Конспект занятия о воде

Конспект занятия «Как важна вода»

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ.Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!

Автор: Краюшкина Елена Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад №4 «Радуга», г.Рыбное, Рязанская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Конспект занятия на тему “Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды”

Цели:

  • Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, интересного.
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
  • обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

Оборудование:

  • глобус,
  • рисунок-схема “Круговорот воды в природе” ,
  • 12 стаканов с водой,
  • цветные палочки,
  • термос с горячей водой,
  • 10 ч. ложек ,
  • 12 сахаринок,
  • одеколон,
  • зеркальце,
  • тарелка со спичками,
  • 10 стаканов,
  • банка с водой.

Ход занятия

– Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )

-А что такое глобус?

(Глобус- это модель Земли.)

– А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, объясняют)

– Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…..)

– Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша , то есть материки. (показать на глобусе)

– Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода :моря, океаны, реки , озёра )

– Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

– Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

– Почему? (Дети объясняют)

– А что вы знаете о воде? Какая она?

– Кому нужна вода?

– Зачем вода нужна растениям?

– А как они её получают?

– Почему животные не могут жить без воды?

– Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

– Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

– А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

– Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях ,в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, по- этому.люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

– А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается , в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

– А как вода поступает в реку?

– Ребята, что такое круговорот воды в природе?

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя , зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу” )

– Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки ( “под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками .встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка” ). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой .А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

– Ребята, а какие вы знаете свойства воды ?

– Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

Опыт 1. Вода -жидкая.

(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

Вывод: – Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

Опыт 2. У воды нет формы.

Налить воду в сосуд разной формы( в пробирку, стакан, блюдце)

Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать ,почувствовать запах.

Вывод: У воды нет запаха , но может приобретать запах другого вещества.

Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

Взять стаканы с кипяченой водой , попробовать ее вкус , добавить в разные стаканы сахар , соль , лимонный сок , размешать и ещё раз попробовать её вкус.

Вывод: У воды нет вкуса ,но вода может приобретать вкусы других веществ.

Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.

Опыт 6. Пар – это тоже вода.

Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце , видны капельки воды (зеркальце запотело)

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 7. Спичечные бега.

В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара , спички изменили своё положение. Почему?

Вывод : Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка , а каком – нет. Почему ?

Вывод: Вода – прозрачная , а молоко – нет .

– Ребята , представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами” . Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках ?

– Ребята , непрозрачная ( мутная) вода не пропускает солнечных лучей , а без этого в водоёмах : реках , озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности , то нечем будет питаться животному миру , рыбам .

Всем нужна чистая , прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы , водунужно беречь и беречь природу на нашей планете !

(Чтение стихотворений детьми)

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
– Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
– Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
– Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Елена Королёва
Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Существует много приемов и методов, которые используются в коррекции речевых нарушений. Хочу остановиться на одном из них. Это использование песочницы.

Именно в песочнице ребенок строит свой первый дом в жизни, сажает дерево, придумывает сюжет. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно.

Игры с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играя в песке, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Именно поэтому, в играх с песком можно проводить коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Читайте также:  Командные игры для детей с ОНР

Сам принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Я хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР.

Я начала свою работу с демонстрации песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта, они символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно, оно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный».)

Далее вместе детьми рассмотрели коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)

С правилами поведения в песочнице мне помог сказочный персонаж Песочная фея.

«Ребята, посмотрите Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

И после этого начала работу со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

При знакомстве с песком дети “здоровались” с ним, гладили, пересыпали, рисовали на нем; описывали и сравнивали свои ощущения, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, крупный или мелкий, мокрый или сухой.

Упражнения на совершенствование мелкой моторики

– скользили ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполняли те же движения, поставив ладонь на ребро;

– создавали отпечатками ладоней, кулачков всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

– “проходили” по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно. Затем группировали пальцы по два, три и т. д. Создавая загадочные следы, а затем вместе фантазировали, кому они принадлежат! (прошли медведи, проскакал заяц, проползла змейка, пробежали жучки-паучки)

«Играли» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигались не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

С помощью таких упражнений как «Песочный дождик» и «Песочный ветер» дети узнали, что в песочной стране может идти дождь (дети набирали в ладони песок, поднимали их и сыпали песок в песочницу.) и дуть ветер. Изображая ветер при выдохе они легко дули на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Перед упражнениями на развития

диафрагмального дыхания

обращала внимание детей на то, что песчинки очень мелкие и легко разлетаются в разные стороны. Они могут попасть в глаза соседу, если дуть очень сильно. Поэтому дуть в трубочку надо медленно, плавно и аккуратно.

– «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

– «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

– – «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь

Артикуляционные упражнения

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

– «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

– «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

– «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

автоматизации изолированных звуков

использовала такие игры:

– «Сильный мотор» автоматизация звука Р произносится звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку,

– «Горочка» Автоматизация звука С – набрать в руку песок у и произносить звук С, насыпая горку.

– «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

развития фонематического слуха

использовала такие игры:

– «Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки» – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города» – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Найди, что в песке» – дети отбирают только те игрушки в названии которых есть автоматизируемый звук или, отобрав игрушки с заданным звуком, определяют позицию звука в слове.

грамматического строя речи

, через игру «Лодочка» – можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

– предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

– наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Используя игровые упражнения:

«Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда дети отгадывают, дает инструкции словами «правее», «левее», «прямо» и т. д., чтобы дети нашли спрятанную вещь.

«Я делал – я сделал»

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)

Упражнение «Нет кого?» Возможны варианты: педагог прячет в песок животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?» Если стоит цель образование притяжательных прилагательных, то задача ребенка изменение слов по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

Обучение грамоте

– «Напиши на песке»– ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.

«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы “Л” в “А”, “Ч” в “Т”, “О” в “Я” и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

связную речь

, составляли предложения по найденным в песке игрушкам на автоматизируемые звуки.

В игре «Дорисуй картинку и составь предложение» – рисовали на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка была дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»).

Игра «Друзья» – при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?» – при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Начни предложение» – ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

Отыскивая картинки в песке, и через игру «Для чего это нужно?» учились отвечать полным предложением упражнялись в составлении описательных рассказов используя, лексические темы: «Домашние животные», «Рыбы», «Игрушки». Дети находили в песке игрушки и составляли рассказ – описание.

Итак, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

• игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

•позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

• песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.

• значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Ярошевич Т.Я., учитель-логопед,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 12
г. Белгород, Россия
Оригинал статьи скачать
Сертификат: не выдан

Все мы помним, как в детстве любили играть с песком, с каким удовольствием мы строили замки, тоннели, города, варили супы и каши из песка и кормили ими кукол. Ведерко, совочек, формочки – первое, что приобретают ребёнку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая. Между руками ребенка и песком возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, нарисовать целые картины. В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно, все понятно и близко.
Естественная потребность детей играть с песком навела нас на мысль использовать песочницу в своей работе. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. В логопедическом кабинете размещены два песочных ящика, размером 50х70х8 см, выкрашенные в голубой цвет. Один используется для рисования песком на стекле – песочная анимация (с подсветкой), а второй как песочница. Песок в них просеян, промыт и подвергнут обработке – прокаливанию в духовке.
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии [1, 4].
Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

• развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, гладкое – острое, твердое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения) [2, 6];
• существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге – это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);
• стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [1, 5];
• расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог);
• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Для организации игр с песком понадобится большое количество различных пластмассовых фигурок (в том числе используются фигурки из киндер-сюрпризов), маленькие настольные игрушки, природный и бросовый материал. Весь материал подбирается по лексическим темам.
Техника рисования песком на стекле (песочная анимация) проста. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений. Например, предложить ребенку побыть волшебником, превращая буквы: букву Л – в букву А, букву Г – в букву Т и т.п. [2, 28]. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.
Описанные ниже игры-упражнения используются как для индивидуальной коррекционной работы, так и для подгрупповой.
Артикуляционные упражнения.
«Накажи непослушный язычок» – губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.
«Барабанщик» – языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося звук д-д-д, одновременно указательными пальцами обеих рук ритмично, в такт щелчкам, «стучать по песку».
«Утюжок» – широким кончиком языка поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Катание шарика» – языком делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
Упражнения для развития дыхания.
«Песочный ветер». Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Ребенок дует в коктейльную трубочку на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
«Волшебный ветерок». В песочницу насыпается немного песка, чтобы при сдувании было видно дно. Ребенок дует в коктейльную трубочку и «рисует» на песке предложенные учителем-логопедом буквы.
«Ровная дорога». От детской машинки учитель-логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
«Волшебный коврик». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Формирование кинестетических ощущений и мелкой моторики рук.
«Скачут лошадки». Детям предлагается, проговаривая слова, «скакать по песку»: «По дороге белой, гладкой, скачут пальцы, как лошадки».
«Аты-баты». Предлагается, проговаривая слова, «шагать по песку»:
«Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар».
Автоматизация и дифференциация звуков.
Автоматизация изолированных звуков.
«Горка». Ребенку предлагается взять в оба кулачка песок и насыпать его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». А затем разрушить свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».
«Мотор». Ребенок произносит звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – ребенок в толще песка ищет игрушку – машину. Найдя её, произносит этот звук.
«Ищем клад». Ребенку предлагается выбрать из наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать её.
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.
«Строим дорожку». Ребенку предлагается построить на песке дорожку из листочков, «прошагивая» двумя пальчиками по дорожке, повторять заданные учителем-логопедом слоги (например: «сва-сво-сву», «сма-смы-смо»). А затем рядом построить дорожку из камешков, шагая по ней повторять слоги «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо». (Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).
Автоматизация и дифференциация звуков в слове.
«Найди игрушку». Учитель-логопед закапывает в разных местах песочницы игрушки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Затем предлагает ребенку раскопать песок и назвать, с каким звуком в названии он нашел игрушку.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Веселые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
«Песочный дождик». Учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребенок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
Слоговые сочетания: ба – па, та – да, са – за, ма – на – ма, да – та – да.
Слова: кот – год – кот; том – дом – ком, басня – башня – пашня.
«Новоселье». В песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).
Слоговая структура слова.
«Назови предмет». Учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребенку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.
«Веселый поезд». Учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.
Звуковой анализ слова и предложения.
«Слово рассыпалось». Ребенок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
«Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать на песке слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (РАК-МАК).
«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
Формирование лексико-грамматических представлений.
«Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зеленый; елка – пластмассовая, колючая и т.д.).
«Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребенку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)
«Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребенку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слоненок и т.д.).
«Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребенку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка – много чашек, одно блюдце – много блюдец и т.д.).
Развитие связной речи.
«Что у нас, а что у вас?» (составление распространенных предложений, усвоение степеней сравнения прилагательных). Учитель-логопед рисует на песке улицу (дома, деревья), ребенку предлагается дорисовать картину и закончить фразу (в нашем городе улицы длинные,… а в нашем городе еще длиннее; в нашем городе дома большие, … а в нашем городе еще больше.).
«Предложение договори, и его ты повтори» (на употребление глаголов в единственном и множественном числе). Учитель-логопед рисует на песке детенышей домашних животных, ребенку предлагается дорисовать одного детеныша и закончить фразу (котята лакают, а котенок…(лакает); щенята бегут, а щенок… (бежит).
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Читайте также:  Конспект выпускного логопедического занятия 'Здравствуй школа!'

Список литературы
1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.
2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 80 с.
3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. – 2006. – №1. – C. 66-74.
4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009г.

Использование игр с песком для формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

«Использование игр с песком для формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи»
На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО главной особенностью организации образовательной деятельности является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Учитывая выше перечисленное, возникает вопрос – за счет чего можно повысить эффективность процесса обучения в коррекционной группе? Чтобы действительно канули «в лета» жестко регламентированные занятия. Как правильно организовать специфическую детскую деятельность, подразумевающую их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации? Но при этом процесс обучения должен остаться!
Игра имеет большое значение в развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, большой опыт в этом получают в песочнице, игры с песком являются свободными:дети как хотят, что хотятстроят, перестраивают, фантазируют. Педагогическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи(далее – ОНР) более интересной, увлекательной, продуктивной.
Цель работы:
Формирование фонематических процессов удетей с ОНР на основе активного использования игр с песком.
Задачи:
1.Создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования фонематических процессов;
2.Разработать и внедрить разнообразные задания, игры с песком для последовательной работы по формированию фонематических процессов у воспитанников;
3.Повысить результативность процесса обучения посредством использования игр с песком, которые способствуют не только формированию фонематических процессов у воспитанников, но и развитию познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности;
4.Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества воспитанников во время индивидуальной и подгрупповой работы, тем самым совершенствуя навыки позитивной коммуникации.
Для более эффективной работы с детьми на первоначальном этапе важно было организовать образовательное пространство, с разнообразным оборудованием для песка, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО: информативности, доступности, вариативности, полифункциональности – и обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, поможет им в самовыражении. С этой целью было изготовлено по собственному проекту оборудование:
«Световой короб»
«Световой короб» – (создан самостоятельно) контейнер большого размера матовый, где роль экрана играет крышка с бортиками, в качестве света использую фонари, крышка покрыта песком.

«Цветовые параллели»
«Цветовые параллели» – (авторская игра) представляет собой 16 ячеек, основных цветов, скрепленных между собой, каждая ячейка заполнена наполовину песком.

«Веселые человечки»
«Веселые человечки» –
(модернизированы) представляют собой латексный шар туго набитый песком с небольшим количеством крахмала, поэтому он легко меняет форму.

Оборудование имеет ряд преимуществ перед фабричным: оно переносное, легкое, ребенок может в любое время индивидуально работать с ним в любой части групповой комнаты.
Фонематические процессы включают в себя развитие фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений. Работу по совершенствованию этих процессов включаю в каждое занятие.
Для того, чтобы показать как игры с песком и созданное оборудование
усиливают мотивацию к выполнению задания, за счет чего вызывается интерес к овладению детьми фонематическими процессами, приведу пример: занятие по теме «Звук Ф» в коррекционной группе».
На организационном этапе заинтересовываю детей с помощью игровой мотивации – «Верни ежику его звук». Отправляемся в путь, предлагаю «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (пальчиковая гимнастика). Это способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Начинаем работу по совершенствованию фонематического анализа. В первую очередь нужно определить, какой мы ищем звук. Предлагаю детям подойти к «Световым коробам». Они придают таинственность, тем самым вызывают у детей желание разгадать эту тайну. Задаю вопрос: «Как узнать, что спрятано под песком, не дотрагиваясь до него?». При этом в виде подсказки предлагаю детям разнообразные предметы: палочку, трубочку, камень, веревочку и т.д. Воспитанники путем рассуждения приходят к выводу, что сухой песок легкий, его можно сдуть через трубочку. Сдувают, тем самым вырабатывают правильный выдох. На дне находят силуэт предметов: фонарь, фартук, флаг. Проговаривая вслух эти слова, дети находят повторяющийся в них звук «Ф». Спрашиваю: «Как вы думаете, почему ежик потерял именно этот звук?» Отвечают, что ежики фыркают. Произносят звук, подражая ежам, даем характеристику звука – он согласный, твердый, глухой.
Далее детям предлагается превратить эти предметы в объемные, то есть сделать налеп на силуэте. Пробуют из сухого песка, он рассыпается, и контур становится размытый. Приходят к мысли, что нужно намочить песок, тогда он склеится и можно вылепить предмет. Каждый ребенок делает практическое действие. На данном этапе воспитанники усваивают систему научных понятий, приобретают экспериментальные способы познания окружающей действительности, что позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, развиваютего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Переходим к определению наличия или отсутствия звукаиз ряда других звуков при помощи «Веселых человечков», которые представляют собой латексный шар наполненный песком, благодаря чему, он может принимать разную форму. Даю детям задание: когда они услышат звук «Ф», слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передают эмоции «человечков» и одновременно развивают слуховую память.
Обучаю воспитанников навыку синтеза слога. Выставляю «человечков» парами, (первый синий рядом красный с условным обозначением звука «А», в виде рта – большого круга). Ребенок соединяет звуки и получает слог «ФА». Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.

В следующей части занятия, учимся выделять позицию звука в слове. Детям предлагаю игру «Цветовые параллели», которая представляет собой 16 ячеек основных цветов, каждая ячейка заполнена наполовину песком. Воспитанники делятся на пары, им выдается план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Ребята договариваются, кто читает схему (например, первый предмет находится в желтом ряду, во второй сверху ячейке и т.д.), а кто с помощью кисточки находит предметы. Далее пары определяют и проговаривают, где спрятался звук.

Предметы расселяют в разные секции песочного стола: в правой располагают предметы со звуком в начале слова, в левой – в конце слова.Тем самым воспитываю умение чувствовать своего партнёра, развиваю навыки сотрудничества, обеспечиваю способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. На данном отрезке параллельно идет развитие пространственных представлений, чем повышаю результативность и качество деятельности (продуктивно-творческой, познавательной).
Заключительный этап направлен на развитие фонематических представлений: придумайте слова с любимым звуком ежика, нарисуйте эти предметы на «Световом коробе», чтобы еж обрадовался. С помощью рисования на песке развиваю у дошкольников сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал.
В целом, игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает их прекрасным средством для развития ребенка.
Таким образом, применение игр с песком,становятся важным условием саморазвития и самоутверждения воспитанников, так как воспринимаются ими как игровая деятельность. Ценно то, что и в самостоятельныхиграх дети включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального мышления и интеллекта.Данный метод даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

  • pecok
    Использование игр с песком для формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 14

Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука (Р)

Перезвоните мне

Аннотация: С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Статья:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Используя кинетический песок,можно решать следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Как вы знаете, игра с песком – это одно из самых любимых занятий детей. Игра с песком – это не просто время провождение. Это много эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного «ковыряния» в песке получается образовательный процесс. Ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

В первый раз Вы можете поиграть с ребенком вместе, в дальнейшем он может сам или с кем-то из сверстников или других взрослых проигрывать уже известные ему игры. Даже 15 – 20 минут, которые ребенок проведет, играя в песочнице, положительно скажутся на его развитии и настроение.

Игры с песком отличаются простотой, возможностью создания новых форм, возможностью разрушения песочной композиции, ее реконструкции, а также многократного создания новых сюжетов. Ребенок строит замок из песка, какое – то время любуется им, а потом сам разрушает этот замок, и с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему – то новому. И так происходит бесконечно. Проживая это многократно, ребенок достигает состояния равновесия, успокаивается.

Упражнения и игры с космическим песком способствуют:

1. Снятию психоэмоционального напряжения и создания положительного настроения.

2. Развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.

3. Развитию воображения, творческого потенциала.

4. Развитию мышления, речи, памяти, внимания.

5. Развитию интеллекта, обучению новым навыкам.

6. Формированию положительных черт характера.

Упражнение «Необыкновенные следы»

(Развитие тактильной чувствительности, 2-5 лет)

Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке, то, как передвигаются животные.

«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.

Игра «Буквы» (Обучение алфавиту, 4-6 лет)

Для увлекательного и быстрого запоминания букв Вы можете смоделировать их вместе с ребенком. Для этого слепите вместе с ним любую букву. Оживите ее с помощью глазок, ротика или других предметов. Поговорите с ребенком об этой букве, о том какие слова начинаются на эту букву. Слепите эти предметы их песка.

Игра «Цветные острова» (Развивает воображение, 5-7 лет)

Предложите ребенку взять песок и создать острова.Затем украсить их с помощью миниатюрных фигурок или других сподручных материалов: пуговиц, камушек, бусин и т. д. Предложите ребенку отправиться в путешествие по этим островам. Рассказать, что на них растет, какие животные живут и т. д.

Игра «Песочные строители» (Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти, 5-6 лет)

Нарисуйте домик на листе бумаги или возьмите готовую картинку, предложите ребенку посмотреть и запомнить, а затем самостоятельно построить па памяти. Если он не справляется, помочь, дать инструкцию.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);

«Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

«Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок – соответствующих слогам слова);

«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок – соответствующих количеству слов в предложении);

«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)

«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Рубрика: Психология

Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17

Статья просмотрена: 1788 раз

Библиографическое описание:

Комарова, М. Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / М. Ю. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 695-697. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26211/ (дата обращения: 07.01.2021).

Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи перспективными методами воздействия являются нетрадиционные. В специальной педагогике для коррекции все чаще их применяют, так как они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-терапия и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной — песочная терапия.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Задачи песочной терапии для детей с общим недоразвитием речи:

Развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Песок развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Рисование непосредственно пальцами по песку, способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики:

 поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

 «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

 создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

 «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

 «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

 сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они).

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Развитие коммуникативных навыков

выражение чувств и эмоций

 Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент Часто дети с ОНР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Развитие познавательных процессов

Дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. У детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Именно благодаря занятиями на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Борьба со стрессом. Снятие психического напряжения.

У любого творчества есть антидепрессивное действие. Занятия песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Для организации песочной терапии понадобится:

 ящик для песка (песочница);

 песок (обычный, но просеянный, промытый и прокаленный);

 коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница — деревянный ящик.

Его размер в сантиметрах: 50х70х7. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

В качестве материала для изготовления песочницы лучше всего подходит дерево. Ведь дерево — природный материал.

Лучше всего для песочницы использовать объединение двух цветов: естественного цвета дерева и голубого. Дно и бортики (за исключением внешней стороны) красятся в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а бортики — небо. Важно, что голубой цвет успокаивающе влияет на человека. Кроме этого, наполненная песком, голубая песочница выступает миниатюрной моделью человеческого восприятия нашей планеты.

Экземпляры коллекции миниатюрных фигурок должны быть высотой, желательно, не более 8 см.

В набор игрушек может войти все, что встречается в окружающем мире. Материал должен обеспечить любую фантазию. Кроме фигурок можно иметь пластилин, кусочки ткани, камни, перышки и т. д.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. — 48с.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева — СПб.: Речь, 2008.- 340с.
  4. Инновации — в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. — 232 с.
  5. Набойкина. Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е. Л. Набойкина — СПб.: Речь, 2006.-144с.
  6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович — СПб.: Речь,2006.– 176с.
Ссылка на основную публикацию