Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Конспект логопедического занятия «Формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков»

автор: Антонова Дина Юрьевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №42», г. Коммунар, Ленинградской области, Гатчинский район

Конспект логопедического занятия «Формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков»

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: Развивать слуховое внимание и восприятие на материале неречевых звуков.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формирование у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;
  • Активизация словаря по теме « Осень»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие речи, внимания и памяти детей;
  • развитие слухового внимания; фонематического восприятия детей;
  • развитие общей и мелкой моторики у детей;
  • развитие мимической, лицевой мускулатуры;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Музыкальные инструменты, шумовые коробочки, счётные палочки, листики с разных деревьев, магнитола.

Ход занятия.

— Ребята, отгадайте загадку.

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

— Правильно, это звуки. Звуки окружают нас повсюду. А какие звуки мы можем услышать?

— Ребята, я приготовила для вас коробочки. Возьмите каждый по одной. Потрясите поочереди коробочку.

— Некоторые коробочки звучат по-разному, а некоторые одинаково.

— Я предлагаю вам найти пару.

— Молодцы, слушали внимательно.

— Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку, а куда мы пойдём, догадайтесь сами.

— Правильно, в парк.

-А как вы догадались, что это парк, а не лес?

— А можем ли мы догадаться какое время года? Как вы догадались?

— Я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Осень»

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: — похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. — кулак, ребро, ладонь

— А теперь идём в парк

— Закройте глаза, давайте прислушаемся.

-А вы узнали, что это?

— Правильно, мы повсюду можем слышать звуки и на слух определить что звучит.

Вдруг появляется Незнайка.

— Ребята, здравствуйте! Вы узнали кто я?

— Мы вчера с малышами и малышками гуляли в парке, а Гусля забыл где-то тут свои музыкальные инструменты. Он взял их с собой, чтоб нам было веселей гулять. Но мы никак не можем их найти. Вы не видели?

— А вот они. Хотите посмотреть какие у Гусли инструменты?

— Ребята,музыкальные инструменты тоже издают звуки. Давайте, поиграем. Я сейчас за ширмой, чтоб вы не видели, буду играть на музыкальном инструменте, а вы попробуете на слух отгадать, что это за инструмент.

— Молодцы, вы были внимательными.

— Ребята, с вами очень интересно, но мне пора, Гусля заждался. До свидания, может ещё увидимся с вами.

— А мы продолжаем нашу прогулку по парку.

— Ребята, посмотрите под ноги, что это лежит на дорожках.

— А как называется природное явление, когда опадают листья?

— Я вам предлагаю поиграть в игру: « Листопад»

— Посмотрите, на дорожке лежат листья. Возьмите каждый по одному листочку в правую руку.

— Когда вы услышите звук ветра, вы возьмёте по одному листочку и пока слышен звук, ваши листочки будут лететь. А как только звук ветра стихнет, листочки упадут.

— Ребята, давайте рассмотрим с каких деревьев упали листочки.

Листик с берёзы, листик какой? Листик с клёна, листик какой? Листик с рябины, листик какой? Листик с осины, листик какой? Листик с дуба, листик какой? Листик с тополя, листик какой?

-А сейчас мы из палочек соберём листик. Вы узнали, с какого дерева этот листик?

Что мы сегодня слушали?

— Какие звуки мы слышали?

— Звуки мы слышим или видим?

— А что помогает человеку слышать звуки?

— Что вам больше всего понравилось на занятии?

— Молодцы, вы были внимательными.

— Сейчас мы будем выходить из кабинета под звук бубна.

Дети дают ответ.

Дети дают ответы (стук в дверь, звук шагов, звук дождя и т.д.)

Дети ищут коробочки, звучащие одинаково и становятся парами.

Дети рассматривают слайд. Предположения детей.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Осень»

Дети становятся парами, идут. Потом останавливаются и прислушиваются.

Ответы детей (шум листьев, птицы поют, звук ручейка)

Дети встают парами, идут.

Звучат звуки природы.

Дети отвечают (шум листьев, звук ручейка, пение птиц)

Незнайка ищет и находит мешок с инструментами.

Незнайка достаёт инструмент играет на нём и называет неправильно, а дети поправляют Незнайку.

Дети слушают и отгадывают.

Дети прощаются с незнайкой.

дети встают парами и идут по дорожкам

Играют в игру «Листопад»

Дети бегут с листочками по кругу

Дети собирают из палочек кленовый листик по образцу.

Дети дают ответы.

    1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.
    2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб, 1994.
  1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Мю, 1996.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.

Занятия по развитию фонематического восприятия

Занятия по развитию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I ЭТАП: На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Фонематическое восприятие

I ЭТАП

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова .

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Фонематическое восприятие

Различение слов, близких по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед называет детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Фонематическое восприятие

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

Фонематическое восприятие

3. Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)

Учить р азличать слоги

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

3. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

Фонематическое восприятие

V ЭТАП Учить р азличать фонемы родного языка . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:1) логопед произносит звуки кратко;2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

4.) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

V ЭТАП Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

5. Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

VI ЭТАП Фор мирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

4. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан., пау., вени.” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед

Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей

Разделы: Логопедия

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки – наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Чистота речи зависит от многих факторов: от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их “тренировки” часто не достигают нужного уровня развития.

Читайте также:  Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.

У умственно отсталых детей способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Дети затрудняются в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слова из речевого потока. Дети нечётко различают на слух фонемы (звуки) в собственной и чужой речи. У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения.

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих. Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия.

– Расширить рамки слухового восприятия.

– Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.

– Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.

– Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

– Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.

Приёмы коррекционной работы:

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Игры и игровые упражнения

1. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

4. “Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

7. “Кто внимательный?”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.

8. “Угадай, что делать”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

9. “Угадай, кто идет”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.

10. “Запомни слова”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

11. “Назови звук” (в кругу с мячом).

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Логопед. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например, “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” – “л”; “самолёТ” – “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.

12. “Угадай, кто сказал”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

13. “Кто придумает конец, тот и будет молодец”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

а) Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя – … (петушок).

б) Я сегодня утром рано
Умывался из-под…(крана).

в) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко).

г) Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния…(сверкнула).

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

15. “Найди нужные слова”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Логопед выставляет все картинки, даёт задания.

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”.

16. “Делай правильно”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Логопед в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед. Пчёлы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчёл много они гудят: “Зззз – зззз – зззз” (дети повторяют). Одна пчела поёт ласково: “Зь – зь – зь”. Вы будете пчёлами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) – поляна с цветами. Утром пчёлы проснулись и загудели: “Ззз – ззз” (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребёнка) полетела за мёдом крылышками машет и поёт: “Зь – зь – зь” (ребёнок имитирует полёт пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).Вот ещё пчела полетела (дотрагивается до следующего ребёнка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много мёда и полетели в улей: “Зь – зь – зь”; прилетели домой и громко загудели: “Зззз – зззз – зззз” (дети имитируют полёт и произносят звуки).

18. “Назови первый звук слова”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на речевом материале.

Логопед. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” – “б”; “Кукла” – “к”; “Гитара” – “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

19. “Волшебная палочка”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т.п.).

Логопед и дети рассматривают предметы в комнате. У логопеда в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как можно четче. Логопед постоянно обращает внимание детей на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами.

20. “Игрушка ошибается”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” – “шкаф” и т.п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

21. “Так ли это звучит?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Логопед предлагает детям разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляется с заданием, логопед помогает, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, логопед и дети вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

22. Игры со звуковыми символами

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10×10 см. Символы рисуются красным фломастером, так как пока мы будем знакомить детей только с гласными звуками. Впоследствии при обучении грамоте дети познакомятся с делением звуков на гласные и согласные. Таким образом, наши занятия будут иметь пропедевтическую направленность. Цвет звуков отложится у детей, и они без труда смогут отличать гласные звуки от согласных.

Рекомендуется познакомить детей со звуками а, у, о, и в той последовательности, как они перечислены. Звук а обозначается большим полым кругом, звук у – маленьким полым кругом, звук о – полым овалом и звук и – узким красным прямоугольником. Знакомьте детей со звуками постепенно. Не переходите к следующему звуку, пока не убедитесь, что усвоен предыдущий.

При показе детям символа называйте звук, четко артикулируя. Дети должны хорошо видеть ваши губы. Демонстрируя символ, можно соотнести его с действиями людей, животных, предметов (девочка плачет “ааа”; паровоз гудит “ууу”; девочка охает “ооо”; лошадка кричит “иии”). Затем произнесите звук вместе с детьми перед зеркалом, обращая его внимание на движение губ. При произношении звука а рот широко открыт, при артикуляции у губы вытянуты в трубочку. Когда мы произносим звук о губы выглядят, как овал, при воспроизведении и – они вытянуты в улыбку, зубы обнажены.

Вот как примерно должно звучать ваше пояснение к самому первому символу а: “Человека повсюду окружают звуки. Шумит за окном ветер, скрипит дверь, поют птицы. Но самыми важными для человека являются звуки, при помощи которых он говорит. Сегодня мы познакомимся со звуком а. Давай произнесем этот звук вместе перед зеркалом (произносят звук длительно). Этот звук похож на тот, который издают люди, когда плачут. Девочка упала, она плачет: “А-а-а”. Давай еще раз вместе произнесем этот звук (длительно произносят перед зеркалом). Посмотри, как широко открыт рот, когда мы произносим а. Произнесите звук и посмотрите на себя в зеркало дети самостоятельно произносят звук а). Звук а мы будем обозначать большим красным кружком (демонстрирует символ), таким же большим, как и наш ротик при произнесении этого звука. Давай еще раз вместе пропоем звук, который нарисован у нас на карточке. (Смотрят на символ звука и длительно произносят его).

Аналогично строится пояснение к другим звукам. После знакомства с первым звуком можно познакомить детей с игрой “Кто внимательный?”.

23. “Кто внимательный?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе один символ звука или несколько. Логопед называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.

24. “Звуковые песенки”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Перед детьми звуковые символы. Логопед предлагает детям составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, как плачет ребенок УА, как мы удивляемся 00 и другие. Сначала дети определяют первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем – второй. Потом дети с помощью логопеда выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого “прочитывает” составленную им схему.

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Читайте также:  Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед

Перед детьми символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга Логопед показывает детям картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: “У-у-удочка”. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

26. “Сломанный телевизор”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе символы звуков, перед логопедом плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком. Логопед объясняет детям, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем логопед беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующий символ. Затем дети могут сами “поработать в качестве диктора” в сломанном телевизоре.

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Логопедический сайт БОЛТУНИШКА Материал сайта

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Логопедический сайт БОЛТУНИШКА:

Материал сайта: Аверина Кристина: k_averina@

Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha @

Автор данного материала:

Бондаренко С.В., учитель-логопед МДОУ № 4 «Сказка»

г. Заозерск, Мурманская обл.

Тема: Звук [ C ]. Буква « С»

закрепить навыки четкого различения и произношения звука [C] в слогах, словах, фразах;

выделять звук [C] в начале, середине, конце слова;

деление слов на слоги;

звуковой анализ слов;

подсчет предложений в тексте;

составление схемы предложения;

составление предложений по предметным картинкам;

упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных;

знакомство с буквой «C»;

развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;

предметные картинки со звуком [C];

игрушки со звуком [C];

наборы для звукового анализа слов;

веревочки и палочки;

Логопед:
К нам сегодня в гости пришла Соня. Она еще маленькая, о звуках, словах и предложениях ничего не знает. Давайте покажем Соне свои знания. Садись, Сонечка и послушай наших ребят.

Я говорю слово, а вы называете все звуки по порядку: сок, суп, сам, сын, сом, нос.

2-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Логопед:
Послушайте внимательно, я вам буду говорить слова, выделяя тот звук, который мы сегодня будем изучать: скамейка, миска, сова, насос, капуста, сумка, посылка, пылесос.

Какой звук я выделяла голосом?

З-ИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Артикуляция звука.
Характеристика звука.

4-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Са-са-са – самокат, сова, лиса
Сы-сы-сы – волосы, усы, весы
Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос

5-ЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Выделение на слух звука [С].

Логопед:
Закрываем глазки. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши на звук [С].
Послушайте слова: сом, щетка, зайка, собака, шум, самолет, зубы, цапля, шуба, квас, сон.

6-ОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Логопед:
Сейчас мы поиграем в игру «Чудесная сумочка»:

достаем из сумочки картинку и говорим, где находится звук [С] (в начале, середине или конце слова);

достаем из сумочки предмет и делим слово на слоги;

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СОВА»

Логопед:
Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Да, конечно, это Сова.
Какой первый звук в слове «сова»?
Это мудрая Сова, она учит зверей в лесной школе.
Давайте расскажем Сове о её имени. Сделаем звуковой анализ.

ПОДСЧЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Логопед:
Я прочитаю текст, послушайте его внимательно.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Соня и Саня вышли гулять. Они взяли с собой совок и санки. Соня с Саней катались на санках, а потом лепили снеговика. Им было весело.

Давайте посчитаем, сколько предложений в тексте.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Логопед:
Ребята, давайте составим схему предложения «Выпал пушистый снег».

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ

ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Абрикос – абрикосик.
Ананас – ананасик.
Нос – носик.

Пёс – песик.
Хвост – хвостик.
Колесо – колесико.

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «С»

– показ буквы;
– выкладывание из веревочки и палочек;
– рисование буквы на столе и в воздухе;

Логопед:
Соне очень понравилось, как вы отвечали. Она узнала много нового и тоже хочет учиться. Соня говорит вам большое спасибо.

Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

Интересные упражнения и игры на развитие фонематического слуха у младших и старших дошкольников

Обязательное условие формирования чистой и правильной речи у ребенка — способность хорошо слышать, четко улавливать звуки в словах. Игры на развитие фонематического слуха помогают детям научиться различать все фонемы, необходимые для совершенного овладения родным языком, а впоследствии — для успешного обучения иностранным.

Фонематический слух и особенности его развития у детей

Способность слышать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а в возрасте нескольких недель можно заметить реакцию младенца на речь. С первых дней жизни в мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха — умения, присущего только человеку, и включающего наличие следующих навыков:

  • распознавать звуки родного языка;
  • сравнивать и улавливать разницу между ними;
  • точно воспроизводить.

Уникальная способность выражать свои мысли с помощью слов считается врожденной, но описанные в науке случаи детей-маугли доказывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческую речь, то научить его говорить уже практически невозможно. Значит, чем больше разговаривать с малышом с самого рождения, тем быстрее и лучше будет развиваться его фонематический слух.

Забавные слова, которые произносят дети в возрасте от 1 до 2, а то и 3 лет, прямо отражают процесс сложной фонематической «настройки» мозга. Например, в слове «мама» не ошибается практически никто и никогда, потому что оно максимально простое как для улавливания, так и для воспроизведения. А вот вместо слова «собака» ребенок вполне может произнести «бабака», потому что звук [б] предшествует ударному [а], и мозг фиксирует его как приоритетный. Со временем, когда новое слово станет привычным, малыш начнет распознавать на слух нюансы и стараться исправлять ошибки. Поэтому взрослым важно говорить с ребенком правильно и не сюсюкать, хотя удержаться от повторения за маленьким лингвистом смешных словечек бывает очень трудно.

Чтобы помочь малышу понять, какие звуки он произносит неправильно, сначала отчетливо повторите его вариант проблемного слова, а потом — верный. Так разница станет более очевидной.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

Занятия по развитию фонематического слуха предполагают не только работу со словами и текстом. Необходимо тренировать также и узнавание неречевых звуков — бытовых и природных. Особенно это актуально для малышей, которые еще не готовы к вербальным упражнениям.

Разговор игрушек

Упражнение подойдет для детей 2–3 лет. Нужно подобрать несколько хорошо знакомых ребенку игрушек, производящих различные звуки: погремушку, уточку-пищалку, музыкальную книжку, заводную обезьянку. Малыш отворачивается, а взрослый активирует один из предметов. Ребенок должен определить на слух, какая из игрушек издала звук, и указать на нее. Это самый простой этап, и если он не вызывает трудностей, игру пора усложнить. Теперь не одна, а две и больше игрушек «разговаривают» по очереди или одновременно, и малышу придется постараться расслышать их всех.

Чем более разнообразными будут звуки, тем легче их будет различить, поэтому для одновременного прослушивания нужно выбирать шумы разного происхождения, например, резиновую пищалку и погремушку.

Кто сказал «мяу»?

В этой игре могут участвовать несколько человек, детей или взрослых. Малыш отворачивается, а все остальные рассаживаются за его спиной полукругом, изображая котят, один из которых мяукает. Ребенок поворачивается и показывает, кто, по его мнению, сказал «мяу».

Если играющих только двое, остальных могут заменить игрушки. В этом случае взрослому придется одному мяукать за разных котят, меняя свое местоположение. Это усложнит игру, так как у ребенка исчезнет возможность ориентироваться на принадлежность знакомых голосов.

Музыкальные прятки

Еще одно полезное задание для самых маленьких, развивающее способность определять источник звука. Для него понадобится любая поющая игрушка или даже мамин смартфон. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет предмет в доступном месте и включает музыку. Ориентируясь на слух, малыш должен отыскать, откуда льется мелодия. Дополнить обучающий эффект помогут хорошие детские песенки на английском или другом иностранном языке, который понадобится ребенку в будущем.

Начинайте занятия иностранным языком с 2–3 лет. К этому возрасту ребенок уже успевает усвоить фонетическую систему родного языка, но все еще способен легко воспроизводить звуки, характерные для других языков.

Веселые картинки

Начиная с 3 лет, когда идет ускоренное расширение словарного запаса ребенка и совершенствование связной речи, нужно уделять больше внимания упражнениям на правильное восприятие и произношение слов. Игра с картинками, на которых изображены предметы с созвучными названиями, поможет выявить и исправить возможные ошибки. Ведущий говорит слово, а дети показывают соответствующее изображение (кот или кит, дом или сом).

Логопеды выделяют ряд типичных фонематических ошибок, например, часто дети заменяют в словах [м] на [н] («конпот», «транвай», «конпьютер») или [к] на [т] («тутла», «тутушка»). Такие нарушения легко выявить, показывая ребенку соответствующие картинки.

Заблудившиеся слова

Для этой игры нужно подобрать несколько забавных стихотворений, в которых легко заменять слова на созвучные. Например:

Падал снег на порог,

Кот испек себе творог.

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную топили.

Дети должны услышать подмену и исправить ведущего. Чем смешнее получится стихотворение, тем больший успех будет иметь игра у дошкольников.

Чего не хватает?

Ребенку или группе детей педагог показывает картинку и говорит ее название, опуская первую букву: «(з)айка», «(р)омашка», «(к)апуста». Дети должны догадаться, какого звука не хватает, и произнести его, а затем и все слово целиком. Таким же образом можно поиграть и с последней буквой: «хвос(т)», «дерев(о)», «жира(ф)».

При индивидуальных занятиях нужно подбирать такие слова, которые ребенок может полностью выговаривать чисто.

Если у малыша есть проблемы с произнесением каких-либо звуков, упражнение легко ориентировать именно на них, но только на стадии автоматизации.

Зайкина копилка

Ведущий говорит детям, что зайка собрался в магазин, но вместо денег там просят назвать слова, которые начинаются с букв, составляющих названия нужных вещей. Зайке нужен лук, поэтому нужно вспомнить как можно больше слов на букву «л», потом на «у» и на «к». После нескольких подобных упражнений ведущий говорит, что зайка купил еще несколько секретных предметов и предлагает детям разгадать их. Для этого он показывает ряд картинок, из названий которых нужно выделить первые звуки и составить по ним слово. Например: «медведь», «якорь», «черепаха», «мяч».

Из чего кроит портной?

Игра подойдет для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ведущий, сидя за столом с закрытой фронтальной стороной, кладет себе на колени несколько листов поделочных материалов: картона, обычной тонкой бумаги, кальки, фольги. Объявив, что собирается кроить одежду, педагог берет один лист и начинает разрезать его ножницами, пряча под крышкой стола. Дети внимательно прислушиваются и определяют, что же так звучит.

Если это задание окажется слишком сложным, можно обойтись и без ножниц, просто пошуршав под столом поделочным материалом.

Превращаемся в слова

Ведущий вызывает двоих детей и дает им по табличке, на каждой из которых записан один слог, например, «ка» и «ре». Остальные дети должны подсказать им, как нужно встать, чтобы получилось слово «река». После нескольких упражнений с двухсложными словами, если затруднений не возникло, можно переходить к трехсложным.

Интересный вариант — командная игра. В этом случае все участники получают таблички со слогами и делятся на две части. Игроки каждой из команд составляют из имеющихся слогов как можно больше разных слов, а педагог фиксирует их на доске и ведет счет, определяя победителя.

Посчитай и назови

Взрослый четко произносит какое-то знакомое детям слово (при необходимости несколько раз) и предлагает им назвать буквы:

  • с которой оно начинается;
  • последнюю;
  • вторую;
  • предпоследнюю;
  • любую другую по счету с начала или с конца.

Сложность игры легко регулировать, подбирая разные по длине и составу слова, поэтому она подойдет дошкольникам любого возраста и даже младшим школьникам.

Словесная цепочка

Вариант предыдущего упражнения. Дети по очереди называют слова так, чтобы каждое новое слово начиналось с последней буквы предыдущего. Ведущий контролирует этот процесс, по своему усмотрению вмешиваясь и давая задание найти слово не на последнюю, а на предпоследнюю, вторую или другую по счету букву. Причем если в исходном слове нужная буква обозначает мягкий звук, то и новое должно начинаться с мягкого.

Глухие и звонкие

Упражнение помогает детям уловить и закрепить разницу в звучании глухих и звонких согласных. Его суть — предложить детям заменять в словах соответствующие звуки. Чтобы процесс проходил интереснее, а значит, более продуктивно, педагогу необходимо заготовить предложения с подходящими для цели игры словами и иллюстрирующие их картинки. Например, ведущий говорит: «Рыбак пошел на речку и захватил с собой… уточку!» Или показывает изображение малыша: «Ванюша совсем маленький, ему всего один… котик!» В конце фразы можно показать нарисованного или игрушечного котенка.

Твердые и мягкие

Игра аналогична предыдущей, только здесь отрабатывается твердость и мягкость звуков. Дети должны поправлять ведущего, который делает намеренные ошибки в словах, смягчая твердые звуки или наоборот: «В небе светит сол(ь)нышко», «Мама бросила в суп вермишел(ь)».

Упражнение должно проходить в достаточно быстром темпе, чтобы дети услышали и исправили как можно больше слов, тренируя автоматическое переключение между звуками.

Для этой игры необязательно подбирать пары слов, в которых наличие или отсутствие мягкого знака меняет смысл, поэтому и картинки использовать нет необходимости.

Услышал — хлопнул

Ведущий договаривается с детьми, что сейчас будет читать им сказку (или просто ряд не связанных друг с другом слов), а они должны будут хлопнуть в ладоши, как только услышат слово, начинающееся с определенного звука. Помимо фонематического слуха, игра тренирует внимание и реакцию участников. Педагог может попросить детей хлопать на мягкий звук, а услышав твердый — топать, то же самое правило подойдет и для обозначения глухости-звонкости («река» и «роза», «бабочка» и «панама»).

Спой гласные

Ведущий произносит слово из 2 или более слогов, а дети повторяют только гласные, причем поначалу в примерах не должно быть йотированных букв, а звук [о] должен быть ударным. Постепенно задания усложняются: чередуются мягкие и твердые гласные, вводятся слова с безударными «о» и «е»: «колобок», «ветер». Упражнение помогает научиться делить слова на слоги, а впоследствии дает представление о дифтонгах и разнице в произношении одних и тех же гласных в разных позициях.

Во время игры или после нее обсудите с детьми, почему гласные называются гласными, и что у них общего с пением.

Сыщики

Продолжение предыдущей игры. Ведущий раскладывает перед детьми 3–4 карточки с картинками «подозреваемых» и четко произносит только гласные звуки загаданного слова. Ребята по этой примете находят правильное изображение, название которого зашифровал педагог. Более сложный вариант — без картинок, когда дети должны подобрать к заданному сочетанию гласных как можно больше слов: «а-а» («палка», «лапа»), «у-а» («лупа», «рука»).

Безударную букву «о» в этой игре использовать нежелательно, так как впоследствии это может негативно отразиться на грамотности письма.

Специалисты считают, что несовершенный фонематический слух у малышей до 2–3 лет — нормальное явление. Но если проблемы с речью остаются и после достижения этого возраста, необходимо обратиться к логопеду, который выявит причину дефекта и даст соответствующие рекомендации. Чем раньше начать занятия с ребенком, тем легче будет исправить трудные для произношения звуки.

Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Кравченко Валентина Васильевна
учитель – логопед муниципального дошкольного
образовательного учреждения
центр развития ребёнка – детский сад №17
города Алексеевки Белгородской области

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Читайте также:  Курсы повышения квалификации для логопедов

Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико­грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д. , что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р. Е. , стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы-формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.

  • Узнавание неречевых звуков
  • Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
  • Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов
  • Дифференциация фонем
  • Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобртшую систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.

Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение

  1. звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);
  2. звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных);
  3. звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

«Недовольный Коля» или «Грустный гномик».

Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправuльное произношение – поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

«Как правильно сказать?»

«Будь внuмателен»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.

В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

«Незнайка запутался» – разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Придумай слово» – придумать слова, которые звучат похоже.

«Чем отличаются слова?» – кит-кот, жук-сук, Машакаша, шар-шарф.

«Лишнее слово» – канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

«Мое слово» – назвать предмет на картинке, ребенок подбирает похожее (мак-бак)

«Расставь по местам» – читается стихотворение, ребенок подбирает картинки (показ) .

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры­ открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Примеры: тапака, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта­пто, и т. д.

«Какой звук отличается?»- ну-ну-но–.

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.

«Угадай, кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и, о.

«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д. ). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

а) ряд гласных звуков(ау, уа, иуа, ауиэ и т. д. );

б) слоги без стечения согласных (закрытые – от, ыс, ах; открытые – ро, ма, ту. );

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, вла и т. д. );

г) слоги без стечения согласных;

  1. односложные (дом, сом, уж, лес);
  2. двусложные (рука, мама, лужа, каша);

д) слова со стечением согласных:

  1. двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка);
  2. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран);
  3. односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, кость);
  4. двусложные слова со стечением согласных в начале слова(трава, книга, крыло);
  5. двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, крышка, стекло);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

  1. Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).
  2. Выделить слог с определенным звуком.
  3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.
  4. Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
  5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
  6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.

Сказки о веселом язычке
картотека по логопедии на тему

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazki_o_veselom_yazychke.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой “О Веселом Язычке”.

“Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке ( язык “лопаткой” на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. “Пора и мне спать”, – подумал Язычок”.

Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман “О Веселом Язычке”

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

“Сказка о весёлом язычке”:

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье ». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде “У-У-У”, уплыть на пароходе “Л-Л-Л”, уехать на мотоцикле “ДР-Р-Р”, снова поскакать на лошадке. )

Ссылка на основную публикацию