Конспект занятия по логопедии во второй младшей группе

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «В гости к ёжику»

Ирина Костылева
Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «В гости к ёжику»

«В гости к ежику».

Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения точно, плавно, четко, продолжать развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата. Закреплять в речи названия фруктов (яблоко, груша, апельсин, виноград, слива, основные цвета (желтый, зеленый, красный).

Формировать умение пользоваться моделью. Продолжать учить отчетливо говорить слова, фразы с естественной интонацией, продолжать учить слушать и понимать вопросы педагога, отвечать на них.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (спереди – сзади). Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать доброжелательное общение друг с другом, приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить).

Макеты деревьев, муляжи фруктов (яблоки желтого, красного и зеленого цвета; слива, банан, виноград, апельсин, лимон). Модели – круги красного, желтого, зеленого цвета. Карточки – схемы с изображением упражнений артикуляционной гимнастики. Магнитофон, запись «голоса птиц».

Активизировать в речи детей названия фруктов (яблоко, груша, банан, виноград, слива, апельсин).

Ход занятия:

Слышен звон колокольчика.

Логопед – Ой, ребята, что это?

Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто спешит к нам в гости!

Свернется – он колкий,

Рукой не возьмешь,

(Появляется игрушка – ежик.)

Ежик – Ф-Ф-Ф! А вот и я! Здравствуйте, ребята!

Логопед – Кто к нам пришел? Кто это, Саша?

Это ежик. Здравствуй, ежик! Мы очень рады, что ты пришел.

(Логопед прикладывает игрушку к уху.) Что ты говоришь ежик?

Как интересно! Ребята, ежик приглашает нас в осенний фруктовый сад!

Под кустом зафыркало ф-ф-ф-ф.

Вот пришел колючий наш, милый еж.

Вместе мы шагаем во фруктовый сад

Там поспели яблочки, виноград.

Мы побольше яблочек соберем

И в корзинки яркие уберем!

Дети с логопедом и с ежиком под музыку идут в «сад».

Логопед – Вот мы и пришли в осенний фруктовый сад! Как тут красиво!

А я приглашаю вас сесть на стульчики и послушать сказку.

И ты ежик садись поудобнее, ведь сказка будет про тебя.

Логопедическая сказка «В осеннем саду».

Проснулся ежик рано утром, открыл окошко (широко открыть рот) и улыбнулся (улыбка, губы и зубы сжаты). Как красиво в осеннем саду!

На яблонях висят спелые, ароматные яблоки (надуть обе щеки). Язычок – листок прикрыл яблочка бочок. (Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу). Поспела душистая слива. (надувать поочередно то правую, то левую щеку). Гроздья винограда красуются на осеннем солнце (вытянуть губы вперед узкой трубочкой).

Собрал ежик все фрукты в корзиночку и сверху положила желтый банан (улыбнуться, приподняв уголки губ вверх, губы сомкнуты).

Вокруг сада красивый заборчик (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы). А колья у забора острые (узкий – острый язычок, а дощечки – широкие (широкий язык лежит на нижней губе).

В Верину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину – яблочный, в Толину – сливовый. А тебе, Саша, какой сок налить? Сидят дети, пьют сок и вдыхают аромат (вдох через нос, выдох через рот, произносить на выдохе а- а- а – а.)

Прислушались они и услышали, как фрукты разговаривают. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу- фа- фу». Сливы просят ворон не клевать их: «Пта- пты – пто, пты – пту -пты». Устали яблоки висеть на яблоне и падают в траву: «Бам -бом -бум!»

Вот сколько интересного можно узнать за один день в саду!

Логопед – Ежик, а что это у тебя? Какой чудесный мешочек!

Ребята, подойдите поближе, посмотрите, что нам

ежик принес. Что это? Это разноцветные кружочки.

(Дети рассматривают кружочки, определяют цвет).

– Какого цвета круг, Вера?

– А этот круг, какого цвета?

– Саша, какого цвета круг?

(Дети называют цвета моделей – кругов и получают их в руки).

Логопед – Я рада, что вы все цвета назвали правильно.

(Прикладывает игрушку к уху). Ребята, ежик просит нас помочь нас собрать яблоки для друзей. Только яблоки надо собирать такие, какого цвета у вас кружок.

– Пожалуйста, возьмите корзиночки, мы пойдем в сад собирать яблочки. Чтобы было удобно круг положите в корзинку.

Дети собирают яблоки, логопед задает уточняющие вопросы (индивидуально):

– Какого цвета у тебя круг?

– Какого цвета яблоки ты будешь собирать?

Логопед – Ежик, посмотри в корзинки, все ребята правильно

Ежик – Спасибо, ребята, за помощь, вы мне помогли.

Логопед – Ой, ежик, куда ты побежал?

Пойдемте за ним, посмотрим, куда он побежал?

Ежик – Посмотрите, как много фруктов упало с деревьев!

Логопед – А мы знаем, как с ними можно поиграть!

Поиграем в игру «Дружно мы шагаем!»

Дружно мы шагаем

Раз, два, три – замри!

Дети останавливаются и называют фрукты, которые лежат

впереди – сзади. Игра повторяется 2- 3 раза.

Логопед – Я очень рада, что вы все фрукты назвали правильно!

Ежик – Ф-Ф-Ф, соберите, пожалуйста, фрукты в корзину.

Логопед – Мы знаем еще интересную игру. Садись ежик поудобнее, ребята, приготовьте ладошки.

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин (дети сжимают и разжимают кулачки)

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа, (поочередно загибают пальчики,

Это долька – для стрижа, начиная с большого).

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобрят,

А для волка – кожура! (как бы «моют» руки, потирают руки)

Он сердит на нас – беда! (сжимают кулачки)

Разбегайтесь, кто куда! (движения пальчиками,

«играют» на пианино)

Логопед – Какие ловкие у вас пальчики, точно выполняли движения!

Ежик – Ребята, мне пора возвращаться домой. А на память о нашей встрече

Я хочу подарить вам свою «фотографию», она не простая,

а музыкальная. (Дарит музыкальную открытку с изображением ежика) До свидания, друзья! (Ежик «уходит»)

Логопед, дети – До свидания, ежик! Спасибо!

(Дети с логопедом рассматривают открытку, слушают музыку

Интегрированное занятие с приоритетом познавательно-речевой деятельности Тема: Фрукты Цель: Уточнять знания детей о фруктах. Познакомить с экономическим понятием «прибыль». Продолжать учить детей составлять описательные.

Конспект интегрированного занятия на тему: «Фрукты». Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе на тему: «Фрукты». Образовательные области «познание», «коммуникация», «физическая.

Конспект открытого логопедического занятия в младшей группе по теме “Животные”

1. Развитие общих речевых навыков: слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания и голоса.

2. Активизация и уточнение словаря по теме.

3. Практическое употребление в речи предлогов “НА”, “С”.

4. Закрепление навыка использования в речи двусоставного предложения с глаголом повелительного наклонения.

5. Развитие сенсомоторного восприятия.

6. Воспитание любви к животным, доброты друг к другу.

Оборудование: сенсорно-моторная зона (аппликация на тканевой основе “Лесная полянка” с липучками, кнопками для закрепления на ней необходимых предметов), мягкие игрушки (зайчонок, зайчиха, котенок, кошка, щенок, собака), цветы на липучках (красный и желтый), две бабочки на магнитах, тканевые грибы (большой и маленький), звучащие предметы (колокольчик, погремушка, бубен), ширма, пластилиновые фигурки на скрепках (рыбки, морковки, косточки).

1. Организационный момент

Дети рассматривают “летнюю полянку в лесу” (сенсорно-моторную зону на стене в групповой комнате, закрепленную на уровне роста ребенка) Затем усаживаются на стульчики, стоящие полукругом.

2. “Украсим полянку”

– На полянке растут цветы: красные (прикрепляет на “полянку” красный цветок с помощью липучки) и… (показывает желтый цветок). Ребенок называет цвет и закрепляет цветок на “полянке” подобно действиям логопеда.

– Какие цветы растут на полянке?

Дети: красный, желтый.

– После дождя на полянке выросли грибы: большой (показывает и крепит гриб на “полянку” с помощью кнопки) и… (показывает маленький грибок). Ребенок называет его величину и помещает его “на полянку”.

– Какие грибы мы видим на полянке?

Дети: большой, маленький.

– Вдруг подул сильный ветер… (дети дуют, изображая ветер – логопед следит, чтобы малыши не раздували щеки) и на нашу полянку прилетели бабочки. Одна села на красный цветок (ребенок берет бабочку и крепит ее магнитом на красный цветок).

– Дети, куда села бабочка?

– Другая села на большой гриб. (Hебенок находит на “полянке” большой гриб и прикрепляет бабочку)

– Куда села бабочка?

3. “Звери на полянке”

Артикуляционная гимнастика и развитие голоса.

– Солнышко светит, солнышко греет, солнышку все рады! Давайте и мы улыбнемся солнышку!

(Дети выполняют артикуляционное упражнение “Улыбка”)

– Пришел на полянку котенок и лег погреться.

(Ребенок закрепляет на “полянке” мягкую игрушку котенка)

– От удовольствия котенок закрывает глазки.

(Дети выполняют упражнение “Зажмурили глазки”)

– Котенок засыпает и снится ему, что он лакает вкусное молоко.

(Дети выполняют упражнение “Кошка лакает молоко”)

– Греется на солнечной полянке и маленький щенок.

(Ребенок прикрепляет мягкую игрушку щенка)

– Мечтает он о вкусной сахарной косточке, хочется ему ее погрызть, даже облизывается от удовольствия!

(Дети выполняют упражнение “Вкусное варенье”)

– А около дерева притаился маленький зайчонок.

(Ребенок крепит игрушку зайца на “полянку”)

– Наш зайчонок очень грустный. Давайте попробуем его развеселить: нарисуем его портрет пальчиком.

Дети встают около стульчиков и указательным пальцем в воздухе “рисуют” зайца, произнося за логопедом гласные звуки:

Задние лапы – о-о-о, о-о-о.

Передние лапы – у-у-у, у-у-у.

Большие уши – ы-ы-ы, ы-ы-ы.

Маленький хвостик – и-и-и.

– Зайчонок очень рад вашему подарку, но сам все на часы поглядывает – маму поджидает.

Читайте также:  Конспект занятия по автоматизации звука (С)

(Дети делают упражнение “Часики”)

Дети переходят в другую часть группы, где располагается небольшая ширма, усаживаются на кубики.

– Кто мама у зайчонка?

– Кто мама у щенка?

– Кто мама у котенка?

– Мамы уже спешат к своим детенышам, но узнать их напросто:

Кошка придет с колокольчиком. Он звучит вот так. Послушайте! (Звук колокольчика за ширмой)

Собака – с погремушкой. Она звучит вот так. Послушайте! (Звук погремушки за ширмой)

А зайчиха – с бубном. Послушайте как он звучит! (Звук бубна за ширмой)

– Вы должны определить по звуку, кто к нам идет.

Логопед издает за ширмой звуки бубна, колокольчика, погремушки и, если дети правильно отгадали животное по звуку, выставляет соответствующие игрушки : кошку, собаку, зайчиху.

– Вот и встретились мамы со своими детенышами:

Зайчиха … с зайчонком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Зайчиху и зайчонка.

Кошка… с котенком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Кошку и котенка.

Собака … со щенком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Собаку и щенка.

– Посмотрите и послушайте, правильно ли я сказала и показала:

“У собаки щенок вот такой! – произносит низким голосом, руки разводятся широким жестом.- А собака была вот такая” – голос высокий, руки показывают что-то маленькое.

Дети определяют ошибку и вместе с логопедом комментируют слова правильными жестами и голосом.

Дети, взяв игрушки в руки, танцуют на ковре:

Ножками топаем, ручками хлопаем, головой качаем, друг друга обнимаем (обнимаются).

Животные устали, сели отдохнуть. Дети усаживаются на ковре вместе с игрушками.

– Как мяукает котенок?

– Дети: тихо. (Тихим голосом произносят – “мяу!”)

– А как мяукает кошка?

Дети: громко. (Громко произносят “мяу”)

– Щенок устал, как он лает? (Дети произносят тихим голосом: “ав-ав”)

– А как лает собака? (Дти произносят громким голосом: “ав-ав”)

А мама – зайчиха погладила своего усталого зайчонка по голове.

(Дети ласково гладят друг друга по голове)

Дети оставляют игрушки на ковре и переходят в другую часть групповой комнаты.

7. “Угостим друзей”

На леске с помощью больших цветных скрепок закреплены пластилиновые предметы: две рыбки, две косточки, две морковки.

Дети рассматривают их, называют.

– Давайте угостим наших друзей!

– Что любят кошки?

Дети подходят по одному, снимают со скрепок фигурки рыб относят их на ковер к игрушкам и “угощают” кошку и котенка, произнося предложение: “Кушай, киска!”

– Что любят собаки?

Дети аналогично “угощают” собаку со щенком: “Кушай, собачка!”.

– Чем угостим зайчонка с зайчихой?

Дети “угощают” зайцев морковкой: “Кушай, зайка!”.

– Каких домашних животных мы встретили сегодня на лесной полянке?

– А кто из наших знакомых живет в лесу?

– Животные с удовольствием лакомятся угощением, и мы не будем им мешать: помашем рукой и скажем: “До свидания!”

Дети берутся за руки, прощаются с животными и тихо, на носочках, уходят из групповой комнаты.

Конспект занятия по логопедии во второй младшей группе

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большая и маленькая матрешки.

Звенит колокольчик. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» — отправление поезда; «У-у-у» — поезд гудит; «Чух-чух-чух» — поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка.

Логопед и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними.

Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом логопед говорит: «Матрешки устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа. ” ( дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики».

Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3×1 см).

Упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, логопед раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.

Упражнение повторяется 5-6 раз.

Игра «Медвежата едят мед»

Логопед говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий логопедом.)

Игра повторяется 3—4 раза.

Потом логопед говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2—3 раза).

Программное содержание. Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

Материал. По одной пушинке на ребенка.

Игра «Покормим птенчиков»

Л о г о п е д. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками ( дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).

— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ( Дети произносят: «Пи-пи-пи».)

— Прилетела мама и начала кормить своих деток ( дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек ( логопед имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат.

Игра повторяется 2—3 раза.

Упражнение «Подуем на пушинку»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 2.

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка шарик диаметром 2 см, сделанный из папиросной бумаги, на нитке длиной 10 см.

Л о г о п е д. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом. ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак. ».

— Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза), идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз).

— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра повторяется 2 раза.

Упражнение «Подуем на шарик»

Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик).

Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; четыре кубика.

Игра «Кто в домике живет?»

Л о г о п е д ( показывая картинку с изображением кошки). Кто это? ( Ответы детей.) Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» ( дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). ( Показывает картинку с изображением котенка.) А это кто? (Ответы детей.) Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением собаки.) Кто это? ( Ответы детей.) Собака лает громко: «Ав-ав» ( дети повторяют звукосочетание 3—4раза). ( Показывает картинку с изображением щенка.) А это кто? ( Ответы детей.) Щенок лает тихонечко ( дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).

— Пошли зверюшки домой ( картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» ( произносится громко)! ( Ответы детей.) Правильно, собака ( показывает картинку). Как она лаяла? ( Ответы детей.)

— Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу» ( произносится тихо)! Как котенок мяукал? ( Ответы детей.)

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других Домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Упражнение «Подуем на шарик»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 4.

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Кукла (желательно в белом халате и шапочке).

Игра «Лягушка и лягушата»

Логопед делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: “Ква-ква” ( дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают ( дети имитируют действия и тихо квакают).

Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек».

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «На приеме у врача»

Кукла — врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

Л о г о п е д. Покажите доктору свои зубы ( логопед с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот ( дети широко открывают рот).

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать елочные игрушки); мячи, вырезанные из цветной гуммированной бумаги (диаметр — 2 см, по одному на ребенка); мячи на нитке длиной в 10 см.

Л о г о п е д. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Логопед предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Подуем на мячик»

Дети произносят звукосочетание: «Фу-у-у» — дуют на мячи. Упражнение проводится 4 раза, затем, после короткого отдыха, повторяется.

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

Игра «Кто как кричит?»

Л о г о п е д. У мамы свиньи ( укрепляет соответствующую картинку на фланелеграф) был маленький детеныш-поросенок ( выставляется картинка). Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» ( дети повторяют звукосочетание). А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» ( дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).

Играл поросенок и убежал далеко от мамы ( переставляет картинку с изображением поросенка подальше). Свинья зовет сыночка. Как она его зовет? ( Дети вместе с логопедом повторяют звукосочетание.)

Поросенок услыхал, что мама его зовет, и захрюкал. Как он хрюкает? ( Дети тихо произносят звукосочетание.)

Прибежал он к маме ( переставляет картинку). Свинья захрюкала громко. Как? ( Ответы детей.)

Так она хвалила сыночка-поросенка. И поросенок отвечал ей. Как? ( Ответы детей.)

Упражнение «Подуем на мячик»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 7.

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Логопед делит детей на две команды — большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Л о г о п е д. Вы будете музыкантами, играющими на барабанах. Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» ( дети повторяют звукосочетания). Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим ( звукосочетания дети повторяют 2—3 раза).

Логопед в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Почистим зубы»

Л о г о п е д. Мы будем учиться правильно чистить зубы. Посмотрите, как я «чищу» ( около открытого рта проводит пальцем из стороны в сторону).

А теперь вы почистите зубы ( проверяет правильность выполнения задания). Сейчас нужно почистить зубы так ( проводит пальцем около открытого рта снизу вверх и обратно). И вы сделайте то же. Молодцы, теперь у всех чистые и красивые зубы.

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Научим мишку говорить правильно»

Л о г о п е д. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка ( показывает куклу)? (М и ш к а. Кула.) Нет, неправильно. Это. ( дети хором называют игрушку). Скажи, Лена ( имена вводятся для удобства изложения), как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка ( показывает зайку)! (М и ш к а. Зака.) Скажи, Коля, правильно. ( Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперь ты скажи.

Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка), машина (шимина).

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам (2-ая младшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Маносовой. Задания подобаны с учетом знаний, умений и навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekty_zanyatiy_2-aya_mladshaya.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

1) знакомство с обобщающим понятием «Овощи»

2) развитие слухового и зрительного внимания;

3) учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу;

4) развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: муляж овощей (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель); разрезные картинки, пазлы.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к Вам на занятие пришел зайчик, он хочет познакомить Вас с овощами.

2. Ознакомление с темой занятия

Логопед демонстрирует овощи, дети должны назвать их цвет, форму. Дети рассматривают, трогают овощи. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием «Овощи».

3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуля​ции)

Предложить детям помочь зайке – научить его:

а) открывать рот:

– Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

– Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

– Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

– И морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

– Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная мор​ковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.

– Спасибо! – сказал зайка и убежал в лес.

Логопед раздает детям пазлы «Овощи». Дети должны собрать и назвать какой у них овощ и рассказать, что можно сделать из этого овоща.

В огороде мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,

Сжимают и разжимают пальчики.

Помидоры хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В огороде мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.

Огурцы мы собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В огороде мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.

Морковь, репу собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Морковь, репа хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

6. Беседа по сюжетной картинке «Зайчик в огороде»

Логопед задает вопросы по картинке и дети стараются отвечать полными предложениями.

1) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;

2) учить формировать фразу из 3 слов;

3) закрепить номинативный словарь по теме;

4) развитие артикуляционной и мелкой моторики.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте попробуем вспомнить, кто к нам приходил на прошлом занятии и о чем он нам рассказывал.

2.Активизация слова по теме

Игра «Чудесный мешочек».

Логопед складывает овощи в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка один овощ и называет овощ, его цвет, форму.

3. Артикуляционная гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

Так капусту мы рубили (попеременные удары ребрами ладоней по столу)

И вот так ее солили. (имитация посыпания солью из щепотки)

Отжимали ручками (интенсивное сжимание-разжимание кулачков)

И сложили кучкою. (ладошки ребрами скользят по столу к центру)

В банку затолкали, (попеременные удары кулачками по столу)

Крышкой закрывали. (один удар по столу ладонями)

4. Игра «Один-много»

Логопед показывает детям картинки, на которых изображены овощи в единственном и множественном числе.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)

Грабли в руки взяли,

Грядки причесали. (показать, как работали граблями)

В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Мы водой прохладной

Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки)

Мы пололи огород,

Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола)

Дружно собирали. (наклоны)

Сами затевали. (хлопки в ладоши)

6. Игра «Что у кого»

Логопед раздает детям предметные картинки с изображением одного или несколькиховощей (помидор, морковку, репу, баклажан) и затем спрашивает:

– Имя ребенка, что у тебя? ( У меня огурец. У меня огурцы.)

7. Игра «Чего не стало?»

Логопед прикрепляет овощи. Дети должны на них посмотреть и запомнить.

Логопед: Сейчас вы закроетеглаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало. (Не стало морковки. Нестало огурца. Не стало помидора.)

– А что осталось? (Остался лук).

1) знакомство с обобщающим понятием «Фрукты»

2) развитие слухового и зрительного внимания;

3) учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу;

4) развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: муляж фруктов (банан, яблоко, апельсин, виноград и т.д); разрезные картинки, пазлы.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к Вам на занятие пришел Ёжик, он хочет познакомить Вас с фруктами.

2. Ознакомление с темой занятия

Логопед демонстрирует фрукты, дети должны назвать их цвет, форму. Дети рассматривают, трогают фрукты. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием «Фрукты».

3. Упражнение «Научи Ёжика» (для развития органов артикуля​ции)

Предложить детям помочь Ёжику – научить его:

а) открывать рот:

– Ёжик, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

-Ёжик, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

-Ёжик, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать яблочко:

– И яблочко откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

Логопед раздает детям пазлы «Фрукты». Дети должны собрать и назвать какой у них овощ и рассказать, что можно сделать из этого овоща.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,

Сжимают и разжимают пальчики.

Яблоки хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.

Сжимают и разжимают пальчики.

Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.

Виноград, сливу собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Виноград, слива хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

6. Беседа по сюжетной картинке «Ёжик в саду»

Логопед задает вопросы по картинке и дети стараются отвечать полными предложениями.

1) закрепление обобщающего понятия «Фрукты»;

2) учить формировать фразу из 3 слов;

3) закрепить номинативный словарь по теме;

4) развитие артикуляционной и мелкой моторики.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте попробуем вспомнить, кто к нам приходил на прошлом занятии и о чем он нам рассказывал.

2.Активизация слова по теме

Игра «Чудесный мешочек».

Логопед складывает фрукты в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка один фрукт и называет его.

3. Артикуляционная гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

Палец сильный и большой (поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу, (указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки! (средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает, («подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает. (мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

5. Игра «Один-много»

Логопед показывает детям картинки, на которых изображены фрукты в единственном и множественном числе.

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

7. Игра «Что у кого»

Логопед раздает детям предметные картинки с изображением одного или нескольких фруктов и затем спрашивает:

– Имя ребенка, что у тебя? ( У меня яблоко. У меня яблоки.)

8. Игра «Чего не стало?»

Логопед прикрепляет фрукты. Дети должны на них посмотреть и запомнить.

Логопед: Сейчас вы закроетеглаза, я уберу один фрукт, а вы скажете, чего не стало.

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе.

(дети сидят на стульях)
Воспитатель:
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте)

К нам придет ещё один гость, но появится тогда, когда вы отгадаете про него загадку.

Ест траву, жует, молчит…
А потом пол дня мычит,
-Мне погладите бока,
-Дам парного молока. (корова)

Коровка: – Здравствуйте, ребята! (Воспитатель говорит от имени коровки.)
Дети: – Здравствуйте!
Коровка: – Мне очень грустно потому, что у меня нет друзей.
Воспитатель: – Дети, а мы можем помочь коровке найти друзей?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Посмотрите, какая коровка?
Дети: – Красивая, белая.
Воспитатель: – Как кричит?
Дети: – Мууу….
Воспитатель: – Что у нее есть? Покажите?
Дети: – Рога, хвост, ушки, глазки.
Воспитатель: – Какие рога?
Дети: -Большие.
Воспитатель: – Какой хвост?
Дети: – Длинный.
Воспитатель: – Какие глазки?
Дети: – Маленькие.
Воспитатель: – Что коровка дает?
Дети: – Молоко.
Воспитатель: – Молодцы! Как вы много знаете про коровку. А теперь отправимся искать ей друзей?!

2. Физкультминутка «По ровненькой дорожке»(Дети выполняют движения по тексту).
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу – прыг. Через ямку – скок.
Шли мы, шли. В бабушкин двор пришли.

Воспитатель: – Посмотрите кого мы нашли в бабушкином дворе. Животные потерялись и не могут найти своих деток. Давайте им поможем. (Дети по одному находят на карточках животных, выставляют на доске и называют кто это: собаке –щенка, утке – утёнка, курочке – цыплёнка, коровке – телёнка, кошке – котёнка).

3. Дидактическая игра «Собери семью».
Воспитатель: – Ребята, вы хорошо потрудились. Всем нашли семью. А как лает собака? (дети громко – гав, гав). А как тявкает щенок? (дети потише- тяв, тяв ). Как крякает утка? (кря-кря), а утёнок? Как курочка зовёт деток?( ко-ко-ко) Петушок? (ку-ка-реку) Цыплятки? (пи-пи-пи) Кошка? (громко-мяу), а котёнок? (тихо –мяу).

Воспитатель:-Ребятки, а как ласково назвать корову (коровушка), собаку(собачка), кошку(кошечка),курицу (курочка).

Воспитатель: – Мы для животных нашли семью, а давайте и свою семью соберем.
4. Пальчиковая гимнастика «Семья» (дети загибают пальчики по очереди от большого и проговаривают).
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: – Вот сколько мы друзей нашли для Бурёнки. Сколько мы нашли друзей коровке?
Дети: – Много друзей!
Коровка: – Спасибо, ребята вам! Я так рада новым друзьям.

5. Воспитатель: Ребята, даже солнышко обрадовалось и стало ярче светить. А давайте споем песенку про солнышко? Беремся все за руки, сделаем большой круг. (хороводная песенка «Солнышко, солнышко ярче нам свети»)

6. Воспитатель: – Ну что, пойдемте дальше искать друзей? Ой, посмотрите –корзинка. Посмотрим кто в ней спрятался! (воспитатель достает по очереди животных и ставит на стол).
Дидактическая игра «Накорми животных».
Педагог достаёт из корзинки игрушку – собачку.

Воспитатель: – Посмотрите, какая собачка! Какого цвета у нее шубка? (Дети отвечают – Черная.).
– Какая у нее шерсть? (Мягкая. Тёплая. Пушистая.)
– Какие ушки? (Короткие.)
– Какой хвостик? (Маленький. Длинный.)

Воспитатель: – Давайте угостим собачку чем – нибудь вкусным. Что она любит есть? Вот у меня в корзине зернышки, морковка, косточка. Что дадим собачке? (Дети отвечают: косточка).
Воспитатель: – Она очень рада угощению и замахала хвостиком. Как машет хвостиком собачка? (Упражнение “Хвостик”: движение языка влево и вправо.)
(Воспитатель достает кролика)

Воспитатель: – Посмотрите, какой кролик! Какого цвета у него шубка? (Серая.)
– Какой у него мех? (Мягкий. Тёплый. Пушистый.)
– Какие ушки? (Длинные.)
– Какой хвостик? (Маленький. Короткий.)

Давайте угостим кролика. Что он любит есть? (Дети – морковку!)
– А в корзинке ещё кто-то сидит.
(Педагог достаёт из корзинки игрушку – петушка).
Воспитатель: – Посмотрите, какой петушок! Какого цвета у него перышки? (Разноцветные)
– Какие у него перышки? (Мягкие. Пушистые.)
– Какой у него гребешок?(Красный)
– Какой у него хвост?(Красивый)
-Давайте и петушка угостим. Что он любит есть? (Дети отвечают – зернышки.)

7. Воспитатель: – Ребята, а какие это животные домашние или дикие? Почему? (Дети отвечают.)
Дети: – Домашние.

Воспитатель: – Почему?
Дети: – Домашние животные живут во дворе у человека или дома.
Воспитатель: – Правильно, молодцы!
Воспитатель: Вы такие молодцы!! Еще нашли для коровки друзей. Давайте поиграем с коровкой. Вы будете телята – детки коровки.

8. Подвижная игра «Теленок».
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Я рогатый, (рожки показываем пальчиками)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Я хвостатый, (за спину руку – хвостик показываем)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Я ушастый, (ушки из ладошек)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Очень страшный, (рожки показываем пальчиками)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Испугаю, (топают)
Бу-бу, (два прыжка на двух ногах)
Забодаю. (бодаются)

Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе ДОУ. Животные

1. Приветствие.
– Логоритмика «Здравствуйте ладошки!».
– Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

2. Основная часть.
– Введение детей в игровую ситуацию.
Прилетает Совунья (мягкая игрушка), знакомится с детьми, рассказывает «Сказку про язычок».

– Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка».
Проснулся язычок, улыбнулся. «Улыбочка»

Открыл окошко. «Окошко»
Посмотрел вверх, вниз, «Качели»
В одну сторону, в другую. «Часики»
Закрыл окошко. Закрыть рот
Пошел чистить зубки. Почистил зубки вверху, внизу и пошел гулять. «Чистим зубки»
Сначала он искупался в речке. «Болтушка»
Потом пошел к комарику играть в мяч. «З-з-з»
Потом помогал жуку мотать нитки. «Ж….»
Потом пошел в парк кататься на лошадке. «Лошадка»
Увидел самолет. Сел в самолет, завел мотор, расправил крылья и полетел. Заводят мотор: «Др-р-р!»
Руки в стороны, летим по кругу: «Л-л-л»
На посадку. Присели
А домой захотел поехать на машине. Посмотрел, а шины спущены. «Ш ….»
Давайте их накачаем. «С-с-с»
Накачал. Сел в машину и поехал домой.
«Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль:
Др-р-р, др-р-р!» «Заведи мотор!»

– Игра на звукоподражания «Кто как разговаривает?».
1. Совунья предлагает детям трафареты животных и отдельные картинки к ним. Она загадывает загадку:
– Этот зверь кричит: «Му-му!»
– Этот зверь кричит: «Ав-ав!»
– Этот зверь кричит: «Мяу-мяу!»
– Этот зверь кричит: «Бе-бе!»
Дети отгадывают (называем отгадку предложением: «Это корова (собака, кот, баран)»), находят подходящую картинку и ищут ей место в трафарете. После этого повторяют звукоподражание.
2. После этого картинки у детей снова собираются. Педагог называет животное, дети должны назвать звукоподражание. Кто первый скажет – тот и выигрывает карточку.
3. После разыгрывания всех картинок дети рассказывают какие у них картинки.
– У тебя кто?
– У меня корова …… и т. д.

– Игра на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений «Принеси игрушку».
Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек (фигурки животных) из разложенных на другом столе: «Маша, принеси кошку». Ребенок идет, выполняет задание и говорит, что он сделал.

– Динамическая пауза – Логоритмика.

– Артикуляционная «подражалка» на вызывание звуков – Звук «А».
– Детям дается карточка, разрезанная на несколько частей. Необходимо сложить картинку. Что получилось?
– Педагог показывает целую картинку: «Превращаюсь в бегемота, открываю сильно рот я: «А-а-а».»
Дети произносят звук «А».

– Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
Все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки с одновременным произнесением звука «А» при каждом соприкосновении.

– Введение буквы «А».
Звук «А» мы можем обозначать буквой «А».
Детям даются карточки с буквой.

Давайте обведем букву «А» пальчиком, а затем фломастером.

– Логоритмика – пропевание звука «А».
Это буква гласная, она очень легко поется. Давайте её споем.

– Игра на распознавание букв «Найди букву».
Детям даются разные буквы, им надо найти только букву «А». После этого включается музыка – дети танцуют, по окончании музыки каждый должен взять себе букву «А» и показать её.
3. Заключение.
Подводятся итоги, дети прощаются.

Читайте также:  Педагогическая программа Символ-помощник
Ссылка на основную публикацию