Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Конспект занятия по автоматизации звука [Р, Рь] в словах

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р, РЬ] В СЛОВАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Цель: закрепить произношение звука в словах.

  • учиться определять место звука в слове,
  • дифференцировать звуки,
  • обогащение словарного запаса,
  • учиться подбирать слова-антонимы,
  • образовывать относительные прилагательные,
  • учиться согласовывать существительные с числительными и прилагательными.
  • развитие слухового внимания, мышления, памяти, сукцессивных навыков, координации речи с движением.
  • воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата, умение работать в паре.

Оборудование: предметные картинки, навесные кармашки, коробка с предметами разных цветов и материалов, мяч, мягкая игрушка Каркуша, книга стихов К. Чуковского.

I. Cюрпризный момент.

Ребята, к нам сегодня в гости прилетела ворона Каркуша. Как она кричит? Она не просто прилетела, Каркуша принесла вам задания и хочет узнать как вы говорите [р, рь] и насколько вы сообразительные.

Блиц – турнир: каждому из вас надо ответить на 5 вопросов, при этом не забывать правильно произносить звук [p] в словах.

1. Какой первый месяц весны?1. Как называется второй день недели?
2. Что наступит после ночи?2. Как называется утренняя еда?
3. Какой месяц год начинает?3. Какой месяц год заканчивает?
4. Когда была среда?4. Когда будет пятница? (завтра)
5. Какой сегодня день недели?5.Что наступит после дня?

II. Игра «четвертый лишний».

Каркуша принесла 2 конверта с заданием.
Н: сирень, крот, дверь, рюкзак; виноград, топор, рисунок, рубашка.
Назовите картинки и найдите лишнюю ( дифференциация Р, Рь).

III. Назовите картинки и определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Разложите в кармашки.

Учимся подбирать противоположные слова, делая веселую зарядку.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,
Влево шаг – ( вправо) шаг, шаг назад- шаг ( вперед).
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.
Шаг немного замедляем, постепенно (ускоряем).
Сейчас медленно пойдем, (быстро) мы шагать начнем.
Мы шагаем, мы шагаем и игру мы продолжаем.

V. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Слова: узкий, длинный, зло, белый, тупой, ленивый, смелый, вниз, ломать, веселый.

VI. Игра «Внимательный фотограф» (смена места, замена картинки).

VII. А сейчас Каркуша хочет узнать знаете ли вы стихи Корнея Чуковского.

Вспомните, какими словами оканчиваются такие стихотворные строки.
Если не знаете, можно догадаться по смыслу и рифме.

Наступила темнота не ходи за ворота,
Кто на улицу попал – заблудился и ….
Я – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок …..
Только вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка,
Из далеких из полей прилетает ….
А за нею вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по …..

VIII. Игра «Посчитай и назови».

Предметы: ручка, расческа, карандаш, перо, зерно, ремень.
Н: Одна ручка, три ручки, пять ручек.

IХ. Игра «Мы картинки выбираем, по слогам их называем».

Найдите самое короткое и самое длинное слово.

Х. Признак подбери и предмет назови (деревянная расческа, красная ручка, черная перчатка, сиреневая краска, серые брюки, черное перо, серебряные сережки, оранжевый карандаш, хрустальный фужер, карманный фонарик.

XI. Итог занятия.

Чем мы с вами занимались? Каркуша очень рада за вас, вы молодцы. А мне пора в лес лететь, всем рассказать какие вы умные.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с общим недоразвитием речи (III уровень). Тема: « Дифференциация звуков «Р» и «Рь» «Волшебная сказка»

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с общим недоразвитием речи ( III уровень).

Тема:« Дифференциация звуков «Р» и «Рь» «Волшебная сказка»

Цель:Учить различать звуки [Р], [Рь] в слогах, словах и предложениях и связной речи.

Коррекционно-образовательные:

– Продолжать дифференцировать звуки Р и Рь в слогах, словах, предложениях и связной речи.

– Упражнять в умении осуществлять звуко-слоговой анализ.

– Закрепить умение узнавать букву Р (печатную и письменную) среди других.

– Закреплять навыки чтения.

– Продолжать закреплять умения образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно – развивающие:

– Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.

Коррекционно – воспитательные:
– Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом.

– Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

1. Изображения девочки и мальчика.

2. Изображения елок.

3. Фишки синего и зеленого цвета

4. Карточки с буквами.

Организация: Сидя за столом, перед зеркалом.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Сообщение темы занятия.

– Какое сейчас время года? (зима)

– Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

– Какой праздник был в декабре? (Новый год)

– Сегодня я расскажу историю про Рому и Риту, которая случилась перед Новым годом. Вместе с героями мы научимся различать звуки Р и Рь.

2. Дифференциация изолированного звука.

– В имени «Рома» назовите первый звук? (Р)

– Он твердый или мягкий? (твердый) Рома пел песенку твердого звука Р (произносим по очереди «РРРР»)

– Назовите первый звук в имени девочки (Рь). Какой он? (мягкий)

– Давайте споем песенку Риты: «РьРьРь»

3. Характеристика звука.

– В каком положении губы? Где находится язык?

– Что происходит с голосом? (работает)

– Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие)

– Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий)

– Договорите за мной предложение: звуки мы. (слышим) и (произносим). Буквы мы (пишем) и (видим).

– У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные. На карточках найдите и обведите по точкам буквы Р.

4. Выделение звуков Р и Рь среди других звуков.

– Вернемся к нашей истории. Дети зашли в лес. Там росли ели. Две украшенные, а третья – нет. Давайте украсим елку. Я буду называть звуки, если услышите Р, положите синий кружок, если Рь – зеленый. П, Сь, Р, М, Рь, Р, Ль, Рь, Бь, А, Р, П, Р

5. Выделение звуков Р и Рь в слогах.

– На шариках первой елки – слоги, я буду их читать, а вы закройте глаза и, если услышите слог со звуком Р, хлопните в ладоши. (тоже со звуком Рь)

6. Выделение звуков Р и Рь в словах.

– На третьей елочке – белые шары, сделаем их цветными. Я буду называть слова, если в слове «Р» – положите на белый кружок – синий, если в слове «Рь» – зеленый. (ракета, редька, забор, ворона, карета, репа)

– А сейчас усложним задание. Запишите слово под нужный кружок (рама, Рита, репа, Рома).

7. Дифференциация звуков Р и Рь в слогах и в словах.

– Рита и Рома пошли дальше. Кругом снег, только видны пеньки, а на них написаны слоги. Дети стали прыгать с пенька на пенек. Рома по пням со звуком Р, Рита по пенькам со звуком Рь. Прочитайте слоги.

8. Звуковой анализ слова.

– Откройте столько окошечек на звуковой линейке, сколько звуков в слове «Рита».

– Назови первый звук? (Рь)

– Какой он? (согласный, мягкий), положите кружок (зеленый).

– Самостоятельно выложите кружки для остальных звуков (проверяем).

9.Физкультминутка

– Давайте и мы поиграем в снежки (действуем с импровизированными снежными комочками в соответствии со словами стихотворения).

Мы с комочками играем,

Очень ловко вверх кидаем.

Опускаем дружно вниз.

Наклоняйся, не ленись.

Вверх и вниз, назад – вперед,

Далеко (а наоборот) близко,

Мы с комочками играли

И слова мы повторяли.

10. Дифференциация звуков Р и Рь в словах.

– Вернемся к Роме и Рите. Подул холодный ветер. Дети достали варежки. Рома взял варежки со звуком Р в названии украшений, Рита – со звуком Рь. Подчеркните Варежки со звуком Р синим, а с Рь – зеленым (горох, рябина, помидор, огурец, морковь, репа).

11. Слоговой анализ.

– Посмотрите на картинки. Какая лишняя? (рябина) Почему? (ягода)

– Дети надели варежки и стали играть в снежки. Рома бросил столько снежков, сколько слогов в слове РЯБИНА. Сколько снежков бросил Рома?

Читайте также:  Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

А Рита бросила столько снежков, сколько слогов в слове горох. Сколько?

12. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях.

– Рома и Рита подошли к избушке. В ней жила бабушка Варвара. Она напоила детей чаем с вареньем. Варенье было разным.

– Из чего баба Варвара сварила варенье? (Баба Варвара сварила варенье из персиков).

– Какое варенье? (персиковое) и т.д. абрикосовое, рябиновое.

13. Домашнее задание.

– Баба Варвара показала Роме и Рите дорогу домой. За это дала задание, которое нужно выполнить дома (выучить стишок и раскрасить ворона)

Ворон в черных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная.

– Какие звуки научились различать?

– Что понравилось на занятии?

Домашнее задание (выучить стихотворение и раскрасить ворона)

Ворон в черных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»
план-конспект на тему

Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspkt_rr.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 294

Конспект логопедического занятия

на основе здоровьесберегающих методик

«Случай со Звуковичками».

  • Дифференциация звуков «Р» / «Рь»

Группа: подготовительная (от 6 до 7 лет),

речевой диагноз детей – ОНР

Цель: формировать фонематическое восприятие детей на основе различения

звуков по мягкости, твердости.

1. Формировать умение дифференцировать звуки «Р» / «Рь» на слух.

2. Закреплять навык дифференцированного произношения звуков «Р» / «Рь» в

слогах, словах, предложениях.

3. Активизировать словарь детей словами-обобщениями.

4. Совершенствовать навык звуко – буквенного анализа.

5. Развивать кинестетическое и кинестезическое восприятие.

6. Развивать словесно-логическое мышление.

7. Развивать групповую сплоченность, формировать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость.

1. Демонстрационное панно с тремя полосками;

2. Два Звуковичка в зеленой и синей одежде;

3. Тканевый мешочек;

4. Игрушки – 12 шт. на звуки «Р» / «Рь»:

  • кружка / шарик;
  • труба /тарелка;
  • пирамидка / рюкзак;
  • карандаш / погремушка;
  • вертолет / матрешка;
  • пантера / курица.

5. Буквы Р, Э, К, Р, И, К.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

  1. Вводная часть

Дети входят в группу, логопед спрашивает их о том, как они себя чувствуют, какое у них настроение, затем обращает внимание на панно с замками.

Логопед: « Ребята, мне кажется, мы снова попали с вами в страну Звуканию. а вот нас уже кто-то встречает. (Из-за панно появляются два Звуковичка)».

3вуковuчкu: « Здравствуйте, ребята! Мы два брата- Звуковичка «Р» и «Рь». Друзья нас называют – меня Рэк, а меня – Рик. Я – «Р», у меня характер твердый и люблю я все то, что звучит твердо. В моей комнате есть шифоньер, кровать. Я люблю носить рубашки, свитер, а есть творог, пироги, ватрушки.

Я – «Рь», у меня характер мягкий и люблю все то, что звучит мягко. В моей комнате кресло, трельяж. Люблю носить трико, брюки, а кушать рис, фрикадельки, ириски».

Логопед: « Только вы, братцы, какие-то грустные. У вас ничего не случилось?»

3вуковuчкu: « В нашей стране Звукании появился страшный обжора Лизун. Однажды он так захотел есть, что слизал все наши буквы и рядом стоящие гласные. Теперь мы с братом не знаем, где наши места!»

Логопед: « Не расстраивайтесь, Звуковички! Мы с ребятами попытаемся вам помочь. Согласны ребята? Пусть Звуковички остаются с нами, а мы попытаемся им подсказать, где их места».

Логопед: «Для того, чтобы справится с этим непростым заданием нужно быть не только внимательными, но и дружными. А еще нужно составить звуковые портреты двух братьев».

Дети дают сравнительную характеристику этих звуков:

«Общее: согласные, звонкие, при их произношении язычок поднимается наверх и дрожит.

Отличие: один мягкий, другой твердый».

Логопед предлагает присесть на полянке, перед дорогой, в кружок (на коленях).

Подсказывать Звуковичкам будем молча, с помощью рук. Если в слове вы услышите твердый звук, то пальчики сжимаете в кулачки, как камень. Если в слове мягкий звук, то ладошки распрямляете, словно мягкую вату. Слова: рак, рябчик, заря, жираф, парад, черемуха, ворона, ларек, крючок, грамота, горячий, тревога, графин.

IV . Игра «Крепкая цепочка».

Логопед: «Преодолеть беду можно только всем вместе. Ведь дружба – это большая сила».

Дети повторяют слоги тройками за логопедом. При правильном произнесении, берутся за руки.

Ра- ра – ря; ре – рэ – рэ;

Ро – ре – ро; ру – рю – ру;

Ры – ри – ры ; ря – ра – ря.

Логопед акцентирует внимание на том, что цепочка получилась крепкая, потому что дети были дружные, а это значит, что они могут справиться с любой неприятностью.

  1. Игра «Чудесный мешочек» (дети садятся на стульчики).

Логопед обращает внимание детей на игрушки, стоящие на столе. Она говорит, что приготовила подарки для Рика и Рэка, чтобы им не было так грустно. Но Лизун перепутал эти подарки. Предлагает обследовать предметы, определить их на ощупь, назвать и разделить между братьями. (Р/РЬ)

  1. Игра «Море волнуется».

Логопед акцентирует внимание на том, что подарки братьям понравились. Они повеселели, и предлагают детям поиграть в игру.

Вначале придумать слова, в которых есть твердый звук «Р», и эти предметы можно было бы изобразить мимикой, пантомимикой в движении. Затем тоже с мягким звуком «Рь».

рыба; черепаха, репка.

  1. Самомассаж лица.

Дети стоят около стульчиков или произвольно. Звуковички благодарят детей за веселую игру и предлагают сделать самомассаж, чтобы стать более здоровыми. Одновременно с действиями, произносят чистоговорки.

РА-ра-ра (гладят лобик), погляди-ка детвора (массируют лицо от носика к ушкам); ря-ря-ря (от уголков рта к ушкам), взошла красная заря («обезьянка»); ры-ры-ры

(гладят подбородок), растет рябина у горы (гладят шею); ри-ри-ри (хлопают), клюют рябину снегири (топают).

  1. Игра «Что с чем дружит».

Чтобы помочь Звуковичкам нужно еще уметь размышлять. Давайте в этом поупражняемся.

1. Морковь «дружит» с картошкой, а труба с гармошкой.

2. Укроп «дружит» с петрушкой, а творог с ватрушкой.

З. Кастрюля «дружит» с тарелкой, а жираф с мартышкой.

4. Репка «дружит» с редькой, а озера с речкой.

5. Муравей «дружит» со стрекозой, а рябина с березой.

6. Трико «дружит» с брюками, а рукава с карманами.

Дети обосновывают свои ответы.

  1. Звуко – буквенный анализ.

Логопед поощряет детей за то, что они были внимательны, дружны, а поэтому и смогли помочь Звуковичкам. Обращает внимание на то, что они улыбаются.

Логопед на прощание предлагает сравнить слова «РЭК» и «РИК».

Дети делятся на две команды. Встают друг напротив друга. Называют последовательно звуки в слове, а затем сравнивают их. Если звуки совпадают, то протягивают друг к другу руки, если нет, стоят, опустив их.

Делают вывод, что в словах «РЭК», «РИК» одинаковые только последние звуки.

Выкладывают эти слова из букв и сравнивают. Делают вывод: первые и последние буквы одинаковые, а отличаются только гласными буквами – это значит от гласной зависит, каким будет впереди стоящий звук – мягким или твердым.

Рэк и Рик благодарят детей за помощь и говорят о том, что они многому от них научились.

Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Дифференциация звуков [Р]-[Р’]

1) Произносить звуки

2) Произносить (читать) слоги

3) Придумать слова со звуками [Р] и [Р’] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим (твёрдый звук) или зелёным (мягкий звук) цветом.

4) Произносить (читать) слова парами

5) Произносить (читать) слова со звуками [Р’] и [Р]

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Струнный оркестр.
  • Портрет балерины.
  • Дирижёр оркестра.
  • Огромная квартира.
  • Фарфоровый сервиз.
  • Бархатная портьера.
  • Тракторный парк.
  • Литературный герой.
  • Рекордный прыжок.
  • Бригадир лесорубов.
  • Спортивный рекорд.
  • Бригадир строителей.
  • Дрессированный зверь.
  • Мраморная скульптура.
  • Праздничный фейерверк.
  • Загримированный актёр.
  • Пассажирский транспорт.
  • Тренированный фигурист.
  • Собрание парикмахеров.
  • Литературное произведение.
  • Отремонтированная квартира.
  • Иллюстрированный журнал.
  • Нераскрытое преступление.

7) Проспрягать предложения

  • Я рисую портрет балерины.
  • Я фотографирую спортсменов.
  • Я регулирую движение транспорта.
  • Я реставрирую памятник древней старины.
  • Я репетирую праздничное представление.
  • Я тараторю скороговорки.
  • Ты тараторишь скороговорки.
  • Он (она) тараторит скороговорки.
  • Мы тараторим скороговорки.
  • Вы тараторите скороговорки.
  • Они тараторят скороговорки.

8) Произносить (читать) предложения

  • Дверь закрыта на крюк.
  • Марина собирает морские ракушки.
  • Роса на зорьке сверкает бриллиантами.
  • Рита варит рассыпчатый рис на второе.
  • На сковородке разогревается завтрак.
  • Варя режет в окрошку редиску и огурцы.
  • После мороза ягоды рябины теряют горечь.
  • Валера старательно перекапывает грядки.
  • Рома рисует карандашами, а Марина – красками.
  • На перемене ребята бегают и прыгают во дворе.
  • Ирина и Вера сеют в огороде репу и брюкву.
  • Маргарита разводит в саду георгины и сирень.
  • Валерий и Родион вытряхивают ковер во дворе.
  • Рита просит Рому принести березовых дров из сарая.
  • Ира и Марина прыгают во дворе через веревочку.
  • Вдоль тротуара движется переполненный трамвай.
  • В автомастерской ремонтируют разнообразный транспорт.
  • В фотоателье пришли фотографироваться взрослые и подростки.
  • На перекрестке двух проспектов ведется огромное строительство.
  • На перекрестке стоит регулировщик и управляет движением транспорта.

9) Повторить в быстром темпе

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Сей в добрую пору – соберешь хлеба гору.
  • Семь раз примерь, один раз отрежь.
  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • У Аграфены и Арины растут георгины.
  • Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.

10) Готовиться к пересказу

В уголке Дурова

Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей, морских львов.

Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок!» Морской лев на носу крутил на палке тарелки. Слон кланялся ребятам и протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами.

Ребята были довольны этой прогулкой. Уголок Дурова они никогда не забудут.

11) Выучить наизусть стихотворение

Вся деревня весь народ мчится к Тане в огород,
Бежит через дорожку, смотреть не на картошку,
Не на брюкву крепкую, не на свёклу с репкою,
А на маковы цветы небывалой красоты!
На цветы прекрасные! Алые да красные!

Портал педагога

Автор: Щепотько Регина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР – детский сад “Кораблик”
Населённый пункт: Тверская область, г. Удомля
Наименование материала: Конспект
Тема: Дифференциация и автоматизация звуков Р и РЬ в словах
Дата публикации: 23.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 2 класса на тему:
«Дифференциация и автоматизация звуков

Р и РЬ в словах»

занятия:
закрепление правильного произнесения звуков Р и РЬ в словах, подготовка мышц языка к постановке свистящих звуков (массаж); развитие самоконтроля за поставленными звуками; учить соотносить мимические и пантомимические этюды с конкретными ситуациями; умение правильно применять притяжательные местоимения; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование:
карточки-картинки; речевые профили звуков Р и РЬ; карточки с заданиями; простой карандаш и лист бумаги размера А3; бинт, вата, спирт, влажные очищающие салфетки для рук, «вилочковый» зонд и зонд №1; «святящееся» табло. Ход занятия I. Организационный момент Объяснение темы и цели занятия. II. Массаж мышц лицевой мускулатуры игольчатым валиком. Массируемые мышцы (ребёнок выполняет самостоятельно). Массируем: – круговую мышцу рта; – мышцу, опускающую угол рта; – мышцу, поднимающую угол рта; – мышцу, опускающую нижнюю губу; – мышцу, поднимающую нижнюю губу; -подбородочную мышцу. III. Массаж языка логопедом при помощи марлевых салфеток и зондов. Массируемые мышцы: поперечная, подъязычно-язычная, нижняя продольная, хрящеязычная, шилоязычная. IV. Самомассаж (ребёнком) языка при помощи марлевого жгута и зондов. Игровые ситуации: 1. Салфеткой – «Пила», «Силачи». 2. Зондом – «Капли дождя», «Бороздки» (прямые и извилистые). V. Психогимнастика. Подвижная игра «Превращения». Раз, два повернись и в животных превратись. – Изобрази сердитого леопарда. Как он грозно рычит? (Р-Р-Р) – Изобрази добрую кошечку. Как она мурлычет ласковую песенку? (Мур-р-р). – Изобрази непоседливую ворону. Как она кричит? (Кар-р-р). Каждый персонаж показывается на карточке-картинке. Вопрос: Какой звук мы слышим чаще? (Р) VI. Характеристика звука Р. Какой он?  Радостный или грустный?  Гласный или согласный?  Место образования. (язычный)  Способ образования (дрожащий).  Каким цветом обозначаем? (синим) VII. Задание на развитие внимания. 1. Помоги колобку и составь слова из слогов (кор-зи-на, но-со-рог, му-хо-мор). 2. Впиши отличающиеся буквы друг от друга в пустые клетки. Прочитай слово. (Ракета) VIII. Работа с речевым профилем. 2
Мы изображали животных, которые произносят Р твёрдо. А есть животные, птицы, которые этот звук произносят мягко. Но для того, чтобы мы им могли подражать посмотрим, что происходит с язычком. (работа с речевым профилем). IX. Психогимнастика. Раз, два повернись и в животных превратись. 1. Изобрази довольного поросёнка. Как он визжит? (Хрю) 2. Изобрази крикливого петушка. Как он кричит? (ку-ка-ре-ку) 3. Изобрази шустрого воробья. Что он произносит? (чик-чи-рик) X. Голосовая дорожка. Закрепим произношение твёрдого звука Р и мягкого звука РЬ. Догадайся, почему буквы обозначены разными цветовыми кружками? Значит, как мы будем произносить Р и РЬ? XI. Задание на развитие внимания – «святящееся» табло. 1. а) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. ( В двух картинках из шести звук Р произносится мягко) б) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. (В двух картинках из шести звук Р произносится в начале слова) в) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. (В двух картинках из шести звука Р словах нет) 2. По карточке Называется слово. Нужно поменять в слове первый звук на Р или РЬ. бис – сечь – печка – писк- пешка- зябь- кепка – лека- дом- хобот – пугать – кот- мак- танец – мычать – высь – нога – пыжик – козы – мука – 3.Задание на развитие самоконтроля. К предметным словам-картинкам подобрать притяжательные местоимения МОЯ, МОЙ. (Корова, груша, кровать, грузовик, воробей, сковорода, крыша, кролик) XII. Задание «Рычащая картинка» Можешь догадаться, почему так называется задание? Мы будем создавать картину из слов, в которых есть звуки Р или РЬ И эти слова зарисовывать простым карандашом на листе бумаги (эскиз) Вспомни стихотворение, которое было задано на дом (выучить) – «Радуга». Зарисуй слова со звуком Р на листе бумаги. В небе гром, гроза, закрывай глаза. Дождь прошёл, трава блестит. В небе радуга стоит. XIII. Задание на развитие воображения. Домашнее задание. 1. Из «Рычащей картины» выписать все слова со звуком Р и РЬ в два столбика. 2. Составить сказку рассказ о том, как воробей подружился с вертолётом. XIV. Подведение итогов занятия. 3

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта “Мой детсад”. Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

«Дифференциация звуков Р – Рь»

Конспект логопедического занятия (итоговое) с детьми 5-6 лет (логопункт).

Цели занятия:
Коррекционно-развивающие:
– продолжать автоматизировать звуки Р,Рь
– закреплять навыки различения звуков Р-Рь
– развивать фонематический слух и восприятие
– развивать грамматический строй речи

Образовательные:
– учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
-расширить активный словарь
-учить согласовывать числительные с существительными
-повторить обобщения.
-закрепить чтение слогов.
-развивать память, внимание, мышление
Воспитательные:
-воспитывать чувство товарищества
Оборудование:
рисунки на звуки Р, Рь
цифры от 1-5
дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?»
синие и зеленые фишки
рисунки на повторение обобщений
карточки со слогами на букву Р

Ход занятия.
Организационный момент.
1. Повторение обобщений:
(трактор, троллейбус, пароход, ракета – транспорт)
(груша, мандарин, гранат, абрикос – фрукты)
(сыроежка, подберезовик, мухомор, груздь – грибы)
(мороженое, гречневая каша, макароны, рисовый суп – продукты питания)
(парикмахер, врач, хирург, шофер – профессии)
(гитара, скрипка, барабан, рояль – музыкальные инструменты).
2. Назвать имена мальчиков и девочек на звуки Р, РЬ.
(Роза, Радик, Рая, Рима, Ренат, Артем, Оскар, Рима)
3. Тема занятия.
– Мы сегодня закрепляем в речи звуки Р, Рь.
-Будем учиться их различать.
Характеристика звуков Р, Рь
(согласные, звонкие, твердый – мягкий, синий – зеленый)
4. Речевая зарядка.
Ра-ра-ра начинается игра
Ро-ро-ро у нас новое перо
Ры-ры-ры у мальчика шары
Ре-ре-ре стоит дом на горе
Ри-ри-ри на ветках снегири
Ра-ра-ра тебе спать пора
Арь-арь-арь на стене висит фонарь
5.Пальчиковая гимнастика.
(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)
Кот играет на баяне,
Зайка – на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
6. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха.
Логопед называет слова со звуками Р,Рь.
Дети поднимают синие фишки на звук Р или зеленую фишку на звук Рь.
(ракета, фонарь, ребята, матрос, баран, речка, горох, репка, трамвай, ведро, резинка, радуга, ремень, рысь)
7. Чтение слогов на букву Р.
Придумать слова, используя слоги:
РА – ракета, фара.
РО – робот, ведро.
РЫ – рыба, шары.
РИ – рисунок, сухари.
РЕ – река, ребенок.
РЯ – рябина, заря.
РУ – рука, кенгуру.
8. Физминутка
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Я хочу тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула.
Корку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла.
9. Дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?»
Стол из дерева – деревянный стол
Носки из шерсти – шерстяные носки
Салат из огурцов – огуречный салат
Сок из груш – грушевый сок
Суп из гречки – гречневый суп
Каша из риса – рисовая каша
Дом из кирпича – кирпичный дом
10. Д/игра « Сосчитай предметы от 1 до 5 »
Индивидуальная работа.
(одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек)
( гриб, пряник, пятерка, дырка, рыба)
11. Дидактическая игра « Исправь предложение»
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
На репке растет грядка.
Рыба поймала рыбака.
Букварь потерял Ирину.
12. Стихотворение на автоматизацию звуков Р,Рь
Календарь смотрит на Гришу.
В небе громко гром громит.
Грозно нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите.
Дождем грядки напоите.
13. Итог занятия.

Автор: Хакимова Ляйля Фаритовна, учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад N7 «Звездочка»
г. Дюртюли РБ.

Ссылка на основную публикацию