Конспект занятия по логопедии во второй младшей группе

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе “Дикие животные”

Содержимое публикации

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе

«Дикие животные»

Цель : совершенствование лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные»

– обогащать словарный запас детей;

– учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

– совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление имен существительных в форме род. падежа во мн. числе, винительного, творительного и предложного падежей).

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать слуховое восприятие ( различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком);

– развивать мелкую моторику посредством пальчиковых игр.

– воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование : игрушки – заяц, медведь, лиса, волк, еж, белка, котенок; коробка; картинки с изображением диких животных и их жилищ; картинки с парами предметов (еж – нож, белка – булка, майка – зайка, мишка – миска); макеты овощей, фруктов, ягод, грибов, орехи.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришли животные. А вот какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Воспитатель : Правильно, это зайка. Давайте с ним поздороваемся, предложим ему сесть на стульчик.

Дети здороваются с зайкой.

Зайка : Я шел к вам не один, а со своими друзьями. А вот с какими, вы сейчас узнаете.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко (лиса).

Да орешки все грызет (белка).

Нет ушей, не видно ножек.

Шар колючий – Это… (ежик).

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он зубами щелк, щелк.

На охоту вышел . (волк)

Воспитатель после каждой загадки достает из коробки игрушки, тоже сажает на стульчики.

II .Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: Посмотрите, как волк широко улыбается, показывает нам свои острые зубы, давайте и мы ему улыбнемся (Упражнение «Заборчик»).

А как воет волк? (Упражнение «Трубочка»)

А мишка очень любит вкусный мед – ест его и облизывается (упражнение «Вкусное варенье»)

Белочка всю осень трудилась, запасала на зиму орешки (упражнение «Орешек»)

Ну а ежик любит яблоки. Давайте покажем, какое яблоко большое, круглое, надуем щечки (Упражнение «Толстячок»).

Съели яблоко – «Худышка».

Игра «Кто где живет?» (с картинками)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете где живут наши животные?

Воспитатель : Как назвать их одним словом?

Зайка : Верно, мы все живём в лесу. О нас никто не заботится, и домики мы сами себе строим.

Воспитатель : Арсений, скажи, пожалуйста, как называют домик у белки?

Воспитатель: Значит, белка живет в дупле.

Воспитатель : Аделина, а где живет ежик?

Ребенок : Ежик живет в норе.

Воспитатель : Ребята, а какое еще животное живет в норе?

Дети : Лиса живет в норе.

Воспитатель : Ребята, а кто знает, где живет заяц?

Ребенок : Под кустом.

Воспитатель : Егор, где живет мишка зимой?

Ребенок : В берлоге.

Воспитатель : А кто знает, как называют домик для волка?

Дети : Волчье логово.

Воспитатель : Правильно, логово. Это сложное слово. Давайте повторим его все вместе (несколько хоровых и индивидуальных ответов). Где живет волк?

Молодцы, все правильно назвали. Пора отдохнуть нам и нашим гостям.

Физминутка «Зайка серенький сидит»

Зайке холодно сидеть , надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку, затем встают)

Зайке холодно стоять , надо зайке поскакать !

Скок – скок — скок – скок, надо зайке поскакать !

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто – то зайку напугал , зайка прыг и убежал .

(Садятся на стульчики)

Развитие слухового восприятия. Игра «Кто живет в лесу?»

Воспитатель: Ребята, пока мы отдыхали, к нам пришел маленький котенок. Он в лесу никогда не был, ничего о его жителях не знает и все время путает их имена. Поможем ему разобраться?

Котенок думает, что в дупле живет булка. Правильно?

Воспитатель: Котенок считает, что зимой в берлоге спит миска. Правильно?

Воспитатель: Котенок думает, что под кустом прячется майка. Правильно?

Воспитатель : Котенок думает, что в лесу живет колючий ножик. Правильно?

Дети: Нет, это ежик.

Воспитатель : Молодцы, ребята, исправили все ошибки котенка и помогли ему разобраться кто живет в лесу.

Составление предложений по образцу. Игра «Угощение для гостей»

Воспитатель : Ребята, звери пришли к нам в гости, значит их нужно чем-то угостить. Посмотрите, у нас на столе лежат разные угощения. Давайте подойдем к столу подумаем, кого и чем можно угостить.

Зайчик любит морковку (капусту). Я угощу зайчика морковкой.

Что любит мишка? Чем ты его угостишь? (Мишка любит мед (рыбу), я угощу его медом (рыбой)….

Что любит ежик? (яблоки, грибы). Я угощу ежика яблоками (грибами)

Что любит белка? (орешки, грибы). Я угощу белку орешками (грибами).

Давайте поможем сосчитать белке, сколько у нее орешков.

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

(сжимаем и разжимаем кулачки):

(загибаем по очереди пальчики).

Образование мн.ч. сущ. в род. п. Игра «Один-много»

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел один заяц, а в лесу живет много….

У нас один медведь, а в лесу много …

III . Итог занятия

Заяц : Спасибо, ребята за угощение! Нам очень понравилось у вас в гостях. Приходите теперь к нам в лес, а нам пора домой. До свиданья!

Воспитатель: Зайка и его друзья дарят вам вот такие раскраски (с изображением диких животных), чтобы вы о них не забывали.

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «В гости к ёжику»

Ирина Костылева
Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «В гости к ёжику»

«В гости к ежику».

Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения точно, плавно, четко, продолжать развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата. Закреплять в речи названия фруктов (яблоко, груша, апельсин, виноград, слива, основные цвета (желтый, зеленый, красный).

Формировать умение пользоваться моделью. Продолжать учить отчетливо говорить слова, фразы с естественной интонацией, продолжать учить слушать и понимать вопросы педагога, отвечать на них.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (спереди – сзади). Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать доброжелательное общение друг с другом, приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить).

Макеты деревьев, муляжи фруктов (яблоки желтого, красного и зеленого цвета; слива, банан, виноград, апельсин, лимон). Модели – круги красного, желтого, зеленого цвета. Карточки – схемы с изображением упражнений артикуляционной гимнастики. Магнитофон, запись «голоса птиц».

Активизировать в речи детей названия фруктов (яблоко, груша, банан, виноград, слива, апельсин).

Ход занятия:

Слышен звон колокольчика.

Логопед – Ой, ребята, что это?

Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто спешит к нам в гости!

Свернется – он колкий,

Рукой не возьмешь,

Кто это? (еж)

(Появляется игрушка – ежик.)

Ежик – Ф-Ф-Ф! А вот и я! Здравствуйте, ребята!

Логопед – Кто к нам пришел? Кто это, Саша?

Это ежик. Здравствуй, ежик! Мы очень рады, что ты пришел.

(Логопед прикладывает игрушку к уху.) Что ты говоришь ежик?

Как интересно! Ребята, ежик приглашает нас в осенний фруктовый сад!

Под кустом зафыркало ф-ф-ф-ф.

Вот пришел колючий наш, милый еж.

Вместе мы шагаем во фруктовый сад

Там поспели яблочки, виноград.

Мы побольше яблочек соберем

И в корзинки яркие уберем!

Дети с логопедом и с ежиком под музыку идут в «сад».

Логопед – Вот мы и пришли в осенний фруктовый сад! Как тут красиво!

А я приглашаю вас сесть на стульчики и послушать сказку.

И ты ежик садись поудобнее, ведь сказка будет про тебя.

Логопедическая сказка «В осеннем саду».

Проснулся ежик рано утром, открыл окошко (широко открыть рот) и улыбнулся (улыбка, губы и зубы сжаты). Как красиво в осеннем саду!

На яблонях висят спелые, ароматные яблоки (надуть обе щеки). Язычок – листок прикрыл яблочка бочок. (Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу). Поспела душистая слива. (надувать поочередно то правую, то левую щеку). Гроздья винограда красуются на осеннем солнце (вытянуть губы вперед узкой трубочкой).

Собрал ежик все фрукты в корзиночку и сверху положила желтый банан (улыбнуться, приподняв уголки губ вверх, губы сомкнуты).

Вокруг сада красивый заборчик (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы). А колья у забора острые (узкий – острый язычок, а дощечки – широкие (широкий язык лежит на нижней губе).

В Верину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину – яблочный, в Толину – сливовый. А тебе, Саша, какой сок налить? Сидят дети, пьют сок и вдыхают аромат (вдох через нос, выдох через рот, произносить на выдохе а- а- а – а.)

Прислушались они и услышали, как фрукты разговаривают.Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу- фа- фу».Сливы просят ворон не клевать их: «Пта- пты – пто, пты – пту -пты».Устали яблоки висеть на яблоне и падают в траву: «Бам -бом -бум!»

Вот сколько интересного можно узнать за один день в саду!

Логопед – Ежик, а что это у тебя? Какой чудесный мешочек!

Ребята, подойдите поближе, посмотрите, что нам

ежик принес. Что это? Это разноцветные кружочки.

(Дети рассматривают кружочки, определяют цвет).

– Какого цвета круг, Вера?

– А этот круг, какого цвета?

– Саша, какого цвета круг?

(Дети называют цвета моделей – кругов и получают их в руки).

Логопед – Я рада, что вы все цвета назвали правильно.

(Прикладывает игрушку к уху). Ребята, ежик просит нас помочь нас собрать яблоки для друзей. Только яблоки надо собирать такие, какого цвета у вас кружок.

– Пожалуйста, возьмите корзиночки, мы пойдем в сад собирать яблочки. Чтобы было удобно круг положите в корзинку.

Дети собирают яблоки, логопед задает уточняющие вопросы (индивидуально):

– Какого цвета у тебя круг?

– Какого цвета яблоки ты будешь собирать?

Логопед – Ежик, посмотри в корзинки, все ребята правильно

Ежик – Спасибо, ребята, за помощь, вы мне помогли.

Логопед – Ой, ежик, куда ты побежал?

Пойдемте за ним, посмотрим, куда он побежал?

Ежик – Посмотрите, как много фруктов упало с деревьев!

Логопед – А мы знаем, как с ними можно поиграть!

Поиграем в игру «Дружно мы шагаем!»

Дружно мы шагаем

Раз, два, три – замри!

Дети останавливаются и называют фрукты, которые лежат

впереди – сзади. Игра повторяется 2- 3 раза.

Логопед – Я очень рада, что вы все фрукты назвали правильно!

Ежик – Ф-Ф-Ф, соберите, пожалуйста, фрукты в корзину.

Логопед – Мы знаем еще интересную игру. Садись ежик поудобнее, ребята, приготовьте ладошки.

Читайте также:  Картотека логопеда ‘Учимся говорить’

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин (дети сжимают и разжимают кулачки)

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа, (поочередно загибают пальчики,

Это долька – для стрижа, начиная с большого).

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобрят,

А для волка – кожура! (как бы «моют» руки, потирают руки)

Он сердит на нас – беда! (сжимают кулачки)

Разбегайтесь, кто куда! (движения пальчиками,

«играют» на пианино)

Логопед – Какие ловкие у вас пальчики, точно выполняли движения!

Ежик – Ребята, мне пора возвращаться домой. А на память о нашей встрече

Я хочу подарить вам свою «фотографию», она не простая,

а музыкальная. (Дарит музыкальную открытку с изображением ежика) До свидания, друзья! (Ежик «уходит»)

Логопед, дети – До свидания, ежик! Спасибо!

(Дети с логопедом рассматривают открытку, слушают музыку

Интегрированное занятие с приоритетом познавательно-речевой деятельности Тема: Фрукты Цель: Уточнять знания детей о фруктах. Познакомить с экономическим понятием «прибыль». Продолжать учить детей составлять описательные.

Конспект интегрированного занятия на тему: «Фрукты». Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе на тему: «Фрукты». Образовательные области «познание», «коммуникация», «физическая.

Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе ДОУ. Животные

1. Приветствие.
– Логоритмика «Здравствуйте ладошки!».
– Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

2. Основная часть.
– Введение детей в игровую ситуацию.
Прилетает Совунья (мягкая игрушка), знакомится с детьми, рассказывает «Сказку про язычок».

– Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка».
Проснулся язычок, улыбнулся. «Улыбочка»

Открыл окошко. «Окошко»
Посмотрел вверх, вниз, «Качели»
В одну сторону, в другую. «Часики»
Закрыл окошко. Закрыть рот
Пошел чистить зубки. Почистил зубки вверху, внизу и пошел гулять. «Чистим зубки»
Сначала он искупался в речке. «Болтушка»
Потом пошел к комарику играть в мяч. «З-з-з»
Потом помогал жуку мотать нитки. «Ж….»
Потом пошел в парк кататься на лошадке. «Лошадка»
Увидел самолет. Сел в самолет, завел мотор, расправил крылья и полетел. Заводят мотор: «Др-р-р!»
Руки в стороны, летим по кругу: «Л-л-л»
На посадку. Присели
А домой захотел поехать на машине. Посмотрел, а шины спущены. «Ш ….»
Давайте их накачаем. «С-с-с»
Накачал. Сел в машину и поехал домой.
«Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль:
Др-р-р, др-р-р!» «Заведи мотор!»

– Игра на звукоподражания «Кто как разговаривает?».
1. Совунья предлагает детям трафареты животных и отдельные картинки к ним. Она загадывает загадку:
– Этот зверь кричит: «Му-му!»
– Этот зверь кричит: «Ав-ав!»
– Этот зверь кричит: «Мяу-мяу!»
– Этот зверь кричит: «Бе-бе!»
Дети отгадывают (называем отгадку предложением: «Это корова (собака, кот, баран)»), находят подходящую картинку и ищут ей место в трафарете. После этого повторяют звукоподражание.
2. После этого картинки у детей снова собираются. Педагог называет животное, дети должны назвать звукоподражание. Кто первый скажет – тот и выигрывает карточку.
3. После разыгрывания всех картинок дети рассказывают какие у них картинки.
– У тебя кто?
– У меня корова …… и т. д.

– Игра на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений «Принеси игрушку».
Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек (фигурки животных) из разложенных на другом столе: «Маша, принеси кошку». Ребенок идет, выполняет задание и говорит, что он сделал.

– Динамическая пауза – Логоритмика.

– Артикуляционная «подражалка» на вызывание звуков – Звук «А».
– Детям дается карточка, разрезанная на несколько частей. Необходимо сложить картинку. Что получилось?
– Педагог показывает целую картинку: «Превращаюсь в бегемота, открываю сильно рот я: «А-а-а».»
Дети произносят звук «А».

– Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
Все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки с одновременным произнесением звука «А» при каждом соприкосновении.

– Введение буквы «А».
Звук «А» мы можем обозначать буквой «А».
Детям даются карточки с буквой.

Давайте обведем букву «А» пальчиком, а затем фломастером.

– Логоритмика – пропевание звука «А».
Это буква гласная, она очень легко поется. Давайте её споем.

– Игра на распознавание букв «Найди букву».
Детям даются разные буквы, им надо найти только букву «А». После этого включается музыка – дети танцуют, по окончании музыки каждый должен взять себе букву «А» и показать её.
3. Заключение.
Подводятся итоги, дети прощаются.

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам (2-ая младшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Маносовой. Задания подобаны с учетом знаний, умений и навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekty_zanyatiy_2-aya_mladshaya.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

1) знакомство с обобщающим понятием «Овощи»

2) развитие слухового и зрительного внимания;

3) учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу;

4) развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: муляж овощей (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель); разрезные картинки, пазлы.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к Вам на занятие пришел зайчик, он хочет познакомить Вас с овощами.

2. Ознакомление с темой занятия

Логопед демонстрирует овощи, дети должны назвать их цвет, форму. Дети рассматривают, трогают овощи. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием «Овощи».

3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуля​ции)

Предложить детям помочь зайке – научить его:

а) открывать рот:

– Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

– Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

– Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

– И морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

– Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная мор​ковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.

– Спасибо! – сказал зайка и убежал в лес.

Логопед раздает детям пазлы «Овощи». Дети должны собрать и назвать какой у них овощ и рассказать, что можно сделать из этого овоща.

В огороде мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,

Сжимают и разжимают пальчики.

Помидоры хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В огороде мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.

Огурцы мы собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В огороде мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.

Морковь, репу собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Морковь, репа хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

6. Беседа по сюжетной картинке «Зайчик в огороде»

Логопед задает вопросы по картинке и дети стараются отвечать полными предложениями.

1) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;

2) учить формировать фразу из 3 слов;

3) закрепить номинативный словарь по теме;

4) развитие артикуляционной и мелкой моторики.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте попробуем вспомнить, кто к нам приходил на прошлом занятии и о чем он нам рассказывал.

2.Активизация слова по теме

Игра «Чудесный мешочек».

Логопед складывает овощи в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка один овощ и называет овощ, его цвет, форму.

3. Артикуляционная гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

Так капусту мы рубили (попеременные удары ребрами ладоней по столу)

И вот так ее солили. (имитация посыпания солью из щепотки)

Отжимали ручками (интенсивное сжимание-разжимание кулачков)

И сложили кучкою. (ладошки ребрами скользят по столу к центру)

В банку затолкали, (попеременные удары кулачками по столу)

Крышкой закрывали. (один удар по столу ладонями)

4. Игра «Один-много»

Логопед показывает детям картинки, на которых изображены овощи в единственном и множественном числе.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)

Грабли в руки взяли,

Грядки причесали. (показать, как работали граблями)

В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Мы водой прохладной

Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки)

Мы пололи огород,

Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола)

Дружно собирали. (наклоны)

Сами затевали. (хлопки в ладоши)

6. Игра «Что у кого»

Логопед раздает детям предметные картинки с изображением одного или несколькиховощей (помидор, морковку, репу, баклажан) и затем спрашивает:

– Имя ребенка, что у тебя? ( У меня огурец. У меня огурцы.)

7. Игра «Чего не стало?»

Логопед прикрепляет овощи. Дети должны на них посмотреть и запомнить.

Логопед: Сейчас вы закроетеглаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало. (Не стало морковки. Нестало огурца. Не стало помидора.)

– А что осталось? (Остался лук).

1) знакомство с обобщающим понятием «Фрукты»

2) развитие слухового и зрительного внимания;

3) учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу;

4) развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: муляж фруктов (банан, яблоко, апельсин, виноград и т.д); разрезные картинки, пазлы.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к Вам на занятие пришел Ёжик, он хочет познакомить Вас с фруктами.

2. Ознакомление с темой занятия

Логопед демонстрирует фрукты, дети должны назвать их цвет, форму. Дети рассматривают, трогают фрукты. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием «Фрукты».

3. Упражнение «Научи Ёжика» (для развития органов артикуля​ции)

Предложить детям помочь Ёжику – научить его:

а) открывать рот:

– Ёжик, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

-Ёжик, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

-Ёжик, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать яблочко:

– И яблочко откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

Логопед раздает детям пазлы «Фрукты». Дети должны собрать и назвать какой у них овощ и рассказать, что можно сделать из этого овоща.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,

Сжимают и разжимают пальчики.

Яблоки хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.

Сжимают и разжимают пальчики.

Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.

Виноград, сливу собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Виноград, слива хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

6. Беседа по сюжетной картинке «Ёжик в саду»

Логопед задает вопросы по картинке и дети стараются отвечать полными предложениями.

1) закрепление обобщающего понятия «Фрукты»;

2) учить формировать фразу из 3 слов;

3) закрепить номинативный словарь по теме;

4) развитие артикуляционной и мелкой моторики.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте попробуем вспомнить, кто к нам приходил на прошлом занятии и о чем он нам рассказывал.

2.Активизация слова по теме

Игра «Чудесный мешочек».

Логопед складывает фрукты в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка один фрукт и называет его.

3. Артикуляционная гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

Палец сильный и большой (поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу, (указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки! (средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает, («подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает. (мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

5. Игра «Один-много»

Логопед показывает детям картинки, на которых изображены фрукты в единственном и множественном числе.

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

7. Игра «Что у кого»

Логопед раздает детям предметные картинки с изображением одного или нескольких фруктов и затем спрашивает:

– Имя ребенка, что у тебя? ( У меня яблоко. У меня яблоки.)

8. Игра «Чего не стало?»

Логопед прикрепляет фрукты. Дети должны на них посмотреть и запомнить.

Логопед: Сейчас вы закроетеглаза, я уберу один фрукт, а вы скажете, чего не стало.

Конспект открытого логопедического занятия в младшей группе по теме “Животные”

1. Развитие общих речевых навыков: слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания и голоса.

2. Активизация и уточнение словаря по теме.

3. Практическое употребление в речи предлогов “НА”, “С”.

4. Закрепление навыка использования в речи двусоставного предложения с глаголом повелительного наклонения.

5. Развитие сенсомоторного восприятия.

6. Воспитание любви к животным, доброты друг к другу.

Оборудование: сенсорно-моторная зона (аппликация на тканевой основе “Лесная полянка” с липучками, кнопками для закрепления на ней необходимых предметов), мягкие игрушки (зайчонок, зайчиха, котенок, кошка, щенок, собака), цветы на липучках (красный и желтый), две бабочки на магнитах, тканевые грибы (большой и маленький), звучащие предметы (колокольчик, погремушка, бубен), ширма, пластилиновые фигурки на скрепках (рыбки, морковки, косточки).

1. Организационный момент

Дети рассматривают “летнюю полянку в лесу” (сенсорно-моторную зону на стене в групповой комнате, закрепленную на уровне роста ребенка) Затем усаживаются на стульчики, стоящие полукругом.

2. “Украсим полянку”

– На полянке растут цветы: красные (прикрепляет на “полянку” красный цветок с помощью липучки) и… (показывает желтый цветок). Ребенок называет цвет и закрепляет цветок на “полянке” подобно действиям логопеда.

– Какие цветы растут на полянке?

Дети: красный, желтый.

– После дождя на полянке выросли грибы: большой (показывает и крепит гриб на “полянку” с помощью кнопки) и… (показывает маленький грибок). Ребенок называет его величину и помещает его “на полянку”.

– Какие грибы мы видим на полянке?

Дети: большой, маленький.

– Вдруг подул сильный ветер… (дети дуют, изображая ветер – логопед следит, чтобы малыши не раздували щеки) и на нашу полянку прилетели бабочки. Одна села на красный цветок (ребенок берет бабочку и крепит ее магнитом на красный цветок).

– Дети, куда села бабочка?

– Другая села на большой гриб. (Hебенок находит на “полянке” большой гриб и прикрепляет бабочку)

– Куда села бабочка?

3. “Звери на полянке”

Артикуляционная гимнастика и развитие голоса.

– Солнышко светит, солнышко греет, солнышку все рады! Давайте и мы улыбнемся солнышку!

(Дети выполняют артикуляционное упражнение “Улыбка”)

– Пришел на полянку котенок и лег погреться.

(Ребенок закрепляет на “полянке” мягкую игрушку котенка)

– От удовольствия котенок закрывает глазки.

(Дети выполняют упражнение “Зажмурили глазки”)

– Котенок засыпает и снится ему, что он лакает вкусное молоко.

(Дети выполняют упражнение “Кошка лакает молоко”)

– Греется на солнечной полянке и маленький щенок.

(Ребенок прикрепляет мягкую игрушку щенка)

– Мечтает он о вкусной сахарной косточке, хочется ему ее погрызть, даже облизывается от удовольствия!

(Дети выполняют упражнение “Вкусное варенье”)

– А около дерева притаился маленький зайчонок.

(Ребенок крепит игрушку зайца на “полянку”)

– Наш зайчонок очень грустный. Давайте попробуем его развеселить: нарисуем его портрет пальчиком.

Дети встают около стульчиков и указательным пальцем в воздухе “рисуют” зайца, произнося за логопедом гласные звуки:

Задние лапы – о-о-о, о-о-о.

Передние лапы – у-у-у, у-у-у.

Большие уши – ы-ы-ы, ы-ы-ы.

Маленький хвостик – и-и-и.

– Зайчонок очень рад вашему подарку, но сам все на часы поглядывает – маму поджидает.

(Дети делают упражнение “Часики”)

Дети переходят в другую часть группы, где располагается небольшая ширма, усаживаются на кубики.

– Кто мама у зайчонка?

– Кто мама у щенка?

– Кто мама у котенка?

– Мамы уже спешат к своим детенышам, но узнать их напросто:

Кошка придет с колокольчиком. Он звучит вот так. Послушайте! (Звук колокольчика за ширмой)

Собака – с погремушкой. Она звучит вот так. Послушайте! (Звук погремушки за ширмой)

А зайчиха – с бубном. Послушайте как он звучит! (Звук бубна за ширмой)

– Вы должны определить по звуку, кто к нам идет.

Логопед издает за ширмой звуки бубна, колокольчика, погремушки и, если дети правильно отгадали животное по звуку, выставляет соответствующие игрушки : кошку, собаку, зайчиху.

– Вот и встретились мамы со своими детенышами:

Зайчиха … с зайчонком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Зайчиху и зайчонка.

Кошка… с котенком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Кошку и котенка.

Собака … со щенком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Собаку и щенка.

– Посмотрите и послушайте, правильно ли я сказала и показала:

“У собаки щенок вот такой! – произносит низким голосом, руки разводятся широким жестом.- А собака была вот такая” – голос высокий, руки показывают что-то маленькое.

Дети определяют ошибку и вместе с логопедом комментируют слова правильными жестами и голосом.

Дети, взяв игрушки в руки, танцуют на ковре:

Ножками топаем, ручками хлопаем, головой качаем, друг друга обнимаем (обнимаются).

Животные устали, сели отдохнуть. Дети усаживаются на ковре вместе с игрушками.

– Как мяукает котенок?

– Дети: тихо. (Тихим голосом произносят – “мяу!”)

– А как мяукает кошка?

Дети: громко. (Громко произносят “мяу”)

– Щенок устал, как он лает? (Дети произносят тихим голосом: “ав-ав”)

– А как лает собака? (Дти произносят громким голосом: “ав-ав”)

А мама – зайчиха погладила своего усталого зайчонка по голове.

(Дети ласково гладят друг друга по голове)

Дети оставляют игрушки на ковре и переходят в другую часть групповой комнаты.

7. “Угостим друзей”

На леске с помощью больших цветных скрепок закреплены пластилиновые предметы: две рыбки, две косточки, две морковки.

Дети рассматривают их, называют.

– Давайте угостим наших друзей!

– Что любят кошки?

Дети подходят по одному, снимают со скрепок фигурки рыб относят их на ковер к игрушкам и “угощают” кошку и котенка, произнося предложение: “Кушай, киска!”

– Что любят собаки?

Дети аналогично “угощают” собаку со щенком: “Кушай, собачка!”.

– Чем угостим зайчонка с зайчихой?

Дети “угощают” зайцев морковкой: “Кушай, зайка!”.

– Каких домашних животных мы встретили сегодня на лесной полянке?

– А кто из наших знакомых живет в лесу?

– Животные с удовольствием лакомятся угощением, и мы не будем им мешать: помашем рукой и скажем: “До свидания!”

Дети берутся за руки, прощаются с животными и тихо, на носочках, уходят из групповой комнаты.

План-конспект внеурочного занятия по курсу ‘Говори правильно’

Аннотация: План-конспект внеурочного занятия по курсу ‘Говори правильно’(общеинтеллектуальное направление), которое ведет учитель-логопед в 1 классе. Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю.

План-конспект внеурочного занятия в 1 классе по курсу «Говори правильно»

Тема занятия: «Перелетные птицы»

  • Образовательные: познакомить с понятиями «перелетные птицы», выяснить уровень знаний детей о жизни птиц и расширить их, дать понятие об отсутствии корма для птиц зимой, как о причине перелета в теплые страны.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, логику, умение обобщать, доказывать свое мнение, развивать навык исследовательской деятельности; развивать речь детей; повышать интерес к изучению окружающего мира.
  • Воспитательные: прививать любовь, бережное отношение к природе, формировать эмоциональную отзывчивость, потребность к оказанию помощи животным
  • познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
  • коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил
  • ноутбук, раздаточный материал для работы в парах, мяч, разрезные картинки, схемы-описания, изображения птиц, дерева.

Ход занятия

I. Орг. момент.

1. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.

Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.

Мы спокойны и добры
Мы приветливы и здоровы!

Сделайте глубокий вдох носом
И вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А выдохните через рот все обиды и огорчения!

2. Какое у вас настроение?

Поднимите руку те, у кого хорошее настроение. Поднимите руку те, у кого не очень веселое настроение.

3. Гимнастика для язычка.

II. Актуализация знаний.

Какое сейчас время года? Почему? Посмотрите, какой недавно была осень.(Сл. 1)

А теперь деревья какие?

Что происходит с живыми существами? (Птицы улетают на юг).

Как вы думаете: какая у нас сегодня тема занятия?

К нам залетела птичка, которая забыла: перелетная птица она или нет. Она принесла нам задания и хочет, чтобы мы их выполнили. Тогда она узнает: какая она птица и что ей делать.

Ш. Этап открытий новых знаний.

1. Игра «УГАДАЙ-КА»

О каких птицах пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки:

– Существует много легенд и поверий об этой птице.

Считается, что он предвещает добрую судьбу и рождение детей. Белый, с черным оперением на крыльях. Клюв длинный, острый. Питается лягушками, жабами, рыбой.

– Символ красоты, верности. Эту птицу часто упоминали в легендах, сказках, может и плавать, и летать.( ЛЕБЕДЬ) (Сл. 3)

– Черная птица. Живет в парках, садах. Приносит пользу человеку Какую? Питается насекомыми, червями.( ГРАЧ).(Сл.4)

– Он известен тем, что может менять и копировать свой голос под какой-то звук.(СКВОРЕЦ) (Сл. 5 )

Посмотрите, а не похож ли он на птичку, которая к нам залетела. Да, похож.

Но точно мы узнаем, когда выполним все задания

– Отношение к ней у людей теплое, доброе. Она вестник счастья, надежды. Она все время летает. На лету и питается , пьет из водоема тоже на лету.( ЛАСТОЧКА) (Сл. 6)

– Маленькая, невзрачная на вид птичка. Славится своим пением. (СОЛОВЕЙ) (Сл. 6)

Кто знает что-то о соловьях. ?Наш край зовется соловьиным. Здесь много соловьев.

– У многих народов считались священными птицами-посланниками богов .

Было поверье, что кто увидит весной танцы журавлей, тому будет удача и счастье.

2. Физкультминутка.

3. Игра с мячом «Изменяй-ка».

( Логопед кидает ребенку мяч, произносит слово в ед. числе.Ребенок бросает мяч учителю, изменяя форму слова).

– Грач-грачи, аист-аисты, лебедь-лебеди, аист-аисты, скворец-скворцы, ласточка-ласточки, цапля-цапли, соловей-соловьи, журавль-журавли.

– Добавляем слово «много». Цапля-цапель.

– Птенцы: аистенок, лебеденок, грачонок, скворчонок, птенец ласточки, цапленок, птенец соловья, журавленок.

– Назвать ласково: журавушка, соловушка, скворушка.

4. Игра «Запоминай-ка».

На доске картинки с птицами. Дети называют их, запоминают. Ученики закрывают глаза, учитель-логопед переворачивает картинку. Ребенок должен отгадать, какой картинки не стало.

IV. Гимнастика для глаз.

Листопад. Закрыли глаза, представили, как падают листики. Теперь открываем глаза и провожаем каждый листик глазками вниз/

V. Работа с эталоном

5. Игра « Собирай-ка»

– Сядьте парами. Я вам раздаю разрезные картинки. Вы должны собрать картинку.Как вы думаете-кто будет там изображен?

– Посмотрите на птиц и дайте ответ.

У птицы длинные ноги. Она какая? (Длинноногая)

У птицы длинный хвост. Она какая? (Длиннохвостая)

У птицы черные крылья. Она какая? (Чернокрылая)

У птицы длинная шея. Она какая? (Длинношеея)

У птицы белые крылья. Она какая? (Белокрылая).

– А теперь я вам раздам схемы-описания, и вы составите про своих птиц маленький рассказ.

6. Игра «Дорисуй-ка».

Наша птичка передала нам картинки, чтобы вы их раскрасили. Посмотрите. Есть в них что-то необычное? Правильно. Там не хватает каких-то частей, дорисуйте их и раскрасьте.

А теперь посадите своих птичек на дерево.( На доске картинка с большим деревом) Скажите чего не было у птиц? Что вы им дорисовали? Посмотрите, какое необычное и красивое дерево у нас получилось.

Нашей птичке понравилось, как вы выполнили ее задания. Она узнала себя. А вы узнали ее? Проверим.( Это скворец)

Все птички готовятся улетать в теплые края. Скворец тоже полетит вместе с ними . Пожелаем им счастливого пути, помашем ручками.

VI. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Поднимите руки, у кого хорошее настроение. А теперь возьмите смайлы.

Поднимите желтый смайлик, если было все понятно и интересно.

Поднимите зеленый смайлик, если было немного сложно.

Поднимите красный смайлик, если было очень сложно трудно.

Поаплодируйте себе и своим одноклассникам.

Болотина Марина Константиновна,
учитель-логопед
I квалификационной категории

«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Внеурочное занятие в 3 «А» классе.

Тема: Великий, могучий русский язык

Цель: развитие интереса к родному языку; показать красоту и величие русского языка; воспитывать чувство уважения к родному языку; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оформление: плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык» (И. С. Тургенев)

Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»

Учитель: Русский язык- один из богатейших языков мира. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие»)

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка.

Учитель: Какие высказывания о русском языке вы знаете?

(ученики называют высказывания о русском языке)

Учитель: Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели. :

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий. Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку. И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке.

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке)

Учитель: Учите русский –

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке, о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира. Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник», Целым же в космос проник (спутник)

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

– – Нет, это красная! _ – А почему она белая? – -Потому, что зелёная.

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя:

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку.

-Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка? Давайте изучать русский язык, бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык.

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: • Формировать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.

Музыкальная гостиная для педагогов ДОУ «Великий русский композитор П. И. Чайковский» Музыкальная гостиная Сценарий беседы – концерта для педагогов ДОУ. «Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский» Подготовила и провела.

Проектная деятельность «Приобщение детей с ОВР к культуре родного края. М. П. Мусоргский-великий русский композитор» «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…» М. П.

Русский язык. Тема урока «Читаем учебник. Слушаем на уроке» Русский язык Тема урока : Читаем учебник. Слушаем на уроке. Цель: дать представление об основных единицах языка (звуке, слове, предложении).

«Великий, могучий русский язык». КВН в 6-м классе Великий могучий русский язык. КВН в 6-м классе Ход игры: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за.

Внеурочное занятие по информатике в 4 классе Тема: «Создание мини-клипа «Наш класс»» Тема: «Создание мини-клипа «Наш класс»» Цель занятия: способствовать развитию коммуникативных навыков, воспитанию чувств товарищества, дружбы,.

Ссылка на основную публикацию