Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Конспект занятия по формированию навыка произношения звука [л]

Оксана Серкова
Конспект занятия по формированию навыка произношения звука [л]

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИНОШЕНИЮ «ЗВУК [Л]»

Цель: Формирование навыка произношения звука Л.

1. Закрепить навык произношения звука Л в прямых и обратных слогах;

2. Формировать умение анализировать прямой слог;

3. Продолжать учить образовывать существительные множественного числа.

1. Развитие артикуляционной моторики по средствам выполнения артикуляционной гимнастики

2. Развивать интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление.

1. Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям;

2. Формировать самоконтроль за своей речью;

3. Воспитывать умение слушать и слышать педагога и товарищей

4. Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: картинный материал: пила-пилы, кукла-куклы, игла-иглы, акула-акулы, весло, юла, дупло, мыло; игрушки: самолет, инопланетянин, матрешка; массажный мячик, кубик с точками от 1 до 8; мяч.

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: установка на внимательное прослушивание и выполнение заданий.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: привлечение сказочного персонажа.

3. Приемы организации практической деятельности детей: артикуляционная гимнастика, использование наглядного материала, чтение художественной литературы.

4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физминутка.

5. Приемы оценки и самооценки: рефлексия.

Создание среды для организации и проведение НОД: использование сказочного персонажа, дидактического материала.

Виды детской деятельности в НОД: познавательная, коммуникативная.

Ожидаемые результаты: расширение активизации словарного запаса, закрепление навыка произношения звука Л, умение детей действовать самостоятельно, воспитание нравственных качеств.

Критерии оценки деятельности детей в НОД: активное участие, сопереживание, проявление самостоятельности, заинтересованность.

Интеграция образовательных областей: Развитие речи, Художественно-эстетическая, Познание, Социально-коммуникативная, Физическая культура.

Организационный момент 5 минут

Основная часть 20 минут

Подведение итогов 5 минут

Длительность НОД 30 минут

Образовательные области Структура Содержание Примечание

I Организационный момент

Эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

II Основная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Ребята, помните на прошлом занятии, мы учились какой звук произносить? (звук Л). И к нам приходила гостья? Как ее звали? Лиса Алиса. Правильно. Так вот ребята, на это занятие она снова пришла, и снова ей нужна наша помощь, злой лесной волшебник заколдовал письмо от ее подружки Белочки Лилу и она никак не может его прочитать. Мы поможем ей? Слушайте, внимательно, чтобы мы не упустили ни одно словечко. «Здравствуй, дорогой друг, у нас от*ичная погода, у нас иногда *ьет дождь и у*ыбается со*нышко. При*етай скорее Твоя подружка бе*очка *и*у.» Ребята, что то совсем непонятно что написано в письме, тут пропущена буква. Давайте догадаемся, что за буква? (показ слов на доске с пропущенными словами). Если мы расшифруем письмо, то Лиса Алиса будет очень рада и подарит нам всем красивый рисунок. Ответы детей

Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: привлечение сказочного персонажа (лиса Алиса)

Дети узнают букву Л

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: установка на внимательное прослушивание и выполнение заданий.

Физическая культура, развитие речи

Развитие речи, Художественно-эстетическая Дидактические игры, артикуляционная гимнастика.

I этап работы над звуком (подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи)

А давайте вспомним что мы изучали на прошлом занятии и повторить. Правильно, этот звук мы изучали. Давайте повторим.

Уточнение артикуляции звука Л.

– Скажите, как получается правильный звук. Давайте с закрытыми глазами попробуем произнести звук Л. (Звук Л. губы улыбаются, кончик языка закусить и гудеть Ы.)

Посмотрите на картинки

– Полетаем на самолете по цветным дорожкам.

– Покатаемся на саночках с горки, произнося слоги АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ.

– А теперь повторите за мной слоги, катая мячик между ладонями:

– А теперь скажите слог ЛА столько раз, сколько точек на кубике.

Слог ЛЫ – сколько матрешек на ступеньках.

Слог ЛО – сколько тебе лет.

Произнесите слоги с разными интонациями:

ЛА – пальчики здороваются

ЛО – ответь хорошо.

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Руки в стороны — в полет (Дети бегут на носочках по кругу, рас-

Отправляем самолет. ставив руки в стороны.)

Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)

Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)

Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.) В. Волина

«Доскажи словечко» с опорой на картинки.

Дуп-ло, мы-ло, вес-ло, ю-ла.

«Эхо» по картинкам.

Вы начинаете, я продолжаю, вы заканчиваете.

Ребенок: ЛУ-ЛУ-ЛУ – Воспитатель: возьми Кук – Ребенок: (ЛУ)

ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по (ЛЫ)

ЛУ-ЛУ-ЛУ мы не били по стек (ЛУ).

ЛА-ЛА-ЛА стоит лампа у сто (ЛА).

ЛО-ЛО-ЛО у лодки длинное вес (ЛО)

ЛА-ЛА-ЛА – вот высокая ска (ЛА)

Игра «Скажи правильно» с мячом

Звуковой анализ прямого слога ЛА.

– Какой первый звук?

– Какой второй звук? Напишите фишками. Прочитайте, что вы написали ЛА.

Давайте, теперь вернемся к письму, посмотрите внимательно и повторите те, слова где пропущен буква Л.

– Лиса Алиса, хочет подарить вам рисунок своего друга. Отгадайте кто это? Он родился на Луне, и вдруг, случилось так, что он оказался на земле, где у него теперь много – много друзей. Кто это? (Лунтик). Молодцы! Давайте, возьмем, каждый по цветному карандашу, подойдет и дорисует нашему Лунтику по воздушному шарику! Ну вот теперь у него много шариков и он улетит обратно на луну. Ответы детей

Приемы организации практической деятельности детей: артикуляционная гимнастика, показ картинок.

Приемы организации практической деятельности детей: артикуляционная гимнастика, показ картинок.

III Подведение итогов

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Молодцы! Мы помогли Лисе Алисе. Вам понравилось занятие? А что вы узнали нового? Какие задания вам показались сложными? А какие легкими? Возьмите, рожицы на столе и нарисуйте улыбку, если вам понравилось занятие, тучку если не понравилось. Спасибо, за работу. Приемы оценки и самооценки: рефлексия.

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Консультация для родителей «Этап автоматизации звуков, зачем он» Хочется обратить ваше внимание, что автоматизация звуков очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.

Открытое занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: «Почтовая цифровая индексация. Автоматизация звуков (Ч), (Н) на материале текста»

Конспект занятия подготовила:
Сурдопедагог Арестова В.З.
ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся

Цели:

— отрабатывать произносительные навыки на материале текста;
— учить воспринимать текст, задания к тексту, поручения на слуховой и слухо-зрительной основе;
— учить распознавать и различать на слух части текста, фразы незнакомые в сочетании со знакомыми;
— произносить весь речевой материал слитно, в нормальном темпе, с соблюдением словесного и логического ударения;
— развивать логическое мышление, расширять словарный запас;

Читайте также:  Родственные слова - конспект

Оборудование:

— Образцы почтовых отправлений, картинки, дополнительные тексты, письмо и бандероль с адресатом, марки, словарь, индивидуальные слуховые аппараты, речевой тренажёр ИНТОН-Н

Словарь по теме:

Оттиск, штемпель, индекс, адресат, отправитель, конверт,
пакет, марка, посылка, бандероль, отправление, получатель, цифры, письмо, почта, причастие, денежные переводы,
открытки, телеграммы, индексация, птенчик, поворот, вагон

Фонетическая зарядка

/Работа над звуком проходит с одним учеником, затем с другим, они поочерёдно готовятся к пересказу дополнительного текста/.

Ч — Поворачиваем поочерёдно кисти то правой, то левой руки от себя/ быстро и резко снизу вверх/ и произносим одновременно звук Ч.
Грач, врач.

Речевая зарядка

Ч Чка Чка точка Ч Чта Чта почта

Составь словосочетание со словами: марка, ящик.
Составь предложение со словом птенчик.
Выбери слова со звуком [Ч].
(Словарь по теме прилагается).

Отгадай загадку:


Днём и ночью, в любое время года, шагает она по суше и по морю.
Назови однокоренные слова со словом ПОЧТА. Дополни: Почтальон – это … . Почта – это … .

Прочитай текст. Перескажи


/Один ученик читает молча текст, другой занимается с учителем/.

Марка
До появления марки за письмо платил не отправитель, а получатель. Благодаря стараниям деревенского английского учителя в 1840 году появилась первая в мире марка. Самая первая марка в России вышла в 1858 году. На ней был изображён двуглавый орёл и царская мантия.

Фонетическая зарядка. / Работа со вторым учеником/.

[Н] — Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренным движением, произнося: «кран, план».

Речевая зарядка

баН баН баН баНдероль коН коН коН коНверт.

Составь словосочетания со словом: «почтальон».
Составь предложение со словом: «наклеивать».
Выбери слова со звуком [Н].

Отгадай загадку: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне». Что нужно делать с маркой?

Прочитай текст. Перескажи

Конверт.
Чтобы сохранить содержание писем их вкладывали в конверт.
Первые конверты появились ещё до нашей эры. Письма – таблички из глины вкладывали в глиняный конверт с адресом. Чтобы достать письмо, получателю нужно было разбить конверт. Первые бумажные письма сворачивали в рулон и ставили сургучную печать. К каждой грамоте прицепляли ярлычок из бересты, на котором писали имя получателя.

Физминутка . Выполняя действия говори: «Сделай повороты направо, налево, кругом».
Работа с текстом. (Первое чтение идёт на слухо – зрительной основе, второе — частично на слух).

Текст «Цифровая индексация»

В нашей стране принята шестизначная цифровая индексация предприятий связи.
Почтовая индексация построена с учётом схемы почтовых сообщений.
Три первые из шести цифр присвоены областям, краям, республикам и столицам республик.
Для Башкортостана первой половиной индекса является цифра 450. Последние три цифры из шести имеют разное назначение.
В областях, краях и столицах республик последние три цифры индекса обозначают номера городских отделений связи.
Вне областных, краевых – вторая половина почтового индекса обозначает:
4-ая цифра — маршрут почтового вагона;
5-ая цифра – при вокзале отделение связи;
6-ая цифра – места назначения.
Проставлять индексы на всех почтовых отправлениях необходимо, чтобы упростить их сортировку.

Ответы на вопросы

(Работает с вопросами первый ученик, второй отвечает. Работа идёт слухо- зрительно
Что такое индекс?

Ты знаешь свой почтовый индекс?
Что обозначают цифры твоего индекса?
Что наклеивают на почтовые отправления?

Дополни: /Работает с заданием второй ученик, первый отвечает/.

В нашей стране принята …

— из шести цифр присвоены областям, краям и республикам.

Для удобства оплаты пересылки была выпущена …

Угадай названия текста (Работа идет на слуховой основе).
«Она значима и важна, ведь всем она нужна». /Почта/
«Он любил читать, рисовать, играть в шахматы, сражаться на шпагах. /М.Ю.Лермонтов /
В картине «Родина Аксаковых» художник создаёт обобщённый образ УРАЛА./ М.В.Нестеров, картина «Родина Аксаковых».

Работа со слышащим учеником


(Восприятие заданий с лица слышащего ученика не слышащими детьми. Демонстрируется письмо и бандероль).
Назови почтовое отправление. Это- …
Назови получателя и отправителя бандероли, письма. Это — …

Словарь

Ученик слушает и дает определение слову. Затем проводится работа на голое ухо на слух.

Индекс — конверт — марка — получатель – сортировка — штемпель — поворот

Конспект занятия « Формирование произносительных навыков. ЗВУК С »

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Барановская специальная /коррекционная/ школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья

« Формирование произносительных навыков. ЗВУК С »

Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Цель: закрепление правильного произ­ношения звука С изолированно,

в слогах, словах и предложениях;

развитие фоне­матического слуха: определение наличия звука в слове; определение позиции звука в слове; формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

1. Постановка цели занятия.

Логопед. Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С, будем подбирать слова с этим звуком, а потом составлять из этих слов предложения. Нам будут помогать вот эти птички – Сойки.

2. Дыхательная гимнастика. «Загнать мяч в ворота».

3. Уточнение правильного произноше­ния изолированного звука.

Логопед. Сойки живут в городе, кото­рый называется Свистунов. В этом горо­де все умеют свистеть вот так: «С-С-С». Послушайте еще раз: «С-С-С».

Сойки приглашают нас на экскурсию в город Свистунов. Дорога туда дальняя, трудная и пешком нам не дойти.

Логопед. Что же нам делать?

Ребёнок. Мы поедем на машине.

Логопед. Давай вспомним, на чем еще можно поехать?

Называют различные виды транс­порта: легковой автомобиль, грузовик

Логопед. Ах! У нашего автобуса про­кололось колесо. Что нам нужно сделать, чтобы поехать? Правильно! Нам нужен.

Логопед. Давай накачаем колесо. Как свистит насос: С-С-С.

( Произ­носят звук С.)

Логопед. Какое движение выполняют губы, когда мы произносим звук С?

Ребёнок. Растянуты в улыбку.

Ребёнок. Опускается вниз, за нижние зубы.

Логопед. Какая струя воздуха выходит из рта? Подуй на ладошку.

(По просьбе логопеда ребёнок, четко артикулируя, произносит звук С.)

Логопед. Звук С какой — соглас­ный или гласный?

Логопед. Почему ты думаешь, что это согласный звук? Какие еще согласные звуки ты можешь назвать?

Упражнения в произнесении звука различной длительности.

Логопед показывает изображение большого и маленького колеса. Большое колесо обозначает длительное произне­сение звука С-С-С, маленькое — корот­кий звук С.

4. Произношение звука С в слогах.

Логопед. Сойки научат нас играть на разноцветном пианино и петь «свистящие ноты»: указательным пальчиком нажимать на «клавиши» и произносить на­писанные на них слоги, например СА-СА-СА. Одно нажатие – один слог. А теперь споём «свистящую песенку»: нажимать только на красные клави­ши, слева направо, и произносить написанные на них слоги. Теперь нажимать только на жёлтые клавиши, потом – на зеленые. В результате ребёнок 3 раза произносит: СА-СЫ-СО-СУ.

Сорви яблоки: указывая на яблоки в первом ряду (сверху вниз), произносить написан­ные на яблоках слоги: АС-АС-АС. Произне­сти все слоги по рядам. Потом «срывать» только яблоки с одной ветки и произносить слоги (АС-ЫС-ОС-УС). Повторить так со всеми ветками.

Читайте также:  Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по лексической теме Овощи

5. Определение наличия звука в слове.

– Мы попали в город Свистунов. В этом городе имена всех жителей начинаются со звука С. Логопед произносит различ­ные имена (Саня, Коля, Соня, Света, Мила, Оксана, Катя, Слава), дети выби­рают из ряда имен те, в которых есть звук С, поднимая при этом сигнальную карточку с буквой С.

– В магазинах этого города продаются только те предметы, в названиях кото­рых есть звук С. Но продавец запутался и положил на прилавок много лишних игрушек. Логопед дает задание помочь продавцам города Свистунова отобрать игрушки (или предметные кар­тинки с изображением игрушек), в назва­ниях которых ты услышишь звук С: стол, мяч, стул, слон, кот, сани, вилка, полка, весы, лиса, бусы, книга, самокат, соба­ка, альбом, автобус, коса, насос.

Физминутка. Сойки прилетели,

6. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Разложить картинки в свои квартиры: песок, суп, маска, колесо, сом, ананас, самокат, нос, автобус, кактус, сапоги, сова.

7. Игра «От буквы к слову».

Из названий изображённых предметов выделить первый звук, соотнести звук и букву, составить из букв слово и соотнести слово и его изображение.

Слова: лиса, сова, барсук, суслик.

8. Произношение предложений со сло­вами, в которых есть звук С.

Прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку.

Соня моет посуду. Соня вымыла посуду.

9. Подведение итогов занятия.

Логопед. Какой звук мы сегод­ня учились произносить и различать?

Логопед. Какие слова с этим звуком ты запомнил(а)?

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме:
«Животные жарких стран. Звуко-слоговой анализ и синтез слов»

Цель: Развитие умения выполнять звуко-слоговой анализ и синтез слов.

1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.

2. Упражнять детей в различении звуков по всем характеристикам.

1. Закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов.

2. Упражнять детей составлять слова из пройденных букв.

3. Развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие, слуховую кратковременную память, связную речь.

4. Развивать общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание.

Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.

2. Картинки: собака, лошадь, овца, носорог, коза, кролик, верблюд, лошадь, медведь, волк, кенгуру, барсук, тигр, лев, заяц, зебра, ласточка, слон, кукушка, журавль.

3. Игрушка слона.

4. Книжка с заданиями.

5. Корзинка с сюрпризом (морковка).

6. Предметные картинки по теме «Животные жарких стран».

9. Числовые карточки.

11. Звуковые пеналы.

13. Демонстрационный материал для работы на мольберте

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Дидактическая игра «Угадай животное».

4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

5. Дидактическая игра «Хлопни по сигналу».

6. Физминутка «Обезьяны».

7. Развитие речевого дыхания «Гласные звуки».

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

9. Дидактическая игра «Выложи схему слова».

10. Итог занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто стоит за …, между …, около…, перед…, справа…, слева …

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня к нам на занятие приехал гость. А кто он, вы узнаете, если соедините первые звуки названий предметов, изображенных на картинках. Назовите первую картинку. (Собака.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («С».) Запомните его. Назовите вторую картинку. (Лошадь.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («Л».) Запомните его. Назовите третью картинку. (овца) Назовите звук, с которого начинается это слово. («О».) Запомните его. Назовите четвертую картинку. (Носорог.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («Н».) Запомните его. Кто же пришел к нам в гости? (Слон.)

– Ребята, гость наш не обычный, он сказочный. И пришел он к нам в гости с чем-то очень интересным. Давайте посмотрим. Да, это же книга. Но к моему удивлению, в ней не песенки и не сказки, а задания, загадки и игры, которые наш гость приготовил для вас. А называется эта книга: «Делу время – потехе час». Что же это значит? (Ответы детей.)

– Давайте предложим нашему гостю присесть, отдохнуть и посмотреть, как дружно и быстро мы справимся со всеми заданиями. (Слона садим на стул.)

– Давайте же откроем первую страницу этой книги и посмотрим, какое же здесь нас ждет задание.

3. Дидактическая игра «Угадай животное» – закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

– Здесь загадки. Послушайте первую загадку.

  • Отгадайте животное, которое живет в жарких странах, в названии которого первый звук «К», а последний «Л», и в слове столько слогов, сколько ударов бубна вы услышите (3) – КРОКОДИЛ. Почему вы так решили?
  • В названии этого животного, вот столько частей или слогов (1) (слон, тигр, лев).

4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» – закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

– А сейчас разложите перед собой цифровые карточки. Открываем вторую страницу и читаем следующее задание:

  • Подумайте и определите, на котором месте в слове ЖИРАФ находится звук «И» и поднимите соответствующую цифровую карточку. (2.) Проверяем.
  • Определите, на котором месте находится звук «ТЬ» в слове ТИГР (1.) Проверяем.

– Предлагаю вам выйти из-за столов и присесть на ковер.

5. Дидактическая игра «Хлопни по сигналу» – развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

– Слушайте внимательно следующее задание: вспомнить, как подают голос животные жарких стран. Я буду называть действия животных, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите нужное слово.

  • клюет, поет, ржет – кто? (зебра);
  • храпит, висит, трубит – кто? (слон);
  • скворчит, стучит, рычит – кто? (лев, тигр, пантера);
  • развлекает, привыкает, мяукает – кто? (тигренок, львенок, котенок гепарда).

6. Физминутка «Обезьяны» – координация речи с движением, развитие общей моторики.

– Следующая страница – физкультурная. Надо вспомнить физминутку «Обезьяны».

7. Упражнение «Гласные звуки» – развитие речевого дыхания.

– Поиграли, надо и отдохнуть.

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний» – развивать мыслительную деятельность, внимание, связную речь.

– На следующей странице – задание: определите лишнее животное и объясните свой выбор.

  • коза, кролик, верблюд, лошадь;
  • медведь, волк, кенгуру, барсук;
  • тигр, лев, заяц, зебра;
  • ласточка, слон, кукушка, журавль.

9. Дидактическая игра «Выложи схему слова» – закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность.

– Наш гость немного заскучал. На ушко он мне сказал, что хочет, чтобы вы выложили схему слова СЛОН.

(Все дети делают за столами, а один на мольберте.)

  • сколько звуков в слове?
  • назовите первый звук. Какой он?
  • назовите второй звук. Какой он?
  • назовите третий звук. Какой он?
  • назовите четвертый звук. Какой он?
  • назовите согласные звуки
  • назовите гласные звуки
  • сколько частей или слогов в слове?
  • выложите слово СЛОН поверх схемы

(Логопед вместе со слоном ходит между парт и хвалит детей.)

Читайте также:  Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

10. Итог занятия.

– Вот и закончилась книга. Все задания, которые предложил нам слон, мы решили. Спасибо вам ребята за то, что были внимательными, усидчивыми, ответственными. И слон мне по секрету сказал, что пришел он не только с книгой, но еще и с подарками. Закрывайте глаза, открывайте рот. Сейчас слон угостит вас, а вы догадайтесь, что это? (Морковка.) А почему слон угостил вас морковкой? (Полезная.)

Конспекты логопедических занятий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма)

Тувышкина О.В., учитель-логопед высшей категории МБДОУ д/с № 7.

Коррекционно – образовательные задачи. Формирование умения четко произносить двусложные слова с закрытым слогом. Уточнение артикуляции и правильного произношения звука [т]. Совершенствование навыка слогового анализа и грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом -ик, -ок, -ёк).

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, оптико-пространственной ориентации, динамической и ритмической организации движений, внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и непосредственно образовательной деятельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Изображение или игрушка Лунтика; интерактивная доска, презентации к играм “Угадай игрушку”, “Домики для слов”; чистые листы бумаги, восковые мелки, набор счетных палочек на каждого ребенка, плоскостные изображения ладоней и ступней, мяч, шкатулка с заданиями в конвертах.

Дети заходят и становятся рядом с логопедом.

Логопед . К нам в гости пришла посылка от необычного сказочного героя. Попробуйте отгадать, кто это?

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты –

Фиолетовый зверек, детям маленький дружок.

Дети. Это Лунтик.

На интерактивной доске появляется изображение Лунтика. Логопед открывает посылку и достает письмо, которое зачитывает детям.

Логопед. Лунтик недавно прилетел с Луны и хочет ходить в детский сад, чтобы потом пойти в школу. Но в детский сад его не принимают – он многого не знает. А чтобы его приняли в детский сад, ему нужно выполнить задания. И он просит нас помочь ему.

Логопед. Ребята, поможем Лунтику?

Логопед. Свои задания Лунтик положил в шкатулку.

( Логопед достает конверт с 1-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

Игра “Угадай сказочного героя”.

На интерактивной доске появляются изображения героев в следующем порядке: колобок, зайка, Винни-пух, кот, мышка.

Логопед. Посмотрите и угадайте мой предмет. Этот предмет находится позади кота.

Логопед. Этот предмет находится впереди кота, но позади зайки.

Дети. Это Винни-пух.

Логопед. Этот предмет находится впереди мышки.

Логопед. Этот предмет находится впереди козы, но позади колобка.

(Правильный ответ сопровождается сигналом на экране)

Логопед достает конверт со 2-м заданием и предлагает детям пройти за столы.

Дети сидят за столом. У каждого ребенка чистый лист бумаги и восковые мелки.

Логопед. Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте один маленький круг.

( Логопед достает конверт с 3-м заданием и предлагает детям пройти на ковер)

Игра “Ладошки и следы”.

На полу хаотично разложены плоскостные изображения ладоней

Логопед. У каждого из вас по одному плоскостному изображению ступни и ладони. Найдите вторую пару ладоней и ступней, которые разложены на ковре.

( Логопед достает конверт с 4-м заданием).

Игровое упражнение “Сосчитай слова”. Знакомство со звуком [т] .

Логопед. Послушайте слова: канат, билет, букет. Сосчитайте,

сколько слов я назвала слова.

Логопед. Назовите второе слово, первое, третье.

Дети. Билет. Канат. Букет.

Логопед. Какой звук чаще всего встречается в этих словах?

Логопед. Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Дети. Согласный – не поется, глухой – произносится без голоса, твердый.

Логопед. Как правильно произносится звук [т]?

Дети. Рот приоткрыт, язык стучит по верхним зубам.

Логопед. Давайте правильно произнесем звук [т]. А теперь будем проговаривать слоги со звуком [т] с использованием ручных символов ( по методике С.Е. Большаковой – звук [а] – открытая ладонь, обращенная на ребенка; звук [у] – пальцы сближены в щепотку, но не сомкнуты и вытянуты к ребенку; звук [о] – пальцы, как губы при звуке [о], только шире; звук [и] – ладонь в кулак, пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) ).

Дети. Та, то, ту, ат, от, ут, ит.

Логопед. А теперь вы по очереди будете повторять слоги с изменением ритмического рисунка. Слушаем, запоминаем, повторяем.

Дети. Та – та-та; то – то – то-то; и др.

Логопед. А сейчас я назову слог, а вы повторите его все тише и тише…

Ат-ат-ат…, то же с гласными [о], [у], [и].

ФКМ. Упражнение “Обезьянки”.

Логопед ( поворачивается спиной к детям ). Превращаемся в обезьянок. Я показываю движения, а вы повторяете: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая в сторону, нога согнута в колене.

( Логопед достает конверт с 5-м заданием и предлагает детям присесть на стульчики).

Игра “Домики для слов”.

На интерактивной доске появляется изображение двух домов: большой и широкий, маленький и узкий.

Логопед. На полянке стоят два домика: один маленький и узкий, а другой – большой и широкий. Все короткие слова надо поместить в маленький, узкий домик, а все длинные – в большой и широкий.

Дети. Конь – это короткое слово. Поместим его в маленький, узкий домик. Улитка – это длинное слово. Его надо поместить в большой, широкий дом. И таким образом дети распределяют по домикам слова: конь, улитка, кот, собака, жук, утенок.

( Логопед достает конверт с 6-м заданием и предлагает детям присесть за столы).

8. Упражнение “Сосчитай слоги”.

Логопед. Выложите столько палочек, сколько раз постучал молоток: тук-тук – тук; тук-тук-тук-тук-тук; выложите столько палочек, сколько капель упало на землю: кап; кап-кап; кап-кап-кап-кап. Сейчас я буду называть слова, а вы поднимите карточку со слоговой схемой соответствующую количеству слогов в данном слове (том, моток, молоток, мед и т.д.)

( Логопед достает конверт с 7-м заданием и предлагает детям пройти на ковер).

Игра с мячом “Назови ласково”.

Логопед. Я бросаю мяч, называю слово. Вы возвращаете мяч, называя слово ласково:

Логопед: Дети: Логопед: Дети:

кот – котик ноль – нолик

дом – домик том – томик

дым – дымок ком – комок

дуб – дубок мед – медок

конь – конек пень – пенек

тень – тенек день – денек

Логопед. Ну вот, ребята, закончились задания Лунтика, шкатулка пуста.

Я думаю, что мы помогли ему подготовиться к поступлению в детский сад и он многому научился. Ребята, какие игры и упражнения вам понравились больше всего? А в посылке что-то осталось. Эти яркие книжки-раскраски Лунтик прислал вам в подарок.

Ссылка на основную публикацию