (бодро)

Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две группы. Одна группа кричит со мной громко, а другая прячется за дерево и повторяет, как эхо, тихо последние слова предложения три раза.

1-я группа 2-я группа

– Заблудились мы в лесу! – В лесу, в лесу, в лесу!

– Закричали все: «Ау!» – Ау, ау, ау!

– Где же ты, Весна? – Весна, весна, весна!

– Мы ищем тебя! – Тебя, тебя, тебя!

Подойдите все ко мне. Кто тут сидит на ёлке? Это же сова! Здравствуй, сова, помоги нам найти дорогу к Весне.

Сова (за сову говорит логопед). Здравствуйте, ребята! Весну ищете? Тогда сядьте на полянке (стулья на ковре), отдохните и поиграйте со мной в игру «Назови весеннее слово». Только каждое слово надо повторить три раза: громко, тише и совсем тихо.

(Ответы детей: сосулька, ручеёк, капель, март, апрель, май, подснежник, проталины, почки, первоцветы, ледоход.)

Молодцы, знаете весенние слова. А к Весне я вас проводить не смогу: летаю только по ночам, днём плохо вижу. Но я вам помогу. Идите к той ёлочке и позовите Лешего, он проводит вас к Весне – ему в лесу все дороги ведомы!

Логопед. Пойдемте за помощью к Лешему.

6.Развитие интонационной выразительности и ритма, высоты голоса.

Дети зовут Лешего. Сначала тихо: «Ау!», потом громче и совсем громко.

Леший. Весну ищите? А стихотворение о Весне знаете? (Ребёнок читает).

Где ты, солнышко? Проснись!

Где ты, скворушка? Вернись!

Сыпать снег зима устала.

Кап-кап-кап, весна настала!

(Другие дети читают это же стихотворение в образе медведя, мышки). Молодцы!

-А дорога-то к Весне паутиной затянута, чтобы дорогу освободить, надо паучков прогнать: отхлопать ритм по карточкам. Сможете?

(Дети отхлопывают в ладоши заданный на схемах ритм).

– Паутину сняли, паучков разогнали, а теперь поиграйте со мной! Будете чирикать, как воробышки, показывать, как бежал ручеёк высоким и низким голосом! Встаньте в круг.

(Динамическая пауза: дети выполняют движения и проговаривают стихотворение, соблюдая изменения голоса по высоте.)

На дереве, на веточках воробышки сидят:

«Чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик↓», – кричат.

(руки вверх-вниз: «машут крыльями»)

Бежал ручей по камешкам – бежал,↓ бежал,↓ бежал.↓

(бегут по кругу, постепенно приседают)

Потом в глубокой лужице – лежал,↑ лежал,↑ лежал.↑

(качают головой вправо-влево, постепенно поднимаются)

-Ну, порадовали меня! А тут до Весны-то рукой подать!

(Дети идут к «полянке».)

7.Составление коллективного описательно-повествовательного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».

Логопед. Дети, где же Весна? Давайте позовём её, мы знаем весенние заклички, которыми издавна народ весну призывал. Читать надо громко, выразительно, чтобы Весна услышала, чтобы ей понравилось!

Дети читают весенние заклички:

– Весна, весна красная! – Иди, весна, иди, красна,

Приди, весна, с радостью, Принеси ржаной колосок,

С радостью, с радостью, Овсяной снопок,

С великой милостью: Большой урожай в наш край.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Выходит Весна. Приносит картинки.

Весна. Здравствуйте, дети! Садитесь на моей полянке. (Дети садятся на стулья). Спасибо, что пришли меня выручать. Но прежде, чем дорожку весеннюю распутать, давайте наведём порядок в весенних явлениях природы. (Раскладывает серию картинок «Весна пришла» вперемешку.) Посмотрите внимательно, какая картинка будет первая, с чего начинается весна? Что происходит потом? (Прикрепляет картинки на магнитную доску). Давайте мы придумаем предложения по этим картинкам, чтобы получился рассказ о весне. Молодцы!

8.Формирование ритмического рисунка в серии слогов по изготовленной детьми аппликации.

Весна. Теперь осталось распутать лесные тропинки. Для этого каждый из вас украсит свою тропинку весенними листьями и цветами, а потом мы все ваши тропинки соберём в одну дорогу, по которой я смогу выйти к людям. (Дети выполняют аппликацию на полосках бумаги).

Тропинки готовы? Несите их мне (прикрепляет работы на магнитную доску) Давайте споём песенку по вашим узорам: по листьям будем петь «ля-ля» подряд, а там, где наклеен цветок, надо выдержать паузу (остановиться).

После выполнения задания Весна благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Логопед. Молодцы, ребята. Вместе мы помогли Весне распутать тропинки и выйти из леса. Вы старались говорить выразительно: тихо и громко, высоким и низким голосом. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? (Ответы детей).

Оборудование: конверт с письмом от Весны, импровизированный лес, подснежники из бумаги с нарисованными в центре эмоциями,

сосульки на дереве, сова, шапочки-маски лесных зверей,

ритмические схемы, «паутина», паучки,

серия картинок «Весна пришла», магнитная доска и крепёжные магниты, заготовки для аппликации (полоски бумаги, готовые листья, цветы, клей, кисти, салфетки, клеёнка),

Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи

Блок-Диагностический

Цель:Разработать диагностическую методику по выявлению интонационной стороны речи при ФФН

Задачи:

· Определить диагностические методики по выявлению уровня развития интонационной стороны речи при ФФН

· Разработать критерии, показатели уровня развития интонационной стороны речи при ФФН

Блок. Содержательный

Цель:Разработать систему работы по развитию интонационной стороны речи при ФФН

Задачи:

· Подобрать игры и игровые упражнения по развитию интонационной стороны речи при ФФН

· Провести игры и игровые упражнения по развитию интонационной стороны речи при ФФН

· Работа по развитию словообразования, обогащения словаря, связной речи

· Систематизировать методические рекомендации, а также подобрать игры и игровые упражнения для всех специалистов ДОУ

Реализация 1 задачи.

Конспект занятий по развитию интонационной стороны речи при ФФН:

Цель занятия.

Формировать интонационную выразительность речи.

Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса (в слогах, словах, фразах), выдерживать паузу. Формировать ритмический рисунок в серии слогов по изготовленной детьми аппликации. Совершенствовать чёткость дикции.

Обобщить представления детей о характерных признаках весны.

Закреплять навыки связной речи при составлении коллективного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».

Развивать коммуникативные навыки, воображение.

Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются.

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить, и что мы будем делать, отгадайте загадку:

Светает рано по утрам, проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Правильно, это весна. Скажите, когда наступает весна: после лета, перед осенью, перед летом?

Дети. Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Логопед. Ветерок весенний дует, вертит,

В форточку влетел конвертик!

Ну-ка, Маша, посмотри, что за вести там внутри?

Ребята, это письмо для нас. Давайте его прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. По дороге вас ждут нелёгкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»

Ну, что же, пойдём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.

(Входят в импровизированный лес).

3.Развитие воображения, выразительности речи.

Логопед. Посмотрите, на лесной полянке зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете, как они называются? Садитесь на эти брёвнышки, полюбуемся на подснежники. А лес и правда сказочный, приглядитесь внимательно, каждый подснежник что-то чувствует! Как вы думаете, какой этот подснежник (радостный, грустный, удивлённый и т.п.)? Придумайте, что хочет сказать радостный подснежник! (Логопед показывает цветки по одному, потом складывает в корзинку.) Молодцы!

4.Развитие мелкой моторики, высоты голоса.

Игра «Сосульки разговаривают».

Логопед. Посмотрите, в нашем сказочном лесу с дерева свисают сосульки, хотя обычно на деревьях сосулек не бывает. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:

С больших сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк (низким голосом),

Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк (средним голосом),

С маленьких сосулек плик-плик-плик-плик-плик (высоким голосом).

Пальцы поочерёдно касаются друг друга, начиная с большого.

Вечером похолодает. «Пляк» – упадёт капля с самой толстой сосульки. Концерт окончен до нового утра.

5.Развитие силы голоса.

Логопед. Ну, что же, пойдёмте дальше, будем искать Весну. Ребята, кажется, мы заблудились.

Сейчас я вас буду спрашивать, а вы отвечайте этим же предложением, только подумайте, как отвечать: грустно или весело, громко или тихо.

-Заблудились мы в лесу? – Заблудились мы в лесу.

(грустно или весело?) (грустно)

– Закричали все: «Ау!»? – Закричали все: «Ау!»

(громко или тихо?) (громко)

– Никто не отзывается? – Никто не отзывается

(печально или радостно?) (печально)

– А эхо откликается? – А эхо откликается!

(бодро или уныло?) (бодро)

Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две группы. Одна группа кричит со мной громко, а другая прячется за дерево и повторяет, как эхо, тихо последние слова предложения три раза.

1-я группа 2-я группа

– Заблудились мы в лесу! – В лесу, в лесу, в лесу!

– Закричали все: «Ау!» – Ау, ау, ау!

– Где же ты, Весна? – Весна, весна, весна!

– Мы ищем тебя! – Тебя, тебя, тебя!

Подойдите все ко мне. Кто тут сидит на ёлке? Это же сова! Здравствуй, сова, помоги нам найти дорогу к Весне.

Сова (за сову говорит логопед). Здравствуйте, ребята! Весну ищете? Тогда сядьте на полянке (стулья на ковре), отдохните и поиграйте со мной в игру «Назови весеннее слово». Только каждое слово надо повторить три раза: громко, тише и совсем тихо.

(Ответы детей: сосулька, ручеёк, капель, март, апрель, май, подснежник, проталины, почки, первоцветы, ледоход.)

Молодцы, знаете весенние слова. А к Весне я вас проводить не смогу: летаю только по ночам, днём плохо вижу. Но я вам помогу. Идите к той ёлочке и позовите Лешего, он проводит вас к Весне – ему в лесу все дороги ведомы!

Логопед. Пойдемте за помощью к Лешему.

6.Развитие интонационной выразительности и ритма, высоты голоса.

Дети зовут Лешего. Сначала тихо: «Ау!», потом громче и совсем громко.

Леший. Весну ищите? А стихотворение о Весне знаете? (Ребёнок читает).

Где ты, солнышко? Проснись!

Где ты, скворушка? Вернись!

Сыпать снег зима устала.

Кап-кап-кап, весна настала!

(Другие дети читают это же стихотворение в образе медведя, мышки). Молодцы!

-А дорога-то к Весне паутиной затянута, чтобы дорогу освободить, надо паучков прогнать: отхлопать ритм по карточкам. Сможете?

(Дети отхлопывают в ладоши заданный на схемах ритм).

– Паутину сняли, паучков разогнали, а теперь поиграйте со мной! Будете чирикать, как воробышки, показывать, как бежал ручеёк высоким и низким голосом! Встаньте в круг.

(Динамическая пауза: дети выполняют движения и проговаривают стихотворение, соблюдая изменения голоса по высоте.)

На дереве, на веточках воробышки сидят:

«Чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик↓», – кричат.

(руки вверх-вниз: «машут крыльями»)

Бежал ручей по камешкам – бежал,↓ бежал,↓ бежал.↓

(бегут по кругу, постепенно приседают)

Потом в глубокой лужице – лежал,↑ лежал,↑ лежал.↑

(качают головой вправо-влево, постепенно поднимаются)

-Ну, порадовали меня! А тут до Весны-то рукой подать!

(Дети идут к «полянке».)

7.Составление коллективного описательно-повествовательного рассказа по опорным картинкам из серии «Весна пришла».

Логопед. Дети, где же Весна? Давайте позовём её, мы знаем весенние заклички, которыми издавна народ весну призывал. Читать надо громко, выразительно, чтобы Весна услышала, чтобы ей понравилось!

Дети читают весенние заклички:

– Весна, весна красная! – Иди, весна, иди, красна,

Приди, весна, с радостью, Принеси ржаной колосок,

С радостью, с радостью, Овсяной снопок,

С великой милостью: Большой урожай в наш край.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Выходит Весна. Приносит картинки.

Весна. Здравствуйте, дети! Садитесь на моей полянке. (Дети садятся на стулья). Спасибо, что пришли меня выручать. Но прежде, чем дорожку весеннюю распутать, давайте наведём порядок в весенних явлениях природы. (Раскладывает серию картинок «Весна пришла» вперемешку.) Посмотрите внимательно, какая картинка будет первая, с чего начинается весна? Что происходит потом? (Прикрепляет картинки на магнитную доску). Давайте мы придумаем предложения по этим картинкам, чтобы получился рассказ о весне. Молодцы!

8.Формирование ритмического рисунка в серии слогов по изготовленной детьми аппликации.

Весна. Теперь осталось распутать лесные тропинки. Для этого каждый из вас украсит свою тропинку весенними листьями и цветами, а потом мы все ваши тропинки соберём в одну дорогу, по которой я смогу выйти к людям. (Дети выполняют аппликацию на полосках бумаги).

Тропинки готовы? Несите их мне (прикрепляет работы на магнитную доску) Давайте споём песенку по вашим узорам: по листьям будем петь «ля-ля» подряд, а там, где наклеен цветок, надо выдержать паузу (остановиться).

После выполнения задания Весна благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Логопед. Молодцы, ребята. Вместе мы помогли Весне распутать тропинки и выйти из леса. Вы старались говорить выразительно: тихо и громко, высоким и низким голосом. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? (Ответы детей).

Оборудование: конверт с письмом от Весны, импровизированный лес, подснежники из бумаги с нарисованными в центре эмоциями,

сосульки на дереве, сова, шапочки-маски лесных зверей,

ритмические схемы, «паутина», паучки,

серия картинок «Весна пришла», магнитная доска и крепёжные магниты, заготовки для аппликации (полоски бумаги, готовые листья, цветы, клей, кисти, салфетки, клеёнка),

костюмы Лешего, Весны.

Конспект 2 занятия по развитию интонационной стороны речи у детей:

Цель:Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.

Задачи:

  • учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев.
  • развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие.
  • способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.

Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребенка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из легкой ткани

Формы организации деятельности:

Структура занятия:

1. Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку.

2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.

· Задания на развитие интонационной выразительности речи:

· Мимическая гимнастика лица

· Сюрпризный момент — появление сундучка.

3. Игровой момент.

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».

6. Заключительная часть: релаксация.

Характеристика группыдети пятого года жизни

Предполагаемый результат: формирование у детей предпосылок умения осмысленно работать над собственным произношением.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

В сказку будем попадать.

Поднимают руки вверх.

Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.

Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

• Задания на развитие интонационной выразительности речи:

1. Послушать и повторить слова:

· Яшагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).

· Я шагаюпо дорожке (логическое ударение на втором слове).

· Я шагаю по дорожке(логическое ударение на третьем слове).

2. Произнести слова с разной интонацией:

Оторвали мишке лапу (жалобно).

Кошка спит (ровно).

Я люблю свою бабушку (ласково).

Педагог обязательно поощряет детей.

· Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.

· Сюрпризный момент — появление сундучка.

Воспитатель.Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нем платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмет себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.

Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

Игровой момент.

«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.

Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идем, В сказку, видно, попадем!

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».

Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».

Воспитатель.Ребята, кто это?

Дети.Коза, козлята и волк.

Воспитатель.Как можно назвать их по-другому, как в сказке?

Дети.Коза — желтые глаза.

· Коза — матушка, маменька.

· Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.

· Волк-волчище — серый хвостище, волк — зубами щелк.

Воспитатель.Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как ее пела козлятам матушка-коза и как ее пел козлятам волк.

Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поет голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поет грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.

Ваша мать пришла,

Воспитатель.Ребята, затейливый клубочек снова зовет нас в путь.

С этой сказкой мы прощаемся

И в другую собираемся.

Катись, клубочек, по дорожке!

Дети

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И несмело так идем,

В сказку снова попадем!

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.

· Первый вариант

Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.

Зайчик. Выразительные движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.

· Второй вариант

Лиса. Выразительные движения: руки широко распростерты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Зайчик Выразительные движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 680 | Нарушение авторских прав

Логопедическое занятие по развитию мелодико-интонационной стороны речи на тему: «Маленькие помощники»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Семицветик»

Логопедическое занятие
по развитию мелодико-интонационной стороны речи
на тему: «Маленькие помощники»

Подготовила и провела учитель-логопед:
Родина Ольга Викторовна

г.о. Котельники
Программное содержание:
1. Учить детей дифференцировать мелодико-интонационный окрас голоса.
2. Знакомить со знаками препинания.
3. Учить использовать нужный знак препинания.
4. Развивать умение правильного использования мелодико-интонационного окраса речи по средствам театрализованной деятельности.

Оборудование: карточки с изображением знаков препинания; сюжетная картина «Птицы прилетели»; сюжетные картины по теме «Весна»; раздаточный материал «Птицы прилетели»; маски животных: мышь, лягушка, заяц, лиса, волка, медведь.

1. Организационный момент:
Посадка детей.
Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков».

2. Основная часть.
1. Логопед: – Ребята, вот видите, как один маленький значок может повлиять на судьбу человека! А что это такое за значки? Это знаки препинания – они помогают делать нашу речь более выразительной, более красивой. Без знаков препинания не обойтись читателю.
Логопед показывает знак, читает о нем стихотворение и вывешивает его изображение.
ЗАПЯТАЯ.
Это – запятая. Она нам подсказывает, когда следует сделать паузу.
На крохотное ушко
Похожа завитушка,
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
А. Шибаев

ТОЧКА.
Это – точка. Она говорит нам, что предложение закончено.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку нужно уважать.
Точку слушать надо.
Ф. Кривин
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
А это – вопросительный знак. Это такой знак, который несет в себе вопрос.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
С. Маршак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Это – восклицательный знак. Это такой знак, при котором мы говорим все громко, ясно.
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь, возмущаюсь
И кричу!
А. Тетивкин
2. Работа с раздаточным материалом «Птицы прилетели».
Ребята, какое у нас сейчас время года?
А что происходит весной?
Правильно, весной небо становится ясным, солнышко начинает греть сильнее, на деревьях появляются почки, птицы возвращаются из теплых стран, трава зеленеет, а по земле бегут ручейки.
Логопед вывешивает на доску картину. Дети кладут перед собой маленький вариант.
А теперь внимательно послушайте и скажите: какой знак я должна поставить? Который из наших помощников пригодится?
Дети должны положить нужного «помощника» в конце предложения.
Птицы прилетели. – «.»
Птицы прилетели? – «?»
Птицы прилетели! – «!»
Дети хором произносят каждое предложение с учетом нужной интонации. Ребенок выходит к доске и вывешивает правильный знак.

3. Физкультминутка «Угадай мелодию».

4. Закрепление изученного материала.
А теперь ребята, отгадайте загадки о весне!
Логопед загадывает загадку и после каждого правильно ответа вывешивает картинку.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц (Март).
– Как вы думаете, с какой интонацией я закончила эту загадку?

Выросла сосулька
За ночь у окна,
Ручеек забулькал,
Что это? (Весна)
– А с какой интонацией я закончила эту загадку? Значит какой знак будет стоять в конце?

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел (Апрель)!
– А с какой интонацией я закончила эту загадку?

Сад примерил белый цвет,
Соловей нам шлет привет
В зелень наш оделся край –
Нас теплом встречает (Май)!
– Как вы думаете, с какой интонацией я закончила эту загадку?

5. Инсценировка сказки «Теремок».
Дети одевают маски и разыгрываю сказку «Теремок».

Теремок
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

А я зайчик-побегайчик.

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

А я лисичка-сестричка.

Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, зайчик-побегайчик.
Я, лисичка-сестричка.

А я волчок-серый бочок.

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, волчок-серый бочок.

А я медведь косолапый.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез никак не мог влезть и говорит:

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь.

Нет, не раздавлю.

Влез медведь на крышу. И поместился в теремок.
– Приходите и вы все к нам в теремок – «Семицветик».

6. Итог.
iзнаки препинания Заголовок 1 Заголовок 215

  • file3
    занятие
    Размер файла: 43 kB Загрузок: 2

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Развитие интонационной выразительности речи методом сказкотерапии».

Цель: Учить интонации.
Задачи:
Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;
Развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции;
Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы;
Учить сочетать движения и речь;
Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Используемый материал:
Мягкие игрушки животных небольшого размера, которые фигурируют в загадках и занятии целом. Маски животных или картинки животных и их детенышей. Картинки с изображением частей тела животных. Презентации «Сказка о весёлом язычке», «Лес. Дикие животные».

Ход занятия
Ребята заходят в кабинет, логопед им загадывает загадки, воспитанники их отгадывают и садятся на стулья.
Логопед. К нам пришли гости. Угадайте, кто это?
Ходит лесом косолапо,
А зимой сосёт он лапу, (медведь)

Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт, (лиса)

Зимой белый,
А летом серый (заяц)

Догадались, кто у нас в гостях?
Дети: -Животные.
Логопед: -У каждого большого зверя есть детёныши. Давайте назовём их.

Игра «Найди свою маму».
Детям раздаются маски животных. Каждый надевает на себя свою маску и зовёт детёныша.
Например: «Я медведь. Где мой медвежонок?», «Я зайчиха. Где мой зайчонок?». «Животные» находят друг друга и становятся парами.
Игру можно проводить индивидуально, но использовать вместо масок животных картинки животных и их детенышей.

Игра «Чей хвост, чьи уши?».
На полотне выставлены картинки с изображением животных. Логопед спрашивает, кого дети видят на картинках, что общего у этих животных (морда, хвост, лапы, уши, туловище).
Логопед: – Назовите, дети, части тела различных животных. Это лиса. У лисы
морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей.
Чья морда? – Лисья. Это медведь. Чья морда?- Медвежья. Чей
хвост? – Лисий, медвежий. Чьи уши? – Лисьи, медвежьи.
Дети проговаривают сочетания лисья, медвежья морда и т.д.
Детям раздаются картинки с изображением частей тела животных. Дети должны правильно назвать чей хвост, уши и т.д.
Логопед: – А сейчас мы немного разомнемся.
Презентация «Сказка о весёлом язычке». Работа со слайдами.
Разминка
Зайка серенький сидит,
(дети поджимают руки к груди)
И ушами шевелит.
(поднимают руки на макушку и имитируют движение ушей)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть,
(поглаживают ладонями тыльную сторону рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
(скачут на месте)
Кто-то зайку напугал. –
Зайка прыг и ускакал.

Игра «Найди свой домик».
Логопед: – Все звери живут в домах, которые по-разному называются: нора,
гнездо, берлога, логово. Для каждого зверя нужно найти свой
домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы
части тела этих животных.
Например: Это волчий хвост. Мой зверь волк. Он живет в логове.
Это лисий хвост. Мой зверь. Мой зверь лиса. Она живёт в норе.
И т.д.
Логопед: – Ребята, а кто мне скажет, в какой сказке животные жили вместе в
одном домике.
Дети: – Теремок.
Логопед: – А кто помнит начало этой сказки? Расскажите.
Ребята по очереди рассказывают сюжет сказки. Вместе с логопедом разбирают ее подробности.

Логопед: – Какие вы сегодня молодцы. А сейчас мы с вами потренируем

· язычок. Вспомним упражнения, пожалуйста, будьте
внимательны.
Заяц-огородник.
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.
«Лопатка».
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он шипит рядом кто-то:
Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, отвечает заяц. Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.
«Веселая змейка».
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.
«Грибок».
«Вот молодец», удивилась белка и тут же совет дала:
Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла медведь идет да банку с вареньем несет.
«Вкусное варенье».
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.
Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».
А перед самим вечером смотрит волк идет, чашечку несет.
Ой, заяц, какой ты молодец! заохал волк. До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.
«Чашечка».
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.
«Ковшик».
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу.
Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.
«Лошадка».
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».
Презентация «Лес. Дикие животные». Работа со слайдами.
Логопед: – Ну вот и подошло к концу первое занятие. Ребята, вам
понравилось? (Дети на перегонки произносят слово «Да»).
Подведение итогов.
Логопед обобщает совместную работу воспитанников и логопеда. Подводит результаты успехов и недостатков при выполнении упражнений.
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Новокубанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект открытого логопедического занятия на тему:
«Развитие интонационной выразительности речи методом сказкотерапии».

Составил
Учитель-логопед
С. В. Притыкина

Конспект группового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР

, учитель-логопед МБОУ ООШ № 3

Конспект группового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР

Тема занятия: «В сказочном королевстве».

Тип занятия: групповое.

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Первый год обучения.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Цель занятия: совершенствовать интонационную сторону речи.

1. Развивать умение изменять высоту голоса;

2. Развивать мелодическую сторону речи и работать над ритмом;

3. Совершенствовать логическое ударение;

4. Формировать простой однокомпонентный интонационный навык.

1) осуществлять коррекцию нарушений артикуляционной моторики;

2) вырабатывать правильные дыхательные кинестезии;

3) отрабатывать четкое произнесение гласных звуков [а, о, у, и, ы, э];

4) развивать связную речь;

5) развивать мелкую моторику.

1) Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

Представление о результатах:

– положительная мотивация к занятиям;

– умение оценивать себя, осуществлять рефлексию.

– умение работать по инструкции;

– умение слушать и слышать;

– умение рассуждать, выдвигать предположения.

– полноценные движения артикуляционного аппарата;

– правильные дыхательные кинестезии;

– четкое произнесение гласных звуков;

– развитие мелодической стороны речи и работа над ритмом;

– простой однокомпонентный интонационный навык.

Ресурсы: компьютер, презентация, предметные картинки (солнышко), черно-белые картинки с изображением принца и принцессы, цветные карандаши, призы-поощрения.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Дети приветствуют логопеда и внимательно слушают отрывок из сказки.

Дети пытаются предположить тему занятия.

Логопед приветствует детей.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие.

– Послушайте отрывок из сказки.

Логопед включает аудио-сказку.

Задает вопрос ученикам:

– Ребята, с каких слов она началась?

– Так начинаются почти все русские народные сказки.

– А как вы думаете, зачем я вам задала такой вопрос? Куда мы с вами сегодня отправимся?

Логопед озвучивает цель занятия.

Прослушивание отрывка из сказки.

Настрой на работу.

Создание соответствующего эмоционального климата.

Привлечение внимания детей.

Основной (операционный) этап

Дети выполняют упражнения под музыку по образцу.

Сегодня я вас тоже хочу пригласить в сказку.

– Но прежде чем мы отправимся в наше путешествие, давайте сначала потренируем ротик, сделаем гимнастику для язычка, чтобы все задания давались нам легко и просто.

– Но гимнастика наша сегодня будет необычной, без зеркал. Я попрошу вас встать в кружок, внимательно смотреть на картинки и выполнять соответствующие упражнения под музыку. А я буду вам в этом помогать.

Логопед показывает картинки, демонстрирует выполнение упражнений.

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Оскал» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Блинчик», «Иголочка», «Качели» (5 раз).

Выработка полноценных движений артикуляционного аппарата.

Умение работать по инструкции.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети округляют руки перед грудью и произносят: О-О-О.

Дети произносят И-И-И, приставив растопыренные ладони к краям губ.

Дети произносят А-А-А, округлив руки над головой и Э-Э-Э, разведя руки в стороны.

Логопед просит детей внимательно послушать сказку.

– В одном сказочном королевстве жил-был король. И звали его – “О”. Он был очень важный и говорил так – “О-О-О” (руки округлить перед грудью – в форме буквы “О”). Дети, давайте повторим, как говорил король.

Логопед демонстрирует выполнение упражнения.

– У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и ласковая. И звали ее – “И”. Она всем улыбалась и говорила: “И-И-И” (растопыренные ладони приставить к краям губ). И даже, когда она была строгая, голос у нее все равно звучал нежно – “И-И-И”. Дети, давайте повторим, как говорила королева.

Логопед демонстрирует выполнение упражнения.

– У них были дочка-принцесса и сынок-принц. Принцессу звали – “А”, а принца – “Э”. С утра до вечера они бегали в королевском саду и, радуясь, кричали:

принцесса – “А-А-А” (руки округлить над головой). Дети, как кричала принцесса?

Логопед демонстрирует выполнение упражнения.

Принц – “Э-Э-Э” (руки развести в стороны, ладони округлить), как кричал принц?

Логопед демонстрирует выполнение упражнения.

2. Голосовая гимнастика.

Произнесение гласных звуков с различным тембром – О-О-О, И-И-И, А-А-А, Э-Э-Э.

Четкое произнесение гласных звуков.

Умение произносить звуки с различным тембром.

Координация речи с движением.

Умение слушать и слышать.

Дети присаживаются за столы и выполняют пальчиковую гимнастику.

– Однажды они попали под холодный, проливной дождь и простудились. Они стали кашлять и чихать и никто не мог их вылечить. Король издал указ и приказал своим секретарям свинкам его напечатать.

– Дети, давайте побудем секретарями – свинками? Для этого я попрошу вас присесть за столы.

Логопед читает стихотворение и показывает движения.

3. Пальчиковая гимнастика.

Как на пишущей машинке
Три хорошенькие свинки:

Туки – туки – туки – тук! (тихо, медленно)
Туки – туки – туки – тук! (тихо, медленно)

И постукивают,
И похрюкивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (громко, быстро)
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (громко, быстро)

Развитие мелкой моторики.

Развитие темпо-ритмической организации речи.

Дети изображают повадки волков и рычат громким, низким голосом.

Дети изображают свинок, которые визжат высоким голосом.

– В королевском лесу жили волки. Они выли – “Ы-Ы-Ы”. Услышали они как хрюкают свинки, и вышли на охоту.

– Давайте покажем, как рычали волки.

– А теперь покажем, как в ответ завизжали свинки – И-И-И.

4. Развитие тембра голоса.

Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят
Поросят они едят.
Ы – Ы – Ы……..

Умение менять тембр голоса.

Умение слушать и слышать.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети выполняют упражнения.

– У короля был верный слуга – филин, он все сообщал королю, что происходит у него в королевстве. Полетел филин с указом в поисках доктора, а вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который живет в дремучем лесу, под волшебным деревом.

– Давайте сходим к мудрому змею и спросим его совета, как помочь выздороветь принцу с принцессой.

– Но чтобы нам добраться до змея, нужно правильно дышать, иначе мы и пол-пути не пройдем, устанем. Давайте попробуем вместе.

Логопед включает медленную музыку.

5. Дыхательная гимнастика. Упражнения:

– вдох через рот, выдох через нос;

– вдох через нос, выдох через рот;

– вдох на счет 1-2-3, выдох на счет 1-2-3-4-5 (6-7-8).

Умение вдыхать ртом, выдыхать носом.

Умение вдыхать носом, выдыхать ртом.

Дети встают друг за другу и шагают по кругу.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Пора отправляться в путь. Встанем друг за другом и направимся прямиком к Змею.

– Ребята, смотрите! Перед нами волшебное море, чтобы перебраться на другой берег нужно преодолеть “звуковые волны”

Логопед показывает схемы.

– Мы будем произносить первый звук слова змей, глядя на эту схему.

– Сначала мы произносим звук “З” глядя на “волны” громко, плавно проводя в воздухе указательным пальцем. Затем следя по схеме взглядом, потом по воображаемой “волне” с разной силой голоса произносим звук “З” – тихо, громко, тихо.

6. Работа над силой голоса.

Произнесение звука «З» с разной силой голоса.

Умение изменять силу голоса.

Координация речи с движением.

Умение слушать и слышать.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети выполняют задание.

– Первое препятствие мы преодолели! Продолжаем наше путешествие к змею.

– Послушайте внимательно, как я произношу гласный звук [а] (низко, обычным голосом, высоко).

Логопед показывает движением руки движение своего голоса.

– Все слышали как двигался мой голос?

– А теперь я буду произносить звуки, а вы покажите движением руки движение моего голоса. Сначала вместе.

Аналогично – другие гласные звуки.

– А теперь повторите за мной.

7. Развитие мелодической стороны речи.

Логопед произносит гласные, дети должны показать рукой движение голоса.

Развитие мелодической стороны речи.

Координация речи с движением.

Дети выполняют движения.

– Но пока мы шли к змею, очень устали. Давайте немного отдохнем вместе с нашими любимыми героями.

Логопед показывает презентацию.

– Смотрим презентацию и выполняем упражнения.

Снятие напряжения, усталости.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети присаживаются за столы и выполняют задание.

Дети выполняют задание.

– Хорошо. Но прежде чем мы отправимся дальше, нам нужно научиться различать ритм, иначе Змей с нами даже разговаривать не станет!

– Присядьте за столы и внимательно послушайте, как я отстучу и ответьте, сколько раз я отстучала.

– А теперь отстучите также, как и я.

– Молодцы. А теперь мы будем отстукивать ритм целого стихотворения.

– Я буду читать, а вы повторяйте слова за мной и хлопайте в ладоши на каждое слово.

– А когда нет снега и льда?

– Да, скоро наступит весна, а затем и лето.

9. Работа над ритмом.

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда,

Ой вода, ой вода,

Нету снега, нету льда.

Развитие темпо-ритмической организации речи.

Координация речи с движением.

Дети повторяют предложения.

– Молодцы! Пойдемте дальше? Мы уже почти дошли до Змея!

Логопед просит детей повторить за ним предложения с различной интонацией.

10. Работа над логическим ударением.

Мама ушла на работу?

Мама ушла на работу?

Мы пошли гулять.

Мы пошли гулять?

Мы пошли гулять!

Развитие логического ударения.

Дети рассказывают сказку.

– Вот наша сказка и подошла к концу. Мы добрались до Змея. Но он не так-то прост. Змей даст нам лекарство (волшебный чай) только в том случае, если мы расскажем ему сказку, которую знаем сами.

Логопед при необходимости задает наводящие вопросы.

11. Развитие связной речи.

Дети присаживаются за стол.

Дети раскрашивают картинку.

– Ну и последнее задание. Присядьте за стол. Раскрасьте наших героев, и волшебный чай подействует, принц и принцесса выздоровеют.

Логопед раздает черно-белые картинки и цветные карандаши.

Развитие мелкой моторики.

Дети выполняют задание.

. – Ребята, сегодня мы спасли принца и принцессу. Скажите, пожалуйста, что было самым простым на нашем занятии?

– А что было самым сложным?

Логопед прикрепляет на доску солнышко и раздает детям лучики.

– А сейчас я предлагаю вам выбрать лучик или желтого, или синего цвета. Если вам занятие понравилось, возьмите желтый лучик, если не очень – синий, и прикрепите лучики к солнышку.

Конспект занятия по развитию интонационной стороны речи

Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:

1. Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары ) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:

Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается

после прослушивания серий ударов воспроизвести

Упражнения по восприятию и воспроизведению

ритмических структур проводятся без опоры на

3. Формирование ритмической организации высказывания.

Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:

1) односложные слова:

а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;

б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;

2) двусложные слова:

а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;

б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;

в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;

г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;

3) трехсложные слова:

а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;

б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;

4) пары слов без перемещения ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;

5) пары слов с перемещением ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;

6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.;

6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д.

Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:

1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:

2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).

3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.

4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).

В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

11.3.2. Формирование темповой организации высказывания

Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа:

1. Развитие общих представлений о темпе речи.

2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.

3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом;

б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом;

в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.

В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы — подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:

• повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

• самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопывани-ем, ударами мяча и т. д.;

• ответы на вопросы логопеда — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично;

• медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа);

• проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.;

• различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;

• использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);

• рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).

Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:

• повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

• самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;

• проговаривание фраз под быструю музыку;

• заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;

• заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;

• использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.

Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:

1. Формирование у дошкольников с ЗПР некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.

3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.

Для решения этих задач предусматривается ис пользование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:

• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

• определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);

• привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);

• привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);

• определить подходящий для высказывания темп речи;

• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;

• произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);

• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;

• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

Приведем в качестве примера несколько игро вых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.

“Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:

“Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.

“Дождик”. Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва:

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

“Дятел”. Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:

Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.

Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

11.3.3. Формирование интонационной выразительности речи

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка — Вывод прост:

Это значит — Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

Ну что молчишь упрямо?”

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не. Свалился с дерева, и вот. ”

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

ау ои ауи аза усо и т. д.

5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:

у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи и т. д.

6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:

8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков:

9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Жили-были серый еж

Серый еж был очень тих

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Если сказку ты прочтешь

Скажи погромче Слово “гром” — Грохочет слово,

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов. Мы с яблонь. Мы с вязов. Мы с вишен. С осинки. С черемухи. С дуба. С березы. Везде листопад:

На пороге — морозы!

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Читайте также:  Перспективный план работы логопеда с детьми, имеющими недостаточное развитие средств языка
Ссылка на основную публикацию