Конспект занятия по формированию произносительных навыков

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Диагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная глухота.

АD- 3грр.р.-0
АS- 2грш.р.- 0

А) Произношение.

Цель:

  • Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.
  • Тренировка в соблюдении правильного ударения в речи.

Оборудование: таблички с речевым материалом, профили произношения звуков [П] , [Б] , картинки, ЗУА Соло-01, зеркало.

Б) Развитие слухового восприятия. (2 -е занятие)

Текст: В поле, в огороде, в саду.

Цель: Восприятие текста, фраз, словосочетаний, слов слухо-зрительно и на слух. Отработка произносительных навыков на речевом материале занятия.

План.

А) Произношение.

1. Проверка аппаратуры.

2. Целевая установка.

3. Дифференциация звуков [П – Б] в слогах, словах, фразах.

а) Работа с профилями. Уточнение приемов самоконтроля за звуками [П ], [Б] .

б) Чтение слогов, слов со звуками [П – Б].

в) Игра “Собери вещи в чемодан”.

г) Предъявление данных слов на слух.

д) Игра “Что лишнее?”

е) Предъявление ряда слов из предыдущего задания на слух.

ж) Игра ” Составь словосочетание по картинке”.

з) Составление предложений по картинке.

и) Различение данных предложений на слух.

4. Работа над словесным ударением.

а) Уточнение знаний о словесном ударении.

б) Отхлапывание ритма слов.

в) Различение слов с ударениями в разных позициях на слух.

г) Нахождение слов, соответствующих схеме.

д) Расставление ударений в предложениях.

Б)Развитие слухового восприятия.

  1. Работа с текстом.
  2. Беседа по тексту. О чем читали?
  3. Игра “Выбери табличку”.
  4. Дополнение предложений на слух.
  5. Игра “Составь предложение по картинке”.
  6. Различение словосочетаний, слов по тексту.
  7. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).
  8. Итог урока. Оценка

Ход занятия

А) Произношение.

1. Проверка аппаратуры.

Предъявление слогов на слух.

[Па]Учащаяся
[Папа]повторяет с
[паПАпа]выделением
[Папапа]ударного слога.

Учащаяся отвечает на вопросы.

[-Какое сегодня число?]

[-Какая сегодня погода?]

[-Какой сегодня день недели?]

[- Кто дежурный в классе?]

2. Целевая установка.

– Будем хорошо говорить все звуки.

3. Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.

а) Работа с профилями. Уточнение приемов самоконтроля за звуками.

– Будем повторять звуки [П – Б].

– Посмотри на профили звуков.

– Чем отличаются эти звуки?

При звуке [П] голоса нет, при звуке [Б] голос есть

б) Чтение слогов, слов со звуками [П -Б] .

Прочитай слоги, слова. Хорошо говори звуки [П – Б], соблюдай словесное ударение.

ба-пабасня-парта
бу-пубукет-путь
аба-апасобака- аппарат
бла-плаблокада-плавание
або-апозабор-сапог

в) Игра “Собери вещи в чемодан”.

На столе лежат карточки с изображением чемоданов со звуками [П] и [Б].

Учитель показывает картинки со звуками [П – Б] . Ученица называет картинки и кладет в чемодан, соответствующий звуку, только картинки, обозначающие вещи.

Назови картинки. Хорошо говори звуки, соблюдай ударение.

– Положи в чемоданы только вещи со звуками [П] и [Б].

яблоко, абрикос, персик, пальто, шапка, шуба, ботинки, перчатки, поезд, пароход.

г) Предъявление данных слов на слух вразбивку.

Учитель предъявляет слова на слух, учащаяся различает их.

[ пальто, шуба, ботинки, перчатки, шапка]

д) Игра “Что лишнее?”

– Прочитай слова. Хорошо говори звуки [П-Б].

– Какое слово лишнее? Почему?

Подлежащее, прямоугольник, обстоятельство, определение, прилагательное

Ученица называет лишнее слово.

е) Предъявление ряда слов из предыдущего задания на слух.

Слова предъявляются вразбивку на слух, одно пропускается.

– Послушай. Какое слово я пропустила?

– Повтори слова в той же последовательности.

[Подлежащее, прямоугольник, определение, прилагательное]

Учащаяся повторяет слова в той же последовательности и говорит, какое слово пропущено.

ж) Игра “Составь словосочетание по картинке”.

Перед ученицей лежат картинки и карточки с деформированными слогами. Из деформированных слогов она составляет слова – прилагательные. К каждой картинке надо подобрать соответствующие прилагательные и составить словосочетание.

– Составь слова из слогов.

– К каждой картинке подбери прилагательное, составь словосочетание.

Картинки: абрикосы, хлеб, собака.

Ученица составляет слова, словосочетания:

добрая собака, спелые абрикосы, белый хлеб.

з) Составление предложений по картинке.

Перед ученицей лежат картинки. Она составляет предложения по каждой из них.

– Посмотри на картинку. Составь предложения.

– Говори все звуки хорошо, соблюдай словесное и логическое ударение.

и) Различение данных предложений на слух.

Учитель предъявляет предложения на слух, учащаяся повторяет их.

[Ребята лепят из снега снежную бабу.]

[Петя пошел на рыбалку.]

[Белка живет в дупле.]

Повторяла звуки [П-Б],

выполняла различные упражнения.

Работа над словесным ударением.

а) Уточнение знаний о словесном ударении

План письМО раБОта

б) Отхлапывание ритма слов.

Ученица отхлапывает ритмы слов, расставляет ударение.

Работа, почта, букет.

в) Различение слов с ударениями в разных позициях на слух вразбивку.

– Послушай слова.

– Расставь словесное ударение.

Ученица слушает и повторяет слова за учителем, расставляя ударения.

г) Нахождение слов, соответствующих схеме.

Прочитай слова.

– Найди к каждому слову схему.

– Придумай слова, соответствующие схемам.

д) Расставление ударений в предложениях.

– Прочитай предложения.Учащаяся читает
– Расставь ударения в выделенных словах.предложения,
– Прочитай, соблюдай ударение.соблюдая ударения.

В лесу я видел сорок.
Ему сорок лет.
Ваш подарок мне очень дорог.
Я знаю много местных дорог.

Б) Развитие слухового восприятия.

Работа с текстом.

1 Беседа по тексту.

О работе весной в поле, в огороде.

2. Игра “Выбери табличку”.

Перед ученицей лежат карточки обратной стороной. Учащаяся подает их учителю. Учитель читает предложения, учащаяся повторяет его.

(Материал предъявляется слухо-зрительно, без опоры на табличку.)

– Будешь слушать и повторять предложения.

– Соблюдай словесное и логическое ударения.

– Говори хорошо все звуки.

Весной в поле растут целые поля овощей.

Учащаяся выполняет задание.

На полях тоже начинается работа

Весной сеют овес, ячмень, яровую пшеницу.

В это время оживают зеленые всходы озимых посевов.

3. Дополнение предложений на слух.

Будешь дополнять предложения.

– Говори слитно, соблюдай дыхательные паузы.

[На полях тоже начинается . ]

[В это время оживают зеленые всходы. ]

Ученица дополняет предложения.

Игра “Составь предложение по картинке”.

Учащейся предлагаются картинки. Она составляет предложения, используя слова и словосочетания из текста : подрезают деревья, тракторы распахивают землю, работа в огороде, сеют пшеницу

Различение словосочетаний, слов по тексту на слух.

– Соблюдай словесное ударение.

[ в середине апреля]

Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).

– Будешь слушать и повторять предложения.

1. [Куда ты ездила на каникулах?]

2. [Слово – основная единица языка.]

3. [Чему равен периметр треугольника?]

4. [Какое домашнее задание ты приготовила на сегодня?]

Итог урока.

– Что ты делала сегодня на уроке?

Оценка

– Ты говорила сегодня хорошо. Спасибо за работу.

Конспект открытого занятия по развитию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Ирина Бильдина
Конспект открытого занятия по развитию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель: Сформировать произносительную сторону речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе интеграции образовательных областей.

Задачи: 1) совершенствование коммуникативных умений и навыков;

2) закрепление грамматических форм слов и включение их во фразу;

3) развитие логического мышления, воображения, слухового внимания;

4) развитие интонационной стороны речи;

5) развитие игровой деятельности детей;

6) приобщение к словесному искусству, развитие художественного и

Ход занятия:

Оргмомент:Логопед: «Сегодня мы повторим буквы, вспомним алфавит (логопед подходит к кассе букв, буквы отсутствуют… кто взял буквы?

Странно, касса пуста! Ну что ж, открываем книгу АЗБУКУ уж от туда буквы никуда не убегут. (На столе лежат книги без страниц, только обложка). В чем дело… нет листов? (Дети в одной из книг находят записку) «Вы больше не увидите букв, навсегда останетесь безграмотными, никогда не научитесь читать, в школе будите получать «двойки». ХА-ХА-ХА. Если хотите увидеть свои буквы, вам придется поймать меня! До встречи в сказке…

Кто же украл наши буквы, нашу азбуку, кто это мог сделать!»

Ответы детей.

Логопед: «Он или она не написали из какой сказки этот злодей или злодейка. Ну что спасем азбуку? Что бы найти воришку придется пройти ни одну сказку. Ребята, а какой волшебный, сказочный цветок поможет нам попасть в сказку?»

Дети: «Цветик-семицветик».

Логопед: «Конечно, отправиться в путешествие по сказкам нам поможет Цветик-семицветик. (на доске прикрыт ширмой) Первый лепесток отрывает…

Первый лепесток нас направляет в сказку, в которой самый большой герой этой сказки раздавил общий дом, но зверят это не расстроило и они построили новый дом. Что это за сказка?»

Логопед: «А оказаться в сказке нам помогут волшебные слова (дети повторяют за логопедом, сопровождая свои слова действиями):

«Два притопа – дети топают

Два прихлопа – два хлопка

Ежики, ежики – руки подняты вверх, дети показывают «фонарики»

Наковали, наковали – постучать кулачками

Ножницы – ножницы – двигаем вытянутыми руками крест накрест

Бег на месте, бег на месте – имитация бега

Зайчики, зайчики – показать руками заячьи ушки

Ну-ка дружно,ну-ка вместе:

Девочки – кричат девочки

Мальчики – кричат мальчики»

Сказка «Теремок».Логопед: «Вспомним героев этой сказки».

(Дети называют героев сказки. Логопед за каждый ответ выдает соответствующую картинку).

Логопед: «Все герои собрались вместе, чтобы отправиться в дальнее путешествие. А любите ли вы путешествовать?»

Логопед: «Комарик – Саша, скажи где бы ты хотел отдохнуть?»

Ребенок: (ответ)

Логопед: «Вот и мы отправимся зверятушки в путешествие. Отгадайте на чем мы поедем?»

По железному пути,

Может этот молодец

Весь посёлок увезти».

Ответы детей.

Логопед: «У каждого будет свой вагончик. Вам нужно посчитать количество слогов в своем имени. В вагоне с цифрой «1» поедут те герои сказки, в имени которых 1 слог, в вагоне №2 –в имени 2 слога, в вагоне №3 – 3 слога. Маша в каком вагончике поедешь ты «В слове лиса 2 слога, лиса поедет во втором вагончике» и т. д. Маша, скажи, кто еще с тобой поедет? Посади рядом с собой Петю Медведя».

Му-ха Мед-ведь За-яц

Ля-гуш –ка Ко-ма-рик Ли-сич-ка

Логопед: «Молодцы ребята, правильно усадили героев сказки «Теремок», и в знак благодарности зверята дадут вам подсказку, которая поможет нам в дальнейшем поиске похитителя азбуки».

За выполненное задание ребята получают первую подсказку (1 из слогов имени героя, похитившего азбуку, написанного на его «следе»)

Логопед: «А мы отправляемся в следующую сказку, отрываем лепесток…

В какой сказке болотное животное превратилось в красивую девушку?»

Дети: «Царевна – лягушка»

Волшебные слова: «Два прихлопа, два притопа…» скажем тихо

Сказка «Царевна-лягушка».

Логопед: «Как лягушка превратилась в царевну?»

Ответы детей

Логопед: «Задание, которое приготовила нам эта сказка написано на стрелах. Вам нужно будет переставить буквы в словах, чтобы получилось совсем другое слово. А помогут вам в этом несложном задании цифры, написанные над буквами».

3 21 34512 3214

45321 3421 53412

насос стук слово

Логопед: «Угадав слово, вы находите нужную картинку и кладете на нее свою стрелу.

Получаем вторую подсказку-след

Третий лепесток перенесет нас в сказку…

В какой сказке у мамы было семеро ребят?»

Ответы детей

Динамическая пауза. Волшебные слова «Два притопа, два прихлопа…»

Сказка «Волк и козлята».

Логопед: «А как волк обманул козлят?»

Дети: «Изменил свой грубый волчий голос на мягкий женский голосок мамы

Логопед: «Почему волк изменил свой голос?»

Логопед: «Какой волк по характеру? Как вы думаете, у волка есть друзья?

А волк так хочет поменяться, стать добрым. Давайте ему поможем.

Кто хочет быть волком?

А мы с вами козлята, сидим дома, ждем маму козу.

И вот постучался Волк. Кто спросит? Давайте откроем дверь.

Что мы говорим когда приходим в гости?»

Дети: «Здравствуйте».

Логопед: «Что волк у нас в дверях стоит. Света, пригласи его за стол.

Дети: проходи к столу, присаживайся.

Логопед: «Петя, спроси волка будет ли он пить чай?

За столом немного поговорим, побеседуем. Маша расскажи волку, где живут

козлята. Света спроси волка, а где он живет?

Петя расскажи волку о наших соседях, каких домашних животных ты знаешь?

Максим спроси, а какие звери еще живут в лесу?

Ребята мы козлята, как нашу маму зовут?

Катя спроси, а как зовут маму волка?»

Ответы детей.

Логопед: «Хорошо посидели за столом, чай попили. После того как мы попили

чай, волк, конечно же, поблагодарит хозяев.

Вот и настал вечер, пора ложиться спать и волку пора возвращаться домой».

Волк прощается с козлятами.

Логопед: «Получаем третью подсказку-следок

Четвертый лепесток и мы в сказке….»

Сказки «Дюймовочка и Золушка».

Логопед: В чем отличие между этими девочками?

Дети: «Дюймовочка – девочка маленькая, Золушка – большая девушка».

Логопед: «Сейчас этих двух красавиц мы будем одевать. Но хитрый похититель всю одежду сделал одинаковой и при том бумажной. Но мы все равно определим, где, чья одежда.Задание: Если в слове 3 или 4 слога, то картинку с изображением этой одежды отдаем большой кукле, если 1 или 2 слога – маленькой кукле.

Юбка, кофта, платье ….

Перчатки, сапоги, сарафан ….

Получаем четвертую подсказку – следок

В какой сказке рыка необычного цвета?»

Сказка «Золотая рыбка».Логопед: «В этой сказке все мы отправляемся на рыбалку. Будем ловить рыбку, на которых написан предмет, который нужно будет изобразить без слов, остальные «рыбаки» должны угадать что это.

Поймавший эту рыбку, называет кому и для чего нужен этот предмет».

(Бинокль, топор, удочка, руль, скрипка, мяч)

Игра «Рыбалка»

Получаем пятую подсказку – следок

Из следов дети выкладывают имя воришки: Кощей Бессмертный

Итог:Логопед: (Раздается стук). «Кто это может быть? Выглядывает за дверь. Странно ни кого, только коробка. Давайте заглянем, что в ней. Открывают коробку, а в ней буквы и азбука со всеми листами и записка «Ребята, ваш ум, ваша дружба, ваше стремление к победе победили мою злость. Я тоже захотел учиться. Возвращаю вам вашу азбуку и буквы. До свидания, ваш друг Кощеюшка.»

Читайте также:  Приемы формирования фонематического восприятия

Конспект логопедического занятия по развитию фразовой речи детей старшего дошкольного возраста «Встречаем гостей» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 242» КОНСПЕКТ логопедического занятия по развитию фразовой речи детей старшего дошкольного.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Рассказывание на заданную тему» Программные задачи: Обучающие: связная речь – учить составлять короткий рассказ на заданную тему; звуковая культура речи – учить подбирать.

Конспект НОД по развитию произносительной стороны речи «Дифференциация звуков [м]-[н]. Буквы М-Н» (часть первая) Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи: • Учить различать согласные.

Конспект НОД по развитию произносительной стороны речи «Дифференциация звуков [м]-[н]. Буквы М-Н» (часть вторая) Итак, сегодня мы будем говорить о звуках «М» и «Н». Поэтому к нам в гости пришли две куклы: Наташа и Максим. Они хотели бы знать, какие.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хореография» Цели: совершенствовать умение детей двигаться подскоками по одному и в парах, слышать части музыки, формировать правильную осанку развивать.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «На морском берегу» Цель: научить определенным двигательным навыкам (бег, ходьба, держать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, изучить подводный.

Конспект открытого занятия по физкультуре для детей старшего дошкольного возраста Продолжительность занятия: 30 мин. Тип занятия: нетрадиционный. Методы и приёмы обучения: – наглядные (показ, помощь, использование зрительного,.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Саранск — наш город» Организационный момент: звучит музыка. Воспитатель. Города, как и люди: не похожи друг на друга; у каждого своя история и судьба. У каждого.

Конспект занятия по развитию речи «С кем Севастополь тебя сравнить» (для детей старшего дошкольного возраста) Цели: – расширять и уточнять знания детей о городе Севастополе и его памятниках, достопримечательностях; – совершенствовать навыки в составлении.

План-конспект логопедической НОД по развитию произносительной стороны речи в подготовительной группе ДОУ НОД в логопедической подготовительной к школе группе по развитию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Н]-[Н’].

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме:
«Животные жарких стран. Звуко-слоговой анализ и синтез слов»

Цель: Развитие умения выполнять звуко-слоговой анализ и синтез слов.

1. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей по теме.

2. Упражнять детей в различении звуков по всем характеристикам.

1. Закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов.

2. Упражнять детей составлять слова из пройденных букв.

3. Развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие, слуховую кратковременную память, связную речь.

4. Развивать общую моторику, координацию речи с движением, речевое дыхание.

Воспитательные: формировать инициативу, усидчивость, ответственность, взаимопонимание и взаимоуважение.

2. Картинки: собака, лошадь, овца, носорог, коза, кролик, верблюд, лошадь, медведь, волк, кенгуру, барсук, тигр, лев, заяц, зебра, ласточка, слон, кукушка, журавль.

3. Игрушка слона.

4. Книжка с заданиями.

5. Корзинка с сюрпризом (морковка).

6. Предметные картинки по теме «Животные жарких стран».

9. Числовые карточки.

11. Звуковые пеналы.

13. Демонстрационный материал для работы на мольберте

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Дидактическая игра «Угадай животное».

4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

5. Дидактическая игра «Хлопни по сигналу».

6. Физминутка «Обезьяны».

7. Развитие речевого дыхания «Гласные звуки».

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

9. Дидактическая игра «Выложи схему слова».

10. Итог занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто стоит за …, между …, около…, перед…, справа…, слева …

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня к нам на занятие приехал гость. А кто он, вы узнаете, если соедините первые звуки названий предметов, изображенных на картинках. Назовите первую картинку. (Собака.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («С».) Запомните его. Назовите вторую картинку. (Лошадь.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («Л».) Запомните его. Назовите третью картинку. (овца) Назовите звук, с которого начинается это слово. («О».) Запомните его. Назовите четвертую картинку. (Носорог.) Назовите звук, с которого начинается это слово. («Н».) Запомните его. Кто же пришел к нам в гости? (Слон.)

– Ребята, гость наш не обычный, он сказочный. И пришел он к нам в гости с чем-то очень интересным. Давайте посмотрим. Да, это же книга. Но к моему удивлению, в ней не песенки и не сказки, а задания, загадки и игры, которые наш гость приготовил для вас. А называется эта книга: «Делу время – потехе час». Что же это значит? (Ответы детей.)

– Давайте предложим нашему гостю присесть, отдохнуть и посмотреть, как дружно и быстро мы справимся со всеми заданиями. (Слона садим на стул.)

– Давайте же откроем первую страницу этой книги и посмотрим, какое же здесь нас ждет задание.

3. Дидактическая игра «Угадай животное» – закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

– Здесь загадки. Послушайте первую загадку.

  • Отгадайте животное, которое живет в жарких странах, в названии которого первый звук «К», а последний «Л», и в слове столько слогов, сколько ударов бубна вы услышите (3) – КРОКОДИЛ. Почему вы так решили?
  • В названии этого животного, вот столько частей или слогов (1) (слон, тигр, лев).

4. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» – закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

– А сейчас разложите перед собой цифровые карточки. Открываем вторую страницу и читаем следующее задание:

  • Подумайте и определите, на котором месте в слове ЖИРАФ находится звук «И» и поднимите соответствующую цифровую карточку. (2.) Проверяем.
  • Определите, на котором месте находится звук «ТЬ» в слове ТИГР (1.) Проверяем.

– Предлагаю вам выйти из-за столов и присесть на ковер.

5. Дидактическая игра «Хлопни по сигналу» – развивать мыслительную деятельность, внимание, слуховое восприятие.

– Слушайте внимательно следующее задание: вспомнить, как подают голос животные жарких стран. Я буду называть действия животных, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите нужное слово.

  • клюет, поет, ржет – кто? (зебра);
  • храпит, висит, трубит – кто? (слон);
  • скворчит, стучит, рычит – кто? (лев, тигр, пантера);
  • развлекает, привыкает, мяукает – кто? (тигренок, львенок, котенок гепарда).

6. Физминутка «Обезьяны» – координация речи с движением, развитие общей моторики.

– Следующая страница – физкультурная. Надо вспомнить физминутку «Обезьяны».

7. Упражнение «Гласные звуки» – развитие речевого дыхания.

– Поиграли, надо и отдохнуть.

8. Дидактическая игра «Четвертый лишний» – развивать мыслительную деятельность, внимание, связную речь.

– На следующей странице – задание: определите лишнее животное и объясните свой выбор.

  • коза, кролик, верблюд, лошадь;
  • медведь, волк, кенгуру, барсук;
  • тигр, лев, заяц, зебра;
  • ласточка, слон, кукушка, журавль.

9. Дидактическая игра «Выложи схему слова» – закреплять умение детей проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, развивать мыслительную деятельность.

– Наш гость немного заскучал. На ушко он мне сказал, что хочет, чтобы вы выложили схему слова СЛОН.

(Все дети делают за столами, а один на мольберте.)

  • сколько звуков в слове?
  • назовите первый звук. Какой он?
  • назовите второй звук. Какой он?
  • назовите третий звук. Какой он?
  • назовите четвертый звук. Какой он?
  • назовите согласные звуки
  • назовите гласные звуки
  • сколько частей или слогов в слове?
  • выложите слово СЛОН поверх схемы

(Логопед вместе со слоном ходит между парт и хвалит детей.)

10. Итог занятия.

– Вот и закончилась книга. Все задания, которые предложил нам слон, мы решили. Спасибо вам ребята за то, что были внимательными, усидчивыми, ответственными. И слон мне по секрету сказал, что пришел он не только с книгой, но еще и с подарками. Закрывайте глаза, открывайте рот. Сейчас слон угостит вас, а вы догадайтесь, что это? (Морковка.) А почему слон угостил вас морковкой? (Полезная.)

Конспект урока по формированию произносительной стороны речи и развитию слухового восприятия «Грибы»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Место проведения : ГКС(К)ОУ школа-интернат № 27 города Пятигорска Ставропольского края

Класс: 1 класс, 4 четверть.( отрытое занятие)

Время проведения: апрель,2017 год

Тема занятия : « Грибы», постановка звука Р .( см. Приложение 1. Презентация занятия.)

Цель занятия : формирование правильного произношения звуков речи и развитие слухового восприятия.

– развитие артикуляционного аппарата;

– формирование правильного дыхания;

– развитие мелкой и крупной моторики;

– постановка звука Р ;

– различение на слух слов, словосочетаний соответствующих теме занятия;

– различение на слух предложений учебного и социально бытового плана;

– формирование навыков внятного чтения;

– расширение словарного запаса;

– расширение кругозора и знаний об окружающем мире;

– формирование логического мышления и развитие памяти.

Оснащение урока : компьютер, верботональная слуховая аппаратура, логопедические зонды, личная папка( портфолио) ученика с речевым материалом для индивидуальных занятий, мультимедийные программы на развитие дыхания, проведение игр, презентация в POWER POINT для проведения занятия, муляжи грибов.

1. Организационный момент. Настройка слуховой аппаратуры . Приветствие.

-Как ты меня слышишь?

– Я слышу хорошо ( плохо).

2. Речевая зарядка. Слуховое восприятие фраз учебного и социально-бытового плана .

Какой сейчас урок?

Какое время года?

Сколько тебе лет?

В каком классе ты учишься?

В какой школе ты учишься?

Как твоя фамилия ?

Какая сегодня погода?

● Какой день недели? ( Слайд 1)

3. Массаж артикуляционного аппарата . ( Слайд 3)

4. Артикуляционная гимнастика для губ, языка. Упражнения подготовительно плана для постановки звука Р . ( Слайд 4,5,6,7,8,910,11)

Упражнения : «Маляр», «Лошадка», «Комар», «Чашечка», «Автомобиль», «Качели», «Дятел», « Грибок».

5. Упражнения на постановку правильного дыхания. ( Слайд 12)

Упражнения выполняются оп мультимедийному приложению по системе Сметанкина.

6. Упражнения для постановки звука Р .

( Слайды 13, 14, 15, 16)

7. Читаем слоги и слова на звук Р

(Слайды 16,17)

8. Называем слова со звуком Р. Работа с презентацией . ( Слайд 18)

9. Развитие слухового восприятия. Назови слова со звуком Р .

10. Развитие мелкой и крупной моторики . Упражнения для пальцев рук.(Слайд 20, 21, 22,23 )

11. Выполнение заданий на развитие логического мышления, сообразительности, развитие речи . Посмотри на картинку и скажи :

Какое время года?

Какое время суток?

Какая погода? ( Слайды 24, 25, 26, 27)

12. Фонетические рифмовки на звук Р и по теме «Грибы» ( Слайд 28)

Упражнение выполняется стоя с выполнением движений фонетической ритмики.

Цель : Формирование координации движений, развитие памяти, ритма, дыхания, голоса. Одновременно проводится мысленный настрой на тему занятия.

13. Объявление темы занятия. Чтение слов по теме «Грибы ». Ученик читает слова и показывает соответствующую картинку на мониторе компьютера. Нужную картинку необходимо выбрать из соответствующего набора .

Цель : автоматизация словаря по теме, развитие логического мышления, автоматизация навыков чтения знакомых слов по теме.( Слайд 29, 30)

14. Работа по определению названия грибов . Задание «Какой гриб?» Ученику предлагается определить по картинке на мониторе компьютера, какой гриб. Необходимо выбрать из трех предлагаемых вариантов правильный ответ. Ученику предлагается слово, к этому слову необходимо подобрать картинку. Учащийся работает за компьютером самостоятельно, учитель проверяет ответ. Тип задания : тестовый .

Цель : проверка знания словаря по теме, формирование навыков самостоятельного мышления, анализа и синтеза, формирование правильного произношения слов по теме. ( Слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37)

15. Задание «Какой гриб?» усложненного типа . Учащийся должен сказать название гриба без опоры на слово, то есть самостоятельно.

Цель : закрепление тематического словаря, развитие памяти, сообразительности.

Тип задания : тестовый.( Слайды 38,39,40,41,42)

16. Задание « Определи, какой гриб съедобный, а какой несъедобный?»

Цель: проверка умений и навыков знания словаря по теме « Грибы», развитие самостоятельного мышления, сообразительности, произношения.

(Слайд 43)

17. Мультимедийная игра « Скажи, какой гриб?» .

Цель : тренировка сообразительности, скорости мышления, закрепление словаря оп теме «Грибы» , развитие артикуляционного аппарата.

18 . Игра « Угадай, какой гриб спрятался?» Определить на предлагаемых картинках на мониторе компьютера, какой гриб спрятался под деревом, под елкой, под пеньком, под листьями.

Цель : формирование сообразительности, логического мышления, закрепление словаря по теме «Грибы», формирование правильного произношения слов по теме. ( Слайд 45)

19. Развитие слухового восприятия. Различение слов по теме «Грибы», надо произнести услышанное слово и одновременно показать на компьютере соответствующую картинку. Различение 2-3 слов по теме занятия на голое ухо.

Цель : развитие слухового восприятия, внимания, умение различать знакомые слова, формирование навыков самоконтроля за произношением слов и звуков речи. ( Слайд 44)

20. Подведение итогов занятия. Достижение цели и задач , краткая беседа с учащимся о том, что удалось, а что не удалось на занятии, к чему надо стремиться, чтобы достигнуть хороших результатов.

«Формирование первичных произносительных умений и навыков».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспекты коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса – как стертая афферентная корковая дизартрия.

В содержание логопедической работы включаются:

  1. коррекция нарушений дыхательной функции;
  2. коррекция нарушений голосовой функции;
  3. коррекция дефектов звукопроизношения;
  4. коррекция просодических нарушений;
  5. развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.

II этап – «Формирование первичных произносительных умений и навыков».

Цель: создание необходимых условий для выработки правильных артикуляционных движений.

Читайте также:  Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

Занятие 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект индивидуального занятия на Формирование первичных произносительных умений и навыков19.32 КБ

Предварительный просмотр:

II этап – «Формирование первичных произносительных умений и навыков».

Цель: создание необходимых условий для выработки правильных артикуляционных движений.

– формировать умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звукам «У», «И»;

– развивать умение подбирать слова (картинки) на заданный звук;

– закреплять понятия «слово», «гласный звук».

  • продолжать развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;

– развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);

-развивать понятие о месте нахождения звука в слове;

– развивать просодические компоненты речи;

– формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций;

  • развивать произнесение изолированных гласных звуков «У», «И» на продолжительном плавном выдохе;

– развивать произнесение сочетаний звуков «У», «И» на продолжительном плавном выдохе.

– формирование потребности к правильной речи.

Оборудование: зеркало, корзинка с муляжами овощей, предметные картинки с звуками «У» и «И».

Давай вспомним, какое сейчас время года?

Правильно. Осенью люди собирают урожай.

Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями.

Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Логопед перед зеркалом совместно с ребёнком показывает движения).

( Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?», «Где ты проводишь пальчиками?»

Сначала мы вспомним как мы поглаживали и постукивали лицо на предыдущих занятиях:

– от середины лба к вискам;

– вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

– по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

– от середины подбородка к ушам .

По лбу, вискам, вокруг глаз, по щекам, по подбородку.

А теперь мы представим, что срываем яблоки. Будем пощипывать, кончиками пальцев.

Ребёнок повторяет пощипывающие движения.

Вышли пальчики гулять,

От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать.

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Что за чудная картинка:

По мышцам щёк (от крыльев носа к вискам).

Стала полная корзинка.

От середины подбородка к ушам.

Молодец! Вот мы собрали все яблоки.

Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц.

Вот в корзинке урожай овощей. Давай «попробуем» овощи на вкус:

Горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок.

( Логопед показывает детям корзинку с муляжами овощей)

Ребёнок изображает мимикой вкус овощей.

Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики.

Помнишь, как на прошлом занятии ты изображал «дудочку» и «улыбочку»? У тебя получалось эти движения выполнять как в быстром темпе, так и в медленном. Потом ты смог их немного зафиксировать.

Сегодня мы будим показывать движение и одновременно пропивать звук.

(Логопед совместно с ребёнком перед зеркалом показывает движение)

Начнем с упражнения «улыбка».

Определи, как работают губы?

Правильно. Теперь в этом положении произнеси звук «И».

Губы растянуты в широкую улыбку.

Вдохни через нос и на медленном выдохе плавно протяни звук «И-и-и»

Теперь покажем упражнение «дудочка».

Определи, как работают губы?

Правильно. Теперь в этом положении произнеси звук «У».

Губы вытянуты вперёд в узкую «дудочку».

Вдохни через нос и на медленном выдохе плавно протяни звук «У-у-у»

Эти звуки гласные. Когда мы их произносим, то нам ни чего во рту не мешает. Воздушная струя проходит свободно.

Теперь медленно произнеси сочетание звуков «ИУ».

Определи последовательность работы губ при произнесении «ИУ».

Сначала губы растянуты в улыбке, а потом вытянуты вперёд.

Теперь медленно произнеси сочетание звуков «УИ».

Определи последовательность работы губ при произнесении «УИ».

Сначала губы вытянуты вперёд, а потом растянуты в улыбке.

А теперь произнеси «УИ», а затем «ИУ» без зеркала.

Упражнение над развитием дыхания и голоса.

Представь, что за окном подул сильный ветер. Мы прячемся в домике, но ветер подувает к нам под дверь. Вдохни и на выдохе произнеси: И…………..

А теперь ветер задувает к нам в печную трубу.

Вдохни и на выдохе произнеси: У…………

А теперь он сразу подул и в трубу и под дверь. Вдохни и на выдохе произнеси: УИ………..

Ребёнок повторяет за логопедом сначала перед зеркалом, а потом без него.

Упражнение по развитию динамической координации рук.

Назови, какие ты знаешь фрукты?

Молодец! Ты правильно назвал фрукты и также назвал апельсин.

Давай сейчас расскажем и покажем стихотворение про апельсин.

Ребёнок называет фрукты:

Яблоки, груши, сливы, бананы, апельсины, ананасы и т.д.

Мы делили апельсин.

Изображает апельсин – пальчики в кулачке.

Руки согнуты в локтях, шевелит пальцами.

Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька – для ежа!

Эта долька – для чижа!

Эта долька – для утят!

Эта долька – для котят!

Эта долька – для бобра!

А для волка – кожура!

Разгибает по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

Он сердит на нас – Беда!

Сжимает и разжимает пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда…

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Упражнение по развитию слухового внимания.

Игра «Слушай, повторяй!»

Послушай внимательно. Я буду повторять ряд слогов, а ты должен их повторить:

Ребёнок внимательно слушает и повторяет.

Упражнение на развитие динамической координации общей моторики.

Давай вспомним, что происходит осенью.

Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком

Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом.

Туча небо кроет

Ребёнок поднимает руки вверх.

Солнце не блестит

Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение.

Ветер в поле воет

Складывает рупором руки и в него проговаривает текст.

Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук.

Руки в стороны, изображает волну.

Руки в стороны, изображает машущие крылья.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

(Логопед выкладывает предметные картинки).

Посмотри это разные картинки. Тебе надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук «И».

А теперь выбери те картинки, в названии которых есть звук «У».

Ребёнок выдирает подходящие картинки.

Какие звуки мы сегодня учились произносить? Чем эти звуки отличаются? Чем похожи?

Отличаются, что звук «У» мы произносим губы вытягиваем дудочкой, а звук «И» мы произносим, губы растягиваются в улыбке. Эти звуки гласные. Когда мы их произносим, то нам ни чего во рту не мешает. Воздушная струя проходит свободно.

Задания для закрепления:

Игра «Слушай, повторяй». Взрослый произносит ряд слогов, дети повторяют: УП-ИП-УП; ИП-УП-ИП и т.д.

Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее, уметь адекватно себя оцени.

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с.

Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог.

В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие.

Логопедические странички – это методические советы и рекомендации по вопросам развития и коррекции речи, организации занятий для родителей дошколят.

Создание условий для успешной адаптации дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи.

Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Методическая разработка логопедического занятия

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Тема: «Дифференциация звуков [с] — [ш] в прямых слогах. Путешествие в Город Звуков».

Аннотация

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, мимическая – всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

  1. Совершенствовать умение дифференцировать звуки [с] — [ш] в прямых слогах.Систематизировать знания детей о звуках речи;
  2. совершенствовать навыки классификации предметов;
  3. обогащать словарный запас существительными — названиями предметов посуды (сахарница, салатница, супница, солонка);
  4. упражнять в определении лексического значения слова;
  5. закрепить умение составлять предложение с заданным словом.
  6. Развивать фонематический слух: умение определять первый звук в слове; развивать зрительную, слуховую и двигательную память.
  7. Воспитывать культуру речевого общения — совершенствовать умение приветствовать и выражать благодарность.
  • Разучивание слов для имитационной разминки, пальчиковой игры «Дом на горе», выполнение артикуляционных упражнений в сочетании с движениями рук.

Материал к занятию.

  1. Зеркала по количеству детей.
  2. Картинки с изображением одежды (шуба, шапка, шарф, шорты) и посуды (сахарница, салатница, солонка, супница).
  3. Смайлики.
  4. Цветная бумага.
  1. Схематичные изображения человечков (звуки [с] — [ш]).
  2. Панно «Город Звуков».
  3. Наборное полотно.
  4. Ёмкость с фасолью.
  5. Фонограмма со звуками леса.
  6. Фонограмма-минусовка песни «Осень наступила» (музыка А.Клевицкого, слова И. Резника.) для артикуляционной гимнастики.
  7. Ребристая доска.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Какие слова можно сказать? (Добрый день, здравствуйте, очень рады видеть.)

Дети по очереди приветствуют педагога и друг друга.

– А настроение у вас хорошее? Давайте проверим.

Дети подходят к коробке со смайликами и выбирают тот, который соответствует их настроению. Затем подходят к зеркалу и мимикой изображают своё настроение.

Игра «Ветер в лесу»

– Я вижу, что у вас хорошее настроение. Тогда поиграем в игру. Закройте глаза и прислушайтесь. (Фонограмма со звуками леса.) Куда мы попали? (Мы попали в лес.) Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки вверх.) Подул тёплый ветерок — ш-ш-ш: зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальчиками.) Подул холодный ветер — с-с-с: закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками.) Ветер затих. (Дети расслабляются.)

Игра повторяется сначала.

– Как шумела листва от тёплого ветерка? (ш-ш-ш). Как подул холодный ветер? (с-с-с).

– Как вы думаете, какие звуки придут к нам сегодня в гости? Звуки [с] и [ш]. (Выставляются изображения человечков.)

Постановка цели занятия.

– Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [с] и [ш]. Они приглашают нас совершить путешествие в Город Звуков.

Дети рассматривают панно с изображением Города Звуков. Учитель-логопед объясняет и показывает, что в городе есть площадь Всех Звуков, улица Гласных, мост Согласных звуков, переулок Твёрдых согласных, переулок Мягких согласных.

II. Характеристика звуков.

– Звуки просят нас угадать, где они живут в этом городе?

– Посмотрите, от площади Всех Звуков направо идёт улица Гласных, налево мост Согласных. Куда пойдут звуки [с] и [ш]? Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить, какие это звуки: гласные или согласные?

– Давайте вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных? Что мы знаем о гласных звуках? (Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные можно петь.) А что мы знаем о согласных звуках? (Когда мы их произносим, нам что-нибудь мешает: или губы, или зубы, или язык.) Закройте глаза и произнесите звук [с]: что-нибудь мешает? (Дети произносят звук и определяют, что мешают зубы, не дают воздуху проходить.) Какой же это звук, гласный или согласный?

– А теперь произнесите с закрытыми глазами звук [ш]: мешает что-нибудь? (Дети произносят и определяют, что мешает язык: поднимается к бугоркам.)

– Какой же это звук, гласный или согласный?

– Правильно, оба звука согласные. Куда же они пойдут? (Верно, они пойдут на мост Согласных.)

– От моста Согласных отходят два переулка — переулок Твёрдых согласных и переулок Мягких согласных. Куда же идти звукам? А для этого ещё раз произнесём звуки. (Дети произносят звуки и определяют, что они твёрдые.)

– Молодцы, ребята! Значит, звуки живут в переулке Твёрдых согласных. Но на одной стороне улицы домики с колокольчиками для звонких согласных, а с другой стороны домики без колокольчиков для глухих согласных. На какой стороне живут наши звуки? Какие они звонкие или глухие?

– Что мы знаем о звонких согласных? Звонкие согласные произносятся с голосом. А глухие согласные? Глухие произносятся без голоса. Чтобы определить, работает голос или нет, надо положить руку на основание шеи и произнести звуки. ( Дети определяют, что оба звука глухие, потому что голос «не работает».)

Учитель-логопед подводит детей к выводу, что звуки живут в переулке Твёрдых согласных, на стороне глухих согласных, в синих домиках без колокольчиков. Потому что звуки [с] и [ш] согласные, твёрдые, глухие.

– Чем же тогда они отличаются?

Наблюдение за артикуляцией.

Дети подходят к зеркалам и произносят поочерёдно звуки [с], [ш].

– В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [с]? (Губы улыбаются.) А когда мы произносим звук [ш]? (Губы округляются.) Правильно, молодцы. Посмотрите, у одного звука (человечка) ротик улыбается. Это звук…[с]. А у другого губы круглые, как бублик. Это звук…[ш].

– А язычок в каком положении? Закройте глаза и попытайтесь почувствовать положение языка. Когда произносим звук [с], язык находится где? (Лежит внизу, на дне рта.) А когда произносим звук [ш]? (Язык поднимается к верхним бугоркам.) Правильно. Посмотрите, у одного человечка рука поднята вверх. Это звук…[ш]. А другой вытянул руку в сторону. Это звук…[c].

Дети поочерёдно произносят звуки [с] — [ш], показывая рукой положение языка: ладонь горизонтально — [с], ладонь вертикально — [ш].

– А теперь я буду произносить звуки, а вы рукой показывайте положение языка. Учитель-логопед закрывает экраном рот, чтобы дети не видели артикуляции, и произносит звуки: с, ш, с, с, ш, ш…и т.д. Дети показывают рукой положение языка.

– А теперь пора в путешествие.

Учитель-логопед предлагает детям сесть в круг, взяться за руки и закрыть глаза.

– А сейчас мы с вами на одной большой лодке поплывём в Город Звуков.

Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает,
Вёсла в руки мы берём,
В Город Звуков мы плывём.

– Мы попали на площадь Всех Звуков. Здесь звуки собираются, чтобы поиграть в разные игры. Давайте и мы поиграем.

Дети встают напротив учителя-логопеда.

На горе мы видим домКистями рук сложить «домик».
Много зелени кругом.Волнообразные движения кистями рук.
Вот — деревьяРуками поднять вверх, расставив пальцы — «деревья».
вот — кусты.Располагая руки на уровнем груди, растопырить пальцы, прижимая большие пальцы друг к другу — «кусты».
Вот — душистые цветы.Пальцами показать «бутон», «распускающийся цветок».
Окружает все забор.Указательными пальцами нарисовать в воздухе забор, двигая ими от центра в стороны.
За забором — чистый двор.Погладить воображаемую поверхность, разводя руки в стороны.
Мы ворота открываем,Кистями рук показать, как открываются ворота.
К дому быстро подбегаем.Пальцами «пробежаться» вперёд, постепенно вытягивая руки от груди.
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»«Постучать» кулаком.
Кто-то к нам идет на стук.Ладонь приставить к левому уху, «прислушаться».
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли.
Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.

– А теперь выполним упражнения для губ и язычка.

Звучит музыка к песне «Осень наступила». Учитель-логопед вместе с детьми встаёт в круг. Педагог называет упражнение, дети выполняют под музыку артикуляционные упражнения, сопровождая артикуляционные движения движениями рук.

«Улыбка»Разведение рук в стороны
«Трубочка»Ладони перед грудью приближены друг к другу.
«Улыбка» -»Трубочка»Разводить ладони и сближать.
«Месим тесто»«Аплодировать», расположив ладони параллельно полу.
«Блинчик»Вытянуть вперёд руку ладонью вверх — блинчик.
«Часики»Соединить ладони перед грудью. Наклонять ладони вправо-влево, одновременно с движениями языка.
«Качели»Руки соединить в замок. Поднимать вверх и опускать вниз в соответствии с движениями языка.

Определение первого звука в слове.

– Смотрите, мы подошли к мосту Согласных звуков. Посмотрите здесь находится колодец. Он необычный. Педагог достаёт ёмкость с фасолью. Когда-то звуки уронили туда свои вещи и никак не могут их достать. Поможем им?

Дети достают из ёмкости картинки с изображением разных предметов (шуба, шапка, шарф, шорты, сахарница, салатница, солонка, супница).

Дети произносят правильно слова со звуками [с] и [ш].

– Но звуки не знают, как поделить вещи. Надо им помочь. Определите первый звук в слове и узнайте, кому принадлежит эта вещь. (Дети по начальному звуку определяют, какому звуку принадлежит предмет, и ставят картинку на наборное полотно рядом с символом (человечком) звука.

– Посмотрите на предметы, которые принадлежат звуку [ш]. Как назвать их одним словом? (Одежда.) А предметы, которые принадлежат звуку [с]? (Посуда.)

Определение лексического значения слова.

– Давайте ещё раз назовём предметы посуды.

– Супница. Что это такое? (Это посуда, в которую наливают суп.) Правильно. Супница от слова … суп.

– Салатница. Что это такое? (Это посуда, в которую накладывают салат.) Салатница от слова … салат.

Аналогично проводится работа со словами: сахарница, солонка.

– Молодцы, ребята! Вы постарались. Пора отдохнуть.

– Все движения разминки повторяем без запинки!

Пошагаем мы на месте.Ходьба на месте.
Эх! Руками машем вместе.Движение «ножницы» руками над головой.
Эхе-хе! Прогнули спинки,Руки на поясе, спину прогнуть.
Посмотрели на картинки.Посмотреть на потолок.
Эге-ге! Нагнулись ниже.Наклон вперед, руки на поясе.
Наклонились к полу ближе.Дотронуться руками до пола.
Э-э-э! Какой же ты лентяй!Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.
Потянись, но не зевай!Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.
Повертись на месте ловко.В этом нам нужна сноровка.Покружиться.

Составление предложений с заданными словами.

Игра «Пройди по мостику».

– Ребята! Звуки рады, что их вещи нашлись и просят вас помочь донести вещи до дома. Для этого надо пройти по мостику. Педагог кладёт на пол ребристую доску. Но прежде чем пройти по мостику, надо составить предложение со словом. По мостику надо идти осторожно, небольшими шагами, красиво: руки на поясе, спина прямая.

Дети составляют предложения и проходят по «мостику».

III. Подведение итогов занятия.

– Вот мы и дошли до переулка Твёрдых согласных. Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось? Давайте поблагодарим звуки за интересное путешествие. Что можно им сказать? (Большое спасибо. Благодарим вас. Было очень интересно. Мы были рады видеть вас.)

– Что было самым интересным? Самым трудным?

– Какие звуки мы учились различать?

– Чем они отличаются? А чем похожи?

Учитель-логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги.

– А хотите сделать подарки друг другу на память о нашем путешествии?

Дети получают листы цветной бумаги складывают сумку и кошелёк, используя технику оригами.

Нагорная Елена Викторовна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Звёздочка»,
г. Ершов Саратовской области

Методическая разработка логопедического занятия на тему: «Воздух – невидимка»

Содержимое публикации

Методическая разработка логопедического занятия на тему: «Воздух – невидимка»

Костырева Вероника Васильевна

Цель: Формировать у дошкольников представление о воздухе, познакомить со свойствами воздуха; развивать познавательную активность детей, учить рассуждать.

Задачи занятия:

Формировать представления детей о воздухе и его свойствах в жизни человека.

Закрепить знания о таком явление как ветер, причина его возникновения.

Развивать умение логически рассуждать, вызывать чувство любви к окружающим.

Воспитывать чувство ответственности за природу, развлечь и эмоционально настроить детей.

Ход занятия

Л: Ребята посмотрите у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.

Д: Здравствуйте.

Присаживайтесь поудобнее, перед зеркалом, выпрямляем спинку.

Упражнения с массажным мячиком

Я мячом круги катаю

Взад вперёд его гоняю

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

Этот шарик непростой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

– Сейчас мы выполним упражнения для горла, челюсти, щёчек, и гимнастику для языка и губ. Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.

А – а – а – 3 раза

Аэ –Аэ – Аэ – 3 раза

Набираем воздух в левую щёчку, затем в правую – 3 раза.

Переливаем водичку с щёчки в щёчку – 3 раза.

Губки трубочкой и втягиваем щёчки – 3 раза.

Для нижней челюсти

Жевательные движения – 3 раза

Нижней челюстью влево, вправо – 3 раза

« Прячем губки», «заборчик», «трубочка»

«Качели», «часики», «чашечка», «грибочек», «маляр»,

Упражнения с карандашом вертушкой.

Упражнение на развитие дыхания.

– Мы с вами сегодня будем рычать, заводить моторчик.

А поможет нам в этом упражнение «барабанщик» Губы трубочкой и дуем на салфетку – 3 раза. А затем дуем на неё 3 раза и произносим др др др . Если мы правильно дуем то салфетка должна взлетать.

Характеристика артикуляции звука [Р].

– Сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить вам, а вы повторяйте: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)

А теперь произносим тр – тр – тр – 3 раза

Затем др – др –др – 3 раза

Когда я сегодня пришла на работу на столе у себя я нашла письмо

Интересно, что в нем? Вместе с письмом вам пришла посылка с сундучком.

Письмо: Отгадайте что я?

Узнайте какой я?

Расскажите для чего я?

Ребят, что это может быть?

Л: В сундуке что-то должно быть, но я например ничего не вижу, а вы?

Д: Мы тоже.

Л: Может понюхаем?

(Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)

Л: Я ничего не понимаю…

Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука?

Мы видим только дно и стенки.

Может кто-то догадался, что это может быть?

Ответ: – Это Воздух!

Если дети не догадываются, то можно использовать загадку. (Загадка может быть написана на другой стороне листа)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем.

Это воздух.

Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в сундуке находиться Воздух.

Л: Ребята, а ещё в письме говорится, что вы должны узнать какой он? Как узнать какой воздух?

Д: Можно его исследовать.

Л: А где исследовать можно воздух?

Д: В лаборатории можно провести исследование Воздуха.

Л: Но у нас нет в кабинете лаборатории.

Ребята, а хотите, я открою вам маленький секрет?

Д: Да.

Л: Я немножко занимаюсь волшебством. Я могу вас, при помощи волшебной палочки перенести в лабораторию. Хотите?

Д: Да.

Л: Тогда закрывайте глаза. Буду творить чудеса.

Волшебство сейчас начнётся

Стоит палочкой взмахнуть,

Детям ярко улыбнётся,

Позовёт в далёкий путь! (приготовить стаканы с водой и трубочки)

Дети открывают глаза и оказываются в Лаборатории.

Л: Что такое лаборатория?

Д: Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают эксперименты.

Л: Правильно. А мы что будем исследовать?

Д: Воздух. Его свойства.

Л: Прежде чем приступить к исследованиям я хочу вам напомнить правило: в лаборатории руками ни чего не трогайте без разрешения. Запомнили.

Итак, приступайте к исследованию.

Опыт 1:

Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)

– Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

– Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

– Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)

– Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится?

Д: Воздух находится вокруг нас.

Л: Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух?

Д: нет.

Л: Значит, воздух какой?

Д: Воздух невидимый, прозрачный.

Опыт 2:

Ловим воздух. Закручиваем пакет.

Вывод: воздух можно поймать,

Л:но он невидимый.

А еще воздух какой?

Д: нет, воздух бесцветный.

Вывод: Воздух можно обнаружить и он бесцветный.

Опыт 3:

Л: Возьмите веера. Работа парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)

Л: Так что же такое ветер?

Д: ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

Л: Воздух стоит – ветра нет, движется ( например, движение веером) – возникает ветер.

Вывод: Ветер это движение воздуха.

Опыт 4:

Л: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.

Л: Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?

( при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)

Л: Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки?

Д: В духовых музыкальных инструментах.

Опыт 5:

Л: Давайте вдохнем носиками глубоко и выдохнем что вы чувствуйте?

Д: Ни чего.

Вывод: Воздух не имеет запаха, но мы им дышим. И без него мы сможем жить.

Скажите, как вы думаете? а где лучше дышать воздухом и полезнее. (в лесу)

А почему? Там нет машин и он чистый.

Ребята, вы ответили на 2 и 3 вопросы

Какой воздух? и для чего он нужен?

– Давайте соберем все выводы которые вы сделали после опытов, исследования воздуха, какой он.

1) Не видим, прозрачный.

4) Необходим всему живому.

Л: Вы сказали, что лучше дышать в лесу. Почему?

Д: Воздух там чистый.

Л: Вы просто молодцы. Все знаете.

Вы ответили на все вопросы, которые были вам заданы в письме?

Д: Воздух очень ценен для нас, для всех живых существ на земле.

А нам пора возвращаться обратно. ( закрываем глазки)

( произносится заклинание и дети возвращаются в группу)

Волшебство сейчас начнётся

Стоит палочкой взмахнуть,

Детям ярко улыбнётся,

Позовёт в далёкий путь!

Л: Ребята, вам понравилось сегодняшнее небольшое путешествие в лабораторию?

Д: Да.

Л: Чем понравилось?

Ответы детей. (Закрепление свойств воздуха, его значение).

6. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

Ребята, о каком звуке мы с вами говорили в начале занятия?

7. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

– Покажите мне, как заводится «мотор».

– Покажите, где находится язычок, когда мы произносим звук «Р».

Вы молодцы. Сегодня вы поработали очень хорошо. Говорите до свидания!

Ссылка на основную публикацию