Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта “Мой детсад”. Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

«Дифференциация звуков Р – Рь»

Конспект логопедического занятия (итоговое) с детьми 5-6 лет (логопункт).

Цели занятия:
Коррекционно-развивающие:
– продолжать автоматизировать звуки Р,Рь
– закреплять навыки различения звуков Р-Рь
– развивать фонематический слух и восприятие
– развивать грамматический строй речи

Образовательные:
– учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
-расширить активный словарь
-учить согласовывать числительные с существительными
-повторить обобщения.
-закрепить чтение слогов.
-развивать память, внимание, мышление
Воспитательные:
-воспитывать чувство товарищества
Оборудование:
рисунки на звуки Р, Рь
цифры от 1-5
дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?»
синие и зеленые фишки
рисунки на повторение обобщений
карточки со слогами на букву Р

Ход занятия.
Организационный момент.
1. Повторение обобщений:
(трактор, троллейбус, пароход, ракета – транспорт)
(груша, мандарин, гранат, абрикос – фрукты)
(сыроежка, подберезовик, мухомор, груздь – грибы)
(мороженое, гречневая каша, макароны, рисовый суп – продукты питания)
(парикмахер, врач, хирург, шофер – профессии)
(гитара, скрипка, барабан, рояль – музыкальные инструменты).
2. Назвать имена мальчиков и девочек на звуки Р, РЬ.
(Роза, Радик, Рая, Рима, Ренат, Артем, Оскар, Рима)
3. Тема занятия.
– Мы сегодня закрепляем в речи звуки Р, Рь.
-Будем учиться их различать.
Характеристика звуков Р, Рь
(согласные, звонкие, твердый – мягкий, синий – зеленый)
4. Речевая зарядка.
Ра-ра-ра начинается игра
Ро-ро-ро у нас новое перо
Ры-ры-ры у мальчика шары
Ре-ре-ре стоит дом на горе
Ри-ри-ри на ветках снегири
Ра-ра-ра тебе спать пора
Арь-арь-арь на стене висит фонарь
5.Пальчиковая гимнастика.
(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)
Кот играет на баяне,
Зайка – на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
6. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха.
Логопед называет слова со звуками Р,Рь.
Дети поднимают синие фишки на звук Р или зеленую фишку на звук Рь.
(ракета, фонарь, ребята, матрос, баран, речка, горох, репка, трамвай, ведро, резинка, радуга, ремень, рысь)
7. Чтение слогов на букву Р.
Придумать слова, используя слоги:
РА – ракета, фара.
РО – робот, ведро.
РЫ – рыба, шары.
РИ – рисунок, сухари.
РЕ – река, ребенок.
РЯ – рябина, заря.
РУ – рука, кенгуру.
8. Физминутка
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Я хочу тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула.
Корку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла.
9. Дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?»
Стол из дерева – деревянный стол
Носки из шерсти – шерстяные носки
Салат из огурцов – огуречный салат
Сок из груш – грушевый сок
Суп из гречки – гречневый суп
Каша из риса – рисовая каша
Дом из кирпича – кирпичный дом
10. Д/игра « Сосчитай предметы от 1 до 5 »
Индивидуальная работа.
(одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек)
( гриб, пряник, пятерка, дырка, рыба)
11. Дидактическая игра « Исправь предложение»
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
На репке растет грядка.
Рыба поймала рыбака.
Букварь потерял Ирину.
12. Стихотворение на автоматизацию звуков Р,Рь
Календарь смотрит на Гришу.
В небе громко гром громит.
Грозно нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите.
Дождем грядки напоите.
13. Итог занятия.

Автор: Хакимова Ляйля Фаритовна, учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад N7 «Звездочка»
г. Дюртюли РБ.

Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Публикации по логопедии

Конспект индивидуального занятия по автоматизации и дифференциации звуков «Р» и «Рь» «Зимняя сказка»

Задачи:
1. Продолжать автоматизировать звуки Р и Рь в слогах, словах, предложениях.
2. Продолжать учить дифференцировать звуки Р и Рь в собственной речи и на слух.
3. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
4. Упражнять в умении осуществлять звуко-слоговой анализ.
5. Закрепить умение узнавать букву Р (печатную и письменную) среди других.
6. Закреплять навыки чтения.
7. Продолжать закреплять умения образовывать относительные прилагательные.
8. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом.
9. Воспитывать самоконтроль за речью.

Читайте также:  Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

1. Изображения девочки и мальчика.
2. Изображения елок.
3. Фишки синего и зеленого цвета
4. Карточки с буквами.

Организация:
Сидя за столом, перед зеркалом.

I. Орг. момент. Сообщение темы занятия.
– Какое сейчас время года? (зима)
– Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
– Какой праздник был в декабре? (Новый год)
– Сегодня я расскажу историю про Рому и Риту, которая случилась перед Новым годом. Вместе с героями мы научимся различать звуки Р и Рь.

II. Артикуляционная гимнастика.
– Рома и Рита пошли кататься на санках с горы. Сели на санки и помчались вниз. Подул сильный ветер, подхватил санки и понес их по воздуху. Когда ветер стих, санки опустились на полянку в лесу. Дети были рады оказаться на земле и улыбнулись. С одной стороны поляны стоял заборчик. Около забора лежала лопатка. Мимо детей проскакала лошадка. На ветке куста дети увидели грибок. Рядом с кустом стоял сундук, Рома и Рита открыли его и увидели: гармошку, барабан, балалайку.
– Как назвать одним словом? (музыкальные инструменты)

III. Дифференциация изолированного звука.
– Дети взяли музыкальные инструменты, начали играть и петь.
– В имени «Рома» назовите первый звук? (Р)
– Он твердый или мягкий? (твердый) Рома пел песенку твердого звука Р (произносим по очереди «РРРР»)
– Назовите первый звук в имени девочки (Рь). Какой он? (мягкий)
– Давайте споем песенку Риты: «РьРьРь»

IV. Характеристика звука.
– В каком положении губы? Где находится язык?
– Что происходит с голосом? (работает)
– Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие)
– Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий)
– Договорите за мной предложение: звуки мы. (слышим) и (произносим). Буквы мы (пишем) и (видим).
– У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные. На карточках найдите и обведите по точкам буквы Р.

V. Выделение звуков Р и Рь среди других звуков.
– Вернемся к нашей истории. Дети зашли в лес. Там росли ели. Две украшенные, а третья – нет. Давайте украсим елку. Я буду называть звуки, если услышите Р, положите синий кружок, если Рь – зеленый.
П, Сь, Р, М, Рь, Р, Ль, Рь, Бь, А, Р, П, Р

VI. Выделение звуков Р и Рь в слогах.
– На шариках первой елки – слоги, я буду их читать, а вы закройте глаза и, если услышите слог со звуком Р, хлопните в ладоши. (тоже со звуком Рь)

VII. Выделение звуков Р и Рь в словах.
– На третьей елочке – белые шары, сделаем их цветными. Я буду называть слова, если в слове «Р» – положите на белый кружок – синий, если в слове «Рь» – зеленый. (ракета, редька, забор, ворона, карета, репа)
– А сейчас усложним задание. Запишите слово под нужный кружок (рама, Рита, репа, Рома).

VIII. Дифференциация звуков Р и Рь в слогах и в словах.
– Рита и Рома пошли дальше. Кругом снег, только видны пеньки, а на них написаны слоги. Дети стали прыгать с пенька на пенек. Рома по пням со звуком Р, Рита по пенькам со звуком Рь. Прочитайте слоги.

IX. Звуковой анализ слова.
– Откройте столько окошечек на звуковой линейке, сколько звуков в слове «Рита».
– Назови первый звук? (Рь)
– Какой он? (согласный, мягкий), положите кружок (зеленый).
– Самостоятельно выложите кружки для остальных звуков (проверяем).

X. Дифференциация звуков Р и Рь в словах.
– Вернемся к Роме и Рите. Подул холодный ветер. Дети достали варежки. Рома взял варежки со звуком Р в названии украшений, Рита – со звуком Рь. Подчеркните Варежки со звуком Р синим, а с Рь – зеленым (горох, рябина, помидор, огурец, морковь, репа).

XI. Слоговой анализ.
– Посмотрите на картинки. Какая лишняя? (рябина) Почему? (ягода)
– Дети надели варежки и стали играть в снежки. Рома бросил столько снежков, сколько слогов в слове РЯБИНА. Сколько снежков бросил Рома?
А Рита бросила столько снежков, сколько слогов в слове горох. Сколько?

XII. Физкультминутка.
– Давайте и мы поиграем в снежки (действуем с импровизированными снежными комочками в соответствии со словами стихотворения). Мы с комочками играем,
Очень ловко вверх кидаем.
Опускаем дружно вниз.
Наклоняйся, не ленись.
Вправо – влево,
Вверх и вниз, назад – вперед,
Говорим наоборот.
Далеко (а наоборот) близко,
Высоко – низко.
Мы с комочками играли
И слова мы повторяли.

XIII. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях.
– Рома и Рита подошли к избушке. В ней жила бабушка Варвара. Она напоила детей чаем с вареньем. Варенье было разным.
– Из чего баба Варвара сварила варенье? (Баба Варвара сварила варенье из персиков).
– Какое варенье? (персиковое) и т.д. абрикосовое, рябиновое.

XIV. Домашнее задание.
– Баба Варвара показала Роме и Рите дорогу домой. За это дала задание, которое нужно выполнить дома (выучить стишок и раскрасить ворона)
Ворон в черных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная, позолоченная.

XV. Итог.
– Какие звуки научились различать?
– Что понравилось на занятии?

XVI. Оценка.
– Молодцы! Умницы!

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]»

Лилия Зайнетдинова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]»

Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ».

Закрепление правильного произношения звуков «Р-РЬ» изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Развитие умения дифференцировать звуки Р-РЬ

Умение согласовывать существительные с числительными

Обогащение и активизация словаря

Формирование положительной мотивации к занятиям

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть изучаемые звуки, макет дерева, корзинки зеленого и синего цвета, массажный мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Раз, два, раз, два на занятие пора

Раз, два, три, раз, два, три

Думай, слушай и смотри (хлопки с логопедом)

2. Сюрпризный момент.

Сегодня к нам на занятие прилетела птица. Угадай кто.

Эта птица всем знакома

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (ворона)

3. Введение в тему. Характеристика и сравнение звуков.

Сегодня, я, ты и ворона поиграем со звуками. А с какими догадайся.

Назови картинки в верхнем ряду и определи первый звук в слове (река, репка, ресницы)

Назови картинки в нижнем ряду и определи последний звук (помидор, топор, шар)

С какими звуками мы будем играть? («Р» и «Рь»)

Что у них общего? (они оба согласные, звонкие)

Чем отличаются? («Р»твердый, «Рь» мягкий)

3. Дифференциация изолированных звуков.

Игра «Доскажи слово»

Сы… (р, снеги… (рь, пова (р, яко (рь, кома (р, фона (рь)

4. Дифференциация в слогах

Начинается игра – ра –ра – ра

Вот стоит ведро – ро – ро- ро

Летают комары – ры-ры-ры

Коза грызет кору –ру-ру-ру

Мы пришли сюда не зря – ря-ря-ря

Я играю во дворе – ре-ре-ре

Вот сидят снегири – ри-ри-ри

Я обед себе варю – рю-рю-рю

5. Дифференциация звука в словах.

Ворона приготовила тебе загадки. А подсказками тебе будут картинки.

Хватает клешней (рак)

Летом бежит, зимой спит

Весна настала- опять побежала (река)

Над рекою повисло (радуга)

Летом бежит, зимой спит

Весна настала- опять побежала (река)

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками (рюкзак)

Новая посудина, а вся в дырах (решето)

Игра «Собери урожай»

На нашем «Чудо-дереве» поспели разные фрукты и ягоды. Давай соберем урожай. В зеленую корзинку мы соберем фрукты и ягоды в названии которых звук «Р» мягкий (мандарин, абрикос, рябина, а в синюю корзинку, где звук «Р» твердый (груша, смородина, виноград, гранат)

Ворона – воображала и модница. Она очень любит наряжаться и смотреться в зеркало. Сосчитай сколько ожерельев и зеркал у вороны?

Игра с мячом ежиком

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

И сожму его немножко

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

6 Дифференциация во фразах

– как называют птенцов вороны? Пока ворона с нами играла, ее воронята выпорхнули из гнезда и потерялись. Надо помочь их найти. А вот и воронята.

(Проговаривание по слогам)) О-тыс-ка-ла во-ро-на во-ро-нят.

Повторить с вопросительной (утвердительной) интонацией.

7. Анализ занятия

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? С какими звуками мы сегодня играли?

Ворона прощается с тобой и дарит тебе на память фотографию.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: – развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; – развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, – развивать фонематический.

Читайте также:  Совместная деятельность В гостях у сказки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи» Задачи: Активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] – [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л – ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе. Цель: дифференциация звуков з – с. Задачи: 1. Упражнять в сравнении.

Автоматизация и дифференциация соноров
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

В гостях у крокодила

Скачать:

ВложениеРазмер
v_gostyah_u_krokodila.doc96 КБ
mnemotablitsa.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17

143444, Россия, Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково, тел. 8 (495) 669-42-51 _________________________________________________________________

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного к школе возраста по автоматизации и дифференциации звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. «В гостях у крокодила».

Форма организации совместной деятельности – подгрупповая. Составители конспекта: учителя-логопеды – Денисова Оксана Владимировна, Катанова Нина Михайловна

Автоматизация и дифференциация звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].

  • Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
  • Формировать лексико – грамматический строй;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Автоматизировать в свободной речи сонорные звуки;
  • Закреплять умение определять место звука в слове;
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Развивать умение понимать и выполнять простые и сложные инструкции;
  • Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, межполушарное взаимодействие;
  • Активизировать и актуализировать активный словарь;
  • Формировать положительные установки на участие в занятиях;
  • Формировать умение слушать сверстников и логопеда;
  • Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам);
  • Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • Воспитывать усидчивость;
  • Воспитывать контроль за собственной речью.

* У – учитель – логопед.

Детям предлагается стать полукругом, лицом к гостям и поздороваться

Развитие мелкой моторики.

Развитие зрительного и слухового внимания. Объявление темы занятия.

*У: Ребята, подойдите пожалуйста к песочнице. Вам нужно раскопать песок, чтобы найти, кто в нем спрятался. Будьте внимательны, вам нужно найти 9 игрушек.

В песочнице спрятаны игрушки крокодил; страус; тигр; леопард; зебра; мартышка; черепаха; жираф; слон. Дети ищут игрушки в песке и достают по одной.

*Р: Я достала слона.

*Р: Здесь спрятался леопард.

*Р: Я откопал зебру и т.д.

*У: Молодцы. Всех животных нашли. Отряхните их от песка. Проверьте, всех ли вы нашли. Их должно быть 9. (Дети считают фигурки до 9). Где живут все эти животные?

*Д: Эти животные живут в Африке.

*У: Правильно. А какой общий звук вы слышите в названиях этих животных: тиг р , ма р тышка, ст р аус, зеб р а, жи р аф?

*Д: Мы слышим звук [Р].

*У: Поставьте, пожалуйста, названные игрушки на стол.

Дети ставят игрушки на стол.

*У: А в слове че р епаха назовите звук, который я выделила голосом.

*Р: Мы слышим звук [РЬ].

*У: Поставьте черепаху на стол.

Ребенок ставит черепаху на стол.

*У: А какие общий звук вы слышите в названиях этих животных: с л он, крокоди л ?

*Д: Мы слышим звук [Л].

*У: Поставьте названные игрушки на стол.

Дети ставят игрушки на стол.

*У: А теперь, в слове л еопард, назовите звук, который я выделю голосом.

*Р: Мы слышим звук [ЛЬ].

*У: Поставьте леопарда на стол.

Ребенок ставит леопарда на стол.

*У: Повторите, какие звуки я вам выделяла голосом.

Дети произносят звуки [Р], [Л], [РЬ], [ЛЬ].

*У: Сегодня мы с вами поиграем с этими звуками, будем стараться правильно их произносить не только в словах, но и в свободной речи. Садитесь тихонечко на стульчики.

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.

*У: Животные не просто так пришли к нам в гости. Они очень любят играть со своими язычками. И каждый зверь подготовил для вас упражнение. Справитесь?

*У: Крокодил приготовил упражнение «Бегемотик». Он так же умеет широко открывать рот. Посмотрите, как. Повторите за мной. Рядом с игрушкой выкладывается карточка с картинкой нужного упражнения.

По алгоритму выполняются все упражнения: слон – «лягушка», зебра – «лошадка», мартышка – «блинчик», черепаха – «варенье», тигр – «чашечка», жираф – «парус», страус – «маляр», леопард – «дятел».

*У: Молодцы. Отлично язычки потренировали.

Упражнение «Какой крокодил?»

Работа над согласованиями существительных и прилагательных.

*У: Жил да был крокодил. И был он страшный – престрашный. И всё у него было страшное. Назовите, по очереди, части тела крокодила и скажите, какие они страшные. Я первая. Вот хвост. Какой у крокодила хвост? У крокодила страшный хвост.

*У: Какие у крокодила глаза?

*Р: У крокодила страшные глаза.

По алгоритму дети выполняют данное упражнение.

*У: Правильно. А самое страшное было то, что крокодил никогда не чистил свои страшные зубы, и глотал всё подряд.

Игра «Покорми крокодила»

Работа над построением предложения.

Работа над нахождением места звука в слове.

*У: Ребята, посмотрите, что же сегодня будет у крокодила на обед. Нужно брать по одному предмету и кормить крокодила.

*У: Я взяла то р т. В слове торт звук [Р] находится в середине слова. Я положила торт в пасть крокодилу.

На подносах лежат мелкие предметы по теме занятия (12 штук). Дети берут по одному предмету, кладут его в пасть крокодилу и озвучивают свои действия.

*Р: Я взял л имон. В слове лимон звук [ЛЬ] находится в начале слова. Я положил лимон в пасть крокодилу.

По алгоритму дети выполняют данное упражнение.

*У: Крокодил набрал целую пасть сладостей. И произошло то, что неизбежно должно было случиться. У него заболели зубы. Ой – ой – ой – ай – ай – ай – закричал крокодил. И характер у него окончательно испортился.

Упражнение «Деформированные предложения»

Развитие грамматического строя речи.

Развитие мелкой моторики.

Развитие межполушарного взаимодействия.

*У: Крокодил стал вредничать, и говорить так, чтобы его не поняли.

Ребята, исправьте крокодила. А чтобы было интереснее, вам нужно будет не только сказать предложение правильно, но и пройти лабиринт, работая двумя руками одновременно.

*У: Торт съел Машу.

*Р: Маша съела торт. ( Одновременно ребенок проходит лабиринт двумя руками).

По алгоритму дети выполняют данное упражнение:

Речка плавает в Егоре.

Песочек играет в Милю.

Платье надело Машу.

Шарику купили Егора.

Коктейль выпил Милю.

Цирк ходил в Машу.

Кран открыл Егора.

Лыжи катались на Миле.

*У: Молодцы, справились со сложным заданием.

Упражнение с мячом

Работа над фонематическим слухом.

Развитие внимания и крупной моторики.

*У: А крокодил все не унимается. Он взял мяч и стал им кидаться, и коверкать слова. Попробуй поймай! Попробуй исправь!

Учитель-логопед бросает мяч детям и произносит слова с неправильно произнесенными звуками (лобот-робот, самоёт – самолет, ампа – лампа, пьяник – пряник).

*У: Продолжает крокодил вредничать, уж очень сильно у него болят зубы!

Упражнение «Помоги крокодилу»

Развитие грамматического строя речи.

*У: Но тут прилетела птичка Тари. Ребята, кто тут плачет?

*Д: Крокодил плачет.

*У: А почему крокодил плачет?

*Д: У крокодила болят зубы (варианты ответа детей: крокодил глотает всё подряд; крокодил не чистит зубы, и т.д.).

*У: Тогда нужно ему почистить зубы. Помогите мне. Я начну, а вы продолжите. Обращаясь к крокодилу: Открывай пасть и не вздумай её закрывать!

*У: Я достала из пасти крокодила яблоко.

*Р: Я достал из пасти крокодила грушу.

По алгоритму дети выполняют данное упражнение.

*У: Почистили мы зубы крокодилу, и они перестали болеть. Крокодил так долго держал свою пасть открытой, что никак не может сам ее закрыть. Помогите крокодилу. (Дети нажимают на зубы крокодилу, пока пасть не захлопнется).

Упражнение «Собери животное»

Развитие внимания и крупной моторики.

*У: Крокодил так обрадовался, что решил, в знак благодарности, поиграть с вами в одну очень интересную игру, которая называется: «Собери животное». А для этого нам понадобится X-Box, который находится в музыкальном зале.

Дети проходят в музыкальный зал.

*У: Ребята, на экране появятся части животного, которое вы должны собрать в одно целое.

Дети по очереди собирают животных и называют их.

*У: Понравилось крокодилу как вы играли, и он решил, что с друзьями жить веселее. И характер у крокодила стал просто замечательный, прямо как в стихотворении Виктора Шендеровича «Зеленая мечта». Хотите послушать это произведение?

*У: Если б мама разрешила,
Завести бы крокодила,
И отмыла бы от ила,
И назвала бы – Гаврила!

Был бы он совсем не грубый:
Мыл бы уши, чистил зубы
И соседке Марьиванне,
Строил глазки, лёжа в ванне.

Он бы кушал всё подряд-
Кашу с маслом, мармелад,
Соль, баранки, апельсины,
Дядю Пашу, тётю Зину,
Я б гулять его водила. .

Плохо жить без крокодила!

*У: Понравилось вам стихотворение?

*Д: Да, понравилось.

*У: О чем это стихотворение?

*У: Есть ли в этом стихотворении слова, которые вам незнакомы?

*Д: Ответы детей. Незнакомые слова объясняются учителем-логопедом.

*У: А теперь мы с вами прочитаем это стихотворение с помощью картинки-подсказки. Читаем стихотворение построчно с опорой на мнемотаблицу.

*У: Попробуйте сами рассказать мне и нашим гостям это стихотворение с опорой на картинки, а я буду вам помогать. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

*У: Какие вы молодцы! У вас все получилось!

*У: Ребята, вспомните, что мы с вами сегодня делали на занятии?

*У: А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

*У: А были ли у вас трудности?

*У: Крокодилу очень понравилось с вами на занятии, вы все молодцы и крокодил хочет сделать вам подарок. Посмотрите, что у него в пасти? (мармелад в виде животных в пасти у крокодила).

Оборудование для организации совместной деятельности педагога и детей

Интерактивная песочница, фигурки животных: крокодил; страус; тигр; леопард; зебра; мартышка; черепаха; жираф; слон.

Настенное зеркало, картинки упражнений для артикуляционной гимнастики: «лошадка», «блинчики», «вкусное варенье», «чашечка», «бегемот», «слон», «парус», «маляр», «дятел».

Упражнение «Какой крокодил?»

Крокодил с большой пастью.

Игра «Покорми крокодила»

Крокодил с большой пастью, четыре тарелочки, мелкие игрушки еды: торт, мороженное, груша, помидор, огурец, перец, репка, леденец, лимон, апельсин, шоколад, клубника, яблоко.

Упражнение «Деформированные предложения»

Доски для межполушарного взаимодействия.

Упражнение с мячом

Упражнение «Помоги крокодилу»

Маленькая птичка, крокодил с большой пастью, четыре тарелочки, мелкие игрушки еды: торт, мороженное, груша, помидор, огурец, перец, репка, леденец, лимон, апельсин, шоколад, клубника, яблоко.

Упражнение «Собери животное»

X-Box 360, экран, ноутбук.

Мнемотаблица на бумаге, мнемотаблица на экране.

Крокодил с большой пастью, пакетики с мармеладом «Животные Африки».

  1. Е.М. Косинова, Артикуляционная гимнастика, Москва, издательство Эксмо, 2007 год.
  2. Б.В. Заходер, Ма-Тари-Кари, издательство «Нигма», 2012 год.
  3. Мультипликационный фильм «Птичка Тари», 1976 год.
  4. В. Шендерович «Зеленая мечта» из сборника стихотворений «Тяжело без крокодила», Москва, издательство «КомпасГид», 2014 год.
  5. Картинки для мнемотаблицы: https://yandex.ru/images/

МБДОУ детский сад №17, Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков “Л” и “ЛЬ” в игровой форме.

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ.

Данный материал представлен в виде индивидуальных карточек, которые могут использоваться логопедом как на индивидуальных занятиях, так и родителями во время закрепления поставленных звуков в домашних .

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, .

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации звука [Р]» и «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л’]» служат до.

Методическая разработка рекомендована для занятий с детьми группы НПОЗ.

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з.

Портал педагога

Автор: Щепотько Регина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР – детский сад “Кораблик”
Населённый пункт: Тверская область, г. Удомля
Наименование материала: Конспект
Тема: Дифференциация и автоматизация звуков Р и РЬ в словах
Дата публикации: 23.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 2 класса на тему:
«Дифференциация и автоматизация звуков

Р и РЬ в словах»

занятия:
закрепление правильного произнесения звуков Р и РЬ в словах, подготовка мышц языка к постановке свистящих звуков (массаж); развитие самоконтроля за поставленными звуками; учить соотносить мимические и пантомимические этюды с конкретными ситуациями; умение правильно применять притяжательные местоимения; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование:
карточки-картинки; речевые профили звуков Р и РЬ; карточки с заданиями; простой карандаш и лист бумаги размера А3; бинт, вата, спирт, влажные очищающие салфетки для рук, «вилочковый» зонд и зонд №1; «святящееся» табло. Ход занятия I. Организационный момент Объяснение темы и цели занятия. II. Массаж мышц лицевой мускулатуры игольчатым валиком. Массируемые мышцы (ребёнок выполняет самостоятельно). Массируем: – круговую мышцу рта; – мышцу, опускающую угол рта; – мышцу, поднимающую угол рта; – мышцу, опускающую нижнюю губу; – мышцу, поднимающую нижнюю губу; -подбородочную мышцу. III. Массаж языка логопедом при помощи марлевых салфеток и зондов. Массируемые мышцы: поперечная, подъязычно-язычная, нижняя продольная, хрящеязычная, шилоязычная. IV. Самомассаж (ребёнком) языка при помощи марлевого жгута и зондов. Игровые ситуации: 1. Салфеткой – «Пила», «Силачи». 2. Зондом – «Капли дождя», «Бороздки» (прямые и извилистые). V. Психогимнастика. Подвижная игра «Превращения». Раз, два повернись и в животных превратись. – Изобрази сердитого леопарда. Как он грозно рычит? (Р-Р-Р) – Изобрази добрую кошечку. Как она мурлычет ласковую песенку? (Мур-р-р). – Изобрази непоседливую ворону. Как она кричит? (Кар-р-р). Каждый персонаж показывается на карточке-картинке. Вопрос: Какой звук мы слышим чаще? (Р) VI. Характеристика звука Р. Какой он?  Радостный или грустный?  Гласный или согласный?  Место образования. (язычный)  Способ образования (дрожащий).  Каким цветом обозначаем? (синим) VII. Задание на развитие внимания. 1. Помоги колобку и составь слова из слогов (кор-зи-на, но-со-рог, му-хо-мор). 2. Впиши отличающиеся буквы друг от друга в пустые клетки. Прочитай слово. (Ракета) VIII. Работа с речевым профилем. 2
Мы изображали животных, которые произносят Р твёрдо. А есть животные, птицы, которые этот звук произносят мягко. Но для того, чтобы мы им могли подражать посмотрим, что происходит с язычком. (работа с речевым профилем). IX. Психогимнастика. Раз, два повернись и в животных превратись. 1. Изобрази довольного поросёнка. Как он визжит? (Хрю) 2. Изобрази крикливого петушка. Как он кричит? (ку-ка-ре-ку) 3. Изобрази шустрого воробья. Что он произносит? (чик-чи-рик) X. Голосовая дорожка. Закрепим произношение твёрдого звука Р и мягкого звука РЬ. Догадайся, почему буквы обозначены разными цветовыми кружками? Значит, как мы будем произносить Р и РЬ? XI. Задание на развитие внимания – «святящееся» табло. 1. а) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. ( В двух картинках из шести звук Р произносится мягко) б) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. (В двух картинках из шести звук Р произносится в начале слова) в) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. (В двух картинках из шести звука Р словах нет) 2. По карточке Называется слово. Нужно поменять в слове первый звук на Р или РЬ. бис – сечь – печка – писк- пешка- зябь- кепка – лека- дом- хобот – пугать – кот- мак- танец – мычать – высь – нога – пыжик – козы – мука – 3.Задание на развитие самоконтроля. К предметным словам-картинкам подобрать притяжательные местоимения МОЯ, МОЙ. (Корова, груша, кровать, грузовик, воробей, сковорода, крыша, кролик) XII. Задание «Рычащая картинка» Можешь догадаться, почему так называется задание? Мы будем создавать картину из слов, в которых есть звуки Р или РЬ И эти слова зарисовывать простым карандашом на листе бумаги (эскиз) Вспомни стихотворение, которое было задано на дом (выучить) – «Радуга». Зарисуй слова со звуком Р на листе бумаги. В небе гром, гроза, закрывай глаза. Дождь прошёл, трава блестит. В небе радуга стоит. XIII. Задание на развитие воображения. Домашнее задание. 1. Из «Рычащей картины» выписать все слова со звуком Р и РЬ в два столбика. 2. Составить сказку рассказ о том, как воробей подружился с вертолётом. XIV. Подведение итогов занятия. 3

Читайте также:  Мнемотехника для формирования связной речи
Ссылка на основную публикацию