Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Развитие фонематического слуха. Конспект занятия.
план-конспект занятия на тему

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей

подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого

внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов,

развитие речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
_razvitie_fonematicheskogo_sluha_-_zanyatie.docx130.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию фонематического слуха.

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей

подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого

внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов,

развитие речевого дыхания.

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт,

Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук«С».

Введение в тему занятия

Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» – согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»

Дети: «В начале, в середине, в конце слова».

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками.

Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

– в начале слова (санки, сумка);

– в середине слова (носки, лиса);

– в конце слова (ананас, автобус)».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске

закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш

1 Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С»,

запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2 Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С –

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1 Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

2 Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».

Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».

3 Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С»».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали! Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.

Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.

Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать .

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. “ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК.

Фонематический слух почти у каждого ребёнка нарушен. Предлагаю игры, которые помогут родителям улучшить фонематический слух их непосед.

Консультация “Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”Виды детской деятельности: коммуникативная, позновательно-исследовательская, игровая, продуктивна.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • ЗВУКИ “С” “З” (3)
  • ЗВУКИ “Ч” “Ц” (2)
  • ЗВУКИ “Ш” “Ж” “Щ” (3)
  • ЗВУКИ “Л” “ЛЬ” (2)
  • ЗВУКИ “Р” “РЬ” (3)
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (3)
  • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (6)
  • ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (3)
  • ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (3)
  • СЛОВАРЬ (3)
  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (5)
  • ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (2)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове – хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна – не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

-Откуда ты приехала?

Эта игра – аналог всем известных “городов”. Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

  1. Игра “Починим испорченный телефон”

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши”. Затем произносит: “Вагон – вакон – фагон – вагом”. Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: “Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака”. Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик – по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Екатерина Порошина
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Тема «Волшебные звуки» (образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие»)

Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков.

– формирование умения различать речевые и неречевые звуки

– воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

Развивать память, логическое мышление.

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

– Знакомить детей с органами артикуляции;

Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

– воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;

– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

– формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;

– воспитывать уважительное отношение друг к другу;

– воспитывать желание активно работать на занятии.

– формировать информационную культуру у детей через использование ИКТ на занятии.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие

Логопед: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам «Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед: Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)

Кукла гусь: Сейчас я Ванечку схвачу

И награду получу

Той, что на одной ноге

Дети: Гуси – лебеди

Логопед: Правильно гуси – лебеди.

Кукла Аленушка: Ваня, братик,где ты мой

Я уже пришла домой.

Ой, беда, ой помогите

Гуси, братика верните!

Улетели гуси прочь

Кто же сможет мне помочь?

Логопед: Ребята, Аленушки просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей). Правильно нужны волшебные слова. Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:

Ать-ать-ать – начинаем мы играть.

Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Игра «Отгадай звуки природы»

Логопед: Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки. Давайте мы послушаем и скажем, какие звуки слышите вы (звуки природы, животных, птиц). Это были неречевые звуки. А как вы думаете какие звуки еще бывают? (дети: речевые). Правильно звуки, которые произносит человек называются речевые.

3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Игра на интерактивной доске «корзиночка с яблоками»

– Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).

Логопед: давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня (работа с интерактивной доской – нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О).

(Ребенок подходит к доске, и раскладывает яблочки в корзинку).

4. Развитие фонематического слуха на материале слогов

Игра «повтори за мной»

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбки с заданиями (дети ловят рыбок удочкой)

Логопед: рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки. Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок (садятся на коврик)

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

5. Динамическая пауза.

Логопед: Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова, показывая движения).

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза).

6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика

Вот дошли мы с вами до печки.

Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Ежик: может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос: С помощью чего мы произносим звуки?

Дети: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот

Ежик: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери?

Дети: Это губы и зубы.

Логопед: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Логопед: Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Ежик: И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.

(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)

Язычок наш, как лопатка:

Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)

Щеткой кухню подмету,

Наведу там частоту.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)

Молодцы справились с заданием.

7. Развитие фонематического слуха в словах.

Игра «Верно или нет?»

Логопед: Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках

Что это? (избушка)

Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?

(Рядом с избушкой мышка).

Логопед: Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.

Подготовила и она для нас задание. Послушайте, что здесь написано. Каждый звук важен, когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Логопед: мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Логопед: шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка

Логопед: Вот видите, один или несколько звуков изменили, и уже не то слово получается.

Молодцы ребята, и с этим заданием справились.

8. Развитие фонематического восприятия в словах.

Работа в тетради. Упражнение «Что здесь лишнее?».

Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.

Логопед: Из четырех названий предметов в каждом ряду вы должны найти слово, которое по звучанию не похоже на остальные и обвести его в кружок».

Логопед: Молодцы, ребята, спасли Иванушку.

Дети, пройдите и лягте на коврик, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Логопед: Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

10. Подведение итогов

Логопед: ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам вот такие цветочные медальки, и сказал «спасибо», за то, что вы его спасли от бабы яги. А расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)

(Логопед говорит слова, а дети выполняют действия, согласно тексту)

А теперь: Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали, (говорят: «До свиданья»)

И отправились домой (идут в группу)

«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе. Основной задачей любого.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х» Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепление знаний о звуках Х — Хь,.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР Тема: «Как мы искали кораблик». Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: – активизировать и расширять словарь признаков,.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем» Конспект НОД для детей старшей группы на развитие фонематического слуха “Что мы знаем и умеем» Тема: Дифференциация звуков В – Вь. Цель:.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема «Звук [П] и буква П» Лексическая тема «Насекомые». Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательные задачи: -Закреплять правильное произношение звука.

Конспект занятия по рисованию старшая группа. «Волшебные пузыри» Цель:креплять умение рисовать нестандартной техникой (рисование ладошкой, пальчиком, печатками). Упражнять детей в технике работы с гуашью.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста «Страна звуков и слов. Звук [Ш]» Цель: Чёткое произношение звука Ш в речи и различение его на слух. Задачи: Коррекционно – образовательная: закрепить произношение звука.

Занятия по развитию фонематического восприятия

Занятия по развитию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I ЭТАП: На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова .

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Различение слов, близких по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед называет детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

3. Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)

Учить р азличать слоги

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

3. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

V ЭТАП Учить р азличать фонемы родного языка . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:1) логопед произносит звуки кратко;2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

4.) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

V ЭТАП Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

5. Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

VI ЭТАП Фор мирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

4. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан., пау., вени.” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед

Конспект занятия по обучению грамоте “Развитие слухового внимания и фонематического восприятия”

Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Оборудование: магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета.

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по обучению грамоте “Развитие слухового внимания и фонематического восприятия”»

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Оборудование: магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета.

1.Дети стоят возле педагога.

Педагог стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?

2.Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик… (красный). Этот… (зеленый). А этот… (синий). В окошках домиков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б». В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки). Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки? (Гласные). Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть? (Нет). Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки? (Согласные).

3.Динамическая пауза «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через высокую

траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

Налетел ветерок: ф-ф-ф!

4. Выставляется картина или макет «Лесная полянка».

Ребята, кто мне ответит, что можно увидеть в лесу? (Деревья, кусты, цветы, траву, грибы, ягоды). Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу? (Лису, белку, ежа, сову, волка, лягушку, зайца) – выставляются картинки этих животных или фигурки на макете. Вы сказали много… слов. Лиса – это слово, белка – это слово, лягушка – тоже слово. Машенька спрашивает, почему звучат слова? Потому что в них есть звуки. Слова состоят из звуков. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слово медленно. Тихо, а вы – громко и быстро: «Мммааакк». (Мак). Выставляется картинка «Мак», а под ней – 3 кружочка. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой – звук а, вправо – звук к. Опять соберем их – м, а, к. Получилось слово… (мак). Все слова состоят из звуков.

5. Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла). Миша, кто ты? (Мальчик). Нина, кто ты? (Девочка). Все вы …(дети). Мы все живые люди.

Выставляются картинки животных. Это – живые существа. Их всех мы обозначим словами. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» (Кто это? – Лиса). Скажите слова, которые обозначают животных.

А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко). (Что это? – Паровоз). Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?» Произнесите слова, которые обозначают неживые предметы.

6.Итог. Оценка деятельности детей.

Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили?

Спойте любые гласные звуки. А теперь произнесите согласные звуки.

Чем мы произносим все эти звуки?

А теперь скажите мне какие-нибудь слова. Молодцы!

Тема: Звук и буква У.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной логопедической группы

Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности детей.

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности ребенка невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. [1]

В работе по коррекции развития речи детей мною широко используется метод наглядного моделирования. Применять его начинаю уже во время проведения обследования, затем в развитии сенсомоторного уровня детей: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, формирование слухового и фонематического восприятия, развитие речевого дыхания. В занятия включаю большое количество наглядных картинок, схем, символов. Особенно удобен данный способ для проведения занятий по развитию грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи.

Как показывает мой опыт работы, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в следующем: дети менее утомляются, гораздо дольше поддерживается интерес к занятиям, лучше усваивается и запоминается материал, а также дети учатся систематизировать полученные знания.

Мною разработаны индивидуальные и фронтальные занятия с применением наглядного моделирования, одно из них фронтальное логопедическое занятие по дифференциации звуков С-Ш.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического восприятия

(подготовительная логопедическая группа) «Игры со Смешариками»

Программное содержание:

  • развивать фонематический слух при дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях;
  • продолжать формирование навыка звукового анализа;
  • закрепить понятия «маленькое» слово, «предложение»;
  • упражнять в чтении и анализе предложений;
  • формировать навык речевого общения;
  • совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;
  • развивать навыки самоконтроля за своей речью.

Оборудование: 2 гелевых шара; воздушные шарики для украшения группы; буквы С и Ш; мягкие игрушки Смешарики; логотип «Смешарики» для использования в виде экрана; парусники со словами внутри; оригамские игрушки; кусудамы с сюжетными картинкам (на каждого ребенка); символы предлогов; сюжетная картина «Ранняя весна», адаптированная для занятия; «дощечки» (из коричневого картона) с предложениями; «дерево с каштанами» (массажными мячами); сундук с подарками.

Предварительная работа: занятия логопеда и воспитателей, просмотр детьми мультфильмов о Смешариках, чтение воспитателями детям книг о Смешариках, упражнения в составлении предложений из слов, рассказа из предложений, дидактические игры: «Кубики с картинками», лото «Составь предложение с маленьким словом», «Читаем сами», «Составь предложение по схеме».

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Дети приветствуют гостей, стоя в кругу).

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы будем сравнивать ранее изученные звуки. Узнать их вы сможете, ответив на вопрос: какими звуками различаются слова «сутки-шутки»?

Дети: Слова «сутки-шутки» различаются тем, что в слове «сутки» – первый звук С, а в слове «шутки» – первый звук Ш.

Логопед: Скажите, чем эти звуки похожи?

Дети: Звуки С и Ш – согласные, твердые, глухие.

Логопед: А чем они отличаются?

Дети: Звук С может быть мягким, а звук Ш – всегда твердый.

Логопед: Чем еще отличаются звуки?

Дети: Звуки отличаются по произношению. Когда мы произносим звук С – губы «улыбаются», язык лежит за нижними зубами, выдыхаемый воздух холодный. При произношении звука Ш – губы округляются, язык становится «чашечкой», воздух теплый.

Логопед: Молодцы, дети, вы дали полные ответы. Садитесь за столы, продолжим занятие.

2. Введение в тему занятия.

Логопед: А теперь давайте произнесем эти звуки, выполнив упражнение «Шарик»:

Дети подносят к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося, с-с-с, плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют в кольцо над головой. Затем хлопнуть в ладоши и, произнося ш-ш-ш, плавно опускают руки, соединяя их перед грудью в замок.

Логопед: Ребята, вы знаете, что звуки С, Сь обозначают буквой С, а звук Ш буквой Ш. Сегодня эти буквы у нас в гостях (Логопед показывает букву С (в виде месяца), к ней привязан гелевый шар. Затем – букву Ш (она изображена из шишек), к которой тоже прикреплен шар). Похоже, буквы решили с нами пошутить (показывает логотип «Смешариков», читает сообщение): «Здравствуйте, смелые детишки, хотите с нами поиграть? Тогда мы идем к вам в гости. Смешарики».

3. Воспроизведение чистоговорок.

Логопед (достает из мешка Бараша и говорит): Давайте вместе сочинять стихи:

СА-ША-СА-ША – к нам идет … Нюша,
АШ-АС-АС-АШ – а с ней …. Бараш,
ОС-ОШ-ОС-ОШ – тут Еж и … Крош,
ЯС-ЯШ-ЯС-ЯШ – спешит … Лосяш.

(дети сначала договаривают слова, а затем воспроизводят всю чистоговорку. За каждое выполненное задание дети получают по одному цветному паруснику, в котором внутри записано слово из итоговой фразы. За это задание – в паруснике слово «подарками» ).

4. Упражнение в дифференциации слов со звуками С, Ш.

Логопед: Ребята, следующим с вами играет Лосяш. У него для вас 2 игры.

Первая игра: вставить в слова пропущенные буквы С и Ш (они написаны на листе бумаги, которая вложена в фигуру картонного лося; дети приступают к выполнению).

Вторая игра: отправить в полет на воздушных шарах оригамские игрушки.

Дети: В слове лиса мы слышим звук С, поэтому оригами – лиса полетит на букве С (и т.д. обо всех игрушках по порядку рассказывают дети второй группы, после чего вешают на букву игрушку).

Логопед: Молодцы. А теперь давайте спросим у детей, какие слова у них получились (дети читают слова).

(За данное задание дети получают в парусниках слова «За» и «С»).

5. Упражнение в практическом употреблении «маленьких» слов.

Логопед: Дети, посмотрите, как расстроена Нюша, она наклеила в свой красивый фотоальбом новые фотографии, попросила Пина их подписать, но он наделал ошибки: пропустил все «маленькие» слова. Давайте ей поможем. Возьмите фотоальбомы, найдите первое фото, слушайте первое предложение:

а) Бесстрашный Крош вытаскивает Ежа …сыпучего песка.

Какое слово пропущено? (Из). Покажите символ этого слова. Повторите предложение полностью (дети проговаривают. Таким же образом ведется работа с остальными картинками).

б) Красивая Нюша нашла старинный сундук … водой.

в) Рассеянный Лосяш раскладывает … широком столе пирожки, сушки и ватрушки.

г) Смешной Бараш привез славному Лосяшу карандаши и книжки … тележке.

д) Хвастливый Крош и его смелый друг Еж пешком шагают …песчаной дорожке.

е) Серьезный Еж прячется . большущих страшных шмелей.

Логопед от имени Нюши благодарит детей. (Дети получают в паруснике слово «стоит»).

Физминутка.

Логопед: Ребята, Крош очень хочет с вами повеселиться на лесной полянке.

Шел медведь, косматый мех, (Дети идут по кругу, как медведи.
Нес в мешке веселый смех. Показывают тяжелый мешок за спиной.
Зацепил мешком за сук – Резко останавливаются.
Смех и высыпался вдруг. Разводят руки в стороны.
Раскатились по тропинке 33 смешинки, Делают руками повороты.
А за ними из мешка – 33 смешка. Топают ногами).
(Дети получают в паруснике слово «сундук»).

6. Формирование навыка составления небольшого рассказа по картинке из данных предложений.

Логопед: Дети, а вот Еж прислал нам такое задание: сложите мостик, составив рассказ по картинке с помощью предложений, записанных им на дощечках (предложения даны на магнитной доске, дети их читают, расставляют по порядку, читают весь рассказ):

Наступил март. Солнышко вышло из-за облаков. В пруду стало много воды. С крыш падали капли. Смешарики рады приходу весны. Один снеговик грустит.

(За это задание дети получают парусник со словом «каштаном»).

Логопед от имени Ежа хвалит детей.

7. Упражнение в составлении предложения из деформированной фразы.

Логопед: Ребята, а Совунья предлагает вам взять с собой снеговика и пускать кораблики в ручейке, но они поплывут только в том случае, если вы поставите правильно слова в предложении (логопед показывает слова из парусников, дети их читают, расставляют по порядку. Итоговая фраза: «Сундук с подарками стоит за каштаном»). Логопед от имени Совуньи хвалит детей, говорит, что Совунья за это разрешает им сорвать самый большой каштан с ее любимого дерева.

8. Итог занятия.

Логопед задает вопросы детям, дети отвечают, передавая друг другу «каштан» (массажный мяч).

Вопросы: Понравилось вам играть со Смешариками? С кем понравилось играть? Какое задание было самым трудным? Какая игра была самая смешная? О каких звуках мы сегодня говорили? Придумайте о Смешариках слова-признаки так, чтобы прозвучали эти звуки. Какие Смешарики? – симпатичные, потешные, мультяшные, послушные, смешные, ласковые, смелые, веселые, славные, чудесные, шаловливые.

(Затем достают подарки из сундука: солнышки из нитяных шариков для взрослых и пазлы со Смешариками для детей).

Читайте также:  Звуки С-Ш - конспекты для ФФНР
Ссылка на основную публикацию